Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: а) труды дидак-тов, посвященные проблеме технических средств обучения (С.И. Архангельский, E. JL Белкин, Л. П. Прессман, Н. М. Шахмаев и др.), б) работы педагогов-музыкантов и исследователей, занимавшихся аналогичной проблематикой (Г.М. Коган, Н. П. Корыхалова, Ж. Д. Кривенко и др.), в) труды специалистов в области музыкального воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. ТСО в современном учебно-образовательном процессе
    • 1. 2. ТСО в теории и практике преподавания музыки
    • 1. 3. Российские и зарубежные специалисты о различных (контрадикторных) аспектах работы со звукозаписями
    • 1. 4. Информативные, аналитические, контрольно-корректирующие и художественно-воспитательные функции аудио и видеотехнологий к вопросу о методах работы со звукозаписями)
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО
    • 2. 1. Педагогическое наблюдение
    • 2. 2. Педагогические беседы и анкетирование
    • 2. 3. Обучающий эксперимент
  • Выводы

Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в отечественной педагогике, включая и музыкальную педагогику, ведутся активные поиски, цель которых — повышение эффективности учебно-образовательного процесса, совершенствование методов обучения и воспитания учащихся. Аккумулировав накопленный предыдущими поколениями опыт, преподаватели музыки, представляющие самые различные специальности, обсуждают и апробируют в практической деятельности новые, перспективные направления работы.

Одной из наиболее острых проблем является на сегодняшний день использование в учебно-образовательном процессе технических средств обучения. Обращение к ним в области общей педагогике даёт, как известно, в целом позитивные результаты. Тем более актуален вопрос о модернизации в этом ракурсе теории и практики преподавания музыки.

Настоящее исследование показало, что в области музыкально-исполнительской педагогики техническим средствам обучения уделяется недостаточное внимание. Если на занятиях в музыкально-теоретических и музыкально-исторических классах ТСО находят определенное применение, то в классах обучения игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баяна, аккордеона и др.) обращение к ним является скорее исключением, нежели правилом. Это значительно обедняет учебный процесс, ограничивает его когнитивный потенциал. Среди причин, объясняющих такое состояние дел, следует указать на: 1) отсутствие соответствующих традиций в практике учебной работы с учащимися-исполнителями (пианистами, скрипачами, вокалистами, баянистами и др.) — 2) скептическое отношение к ТСО (как средству обучения) со стороны определённой, консервативно настроенной части российского педагогического корпуса- 3) неудовлетворительное состояние материально-технической базы в большинстве отечественных музыкальных учебных заведений.

Проблемой внедрения TCO в учебный процесс занимались П. Лобанов, Ю. Parc, Н. Руденко, Е. Либерман и некоторые другие музыканты (педагоги, исследователи), однако ощутимых результатов их усилия пока не дали.

Таким образом, можно констатировать серьёзное противоречие между необходимостью использовать современные ТСО в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин — и реальным состоянием дел в сфере музыкальной педагогики, далеко не полностью, как показывает опыт, использующей свои потенциальные возможности.

Цель исследования — разработать теорию и методику эффективного использования аудио и видеотехнологий в учебно-образовательном процессе, осуществляющемся в исполнительских классах музыкальных учебных заведений различных видов и типов.

Объект исследования — технические средства обучения (аудио и видеоматериалы) и их специфические ресурсы в ходе профессиональной подготовки учащихся исполнителей.

Предмет исследования — условия и способы оптимизации использования аудио и видеоматериалов на занятиях музыкальным исполнительством.

Задачи исследования:

— Выявить совокупность теоретико-методических положений, обеспечивающих необходимые условия для продуктивного использования учащимися аудио-видеотехнологий в процессе обучения музыкальному исполнительствуразработать соответствующий дидактический инструментарий, направленный на решение этой задачи;

— Дать представление молодым исполнителям о возможных позитивных и негативных аспектах обращения к аудио и видеозаписям (некритическое подражательство, копирование и др.);

— Апробировать на занятиях в музыкально-исполнительском классе ориентировочную модель продуктивных учебно-образовательных действий с аудио и видеоматериалами, — действий, не наносящих урона и не лимитирующих творческой инициативы обучающихся;

— Выработать способность учащихся экстраполировать усвоенные в классе умения и навыки работы со звукозаписями в практику самостоятельных домашних занятий;

— Определить критерии и уровни (показатели) эффективности применения аудио и видеоматериалов в ходе работы над музыкальными произведениями.

Гипотеза исследования:

Эффективное использование технических средств обучения (аудиовидеоматериалов, компьютерных технологий) предполагает:

1. Строго дифференцированный, индивидуально направленный отбор звукозаписей, используемых в учебной деятельностиотбор, учитывающий художественно-технические возможности учащегося, его готовность адекватно воспринять интерпретаторские идеи и техни-: ческое воплощение их в игре исполнителя, чья запись «взята» в работу.

2. Гармоничный синтез разносторонних художественных импульсов и воздействий на исполнительское сознание учащегося. Суждения и взгляды педагога, его впечатления от звукозаписи, его оценки, позиции, мнения и т. д., а также собственные, индивидуально окрашенные суждения учащегося, — таковы главные составляющие этого синтеза, варьируемого в зависимости от ряда факторов и обстоятельств (возраст учащегося, уровень его профессиональной зрелости, готовность к определению и формулированию собственной творческой позициисложность разучиваемого музыкального материала и др.).

3. Своевременность и педагогическую оправдонность подключения звукозаписи к работе над музыкальным произведением, исключающие как преждевременный контакт с «чужой» интерпретацией, так и иные учебные ситуации, когда звукозапись (об этом свидетельствует негативный преподавательский опыт) в большей мере мешает, нежели помогает исполнителю (дезориентирует его в собственных поисках, лишает уверенности в принятых решениях и т. п.).

Методологическую основу исследования составили: а) труды дидак-тов, посвященные проблеме технических средств обучения (С.И. Архангельский, E. JL Белкин, Л. П. Прессман, Н. М. Шахмаев и др.), б) работы педагогов-музыкантов и исследователей, занимавшихся аналогичной проблематикой (Г.М. Коган, Н. П. Корыхалова, Ж. Д. Кривенко и др.), в) труды специалистов в области музыкального воспитания и образования, анализировавших широкий круг вопросов, связанных с приобщением учащейся молодёжи к музыкальной культуре (Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, A.B. Малинковская, Г. П. Стулова, О. П. Радынова, Б. Д. Критский, А. И. Щербакова и др.).

Методы исследования: Изучение специальной литературы по проблемам педагогики, теории и методике преподавания музыки, музыкознания и др.- Обобщение опыта применения технических средств обучения (аудио и видеотехники) в области преподавания дисциплин художественно-эстетического циклаМоделирование процесса использования технических средств обучения на занятиях в музыкально-исполнительских классахМетоды эмпирического уровня: педагогические наблюдения, собеседования, анкетирование, формирующий (обучающий) эксперимент.

Научная новизна исследования:

1. Изучен комплекс ТСО нового поколенияпроанализированы учебно-образовательные технологии, перспективные с точки зрения их применения на музыкальных занятияхразработаны условия, позволяющие продуктивно использовать ТСО в учебно-образовательной практике (в частности, в музыкально-исполнительских классах).

2. Определены основные функции работы со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой: информационная, аналитическая, контрольно-корректирующая, художественно-воспитательная.

3. Выявлены как позитивные, так и некоторые негативные аспекты применения ТСО в учебно-образовательных целяхразработаны методические установки и рекомендации, усиливающие положительную сторону занятий с привлечением соответствующих ТСО — и существенно снижающие проявление побочных явлений отрицательного свойства.

4. Исследована многоуровневая и иерархизированная система связей и отношений в рамках триады: ученик-учитель-ТСОобоснованы положения, уточняющие и оптимизирующие баланс воздействий на учащегося его педагога — с одной стороны, и, с другой стороны, воздействий, поступающих от технических средств обучениявыявлены принципы органичного сочетания этих воздействий с целью усиления их синергического эффекта. Проанализировано действие «механизмов», связанных с индивидуальной переработкой учащимися любых видов и форм внешних воздействий на его профессионально-художественное сознание, а также его личностные, субъектные подходы к изучаемым музыкальным произведениям.

5. Выявлены и разработаны в учебном ракурсе не только звуковоспроизводящие, но и звукозаписывающие функции ТСО, позволяющие молодому музыканту услышать своё исполнение со стороны, дать ему критическую оценку, сделать необходимые выводы.

Теоретическая значимость исследования:

Прослежены в историко-теоретическом ракурсе процессы постепенного и неуклонного внедрения аудио и видеотехнологий в учебно-образовательную деятельность музыкантов различных специальностей.

Обобщены и систематизированы данные, касающиеся целесообразных форм и методов использования современных ТСО в ходе музыкальных занятий. Обоснованы целостные теоретические представления о месте, роли и функциях ТСО в музыкально-педагогическом процессе. Выявлены закономерности корреляции и взаимодополнения действий педагога и тех импульсов (художественных впечатлений и воздействий) которые поступают к учащемуся со стороны ТСО.

Определены позитивные и — при определённых обстоятельствах — негативные аспекты обращения к ТСО в различных учебных ситуациях и на различных этапах (стадиях) освоения музыкального материала. Рассмотрена проблема: контакты со звукозаписями — творческая инициатива и самостоятельность учащегося-музыканта. Предложены различные варианты решения этой проблемы.

Практическая значимость исследования:

Изучены возможности современных ТСО в процессе профессиональной подготовки обучающихся в музыкально-исполнительских классах;

Определены приёмы и способы работы с ТСО в различных учебных ситуациях и при решении различных профессионально-технических задач;

Даны необходимые установки и рекомендации педагогам-практикам, работающим со студенческой молодёжью на уровне среднего и высшего специального музыкального образования;

Материалы исследования могут быть использованы в рамках профилирующих лекционных курсов («Методика обучения игре на фортепиано» и др.), а также на индивидуальных занятиях с учащимися различных музыкально-исполнительских специальностей.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2004;2005): поисково-теоретический, методологический. На этом этапе изучалась специальная литератураконкретизировались основные теоретико-методологические позиции, уточнялся понятийный аппарат, определялась гипотеза и т. д.

Второй этап (2005;2007) — теоретико-аналитический и опытно-экспериментальный. Здесь продолжалась теоретико-методологическая стадия исследованияодновременно осуществлялся комплекс мероприятий эмпирического свойства (лонгитюдные педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

Третий этап (2007;2008) — обобщающий и резюмирующий. На данном этапе подводились итоги исследования, формировались выводы, редактировался текст автореферата и диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе информатизации образования аудио и видеоматериалы стали органичной частью процесса обучения музыкальному исполнительству. Игнорирование звукозаписей в ходе музыкальных занятий имеет все основания рассматриваться как свидетельство консервативности, ригидности педагогического сознания.

Практика свидетельствует, что обращение малоопытного учащегося-музыканта к данной форме учебно-познавательной деятельности вне должного контроля и коррекции со стороны педагога чревато низким КПД, а в некоторых случаях и определёнными негативными последствиями для формирования индивидуального стиля деятельности учащегося.

2. Случайный, непродуманный отбор звукозаписей для прослушивания, отбор лишённый необходимой педагогической аргументации — нецелесообразен. Необходимы концептуальные подходы к работе с современными ТСОнужна строго индивидуализированная, ориентированная на решение тех или иных конкретных художественно-технических задач подборка звукозаписей, учитывающая возрастные и когнитивные особенности учащегося, уровень его профессионального развития, его интересы, потребности и т. д.

3. Не исключены ситуации, когда ознакомление учащегося с той или иной звукозаписью имеет следствием элементарное подражание этой записи, «копирование» (как правило, малоудачное) запёчатлённого на ней исполнительского образа. Педагогу необходимо помнить, работая с учеником над звукозаписью, что основной задачей остаётся создание учеником собственной интерпретаторской версии музыкального произведения. Запись может уточнять, пополнять, корректировать исполнительский замысел ученика, но не заменять его другим, заимствованным извне.

4. Одна из главных задач обращения к звукозаписям в учебном процессе — познание учащимися стилевых явлений и феноменов, ранее им неизвестных и малознакомых. Тем самым не только расширяется художественный кругозор учащихся, обогащается их профессиональная эрудиция, но и улучшается качество исполнения различных музыкальных произведений, углубляется стилевая достоверность интерпретации этих произведений.

5. Целесообразный аспект работы со звукозаписями — аналитический разбор и сравнение различных исполнительских трактовок, принадлежащих видным музыкантам (пианистам, дирижёрам и др.). Сопоставление отличающихся друг от друга интерпретаторских подходов к одному и тому же музыкальному материалу (произведению) весьма поучительно для учащегося, демонстрируя возможность различных и, в то же время, равно убедительных решений той или иной интерпретаторской задачи.

6. Существенную пользу учащемуся может принести не только прослушивание звукозаписей, но и запись в ходе работы собственного исполнения разучиваемых произведений. Тем самым формируются механизмы профессионального самоконтроля учащегося, вырабатывается способность адекватной оценки собственных музыкально-исполнительских действий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: а) адекватностью методологии исследования, её соответствием природе и характеру изучаемых педагогических явленийб) апробацией основных положений диссертации в ходе эмпирической работы, в частности, в рамках планомерных и целенаправленных педагогических наблюдений, анкетных опросов и специально организованного обучающего эксперимента, подтверждающего обоснованность теоретико-методических позиций автора.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы нашли отражение: а) в опубликованных материалах по проблеме исследованияб) в выступлениях автора на городских, областных и межрегиональных семинарах и конференцияхв) обсуждении работы на расширенных заседаниях кафедры народных инструментов ТГМПИ им. C.B. Рахманинова.

142 Выводы.

1. Исследованием подтверждено, что серьёзной проблемой в современной российской музыкальной педагогике, в частности, при обучении игре на музыкальных инструментах, является недостаточно широкое и последовательное использование технических средств обучения (аудио и видеозаписей). Этим существенно обедняется учебный процесс в музыкально-исполнительских классах, ограничивается его когнитивный потенциал.

Игнорирование звукозаписей в ходе занятий имеет все основания трактоваться как свидетельство консерватизма, ригидности методологических подходов к обучению музыке.

2. Обращение к ТСО предполагает гармоничный синтез разносторонних импульсов и воздействий на художественное сознание учащегося-музыканта. Непосредственные впечатления от услышанного, личностные, индивидуально окрашенные реакции учащегося, сочетающиеся с аргументированными суждениями и мнениями педагога либо другого авторитетного музыканта, — таковы основные составляющие этого синтеза. Только при его наличии работа с аудио и видеозаписями в музыкально-исполнительских классах даст нужный синергический эффект, не приведёт к элементарному подражанию услышанному.

3. Хаотичное, бессистемное, «дилетантское» использование аудио и видеозаписей в учебном процессе чаще всего не даёт удовлетворительного результата. Достижение последнего предполагает целенаправленные, продуманные, индивидуально-ориентированные действия педагога.

Подбор материалов при использовании ТСО в учебно-образовательных целях должен соотноситься с возрастом учащегося, уровнем его профессиональной зрелости, готовностью к определению собственной творческой позиции.

4. Одна из центральных задач при работе с аудио и видеозаписямипознание учащимися стилевых явлений и феноменов, ранее не встречавшихся им, отсутствовавших в их личном профессиональном опыте. Проникновение с помощью ТСО в обширные и многообразные музыкальные миры не только расширяет художественный кругозор учащихся, обогащает их профессиональную эрудицию, но и улучшает качество исполнения различных музыкальных произведений, увеличивает стилевую достоверность интерпретации.

5. Большую пользу учащемуся может принести компаративный метод, то есть сравнение-сопоставление записей разных исполнителей, которое доказывает косвенным образом возможность различных и, в то же время, равно убедительных подходов к интерпретации музыкального материала. Это требует от учащегося развитых аналитических умений при работе со звукозаписями. Выработка таких умений является прерогативой педагога, входит в число стоящих перед ним учебно-воспитательных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учебное пособие — М.: Прометей, 1990. -186 с.
  2. Э.Б. Методология музыкально-педагогического образования. Теория и методика музыкального образования: программа для высшей школы. М.: Прометей, 1997. -288 с.
  3. Э.Б. Методы новой системы музыкального обучения // Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика, 1981. С. 164−174.
  4. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. .д-ра пед наук. -М.: МПГУ, 1991. -38 с.
  5. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. — 111с.
  6. Д.Э. Аудиальные и аудиовизуальные технические средства обучения. Рига: ЛГУ, 1989. — 95 с.
  7. Г. В. Современные телекоммуникационные и информационныегсредства обучения. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2002. — 135 с.
  8. С.Б. Применение лингафонных кабинетов в обучении иностранным языкам. Минск, 1974. — 45 с.
  9. А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991. -102 с.
  10. А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев: Музычна Украина, 1974. — 161 с.
  11. А.Д. Интерпретация музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. — 91 с.
  12. А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988. -414 с.
  13. Ю.Б. Дидактика практике (дидактика художественного образования). — М.: Института образования и педагогики, 1996. — 192с.
  14. В.Н. Аппаратура для статической проекции (Устройство и методы использования в учебном процессе). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 148 с.
  15. В.Н. Электронные аудиовизуальные средства обучения: устройство и дидактические возможности. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2006.-303 с.
  16. Аннотированный каталог учебных фильмов, выпущенных в 1965—1973 гг. для учебных заведений искусств. М., 1973. — 16 с.
  17. O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982. — 142 с.
  18. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Музыка, 1974. 112 с.
  19. Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки // Сов. педагогика, 1980, № 7. С.100−103.
  20. Л.Г. Профессия учитель музыки (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
  21. .В. О музыкально-творческих навыках у детей // Асафев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965. -С.96−101.
  22. .Б. Рекомендательный указатель по использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах. М.: Мектеп, 1987. — 86 с.
  23. Аудио и визуальные средства обучения: Сб. статей под ред. Сладкевича Б.Г.-Л.: ЛГПИ, 1975.- 115 с.
  24. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения.//Вопросы психологии, Вып. № 1- М.: Просвещение, 1981. С. 55−62.
  25. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  26. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  27. Н. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 1988. — С.150−158.
  28. JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -JL: Музыка, 1969. 288 с.
  29. JI.A. Фортепианная педагогика. 4.1. М.: Музгиз, 1937. — 212 с.
  30. E.JI. Основы применения технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. М.: МТИПП, 1987. — 40 с.
  31. E.JI. Основы построения курса «Технические средства обучения». Ярославль: ЯГПИ, 1982. — 75 с.
  32. E.JI. Основы построения курса «Технические средства обучения». -Ярославль: ЯГПИ, 1981.-111 с.
  33. Т.И. А.Н.Есипова. М.: Музгиз, 1948. — 174 с.
  34. T.JI. Индивидуальное обучение музыке, М.: Просвещение, 1964.-218 с.
  35. Н. Анна Николаевна Есипова Очерк жизни и деятельности. -Л.: Ленинград, 1960. 148 с.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  37. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Academia, 2002.-317 с.
  38. Большой энциклопедический словарь // гл. ред. A.M. Прохоров. М, СПб.: Советская энциклопедия, 1998. — 1628 с.
  39. В.К. Технические средства обучения. М: Музгиз, 1979. -156 с.
  40. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.-350 с.
  41. Е. Ф. Голубовская Н.И. Исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978.- 133 с.
  42. Т.Г. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Кара-чаевск: КЧГУ, 2005. — 114 с.
  43. А., Цеханский В. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — С. 155−167.
  44. . Слушайте в грамзаписи. «Известия» от 4 сентября 1965.
  45. .А. О некоторых средствах обучения элементарной теории музыки / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С. 86−111.
  46. Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В. Натансон. М.: Музыка, 1979.-Вып.2.-157 с.
  47. Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В. Руденко. -М.: Музыка, 1980. -Вып.1, — 156 с.
  48. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.З. Ред А.Николаев. М.: Музгиз, 1962. — 346 с.
  49. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. сост. В.Натансон. М.: Музыка, 1979.- 156 с.
  50. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. Сост. В.Руденко. М.: Музыка, 1980. — 157 с.
  51. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып.1−8 / Под ред. А. Н. Малюкова. -М., 1997−2002.
  52. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1.Ред. М.Соколова. М.: Музыка, 1965. — 244 с.
  53. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2.Ред. М.Соколова. М.: Музыка, 1968.-281 с.
  54. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З.Ред. М.Соколова. М.: Музыка, 1973.-230 с.
  55. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.4.Ред. М.Соколова. — М.: Музыка, 1976.-203 с.
  56. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. второй. Ред. В.Натансона. -М.: Музгиз, 1967.-237 с.
  57. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. первый. Ред. В.Натансона. -М.: Музгиз, 1963.- 195 с.
  58. Воспоминания о Московской консерватории. Под ред. Туманиной Н. В. -М.: Музыка, 1966. 605 с.
  59. Ю.А. Перспективные средства обучения. Воронеж: ВГПИ, 2001.- 124 с.
  60. JI.C. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. — 413 с.
  61. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -. 479 с.
  62. Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. Л.: Советский композитор, 1988.- 167 с.
  63. Д.И. Исполнитель и звукорежиссёр. «Советская музыка» № 11.-1961.-С. 98−105.
  64. H.A. Музыкант, исследователь, педагог. М.: Музыка, 1980. -302 с.
  65. А., Цеханский В. Психологические проблемы компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. Ред. В. Цеханский. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1989. Вып.8. — С.31−49
  66. Р. Н. Рубинштейн и П. Чайковский / Воспоминания Московской консерватории. -М.: Музыка, 1966. С.48−66.
  67. Л. О работе над музыкальным произведением. М.: Музыка, 1981.-143 с.
  68. Гиннесс. Мировые рекорды 2004. М.: Астрель, 2003. — 288 с.
  69. З.И. К вопросу об изучении некоторых аспектов современной музыки / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С. 125−146.
  70. Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л.: Музыка, 1985. -141 с.
  71. Ю.П. Программы по слуховому анализу в автоматизированном классе музыкального обучения / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. -С.170−181.
  72. А. Использование современных средств звукозаписи в учебно-воспитательной и методической работе педагога / Вопросы методики начального музыкального образования. -М.: Музыка, 1981. С. 123−127.
  73. В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. -М.: Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, 1999. -54 с.
  74. В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы современного периода. М.: Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, 1999. -с. 333.
  75. В. Технические средства обучения и проблемы современного музыкального образования/ Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2001. Вып. 3. — С.74 — 85.
  76. Г. Ф. Технические средства обучения. Ашхабад: Б. и., 1983.- 131 с.
  77. B.C. История стиля в фортепианном исполнительстве. — М.: МГТС им. Чайковского, 2000. 148 с.
  78. Дайджест СМИ О МЭСИ 2006 Вып. 1. — М., 2006. — 121 с.
  79. Дидактика средней школы / под ред. M. Н. Скаткина, 2-е издание. М.: Просвещение, 1982. — 317 с.
  80. О.В. Художественное творчество младших школьников на уроках искусства и дидактическая аудиовизуальная среда. Казань: Тагли-матИЭУП, 2006.-171 с.
  81. И.Н. Основы теории и практики использования технических средств обучения и контроля. М.: Б. и., 1983. — 65 с.
  82. И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
  83. Н.Г., Зильберман Ю. А. Технические средства обучения в Северодонецком музыкальном училище / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978.-С.111−125.
  84. .М. О некоторых задачах исследования процесса звукообразования на баяне / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С.195−213.
  85. Т.А. Программирование индивидуальных занятий по слуховому анализу с использованием технических средств / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С.146−170.
  86. Л.Б. Технические и аудиовизуальные средства обучения. -Комсомольск-на-Амуре: КнАГПУ, 2004. 71 с.
  87. П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968. — 214 с.
  88. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 382 с.
  89. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  90. А. Магнитофоны. Тарту: ТУ, 1990. — 62 с.
  91. Ю. Вопросы теории и эстетики музыки / Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства, вып. 9. Л., 1969. — С. 14−23.
  92. A.B. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Петропавловск-Камчатский: Издательство Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, 2006. — 148 с.
  93. A.B. От Laterna magica к образовательному Internet. Мурманск: Мурм. гос. пед. институт, 2002. — 148 с.
  94. Г. В. Технические средства обучения. Кишинёв: Лумина, 1984. -282 с.
  95. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. Кишинёв: Лумина, 1984.-282 с.
  96. Каталог технических средств контроля и обучения. М., 1982. — 35 с.
  97. С., Лесневский Ю., Шиндин Б. Концепция интеллектуальных систем как средство организации деятельности музыковеда // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. — С. 144−153.
  98. Г. М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968. — 480 с.
  99. Г. М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. — 199 с.
  100. Г. М. Свет и тени грамзаписи / Избранные статьи, вып. 2. М.: Музыка, 1972. — С.30−55.
  101. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2006. — 350 с.
  102. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Academia, 2001. 254 с.
  103. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. —. 175 с.
  104. В.А. Об использовании средств звукозаписи при обучении пианиста / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С. 38−58.
  105. Г. В. Технические средства обучения в воспитании навыков сценической речи. Л.: ЛГИК, 1990. — 53 с.
  106. А. О фортепианном искусстве. М., Музыка, 1965. — 362 с.
  107. Н.П. Музыкальное исполнительство/ Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства, вып. 8. М., 1973. — С.85−96.
  108. Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 206 с.
  109. С.И. Технические средства обучения в профессиональной школе. М.: Высшая школа, 1988. — 230 с.
  110. Н.Ф. Новые методы и технические средства обучения в высшей школе, № 2. М., 1976. — 96 с.
  111. .Д. Тембровый подход к обучению народному пению: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2008. — 163 с.
  112. .Д. Теория и практика подготовки учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2001. — 156 с.
  113. В., Латынова Н. Наука, техника, человек. М.: Политиздат, 1990.-351 с.
  114. A.A. Технические средства в учебном процессе. Таллинн: НИИП, 1985.-209 с.
  115. В.Я. Технические средства обучения. Киев: Вища школа, 1983. -95 с.
  116. В .Я. Повышение эффективности использования технических средств обучения. Киев: КГПИ, 1981. — 166 с.
  117. B.C. Тенденции и перспективы развития средств обучения на период до 2005 года. М.: НИИСОИУК, 1990. — 133 с.
  118. Е.Я. Звукозапись и работа над произведением / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С. 58−78.
  119. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.-234 с.
  120. П.В. Автоматизированный класс музыкального обучения. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1972. — 86 с.
  121. П.В. Звукозапись в деятельности современных музыкантов / Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С. 11−38.
  122. П.В. Методические рекомендации по использованию ТСО. -М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1983. 22 с.
  123. П.В. Озвученное пособие изучающим музыку. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1966. — 4 с.
  124. П.В. Применение технических средств в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1971. -56 с.
  125. К.А. ТСО катализатор процесса познания: Советы, рекомендации, пожелания пользователям. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.-56 с.
  126. Л.А. Эстетика и анализ // Статьи по теории и анализу музыки. -М.: Советский композитор, 1982.-328с.
  127. В., Цеханский В. Игровая модель процессов психической регуляции в профессиональной подготовке музыканта // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. С. 127−137.
  128. В., Цеханский В. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования- Новосибирск, 1989. -С. 113−124
  129. В., Цеханский В. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатики // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. — Новосибирск. 1988. С. 25−41.
  130. A.B. Фортепиано исполнительское интонирование. -Москва, 1990.-186 с.
  131. Э.Г. Комплексная оценка возможностей технических средств обучения и методика их применения. Краснодар: Кубанский ун-т, 1980.- 169 с.
  132. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. — 126 с.
  133. И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. -М.: Высшая школа, 1987. 174 с.
  134. Мастерство музыканта-исполнителя. Сост. Я.Милыптейн. М.: Советский композитор, 1972. — 345 с.
  135. А.Г. Методические рекомендации по комплексному применению технических средств обучения в учебном процессе. Киев: Минвуз УССР, 1987.-87 с.
  136. A.A. Богатство красок, формы совершенство. / Беседы о педагогике и исполнительстве, сб. ст., вып. 4. М.: Музыка, 1999. — С. 66−77.
  137. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Абдуллина. М.: Academia, 2002. — 272 с.
  138. А.Г. Технические средства обучения и их применение. — Минск: Изд-во Университетское, 1985. 208 с.
  139. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Музыка, 1985.-С. 165−178.
  140. . «Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик!» М.: Классика -XXI, 2003.-213 с.
  141. Музыка для синтезатора. С ООО Издательство «Научтехлитиздат», Вып. 1, 2006.-106 с.
  142. Музыкальное исполнительство и педагогика / Сб. статей. Сост. Т. Гай-дамович. -М.: Музыка, 1991. 238 с.
  143. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М., 1990.- 102 с.
  144. В.В. Технические средства обучения. Кишинёв: КГУ, 1982. -56 с.
  145. Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: Academia, 2003. — 248 с.
  146. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. — 240 с.
  147. В.В. Технические средства обучения. М.: МОПИ, 1984. — 135 с.
  148. А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. М.: МПГУ, 1999.-61 с.
  149. Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М.: МПГУ, 2000.-63 с.
  150. Новые музыкальные технологии // Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений / JI. В.
  151. , Е.Д. Критская и др.- под ред. Школяр JI.B. М.: Academia, 2001. -С. 105−216.
  152. Ю.О. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств. М.: МГПИ, 1983 — 106 с.
  153. Р.И. Технические средства обучения. Ереван: Луйс, 1987. — 295 с.
  154. В.Я. Эргономика учебного процесса. Киев: Знание УССР, 1980.-23 с.
  155. А. В. Информация и технические средства её предоставления. -Калининград: Калининградский гос. ун-т, 1996. 129 с.
  156. Перечень грампластинок, рекомендуемых для музыкальных школ и училищ.-М., 1974.-39 с.
  157. В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М.: Высшая школа, 1987. — 189 с.
  158. В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  159. Пианисты рассказывают. Под редакцией М.Соколова. Вып.1 М.: Советский композитор, 1979. — 223 с.
  160. Пианисты рассказывают. Под редакцией М.Соколова. Вып.2. М.: Музыка. 1984.-237 с.
  161. Пианисты рассказывают. Под редакцией М.Соколова. Вып.З. М.: Советский композитор, 1988. — 172 с. г
  162. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 630 с.
  163. В.Н. Методические рекомендации по определению потребности в технических устройствах обучения и их классификации. Киев: Учеб.-метод. каб. по высш. образованию Минвуза УССР, 1979. — 50 с.
  164. В.Н. Перспективы развития технических средств обучения и аудиторной техники. — Киев: Вища школа, 1979. 99 с.
  165. Л. П. Методика применения технических средств обучения. -М., 1988. -191 с.
  166. Ю.Н. О значении TCO в системе методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин /Технические средства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. -С.78−86.
  167. О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Диссер.. .д-ра пед. наук в виде научного доклада. М.: МПГУ, 1999.- 152 с.
  168. Н.С. Технические системы и средства обучения. Методика их применения. Красноярск: СибГТУ, 2006. — 168 с.
  169. Н.И. Опыт применения технических средств в воспитании и образовании. М.: Б. и., 1985. — 114 с.
  170. Н.И. Технические средства обучения в работе педагога-инструменталиста ДМШ / Вопросы методики начального музыкального образования. М.: Музыка, 1981. — С. 103−122.
  171. С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961.-269 с.
  172. А.Н. Технические и аудиовизуальные средства обучения в вузе.- Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2003. 173 с.
  173. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Academia, 2001.-472 с.
  174. Словарь иностранных слов ред. Лехина И. В., Локшиной С. М., Петрова Ф. Н. -М.: Советская энциклопедия, 1964. 784 с.
  175. A.B. Технические средства статической проекции. М.: Прометей, 1991. — 55 с.
  176. И. Хроника моей жизни. Л.: Музыка, 1963. — 275 с.
  177. Л. Г. Традиции Н.Г. Рубинштейна в контексте современной музыкальной педагогики. Тамбов: ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 1996. — 25 с.
  178. .И. Опыт использования срочной информации для коррекции мышечных напряжений при обучении игре на виолончели / Техническиесредства в музыкальном образовании. М.: Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1978. — С.181−195.
  179. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т I. М., 1985. — 328 с.
  180. Технически средства обучения в учебном процессе / Тезисы докладов (23−24 августа 1983 г.). Ереван: Б. и., 1983. — 86 с.
  181. В.А. Информационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе. Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., 2004. — 239 с.
  182. А. Компьютерное моделирование музыкального исполнения / Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика, сборник научных статей. Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. C.B. Рахманинова, 2003. — С.228−249.
  183. Учебно-методические материалы для студентов-заочников фортепианного факультета. М., 1963. — 39 с.
  184. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. — 412с.
  185. A.B. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Кучма Ю. Д., 2004. -187 с.
  186. Н.В. Технические и аудиовизуальные средства обучения. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. 159 с.
  187. К., Филатов А. Введение в цифровую запись и обработку звука (из истории развития средств звукозаписи) / Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика, сборник научных статей. Ростов-на
  188. Дону: Ростовская государственная консерватория им. C.B. Рахманинова, 2003. С. 182−199.
  189. И. Ф. Педагогика. Краткий курс. Минск: Вышейшая школа, 2003.-271 с.
  190. А. Компьютерный анализ звука в музыковедческом исследовании // Информационный подход в эмпирической эстетике. Таганрог, 1998. -С. 189−208.
  191. А. Учебный курс «Музыкальная информатика» в Вычислительном центре Московской консерватории // Музыка и информатика. М., 1999. -С. 9−18.
  192. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. — 318 с.
  193. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -173 с.
  194. Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. М.: ACADEMIA, 2003. — 366 с.
  195. М. И. Жизнь П.И. Чайковского, т. III. M., 1903. — 632 с.
  196. A.B. Материалы всесоюзной конференции «Научные основы разработки и внедрения технических средств обучения» 31 января 3 февраля 1984 г. — М.: Б. и., 1985. — 116 с.
  197. ., Робустова Л., Юкечёв Ю., Бажанов Н. Компьютерные технологии в музыкальной деятельности // Компьютерные технологии в высшем образовании. СПб., 1994. — С.120−121.
  198. Л.Т. Межвузовская научно-техническая конференция «Муль-ти- и телемедийные средства в образовании» 5 апреля 2001 г. М.: Изд-во МГСУ, 2002.- 139 с.
  199. А. Моя жизнь и музыка. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.З. М.: Музыка, 1967. — 226 с.
  200. Р. Избранные статьи о музыке. М, 1956. — 275 с. 9 y> h
  201. А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. — М.: Academia, 2008.1, II ч.
  202. А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. -М.: Academia, 2001. с. 87.
  203. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.-560 с.
  204. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Педагогика, 1978.-391 с.
  205. JI.M. Технические средства обучения. Ташкент: Укитувчи, 1985.- 138 с.
  206. Automatische Musikinstrumente, Aus Freiburg in die Welt 100 Jahre Welte-Mignon. Augustinermuseum, Freiburg, 2006. — p. 186.
  207. Chinien Chris ICT application in technical and vocational education and tran-ing. Moscow: UNESCO Inst, for inform, technologies in: specialized training cours, 2005.-p. 188.
  208. Cuban Lary Teachers and machines: The classroom use of technology 1920. -New York- Lndon: Teachers college press, 1986. p. 134.
  209. Flores-Koulish Stephani A. Teacher education for critical consumption of mass media and popular culture. New York- London: RoutledgeFalmer, 2005. — p.180.
  210. Saettler Paul A history of instructional technology. New York etc.: McGraw-Hill book со., 1968. — p. 399.
  211. Сайт в «Internet» Дистанционное образование, ru
Заполнить форму текущей работой