Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование адаптивного инструментария реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рейтинговый анализ конкурентоспособного потенциала по видам (финансовый, трудовой, производственно-инфраструктурный, предпринимательский) по городам-курортам КМВ и оценка их конкурентных преимуществ по соответствующим типам показали, что разный уровень конкурентоспособного потенциала локального общественного и локального рыночного секторов обуславливает различную степень влияния на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы конкурентоспособности муниципальных образований
    • 1. 1. Муниципальные образования в системе конкурентных отношений: роль, рыночная позиция, спецификация базовых 15 категорий
    • 1. 2. Особенности функционирования локального общественного и локального рыночного секторов в экономическом 31 пространстве города
    • 1. 3. Конкурентоспособный потенциал муниципальной экономики в разрезе общественного и рыночного локальных 65 секторов
  • Глава 2. Оценка эффективности реализации конкурентоспособного потенциала муниципальной экономики (на примере городовкурортов Кавказских Минеральных Вод)
    • 2. 1. Анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособного потенциала местного общественного сектора в муниципальных образованиях
    • 2. 2. Анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособного потенциала локального рыночного сектора в муниципальных образованиях
    • 2. 3. Оценка эффективности реализации двухсекторного конкурентоспособного потенциала муниципальных образований в 105 конкурентные преимущества
  • Глава 3. Основные направления реализации конкурентоспособного потенциала муниципальной экономики в системе межсекторальногог 127 взаимодействия
    • 3. 1. Механизм взаимодействия локального общественного и частного секторов в процессе реализации их конкурентоспособного 127 потенциала
    • 3. 2. Формирование императивов реализации конкурентоспособного потенциала муниципальной экономики на 131 современном этапе

Формирование адаптивного инструментария реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Введение в действие Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно расширило контуры ответственности муниципального хозяйствования. Это, в первую очередь, требует соответствующего повышения эффективности принимаемых управленческих решений в области использования местных ресурсов развития.

Муниципальный уровень хозяйствования, в системе которого непосредственно решаются вопросы создания благоприятных условий проживания и осуществления экономической деятельности для населения, оказывается в наибольшей степени подверженным воздействию со стороны внешней среды. А именно, изменениям в законодательной базе и национальной экономической политике, колебаниям конъюнктуры региональных, национальных и мировых рынков, распространениям последствий глобального кризиса, ограничению возможностей бюджетного финансирования и т. п.

Как показывает практика местного хозяйствования, относительно меньший период адаптации к изменениям и новая положительная динамика роста наблюдается в тех муниципальных образованиях, которые обладают не только существенным конкурентоспособным потенциалом, но и организационно-экономическими инструментами его эффективного использования и формирования новых конкурентных преимуществ. Территории же со слабыми конкурентными позициями не только1 медленнее адаптируются, но в ряде случаев, особенно при негативном воздействии внешней среды, вообще утрачивают имеющиеся конкурентные преимущества. В результате возникают затяжные кризисные явления: сложившая структура муниципального хозяйства не позволяет изменить качественные и количественные параметры воспроизводства, сокращаются объемы производства и инвестиций, органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить требуемый уровень качества жизни населения.

Конкурентные преимущества муниципальных образований создаются в процессе системного взаимодействия компонентов конкурентоспособного потенциала с эффективным управлением основных секторов местного хозяйства. Поэтому чрезвычайно важным является определение системообразующих взаимосвязей в муниципальном хозяйстве и его основных составных элементов — локального общественного и рыночного секторов, определяющих параметры конкурентоспособности экономики муниципального образования.

Очевидно, что, в современных условиях с учетом нарастающих кризисных процессов и последующего неизбежного обострения конкурентной борьбы в межтерриториальных отношениях, необходимо усиление интеграции между двумя ключевыми секторами муниципального хозяйства. Это возможно только при активизации функционирования инструментов эффективного использования их внутренних резервов при разнообразии форм муниципально-частного партнерства в рамках определения и реализации основных направлений социально-экономического развития муниципального образования.

В этой связи существует необходимость в исследовании управленческих предпосылок сбалансированного развития муниципальной экономики на основе эффективного использования конкурентного потенциала, обеспечивающих завоевание и удержание конкурентных позиций на внешних рынках, что в конечном итоге позволит повысить уровень, благосостояния населения и сформировать условия для долгосрочного устойчивого развития территории.

Степень изученности проблемы. В настоящее время существует значительное количество специальной научной и учебной литературы по общим вопросам муниципального управления, в которой достаточно глубоко рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности муниципальной экономики. Среди этих авторов Авдеева Т. Т., Атаманчук Г. В., Бабич A.M., Бабун Р. В., Бутов В. И., Быстренко В. И., Васильев А. А., Воронин А. Г., Галеев Е. В., Ганшина JI.H., Горный М. Б., Емельянов Н. А., Зотов В. Б., Иванова В. Н., Игнатов В. Г., Колесников В. А., Кузнецов С. Г., Лапин В. А., Саватеев Е. И, Татуев А. А., Филиппов Ю. В., Черникова В. Н., Широков А. Н., и др.

В трудах зарубежных ученых (в числе которых Бегг Д., Гамильтон Б., Дорнбуш С., Деррик П., Каманьи Р., Миллз Э., Пуга Д., Трефлер Д., Фишер Р., Фуджита М., Хендерсон Дж., Эванс А. и др.) достаточно подробно исследованы теоретические аспекты развития экономики города, в том числе разработаны концепции экономического пространства, эффективности агломераций, определения оптимальных размеров города, инкрементных инноваций и ряд других проблем местного хозяйства.

В то же время, в отечественной экономической литературе целостному методологическому анализу местной экономики, полностью отражающему специфику создания локальных общественных благ во взаимодействии с частным сектором, особенностям пространственной конкретизации в развитии общественного сектора, уделяется пока недостаточно внимания. Наиболее значимыми в этой области являются труды Занадворова B.C., Занадворовой А. В. и Ильиной И.П.

Основные проблемы общественного сектора в развернутом формате с позиций макроуровня, включая вопросы оптимизации взаимоотношений частного и государственного секторов, достижения равновесия', в их взаимоотношениях, определения оптимального объема производства общественных благ и т. п., представлены относительно широко* в трудах отечественных ученых: Ахинова Г., Балацкова Е., Губанова С., Егорова Е., Жильцова Е. Н., Мешкова А., Радыгина А., Рисина И., Тамбовцева В., Якобсона JI. и др.

Проблематика конкурентоспособности территорий представлена в литературных источниках в основном с макроэкономических позиций, либо с точки зрения межрегиональной конкуренции. В этом контексте широко известны труды зарубежных исследователей — Дж. ван дер Борга, И. Брамезза, П. Кресла, М. Портера, Б. Сингха, У. Функе и др., а также отечественных ученых — Авиловой Т. В., Богданова Д. С., Логиновой В. А., Панкрухина А. П., Парахиной В. А., Селезнева А. З., Усика Н. И, Чуб Б. А., Фатхудинова Р. А, Шеховцевой JI.C. и др.

Вместе с тем, несмотря на повышенный интерес исследователей к указанным проблемам, адаптивные организационно-экономические инструменты и механизм формирования конкурентных преимуществ локальной территории на основе организации взаимодействия между общественным и частным секторами в контексте пространственной ограниченности исследован пока недостаточно. Не выработаны решения многих принципиальных вопросов методологического и концептуального характера. Например, связанных с раскрытием роли локального общественного и местного рыночного секторов в трансформируемой муниципальной экономике, механизмов взаимодействия их специфических конкурентоспособных потенциалов в рамках модификации и появления новых форм муниципально-частных отношений.

Цель и задачи исследования

Основная цель, поставленная в диссертационном исследовании, заключается в разработке теоретико-методологических предпосылок процесса формирования адаптивного инструментария реализации потенциала конкурентоспособности в. реальные конкурентные преимущества муниципальной экономики в-, условиях взаимодействия общественного и частного локальных секторов.

Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения комплекса взаимосвязанных задач:

— исследовать трактовки муниципальной экономики в системе конкурентных отношений и определить специфические черты муниципального уровня хозяйствованияизучить концептуальные основы конкурентоспособности муниципальных образований;

— проанализировать сущность потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики в разрезе общественного и рыночного локальных секторов;

— определить и обобщить методологические характеристики локального общественного секторавыявить характер влияния рыночных сил на социально-экономическое развитие муниципального образования и дать оценку эффективности реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики;

— изучить и обобщить методические подходы к рейтинговой оценке конкурентных преимуществ муниципальной экономикипровести анализ и дать рейтинговую оценку потенциала конкурентоспособности местного общественного сектора в муниципальных образованиях;

— провести анализ и дать рейтинговую оценку потенциала конкурентоспособности локального рыночного сектора в муниципальных образованияхопределить основные направления реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики в механизме взаимодействия общественного и рыночного локальных секторов;

— обосновать основные организационно-экономические инструменты реализации конкурентной стратегии муниципального образования.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических и управленческих отношений, формирующихся и функционирующих в процессах взаимодействия общественного й. частного локальных секторов.

Объектом исследования являются муниципальные образования с позиций использования потенциала конкурентоспособности и организационно-экономические инструменты становления эффективного муниципального сектора экономики.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1 «Теоретические основы развития муниципальной экономики и местного хозяйства. Современные концепции экономического развития территорий и местных сообществ», п. 19 «Использование специального экономического инструментария и новых технологий в муниципальном управлении», паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Методологической основой исследования послужили современные научные концепции двухсекторного развития местного хозяйства, теории экономикигорода, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию проблем конкурентоспособности локальной территории и управления местным развитием, а также материалы научных конференций по данной проблематике. В диссертации использовались и обобщались теоретические наработки специалистов и экспертов Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, Комитета по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ, Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ, Института экономики города, Аналитического центра Всероссийского Совета местного самоуправления, Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города», и ряда других общественных организаций.

В диссертационном исследовании использованы основополагающие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Ставропольского края и других субъектов РФ, программные документы по вопросам реформирования муниципальной экономики.

Источниками информации явились данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, материалы финансовой отчетности местных органов власти, аналитические материалы рейтинговых агентств.

Методы исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись автором на основе использования системной методологии с применением таких методов и приемов, как сравнительный анализ, научная абстракция, статистический, группировок, графический, расчетно-конструктивный и др.

Перечисленные методы применялись в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и задач, что позволило обеспечить необходимую достоверность полученных теоретических положений и выводов, практических предложений, содержащихся в диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке адаптированных организационно-экономических инструментов эффективного использования потенциала конкурентоспособности муниципального образования при условии активизации взаимодействия общественного и частного локальных секторов муниципальной экономики.

Наиболее существенные результаты, отражающие основное содержание научной новизны и выносимые на защиту, следующие:

— уточнена, посредством концептуального анализа и теоретических обобщений, трактовка муниципальной экономики в части её функциональных основ, объективно формирующихся в системе интегрированной двухсекторной локально-общественной и рыночно-частной направленности, что позволяет определить специфические черты муниципального уровня хозяйствования, проявляющиеся в создании особых форм организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов на местах;

— расширен, на основе анализа конкурентных отношений на местном уровне, понятийный аппарат конкурентоспособности территории, включая категории потенциала (как сочетаемости факторов в пределах и в специфике одной территории), преимуществ (как корреляции и оппозиции факторов), уровня и степени конкурентоспособности (как производных от качества управления добавленной стоимостью и качества жизни населения), что позволяет комплексно рассматривать муниципальное образование как субъект внутреннего и внешнего рынков и регулятор локального рынка, адаптированный к изменениям хозяйственной конъюнктуры;

— систематизированы, на основе анализа целевых установок, ключевых функций и субъектного состава, методологические характеристики локального общественного сектора, специфические черты которого обусловлены пространственной определенностью территории муниципальной экономики и процессами трансформации предпочтений граждан в цели, преследуемые местными органами власти в качестве своего основного предназначения, что дает возможность определить его функциональное предназначение в системе местного общественного воспроизводства;

— раскрыт, на основе функционального анализа, разнонаправленный характер влияния рыночных сил на социально-экономическое развитие муниципального образования и классифицированы факторы конкурентоспособности в структуре совокупного потенциала общественного и рыночного локальных секторов муниципальной экономики с определением значимости того или иного сегмента в достижении конкурентного преимущества соответствующего типа, что позволяет выявить масштабы, параметры и инструменты регулирования местными органами^ власти локального рынка;

— усовершенствована методика рейтинговой оценки конкурентных преимуществ на основе определения критериев, влияющих на агрегированный индикатор конкурентного преимущества муниципального образования (финансовая устойчивость, концентрация трудового потенциала, предпринимательская привлекательность, производственноинфраструктурная обеспеченность) с последующим расчетом относительных значений критериев пропорционально наилучшему результату и их суммированием с учетом весовых коэффициентов, определяющих степень влияния критериев, что позволяет классифицировать муниципальные образования и выявлять их конкурентные превосходства;

— доказано, на основе рейтингового и рангового анализа, что на формирование конкурентных преимуществ муниципальных образований оказывают различное влияние потенциалы конкурентоспособности рыночного и общественного локальных секторов, что дает возможность определить, во-первых, основные характеристики развития механизма взаимодействия секторов в экономическом пространстве города, во-вторых, направления муниципальной экономической политики по поддержке и стимулированию развития соответствующего сектора, в-третьих, предпосылки процесса модификации факторов конкурентоспособности по мере нарастания экономической динамики;

— разработаны основные инструменты и направления реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики с учетом императивов конкурентной стратегии муниципального образования (распространение конкурентных отношений вглубь локального общественного сектора, кластерная интеграция малого и крупного бизнеса, развитие межмуниципальной кооперации и др.) и его объективных воспроизводственных потребностей (координация финансовой деятельности субъектов хозяйствования локального рынка, развитие сети высших учебных заведений и систем дополнительного профессионального образования, интенсификация муниципальных инфраструктурных инвестиционных программ и содействие развитию инновационной инфраструктуры, повышение уровня социальной ответственности бизнеса и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в содержательной интеграции ряда положений относительно самостоятельных ветвей науки управления, относящихся к теории экономики города и теории общественного секторав развитии теоретических аспектов конкурентоспособности экономических систем в рамках единого похода к управлению развитием двухсекторной муниципальной экономики в системе конкурентных отношенийв расширении методологического базиса и методического инструментария анализа функционирования локальных экономических систем.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов диссертации для формирования новых принципов управления муниципальным образованием, направленных на активную интеграцию локальных общественного и рыночного секторов, обеспечивающей эффективное создание конкурентных преимуществ территории. Предложенные в работе основные инструменты и направления реализации потенциала конкурентоспособности муниципальной экономики могут быть использованы при разработках и реализации муниципальных конкурентных стратегий развития.

Материалы диссертации могут быть полезны при подготовке учебных программ, лекционных курсов, методических материалов и учебных пособий по дисциплинам, затрагивающим проблемы муниципальной экономики и местного развития.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертационной работы, практические рекомендации и выводы были изложены и получили положительные оценки на внутривузовских семинарах и конференциях в 2007;20 091 гг.- на Международной научной конференции молодых ученых «Перспектива-2007» , — Нальчик, 2007; на Международной научно-практической конференции «Современная стратегия социально-экономического* развития России: вопросы экономики и права», Сочи, 2008; на Международной научно-практической конференции «Россия: прошлое, настоящее, будущее» Сочи, 2009; на Международной научно-практической конференции «Человеческое измерение кризисного проявления глобализации в полиэтническом, регионе» ,.

Ставрополь, 2009; на межвузовской конференции «Вузовская наука: из настоящего в будущее», Кисловодск, 2009 и др.

Основные положения и результаты диссертационного исследования, рекомендации и предложения представлены в администрацию города-курорта Кисловодска и использовались в работе структурных подразделений.

Ряд положений диссертации используется в образовательном процессе в Академическом международном институте.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, отражающих основные положения проведенного исследования, общим объемом 6,5 п.л., в т. ч. автора — 6,2 п.л.

Структура работы отражает логику исследования и порядок выполнения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В настоящее время у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным истощением экономических ресурсов, вследствие их неэффективного использования, с отсутствием оптимальных механизмов стимулирования предпринимательской активности и согласования интересов субъектов хозяйствования данной территории. В результате — муниципальная экономика, теряя имеющиеся конкурентные преимущества не в состоянии адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, а органы местного самоуправления в условиях дестабилизации экономической ситуации не могут обеспечить высокий уровень жизни населения.

Поэтому существует необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики с учетом существования объективных интеграционных взаимосвязей между составными секторами муниципальной экономики, конкурентоспособный потенциал которых и формирует внутренние резервы положительной экономической динамики, определяющей в конечном итоге конкурентные преимущества локальной территории.

Муниципальный уровень хозяйствования в системе конкурентных отношений имеет свои специфические особенности и включает две взаимосвязанные, плоскости, в рамках которых — с одной стороны местное самоуправление в силу своего особого статуса выполняет на своей локальной территории функцию координации и регулирования рыночных отношенийс другой — выступает как равноправный участник рынка.

Органы местного самоуправления способны, рационально определяя направления и пределы рыночного реформирования различных отраслей городского хозяйства при сохранении полноценной субъектной структуры муниципального общественного сектора, содействовать появлению эффективных и гибких форм экономических отношений между хозяйствующими субъектами, более приспособленных к изменениям конъюнктуры рынков, обеспечивая тем самым устойчивость, конкурентоспособность и эффективность муниципальной экономики.

При явных положительных чертах конкуренции вполне очевидна необходимость ее стимулирования между локальными территориями, однако, при этом в условиях неравномерного социально-экономического развития муниципальных образований важно обеспечить согласованность стабильного функционирования рыночного конкурентного механизма в хозяйственном комплексе локальных территорий при одновременной взвешенной корректировке его со стороны государства и местных органов власти с целью придания ему социальной направленности.

Механизм реализации конкурентоспособного потенциала муниципального образования определяется спецификой секторов муниципальной экономики, каждый из которых обладает своим набором факторов, источников и внутренних резервов конкурентоспособности.

Локальный общественный сектор, отвечающий за производство и реализацию общественных благ, обуславливает возможность и направление трансформации предпочтений граждан в стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования.

Интенсивное развитие рыночного сектора способствует концентрации деловой активности на локальной территории, росту промышленного производства, увеличению объемов потребления в связи с притоком в город трудовых ресурсов, а, следовательно, способствует усилению конкурентных позиций города на внешних рынках и росту его пространственных характеристик.

Факторы и источники конкурентоспособности, формирующие конкурентоспособный потенциал локального общественного и локального рыночного секторов муниципальной экономики коррелируют, взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга, и, в комплексе отражают исходные возможности достижения определенных преимуществ в пределах и в специфике одной территории.

Рейтинговый анализ конкурентоспособного потенциала по видам (финансовый, трудовой, производственно-инфраструктурный, предпринимательский) по городам-курортам КМВ и оценка их конкурентных преимуществ по соответствующим типам показали, что разный уровень конкурентоспособного потенциала локального общественного и локального рыночного секторов обуславливает различную степень влияния на формирование конкурентных преимуществ рассматриваемых городов. Так, например, финансовая устойчивость как одно из ключевых конкурентных преимуществ определяется, прежде всего, состоянием финансового потенциала рыночного сектора: г Пятигорск, лидировавший по уровню финансового потенциала рыночного сектора в 2006 г и занимал ведущие позиции и по уровню финансовой устойчивости в том же периоде. Потери в финансовом потенциале рыночного сектора в рассматриваемом муниципальном образовании в следующем периоде привели к резкому сокращению уровня финансовой устойчивости. В достижении конкурентного преимущества производственно-инфраструктурного типа — напротив ведущую роль играет производственно-инфраструктурный потенциал локального общественного сектора. Так, в том же муниципальном образовании в соответствии высокими с рейтинговыми оценками производственно-инфраструктурного потенциала по общественному сектору и уровень конкурентного преимущества по данному типу тоже достаточно высок.

Таким образом, обозначенная зависимость свидетельствует о том, что если в муниципальном образовании наблюдаются кризисные явления, приводящие к потере конкурентного преимущества какого-либо типа, то это со всей очевидностью свидетельствует об ослаблении соответствующего конкурентоспособного потенциала того сектора (рыночного или общественного), доминантное влияние которого было ранее выявлено.

Особенности функционирования локального общественного и локального рыночного секторов определяет необходимость их взаимоувязки и взаимодействия в едином механизме с целью приближения и упорядочивания разнонаправленных (частных и коллективных) мотивов субъектов локальной территории. Эффективность механизма такого взаимодействия с учетом преимуществ пространственной концентрации факторов конкурентоспособности определяет результативность общественного воспроизводства, обеспечивает достаточный уровень благосостояния населения территории, стимулирует экономическую активность и ведущие конкурентные позиции муниципального образования на внешних рынках.

Главное функциональное предназначение, локального общественного сектора — достижение определенного баланса интересов субъектов территории и создание основ стабилизации социально-экономических процессов на данной локальной территориирыночного локального секторав создании за счет территориальной концентрации производства и распространения экономической активности, существенных преимуществ для потребителей, которые связаны с высоким уровнем разнообразия предложения товаров и услуг.

Логическая конструкция механизма межсекторального взаимодействия основана на исходно-выгодном сосредоточении факторов производства, формировании рынков их сбыта, концентрации и специализации предприятий на локальном рынке, что определяет нарастание уровня плотности экономических процессов и формирование конкурентных преимущество локальной территории, проявляющихся в: более интенсивном создании добавленной стоимостиповышении уровня разнообразия предложения товаров и услуг.

Таким образом, в локальном общественном и локальном рыночном секторах экономического пространства города в ходе взаимодействия факторов конкурентоспособности возникают кумулятивные эффекты усиления деловой активности, улучшения социальных характеристик территории, что обуславливает формирование новых конкурентных преимуществ, которые, затем по мере нарастания эффекта трансформируются в конкурентоспособность территории.

Межсекторальное взаимодействие имеет важнейшее значение в социально-экономическом развитии города, обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и конкурентное превосходство муниципального образования одновременно по ряду направлений в условиях постоянных изменений во внешней среде.

Необходимость разработки эффективной социально-экономической политики муниципального образования, позволяющей в максимальной степени реализовать имеющейся конкурентоспособный потенциал, продиктована нарастающими процессами глобализации и интенсивностью изменения конъюнктуры внешних рынков. В ходе ее осуществления необходимо использовать новые возможности меняющейся экономической ситуации, гибкие инструментов реагирования, на основе взаимосвязанных императивных целей, достижение которых обеспечивает конкурентные преимущества муниципальной экономики в системе рыночных отношений.

Императивы муниципальной экономической политики должны отражать в комплексе всю систему взаимосвязанных социальных, промышленных, научно-технических финансово-бюджетных приоритетов развития муниципального образования, в разрезе общественного и рыночного локальных секторов в экономике города.

Среди важнейших направлений муниципальной экономической политики связанных с использованием конкурентного потенциала рыночного локального и местного общественного секторов необходимо выделить: создание конкурентной среды в приемлемых отраслях локального общественного сектора в разумных пределах рыночного реформирования различных подотраслей общественного сектора муниципального хозяйстваиспользование потенциала интеграции малого и крупного бизнеса, корпоративного взаимодействия расположенных на локальной территории предприятий в рамках определенного кластераусиление конкурентных позиций на внешних рынках в системе межмуниципальных связейактивизации участия местных администраций в проблемах осуществления внешнеэкономической деятельность предприятий своей территории.

Необходим переход от административных методов управления процессом создания и распределения муниципальных общественных благ к экономическим, предполагающим сотрудничество с другими субъектами локальной территории на контрактной основе, что позволит органам местного самоуправления более рационально использовать бюджетные ресурсы, гибко реагировать на изменение общественных предпочтений в потреблении муниципальных услуг, учитывать интересы всех субъектов муниципального хозяйства. Доля участия муниципалитета в контрактных отношениях с частным бизнесом зависит от порядка их организации и могут быть формализованы посредством акционирования, договоров аренды концессии, доверительного управления, аутсорсинга, муниципального подряда (заказа).

Местные администрации должны также содействовать расширениюкооперационных связей между предприятиями производств концентрированно расположенных в пределах локальной территории города, необходимой их интеграции в рамках единой технологической цепочки, что позволит в результате оптимальной кооперации и появления эффекта от масштаба увеличить объемы налоговых платежей в бюджетповысить уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей населения привлечь крупные структуры к участию в муниципальных программах и инвестиционных проектах.

В рамках муниципальной промышленной политики важным вопросом является определение приоритетов кластерного развития, инструментов и институтов, содействующие формированию имиджа территории, разработке и продвижению по информационным каналам важнейших для муниципальной экономики кластеров для формирования нового качества экономического потенциала территории и усиления конкурентных позиций.

В вопросах межмуниципального сотрудничества и введения состязательных элементов в механизм финансовой поддержки муниципальных образований главную регулирующую функцию должны выполнять вышестоящие органы власти как региональные, так и федеральные, компетенция которых и позволит разрешать возникающие проблемы между муниципалитетами на всех этапах сотрудничества.

Конкурентная стратегия муниципальных образований курортно-рекреационной зоны, обладающих специфическим и уникальным потенциалом находится в прямой зависимости от результативности деятельности местных органов власти, способных своевременно реагировать на изменения социально-экономической ситуациипринимать своевременные меры по нейтрализации воздействий факторов внешней среды, способных отрицательно повлиять на развитие регионаразрабатывать и реализовывать уникальные стратегии, основанные на взаимодействии конкурентного потенциала общественного и рыночного локальных секторов экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Интеграция общественной и частной собственности как форма государственно-частного партнерства Электронный ресурс. — РежимдоступаЬЦр://асаёета.ш/тёех.рЬр?ор1:юп=сот content&task=view&id= 138&Itemid=23
  2. Т.В. Конкурентное преимущество в условиях «новой экономики» // Проблемы современной экономики. 2009.№ 2(30)
  3. Ю.Ю. Современное содержание механизма конкуренции// Проблемы современной экономики. 2007. № 1(21)
  4. Н. Измерение эффективности в общественном секторе экономики//Государственная служба. 2008. № 1 январь-февраль.
  5. Аношкина E. JI Территориальное планирование как инструмент муниципального развития// Проблемы современной экономики. 2008.№ 4(28)
  6. А.В., Брыкин А. В., Шумаев В.А Управление экономикой на основе государственного сектора// Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6
  7. Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник/ Пер. с англ. под ред. Л. Л Любимова.- М.: АспектПресс, 1995.
  8. А.Н., Пеньевский И. М. Комплексный проект управления градостроительным развитием муниципальных образований как инструмент повышения инвестиционной привлекательности www.gisa.ru.
  9. П. В Интересы и их роль в муниципальной экономической политике, канд. дис экон. наук Пятигорск, 2007
  10. Ю.Богданов Д. С. Оценка и формирование конкурентных позиций региональных хозяйственных комплексов канд. дис экон. наук Ставрополь, 2008
  11. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А. И. Прохорова. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». — СПб.: «Норинт», 2004.-е. 1263
  12. А. Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города: На примере городов Краснодарского края: дис. канд.экон. наук, Краснодар, 2005
  13. О. А. Направления совершенствования городского и муниципального хозяйства// Проблемы современной экономики, N 3(27)
  14. Воронин А. Г Муниципальное хозяйствование и управление М.: Финансы и статистика, 2002. -176 с.
  15. А.Г., В.А. Лапин, А. Н. Широков Основы управления муниципальным хозяйством. Электронный ресурс. — Режим доступа http://vasiHevaa.narod.ru/mu/statrab^ooks/OsnUMH/OsnUMH3.htm
  16. Н.Ю. Развитие внешнеэкономических отношений на уровне городов Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o41.htm
  17. И. А. О возможностях муниципальной промышленной политики в развитии реального сектора российской экономики// Проблемы современной экономики, N 2(22)
  18. Е. Возникновение рынков трансакционных услуг// Государственная служба. 2008. № 1 январь-февраль.
  19. Денисов Б. А Богачева Г. Н Государство экономический интегратор// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4
  20. В. Лопасов В. Соло чиновников на жилищно-коммунальной трубе, или развитие сферы услуг ЖКХ по существующим моделям// Государственная служба. 2006. № 6. с.113−116.
  21. В. Лопасов В. Перспективная модель управления развитием сферы услуг ЖКХ//Государственная служба. 2007. № 1 (45) с.38−47.
  22. Елисеев Е. А Миллионный город. «Прорыв» в XXI век Челябинск.: 1999
  23. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учеб. пособие.- М.: МГУ, 1995.24.3отов В. Б. Макашева З.М. Муниципальное управление .'учебник М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004.- 279с.
  24. Захарова А. А Новые модели принятия решений о социально-экономическом развитии города// Менеджмент в России и за рубежом 2006. № 1.29.: Иванов В. В. Управление комфортом проживания в городе// Менеджмент в России и за рубежом 2006. № 3.
  25. Ю.В. Доходные дома как новая форма предоставления жилищно-коммунальных услуг в мегаполисе// Проблемы современной экономики. 2008. № 4(28)
  26. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справ, пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
  27. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.- Ростов-н/Д.: МарТ, 2005.
  28. Илларионов А. Е. Стратегические кластеры в муниципальной экономике // Экономика региона № 18, декабрь 2007 г., (часть 2)
  29. Карчевская С О наделении ОМСУ государственными полномочиями Электронный ресурс.-Режим доступа http://bujet.ru/article/54 339.php
  30. С.А. Реформа местного самоуправления: проблемы и пути решения// Финансы.- 2009.- № 1.-е. 12−25.
  31. Карчевская С. А Хворостухина Д. С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления// Финансы.- 2008.- № 4.-с. 18−29.
  32. А.Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве : учебное пособие. -Ростов нД: Феникс, 2007. 608 с.
  33. Коваленко, А По семейным обстоятельствам // Эксперт Урал .2008. № 14
  34. И.П. Конкурентоспособность муниципального образования и некоторые аспекты ее изучения Электронный ресурс. — Режим доступа http://sor.volsu.ru/konf/kolechkina.doc
  35. Курс экономической теории. Учеб. пособие /Под ред. Сидоровича А. В. 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Дело и Сервис, 2001
  36. Купряшин Г. Л Соловьев А. И. Государственное управление. Учеб.пособие. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996
  37. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М.: Юристъ, 2000.
  38. Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. 2007. — № 4.
  39. Н.Л., Свиненкова Е.А Об автономных учреждениях на муниципальном уровне// Финансы. 2008. № 11
  40. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / под ред. А. С. Пузанова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
  41. В.А. Теоретические аспекты конкурентоспособности экономических систем// Проблемы современной экономики.2009. № 1(29)
  42. Лялина Е. Е Альтернативные варианты предоставления услуг муниципалитетами как источник развития муниципального хозяйства //Проблемы современной экономики, N 3(23) 2007г
  43. В. Конкуренция между муниципалитетами дополнительный фактор экономического роста Электронный ресурс. — Режим доступа http://vasilievaa.narod.ni/ptpu/5 4 03. htm
  44. О. Критерии эффективности экономического поведения государства// Государственная служба. 2007. № 3 (47) с.119−124.
  45. О. Рациональность и оптимизация поведения экономического субъекта// Государственная служба. 2007. № 4 (48) с.92−96.
  46. О.Ю. Смешанная экономика двухсекторная модель. М.: Инфра -М, 2002 г
  47. Н.М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления// Финансы. 2008. № 14
  48. Мешков А. В Развитие взаимодействия государственного и частного секторов экономики РФ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2007
  49. С.Б. Экономическое развитие муниципальных образований Электронный ресурс.— Режим доступа http ://www.koism.rags.ru/publ/articles/07 .php
  50. И.В. Управление инновационным развитием муниципальных образований. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2006
  51. О.В. Согласование интересов субъектов экономики в формировании финансовых основ территорий (на материалах муниципальных образований).канд. дис экон. наук Пятигорск, 2006.
  52. A.M. Контрактные отношения в системе отношений собственности// Проблемы современной экономики 2008. № 4(28)
  53. Методические указания для изучающих курс «Экономика общественного сектора». Подготовлены при финансовом содействии Национального фонда подготовки кадров в рамках его Программы поддержки академических инициатив в области социально- экономических наук.
  54. Николаева Е. А Ванникова Е. Н Мещеряков С. А Формирование и оценка конкурентоспособности муниципальных образований региона: Монография. -Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006
  55. Николаева Н. А Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых/УМаркетинг в России и за рубежом.2001. № 6
  56. Е. Тупик на финише // «Эксперт Северо-3апад». 2008. № 46 (394)62.0'Салливан А. Экономика города .- 4-еизд.: Пер. с англ. М.: Инфра — М, 2002.
  57. Охрана окружающей среды в Ставропольском крае Статистический сборник/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г
  58. Парахина В. Н, Галлеев Е. В, Ганшина JI.H. Муниципальное управление: учебное пособие -М.: КНОРУС, 2007.-496с.
  59. А.П. Маркетинг территории. М.: РАГС, 2002.
  60. Паспорт социально-экономического положения города (за 2005−2007г.г.) г. Пятигорск Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г
  61. Паспорт социально-экономического положения города (за 2005−2007г.г.) г. Кисловодск Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г
  62. Паспорт социально-экономического положения города (за 2005−2007г.г.) г. Ессентуки Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г
  63. Паспорт социально-экономического положения города (за 2005−2007г.г.) г. Железноводск Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г
  64. В. «Развитие малого бизнеса в регионе и его взаимодействие с крупным // Государственная служба. 2007. № 4 июль-август
  65. Постановление от 10 июля 2007 г. № 281 «Об оценке потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области».
  66. Постановление Правительства Ставропольского края от 9 июня 2003 года № 102-п «О реформировании муниципальных финансов в Ставропольском крае»
  67. Постановление Правительства Ставропольского края от 16апреля 2008 года № 102-п «О проведении конкурса по отбору городских округов и муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009−20 Югг»
  68. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.07.2005 № 88-п (ред. от 23.06.2009 № 167-п) «О положении об осуществлении международных связей органами исполнительной власти Ставропольского края».
  69. Положение «О курорте федерального значения Пятигорск» Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 г.
  70. Положение «О курорте федерального значения Кисловодск» Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 г.
  71. Положение «О курорте федерального значения Ессентуки» Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 г.
  72. Положение «О курорте федерального значения Железноводск» -Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации, № 14 от 17 января 2006 г.
  73. Перелыгина Е. А Совершенствование управления ресурсным потенциалом туристско-рекреационного сектора сферы услуг (на материалах ставропольского края) канд. дис экон. наук Нальчик, 2009
  74. Проект бюджета города-курорта Кисловодска на 2009 г //Кисловодская газета, спец-выпуск, 29.12.2008 г.
  75. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993
  76. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник М.: ИКЦ «Март" — Ростов нД: Издательский центр «МарТ», 2007.- 608с.
  77. Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005.
  78. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003−2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития (ИСР) www.riocenter.ru
  79. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления -СПб.: Питер, 2004
  80. Н. Экономическая политика России и конкуренция: есть ли точки соприкосновения?. Terra economicus: сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XXI века. М.: Наука-Спектр, 2008 г, с 672
  81. С.А. Устойчивость реализации проектов государственно-частного партнерства в России// Проблемы современной экономики.2008. № 3(27)
  82. Е. Городам и районам предписано расторгнуть договоры — Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.tvs-media.ru/filings/2008/27/0273.html
  83. Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты М.: РЕЦЭП, 2005 — Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.recep.ru
  84. А. Социальные проблемы в реализации стратегии городского развития. 2007. № 5 (49).с. 116−121
  85. Система муниципального управления под ред. Зотова В. Б — СПб.: Лидер, 2005.-493с
  86. О. Оценка эффективности государственного управления// Государственная служба. 2006. № 6. с. 108−113
  87. Ставропольский край и его регионы: Статистический сборник/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2008 г. — 336 с
  88. Стратегия социально экономического развития эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года. Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.adm-kmv.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=78&Itemid=l
  89. С. Развитие корпоративной социальной ответственности// Государственная служба. 2006. № 6. с.113−116.
  90. О. Муниципальные образования в процессе реформирования // Государственная служба. 2007. № 2 (46) с.87−92.
  91. Ю.Ю. Качество жизни населения как комплексный показатель оценки рыночной инфраструктуры города// Проблемы современной экономики.-2008.- N 4(28)
  92. Е. В. Адаптация механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования к рыночным условиям, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ижевск. 2004
  93. B.C., Л.И. Пронина, Повышение эффективности работы органов местного самоуправления// Финансы. 2008. № 8
  94. Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» // Местное самоуправление. 2003. № 23.
  95. Уткин Э. А, Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие М.:ЭКМОС, 2003. — 304с.
  96. Н.И. Конкурентоспособность как результат управления модифицированными конкурентными преимуществами в глобальной экономике// Проблемы Современной экономики. 2007. № 2(22)
  97. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  98. Федеральный закон «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
  99. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы местного развития: учебник. -М.: Дело, 2000.
  100. Харченко К. В Стратегический план города: концептуальность как условие практической реализуемости// Менеджмент в России и за, рубежом 2007. № 4.
  101. Л. К вопросу кадрового обмена в сфере взаимодействия местных органов власти и предпринимательства// Государственная служба. 2007. № 2 с. 92−94.
  102. Chub В. A. Investments process management in region. M.: BUKVICA, 1999.- P. 37.
  103. Jl.C. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания// Маркетинг в России и за рубежом
  104. Л. С Концепция конкурентоспособности региона // Проблемы современной экономики, N 3(23)
  105. АЛ. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М.: Муниципальная власть, 2000
  106. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
  107. Якобсон. Л. И Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000
  108. Экономика муниципального сектора / Под ред. А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  109. Электронный ресурс. — Режим доступа http://logo.moy.su/publ/l-l-0−76
  110. Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.irpex.ru/fl/
  111. Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.ako.ru/official/strukt/USR/pologen.asp?n=2&ns=8
  112. Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.akinrating.ru/rn 13 .htm
  113. Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst07/DBInet.cgi База данных показателей муниципальных образований Ставропольского края
  114. Электронный ресурс.— Режим доступа http://www.mfsk.ru/proiects/reg-mun
  115. Электронный ресурс.— Режим доступа http://www.rosagrobusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ro=5388
  116. Электронный ресурс.— Режим доступа http:// www.stavinvest.ru Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020г
Заполнить форму текущей работой