Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Российское крестьянство второй половины XIX — начала XX вв.: исторический дискурс литературных источников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание образа жизни крестьян в эпоху формирования буржуазных отношений в России, разнообразные проявления (константные и конкретно-исторические) крестьянского менталитета, какими они запечатлены в литературных текстах современников, — проблема, мало изученная. Между тем русская литература о крестьянстве «охватывала все важнейшие направления общественной и научной мысли конца XIX — начала XX… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиции изучения российского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв
    • 1. 1. Аспекты, подходы и проблемы изучения крестьянства в отечественной и мировой гуманитарной науке
    • 1. 2. Место литературных текстов в корпусе источников изучения крестьянства
  • Глава 2. Российское крестьянство второй половины XIX — начала XX вв. в литературно-художественном и теоретико-историческом освещении
    • 2. 1. Крестьянство в литературных текстах русских писателей-реалистов второй половины XIX — начала XX вв
    • 2. 2. Концепт «крестьянство» в научных и литературных текстах
  • Глава 3. Российское крестьянство в период между двумя реформами в культурном поле политекстуального нарратива
    • 3. 1. Крестьяне и крестьянство в литературных текстах и теориях доиндустриальных обществ
    • 3. 2. Современные крестьяноведческие концепции в контексте литературных источников второй половины XIX — начала XX вв
  • Глава 4. Уникальная историческая информация о крестьянстве на страницах литературных текстов
    • 4. 1. Поведенческая стратегия крестьян по отношению к денежным накоплениям
    • 4. 2. Процесс «эволюции» кулака

Российское крестьянство второй половины XIX — начала XX вв.: исторический дискурс литературных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее яркими определяющими характеристиками современного состояния мира являются «лавинообразная модернизация» (В.А. Шнирельман), создание и развитие мирового рынка, а также урбанизация, которая приобретает черты всеобщности и ведет к интегративным национально-этническим процессам. Подобные явления, вопреки прогнозам ранних либералов и социалистов, которые предполагали некую унификацию культуры, обнаруживают стремление национально-этнических образований сохранить свою идентичность, а в некоторых случаях возродить ее или обрести. Такое положение стимулирует развитие нетрадиционных подходов ко многим вопросам истории и теории культуры, отечественной историиодним из них становится вопрос социокультурного своеобразия, являющийся предметом изучения и обсуждения теоретиков культуры, этнографов, историков, социологов, лингвокультурологов.

Национально-культурное своеобразие России во многом определяется многовековой аграрной доминантой: до недавнего времени крестьяне составляли большинство ее населения и имели такие социокультурные особенности, которые многим исследователям дали основание говорить о двух культурах1 (разных уровнях культуры2), двух цивилизациях3 в рамках национальной российской, выделять крестьянскую («народную») культуру в качестве одного из ее «срезов"4. Не удивительно, что именно крестьянский вопрос в стране нередко становился главным вопросом эпохи. Однако отношение к «аграрному вопросу» прочно сопровождалось эпитетом «нерешенный»: после попытки решения в 1861 г. он был усложнен в конце.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2 А. Я. Гуревич считает, что необходимо говорить о культуре в целом, но распознавать в ней различные уровни, которые в чистом виде тоже не существовали. — Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 12.

3 Зимин А. А. О книгах, театре и прочем (из творческого наследия) // Отечественная история. 2002. № 1. С. 6 — 40. Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 16.

1880 — начале 1890-х гг., а в первые годы XX века приобрел особую остроту, обусловленную ростом социальной напряженности в деревне, настоятельной потребностью экономической и политической модернизации страны.

Положение пореформенной деревни представляло собой разительный контраст сравнительно с грандиозными переменами в городе, где становление буржуазных отношений шло бурно и поступательно. Но традициональные сельские устои отличались удивительной прочностью и в то же время эластичностью. Такое образование, как сельская община, смогло сохраниться в некоторых регионах России вплоть до 30-х гг. XX века, несмотря ни на какие государственные реформы1. Между тем игнорирование особенностей крестьянства как социокультурного феномена, вера в неограниченные возможности модели капиталистического развития, их абсолютизация — одна из причин чрезмерного сокращения численности крестьян, которое стало серьезной проблемой для ряда европейских стран, в том числе и России, где сегодня до 30 — 40% сельских жителей трудоспособного возраста в результате «противоестественного отбора» (М.А. Коробейников) превратилось в люмпенов, практически не имеющих и не стремящихся иметь собственность. К началу XXI века объем производства валовой продукции сельского хозяйства по стране уменьшился на 40%, произошла деградация материально-технической базы, так как в последние годы в сельском хозяйстве выводилось из эксплуатации техники в 4 — 6 раз больше, чем приобреталось. Масштабы аграрного кризиса, существование которого в России признается политиками, социологами, экономистами, по многим показателям превзошли сокращение производства, последовавшее за Первой мировой и Гражданской войнами, коллективизацией и Второй мировой войной. Крестьянская государственная политика в истории России была «виртуальной» (М.А. Коробейников), хаотичной, нарушающей традиции, а поэтому и реакционной. В этом многие исследователи видят причину противоречий и неэффективности всех.

1 См.: Берлинских В. А. Крестьянская цивилизация в России. М., 2001; Голоса крестьян: сельская Россия XX в крестьянских мемуарах. М., 1990. реформ, проводимых когда-либо в России. Реальное изменение в российской государственной политике в аграрной сфере можно отнести лишь к рубежу XXXXI веков, когда были приняты важные (при всей их противоречивости) документы по государственной поддержке крестьянина, признана роль и определено место государства в этом важном деле1.

Необходимость модернизации влечет за собой настоятельную потребность многоаспектного изучения крестьянства и уточнения некоторых положений современного крестьяноведения и современных теорий культуры доиндустриальных обществ, так как до настоящего времени наши представления об этом социальном слое остаются во многом противоречивыми в силу сложности и недостаточной изученности вопроса.

Содержание образа жизни крестьян в эпоху формирования буржуазных отношений в России, разнообразные проявления (константные и конкретно-исторические) крестьянского менталитета, какими они запечатлены в литературных текстах современников, — проблема, мало изученная. Между тем русская литература о крестьянстве «охватывала все важнейшие направления общественной и научной мысли конца XIX — начала XX века. была частью мировой аграрной литературы, отвечающей самым высоким требованиям и пользовавшейся признанием"2. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения первых литературных публикаций о крестьянстве как самостоятельных художественно-социологических исследований, поскольку вплоть до 1850-х годов крестьянская тема как отдельная в отечественной литературе не рассматривалась. Такое положение было характерно не только для России: современные крестьяноведы и культурологи.

См.: Земельный кодекс, Федеральный закон «О землеустройстве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», отдельные статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, целевая программа «Основные направления агропромышленной политики Правительства Российской Федерации на 2001 — 2010 годы» (07, 2000), Постановление Правительства Российской Федерации № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе». При этом следует признать, что земельное законодательство и сегодня находится в эмбриональном состоянии, поскольку отсутствует кадастр земель.

2 Данилов В. П. Наконец-то крестьяноведение издастся в России! // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. М., 1992. С. 5. определяют взгляд на крестьянство со стороны «образованных сословий» как «замалчивание» и даже «враждебность"1.

Такая область крестьянской жизни, как повседневность, в большей степени, чем любая другая, до недавнего времени нередко оказывалась периферийной среди других, более «важных» вопросов в исследованиях традиционной культуры в силу устоявшейся (привычной) ориентированности научного интереса на «событийное» в истории и культуре. Современный этап развития истории, культурологии, крестьяноведения характеризуется активизацией антропологического принципа в организации исследований. Интегрирующей позицией и является рассмотрение вопросов повседневного бытия «безмолвствующего большинства», связанных во многом с особенностями менталитета самой многочисленной в недавнем прошлом социальной группы.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется, во-первых, настоятельной потребностью комплексного изучения самого социокультурного феномена крестьянства и уточнения некоторых положений современного крестьяноведения и современных теорий культуры, во-вторых, недостаточной разработанностью вопроса о принципиальной возможности и пределах использования литературных текстов второй половины XIXначала XX вв. в качестве носителя историко-культурной информации о русском крестьянствев-третьих, незавершенностью реформирования аграрных отношений в современной Россиив-четвертых, объективной необходимостью извлечения уроков из отечественного исторического опыта.

Цель исследования: изучить художественное осмысление крестьянства как социокультурного феномена в России пореформенного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1 По словам А. Я. Гуревича, крестьянин был «словно вынесен за скобки». — Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990. См. также: Шанин Т. Перспективы исследования крестьянства и проблема восприятия параллельности общественных форм // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. Под ред. В.Данилова. Т.Шанина. М&bdquo- 1996. С. 12. выработать критерии отбора литературных текстов, имеющих потенциальную возможность быть используемыми в качестве исторических источников изучения российского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв.;

— выявить общие закономерности, специфические особенности, полноту и глубину отражения в литературных источниках историко-культурных процессов, происходивших в пореформенной деревне;

— обнаружить в литературных текстах русских авторов описание фактов и явлений, обогащающих наши представления об истории огромного большинства российского народа, подкрепляющих и уточняющих теории доиндустриальных обществ и основные концепции аграрного развития и таким образом вписывающих родную историю в контекст всеобщей истории крестьянских стран, прошедших, идущих или вступающих на путь модернизации;

— выявить историко-культурную информацию в рамках заявленной темы, не содержащуюся в традиционных источниках, соотнести ее с известной;

— систематизировать литературные тексты в соответствии с темами, предметом и характером изображенных явлений крестьянской жизни указанного времени.

Объект исследования — константные черты и исторически обусловленные изменения ментальной и материальной жизни российского крестьянства в пореформенный период через отражение в литературных источниках.

Предмет исследования — исторический дискурс литературных источников о российском крестьянстве второй половины XIX — начала XX вв.

В настоящей работе исследуются тексты прозаических жанров, т. к. из-за обширности литературного материала и многообразия вопросов, встающих при его анализе и интерпретации, возникла необходимость в подобном ограничении с целью более глубокого рассмотрения проблемы.

Поскольку нами изучается не общий художественный язык эпохи, а определенные сообщения, переданные на этом языке, то целесообразно было обратиться к литературным текстам произведений как классиков, так и русских писателей так называемого «второго ряда».

Хронологические рамки исследования определены периодом возникновения и становления буржуазных отношений в России (формально период ограничен временными рамками крестьянских реформ — реформы 1861 г. и столыпинской). В отдельных случаях для проведения сравнительного анализа привлекались литературные источники, по времени написания выходящие за данные хронологические рамки.

Научная гипотеза исследования состоит в следующих положениях:

— Особенности крестьянства как социокультурного феномена явились основанием для художественно-социологического осмысления и научной рефлексии.

Ускользающая от рефлексии" (Л.Г. Ионин) повседневность крестьянского бытия нашла яркое многоаспектное воплощение и отражение в очерковой журнальной прозе второй половины XIX — начале XX вв. в силу ее специфических особенностей, в отличие от литературных текстов предшествующего периода, где крестьянская тема освещалась тенденциозно односторонне или вообще «замалчивалась».

— Эмпирический материал, зафиксированный в литературных источниках, позволяет проверить справедливость тезиса об универсальности современных крестьяноведческих аналитических концепций и теорий доиндустриальных обществ в контексте историко-культурного процесса, обусловленного реализацией правительственных аграрных реформ и становлением буржуазных отношений в России.

— Литературные тексты, в силу их способности аккумулировать в себе «функции множества явлений культуры» (И.В. Кондаков), содержат информацию историко-культурного характера, не зафиксированную в других письменных источниках изучения пореформенного крестьянства.

Методология исследования представляет собой сочетание герменевтического, системно-функционального и диалогического подходов к предмету исследования с использованием приемов сравнительного и семантического анализа.

Методологические подходы к исследуемой проблеме основаны на теоретической базе, включающей в себя концепции и приемы различных гуманитарных дисциплин, таких как: культурология и лингвокультурология (М.М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич, И. В. Кондаков, Л. Г. Ионин,.

A.А. Велик, Б. С. Ерасов, В.А. Маслова) — отечественная история (И.Д. Беляев,.

B.П. Данилов, В. Г. Тюкавкин, A.M. Анфимов, А. А. Корнилов, Э. М. Щагин, Б.Г. Литвак) — теория литературы и литературоведение (Д.С. Лихачев, А. С. Бушмин, А. Б. Есин, Е. С. Добин,) — крестьяноведение (В.П. Данилов, Т. Шанин, Д. Скотт, Д. Филд, Р. Сиви) — история литературы (Д.С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Л. М. Лотман, С. М. Петров, А. А. Жук, Ю.В. Лебедев) — источниковедение (С.О. Шмидт, Л. Н. Пушкарев, И. Д. Ковальченко, О. М. Медушевская, А. А. Курносов, Б. Г. Литвак, С. С. Минц, С.В. Воронкова) — семиотика и теория интерпретации текста (Ю.М. Лотман, Б. А. Успенский, Г. Г. Почепцов).

Заявленная тема предполагает использование и контекстуального подхода к поставленной проблеме.

Сочетание методов позволило системно представить специфику изучаемой темы, провести исследование в соответствии с требованиями научности.

Степень разработанности проблемы. Исследовательское поле, определяемое рамками заявленной темы, предполагает обращение к широкому кругу научных работ исторического, источниковедческого, культурологического, крестьяноведческого, литературоведческого и лингвистического характера.

В ходе исследования мы обращались: — к исследованиям историко-культурного и социолого-культурного плана, содержащим анализ культуры изучаемого периода или теоретические вопросы «историзма повседневности» (И.В. Кондаков, Л.Г. Ионин);

— к выводам библиопсихолога Н. А. Рубакина, подтвердившего тесную связь, существующую между понятиями и эмоциями в научных текстах при условии их глубины и талантливости авторов;

— к историографическим исследованиям крестьянской тематики (И.Д. Беляев, В. Г. Тюкавкин, A.M. Анфимов, В.П. Данилов);

— к аналитическим концепциям крестьяноведов Т. Шанина, Дж. Скотта, Д. Филда, Р. Сиви, обосновавших функционирование «крестьянства» как научного термина, рассматривавших вопросы «рационализма пропитания», «обыденных форм сопротивления» в крестьянской среде;

— достижениям отечественных источниковедов, особенно работам С. О. Шмидта, в течение долгого времени пропагандировавшего активное привлечение литературных текстов в практику профессиональных историков;

— специальным работам исследователей, изучавших и изучающих проблемы ментальности и менталитета, в том числе и крестьянского (А.Я. Гуревич, А. А. Вилков, И. В. Мостовая, А. П. Скорик, В.А. Маслова).

Литературные факты в общекультурном контексте рассматривали такие отечественные исследователи, как М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, М. А. Алексеев, А. И. Белецкий, Н. И. Конрад, Ю. Я. Барабаш, В. Р. Щербина, И. Г. Неупокоева.

Как правило, литературные тексты прошлого так или иначе оценены литературной критикой, проанализированы литературоведами и историками литературы. К рассматриваемым нами текстам это относится в разной степени: если творчество классиков является объектом самого пристального внимания исследователей, то работ обзорного характера, рассматривающих произведения крестьянской тематики, или специальных исследований, содержащих анализ всего творчества и отдельных произведений писателей «второго ряда», явно недостаточно. Первым, кто обратился к изучению их творчества, был Г. В. Плеханов, который отметил правдивость и демократизм произведений писателей народнического направления («Народники-беллетристы») — в конце XIX — начале XX вв. С. А. Венгеровым был предпринят опыт составления биографического словаря писателей и ученых, в котором содержатся статьи об отдельных писателях «второго ряда" — творчество братьев Успенских,.

A.И. Левитова, В. А. Слепцова рассматривается в докторской диссертации историка литературы В. В. Шахова, создано несколько диссертационных работ о Е. Н. Чирикове и Н. Д. Телешове. Однако единственная крупная научная работа А. А. Мокрушина о творчестве Н. Н. Златовратского датируется 1949 годомнедостаточно разработаны литературоведами и темы, связанные с творчеством А. И. Эртеля, Н.Г. Гарина-Михайловского, А. А. Потехи на,.

B.В. Селиванова, С. Каронина, Н. И. Наумова и др.: существующие немногочисленные работы носят характер или литературного портрета, или очерка жизни и творчества (публикации А. П. Спасибенко, Б. С. Вальбе, Ю. П. Пищулина, Г. М. Миронова, JI.K. Корольковой).

В целом можно утверждать, что анализ состояния изученности темы, с одной стороны, свидетельствует о ее значимости в истории и культуре, а с другой — создает импульс к ее исследованию в предложенном нами ракурсе.

На наш взгляд, научная новизна исследования выразилась в том, что:

— сделана попытка выработать критерии отбора литературных текстов для использования их в качестве носителя информации о крестьянстве в России второй половины XIX — начала XX века в историческом и социокультурном аспектах;

— привлечены новые информационные источники для многоаспектного изучения российского крестьянства в период между двумя реформами;

— на основе полученных результатов подтверждены, а в отдельных случаях и уточнены некоторые положения современных концепций аграрного развития и теории культуры повседневности;

— выявлена уникальная историческая информация о крестьянстве России второй половины XIXначала XX вв., содержащаяся в литературных текстах.

Теоретическая значимость исследования заключается в выработке критериев отбора литературных текстов для использования их в качестве информационного источника историко-культурного характера в исследованиях крестьянской проблематики в историческом, культурологическом и крестьяноведческом аспектах рассмотрения. Изучение крестьянства как социокультурного феномена, обладающего двуядерностью как структурно-организующей доминантой менталитета, базируется на интегративном подходе и позволяет констатировать, что история российского крестьянства в своих главных, определяющих чертах не противоречит современным концепциям мирового аграрного развития и теориям доиндустриальных обществ.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов в научной практике при изучении крестьянства России в историческом и социокультурном аспектах, отдельных вопросов источниковедения, а также для дальнейшей разработки положений современного аграрного развитияв сельскохозяйственных и педагогических вузах — при организации и проведении спецкурсов, спецсеминаров, при подготовке курсовых и дипломных работ. Содержание приложений в качестве справочных материалов может найти применение и в филологических и литературоведческих работах. Представленный опыт исследования обладает также потенциалом быть экстраполированным на изучение литературных источников другой историко-культурологической темы.

Личный вклад. Нами осуществлен опыт выявления, истолкования и понимания содержательных аспектов литературных нарративов, являющихся носителями историко-культурной информации о материальной и ментальной жизни русского крестьянства в период между двумя реформами, в сопоставлении с научными текстами. Активно привлечены новые литературные источники изучения крестьянства, в том числе и ранее не использовавшиеся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование феномена российского крестьянства требует интегративного подхода, поскольку только в таком случае возможна реконструкция материальных и ментальных сторон жизни крестьян в их органическом единстве.

2. Исторический дискурс литературных источников позволяет подтвердить и уточнить некоторые положения крестьяноведения и современных теорий доиндустриальных обществ, вписывающих историю российского крестьянства в общую аналитическую концепцию крестьянских обществ.

3. Литературные источники дают основание утверждать, что реформа 1861 г. не создала благоприятных условий и стимулов для активного саморазвития основной массы крестьянства.

4. Особенности крестьянского менталитета России в изучаемый период объясняются неизбежностью для крестьянской общины адаптации к новым тенденциям в развитии российского общества в целом.

Структура работы. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы и трех приложений.

Социокультурная история России отличается нестабильностью общественной системы, «несбалансированностью социальных реалий и культурных значений», их изменчивостью, «текучестью и непредсказуемостью». Тем удивительнее необыкновенная устойчивость многих специфических черт крестьянского образа жизни и менталитета на протяжении многовековой истории, поэтому этот вопрос находится сегодня в фокусе острых дискуссий «в контексте переосмысления исторических концепций и интерпретации фактов истории"^. Проблема приобрела особую актуальность на фоне изменений сознания современного человека, теряющего под воздействием «глобалистских» моделей и технологий свою «укорененность», о которой писал философ-экзистенциалист М. Хайдеггер: «Сейчас под угрозой находится сама укорененность (выделено автором — Н.Е.) сегодняшнего человека. Более того: потеря корней не вызвана лишь внешними обстоятельствами и судьбой, она не происходит лишь от небрежности и поверхностности образа жизни человека. Утрата укорененности исходит из самого духа века, в котором мы рождены"^. Художественно-социологическое осмысление духовной и материальной жизни крестьянства, их взаимообусловленность и нерасторжимое единство во всей их полноте и неоднозначности нашли яркое отражение в литературных текстах второй половины XIX — начала XX вв. Проделанная работа позволила с уверенностью констатировать актуальность заявленной проблемы для исследований историко-культурного характера. В настоящем исследовании, наряду с текстами русских классиков, впервые были привлечены новые источники изучения русского крестьянства второй половины XIX — начала XX вв. В их число вошли литературные тексты произведений писателей, творчество которых недостаточно изучено ' Кондаков И. В. Указ. соч. 528.' Сел}'нская Н. Б. Концепция аграрного строя России в пореформенную эпоху // Исторические записки. М., 1999. 189.^ Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества.М., 1991. 106. отечественной наукой, — В. А. Слепцова, В. В. Селиванова, А. А. Потехина, Н. И. Наумова, П. В. Засодимского, Ф. Д. Нефедова, А. И. Эртеля и др.- теоретически обоснованы положения, позволяющие использовать подобные литературные тексты в качестве носителей историко-культурной информациипредпринята попытка выработать критерии отбора литературных текстов с целью извлечения исторически значимой информации, проведена их «каталогизация» по тематическому признакуна основе этого выявлены наиболее информационно емкие и значимые тексты. Литературные источники, в разной степени обладая таким качеством, как политекстуальность, убеждают в том, что история российского крестьянства в своих главных, определяющих чертах не противоречит современным концепциям мирового аграрного развития и теориям доиндустриальных обществ, а в некоторых случаях они уточняют и корректируют устоявшиеся представления о русском крестьянстве в период возникновения и становления буржуазных отношений. Не употребляя понятия «менталитет», авторы литературных текстов изучали его константные составляющие и исторически обусловленные изменения в их органическом единстве. Проведенное исследование позволило уточнить, как изменялись и в чем оставались неизменными ценностные ориентации, коллективные представления, традиции, обряды русского крестьянства в пореформенное время. Реформа 1861 года мало затронула базовые черты крестьянского менталитета, детерминирующим структурно-образующим элементом которого является архетип выживания и «рационализма пропитания», и всего образа жизни русского крестьянства, проявлявшиеся в устойчивой дихотомичности, сохранении «помочей», наследственном профессионализме, стремлении к «равнению», отношении к «чужим». Однако государственным аграрным реформам не предшествовали ментальные изменения русского крестьянствапоэтому проводимые преобразования воспринимались основной массой крестьян не как необходимые и полезные для государства и для них самих, а как нечто чуждое и враждебное, не соответствующее представлениям крестьян о социальной справедливости. Община, «встроенная» в систему государственных экономических отношений, вынуждена была адаптироваться к новым историческим условиям: вовлекаться в рыночные отношения, выходя за рамки натурального производстваприменять различные формы кооперациирасширять сферу промыслов. Это обстоятельство оказало существенное влияние на представление крестьян о различных формах собственности: неэффективное по сравнению с частнособственническим общинное уравнительное землепользование все еще воспринималось как справедливое, организованное «по равнению». В то же время создавалась почва для усиления индивидуалистической составляющей, увеличивалась значимость утилитарных ценностей. При этом главный орган крестьянского самоуправления — сельский сход — начинает терять былой нравственный авторитет у сельского населения, поскольку постепенно становится орудием власти местной верхушки, нередко принимает несправедливые по отношению к членам общины решения. Мы далеки от преувеличения историко-культурной значимости рассмотренных литературных текстов: не все вопросы они аккумулировали, несмотря на «всемирную отзывчивость» (Ф.М.» Достоевский) русской литературы. Так, за их рамками остался, например, вопрос поликонфессиональности крестьян на территории России. Дискуссионным является и вопрос об агрономических умениях крестьян: Н. Г. Гарин Михайловский писал о невежестве крестьян в этом отношении, а Г. И. Успенский — об их «искусстве все измерять» (курсив наш — Н.Е.), А. Н. Энгельгардт же, высоко ценя земледельческие навыки крестьян, высказал идею составить курс агрономии только по пословицам и поговоркам, отражающим крестьянский взгляд на сельское хозяйство. В целом, проведенное исследование продемонстрировало, на наш взгляд, высокий эвристический потенциал изучения вопросов крестьянской тематики с привлечением литературных текстов в качестве носителей историко культурной информации и подтвердило целесообразность и эффективность использования подобных текстов в культурологических разработках историко филологического характера при условии отбора текстов с учетом специфических особенностей художественной литературы и «коррелята на автора», интерпретации текстов с опорой на их семантическую составляющую в историко-культурном контексте, сопоставлении текстов с другими историческими источниками с целью дальнейшего синтеза. На наш взгляд, оно еще раз доказало справедливость мысли М. М. Бахтина о том, что «…нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения» .Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С 373.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гарин-Михайловский Н. Г. Указ. соч. С. 21.
  2. R. Е. Seavoy. Famine in Peasant Societies. N. Y. L., 1986.
  3. А.Н. Указ. соч. С. 146−236.
  4. В.В. Указ. соч. С. 28.
  5. В.В. Указ. соч. С. 311.
  6. Поведенческая стратегия крестьянства по отношению к денежнымнакоплениямВопреки широко бытующему мнению, крестьяне в силу своей неоднородности, региональных природно климатических условий, исторически сложившихся социальных отношении и личностных
  7. А.Н. Указ. соч. С. 371.
  8. Н.И. У перевоза // Указ. изд. С. 28.
  9. Н.Н. Красный куст // Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир. М., 1988. С. 440 -441.
  10. Ф.Д. Иван Воин // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М. 1986. С. 128- 129.
  11. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 32.
  12. Н.В. Мертвые души // Поли. собр. соч. Т. 6. М., 1951. С. 104.
  13. А.И. Два помещика // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 104. Эртель А. И. От одного корня // Эртель А. И. Записки Степняка М., 1989. С. 60.
  14. А.И. Серафим Ежиков// Эртель А.и. Записки Степняка. М., 1989. С. 191.
  15. Ф.М. Указ. соч. С. 353.2 Там же3 Там же. А Златовратский Н. Н. Деревенские будни // Указ. изд. С. 238.
  16. А.Н. Указ. соч. С. 179.
  17. А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 400.Каронин С. Куда и как они переселились // Указ. изд. С. 88.
  18. П.В. Указ. соч. С. 475.
  19. А.И. Под шум вьюги // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 39.
  20. Более подробно об остроте вопроса в это время, в частности, см.: А. Солопов. Кого считали кулаком в 1924—1925 годах?//Трудные вопросы истории. М., 1991. С. 83 -101.
  21. П.С. Кулаки // Романов П. С. Детство: Повесть. Рассказы. Тула, 1983. С. 262, 264.
  22. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927 -1932 годы. М&bdquo- 1989.
  23. И.В. Указ. соч. С. 528.
  24. Н.Б. Концепция аграрного строя России в пореформенную эпоху // Исторические записки. М&bdquo- 1999. С. 189.
  25. В.В. Лизар // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 148 — 154.
  26. И. Е. Юность // Вольнов И. Е. Круги жизни. Повести и рассказы. М., 1991. С.15−148.
  27. Гарин-Михайловский Н. Г. Несколько лет в деревне // Гарин-Михайловский Н. Г. Рассказы и очерки. М., 1975. С. 19 139.
  28. Гарин-Михайловский Н. Г. Волк // Гарин-Михайловский Н. Г. Избранное. Куйбышев, 1980. С. 378 397.
  29. Н.В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. М., 1951. Т. 6.
  30. М. Ма-а-аленькая // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 89 — 93.
  31. .Г. Священник Кронид // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 140 — 147.
  32. П.В. История одной уставной грамоты // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 484−492.
  33. П.В. Терехин сон // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 410 — 428.
  34. П.В. Пропал человек // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 429 — 454.
  35. П.В. От сохи к ружью // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 454 — 471.
  36. П.В. Черные вороны // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 471 — 484.
  37. Н.Н. Авраам // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 204 — 225.
  38. Н.Н. Горе старого Кабана // Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир. М., 1988. С. 388−417.
  39. Н.Н. Деревенские будни // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 236 380.
  40. Н.Н. Золотые сердца // Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир. М., 1988. С. 137 321.
  41. Н.Н. Красный куст. Из истории межобщинных отношений // Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир. М., 1988. С. 418−447.
  42. Н.Н. Крестьяне-присяжные // Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир. М., 1988. С. 9 136.
  43. С. Безгласный // Каронин С. Повести и рассказы. Горький, 1983. С. 26−43.
  44. С. Куда и как они переселились // Каронин С. Повести и рассказы. Горький, 1983. С. 87 102.
  45. С. Ученый // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60- 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 342 354.
  46. С. Светлый праздник // Каронин С. Повести и рассказы. Горький, 1983. С. 17−26.
  47. А.И. Бесприютный // Левитов А. И. Сочинения: в 2 томах. М. -Л., 1933. Т. 2. С. 408 452.
  48. А.И. Насупротив // Левитов А. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 106−121.
  49. А.И. Расправа // Левитов А. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 155- 163.
  50. А.И. Степная дорога днем // Левитов А. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 122 154.
  51. А.И. Степная дорога ночью // Левитов А. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 70 83.
  52. В.В. Возвращение // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 538 — 546.
  53. Н.И. Мирской учет // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 156 — 178.
  54. Н.И. У перевоза // Наумов Н. И. Паутина. Очерки. Рассказы. Кемерово, 1988. С. 23 -35.
  55. Н.И. Умалишенный // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 179 — 203.
  56. Н.А. Отрывки из путевых записок графа Гаранского // Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 тт. JL, 1981. Т. 1. С. 123- 126.
  57. Ф.Д. Иван Воин // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 125 — 142.
  58. И.Н. Редкий праздник // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 94 -129.
  59. А.А. Крестьянские дети // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 226 -311.
  60. М.М. В краю непуганых птиц // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 366−409.
  61. М.М. Заворошка // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 410- 428.
  62. Ф.М. Подлиповцы // Решетников Ф. М. Избранные произведения в 2 тт. М., 1956. Т. 1. С. 3 134.
  63. Ф.М. Тетушка Опарина // Решетников Ф. М. Избранные произведения в 2 тт. М., 1956. Т. 1. С. 324 372.
  64. П.С. Святая милостыня // Романов П. С. Детство: Повесть. Рассказы. Тула, 1983. С. 156 158.
  65. П.С. Дым // Романов П. С. Детство: Повесть. Рассказы. Тула, 1983. С. 261 -264.
  66. П.С. Кулаки // Романов П. С. Детство: Повесть. Рассказы. Тула, 1983. С. 261 -264.
  67. Салтыков-Щедрин М. Е. Современная идиллия // Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20-ти тт. М., 1973. Т. 15. Кн. 1. С. 7 -283.
  68. Салтыков-Щедрин М. Е. Хозяйственный мужичок // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти тт. М., 1974. Т. 16. Кн. 2. С. 45 52.
  69. Салтыков-Щедрин М. Е. Мироеды // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти тт. М., 1974. Т. 16. Кн. 2. С. 77 85.
  70. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа ташкентцы // Собрание сочинений в 20-ти томах. М., 1970. Т. 10.
  71. В.В. Год русского земледельца // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 24 145.
  72. С.Т. Алешка // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 509 — 515.
  73. Скиталец (С.Г. Петров). Лес разгорался // Скиталец. Избранное. М., 1988. С. 244−261.
  74. Скиталец (С.Г. Петров). Полевой суд // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 205−217.
  75. В.А. Питомка // Слепцов В. А. Избранные произведения. Л., 1970. С. 330−344.
  76. В.А. Свиньи // Слепцов В. А. Избранные произведения. Л., 1970. С. 361 -377.
  77. Н.Д. Самоходы // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 130 — 139.
  78. Л.Н. Три дня в деревне // Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22-х тг. М., 1983. Т. 14. С. 320 338.
  79. Г. И. Крестьянин и крестьянский труд // Успенский Г. И. Сочинения: в 2 тг. Т. 2. С. 5 90.
  80. Г. И. Власть земли // Успенский Г. И. Власть земли. М., 1988. С. 213−218.
  81. Г. И. Чудак-барин // Успенский Г. И. Власть земли. М., 1988. С. 200−212.
  82. Н.В. Пропажа // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 37 — 40.
  83. Н.В. Обоз // Успенский Н. В. Издалека и вблизи. Избранные повести и рассказы. М., 1986. С. 147 154.
  84. Н.В. Зимний вечер // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С. 33 — 36.
  85. А.П. Мирская няня // Чапыгин А. П. Собрание сочинений в 5 т. М., 1967. Т. 1.С. 314−322.
  86. А.П. Из Сибири // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30. М., 1978. Т. 14 15. С. 5 — 38.
  87. Е.Н. Добрый барин // Деревенские летописи. Повести и рассказы русских писателей конца XIX начала XX вв. М., 1990. С. 176 — 188.
  88. В.Я. Колдовской цветок // Шишков В. Я. Собрание сочинений в Ют. М, 1974. Т. 1.С. 196−205.
  89. И.С. Росстани // Шмелев И. С. Сочинения в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 277−340.
  90. А.Н. Из деревни: 12 писем (1872 1887). М., 1987.
  91. А.И. Два помещика // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 85- 104.
  92. А.И. Визгуновская экономия // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 105- 143.
  93. А.И. Степная сторона // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 24−28.
  94. А.И. Под шум вьюги (Ночная поездка) // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 29 54.
  95. А.И. От одного корня // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 55 84.
  96. А.И. Барин Листарка // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 144- 167.
  97. А.И. Идиллия // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 318−354.
  98. А.И. Серафим Ежиков // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 168−202.
  99. А.И. Земец // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 203−213.
  100. А.И. Криворожье // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 214−245.
  101. А.И. Поплешка // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 267−274.
  102. А.И. Жолтиков // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 246 266.
  103. А.И. Липяги // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 275 -317.
  104. А.И. Иностранец Липатка и помещик Гуделкин // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 355 380.
  105. А.И. Офицерша // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 381 -402.
  106. А.И. Последние времена // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 403−438.
  107. А.И. Крокодил // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 439−456.
  108. А.И. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. М., 1987.161Научные публикации
  109. A.M. Новые собственники (из итогов столыпинской реформы)// Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1996. С. 60−95.
  110. A.M. Неоконченные споры // Вопросы истории. 1997. № 5. С. 49 72- № 6. С. 41 — 67- № 7. С. 81 — 99.
  111. В.А. Образ жизни сельского населения (тенденции 80-х -начала 90-х годов) // Регион. 1994. № 4. С. 84.
  112. В.В. Крестьянская революция в России и современные аграрные концепции // Общественные науки и современность. 1998. № 2. С. 84 95.
  113. В.В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической // Общественные науки и современность, 1995. № 3. С. 99−110.
  114. В.Н. Профессор Александр Чаянов. М., 1990. 302 с.
  115. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. М., 1997. С. 227−244.
  116. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
  117. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.-239 с.
  118. В.Г. Речь о критике. Статья I // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти тт. М., 1955. Т.6, с. 267 287.
  119. И.Д. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. М., 2002. 419 с.
  120. Ю.А. Г. Успенский. М., 1979. 151 с.
  121. В.А. Крестьянская цивилизация в России. М., 2001. 427 с.
  122. Г. П. С. Каронин (Н.Е. Петропавловский) // Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1985. С. 199 245.
  123. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1994. С. 245−412.
  124. Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1991. 350 с.
  125. Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. М., 1981. 399 с.
  126. И.Н. Аграрные преобразования в России и других странах СНГ (стратегия и тактика) // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 27−39.
  127. Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. М., 1990. 637 с.
  128. С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). СПб., 1889 1895.
  129. Д. Основания новой науки об общей природе наций. J1., 1940. -619с.
  130. А.А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс: Дис.. док-pa политолог, наук. Саратов, 1998. 363 с.
  131. JI.H. Что есть «мы» (Русское национальное самосознание в контексте истории от Средневековья к Новому времени) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1993. № 5. С. 6 12.
  132. Бовина Лебедева В. Г. К вопросу о методах исследования нарративных текстов //Отечественная история. 2002. № 4. С. 124 — 135.
  133. С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма. М., 1985. 160 с.
  134. Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998. 432 с.
  135. А.В. Тип хозяйствования образ жизни — личность // Крестьянство и индустриальная цивилизация. М., 1993. С. 113 — 135.
  136. М. Варвары // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. Сост. Т. Шанин. М., 1992. С. 343 346.
  137. В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социс. 1997. № 3. С. 60−67.
  138. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. -359 с.
  139. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 395 с.
  140. А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. -328с.
  141. А.Я. Двоякая ответственность историка // Проблемы исторического познания. М., 1996. С. 11 24.
  142. В.П. Наконец-то крестьяноведения издается в России! // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. М., 1992. С. 5−7.
  143. В.П. О русской частушке как источнике по истории деревни // Советская культура: 70 лет развития, М., 1987. С. 376 392.
  144. В.П. Русская революция в судьбе А.В. Чаянова // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1996. С. 96 133.
  145. В.П., Шанин Т. А.И. Хрящева и динамические исследования российской деревни (1920 1929 гг.) // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1997. С. 17−20.
  146. Л.В. Место общины в системе социальных институтов // Проблемы аграрной истории. Минск, 1978. Ч. 1. С. 118−128.
  147. Дворянская и купеческая усадьба в России XVI XX вв. Исторические очерки // Авт. коллектив: Я. Е. Водарский, JI.B. Иванова, Э. Г. Истомина. М., 2001.-782 с.
  148. Т.М. История колхозной деревни в романном творчестве Ф. Абрамова. // Отечественная история. 2002. № 1. С. 123 135.
  149. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. -432с.
  150. Н.А. Повести и рассказы С.Т. Славутинского // Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в 9-ти тт. М. Л., 1962. Т. 6. С. 49 — 64.
  151. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927 1932 годы / Сост. В. П. Данилов и др. — М., 1989. -525 с.
  152. Н.М. Влияние аграрных реформ 1860-х гг. на экономику русской деревни // История СССР. 1975. № 5. С. 22 41.
  153. Н.М. Русская деревня на переломе. 1861 1880. М., 1978. -287 с.
  154. .С. Социальная культурология. М., 1997. 591 с.
  155. .И. История русской журналистики (1703 1917). М., 2000. -464 с.
  156. Жук А. А. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981. 254 с.
  157. П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.-470 с.
  158. П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. -368 с.
  159. Л.Г. Крестьянская община в реформе 1861 г. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1987. № 5. С. 36 42.
  160. А.А. О книгах, театре и прочем (из творческого наследия) // Отечественная история. 2002. № 1. С. 6 40.
  161. Т.С. Человек хронотоп — культура. Ярославль, 2003. -172 с.
  162. Е.И., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7. С. 153 160.
  163. Ю.Е. Альбрехт Валленштейн // Вопросы истории. 2003. № 1. С. 48 77.
  164. Л.И. Джон Черчилль, герцог Мальборо // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 72.
  165. Ионин Л. Г Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. М., 2000.-432 с.
  166. В.В. Источниковедение истории советского общества. Курс лекций. М., 1997.-375 с.
  167. А.В. Изучение пореформенного российского крестьянства в современном западном россиеведении: основные концепции, подходы и перспективы: Дис.. канд. ист. наук. М., 2001.
  168. И.Д., Бородкин Л. И. Два пути буржуазной аграрной эволюции в европейской России // Аграрная эволюция России и США в XIX -начале XX века. М., 1991. С. 18 47.
  169. И.Д., Бородкин Л. И. Структура и уровень аграрного развития районов Европейской России на рубеже XIX XX вв. // История СССР. 1981. № 1. С. 76- 100.
  170. И.В. Культурология: история культуры России! Курс лекций. М., 2003.- 616 с.
  171. А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. 446 с.
  172. Г. А. Эртель А.И. Критико-биографический очерк. Воронеж, 1951.-89 с.
  173. С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса// Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 134 143.
  174. Крестьянское движение в 1861 г. после отмены крепостного права. М. -Л., 1949.-367 с.
  175. М.А. Аграрная реформа: крестьянство и власть. М., 2002.-360 с.
  176. В.И. Свет в сумерках // Эртель А. И. Записки Степняка. М., 1989. С. 3−13.
  177. С.В. Смешное в истории: опыт социокультурной реконструкции // Отечественная история. 2002, № 3. С. 163 169.161. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях. (Общие проблемы культуры). Выпуск 1. М., 1988. 32 с.
  178. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. 288.
  179. Курильски-Ожвен, Шанталь. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 155- 168.
  180. А.А. К вопросу о природе и значении понятия «разновидность исторических источников» // Источниковедение, историография Восточной Сибири. Иркутск, 1982.
  181. В.А. Интерпретация текста. М., 1988. 188 с.
  182. А.Н. Ссора в традиционной крестьянской культуре: структурно-типологический анализ (вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. дис.. канд. истор. наук. СПб., 2003. -23 с.
  183. А.П. Г.И. Успенский // Успенский Г.И. Власть земли. М., 1988. С. 5−22.
  184. Ю.В. Реформа 1861 года и крестьянские судьбы в творчестве русских писателей-демократов // Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей 60 70-х годов XIX века. М., 1986. С, 5 — 25.
  185. .Г. Русская деревня в реформе 1861г. Черноземный центр 18 611 895 гг. М., 1972.-423 с.
  186. .Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовались реформаторская альтернатива. М., 1991. 300 с.
  187. .Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX -начала XX вв. М., 1979. 294 с.
  188. В.П. Контуры герменевтики // Вопросы методологии. 1991. № 1. С. 89−96.
  189. Д.С. Бунт «кромешного мира» // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 253−264.
  190. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999.- 191 с.
  191. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. 384 с.
  192. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. М., 1999.-464 с.
  193. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. -560 с.
  194. С.В. Как погибла русская община // Крестьянство и индустриальная цивилизация. М., 1993. С. 136- 173.
  195. А.И. Елпатьевский в Енисейской ссылке // Вопросы истории. 1973, № 2. С. 206−209.
  196. К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976. Т. 1.
  197. В.А. Лингвокультурология. М., 2001. 204 с.
  198. О.М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.-264 с.
  199. С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера (К постановке проблемы) // История СССР. 1979. № 6. С. 55 70.
  200. .Н. «Сыт конь богатырь, голоден — сирота»: питание, здоровье и рост населения в России второй половины XIX — начала XX века // Отечественная история. 2002. № 2. С. 30 — 43.
  201. Г. М. Поэт нетерпеливого созидания. Н.Г. Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Общественная деятельность. М., 1965. -159 с.
  202. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. 1995. № 4. С. 69 76.
  203. Н.И. Поэтика жанровой зарисовки П.В. Орешина // Неженец Н. И. Поэзия народных традиций. М., 1988. С. 176 195.
  204. Н.И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1989. 558 с.
  205. М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004. -775 с.
  206. М.Т. Итальянская новелла эпохи Возрождения как исторический источник // Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. Л., 1979. С. 148- 170.
  207. С.М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984. 374 с.
  208. Ю.А. Союз муз // Отечественная история. 2002. № 1. С. 4−5.
  209. Г. Г. Семиотика. М., 2002. 432 с.
  210. Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.
  211. Редкие слова в произведениях авторов XIX века. Словарь-справочник. Отв. Ред. Р. П. Рогожникова. Сост. Рогожникова Р. П., Логинова К. А., Пономаренко С. А. и др. М., 1997. 572.
  212. С.А. Основы текстологии. Л., 1978. 176 с.
  213. В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры // Социально-политический журнал. 1993. № 8. С. 28 34.
  214. Н. А. Психология читателя и книги. М., 1977. 264 с.
  215. С.С. В несовпадающих ракурсах? // Отечественная история. 2002. № 1. С. 191 -195.
  216. Н.Б. Концепция аграрного строя России в пореформенную эпоху // Исторические записки. М., 1999.
  217. Л.Т. Крестьянское движение в революции 1905 1907 гг. М., 1989.-262 с.
  218. Е.С. Военно-историческая антропология новая отрасль исторической науки // Отечественная история. 2002. № 4. С. 135 — 145.
  219. Дж. Оружие слабых: обыденные формы сопротивления // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. Под ред. В. Данилова, Т. Шанина. М., 1996. С. 26 59.
  220. Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире / Сост. Т. Шанин. М., 1992. С. 202 210.
  221. Ч.П. Две культуры. М., 1973. 142 с.
  222. Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар // Отечественная история. 1995. № 4. С. 3 34.
  223. Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар // Отечественная история. 1997. № 2. С. 139 160.
  224. А. Кого считали кулаком в 1924—1925 годах? // Трудные вопросы истории. М., 1991. С. 83 -101.
  225. Ю.Г. Очерк распространения в крестьянском хозяйстве Тульской губернии улучшенных земледельческих машин и орудий // Экономическая программа Тульского губернского земства. С. 77 113.
  226. А.П. Писатели-народники. М., 1968. -429 с.
  227. Е.С. Становление капиталистической формации в рязанской деревне // Актуальные проблемы новой и новейшей истории России XIX XX вв. Сборник научных трудов. Рязань, 2002. С. 61 — 76.
  228. И. К. Романов П.С. // Романов П.С. Яблоневый цвет: Повести и рассказы. М., 1991. С. 3 -10.
  229. К.Н. Проблемы аграрной истории России периода империализма в советской историографии (1917 начало 1930 годов).-Исторические записки. 1968. Т.78. С. 31 — 62.
  230. К.Н. Проблемы аграрной истории России периода империализма в советской историографии (конец 1930-х первая половина 1950-х годов) // Исторические записки. 1969. Т. 83. С. 196 — 221.
  231. К.Н. Социально-экономическая история России. Начало XX в. М., 1990.-290 с.
  232. А.Г. Некоторые аспекты проблемы доказательности в источниковедении// История СССР. 1973. № 6. С. 54 80.
  233. А.Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения // История СССР. 1983. № 3. С. 112−130.
  234. В.Г., Скрябин В. И. Применение машин в сельском хозяйстве России в конце XIX начале XX века // Аграрная эволюция России и США в XIX — начале XX века. М., 1991. С. 270 -293.
  235. В.Г., Щагин Э. М. Крестьянство в России в период трех революций. М., 1987. 207 с.
  236. В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001.-304.
  237. .А. Поэтика композиции. М., 1970.
  238. В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983. 231 с.
  239. JI. Бои за историю. М., 1991. 629 с.
  240. Э. Бегство от свободы. М., 1990. 269 с.
  241. Э. Иметь или быть? М., 1986. 238 с.
  242. М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. 190 с.
  243. Н.И. Военная проза В. Кондратьева // Отечественная история. 2002. № 1. С. 110−123.
  244. А.В. Бюджетные исследования. История и методы // Чаянов А. В. Избранные труды. М., 1991. С. 25 341.
  245. Г. И., Суровцева Е. В. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет // Социально-политический журнал. 1994. № 9 10. С. 21 -30.
  246. Т. Перспеюгивы исследования крестьянства и проблема восприятия параллельности общественных форм // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. Под ред. В. Данилова, Т.Шанина. М., 1996. С. 8−25.
  247. Т. Понятие крестьянства // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. М., 1992. С. 8−19.
  248. В.Ф. Археология гуманитарного знания и образы России // Общественные науки и современность. № 3. С. 111−121.
  249. Н.В. Раздумья о недавнем прошлом: поиски новых подходов // Отечественная история. 2002. № 3. С. 100 114.
  250. Л. Е. Изучение делопроизводственных документов XIX -начала XX вв. М., 1989.
  251. С.О. Современные проблемы источниковедения // Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 21 -63.
  252. С.О. О разработке методологических вопросов истории // Путь историка. Указ. изд. С. 13−20.
  253. Redfield R. The Little community and Peasant society and culture. Chicago, London, 1973.
  254. Seavoy R. E. Famine in Peasant Societies. N. Y. L., 1986.
Заполнить форму текущей работой