Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная организация образовательных миграций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы главы. В главе описан процесс инкорпорации студенчески^* се" тей в принимающих городах. Показано, каким образом миграция трансф ровала функции российских общежитий и преобразовала их в социальных-*3 ин" статуты, поддерживающие миграцию. Условия жизни в российских общежитиях, которые в большинстве своем наследовали материальное оборудование и правила взаимодействий советской эпохи, привели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основания социологии миграции
    • 1. 1. Сообщества мигрантов и процесс инкорпорации
      • 1. 1. 1. Исследования чикагской школы: функции сообществ мигрантов
      • 1. 1. 2. «Интерстициальные» зоны в социальной структуре
      • 1. 1. 3. Социальный капитал сообщества
      • 1. 1. 4. Ограниченная солидарность и обеспеченное доверие
    • 1. 2. Социальная организация миграционных потоков
      • 1. 2. 1. Макроперспектива- миграционная система
      • 1. 2. 2. Миграционные сети
      • 1. 2. 3. Микромеханика отношений
      • 1. 2. 4. Кумулятивные эффекты миграции
  • ГЛАВА 2. Методологические основания, инструментарий и эмпирическая база исследования
    • 2. 1. Общие принципы сетевого анализа и особенности реляционных данных
    • 2. 2. База статистических и документальных данных
    • 2. 3. Методика интервьюирования
    • 2. 4. База интервью
  • ГЛАВА 3. Система международных студенческих потоков
    • 3. 1. Основные тенденции в развитии студенческой мобильности
    • 3. 2. Факторы влияния на объемы студенческих потоков
    • 3. 3. Глубокие миграционные каналы
  • ГЛАВА 4. Формирование отправляющей миграционной структуры
    • 4. 1. Миграции и экспорт русского языка. Возникновение потока Казахстан-Россия
      • 4. 1. 1. Миграционные потоки Россия — Казахстан в XIX — XX вв
      • 4. 1. 2. Образовательная система Казахстана и языковая политика СССР
      • 4. 1. 3. Возникновение студенческого потока
    • 4. 2. Организация потока в отправляющем обществе
      • 4. 2. 1. Коллапс СССР и сокращение потока. Структурные условия для поддержания потока
      • 4. 2. 2. Организация отправляющих институтов
      • 4. 2. 3. Миграционные сети и индивидуальные траектории
  • ГЛАВА 5. Организация принимающих сообществ в российских городах
    • 5. 1. Трансплантация ученических сетей
    • 5. 2. Социальный капитал общежитий
    • 5. 3. Диаспоральная рекреация как центральный институт принимающего сообщества
    • 5. 4. Особенности организации суб-потоков студенческой миграции

Социальная организация образовательных миграций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Международная студенческая мобильность становится массовым явлением во второй половине XX века. Интернационально-мобильные студенты представляют интерес для университетов и национальных государств по трем главным причинам. Во-первых, как источник финансовых и символических ресурсов, который интересен и университетам, и государствам. Во-вторых, как носители человеческого капитала, который может способствовать благосостоянию принимающей, страны в случае, если студент решится на последующую трудовую миграцию. В-третьих — в случае возвращения на родину — как потенциальные члены локальной элиты, которые будут политически лояльны стране, где было получено образование. Поэтому ряд исследователей считает, что к концу XX века на мировом рынке высшего образования разворачивается «соревнование за мировой талант».1 Это соревнование ведет к широким социальным трансформациям — трансформациям принимающих академических систем, рынков труда, миграционных политик и законодательства, стратегий на арене международных отношений т.д. Поэтому вопрос о том, какие закономерности определяют направление международной студенческой мобильности, становится все более актуальным для политиков, университетских администраторов и исследователей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных иностранным студентам, было предложено только два ответа на данный вопрос. Для объяснения направления движения иностранных студентов ранее использовались две сильные и не противоречащие друг другу концепции: экономическая теория выталкивания-притяжения (pull-push theory) и теория. мировой системы (world system theory). Сторонники первой утверждают, что между регионами с дефицитом рабочей силы, и регионами, где существует ее избыток, посредством миграции устанавливается равновесие: индивиды стремятся максимизировать свой доход,.

1 Kuptsch С. Students and talent flow — the case of Europe: From castle to harbour? // Competing for global talent. Geneva, 2006. P. 33−62- Martin Ph. Competing for global talent: The US experience // Competing for global talent. Geneva, 2006. P. 87−106. переместившись из региона первого типа в регион второго. Международная студенческая мобильность в рамках этой модели интерпретируется как первый шаг на пути к трудовой миграции2 и получает громкий лейбл — «утечка мозгов».3 Сторонники второй теории утверждают, что направление движения студентов задает организация современной мировой системы: молодые люди из периферийных стран, претендующие на хорошее образование, перемещаются в страны ядра или" полупериферии, которые специализируются на высокотехнологичном производстве и предлагают лучшие образовательные услуги.4.

Обе теории помогают понять, вектор движения студентов: из менее богатых периферийных стран* с избытком трудовой силы — в более богатые и центральные с ее дефицитом. Однако они не позволяют объяснить явление, которое мы можем наблюдать в ходе статистического анализа распределения иностранных студентов по принимающим странам. Студенты из разных стран не распределены по центральным странам с дефицитом рабочей силы в точности пропорционально размерам исходящего потока и принимающей академической системы, как это было бы, если бы мы наблюдали стохастический процесс. Анализ данных Института статистики ЮНЕСКО позволяет обнаружить подобные (отклоняющиеся от случайных) распределения. Так, например, в 2007 году 65% всех интернационально-мобильных студентов из Казахстана, 57% студентов из Белоруссии, и 55% студентов из Армении учатся в России. 89% студентов из Алжира, 79% студентов из Сенегала и 67% студентов из Марокко учатся.

2 Концепция выталкивания-притяжения была очень влиятельна на протяжении 1960;1990;х, оказала сильное воздействие на приоритеты миграционной политики в разных странах, и по сей день остается самой известной концепцией за пределами поля миграционных исследований. В работах, посвященных интернационально-мобильным студентам, гипотезы и выводы формулируются в соответствии с ее экономической логикой. См., например: Myers R. G. Education and emigration: study abroad and the migration of human resources. New York, 1972; Tremblay K. Academic Mobility and Immigration//Journal of Studies in International Education. 2005. Vol.9. No.3. P. 196−228- Hazen H.D. and Alberts H.C. Visitors or Immigrants? International Students in the United States // Population, Space and Place. 2006. Vol. 12. P. 201−216.

3 Rao L. G. Brain Drain and Foreign Students: A study of the attitudes and intentions of foreign students in Australia, the U.S.A., Canada, and France. New York, 1979.

4 Chen T. and Barnett G.A. Research on International Student Flows from a Macro Perspective: A Network Analysis of 1985, 1989 and 1995 // Higher Education. 2000. Vol. 39. No. 4. Pp. 435−453- Barnett G.A. and Wu. R.Y. The International Student Exchange Network: 1970 & 1989// Higher Education. 1995. Vol. 30. No. 4. Pp. 353−368- Schott T. Ties between Center and Periphery in the Scientific World-System: Accumulation of Rewards, Dominance and Self-Reliance in the Center // Journal of World-Systems Research. 1998. Vol. 4. P. 112 — 144. во Франции и т. д.5 Сравнение со статистикой предыдущего десятилетия показывает стабильность таких связей между странами. Для выявления социальных детерминант, которые определяют направление международной студенческой мобильности, необходимо изучать организацию подобных устойчивых образовательных потоков.

Обнаружить группу закономерностей и элементы социальной структуры, которые могут объяснить возникновение, направление и устойчивость потоков международной студенческой мобильности, позволяет такой тип социологического исследования, в ходе которого анализируется организация процесса на • макро-, мезои микроуровне. Процессы макроуровня мы можем анализировать с помощью национальной статистики, но для изучения процессов мезои микроуровня требуется сбор информации о поведении отдельных индивидов и организаций. Этого позволяет добиться комплексное исследование одного из устойчивых студенческих потоков. Было выявлено, что таким потоком является поток из Казахстана в Россию, куда в настоящий момент вовлечено более 60% всех интернационально-мобильных студентов Казахстана.

Научная актуальность диссертационного исследования определяется тем, что оно позволяет найти ответ на исследовательский вопрос о детерминантах, задающих направление международной студенческой мобильности и распределение интернационально-мобильных студентов по принимающим странам. Практическая актуальность диссертационной работы определяется тем, что она позволяет дать феномену, интересующему политических деятелей и управленцев национальных систем образования, социологическое объяснение, на основании которого могут разрабатываться практические решения. Проблема исследования заключается в следующем: современная устойчивая и значимая для принимающих стран студенческая международная мобильность-организована в массовые потоки, однако структурные условия, которые детерминировали возникновение этих потоков и поддерживают процесс, до сих пор оставались за.

5 Данные Института статистики ЮНЕСКО (http://wvvw.uis.unesco.org/ev.php?lD=2 867 201&lD2=DOTOPIC). пределами исследовательского внимания. На заполнение обнаруженной лакуны нацелена данная диссертационная работа.

Степень разработанности проблемы.

Проблематика международной студенческой мобильности активно изучается в рамках междисциплинарной предметной области исследований образования. Одно из направлений данной предметной области фокусируется на характеристиках национальных рынков экспортных образовательных услуг. Обсуждаются особенности системы образованияпривлекающие иностранных студентовописываются характеристики разных групп студентов и мотивы выбора страны обучения, анализируется конкурентоспособность тех илииных дисциплин и специальностей на международном рынке (работы Д. Ван Акена6, Л. П. Веревкина и С. В Карелова7, Ф. Олтбача8, Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриева и А.Л. Арефьева9).

Специалистов по педагогике и психологии интересуют процессы адаптации иностранных студентов, в принимающих странах, особенности обучения иностранцев, способствующая эффективному обучению среда (работы Р. Д’Арка10, А. Батчера и Т. Макграфа11, Л. Торстенссон12 и др.). Об индивидуальном опыте иностранных студентов, приобретаемых ими компетенциях, трансформациях идентичности, специфике транснационального образа жизни пишут Т. Гаргано13, Д. Л. Константиновский и Е.Д. Вознесенская14, Э. Мёрфи-Левин15, К. Монтгомери и Л. Макдауэлл16, Дж. Томеи17.

6 Van Aken D. The Time and the Trouble: Mobility Obstacles for Incoming Students From Outside Europe // Journal of Studies in International Education. 2001. Vol. 5. No. 4. P. 291−316.

7 Веревкин Л. П., Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства// Энергия: экономика, техника, экология. 2006. N 5. С. 68−73.

8 Altbach Ph. G. Impact and adjustment: Foreign students in comparative perspective // Higher Education. 1991. Vol. 21. No 3. P. 305−323.

9 Шереги Ф. Э., Дмитриев H.M., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.

10 D’Arca R. Social, cultural and material conditions of students from developing countries in Italy // International Migration Review. 1994. Vol. 28. No. 2). P. 355−370.

11 Butcher A. and McGrath T. International Students in New Zealand: Needs and Responses // International Education Journal. 2004. Vol 5. No 4. P.540−551.

12 Thorstcnsson L. This Business of Internationalization: The Academic Experiences of 6 Asian MBA International Students at the University of Minnesota’s Carlson School of Management // Journal of Studies in International Education. 2001. Vol. 5 No. 4. P. 317−340.

13 Gargano T. (Rc)conceptualizing International Student Mobility: The Potential of Transnational Social Fields // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13. No.4. Pp. 331−346.

Анализ работ, выполненных в рамках исследований образования, позволяет сделать вывод, что они оперируют концепциями, которые объясняют организацию принимающей образовательной системы, но не ставят задачи рассмотреть мобильность между академическими системами разных обществ. Поэтому для понимания организации студенческих потоков теоретическая база исследований образования должна быть дополнена концепциями, которые позволяют рассматривать мобильность между разными обществами. Такие концепции развиваются в рамках междисциплинарного поля миграционных исследований.

Миграционисты традиционно рассматривают международную студенческую мобильность как явление, наличие которого имеет значимые последствия и для отправляющего, и для. принимающего общества. Политики рекрутинга иностранных студентов, экономические условия, привлекающие последних в страну, преимущества, которые страны-реципиенты получают от вливаний человеческого капитала в систему образования’и рынок труда, обсуждаются в работах К. Тремблей18, К. Куптч19, Ф. Мартина20 Дж. Кима21, А. Дрехера и П. Путваара. Интенсивное развитие студенческой мобильности и появление миграционных политик, ориентированных на студентов, помещено в более широкую дискуссию’о миграции как утечке мозгов в работах JI. Pao23 и А. Финд-лэй24. Влияние опыта обучения в другой стране на последующее миграционное.

14 Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д. Образование за рубежом: социокультурный аспект // Социологический журнал. 2007. № 4. С. 97−114.

15 Murphy-Lejeune Е. Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers. London. 2001.

16 Montgomery C. and McDowell L. Social Networks and the International Student Experience: An International Community of Practice? //Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13. No. 4. P. 455−466.

17 Tomei G. Diasporic identity and orientation to co-development: a survey on foreign students attending the University of Pisa. COMCAD Working Papers. No 59. Bielefeld, 2008.

18 Tremblay. Ibid.

19 Kuptsch. Ibid.

20 Martin. Ibid.

21 Kim J. Economic analysis of foreign education and students abroad// Journal of Development Economics. 1998. Vol. 56. No. 2. P. 337−365.

22 Dreher A. and Poutvaara P. Students Flow and Migration: An Empirical Analysis. CESifo Working Paper No 1490. 2005.

23 Rao. Ibid.

24 Findlay A. From brain exchange to brain gain: Policy implications for the UK of recent trends in skilled migration from developing countries. International Migration Papers No. 43. Geneva, 2002. поведение обсуждается в работах X. Альбертса и X. Хэйзен25, Р. Кинга и Э. Ру-из-Желикеса26, Р. Майерза27.

Студенческие перемещения интересны социологам как основа для формирования миграционных потоков, в которые вовлечены высококвалифицированные работники. С. Вертовец28, Л. Ченг и Ф. Янг29, К. Селений и Р. Роадс30, Б. Хадрия31 считают, что университеты являются теми социальными институтами, где активно рекрутируются будущие трудовые мигранты. Они исследуют миграции специалистов в той* или иной области, и считают, что студенческие' траектории ведут к жизни в транснационациональных сообществах или эмиграции.

Значение студенческой мобильности в процессе перераспределения ресурсов в современной миросистеме обсуждается в работах М. Макмахон32, Т. Скотта33, Ц. Ченг, Дж. Барнетта и Р. Ву34. Ченг, Барнетт и Ву анализировали студенческую мобильность базовыми средствами сетевого анализа. Они обнаружили ядро (экономически-развитые страны во главе с США и Великобританией), полупериферию (ряд стран западной Европы, страны Центральной и Восточной Европы) и периферию международной сети обмена студентами (отправляющие страны Азии, Африки и Латинской Америки).

Анализ работ миграционистов, посвященных проблематике международной студенческой мобильности, позволяет сделать вывод: в рамках данной предметной области студенческие перемещения рассматривались в качестве одной из предпосылок трудовой миграции, однако социальная организация студенческих потоков не изучалась. Таким образом, проблематика не разрабо.

25 Hazen and Alberts. Idid.

26 King R. and Ruiz-Gelices E. International student migration and the European 'year abroad': effects on European identity and subsequent migration behaviour // International Journal of Population Geography. 2003. No. 9. P. 229−252.

27 Myers, Ibid.

28 Vertovec S. Transnational Networks and Skilled Labour Migration. Ladenburg Diskurs «Migration» Conference. Ladenburg, 2002.

29 Cheng L. and Yang P.Q. Global Interaction, Global Inequality, and Migration of the Highly Trained to the United States // International Migration Review. 1998. Vol. 32. No. 3. P. 626−653.

30 Szelenyi K. and Rhoads R.A. Citizenship in a Global Context: The Perspectives of International Graduate Students in the United States // Comparative Education Review. 2007. Vol.51. No. 1. P.25−47.

31 Khadria B. Skilled labour migration from developing countries: Study of India. International Migration Papers «No. 49. Geneva, 2002.

32 McMahon M.E. Higher Education in a World Market. An Historical Look at the Global Context of International Study // Higher Education. 1992. Vol. 24. No. 4. P. 465−482.

33 Schott. Ibid.

34 Chen and Barnett. Ibid.- Barnett and Wu. Ibid. тана, и студенческие потоки должны стать объектом изучения в рамках социологии миграции. Опираясь на опыт применения западных концепций инкорпорации и миграции в работах Б. Е. Винера и A.B. Тавровского35, И.В. Ивахнюк36, И.В. Ивлевой37, Т.Н. Юдиной38, для изучения студенческих потоков можно использовать теории Д. Мэсси39, А. Портеса40, Р. Уолдингера41 и др., объясняющие общие закономерности социальной организации миграции. Их необходимо дополнить работами, в которых рассматривается функционирование систем образования отправляющей и принимающей стран (В. Фиермана42, Д.Л. Константи-новского, Г. А. Чередниченко43 и др.), а так же работами, объясняющими особенности миграционных взаимодействий России и Казахстана, (А.Н. Алексеенко44, Ж.А. Зайончковской45, Н! Е. Масанова46, С.А. Панарина47, Е.Ю. Садовской48).

Теоретические основания исследования.

Основанием диссертационного проекта являются две взаимодополняющие теории: теория миграционных систем (М. Критц, X. Злотник, Дж. Фоссет) и теория миграционной сети (Д. Мэсси, С. Голд, М. Бойд). Первая позволяет объяснить генезис миграции: крупные потоки людей возникают между общества.

35 Винер Б. Е., Тавровский А. В. Мигранты на рынках труда в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 4. С. 97−121.

36 Ивахнюк И. В. Евразийская миграционная система: теория и политика // Миграция и развитие. М., 2007. С. 114−135.

37 Ивлева И. В. Трудовые мигранты в городской экономике // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 128−149.

38 Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003.

39Massey D.S. at all. Theories of international migration: a review and appraisal // Population and development review. 1993. Vol. 19. No. 3. P. 431−466.

40 Portes A. and Sensenbrenner J. Embededness and Immigration: Notes on Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. 1993. Vol. 98. P. 1320−1350.

41 Waldinger R. The Making of an Emigrant Niche // International Migration Review. 1994. Vol. 28 Nol. P. 3−30.

42 Fierman W. Language and education in post-Soviet Kazakhstan: Kazakh-medium instruction in urban schools // The Russian Review. 2006.

43 Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. Система образования: открытые двери или дифференциация возможностей? // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2003. М., 2003. С. 176−190.

44 Алексеенко А. Этнодемографические процессы и эмиграция из суверенного Казахстана: причины и перспективы //Современные этнополитические процессы и миграция в Средней Азии. М., 1998. С. 96−113.

45 Зайончковская Ж. А Исторические корни миграционной ситуации в средней Азии // Миграция русскоязычного населения из Средней Азии: причины, последствия, перспективы. М., 1996: С. 41−64.

46Масанов Н. Миграционные метаморфозы Казахстана // В движении, добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М., 1999. С. 127−153.

47 Панарин С. А. Современный Казахстан: Социальные и культурные факторы изменений в положении русского языка // Вестник Евразии. 2008. № 4. С. 65−79.

48 Садовская Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алматы,. 2001. ми, которые на протяжении длительного времени соединены регулярными политическими и экономическими взаимодействиями, то есть составляют миграционную систему. Для понимания генезиса современных миграций необходимо исследовать историю формирования социальных структур, которые возникли в ходе устойчивых отношений между двумя обществами.49.

Теория миграционной сети позволяет понять организацию миграции как процесса. Теория опирается на предшествовавшие исследования инкорпорацииона. создавалась для объяснения организации-трудовых миграцийв диссертационной работе она адаптирована для изучения студенческой мобильности. Основное положение теории: базовыми элементами социальной структуры, которые организуют и поддерживают массовые миграции, являются социальные сети. Сети мигрантов могут стать основой для формирования институтов, которые способствуют тому, что миграция становится устойчивой и упорядоченной. Миграция всегда является процессом, который разворачивается во времени, поэтому для понимания ее современной организации необходимо изучать историческое развитие структур, которые ее поддерживают.50.

Цель исследования: изучить социальную организацию международной образовательной миграции' на примере студенческого потока из Казахстана в Россию. Задачи исследования:

1) на основании анализа социологической литературы по миграциям и инкорпорации мигрантов выделить концепции, которые позволяют объяснить возникновение и устойчивость массовых миграций;

2) выявить особенности функционирования системы международной студенческой мобильности и определить место потока из Казахстана в Россию в этой системе;

3) изучить исторические предпосылки возникновения студенческого потока;

49 jo International migration systems: a global approach/ ed. by Mary M. Kritz., L.L. Lim, H. Zlotnik. Oxford, 1992.

Massey at all. Ibid. P. 448−452- Gold S.J. Migrant Network: a Summary and Critique of Relational Approaches to International Migration //The Blackwell Companion to Social Inequality. Oxford, 2005; Boyd M. Family and Personal Networks in International Migration: Recent Developments and New Agendas // International Migration Review. 1989. Vol. 23. No.3. P. 638−670.

4) изучить существующие в Казахстане социальные институты, поддерживающие поступление в российские вузы;

5) описать процесс формирования социальных сетей казахстанских студентов и выявить характеристики этих сетей;

6) изучить институты, способствующие поддержанию студенческого потока в принимающих городах;

7) рассмотреть особенности организации отдельных студенческих субпотоков, идущих в разные российские города.

Объект исследования — студенческий поток из Казахстана в Россию. Предмет исследования — социальная организация этого потока.

Гипотезы исследования.

1. Поскольку массовые потоки людей возникают между обществами, которые длительное время были связаны отношениями политической, экономической и культурной взаимозависимости, система международной студенческой мобильности должна также отображать эти связи.

2. Устойчивая студенческая миграция в отправляющем обществе на микроуровне поддерживается персональным сетями бывших мигрантов, а на мезо-уровне — институтами. Сети и институты сокращают издержки на перемещение.

3. В принимающем обществе студенческий поток поддерживается персональными сетями студентов, которые составляют мигрантское сообщество. Наличие принимающего сообщества сокращает издержки процесса инкорпорации.

Методы сбора и анализа данных.

С целью реконструкции мезои микроуровня организации миграционного процесса в ходе исследования собирались экспертные интервью с администраторами принимающих вузовтелефонные интервью с работниками организаций, занимающихся рекрутингом абитуриентов в Казахстанефокусированные интервью с современными и бывшими студентами из Казахстана. Велось неформализованное наблюдение в ходе диаспоральных событийанализировались взаимодействия и репрезентации казахстанских студентов в Интернетпространстве. Для выявления макродетерминант, задающих направление студенческих потоков, был использован сетевой и многомерный статистический (кластерный и регрессионный) анализ.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1) 78 интервью с современными и бывшими студентами из Казахстана, собранные в Санкт-Петербурге (20 интервью), Томске (34), Самаре (11) и Саратове (13) — города для проведения полевого исследования отбирались в соответствии с данными-Министерства образованиям распределении студентов из. Казахстана по российским регионам;

2) интервью с администраторами принимающих вузов- (8) и телефонные интервью с сотрудниками отправляющих центров в Казахстане (7);

3) дневники наблюдений (наблюдение велось на мероприятиях казахстанского студенческого сообщества в Петербурге);

4) статистические данные принимающих университетов Петербурга, Томска, Самары и Саратова;

5) статистические данные Министерства образования РФ, Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Института статистики ЮНЕСКО, Агентства республики Казахстан по статистике;

6) материалы Интернет-мониторинга казахстанских образовательных форумов и. сайтов, созданных казахстанскими студентами, и т. д.

Научная новизна работы:

1. В" работе с помощью инструментария сетевого анализа описана система устойчивых и глубоких каналов образовательной миграции, дана социологическая интерпретация их структурных оснований и показано место России в этой системе (см. рис. 3.2).

2. На примере образовательной миграции из Казахстана в Россию впервые изучен процесс формирования потока международной студенческой мобильности.

3. Изучено, каким образом специфика процесса миграции влияет на процесс интеграции студентов-мигрантов в принимающем обществе. Показано, что сетевой характер миграционного процесса обуславливает интеграцию иностранных студентов в плотное мигрантское сообщество, а не в другие сегменты принимающего общества.

4. Показано, что для развития современных форм рекрутинга казахстанских студентов в вузы Петербурга и Томска существенное значение имела относительная автономия университетов в кризисный период 1990;х.

5. Осуществлено исследование функциональных трансформаций институтов' (казахстанских школ и российских общежитий) под воздействием студенческой-миграции.

Практическая значимость работы выражается в том, что полученные в ходе исследования выводы о механизмах функционирования институтов, поддерживающих поток иностранных студентов, могут быть использованы при разработке решений в области миграционной и образовательной политики, а также в ходе разработки кампаний по экспорту образовательных услуг. Материалы исследования могут быть использованы, для разработки курсов и подготовки учебных пособий по социологии миграции и социологии социальных сетей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Академические системы государств, которые в прошлом осуществляли масштабную экономическую и политическую экспансию, получают в настоящий момент возвратные потоки в виде студенческой миграции с тех территории, куда был осуществлен экспорт языка, институциональных и культурных образцов. Одной из таких миграций является студенческий поток из Казахстана в Россию.

2. Социальная структура, которая поддерживает студенческий поток Казахстан — Россия, формировалась на протяжении XX века в ходе трех взаимосвязанных процессов. Первый — миграция, которая привела к появлению в Казахстане большого числа разных этнических групп. Она интенсифицировала ход второго процесса — распространения русского языка как доминирующего языка публичной сферы. Третий процесс — трансформация системы образования Казахстана, которая привела к тому, что во второй половине XX века в города школы с русским языком обучения численно доминировали и обладали большим престижем. Поэтому образованные городские семьи осуществляли выбор в их пользу, а дети из этих семей приобретали ресурс для образовательной миграции — знание русского языка.

3. Поскольку крупные образовательные центры РСФСР оказывались в иерархии образовательных центров СССР на самых высоких позициях, а знание русского языка предоставляло казахстанским школьникам ресурс для обучения, дети из образованных казахстанских семей, претендовавших на хорошее высшее образование, отправлялись учиться в российские вузы. К моменту распада СССР они были вовлечены в крупный по мировым масштабам студенческий поток.

4. Коллапс Советского Союза, разрушение прямых связей между образовательными системами и экономический кризис, который привел к уменьшению возможностей получать высшее образование, имели следствием лишь временное снижение объема студенческого потока из Казахстана в Россию. В то же время, комплекс возникших препятствий стал своеобразнымкатализатором, под воздействием которого сформировались отправляющие институты, которые организовали процесс перемещения.

5. В современных условиях, в отправляющем обществе миграционный поток поддерживается институтами, которые имеют две формы. Первая форма — это организации, рекрутирующие абитуриентов (образовательные центры, центры подготовки к поступлению в вузы и т. д.), которые позволяют сокращать издержки казахстанских школьников на поступление в российские университеты. Вторая форма — это ряд старых специализированных школ с русским языком обучения, которые стали действовать как отправляющие институты.

6. В принимающем обществе миграционный поток удерживается двумя! институтами. Первый — это традиционный институт инкорпорации студентов — университетское общежитие. Как социальный институт, создающий пространственную концентрацию мигрантов, общежитие способствует сохранению и укреплению их персональных связей, сокращает издержки адаптации. Второй институт имеет традиционную форму городской коммерциализированной рекреации — клубных вечеринок — и функции институтов мигрантских сообществ, то есть поддерживает социальные связи между разными сетями мигрантов и обеспечивает доступ к ряду значимых ресурсов.

7. В совокупности эти институты обуславливают устойчивость образовательной миграции во времени и пространстве и ее резистентность по отношению к политическимэкономическим и институциональным трансформациям:

Апробация работы.

Основные положения диссертации были изложены в опубликованных автором статьях и в выступлениях на российских и международных научных семинарах, школах и конференциях. В частности, на аспирантском семинаре Европейского университета в Санкт-Петербурге (март 2007), на III Всероссийском социологическом конгрессе (октябрь 2008), на семинаре центра изучения миграции, гражданства и развития COMCAD (Билефельд, январь 2009), публичном семинаре Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург, март 2010), на международной конференции, организованной Центральным Европейским Университетом (Будапешт) и Центром миграционных исследований (Москва) в Одессе (сентябрь 2010). Материал, собранный для диссертационного исследования, использовался в ходе чтения курсов «Социология миграции» и «Социология социальных сетей» на факультете социологии Национального исследовательского1 университета — Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти глав (в первой из которых, излагаются теоретические основания работы, во второй излагаются ее методологические основания, описаны техники сбора данных и эмпирическая база, в трех следующих излагаются результаты исследования), заключения, библиографии (167 наименований) и приложений, содержащих путеводители интервью, списки информантов, результаты кластерного анализа статистических данных.

Выводы главы. В главе описан процесс инкорпорации студенчески^* се" тей в принимающих городах. Показано, каким образом миграция трансф ровала функции российских общежитий и преобразовала их в социальных-*3 ин" статуты, поддерживающие миграцию. Условия жизни в российских общежитиях, которые в большинстве своем наследовали материальное оборудование и правила взаимодействий советской эпохи, привели к возникновению специфического поведенческого кода. Материальное оборудование общежитий и коллективные ожидания, вмененные институтом, прочно встраивают их в земляческие и соседские сети, и делают слабые связи, приобретенные в ходе перемещения, сильными. Таким образом, эмоциональные, временные и экономические ресурсы, казахстанских студентов на протяжении периода обучения используются для, поддержания сильных земляческих и соседских связейи не перераспределяются в каких-либо существенных объемах на создание и сохранение отношений с посторонними земляческому сообществу агентами (однокурсниками, коллегами по работе и т. д.).

Сетевое перемещение и общежитие формируют условия для создания и поддержания сильного и плотного принимающего сообщества. Агенты, которые составляют это сообщество, меняются с заданной университетскимпериодом обучения периодичностью, но само сообщество сохраняется. Оно обеспечивает вновь прибывающим, студентам комфортный социальный мир, предоставляя ему круг общения, определения ситуаций, бытовую помощь, возможности для заработка и т. д. Университетское общежитие становится частью институционального каркаса миграционной сетиматериальная и коммуникативная организация жизни в общежитии способствует поддержанию студенческого потока.

Еще один элемент социальной структуры, вокруг которого организовано взаимодействие студенческих сетей в Москве и Петербурге, образовался на основе традиционной. формы городской коммерциализованной рекреации — клубных вечеринок. В Москве и Петербурге этот городской институт рекреации, был интегрирован в механизм поддержания солидарности сообщества казахстанских студентов и имеет традиционные функции диаспоральных образований. Это предприятие осуществили в обоих городах активные и центральные члены сообщества — несколько студентов, которые обладали организаторскими и культурными компетенциями, а также могли задействовать существенный социальный и экономический капитал как в отправляющем, так и в принимающем обществах.

Миграция в Москву, Петербург, Томск и Новосибирск идет в большем объеме, чем в университетские центры Поволжья, благодаря селективности миграции и институтам, которые организуют процесс. Зоны влияния МосКВЫ и Петербурга являются самыми широкими: они привлекают абитуриентов и3 всех регионов Казахстана. Зона влияния западносибирских образовательных центров, среди которых Томск и Новосибирск являются самыми крупными и влиятельными, не распространяется только на Западный Казахстан. Зона влияния поволжских вузов распространяется только на Западный Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на исследовательскую и практическую значимость проблематики образовательной мобильности, организация процесса студенческой миграции в существующих работах по социологии миграции и социологии образования не обсуждается, хотя описываются ее последствия для принимающих и отправляющих стран. Для принимающих они обычно признаются положительными: существуют старый тезис экономистов о том, что студенческая миграция обеспечивает приток человеческого капитала, который в будущем может создать прирост экономического. Консенсус по поводу последствий таких миграций для отправляющих государств пока не достигнут. В более ранних исследованиях они оценивались как преимущественно отрицательные, поскольку отправляющие страны ждал отток человеческого капитала и уменьшение возможных прибылей в будущем.

В терминах сторонников критической версии миграционных исследований образовательную миграцию можно называть новой формой колониализма: раньше колониальные страны вывозили материальные ресурсы, теперь они получают лучшие человеческие. Негативные последствия для отправляющих стран описываются специальным, растиражированным и известным широкой публике термином «утечка мозгов» («brain drain»). Сейчас ряд исследователей предпочитают употреблять более нейтральный термин, «циркуляция мозгов» («brain circulation»), поскольку часть дипломированных специалистов или специалистов со степенью возвращаются в отправляющие страны. Но на данный момент не существует исследовательских доказательств того, что возвращение этих профессионалов не ведет к новому обороту человеческого капитала: многие возвращаются в качестве преподавателей в университеты, и начинается новый цикл рекрутинга студентов — посредством влияния вернувшихся — на магистерские и аспирантские программы университетов страны-реципиента. И «утечка мозгов», и их «циркуляция» — яркие политизированные лейблы, они позволяют судить об экономических причинах и последствиях студенческих миграций, однако, как и сильный тезис теории притяжения-выталкивания, оставляют социологам массу вопросов.

Судя по количеству работ, которые посвящены образовательным миграциям, они гораздо меньше, чем трудовые мигранты, интересовали социальных ученых в целом и социологов миграции — в частности. Такого рода диспаритет легко объясним. На сегодняшний день большинство стран Европы и США столкнулись с цепными реакциями трудовых миграций, и они воспринимаются как острая общественная проблема, для которой нужно искать практические решения, а потому изучать, выделять средства на исследования, объяснять возможность решения проблемы широкой публике и т. д.

Студенческая миграция является пока гораздо менее интересной с точки зрения выпуска популярных публикаций, политических спекуляций и получения внимания финансирующих организаций темой. Скорее всего, она была и будет интересна узкому кругу публики. Во-первых, она должна быть интересна представителям правительственных департаментов экономически развитых стран, которые занимаются разработкой преференций миграционной политики: большинство стран Западной Европы скоро будут переживать последствия демографического кризиса и старения населения, и уже сейчас появляются первые публикации о начале международной битвы за молодые таланты и международное студенчество. Во-вторых, по причине приближения все той же волны демографического спада, образовательная миграция должна интересовать весь управленческий персонал национальных систем образования: потоки иностранных студентов станут крупным выигрышем государств-игроков, определенным образом встроенных в структуру несовершенного рынка международного образования.

Диссертационная работа демонстрирует, что конъюнктура современного рынка международного образования зависит не только от качества и количества образовательных услуг, государственной образовательной/миграционной политики либо стратегий рекрутинга университетов, но так же от тех элементов социальной структуры, которые соединяют принимающее и отправляющее общество, и были организованы другими средствами и для других целей. Диссертационное исследование позволило показать, как в процессе политической и /или экономической экспансии осуществляется экспорт институциональных образцов и языка на зависимую территорию. Вместе с языковой и институциональной экспансией происходит усвоение специфических статусных иерархий пространства и мест. Центр, от которого исходят волны институционального влияния, оказывается в иерархии пространств на самой высокой ступени. Так, например, когда миграционная система образуется между метрополией и бывшими колониями, экономические, культурные и политические центры метрополии оказываются в транслируемой вместе с культурными образцами, иерархии выше, чем центры зависимых территорий. Поэтому образование в университетах бывшего центра в территориальной иерархии воспринимается, как такое образование, которое способно принести больше статусных выигрышей. В ответ на институциональный и языковой трансферт, организацию экономических отношений и устойчивой транспортной, сети страны, осуществлявшие экспорт, получают возвратные студенческие потоки, и эти потоки становятся значимым ресурсом для их академических систем.

Предшествующий экспорт языка и элементов образовательной системы, предоставляет потенциальным мигрантам ресурсы для перемещения в университеты государства-экспортера, а именно знание языка и организации образовательной системы и правил действия в ней. Иностранные студенты перемещаются не как отдельные атомизированные индивиды, но внутри студенческих потоков, которые идут по социальным структурам миграционных каналов. Институты, поддерживающие миграцию в отправляющем обществе, являются одним из главных элементов таких миграционных каналов. Эти институты, могут быть встроены в существующую в стране систему образования, и тогда выбор учебного заведения (школы, или университета) может определять будущую международную образовательную траекторию молодого человека. В образовательных системах отправляющих стран есть школы и университеты, которые производят «циркуляцию мозгов», обеспечивая простой доступ к бакалаврским, магистерским или докторским программам зарубежных университетов.

На примере образовательной миграции из Казахстана в Россию в диссертационной работе показано, как формируется социальная структура, поддерживающая современные студенческие потоки. Наличие многочисленных миграций, которые связывали территорию современных Казахстана и России, а также экспорт языка и унификация образовательных систем союзных республик, создали условия для последующего формирования отправляющих институтов. Поскольку крупные образовательные центры РСФСР оказывались в иерархии образовательных центров Советского Союза на самых высоких позициях, а знание русского языка предоставляло казахстанским школьникам необходимый ресурс для обучения, то дети из образованных казахстанских семей, претендовавших на хорошее высшее образование, отправлялись учиться в российские вузы. К моменту распада СССР они были вовлечены в поток студенческой миграции, который был довольно крупным по мировым масштабам.

Коллапс Советского Союза, который повлек за собой разрушение прямых связей между образовательными системами и экономический кризис, стал своеобразным катализатором, под воздействием которого отправляющие институты приобрели современные формы, организовали процесс перемещения и сделали его резистентным по отношению к социальным и экономическим трансформациям. В отправляющем обществе миграционный поток поддерживается институтами, которые имеют две формы. Первая, форма — это организации, рекрутирующие абитуриентов (образовательные центры, центры подготовки к поступлению в вузы и т. д.), которые были созданы персональными сетями выпускников российских вузов и позволили сокращать издержки казахстанских школьников на поступление в российские вузы. Вторая форма — это ряд старых специализированных школ с русским языком обучения, которые стали действовать как отправляющие институты.

В принимающем обществе миграционный поток удерживается, двумя основными институтами. Первый — это традиционный институт инкорпорации студентов-мигрантов — университетское общежитие. Как социальный институт, создающий пространственную концентрацию мигрантов, общежитие способствует сохранению и укреплению их персональных сетей, и поддерживает образовательную миграцию в целом. Второй институт имеет традиционную форму городской коммерциализированной рекреации — клубных вечеринок — и функции диаспоральных образований, то есть поддерживает социальные связи между разными сетями мигрантов, обеспечивает им доступ к ряду значимых ресурсов и средствам конструирования идентичности.

Исследование генезиса и развития образовательной миграции из Казахстана в Россию помогает понять организацию целой группы устойчивых студенческих потоков, идущих из государств Азии, Африки и Латинской Америки в академические системы стран, которые в прошлом были центрами крупных империй.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Этнодемографические процессы и эмиграция из суверенного Казахстана: причины и перспективы //Современные этнополити-ческие процессы и миграция в Средней Азии. — М.: Моск. центр Карнеги, 1998.-С. 96−113
  2. . О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия /Для преподавателей, студентов сред, и высш. учеб. заведений, колледжей, лицеев. Астана, 2004. — 159с.
  3. А.И. Эволюция национальной политики СССР. 1917−1941// Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2002. — С. 42−60
  4. Л. П., Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // Энергия: экономика, техника, экология. 2006. — N 5. — С. 68−73
  5. .Е., Тавровский A.B. Мигранты на рынках труда в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. — № 4.-С. 97−121
  6. М.Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР в конце 80-х—нач. 90-х годов // Отечественная история. 1993 — № 1. — С. 53−65
  7. К.В., Тарасова Е. В. Миграционные связи между Казахстаном и Алтайским краем в 1992—2001 гг.: региональные особенности // Вестник Евразии. 2004 — № 1. — С. 152−168
  8. Н.М. Обучение иностранных студентов в российских вузах в условиях рынка // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2003. — С. 35−54
  9. И. Региональный аспект славянской миграции из Казахстана (на примере Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей) // В движении, добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. -М.: Наталис, 1999. С.153−179
  10. И. Региональный аспект славянской миграции из Казахстана (на примере Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей) // В движении, добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. М.: Наталис, 1999. — 153−179
  11. Зайончковская Ж. А Исторические корни миграционной ситуации в средней Азии // Миграция русскоязычного населения из Средней Азии: причины, последствия, перспективы. М.: Моск. центр Карнеги, 1996. — С. 41−64
  12. И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика // Миграция и развитие. М.: СП Мысль, Би-Эль Принт, 2007. -С. 114 135
  13. И.В. Трудовые мигранты в городской экономике // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. — № 3. — С. 128−149.
  14. М. К. Казахстан в новое время. История Казахстана Т. 3. -Алматы: Атам^ра, 2000. 768 с.
  15. Д. JI. Неравенство и образование. Опыт социологических исследованийжизненного старта российской молодежи (1960-е годы начало 2000-х). — М.: ЦСО, 2008. — 551 с.
  16. Д.Л., Е.Д. Вознесенская. Образование за рубежом: социокультурный аспект // Социологический журнал. 2007. — № 4. — С. 97−114
  17. Д. Л., Чередниченко Г. А. Система образования: открытые двери или дифференциация возможностей? // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2003 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2003. — С. 176−190
  18. С.Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М., 2000. Электронный ресурс. URL: http://www.libertarium.ru/l knig knie (дата обращения: 25.12.2010)
  19. А. История Казахстана / Учеб. для вузов. Санкт-Петербург: Соларт, 2004. — 420с.
  20. Н. Взаимодействие миграционных систем Казахстана, России, Китая и Средней Азии // Современные этнополитические процессы и миграция в Средней Азии. М.: Моск. центр Карнеги, 1998. — С. 50−72
  21. Н. Миграционные метаморфозы Казахстана // В движении, добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. -3М: Наталис, 1999. С. 127−153
  22. С.А. Молодежь, национализм и безопасность (по материалам опросов в России и Казахстане) // Вестник Евразии. 2000. — № 3. — С. 79−133
  23. С.А. Казахстан: города и урбанизация в межпереписной период (1989 1999) // Вестник Евразии. — 2005. — № 3. — С. 48−70
  24. С.А. Современный Казахстан: Социальные и культурные факторы изменений в положении русского языка // Вестник Евразии. 2008. — № 4. — С. 65−79
  25. Р. Конкуренция. Конфликт. Аккомодация. Ассимиляция// Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Т. 1.-С. 390−422
  26. Р.Э. Организация сообщества и романтический характер // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб., 2008. — С. 44−52
  27. Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. — № 3. — С. 136−150
  28. X., Физакли, А. Постсоветские миграции в контексте западных миграционных теорий // В движении, добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. -М.: Наталис, 1999. -С. 78−98
  29. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2001. -679 с.
  30. JI.JI. Центральная Азия и Россия: межгосударственный миграционный обмен // Миграция русскоязычного населения из Средней Азии: причины, последствия, перспективы. М., Моск. центр Карнеги, 1996.-С. 65−83
  31. Л.П., Карелов C.B. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // Энергия. 2006. -№ 5.- С. 68−73.
  32. Е.Ю. Некоторые политические аспекты эмиграции русскоязычного населения из Казахстана // Современные этнополитические процессы и миграция в Средней Азии. М.: Моск. центр Карнеги, 1998. — С. 92−109
  33. Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алматы: Балым, 2001. — 260с.
  34. М.А. Организация миграционного потока: студенческие сети Казахстан-Петербург // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. — № 4. — С. 107−132
  35. М.А. Сетевая история петербургской социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. — № 3. — С. 83−110
  36. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2002. — 552с.
  37. Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2003. -315с.
  38. Alba R., Nee. V. Remaking the American Mainstream: Assimilation and Contemporary Immigration. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003. -395p.
  39. Alba R. and Nee V. Rethinking assimilation theory for a new era of immigration // International Migration Review. 1997. — Vol. 31. — P. 826−74
  40. Alberts H.G. and Hazen H.D. «There are always two voices.»: International Students' Intentions to Stay in the United States or Return to their Home Countries // International Migration. 2005. — Vol. 43. Issue 3. — P. 131−154
  41. Aldrich H.E., and Waldinger R. Ethnicity and Entrepreneurship// Annual Review of Sociology. 1990. Vol. 16. P. 111−135
  42. Balaz V. and Williams A.M. 'Been There, Done That': International Student Migration and Human Capital Transfers from the UK. to Slovakia//Population, Spacejand Place. 2004: — Vol. 10. — P. 217−237
  43. Barnett G: A. and Wu. R.Y. The International Student Exchange Network: 1970 & 1989// Higher Education. 1995. — Vol. 30: No. 4. — P. 353−368
  44. Becker H. The life history and the scientific mosaic. Introduction to The Jack-roller by C. Shaw// Shaw C. The Jack-roller: A Delinquent Boy’s Own Story. Chicago & London: University of Chicago Press, 1966. — P. v-xiii
  45. Boyd M: Family and Personal Networks in International Migration: Re-. cent Developments and New Agendas // International Migration Review. 1989: -Vol. 23. No.3. — P. 638−670
  46. Boissevain J: Network Analysis: A Reappraisal // Current Anthropology. 1979. — Vol: 20. No.2. — P. 392−394
  47. Boissevain J. The place of non-groups in the social sciences //Man. -1968. Vol: 3: No.4. — P. 542−556
  48. Bretell C. B- Anthropology and Migration: Essay on Transnationalism, Ethnicity and Identity. Oxford: AltaMira Press, 2000. — 272 p.
  49. Brettell C. B- Theorizing Migration in Anthropology: The Social Construction of Networks, Identities, Communities and Global Spaces // Migration Theory. Talking Across Disciplines. New York: Routledge, 2000. — P. 97−136
  50. Breton R. Institutional Completeness of Ethnic Communities and the Personal Relations of Immigrants // The American Journal of Sociology. 1964. -Vol. 70. No. 2.-P. 193−205
  51. Burt R. S. Models of Network Structure//Annual Review of Sociology. -1980.-Vol. 6.-P. 79−141
  52. Butcher A. and McGrath T. International Students in New Zealand: Needs and Responses // International Education Journal. 2004. — Vol 5. No 4. -P.540−551
  53. Castles S. and Miller M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. New York: The Guilford Press, 2003.338 p.
  54. Carrington P.J., Scott J. and Wasserman S. Models and Methods in Social Network Analysis. New York: Cambridge University Press, 2005. — 344 p.
  55. Chen T. and Barnett G.A. Research on International Student Flows from a Macro Perspective: A Network Analysis of 1985, 1989 and 1995 // Higher Education. 2000. — Vol. 39. No. 4. — P. 435−453
  56. Cheng L. and Yang P.Q. Global Interaction, Global Inequality, and Migration of the Highly Trained to the United States // International Migration Review. 1998. — Vol. 32. No. 3. — P. 626−653
  57. Clyde Mitchell J. The Concept and the Use of Social Networks// Social networks in urban situations: analyses of personal relationships in Central African towns/ ed. by J. Clyde Mitchell. Manchester: University Press. 1969. P. 1−50
  58. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. 1988. — Vol. 94. — P. 95−120
  59. Collinson, S. Europe and international migration. London and New York: Pinter Publishers for Royal Institute of International Affairs, 1993. — 189p.
  60. Cook K. S and Whitmeyer J.M. Two Approaches to Social Structure: Exchange Theory and Network Analysis// Annual Review of Sociology. -1992. -Vol. 18. P.109−127
  61. Cooper F. and Stoler A.L. Tensions of empire: colonial cultures in a bourgeois world. Berkeley: University of California Press, 1997. — 463p.
  62. Cressey P.G. The taxi-dance hall: a sociological study in commercialized recreation and city life. N.J.: Montclair, 1969. — P. 1−195
  63. D’Arca R. Social, cultural and material conditions of students from developing countries in Italy // International Migration Review. 1994. — Vol. 28. No.2. — P. 355−370
  64. Di Maggio P. Cultural Entrepreneurship in Nineteenth-Century Boston: The Creation of Organizational Base for High Culture in America // Media, Culture and Society. 1982. — Vol. 4. — P. 33−50
  65. Dreher A. and Poutvaara P. Students Flow and Migration: An Empirical Analysis. CESifo Working Paper No 1490, 2005. Электронный ресурс. URL: http://ftp.iza.org/dp 1612. pdf (дата обращения: 25.12.2010)
  66. Epstein L.A. Gossip, Norms and Social Networks // Social networks in, urban situations: analyses of personal relationships in Central African towns/ ed. by J. Clyde Mitchell. Manchester: University Press, 1969. — P. 117−128
  67. Faist T. The boarding crossing expansion of social space: Concept, questions and topics// Transnational social spaces: agents, networks and institutions/ ed. by T. Faist. Aldershot: Ashgate, 20 041 — P. 1−34
  68. Faist. T. The Volume and Dynamics of International Migration and Transnational Social Spaces. Oxford: Clarendon Press, 2000. — 380 p.
  69. Fawcett J. T. Networks, Linkages, and Migration Systems // International Migration Review. 1989. — Vol. 23. — P. 671−680
  70. Fierman W. Kazakh Language and Prospects for its Role in Kazakh «Groupness» // Ab Imperio. 2005. — Vol.21 — P. 404
  71. Fierman W. Language and education in post-Soviet Kazakhstan: Kazakh-medium instruction in urban schools // The Russian Review. 2006. -Vol. 65.-P. 98−116
  72. Findlay A. From brain exchange to brain gain: Policy implications for the UK of recent trends in skilled migration from developing countries. International Migration Papers No. 43. Geneva: International Labour Office, 2002. — 54 P
  73. Foner N. West Indians in-New York City and London: A Comparative Analysis // International Migration Review. 1979. — Vob 13. No. 2. — P. 284−297
  74. Gans H. Best-Sellers.by Sociologists: An Exploratory Study // Contemporary Sociology. 1997. — Vol. 26. No. 2. P. 131−135
  75. Gans G. Symbolic Ethnicity: The Future of Ethnic Groups and Cultures in America // Ethnic and Racial Studies. 1979. — Vol. 2. — P. 1−20
  76. T. (Re)conceptualizing International Student Mobility: The Potential of Transnational Social Fields // Journal of Studies in International Education. 2009. — Vol. 13. No. 4. — P. 331−346
  77. Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot, Second Edition: The Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. -Cambridge: Massachusetts Institute of Technology Press, 1970. 364 p.
  78. Glick Shiller N., Basch L. and Blanc-Szanton C. Transnationalism: A New Analytic Framework for Anderstanding Migration // New York Annals of New York Academy of Sciences. 1992. — Vol. 645. — P. 1−24
  79. Global Educational Digest 2009: Comparing Educational Statistics Across the World. Montreal. 2009. Электронный ресурс. URL: http://www.uis.unesco.org/publications/GED2009 (дата обращения: 25.12.2010)
  80. Gold S.J. Migrant Network: a Summary and Critique of Relational Approaches to International Migration // The Blackwell Companion to Social Inequality/ ed. by M. Romero and E. Margolis. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. — P. 257−285
  81. Gordon M.M. Assimilation in American life: The role of race, religion, and national origins. New York: Oxford University Press, 1964. -288 p.
  82. Granovetter M. The Strength of Weak Ties: A Network Theory Revisited // Sociological Theory. 1983. — Vol. 1. — P. 201−233
  83. Grant N. Linguistic and Ethnic Minorities in the USSR: Educational Policies and Developments // Soviet Education in the 1980s/ ed. by J.J. Tomiak. -New York: St. Martin’s Press, 1983. P. 24−49
  84. Crenoble L.A. Language policy in the Soviet Union. London: Springer, 2003.-248 p.
  85. Guarnizo L. Los Dominicanyorks: The making of a binational society // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1994. -Vol. 533. P. 70−87
  86. Hazen H.D. and Alberts H.C. Visitors or Immigrants? International Students in the United States // Population, Space and Place. 2006. — Vol. 12. — P. 201−216
  87. Hanneman R. A. and Riddle M. Introduction to social network methods. Riverside: University of California, 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.facultv.ucr.edu/~hanneman/nettext/index.html (дата обращения: 10.01 2011)
  88. Homans G. Social Behavior as Exchange // American Journal of Sociology. 1958. — Vol. 63. No. 6. — P. 597−606
  89. International migration systems: a global approach/ ed. by Kritz M., Lim L.L., Zlotnik H. Oxford: Clarendon Press, 1992. — 354 p.
  90. Jayapalan N. History of Education in India. Delhi: Nice Printing Press, 2005.- 176 p.
  91. Khadria В. Skilled labour migration from developing countries: Study of India. International Migration Papers No. 49. Geneva: International Labour Office, 2002.-81 p.
  92. Kim J. Economic analysis of foreign education and students abroad // Journal of Development Economics. -1998. Vol. 56. No. 2. — P. 337−365
  93. King R. at all. Mass migration in Europe: the legacy and the future/ ed. by Russell King. Chichester: Wiley, 1995. — 334 p.
  94. King R. and Ruiz-Gelices E. International student migration and the European 'year abroad': effects on European identity and subsequent migration behaviour// International Journal of Population Geography. 2003. — No. 9. — P. 229−252
  95. Kuptsch C. Students and talent flow the case of Europe: From. castle to harbour? // Competing for global talent / Ed. by C. Kuptsch and E.F. Pang. — Geneva: International Institute for Labour Studies. International Labour Office, 2006. — P. 33−62
  96. Lareau A. Home advantage: Social class and parental intervention in elementary education. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, 2006. — 288 p.
  97. Laumann E.O. et al. Sexual Networks // The social organization of sexuality: Sexual practices in the United States. Chicago: University of Chicago Press. — 1994.-P. 225−265
  98. Lewis G. Bilingualism as Language Planning in the Soviet Union // Western Perspectives on Soviet Education in the 1980s/ ed. by J.J. Tomiak. -London: Macmillan, 1986. P. 75−96
  99. Light I., Bhachu P. and Karageorgis S. Migration Network and Immigrant Entrepreneurship // Volume V (1989−90). California Immigrants in World
  100. Perspective: The Conference Papers. UC Los Angeles: Institute for Social Science Research, 1990. Электронный ресурс. URL: httMescholarship. om/np/it^Kn^oQn.!. (7ПТП пбрпщгтттт, ц.01.2011)
  101. Li F.L.N., Findlay A.M., Jowett A J., Skeldon R. Migrating to learn and learning to migrate: a study of the experiences and intentions of international student migrants // International Journal of Population Geography. 1996. — Vol. 2. -P. 51−67
  102. Martin Ph. Competing for global talent: The US experience // Competing for global talent / Ed: byC. Kuptsch and E.F. Pang. Geneva: International Institute for Labour Studies. International Labour Office, 2006. — P. 87−106
  103. U2. McMahon M.E. Higher Education in a World Market. An Historical Look at the Global Context of International Study // Higher Education. 1992. Vol. 24. — No: 4. — P. 465−482
  104. Mann. M. American Empires: Past and Present// Canadian Review of Sociology. 2008. — Vol. 45. No. 1. — P. 7−50
  105. Marsden P.V. Network data and measurement // Annual Review of Sociology. 1990. — Vol. 16. — P. 435−463
  106. Massey D.S. The Social Organization of Mexican Migration to the United States // Annals of American Academy of Political and Social Sciences. -1986.-Vol. 487.-P. 102−112
  107. Massey D. S. and KandellW. The Culture of Mexican Migration: A
  108. Theoretical and Empirical Analysis // Social Forces. 2000. — Vol. 80. No. 3. — P. 981−1004
  109. Massey D.S. and Reichert J. History and Trends in U.S. Bound Migration from a Mexican Town?// International Migration Review. 1980. -Vol.14. No.4. — P. 475−491
  110. Massey D.S. at all. Theories of international migration: a review and appraisal//Population and development review. 1993. — Vol. 19. No. 3. -P: 431 466
  111. Massey D.S. et al. Worlds in Motion. Understanding International Migration at the End of the Millenium. Oxford: Clarendon Press, 2005. — 366 p.
  112. Mitter W. Bilingual and Intercultural Education in Soviet schools // Western Perspectives on Soviet Education in the 1980s/ ed. by J.J. Tomiak. -London.- Macmillan, 1986. P. 97 — 122
  113. Montgomery C. and McDowell L. Social Networks and the International Student Experience: An International Community of Practice? // Journal of Studies in International Education. 2009. — Vol. 13. No.4. — P. 455−466
  114. Murphy-Lejeune E. Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers. London: Routledge, 2001. — 288 p.
  115. Morawska E. Disciplinary agendas and analytic strategies of research on immigration and transnationalism: challenges of interdisciplinary knowledge // International Migration Review. 2003. — Vol. 37. No.3. — P. 611−641
  116. Myers R. G. Education and emigration: study abroad and the migration of human resources. New York: McKay, 1972. — 423 p.
  117. Naidoo V. Research on the flow of international students to UK universi ties: Determinants and implications // Journal of Research in International Education. 2007. — Vol. 6. No.3.- P. 287−307
  118. Padgett J.F., Ansell C.K. Robust action and the rise of the Medici, 14 001 434 // American Journal of Sociology. 1993. — № 98. — P. 1259−1319
  119. Papastergiadis N. The turbulence of migration: globalization, deterrito-rialization and hybridity. Cambridge: Polity Press, 2000. — 246 p.
  120. Park R. E. Human migration and the marginal man // The American Journal of Sociology. 1928. — Vol. 33. No.6. — P. 881−893.
  121. Pieterse J.N. Social Capital and Migration: Beyond Ethnic Economies // Ethnicities. 2003. — Vol. 3. No.l. P. 29−58
  122. Phillipson R: Linguistic imperialism: a conspiracy, or a conspiracy of silence? // Language Policy. 2007. — Vol. 6. No. 3−4. — P. 377−383
  123. Portes A. Immigration Theory for a New Century: Some Problems and
  124. Opportunities // International Migration Review. 1997. — Vol. 31. No. 4. — P. 799 825
  125. Portes A. Social Capital: Its Origins and Implications in Modern Sociology // Annual Review of Sociology. 1998. — Vol. 24. — P. 1−24
  126. Portes A., Guarnizo L.E. and Haller W.J. Transnational Entrepreneur-ship: An Alternative Form of Immigrant Economic Adaptation // American Sociological Review. 2002. — Vol. 67. No. 2. — P. 278−198
  127. Portes. A., Zhou M. The new second generation: Segmented assimilation and its variants // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1993. — Vol. 530. — P. 74−98
  128. Portes A. and Sensenbrenner J. Embededness and Immigration: Notes on Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. -1993.-Vol. 98.-P. 1320−1350
  129. Rao L. G. Brain Drain and Foreign Students: A study of the attitudes and intentions of foreign students in Australia, the U.S.A., Canada, and France. New York: St. Martin's Press, 1979. — 235 p.
  130. Rex-J. Colonial immigrants in a British city: a class analysis. London: Routledge, 1979.-357 p.
  131. Rex J., Joly D., Wilpert C. Immigrant associations in Europe. Alder-shot: Gower, 1987. — 247 p.
  132. Sassen S. The globalcity: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 1991.-397 p.
  133. Schmitter Heisler B. The Sociology of Immigration: From Assimilationto Segmented Integration, from the American Experience to the Global Arena//
  134. Migration Theory. Talking Across Disciplines. New York: Routledge, 2003. — P. 77−96
  135. Brown D. S. Democracy, Colonization, and Human Capital in SubSahara Africa // Studies in Comparative International Development. 2000. — Vol.35. No.l. -P-20−40
  136. Szelenyi К. and Rhoads R.A. Citizenship in a Global Context: The Perspectives of International Graduate Students in the United States // Comparative Education Review. 2007. — Vol.51. No. 1. — P.25−47
  137. Scott J. Social network analysis: Handbook. London: SAGE Publications, 1991. -210 p.
  138. Schott T. Ties between Center and Periphery in the Scientific World-System: Accumulation of Rewards, Dominance and Self-Reliance in the Center// Journal of World-Systems Research. 1998. Vol. 4. P. 112 -144.
  139. Smith M.P. et al. Transnationalism from below/ Ed. by M.P. Smith. 7 New Brunswick: Transaction Publishers, 2009. 316 p.
  140. Stonequist E. V. The problem of the marginal man // The American Journal of Sociology. 1935. -Vol. 41. Nol. — P. 1−12.
  141. Theoretical and methodological issues in migration research: interdisciplinary, intergenerational and international1 perspectives/ ed. by Agozino B. Al-dershot: Ashgate, 2000. — 243 p.
  142. Tilly C. Migration in, Modern European History // The migration reader: exploring politics and policies / ed. by Anthony M. Messina. Boulder: Rienner, 2006.-P. 126−146
  143. Thomas .W.I. The Unadjusted Girl. With cases and standpoint for behavior analysis. New York: Harper & Row, 1967. — 260p.
  144. Thrasher F.M. The Gang. A Study of 1.313 Gangs in Chicago, Chicago and London: The University of Chicago Press. 1968. 388p.
  145. Tremblay К. Academic Mobility and Immigration // Journal of Studies in International Education. 2005. — Vol. 9. No. 3. — P. 196−228
  146. VanAkenD. The Time and the Trouble: Mobility Obstacles for Incoming Students From Outside Europe // Journal of Studies in International Education. 2001. — Vol. 5 No. 4. — P. 291−316
  147. Vertovec S. Conceiving and Researching Transnationalism // Ethnic and Racial Studies. 1999. — Vol. 22. No.2. — P. 447−462
  148. Villa N., Rossi F., Truong Q.D. Mining a medieval social network by kernel SOM and related methods. Proceedings of MASHS 2008 (Modeles et Apprentissages en Sciences Humaines et Sociales). Creteil.- 2008. — P. 1−8
  149. Waldinger R. Immigrant Enterprise: A Critique andReformulation // Theory and Society. 1986. — Vol. 15. No. ½. — P. 249−285
  150. Waldinger. R. The ethnie enclave debate revisited // International Journal of Urban and Regional Research. 1993. — Vol. 17. No. 3. — P. 444−452
  151. Waldinger R. The Making of an Emigrant Niche // International Migration Review. 1994. — Vol. 28. No. 1. — P. 3−30
  152. Wasserman S. and Faust K. Social network analysis: methods and- applications. New York: Cambridge University Press, 1994. — 614 p.
  153. Wong S. and Salaff, J. W. Network capital: Emigration from Hong- Kong // British Journal of Sociology. 1998. — Vol. 49. No.3. — P. 358−374
  154. Wellman B. Network Analysis: Some Basic Principles // Sociological Theory. 1983. — Vol. 1. — P. 155−200
  155. Wirth L. Urbanism as a Way of Life // American Journal of Sociology. -1938.-Vol. 44.-P. 1−24
  156. Wirth L. The Ghetto. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1966. -298p.
  157. Yancey W., Ericksen E., and Juliani. R. Emergent Ethnicity: a Review and Reformulation // American Sociological Review. 1976. — Vol. 41. — P.391−403
  158. Zorbaugh H. W. The Slum // Zorbaugh H. W. The Gold Cost and the Slum. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1983. — P. 127 158
Заполнить форму текущей работой