Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статистика дошкольных образовательных учреждений

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политические деятели, чиновники Министерства образования и науки, ученые, занимающиеся разработкой и внедрением стандартов в массовую практику детских садов, обращают особое внимание на опасность превращения стандартизации в унификацию содержания. В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья… Читать ещё >

Статистика дошкольных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа по статистике на тему Статистика дошкольных образовательных учреждений

Аннотация

Тема курсовой работы статистика дошкольных образовательных учреждений. Данная тема актуальна сейчас и будет оставаться такой всегда, так как она на прямую связана с детьми — будущим наше планеты. В данной курсовой работе проведен анализ состояния дошкольного образовании. Для этого курсовая была разделена на две: части теоретическую и практическую.

Теоретическая часть представлена следующими пунктами:

1. Анализ отрасли

2. Финансирование сферы дошкольного образования

3. Государственные образовательные стандарты

4. Система показателей статистики дошкольного образования

В практической части с помощью статистических методов проводится изучение и анализ данных по дошкольному образованию, а именно:

сводка и группировка информации;

графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области.

расчет средних величин для дошкольного образования анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях за 2008;2013 годы корреляционный анализ;

расчет показателей вариации;

расчет коэффициентов и индексов для дошкольного образования

1. Характеристика дошкольного образования

Дошкольное воспитание это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество — важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребенок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.

1.1 Анализ отрасли

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды (табл.1):

· детский сад;

· детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

· детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

· детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

· детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

· центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В России функционирует 47,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 4423 тыс. детей. Разнообразна форма собственности дошкольных образовательных учреждений (см. табл.2).

Дошкольные образовательные заведения действуют на основе Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19.09.2006 г.

Таблица 1

Распределение дошкольных учреждений в России по назначению

Число учреждений

Учреждения обще-развивающего назначения

;

;

;

;

;

;

Учреждения ухода, присмотра и оздоровления

Учреждения компенсирующего назначения

Учреждения комбинированного назначения

;

Детские сады

;

;

Детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников

;

;

Центры развития ребёнка

;

;

Учреждения компенсирующего назначения с группами компенсирующего назначения из них:

для детей с нарушением слуха для детей с нарушением речи (при сохранном слухе) для детей с нарушением зрения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата санаторного типа для детей с туберкулёзной интоксикацией других профилей

По решению Минобразования России с 2008 по 2011 гг. проводился Всероссийский эксперимент по созданию и введению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений на основе бесплатного кратковременного пребывания воспитанников. Это так называемые «группы развития», где детей, не посещающих детский сад, готовят к школе по различным методикам. ДОУ новых моделей не будут составлять альтернативы уже имеющимся. Они могут существовать наряду с ними, предоставляя родителям новые возможности для выбора доступных и качественных образовательных услуг.

Таблица 2. Распределение ДОУ по форме собственности

Форма собственности

Число ДОУ, %

Число детей в ДОУ, %

государственная собственность

11.7

12.7

муниципальная собственность

80.2

80.0

частная собственность

4.7

2.4

другие формы собственности (общественных объединений, смешанная)

3.4

4.9

Продолжается совершенствование содержания дошкольного образования. Сегодня дошкольные учреждения могут работать по любой из 28 программ, имеющих гриф Министерства образования России.

В марте 2011 г. создан Совет по дошкольному образованию — коллегиальный совещательный орган Минобразования России, что поможет определить приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования; разработать меры по обеспечению условий, способствующих общедоступности дошкольного образования; обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.

1.2 Финансирование сферы дошкольного образования

Одним из важнейших факторов эффективного функционирования сферы дошкольного образования является уровень и структура финансирования этой отрасли государством. Основной источник финансирования дошкольного образования — консолидированный бюджет. Основная часть расходов на дошкольное образование в Российской Федерации приходится на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Доля федерального бюджета в расходах на дошкольное образование ничтожно мала (табл. 3). В структуре расходов консолидированного бюджета на детское дошкольное образование (табл. 4) отчисления из федерального бюджета составляют около 1%, из бюджетов субъектов Российской Федерации — 18%, из местных бюджетов — 81%. Таким образом, детское дошкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов.

Таблица 3

Структура расходов на образование федерального бюджета России

Год

Образование всего

Дошкольное образование

Доля расходов на дошкольное образование, %

48 803 232,6

462 349,8

0,95

80 088 334,7

542 373,0

0,68

97 672 008,7

1 139 085,2

1,17

117 791 867,0

802 607,3

0,68

155 337 962,7

3 812 334,2

2,45

Таблица 4/ Общие и удельные расходы консолидированного бюджета России на дошкольное образование

Показатели

Общие расходы бюджета (млрд. руб. в год)

42,7

60,7

70,7

91,4

Численность обучающихся (тыс. чел.)

Расходы на одного обучающегося (руб. в год)

Бюджетные средства, поступающие в дошкольные учреждения, составляют приблизительно 15% от всех расходов бюджета на образовательную систему и около 0,5% валового внутреннего продукта страны.

В прошлом государство вообще сняло с себя полномочия по финансированию образовательных учреждений (исключение составили лишь те, которые находятся в федеральном подчинении). Эти полномочия делегируются местным властям: школы и учреждения дополнительного образования регионального подчинения передаются под опеку региональных властей, а детские сады финансируются теперь исключительно муниципалитетами. Таким образом, каждый город или другой населенный пункт будут самостоятельно изыскивать средства для финансирования дошкольных образовательных учреждений, определять объем этих средств, а значит, решать вопросы о необходимом количестве детских садов, качестве их организационной и содержательной работы и т. д.

Сейчас удельные затраты на содержание и образование одного воспитанника детского сада оказываются незначительными. Так, стоимость содержания одного ребенка в день в городе Брянске составляет 120 руб. В эту сумму включаются расходы на заработную плату обслуживающего персонала вместе с начислениями на фонд оплаты труда, оплата коммунальных услуг, капитальные вложения в основные фонды, а также другие затраты. Родительская доля, которая составляет 13−15% от номинальных затрат на содержание одного ребенка полностью направляется на организацию питания воспитанников. До сих пор эта плата регулировалась Постановлением Верховного Совета РСФСР и не должна была превышать 20% от общей стоимости затрат на пребывание ребенка в ДОУ. Теперь, согласно новому законодательству, муниципалитеты получат право самостоятельно устанавливать размер родительской платы, которая станет определенной компенсацией расходов муниципального бюджета за содержание дошкольных образовательных учреждений. Сложившаяся ситуация неизбежно приведет к стремительному повышению размера родительской платы за детский сад. Увеличение размера родительской платы может привести к оттоку детей из системы дошкольного воспитания. Учитывая низкий уровень платежеспособности населения, важно сохранить традиционную для детских садов функцию социальной защиты семьи и ребенка.

Назрела необходимость в разработке нормативов бюджетного финансирования детских садов с учетом вида и категории, а также механизма дифференциации родительской платы, адресной помощи малообеспеченным и социально-незащищенным семьям.

Финансирование дошкольных учреждений является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания детей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания). Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы.

В целях реализации государственной политики в области образования президентом Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № 51-ФЗ была утверждена Федеральная программа развития образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Сроки реализации Программы — 2009;2005 годы. Главная цель Программы — «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования».

Другая Федеральная целевая программа — «Дети России» на 2012;2006 годы, разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2011 г. № 292-р, включает в себя пять подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Целью данной Программы является «формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

детский образовательный стандарт обеспеченность

1.3 Государственные образовательные стандарты

С 2003 — 2004 гг. начался широкомасштабный российский эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов и организации процедур аттестации и аккредитации детских садов. Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образования.

Политические деятели, чиновники Министерства образования и науки, ученые, занимающиеся разработкой и внедрением стандартов в массовую практику детских садов, обращают особое внимание на опасность превращения стандартизации в унификацию содержания. В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры. Выбор содержания основывается на возрастном подходе, который определяется психологическим возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями.

В российских стандартах дошкольного образования заложены основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования. Они обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к школе и включают развитие любознательности, умственных и художественных способностей, творческого воображения и коммуникативных умений. При этом обучение возможно только в специфических для дошкольного детства видах деятельности.

В соответствии с Законом об образовании каждое образовательное учреждение, в том числе дошкольное, должно реализовать государственный образовательный стандарт. Для подтверждения этого учреждение должно проходить процедуру государственной аккредитации, получать лицензию, т. е. право на образовательную деятельность. Ее содержание оценивается с помощью процедуры аттестации как экспертизы соответствия содержания и организации педагогического процесса в детском саду дошкольному образовательному стандарту. Таким образом, процедуры государственной аттестации и аккредитации выступают в качестве основных механизмов контроля за качеством образования. Результаты аккредитации и аттестации фиксируются в присвоении дошкольному образовательному учреждению категории, которая напрямую связана с его финансированием. В этой связи имеет место дифференцированное финансирование дошкольных учреждений, содержащихся за счет средств местного бюджета. Повышенная категория детского сада предполагает его повышенное финансирование.

1.4 Система показателей статистики дошкольного образования

К основным показателям статистики дошкольного образования можно отнести:

Материальная база образовательных учреждении — комплекс зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса.

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей) — отношение числа мест в дошкольных учреждениях к численности детей в возрасте 1−6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.

Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями (коэффициент охвата дошкольным образованием населения в возрасте 1−6 лет) отношение численности детей, посещающих дошкольные учреждения, и численности детей в возрасте 1−6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (количество детей на 100 мест) — отношение числа мест в дошкольных учреждениях к численности детей в них (коэффициент доступности).

2. Практическая часть

2.1 Сводка и группировка

Важнейшим этапом любого статистического анализа является сводка и группировка.

Сводка — это комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Основным методом статистической сводки выступает группировка.

Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным признакам. Существует три вида группировок:

1. Типологическая

2. Структурная

3. Аналитическая

Для определения оптимального числа групп для большой совокупности применяется формула Стерджесса:

n = 1+3,322*lgN

где N = 33 — число единиц совокупности.

n = 1+3,322lg33 = 6

Величина интервала R:

R = Xmax — Xmin ,

где Xmax, Xmin — наибольшее и наименьшее значение признака.

R = 2241 — 114 = 2127

Шаг в интервалах (h):

h = R / n

h = 2127 / 6 = 354,5

Результаты группировки приведены в таблице 6.

Таблица 5. Число дошкольных учреждений в Центральном и Приволжском федеральных округах (на конец года)

Регион

Число дошк. учр., 2008

Число дошк. учр., 2009

Число дошк. учр., 2010

Число дошк. учр., 2011

Число дошк. учр., 2012

Число дошк. учр., 2013

Российская Федерация

1.Белгородская область

2.Брянская область

3.Владимирская область

4.Воронежская область

5.Ивановская область

6.Калужская область

7.Костромская область

8.Курская область

9.Липецкая область

10.Московская область

11.Орловская область

12.Рязанская область

13.Смоленская область

14.Тамбовская область

15.Тверская область

16.Тульская область

17.Ярославская область

18.г. Москва

19.Республика Башкортостан

20.Республика Марий Эл

21.Республика 22. Мордовия

22.Республика Татарстан

23.Удмуртская Республика

24.Чувашская Республика

25.Кировская область

26.Нижегородская область

27.Оренбургская область

28.Пензенская область

29.Пермская область (включая Авт. округ)

30.Коми-Пермяцкий автономный округ

31.Самарская область

32.Саратовская область

33.Ульяновская область

Таблица 6. Распределение регионов по числу дошкольных учреждений

Распределение регионов по числу дошкольных учреждений

114−468,5

468,5−823

823−1177,5

1177,5−1532

1532−1886,5

1886,5−2241

регионы

6,8,9,11,13, 14,20,21,28, 30

1,2,3,4,5,7, 12,15,16, 17,24,33

23,25, 27,31, 32

10,18, 19,22

Итог

регионы

2,6,8,9,11, 12,13,14,20,21,24,28,30

1,3,4,5,7, 15,16,17, 25, 33

23,27, 31,32

10,18,

19,22

Итог

регионы

2,6,7,8,9,11, 12,13,14,20, 21,24,28,30

1,3,4,5,15, 16,17,23,25,33

27, 31,32

10,18,19,22

Итог

регионы

2,5,6,7,8,9,11,12,13,14,20, 21,24,28,30, 33

1,3,4,15,16, 17,25,31

27,23, 32

10,18, 19,22

Итог

регионы

2,5,6,7,8,9, 11,12,13,14,20,21,24,28,30,33

1,3,4,15,16, 17,23,25,31

27,32

26, 29

_

10,18, 19,22

Итог

регионы

2,5,6,7,8,9, 11,12,13,14,20,21,24,28,30,33

1,3,4,15,16, 17,23,25,31

27,32

26, 29

_

10,18, 19,22

Итог

2.2 Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области

Статистические графики — условное изображение числовых величин и их соотношений посредством геометрических фигур и линий или географических картосхем.

Виды статистических графиков:

1. По форме графического образа

2. По способу построения (диаграммы и статистические карты)

Наиболее распространенные виды диаграмм это линейные и столбиковые диаграммы. Они применяются для отображения практически любых статистических величин.

По данным, приведенным в таблицах 7 и 8, построим диаграммы.

Таблица 7. Число дошкольных учреждений по Брянской области (на конец года, единиц)

годы

Число дошкольных учреждений

Рис. 1 Число дошкольных учреждений по Брянской области по годам

Таблица 8 Число дошкольных учреждений в городе Брянске (на конец года, единиц)

годы

Число дошкольных учреждений

Рис. 2 Число дошкольных учреждений в городе Брянске по годам

Из приведенных выше графиков ясно видно, что с каждым годом число детских садов ив области и в городе уменьшается. Можно также отметить, что за последние годы число закрытых ДОУ стало уменьшаться и можно надеяться, что в скором времени детские сады не только перестанут закрывать, но и начнут открывать новые.

2.3 Расчет средних величин для дошкольного образования

Средняя — это обобщающая числовая характеристика изучаемого количественного признака по всем единицам статистической совокупности. Сущность средней величины в том, что в ней взаимопогашаются отклонения значений признаков, которые обусловлены действием случайных факторов и учитывают изменения, вызванные основными факторами.

В статистике применяются степенные и структурные средние. К степенным средним относятся следующие виды: арифметическая, гармоническая, хронологическая, квадратическая, геометрическая. Структурные средние представлены модой и медианой.

2.3.1 Cреднее число дошкольных учреждений и численность детей в них в период с 2008 по 2013 годы

Средняя арифметическая применяется, если известны значения усредняемого признака и количество единиц совокупности с определенным значением признака.

Средняя арифметическая бывает простой и взвешенной.

Простая применяется тогда, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.:

Таблица 9. Число дошкольных учреждений и численность детей в них (на конец года)

Регион

Число дошк. учр., 2008

Число дошк. учр., 2009

Число дошк. учр., 2010

Число дошк. учр., 2011

Число дошк. учр., 2012

Число дошк. учр., 2013

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2008

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2009

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2010

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2011

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2012

Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2013

Российская Федерация

4224,9

4246,3

4267,3

4321,27

4422,57

т. е. среднее число дошкольных учреждении в РФ в период с 2008 года по 2013 год составило 41 990, средняя численность детей в дошкольных учреждениях РФ — 4290,89 тыс.чел.

Таблица 10. Расходы консолидированного бюджета России на дошкольное образование

Показатели

Численность обучающихся (тыс. чел.)

Расходы на одного обучающегося (руб. в год)

По таблице 10 рассчитаем средние расходы на одного обучающегося за период с 2010 года по 2013 год, для этого используем среднеарифметическую взвешенную:

Рассчитав получим 15 384,4 руб. в год на одного обучающегося.

2.3.2 Мода

Мода — наиболее часто встречающаяся в ряду распределения варианта. Она дает представление о центре распределения вариационного ряда.

Для дискретного ряда модой является варианта, обладающая наибольшей частотой.

При исчислении моды для интервального ряда вначале необходимо определить модальный интервал, в пределах которого находится мода, а затем по формуле (формула приведена ниже) определить модальное значение признака.

Где _ нижняя граница модального интервала;

_ величина интервала;

_ частота модального интервала;

_ частота интервала, предшествующего и следующего за интервалом.

2.3.3 Медиана

Медиана — это вариант, который приходится на середину вариационного ряда. Медиана делит ряд на две равные части — со значением признака меньше медианы и со значением признака больше медианы. В интервальных рядах она характеризуется тем, что равна накопленной сумме частот, равной или превышающей полусумму всех частот ряда. Значение медианы определяется по формуле:

Где x0 — нижняя граница медианного интервала;

h — величина интервала;

?f — сумма частот или число членов ряда;

Sm-1 — сумма накопленных частот, интервалов, предшествующих медиане;

fm — частота медианного интервала.

Из таблицы 11 получаем:

Мо=2005

Ме=2005

М0 = 2005, т.к. эта варианта имеет наибольшую частоту (38 123 349,2).

Таблица 11

Расходы на дошкольное образование федерального бюджета России

Год

Дошкольное образование

462 349,8

542 373,0

1 139 085,2

802 607,3

3 812 334,2

Для расчета медианы найдем полусумму частот, затем определим варианту, в пределах которой лежит данная частота:

6 758 749,5/ 2 = 3 379 374,75, тогда Ме = 2005.

2.3.4. Показатели вариации для дошкольных учреждений

Наряду со средними значениями в статистике применяются показатели вариации, характеризующие отклонение отдельных признаков от общей средней.

К показателям вариации относятся:

1. Размах вариации — наиболее простую меру колеблемости:

2. среднее линейное отклонение d (средняя арифметическая абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической):

3. Дисперсия (средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины):

;

4. среднее квадратическое отклонение? (обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности):

;

5. коэффициент вариации (выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической):

;

6. коэффициент осцилляции:

Таблица 12. Число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (на конец года)

Регион

Число дошк. учр., 2013

Расчетные столбцы

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Рассчитаем показатели вариации по таблице 12 и получим следующие результаты:

R=1312−132=1180

. Т.к. коэффициент вариации равен 85% следовательно, совокупность неоднородна.

2.4 Выборочное наблюдение

Статистика имеет дело с массовыми совокупностями, поэтому статистические исследования очень трудоемки. Следовательно, целесообразна замена сплошного наблюдения выборочным.

Выборочное наблюдение — это такое несплошное наблюдение единиц изучаемой совокупности отобранных случайным образом.

Целью выборочного наблюдения является получение обобщающих показателей генеральной совокупности на основе выборочных характеристик (средних и относительных).

При выборочном наблюдении надо учитывать, на сколько обобщающая характеристика генеральной совокупности отличается от соответствующей характеристики выборки, то есть ошибку выборочного наблюдения

Для проведения расчетов необходимо оговорить определенные условия проведения исследования:

1. Коэффициент доверия (t)

2. Средняя ошибка репрезентативности ()

3. Среднее квадратическое отклонение (?) и т. д.

Пример: В городе проживает 1500 матерей одиночек с одним ребенком в возрасте от 1 года до 6 лет. Планируется провести безповторную случайную выборку для выявления числа детей посещающих детский сад, при средне квадратическом отклонении равном 25 человек.

Необходимо определить объем выборки при котором предельная ошибка не будет превышать 5 человек с вероятностью: 1) 0,683; 2) 0,954; 3) 0,997.

Решение.

Предельная ошибка выборки при бесповторном отборе рассчитывается по следующей формуле

Выразим отсюда выборочную совокупность

a) Ф (t)=0,683 t=1

b) Ф (t)=0,954 t=2

c) Ф (t)=0,997 t=3

Полученные результаты показывают, что чем более достоверными должны быть результаты выборочного наблюдения, тем больше должен быть размер выборки.

2.5 Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях за 2008;2013 годы

Ряд динамики — последовательность одноименных показателей, расположенных в хронологическом порядке и характеризующих развитие изучаемого явления. Уровни ряда могут задаваться абсолютными, относительными и средними величинами.

Аналитические показатели характеризуют изменение уровней ряда в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В случае, когда сравнение проводится с периодом времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели (с постоянной базой сравнения). Если же сравнение производится с периодом времени, непосредственно предшествующим отчетному, то говорят о цепных показателях (с переменной базой сравнения).

Абсолютный прирост характеризует темпы увеличения или уменьшения исследуемого явления за определённый промежуток времени.

а) цепной б) базисный

Темп роста — отношение данного уровня явления к предыдущему (цепной темп роста) или начальному (базисный темп роста) выраженное в процентах.

а) цепной б) базисный

Темп прироста — отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженному в процентах. Темп прироста можно рассчитать по данным о темпе роста, для этого от темпа роста необходимо отнять 100 или от коэффициента роста 1.

а) цепной б) базисный

Абсолютное значение одного процента прироста — отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

Рассчитаем основные показатели рядов динамики на основании данных, приведенных в таблице 13.

Таблица 13. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) в РФ

Число детей на 100 мест

Таблица 14. Динамика обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)

годы

численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

;

;

;

;

;

;

;

103,8

103,8

3,8

3,8

0,789

101,2

105,1

1,2

5,1

0,83

103,6

108,9

3,6

8,9

0,83

102,3

111,4

2,3

11,4

0,87

104,5

116,5

4,5

16,5

0,89

Судя по полученным данным, число детей приходящихся на 100 мест в детском саду с каждым годом неуклонно растет. Так с 2008 года прирост составил 16,5%. Исходя из данных, рассчитанных в таблице 14, можно сделать вывод, что рост не прекратится, а только ускорится, и в скором времени мест в ДОУ будет не хватать.

Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явления. С этой целью ряды динамики подвергаются обработки одним из следующих методов:

1. Приведение рядов к одному основанию.

2. Разбивка ряда на короткие периоды.

3. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних.

4. Метод аналитического выравнивания.

1. Приведение ряда к одному основанию. Суть этого метода в том, что показатели каждого ряда выражаются в % к первому или любому другому члену ряда.

Из таблицы 15 видно, что численность детей приходящихся на 100 мест в ДОУ с каждым годом растет, причем как в городах, так и в сельской местности.

Таблица 15. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)

всего

город

село

В % к 2008 году

всего

город

село

103,8

103,5

103,3

105,1

105,9

108,3

108,9

108,2

111,7

111,4

111,8

116,5

116,5

2. Разбивка ряда на короткие периоды. Для выявления тенденций длинных колеблющихся рядов их разбивают на более короткие периоды, а затем определяют уровень по каждому периоду.

3. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних применяют с целью сглаживания колеблемостим, вызванной действием случайных величин.

Таблица 16. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)

год

число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях

Подвижные средние

за два года

за три года

80,5

81,3

82,5

83,7

84,5

85,7

88,7

Иллюстрация действия данного метода представлена на рисунке 3. На графике заметно постепенное сглаживание линий.

Рис. 3. Метод скользящих средних

4. Метод аналитического выравнивания. Суть этого метода заключается в нахождении такого уровня плавного движения ряда, который, приближаясь к первоначальному (эмпирическому ряду), будет наиболее полно характеризовать основную тенденцию динамики. Для этого уровни ряд у условно рассматриваются как функция времени t, а фактические уровни ряда заменяются такими теоретическими, которые наименее отклоняются от эмпирических. Выравнивание происходит по методу наименьших квадратов.

В зависимости от года t число детей приходящихся на 100 мест в ДОУ изменяется по закону:

Yтеор. = a0+a1t

где a0, a1 — параметры уравнения регрессии.

Найдем параметры уравнения регрессии, решив систему уравнений, составленную по методу наименьших квадратов:

Промежуточные значения расчетов приведены в таблице 17.

Таблица 17

год

число детей приходящихся на 100мест в ДОУ

t2

t*y

Yтеор

78,857

82,314

83,771

86,228

88,685

91,142

Итог

510,997

Значит Yтеор.=76,4 + 2,457t

Полученные данные изображены на рисунке 4.

Линия Yтеор., сглаживая колебания конкретных значений уровня, четко отображает неуклонный рост числа детей приходящихся на 100 мест в ДОУ.

Рис. 4. Фактическое и расчетное число детей приходящихся на 100мест в ДОУ

2.6 Корреляционный анализ

Корреляция — это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Основными задачами корреляционного анализа является определение формы и количественной характеристики связи, количественное определение тесноты связи между двумя признаками.

Если связь линейная, то теснота связи оценивается линейным коэффициентом корреляции:

Исследование взаимосвязи числа родившихся и численности детей в ДОУ проведем на основе данных приведенных в таблице 18.

Таблица 18. Число родившихся и численность детей в ДОУ

Год

родившихся, тыс чел. (X)

Числ-ть детей в ДОУ, тыс. чел., (Y)

1311,6

4246,3

1397,0

4267,3

1477,3

4321,27

1502,5

4422,57

ИТОГ

5688,4

25 745,34

Предположим, что форма взаимосвязи этих показателей является линейной, т. е. ее можно представить в виде: у=а0+а1х, где х — число родившихся, у — число детей в ДОУ.

Определим параметры уравнения регрессии, для этого используем метод наименьших квадратов.

Расчеты приведены в таблице 19.

Таблица 19

Год

x

y

xy

Y

1311,6

4246,3

1 720 294,56

5 569 447,08

4315,3556

1397,0

4267,3

5 961 418,1

4314,587

1477,3

4321,27

2 182 415,29

6 383 812,171

4313,8643

1502,5

4422,57

225 706,25

6 644 911,425

4313,6375

ИТОГ

5688,4

17 257,44

6 080 025,10

24 559 588,78

17 257,4444

Итак, уравнение регрессии имеет вид:

Рис. 5. График регрессии

Определим тесноту связи между числом родившихся и численностью детей в ДОУ, для этого вычислим линейный коэффициент корреляции. Расчеты представлены в таблице 20.

Таблица 20

X

Y

1311,6

4246,3

— 110,5

— 68,06

7520,63

12 210,25

4632,1636

1397,0

4267,3

— 25,1

— 47,06

1181,206

630,01

2214,6436

1477,3

4321,27

55,2

6,91

381,432

3047,04

47,7481

1502,5

4422,57

80,4

108,21

8700,084

6464,16

11 709,4041

5688,4

17 257,44

17 783,35

22 351,46

18 603,9594

Полученное значение линейного коэффициента корреляции говорит о наличии высокой прямой связи между изучаемыми явлениями, т. е. при увеличении числа родившихся увеличивается и численность детей в ДОУ и, наоборот, с уменьшением числа родившихся уменьшается и численность детей в ДОУ.

2.7 Расчет коэффициентов для дошкольного образования

Таблица 21. Численность детей в возрасте от 1- 6 лет

годы

Численность детей в возрасте от 1 — 6 лет, посещающих дошкольные учреждения, (тыс. чел.)

Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно, за вычетом учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет, (тыс. чел.)*

4267,3

7344,718

4321,27

7464,644

или 58,1%

или 57,8%

По рассчитанным коэффициентам можно говорить об очень маленьком охвате детей дошкольным образованием. Для сравнения, в 1991 году детские сады посещали 63,9%. Это значит, что за 12 лет число детей охваченных дошкольным образованием снизился на 6,1%.

Коэффициент переуплотненности групп.

Таблица 22. Количество детей число и мест в детском саду.

Детский сад

Количество детей в детском саду

число мест в детском саду

Д/с № 146

Д/с № 155

Д/с № 126

Д/с № 19

Д/с№ 51

Самая большая переуплотненность групп в детском саду № 146. Детей в нем на 14,75% больше чем мест (в абсолютном выражении 14,75% соответствуют 18 детям). Самая маленькая переуплотненность в детском саду № 155 — 10,7% (в абсолютном выражении 12 детей). Эти данные говорят о катастрофической нехватке мест в детских садах.

2.8 Индексы

В статистике приходится сопоставлять не только отдельные элементы, но и многие сложные явления, состоящие из непосредственно несоизмеримых, разнородных не подлежащих суммированию элементов.

Индекс — относительная величина, которая характеризует изменение во времени и в пространстве изучаемого явления или степень выполнения плана.

По охвату единиц совокупности индексы делят на: индивидуальные, групповые, общие (агрегатные)

Вычислим индивидуальные индексы по формуле (табл. 23):

Таблица 23. Число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (на конец года)

Российская Федерация

0,989

Центральный федеральный округ

0,996

Северо-Западный федеральный округ

0,985

Южный федеральный округ

0,979

Приволжский федеральный округ

0,991

Уральский федеральный округ

0,987

Сибирский федеральный округ

0,987

Дальневосточный федеральный округ

0,986

Проанализировав полученные индексы можно сделать вывод, что число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа в федеральных округах сократилось на 0,4−2,1%, а по России в целом на 1,1%.

Индексы бывают базисные и цепные. В базисных индексах фактический показатель отчетного периода сравнивается со сколь угодно отдаленным базисным периодом. Цепные индексы отражают изменение показателя по сравнению с предшествующим периодом.

Базисный: Цепной:

Таблица 24. Вычисление цепных и базисных индексов

Год

Расходы на дошкольное образование федерального бюджета России

Базисный индекс

Цепной индекс

462 349,8

542 373,0

1,173

1,173

1 139 085,2

2,464

2,1

802 607,3

1,726

0,705

3 812 334,2

8,246

4,749

По таблице 25 рассчитаем индекс эксплуатационной пригодности зданий ДОУ по следующей формуле:

Где , — число зданий ДОУ не годных к эксплуатации по определенным признакам (требуют кап. ремонта, находятся в аварийном состоянии, не имеют центрального отопления, не имеют канализации, не имеют водопровода) соответственно за 2012 и 2013 годы.

— оценка важности имеющихся у зданий ДОУ недостатков

Таблица 24

2012 ()

2013 ()

баллы ()

a0*

a1*

Число ДОУ, требующих кап. ремонта

Число ДОУ, находящихся в аварийном состоянии

Число ДОУ, не имеющих центрального отопления

Число ДОУ, не имеющих канализации

Число ДОУ, не имеющих. водопровода.

Итог

Ia = 168 761/193313 = 0,87

Таким образом, общий уровень эксплуатационной пригодности зданий ДОУ в 2013 году по сравнению с 2012 повысился на 13%.Это говорит о том, что на проблему эксплуатационной непригодности зданий ДОУ наконец-то обратили внимание, хотя, по-моему, недостаточное. Так как здания, отведенные под ДОУ должны быть полностью, а не частично пригодны для эксплуатации.

Заключение

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние годы прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990 г. она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ', оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

В последние же годы активизировался процесс оптимизации сети и структуры дошкольных образовательных учреждений, направленный, прежде всего, на расширение доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

Наметилась тенденция роста охвата детей общественным дошкольным образованием. Если в 2007 г. постоянными ДОУ было обеспечено 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2012 г. — 57,8%.

Однако существующая сеть традиционных ДОУ с трудом удовлетворяет возрастающую потребность населения в детских садах. Поэтому увеличивается количество ДОУ, в которых численность детей превышает число мест. В 2012 г. в 14,6 тыс. ДОУ, где 1452,1 тыс. мест, воспитывалось 1729,9 тыс. детей (в 2009 г. — соответственно 14,3 тыс. ДОУ в них 1395,4 тыс. мест, 1664,4 тыс. детей). Сохраняется очередность на устройство детей в ДОУ. В настоящее время она составляет 302,7 тыс. детей.

Таким образом можно сделать вывод, что ситуация в отрасли дошкольного образования это одна из наиболее важных и сложных проблем стоящих сейчас перед нашей страной. И остается только надеяться на то, что эта проблема будет своевременно решена.

1. Брянская область: Статистический сборник, 2012. — Брянск.

2. Города и районы Брянской области: Статистический сборник, 2009.

3. Едронова, В. Н. Общая теория статистики / В. Н. Едронова, М. В. Едронова. М.: Юристъ, 2011.

4. Елисеева, И. И. Социальная статистика / И. И. Елисеева. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 480 с.

5. Парамонова, А. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / А. Парамонова. — М., 2010.

6. Фуряева, Т. В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания / Т. В. Фуряева. — М., 2009.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой