Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новые конструкции железобетонных льдозащитных оболочек мостовых опор

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обладая существенным преимуществом, конструкция не может быть применена повсеместно без проведения специальных исследований, так как в ней имеется полость в зоне льдообразования. Действующими нормами в мостостроении и гидротехнике не предусмотрен расчёт таких конструкций на внутреннее давление льда при его температурном расширении. С участием автора была обоснована возможность применения полых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальность, задачи и методика исследования
    • 1. 1. Обзор конструкций мостовых опор с ледорезами и льдозащитными ограждениями
    • 1. 2. Актуальность разработки новых конструкций мостовых опор с льдозащитными оболочками
      • 1. 2. 1. Создание и развитие конструктивно-технологического комплекса сооружения фундаментов мостовых опор, приведшее к новой конструкции высоких ростверков с льдозащитными оболочками
      • 1. 2. 2. Новая конструкция высоких свайных ростверков с льдозащитной оболочкой и новая технология их сооружения на Волжских и других мостах средней по. лосы России
      • 1. 2. 3. Характеристика ледовых условий на реках Севера и Северо-востока России
      • 1. 2. 4. Цель и задачи работы 62 1.3 Методика исследований
  • 2. Исследование работы железобетонных льдозащитных оболочек на реках с ледоставом
    • 2. 1. Динамическое и статическое воздействие льда на льдозащитную оболочку
    • 2. 2. Оценка взаимного положения ледяных пробок и окружающего ледяного покрова на основе ранее выполненных натурных наблюдений
    • 2. 3. Теплофизические расчеты формирования ледяного покрова и ледяных пробок в замкнутой полости льдоза-щитных оболочек
    • 2. 4. Анализ льдообразования в полости при наличии организованных турбулентных потоков
    • 2. 5. Расчетная оценка давления льда внутри льдозащитной оболочки и ее несущей способности
  • Выводы по главе
  • 3. Разработка новых конструкций льдозащитных оболочек для различных условий в мостостроении
    • 3. 1. Льдозащитная оболочка со струенаправляющими элементами
    • 3. 2. Льдозащитная оболочка для большого числа свай с дистанционным ледорезом
    • 3. 3. Бифункциональная льдозащитная оболочка
  • Выводы по главе
  • 4. Исследования условий сооружения железобетонных льдозащитных оболочек с предложениями по технологии
    • 4. 1. Температурный режим и динамика твердения бетона льдозащитной оболочки при ее возведении
    • 4. 2. Температурные и усадочные напряжения в стенках льдозащитной оболочки при ее возведении
    • 4. 3. Температурные перепады и напряжения в льдозащитной оболочке при погружении её в воду
    • 4. 4. Оснастка для сооружения льдозащитных оболочек
  • Выводы по главе
  • 5. Особенности эксплуатации мостовых опор с льдозащитными оболочками в зимний период и предложения по комплексу контрольно-измерительной аппаратуры
    • 5. 1. Методика долговременных наблюдений за температурным режимом, процессами льдообразования и напряжениями в бетоне
    • 5. 2. Измерения толщины льда во внутренней полости льдо-защитной оболочки и контроль за формированием прослоек льда
    • 5. 3. Измерение деформаций в бетоне и арматуре льдозащитной оболочки от воздействия льда
    • 5. 4. Варианты термоизмерительной аппаратуры
  • Выводы по главе 5

Новые конструкции железобетонных льдозащитных оболочек мостовых опор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. За последние 100 лет конструкция опор мостов и технология их сооружения на больших акваториях претерпели существенные изменения. Если в начале века и вплоть до начала 60-х годов в основном применялись кессоны и опускные колодцы в фундаментной части и крупные бетонные массивы с наклонными, облицованными гранитом ледорезами в надфундаментной части, то, начиная с крупных мостов в Китае (р.Янцзы и др.), широкое распространение получили опоры на сваях-оболочках с бетонными вертикальными водорезами.

Строительство мостов через реки и озера сопряжено, как правило, с пересыпкой пойм и русел, что приводит к загрязнению воды, наносит прямой ущерб водоемам, имеющим рыбохозяйственное значение.

Традиционная технология сооружения мостов изначально предполагает нарушение природной среды, а осуществляемые строителями работы по рекультивации земель, временно отводимых под стройплощадки, и последующая расчистка русел не обеспечивают полного восстановления их до первоначального состояния, т. е. восполняют причиненный ущерб природной среде лишь частично. В современных условиях, когда все более важным и социально значимым становится состояние окружающей среды, особую ценность приобретает отечественный опыт сооружения фундаментов опор.

В России совместными усилиями учёных ОАО ЦНИИС, проектировщиков (ОАО «Гипротрансмост») и строителей (ОАО «Врлгомост») выполнены работы по созданию новой конструкции фундамента мостовой опоры и технологии его сооружения в виде высо^рго свайного ростверка, включающего льдозащитную оболочку.

JI30) с. вертикальным водорезом. Новый конструктивно-технологический комплекс внедрён на нескольких больших уникальных мостах и получил высокую оценку Правительства РФ. Автор принимал участие в разработках и внедрении с 1991 г.

При сооружении мостов на больших акваториях в этом случае применяются плавучие самоподъемные платформы ПМК-67.

В сравнении с широко применяемыми конструктивно-технологическими решениями (устройство островков и полуостровков в шпунтовом ограждении и др.) новые разработки не требуют выполнения котлованных работ и обеспечивают минимальное вмешательство в жизнь реки, наиболее полно отвечают мерам по охране окружающей среды.

Новая конструкция опор и новая технология их сооружения имеют также более выгодные технико-экономические показатели. По данным ОАО «Волгомост» (Мостострой № 3) экономия по металлу и бетону может составить свыше 200%, а по стоимости свыше 100% в сравнении с традиционными технологиями.

Назначение ЛЗО состоит в следующем:

— исключить некоторый объем бетона, а, следовательно, уменьшить вес опоры за счет устройства пустотелой конструкции в пределах части высоты ростверка;

— исключить обнажение буровых свай при низких уровнях воды, что улучшает эстетическое восприятие внешнего вида опоры;

— исключить истирающее воздействие льда на металлическую защитную оболочку буровых свай, что повысит ее коррозиостойкость, так как этот участок свай расположен в наиболее агрессивной зоне с точки зрения коррозииуменьшить количество циклов замораживания и размораживания бетона свай за счет более длительного сохранения положительных температур и уменьшения амплитуды колебаний отрицательных температур воздуха в замкнутой полости внутри оболочки.

Обладая существенным преимуществом, конструкция не может быть применена повсеместно без проведения специальных исследований, так как в ней имеется полость в зоне льдообразования. Действующими нормами в мостостроении и гидротехнике не предусмотрен расчёт таких конструкций на внутреннее давление льда при его температурном расширении. С участием автора была обоснована возможность применения полых ЛЗО в опорах мостов на р. Волге и р. Каме, однако дальнейшее более широкое применение этих высокоэффективных конструкций сдерживает отсутствие научного обоснования и конструктивной проработки с учётом большого многообразия климатических и гидрологических условий, а так же размеров мостовых опор.

Актуальность данной работы определяется большим ожидаемым экономическим эффектом за счёт более широкого применения ЛЗО в мостах разных классов и систем с продвижением высокоэкономичной конструкции в более суровые климатические условия России, составляющие значительную часть её территории.

Таким образом, целью работы является теоретическое обоснование новых конструктивно-технологических решений ЛЗО и исследование их работы в различных климатических и гидрологических условиях.

Методы исследований. Исследование температурных климатических воздействий на железобетонную ЛЗО совместно с процессами тепловыделения при укладке и твердении бетона проведено методами математического моделирования. Исследование ледовых воздействий выполнено с учётом фазовых переходов вода-лёд.

Термонапряжённое состояние JI30 и её прочность оценена методами теории упругости. При этом был использован метод конечных элементов, а также алгоритмы и программы, разработанные в ОАО ЦНИИС и МАДИ. Достоверность теоретических исследований проверялась наблюдениями на строящихся мостовых переходов.

Научная новизна работы заключается в определении закономерностей льдообразования во внутренней полости ЛЗО в зависимости от климатических и гидрологических условий, в том числе с учётом турбулентности водного потокав предложенных методах расчёта термоледового режима внутри ЛЗОв научном обосновании новых конструкций ЛЗО, защищенных патентами.

Практическая значимость. На основании выполненных автором исследований разработаны новые конструктивно-технологические решения, включая особые условия сооружения и эксплуатации ЛЗО, в том числе при отрицательных температурах. Разработана методика наблюдений, набор технических средств и приспособлений, которые позволят обеспечить живучесть конструкции ЛЗО в построенных мостах.

Реализация результатов работы. Результаты работы реализованы при разработке рабочей документации и строительстве мостов через р. Волгу у с. Пристанное и в г. Волгограде, р. Болду в Астраханской области, I пускового комплекса мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы на автодороге Казань-Чистополь-Бугульма (Республика Татарстан).

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на IV Международной конференции по проблемам свайного фундаментостроения (Пермь, 1994 г.)), на Российско-финском семинаре «Ремонт и содержание мостов» (Сургут, 2002 г.), на 5-ом Международном симпозиуме «PERMAFROST ENGINEERING» (Якутск,.

2002 г.), на Конференции аспирантов и соискателей ОАО ЦНИИС (Москва, 2002 г.), на секции «Строительство и реконструкция искусственных сооружений Ученого совета» ОАО ЦНИИС (2003 г.).

Достоверность полученных результатов подтверждается опытом эксплуатации построенных мостов на реках Волге и Каме, а также решениями ФИПС о выдаче патентов на новые конструкции J130.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, в том числе получены два патента на изобретение. Кроме того, результаты работы автора отражены в научно-техническом отчете ОАО ЦНИИС, где диссертант являлся одним из руководителей. Автор выражает благодарность научному консультанту, руководителю лаборатории ИТ, доктору технических наук В. В. Пассеку и всем сотрудникам этой лаборатории за методическую помощь в подготовке диссертации.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ.

9. Результаты исследования использованы при разработке рабочей документации и строительстве мостов через р. Волгу у с. Присланное и в г. Волгограде, р. Болду в Астраханской области, II пускового комплекса мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы на автодороге Казань-Чистополь-Бугульма (Республика Татарстан).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Появлению новой конструкции мостовых опор предшествовал долгий путь, в течение которого конструкция и технологии их сооружения претерпевали качественные изменения. Данный процесс протекал также под влиянием других сопутствующих факторов: регулирование стока рек гидросооружениями, применение в мостостроении новых материалов и новых механизмов. В результате от массивных монолитных бетонных опор с наклонными ледорезами, облицованными штучным камнем мостостроение пришло к облегченным железобетонным опорам на буровых столбах с высоким ростверком в виде пустотелой льдозащитной оболочки с вертикальным водорезом.

Одним их элементов новой конструкции опор с фундаментом на высоком свайном ростверке является льдозащитная оболочка (ЛЗО). Серьезным препятствием широкому применению новой конструкции является неизбежное льдообразование во внутренней полости ЛЗО. Оно вызывало опасение перед началом строительства мостов на Волге и Каме, и тем более это обстоятельство должно быть проанализировано в случае применения подобной конструкции в более суровых климатических условиях. Этой проблеме посвящена основная часть диссертационной работы.

2. Проанализированы особенности ледовых условий рек Севера и Северо-востока России, которые могут повлиять на несущую способность и долговечность ЛЗО. Натурными наблюдениями и методами математического моделирования произведена оценка наиболее вероятного взаимного положения ледяных пробок и окружающего ледяного покрова вокруг ЛЗО. На основе этих исследований разработана расчётная схема и методика оценки несущей способности ЛЗО при действии ледовой нагрузки.

3. Разработана методика определения величины внутреннего давления яьда на стенки ЛЗО и получены его количественные значения для суровых климатических условий (р. Ангара, г. Иркутск). Методом конечного элемента выполнен статический расчет ЛЗО реальных размеров с ледяной пробкой толщиной 2 м, который доказывает возможность применения конструкций в суровых климатических условиях.

4. Установлены закономерности льдообразования внутри ЛЗО при наличии организованных турбулентных потоков. Показано, что подъем придонных более теплых потоков воды в реке может быть использован дщ уменьшения и даже полной ликвидации льдообразования во внутренней полости ЛЗО. Разработаны две конструкции, использующие этот эффект.

5. Разработан ряд новых конструкций ЛЗО для различных климатических и инженерно-геологических условий применения: для мостов с пролётами более 140 м, при наличии слабых грунтов в основании и др.

6. Проведены теплофизические исследования технологии сооружения ЛЗО при низких отрицательных температурах с оценкой термонапряженного состояния на разных стадиях технологического процесса. Полученные результаты позволяют обеспечить качественное изготовление ЛЗО при круглогодичном строительстве.

7. Разработаны принципиальные положения методики наблюдений за льдообразованием в полости ЛЗО и ее сопротивляемостью ледовым воздействиям в процессе эксплуатации. Разработан комплекс аппаратуры и несложных приспособлений, которые рекомендуются для эксплуатационных организаций.

8. Разработанные конструкции ЛЗО защищены двумя патентами РФ, еще четыре заявки поданы и находятся в стадии рассмотрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Водохранилшцные плотины. Руководство для транспортных ВТУЗов. ОГИЗ-Гострансиздат, М., 1931.
  2. Е.А. Инструкция по технологии сооружения столбов тела промежуточных опор моста через р. Волгу Мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное Саратовской области (I очередь строительства). Научно-технический отчет, М., ЦНИИС, 1993.
  3. В.В., Бородин Б. С., Мелконян Т. И. Использование тепла глубинных вод водоемов. М., «Транспорт», 1964.
  4. В.П. Расчет действия раздробленного льда на сооружения. В кн.: «Труды координационных совещаний по гидротехнике». Вып. XVH «Воздействия льда на сооружения и методы борьбы с ледовыми затруднениями». Изд. «Энергия», М. Л., 1965, стр. 20−24.
  5. Г. Д., Левый Г. М. О трещинах в полых железобетонных сваях. Автомобильные дороги., № 3, 1963.
  6. Н.Н., Данковцев А. Ф. Конструктивно-технологический комплекс сооружения фундаментов русловых опор на крупных реках. Труды IV Международной конференции по проблемам свайногофундаментостроения. Часть П. Пермь, 1994.
  7. И. А. Готлиб Я.Л., Займин Е. Е., Смолин Н. И. Изучение зимнего режима рек при гидротехнических изысканиях. Гос. энергетическое издательство, М. Л., 1962.
  8. .П. Свойства, возникновение и исчезновение льда. Госиздат, 1940.
  9. В.П. Давление ледяных пробок в полых железобетонных оболочках. Сб. научных трудов ЦНИИС, вып. 36, М., 1970, стр. 63−70.
  10. В.П. Обратная задача определения вязкости льда по экспериментальным данным о температурах и напряжениях в ледяном покрове. Материалы третьей научно-технической конференции молодых исследователей. Изд-во ЦНИИ, М., 1967, стр. 52−53.
  11. В.П., Пассек В. В. Льдообразование и полостях опор мостов и прогноз внутреннего давления льда. В кн.: «Материалы Первой конференции геокриологов России», МГУ им. М. В. Ломоносова. Книга 3. Инженерная геокриология. М., 1996, стр. 198−205.
  12. С.Д., Проскуряков Б. В. Гидрофизика (физика вод суши). Гидрометиоиздат, Л., 1988.
  13. О. А. Федоров В.Г. Тепловые и температурные измерения. Справочное руководство. «Наукова думка», Киев, 1965.
  14. Н.М., Силин К. С. Строительство фундаментов глубокого заложения. -М.: Транспорт, 1985.
  15. А.Н. и др. Точность контактных методов измерения температуры. М. Изд. Стандартов, 1976, стр. 230.
  16. А.Ф. Стыковка моста через р. Волгу на обходе г. Саратова. Вестник мостостроения, № 1−2, 2000.
  17. А.Ф., Величко В. П. Льдозащитные оболочки опор мостов для севера и северо-востока России. Российско-финский семинар «Ремонт и содержание мостов». (9−12 апреля 2002 г.). Доклады, г. Сургут, с. 103- 108.
  18. А.Ф. Анализ льдообразования в полости льдозащитных оболочек мостовых опор при наличии организованных турбулентных 'потоков. Труды ЦНИИС, вып. № 213 «От гидравлического интегратора к современным компьютерам». М., 2002 г., с. 157 166.
  19. М. (Канада). Лабораторные исследования термического давления льда. МАГИ Симпозиум «Лед и его воздействие на гидротехнические сооружения». Л., 1972, стр. 80−91.
  20. Заявка на изобретение: «Опора моста с льдозащитной оболочкой», Приоритет 19.11.97.
  21. В.М. Строительная теплофизика. (Ограждающие конструкции и микроклимат зданий). Изд-во «Высшая школа», М., 1974
  22. В.П., Мойжес JI.B. Современные методы бетонных работ при строительстве мостов. М., «Транспорт», 1972.
  23. М.А., Лихошерстный Н. Н. Постройка опор Саратовского моста. М., «Трансжелдориздат», 1934.
  24. А.Н. Действие ледяного покрова на сооружения и борьба с ним. НКТП СССР, Госэнергоиздат, М. Л., 1932.
  25. К.Н. Воздействие льда на инженерные сооружения. Изд-во СО АН СССР, Новосибирск, 1962.
  26. А.В. Сборно-разборные мосты. Изд-во «Транспорт», М., 1987.
  27. Линейные деформации в металле и бетоне. Методика выполнекия измерений измерительными преобразователями типа ПЛДС-150. Изд. ВНИИФТРИ, М, 1995.
  28. И .Я. Влияние условий замерзания на толщину ледяного покрова рек. Труды транспортно-энергетического института. Вып. 15. «Ледотермический режим рек Сибири и его изменение при строительстве ГЭС». СО АН СССР, Новосибирск, 1964, стр. 29−35.
  29. B.C., Денисов И. И. Защита бетонных опор мостов от температурных трещин. Трансжелдориздат, 1959.
  30. Методические указания по расчету температурных и усадочных напряжений в железобетонных цилиндрических опорах мостов, Ротапринт ЦНИИС, М., 1979, 81 стр.
  31. С.А. Теория и методы зимнего бетонирования. М., Гостройиздат, 1956.
  32. Мостовая опора. Заявка на изобретение РФ № 2 001 134 718/03, приоритет от 24.12.2001. Решение о выдаче патента от 03.03.2003.
  33. A.M. Свойства бетона. Пер. с англ. М. Стройиздат, 1972.
  34. Опора моста. Патент РФ № 2 209 871, приоритет от 24.12.2001. Зарегистрирован в Госреестре 10.08.03.
  35. .П. Зимний режим рек СССР. Изд. Ленинградского Университета, 1960.
  36. Д.Ф. О давлении льда при изменении температуры, вып. XVII. Изд-во «Энергия», М. Л., 1965.
  37. Д.Ф. О давлении льда при изменении температуры. В кн.: «Труды координационных совещаний по гидротехнике». Вып. XVII «Воздействия льда на сооружения и методы борьбы с ледовыми затруднениями». Изд. «Энергия», М. Л., 1965, стр. 256−265.
  38. В.В. Научные основы эффективного учета и использования тепловых процессов при строительстве мостов и железных дорог. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М., ЦНИИС, 1998.
  39. В.В. Метод приближенного решения теплофизических задач транспортного строительства с трудно регулируемыми условиями. В кни.: Сб. научных трудов ЦНИИСа. М., ЦНИИС, 1995, с. 126+135.
  40. В.В. Расчет наЭВМ трехмерных температурных полей в транспортных сооружениях. Транспортное строительство, 1978, № 10, с. 37−38.
  41. В.В. Совершенствование методик расчета температурного режима грунтов. В кн.: Теплофизические исследования транспортных сооружений, вып. 72. М., ЦНИИС, 1974, с. 11+47.
  42. Патент России RU 2 167 237 С1, «Однорядная столбчатаяя опора моста», Приоритет 24.1.00.
  43. Патент России RU 2 166 578 С1, «Однорядная столбчатаяя опора моста», Приоритет 24.1.00.
  44. Патент России RU 2 099 467 С1, «Опора моста с ледозащитной оболочкой», Приоритет 17.05.96.
  45. Н.Н. Статическое давление льда на сооружения. В кн.: «Ледотермические вопросы в гидроэнергетике», Гос. Энергетическое издательство, М.-Л., 1954.
  46. Н.Н. Статическое давление ледяного покрова на гидротехнические сооружения. В сб. докладов конференции ВНИИГ им. Веденеева. Госэнергоиздат, Л., Доклад № 25, 1957.
  47. А.И., Жидих В. М., Расчеты теплового режима твердых тел. Энергия, Л., 1968.
  48. А.И., Разговорова Е. Л. Расчет давления, возникающего при замерзании воды в замкнутых полостях гидротехнических сооружений. Тр. координационных совещаний по гидротехнике. Вып. 117, Гидротехника Крайнего Севера, Л., 1977, с. 211−214.
  49. Е.В. Опоры мостов. Трансжелдориздат. М., 1935.
  50. В.В. Электрические термометры сопротивления для геокриологических исследований. АН СССР, М., 1962, стр. 94.
  51. Предложения по расчету незаполненных цилиндрических железобетонных оболочек на внутреннее давление ледяных пробок. Ротапринт ЦНИИС, м., 1970, стр. 11 (Переиздание 1972 г.).
  52. В.В. Электрические термометры сопротивления для геокриологических исследований. АН СССР, М., 1962.
  53. .В. Статистическое давление льда на сооружения. Труды Государственного гидрологического института. Вып. 4 (58), JT" 1948.
  54. Разработка и изготовление средств измерения температуры грунта. Научно-технический отчет Сиб ЦНИИС. Новосибирск, 1982, стр. 79.
  55. Разработка методики и аппаратуры для оценки водно-теплового режима грунтов и водных потоков в условиях строительства БАМ. Научно-технический отчет СибЦНИИС. Новосибирск, 1977, стр. 85.
  56. Руководство по зимнему бетонированию с применением метода термоса. М., Стройиздат, 1975.
  57. Руководство по определению нагрузок и воздействий на гидротехнические сооружения (волновых, ледовых и от судов). П 58−76. ВНИИГ, Л., 1977.
  58. Руководство по производству бетонных работ в зимних условиях районах дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. М., Стройиздат, 1982.
  59. Руководство по производству бетонных работ в условиях сухого жаркого климата. М., Стройиздат, 1977.
  60. Руководство по производству бетонных работ. М., Стройиздат, 1975.
  61. В.А., Донченко Р. В. Характеристики условий образования и роста льда при быстром замерзании рек и водохранилищ. Труды государственного гидрологического института. Вып. 110, Гидрометеоиздат, Л. 1964, стр. 22−34. Библ. 9 назв.
  62. Сила растяжения (сжатия) арматуры железобетонных конструкций. Методика выполнения измерений измерительнымипреобразователями ПСАС и ПСАС-М. (Отраслевой руководящий документ), Минэнерго, М., 1992 г.
  63. К.С., Глотов Н. М., Завриев К. С. Проектирование фундаментов глубокого заложения. М.: Транспорт, 1981.
  64. Н.М. В кн.: «Труды координационных совещаний по гидротехнике». Вып. XVII «Воздействия льда на сооружения и методы борьбы с ледовыми затруднениями». Изд. «Энергия», М. Л., 1965, стр. 7986.
  65. Строительные нормы и правила. СНиП 2.01.07−85 Строительная климатология и геофизика, Стройиздат, М., 1985.
  66. Строительные нормы и правила. СНиП 2.05.03−84*. Мосты и трубы. М., Госстрой, 1992.
  67. Строительные нормы и правила. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). СНиП 2.06.04−82. Стройиздат, М., 1983.
  68. Строительные нормы и правила. Строительная климатология и геофизика. СНиП 2.01−01−82. Стройиздат, М., 1983.
  69. Теплофизические расчеты и предложения по устройству ледозащитной оболочки на русловых опорах моста через р. Каму у с.
  70. Сорочьи Горы на автодороге Казань Чистополь — Бугульма — Оренбург. Отчет ОАО ЦНИИС по теме ЦЛИТ 95−53−66, машинопись, 14 стр, 1995.
  71. Теплофизические расчеты русловой опоры моста через р. Волга у с. Пристанное для реальных условий зимы 1995/1996 г. С оценкой величены давления льда (дополнительные материалы по теме ЦЛИТ-93−3-815). Дог. № 50/96 УНПО «Север», М., 1996 г.
  72. С.П., Войновский-Кригер С. Пластинки и оболочки. М., «Наука», 1966.
  73. С.П., Гудьер Дж. Теория упругости (пер. с англ.), М., «Наука», 1975. ' ,
  74. А.А. Функциональная классификация методов и устройств для управления тепловым режимом грунтовых массивов в криолитозоне. Труды ОАО ЦНИИС, вып. 213. М., 2002.
  75. А.А., Крафт Я. С. Методика расчета тепловых амортизаторов в конструкциях земляного полотна для районов вечной мерзлоты. Труды ОАО ЦНИИС, вып. 216. М., 2003.
  76. А.И. Учет влияния ползучести бетона при анализе термонапряженного состояния элементов мостовых опор. Сб. научных трудов ЦНИИС, № 77, 1974.
  77. А.И. Эффективный метод борьбы с трещинообразованием. «Транспортное строительство». № 4, 1987.
  78. А.И. О расчете бетонных и железобетонных опор на влажностные воздействия с применением метода гидравлических аналогий. В сб. «тепло- и массоперенос при новых способах теплового воздействия на твердеющий бетон», Киев, «Будивельник», 1973.
  79. А.И. Эффективный способ борьбы с трещинообразованием. «Транспортное строительство», 1987, № 4.
  80. Экспресс-информация «Путь и строительство железных дорог». М., ВИНИТИ, 1974, № 22, с. 28−30.
  81. Юша Н.Д., Попов Ю. А. Способ измерения температуры в натурных условиях. Авт. Свид. № 481 796, «Бюллетень изобретений», 1975, № 31.
  82. Hogg A.D. Ise pressure against dams. Some investigations in Canada. ASCE, Proceedings, v. 78, Separate N 161, 1952, p.p. 1−4.
  83. Dronin M. Laboratory investigation on ice thermal pressures. Proc. 2nd Ice Symposium, Leningrad, 1972, p. 72−80.
  84. Lofquist B. Ice pressure against dams: studies of the effects of temperature variations. Proceedings of ASCE, v 78, № 160, 1952.
  85. Rose E. Thrust Exerted by Expanding Ice Sheet. Trans. ASCE, vol. 112, 1947.
  86. Royen N. Istryck temperatur hogningar. Hillminskrift, Stockholm, 1922.
Заполнить форму текущей работой