Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последующие возрастные периоды развития ребенка, особенно в критические, под воздействием психоэмоциональных и физических нагрузок выявляется отсроченная манифестация церебральных нарушений. Наиболее часто у таких детей отмечается раннее формирование церебрастенического и астеновегетативного симптомокомплексов, легкая диффузная неврологическая симптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС
    • 1. 1. Факторы риска в формировании перинатального поражения ЦНС
    • 1. 2. Особенности здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС
    • 1. 3. Современные методы лечения и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА III. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ РИСКА, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

3.1. Антенатальный период развития детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

3.2. Особенности становления раннего постнатального здоровья у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦН.

4.1 .Физическое, нервно-психическое развитие детей от года до семи лет.

4.2. Особенности состояния здоровья и заболеваемости детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

ГЛАВА V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС.

5.1. Лечебно- оздоровительная деятельность на уровне первичного звена здравоохранения.

5.2. Эффективность медико-психологической коррекции детям раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение

Особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения — это проблема сохранения здоровья будущего населения нашей страны. В последние 15 лет в социально-экономической жизни Республики Таджикистан остро стоит проблема снижения уровня здоровья детей и подростков. В частности, наблюдается интенсивный рост числа детей, имеющих субклинические формы преи перинатальной патологии ЦНС.

Перинатальные поражения центральной нервной системы обусловливают в будущем 40−60% неврологической патологии, как у детей, так и у взрослых. Они могут манифестировать в различные сроки жизни, их декомпенсация происходит по мере возрастания предъявляемых требований в процессе развития детей (Вельтищев Ю.В., 1994; Anand N.K., 1994; Шайтор В. М., 2007).

В настоящее время особую тревогу вызывают дети раннего и дошкольного возраста, страдающие последствиями перинатального поражения ЦНС. У 60−80% данной группы детей неврологическая симптоматика на первом году жизни зачастую проявляется либо кратковременно и в легкой форме, либо полностью отсутствует (Вельтищев Ю.В., 1994; Володин H.H., 2004).

В последующие возрастные периоды развития ребенка, особенно в критические, под воздействием психоэмоциональных и физических нагрузок выявляется отсроченная манифестация церебральных нарушений. Наиболее часто у таких детей отмечается раннее формирование церебрастенического и астеновегетативного симптомокомплексов, легкая диффузная неврологическая симптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения и обучения (Воробушкова М.В., 2002; Зоирова М. А., 2006; Федоров Г. М., 2006, Алиева А. М., 2008).

Неблагоприятный исход перинатальных поражений центральной нервной системы большинство авторов связывает с несовершенством профилактики, диагностики, а также с несвоевременной и неадекватной терапией данной патологии, пассивным наблюдением за такими детьми (Ваганов H.H., 1996; Баранов A.A., 2004; Шабалов Н. П., 2004; Гончарова О. В., 2008).

Отсутствие методологических стандартов при проведении обследования не позволяет сравнить полученные результаты между собой. В связи с этим представляет интерес проведение многофакторной оценки здоровья по единой методике с последующим их сравнением, что позволит выявить истинную картину особенностей формирования здоровья и развития детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

Литературные данные свидетельствуют о том, что резерв возможной компенсации заключается не только в поиске новых средств терапии, но и в выборе сроков ее применения, организации правильного диспансерного наблюдения пациентов на всех этапах медицинского обслуживания (Деменко В.Д., 1995; Барашнев Ю. И., 1999; Олимова К. С., 2002; Белоусова Т. В., 2004, Гончарова 0.в., 2008).

Научный интерес и практическое значение представляет проблема, связанная с разработкой индивидуальных программ профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка, а также внедрения своевременных реабилитационных мероприятий при подготовке данной группы детей к школе.

Все это указывает на актуальность представленной проблемы и необходимость проведения настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

: Изучить особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС и определить, в связи с этим, оптимальную тактику профилактических и лечебных мероприятий.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить характер влияния медико-социальных факторов риска перинатальной патологии на состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

2. Изучить особенности физического, нервно-психического развития, соматического здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

3. Оценить клиническую информативность ферментного статуса лимфоцитов и определить их связь со здоровьем и развитием детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

4.0босновать эффективность лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий у детей раннего и дошкольного возраста с проявлениями и отдаленными последствиями перинатальных поражений ЦНС.

Научная новизна работы:

— Впервые в Республике Таджикистан проведена комплексная оценка состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

— Показано, что неблагоприятные факторы перинатального периода определяют высокий уровень напряжения регуляторных систем в раннем и дошкольном возрастес возрастом, в реализации дезадаптивных проявлений, усиливается роль макросоциальных условий и особенностей индивидуального образа жизни ребенка.

— Установлены возрастные особенности роста и развития детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС, характеризующиеся замедлением темпов массы и длины, отставанием нервно-психического, моторного, социального развития.

— Изучена частота, структура, возрастная динамика соматической заболеваемости, представленной формированием хронической патологией в дошкольном периоде детства.

— Установлено, что ферментный статус лимфоцитов периферической крови детей дошкольного возраста, в отличие от детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС, характеризуется более выраженным угнетением активности сукцинатдегидрогеназы и альфа-глицерофосфатдегидрогеназы лимфоцитов периферической крови, что свидетельствует о хронической гипоксии, обуславливая снижение реактивности организма.

— Доказана эффективность схемы взаимосвязанных мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленная не только на восстановление и сохранение здоровья, но и дальнейшее возрастное развитие всех органов и функциональных систем, а также формирован^ возрастных навыков и умений.

Практическая значимость.

Оценка и обобщение полученных результатов позволяет:

— использовать их в качестве источника объективной информации для обоснования и реализации мер медицинского, социального характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, а также информировать родителей о развитии и возможных отклонениях в состоянии здоровья детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, в отдаленные периоды их жизни;

— рекомендовать использование показателей ферментного статуса лимфоцитов периферической крови при наблюдении за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С возрастом отмечается уменьшение доминирующей роли неблагоприятных факторов биологического анамнеза на развитие дезадаптивных проявлений, и существенное влияние оказывают макросоциальные условия семьи и особенности индивидуального образа жизни.

2. Дети, перенесшие перинатальное поражение ЦНС, в раннем и дошкольном возрасте имеют значительно худшие показатели физического и психического развития, более высокий уровень соматической заболеваемости, чем их сверстники, родившиеся здоровыми.

3. Своевременная диагностика и медико-психологическая коррекция выявленных нарушений, улучшит уровень подготовленности к школе, а также позволит управлять формированием здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС.

Внедрение результатов исследования в практику:

Результаты исследований и вытекающие из них рекомендации внедрены в учебный процесс и практическую деятельность кафедры детских болезней № 2, поликлинического обучения ТГМУ им. Абуали ибни Сино. Разработанная программа комплексного обследования с методикой оценки состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС, программа раннего вмешательства с целью предотвращения риска развития патологии на более поздних этапах у данной группы детей, внедрены в практику семейных врачей Городских центров здоровья № 4 г. Душанбе, детского дошкольного учреждения № 7.

Апробация работы:

Основные положения диссертации доложены на IV съезде акушер-гинекологов Таджикистана (Душанбе, 2003) — Хнаучно-практической конференции ТИППМК «Здоровье для всех — человек, прежде всего» (Душанбе2004) — конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Организация и совершенствование первичной медико-санитарной помощи» (Душанбе, 2006) — 56- годичной научно-практической конференции ТГМУ (Душанбе, 2008).

Публикации:

По материалам диссертационной работы опубликовано 16 научных работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на русском языке на 129 страницах компьютерного текста. Состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы. Диссертация иллюстрирована 17 таблицами и 3 рисунками. Библиографический указатель включает 182 источника, из них 132 на русском языке и 50 на иностранном языках.

Выводы:

1. Неблагоприятные факторы перинатального периода определяют высокий уровень напряжения регуляторных систем в раннем и дошкольном возрастес возрастом в реализации дезадаптивных проявлений возрастает роль макросоциальных условий и особенностей индивидуального образа жизни ребенка.

2. Показано, что у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, отмечаются особенности становления показателей физического и нервно-психического развития, представленными низкой оценкой и дисгармоничностью развития. Пик неврологических и поведенческих расстройств приходится на дошкольный период.

3. Перенесенное перинатальное поражение ЦНС оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте с прогрессивным нарастанием распространенности хронической патологии (80,0%), среди которых ведущее ранговое место занимают патология нервной, бронхолегочной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, острые респираторные инфекции, детские инфекционные заболевания. Комплексная оценка состояния здоровья свидетельствует, что у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, от раннего к дошкольному возрасту происходит выраженное увеличение удельного веса Ш-1У групп здоровья (53,8%).

4. Выявленное у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, угнетение ферментного статуса лимфоцитов крови (78,4%) свидетельствующее о снижении компенсаторных возможностях растущего организма, обосновывает целесообразность применения метаболической и иммуномодулирующей коррекции в реабилитационных мероприятиях у данной группы детей.

5. Обоснована схема взаимосвязанных мероприятий медицинского, психологического и социального характера, способствующая снижению заболеваемости в 3 раза, достижению полной компенсации отдаленных последствий ППЦНС у 76,6% детей, улучшению показателей физического и психомоторного развития, а также соответствующей подготовленности к школе.

Практические рекомендации:

С целью предотвращения риска развития патологии в отдаленные периоды жизни у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, специалистам первичного звена здравоохранения рекомендовано при проведении диспансерного наблюдения учитывать: диагностические критерии формирования групп повышенного риска в отношении физического развития, соматической и психической заболеваемости с учетом возрастакомплексную оценку клинико-психосоциального исследования показателей критериев здоровья для раннего выявления хронических заболеваний и врожденных аномалий, психических и поведенческих расстройствизучаемый контингент нуждается в постоянном дифференцированном контроле невропатолога, отоларинголога, психиатра (психолога), ортопеда, офтальмолога в связи с высокой распространенностью среди них хронической патологии, отставания по отдельным ведущим линиям психического развития, нарушений социальной адаптацииперед поступлением в детские дошкольные учреждения и в школу детям, перенесшим перинатальное поражение ЦНС, следует провести медико-психологическую подготовку, а также обеспечить оптимальные условия для дальнейшего развития в связи со склонностью их к психосоциальной дезадаптации, формированию коммуникативной несостоятельности, нарушений внимания и памяти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. М. Методика глубокого массажа новорожденных с перинатальным поражением центральной нервной системы / А. М. Аксенова, Н. И. Аксенова // Лечеб. физ, культура и массаж. 2003. -N 3. — С. 9−11.
  2. А. М. Реабилитация детей раннего возраста после перинатального поражения центральной нервной системы / А. М. Аксенова // Лечеб. физ. культура и массаж. 2006. -N 1. — С. 35−40.
  3. A.A. Медико-социальные аспекты инвалидности и медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальной ишемии мозга и задержкой внутриутробного развития: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-Москва.-2008.- 14с.
  4. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. С.10−11.
  5. В. Ю. Галиева С.Х. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, родившихся недоношенными./ В. Ю. Альбицкий, С. Х. Галиева // Рос.педиатрич.журн .-1998. -№ 4: — С. 13−15.
  6. A.A. Социально-гигиеническая характеристика состояния здоровья детей Таджикистана (в том числе детей- инвалидов): Автореф. канд.мед.наук. -М., 1996.- 23 с.
  7. В.М. О перинатальных поражениях нервной системы в республике Башкортостан./ Ахметова В. М., Байбазарова Ф. М. //Материалы VIII Всероссийского съезда неврологов.-Казань, 2001.-С.4.
  8. Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей/ Бадалян Л. О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб ., 1993. № 3. С. 74−90.
  9. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / Баранов A.A. // Российский педиатрический журнал. -1998. -№ 1. С. 5 — 8.
  10. Ю.И. Истоки и последствия минимальных мозговых дисфункций у новорожденных и детей раннего возраста // Акушерство и гинекология. -1994. -№ 4. -С. 20−24.
  11. Ю.И. Новые технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: потребность, эффективность, риск, этика и право.//Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2001- 46(1):6−11.
  12. А.Н., Щепетова О. Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации./Белова, А.Н., Щепетова, О.Н. М.: Антидор, 2002 — С. 15 -17.
  13. Т.В. Терапия перинатальных поражений у новорожденных детей -эффективность кортексина // Terra Medica Кортексин. -2004.- № 1. -С. 5−7.
  14. И. JI. Элькар в комплексной терапии нарушений нервно-психического развития детей с последствиями перинатальных поражений мозга / И. JI. Брин, М. JI. Дунайкин, О. Г. Шейкман // Вопр. соврем, педиатрии. 2005. — N 1. — С. 32−39.
  15. А.Н. Хроническая ишемия мозга (дисциркуляторная энцефапопатияу/СопБШит medicum. 2004-.-том 6.- № 8, — С.599−601.
  16. Е.П. Эффективность функциональной реабилитаци преждевременно родившихся детей: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.-Москва,-1997.- 40с.
  17. И. П., Митиш М. Д., Кожевникова О. В. К вопросу о патогенезе цефалгии напряжения у детей // Рос. Вестник перинатологии и педиатрии. М.,-2004. № 2: — С. 4−6.
  18. Е.М., Жданова Л. А., Рябчикова Т. В. Динамика неврологических синдромов у детей раннего возраста, родившихся задержкой внутриутробного развития. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.-1998.-№ 9.-С.9−1
  19. Ю.В. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. // Прил. к журн. Рос. вестн. перинатол и педиатр. М.: -1994.-С .65.
  20. Ю.В. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. Альманах <Исцеление>. Под ред. И. А. Скворцова. М: Тривола, 1995- № 2- С: 13−37
  21. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. / Под.ред. Вейна А. М. Медицина., 2000.-752 с.
  22. Н.Г., Ермакова Г. К., Попова Н. Ю. и др. Комплексная оценка здоровья детей //Здравоохранение Рос. Федерации.-1986. -N6.-C. 17−20.
  23. Н. Н. Компьютерная томография в комплексной диагностике при гипоксически-ишемических поражениях головного мозга новорожденных / Н. Н. Володин, М. И. Медведев, А. В. Горбунов // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2003. -N 1. — С. 19−25.
  24. H.H. и соавт. Новые подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни и их классификация//Педиатрия. 2004. — № 1. — С. 5−9
  25. М.В., Жданова Л. А., Ширстов А.М, Огурцов В. В. «К вопросу о реабилитации детей с малой мозговой дисфункцией в дошкольном возрасте». Сборник научных трудов «Реабилитология», М., 2003, С.129−133.
  26. О.В. Психовегетативный синдром //Журнал. Лечение нервных болезней.-2004.-№ 1.-С.7−11.
  27. Л.Е. Клинико-функциональная характеристика сенсорных слуховых и речевых нарушений у детей с перинатальной патологией ЦНС.-Казань, 2006- 20.
  28. С.Я., Тёмина Л. Б., Вандышев В. П., Старых Л. М., Постнова E.H., Юшкова З. А. Возрастные аспекты перинатальных повреждений головного мозга. Материалы VIII Всероссийского съезда неврологов (май 2001).Казань, 2001.-С.10.
  29. Р.У., Воскресенская О. Н., Лобачева A.B., Галашевский В. А. Синдром вегетативной дистонии детского и подросткового возраста. Тераевтические возможности препарата «Фезам» //Русский медицинский журнал. 2005.- том 13.-№ 12.-С.794−796.
  30. О.В. Применение препарата элькар у детей с перинатальными гипоксическими поражениями центральной нервной системы // Росс. вест, перинатологии и педиатрии .- 2005.- № 3.- С. 36−41.
  31. О.В. Система диагностических и корригирующих технологий у детей с последствиями перинатальных гипоксических поражений ЦНС. Автореф. дис. докт. мед. наук. Москва 2008 32с.
  32. A.B., Маслова О. И., Студеникин В. М., Кузенкова JI.M. и др. Индикаторы психической патологии в младенчестве // Вопросы современной педиатрии.- 2003.- том 2.- Приложение № 1.- С. 90.
  33. A.B., Маслова О. И., Кузенкова Л. М., Студеникин В. М. и др. Неврологические синдромы в дебюте психической патологии раннего возраста.// Альманах «Исцеление» вып.б./под ред. И. А. Скворцова. -Москва.-Славянская школа. — 2003. — С.29−33.
  34. В.В. Роль перинатальной патологии в генезе нарушений раннего постнатального развития детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва 1997−22с.
  35. В.Ф., Ильенко Л. И., Матвеева И. А. и др. Клинические результаты применения метода гомеопатии и гомотоксикологии при родовом травматизме. Гомеопатия и электропунктура 1994.-№ 1- С: 15−17.
  36. В.А. Основы ранней реабилитации с отклонениями в развитии //Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 1998.-.М 4.- С.54−57.
  37. JI.T., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. -М.'Медицина, 1985. -271с.
  38. H.H., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова .-1997.-№ 1.-С.57−61
  39. H.H. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология «. Вып.5. М.: Школа Пресс 2000. — С. 112.
  40. Здоровье населения и здравоохранения в Республике Таджикистан в 1990—2002 годах. Душанбе, 2003.- 38с.
  41. Д.И., Вельтишцев Ю. Е. Детская инвалидность //Росс.Вест.перинатологии и педиатрии. Приложение, лекция 6.-Москва.-1995.-45с.
  42. Д.И. Педиатрическая служба в России: перспектива развития. // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-1999.-№ 2,-С.4−7.
  43. С.Н. Функциональное состояние гепато-билиарной системы у детей первых трех лет жизни с перинатальными поражениями ЦНС: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -1996. С. 24.
  44. В.П. и соавт. Лечение заболеваний нервной системы у детей. — М.: «Триада-Х», 2003. 288с. Зубарева, Е. А.
  45. Ультразвуковая диагностика перинатальных гипоксически-ишемических поражений головного мозга / Е. А. Зубарева, Е. А. Улезко // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2005. — N 2. — С. 92−100
  46. , В. П. Синдром двигательных расстройств восстановительного периода перинатальных поражений нервной системы / В. П. Зыков // Рус. мед. журн. -2006.-N1.-С. 76−79.
  47. , Т. В. Особенности реабилитации детей при перинатальных поражениях ЦНС с гипертензионно-гидроцефальным синдромом / Т. В. Игнатенкова, Т. Г. Авдеева, Я. Б. Юдельсон // Поликлиника. 2006. — N 1. — С. 44−46.
  48. Т. Д., Петричук С. В., Агейкин В. А, Кузнецова Е. Ю., Никодимова С. А. Цитохимическая морфометрия лимфоцитов в оценке адаптации детей с перинатальным поражением ЦНС // Росс.вест. перинатологии и педиатрии .2004 .- № 4 .- С.4−7.
  49. Л.И., Голосная Г. С., Петрухин A.C. Катамнестическое наблюдение за детьми, перенесшими перинатальную патологию ЦНС // Педиатрия. -1996. -№ 5. -С.46−49.
  50. Инвалидность с детства недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга / Барашнев Ю. И., Розанова A.B., Волобуев А. И., Панов В. О. //Росс.вест. перинатологии и педиатрии .- 2005 .- № 3 .- С.43−50.
  51. , Т. Энцефалопатии у детей / Т. Каганова // Мед. газ. 2007. — 26 сентября (N 72). — С. 8−9.
  52. , Е. И. Перинатальное поражение центральной нервной системы / Е. И. Капранова // Мед. помощь. 2000. — N 6. — С. 11−13.
  53. Клинико-нейрофизиологические аспекты оценки тяжести перинатального постгипоксического поражения ЦНС у новорожденных / М. Г. Дегтярева и др. // Вопр. гинекологии, акушерства и перинатологии. 2005. — N 1. — С. 5765.
  54. Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных: Методические рекомендации / Сост. Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины .- М., 2000 .- 40 с .
  55. Классификации последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни / Сост. Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины.- М., 2005 27с.
  56. Клинико неврологические проявления последствий перинатальных гипоксических поражений нервной системы у детей на первом году жизни // Нижегородский медицинский журнал. — 2006. — № 6. — с. 167−171 (Соколова О.Г., Халецкая О.В.).
  57. Комплексная преемственная реабилитация детей с последствиями перинатального поражения ЦНС / Кривоногова Т. С., Парамонова Г. Ф., Тропова Т. Е., Матвеева JI.A. // Бюллетень сибирской медицины .- 2003.- № 1. -С.67−72.
  58. , Л. В. Допплерография в диагностике и прогнозе гипоксическихпоражений головного мозга у доношенных новорожденных / JI. В. Лобанова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2001. — N 4. — С. 21−24.
  59. , Н. С. Факторы риска и гемодинамические нарушения при перинатальном поражении центральной нервной системы у новорожденных / Н. С. Нагибина, Л. Г. Горбик, М. В. Нароган // Медицинская помощь. 2001. -N2.-С. 21−23.
  60. Е.Б. и соавт. Вегетативные дисфункции у грудных детей с гастроинтестинальными нарушениями на4 фоне перинатального поражения ЦНС//Педиатрия. 2004. — № 2. — С. 19−22.
  61. Л.М., Маслова О. И., Быкова О. В. Болезни нервной системы// Руководство по амбулаторно- поликлинической педиатрии (под ред. Баранова A.A.). Геотар-Медиа.- 2006 г.- С. 367−394.
  62. Е.А. Функциональная патология локомоторной системы у пациентов в позднем резидуальном периоде натальной цервикальной травмы / Е. А. Кузнецова, В. Г. Иваничев // Мануальная терапия. 2006. — № 1 (21). — С. 20−24.
  63. О.И., Евтушенко С. К., Васюкова А. Т., Евтушенко О. С., Дубовцева О. О., Алешникова Л. Я., Порошина О. В. Ноотропная диета в лечении умственной отсталости и речевых нарушений у детей // Социальная педиатрия .Киев- 2001, 372−374 с.
  64. Н.И., Руденко В. А., Маркова О. В., Гнедкова И. А. и соавт. Системные и регионарные нейроиммунные процессы при очаговых поражениях ЦНС // Физиология человека. 2000. — т. 26. — № 1. — с. 92−99.
  65. З.С., Печора К. Л., Доскин В. А., Лебедев О. С., Ширванова О. Г. Система комплексной реабилитации детей с пограничными отклонениями в состоянии здоровья. Рос педиатр журн. 1999.-№ 4.-С.22−26.
  66. О.И., Андреенко Н. В., Головкина И. Д. и др. Клинико -морфологические критерии нарушений церебральной ликвородинамики у детей и подростков.//Рос. педиатр, журн. -2000.-№ 5.-С.29−31.
  67. О.И., Студеникин В. М., Андреенко Н. В., Кузенкова Л. М. и др. Возможности применения метаболитной терапии в педиатрической практике (Информационное письмо для врачей).- СПР.- Москва.- 2003.- 31 С.
  68. Минимальная мозговая дисфункция у детей: Метод. рекомендации для студентов и врачей постдипломной подготовки / Сост. О. П. Ковтун, O.A. Львова, A.B. Сумемов. Екатеринбург, 2003 .- 10−22с.
  69. , Н. С. Факторы риска и гемодинамические нарушения при перинатальном поражении центральной нервной системы у новорожденных / Н. С. Нагибина, Л. Г. Горбик, М. В. Нароган // Медицинская помощь. 2001. -N2.-С. 21−23.
  70. М. Энцефалопатии у детей и взрослых в регионах Таджикистана : Автореф.дис. .д-ра мед. наук. Душанбе, 1999. — 47с.
  71. Р.П. Диагностические и прогностические возможности клинической цитохимии в педиатрии / Актовая речь на торжественном собрании, посвященном 75-летию Института педиатрии РАМН. -М., 1999.-45с.
  72. Опыт использования термопульсации у новорожденных с перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатией / М. Э. Беликова, Т. В. Самсонова, Н. В. Харламова, Т. В. Чаша // Вестн. новых мед. технологий. -2003.-N4.-С. 35−36.
  73. Особенности вегетативного гомеостаза у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы / В. А. Желев, Г. П. Филиппов, Д. В. Черкашин и др. // Бюл. Сиб. медицины. 2004. — Т. 3, N 1. — С. 91−97.
  74. Оценка эффективности лечения детей в раннем восстановительном периоде перинатальных гипоксических поражений головного мозга / Е. А. Боброва и др. // Вестн. новых мед. технологий. 2005. — N 2. — С. 31−33.
  75. , А. Б. Современные представления о перинатальной энцефалопатии / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов, А. П. Шумилина // Рос. педиатр, журнал. 2001. -N 1. — С.31−35.
  76. , А. Д. Патогенетическое обоснование применения мексидола в лечении гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных детей / А. Д. Петрушина, Е. В. Левитина // Рос. педиатр, журн. 2001. — N 6. — С.4−8.
  77. Проблемы ранней диагностики и профилактики отдаленных последствий перинатального поражения центральной нервной системы / Е. А. Бочарова, Н. Г. Корытова, JI. В. Труфанова и др. // Рос. педиатр, журн. 2003. -N 3. — С. 5254.
  78. Перинатальная патология головного мозга: предел безопасности, ближайший и отдаленный прогноз / Ю. И. Барашнев, Н. И. Бубнова, З. Х. Сорокина, О. Н. Рымарева, В. В. Гудимова // Российский вестник перинатологии и педиатрии, N4−1998, с.6−12
  79. К.Л., Голубева Л. Г., Фрухт Э. Л., Пантюхина Г. В. Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста //Педиатрия.-1990.-№ 1 С.99−100.
  80. О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью -СПб.: Речь, 2005.- 45 -71с.
  81. Проект рабочего протокола диагностики и лечения функциональных заболеваний органов пищеварения у детей: К обсуждению на XI Конгрессе детских гастроэнтерологов России (17−19 марта 2004 г.). М., 2004. — 23 с.
  82. А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. -1990. -307с.
  83. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии (пособие для врачей). М.: ИД «Медпрактика-М». — 2005. — 20 с.
  84. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития (сост. Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг). М.: Полиграф сервис 2001- 156.
  85. Психотерапия детей и подростков. Пер с нем. Под ред. Х.Ремшмидта. М.: Мир 2000- 656.
  86. Г. М., Федорова М. В., Клименко П. А. с соавт. Плацентарная недостаточность. М.: медицина, 1991. — 276 с.
  87. Г. А. Гипоксическое поражение центральной нервной системы у новорожденных детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия.-1996.-№ 5.-С.74−77.
  88. И.Е., Кузенкова Л. М., Маслова О. И., Яцык Г. В. Реабилитация детей, страдающих заболеваниями нервной системы/УПедиатрическая фармакология-2005.- Приложение 3.- С. 141.
  89. В.П., Глазкова C.B. Гипертензионный синдром у детей после перинатальной гипоксии.//Материалы VIII Всероссийского съезда неврологов.-Казань, 2001.-С.32.
  90. В.П., Глазкова C.B. Клиническое течение гидроцефалии у новорожденных./ТМатериалы VIII Всероссийского съезда неврологов.-Казань, 2001.-С.32−33.
  91. О.Н., Сутулина И. М. Прогнозирование нервно-психического развития детей перенесших внутриутробную гипоксию // Мать и дитя в Кузбассе. 2001. № 1. С. 42 44.
  92. Ю.А. Стандартизация подходов к тактике ведения детей различного срока гестации с перинатальными гипоксически-ишемическими поражениями ЦНС: Автореф. дис. канд.мед.наук. Москва — 2008- 18.
  93. Соколова О. Г. Перинатальные гипоксические поражения нервной системы у детей первого года жизни: клинико-диагностические аспекты: Автореф. дис.. канд.мед.наук. -Нижний Новгород- 2006- 18
  94. Стандарты и таблицы по индивидуальной оценке физического развития детей города Душанбе, Республики Таджикистан // Методические рекомендации. Душанбе, 2001 год. 28с. (соавт. К. С. Олимова, Н. Ш. Абдуллаева, Д. Д. Пиров, М.А.Зоирова).
  95. Тонкова-Ямпольская Р. В. Проблема формирования здоровья детей раннего и дошкольного возраста // Поликлиника.-2005.-№ 1-С.1−4
  96. В.М. Пренатальные и перинатальные поражения нервной системы у детей. -Н.Новгород. -1992. -38с.
  97. H.H. Таджикские национальные подвижные игры.-Душанбе -1981.-81с.
  98. Н.М., Омаров С.-М.А. «Беременность у женщин с гипертонической болезнью в сочетании с железодефицитной анемией" — Махачкала «Rizo press». 2006. — 172 с.
  99. М.С. Становление функций печени, диагностика, прогноз и профилактика их нарушенй у детей раннего возраста, перенесших перинатальную гипоксию: Автореф. дис. канд.мед.наук. Иваново. — 1998. -22с.
  100. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста с перинатальной патологией / H. Н. Володин, С. О. Рогаткин, В. М. Шкловский, Г. А. Асмолова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. -2003.-N 6.-С. 38−41.
  101. О.В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга. -Н.Новгород. -1995. -36с.
  102. Т.Я. Методы исследования и оценки состояния здоровья //Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста/ Черток Т. Я., Нибш Г.- М.-1987.-с. 19−33.
  103. JI.C. Кронтов Ю. Д. и соавт. Применение кортексина в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков./ Методические рекомендации.-С.-Петербург.-2004.-С.6.
  104. Н.П., Скоромец А. П., Платонова Т. Н. Многолетнее использование кортексина в детской неврологической практике // Terra Medica Кортексин. 2004. № 1.С. 2−4.
  105. Н. П. Кортексин в нейропедиатрии : метод, рекомендации / Н. П. Шабалов, А. П. Скоромец, Т. Н. Платонова. — СПб., 2006. — 64 с.
  106. Р. Р., Копилова Е. Б., Смирнова Т. Л., Петрова О. А., Заводина А. И. Обструктивный бронхит у детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС// Российский педиатрический журнал.-2004.-№ 3.-С.6−47
  107. Е.В. Формирование здоровья, прогноз, диагностика и профилактика его нарушений в онтогенезе у детей и подростков, перенесших перинатальную гипоксию: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.-Иваново, 1999.-59с.
  108. Р.Ф., Прилепина И. А., Лещенко М. В. Реабилитация детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в условиях лечебнопрофилактических учреждений. Исцеление: альманах под ред. И. А. Скворцова. М., 2003- 18−21.
  109. Г. В., Бомбардирова Е. П. Новое в реабилитации детей с перинатальной патологией // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 92−95.
  110. Abe-Dohmal S., Harada N., Yamada К., Tanaka R. // Biochem. biophys. Res. Commun. -1993 .-Vol.191 .-P.915−930.
  111. Adamson S., Alessanndri L., Badawi N., Burton P., Predictors of neonatalencephalopathy in full-term infants // B.M.J. 1995. — Vol. 311, № 75. — P. 598−602
  112. Arad I, Durkin MS, Hinton VJ, Kuhn L, Chiriboga C, Kuban K, Bellinger D. Long-term cognitive benefits of antenatal corticosteroids for prematurely born children with cranial ultrasound abnormalities. Am J Obstet Gynecol. 2002 Apr-186(4):818−25
  113. Aylward GP. Cognitive and neuropsychological outcomes: more than IQ scores.// Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2002−8(4):234−40.
  114. Aziz K., Vickar D.B., Sauve R.S., Etches P.C. Pain K.S., Robertson C.M.// Pediatrics. 1995- Vol. 95. — P. 837−844.
  115. Arteriovenous Malformations of the Brain Bennet M. Stein M.D., Samuel-M., Wolpert. Arch Neurol-Vol.37.-Jan .-1998.- N1.- P. l-5.
  116. Azzarelli В., Caldemeyer K.S., Phillips J.P., De Meyer W.E. // Pediatr.Neurol. -1996. Vol. 14, № 2 — P. 108−116.
  117. Benasich AA, Brooks-Gunn J. Maternal attitudes and knowledge of child-rearing: associations with family and child outcomes. //Child Dev. 1996 Jun-67(3):l 186−205
  118. Bennet G Medical-Cause accidents in commercial aviation Eur. Heart J.1992.-Vol.N13.-P. 13−15
  119. Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. //J Pediatr 1998- 133: 4: 11: 544 551.
  120. Blair С. Early intervention for low birth weight, preterm infants: the role of negative emotionality in the specification of effects.//Dev Psychopathol. 2002 Spring- 14(2):311−32.
  121. Burns YR, Bullock MLComparison of abilities of preterm and maturely born children at 5 years of age.//Aust Paediatr J. 1985 Feb-21(l):31−8.
  122. Charles G.Cochrane. Immune complex mediated tissue injury//Mechanisms of collaros J/ The diagnosis by laboratory tests. An alternative to biopsy //J.Clin Gastroenterol. -1995. -Vol.21,N3. -P.I76−178.
  123. Chaudhari S, Bhalerao MR, Chitale A, Pandit AN, Nene U. Pune low birth weight study a six year follow up.//Indian Pediatr. 1999 Jul-36(7):669−76.
  124. Chen CH, Wang TM, Chi CS. Individualized developmental care in the newborn intensive care unit.// Acta Paediatr Taiwan. 2000 May-Jun-41(3):l 19−22.
  125. Cooke RW, Foulder-Hughes L. Growth impairment in the very preterm and cognitive and motor performance at 7 years. //Arch Dis Child. 2003 Jun-88(6):482.
  126. D’Angio CT, Sinkin RA, Stevens TP, Landfish NK, LLLL Merzbach' JL, Ryan RM, Phelps DL, Palumbo DR, Myers GJ.// Pediatrics. 2002 Dec-l 10(6):1094−102.
  127. Desilva Hema. Hypoxie encephalopathy in the neonate. // Актуальные вопросы охраны материнства и детства: матер, межд. конф. Иркутск. 1992.-С.31−39.
  128. Davis NM, Doyle LW, Ford GW, Keir E, Michael J, Rickards AL, Kelly EA, Callanan C. Auditory function at 14 years of age of very-low-birthweight.// Dev Med Child Neurol. 2001 Mar-43(3):191−6.
  129. Forfar JO, Hume R, McPhail FM, Maxwell SM, Wilkinson EM, Lin JP, Brown JK. Low birthweight: a 10-year outcome study of the continuum of reproductive casualty.//Dev Med Child Neurol. 1994 Dec-36(12):1037−48.
  130. Foulder-Hughes LA, Cooke RW. Motor, cognitive, and behavioural disorders in children born very preterm. //Dev Med Child Neurol.2003. Feb-45(2):97−103
  131. Hack M., Fanoroff A. Outcomes of children of extremely low birthweight and gestational age in the 1990s //Seminars in neonatology.-2000.-Vol.5.-P.89−106.
  132. Hadders-Algra M, Touwen BC. Body measurements, neurological and behavioural development in six-year-old children born preterm and/or small-for-gestational-age.//Early Hum Dev. 1990 Apr-22(l):l-13.
  133. Leonard C.H., Clyman R.J., Piecuch R.E., Juster R.P., Ballard R.A., BehleM.B. Effekt of medical and social risk factors on outcome of prematurity and very low birth weight. // J.Pediatr. 2000, — Vol. 116, № 4. — P. 620−666.
  134. Le P.D. Roux, D.S. Jardine, J.D. Loeser. Pediatric intracranial pressure monitoring in hypoxic and nonhypoxyc brain injury. Child Nerv Syst. 1991- 7- 34−39.
  135. Ment LR, Vohr B, Allan W, Katz KH, Schneider KC, Westerveld M, Duncan CC, Makuch RW. Change in cognitive function over time in very low-birth-weight infants.//JAMA. 2003 Feb 12−289(6):705−11.
  136. Moreno Elsa Margarita. Healthy families make healthy babies. // WorldHealth. -1999. -N may-June. -C.23−25.
  137. Nadeau L, Boivin M, Tessier R, Lefebvre F, Robaey P. Mediators of behavioral problems in 7-year-old children born after 24 to 28 weeks of gestation. //J Dev Behav Pediatr. 2001 Feb-22(l):l-10.
  138. Palosuo K. et al. // J. Allerg. Clin Immunol.- 2001.-Vol. 108 (4).-P. 634−638.
  139. Pediatric nutrition in chronic diseases and developmental disorders. Prevention, assessment, and treatment/Ekvall S.W., Ekvall Y.K. (eds.). 2nd ed. — Oxford University Press. — Oxford/New York. — 2005. — 532 p.
  140. Poets CF, Samuels MP, Noyes JP, et al. Home event recordings of oxigenation, breathing movements, and heartrate and rhythm in infants with recurrent life-threatening events. //J of Pediatr. 1993- 693: 701.
  141. Reynolds A. Breastfeeding and brain development./ZPediatr Clin North Am. 2001 Feb-48(l):159−71
  142. Roth S.C., Azzopardi D., Edmards A.D. Relation between cerebral oxidative metabolism following bith asphyxia and neurodevelopment outcome and brain grow that one year. Dev Med. Child Neurol 1992- Vol.32.: P. 285−289.
  143. Samuels MP, Poets CF, Noyes JP, et al. Diagnosis and management after life threatening events in infants and young children who received cardiopulmonary resuscitation. Br Med J 1993- 306: 468
  144. Scher M.S. Neonatal encephalopathies as classified by EEG-sleep criteria: severity and timing based on clinical/pathologic correlations // Pediatr. Neurol. 1994. -Vol. 11, № 3.-P. 189−200.
  145. Schneider H. Neonatal asphixia as the couse of brain damage in children //Arch. Gynecol Obstet.-1995.-Vol.25.-P.32−42.
  146. Schmidt CL, Lawson KR. Caregiver attention-focusing and children’s attention-sharing behaviours as predictors of later verbal IQ in very low birthweight children.// J Child Lang. 2002 Feb-29(l):3−22.
  147. Spitzer A., Gibson E. Home monitoring. Clin Perinatologi. Apnea and Sids 1992. 19- 4: 907.
  148. Steinschneider A, Santos V, Freed G. Cost implications ofevent recordings in apnea/bradicardia home monitoring: A theoretical analysis. Pediatrics 1995- 95: 378 -380.
  149. Silvestri JM, Hudfford DR, Durham J, et al. Assessment ofcompliance with home cardiorespiratory in infants at risk of sudden infant death syndrome. Collaborative Home Infant Monitoring Evaluation. J of Pediatr. 1995- 127: 384 388.
  150. Smith L, Ulvund SE, Lindemann RPrediction of IQ among children with birth weight under 1, 501 gms//Tidsskr Nor Laegeforen. 2001 Jun 20- 121 (16): 1886−91.
  151. A., Fazzi E. Stronati M., Ometto A., Iasci A., Guaschino S. // Early Hum.Dev. 1993. — Vol. 35. -P. 45−54.
  152. A. / Diffcuit Diagnosis in Pediatrics. // Philadelphia, 2000.
  153. Stjernqvist K, Svenningsen NW. Extremely low-birth-weight infants less than 901 g: development and behaviour after 4 years of life. //Acta Paediatr. 2005 May-84(5):500−6
  154. Stjernqvist K, Svenningsen NW. Ten-year follow-up of children born before 29 gestational weeks: health, cognitive development, behaviour and school achievement.//Acta Paediatr. 1999 May-88(5):557−62.
  155. Voigt H.J., Deeg K.H., Rupprecht T. Cerebral Doppler ultrasound in fetal hydrocephalus // Geburtshife Perinatol. 1995. — Bd. 199, № 1. — S. 23−29.
  156. Waber DP, McCormick MC. Late neuropsychological outcomes in preterm infants of normal IQ: selective vulnerability of the visual system. //J Pediatr Psychol. 1995 Dec-20(6):721−35.
Заполнить форму текущей работой