Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дополнительное образование детей как структурный компонент системы общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе… Читать ещё >

Дополнительное образование детей как структурный компонент системы общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и задачи дополнительного образования детей

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тысяч педагогических работников, как в самих школах, так и в специализированных учреждениях — дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства. [7].

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой — в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. [5].

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО) и блоков дополнительного образования (БДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать совместному творчеству педагога и ребенка. [9].

Дополнительное образование решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т. д.

Понятие «дополнительное» необходимо рассматривать по семантике слова. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь; дополнить — значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, выполнить недостающее в чем-либо. Вместе с термином «образование», выражающим «…процесс, в течение которого формируется (образуется) человеческая личность, в результате которого получается тот или иной образ», это понятие представляет данный вид образования как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.

В.А. Горский определяет дополнительное образование как «гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни» [20].

По мнению А. Г. Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию. [1].

В справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г. П., Степанов С. Ю., Пальчикова Т.П.), дополнительное образование характеризуется как «особый процесс и результат развития личности ребенка» [20].

Иначе трактует дополнительное образование в своем исследовании А. В. Скачков: «Дополнительное образование — специфическая органическая часть системы образования, что, на наш взгляд важно для понимания сущности его феномена».

В процессе изучения нашего исследования мы будем обращаться к более полному и понятному понятию о дополнительном образовании детей, которое трактуется в словаре русского языка С. И. Ожегова.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок в своем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. [9].

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

К функциям дополнительного образования относятся [7; 10]:

  • 1) образовательная — обучение ребенка дополнительным программам, получение им новых знаний;
  • 2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирования в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.
  • 3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • 4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в выбранных им сферах творческой деятельности;
  • 5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • 6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая профессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов, обнаруженные способности могут получать дальнейшее развитие;
  • 7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
  • 8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  • 9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. [13].

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • — Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  • — Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,
  • — Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  • — Единство обучения, воспитания, развития.
  • — Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. [8].

Таким образом, сделаем вывод что, целью дополнительного образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности подростка, развитие его творческих способностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой