Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование транспортной системы Республики Саха (Якутия) в условиях перехода к рынку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 70−90-е годы определяющую роль в решении проблем комплексного развития транспорта Северо-Востока и формирования сети круглогодичных путей сообщения для оптимального развития производительных сил сыграли научные проработки ИКТП, ИЭиОПП СО РАН, а также исследования Гран-берга А.Г., Бандмана М. К., Колосовского H.H., Хачатурова Т. С., Чудновского А. Д., Громова H.H., Зачесова В. П., Белоусова H. A… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Оценка современного состояния транспортного комплекса
    • 1. 1. Структура транспортного комплекса
    • 1. 2. Система моделей для оценки функционирования и развития транспортного комплекса
    • 1. 3. Эффективность развития транспортного комплекса
    • 1. 4. Ретроспективный анализ тенденций развития транспортного комплекса
  • ГЛАВА II. Экономическая оценка региональных условий функционирования транспортной системы
    • 2. 1. Оценка влияния транспортного фактора на уровень социально-экономического развития республики
    • 2. 2. Экономическая оценка транспортного фактора для формирования региональной политики и совершенствования транспортно-экономических связей
    • 2. 3. Определение приоритетов технического прогресса транспорте с учетом экономической оценки региональных особенностей
    • 2. 4. Организация ежегодного досрочного завоза — важнейший аспект федерально-региональной политики
  • ГЛАВА III. Совершенствование транспортных схем доставки грузов при перспективном развитии транспортного комплекса
    • 3. 1. Железнодорожный транспорт
      • 3. 1. 1. Эффективность строительства железной дороги до Якутска
      • 3. 1. 2. Совершенствование транспортной схемы с выходом железной дороги к Томмоту
      • 3. 1. 3. Сравнительный анализ транспортных затрат при завозе грузов при сезонной и круглогодичной схеме в РС (Я) с выходом железной дороги к Томмоту
    • 3. 2. Автомобильный транспорт
      • 3. 2. 1. Дороги федерального значения
      • 3. 2. 2. Дороги республиканского значения
      • 3. 2. 3. Экономическая эффективность частных технических решений сокращения сезонности автотранспортных сообщений
  • Стр
    • 3. 3. Воздушный транспорт
    • 3. 4. Речной транспорт
    • 3. 5. Морской транспорт
    • 3. 6. Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) как часть основы межгосударственных и межконтинентальных связей
    • 3. 7. Основные концептуальные положения развития Северного морского пути (СМП)

Совершенствование транспортной системы Республики Саха (Якутия) в условиях перехода к рынку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа выполнена автором в Институте региональной экономики АН Республики Саха (Якутия) на основе исследований, проводимых в течение 90-х годов и ранее по проблемам развития производительных сил и транспортного комплекса как их составляющей части, с учетом тех качественных изменений в экономической жизни, которые определяются процессами реформирования. Это нашло свое отражение в направленности научных исследований автора, выборе познавательного инструментария и предопределило актуальность исследований, их научную новизну и практическую значимость.

Актуальность темы

исследования. Республика Саха (Якутия), занимающая территорию свыше 3 млн.кв.км, обладает богатыми природными ресурсами, некоторые из которых являются уникальными, и имеет слабо развитую транспортную сеть, в которой круглогодичные транспортно-экономические связи находятся в стадии начального развития. Республика вносит весомый вклад в экономический потенциал Российской Федерации, ее доля в валовом национальном продукте страны составляет около 2%, несмотря на то, что в хозяйственный оборот включена лишь небольшая доля запасов минерального сырья.

При переходе к рыночным отношениям с падением производства, кризисом неплатежей и другими сопутствующими этому процессу негативными факторами обострились основные проблемы хозяйственного развития республики, затормозилось вовлечение в хозяйственный оборот ее природных ресурсов. Значительную роль в этом играют отрасли производственной инфраструктуры, в особенности транспорт, который после процессов акционирования еще не достиг необходимого уровня стабилизации своего развития и процесс реформирования его организационно-экономических структур еще не закончен.

В то же время дальнейшее индустриальное и социально-экономическое развитие Республики в связи с процессом активизации межгосударственных связей и интернационализацией экономики во многом будет зависеть от своевременности вхождения в хозяйственную деятельность государств Азиатско-Тихоокеанского региона и государств циркумполярной зоны. Ключевым звеном здесь является строительство круглогодичных путей сообщения, особенно в Республике Саха (Якутия) с целью совершенствования схемы транспортно-экономических связей Якутии, Северо-Востока РФ и включением их в систему межконтинентальных и межгосударственных коммуникаций.

Республика Саха (Якутия) по отношению ко всей территории Российской Федерации занимает окраинное положение на Северо-Востоке и наиболее удалена от экономически развитых районов Центра, Урала, Сибири, откуда поставляются до 80% необходимых материально-технических ресурсов. Поэтому все грузы совершают пробег, измеряемый тысячами километров в основном по сезонным трассам и доля транспортных затрат в себестоимости основных отраслей хозяйства Республики достигает 80% и выше. Поэтому проблема совершенствования транспортной системы и изменение ее качественного состояния очень актуальна.

Экономическая реформа в стране и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость экономической самостоятельности регионов, обеспечения их стабильного развития путем развития региональных производительных сил и производства конкурентоспособной (на внутреннем и внешнем рынках) продукции. В этих новых правовых и экономических условиях совершенствование и опережающее развитие региональной производственной инфраструктуры и особенно транспорта приобретает еще большее значение, т.к. недостатки существующей транспортной схемы с огромными расстояниями перевозок, многочисленными перевалками действуют в сторону повышения транспортных расходов, которые уже измеряются десятками процентов по отношению к розничной цене груза, и иногда превышают последнюю. Определяемая сезонностью перевозок чрезмерно высокая доля расходов на транспорт в себестоимости продукции промышленности, аграрном комплексе и традиционных отраслях хозяйства малочисленных народов (особенно в Арктических улусах) существенно снижает экономическую эффективность освоения природных ресурсов, увеличивает стоимость конечной продукции, делает ее неконкурентоспособной и тем самым способствует формированию депрессивных тенденций и существенно снижает социально-экономические характеристики уровня жизни населения.

Таким образом, проблема снижения транспортных расходов путем сокращения сезонности и развития круглогодичных транспортно-экономических связей на протяжении длительного времени (практическипочти два столетия) является весьма актуальной и приобретает еще большое значение.

Поиски оптимального решения транспортной проблемы, с целью приведения ее в соответствие с уровнем развития производительных сил и технического прогресса в историческом плане совпадают с постепенным хозяйственным развитием Сибири и Северо-востока и определялись географическими открытиями и работами научных экспедиций (например, Великая Северная экспедиция 1742−1752 гг.).

В начале XX века наряду с процессом освоения Северного морского пути разрабатывались проект выхода к Охотскому морю, проект строительства железной дороги от г. Канска к Берингову проливу с тоннелем к Аляске (проект Лойк де Лобеля).

В 20−30 гг. в решении проблем развития производительных сил на Северо-Востоке и Якутии большой вклад внесла Академия наук СССР: Якутская экспедиция АН СССР 1928;1929 гг., освоение Северного морского пути в 1932 г., развитие судоходства на реках Лене, Яне, Индигирке и Колыме в 1931;1936 гг., постройка автодороги Большой Невер-Томмот в 1929;1933 гг., автодороги от Магадана до Усть-Неры и к Хандыге в 1931;1943 гг. В конце 40-х годов в связи с выходом на р. Лену железной дороги Тайшет-ст.Лена (1952 г.) были развернуты исследования по проблемам совершенствования транспортно-экономических связей Северо-Востока на основе круглогодичных путей сообщения, определяющим звеном которых должны стать железные дороги.

В 50−60 гг. научно-исследовательские институты Министерства путей сообщения СССР, Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР провели исследования по проблемам развития транспортной сети в целом и железным дорогам в частности. В разделах этих исследований, касающихся Дальневосточного экономического региона и Якутской АССР, была показана целесообразность строительства железной дороги от ст. Бам до Чульмана и Таежного с продолжением до Томмота, и в более отдаленной перспективе определено дальнейшее направлением до Якутска, Хандыги и Магадана. Строительство железной дороги Бам-Чульман-Таежная определялось необходимостью развития Якутского угольного комплекса с возможным развитием металлургического производства, а ее продолжение до Якутска и Магадана — повышением эффективности народного хозяйства этих регионов за счет ускорения оборачиваемости товарных масс и сокращения товарных запасов.

В 70−90-е годы определяющую роль в решении проблем комплексного развития транспорта Северо-Востока и формирования сети круглогодичных путей сообщения для оптимального развития производительных сил сыграли научные проработки ИКТП, ИЭиОПП СО РАН, а также исследования Гран-берга А.Г., Бандмана М. К., Колосовского H.H., Хачатурова Т. С., Чудновского А. Д., Громова H.H., Зачесова В. П., Белоусова H.A. и др. Значительный вклад в исследования проблем транспорта Северо-Востова и Якутии внес Отдел экономики ЯФ СО АН СССР (в последующем — Институт экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера АН СССР и затем — Институт региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия)) и, в частности Черский Н. В., Кириллин А. Д., Белинский Б. В., Штырев И. Н., Ку-гаевский A.A. и др. В 70-е годы ими была произведена серия исследований по неотложной необходимости строительства железной дороги до г. Якутска, и решение о начале ее проектирования и строительства было принято Постановлением Совета Министров СССР от 07.03.1985 г. № 216 «О строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск». И в настоящее время в ИРЭ АН РС (Я) ведутся постоянные научные исследования по этой проблематике, выводы, предложения и рекомендации которых докладываются на научных конференциях регионального, федерального и международного уровней и по которым принимаются правительственные решения, как, например, Постановление Российской Федерации от 19.02.1995 г. за № 115 по выполненной под научным руководством д.э.н., проф. Егорова Е. Г. «Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период 1994;2005 гг.», составная часть которой — Подпрограмма «Транспортный комплекс» является естественным продолжением исследований 70-х годов по необходимости строительства железной дороги до Якутска и которая выполнена под научным руководством к.э.н. Кугаевского A.A. В этой Подпрограмме впервые научно обоснована экономическая необходимость развития всех видов транспорта Республики Саха (Якутия) на основе опорной сети круглогодичных путей сообщения. В настоящее время определяющее место в исследованиях занимает современная проблематика развития транспортной системы циркумполярных государств, рассматриваемая в рамках общей программы развития этого региона. Эконом-географически Северо-Восток и Якутия в свете тенденций интернационализации экономических связей Азиатско-Тихоокеанских и Арктического регионов являются центральным связующим звеном, а транспортная система Республики Саха (Якутия) может сыграть важную экономическую роль, став в перспективе частью единой межконтинентальной и межгосударственной системы транспортно-экономических связей, проявив при опережающем своем развитии большую стимулирующую и системообразующую роль. Этот важнейший аспект транспортной проблемы уже в течение ряда лет подвергается интенсивному научному исследованию и находится в поле зрения Президента Республики Саха (Якутия) Николаева.

М.Е., являющего и Председателем Международной академии Северного Форума.

Изучение проблем развития транспортного комплекса Республики производится с учетом интернационализации хозяйственной деятельности, что является существенным качественным изменением методологических подходов и методики исследований, так как до экономической рыночной реформы эта проблема рассматривалась исходя лишь из внутренних интересов страны и Республики. Наряду с несомненной актуальностью этого вопроса видна его многоаспектность, поэтому в данной работе предлагаются общие концептуальные положения при решении этой проблемы.

Цель работы — исследование проблем формирования и функционирования транспортной системы Республики Саха (Якутия) в условиях Северо-Востока и разработка концептуальных положений по ее совершенствованию при переходе к рыночным отношениям.

Для достижения поставленной цели были следующие задачи:

— на основе принципов системного подхода разработать логическую схему — как последовательность методических приемов для постановки задач, анализа ситуации, установления тенденций развития, построения моделей и выработки решений и рекомендаций;

— анализ и выявление основных тенденций развития (положительных и отрицательных) транспортной системы;

— особенности функционирования транспортной системы региона в современных экономических условиях;

— разработка концептуальных положений по совершенствованию транспортной системы Республики Саха (Якутия) с учетом тенденций перспективного развития.

Методологическая основа исследования базируется на проверенных исторической практикой постулатах экономической теории, разработанных и апробированных отечественной и зарубежной наукой.

В качестве методов исследования использовались:

— методы обобщения и научного анализа теоретических, методологических и прикладных разработок по проблемам транспортного обеспечения региона;

— методы экономического анализа, статистического анализа, оптимизационного и имитационного моделирования, экспертных оценок и т. д.;

— методы и подходы системного анализа к исследованию проблем формирования и функционирования транспортного комплекса региона.

Объектам исследования является региональная транспортная система Республики Саха (Якутия), рассматриваемая как часть Единой транспортной системы Северо-Востока РФ с учетом экономически обусловленной тенденции к интернационализации хозяйств и транспортно-экономических связей в Арктическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм, формирования и функционирования транспортной системы региона.

Информационной базой диссертации являются статистические справочники и ежегодники по народному хозяйству и транспортному комплексу РС (Я), сборники и бюллетени Госкомстата РС (Я) по статистике, первичные материалы транспортных и снабженческих предприятий и соответствующих, Министерств, проработки научных и проектных учреждений РФ и РС (Я) по проблеме развития транспортного комплекса Сибири, Дальнего Востока, Северо-Востока и Республики Саха (Якутия) и т. д.

На защиту выносятся следующие положения:

— опережающее развитие региональной транспортной системы с сумма-тивным учетом как внутренних, так и внешних условий хозяйственного развития при интернационализации хозяйственных связей является специфической особенностью современного развития региональных производительных сил на этапе перехода к рыночным отношениям;

— на данном этапе экономического развития опережающим фактором является создание опорной сети круглогодичных дорог, которые смогут обеспечить стыковку с транспортными магистралями государств Азиатско-Тихоокеанского региона и реализовать транзитный потенциал;

— в комплексе региональных проблем для снижения транспортной составляющей в продукции отраслей хозяйства Республики Саха (Якутия) необходимо устранение сезонных звеньев на коммуникациях республиканского и местного значения;

— определяющим моментом является строительство железной дороги до Якутска и возрождение Северного морского пути;

— для эффективного социально-экономического развития труднодоступных улусов Арктического региона в настоящее время и обозримой перспективе целесообразна разработка региональной транспортной политики на основе государственного протекционизма.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработаны методологические положения транспортного обеспечения региона, предусматривающих развитие кооперированных интеграционных его форм с учетом региональных особенностей;

— произведена научно-обоснованная экономическая оценка региональных условий функционирования транспортной системы;

— разработаны концептуальные положения перспективного развития транспортной системы региона с учетом интернационализации транспортно-экономических связей АТР;

— разработана логическая схема сопряжения корреляционно-регрессионной, оптимизационной и имитационной моделей для проведения экономических изменений качественного состояния транспортного комплекса на основе системного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методологические новации, методические приемы анализа и практические рекомендации по совершенствованию функционирования и развития видов транспорта и всей транспортной системы региона по мере их разработки использовались при участии автора в разработке многих федеральных и региональных.

Программ социально-экономического развития, Схем развития и размещения производительных сил, Перспектив развития и размещения видов и объектов транспортного комплекса (в общей сложности 25 проработок) с последующей реализацией (внедрением) в хозяйственной практике Республики Саха (Якутия) при развитии производительных сил.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследований были представлены и докладывались на: Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы хозяйственного освоения зоны БАМ». Владивосток, 1977; Всесоюзном совещании по транспорту. Москва, 1979; Всесоюзной конференции «Комплексное экономическое и социальное развитие Магаданской области в ближайшей и долгосрочной перспективе». Магадан, 1980; III научном совещании «По развитию производительных сил Якутской АССР на долгосрочную перспективу», Якутск, 1981; Всесоюзной научной конференции «Пути и методы совершенствования транспортно-экономических связей и размещения производства». Алма-Ата, 1983; Всесоюзной научно-практической конференции «Комплексное развитие производительных сил Магаданской области до 2000 г.». Магадан, 1984; Всесоюзной научно-практической конференции «Развитие и размещение производительных сил и транспортного обеспечения Дальневосточного экономического района на период 2000;2005 гг.». Хабаровск, 1984; Региональной научно-практической конференции «Роль гражданской авиации в развитии производительных сил и культуры ЯАССР на основе ускорения научно-технического прогресса», Якутск, 1985; Международной научно-практической конференции «Параметры перспективных транспортных систем Республики Саха (Якутия)». Якутск, 1995; Региональной научнопрактической конференции «Опыт и проблемы перехода к рыночной экономике в условиях Севера». Якутск, 1995; Региональной научно-практической конференции к 40-летию ЯГУ им. М. К. Аммосова «Наука — невостребованный потенциал». Якутск, 1996; Федеральной научно-практической конференции «Проблемы правового и экономического обеспечения функционирования транспортного комплекса России в условиях становления рыночных отношений». 1996; Федеральной научно-практической конференции «Комплексные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог в условиях Севера». Хабаровск, 1997; Федеральной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности на объектах транспорта и пути ее улучшения». Якутск, январь 1998 г.- Федеральной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения завоза грузов и их сохранности в районы Крайнего Севера в современных социально-экономических условиях». Якутск, сентябрь 1998 г.

Публикации: по теме диссертации опубликовано 66 печатных работ, из них 8 монографий, в т. ч. 7 в соавторстве.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы — 212 страниц, 26 таблиц, 5 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проводимая в стране экономическая реформа и переход к рыночным отношениям создали соответствующую правовую основу для экономической самостоятельности регионов и проведения интеграционных процессов в развитии производительных сил на внутригосударственном и межгосударственном уровне. Это обусловило понимание необходимости новой методологической основы и методических положений для обоснования научных рекомендаций в решении возникающих экономических проблем.

1. Разработка и применение новой методологической посылки в решении проблемы развития круглогодичных транспортно-экономических связей Республики РС (Я) и региона Северо-Востока является основой для рассмотрения их совершенствования в зависимости от внутренних и внешних потребностей, в т. ч. как части транспортных коммуникаций всего Азиатско-Тихоокеанского региона, включающей железные и автомобильные дороги, водный транспорт (реки и СМП) и авиасообщения, обеспечивающие в обозримой перспективе экономические связи государств Америки, Азии и Европы по Северо-восточному транспортному коридору. Такой достаточно аргументированный подход дает основание для практических рекомендаций по формированию новых международных транспортных магистралей при развитии международных транзитных перевозок с формированием соответствующих межгосударственных финансовых организационно-экономических структур.

2. В исследовании аргументированно показано, что на данном этапе определяющим фактором является строительство опорной сети круглогодичных дорог, которые в перспективе смогут обеспечить стыковку с транспортными магистралями государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

3. В комплексе региональных проблем для снижения транспортной составляющей в продукции отраслей хозяйства Республики Саха будет иметь устранение сезонных звеньев на коммуникациях республиканского и местного значения.

4. Самым существенным моментом на данном этапе экономического развития является строительство железной дороги до Якутска, имея в виду, что доведение ее до Томмота — только этап этого строительства. Как показали наши исследования, в этом случае возможно прохождение через Томмот примерно 30% от всего общего объема завозимых в республику грузов для обеспечения группы Центральных и Вилюйских улусов и частично СевероВосточных (Усть-Нера, Зырянка). В этом случае система круглогодичных транспортно-экономических связей формируется только частично, и существенного эффекта от ускорения от оборачиваемости товарных масс не происходит.

5. При этом уже на данном этапе развития транспортного комплекса возникает существенная проблема эффективного использования круглогодичных магистралей путем привлечения на них грузопотоков. При определенных условиях (сезонное производство, небольшие объемы поставок, которые можно осуществить в короткие сроки и т. д.) предприятия даже при наличии круглогодичных путей сообщения могут осуществлять завоз сезонным водным транспортом вследствие низких тарифов. Поэтому проблема государственного регулирования тарифов на перевозках сезонным и круглогодичным видами транспорта уже сейчас должны быть в центре внимания.

Необходимость гибкой тарифной политики возникает и в случае решения задачи повышения прибыльности предприятий, производства и отраслей для повышения конкурентоспособности товаров, в особенности на внешнем рынке. В данном случае возможно регулирование тарифов по видам грузов, видам транспорта и транспортным направлениям.

6. Решение важных региональных проблем по оптимизации грузои пассажироперевозок, по совершенствованию функционирования и развития транспортного комплекса с учетом ретроспективного анализа и наиболее эффективных направлений технического прогресса произведено с помощью системы экономико-математических моделей, разработанных и апробированных автором, за исключением региональной оптимизационно-имитационной модели транспортной системы региона, разработанной в соавторстве. К числу наиболее существенных научных рекомендаций, полученных с помощью этой системы моделей, следует отнести определение оптимальных схем транспортно-экономических связей Республики Саха (Якутия) — оптимальное распределение пассажирских перевозок на авиатранспорте и развитие аэродромной сетиэкономическая оценка региональных условий эксплуатации транспортной техники и относительная экономическая целесообразность использования новейшей транспортной техники в северных транспортных полигонах по сравнению с другими районами страны.

7.Сравнительная экономическая оценка региональной специфики социально-экономического развития Северного региона в зависимости от транспортного фактора как совокупности затрат на 1 т при перевозке, хранении и по кредитным вложениям применена при районировании улусов республики для оценки уровня дискомфортности, что дало возможность определить, что многие Арктические улусы республики находятся в наихудшем положении по сравнению с другими районами Российской Федерации.

8. На этом основании целесообразно ставить вопрос перед федеральными органами об особом характере организации досрочного завоза в Республику Саха (Якутия) и в особенности в ее труднодоступные Арктические улусы на основе федерально-региональной политики.

9. Начавшиеся процессы интеграции национальных экономик в мировое хозяйство в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона выдвигают новые потребности для формирования межгосударственных и трансконтинентальных связей, особенностей северных и арктических государств. Взаимный интерес к Арктике как объекту перспективного хозяйственного освоения, начал проявляться в виде первоначальных шагов и поискам подходов к выработке единой межгосударственной политики с целью согласования взаимных интересов. Необходимо учитывать, что в процессе освоения новых регионов и территорий основным методическим требованием, многократно проверенным практикой, является учет специфических особенностей транспорта как системного территориально образующего фактора, проявляющегося в реализации опережающего строительства транспортных коммуникаций.

Ю.Занимающие в зоне Севера ведущее место Северный морской путь и строящаяся железнодорожная магистраль Беркакит-Томмот-Якутск являются основой для организации Единой северной транспортной магистрали (ЕСТМ). Важнейшие факторы организации ЕСТМ — во-первых, обеспечение транспортной доступности для освоения природных богатств на Северо-Востоке страны и приближения рынка сбыта производимой на Севере продукцииво-вторых, включение в мирохозяйственные связи экономики Северо-Востока страны в перспективе будет стимулировать формирование межгосударственной транспортной системы, опорными магистралями которой помимо СМП и ж.д.Беркакит-Якутск, станут ж.д.Аян-Эльге с выходом на АЯМ и БАМ и пока гипотетическая ж.д. магистраль Якутск-Чукотка-Аляска.

Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия), как важнейшая часть инфраструктурной основы экономики Северо-Востока РФ, является определяющим звеном в любой период социально-экономического развития и проблемы его функционирования и совершенствования транспортно-экономических связей требуют постоянного внимания и регулярных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Багриновский К. А., Гранберг А. Г. Система моделей народнохозяйственного планирования. М.: Изд-во «Мысль». 1972. — 351 с.
  2. А.Г. Управление социалистическими предприятиями.- М.: Изд-во «Экономика». 1979. 447 с.
  3. Аристотель. Метафизика. М.: «Мысль». T. I, 1975.- 550 с.
  4. А.Г. Управление социалистическим производством. -М.: Экономика. 1978. 766 с.
  5. А.Г. Оптимальное территориально-производственное планирование. Новосибирск. Наука. 1969. 348 с.
  6. Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.398 с.
  7. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Изд-во «Мысль». 1964. 416 с.
  8. Н.Т. Системный характер научного знания и методы исследования целостных объектов. В сб. Системный анализ и научное знание. М.: Изд-во «Наука». 1978. 248 с.
  9. Н.Т. Целостность и управление. М.:Наука.1974.- 248 с.
  10. Г. Г., Жарикова Г. Г., Комков А. И. Информационно-логические модели научных исследований. М.: Изд-во Наука. 1978.- 344 с.
  11. H.A. Основы учения об экономическом районировании. Изд-е Московского университета. 1976.- 320 с.
  12. Берталанфи Л.Фон. Общая теория систем критический обзор. В сб.: «Исследования по общей теории систем». М.: Прогресс. 1969.- с. 780.
  13. .В., Жариков О. Н., Завьялов С. Я. Пути повышения производительности труда на водном и воздушном транспорте Якутской АССР. В сб.: Проблемы рационального использования трудовых ресурсов Якутской АССР. 1974, — 288 с.
  14. .В., Жариков О. Н., Завьялов С. Я., Штырев И. Н. Проблемы развития транспорта Северо-Востока СССР. Новосибирск. Наука. 1975.- 144 с.
  15. .В., Жариков О. Н., Завьялов С. Я., Штырев И. Н. Роль транспорта в развитии экономики, культуры и повышении уровня жизни населения Якутской АССР. Сб. тезисов Всесоюзной научной конференции. Изд-во ЯФ СО АН СССР.- 1976.- 156 с.
  16. И.Н., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. и др. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Изд-во «Знание». 1979, 48 с.
  17. И.Н., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание. 1972.- 48 с.
  18. И.Н., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Изд-во «Наука». 1973.- 272 с.
  19. A.A. Формирование организационных структур управления. Учебное пособие. Л.: ЛИВТ, 1982.- 36 с.
  20. С.А. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. Л.: Политтехника, 1991.- 252 с.
  21. К.К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства. Новосибирск. Наука. 1973.- 378 с.
  22. О.С. и др. Стратегическое управление. М., 1995. 299 с.
  23. Вопросы программно-целевого планирования. Отв.ред.Орлов Б. П. Новосибирск. Наука. 1975.- 214 с.
  24. Н.Г., Венецкая В. Н. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М.: Статистика. 1974. 280 с.
  25. Г. Соч. Т.5. М.: Соцэкгиз. 1937. 715 с.
  26. Г. Соч. T.I. М.: Соцэкгиз. 1930. 745 с.
  27. H.H. Персианов В. А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1992. 336 с.
  28. А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика. 1978. 352 с.
  29. .И. Анализ чувствительности оптимальных типоразмерных рядов к погрешностям входных данных. «Стандарты и качество».- 1978.- № 8. С.56−58.
  30. Долгосрочные программы капитальных вложений. Отв. ред. Красовский В. П. М.: Экономика. 1974. 270 с.
  31. И.Я. Районирование множества векторов состояния природы и задача выбора решения. В сб.: Исследование операций. М.: Наука. 1972.136 с.
  32. Д., Оделл. Кластерный анализ. М.: Статистика. 1977.- 128 с.
  33. О.Н. Пути повышения эффективности использования основных фондов воздушного транспорта Якутской АССР. Сб.: Пути повышения экономической эффективности транспорта Якутской АССР. Ротапринт ЯФ СО АН СССР. 1973.- 164 с. (С.96−112).
  34. О.Н. Об интенсификации авиагрузовых перевозок в Якутском транспортном узле. Сб.: Пути повышения экономической эффективности транспорта Якутской АССР. Ротапринт ЯФ СО АН СССР. 1973.- 164 с. (С.123−134).
  35. О.Н. Многофакторный математический анализ фондоотдачи на воздушном транспорте Якутской АССР. Сб.: Вопросы развития производительных сил Якутской АССР. 1974. 204 с. (С. 152−160).
  36. О.Н. Об эффективности применения самолетов короткого взлета и посадки на местных воздушных линиях. Сб.: Вопросы развития производительных сил Якутской АССР. 1974. 204 с. (С. 161−167).
  37. О.Н. Об интенсивном и экстенсивном использовании воздушного транспорта Якутской АССР. Сб.: Направления интенсификации работы транспорта Якутской АССР. Изд-во ЯФ СО АН СССР. 1975. 76 с. (С.34−40).
  38. О.Н. Экономическая оценка потерь провозной способности на воздушном транспорте Якутской АССР. Сб.: Направления интенсификации работы воздушного транспорта Якутской АССР. Изд-во ЯФ СО АН СССР. 1975. 76 с. (С.41−50).
  39. О.Н. Некоторые вопросы повышения эффективности использования воздушного транспорта Якутской АССР. Якутское кн. изд-во. 1975.-64 с.
  40. О.Н., Пономарева С. Д., Платонова Л. Н. Вопросы оптимального распределения самолето-моторного парка на воздушных линиях Якутии. Сб.: Транспорт в экономико-географических условиях Якутской АССР. Изд-во ЯФ СО АН СССР. 1976. 104 с. (С.77−84).
  41. О.Н. Региональные особенности эксплуатации воздушного транспорта Якутской АССР. Сб.: Территориально-экономические особенности работы транспорта на Северо-Востоке СССР. Изд-во. ЯФ СО АН СССР. 1977. 112 с. (С.56−64).
  42. О.Н. Опыт системного анализа перспектив развития и проблем повышения эффективности использования воздушного транспорта Северо-Востока СССР. Ротапринт ЯФ СО АН СССР. 1980. 124 с.
  43. О.Н., Белинский Б. В. и др. Основные направления развития транспорта Якутской АССР до 2000 г. Ротапринт ЯФ СО АН СССР. 1980. 124 с.
  44. О.Н. Внутренние резервы повышения эффективности использования воздушного транспорта Якутской АССР. Там же. Магадан, 1980. 286 с. (141−144 е.).
  45. О.Н. Опыт системного анализа перспективного развития и проблем повышения эффективности использования воздушного транспорта Северо-Востока СССР. Там же. Изд-во ЯФ СО АН СССР. 1981.- 164 с. (с.82−86).
  46. О.Н. и др. Проблемы комплексного развития транспорта в транспортной системе Северо-Востока СССР. Сб. трудов ИЭИ ДВНЦ АН СССР. Хабаровск, 1981.- 180 е.
  47. О.Н. и др. Пути рационализации районов Северо-Востока СССР нефтепродуктами. Там же. Магадан, 1984.- 238 с.
  48. О.Н. Системный подход в исследлвании проблем интенсификации транспорта региона. Сб.: «Экономические проблемы технического прогресса на транспорте Северо-Востока СССР». Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1985.-64 с. (с.19−32).
  49. О.Н. Основные вопросы развития воздушного транспорта в свете системных представлений. Там же. Якутск, 1985. 84 с.
  50. О.Н. Методологические основы исследования проблем комплексного развития Северо-Востока СССР. Сб.: «Интенсификация развития региональных транспортных систем». Изд-во ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1987.- 108 с. (с. 11−16).
  51. О.Н., Игошин Н. В. Проблемы перехода экономики Севера к рынку // Колл.монография. Якутск, 1991. 114 с.
  52. О.Н., Игошин Н. В. Концепция развития районов Севера. Якутск, 1991.- 72 с.
  53. О.Н., Игошин Н. В. Новые хозяйственные формы и структуры управления при переходе к рыночным отношениям // Сб. «Проблемы перехода Северного региона на рыночные отношения». ЯНЦ СО РАН. Якутск, 1992.- 114 с.
  54. О.Н. и др. Новые формы управления процессами структурной перестройки в Республике Саха (Якутия) // Сб. «Проблемы стабилизации экономики северного региона при переходе к рыночным отношениям». Якутск, 1993.- 112 с.
  55. О.Н. и др. Демонополизация, предпринимательство, конкуренция. Монография: «Исследование проблем перехода к рыночной экономике». Якутск, 1995. 320 с.
  56. О.Н. и др. Роль социально-экономического прогнозирования и индикативного планирования. Монография: «Исследование проблем перехода к рыночной экономике». Якутск, 1995. -320 с.
  57. О.Н. Управление производством и планирование. Монография: «Исследование проблем перехода к рыночной экономике». Якутск, 1995. 320 с.
  58. О.Н. и др. Материально-техническое снабжение и торговля в г.Якутске. Раздел в коллективной монографии «Город Якутск: «Экономика и финансы». Якутск, 1999.- 179 с. (С.78−83).
  59. О.Н. и др. Транспорт и транспортное обслуживание г.Якутска. Раздел в коллективной монографии «Город Якутск: «Экономика и финансы». Якутск, 1999.- 179 с. (С.70−78).
  60. О.Н. Индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения в транспортном комплексе. Раздел в коллективной монографии «Экономическая безопасность». Якутск, 1999.- 82 с. (С.31−34).
  61. О.Н. и др. Экология транспортных коммуникаций. Сб. статей «Крайний Север: проблемы экологии». М.: 1999.- 120 с. (с.66−69).
  62. А.П. и др. Управление флотом и портами. М.: Транспорт. 1986.- 286 с.
  63. Исследование по общей теории систем. Прогресс.М., 1969.- 520 с.
  64. Инвестиционные проблемы народнохозяйственных комплексов. Отв.ред. Красовский В. П. М.: Наука, 1975. 276 с.
  65. М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975. 606 с.
  66. Исследование операций. Сб.статей. М.: Наука, 1972.- 136 с.
  67. A.A. К вопросу о методах определения объемов грузовых авиаперевозок. В сб.: «Экономика, организация планирования и управления гражданской авиации», вып.5,6. РКИИГА, Рига, 1976.- 72 с.
  68. В.П. Проблемы системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Знание, 1974.- 48 с.
  69. В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. Политиздат. 1976. 247 с.
  70. В.А., Швырев B.C. и др. Философия. Методология. М.: Наука, 1972.- 236 с.
  71. A.C., Егоров Е. Г. и др. Концепция перехода Якутской-Саха ССР на рыночные отношения. Якутск, 1991. 40 с.
  72. Методические аспекты исследования биосферы. М.: Наука, 1975.456 с.
  73. Методические рекомендации по разработке комплексных народнохозяйственных программ. М.: Наука, 1974, — 138 с.
  74. М. Общая теория систем: математические основы. Пер. с англ. Наппельбаума Э. Л. Под ред. С. Е. Емельянова. М.: Мир, 1978.- 311 с.
  75. М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем. Пер. с англ. под ред. Н. Ф. Шахнова. Предисл. чл.-корр. АН СССР Г. С. Поспелова. М.: Мир, 1973.- 344 с.
  76. A.C. Системность живого и соотношение биологического и физико-химического // Вопросы философии. 1964. — № 6.
  77. .З. Системный подход к организации управления. М., 1983.-246 с.
  78. О. О точности экономико-статистических наблюдений. Пер. с англ. Э. В. Детневой и В. М. Шундеева. М.: Статистика, 1968.- 293 с.
  79. Народнохозяйственное и технико-экономическое обоснование неотложного строительства ж.д.Беркакит-Якутск. ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1979.- 124 с.
  80. Е.Д., Самохин Ю. Д. Комплексные народнохозяйственные программы. М.: Наука, 1976.- 342 с.
  81. Организация воздушных перевозок. Под общ. редакцией д.т.н. проф. П. Я. Руснякова. М.: Транспорт, 1976.- 182 с.
  82. C.JI. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Пер. с англ. С. П. Никанорова. М.: Советское радио, 1969. -216 с.
  83. С.Г., Ириков В. Н. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976. 440 с.
  84. А.П., Шорин В. Г. основы программно-целевого планирования развития и размещения народного хозяйства. М., 1977. -135 с.
  85. В.М., Балашов Б. К. Вопросы экономики и планирования грузовых перевозок воздушным транспортом. М.: Транспорт, 1972. 42 с.
  86. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1975. 198 с.
  87. Программный метод управления. Вып.1. ВЦ АН СССР. М., 1971.96 с.
  88. Программно-целевой подход в планировании развития отраслевых комплексов. Отв.ред. Алексеев A.M., Цимлина З. Р. Новосибирск. Наука, 1979.- 248 с.
  89. З.П. Математические методы в планировании гражданской авиации. М.: Транспорт, 1967.- 192 с.
  90. .А., Голубков Е. П., Пекарский И. С. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975.- 326 с.
  91. Региональные системы: стратегии развития и управления. Сб. трудов ВНИИ системных исследований. Вып. 10, 1978.- 68 с.
  92. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1970.-208 с.
  93. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1972.-279 с.
  94. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1972.-238 с.
  95. Системные исследования. Ежегодник, М.: Наука, 1973.-268 с.
  96. Системные исследования. Ежегодник, М.: Наука, 1974.-232 с.
  97. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1975, 1976.- 216с.
  98. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1976. 1977.-271с.
  99. Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977.- 263 с.
  100. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974.- 279 с.
  101. И.П. Общая теория статистики. Статистика .М., 1970.-376с.
  102. Схема комплексного развития транспортной сети ЯАССР и Магаданской области на период до 1990 г. ИКТП при Госплане СССР. М., 1975.- 160 с.
  103. Творчество в научном познании. М.: Наука и техника, 1976. 232с.
  104. H.A. Тектология: теория и проблемы. Сб.: Системные исследования. М.: Наука, 1972. 279 с.
  105. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.- 272 с.
  106. Управление в системах оргструктур. //Под ред.Кнутова. М. 1998.198 с.
  107. И.Н. Пути развития экономических связей. Вопросы экономики Якутской АССР. Якутск, 1967.- 180 с.
  108. И.Н. Некоторые вопросы экономичности завоза товаров различными видами транспорта. Новосибирск, 1965. 20 с.
  109. И.Н. и др. Рационализация межрайонных и внутренних транспортно-экономических связей и проблемы транспортного освоения Северо-Востока. Новосибирск, 1968.- 170 с.
  110. И.Н. и др. О рациональной схеме завоза в Якутскую АССР. Сб.: Проблемы развития производительных сил Якутской АССР. Якутск, 1969.- 240 с.
  111. И.Н. и др. Проблемы развития транспорта Якутии. ВНИТЦ. М., 1970.- 12 с.
  112. Н.П. Проблемы программно-целевого планирования и управления. М.: Наука, 1977. 248 с.
  113. A.A. Математический анализ производительности труда. М.: Экономика, 1968.- 168 с.
  114. A.A. Многофакторные корреляционные модели производительности труда. М.: Экономика, 1966. 95 с.
  115. A.A. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. М.: Экономика, 1972.-210 с.
  116. А. Опыт методологии для системотехники. М.: Советское радио, 1975.- 448 с.
  117. Ч., Макин Р. Военная экономика в ядерный век. Военное изд-во Министерства обороны СССР. М., 1964.- 624 с.
  118. Ч. Руководство обороной. Основы принятия решений. М.: Советское радио, 1968.- 104 с.
  119. Экономика гражданской авиации. Под общ. ред. д.э.н. А. В. Мирошникова. М.: Транспорт, 1975.- 304 с.
  120. Экономическая эффективность авиационной техники. Под ред. д.э.н. Саркисяна С. А. М.: Машиностроение, 1974.- 135 с.
  121. Развитие производительных сил Восточной Сибири. М Транспорт. Изд-во АН СССР, 1960.- 200 с.
  122. Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов.радио. 1 983 455 с.
Заполнить форму текущей работой