Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологическое управление триботехническими характеристиками соединений типа подшипников скольжения, работающих в условиях динамических нагрузок, на основе использования износостойких покрытий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль в этом процессе принадлежит машиностроению. Она заключается в создании машин новых типов с высокими технико-экономическими характеристиками, отвечающих современному уровню развития науки и техники, что непосредственно связано с проблемой повышения износостойкости, надежности и долговечности деталей машин. Низкий уровень надежности и долговечности приводит к ухудшению использования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ 1 з
    • 1. 1. Надёжность — один из основных показателей качества изделий машиностроения 1 з
    • 1. 2. Состояние поверхностного слоя и его влияние на эксплуатационные свойства деталей машин
    • 1. 3. Современные технологические методы обеспечения износостойкости поверхностей деталей машин
    • 1. 4. Параметрическая надёжность технологических систем и методы её исследования

Технологическое управление триботехническими характеристиками соединений типа подшипников скольжения, работающих в условиях динамических нагрузок, на основе использования износостойких покрытий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве главного рычага интенсификации экономики страны всегда выступало и выступает широкое внедрение техники новых поколений, принципиально новых технологий, обеспечивающих наивысшую производительность и эффективность с учетом самых современных достижений науки и техники.

Особая роль в этом процессе принадлежит машиностроению. Она заключается в создании машин новых типов с высокими технико-экономическими характеристиками, отвечающих современному уровню развития науки и техники, что непосредственно связано с проблемой повышения износостойкости, надежности и долговечности деталей машин. Низкий уровень надежности и долговечности приводит к ухудшению использования производственных мощностей, резко повышает затраты труда на ремонт и обслуживание техники.

С целью обеспечения высокой надёжности и работоспособности техники в период эксплуатации требуется постоянное совершенствование производства, а именно, освоение новых технологических процессов, совершенствование производственного и испытательного оборудования, внедрение систем автоматизированного проектирования, изготовления, контроля и диагностики, внедрение отраслевых информационно-управляющих систем и т. д.

В сфере производства изделий широко развиваются новые направления обеспечения и повышения качества и надёжности продукции, в числе которых: применение упрочняющих технологий при обработке материалов и деталей, внедрение автоматизированных средств неразрушающего контроля и технического диагностирования на базе ЭВМ, внедрение робототехники и гибких автоматизированных производств.

Развитие этих направлений совершенствования производства необходимо решать на основе повышения точности и параметрической надёжности технологических систем.

Исследования по влиянию технологических методов обработки и их условий на качество поверхности и эксплуатационные свойства деталей машин ведутся по двум направлениям: 1) технологическое обеспечение эксплуатационных свойств через управление параметрами состояния поверхностного слоя на стадии изготовления- 2) определение непосредственной связи условий обработки с эксплуатационными свойствами.

Как показывают многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, надёжность и долговечность машин, механизмов и приборов во многом зависят от состояния тонких поверхностных слоев деталей. К числу важных достижений советской и российской технической науки относятся: создание нового научно-практического направления в технологии машиностроения — технологического обеспечения эксплуатационных свойств деталей машин, разработка учения о технологической наследственности, разработка теории трения и изнашивания, открытие явления избирательного переноса. Эти достижения служат предпосылкой для разработки и внедрения новых перспективных комбинированных технологий, позволяющих повысить износостойкость в процессе эксплуатации в несколько раз и создать условия для инициализации явления избирательного переноса в процессе эксплуатации. Такого эффекта можно достичь, используя комбинированную технологию обработки, включающую технологию нанесения твердых износостойких покрытий в сочетании с отделочно-упрочняющей обработкой и нанесением мягких медесодержащих приработочных пленок. Как показывает анализ работ в этом направлении, исследования эксплуатационных свойств, в частности износостойкости, осуществлялись в квазистатических условиях, то есть при постоянстве нагрузки, действующей в сопряжении. Такой подход не отвечает требованиям практики, т.к. реальные условия эксплуатации соединений деталей машин имеют динамическую природу, т. е. нагрузка является функцией времени. Этот факт подчеркивает необходимость исследований технологического обеспечения параметров износостойкости в динамике.

Весьма важно дальнейшее исследование вопросов технологического обеспечения соединений типа подшипников скольжения. Это обусловлено, в частности, их широкой применимостью в технологической оснастке, главным назначением которой является обеспечение точности обработки. Например, в качестве типовых соединений данного типа можно рассматривать передние и задние направления борштанг в оснастке, применяемой на расточных операциях.

К настоящему времени технологическая наука продвинулась в рассмотрении технологического процесса как единой комбинированной системы обеспечения параметров качества поверхностного слоя деталей машин и, в частности, одной из актуальных задач является задача исследования технологических систем в части их параметрической надежности.

В работах [107, 108] и др. доказано, что технологический процесс обработки контактирующих поверхностей трибоэлементов и процесс приработки с соответствующими значениями его параметров (нагрузка, скорость, смазка и др.) следует рассматривать как единую триботехнологическую систему.

В настоящее время недостаточно исследований, рассматривающих в комплексе эти вопросы.

В связи с этим, при решении вопросов повышения качества деталей машин и улучшения эксплуатационных свойств их поверхностей определённую актуальность приобретают исследования возможностей самих технологических систем (ТС) и, в частности, их параметрической надёжности.

В связи с этим, целью работы является решение актуальной технической задачи технологического управления триботехническими характеристиками, в рамках единой триботехнологической системы, цилиндрических соединений типа подшипников скольжения9 работающих в условиях динамических нагрузок, на основе использования износостойких покрытий.

Проводимые исследования базировались на научных основах технологии машиностроения (д.т.н., проф. А. П. Соколовский, д.т.н., проф. A.M. Дальский, д.т.н., проф. А. Г. Суслов и др.), теории надёжности машин и современной теории и практике исследования надёжности технологического обеспечения качества и эксплуатационных свойств поверхностей деталей (д.т.н., проф. А. С. Проников и др.), физико-статистической теории формирования геометрических параметров поверхности (д.т.н., проф. И.В. Дунин-Барковский и др.), теории технологической наследственности (д.т.н., проф. A.M. Дальский и др.), теоретических основах технологического обеспечения параметров состояния поверхностного слоя и эксплуатационных свойств деталей машин на стадии их изготовления (д.т.н., проф. Э. В. Рыжов, д.т.н., проф. А. Г. Суслов и др.).

Поставленная цель исследований, в силу ее сложности, достигается только за счет комплексного решения ряда задач, которые носят как технологический, так и триботехнический характер:

1. Обоснование эффективного технологического процесса комбинированной обработки на основе нанесения твёрдых износостойких покрытий и исследование его возможностей по обеспечению ПКПС;

2. Определение критерия рационального выбора системы показателей качества поверхностей деталей машин и их соединений на основе теорий информации и надёжности;

3. Разработка рекомендаций для диагностики функционирующих технологических или триботехнологических систем по значениям их выходных характеристик с позиций теории информации и теории случайных процессов;

4. Разработка экспериментальной установки и методики исследований влияния технологических факторов обработки поверхностей трибоэлементов на триботехнические характеристики цилиндрических пар трения-скольжения в условиях динамических нагрузок;

5. Построение и анализ имитационных физико-статистических моделей воздействия факторов технологического процесса обработки поверхностей трибоэлементов на параметры качества поверхностей и триботехнические характеристики их соединений в рамках единой триботехнологической системы;

6. Определение надёжности технологического обеспечения параметров качества поверхности антифрикционной обработкой и триботехнических характеристик процесса приработки в условиях динамических нагрузок;

7. Создание баз данных по параметрам имитационных моделей формирования параметров качества поверхностей (выходной и эксплуатационный микропрофили, триботехнические характеристики процесса приработки), а также по надёжности их технологического обеспечения.

Комплексное решение возможно на основе системного подхода как к разработке и анализу технологических процессов обработки поверхностей деталей машин, так и к планированию и анализу стендовых испытаний их износостойкости.

В работе используются как теоретические и экспериментальные, так и стандартные и специальные методы исследования технологического обеспечения параметров состояния поверхностного слоя и износостойкости поверхностей деталей машин.

Экспериментальные исследования триботехнических характеристик моделей подшипников скольжения проводились на специально сконструированной и изготовленной установке, позволяющей моделировать реальные условия эксплуатации пар трения-скольжения в широком диапазоне вариации нагрузок и скоростей. Величина износа поверхностей измерялась методом естественных баз путем профилографирования и круглограм-мографирования на специальном комплексе, включающем в себя ПЭВМ.

Надёжность технологического обеспечения исследуемых параметров определялась путем статистической обработки машинных экспериментов (МЭ) над имитационными моделями (ИМ), проведенных по схеме Монте-Карло.

Для рассматриваемых триботехнических характеристик исследовалось влияние целого ряда факторов, характеризующих материалы, технологию обработки функциональных поверхностей трибоэлементов и условия процесса приработки.

В работе для диагностики работоспособности триботехнологических систем предлагается комплексный показатель работоспособности соединения С0- В частном случае в качестве него может использоваться и какой-либо один из показателей триботехнических свойств, например, коэффициент трения. Приводятся зависимости, позволяющие рассчитать информацию о различных состояниях триботехнической системы, содержащуюся в показателе С0, и блок-схема расчёта количества информации.

По результатам экспериментов построены имитационные модели формирования параметров качества поверхностейисследованы корреляционные связи между параметрами качествапроведен анализ Парето влияния входных факторов на формирование параметров качестварассчитана параметрическая надёжность указанных технологических систем. Полученные статистические модели формирования эксплуатационных параметров в зависимости от условий обработки могут быть использованы для расчета последних в подсистемах автоматизированного проектирования.

Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать новые научные положения:

1. Анализ процессов приработки пар трения-скольжения подтвердил, что процессы механической обработки контактирующих поверхностей и приработки следует рассматривать как компоненты единой триботехнологической системы не только в квазистатических условиях, но и при действии динамических нагрузок;

2. Разработан критерий выбора оптимальной регламентируемой системы характеристик поверхностного слоя по минимуму суммарной информационной энтропии и максимуму надёжности технологического обеспечения;

3. На основе физико-статистического моделирования, теории надёжности и теории информации предложена схема диагностики работоспособности технологических и триботехнологических систем, использующая комплексный показатель их работоспособности, в качестве которого в частном случае могут рассматриваться и отдельные технологические или триботехнические характеристики;

4. На основе рассмотрения модели процесса изнашивания, как случайного с простейшими потоками отказов и восстановлений, предложен метод вероятностного анализа работоспособности триботехнологических систем, позволяющий определить среднее время нормального функционирования соединения в стационарном режиме работы в зависимости от условий обработки поверхностей трибоэлементов.

Автор защищает:

1. Технологический процесс комбинированной антифрикционной обработки поверхностей трибоэлементов на основе нанесения твёрдых износостойких покрытий и последующего алмазного выглаживания;

2. Критерий рационального выбора системы показателей качества поверхностного слоя деталей машин на основе теории информации и теории надёжности;

3. Критерий прагматической ценности информации параметров состояния поверхностных слоёв контактирующих деталей с целью технологического обеспечения того или иного эксплуатационного свойства соединений;

4. Схему диагностики работоспособности технологических или триботехнологических систем по значениям их выходных характеристик;

5. Физико-статистические модели формирования параметров микропрофиля поверхностей с учётом технологической наследственности, которая обусловлена значениями факторов обработки на различных стадиях технологического воздействия;

6. Соотношение технологических (от 39 до 42%) и эксплуатационных (от 58 до 61%) факторов триботехнологических систем в обеспечении процесса работоспособности соединений типа подшипников скольжения;

7. Базы данных по коэффициентам имитационных моделей формирования параметров качества поверхностей после комбинированной антифрикционной обработки на основе износостойких покрытий и их триботехническим характеристикам.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Обоснована комбинированная антифрикционная технология обработки поверхностей трибоэлементов, основанная на применении твёрдых износостойких покрытий и алмазного выглаживания, готовая к промышленному внедрению.

2. Создана программируемая экспериментальная установка и методика для проведения исследований прирабатываемости цилиндрических пар трения-скольжения в условиях динамики.

3. Приняты существующие и получены новые имитационные модели формирования параметров качества поверхностей и триботехнических показателей в зависимости от технологических факторов обработки и процесса приработки в условиях динамики, а также базы данных коэффициентов моделей, пригодные к практическому использованию.

4. Созданы графические и табличные базы данных по надёжности технологического обеспечения параметров качества поверхностей и триботехнических характеристик пар трения-скольжения типа подшипников скольжения, работающих в условиях динамических нагрузок.

Реализация работы. Существует принципиальная возможность реализации форсированной приработки как заключительной части технологического процесса изготовления пар трения-скольжения.

Диссертация выполнялась в рамках конкурса 2000 года на соискание грантов министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области машиностроения по теме «Разработка аппаратных и программно-технических средств для комплексного определения, анализа и хранения информации о геометрических характеристиках поверхностей деталей машин» (шифр Т00−6.3−360).

Результаты работы внедрены в учебный процесс на кафедре «Технология машиностроения» Брянского государственного технического университета.

ВЫВОДЫ.

1. Установлено, что на модели формирования параметров микропрофиля при комбинированной антифрикционной обработке, а также на значения молекулярной составляющей коэффициента трения и прочность адгезионной связи процесс естественного старения значимого влияния не оказывает.

2. В результате экспериментальных исследований определены триботехнические характеристики цилиндрических пар трения-скольжения в условиях динамических нагрузок, функциональные поверхности которых подвергнуты обоснованной комбинированной антифрикционной обработке.

3. Построены физико-статистические модели триботехнических характеристик исследуемых пар трения-скольжения, включающие как технологические параметры, так и параметры эксплуатации, т. е. реализован подход к соединению типа подшипника скольжения как к единой триботехнологической системе.

4. Предложена модель экспоненциальной интерпретации коэффициента трения, которая включает его различные параметры в процессе приработки и позволяет прогнозировать его величину в зависимости от начального значения и пути трения L.

5. Реализована возможность управления триботехническими характеристиками пар трения-скольжения в условиях динамического нагружения в виде соответствующих диаграмм.

6. С помощью диаграмм Парето установлены степени влияния факторов триботехнологических систем на важнейшие характеристики процессов приработки.

7. На основе теории информации установлено, что наибольшей определённостью и максимальной надёжностью, при значении относительного отклонения ± 0,1 от номинала, технологически обеспечиваются параметры L0i, L02, Ь0ь h02, а с наименьшей — параметры 12, I2, f0, fbAf, к.

8. Для исследуемого процесса комбинированной антифрикционной обработки методом ранговой конкордации установлено, что на эксплуатационные параметры исследуемых соединений типа подшипников скольжения технологическая подсистема оказывает влияние от 39 до 42%, а эксплуатационная — от 58 до 61%, что подтверждает необходимость рассмотрения технологии обработки поверхностей трибоэлементов и процесса их приработки в совокупности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе изложены результаты теоретических и экспериментальных исследований, которые позволили решить важную научно-техническую задачу технологического управления триботехническими характеристиками пар трения-скольжения, работающих в условиях динамической нагрузки, на основе применения твёрдых нитридсодержащих покрытий.

Решение указанной задачи способствует дальнейшему развитию технологической науки в обеспечении заданных триботехнических характеристик соединений деталей машин типа подшипников скольжения и его надёжности. При этом была синтезирована технологическая система комбинированной антифрикционной обработки на основе применения алмазного выглаживания, нанесения твёрдых нитридсодержащих покрытий и мягких приработочных плёнок на функциональные поверхности трибоэлементов.

Результаты выполненных исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. Обоснована эффективная комбинированная антифрикционная технология обработки поверхностей трения-скольжения трибоэлементов, сочетающая чистовые методы обработки резанием (тонкое точение, круглое шлифование), нанесение твёрдых износостойких нитридсодержащих покрытий методом катодно-ионной бомбардировки в вакууме и алмазное выглаживание;

2. На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований в области технологического обеспечения эксплуатационных свойств деталей машин и их соединений предложен критерий выбора рациональной регламентируемой системы качества поверхностного слоя по минимуму суммарной информационной энтропии и максимуму надёжности их технологического обеспечения;

3. На основе системного подхода к технологии обработки поверхностей трибоэлементов и их эксплуатации в узлах трения-скольжения разработана общая методика проведения комплексных экспериментальных исследований, отличающаяся от существующих учётом динамических факторов эксплуатации и позволяющая выявить качественное и количественное их влияние на триботехнические характеристики в совокупности с влиянием технологических факторов обработки;

4. Разработана экспериментальная установка и методика комплексных исследований влияния технологических факторов обработки поверхностей трибоэлементов, а также факторов эксплуатации на триботехнические характеристики пар трения-скольжения в условиях динамических нагрузок, позволяющая программным способом реализовать следующие виды нагрузки на трибоэлементы: статическую, пульсирующую и изменяющуюся по гармоническому закону;

5. Установлено следующее: вклад технологических факторов обработки при динамической нагрузке в формирование величин рассматриваемых триботехнических характеристик (h0b h02? L0b L02, аь а2, (Зь 32, 1ь b, fo, fi, К Af) составляет в среднем 47,3%, а факторов приработки — 52,7%;

S ранжирование исследуемых факторов триботехнологической системы показало, что наибольшая доля влияния принадлежит силе алмазного выглаживания и смазке, минимальное влияние (7%) принадлежит скорости относительного скольжения. Остальные факторы вносят вклад в формирование исследуемых параметров примерно одинаковый (в среднем 10%);

S на основе расчёта коэффициента ранговой конкордации (W = 0,07) установлено, что с помощью исследуемых технологических факторов нельзя одновременно целенаправленно управлять всеми рассматриваемыми триботехническими параметрами, что делает невозможной оптимизацию обработки по всем параметрам приработки;

6. Исследуемые параметры процесса приработки обеспечиваются технологически с различной надёжностью:

S при 5 = 0,3 параметры h0i, ho2, L0i, L02, обеспечиваются с максимальной надёжностью в пределах Р = 0,95.0,98. Остальные параметры имеют более низкую надёжность обеспечения, причём она минимальна для параметров рь (32, h> и f| (Pmin = 0,25);

S относительно высокую надёжность технологического обеспечения имеет коэффициент трения после приработки (fo). При 5 = 0,3 Р0 = 0,75. Наибольшее относительное влияние на его формирование оказывают: смазка (26%), номинальная нагрузка Р0 (20%), пульсация нагрузки ДР (ь материал покрытия и сила алмазного выглаживания (по 14%).

7. На формирование параметров эксплуатационного микропрофиля трибоэлементов (Ra, Rp, р, А) в процессе приработки оказывает влияние как технология обработки поверхностей валов (в среднем 39% для валов и 42% для вкладышей), так и факторы процесса приработки (61% и 58% соответственно).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И., Горленко О. А. Проектирование технологическихпроцессов на основе системного подхода. Брянск: БИТМ, 1986. — 88 с.
  2. В.И., Фёдоров В. П., Дюдин В. В., Потоцкий В.И., Нагоркин
  3. М.Н. Автоматизированная информационно-измерительная система для определения геометрических параметров качества поверхностей деталей машин. //Сучасне машинобудування, № 2,1999. С. 84 — 89.
  4. В.И., Фёдоров В. П., Нагоркин М. Н., Моргаленко Т.А.
  5. С.Б. Исследование трения и сцепления твердых тел (обзорработ). Объединенный ученый совет отделения физики и технических наук. Рига, АН Латв. ССР, 1966. -78 с.
  6. П.Г. Машинам быть долговечными. Тула, Приок. Кн. Издво, 1973.- 136 с.
  7. В.А. Влияние технологической наследственности на качествоповерхности после обработки ППД: Дисс. канд. техн. наук. Брянск, 1972.- 195 с.
  8. А.А., Врублевский В. И., Купчинов Б. И. Древеснополимерныеконструкционные материалы и изделия. Минск: Наука и техника, 1980.-278 с.
  9. А.А. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойствтрущихся деталей нанесением приработочных плёнок: Дисс. канд. техн. наук. Брянск, 1980. — 165 с.
  10. А.В. и др. Структура и методы формирования износостойкихповерхностных слоёв /А.В. Белый, Г. Д. Карпенко, Н. К. Мышкин. -М.: Машиностроение, 1991. 208 е.: ил.
  11. И.А. Техническая диагностика. М.: Машинострорение, 1978.240 е., ил.
  12. Г. П. и др. Повышение стойкости инструмента вакуумнымнапылением. /Технология и организация производства. 1976. — № 11. -С. 47- 48.
  13. Ф.П., Табор Д. Трение и смазка твердых тел. /Пер. с англ. М.:
  14. Машиностроение, 1968. 543с.
  15. Э.Д. и др. Моделирование трения и изнашивания в машинах
  16. Э.Д. Браун, Ю. А. Евдокимов, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1982. — 191 е., ил.
  17. А.П., Анельчишина Е. А., Бунда И. А. Упрочнениеинструмента на установке «Булат». /Технология и организация производства. 1977. — № 2. С. 54 — 55.
  18. Н.А. К вопросу о процессах, происходящих на поверхности тренияметаллических материалов. /О природе трения твердых тел. Минск: Наука и техника, 1971. — С. 75 — 77.
  19. Е.С., Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — 576 с. с илл.
  20. Е.С., Овчаров Л. А. Теория случайных процессов и еёинженерные приложения. М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит. — 1991. (Физико-математическая б-ка инженера) — 384 с.
  21. Е.С., Овчаров JI.A. Прикладные задачи теории вероятностей.-М.: Радио и связь, 1983. 416 е., ил.
  22. А.С., Третьяков И. П. Режущие инструменты с износостойкимипокрытиями. М.: Машиностроение, 1986. — 192 с.
  23. М.С., Лурье М. В. Планирование эксперимента втехнологических исследованиях. Киев: Техника, 1975. — 168 с.
  24. Ю.Р. Шероховатость поверхности и методы её оценки. Л.:1. Судостроение, 1971. 98 с.
  25. Л.А. Контактные задачи теории упругости и вязкоупругости.
  26. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. — 424 с.
  27. Гик Л.А., Симановский Э. И. Качество поверхностей деталей машин, обработанных ротационными инструментами. Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. «Проблемы повышения качества, надёжности и долговечности машин». Брянск, 1990. С. 178 — 179.
  28. О.А., Фёдоров В. П. Математическое описание процессовотделочно-упрочняющей обработки //Научно-технический сборник № 2. -Брянск, 1972.-С. 241 -242.
  29. О.А., Фёдоров В. П. Прогнозирование параметровшероховатости после отделочно-упрочняющей обработки на основе математического моделирования //Материалы 33-й науч.-техн. конф. -Брянск, 1972.-С. 94.
  30. Госстандарт России. Стандарты и качество. № 4, 2001.
  31. ГОСТ 25 142–82. Шероховатость поверхности. Термины и определения.3 2. ГОСТ 23.203. Обеспечение износостойкости изделий. Метод определения прочности адгезионной связи твёрдых тел при трении.
  32. ГОСТ 27.503−82. Надёжность в технике. Система сбора и обработкиинформации. Методы оценки показателей надёжности.
  33. ГОСТ 27.202−83. Надёжность в технике. Технологические системы.
  34. Методы оценки надёжности по параметрам качества изготовляемой продукции.
  35. ГОСТ 27.203−83. Надёжность в технике. Технологические системы.
  36. Общие требования к методам оценки надёжности.
  37. ГОСТ 27.001−85. Надёжность в технике. Основные положения.
  38. ГОСТ 27.004−85. Надёжность в технике. Системы технологические.1. Термины и определения.
  39. В.К. Твердость и микротвёрдость металлов. М.: Наука, 1976.-230 с.
  40. В.К. Физические основы микротвердости. /Новое в областииспытаний на микротвердость. М.: Наука, 1974. — С. 21 — 28.
  41. A.M. Технологическое обеспечение надежностивысокоточных деталей машин. М.: Машиностроение, 1975. — 224 с.
  42. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М: Наука, 1970.-227 с.
  43. Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента втехнике и науке. В 2-х т. /Пер. с англ. М.: Мир, 1981. — Т. 1. — 612 е., т. 2. — 520 с.
  44. Дунин-Барковский И.В., Карташова А. Н. Измерения и анализшероховатости, волнистости и некруглости поверхности. М.: Машиностроение, 1978. — 232 с.
  45. М.А. Повышение надёжности машин. М.:
  46. Машиностроение, 1973. -430 с.
  47. Имитационное моделирование производственных систем /Под общейред. чл.-кор. АН СССР А. А. Вавилова. М.: Машиностроение- Берлин: Техника, 1983. -416 с.
  48. И.И. Прирабатываемость материалов для подшипниковскольжения. М.: Наука, 1978. — С. 42 — 44.
  49. Качество машин: Справочник в 2-х т. Т. 1 /А.Г. Суслов, Э. Д. Браун,
  50. Н.А. Виткевич и др. М.: Машиностроение, 1995. — 430 с.
  51. B.C. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ.-М: Наука, 1974.- 112 с.
  52. B.C. Оценка триботехнических свойств контактирующихповерхностей. М: Наука, 1983. — 136 с.
  53. Е.Г., Сидоренко В.А, Чистовая и упрочняющая ротационнаяобработка поверхностей. Минск: Выш. Шк., 1968. -363 с.
  54. Кореняко А. С и др. Курсовое проектирование по теории механизмов имашин. «Вища школа», 1970, 332 с.
  55. B.C. Основы технологии машиностроения: Учебник длявузов. М.: Высш. Шк., 1974. — 236 с.
  56. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. 396 с.
  57. .И., Натансон М. Э., Бершадский JLH. Механохимическиепроцессы при граничном трении. М.: Наука, 1972. — 170 с.
  58. .А. Силы, остаточные напряжения и трение при резанииметаллов. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1962. — 180 с.
  59. И.В. Трение и износ. -М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  60. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов натрение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526 с.
  61. И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справ. М.:
  62. Машиностроение, 1984. 280 с.
  63. Л.П. Кибернетика: Учеб. Пособие для студ. с.-х. вузов поэкон. спец. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1985. — 255 с.
  64. В.И., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Физико-химическаямеханика металлов. М.: Изд. АН СССР, 1962. — 303 с.
  65. В.Н. Фрикционное латунирование как метод повышенияантифрикционных свойств стальных деталей авиационной техники: Дисс. канд. техн. наук. М., 1961. — 179 с.
  66. Е.Н. Статистические методы построения эмпирическихформул: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 224 с.
  67. Е.В., Лисенков А. Н. Планирование эксперимента в условияхнеоднородностей. М.: Наука, 1973. — 242 с.
  68. Ф. Моделирование на вычислительных машинах: Пер. с англ. под ред. И. Н. Коваленко. М.: Советское радио, 1972. — 288 с.
  69. А.А. Технологические методы повышения долговечностидеталей машин. Киев: Техника, 1971. — 144 с.
  70. А.А. Обработка деталей с гальваническими покрытиями.
  71. М.: Машиностроение, 1981. 144 с.
  72. А.В. Эксплуатационные допуски и надёжность врадиоэлектронной аппаратуре. М.: Советское радио, 1970. — 216 с.
  73. Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977. — 224 с.
  74. А.П. Технологическое обеспечение износостойкостиповерхностей трения-скольжения комбинированной обработкой на основе применения твёрдых нитридсодержащих покрытий /Дис. канд. техн. наук. -М., 1989.-241 с.
  75. Т.А. Надёжность обеспечения параметровизносостойкости комбинированной обработкой. Тезисы докладов 54-й научной конференции профессорско-преподавательского состава: В 2-х ч. Ч. 1 Брянск: БГТУ, 1998. С. 32.
  76. Т.А., Стафеева О. С. Математические методы к выбору системы показателей качества деталей машин. //Международнаястуденческая научно-техническая конференция: Сб. тез. докл. -Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2001. -Ч. 2. с. 41.
  77. Мур Д. Основы и применение трибоники. /Пер. с англ. М.: Мир, 1978.- 488 с.
  78. Надежность изделий машиностроения. Расчет коэффициента граничного трения (установившийся режим). Рекомендации. М.: Изд-во ВНИИНМАШ, 1976. — 49 с.
  79. Надёжность радиоэлектронных систем /Пер. с англ. под ред. A.M.
  80. Половко и А. Г. Варжапетяна. М.: Советское радио, 1968. — 336 с.
  81. В.В., Чернова Н. А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965. — 340 с.
  82. Обработка металлопокрытий выглаживанием. /J1.A. Хворостухин, В. Н. Машков, В. А. Торпачев, Н. Н. Ильин. -М.: Машиностроение, 1980. 63 с.
  83. Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием. М.: Машиностроение, 1987. — 311 с.
  84. Н.А. Технологическое обеспечение контактной жесткостии износостойкости подвижных цилиндрических соединений типа подшипников скольжения: Дисс. канд. техн. наук. Брянск, 1976. -242 с.
  85. Д.Д. Отделочно-упрочняющая обработка поверхностнымпластическим деформированием. М.: Машиностроение, 1978. — 152 с.
  86. Повышение несущей способности деталей машин алмазнымвыглаживанием. /В.К. Яценко, Г. З. Зайцев, В. Ф. Притченко, Л. И. Ивщенко. М.: Машиностроение, 1985. — 232 с.
  87. Г., Мейснер Ф. Основы трения и изнашивания. /Пер.с нем. О. Н. Озерского, В. Н. Пальянова. Под ред. М. Н. Добычина. М.: Машиностроение, 1984. — 264 с.
  88. А. Введение в имитационное моделирование и язык СЛАМ II: Пер. с англ. М.: Мир, 1987. — 646 с.
  89. А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. — 592 с.
  90. А.С. Программный метод испытания технологического оборудования по параметрам качества и надёжности. Вестник машиностроения. — 1984. — № 3, с. 51 — 56.
  91. А.С. и др. Технологическая надежность станков. М: Машиностроение, 1971. — 344 с.
  92. А.С. Методы расчета машин на износ. /Расчетные методыоценки трения и износа. Брянск: Приок. кн. изд-во, 1975. — С. 48 — 97.
  93. Ю.Г. Технология упрочняюще-калибрующей иформообразующей обработки металлов. М.: Машиностроение, 1971. — 208 с.
  94. Д.Н. и др. Надёжность машин: Учеб. пособие для машиностр.спец. вузов /Д.Н. Решетов, А. С. Иванов, В.З. Фадеев- Под ред. Д. Н. Решетова. М.: Высш. шк., 1988. — 238 с.
  95. И.А., Колтунова JI.H. Защитные вакуумные покрытия на стали.
  96. М.: Машиностроение, 1971. -280 с.
  97. И.А., Колтунова Л. Н., Лебединский О. В. Защитные покрытия, получаемые методом ионного осаждения в вакууме (обзор). /Защита металлов. 1977. — Т. XIII. — № 6. — С. 649 — 661.
  98. И.А., Колтунова Л. Н., Федосов С. Н. Нанесение защитныхпокрытий в вакууме. М.: Машиностроение, 1976. — 368 с.
  99. Я.А. Микрогеометрия и контактное взаимодействиеповерхностей. Рига: Зинатне, 1975. — 216 с.
  100. Э.В., Горленко О. А. Математические методы в технологических исследованиях. /Отв. ред. Гавриш А.Г.- АН УССР. Ин-т сверхтвёрд, материалов. Киев: Наук, думка, 1990. 184 с.
  101. Э.В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин. М.: Машиностроение, 1979.-176 с.
  102. Э.В., Суслов А. Г., Улашкин А. П. Комплексный параметр для оценки свойств поверхностей трения деталей машин. //Трение и износ. 1980. Т. 1, № 3. — С. 436 — 439.
  103. Э.В., Колесников Ю. В., Суслов А. Г. Контактирование твердых тел при статических и динамических нагрузках. Киев: Наукова думка, 1982. — 172 с.
  104. К.В. В кн. «Повышение износостойкости и срока службы машин». Киев: Машгиз, 1956, с. 42.
  105. А.И., Савкин В. Г. Структурная трибомеханика материалов на основе полимеров. / Трение и износ. 1980. — № 1. — С. 150 — 167.
  106. В. М., Блюменштейн В. Ю. Концепция инженерии поверхностного слоя в категориях пластичности и технологического наследования // Инженерный журнал. Справочник, № 4, 2000, Приложение 4. Инженерия поверхности. с. 17 — 24.
  107. Справочник. Инженерный журнал, Приложение № 4/2001. -М. Машиностроение, 2001.
  108. Справочник. Инженерный журнал, Приложение № 8/2002. -М. Машиностроение, 2002.
  109. Справочник оператора установок по нанесению покрытий в вакууме / А. И. Костржицкий, В. Ф. Карпов, М. П. Кабанченко и др. М.: Машиностроение, 1991. -176 е.: ил.
  110. Справочник технолога-машиностроителя: В 2 т. -Т.1/ Под ред. A.M. Дальского, А. Г. Косиловой, Р. К. Мещерякова, А. Г. Суслова. М.: Машиностроение, 2001. -910 с.
  111. Справочник технолога-машиностроителя: В 2 т. Изд. 3-е перераб. Т.2 /Под ред. заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. А. Н. Малова. М.: Машиностроение, 1972. — 568 с.
  112. В.К. Технологические методы повышения надёжности обработки на станках с ЧПУ. М.: Машиностроение, 1984. — 120 с.
  113. А.Г. Качество поверхностного слоя деталей машин. М.: Машиностроение, 2000. 320 с. с илл.
  114. А.Г. Нормирование параметров шероховатости поверхностей деталей машин по ГОСТ 2789–73 //Вест, машиностроения 1984. № 8. -С. 5−7.
  115. А.Г. Технологическое обеспечение контактной жесткости плоских стыков. Дисс. канд. техн. наук. Брянск, 1973. — 145 с.
  116. А.Г. Технологическое обеспечение контактной жесткости соединений. М.: Наука, 1977. — 100 с.
  117. А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. М.: Машиностроение, 1987. — 208 с.
  118. А.Г. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств контактирующих деталей машин. /Дисд-ра техн. наук. М., 1982. — 350 с.
  119. М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1971.-271 с.
  120. Технологические остаточные напряжения. /Под ред. д-ра техн. наук, проф. А. В. Подзел. М.: машиностроение, 1973. — 216 с.
  121. В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая индустрия, 1974. — 262 с.
  122. В.М. Алмазное выглаживание. М.: Машиностроение, 1972. -105 с.
  123. А.В. Технологическое обеспечение физических свойств поверхностного слоя, износостойкости и усталостной прочности деталей машин. Автореф. дис. докт. техн. наук. Брянск, 1996. — 30 с.
  124. Трение, изнашивание и смазка: Справочник в 2-х кн. /Под. ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979.
  125. В.П. Технологическое обеспечение параметров износа и эксплуатационного микропрофиля цилиндрических поверхностей трения-скольжения отделочно-упрочняющей обработкой. Дисс. канд. техн. наук. Брянск, 1974. — 255.
  126. В.П. Стабильность технологического обеспечения параметров состояния поверхностного слоя и эксплуатационных свойств деталей машин чистовыми и финишными методами обработки. Дис. д-ра техн. наук. Брянск: 1991. — 603 с.
  127. В.П., Нагорюн М. Н., Ковальова Е. В., Моргаленко Т. А. Технолопчне забеспеченння функцюнальних параметр! в якост1 плоских поверхонь з чавуну алмазним вигладжуванням. //Вюник Житомирського шженерно-технолопчного шституту, № 10, 1999. с. 87−89.
  128. Философский словарь /Под. ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  129. Я.Б. Механические свойства металлов. В 2-х ч. М.: Машиностроение, 1974. — 4.1 -472 е., ч. 2 — 368 с.
  130. К.В. Методы совершенствования машин и современные проблемы машиноведения. М.: Машиностроение, 1984. — 224 с.
  131. B.C. Повышение износостойкости деталей технологического оборудования и оснастки упрочнением напылением самофлюсующимися твердыми сплавами. Дисс. канд. техн. наук. -Брянск, 1975.-80 с.
  132. А. Техника напыления. /Пер. с яп. М.: Машиностроение, 1975.-288 с.
  133. А., Моригаки О. Наплавка и напыление. / Пер. с яп. В. Н. Попова. Под ред. B.C. Степина, Н. Г. Шестеркина. М.: Машиностроение, 1985. -240 с.
  134. Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967.-406 с.
  135. М.М., Бабичев М. А. Исследование изнашивания металлов. -М.: АН СССР, 1960.-351 с.
  136. М.М. Методы испытания на изнашивание. /Металловедение и термическая обработка стали. М., 1961. — Т. I. — С. 42 — 48.
  137. X. Системный анализ в трибонике. /Пер. с англ. М.: Мир, 1982.-352 с.
  138. А.В. Расчет и исследование внешнего трения при торможении. М.: Наука, 1967. — 232 с.
  139. Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. JL: Машиностроение, 1972. — 240 с.
  140. И .Я. Контактная задача теории упругости. М. — J1.: Гостехиздат, 1949.
  141. Ясь Д.С., Подмоков В. Б., Дяденко Н. С. Испытания на трение и износ. Методы и оборудование. Киев: Техника, 1971. — 140 с.
  142. П.И., Рыжов Э. В., Аверченков В. И. Технологическая наследственность в машиностроении. Минск: Наука и техника, 1977. — 240 с.
  143. Bayer R.G. Sirico J.L. The Influence of Surface Roughness on Wear, 35 (1975), p. 2511 -260.
  144. Betz F. Entstehung und Belinflussung abgespanteer metal lischer Oberflachen. /Fertigung. — № 6. — S. 163 — 169.
  145. Brammertz P.H. Die Enstehung der Oberflachenrauheit beim Feindrehen. /Industrie Anzeiger. 1961? 83/ - № 2/ - S. 45 — 50.
  146. Brummerhoff R. Werstuckwelligkeit beim Gewindeschleifen. ZwF 67 (1972) Heft 3, s. 115−117.
  147. Degner W. Bedentung der Oberflachen beschaffenheit fur die Erhohung der Qualitat und Zuverlassigkeit der Bouteile. /Feingerettechnik 25 Ig. Heft 2/1976, s. 85−88.
  148. Gantzlin I., Piwonka F. Qualitatssiccherung durch automatische Uberwachung der MaBholtigkeit und Oberflachengiite von Drehteilen wahrend der Drehbeorbeitung. VDI-Berichte. Nr. 249, 1975. S. 183 — 196.
  149. Groenwood I.A. The Are of Contact Between Rough Surfaces and Flats ASME, Ser. E, 1967. № 1. Англ.
  150. Kazuhiko Yokogama. Einflufi der Abricht und Schleif bedingungen auf die Rauheit und Rundheit geschliffener Oberflachen Werkstatt und Betrieb. 107(1974) 9. -S. 513 -525.
  151. Manufacturing surface technology a part of manufacturing strategy technical information. /Griffiths B.J. //Recent. Dev. Prod. Res.: Collect. Ref. Pap. 9th Int. Conf., Cincinnati, Ohio, 17−20 Aug., 1987. -Amsterdam etc., 1988. — C. 37 — 44. — Англ.
  152. Nurturing Quality In Charlotte /Bergstrom Robin P. //Production (USA). -1990. 102. № 3. — C. 78 — 80. Англ.
  153. Quality management and quality system elements Part 4: Guidelines for quality improvement.
  154. Rauheitsmessung zur Bewertung der Funktionseigenschaften technischer Oberflachen /Bodschwinna H. //VDI Ber. -1988. № 702. — С. 165 -182. — Нем.
  155. Salje E. Erkennthiesse tiber den Ablauf des Schleifprozessees. Technische Mitteilungen 69. Iahgang, Heft 718, Iuli-August 1976. S. 331 — 338.
  156. Shafia M.A. Eyre T.S. The Effect of Surface Topography on the Wear of Steel.-Wear, 61 (1980), p. 87- 100.
  157. Williamson J.B., Hund R.T. The Real Area of Contact between Plastically Loaded Surfaces. Mechanique, materiaux electricite Numero special. /L/Usure. № l. — 1972. — P. 22 — 25.
  158. Griffiths B. J. Manufacturing surface technology a part of manufacturing strategy technical information. // Recent. Dev. Prod. Res.: Collect.Rf. Pap. 9lh Int. Conf., Cincinati, Ohio, 17 — 20 Aug., 1987. — Amsterdam etc., 1988. -c. 37−44.
  159. Loh N. H., Tam S. C., Miyazawa S. Statistical analyses of the effects of ball burnishing parameters on surface hardness. // Wear. 1989, 129, No 2. -c. 235 -243.
Заполнить форму текущей работой