Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-экономическое развитие региона на основе комплексного инвестирования промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ показал, что, состояние экономики Читинской области характеризуется низким уровнем инвестиционной активности на всех уровнях и прогрессирующим старением основных фондов. Ситуация усугубляется ограниченными финансовыми возможностями регионального бюджета в силу его дефицитности. Вложения в реальный сектор экономики из-за высокого риска стали непривлекательными для привлечения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Подходы к определению инвестиций как социально-экономической категории
    • 1. 2. Согласование экономических интересов участников инвестиционной деятельности
    • 1. 3. Управление инвестиционными процессами в современных условиях хозяйствования
  • 2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИВЕСТИРОВАНИЕ В
  • РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Анализ инвестиционной ситуации в отраслях экономики
    • 2. 2. Тенденции формирования инвестиционного климата в регионе
    • 2. 3. Динамика инвестиционной активности предприятий промышленности
  • 3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Сценарное представление перспектив социально-экономического развития региона
    • 3. 2. Методические подходы к оценке сценариев развития региона на инвестиционной основе
    • 3. 3. Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий горнорудной промышленности региона

Социально-экономическое развитие региона на основе комплексного инвестирования промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью решения важной задачи, которая была определена Президентом России — удвоение ВВП в ближайшее десятилетие. Выполнение ее невозможно без кардинального улучшения ситуации в инвестиционной сфере. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, реформирование российской экономики сопровождается переносом на региональный уровень власти ответственности за состояние и социально-экономическое развитие территории. В свою очередь, в процессе создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста ключевое место отводится инвестиционной деятельности.

Во-вторых, несмотря на усиление внимания к теоретическому исследованию данной проблемы, недостаточно обоснованы подходы к формированию системы управления инвестиционными процессами в регионе, адаптированные к современным условиям хозяйствования.

В-третьих, экономика любого региона испытывает большую потребность в инвестиционных ресурсах при одновременном их дефиците. Поэтому необходимым условием формирования инвестиционных программ и проектов, способных оказать стимулирующее воздействие на развитие экономики региона, является привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов.

Кроме того, разнообразие природно-климатических, экономических и социальных факторов предопределило неравные стартовые условия вхождения субъектов Федерации в рыночную экономику. При выработке стратегии развития регионов в первую очередь следует вести речь о формировании эффективной инвестиционной политики государства и региона, определении уровней их взаимодействия и разграничении сфер влияния инструментов. Это позволит сформировать комплекс мер по регулированию и стимулированию развития национальной и региональной экономики посредством инвестиций, что предопределило актуальность темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию методологических аспектов проблемы инвестирования экономики в той или иной степени посвящены труды классиков экономической теории Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, И. Шумпетера и многих других ученых и экономистов.

Теоретическим и практическим положениям в области проектирования и реализации эффективных направлений инвестирования посвящены работы зарубежных авторов У. Ф. Шарпа, Г. Дж. Александера, Ю. Блеха, У. Гетце, JI. Дж. Гитмана, М. Д. Джонка и др.

В работе использовались труды отечественных ученых, в которых рассматриваются подходы к формированию эффективной инвестиционной политики государства и региона, инвестиционная поддержка модернизации производства. Такими авторами являются Андрианов В. Д., Аю-шиев А. Д., Балабанова А. В., Бачурин А. В., Быстряков А. Я., Злобин Б. К., Игошин Н. В., Ларина Н. И., Марголин A.M., Мацкуляк И. Д., Новикова В. Ф., Селиверстов В. Е., Спицын А. Т., Хомкалов Г. В. и др.

Вопросы обоснования перспектив социально-экономического развития на инвестиционной основе, а также выбор модельно-сценарного инструментария формирования приоритетов инвестирования рассматриваются в работах Абалкина Л. И., Бандман М. К., Воробьевой В. В., Конто-рович А.Э., Добрецова Н. Л., Кибалова Е. Б., Кулешова В. В., Пенькова Б. Е., Суспицына С. А., Тумусова Ф. С., Черникова А. П., Щуплецова А. Ф. И др.

Работа базируется на идеологии устойчивого развития (Коптюг В.А., Шмат В. В., Крюков В. А., Севастьянов А.Е.), основных положения теории последовательной смены технологических укладов (Львов Д.С.), исследованиях региональной экономики (Бандман М.К., Басковой М. К., Сидоренко В.И.).

Наличие широкого спектра исследований, посвященных проблематике процессов инвестирования в экономику, ни в коей мере не снижает остроты проблемы и не исключает необходимости дальнейшего исследования теоретических положений и вопросов, а также обобщения имеющегося опыта практической деятельности в исследуемой области.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке комплекса мер стимулирования инвестиционной деятельности предприятий промышленности в регионе и выборе путей ее активизации с учетом отраслевой специализации.

Поставленная цель исследования потребовала решения следующих задач:

— обобщить и систематизировать взгляды ведущих отечественных и зарубежных экономистов на содержание инвестиций и инвестиционного процесса в целом, исследовать их применительно к системе экономических отношений, сложившихся в российской промышленности;

— рассмотреть и проанализировать актуальные вопросы согласованности экономических интересов на разных уровнях: государства, региона, хозяйствующих субъектов и населенияоценить взаимосвязи между участниками инвестиционного процесса;

— дать качественную характеристику и количественную оценку инвестиционной активности предприятий промышленности в региональной экономике, и в частности горнорудного комплекса, в период трансформации экономики и на этой базе определить место и роль инвестиций в обеспечении экономического роста региона;

— обосновать сценарии экономического роста территории в зависимости от региональных особенностей и отраслевой специализации;

— разработать экономический механизм стимулирования инвестиционной деятельности предприятий посредством оптимизации налогообложения.

Объектом исследования являются предприятия промышленности социально-экономической системы группы конкретных регионов.

Предметом исследования являются экономические отношения между субъектами хозяйственной деятельности, возникающие в процессе формирования и реализации политики, направленной на развитие промышленных предприятий.

Теоретической и методической базой исследования послужили теоретические разработки зарубежных и отечественных ученых и экономистов, законодательные и нормативные акты органов государственного управления по регулированию инвестиционной деятельности в РФ. В качестве информационной базы использовались статистические материалы Госкомстата РФ, решения органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. В ходе исследования использовались разработки Института экономики организации промышленного производства СО РАН, результаты совместных разработок автора с депутатами областной Думы Читинской области (Программа социально-экономического развития Читинской области на 2003;2005 гг.).

Методология исследования основана на использовании принципов системного подхода, экономического и статистического анализа, методов экспертной оценки и других общенаучных методов исследований.

Научные результаты, полученные лично автором, и их новизна состоит в следующем:

1. Выявлена сущность инвестиций как стимулирующего фактора воздействия на социально-экономическое развитие региона. В этом аспекте инвестиции определяются как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей и прав, которые вкладываются в объекты инвестиционной деятельности с целью получения дохода или достижения социального эффекта. Уточнена классификация инвестиций, позволяющая рассматривать инвестиции не только по степени эффективности и рискованности, форме эффекта и источникам финансирования, но и с учетом разноуровневых экономических интересов участников инвестиционного процесса (инвестора, предприятия, третьих лиц), а также различных интересов внутри этих групп (субъектов).

2. Сформулированы условия согласования интересов государства, региона, бизнеса и населения посредством формирования региональных фондов развития, укрепления доходной части бюджетов регионов за счет увеличения поступления платежей за пользование природными ресурсами, предоставления регионам права распоряжаться природными ресурсами (минерально-сырьевыми, лесными, водными) — принятия федеральных целевых и отраслевых инвестиционных программ.

3. Развиты механизм и инструменты принятия решений управления процессом инвестирования на региональном уровне, состоящие из следующих элементов:

— стратегического управления, формирующего цели и приоритеты инвестирования;

— краткосрочного планирования, предполагающего формирование инвестиционной программы региона;

— оперативного регулирования, обеспечивающего возможность адаптации принятых ранее решений к изменениям внешней среды в условиях неопределенности и нестабильности экономики.

4. Предложена методика и модельно-сценарный инструментарий формирования региональной инвестиционной системы, которая обеспечивает учет интересов и роли всех участников инвестиционного процесса и проведение комплекса организационных, экономических и институциональных преобразований. В отличие от существующих методик она дает возможность проверки внутренней логики планов, обеспечивает взаимосвязь мероприятий, результатов и целей, позволяет провести оценку реализации намеченных мер, прогнозировать результаты, к достижек нию которых необходимо стремиться в перспективе.

5. Разработан методический подход к согласованию государственных и региональных интересов при реализации крупного инвестиционного проекта, увязывающий обоснованный механизм налогообложения, оценку его воздействия на социально-экономическое развитие региона. Предлагаемый подход дает возможность обеспечить взаимосвязь государственного и регионального интереса, проявляющегося в необходимости удовлетворения совокупных потребностей страны и специфических потребностей региона, преемственность различных этапов проекта, гарантировать допустимый уровень риска, достичь оптимального сочетания его прямой и косвенной поддержки.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Обоснование теоретических положений концепции инвестиционных процессов на основе: методологических выводов современной теории инвестиций, выделения объективных причин развития инвестиционной сферы на региональном уровне, организационно-функциональной структуры управления региональной инвестиционной деятельностью, рекомендаций о том, что перспективы социально-экономического совершенствование региональной системы экономики возможны на основе комплексного инвестирования промышленности.

2. Утверждение, что совершенствование социально-экономического развития региона необходимо осуществлять на основе комплексного инвестирования промышленности, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие за счет взаимосвязанного сбалансированного становления производственной, финансовой, инновационной социальной, институциональной и других сфер, эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала и повышения конкурентоспособности промышленности конкретной территории.

3. Вывод о целесообразности применения комплексного подхода к стимулированию инвестиций на региональном уровне, охватывающего вопросы нормативно-правового регулирования, разработку экономических и финансовых инструментов поддержки инвестиций, формирование оптимальной системы управления на региональном уровне, позволяющий создать реальные экономические условия для эффективной организации инвестиционных процессов, повышения инвестиционной активности и создания благоприятной экономической среды.

4. Аргументацию об элементах структуры эффективного механизма инвестиционного развития региона: источниках и принципах формирования финансовых ресурсов и механизмах аккумуляции средств, поступающих из этих источниковрегиональном портфеле инвестиционных предложений, которые позволяют интегрировать усилия всех участников, заинтересованных в инвестиционном процессе (государства, региональных органов власти, частного сектора, иностранного капитала).

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке рекомендаций по регулированию инвестиционной деятельности в регионе с депрессивным характером воспроизводства. Основные положения и выводы диссертации имеют практическую направленность и могут быть использованы при формировании и осуществлении региональных инвестиционных программпри разработке программ социально-экономического развития региона, введении процедуры отбора инвестиционных проектов для финансированияформировании регионального банка инвестиционных проектов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования использованы при разработке Программы социально-экономического развития Читинской области на период 2003;2005 гг. Основные выводы и положения диссертации докладывались на второй Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты развития России» (Пенза, март, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Социальные проблемы регионов и пути их решения» (Пенза, апрель, 2005).

Публикации. Наиболее существенные положения и результаты нашли отражение в 3 опубликованных работах общим объемом 1,1 п.л.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленный в диссертационной работе анализ теоретических подходов к разработке комплекса мер стимулирования инвестиционной деятельности в регионе и выборе путей ее активизации с учетом отраслевой специализации и оценка практических методов решения проблемы позволили автору сделать следующие выводы.

Процесс реформирования экономики требует рыночного понимания категорий «сбережений» и «инвестиций», их тесной взаимосвязи, обусловленной тем, что процессы сбережения и накопления предшествуют инвестированию. Анализ экономического содержания и роли инвестиций в экономике позволил определить конкретные формы их проявления в современных условиях. Раскрыт генезис инвестиций как понятия в экономической науке, расширена классификация по субъектам (группам) заинтересованности в инвестициях и по конкретным интересам внутри этих групп, присущих разным видам инвестиций. Конкретизированы в рамках системного подхода определения категории «инвестиции» и связанных с ней понятия инвестиционная деятельность хозяйствующего субъекта с учетом концепции заинтересованных групп.

Реформирование российской экономики сопровождается регионализацией экономической политики, переносом на региональный уровень власти ответственности за состояние и социально-экономическое развитие территории. Для управления инвестированием на региональном уровне диссертант развил механизм и инструменты принятия решений, предусматривающие реализацию следующих этапов:

— стратегического управления, формирующего цели и приоритеты инвестирования;

— оперативного управления, определяющего инвестиционный портфель региона на оперативный период;

— оперативного планирования, предполагающего формирование инвестиционной программы региона;

— оперативного регулирования, обеспечивающего возможность адаптации принятых ранее решений к изменениям внешней среды в условиях неопределенности и нестабильности экономики.

Для принятия тактических инвестиционных решений инвесторам и инвестиционным посредникам необходима оценка инвестиционного климата региона. Проведенный в диссертационном исследовании анализ факторов, определяющих инвестиционный климат региона, свидетельствует, что Читинская область уступает сегодня большинству регионов России. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем инвестиционную деятельность, социальная нестабильность, рост преступности в экономической сфере, являются, на наш взгляд, основными сдерживающими факторами притока инвестиционного капитала в экономику региона. Действие этих факторов перевешивает такие привлекательные в инвестиционном отношении показатели региональной экономики, как богатые природные ресурсы, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Безусловно, по мнению автора, не стоит ожидать в ближайшее время кардинального изменения инвестиционного климата в Читинской области, однако, для отдельных отраслей эта задача выглядит вполне разрешимой. Такие отрасли специализации региональной экономики, как энергетика, угольная промышленность и цветная металлургия могли бы стать «точками роста», которые придали бы импульс для развития других отраслей экономики. На долю цветной металлургии в России приходится 7,8% производства всей промышленной продукции, отрасль давно и прочно стала специализацией сибирских, особенно восточносибирских регионов. В целом на предприятия цветной металлургии приходится 31,2% объема всего производства промышленности Сибирского федерального округа, особенно высока ее доля в Красноярском крае (72,5%), Республике Хакасия (45,7%) и Читинской области (38,1%).

По мнению многих ученых именно развитие горнорудной промышленности позволит вывести многие регионы из кризиса.

Проведенный анализ показал, что, состояние экономики Читинской области характеризуется низким уровнем инвестиционной активности на всех уровнях и прогрессирующим старением основных фондов. Ситуация усугубляется ограниченными финансовыми возможностями регионального бюджета в силу его дефицитности. Вложения в реальный сектор экономики из-за высокого риска стали непривлекательными для привлечения долгосрочных банковских кредитов, отечественного и иностранного капитала. Результаты исследования подтверждаются проведенным экспертным опросом руководителей базовых предприятий горнорудного комплекса. Целью названного опроса является выявление субъективного мнения экспертов об уровне инвестиционной активности предприятий цветной металлургии.

Расхождение между ожидаемыми и реализуемыми приоритетами инвестиционной политики региона можно преодолеть, обеспечив реализацию разноуровневых интересов участников инвестиционного процесса. Это может быть достигнуто путем построения различных сценариев перспектив социально-экономического развития региона.

Развиваемый нами подход, опирающийся на принципы устойчивого развития, позволит обосновать стратегии развития региональной экономики в новых условиях хозяйствования Значение уникального природ-но-ресурсного потенциала для экономики области, необходимость решения экологических проблем актуализирует ориентацию стратегического развития области на принципы устойчивого развития.

Предложены приоритетные направления стратегии развития региональной экономики:

— реконструкция и модернизация ведущих производств, имеющих конкурентные преимущества;

— создание промышленных комплексов с более полным циклом переработки сырья;

— комплексное освоение Кодаро-Удоканского минерально-сырьевого комплекса (Удоканское месторождение меди, Чинейское месторождение титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд, Катугинское редкометалльное месторождение).

Для реализации приоритетных направлений стратегии развития региона необходимы макроэкономические условия, отсутствующие в настоящее время:

— повышение инвестиционной привлекательности предприятий посредством налогового стимулирования развития приоритетных направленийпреодоление размытости прав собственностиих большая защищенностьповышение эффективности управления государственной собственностью;

— создание системы денежного регулирования, адекватной политике экономического роста (ориентация банковской системы на трансформацию сбережений в инвестициивнедрение механизма предложения кредитных ресурсов по доступным для реального сектора ставкам и т. д.).

В диссертационном исследовании приведены прогнозные оценки последствий для региона в результате реализации пакета инвестиционных проектов. Эффективность структурных преобразований предлагается охарактеризовать системой ключевых показателей, отражающих рост уровня и качества жизни, и, прежде всего, ее продолжительности, душевого объема валового регионального продукта, уровня бюджетной обеспеченности.

Для обеспечения устойчивого развития сырьевого региона, каким является Читинская область, автором диссертационного исследования предложена методика согласования разноуровневых интересов участников крупного инвестиционного проекта по освоению Удоканского месторождения меди на основе формирования льготной налоговой политики. В качестве участников проекта в работе рассматриваются инвестор, администрация субъекта Федерации и федеральные органы власти.

Методика согласования разноуровневых интересов участников инвестиционного проекта состоит из двух основных этапов:

— оценка привлекательности проекта для региона с точки зрения воздействия его (финансового, социального, экономического, смешанного) на социально-экономическую ситуацию региона;

— оценка привлекательности проекта для федерального центра.

Особенностью первого этапа данной методики состоит в определение размера фонда стимулирования как разность между максимально возможным уровнем бюджетных доходов и приемлемым и установление порядка предоставления льгот, который даст наибольший прирост эффективности проекта для инвестора. Для этого следует проранжировать налоги по степени эффективности предоставления льгот по ним на основе оценки зависимости доходов бюджета и характеристик проекта от удельных изменений по выделенным группам налогов.

С точки зрения государства на втором этапе методики необходимо определить размер федеральных льгот на основе разницы между существующими и приемлемыми показателями эффективности проекта с учетом регионального фонда стимулированияустановить порядок предоставления льгот.

Предложенную автором методику согласования разноуровневых интересов участников инвестиционного процесса можно охарактеризовать как достаточно обоснованную и понятную для практического применения.

Таким образом, внедрение в практику разработанных в диссертационном исследовании подходов к исследованию инвестиционных процессов и разработке механизма их стимулирования имеет большую практическую значимость, будет способствовать улучшению уровня жизни населения, повышению адаптивных возможностей региональной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
  2. Закон Читинской области «Об областном бюджете на 2005г» // Забайкальский рабочий. № 130. — 31 декабря 2004 г.
  3. Закон Читинской области от 19.12.2001 № 342 -ЗЧО «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Читинской области».
  4. Закон Читинской области от 24.01.2001.№ 258-ЗЧО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области»
  5. Закон Читинской области от 25 ноября 2002 г.- № 215- ЗЧО «Программа социально-экономического развития Читинской области на 2003−2005 гг.».
  6. Комплексная программа стимулирования отечественных и ино-- странных инвестиций в экономику Российской Федерации (одобренапостановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016).
  7. Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 // Российская газета. 1996.-29 июня.
  8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г.
  9. О федеральной поддержке особо нуждающихся депрессивных и отсталых территорий Российской Федерации: проект Федерального закона//Регион: экономика и социология.-2001.—№ 1.-С. 35−54.
  10. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // Российская газета. 1999, — 4 марта.
  11. И. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991.-№ 29.
  12. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Российская газета. -1999- 14 июля.
  13. Постановление Главы администрации Читинской области от0407.2001 № 155 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий администрацией Читинской области».
  14. Постановление Главы администрации Читинской области от 14.03.2001 № 434 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета».
  15. JI. Выбор стратегии и роль предпринимателей // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 5. — С.8−12.
  16. А., Кистанов В. Методы регулирования рыночной экономики. // Экономист. -1997. № 4. — С. 10−24.
  17. . И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М., 1991. 146 с.
  18. JI. А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Влияние нефтяного проекта на социально-экономическое развитие территории его реализации // Регион: экономика и социология. 1998. — № 3. — С. 117 134.
  19. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 662 с.
  20. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  21. А. Д. Инвестиции: учебное пособие / А. Д. Аюшиев, В.
  22. И. Филиппов, А. А. Аюшиев. Иркутска: ИГЭА, 1996. — 182 с.
  23. А. В. Управление экономическим ростом: модели и стратегии. М.: Российская Академия предпринимательства, 2004. — 240 с.
  24. М. К., Воробьева В. В., Ионова В. Д. и др. Нижнее При-ангарье: логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995. — 178 с.
  25. М. К. Экономические интересы и их взаимодействие: региональный аспект. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 112 с.
  26. М.К., Анохов И. В. Мотивация инвестиционной деятельности. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 188 с.
  27. Е. А., Русских А. Н., Слынько Ю. Н., Суспицын С. А. Информационная система «Региональная политика»: новые возможности в принятии решений // проект Тасис EDRUS 9602, группа разработки прогнозных модулей ИСРП, г. Новосибирск, 2002.
  28. А. Р. Эффективный экономический рост в 2001—2010 гг.: условия и ограничения // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 27−45.
  29. В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / В. Беренс, П. Хавронек. М.: Инфра — М, 1995. — 528 с.
  30. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт. М.: ЮНИТИ, 1997. — 631 с.
  31. И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. -Киев: Ника-Центр, 1999. 592 с.
  32. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты / Пер. с немецкого. Калининград, 1997. 437 с.
  33. JI. А., Ковалева А. Е., Соколов В. М, Ягольницер М. А. Новые подходы к освоению минеральных ресурсов и развитию горнорудной промышленности Республики Алтай //ЭКО. 1998- № 9. — С.98.113.
  34. А.Я. Экономическая оценка инвестиций. Учебник. М.: Изд-во ЭКМОС, 2001.
  35. А.Я. Бюджетное финансирование инвестиционной политики. Учебные материалы. М.: World Bank Institute, 2002.
  36. И. А., Харитонова В. Н. Новые грани интеграции Урала и Севера Западной Сибири при реализации инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. -2000. № 4. — С. 118−138.
  37. Виленский П. JL, Лифшиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов теория и практика. М.: Дело, 2001 -263 с.
  38. Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. м.: Дело, 1999. — 914 с.
  39. О. В. Анализ инвестиционной активности предприятий (на примере г. Петровск-Забайкальский) // Материалы внутривузовской научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики России». Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. Часть 2.-106 с.
  40. В. П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. — 164 с.
  41. Е. Инвестиционный процесс в Вологодской области: проблемы и перспективы //Экономист. 2004. — № 7. — С. 66 — 74.
  42. К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. 1999. 3. — С. 129−134.
  43. А. А. Согласование интересов федерального центра и региона при реализации инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. 2003. -№ 4. — С. 74−89.
  44. Н.Л., Конторович А. Э., Коржубаев А. Г. и др. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2001. — № 4. — С. 6−22.
  45. Э.Дж., Линдей Д. Рынок: микроэкономическая модель.1. СПб, 1992.-389 с.
  46. Н. В. Инвестиции: организация управления и финансирования / Н. В. Игошин. М.: ЮНИТИ, 1999. — 413 с.
  47. Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1993. 745 с.
  48. Е.Б., Кулешов В. В. Стратегия развития Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований // Регион: экономика и социология. 2002. — № 4. — С. 30−49.
  49. Н. Н. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975. -64 с.
  50. Н. И. Инвестиционные параметры регионального развития: теоретико-методологические оценки // Регион: экономика и социология. 2000. — № з. с. 24−42.
  51. В.И., Селиверстов В. Е. Трансформация федерализма и региональной политики в России на рубеже веков // Регион: экономика и социология. 2002. — № 3. — С. 47−59
  52. В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998 .- 117с.
  53. А. Э., Кулешов В. В. Сибирь как восточный вектор развития экономики России // Регион: экономика и социология. 2004. -№ 1.-С. 105−117.
  54. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992): Информ. обзор. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1992.-62 с.
  55. В. А. Устойчивое развитие: Россия, Сибирь, Байкальский регион. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. — 75 с.
  56. Н. А. Проблемы формирования инвестиционных рынков. Новосибирск, ИЭ и ОПП СО РАН, 1997. — 156 с.
  57. В. А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Нефтегазовые территории: как распорядится богатством? Новосибирск- Тюмень: ИЭ и1. ОПП СО РАН, 1995.
  58. В. А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Методический подход к обоснованию стратегии устойчивого социально-экономического развития сырьевых территорий // Регион: экономика и социология. -1997.-№ 2.-С. 14−43.
  59. В.А., Токарев А. Н. Недропользование и социально-экономическое развитие сырьевых территорий с позиций российского федерализма // Регион: экономика и социология. 2003. — № 4. — С.3−17.
  60. О. В. Макрорегион контрастов: к анализу социально-экономических различий субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока // Российский экономический журнал. 2001. — № 7. — С.40−53.
  61. А. Н., Штейников Е. В., Данилин Д. Н. Новые подходы к применению соглашений о разделе продукции на месторождениях твердых полезных ископаемых //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001 -№ 3.-С. 68−74.
  62. Н. И. Задачи и методы региональной политики субъектов федерации в странах рыночной экономикой // Регион: экономика и социология. 1994. — № 4. — С. 15−24.
  63. И. В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Издательство БЕК, 1996. 243 с.
  64. В., Афиногенова А. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2003 года // Инвестиции в России. -2004. № 6. — С. 23−36.
  65. Д. С. К обновлению приоритетов экономической политики // Российский экономический журнал. 1996. -№ 10. — С. 7−15.
  66. Д. С. Экономическая наука и экономическая политика // Экономист. 1998. — № 6. — С. 45−58.
  67. К. Р., Брю С. Л. Экономика. М., 1992. 749 с.
  68. А. М. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов.- М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1997. -144 с.
  69. И.Д. Экономика: научные очерки. М.: РАГС, 2003.
  70. Минерально-сырьевые ресурсы Читинской области: инвестиционные проекты. Чита: АНО «Центр научных и образовательных программ», 2003. — 133 с.
  71. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000. -№ 4. -С. 56 — 57.
  72. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. -№ 5-С. 72−73.
  73. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление 2001.- № 4. -С. 74−75.
  74. Ю. Элементы высоких технологий //Металлы Евразии. -2001. -№ 5. -С. 70−73.
  75. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и регионального развития. М.: Гелиос АРВ, 2002. -143 с.
  76. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учеб. для вузов / Под ред. Лисова В. И. М.: Экономика, 2000. — 477 с.
  77. Новая энергетическая политика России. М.: Энергоатомиздат, 1995.
  78. В.Ф. Проблемы благосостояния населения России в условиях инновационного развития экономики. М.: РАГС, 2003.
  79. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковик, 1999. — 944 с.
  80. Оптимистический сценарий для российской металлургии //Металлы Евразии. 2002 — № 3.- С. 4 -13.
  81. В. П. Ресурсы недр в экономике федеральных округов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление 2001- № 1. — С. 213.
  82. JI. А., Петровский А. М., Шнейдерман М. В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. М.: Наука, 1984. — 120 с.
  83. .Е. Управление капиталом предприятия: финансовый анализ и принятие решений. М.: Агроконсалт, 2001.
  84. . Управление финансами: с упражнениями. М.: Финансы и статистика, 1999. 617 с.
  85. JI. Правовые основы федеративного государства: гибкие или жесткие. Канадский опыт и российские дилеммы // Правовые и экономические аспекты федерализма в России и Канаде: Тез. Доклада. Новосибирск, 2003.
  86. Природные ресурсы и окружающая среда России (аналитический доклад). М: НИА Природа и РЭФИА, 2001. С. 341.
  87. Проблемы совершенствования региональной структуры народного хозяйства и экономических связей Российской Федерации // Сборник научных трудов. М.: СОПСИЭС, 1933. 320 с.
  88. . В. Инвестиционный потенциал Читинской области // Научно-практический журнал «Вестник ЗИП СибУПК». 2005. — Выпуск 4.- С. 160−169.
  89. . В. Тенденции развития экономики Читинской области // Социальные проблемы регионов и пути их решения: Тезисы доклада на Всероссийскую научно-практическую конференцию. Пенза, 2005. — С. 68−70.
  90. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. 1999−2000 годы // Эксперт.- 2000. № 41. — С.69−94.
  91. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. 2001−2002 годы // Эксперт.- 2002. № 45. — С.89−114
  92. Российский статистический ежегодник. Официальное издание 2003. М., -790 с.
  93. О. Основные тенденции инвестиционной активности // Экономист. -2002. -№ 12. С. 13−19.
  94. П. Экономика. В 2-х т.: Пер. с англ. М.: «Алгон», 1997, Т.1−333 е.- Т. 2−415 с.
  95. . и др. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2004 г. // Инвестиции в России. 2005. — № 6. — С. 21−28.
  96. В. Е. Федерализм и региональная политика в условиях укрепления вертикали власти // Регион: экономика и социология. 2004. -№ 1.-С. 26−57.
  97. В. И. Анализ и проблемы финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов и программ (на примере предприятий Иркутской области). Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 634 с.
  98. К. А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого сектора в экономике России // ЭКО. 2002. -№ 7. — С. 89−111.
  99. К. А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого сектора экономики в постиндустриальном развитии // ЭКО. 2001 — № 3. — С. 114−134.
  100. Современное состояние и направления социально-экономического развития Иркутской области: Учебное пособие / Под ред. А. П. Черникова. Иркутск, Изд-во ИГЭА, 1996.
  101. В. М, Ягольницер М. А., Березиков Ю. К., Бондаренко JI. А. Поможет ли горнорудная промышленность вывести из кризиса Алтайский край? //ЭКО-1997 -№ 5. С. 166−185-
  102. В. М. Горная рента и горнорудная промышленность России //ЭКО.- 1999.- № 8. С. 99−116.
  103. В. М. Цветная металлургия Сибири в рыночных условиях //Регион: Экономика и социология. 1999. -№ 1. — С. 119−133.
  104. В. М., Ягольницер М. А. Роль горнорудного комплекса в экономическом обеспечении национальной безопасности страны // http: econom.nsc.ru/Arhiv/ReadStatiy/200 307/Sokolov.html.
  105. В. М., Ягольницер М. А., Бондаренко J1. А., Ковалева А. Е. Надо ли осваивать БАМ? //ЭКО. 1996. — № 8.- С. 55−80.
  106. А. Т. Инвестиционные и финансовые проблемы реальной экономики. -М.: РАГС, 2001.
  107. А.Т. Стратегические приоритеты модернизации национальной экономики России. М.: Экономика, 2004.
  108. С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1999. -157 с.
  109. С. А. Подходы к оценке приоритетов региональной инвестиционной политики // Регион: экономика и социология. 2002. — № 2.-С. 25−44.
  110. С. А. Принципы и методические схемы построения инвестиционных трансфертов государственной поддержки регионального развития // Регион: экономика и социология. 2001. — № 1. — С. 55−76.
  111. В. Э. Проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов Севера России // Регион: экономика и социология. 2003. — № 1. — С. 29−35.
  112. Ф. С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М., Экономика, 1999. — 272 с.
  113. Удвоение ВВП в России: взмах волшебной палочки или всеобщее возрождение производства //Экономика и жизнь. 2004 — № 8. — 25 февраля.
  114. Управление инвестициями: В 2-х т. // В. В. Шеремет, В. М. Пав-люченко, В. Д. Шапило и др. М.: Высшая школа, 1998. — 416 с.
  115. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. — № 9. — с.54−58.
  116. П. География: синтез современных знаний / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1997. 196 с.
  117. Т. С. Эффективность капиталовложений. М.: Экономика, 1979.-216 с.
  118. Е. М. Совершенствование механизма формирования субфедеральных инвестиционных программ: Дис.. канд. экон. наук.-Иркутск: ИГЭА, 2000.
  119. Г. В., Ковалевская Н. 10. Проблема регионализации интересов в инвестиционном комплексе. Иркутск: Изд. ИГЭА, 1997. -116с.
  120. Цены на цветные металлы // БИКИ. № 131 (8777). — 16 ноября 2004 г.-с. 12.
  121. А. П. Стратегия развития региона (структурный аспект). Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2000. — 166 с.
  122. Читинская область в цифрах- Статистический ежегодник: Стат. сб. / Облкомстат. Чита, 2004. — 373 с.
  123. У., Александер Б., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997 .-649 с.
  124. Ю. Государственное регулирование экономики //Экономист. 1996. — № 8. — С. 35−48.
  125. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.- 159 с.
  126. А. Ф. Современный рыночный механизм устойчивого инвестиционного развития. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 220 с.
  127. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А. М. Румянцев. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т.З.- 946 с.
  128. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник под ред. Злобина В. К. М.: Экономика, 2000.
Заполнить форму текущей работой