Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием сельскохозяйственного производства в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические реформы, начатые после 1990 года, осуществили приватизацию земли и предприятий агропромышленного комплекса, кардинально изменили экономические основы и условия функционирования сельского хозяйства. В 1995 году в Российской Федерации более 90% продукции производили сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной собственности, функционировало более 280 тысяч крестьянских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические положения организации управления развитием сельскохозяйственного производства в регионе
    • 1. 1. Экономические и социальные особенности сельского хозяйства как объекта управления
    • 1. 2. Изменение состава производителей продукции сельского хозяйства
    • 1. 3. Задачи управления развитием сельского хозяйства
  • Глава 2. Структурные изменения в сельскохозяйственном производстве региона
    • 2. 1. Структурные сдвиги в землепользовании и производстве продукции сельского хозяйства
    • 2. 2. Динамика и структурные изменения результатов сельскохозяйственного производства
  • Глава 3. Основные направления региональной политики развития сельского хозяйства
    • 3. 1. Научно обоснованные программы развития сельского хозяйства
    • 3. 2. Рациональное использование земельных ресурсов
    • 3. 3. Укрепление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 3. 4. Обеспечение потребности в кадрах
  • Выводы
  • Предложения производству

Управление развитием сельскохозяйственного производства в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические реформы, начатые после 1990 года, осуществили приватизацию земли и предприятий агропромышленного комплекса, кардинально изменили экономические основы и условия функционирования сельского хозяйства. В 1995 году в Российской Федерации более 90% продукции производили сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной собственности, функционировало более 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили права и полномочия самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства. Переход к частной собственности обусловил деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе предпринимательства, формирование многоукладной экономики сельского хозяйства. Кардинальные изменения экономических основ деятельности в сельском хозяйстве объективно обусловили осуществление комплекса экономических и организационных условий, регулирующих развитие сельского хозяйства в соответствии с целями социально-экономического развития народного хозяйства. Недостаточный для реформирования уровень управляемости народным хозяйством проявился прежде всего в отсутствии эффективного механизма осуществления реформ, что и привело к кризису в агропромышленном комплексе и его центральном звене, — сельском хозяйстве. Валовая продукция сельского хозяйства в 1995 году составила только 67% среднегодового уровня этого показателя в 1986;1990 годах, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — 40% (97). За пять лет парк тракторов и зерноуборочных комбайнов сократился в 1,3 раза, обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составила 40−70%, резко снизилась платежеспособность сельскохозяйственных предприятий, большинство из них утратили собственные оборотные средства.

Необходимость преодоления кризиса потребовала разработки и осуществления комплекса мер развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в новых экономических условиях. В результате Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 933 была утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996;2000 годы (97). Цель программы включает:

— вывод аграрной экономики из кризисного состояния;

— возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— повышение экономической эффективности агропромышленного производства;

— социальное обновление села.

Одним из центральных разделов Федеральной программы является региональная политика, что вызвано двумя обстоятельствами. Первое, развитие агропромышленного производства, основанное на использовании биологического фактора, существенно зависит от зональных условий его размещения. Второе, усиление экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации переносит центр тяжести в решении продовольственной проблемы на региональный уровень управления.

Региональная политика в центре постановления Правительства Российской Федерации, направленного на реализацию указа Президента РФ, — рекомендовано разработать и утвердить региональные программы стабилизации и развития агропромышленного производстваорганы Федерального управления, включая Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минфин России и другие, обязаны оказывать помощь в разработке региональных программ (60, 77).

Достижение целей развития агропромышленного производства, предусмотренных Федеральной программой, зависит от взаимодействия органов управления федерального и регионального уровней. На федеральном уровне создаются базовые экономические, организационные и правовые условия хозяйственной деятельности, на региональном уровне осуществляются конкретные меры их рационального использования.

Обобщение опыта стабилизации агропромышленного производства выявило, что на каждом уровне управления для обеспечения поступательного развития предстоит разрешить ряд кардинальных проблем. В их числе размеры и формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирование аграрного рынка, укрепление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация рационального землепользования, освоение инновационных ресурсосберегающих технологий, создание благоприятных условий для деятельности всех производителей продукции сельского хозяйства и другие.

Следовательно, актуально исследование развития многоукладного сельскохозяйственного производства в регионе, которое является центральным звеном его агропромышленного комплекса. Первые результаты разработки и осуществления региональных программ стабилизации и развития агропромышленного производства выявили в их содержании много общего и особенного, выявили потребность создания научно-методических основ развития многоукладного сельского хозяйства, обоснования механизма взаимодействия сельскохозяйственного производителя со своими партнерами и государством. Целостную систему управления развитием многоукладного сельскохозяйственного производства еще предстоит создать, и по мере развития производства она будет совершенствоваться. Поэтому целесообразно обобщение опыта развития многоукладного сельскохозяйственного производства во всех регионах и прежде всего в основных зонах производства продукции сельского хозяйства и продовольствия, к которым относится Ростовская область Российской Федерации.

Цель исследования состоит в обосновании научно-методических положений управления развитием сельскохозяйственного производства в регионе, разработке экономических и организационных условий их осуществления.

При проведении исследования выполнены следующие задачи:

— обоснованы научно-методические положения организации управления развитием сельскохозяйственного производствав регионе;

— определены структурные изменения в сельскохозяйственном производстве региона;

— разработаны основные направления региональной политики развития сельского хозяйства.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований ВНИЭТУСХ и является составной частью проблемы «Разработать научные основы системы управления АПК с учетом развития рынка, инфраструктуры, различных форм хозяйствования на областном и районных уровнях» (№ Гос. Регистрации 01.960.7 313).

В качестве базового объекта избрано сельскохозяйственное производство Ростовской области. Монографические наблюдения, разработка и апробация предложений выполнены в Тацинском районе, природные и экономические условия производства которого являются типичными для Ростовской области.

Ростовская область является одной из самых крупных административных единиц Российской Федерации. Ее территория занимает 100,8 тыс.кв.км. Население области на начало 1995 года составляло 4 429 220 человек.

В области 23 города, 27 поселков городского типа и 43 сельских района. Ведущее место в области занимает промышленность (машиностроение, пищевая и легкая) при высокоразвитом сельском хозяйстве, являющимся основой агропромышленного комплекса, где создается третья часть областного национального дохода. Потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья.

Имеющиеся в области земельные, водные, материальные и трудовые ресурсы позволяют вести производство основных продуктов питания на уровне, обеспечивающем их потребление населением по рекомендуемым медицинским нормам, с учетом выполнения заявок на продажу сельхозпродукции в федеральные фонды.

На 1 января 1996 года сельскохозяйственные угодья составили 8558,2 тыс. га, из них в пользовании сельскохозяйственных предприятий 7130,4 тыс. га, крестьянских (фермерских) хозяйств 568,6 тыс. га, хозяйств населения 204,7 тыс. га.

В 1995 году объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению со среднегодовым в 1986;1990 годах на 47%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — на 70%.

При выполнении исследования автор опирался на научно-методические положения опубликованных работ Г. А. Баклаженко, В. Р. Боева, И. Н. Буробкина, В. А. Добрынина, В. П. Ермоленко, В. В. Кузнецова, В. В. Лазовского, В.В. Мило-сердова, К. И. Панковой, Б. И. Пошкуса, Г. А. Романенко, Е. С. Строева, И.Г. Уша-чева, В. И. Фролова, А. А. Шутькова и других отечественных и зарубежных ученых.

В процессе исследования применялись следующие методы:

— статистический — при обобщении состояния и развития сельскохозяйственного производства Ростовской области, анализа динамики финансового состояния, использования земельных ресурсов;

— монографический, экономико-статистический и аналитический — при обобщении практического опыта и оценке результатов исследований;

— абстрактно-логический и расчетно-конструктивный — при разработке и практическом освоении организационных и экономических регламентов деятельности сельскохозяйственного производства.

Научную новизну исследования составляют:

1. Обоснование научно-методических положений управления развитием сельскохозяйственного производства региона:

— экономические и социальные особенности сельского хозяйства как объекта управления, обусловленность изменения состава производителей продукции, необходимость определения задач управления сельскохозяйственным производством региона;

— обеспечение объемных и структурных параметров развития сельского хозяйства региона на базе увеличения производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, сохранения роли сельскохозяйственных предприятий как основного товаропроизводителя, повышения технико-экономического уровня производства.

2. Разработка региональной политики развития сельского хозяйства, как научно обоснованной программы управления сельскохозяйственным производством с учетом перспектив развития региона и агропромышленного комплекса.

3. Разработка комплекса мер по развитию сельского хозяйства:

— разработка предложений по совершенствованию федеральных и региональных программ поддержки сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения;

— определение и разработка приоритетных направлений деятельности органов управления регионом по развитию сельскохозяйственного производства, включая создание научно обоснованной базы принятия и методов осуществления решений, рациональное использование земельных ресурсов, укрепление финансового состояния сельхозпроизводителей, кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства.

Практическое значение диссертации заключается в разработке для управления регионом предложений: по совершенствованию программ и методов поддержки развития сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населенияпо содержанию и методам осуществления основных направлений региональной политики развития сельского хозяйства.

Результаты исследования использованы при разработке систем ведения агропромышленного производства Ростовской области, программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Ростовской области на период до 2000 года. Основные положения исследования использованы в подготовке рекомендаций научно-практических конференций по проблемам: «Социальные проблемы развития села в условиях многоукладной экономики» (Санкт-ПетербургПушкин, 1993 г.), «Совершенствование рыночных отношений в агропромышленном комплексе» (Ростов-на-Дону, 1994 г.), а также содержатся в публикациях.

ВЫВОДЫ.

1. При организации управления развитием сельского хозяйства целесообразно учитывать, что в результате первого этапа аграрной реформы сельскохозяйственную деятельность осуществляют различные группы участников производства. Целевое назначение деятельности в сельском хозяйстве с позиций общественного разделения труда предопределяет выделение трех групп производителей — крупное товарное производствопроизводство, сочетающее признаки товарного и потребительскогопроизводство преимущественно потребительское.

Для каждого из выделенных секторов экономики характерен комплекс средств и способов его осуществления, то есть специфическая форма организации.

2. Группа производителей в каждом секторе экономики имеет специфические побудительные мотивы хозяйственной деятельности, что позволяет обосновать средства удовлетворения ее экономических интересов и целесообразного с позиций общества сочетания интересов всех групп. Следовательно, эффективная разработка и осуществление комплекса мер по стабилизации и развитию сельского хозяйства возможны только на основе развития всех секторов экономики сельского хозяйства и укрепления характерных для них организационных форм деятельности.

3. Интересы общества и производителей сельскохозяйственной продукции взаимосвязаны, поэтому регулирование развитием сельского хозяйства входит в задачи как государственного (федерального и регионального), так и хозяйственного управления. Формирование и функционирование многоукладной экономики сельского хозяйства как системы социальных и экономических отношений дает основания выделить три приоритетных направления управления: производственный потенциалфинансысогласование интересов государства (общества), юридических и физических лиц.

4. К 1996 г. в Ростовской области сформировалось три категории аграрных землепользователей: сельхозпредприятия — 83,3%, крестьянские хозяйства.

6,9%, хозяйства населения — 2,4%. В 1991;1995 гг. производство продукции во всех категориях хозяйств сократилось на 39,7%, в том числе в сельхозпредприятиях на 55,8%.

Преодоление негативных тенденций развития отрасли в 1991;1995 гг. потребовало разработки региональной политики развития агропромышленного производства, включая ее цели и задачи, обусловленные общей стратегией развития региона, ресурсы региона, компетенцию региональных и местных органов управления по их использованию. Научно обоснована целесообразность увеличения производства продукции сельского хозяйства к 2000 г. по сравнению с 1995 г. в предприятиях на 18,7%, хозяйствах населения на 3,3%, в крестьянских хозяйствах в 2,6 раза, к 2005 г. соответственно на 26,8%, 5,4%, в 3 раза.

В структуре производства будут по-прежнему преобладать сельхозпредприятия (58,4%) при значительном повышении доли крестьянских хозяйств (до 9,7%) и некотором снижении доли хозяйств населения (с 38,0 до 31,9%).

5. Финансовые результаты деятельности сельхозпредприятий региона в 19 931 996 гг. неуклонно снижались, в 1996 г. убыток составил 1153 млрд руб., в том числе от реализации продукции 795 млрд, или 69,0%, от финансовой и операционной деятельности 95 млрд (8,2%), от внереализационной деятельности 263 млрд руб. (22,8%). Дотации и компенсации по отношению к себестоимости продукции неуклонно снижались — с 9,6% в 1993 г. до 3,4% в 1996 г. Доля убыточных предприятий за этот период возросла с 2% до 81%. Разработку мер по снижению убытков целесообразно проводить с учетом структуры деятельности предприятий (производство и реализация продукции, финансово-операционная и внереализационная деятельность).

6. Сложилась устойчивая тенденция опережения роста себестоимости продукции по сравнению с ценой продаж, — в 2−4 раза по всем товарным продуктам. Преодоление этой тенденции за счет снижения себестоимости, повышения качества и расширения ассортимента продукции, мер поддержки товаропроизводителей является главным условием укрепления финансового состояния предприятий. Обязательные условия снижения себестоимости: повышение технико-экономического уровня производства на базе освоения инновационных технологий, а также комплекс организационных и экономических мер по снижению и регулированию затрат на приобретение средств производства.

7. Объективные свойства процесса развития — необратимость, направленность и закономерность, осуществление в реальном временикардинальные изменения в структуре и взаимосвязях сельского хозяйства — обусловливают необходимость разработки научно обоснованной программы как базы управления процессом развития в форме прогноза социально-экономического развития региона и системы ведения агропромышленного производства. Последняя должна содержать типовые решения по организации деятельности всех экономических субъектов АПК и их взаимодействию, соответствующие целям и задачам развития, структурным изменениям в отношениях собственности, составе землепользователей и производителей продукции сельского хозяйства, в отношениях экономических субъектов с государством.

8. Организация рационального использования земельных ресурсов — один из основных разделов региональной политики развития многоукладного сельского хозяйства, который включает правовые, агротехнические и административные мероприятия.

В развитии системы правового регулирования земельных отношений в регионе приоритетны следующие направления: определение правового статуса земель, переданных в ведение сельским администрациямустановление порядка создания и использования земельного фонда казачьих обществустановление единого порядка отвода земель для природоохранных целей. Региональная программа использования, сохранения и повышения плодородия земель включает проведение сплошной инвентаризации земель, разработку и осуществление комплекса мер по защите почв и мелиорации земель, разработку для каждого хозяйства проектов внутрихозяйственного землеустройства и другие мероприятия. Опыт Ростовской области по разработке системы перспективных севооборотов для предприятий и крестьянских хозяйств показал, что она составляет объективную основу принятия решений по развитию многоукладного сельского хозяйства. Целесообразно конкретно определить меры по ведению кадастра и мониторинга земельных ресурсов как объективной основы освоения новой системы севооборотов, правового регулирования отношений собственников и пользователей земельных угодий. Установлена целесообразность государственного контроля использования и охраны земель, расширения его масштабов.

9. Основную долю затрат в Российской Федерации по дотациям и компенсациям сельскохозяйственным предприятиям финансируют региональные бюджеты — 74,8% общей суммы финансовой поддержки в 1996 г. В предстоящие годы нет оснований ожидать существенной бюджетной поддержки сельского хозяйства. К приоритетным направлениям внебюджетной поддержки относятся: содействие в организации продаж продукцииразвитие переработки продукции и торговли продовольствием на предприятиях и в крестьянских хозяйствахсокращение затрат на приобретение средств производствасовершенствование системы налогообложения и привлечения заемных средств на выгодных условиях.

На неорганизованном рынке сейчас реализуется преобладающая часть продукции, в федеральный и региональный фонды продается около 30% продукции по ценам, не покрывающим затраты. Приоритетными направлениями региональной политики в организации продаж сельскохозяйственной продукции являются создание новых каналов оптовой торговли, стимулирование продаж в федеральный и региональный фонды, поддержание цен на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Региональные органы управления могут оказывать существенную поддержку путем снижения тарифов для сельскохозяйственных производителей. Снижение в 1995;1996 гг. тарифов на электроэнергию сократило затраты предприятий на 70 млрд руб., что превышает сумму годовой поддержки из федерального бюджета. В условиях Ростовской области целесообразно изменить механизм налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей путем уплаты единого продовольственного налога с гектара пашни.

Следует расширить источники и условия привлечения средств для сезонного кредитования за счет предоставления товарного кредита на выгодных условиях, привлечения ресурсов коммерческих банков, авансов из бюджетов потребителей продовольствия.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств целесообразно сочетание бюджетных и внебюджетных форм финансовой поддержки, осуществление ее на основе целевой программы.

В комплексе мер бюджетной и внебюджетной поддержки сельскохозяйственной деятельности хозяйств населения приоритетное значение имеют: организация рационального землепользования и водопотребления, расширение форм и масштабов производственного, торгового и кредитного обслуживанияпредоставление долгосрочных кредитов за счет бюджета для строительства садовых домов и помещений для скота, обустройства садовых участковразвитие кооперации с сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развитие потребительской, кредитной и страховой кооперации на селе.

10. К приоритетным направлениям региональной политики развития многоукладного сельского хозяйства относится его кадровое обеспечение, включая разработку и осуществление программы подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов, работников основных профессий для всех категорий сельхозпроизводителей, создание экономических и организационных условий для закрепления кадров и их рационального использования (обеспечения занятости). В 1996;2000 гг. целесообразно подготовить 12 780 специалистов с высшим и средним образованием для работы в предприятиях, крестьянских хозяйствах и органах управления, повысить квалификацию 11 125 специалистов, подготовить 14,4 тыс. работников массовых профессий и повысить квалификацию 9,4 тыс. Для кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий актуально повышение заработной платы до среднего ее уровня по региону, прием на работу по контракту, введение должностных инструкций, соответствующих современным условиям деятельности. Опыт Ростовской области подтвердил целесообразность региональной программы подготовки и повышения квалификации кадров крестьянских (фермерских) хозяйств. В 1996;2000 гг. будет подготовлено 1500 работников для этих хозяйств, а также реализована программа обеспечения занятости сельских женщин. Для осуществления региональной кадровой политики в перспективе целесообразно создание целостного образовательного комплекса аграрной экономики.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ.

1. Совершенствование программ и методов поддержки развития сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. а) Поддержка развития сельскохозяйственных предприятий:

— снижение тарифов на электроэнергию;

— дотации на содержание мелиоративных систем и систем водообеспечения;

— развитие машино-технологических станций (МТС);

— привлечение коммерческих банков к кредитованию сельхозпредприятий;

— организация лизинга (техника, удобрения, гербициды, ГСМ);

— обучение, подготовка и переподготовка кадров. б) Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств:

— организация лизинга;

— создание целевых программ по переработке и реализации продукции (фермерский хлеб);

— создание помещений для скота;

— снижение тарифов на электроэнергию;

— обучение кадров;

— установление хозяйственных связей с предприятиями (по хранению ГСМ, семян, техники, ремонт и т. д.). в) Поддержка хозяйств населения:

— кооперация хозяйств населения с сельхозпредприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (по выращиванию скота, кормов, ветобслуживанию и Т.д.);

— выделение долгосрочных кредитов для строоительства садовых домов, помещений для скота, обустройства участков.

2. Содержание и методы осуществления основных направлений региональной политики развития сельского хозяйства, — программы научного обоснования развития сельского хозяйства региона, комплекс мер по обеспечению рационального использования земельных ресурсов, укреплению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей и удовлетворению потребности в кадрах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Производственные отношения /Экономическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 3.
  2. Л.И. Что такое хозяйственный механизм. М.: Мысль, 1980. — 79 с.
  3. Аграрный сектор США в конце XX века. /Под ред. Б. А. Чернякова. М., 1997.
  4. АККОР в период становления. М., 1994.
  5. П., Никифоров П. Роль частного сектора в сельском хозяйстве Новгородской области. //АПК: экономика, управление, 1997 № 6. — С. 59−63.
  6. Н.Ф. Структурные изменения в агропромышленном производстве Ростовской области при формировании многоукладной экономики. Ростов-на-Дону, 1996.
  7. В.И. Организация крестьянской ассоциации путем преобразования колхоза. //Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: ВНИЭТУСХ, 1994. — 52 с.
  8. В. Совершенствовать управление АПК //Экономика сельского хозяйства России. -1994. № 6. — С. 26.
  9. А. Нужна активная инвестиционная политика. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 1.
  10. А. Экономико-математическая модель эффективного использования инвестиций в растениеводстве на региональном и районном уровнях. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 1. — С. 66−72.
  11. И. Крестьянское подворье. //АПК: экономика, управление. 1995. -№ 1. — С. 29−33.
  12. Д., Михеев А., Чаплыгин В. Эффективная региональная рыночная структура. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 3.
  13. ГорбатюкЛ. Коммерческая деятельность предприятий. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 6.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М.:Юрид. литер., 1994. — С. 240.
  15. С. Государственный контроль за использованием и охраной земель. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 4.
  16. С., Удалое В. Акционерные общества в сельском хозяйстве. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 6. — С. 24−31.
  17. М. Рыночные рычаги повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. -№Ц.
  18. М. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 3. — С. 64−68.
  19. Н. Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России. //АПК: экономика, управление. 1993. — № 11−12.
  20. В.А., Иванов А. С. Проблемы выхода агропромышленного комплекса из кризиса. //Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 1997. -№ 5.
  21. А. Малая переработка: задачи и перспективы. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 6.
  22. О. Структурные изменения в аграрном секторе России. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 2. — С. 23−28.
  23. М.М. Состояние и перспективы агропромышленного комплекса Росси в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: ВШУ АПК, 1996.
  24. А. Стратегия адаптивного растениеводства и ресурсосбережения. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 6. — С. 11−19.
  25. А. Проблемы аграрной реформы в России. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 7. — С. 3.
  26. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». //Экономика и жизнь. 1991. — № 4.
  27. Е.Ф. Рыночные структуры регионального АПК. //Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: РУЦНИИМ, 1995. — 12 с.
  28. Е. Совершенствовать каналы реализации. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 12.
  29. Инновационные процессы в сельском хозяйстве. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 7.
  30. И.Г. Становление и развитие форм аграрного хозяйствования в условиях рыночной трансформации. //Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора экон. наук. М.: ПМБ РАУ, 1997. — 50 с.
  31. Курс переходной экономики. /Под ред. акад. Абалкина Л. И. М.: Финста-тинформ, 1997.
  32. Концепция Аграрной политики в условиях развития рынка в Российской Федерации. М.: РАСХН, РНТОСХ, 1992. 52 с.
  33. Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 5.
  34. Краткий экономический словарь. /Под ред. Велика Ю. А., Борисова Е. Ф. и др. -М.: Политиздат, 1989.
  35. В., Шляхетский А. Проблемы формирования многоукладной экономики на селе. //АПК: экономика, управление. 1994. — № 6. — С. 3.
  36. С. Проблемы углубления реформ в региональном АПК. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 10. — С. 10−16.
  37. В.З., Новиков В. Н. Преобразование сельскохозяйственных предприятий. М.: ГУП «Агропрогресс», 1996. — 83 с.
  38. К.Р., Ерю С.Л. Экономикс (принципы, проблемы, политика). -М.: Республика, 1992. Т. 1. — С. 109.
  39. В. Какое лицо у сельской безработицы. //Экономика сельского хозяйства России. 1995. -№ 11. — С. 14.
  40. С. Корпорация эффективная форма агропромышленной кооперации и интеграции. //АПК: экономика, управление. — 1997. — № 3. — С. 25−30.
  41. И., Панченко В, Управление в региональном АПК. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 1. — С. 40−43.
  42. Jl. Кадровое обеспечение аграрной реформы. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 2.
  43. В.В. Многоукладное^ экономики: проблемы и перспективы. //АПК: экономика, управление. 1991. — № 8. — С. 8−16.
  44. А.А. Аграрный кризис в России (региональный аспект: причины, последствия, меры преодоления). //Автореферат дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук. М., 1997.
  45. О., Грищенков А. Рациональное формирование трудовых ресурсов села. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 10.
  46. Многоукладность агропромышленного производства. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 4.
  47. А. Проблемы и пути выхода из кризиса агропромышленного комплекса Российской Федерации. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 4. -С. 24−26.
  48. А. Д. Улучшения со сбором налогов не предвидится. М., 1997.
  49. Е.П. Государственное регулирование кооперативных интеграционных процессов в АПК в рыночных условиях. //Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: ПМБ РАГС, 1996. — 22 с.
  50. Е., Свободин В. Модель эффективного ведения сельского хозяйства региона. //АПК: экономика, управление. 1995. -№ 8. — С. 26−27.
  51. О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств. Указ Президента РФ от 7 июня 1996 г. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 8.
  52. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.
  53. О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Экономика сельского хозяйства России. — 1996. — № 11.
  54. О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году. //Экономика сельского хозяйства России. 1996.-№ 4.
  55. О порядке реорганизации колхозов и совхозов. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86. //АПК: экономика, управление. 1992.-№ 8.
  56. О программе кадрового обеспечения аграрной реформы в условиях перехода к рынку. //Экономика сельского хозяйства России. 1995. — № 1. — С. 22.
  57. О программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Ростовской области на период до 2000 года. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области № 407 от 28 мая 1997 г.
  58. О структурных изменениях в сельском хозяйстве Российской Федерации. Экономический обзор Госкомстата России. //АПК: экономика, управление. -1995.-№ 8.-С. 26.
  59. О финансовом механизме поддержки аграрной реформы в Белгородской области. Указ Президента Российской Федерации № 492 от 5 апреля 1996 г.
  60. Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы. Указ Президента Российской Федерации № 2263 от 16 декабря 1993 г.
  61. Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ. № 271 от 12 марта 1996 г.
  62. С. Создание многоукладной рыночной аграрной экономики. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. 12.
  63. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). /Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995. — 496 с.
  64. К. Кооперативная организация в Камышловсом районе Свердловской области. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 6. — С. 52−58.
  65. К. И. Собственность в экономической реформе аграрного сектора. -М.: РУ ВНИИМ, 1992. 25 с.
  66. С. Нужны кредитно-финансовые кооперативы. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 10.
  67. Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам. //Экономика сельского хозяйства России. -1996. -№ 10.
  68. Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. /Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708.
  69. Положение о внутрихозяйственных организационно-экономических оноше-ниях в кооперативных и сельскохозяйственных предприятиях. /Под метод, руко-вод. Югая A.M., Тарасова Н. Г., Новикова В. Н. М.: РУ ЦНИИМ, 1995.
  70. Положение о порядке взимания и учета продовольственного налога и распределении рентных платежей. Распоряжение Главы администрации Белгородской области от 4 июля 1994 г.
  71. Положение об учетной политике сельскохозяйственного предприятия (нормативно-методическое пособие). /Письменная Д.Н., Калачева Е. А., Мороз JI.B. -М.: РАМиА, 1994. 88 с.
  72. И. Фермерству государственную поддержку. //Экономика сельского хозяйства России. — 1996. — № 6.
  73. . Внутренние резервы АПК России. //АПК: экономика, управление.- 1997. № 3. — С. 11−19.
  74. Прогноз основных показателей социально-экономического развития Ростовской области на периоды 1996−2000 годы и на 1996−2005 годы. Постановление Законодательного собрания Ростовской области № 407 от 28 мая 1997.
  75. Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994−1995 годы. М.: «Принт-Экспресс», 1994.
  76. А., Мингалев В. Реформирование финансово-кредитной системы в АПК. //АПК: экономика, управление 1997. — № 10. — С. 42−45.
  77. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996−2000 годы. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 8.
  78. Реорганизация колхозов и совхозов Российской Федерации. М.: Госкомстат РФ, 1994.
  79. Г. Частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве. //АПК: экономика, управление 1997. -№ 10. — С. 17−24.
  80. Г. Агропромышленному комплексу России надежное научное обеспечение. //АПК: экономика, управление.- 1997. — № 4. — С. 17−22.
  81. Г. А. Научное обеспечение аграрной реформы в России. //АПК: экономика, управление 1995. — № 4. — С. 30−31.
  82. В. Результаты и перспективы аграрной реформы. //АПК: экономика, управление.- 1997. № 3.
  83. Рынок необходимо регулировать. //Экономика сельского хозяйства России. -1996.-№ 3.
  84. Е. Вернуть рынок отечественным производителям. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 5.
  85. С., Сазонова Д. Производственно-экономическая результативность деятельности крестьянских хозяйств. //АПК: экономика, управление.- 1997. -№ 3. С. 59−63.
  86. А. Сельскохозяйственная кооперация и многоукладная экономика. //Сельское хозяйство России. 1996. — № 11.
  87. А. Системы ведения агропромышленного производства необходимы. //АПК: экономика, управление.- 1997. № 10. — С. 3−9.
  88. Система ведения агропромышленного производства Ростовской области (на период 1996—2000 гг.). Часть I, II. Ростов-на-Дону, 1996.
  89. B.C., Громогласов Ю. И. Акционерное общество закрытого типа «Красноярское» Самарской области: состояние и развитие. /В кн.: Опыт преобразования сельскохозяйственных предприятий. -М.: ВНИЭТУСХ, 1994. С. 3−21.
  90. Совершенствовать управление аграрным сектором экономики. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 4.
  91. Состояние сельскохозяйственного производства и прогноз его развития. //Экономика сельского хозяйства России. 1994. — № 4. — С. 19.
  92. Е.С. Методология и практика аграрного реформирования. М.: Колос, 1994.-208 с.
  93. Управление агропромышленным комплексом, /Под ред. д.э.н. И. Г. Ушачева. М.: Агропромиздат, 1985.
  94. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы. М.: Инфор-магробизнес, 1996.
  95. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 533, 561.
  96. К. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в агропромышленном комплексе переходной экономики. //Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: ПМБ РАГС, 1997. — 25 с.
  97. И.Л. Возможные пути реформирования финансово-кредитного механизма в АПК. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № ю, 11.
  98. В.Н. О совместном заседании координационного совета и коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1997. -№ 5. — С. 6−7.
  99. В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса России. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 4. — С. 3−16.
  100. В. Финансово-кредитная система АПК. //Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 2.
  101. Т. Стратегия аграрного рынка. //Экономика сельского хозяйства России. 1996.-№ 2.
  102. И.В. Организационно-экономические условия формирования и использования основных средств производства в сельскохозяйственном предприятии. //Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: ВНИЭТУСХ, 1995.- 145 с.
  103. Цифры, факты, комментарии. Краткий статистический сборник о социально-экономическом положении Ростовской области за 1990−1995 гг. Ростов-на-Дону, 1994.
  104. А. Агропромышленным преобразованиям научное обеспечение. //Сельское хозяйство России, — 1996. — № 1.
  105. М.Ю. Повышение товарности личных подсобных хозяйств. /Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 1993.
  106. А. А. Система управления и рынок. //АПК: экономика, управление. 1993. -№ П-12.
  107. Эльдиев М Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 4.
  108. Экономика сельского хозяйства. /Под ред. проф. В. А. Добрынина. М.: Колос, 1978.
Заполнить форму текущей работой