Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-инструментальный комплекс как средство активизации познавательной деятельности студентов гуманитарных специальностей при изучении основ вычислительной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе вузовского обучения у студентов происходит изменение взаимодействия учебных целей и мотивов, в ходе которого формируются внутренние мотивы учебной деятельности, в частности, познавательные и профессиональные. А структурной составляющей самой деятельности, которая образует замкнутый цикл функционирования знания, является задача (цель, заданная в определенных условиях). Решая задачу, человек… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПУТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. 1. Психолого-педагогические концепции познавательной деятельности
    • 1. 2. Применение компьютера в образовательном процессе
    • 1. 3. Информационно-инструментальный комплекс как средство активизации познавательной деятельности студентов
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Методологическая концепция разработки информационно-инструментального комплекса
    • 2. 2. Структура информационно-инструментального комплекса и применяемые методы активизации познавательной деятельности студентов
    • 2. 3. Экспериментальная проверка влияния информационно-инструментального комплекса на познавательную деятельность студентов
  • Выводы

Информационно-инструментальный комплекс как средство активизации познавательной деятельности студентов гуманитарных специальностей при изучении основ вычислительной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы.

Каждый получающий высшее образование должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить смыслы, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных тому или иному предмету, ситуациях.

Исходя из целей преодоления формализма в занятиях студентов, выработки навыков самостоятельного учения, развития творческого воображения и т. п., целесообразно строить преподавание данных предметов с реализацией принципа проблемности и частично-поисковом уровне, т. е. активизировать их познавательную деятельность.

Для частичного решения перечисленных проблем нами с привлечением группы студентов был разработан информационно-инструментальный комплекс, предназначенный как для теоретического изучения вышеназванных дисциплин, так и для проведения практических работ и исследований полученных теоретических результатов.

При разработке информационно-инструментального комплекса мы придерживались следующих принципов: квантования, полноты, ветвления, регулирования, адаптивности и собираемости.

В качестве инструментального средства для разработки компонентов и оболочки комплекса была выбрана технология HTML и Web-дизайна. Выбор данной технологии позволил:

— максимально снизить материальные затраты на разработку информационно-инструментального комплекса;

— обеспечить работоспособность комплекса практически на любом компьютере, используя стандартный браузер операционной системы;

— использовать ИИК для обучения в автономном режиме на локальном компьютере (с CD ROM);

— использовать ИИК для обучения на любом компьютере локальной университетской сети (разместив ИИК на учебном сервере университета);

— использовать ИИК для самостоятельного обучения (заочная форма обучения) при наличии компьютера и доступа к серверу университета через Internet.

В основу организации ИИК положены требования, предъявляемые к информационной среде обучения студентов гуманитарных специальностей университетов в соответствии с положениями, обозначенными в Концепции информатизации высшего образования:

— обеспечение личностно-ориентированной направленности обучения;

— обеспечение интерактивного доступа к информации и соответствие ее научным и профессиональным требованиям;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей индивидуума;

— повышение стремления личности к самостоятельной учебной деятельности, обмену знаниями и сотрудничеству;

— сокращение до минимума ограничений пользователя в его действиях и возможностях.

Для повышения эффективности информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности студентов в ИИК применены такие приемы и методы:

— поиск, самостоятельное определение признаков, классификация объектов согласно этим признакам;

— поиск аналогий, перенос знаний из одной ситуации (условий) в другие;

— выявление общих закономерностей, самостоятельное обобщение;

— конструирование нового объекта с заданными свойствами из известных элементов;

— конструирование нового объекта с заданными свойствами из элементов, часть которых неизвестна и свойства которых нужно задать;

— выявление и формулирование проблемы в сложившейся ситуации;

— выполнение контрольных заданий для выявления степени усвоения материала.

Информационно-инструментальный комплекс в настоящее время разработан для применения при изучении следующих дисциплин «Основы микроэлектроники», «Архитектура компьютера» и «Технические средства информатизации», но может быть применен по различным дисциплинам, в которых изучаются основы вычислительной техники. Он также может при необходимости расширен и дополнен в зависимости от текущих требований, т.к. имеет открытую структуру.

Результаты, полученные в ходе экспериментальных исследований по использованию информационно-инструментального комплекса для активизации познавательной деятельности студентов, позволили сделать следующие основные выводы:

— подготовка студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольной была улучшена за счет применения информационно-инструментального комплекса в процессе изучения дисциплин;

— при выполнении конкретных действий для контрольной и экспериментальной групп происходит увеличение качества усвоения знаний в экспериментальной группе на 14 — 23% по отношению к контрольной;

— общий показатель эффективности применения информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности составил ДРгр=17%.

Так как и в контрольной группе, и в экспериментальной применялись одни и те же учебные материалы и инструментарии, а разница только в методике их применения, то данный прирост мы вправе считать показателем степени активизации познавательной деятельности студентов за счет применения в образовательном процессе информационно-инструментального комплекса.

Применение информационно-инструментального комплекса в учебном процессе позволяет также отказаться от приобретения и монтажа дорогого стендового оборудования и измерительной аппаратуры, а именно:

— устройств и средств периферийного оборудования, сопрягаемого с компьютером, на каждом рабочем месте обучаемого;

— комплекта измерительной и преобразовательной техники;

— комплекта измерительных преобразователей и учебных макетов;

— программных средств и систем, обеспечивающих возможность моделирования изучаемых преобразователей;

— технической литературы требуемой сложности (в основном литература рассчитана на инженерные специальности).

А так как в информационной части ИИК представлен материал по различным компонентам компьютера, их устройству, принципам работы и взаимодействию, а в инструментальной — инструменты для проведения практических и исследовательских работ, то он может найти применение как при изучении основ вычислительной техники, как и в курсах по выбору, студентами любой специальности, изучающими информатику и архитектуру компьютера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе вузовского обучения у студентов происходит изменение взаимодействия учебных целей и мотивов, в ходе которого формируются внутренние мотивы учебной деятельности, в частности, познавательные и профессиональные. А структурной составляющей самой деятельности, которая образует замкнутый цикл функционирования знания, является задача (цель, заданная в определенных условиях). Решая задачу, человек обнаруживает достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков, а решив новую задачу, он обогащает свои знания, приобретает новые умения и навыки.

Такая работа выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т. е. расширяет и углубляет полученные знания, развивает умения и навыки, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность, воспитание социальных личностных качеств, требующихся для этой работы. В число последних включает и приобретенную способность к самосовершенствованию путем вполне определенного отбора, переработки и усвоения информации. Данная деятельность субъекта требует наличия соответствующих качеств. Важнейшими из них являются:

— познавательная деятельность, т. е. стремление и умение овладеть знаниями и способами деятельности и применять их на практике;

— интеллектуальная активность, т. е. потребность знать как можно больше в сфере своей специальности.

Самый высокий уровень деятельности выражается в творческих действиях (умениях), когда обучаемый открывает новые для себя знания, новые способы действий, когда он самостоятельно не только решает проблему, но и обладает умением видеть ее. Здесь в полной мере развернута аналитико-синтетическая деятельность, осуществляется обобщение, далекие переносы знаний и т. д.

Для повышения качества обучения студентов гуманитарных специальностей основам вычислительной техники необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

— обучение должно быть воспитывающим, развивающим личность специалиста процессом, построенном на творческой активности студента;

— иметь прогностическую направленность, нацелено на будущее, хотя критически использует наследие прошлого;

— являться исследовательским процессом по своей сущности, т. е. формирующим научное мышление студентов во всех видах занятий;

— предполагать творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов;

— ориентировать будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей.

При этом к информационной среде обучения студентов гуманитарных специальностей университетов в соответствии с положениями, обозначенными в Концепции информатизации высшего образования, предъявляются следующие требования:

— обеспечение личностно-ориентированной направленности обучения;

— обеспечение интерактивного доступа к информации и соответствие ее научным и профессиональным требованиям;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей индивидуума;

— повышение стремления личности к самостоятельной учебной деятельности, обмену знаниями и сотрудничеству;

— регулирование мотивации деятельности обучаемого с помощью современных психолого-педагогических средств и возможностей технологии мультимедиа;

— сокращение до минимума ограничений пользователя в его действиях и возможностях.

Таким образом, в результате исследования решены следующие задачи:

— изучены психолого-педагогические концепции познавательной деятельности, накопленные в педагогической практике;

— рассмотрены теоретические пути активизации познавательной деятельности, применяемые в классической педагогике;

— исследован накопленный в образовательном процессе опыт применения компьютерных технологий в формировании познавательной деятельности;

— разработан информационно-инструментальный компьютерный комплекс, способный активизировать познавательную деятельность студентов гуманитарных специальностей при изучении основ вычислительной техники;

— экспериментально проверена эффективность применения информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности студентов гуманитарных специальностей при изучении основ вычислительной техники.

Для активизации познавательной деятельности студентов при изучении основ вычислительной техники в информационноинструментальном комплексе использовались следующие технологии, методы и приемы обучения:

— поиск, самостоятельное определение признаков, классификация объектов согласно этим признакам;

— поиск аналогий, перенос знаний из одной ситуации в другие;

— выявление общих закономерностей, самостоятельное обобщение;

— конструирование нового объекта с заданными свойствами из известных элементов;

— конструирование нового объекта с заданными свойствами из элементов, часть которых неизвестна и свойства которых нужно задать;

— нахождение нестандартных способов и приемов решения задачи, при условии, что стандартные способы известны;

— выявление и формулирование проблемы в сложившейся ситуации;

— выполнение контрольных заданий для выявления степени усвоения материала.

В настоящем исследовании согласно поставленным задачам рассмотрены теоретические и практические вопросы разработки и использования информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности студентов гуманитарных специальностей университета при изучении основ вычислительной техники.

Для выявления возможных сфер применения информационно-инструментального комплекса в учебном процессе нами был проведен анализ Государственных образовательных стандартов и учебных планов по дисциплинам нашего университета. В результате выявлено, что при изучении каждой из этих дисциплин в том или ином объеме изучаются следующие технические аспекты вычислительной техники:

— физические основы полупроводниковой микроэлектроники;

— понятие об интегральных схемах. ЧИПы;

— принципы построения микроэлектронных приборов и устройств;

— основы реализации оперативных и долговременных запоминающих устройств;

— история развития компьютерной техники, поколения ЭВМ и их классификация;

— основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация;

— центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. Канальная и шинная системотехника;

— микропроцессор и память компьютера. Система прерываний, регистры и модель доступа к памяти. Защищенный режим работы процессора как средство реализации многозадачности;

— принципы управления внешними устройствами персонального компьютера. Базовая система ввода/вывода;

— Ассемблер как машинно-ориентированный язык программирования. Понятие о макропрограммировании;

— классификация технических средств и их общая характеристика;

— средства копирования и размножения, настольная электронная типография, офисное оборудование;

— методы и средства мультимедиа, средства отображения информации;

— телекоммуникация и средства связи.

А так как в информационной части ИИК представлен материал по различным компонентам компьютера, их устройству, принципам работы и взаимодействию, а в инструментальной — инструменты для проведения практических и исследовательских работ, то он может найти применение как при изучении основ вычислительной техники, как и в курсах по выбору, студентами любой специальности.

Информационно-инструментальный комплекс позволяет ориентироваться на таких участников образовательного процесса, которые ранее были ограничены в использовании информационных технологий при изучении технических основ компьютерной техники:

— студенты гуманитарных специальностей, желающие углубить свои знания по соответствующему предмету, получить доступ к различным инструментариям, заниматься самостоятельными или групповыми исследованиями работы цифровых схем, обучаться по индивидуальному плану, иметь возможность протестировать уровень своих знаний;

— преподаватели, которые могут использовать возможности ИИК для обучения студентов гуманитарных специальностей техническим основам вычислительной техники с использованием компьютера;

— граждане, желающие дистанционно повысить уровень знаний по различным предметам, заняться самообразованием;

— преподаватели различных образовательных учреждений, желающие использовать ИИК для сотрудничества, совместных научных и педагогических разработок, самообразования и повышения квалификации.

Результаты, полученные в ходе экспериментальных исследований по использованию информационно-инструментального комплекса для активизации познавательной деятельности студентов, позволяют сделать следующие выводы:

— подготовка студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольной была улучшена за счет применения информационно-инструментального комплекса в процессе изучения дисциплин;

— при выполнении конкретных действий для контрольной и экспериментальной групп происходит увеличение качества усвоения знаний в экспериментальной группе на 14 — 23% по отношению к контрольной;

— общий показатель эффективности применения информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности составил ЛРгр=17%.

Применение информационно-инструментального комплекса в учебном процессе позволяет также отказаться от приобретения и монтажа дорогого стендового оборудования и измерительной аппаратуры, а именно:

— устройств и средств периферийного оборудования, сопрягаемого с компьютером, на каждом рабочем месте обучаемого;

— комплект измерительной и преобразовательной техники;

— комплект измерительных преобразователей и учебных макетов;

— программных средств и систем, обеспечивающих возможность моделирования изучаемых преобразователей;

— технической литературы требуемой сложности (в основном литература рассчитана на инженерные специальности).

Положительные результаты, полученные в ходе нашего исследования, позволяют считать применение информационно-инструментального комплекса как средства активизации познавательной деятельности студентов гуманитарных специальностей при изучении основ вычислительной техники правомерным и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Следовательно, цель нашего исследования, состоящая в научном обосновании психолого-педагогических условий разработки информационно-инструментального комплекса и методики его применения в процессе изучения студентами гуманитарных специальностей основ вычислительной техники, можно считать достигнутой.

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. М.: Просвещение, 1989. — 139 с.

2. Адольф В. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов. // Высшее образование в России. 1997, — № 4. — С. 107−109.

3. Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. // Информатика и образование. 1993. № 5. — С. 7−19.

4. Алексеева М. Б. Системное управление подготовкой профессионалов (методология и методы). СПбГИЭА. — СПб., 1997. -131 с.

5. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М.: Academia, 1999. — 160 с.

6. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.

7. Белошапка В. О языках, моделях и информатике. // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 12−14.

8. Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования. // Информатика и образование. 1989. — № 3. -С. 17−21.

9. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи: Монография. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. — 204 с.

10. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

11. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989. -144 с.

12. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: 1995, ИРПО. — 332 с.

13. Бешенков С. А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: учебное пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург, изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1995. — 144 с.

14. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. -1998. № 6−8. — С. 38−41.

15. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.

16. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история. // Информатика и образование. 1990. — № 5. — С. 110−119.

17. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. -Учебное пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1998. 431 с.

18. Брановский Ю. С.

Введение

в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. 206с.

19. Брановский Ю. С. Гуманитарные и социальные аспекты информатики // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 1. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. — С. 153−156.

20. Брановский Ю. С. Информатика и информационные технологии в обучении и управлении образованием. Региональнаяпрограмма информатизации образования в Ставропольском крае. -Ставрополь: изд-во СГПИ, 1994. 36 с.

21. Брановский Ю. С. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. -Ставрополь: изд-во СГПИ, 1993. 13 с.

22. Брановский Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. Ставрополь: изд-во СГПИ, 1990. — 24 с.

23. Брановский Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Дис. .доктора пед. наук: 13.00.02. -М: 1996. 378 с.

24. Брановский Ю. С. О ходе реализации региональной программы информатизации образования в Ставропольском крае // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования-95». Ставрополь, 1995. — С. 7−9.

25. Брановский Ю. С. Основные модули компьютерных обучающих программ. Приложение к учебному пособию «Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе». -Ставрополь: изд-во СГПИ, 1990. 24 с.

26. Брановский Ю. С., Маньковский И. В., Кучугуров В. В. Операционная система DOSLINE в школах Ставропольского края // Тезисы докладов научно-практической конференции «Университетская наука региону». — Ставрополь, 1996. — С. 10−11.

27. Брановский Ю. С., Савицкая Т. И., Кучугуров В. В., Маньковский И. В. Программирование в СУБД FOXPRO: Учебное пособие. Ставрополь.: Изд-во СГУ, 1999. — 147 с.

28. Брановский Ю. С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С. 49−53.

29. Ваграменко А. Я. О направлениях информатизации российского образования / В кн. Системы и средства информатики. Вып. 8. М.: Наука. Физматлит, 1996. — С. 27−38.

30. Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

31. Велихов Е. П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 21.

32. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев А. О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. 1988. — № 2. — С. 32−36.

33. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред.

34. B.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

35. Выготский Л. С. Собрание сочинений, М., 1983, т.З.1. C. 6−41.

36. Гальперин П. Я.

Введение

в психологию. М.: Издательство Московского университета, 1976. 150 с.

37. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 78−86.

38. Гессен С. И. Основы педагогики.

Введение

в прикладную философию // Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.

39. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.

40. Голубков А. С. Информационные технологии требуют государственной поддержки. // Информационные технологии. -1996. № 1. — С. 2−5.

41. Горовая В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995. 160 с.

42. Гуриев М. А. Мультимедиа-диски как растущая составляющая информационных ресурсов //Информационные ресурсы России. 1998. — № 4 — С. 41−44.

43. Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: РАН, 1994. — 198 с.

44. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.

45. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.

46. Денисова A. JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Ав-тореф. дис. доктора пед. наук. -М.: 1994. 32 с.

47. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза / Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978.

48. Ершов А. П. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 23−25.

49. Ершов А. П. Компьютеризация школы и математическое образование //Математика в школе. 1989. — № 1. -С. 21−22.

50. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебникаhttp://www.academiaxxi.ru/MethPapers/AOrecomt.htm.

51. Зыкова В. И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов. // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской.- М.: Педагогика, 1971. С. 206 252.

52. Каралаш И. А. Формирование у будущих учителей педагогического целеполагания: Автореферат дис. канд.пед.наукВолгоград, 1994. 19 с.

53. Кашапов М. М. Психология педагогического мышления / Монография. СПб., Алетейя, 2000. — 463 с.

54. Кинелев В. Г. Контуры системы образования XXI века // Иформатика и образование. 2000 г. — № 5. — С. 2.

55. Кисельгоф С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., Изд. Ленинградского университета, 1973. — 152 с.

56. Климов Е. А. Мышление // Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО, 1999. т.2 — 440 с.

57. Козельска М. Экспериментальные педагогические исследования: актуальные проблемы проверки знаний и умений студентов // Современная высшая школа. 1986. — № 2. — С. 65−72.

58. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. -М.: Пресс-сервис, 1994. -100 с.

59. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, изд. Ростовского педуниверситета. 1997. -144 с.

60. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

61. Кривошеев А. О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения. // Сборник докладов первого научно-практического семинара «Оценка качества программных средств учебного назначения». Москва: «Гуманитарий», 1995. -С. 5−12.

62. Кривошеев А. О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. Труды международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». Пущино. 29 января-3 февраля 1997 г. С. 132−137.

63. Кривошеев А. О. Компьютерная поддержка систем обучения. Бюллетень Минобразования России «Проблемы информатизации высшей школы». 1998. 1−2 (11−12), С. 179−183.

64. Кривошеев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ. «Информационные технологии». 1996, № 2. С. 14−18.

65. Кривошеев А. О., Фомин С. С. Конкурс «Электронный учебник». / Компьютерные технологии в высшем образовании. /Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1994. — С. 264−268.

66. Кузнецов А. А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах. // Информатика и образование. 1997. -№ 6. — С. 13−14.

67. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л, 1970. — 302 с.

68. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М.: Высшая школа, 1989. 179 с.

69. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель, 1976. — 57 с.

70. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. // Дис.к.п.н. С-Петербург, 1997. 201 с.

71. Кучугуров В. В. Формирование системно-комбинаторного мышления студентов при изучении физико-технических основ вычислительной техники // Дис. канд.пед.наук Ставрополь, 2001.

72. Кучугурова Н. Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников. // Дис. канд.пед.наук Ставрополь, 1996. — 242 с.

73. Ладенко И. С. Организация интеллектуальных систем в процессе обучения. В сб. «ЭВМ и проблемы музыкального образования». Н., 1989. — С. 5−14.

74. Ладенко И. С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. // Изд-во ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск. 1990. 51 с.

75. Лаптев В. В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов пед. вуза. // Педагогическая информатика. 1994. — № 2. — С. 7.

76. Лапчик М. П. Информатика в вузе. // Педагогическая информатика. 1994. — № 1. — С. 32.

77. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Изд-во политической литературы, 1977. — 304 с.

78. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. Мысль. 1965. 573 с.

79. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 3−16.

80. Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Применение логических схем в курсе информатики. // Информатика и образование. 2000. — № 1. — С. 32.

81. Малютин В. В., Брановский Ю. С. Объективный контроль знаний и его реализация в программе TEST. // Педагогическая информатика. 1994. — № 3. — С. 39.

82. Матрос Д. Ш. Информационная модель школы. // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 1.

83. Микула Н. П., Кучугуров В. В., Маньковский И. В. Основы организации вычислительной техники: Учебное пособие для студентов. Ставрополь.: Изд-во СГУ, 1999. — 159 с.

84. Миронов В. В. «Образы науки в современной культуре и философии» http://log.philos.msu.su/mironov/win/mirok2l.html.

85. Михалевская Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса. (Курс лекций). Ставрополь: СГУ, 1997. — 136 с.

86. Могилёв А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореферат диссертации доктора пед. наукВоронеж, 1999. 26 с.

87. Немов Р. С. Психология. / Учебник для студентов высших учебных заведений.: Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 512 с.

88. Немов Р. С. Психология. / Учебник для студентов высших учебных заведений.: Кн. 1. Психология образования 3-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 668 с.

89. Немов Р. С. Психология. / Учебник для студентов высших учебных заведений.: Кн. 2. Психология образования 3-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 683 с.

90. Немов Р. С. Системы и системные исследования. / Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. -110 с.

91. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994 г.

92. Островская Е. Н. Моделирование на компьютере. // Информатика и образование. 1998. — № 7−8. 1999. — № 1. — С. 17−21.

93. Пак Н. И. О технологии компьютерного моделирования в образовании. // Педагогическая информатика. 1994. — № 1. С. 47.

94. Педагогика и психология высшей школы. / Ответственный ред. С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — 544с.

95. Педагогический словарь. В 2-х т. М., Изд. АПН, 1960, т. 1. 774 с.

96. Петровский А. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология. / Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А. В. Петровского, 3-е изд. Перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

97. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. «Вопросы психологии», 1965,№ 6.

98. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.

99. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. Педагогика. 1977. 271 с.

100. Пономарева Е. А. Основные закономерности развития мышления // Информатика и образование. 1999. — № 8. — С. 12.

101. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др., М., 1983. 385 с.

102. Рагулина М. И., Смолина Л. В. Классификация профильных курсов информатики // Омский государственный педагогический университетhttp://www.omgpu.omsk.edu/library/tree/inf/mpi/.

103. Редько А. З. Усвоение исторических понятий учащимися V—VII классов. «Известия АПН РСФСР». — 1950. — Вып. 28.

104. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемыперспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

105. Роберт И. В. Средства новых информационных технологий школе // Информатика и образование. — 1989. — № 2. С. 62.

106. Роберт И. В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» // ИНФО, 1997, № 8. С. 77−81.

107. Роберт И. В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М.: МГЗОИПП, 1998. — 177 с.

108. Рожков М. И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 63 с.

109. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.- М.: Педагогика, 1989. 328 с.

110. Рубцов В., Марголис А., Пажитнов А. Компьютер как средство учебного моделирования. // Информатика и образование.- 1987. № 5. — С. 8.

111. Рубцов В. В., Каптелин В. Н., Львовский В. А. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. / Под ред. В. В. Давыдова II Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 3.

112. Сакулин В. А. Об оценке эффективности педагогического процесса. // Педагогическая информатика. 1994. — № 2. — С. 23.

113. Селевко Т. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998 г. 256 с.

114. Скибицкий Э. Г., Шкабура О. В. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера. // Информатика и образование. 2000. — № 10. — С. 11.

115. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1977 г. — 512 с.

116. Советский энциклопедический словарь // гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.- Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.

117. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании. // Информатика и образование. -1996. № 1. — С. 13.

118. Состояние и развитие высшего и среднего образования. / п/р А. Я. Савельева. М.: НИИ ВО, МФТИ, 1998.-352 с.

119. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 288 с.

120. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.

121. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. Изд-во АПН РСФСР. 1961. 536 с.

122. Уваров А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. // Информатика и образование. 1994. — № 3. — С. 3.

123. Философско-психологические проблемы развития образования // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Интор, 1994. — 128 с.

124. Фортов В. Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства. // Информатика и образование, 2001, № 2,3, — С. 13−17.

125. Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование. 2000. -№ 2. — С. 70.

126. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.

127. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.

128. Шайденко Н. А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. -144 с.

129. Шаповалов В. А. Социокультурные аспекты информатизации образования: Научное издание. Ставрополь: СГУ, 1996. -68 с.

130. Шоломий К. М. Психология и компьютер. // Информатика и образование. 1999. — № 6. — С. 91.

131. Информационная страница Российской академии образования. http://www.gnpbu.ru/rao/sobranrao.htm.

132. Информационные ресурсы высшей школы России. http://www3.unicor.ac.ru/.

133. Информационные ресурсы и возможности ЦНИТ. http://iceman.cnit.nsu.ru/win/worksr.html.

134. Информация по стандарту HTML, http ://ww w. w3. org/hypertext/W W WMarkUp. html.

135. Отдел «Синтез информационных сред» при Институте информатизации образования (ИНИНФО) Российской академии образования. http://www.informika.ru/text/goscom/cinorgan/fundpr/sintes.html.

136. Российский фонд компьютерных программ. http://www.informika.ru/text/goscom/cinorgan/fundprog.html.

137. Рынок программных средств: обзор, оценки, рекомендации. http://infoart.ru/it/press/cwm/1296/dos.htm.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой