Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общие положения и особенности подготовки и проведения соревнований в беговых видах легкой атлетики, лыжных гонках и спортивных играх

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М. Эллисон, которая в течение ряда лет была президентом Международного комитета социологии спорта, указывает, например, на культуру навахо, в которой «не следует пытаться опередить коголибо или думать, что ты его лучше». Для иллюстрации она ссылается на эстафетные забеги у индейцев Амазонки, где никто не должен выиграть. Участники действуют на пределе своих сил, но в конце они должны одновременно… Читать ещё >

Общие положения и особенности подготовки и проведения соревнований в беговых видах легкой атлетики, лыжных гонках и спортивных играх (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью целостной системы спортивной подготовки. При этом целесообразно их рассматривать не только как демонстрацию спортивного мастерства на том или ином уровне, но и как действенное средство воспитания, оказывающее существенное влияние на культурную, политическую и социально-экономическую сферы жизни людей.

История зарождения и развития соревновательной деятельности насчитывает несколько веков. Так в Древней Греции спортивные соревнования возникли как средство проверки развития индивидуумов (приспособляемость к условиям внешней среды, совершенствование способностей и умений их проявлять), оценку которого проводили приглашенные эксперты — ныне судьи спортивных соревнований.

Первоначально современный спорт создавался на основе коммерческой сделки, ставки, пари, что обусловливало выработку основных правил соперничества по правилам скачек и ипподромов. И лишь к концу XIX века наметилась тенденция конституирования спорта в его современном виде. Как указывает Н. Г. Соколов (2011), для этого сложились объективные предпосылки:

  • — социальная потребность в развитии системы физического воспитания, возникшая в условиях рынка свободного труда и превращения воспитания и образования в область общенациональных интересов;
  • — введение физического воспитания в программы школьного образования, где спортивные состязания становятся эффективным средством воспитания личности, исходя из принципа Т. Арнольда: через игру и спортивные состязания — к воспитанию и учебе;
  • — усвоение общественным сознанием через систему образования гуманистических идей и идеалов Просвещения, где основополагающими становятся идеи Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном человеке.

Развитие физической культуры и спорта, включая систему спортивных соревнований, в России занимают достойное место в истории мирового спортивного движения.

Наиболее значительные достижения в развитии спорта, соревновательного процесса и всей системы физической культуры в России приходятся на 60−90-е гг. XX столетия. Самым ярким и резонансным событием этого периода становятся ХХП-летние Олимпийские игры в Москве, которые стали мощным импульсом дальнейшего развития физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений в нашей стране.

Спортивные соревнования — это своеобразная форма демонстрации спортивного мастерства, сломавшая расовые и сословные барьеры; это признак и одно из условий прогресса в современном цивилизованном мире.

Ю.Д. Железняк рассматривает соревнование как важнейшую отличительную особенность, обязательный признак спорта и спортивной деятельности, обращая внимание на то, что все остальные его признаки опираются именно на этот признак. Только тот спортсмен и занимается спортивной деятельностью, кто стремится победить в соревновании, занять возможно более высокое место или улучшить свои личные достижения.

Д. Харре пишет: «Только в соревновании можно полностью развить способность оптимально побеждать «противника», до конца мобилизовать собственные силы и целесообразно использовать их, справляться со своими эмоциями и подниматься как бы «выше своих возможностей».

Интересным является тот факт, что соревновательность (стремление к победе, к превосходству над соперником) не является атрибутом, свойственным самой «природе» человека. В. И. Столяров приводит данные социологических и культурологических исследований, где в различных социально-исторических условиях и в рамках различных культур соревновательность не только приобретает различные формы, но и вообще может отходить на задний план, уступая место ориентации на кооперацию, сотрудничество. Так, жителям Андалусии пришлось отказаться от проведения соревнований по футболу между деревнями. Значение, придаваемое таким понятиям, как честь и позор, особая их ценность не позволяют андалусцам терпеть поражение в игре, не прибегая впоследствии к жестокой мести уже за пределами игрового поля. Некоторые народности, например, канадские эскимосы, особое значение всегда придают взаимопомощи. На эту ценность в первую очередь и ориентированы их игры, а спортивные игры и другие виды спорта, распространенные, например, у канадцев и американцев, они встречают либо с отвращением, либо принимают лишь как форму развлечения (так, каждая подача, удар или обмен ударами при игре в волейбол сопровождается у них скорее смехом и шутками, нежели обычными возгласами, выражающими радость успеха или горечь поражения).

М. Эллисон, которая в течение ряда лет была президентом Международного комитета социологии спорта, указывает, например, на культуру навахо, в которой «не следует пытаться опередить коголибо или думать, что ты его лучше». Для иллюстрации она ссылается на эстафетные забеги у индейцев Амазонки, где никто не должен выиграть. Участники действуют на пределе своих сил, но в конце они должны одновременно и все вместе прийти к цели. Индейцы навахо при игре в баскетбол и в другие спортивные шры не ориентированы на конкуренцию или агрессию. Они играют, пока не упадут от бессилия, но не допускают агрессивных действий, поскольку нс охвачены стремлением победить противника. В первую очередь они борются сами с собой.

Американский антрополог Маргарет Мид, которая в течение 40 лет изучала примитивные народы бассейна Тихого океана, в том числе их ориентацию на соревнование и кооперативные отношения, пришла к выводу, что эта ориентация в решающей степени зависят от социальных условий общества. По ее наблюдениям, представители некоторых архаичных обществ (например, индейцы пуэбло) проводят соревнования без объявления победителя или вообще не проводят соревнований, и поэтому там вообще нет победителей.

Ряд исследователей, анализируя традиционную игровую культуру Западной Суматры, указывают на то, что здесь важно не индивидуальное достижение, а установление различных связей, взаимодействия между играющими партнерами. При этом нет противника, а есть «хорошие» и «плохие» игроки, а главным в шре является не максимальное количество голов или очков, т. е. не победа, а удачное взаимодействие и взаимопонимание между игроками, «гармония движения, течения игры».

Таковы лишь некоторые примеры игровой культуры, которая более ориентирована на сотрудничество, нежели на конкуренцию и соперничество. Такая сс направленность вытекает из общественных ценностных ориентаций и культурных стандартов, в соответствии с которыми гуманные отношения людей друг с другом, гармония и сотрудничество ценятся выше, чем успех отдельных лиц, особенно успех тех, кто питает чувство превосходства над другими.

Уточним, что соревнование как явление возникло раньше тренировки, поэтому как категория оно является первичным, а тренировка — производное от него — вторичным (А.А. Новиков, Р.А. Пилоян).

Тем не менее, спортивные соревнования стали неотъемлемой частью духовной культуры человеческого общества; спортивные успехи — значимым показателем национального престижа, произведя революцию в массовом сознании, в нравственных категориях, в мировоззрении всего человечества; а чемпион, рекордсмен, олимпиец — национальным достоянием (Н.Р. Ермак, В. Н. Зуев, Ю. Ф. Курамшин, Л. П. Матвеев, Р. А. Пилоян, Н. Г. Соколов, В. И. Столяров, А. Б. Суник, В. С. Родиченко и мн. др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой