Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: а) уточнено социально-психологическое содержание понятия «одиночества», во-первых, как специфической ситуации взаимодействия личности с социальной средой, во-вторых, как переживания, связанного с особенностями этого взаимодействияб) получены новые эмпирические данные, характеризующие частоту возникновения объективной ситуации одиночества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества
    • 1. 1. Одиночество как социально-психологический феномен
    • 1. 2. Проблема одиночества в современной психологии и социальной психологии
    • 1. 3. Концептуальные основы исследования феномена одиночества
    • 1. 4. Методика исследования
  • Глава II. Экспериментальное исследование форм переживания одиночества в юношеском возрасте
    • 2. 1. Одиночество и особенности его переживания разными студентами
    • 2. 2. Аффилиативно-коммуникативные свойства личности и одиночество
    • 2. 3. Тревожность, агрессия и одиночество

Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одиночество человека — сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество — неизменный спутник отчуждения — присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы, а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.

Тем не менее, социально — экономические и идеологические процессы, которые происходили в России на протяжении последних полутора десятилетий, резко обострили вопросы адаптации личности к новым условиям, проблемы ее самореализации, практического выживания в сложном мире. Факт состоит в том, что общество, основанное на рыночной экономике, создает больше возможностей для самореализации и самовыражения личности, предоставляет ей большую свободу, но оно же требует от нее большей самостоятельности и инициативности, готовности к постоянной конкуренции. Достаточно быстрый и глобальный (в масштабах огромной страны) переход от одного жизненного уклада к другому не может не порождать ощущение потерянности, брошенности, отчужденности у большого количества людей.

Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный пресс испытывает и молодежь.

Основными из них являются следующие: 1) нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может быть обусловлено материальным неблагополучием семьи, увеличением рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением и т. д.- 2) разрушение системы организации досуга детей и молодежи, особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства, а теперь отсутствует практически полностью- 3) сложность трудоустройства в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие чего значительная часть молодежи вынуждена работать временно или вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения- 4) уменьшение числа заключаемых браков и увеличение среднего возраста вступления в первый брак, что связано и с общей демографической ситуацией в стране, и с экономическими проблемами молодых семей, в частности с высокими ценами на жилье.

В социологии и социальной психологи достаточно разработанной является проблема одиночества в пожилом возрасте. В настоящее время в зону социального риска, вызываемого отчуждением, оказались включенными подростки и молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенности в завтрашнем дне, увеличения стрессовых ситуаций, нарушения межличностных отношений, отчаяния, одиночества.

Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества. Практически отсутствует развитая инфраструктура социальной защиты молодежи, крайне непрочны семейные связи — дети и взрослые отчуждены друг от друга. К тому же, невысок уровень психолого-педагогической культуры многих родителей. Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т. д., но и людей, не обладающих выраженными талантами. Известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда потребность в одиночестве актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия.

В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления ее решения.

Особенно очевидным это становится тогда, когда речь заходит о решении проблемы применительно к конкретной личности. Как мы уже указывали, человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых социально-экономических и материальных условиях жизни. Дело в том, что если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности в любой период ее жизни, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми не исчезнут. В этом смысле проблема одиночества во всех своих аспектах оказывается сугубо психологической (социально-психологической).

Традиционно проблема одиночества в течение длительного времени привлекала внимание таких философов, как: А. Камю, С. Къеркегор, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр [76, 89, 117, 123, 143, 168, 181]. Кроме того, она нашла разностороннее отражение в литературных произведениях Ф. М. Достоевского, Э. Канетти, Ф. Кафки, Д. Конрада, М. Ю. Лермонтова, Г. Мелвилла, и множества других писателей.

Научные исследования феномена одиночества в рамках психологии и педагогики ведутся недостаточно. В трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Х. С. Салливана, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Г. Юнга [108, 137, 207, 163, 166, 173, 186, 187] были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества и предложены психотерпевтические пути его преодоления. В исследованиях К. А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Р. Вейса, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д. Раадшелдерс, Т. Б Джонсона и У. А. Садлера, К. И Кутрона, М. Мицели и Б. Мораша, Л. Э. Пепло, М. Э. Селигмана, Ф. Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга [174, 38, 65, 142, 93, 126, 206, 197, 192] показано сложное содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с типичными ситуациями жизни, так и с характером личности.

В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в работах В. Г. Асеева, A.A. Бодалёва, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, Е. И. Головахи и Н. В. Паниной, Н. И. Гуткиной, Я. Л. Коломинского, И.С.

Кона, Ю. М. Орлова, H.A. Рождественской, В. Ф. Сафиной, Е. Т. Соколовой, Д. И. Фельдштейна и др. 16, 28, 32, 47, 53, 83, 86, 122, 138, 145, 149, 159] Указанные авторы анализировали ее в приложении именно к лицам подросткового и юношеского возраста, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности.

Однако проблема одиночества является одной из наименее изученных, о чём свидетельствует отсутствие упоминания о ней в большинстве учебников по психологии и психиатрии (лишь в учебнике P.C. Немова «Психология» [115] специально выделяется тема «Одиночество»). Мало проведено эмпирических исследований проблемы. Так, в современной науке не полностью раскрыты социально-психологические причины возникновения одиночества. Вне поля зрения исследователей остаются вопросы влияния педагогов на формирование психолого-педагогической культуры родителей в аспекте профилактики негативного одиночества.

Особо следует отметить, что большинство авторов, обращающихся к изучению одиночества, считают его исключительно негативным явлением, и мало обращают внимание на его положительные стороны. Мы считаем, что такой односторонний подход не оправдан. Научная объективность требует, чтобы явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Иными словами, одиночество нельзя сводить к психическому состоянию с отрицательной модальностью переживаний. Это гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, приводящий к возникновению разнообразных психических состояний и переживаний.

Таким образом: 1) изучение восприятия и переживания одиночества имеет практическую актуальность, поскольку эти переживания влияют на эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирование его личности- 2) в современной науке недостаточно теоретических и практических исследований, которые позволили бы составить достаточно полное представление об особенностях восприятия и переживания одиночества юношами и девушками.

Выше сказанное позволяет сформулировать следующую научную проблему: как современная молодежь, в частности студенты средних специальных учебных заведений (ССУЗ), воспринимает одиночество и переживает егокакие личностные особенности и каким образом влияют на модальность его переживания?

Цель исследования заключается в выявлении особенностей восприятия и переживания одиночества студентами ССУЗ в целом и в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.

Объект исследования: студенты средних специальных учебных заведений в возрасте от 16 до 20 лет.

Предмет исследования: восприятие и переживание одиночества студентами ССУЗ.

В исследовании были сформулированы следующие гипотезы:

1. В связи с тем, что одиночество представляет собой сложное социально-психологическое явление, обладающее объективной («физическое» или «пространственно-временное» одиночество) и субъективной (осознание, восприятие и переживание) сторонами, между которыми нет полного совпадения. В результате этого возможно, как адекватное определение личностью (студентами ССУЗ) своего положения в системе межличностных связей и отношений, так и не адекватное, в результате чего человек ложно считает себя одиноким, или отказывается признавать себя таковым, несмотря на наличие всех объективных оснований;

2. Негативные и позитивные переживания одиночества связаны с целостным отношением личности к данному явлению и не зависят от того, считает она сама себя одинокой или нет. Наличие целостного негативного восприятия может порождать «страх одиночества» и соответствующие переживания даже у студентов ни в объективном, ни в субъективном плане не являющихся одинокими.

3. Наличие у личности определенных психологических свойств (интро-версии, высокого уровня тревожности, агрессивности и др.) может увеличивать вероятность того, что она окажется в ситуации одиночества так же, как наличие других свойств (экстраверсии, низкой тревожности и др.), может уменьшать эту вероятность.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами были сформулированы следующие задачи:

1) определить специфику одиночества как объективного социально-психологического феномена, возникающего во взаимодействии личности с социальным окружением;

2) изучить особенности восприятия студентами ССУЗ самих себя как одиноких или не одиноких людей, а также их целостное отношение к проблеме одиночества;

3) выявить частоту возникновения позитивных и негативных переживаний одиночества у студентов ССУЗ;

4) выявить связи между выраженностью некоторых устойчивых психологических свойств личности студентов, с одной стороны, их восприятием и переживанием одиночества, с другой.

Теоретико-методологическими основами данного исследования стали:

— сложившиеся в рамках философии и психологии личности идеи о взаимодействии человека с окружающим Миром, обществом и культурой (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Г. Юнг и др.);

— положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,.

И.С. Кон, Г. Крайг, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, П. Фресс, Д. Б. Эльконин и др.);

— социально-психологические теории и концепции общения и формирования межличностных отношений между людьми (Г.М. Андреева, Э. Берн, A.A. Бодалев, В. Н. Куницына, Б. Д. Парыгин, Л. Фестингер, Р. Х. Шакуров, У. Шюц и др.);

— теоретические разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний личности (JI.M. Аболин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Изард, А. О. Прохоров и др.).

Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т. д.) — изучение научной литературы по проблемеспециальные психологические методы сбора информации: наблюдение, беседы, анкетирование, тестовые опросы (опросник тревожности Ч. Спилбергера, опросник диагностики состояния агрессии Басса — Дарки, личностный опросник Г. Айзенка, тест мотивации аффиляции А. Мехрабиана, авторская анкетная методика) — методы статистической обработки эмпирической информации (вычисление частот и долей, средних арифметических, мер рассеивания и связи переменных, статистической достоверности коэффициентов и различий между индексами).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на теоретико-методологические идеи, получившие признание в современной наукеиспользованием методов и конкретных методик, надежность которых была неоднократно показана в психологических исследованияхпроверкой на надежность и валидность методических разработок, подготовленных специально для данного исследованияприменением методов статистического анализа, адекватных формам представления количественных данных и типам полученных распределений, проведением исследования на базе достаточной выборки (395 студентов ССУЗ).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: а) уточнено социально-психологическое содержание понятия «одиночества», во-первых, как специфической ситуации взаимодействия личности с социальной средой, во-вторых, как переживания, связанного с особенностями этого взаимодействияб) получены новые эмпирические данные, характеризующие частоту возникновения объективной ситуации одиночества и ее субъективного осознания личностью, а также модальность целостного отношения к одиночеству (выраженность тенденции к его избеганию) и психологические особенности его переживания студентами ССУЗв) выявлены устойчивые психологические свойства студентов ССУЗ (высокий уровень интроверсии, ситуативной и личностной тревожности, аффилиативного мотива «страх отвержения» и др.)? сочетание которых способствует возникновению объективного и субъективно переживаемого одиночества.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации рассмотрена проблема одиночества как объективной и субъективной ситуации, складывающейся во взаимодействии личности с социальной средой, и характеризующейся пространственно-временными («физическое» одиночество), коммуникативными и эмоционально-духовными параметрами, а также субъективным восприятием и переживанием (психологическое одиночество), которое может иметь и отрицательную, и положительную модальность. Эти положения и полученные автором результаты имеют значение для дальнейшего развития социально-психологических исследований личности.

Результаты исследования имеют практическое значение в двух основных направлениях. Во-первых, они важны в плане разработки форм и методов организации учебной и воспитательной работы со студентами ССУЗ (а также другими категориями учащихся) с учетом их личностных особенностей. Во-вторых, они представляют интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков и молодежи. Полученные материалы могут быть также широко использованы в процессе дополнительной подготовки и переподготовки преподавателей и практических психологов в институтах и на курсах повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные данные, полученные в исследовании, докладывались на научно-практических конференциях и семинарах: Межрегиональной научно-практической конференции «Психология субъектности. Человек как автор жизни» (Киров, 2001 г.), Всероссийской конференции «Интеграция теории и практики формирования творческой активности студентов педагогических вузов (факультетов)» (Самара, 2001 г.), Международной конференции молодых учёных и аспирантов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2001 г.), Международной научно-практической конференции «Формы и методы воспитательной работы в Вузе» (Казань, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы социальной психологии» (Пенза, 2001 г.), Российской научной конференции «Человек как субъект жизнедеятельности» (Рязань, 2002 г.), а также на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Елабужского государственного педагогического университета 1995;2002гг. По материалам диссертации опубликовано 8 печатных работ. Научные результаты, выводы и прикладные разработки автора используются в практике психологической помощи студентам Елабужского государственного педагогического университета, Елабужского ПТУ № 8.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Теоретическое понимание одиночества как социально-психологической ситуации, возникающей во взаимодействии личности с социальным окружением и характеризующейся: а) объективными, пространственно-временными параметрами («физическое» одиночество) — б) субъективным восприятием и переживанием (психологическое одиночество), которое может иметь и отрицательную, и положительную модальность.

2. Эмпирические результаты исследования, демонстрирующие: а) возможность как адекватного, так и не адекватного определения личностью своего положения в системе межличностных связей и отношений, в результате чего некоторые студенты ССУЗ ошибочно считают себя одинокими, а некоторые отказываются признавать себя одинокими, несмотря на наличие объективных основанийб) характерное для студентов ССУЗ снижение ожиданий, связанных с мерой психологической близости с другими людьми, в результате чего отсутствие эмоциональной и духовной близости перестает осознаваться как одиночество.

3. Эмпирические результаты, показывающие, что ряд устойчивых психологических характеристик личности: интроверсия, нейротизм, аффилиа-тивный мотив страх отвержения, ситуативная и личностная тревожность, враждебность, — образуют взаимно коррелирующий комплекс, выраженность которого характерна, во-первых, для студентов, субъективно считающих себя одинокими, во-вторых, для студентов, стремящихся избежать одиночества.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 208 наименований и приложения. Общий объем работы 160 страниц без Приложения. В тексте диссертации 5 таблиц и 2 рисунка.

Основные выводы по данной главе следующие:

1. При переходе из средней школы в ССУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход меняет положение человека в системе социальных, и межличностных связей и приводит к резкому увеличению числа молодых людей, считающих себя одинокими.

2. Полученные в исследовании результаты говорят о том, что субъективное осознание себя одиноким или не одиноким тесно связано с ограниченностью коммуникативных (прежде всего), эмоциональных и духовных связей с окружающими людьми, но, в то же время, для части студентов ССУЗ характерна неадекватность восприятия своего положения, т. е. определение себя как одинокого при отсутствии серьезных оснований для этого и определение себя как не одинокого при наличии многих признаков объективного одиночества.

3. Для большинства студентов ССУЗ характерно понимание одиночества как жизненной ситуации, вызывающей негативные переживания, что вызывает у них стремление его избежать. Наличие такого стремления в большей степени характерно для студентов, в субъективном плане не считающих себя одинокими, что может являться косвенным доказательством того, что часть из них не адекватно оценивает свое положение и на самом деле находится в ситуации одиночества. Меньшинство связывает с одиночеством положительные переживания и не выражает стремления изменить свою жизненную ситуацию, хотя и среди них имеются те, кто не адекватно считают себя одинокими.

4. Субъективное определение себя в качестве одинокого или не одинокого человека, а также отрицательное и положительное переживание одиночества, результирующиеся в наличии или отсутствии стремления к его избеганию, связаны с выраженностью ряда психологических свойств личности студентов: а) субъективно одинокие студенты имеют пониженные показатели экстраверсии, аффилиативного мотива «стремление к принятию» и повышенные показатели аффилиативного мотива «страх отвержения», нейротизма, реактивной и личностной тревожности, враждебности и агрессивностиу субъективно не одиноких студентов наблюдается противоположные показателиб) студенты, избегающие одиночества и негативно его переживающие, имеют более высокий показатель по аффилиативному мотиву «стремление к принятию», тогда как студенты, не избегающие одиночества, имеют более высокий показатель по нейротизму и личностной тревожности (по остальным изучавшимся психологическим свойствам эти две группы студентов ССУЗ имеют одинаковые показатели) — в) субъективно не одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более высокую выраженность аффилиативного мотива СП, а вторые — нейротизма, личностной тревожности и враждебностиг) субъективно одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более выраженную агрессивность, а вторые — аффилиативный мотив СПд) субъективно одинокие и не одинокие студенты, избегающие одиночества, отличаются друг от друга по большинству изучавшихся личностных свойств: первые имеют более высокие показатели по аффилиативному мотиву СО, нейротизму, личностной тревожности и враждебностивторыепо аффилиативному мотиву СП и экстраверсиие) субъективно одинокие и не одинокие студенты, не избегающие одиночества, отличаются друг от друга только по одному личностному свойству: первые имеют более высокие показатели по аффилиативному мотиву СО.

5. Полученные результаты позволяют говорить о том, что наличие тенденции к избеганию одиночества и негативному его переживанию является характерным для двух личностных типов студентов ССУЗ: а) экстравертов с выраженным аффилиативным мотивом СП и с низкими показателями по всем остальным изучавшимся личностным свойствамб) интровертов с выраженным аффилиативным мотивом СО, с наивысшими показателями реактивной тревожности, враждебности и агрессивности и со средними показателями по другим изучавшимся свойствам.

6. Среди студентов ССУЗ, не избегающих одиночества и в основном положительно или нейтрально его переживающих, не представляется возможным выделить четко очерченные психологические типы.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что одиночество — сложное социально-психологическое явление, которое может быть описано с помощью и объективных, и субъективных характеристик. В объективном плане оно представляет собой стабильную ситуацию ограниченности коммуникативных, эмоциональных и духовных связей человека с другими людьми. В субъективном плане оно включает в себя два компонента. Во-первых, имеется когнитивный компонент, связанный с далеко не всегда адекватным определением себя в качестве одинокого или не одинокого человека. Во-вторых, имеется аффективный компонент, связанный с целостным негативным или позитивным отношением к самому явлению одиночества, что вызывает формирование у человека тенденции (стремления) к его избеганию или не избеганию.

Для большинства студентов ССУЗ характерно понимание одиночества как жизненной ситуации, вызывающей негативные переживания, что вызывает у них стремление его избежать. Наличие такого стремления в большей степени характерно для студентов, в субъективном плане не считающих себя одинокими, что может являться косвенным доказательством того, что часть из них не адекватно оценивает свое положение и на самом деле находится в ситуации одиночества. Меньшинство связывает с одиночеством положительные переживания и не выражает стремления изменить свою жизненную ситуацию, хотя и среди них имеются лица неадекватно считающие себя одинокими.

Субъективное определение себя в качестве одинокого или не одинокого человека, а также отрицательное и положительное переживание одиночества, выражающееся в наличии или отсутствии стремления к его избеганию, связаны с выраженностью ряда психологических свойств личности студентов. Субъективно одинокие студенты имеют пониженные показатели экстраверсии, аффилиативного мотива «стремление к принятию» и повышенные показатели аффилиативного мотива «страх отвержения», нейротизма, реактивной и личностной тревожности, враждебности и агрессивностиу субъективно не одиноких студентов наблюдается противоположные показатели. Студенты, избегающие одиночества и негативно его переживающие, имеют более высокий показатель по аффилиативному мотиву «стремление к принятию», тогда как студенты, не избегающие одиночества, имеют более высокий показатель по нейротизму и личностной тревожности (по остальным изучавшимся психологическим свойствам эти две группы студентов ССУЗ имеют одинаковые показатели). Субъективно не одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более высокую выраженность аффилиативного мотива СП, а вторые — нейротизма, личностной тревожности и враждебности. Субъективно одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более выраженную агрессивность, а вторые — аффилиативный мотив СП. Субъективно одинокие и не одинокие студенты, избегающие одиночества, отличаются друг от друга по большинству изучавшихся личностных свойств: первые имеют более высокие показатели по аффилиативному мотиву СО, нейротизму, личностной тревожности и враждебностивторыепо аффилиативному мотиву СП и экстраверсии. Субъективно одинокие и не одинокие студенты, не избегающие одиночества, отличаются друг от друга только по одному личностному свойству: первые имеют более высокие показатели по аффилиативному мотиву СО.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что наличие тенденции к избеганию одиночества и негативному его переживанию является характерным для 2 личностных типов студентов ССУЗ: а) экстравертов с выраженным аффилиативным мотивом СП и с низкими показателями по всем остальным изучавшимся личностным свойствамб) интровертов с выраженным аффилиативным мотивом СО, с наивысшими показателями реактивной тревожности, враждебности и агрессивности и со средними показателями по другим изучавшимся свойствам. Среди студентов ССУЗ, не избегающих одиночества и в основном положительно или нейтрально его переживающих, не представляется возможным выделить четко очерченные психологические типы.

В данном диссертационном исследовании рассмотрена лишь часть социально-психологических проблем, связанных с одиночеством, его когнитивным осознанием и переживанием личностью. Проблема, по нашему убеждению, имеет большое значение для дальнейшего развития социальной психологии и психологии личности, как в теоретическом, так и в прикладном плане. Она требует дальнейших детальных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987.-230 с.
  2. Л.М. Эмоциональная устойчивость в направленности деятельности, её психологические механизмы и пути повышения. Дисс.док. психол. наук. М., 1988. — 432 с.
  3. К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 5. — С.5−14.
  4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. -М.: Наука, 1977.-224 с.
  5. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. — 335 с.
  6. .С. Некоторые проблемы системного взаимодействия личности с Миром: психологический аспект // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. науч.тр. / Ред. В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. Н. Челны, 2000. — С.34−53.
  7. .С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход). Дисс.док. психол. наук. Казань, 2002. — 367 с.
  8. .С. Психологические проблемы построения теории ситуаций и её приложения к педагогическим взаимодействиям // Социально-психологические проблемы среднего профессионального образования. -Казань: ИСПО РАО, 2002. С.4−24.
  9. .С. Самореализация личности и некоторые проблемы ситуационного анализа в психологии // Организационно-педагогические условия процесса самореализации студентов в средней профессиональной школе. -Н.Челны, 2000. С. 11−13.
  10. .С. Структура ценностного мира личности: фундаментальные ценности // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000. — № 1. — С.28−35.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  13. Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с
  14. Л.Н. Системный подход в психологии личности // Принципы системности в психологическом исследовании. — М., 1990.— С.61−77.
  15. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. — 332 с.
  16. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  17. А. Г. Психология личности: принципы общечеловеческого анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  18. О. де. Утраченные иллюзии // Собр. соч. в 10 т. Т.4 — М., 1983. — С.7−592.
  19. В.А., Мебель Л. Г. Ситуационный подход к исследованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. науч. тр. / Ред. В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. -Н.Челны, 2000. С.54−69.
  20. Д. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.42−56.
  21. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. — № 3. — С. 105 124.
  22. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М.: Наука, 1986. — С.80−160.
  23. Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.-360 с.
  24. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 1999.-528 с.
  25. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  26. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  27. В.М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 480 с.
  28. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во ИПП, 1995.-352 с.
  31. Е.В. Методы воспитания (из курса лекций по педагогике). Ростов-н/Д., 1966. — 52 с.
  32. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  33. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  34. A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 6. — С.30−37.
  35. М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
  36. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Л.: Наука, 1989. — 145 с.
  37. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1980. — 192с.
  38. P.C. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989. С. 114−128.
  39. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.142с.
  40. Волович J1.A. Мотивация выбора ценностей общения подростков // Развитие социальной активности подростка // Тезисы докл. респ. научн.-практ. семинара 7 мая 1989 г. Казань, 1989. — С.3−9.
  41. Т. Домой возврата нет. М.: Худож. лит., 1982. — 687 с.
  42. JT.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. Т.З. — М.: Педагогика, 1983. — С.5−328.
  43. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224с.
  44. C.B. Мое мировоззрение. Курс лекций. М.: Изд-во Росс, открытого университета, 1992. — 208 с.
  45. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Пед. общ-во России- Изд. дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
  46. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. З. Философия духа. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  47. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. 263 с.
  48. Г. Избранные произведения. М.: Панорама, 1995. — 480 с.
  49. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «Масс Медиа», 1995.-240 с.
  50. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с анг. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  51. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Под ред. Б. М. Леонтьева. М., 1992. — 364 с.
  52. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.175с.
  53. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. — 187 с.
  54. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. — 1989. — № 6. — С.85−89.
  55. Л.П. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб: Изд-во Питер, 2000. — С.401−407.
  56. И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 152 с.
  57. Л.К. О счастье подлинном и мнимом. Кишинев, 1986. —146с.
  58. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.121−132.
  59. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С.99−106.
  60. В.В. Эмоционально волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983. — 237 с.
  61. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 4. — С.22−32.
  62. В.И. Толковый словарь живого русского языка. М.: Русский язык, 1980.-779 с.
  63. Г. В. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. Книга для учащихся. М., 1992. — 408 с.
  64. Р. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит., 1950.-712 с.
  65. Джонг-Гирвельд Дж. де и Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.301−319.
  66. .Г. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  67. О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология. 2000. — № 4. — С.28−36.
  68. А.И. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  69. О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.-560 с.
  70. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С.44−56.
  71. A.B. Генезис самооценки: Автореф. дисс. док. психол. наук.-М., 1989.-32 с.
  72. В.И. Счастье как проблема социальной психологии. -Львов, 1981.-208 с.
  73. Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться. -М., 1991.-248 с.
  74. В.П. Проблемы психического развития // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С.62−84.
  75. К. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 464 с.
  76. А. Избранные произведения. М.: Панорама, 1993. — 448 с.
  77. Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. — 527 с.
  78. Ф. Сочинения. В 3-х т. Т. 3 Афоризмы- Письма- Из дневников. М.: Худож. лит., Харьков: Фолио, 1994. — 560 с.
  79. A.A., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. — Казань, 1995. 103 е.
  80. Е.А., Королькова Г. Ф. О некоторых эмоциональных переживаниях как психодиагностических индикаторах в профессиональной консультации // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. -Пермь, 1978. С.72−78.
  81. А.Г. Личность воспитывает себя. — М.:Политиздат, 1983.143с.
  82. У. Методы выборочного исследования. — М.: «Статистика», 1976.-440 с.
  83. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  84. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.255с.
  85. Кон И. С. Многоликое одиночество: (Психол. исслед.) // Знание -сила. 1986. — № 12. — С.40−42.
  86. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1984. — 367 с.
  87. Н. И. Запад и Восток. Статьи. М., Наука, 1972. — 122 с.
  88. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л., 1971. — 194с.
  89. С. Наслаждение и долг. Ростов н / Д.: Изд-во «Феникс», 1988.-416 с.
  90. Г. Психология развития. СПб.: Питер Ком, 2000. — 784 с.
  91. О.Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972. — 244 с.
  92. В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф. диссдок. психол. наук. СПб, 1991. — 38 с.
  93. К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.:Прогресс, 1989. С.384−411.
  94. Лабиринты одиночества / Пер. с английского. Под общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс. — 1989. — 624 с.
  95. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. 1999. -№ 3.-С. 18−27.
  96. К.Н. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1998. — 192 с.
  97. H.Д. О психических состояний человека. М., 1964. 343 с.
  98. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальное развитие личности. М.: «Ин-т практ. психологии», Воронеж. НПО «МОДЭК», 1997.- 448с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  100. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. — 39 с.
  101. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983. 255 с.
  102. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 1. — С. 18−30.
  103. К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: Прогресс, Уни-верс, 1994. 269 с.
  104. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. — Т.4.- № 2. С.28−33.
  105. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1984. — 160 с.1(Зб.Мальковская Т. М. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука — реформе школы). М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  106. Дж. Социальная психология. СПб., 1998. — 688 с.
  107. А.Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  108. Мид М. Культура и мир детства. М.: Прогресс, 1988. — 429 с.
  109. Ю.Миславский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.71−78.111 .Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.52−87.
  110. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  111. Г. В., Масленникова В. Ш., Таланчук Н. М., Трегубо-ва Т.М. и др. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. — Казань, 1999. — 144 с.
  112. В.Н. Психические состояния и отношения человека // Психические состояния / Сост. и общая редакция JI.3. Куликова. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — С.52−60.
  113. P.C. Психология. В 3-х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-573 с.
  114. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: ИПЧ «Жанна», 1994. — 363 с.
  115. Ф. Так говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн. ООО «Попурри», 1997.-624 с.
  116. С.И. Словарь русского языка. М., 1989. — 590 с. 121.0льшанникова А.Е., Робинович Л. Я. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. — № 3. — С.65−75.
  117. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 294 с. 123.0ртега-и-Гассет X. Избранные труды. — М.: Весь мир, 1997. 700 с.
  118. П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся: методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991. — 104 с.
  119. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  120. Л.Э., Мицели М. Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.169−191.
  121. Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С. 152−168.
  122. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.-659с.
  123. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань: Изд-во. КГУ, 1990. 192 с.
  124. А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во КГУ, 1994.- 167 с.
  125. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: ИП РАН, 1999.- 152 с.
  126. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494.с.
  127. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтера. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  128. Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.192−226.
  129. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  130. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  131. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Прогресс. Универс, 1994. — 480 с.
  132. H.A. Как понять подростка. М., 1995. — 190 с.
  133. К. и Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.275−300.
  134. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 204 с.
  135. К. Групповая психотерапия. — М., 1990. — 368 с.
  136. У. А. и Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.21 -51.
  137. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1990.-350 с.
  138. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс. 1992.- 191 с.
  139. З.Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1998. — 158 с.
  140. Нб.Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества / Пер с англ. М.: Прогресс, 1989. -С.227−242.
  141. П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  142. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 26−54.
  143. Е.Т. Проективные методы исследования личности: (Учеб. пособие). М.: Изд-во МГУ, 1980. — 174 с.
  144. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. — Горький, 1975. 304 с. 151 .Стратегия самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 2. — С.21−28.
  145. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.175с.
  146. Н.М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус. — Казань: Институт среднего специального образования РАО. 1993. 106 с.
  147. В.О. О счастье и совершенствовании человека. М.: Прогресс, — 1981.-367 с.
  148. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996. — 480 с.
  149. Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1980. — 230 с.
  150. Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления. Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1986. 18 с.
  151. E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. — 431 с.
  152. Фельдштейн Д-И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флиита, 1999. -672с.
  153. A.B., Ковалёв C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. — Т.7. — № 1. — С. 14−21.
  154. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Абраб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815с.
  155. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  156. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — 384 с.
  157. П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — Вып. 5. — С. 111−195.
  158. Л.М., Волков К. Н. Педагогическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 222 с.
  159. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  160. Э. Человек для себя. М., 1993. — 253 с.
  161. М. Время и бытие. М.: Ас1. Маг^пет, 1977. — 45.2 с.
  162. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1997. — 336 с.
  163. ПО.Хараш А. Психология одиночества // Педология. -2000.- № 4.1. С.7−16.
  164. А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  165. Е.К. Особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в зависимости от уровней притязаний и самооценки учащихся // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. -М., 1986. -С.93−100.
  166. ПЗ.Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. -М.: Прогресс, Универс, 1993. 478 с.
  167. Л.М., Френч Р. де С. и Андерсон К. А. Прототип одинокой личности // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. -С.243−274.
  168. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М.:ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 576 с.
  169. Человек один не может. / Сост. И. М. Альгидеев. М.: Советская Россия, 1989. — 168 с.
  170. И.И. О тенденции исследования состояния личности в психологии // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. — С.95−115.
  171. Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 180 с.
  172. Р.Х., Рогов М. Г., Алишев Б. С. Социально психологические особенности сплочения педагогического коллектива среднего ПТУ. -Казань, 1991. — 136 с.
  173. Ю.М., Данчева О. В. Одиночество: социально психологические проблемы. — Киев: Украина. 1991. — 270 с. 181 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Соч. в 5 т. Т.1. — М., 1992.-394 с.
  174. М. Единственный и его собственность. — Харьков: Основа, 1994. 558 с.
  175. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  176. Э. Детство и Общество. Изд. 2-ое, перераб. и доп. / Пер. с англ. СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетский», 1996. — 592 с.
  177. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. — СПб.: Университетская книга, 1977. 522 с.
  178. Юнг К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. Софии Лорие. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 480 с.
  179. Юнг К. Г. Различие между восточным и западным мышлением // К. Г. Юнг. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. — С.500−522.
  180. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1977. — 522 с.
  181. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Тат. книж. изд-во, 1991.- 191 с.
  182. П.М. Психология чувств и мотиваций. М.: НПО «Мо-дек», 1998.-304 с.
  183. Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — С.552−593.
  184. Endler N.S. Persons, situations and their interactions // A.I.Rabin, J. Aronoff, A.M.Barclay, R.A.Zucker (Eds.) Futher explorations in personality. -NY: Wiley, 1981.- P. l 14−151.
  185. Festinger L. A. theory of cognitive dissonance. Evanston: Row, Peterson & C., 1957.-289 p.
  186. Flanders J.P. A general Systems approach to loneliness // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy / Ed. L.A.Peplau & D.Perlman. NY: John Wiley& Sons, 1982. — P. 166−179.
  187. Fromm- Reihmann F. Loneliness // Psychtatry. 1959. V.22. — P. 1−15.
  188. Jones H. Lonelyness and social behavior // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy / Ed. L.A.Peplau & D.Perlman. NY: John Wiley& Sons, 1982. — P.238−252.
  189. Leiderman P.H. Loneliness: A psychodinamic interpretation // Hartog J., Audy J.R. & Cohen Y.A. (Eds.) The anatomy of loneliness. NY.: International University Press, 1980.
  190. Loucks S. Loneliness, affect and self-concept: Construct validity of the Breadley Loneliness Scale. // J. of Personality Assessment. 1980. — V.44. -P.142−147.
  191. Mijuskovic B. Personal identity inthe 17th and 18thcenturies // The
  192. Achilles of Rationalist arguments. The Hague: Nijhoff, 1974. — P. 93−118.
  193. R.F. & Ellison C.W. Loneliness, spiritual well-being and the quality of life // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy / Ed. L.A.Peplau & D.Derlman. NY: John Wiley& Sons, 1982. — P.2241. Ь 237.
  194. Perlman D., Peplau L.A. Toward a social psychology of loneliness// Personal relationships 3: Personal relatioships in disorder / S. Duck & R. Gilmour (Eds.). London: Academic Press, 1981.
  195. Rotter J.D. The psychological situation in social learning theory // D. Magnusson (Ed.) Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.
  196. Schultz T. Bittersweet: Surviving and growing from loneliness. NY.: Crowell, 1976.
  197. Seligman M.E.P., Abramson L.Y.& Semmel A. Depressive attributional style. Journal of Abnormal Psychology, 88, 1979. P. 242−247.
  198. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. -N.Y.: Norton, 1953.
  199. Tajfel H., Flament C., Billig M.G., Bundy R.P. Social categorization and intragroup behavior // European Journal of Social Psychology. 1971. — № 1. -P.149−178.
Заполнить форму текущей работой