Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование инновационного типа развития российских предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ мирового опыта показывает, что в странах — «лидерах инновационного развития» созданы условия для созидательной активности общества, которая формирует спрос на инновации, с одной стороны, и создает эти самые инновации, с другой стороны. Инновационное развитие предприятий в этих странах базируется' на научно-исследовательских разработках, которые лежат в основе их производственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
    • 1. 1. Инновационная деятельность как основной фактор устойчивого развития предприятия
    • 1. 2. Теоретические основы формирования инновационной политики предприятия
    • 1. 3. Международный опыт и практика управления инновационной деятельностью '
  • Глава II. Особенности управления инновационной деятельностью предприятия в современной России
    • 2. 1. Структура инновационной деятельности предприятий в современной России
    • 2. 2. Проблемы управления инновационной деятельностью предприятия в современной России
    • 2. 3. Государственно-частное партнерство как механизм «запуска» инновационной деятельности предприятия
  • Глава III. Пути совершенствования инновационной деятельности предприятия в современной России
    • 3. 1. Инновационная политика как инструмент управления инновационной деятельностью предприятия
    • 3. 2. Приоритетные направления оптимизации рисков инновационной деятельности предприятия
    • 3. 3. Инновационное развитие предприятия как основа стратегического рыночного лидерства

Формирование инновационного типа развития российских предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформация социально-экономической системы России последних 20 лет и экономический кризис, разразившийся в 2008 г., объективно вскрыл проблемы отечественной экономики. К ним относятся нарастающие процессы снижения численности населения и качества образования, сырьевая ориентированность российского экспорта, зависимость доходной части бюджета России от мировых цен на продукцию ТЭК. Решение этих проблем в современной России видится в переходе экономики на инновационный тип развития. Президент РФ Д. А. Медведев в статье «Россия, вперед!» пишет: «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности"1.

Мировая экономика уже активно переходит на VI технологический уклад. Современная экономика России только в V, а некоторые производственные отрасли находятся в IV и III технологических укладах. Очевидно, необходим «структурный поворот». Представляется, 1 что адекватный ответ на глобальный вызов должны дать и социально-экономическая система страны, и каждое отдельное предприятие. В 2007 г. только 9,4% предприятий добывающей и обрабатывающей отрасли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды осуществляли технологические инновации. В условиях низкой энергоэффективности и высокой капиталоемкости производства, это крайне низкая цифра. Особенно с учетом того, что большинство российских предприятий нуждается в полной или частичной модернизации.

Приходится констатировать, что сегодня нет механизма, способного обеспечить эффективный переход предприятий на инновационный тип развития. Это отражается на эффективности и предприятий, и экономики.

1 http://kremlin.ru/news/5413.

России. Для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг, работ), предприятиям необходимо активизировать инновационную деятельность и включиться в процесс международного разделения труда на правах одного из лидеров мировой экономики. Это предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень изученности, проблемы. Научные проблемы управления деятельностью предприятия с целью перехода на инновационный тип развития' достаточно проработаны и изучены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Вместе с тем, многие научные подходы носят дискуссионный характер.

Исследованию социально-экономических аспектов инновационной деятельности посвящены труды: Л. И. Абалкина, А. И. Амосова, А. И. Архипова, С. Д. Валентея, М. И. Воейкова, P.C. Гринберга, С. Ю. Глазьева, Н. Г. Гловацкой, A.A. Дынкина, Н'.А. Ивановой, Д. С. Львова, В.И. МаевскогоД. Норта, Л. В. Никифорова, Б. Н. Порфирьева, С. Н. Сильвестрова, Д. Е. Сорокина, Г. Г. Фетисова, С. Р. Филоновича, В. А. Цветкова, А .Я. Рубинштейна и др.

Теоретическим и методологическим аспектам^ инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности развития' предприятий, посвятили свои работы: А. Г. Аганбегящ П. Друкер, С. Д. Ильенкова, В. Л. Иноземцев, Г. Б. Клейнер, Н.Д. КондратьевЕ.Б. Ленчук, В?.Г. о.

Медынский, БгЗ. Мильнер, H.A. Новицкий, В. М. Полтерович, И. ШумпетерЮ-ВЯковец и ряд других.

Однако многие вопросы управления инновационной деятельностью предприятия в период социально-экономической трансформации и перехода на инновационный тип развития изучены недостаточно. В частности, не до конца разработан алгоритм перехода предприятия* на стратегию инновационного развития. Требует углубленного анализа вопрос совершенствования механизма управления инновационной деятельностью предприятия. Бессистемность реформирования социально-экономической системы России, недостаток высококвалифицированных менеджеров обрекают современные предприятия на дальнейшую декапитализацию. Неурегулированность вопросов перехода предприятий на инновационный тип развития тормозит процесс повышения инвестиционной привлекательности России и переход экономики страны на инновационные рельсы. Актуальность вышеприведенных проблем и их практическаязначимость определили выбор темы, диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Основной цельюдиссертационного исследования является разработка стратегии управления инновационной* деятельностью предприятия, а также практических рекомендаций по формированию И' переходу предприятий наинновационный тип развития в условиях социально-экономической трансформации и кризисного состояния* экономики России. В соответствии с целью" были поставлены! следующие задачи:

— исследовать теоретические основы" инновационной деятельности предприятия;

— определить теоретические основы формирования инновационной, политики предприятия;

— выявить проблемы управленияинновационной* деятельностью' предприятия в современной России;

— — определить роль и место государственно-частного партнерства в переходе предприятия на инновационный тип развития;

— разработать концептуальные основы инновационной * политики как инструмента управления инновационной деятельностью предприятия;

— раскрыть приоритетные направления оптимизации рисков^ инновационной! деятельности предприятия в современной России;

— рассмотреть инновационное развитие — предприятия как основа стратегического рыночного лидерства.

Область исследования -.тема диссертационного исследования и его содержание соответствует области исследования Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ. Исследование выполнено по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Область исследования «Исследование форм и способов организации и стимулирования» инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий" пункт 2.12 и «Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельностью. Оценка эффективности инновационной деятельности» пункт 2.13.

Объектом4 исследования является инновационная деятельность предприятий в современной России.

Предметом-исследования являются механизмы, инструменты и методы управления инновационной деятельностью предприятия^ особенности их использования и меры по переходу предприятий на инновационный тип развития в современной России.

Теоретической" и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений по проблемам управления инновационной ' деятельностью предприятия и переходу социально-экономической^ системы на инновационные рельсы.

В1 качестве информационной базы использованы статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, данные Министерства финансов? РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, нормативноправовые акты законодательных и исполнительных органов власти РФматериалы собственных обследований.

В процессе сбора и обработки информации использовались монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, системный и другие методы исследования. В качестве специального метода исследования экономического явления * использовался метод двойственности.

Научная новизна' исследования. Наиболее существенные результаты, характеризующие новизну исследования, состоят в следующем:

1. Определены и раскрыты критерии устойчивого развития современного предприятия. Выявлено, что одним из основных факторов устойчивого развития предприятия является его переход на инновационный тип развития. Предполагается, что предприятие должно постоянно заниматься совершенствованием своей работы, и начинается с того, что каждый сотрудник должен выступать двигателем развития своей функции внутри предприятия, а задача топ-менеджмента заключается в создании условий, стимулирующих 1 созидательную активность персонала. Доказывается, что инновационная активность предприятия и успешность внедрения инноваций определяется тем, на каком этапе жизненного цикла находится предприятие. Между ними существует диалектическая зависимость, которая влияет не столько на текущие рыночные позиции предприятия, сколько на его развитие долгосрочной перспективе. Поэтому крайне важно правильно определить текущее положение предприятия на кривой жизненного цикла и только исходя* из этого, принимать-решение о необходимости начала или изменения направления* инновационной деятельности. ,.

2. Разработан морфологический классификатор видов инновационной политикипредприятия. Сформулировано, что развитие предприятия достигается, когда инновационная деятельность носит перманентный характер и является частью корпоративных идей и ценностей предприятия. Обосновано, что при-инновационном типе развития предприятия*преобладает лидерство как тип управления и достигается высокая добавленная* стоимость выпускаемой продукции. Напротив, при стратегии предприятия, ориентированной на количественный рост, преобладает администрирование как тип управления при низкой добавленной стоимости проданных товаров. Доказано, что чем больше инновационно активных предприятий в социально-экономической системе, тем выше потребность в креативных людях, предъявляющих высокие требования к процессу организации труда.

3. Обосновано, что одной из проблем перехода предприятий на инновационный тип развития является низкий уровень развития конкурентной среды. Бизнес начинает проявлять инновационную активность только в условиях сокращения спроса, снижения прибыли, увеличения издержек. России просто необходима справедливая конкуренция, без которой инновации не смогут превратиться в инструмент конкурентной борьбы, стать источников уникальных рыночных преимуществ, частью корпоративной культуры бизнеса. Предложен организационно-экономический механизм принятия решения о целесообразности внедрения инноваций. Обоснована необходимость повышения экономической эффективности функционирования предприятия при проведении им инновационной деятельности или перехода на инновационный тип развитияза счет организацииуправления инновационными рисками? и страхованием части инновационных рисков предприятия. Раскрыт потенциал государственно-частного партнерства в переходе предприятий на инновационный тип развития в современной России.

4 Г. Доказано, что* инновационнаяполитика является инструментом управления инновационнойдеятельностью^ предприятия. Выделены, принципы, на которой базируется стратегия перехода предприятия^на* инновационный тип развития: Предложена процедура формирования* (пересмотра) инновационной" политики предприятия". Основными её этапами является определение целей и задач деятельности предприятия, анализ внешней и внутренней среды предприятия, оценка инновационного. потенциала предприятия, формулирование инновационной политики. Важным этапомявляется^ мониторинг состояния инновационной политики, который целесообразно проводить путем заполнения опросника «Индикаторы. состояния^ инновационной политики предприятия». Вопросы в нем сгруппированы в трираздела: инновационный климат (предрасположенность предприятияк инновациям, возможность разработки), реализация инноваций (возможность внедрения) и содержание инноваций.

Практическая1 значимость, результатов диссертационного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по формированию стратегии перехода предприятий на инновационный тип развития и управления инновационной деятельностью. Предложенная процедура формирования (пересмотра) инновационной политики предприятия позволит руководству предприятия пересмотреть подход к развитию предприятия и реализовать его инновационный потенциал. Переход на инновационный тип развития, включающий постоянное совершенствование внутренних бизнес-процессов, продуктов, сотрудников, позволит предприятиям в современной России раскрыть их инновационный потенциал и составить достойную конкуренцию мировым лидерам-товаропроизводителям.

Основные теоретические и практические выводы диссертации могут быть использованы в работе научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений, в практической деятельности на всех уровнях управления инновационной деятельностью предприятия.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 статьи общим объемом около 2,8 п.л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

Заключение

.

1. Внастоящее время, в условиях глобализации и интенсификации производства, значительное внимание уделяется проблемам устойчивого развития предприятияего способности адекватно реагировать, на происходящие в экономике изменения. К критериям устойчивого развития, современного предприятия относятся: наличие четко сформулированной долгосрочной цели, идей и ценностей, которые разделяют все работники предприятиявысокого инновационного потенциала, соответствующего требуемым темпам развития, в том числе отрасли экономики, в которой работает предприятие, и ориентированность акционеров (собственников) — предприятия на её раскрытиеналичие высококвалифицированных менеджеров,. которые способны управлять объектами интеллектуальной' собственности предприятиями в целом его бизнесом в соответствии со стратегическими целями развитияналичие конкурентной рыночной" среды., потребность и возможность внедрения? инновационных технологий в технологические: и бизнес-процессы, предприятиявозможность, повышениям устойчивостиразвития предприятия на основе: реструктуризации низкорентабельных и неприбыльных направлений^ деятельности* (продукцииработ, услуг) и диверсификациипроизводственно-хозяйственнойдеятельностиналичие у предприятия доступных, ресурсных возможностей (собственных. средств, банковских кредитных линий,. облигационных займов, структурированных и. синдицированных кредитов, средств, полученных от проведения первичного размещения акций (1РО)), соответствующих требованиям развитиясоздание условий? для. сохранения и: развития — инновационного потенциала предприятиякоторые основываются на активной инновационной деятельности.

2. Конкурентная рыночная среда может быть сформирована исключительно на базе эффективно-работающих институтов, которые: влияют на выбор направления экономического развития общества, и создают предпосылки для. формирования и развития предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Последние могут вытеснять с рынка неэффективные предприятия возможно даже в традиционных отраслях, использующие «старые» технологии. Для обеспечения устойчивого положения предприятия обязательным условием является создание условий для сохранения и развития инновационного потенциала предприятиякоторый основывается на активной инновационной деятельности. Под этим мы понимаем создание конкурентных условий внутри предприятия: между идеями, сотрудниками, технологиями работы и производства, продуктами. Только в условиях здоровой борьбы могут выкристаллизоваться новые идеи и продукты, которые в последующем могут привести к сохранению* лидирующего положения предприятия на рынке, стать импульсом для его роста и повышения* капитализации. Мы считаем, что предприятие должно' постоянно заниматься1 совершенствованием своей работы и это1 начинается с того, что каждый сотрудник должен выступать двигателем развития" своей функции внутри предприятия и задача топ-менеджмента заключается в создании условий, стимулирующих созидательную активность и предпринимательский подход сотрудников.

3:. Устойчивое развитияпредприятия является постоянным, процессом, совершенствования работы предприятия, следствием его инновационного развития. От того, насколько много предприятий следует этому принципу, зависит состояния в целом социально-экономической системы, его структура и качественные характеристики, конкурентоспособность национальной экономики. Инновационные изменения могут происходить сверху вниз и снизу вверх, от социально-экономической системы к предприятию и от предприятия к социально-экономической системе. В. любом случае, оптимальным вариантом является движение на встречу друг другу. Так достигается результат от выбранного инновационного типа развития* экономики предприятия, региона, страны.

4. Под инновационной политикой предприятия мы понимаем такую систему принятия и реализации управленческих решений на предприятии, которая направлена на повышение капитализации, в полной мере использует и раскрывает его инновационный потенциал, создает условия для использования инновационной ренты в целях повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализует его стратегические цели развития. В узком смысле, это система управления инновационной деятельностью предприятия. Необходимым * условием для эффективной реализации инновационной политики на предприятии является создание эффективно функционирующего «инновационного лифта», который образует систему идей и ценностей, правил работы предприятия. Строго говоря, это так называемые «внутренние институты» предприятия, которые создают предпринимательскую среду на микроуровне, понятны и принимаемы всеми работниками предприятия и выступают проводником лучших новых идей. Именно потребность в непрерывности инновационного процесса приводит к необходимости реализации инновационной политики постоянно. Другими словами, развитие предприятие достигает тогда, когда инновационная' политика носит перманентный характер и является частью культуры работы каждого сотрудника предприятия, неотделимой частью корпоративных идей и ценностей предприятия.

5. Анализ мирового опыта показывает, что в странах — «лидерах инновационного развития» созданы условия для созидательной активности общества, которая формирует спрос на инновации, с одной стороны, и создает эти самые инновации, с другой стороны. Инновационное развитие предприятий в этих странах базируется' на научно-исследовательских разработках, которые лежат в основе их производственной деятельности, а сами предприятия — «стратегические новаторы» выступают двигателями развития отраслей, в которых они работают, формируют стандарты качества, создают новые виды продукции и новые рынки. В мире к 10 крупнейшим предприятиям, активно занимающимся НИОКР, относятся, главным образом, предприятия автомобилестроения, станкостроения, фармацевтические предприятия, предприятия, выпускающие информационно-компьютерные технологии. Они являются лидерами в своих отраслях экономики, а их деятельность сосредоточена в принципиальном улучшении качества выпускаемой продукции или создании принципиально новых её видов. Безусловно, они относятся к категории стратегических новаторов, а результаты их деятельности определяют долгосрочные тенденции технологического развития экономики, устанавливают стандарты качества на мировых и национальных рынках. Доля затрат на НИОКР в конечной себестоимости их продукции может доходить до 90%, научно-исследовательские разработки лежат в основе их производственной деятельности, создают им конкурентные преимущества, обеспечивают победу в, «гонке инноваций» и стимулируют расширенное воспроизводство-научного знания.

6. Мироваяэкономика, уже активно переходит на VI технологический уклад. Современная экономика России только в V, а некоторые производственные отрасли находятся в IV и III технологических укладах. В 2007 г. только 9,4% предприятий добывающей и обрабатывающей отрасли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды осуществляли технологические инновации. На предприятиях, деятельность которых связана с использованием вычислительной' техники и информационных технологий, предприятиях связи — 11,2%. Доля оказанных инновационных товаров, работ, услуг составила соответственно 5,5% и 4,2% от общего’объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. При этом размер затрат на технологические инновации, пересчитанный в. постоянных ценах 1995 г., увеличился в 2 раза за период 1995;2007 гг. В России на исследования и разработки расходуется 1,1% от ВВП, что выше показателей Бразилии и Индии и в 3' раза ниже, чем в Японии, более чем в 2 раза США. Уровень расходов государства на исследования и разработки в процентах от ВВП сопоставимы с США, Германией и больше, чем в Японии и странах БРИК. Зато расходы бизнеса на инновации на уровне Индии и в разы ниже, чем в развитых странах, Бразилии и Китае. Такая тенденция связана не только с рисками, без которых не бывает инноваций, но и с уровнем развития рыночной среды, мотивацией собственников бизнеса к внедрению инноваций.

7. Важной проблемой для российской инновационной сферы является то, что на фоне достаточного инновационного задела большинство российских компаний и предприятий имеют крайне неэффективный механизм его использования. Российская промышленность не обладает достаточными ресурсами к тиражированию инноваций, поэтому сам инновационный сектор работает крайне неэффективно. Это во многом обусловлено тем, что российские инновационные центры представляют собой небольшие хозяйственные структуры, занятые в основном разработкой опытных образцов* и осуществлением мелкосерийного производства. В связи с этим они не могут тиражировать новые изделия, занимаясь преимущественно продажей (или разными формами передачи) идей и технологий. Все более понятным становится то, что эти задачи во многом могли быть решены, в рамках различных форм государственно-частного партнерства.

8. Насовременном этапе развития рыночных отношений? инновационная* деятельность предприятий, в России сопряжена с рядом препятствийбарьеров. Главным образом, они связаны с внешней (макроэкономической) и внутренней (микроэкономической) средой предприятия. Переход на рельсы инновационной экономики на макроэкономическом уровне связан с институциональными, социально-экономическими" и политико-правовыми аспектами, что, в конечном счете, не может не отражаться на конкурентной среде. Все это влияет на заинтересованность бизнеса заниматься* инновационной деятельностью и переориентировать работающие (или создавать новые) предприятия на выпуск инновационной продукции, работ и услуг. В индикаторах инновационной деятельности за 2009 г., подготовленной ГУ-ВШЭ, все факторы, препятствующие технологическим инновациям, сгруппированы в три группы: экономические факторы, внутренние факторы и другие факторы. В течение всего периода исследования 1993;2007 гг., основными сдерживающими нововведения факторами во всех отраслях остаются экономические фактора.

Главными из них являются: недостаток собственных средств, недостаточная финансовая помощь со стороны государства, высокий экономический риск и высокая стоимость нововведений. Одновременно спрос на инновационную продукцию на рынке увеличивается, что является позитивным сигналом как для производителей, так и покупателей этой продукции.

9. Тем не менее, предприятия современной России имеют все шансы стать активными участниками глобального инновационного процесса. Для этого требуется' активная работа всех участников социально-экономической системы: государства, общества, бизнеса. Решение многих вопросов находится внутри самого предприятия. Другой вопрос, что делать, если собственники предприятия не видят в этом необходимости, обрекая тем самым «свое детище» на прозябание в будущем'. Ответ находится на поверхности, необходимо создавать конкурентную среду. В действительности, бизнес начинает проявлять активность только тогда, когда сокращается^ спрос, падает прибыль, увеличиваются издержки. России простонеобходима справедливая конкуренция, без которойинновации не смогут превратиться' в инструмент конкурентной борьбы, стать источником уникальных рыночных преимуществ, частью1 культуры.общества.

10. Создание эффективной среды, взаимодействия государства и предпринимательства в инновационной сфере является*наиболее-стратегически важнойзадачей для новой экономики России. Новые технологии и продукты — это будущее развития экономического потенциала страны. К сожалению, проблеме выработки форм взаимодействия-, партнерства власти и бизнеса в этой сфере до последнего времени отводилось недостаточно внимания. Так, почти нет прямых соглашений между государственными органами и частными инвесторамив. инновационной" сфере, не отработаны правовые аспекты государственно-частного партнерства в этой сфере, не согласованы правила прихода инвесторов * в инновационные проекты между отдельными ведомствами, в проектной практике отсутствуют предложения, позволяющие определить механизм (порядок) привлечения внебюджетных средств и др.

Однако государственно-частное партнерство в инновационной сфере — это институциональный, финансовый и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национально-значимых проектов и программ в различных областях научных исследований.

11. Инструментом реализации инновационной деятельности на предприятии является инновационная политика, которая выступает как в. роли конкретных процедур и регламентов, обязательных к исполнению всеми сотрудниками предприятия, так и системой внутренних норм и правил, ценностей сотрудников. В этом проявляется её двойственность, которую условно можно определить как внешнюю' и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика — общая1 линия поведения-предприятия на рынке, ведущая к повышениюуровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется долгосрочными целями собственников предприятия, системой мотивации менеджмента, внешней средой, потребностями рынкаи возможностями предприятия. Внутренняя инновационная политикаявляется процессом регулирования, поведения' персонала, нацеленного на инновационный тип развития" предприятия. Она определяется системой менеджмента предприятия. В. целом, инновационная политика является' руководством по выбору приоритетных направлений инновационной деятельности, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию проактивных отношений между сотрудниками и предприятием.

12. Для обеспечения эффективной работы предприятия в условиях неопределенности и риска внутри предприятия, переходом на инновационный тип развития, должны действовать процедуры управления инновационными рисками. Основной целью их осуществления является' мониторинг, анализ, вероятностная и экономическая оценка инновационных рисков и реализация мер по их предотвращению или по минимизации потерь. В настоящее время' подобные системы на большинстве предприятий отсутствуют. Под инновационными рисками мы понимаем все риски, связанные с инновационной деятельностью предприятия.

По сути, это вероятность потерь, возникающих при финансовых вложениях предприятия в производство инновационных товаров, услуг и работ, которые возможно не найдут ожидаемого спроса на рынке. Для снижения степени риска, связанного с инновационной деятельностью предприятия, можно рекомендовать использование различных вариантов диверсификации: распределение-общего риск-между участниками, заинтересованными в успехе инновационного проекта (например, вносить специальные взносы в определенные фонды и др.) — перераспределение поставок для-инновационного проекта сырья и материалов, т. е. обеспечение взаимодействия на договорной основе сразу с несколькими поставщиками, чтобы снизить зависимость предприятия, от одного конкретного партнерадиверсификация производства, которая недостаточно развита на предприятии, включает различные этапы производственного1 процесса’от момента5 производства до — реализации готовой продукции (хранение* товара-на складах, транспортные услуги). Предприятие, не имеющее системы управления? инновационными рисками, не* сможет достичь поставленной цели и потому управление инновационными рисками должно1 стать обязательным-компонентом-в системе инновационной деятельности предприятия;

13. При инновационном типе развития* предприятия? преобладает лидерство как тип управления и достигается, высокая' добавленная^ стоимость выпускаемой продукции. При стратегии предприятия, ориентированнойна1 количественный рост, преобладает администрирование-как-тип управления при низкой" добавленной стоимости проданных товаровЧём больше инновационно" активных предприятий в социально-экономической системе, тем выше потребность в креативных людях, тем более высокие требования, предъявляются к процессу организации труда, и, вцеломгосударственному устройству и наоборот. Когда большинство предприятий современной России перейдет на инновационный тип развития, тогда можно будет говорить о конкурентной среде, о стратегическом рыночном лидерстве предприятий России на глобальных рынках инновационной продукции, об инновационной экономике России. Все эти так необходимые составляющие рыночной экономики, безусловно, будут перестраивать систему социально-экономических отношений, приводить к трансформации всех сфер социально-экономической системы. Эти взаимосвязанные процессы будут одновременно проходить с перестройкой экономики на инновационный тип развития и способны обеспечить долгосрочное устойчивое положение России на мировом рынке инновационных товаров и услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 г. — М., 2005.
  5. Инновационная Россия 2020 (Стратегия' инновационного развития Российской Федерации до 2020 года). Министерство экономического развития и торговли РФ. — Москва, 2020.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  8. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./Росстат. — М, 2011>.
  9. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политики в Российской Федерации» (проект).
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  11. Ю.Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».1. П. Книги и монографии
  13. Л. И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М., 1997.
  14. И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
  15. А.И. Экономическая и социальная эволюция России. М.: «ИЭ РАН». 2003.
  16. Белл Даниел. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: 1999.
  17. P.A. Экономическая история России: XX век. М.: ИздАТ, 1999. — в четырех томах.
  18. A.B. Теория развития инновационных процессов' в условиях цикличного функционирования экономических систем // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Санкт-Петербург. -2010.
  19. С. Настольная книга финансового директора / Стивен М. Брег- Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 536 с
  20. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1997.
  21. Л.Г. Организационный' дизайн: современные концепции управления / Л. Г. Борисова. М.: Дело, 2003.
  22. С.Д., Нестеров Л. И., Елизаров В:В. Россия в изменяющемся мире: внешние и внутренние вызовы. М.: ИЭ РАН, 200 Г.
  23. Ван Хорн. Дж. Основы управления финансами: пер., с1 англ. М.: Финансы-и статистика, 1996.
  24. М.И. Вопросы структурного поворота к инновационному развитию-//Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. -М.: ИЭ РАН, 2010.
  25. H.H., Рубинштейн- A.A., Романюк Э. И. Методики мониторинга НИС РФ и международных сопоставлений инновационной деятельности // Институт экономики РАН. Москва, 2010.
  26. P.C. Необходимость нового технологического уклада //i
  27. Воспроизводственный' вектор России. К теории структурного поворота. -М.: ИЭ РАН, 2010.
  28. Государственное регулирование экономики в современных условиях. В 2-х томах. М., Институт экономики РАН, 1997.
  29. П. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2008.
  30. A.A. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы //Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.
  31. H.A. Инновационные вызовы и, эффективность государственной? политики //Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М- 2010.
  32. Инвестиционная’политика-при, переходе на инновационный путь развития экономики России* /Отв. редактор Новицкий H.A. Изд-во «ИЭ РАН». М1.,. 2005.
  33. Инновационный путь развития для новой экономики России / Отв. редактор. В. П. Горегляд. М.: Наука, 2005.
  34. . Д.Н., Страхов- А.И. Институциональные, основы формирования, конкурентоспособного- российского'. работника //Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности: — М.: Наука, 2005.
  35. Карлей- M. Bt Формирование' сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени, кандидата экономических наук. — Новосибирск, 2006.
  36. В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт // Российский экономический журнал. М.: 2000. — № 11−12.
  37. Г. Б. Формирование институтов микроуровня экономики // Россия-в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. ак. Д. С. Львов. М.: Наука, 2004.
  38. Г. Б. Микроэкономика знаний в свете системной парадигмы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М', 2010.'
  39. К.Б. Институционализм, в американской политэкономии. Идейно-теоретические основы либерального реформизма. — М., 1987.
  40. Т.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе повышения его инновационного потенциала- // Автореферат диссертации на соискание ученой. степени доктора экономических наук. Нижний Новгород, 2010.
  41. Р., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент / пер. с англ. М.: ДИС, 2001.
  42. Р. Природа фирмы. М., 1993'.
  43. Любимцева С. В1 Трансформация экономических систем / С. В. Любимцева. -М'.: Экономист, 2003.
  44. Е.Б. Современные подходы к формированиюнациональной* инновационной системы в России // Проблемы формирования инновационной системы России (сборник научных статей). М.: Институт экономики РАН, 2010.
  45. Д.С. Экономика развития. М.: 2002.
  46. Маевский-В.И. Введение в эволюционную экономику. М, ИЭ РАН, 1997.
  47. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. М.: Инфра-М, 2002.
  48. .З. Теория организации—М.: Инфра-М, 2001.
  49. В.Г. Инновационный менеджмент // В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2002.
  50. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2002.
  51. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М.: Дело, — 2002. — 536 с.
  52. А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 416 с.
  53. Д. Институты, институциональные изменения, и* функционирование экономики. Москва, 1997.
  54. Особенности воспроизводства национального богатства’в начале XXI века / отв. ред. Л1И. Нестеров.- Ин-т экономики. — М.: Наука- 2006.
  55. Особенности инвестиционной деятельности неэкономического роста России / Под редакцией В. К. Сенчагова. М.: ИЭ РАН, 1999.
  56. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  57. В. Трансформация хозяйственных систем. М., ИЭ РАН, 1994.
  58. Ю.Г. Тенденции развития корпоративной экономики в России. Гл. 11< в кн. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. Ред. Л. И. Абалкина. -М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 431−456.
  59. И.В., Леонтьева Е. В. Процедура формирования инновационной политики предприятия //Официальный сайт Центра исследований региональной экономики http://www.lerc.ru.
  60. Проблемы «запуска» инновационной модели развития в Российской Федерации // Институт экономики РАН. Москва, 2010.
  61. И.А., Соколовская Е. А. Проблемы использования ВВП и валового располагаемого национального дохода России для модернизации экономики. М.: Институт экономики РАН, 2011. 52 с.
  62. Г. Х. Будет ли у России второе тысячелетие. М., Экономика, 1999.
  63. A.A. Вектор экономического развития. М.': 2000.
  64. Россия 2015: оптимистический сценарий. Отв. Ред. Л. И. Абалкин. М, 1999.
  65. И.Н. Совершенствование управления инновационной деятельностью <�¦ предприятий в • условиях современных инвестиционных возможностей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва — 2007.
  66. С.Н. Инновационное развитие и новая реальность // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /Под ред. Б.З. Мильнера*. М-.: ИНФРА-М, 2010.
  67. С.Н. Прогнозы российского правительства и стратегия перехода к инновационному экономическому росту // Россия вглобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / отв. ред. ак. Д. С. Львов, д.э.н. Д. Е. Сорокин. -М.: Наука, 2005.
  68. Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая- экономия ответа / Д. Е. Сорокин. М.: Наука, 2003.
  69. Д.Е. Национальная конкурентоспособность России в современном мире //Россия в глобализирующемся, мире: стратегия-конкурентоспособности. — М.: Наука, 2005.
  70. Д.Е. Движущие силы стратегии ответа. Гл. 5 в кн. Стратегический ответ России на вызовы нового века /Под общ. Ред. Л. И. Абалкина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — С.236−280.
  71. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. — М.', 1997.79- Теория капитала и экономического роста: Учеб. Пособие / Под ред. С. С. Дзарасова М.: Изд-во МГУ, 2004. — С. 400 с.
  72. Теория стоимости компании /М.В. Кудина. М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.
  73. О.В. Методология формирования .стратегии инновационного' развития промышленных предприятий в условиях модернизации экономики // Автореферат диссертации^на соискание ученой степени>доктора экономических наук. Нижний Новгород. — 2011.
  74. Универсальная система показателей деятельности: Как, достигать результатов, сохраняя, целостность /Хьюберт К. Рамперсад- Пер. с англ. 2-е изд. -М': Альпина Бизнес Букс, 2005.
  75. С.Р. Лидерство и практические навыкименеджера. М1, 1999.
  76. Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005.
  77. В.А. С. Парадигма и «точки» неоиндустриальной модернизации России-// Проблемы развития рыночной экономики: Монография/ под ред. член-корр. РАН В. А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  78. И. Теория экономического развития/Пер. с нем. М., 1982.
  79. Ю.В. К новой структуре экономики России. М., 1993.88.2011−2013 гг.: Среднесрочный прогноз и стратегические последствия // Институт экономики РАН, Москва, 2010.1. Ш. Статьи
  80. Л. По западным рецептам нашу экономику не вылечить // Парламентская газета. 200 Г. 10 января.
  81. Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2003. — № 7. — С.3−9.
  82. А. Эволюция планирования // Экономист. — 2002. № 12. — С.39−45.
  83. А.И. О новой идеологии России // Модернизация, инновации, развитие. 2010. — № 2.
  84. В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1996, № 9.
  85. А.И. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. — 1999: № 1.
  86. С.Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // Модернизация. Инновации. Развитие. — 2010.
  87. А. О ликвидных долгах и недобросовестных заемщиках // Эксперт. 200 Г. — № 21. С.42−49.
  88. Е. Экономический рост и человеческий капитал // Вестник Европы. -2003. № 9.
  89. С. Рост без развития. // Экономист. 2003. — № 9. — С.26−37.
  90. Дж. К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы теории и практики управления. — 1999. № 5.
  91. Р., Рубинштейн А. Откуда ждать инновационного бума // Новая газета.-№ 121.-2010.
  92. В. Структурирование общественного производства // Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12. — С.65−67.
  93. Е. Что сдерживает инновационное развитие российской экономики? //Вестник Института экономики РАН. — № 4. 2010.
  94. Г. Ловушка для капитала. // Эксперт. 2003.- № 5. -С.32−35.
  95. Куда потратили деньги крупнейшие ИТ-компании мира? // http://www.lookatme.rU/flows/tehnologii/posts/l 13 057-kuda-potratili-dengi-кшрпеузЫе-й-котрапи-ппга
  96. В. В очередной раз о характере реформационных преобразований российской экономики и об их уроках // Российский экономический журнал. — 2003. № 1.
  97. В. Движущие силы эволюции национальной экономики. // Экономист. 2003. — № 8. — СЗ-11.
  98. В. Россия, и экономический’порядок XXI' века // Экономист. — 1997.-№ 12.
  99. Д. Какая экономика нужна России? // Российский экономический журнал.-2002.-№ 11−12. С.3−15.
  100. Д. Экономика России, свободная, от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. — 2000. № 2.
  101. Макаров В. Л: Контуры экономики знаний. // Экономист. 2003. — № 6.
  102. И.Н. Инновационная политика предприятия: сущность, содержание, проблемы формирования // Вестник Северо-Кавказского государственного-технического университета. 2010. — № 1.
  103. А. Анализ возможностей роста экономики // Экономист. 2003.- № 8.-С. 13−22.
  104. Н.А. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. 1999. — № 3:
  105. Новицкий. Н-А. Инновационный путь развития экономики // Экономист.- 2000. № 6.
  106. А., Развитие экономики зависит от развития человеческого фактора // Экономист.-2002.-№ 12.- С.51−56.
  107. В.М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ // Экономическая наука современной России. 2005. — № 1. — С. 7−25.
  108. Г. Г. Альтернативы «сырьевой» модели развития // Российский экономический журнал. № 9−10. — 2007.
  109. Г., Александрова С. Государственная поддержка инновационного бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Института экономики РАН. 2010. -№ 4.
  110. Хатч Карпентер. 4 квадранта инноваций // http://www.zubry.ru/articles/2010/01 /4-kvadranta-innovacij/
  111. В.Н. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства // Российский экономический журнал. -2001.-№ 11−12.-С.56−57.{а
Заполнить форму текущей работой