Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизнь человека немыслимо рассматривать вне ценностных категорий смысла и ценности жизни. Поэтому в ходе работы было необходимо социально-философский, философско-антропологический и экзистенциальный аспекты анализа дополнить ценностным подходом. Использование указанных подходов методологически значимо на фоне логико-проблемного метода, связанного с обнаружением основных проблемных узлов жизненного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эвристическая значимость исследования жизненного пространства и времени человека
    • 1. Сущность пространства и времени как человеческих жизненных форм
    • 2. Культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени человеческой жизни
    • 3. Поиск жизненного пространства и времени человека в ситуации постмодерна
  • Глава 2. Пространственно-временные основания жизненного мира человека: диалектика социального и человеческого
    • 1. Социально-культурный мир .как место проживания человека: совместность и современность людей как необходимые условия общественной жизни
    • 2. Жизненный мир как родина (дом) жизненных пространств и времен
  • Глава 3. Собирание себя в человека в жизненном пространстве и времени. ^ ^
    • 1. Автопоэзис как принцип «живой жизни» человека: феномен современности
    • 2. Эон-атоп и хронотоп: два способа «прочтения» жизни человека

Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящий период наблюдается глубинное изменение характеристик пространства и времени. Современную ситуацию, вслед за А. В. Ахутиным, можно определить как поворотное время, время концов и начал, «состояние после конца, но до начала"1. Важным критерием отличия настоящей эры «текучей современности» от предшествующей эры «тяжелой» современности 3. Бауман называет пространство и время.

Пространство и время человека выстраиваются в процессе общения и, по сути, являются социальными категориями. С их специфической формой связан способ включения человека в социально-культурный мир. Однако сегодня людям сложно быть современниками, трудно выстраивать пространство совместности для диалога — ослабла гравитация духа времени, распалась единая картина мира. Проблемой оказывается само существование, жизнь человека. Так, в наше время все труднее «родиться», «быть молодым», «стареть», «не стоять на месте» и «не отставать от жизни». Актуализируются темы одномерности, смерти человека, хроноцида (убийства времени), виртуальной реальности, потери человеком метафизического измерения вечности и бесконечности. Социальность оказалась не в состоянии выполнять функцию источника совместности и современности людей. Для поиска этого источника требуется обращение к первоосновным, на наш взгляд, формам пространства и времени — к пространству и времени человеческого бытия.

Для человека актуальна жизнь в двух измерениях: в подлинном (бытийственном) и неподлинном. Но тогда в каких формах пространства и времени человек подлинно живет, где его истинное, живое пространство-время.

1 Ахутин А. В. Поворотные времена / А. В. Ахутин. — СПб: «Наука», 2005. — (Серия «Слово о сущем»). — С. 6. жизни? В связи с этим актуальна специфическая постановка проблемы жизненного пространства и времени человека.

В экзистенциальном отношении проблема жизненного пространства и времени человека проявляется в феномене потерянного^ во времени и пространстве, ситуативного, частичного, одномерного человека, живущего «сегодняшним днем» — неистинной, мертвой жизныо, замкнутого на самом себе, утратившего связь с реальностью, не видящего в ней свое место, существа без будущего и прошлого, неспособного овладеть существующими формами пространства и времени жизненного мира и собрать их в целое.

Для современности характерно усиление действия социальных сил (даже свободное время во многом не принадлежит самому человеку, а захватывается социальностьюрабочее и домашнее пространство-время сливаются в одно). Социальные институты, реклама, язык, идеология в различных своих проявлениях пытаются собрать человека извне. Ему легче поддаться внешней * сборке, чем противостоять ей и самому создавать себя. Однако человеку, чтобы 'ч быть и оставаться человеком, необходимо самому прикладывать усилия для собирания. От него самого требуется самостоятельный интенциональный акт ' «заботы о себе» (М. Фуко). Вероятно, той областью, где возможно самособирание человека, и является пространство и время его жизни. Поэтому мы исследуем внутреннее жизненное пространство и время человека в связи с автопоэтическими способами построения самого человека как целого.

Обладая большим эвристическим потенциалом, концепт жизненного пространства и времени человека заключает в себе смыслосодержащие ориентиры, позволяющие по-новому (через темпорально-спациальный анализ) взглянуть на жизнь человека и становление личности в социальности, а тематизация проблемы собирания человека в жизненном пространстве и времени — раскрыть ценностные аспекты принципов человеческого существования.

Конкретизацией анализа пространства-времени человеческой жизни становится в этом плане гуссерлианское понятие жизненного мира. Жизненный мир, с нашей точки зрения, продуктивно рассматривать как социальный феномен. Именно в таком качестве он может стать источником конституирования внутреннего мира человека. Анализ пространства и времени жизни человека через выявление социальной основы жизненного мира представляется нам наиболее перспективным способом исследования. Находясь на пересечении проблемных областей социальной философии, философской антропологии и онтологии, исследование приобретает особую жизненную значимость в условиях современного обострения проблематики человеческого существования.

Степень разработанности проблемы.

Долгое время в философии не фиксировалось внимание на жизненном пространстве и времени человека как на отдельной, самобытной форме пространства-времени, имеющей свои специфические особенности. На наш взгляд, проблема жизненного пространства и времени человека оказалась малоразработанной прежде всего потому, что пространство и время традиционно относились к понятиям онтологического дискурса как объективные, независимые от человека внешние границы человеческого. В нашей работе мы рассматриваем пространство и время еще и как имманентные формы жизни человека, как продукты человеческого конструирования. Новаторским является исследование жизненного пространства-времени человека как формы и результата автопоэзиса.

Пространственно-временной подход к исследованию социальных явлений приобретает все большую значимость, предоставляя обширный инструментарий исследования, способствующий раскрытию новых оттенков социальной реальности. Жизненное пространство и время человека находится в методологическом поле многих областей знания, в сфере различных ценностно-целевых ориентации. Однако не осуществлялись попытки синтезировать, по принципу дополнительности, различные модели пространства-времени — не найдено их общее основание, что позволило бы показать их частными случаями универсального жизненного пространства-времени человека.

Исследование в заявленном нами аспекте опирается на рассмотрение жизни как автономного целого представителями философии жизни. Но жизнь берется нами не как безличное первоначало и особая субстанция, как ее понимали, например, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, а жизнь как конкретная, человеческая «действующая жизнь», жизненный мир человека (Э. Гуссерль). Гуссерлианская линия осмысления нашла отражение в работах М. Хайдеггера и феноменологов — М. Мерло-Понти, Г. Башляра, Э. Левинаса и др.

Понятия жизненного пространства и времени человека активно используются в социальной философии, психологии, культурологии, антропологии, геополитике и т. д. Проблематика пространственно-временной оценки мира и человека, социокультурной обусловленности категорий пространства и времени затрагивалась в работах 3. Баумана, М. М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, В. И. Вернадского, П. П. Гайденко, Ж. Делеза, И. Канта, К. Леви-Стросса, Б. В. Маркова, Л. А. Микешиной, X. Ортеги-и-Гассета, С. А. Смирнова, А. Дж. Тойнби, Н. Н. Трубникова, М. Фуко, О. Шпенглера. Социальная пространственность человеческого бытия представлена в работах Г. Башляра, П. Бергера, П. Бурдье, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Э. Левинаса, Т.' Лукмана,.

П.А. Сорокина, А. Филиппова. Временной аспект человеческой жизни в различных его проявлениях исследовался Аврелием Августином, Аристотелем, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, И. Кантом, М. К. Мамардашвили, Платоном, О. Розенштоком-Хюсси, М. Фуко, М. Хайдеггером, В. Г. Щукиным, М. Эпштейном.

Объект исследования — пространство и время как категории человеческой жизни.

Предмет исследования — жизненное пространство и время как фактор человеческой жизни и одновременно результат самособирания человека в жизненном мире.

Цель диссертационной работы — социально-философский анализ жизненного пространства и времени как фактора и формы события самособирания человека через выявление темпорально-спациального измерения жизненного мира. Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:

— критически исследовать представления о пространстве и времени и рассмотреть культурно-исторический процесс овладения пространством и временем, выявив тем самым эвристическую значимость исследования жизненного пространства и времени человека;

— выявить диалектику социальной сферы и жизненного мира, обнаружив недостаточность существующего подхода к социальности как оторванной от жизненного мира человека;

— раскрыть значение феномена жизненного мира как «дома» всех возможных форм пространства и времени, «родины» человеческой культуры и места культурного рождения каждого конкретного человека;

— подвергнуть анализу сущностные характеристики понятия «хронотоп» М. М. Бахтина, выявив границы применения данного понятия, в том числе при исследовании жизни человека;

— выявить специфику способа самособирания (автопоэзиса) человека в жизненном пространстве и времени как формы проживания человеком настоящей, «живой жизни» в событии совместности и современности.

Методологические основания исследования. На наш взгляд, в своих крайних формах традиционный социально-философский подход применительно к проблеме жизненного пространства и времени человека может быть нацелен преимущественно на исследование социального и культурно-исторического пространства и времени и тем самым выносить за скобки конкретную жизнь человека, а философско-антропологический подход при анализе может уводить от социальной реальности. Мы пытались избежать этих крайностей и осмыслить жизнь человека как единство культурно-общественного и личностно-человеческого пространства-времени.

В диссертации нашли применение методы и принципы топологического и темпорального анализа бытия человека в его классической (Аристотель, Платон, Августин, Р. Декарт, И. Кант), феноменолого-экзистенциалистской (М. Хайдеггер, М. К. Мамардашвили, О. Розеншток-Хюсси), постструктуралистской (Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко) трактовках.

Большую роль в исследовании сыграли идеи М. К. Мамардашвили: психологической топологии пути жизни, «заново-рождения», «живой жизни», «утраченного времени», тавтологии, собирания человека через эстезис, у-топос, великодушие и современность и др. Для формирования концептуальной основы работы оказались значимы: идея «второй навигации» (Платон) — анализ пространства и времени как форм субъективности, хотя и не в виде жизненного.

4 О пространства и времени (И. Кант) — образ дома (Г. Башляр, Э. Левинас, Б. В. Марков, Г. П. Меньчиков, К. Ясперс), понятие хронотопа, «исторической инверсии» (М.М. Бахтин) — анализ Зона и Хроноса (Ж. Делез), идея автопоэзиса-самопроизведения (Ж. Делез, Ф. Гваттари, С.А. Смирнов) — концепция современности, принцип «epimeleia» — «заботы о себе» (М. Фуко), исследование проблем онтологии и метафизики человека (В.Д. Губин), культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени как жизненных формах (Г.Д. Гачев, П. П. Гайденко, Н.Н. Трубников) и др.

Жизнь человека немыслимо рассматривать вне ценностных категорий смысла и ценности жизни. Поэтому в ходе работы было необходимо социально-философский, философско-антропологический и экзистенциальный аспекты анализа дополнить ценностным подходом. Использование указанных подходов методологически значимо на фоне логико-проблемного метода, связанного с обнаружением основных проблемных узлов жизненного пространства-времени человека, диалектического метода, рассматривающего явления и процессы в их единстве и взаиморазвитии, исторического метода, метода анализа и синтеза, компаративистского метода, основанного на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к проблеме жизненного пространства-времени человека.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— выделен новый срез проблематики социального пространства и времени — анализ жизненного пространства-времени человека, что впервые позволило.

2 Пространство и время предстают у Канта априорными формами теоретической разработки, а не практической жизни. определить понятие «жизненный мир» как категорию социальной философии, а сам феномен жизненного мира представить как основу и источник жизненности социальной сферы;

— выявлена амбивалентность функционирования жизненного пространства-времени человека в ситуации постмодерна: с одной стороны, человек теряет жизненную основу в мире в виде объективного пространства и временис другой стороны, открывается возможность жизни в непосредственном человеческом жизненном пространстве-времени (человек, чтобы оставаться человеком, оказывается вынужденным самостоятельно заботиться о своей человечности, а его одиночество и бесприютность могут способствовать открытию его новой свободы);

— в социально-философский анализ жизненного пространства-времени введено понятие эон-атопа для обозначения особой формы подлинного жизненного пространства-времени — настоящего как единства неделимого события, «живой жизни», чистого становления, синхронности времен (Эона) и свободы от определенного места (atopon'a), что позволило выявить событийную сущность жизненного пространства и времени человека;

— установлено, что человек собирает себя в акте автопоэзиса по принципу «второго плавания», смысл которого заключается в связи времен и создании цельного личного пространства посредством внутренней проблематизации и актуализации смыслов жизненного мира. Данный принцип позволил осмыслить жизненное пространство-время человека как одновременно свободную по отношению к внешнему миру форму и продукт самоконструирования человека;

— форма жизненного пространства-времени человека определена как единство и взаимодополнение двух измерений — жизнепредставления (хронотопа) и жизнепроживания (эон-атопа), что позволило выявить связь жизненного мира человека с внепространственным и вневременным «срезом» мира (бытием) через событие совместности и событие современности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная ситуация постмодерна, резюмируемая в тезисах конца человека и смерти самого социального, оказывается оторванной от жизненного мира и приводит к одиночеству, «онтологической неуверенности» человека и разрушению связи человека с социальностью и миром в целом. В этой связи данное исследование вырабатывает особую философскую позицию, обращенную непосредственно к жизни человека и к самому человеку как источнику, цели и средству «оживления» социального.

2. Человеческое жизненное пространство и время, по сути, есть форма жизни человека — не нейтральная, не абстрактная по отношению к человеку субстанция, но всегда ценностно нагруженная, конкретно-жизненная форма. Жизненное пространство и время связаны с сакральным измерением, неоднородны, не существуют сами по себе, а свободно выстраиваются жизнью человека через событие совместности и современности. Через со-бытие трансцендирования (в ситуации «тавтологии» — совпадения сущности и существования) жизненное пространство-время может выходить в измерение «живой» вечности и бесконечности.

3. Жизненный мир является многомерным смысловым единством пространства и времени — он содержит в себе все жизненные экзистенциальные возможности (все возможные пространственно-временные смысловые формы). В жизненном мире можно выделить ядро — центральные, глубинные, интимные «домашние» структуры внутреннего мира человека, для которых характерны архаичное время и закрытое, защищенное внутреннее пространство, существующие по законам души. Этот «домашний» жизненный мир, поддерживая форму человека, не давая ему раствориться в себе, одновременно связывает человека с жизненным миром культуры. Известная метафора дома получает в данном контексте новое определение в качестве социальной антитезы бытийственной бездомности человека.

4. Хронотоп как принцип осмысления и описания мира и человека в науке и искусстве представляет собой характерное для мышления классической культуры прямое перспективное видение, мертвое «картинное» представление жизни извне, с абстрактной точки зрения. Однако жизненное пространство-время человека выстраивается по принципу «пойэмы» и поэтому не может быть описано исключительно через понятие «хронотоп».

5. Жизненный мир в аспекте анализа пространства и времени представлен в проекции взаимодействия двух планов: плана хронотопического — научного анализирующего, разделяющего, определяющего, разворачивающегося в измерении «мертвой жизни», ставших структур, и плана эон-атопического — целостного, событийного, экзистенциального измерения «живой жизни». Эон-атопичсский подход способен дать адекватное описание событий социальной и человеческой жизни, которые существуют по особым, неньютоновским законам души и великодушия: им присуще нелинейное течение времени, сосуществование разнородных времен и неоднородное пространство. Два плана жизни — хронотопнчный и эоничный — существуют в режиме взаимодополнения и соединяются в жизни человека, определяя форму его самособирания в целое в автопоэзисе.

Научно-практическая значимость.

Настоящая диссертационная работа раскрывает потенциал темпорально-тополошческого подхода в области постановки социально-философских проблем и их исследования. Предлагается новый вариант целостного осмысления феномена жизненного пространства и времени в контексте жизненного установления человека. В ходе проведенного исследования обобщен и систематизирован значительный объем концептуально разрозненных работ в различных областях знаний, посвященных проблеме пространства и времени и жизни человека.

Результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшей концептуальной разработке проблематики пространства и времени, жизни и человека, жизненного мира, а также при подготовке лекционных курсов и семинаров по социальной философии, философской антропологии, онтологии, культурологии, истории и философии науки, этике и эстетике.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы изложены в 9 публикациях автора (одна — в издании, рекомендованном ВАК).

Отдельные теоретические положения и результаты исследования были изложены в выступлениях на итоговых научных конференциях студентов Казанского государственного университета (Казань, 2002;2004 гг.), на Международном научном симпозиуме «Время культурологии», посвященном 75-летию Российского института культурологии (Москва, 23−26 мая 2007 г.). t.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Проблема жизненного пространства и времени человека в современности приобретает особую актуальность в связи с тем, что постмодерн, концентрируя жизнь в земном измерении «здесь и сейчас», открыл не столько возможность, сколько необходимость творения самим человеком подлинно человеческого жизненного пространства и времени. Человек получил возможность самостийно строить собственное жизненное пространство и время.

В процессе работы был обобщен и систематизирован значительный объем концептуально разрозненных работ в различных областях знаний, посвященных проблеме пространства и времени и жизни человека. Продуктивным оказалось выявление темпоралыю-спациального измерения жизненного мира человека как точки схождения социального и человеческого планов бытия.

В ходе анализа способов понимания и представления пространства и времени в логическом и историческом аспектах было выяснено, что пространство и время являются по своей сути категориями человеческой жизниони не существуют сами по себе, а полагаются жизнью человека. Причем при исследовании человека и его жизни пространство и время не могут пониматься абстрактно, как субстанции, внешние жизни человека. Наоборот, своей жизнью, которая сама в этом случае является субстанцией, человек в некотором роде творит пространство и время. Таким образом, жизненное пространство и время человека оказываются продуктами человеческого жизнепроживания, автопоэзиса.

Жизненное пространство и время, по сути, есть формы жизни человека, которые выстраиваются по особым экзистенциальным законам души и «великодушия». Поэтому жизненное пространство и время человека — это не абстрактные по отношению к человеку субстанции, но всегда ценностно нагруженные, конкретно-жизненные формы, которые характеризуются прерывностью, анизотропностью, анизохронностыо (неравномерностью) и обратимостью. Жизненное пространство и время человека диалектично связано с внепространственно-вневременным «срезом» мира — способно прорываться в измерение «живой» бытийственной вечности и бесконечности через событие трансценденции.

Жизненное пространство и время социально обусловлено: именно в социальном пространстве и времени заложены структурные основы организации жизненных реалий. Жизненное время выстраивается жизнью человека через событие современности, а жизненное пространство — в событии совместности. Но жизненное пространство-время человека может выстраивать собственную реальность. Жизненное и социальное пространство и время человека обуславливают друг друга в своем становлении: социальное является фундаментом и фактором пространства и времени жизни человека, а жизненный мир является основой и источником жизненности социальной сферы, оживляет социальные структуры, компенсирует недостаточную развитость общественных отношений и институциональных форм.

В «жизненном мире» в виде множества «узелков» собраны жизненные смыслы. Жизненный мир является домом (родиной) форм жизнепроживания человека. Жизненное пространство и время человека не есть нечто исключительно автономное. Человек неразрывно связан с жизненным миром. Поэтому потеря связей с ним ведет к ощущению человеком бездомности, безместности, одиночества, пустоты. Человека самого можно понимать как жизненный мир.

В жизненном мире можно выделить ядро — глубинные, интимные «домашние» структуры внутреннего мира человека, которые действуют по законам души, подобным логике бессознательного и мифа. Этот «домашний» жизненный мир, собирая форму человека, не дает ему раствориться в себе и одновременно связывает его с внешним миром.

Сущность человека противоречива, поэтому в своей жизни он не может пониматься одномерным, определенным. Человек разорван диалектическими противоречиями внутри себя. Он собирает себя и свою жизнь в противоречивое драматическое целое во времени и в пространстве (выступая здесь как автопоэзис) по принципу «эстезиса», «пойэмы», «великодушия» и «второго рождения»: делая «современным» и «сопространственным» себе (то есть проблематизируя, делая актуальным) жизненный мир, со-бытийствуя ему.

Настоящее по своей сути диалектично. Оно может быть представлено в проекции взаимодействия двух планов: плана хронотопического — научного анализирующего, разделяющего, определяющего, разворачивающегося в измерении «мертвой жизни», ставших структур, и плана эоническогоцелостного, событийного, экзистенциального измерения «живой жизни». Два плана жизни — эоничный и хронотопичный — существуют в режиме взаимодополнения и соединяются в жизни человека.

На наш взгляд, в дальнейшем следует обратить внимание на феномен одиночества человека, исследовать проблему присутствия (жизни) человека в жизненном мире.

В исследовании жизненного хронотопа возможно более глубокое применение метода, лишь частично использованного в работе: анализ метафор, описывающих жизнь человека пространственно-временным образом и, может быть, более полно выражающих многомерность и диалектическое единство и противоречивость жизни человека, например — «жизненный путь (дорога)», «дом», «жилище» в жизни человека, «идти в гору», «жить на дне (на обочине чего-либо)» и другие.

Большое поле изыскания несет в себе исследование таких феноменов, как память, сознание, надежда, мечта, отчаяние, воспоминание, «радость жизни», счастье и др., когда проявляются качества, присущие именно жизненному пространству-времени человека. Вероятно, собственно обращение к исследованию непосредственных жизненных феноменов человека поможет полнее раскрыть нашу тему.

Можно далее продолжать исследование соотношения социального и жизненного миров, например, в ракурсе рассмотрения особых мест в жизненном и социальном мирах, анализа непосредственного механизма трансценденции (экзистирования) человека.

Перспективным представляется дальнейший поиск экзистенциального содержания абстрактных естественнонаучных представлений о пространстве и времени, что может обогатить исследование жизненного пространства и времени человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию: пер. с нем. / X. Абельс- общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. СПб: Изд-во «Алетейя», 1999. — 272 с.
  2. А. Исповедь: пер. с лат. М. Е. Сергеенко / А. Августин- общ. ред. и статья А. А. Столярова. М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2000. — 464 с. — (Классическая философская мысль).
  3. Августин Блаженный. О граде Божием / Блаженный Августин. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.
  4. П.В. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и дополненное / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М. «Проспект», 1999. — 576 с.
  5. Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность (1): в пер. с итал. и под ред. С. А. Мальцевой / Д. Антисери, Дж. Реале. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — (Приложение) — С. 266 — 299.
  6. Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4): в пер. с итал. и под ред. С. А. Мальцевой / Д. Антисери, Дж. Реале. СПб.: Изд-во «Пневма», 2003. — 880 е., ил.
  7. Аристотель. Физика / Перевод В. П. Карпова / Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / Аристотель- вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. — С. 59−262. — (Филос. наследие). — В надзаг.: АН СССР. Ин-т филос.
  8. Ф. Возрасты жизни / Ф. Арьес // Философия и методология истории: сб.ст.- общ. ред. и вступ. ст. проф. И. С. Кона. М.: «Прогресс», 1977. -С. 216−244.
  9. Я.Ф. Проблема времени / Я. Ф. Аскин. М.: Мысль, 1996. — 200 с.
  10. А.В. Поворотные времена / А. В. Ахутин. СПб: «Наука», 2005. — 743 с. — (Серия «Слово о сущем»).
  11. JI.M. Европейский человек наедине с самим собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / JI.M. Баткин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 1005 с.
  12. Баткин J1.M. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности / JI.M. Баткин // Одиссей. Человек в истории. 1990: Сб.ст. -М.: Наука, 1990.-С. 59−75.
  13. Бауман 3. Индивидуализированное общество: в пер. с англ. и под ред. B.JI. Иноземцева / 3. Бауман. М.: Логос, 2002. — 390 с.
  14. Г. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища Электронный ресурс. / Г. Башляр // Логос. 2002. — № ¾ (34). — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/09.pdf, свободный.
  15. П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд и др., 1995.-323 с.
  16. А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна): пер. с франц. А. А. Франковского / А. Бергсон. СПб.: ACADEMIA, Российская Государственная Академическая Типография, 1923. — 154 с.
  17. А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Канон-Пресс, Кучково Поле, 1998. — 294 с.
  18. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век/В.С. Библер. — М.: Политиздат, 1991.-412, 1.с.
  19. . В тени молчаливого большинства, или Конец социального Электронный ресурс.: Пер. с франц. яз. Н. В. Суслова / Ж. Бодрийяр. Режим доступа: http://anthropologia.spbu.ru/ru/texts/baudrill/index.html, свободный.
  20. . Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с франц., послесл. и примеч. Е. А. Самарской / Ж. Бодрийяр. М.: Республика- Культурная революция, 2006. — 269 с. — (Мыслители XX века).
  21. М. Я и Ты: пер. с нем. Ю. Терентьева, Н. Файнгольда- послесл. П.С. Гуревича- под общ. ред. С. Я. Левит / М. Бубер. М.: Высш. Шк., 1993. — 175 е.: ил. — (Б-ка философа).
  22. П. Практический смысл: пер. с фр. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н.А. Шматко- Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко / П. Бурдье. — СПб.: Алетейя, 2001. 562 с. — («Gallicinium»).
  23. П. Социология политики: пер. с фр.- Сост. Н. А. Шматко / П. Бурдье.-М.: Socio-Logos, 1993.—335с.
  24. Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени / Г. Д. Гачев // Культура, человек и картина мира: Сб.ст. «Наука», 1987. — С.198−227.
  25. А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Сб. ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 152−201.
  26. О.И. Храмовое ведение / О. И. Генисаретский // Человек. RU: Гуманитарный альманах. № 3 (2007). — Новосибирск: НГУЭУ, 2007. — С. 34−52.
  27. Ф.И. Ускользающее бытие. Электронный ресурс. / Ф. И. Гиренок. Режим доступа: http://www.hrono.info/libris/libg/girbytieOO.html, свободный.
  28. В.Д. Жизнь как метафора бытия / В. Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003. — 205 с.
  29. В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 191 с.
  30. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 395, 1. с.
  31. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию: пер. с нем. Д. В. Скляднева / Э. Гуссерль. СПб.: Фонд «Университет», Изд-во «Владимир Даль», 2004. — 399 с.
  32. . Кино / Ж. Делез. М.: «Ад Маргинем», 2004. — 623 с.
  33. . Логика смысла / Ж. Делез. М.: «Академия», 1995. — 298 с.
  34. . Марсель Пруст и знаки: пер. с фр. Е. Г. Соколов / Ж. Делез. -СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1999. 187 с.
  35. . Что такое философия: пер. с франц. и послесл. С. Н. Зенкина / Ж. Делез, Ф. Гватари. М.: Инст-т экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1998.-288 с. — (Серия «Gallicinium»).
  36. . О грамматологии: пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой / Ж. Деррида. Москва: AD MARGINEM, 2000. — 513 с.
  37. . Письмо и различие: пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина- Сост. и общ. ред. В. Лапицкого / Ж. Деррида. СПб: Академический проект, 2000. — 432 с.
  38. В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. -1995.-№ 10.-С. 129−143.
  39. В.А. Конечное и бесконечное как категории социально-культурного бытия / В. А. Звиглянич, М. А. Парнюк // Философские науки. -1987.-№ 6.-С. 49−56.
  40. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов- сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С. 222−318. -(Б-ка атеист, лит.).
  41. Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник / Н. Н. Козлова. М.: Ключ-С, 1998. — 192 с.
  42. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. — 240 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия).
  43. . Антология сочинений по философии / Б. Кроче. — СПб: «Пневма», 1999. 480 с.
  44. В.А. Пространство и время «человека культуры» /
  45. B.А. Кругликов // Культура, человек и картина мира: Сб.ст. М.: Наука, 1987.1. C. 167−197.
  46. О.Н. Эстетика / О. Н. Кукрак // Новейший философский словарь- сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 850−852.
  47. Культурология XX век. Энциклопедия: в 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998.
  48. В.И. Начала прагматической антропологии / В. И. Курашов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.—330, 1.с.: портр.
  49. С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры / С. С. Лазарев // Вопросы философии. 2002. — № 1. — С. 77−89.
  50. . Стадия зеркала, как образующая функцию я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте Электронный ресурс. / Ж. Лакан.- Режим доступа: http://lacan.narod.ru/indlak/lacr6.htm, свободный.
  51. Э. Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. -М.- СПб: Университетская книга, 2000. 416 с. — (Книга света).
  52. Н. Что такое «личность»? / Н. Лобковиц // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 54−64.
  53. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство» / А. Н. Лой. Киев: «Наукова думка», 1978. — 129 с.
  54. Н. Понятие общества: пер. с нем. Н. А. Головин Электронный ресурс. / Н. Луман. Режим доступа: http://www.soc.pu.ru:8101/persons/golovin/rluhmannl.html, свободный.
  55. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества: пер. А. Ф. Филиппова / Н. Луман // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.-С. 194−218.
  56. М.К. Кантианские вариации / М. К. Мамардашвили.- М.: «Аграф», 2002. 320 с.
  57. М.К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. — М.: «Аграф», 1997. — 320 с.
  58. М.К. Лекции по современной европейской философии (XX век). Беседа 1 Электронный ресурс. / М. К. Мамардашвили. -Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1991−2html, свободный.
  59. М.К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки- под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: «Лабиринт», 1996. — С. 351−359.
  60. М.К. Психологическая топология пути. М.Пруст. В поисках утраченного времени / М. К. Мамардашвили. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та. Журнал «Нева», 1997. — 571 с.
  61. М.К. Социальная физика Электронный ресурс. / М. К. Мамардашвили. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/mamar02/index.htm, свободный.
  62. .В. Культура повседневности Электронный ресурс. / Б. В. Марков. Режим доступа: http://philosophy.pu.ni/7pcHl 5% 1=5, свободный.
  63. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б. В. Марков. СПб.: «Алетейя», 1999. — 304 с.
  64. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 // Сочинения: 2 изд.- Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1960. — 908 с.
  65. К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»). Часть третья (главы XIX-XXIV) // Сочинения: 2 изд.- Т.26, ч. 3./ К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1964. — 675 с.
  66. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Часть вторая. Критика политической экономии (черновой набросок 1857−1859 годов) Вторая половина рукописи. // Сочинения: 2 изд.- Т. 46. Ч. И. / К. Маркс, Ф. Энгельс -М.: Политиздат, 1969. 620 с.
  67. А. Великий инквизитор: пер. с литов., вступ. ст. и коммент. Т.Ф. Корнеевой-Мацейнене / А.Мацейна. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. — 380 с. — «COR INQUIETUM» («Смятенное сердце»).
  68. Г. П. Основы антропологии: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов / Г. П. Меньчиков. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 240 с.
  69. . Одиночество: междисциплинарный подход / Бен Миюскович // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общая ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 52−87.
  70. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю. Б. Молчанов. М.: Наука, 1977. — 192 с.
  71. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001.
  72. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Восстание масс: сб.ст., пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. — 509. 3. с. -(Philosophy).
  73. Платон. Тимей // Избранные диалоги- сост. и коммент. В. В. Шкоды / Платон. М.: ACT, 2006. — 506, 6. с. — (Philosophy).
  74. Платон. Федон / Перевод С. П. Маркиша // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2: пер. с древнегреч. / Платон- Рос. АН, Ин-т философии- Примеч. А. Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1993.-с. 7−81.
  75. X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы- сост. и послесл. П.С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 96−151.
  76. Н.Е. Предисловие / Н. Е. Покровский // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 5−20.
  77. О.Ю. Проблема одиночества в контексте соотношения индивидуального и общественного: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Ю. Порошенко- Казан, гос. ун-т. Казань, 1998. — 23с.
  78. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
  79. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Моск. филос. фонд. «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 1995. — 415 с.
  80. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого: пер. с нем. и англ. / О. Розеншток-Хюсси. М.- СПБ.: Университетская книга, 2000. -608 с. — (Книги света).
  81. Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии. -№ 6.-1994.-С. 29−34.
  82. У.А. От одиночества к аномии / У. А. Садлер, Т. Б. Джонсон // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 21−51.
  83. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. — 639 с. — (Мыслители XX века).
  84. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- общая ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С 319−344.
  85. С.А. Путь в структурах повседневности / С. А. Смирнов // Человек. 2004. — № 6. — С. 23−34.
  86. Современная западная философия: Словарь. 2 изд., перераб. и доп.- сост и отв. ред.: B.C. Малахов, В. П. Филатов. -М.: ТОН, Остожье, 2000. 544 с.
  87. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  88. С.В. Забота о себе / С. В. Табачникова // Этика: Энциклопедический словарь- под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.-С. 144−145.
  89. Н.А. Об историческом времени, «обратном плавании» и непредсказуемости прошлого / Н. А. Терещенко // Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики и культуры: Сб.ст. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993.-С. 59−63.
  90. Н.А. Постмодерн как ситуация философствования / Н. А. Терещенко, Т. М. Шатунова. СПб: Алетейя, 2003. — 192 с. — (Серия «Интеллектуальная история в текстах и исследованиях»).
  91. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в областимифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. М.: Издат. группа «Прогресс» -«Культура», 1995.-624 с.
  92. Н.Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников. М.: Наука, 1987. — 255 с.
  93. М.С. Схождение как обретение диалога. Русский проект Электронный ресурс. / М. С. Уваров // «Русская и европейская философия: пути схождения»: сб. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/ruseur23.html, свободный.
  94. А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы Электронный ресурс. / А. Филиппов. -Режим доступа: http://vmw.ruthenia.ru/logos/number/20 002/09.html, свободный.
  95. Философская антропология: Учеб. пособие- под ред. С. А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-423 с.
  96. Т.П. Время в командно-административной системе как типе культуры / Т. П. Фокина // Время и преемственность в развитии культуры: Сб. ст. Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1991. — С. 12−25.
  97. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: пер. с фр. В. П. Визгина (4.1), Н. С. Автономовой (4.2) / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. -406с., 1л. портр.
  98. М. Что такое просвещение Электронный ресурс. / М. Фуко. -Режим доступа: http://www.archipelag.ru/authors/foucault/?library=2487, свободный.
  99. М. Бытие и время: пер. с нем. В.В. Бибихина- изд. 2, испр. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. — 451 (+ XI) с.
  100. М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с. — (Мыслители XX века).
  101. М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — С. 445.
  102. М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 544, 2. с. — С. 314−356.
  103. Ю.В. «Этническое время» в хронотопе народа / Ю. В. Чернявская // Человек. № 1. — 2006. — С. 78−88.
  104. Э.М. 1963 / Молитва неверующего (Записные книжки 19 571 972 гг.) / Пред. и пер. с франц. Б. Дубина Электронный ресурс. / Э. М. Чоран. -Режим доступа: http://magazines.russ.rU/dmzhba/2001/5/choran.html, свободный.
  105. Э.М. Две истины Электронный ресурс. / Фрагменты книги «Разлад» / Пер. с фр. Н. Мавлевич / Э. М. Чоран. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/inostran/2001/l/choran.html, свободный.
  106. Э.М. Разлад Фрагменты книги Электронный ресурс. / Вступит, заметка и пер. с фр. Б. Дубина / Э. М. Чоран. Режим доступа: http://magazines.mss.rU/druzhba/2002/9/choran.html, свободный.
  107. М. Положение человека в Космосе: пер. А. Филиппова / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Сб. ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — С. 3195.
  108. В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. № 10 — 2004. — С. 47−64.
  109. А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965. -360 с.
  110. М. Хроноцид. Пролог к воскрешению времени Электронный ресурс. / М. Эпштейн. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/october/2000/7/epsht.html, свободный.
  111. М.Г. Сакральный ландшафт: антропо-физика социального бытия: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / М.Г. Яковлева- Казан, гос. ун-т. Казань, 2004. — 21 с.
  112. М.В. Наблюдатель. Очерки истории видения / М. В. Ямпольский. М.: Ad Marginem, 2000. — 270 с.
  113. К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — (Мыслители XXв.).-С. 288−418.
  114. Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism / F. Jameson. London-New York: Verso, 1993. — 439 p.
Заполнить форму текущей работой