Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманитарное знание как фактор совершенствования инженерного образования программистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. На современном этапе модернизации профессионального образования в России остро встала проблема взаимодействия двух исторически заложенных в нем противоречивых тенденций: с одной стороны — это жажда познания истины, с другой — стремление получить практическую подготовку, профессиональную выучку. Особая роль в решении данного противоречия отводится гуманитарному знанию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММИСТОВ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. 1. Совершенствование инженерного образования как педагогическая проблема
    • 1. 2. Гуманитарное знание в инженерной деятельности будущего программиста как предмет исследования
    • 1. 3. Педагогические условия совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММИСТОВ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
    • 2. 1. Задачи и логика опытно-экспериментальной работы по совершенствованию инженерного образования программистов
    • 2. 2. Организация экспериментальной работы по реализации гуманитарного знания в авторском курсе «Информатика: гуманитарно-технический аспект»
    • 2. 3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по совершенствованию инженерного образования программистов
  • Выводы по 2 главе

Гуманитарное знание как фактор совершенствования инженерного образования программистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе модернизации профессионального образования в России остро встала проблема взаимодействия двух исторически заложенных в нем противоречивых тенденций: с одной стороны — это жажда познания истины, с другой — стремление получить практическую подготовку, профессиональную выучку. Особая роль в решении данного противоречия отводится гуманитарному знанию вследствие его важнейших функций в сфере преумножения производственного потенциала общества, сохранения культурной преемственности и духовного развития личности.

Современная наука предлагает различные направления решения данной проблемы: гуманитаризация науки и образования (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, А.А. Касьян) — личностно ориентированное профессиональное образование (В.И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, В.В. Сериков) — взаимопроникновение гуманитарного знания в содержание технических дисциплин (Н.Г. Багдасарьян, В. В. Бабушкина, С. В. Васильева, А.В. Непомнящий) — учение о человеке как личности, представление ее не просто техническим специалистом, а творческой личностью (О.В. Белаонов, В. П. Зинченко, В.И. Купцов) — введение гуманитарных дисциплин в учебные программы для повышения общекультурного уровня инженеров (Н.В. Карлов, Т.А. Тартарашвили) — актуализация гуманитарных аспектов информатики (К.К. Колин, Н. Н. Моисеев, Д. А. Поспелов, А. И. Ракитов, А.Д. Урсул).

Однако на практике процесс реализации гуманитарного знания в инженерном образовании программистов в своем большинстве осуществляется технократическими методами. Наблюдается резкое разграничение компетенций гуманитарного и технического образования, механическое внедрение в учебный процесс дисциплин социально-гуманитарного цикла и, как следствие, отсутствие у студентов целостного взгляда на будущую профессиональную деятельность, способности рассматривать инженерную деятельность в сопряжении с социально и духовно значимыми ценностями общества, господство узкоспециализированного подхода к решению профессиональных задач. Данные пробелы в педагогической практике во многом объясняются тем, что к настоящему моменту нет целостной научно обоснованной концепции совершенствования инженерного образования, в том числе обеспечивающего подготовку программистов.

Таким образом, актуальность данного педагогического исследования обуславливается наличием противоречия между необходимостью совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике.

Как следствие возникает проблема нашего исследования: при каких педагогических условиях гуманитарное знание в области информатики будет способствовать совершенствованию инженерного образования программистов? Практическая актуальность и теоретическая неразработанность данной проблемы определила выбор темы педагогического исследования: «Гуманитарное знание как фактор совершенствования инженерного образования программистов».

Объект исследования — процесс инженерного образования.

Предмет исследования — гуманитарное знание как фактор совершенствования профессионального образования программистов.

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о роли и месте гуманитарного знания в инженерном образовании.

2. Раскрыть сущность и компонентный состав гуманитарного знания, выявить блоки гуманитарного знания в области информатикиотразить соотношение профессиональных и гуманитарных функций специалиста в модели инженера-программиста и выделить критерии развития этих функций.

3. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики.

4. Экспериментально проверить эффективность практической реализации выявленного комплекса педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на примере авторского курса «Информатика: гуманитарно-технический аспект» и разработать соответствующие научно-методические рекомендации.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что гуманитарное знание будет способствовать совершенствованию инженерного образования программистов, если:

— обеспечено единство профессиональной и гуманитарной функций инженерного образования программистов;

— в содержание образования введен авторский курс «Информатика: гуманитарно-технический аспект» с общекультурной и общепрофессиональной проблематикой с позиций методологии и истории науки;

— организована субъектная интеллектуальная, эмоционально насыщенная деятельность студентов на основе единства гуманитарных и естественнонаучных способов познания;

— в процессе профессионального образования программистов актуализирован гуманистический потенциал новых информационных технологий обучения.

Методологическую основу исследования составили.

— труды философов, психологов и педагогов по вопросам гуманитаризации науки и образования, структуры и содержания гуманитарного знания, его роли в формировании личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, А.А. Касьян);

— теория целостной личности и ее развития (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А.В. Петровский);

— концепции и идеи личностью ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, А. В. Петровский, И.С. Якиманская);

— теория деятельностного подхода к формированию и развитию личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. Н. Ксенофонтова, Г. И. Щукина);

— теория и методика проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов);

— педагогические основы ориентации молодежи на социально значимые ценности (Т.К. Ахаян, В. П. Бездухов, А. В. Кирьякова, С.Е. Матушкин);

— исследования теоретических основ профессионального становления личности (С.Я. Батышев, Г. Д. Бухарова, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, М. М. Зиновкина, Е. А. Климов, В. В. Кузнецов, В.П.

Комаров, Г. М. Романцев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е.В. Ткаченко);

— концепции и идеи развития инженерного образования (Р.Н. Зарипов, А. А. Кирсанов, О. Т. Лебедев, Р.С. Сафин);

— исследования теоретических основ гуманитаризации инженерного образования (В.П. Зинченко, Н. В. Карлов, А. В. Непомнящий, P.M. Петрунева, Т.А. Тартарашвили);

— теория информатики и информатизации образования (А.П. Ершов, М. П. Лапчик, С. Пейперт, И.В. Роберт).

Методы исследования: теоретические (анализ, сопоставление и обобщение исследований по проблеме) — эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, беседа, экспертные оценки, педагогический эксперимент) — методы математической статистики и новых информационных технологий (алгоритмизация, программирование, мультимедиа, гипертекстовая организация учебного материала).

База исследования: факультет информационных технологий Оренбургского государственного университета.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2003 годы и состояло их трех этапов.

Первый этап (1999 — 2000 гг.) — поисковый. На этом этапе проводился анализ существующей теории и практики инженерного образования программистовизучался массовый опыт работы в направлении совершенствования инженерного образования. На этой основе разрабатывался замысел и формировался научно-логический аппарат исследования.

Второй этап (2000;2002 гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе производилось теоретическое обоснование педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики. Разрабатывались цели, функции и условия отбора содержания и методов обучения авторского курса «Информатика: гуманитарно-технический аспект». Изучались закономерности воздействия содержания обучения и методов его усвоения на развитие профессиональных и гуманитарных функций будущих программистов. Разрабатывался критериальный аппарат исследования и проводился эксперимент по проверке эффективности практической реализации выявленного комплекса педагогических условий.

Третий этап (2002;2003 гг.) — завершающий. Он связан с систематизацией результатов теоретических и экспериментальных данных. Осуществлялась математическая и статистическая обработка результатов эксперимента, формировались основные выводы исследования и оформлялись его материалы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной методологией, опорой на современные достижения педагогической наукииспользованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованияприменением качественного и количественного анализа экспериментальных данныхположительным результатом экспериментального обучения авторскому курсу «Информатика: гуманитарно-технический аспект».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Оренбургском государственном университете, в Оренбургском филиале Уральской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в рамках действующей Федеральной экспериментальной площадки «Интегрированная система „колледж-вуз“».

Основные идеи диссертации были представлены на международных научно-практических конференциях (Оренбург, 2001; Томск,.

2002; С.- Петербург, 2003; Москва — Оренбург, 2003) — на международных научно-методических конференциях (Пенза, 2001, 2002; Кемерово, 2002) — всероссийских конференциях (Тамбов, 2001; Орск, 2002; Москва — Екатеринбург, 2002) — на региональных конференциях (Воронеж, 2001; Оренбург, 2002).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем.

— конкретизировано научное представление о роли и месте гуманитарного знания в инженерном образовании;

— раскрыта сущность и компонентный состав гуманитарного знания, выявлены блоки гуманитарного знания в области информатикиотражено соотношение профессиональных и гуманитарных функций специалиста в модели инженера-программиста, разработаны критерии развития этих функций;

— выявлен и обоснован комплекс педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики: единство профессиональной и гуманитарной функций инженерного образования программистоввыявление гуманитарного знания в области информатики через введение в содержание обучения общекультурной и общепрофессиональной проблематики с позиций методологии и истории наукиприобретение студентами знаний и умений в области информатики в результате субъектной интеллектуальной, эмоционально насыщенной деятельности на основе единства гуманитарных и естественнонаучных способов познанияактуализация в процессе профессионального образования программистов гуманистического потенциала новых информационных технологий обучения;

— экспериментально подтверждена эффективность практической реализации выявленного комплекса педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на примере авторского курса «Информатика: гуманитарно-технический аспект».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в ходе исследования связи позволяют сформулировать обобщенную схему актуализации гуманитарного знания в инженерном образовании, что содействует дальнейшему осмыслению инструментария профессионализации и гуманитаризации образования, способствует углублению представлений о личностно ориентированном профессиональном образовании и, в конечном счете, является вкладом в общую теорию профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов и информатизации образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы исследования содействуют формированию гармонично развитого инженера-программиста, владеющего как техническими, так и гуманитарными аспектами будущей профессиональной деятельности. Разработанный содержательно-процессуальный и критериальный аппарат исследования дает ориентиры для специалистов, занимающихся практикой инженерного образованияэлементы разработанного курса «Информатика: гуманитарно-технический аспект» могут быть использованы в педагогической практике высших и средних профессиональных учебных заведений, ориентированных на идеалы гармоничного развития обучающегося.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Модернизация инженерного образования программистов есть процесс и результат обеспечения взаимодействия, взаимообогащения двух педагогически регулируемых феноменов — профессионализации и гуманитаризации образования, предполагающий сочетание интересов и потребностей мира производства и личности посредством их сбалансированности, создание максимума возможностей для самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, как в области профессиональной деятельности, так и в социокультурной сфере.

2. Комплекс педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики:

— единство профессиональной и гуманитарной функций инженерного образования программистов;

— выявление гуманитарного знания в области информатики через введение в содержание обучения общекультурной и общепрофессиональной проблематики с позиций методологии и истории науки;

— приобретение студентами знаний и умений в области информатики в результате субъектной интеллектуальной, эмоционально насыщенной деятельности на основе единства гуманитарных и естественнонаучных способов познания;

— актуализация в процессе профессионального образования программистов гуманистического потенциала новых информационных технологий обучения.

Личный вклад автора состоит:

— в вычленении роли и места гуманитарного знания в инженерном образовании программистов;

— в обосновании комплекса педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики;

— в организации и проведении опытно-экспериментальной работы по реализации гуманитарного знания в инженерном образовании программистов и систематизации полученного эмпирического знания.

Выводы по 2 главе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы.

1. Целью опытно-экспериментальной работы стала проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий путем их практической реализации.

2. В качестве критерия эффективности опытно-экспериментальной работы определено оптимальное соотношение развития профессиональных и гуманитарных функций будущих инженеров-программистов.

3. В результате качественной оценки уровней развития профессиональных и гуманитарных функций студентов выделены шесть статусов будущих инженеров-программистов: «технарь», «продвинутый технарь», «гуманитарий», «продвинутый гуманитарий», «гармоничный» и «продвинутый гармоничный».

4. Проверка эффективности предложенного комплекса педагогических условий осуществлялась путем их реализации в авторском курсе «Информатика: гуманитарно-технический аспект», предложенном в качестве оптимальной формы соединения гуманитарных и профессиональных начал в обучении.

5. В содержание авторского курса были включены следующие компоненты: философско-методологический, эстетико-эмоциональный, морально-нравственный, креативно-развивающий, историко-интегративный, эколого-преобразующий и социально-презентативный компонент.

6. Реализация гуманитарного знания в авторском курсе информатики осуществлена за счет специальных организационно-методических форм и методов проведения учебных занятий по информатике, обладающих чертами как технического, так и гуманитарного познания: эвристические и проблемные методы обучения, методы побуждения к рефлексии, проблемные лекции, лекции-семинары, лекции-визуализации, семинары-дискуссии, семинары-исследования, лабораторные работы в виде деловой игры, различные формы внеаудиторной работы.

7. Актуализация в авторском курсе гуманистического потенциала новых информационных технологий обучения достигнута за счет построения учебного процесса на основе технологии модульного обучения, совмещенной с мультимедийной автоматизированной системой.

8. Статистическая обработка и интерпретация полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов позволяет сделать заключение о том, что доля положительных сдвигов в экспериментальной группе значительно больше, чем в контрольной (универсальный критерий Фишера).

9. На контролирующем этапе эксперимента была выявлена достоверно сильная связь между профессиональными и гуманитарными функциями студентов в экспериментальной группе (Р=0,741- С=0,779 при уровня значимости /?=0,05) и по-прежнему слабая связь в контрольной группе (Р=0,503, С=0,411), что позволяет говорить о высокой эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

10. На основе достигнутых в ходе опытно-экспериментальной работы результатов сформулированы научно-методические рекомендации для преподавателей профессиональных учебных заведений, готовящих программистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретические и экспериментальные результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основания сделать общие выводы:

1) В настоящее время совершенствование инженерного образования программистов предполагает как минимум два важных направления:

— использование достижений технических и гуманитарных наук, как для организации эффективной коллективной работы, так и для проектировании различных технических устройств, для оптимизации информационного обмена в системах «Человек-Техника» и повышения эффективности функционирования всех человеко-машинных систем и эргатических комплексов;

— возврат к идее воспроизведения широко эрудированных инженеров, имеющих высшее образование, а не высшую подготовку, поскольку идея углубленной целевой подготовки специалистов исчерпала себя.

2) Задача инженерного образования программистов определяется в виде сложной диспозиции интересов личности, общества и рынка труда: удовлетворение потребностей личности в высшем образовании, удовлетворение потребностей общества и рынка труда в специалистах в области информатики и вычислительной техники, обеспечение гармоничного развития всех членов общества.

3) Модернизация инженерного образования заключается в обеспечении взаимодействия, взаимообогащения двух педагогически регулируемых процессов — профессионализации (развитие профессиональных качеств студентов) и гуманитаризации образования (развитие личностных качеств студентов) как единого целого в процессе развития будущего инженера.

4) Систематизация современных концепций гуманитарного знания, выявленные блоки гуманитарного знания, необходимые в инженерной деятельности программиста, соотношение профессиональных и гуманитарных функций специалиста в модели инженера-программиста, критерии развития этих функций позволили выделить комплекс педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики.

5) Гуманитарное знание в области информатики будет способствовать совершенствованию инженерного образования программистов при выполнении следующего комплекса педагогических условий:

— единство профессиональной и гуманитарной функций инженерного образования программистов;

— выявление гуманитарного знания в области информатики через введение в содержание обучения общекультурной и общепрофессиональной проблематики с позиций методологии и истории науки;

— приобретение студентами знаний и умений в области информатики в результате субъектной интеллектуальной, эмоционально насыщенной деятельности на основе единства гуманитарных и естественнонаучных способов познания;

— актуализация в процессе инженерного образования программистов гуманистического потенциала новых информационных технологий обучения.

6) Одной из форм соединения гуманитарных и профессиональных начал в обучении программистов мы считаем разработайный авторский курс «Информатика: гуманитарно-технический аспект», способствующий «собиранию» гуманитарных и профессиональных знаний в целостную систему представлений о мире, человеке, обществе и своем месте в нем.

7) Нами доказано, что курс информатики, направленный на гармонизацию инженерного образования программистов, должен включать следующие компоненты: философско-методологический, эстетико-эмоциональныйморально-нравственныйкреативно-развивающийисторико-интегративныйэколого-преобразующийсоциально-презентативный компонент.

8) Острота проблемы образовательных приоритетов или безусловного признания равнозначности гуманитарных и профессиональных начал в инженерном образовании программистов нами снижена за счет сочетание традиционных и инновационных, индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных организационно-методических форм и методов проведения учебных занятий, обладающих чертами как технического, так и гуманитарного познания.

9) Наиболее конгруэнтной целям инженерного образования, на наш взгляд, является технология модульного обучения, совмещенная с мультимедийной автоматизированной системой.

10) Наше исследование показало, что сегодня наиболее перспективна одновременная совместная разработка учебного пособия, содержащего бумажную текстовую основу и органично связанную с ней систему электронных обучающих сред, позволяющих отработать все информационные элементы учебного материала.

11) Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что внедрение в образовательный процесс комплекса педагогических условий совершенствования инженерного образования программистов на основе гуманитарного знания в области информатики позволяет значительно усилить связь между уровнями развития профессиональных и гуманитарных функций будущих инженеров-программистов (с Р=0,517, С=0,427 до Р=0,741- С=0,779 при уровне значимости /7=0,05 в экспериментальной группе).

12) В целом выдвинутая гипотеза исследования подтверждена, поставленные цели и задачи достигнуты. Исследование можно считать эффективным.

13) В ходе анализа достигнутых результатов исследования выявлены дальнейшие направления решения поставленной проблемы: поиск новых методологических подходов и внедрение соответствующих теоретических разработок в практику совершенствования инженерного образования программистов, направленных на гармонизацию профессионального и личностного развития будущих инженеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. -302 с.
  2. А. Гуманизм, персонализм и информатика (к общетеоретическим основаниям моделирования искусственной личности) // Здравый смысл. — 1998. 137. — С.77−82.
  3. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. — С.11−16.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания: Изб-е псих, труды. Воронеж, 1996. — 384 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс). Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
  6. Э.М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность: Монография. М.: Соц.-гуманитар, знания, 2001. — 141 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 368 с.
  8. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  9. П.Р. Технология как система // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. Сборник научных трудов. М.: РАО, 1996. — 209 с.
  10. Ю.Н. Западная рациональная традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция. М., 1999. — 16 с.
  11. Т. К. Формирование убеждений старших подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Л., 1983. — 36 с.
  12. В.В. Методика проектирования и технология реализации интегрированной культуры при подготовке инженеров: Автореф. дис.. к.п.н. Тольятти, 1999. — 24 с.
  13. Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: Изд-во МГТУ, 1998. — 158 с.
  14. М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.- 300 с.
  15. В.П., Воронцов А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -192 с.
  16. B.C. Педагогика: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. 344 с.
  17. О.В. Формирование личности инженера в системе факторов развития НТП: Автореф. дис.. к.ф.н. — Ростов-на-Дону, 1990. 24 с.
  18. А.Ю. Теоретические основы и технология гуманитаризации современного естественнонаучного образования: Монография. Владикавказ, 1999. — 108 с.
  19. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система образования. СПб, 1997. — 266 с.
  20. И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. -1996. № 4. — С.24−25.
  21. Н.А. Царство духа и царство Кесаря. Судьба России. М., 1990. — 420 с.
  22. М.К. Гуманизация образования: Проблемы и перспективы. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. — 31 с.
  23. Н.М. Теоретические основы интеграции образования. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 192 с.
  24. А.А. Технологические подходы к разработке электронного учебника по информатике: Автореф. дис.. к.п.н. -Екатеринбург, 1998. 24 с.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  26. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога.— М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
  27. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов. Екатеринбург, 1995. -144 с.
  28. B.C. На гранях логики культуры: Кн. избр. очерков.- М.: Рус. феноменол. о-во, 1997.- 440 с.
  29. А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 338 с.
  30. Ю.И. К идеалам гуманитарной цивилизации: гуманитарная революция. М.: Витасоф. фонд «Мир для человека», 1997, — 355 с.
  31. Большой энциклопедический словарь // Под ред. A.M. Прохорова. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. -1456 с.
  32. Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11 — 14.
  33. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 6. -С. 3—11.
  34. Г. Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 38 с.
  35. С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростка: Автореф. дис.. к.п.н., Тюмень, 1999. 24 с.
  36. А.П. Философское обоснование современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  37. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов: Автореф. дис.. к.п.н. М., 1994. — 17 с.
  38. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Икрут. ун-та, 1990. — 296 с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  40. В. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. 2000. — № 2. — С.40−42.
  41. JI.A. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 56 с.
  42. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. -220 с.
  43. Д.М., Митин М. Б., Рихта Р. Техника, общество, человек. М.: Знание, 1981.- 63 с.
  44. Гельман 3. Интеграция среднего образования на базе идей истории науки и культуры // IBID. 1991. — № 12.- С. 16−29.
  45. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  47. В.И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когитологии. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 144 с.
  48. В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. — 152 с.
  49. И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. 1998. — № 6. — С. 44−47.
  50. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 1998. — 224 с.
  51. Л.М. Статистика образования: принципы модернизации // Высшее образование в России. 2002. — N 2. — С. 21−27.
  52. В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен и проблема гуманитаризации инженерного образования: Автореф. дис.. к.ф.н. Пермь, 1997. — 20 с.
  53. Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. пособие. 1998. — 333 с.
  54. Гуманизация науки и гуманитаризация образования: Научно-аналитический обзор. М., 1995.- 82 с.
  55. А.В., Щуров В. А. Гуманитарные основы инженерной деятельности: Учеб. пособие.- Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993.- 71 с.
  56. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: Academia, 2000. — 391 с.
  57. А.А. Концептуальная модель элитного специалиста XXI века и информационное пространство ее реализации. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -51 с.
  58. О.В., Шатуновский В. П. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 187 с.
  59. М.Г. Творческая самореализация личности инженера в профессиональной деятельности: Автореф. дис — к.ф.н. Томск, 1991. — 17 с.
  60. Г. Б. Системология инженерных знаний: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э Баумана, 2001. — 376 с.
  61. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: Информатизация образования. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990.- 58 с.
  62. В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов инженерных вузов: Автореф. дис.к.п.н. Курган, 1991. — 18 с.
  63. Е.А. Технология программирования: Учебное пособие. М.: МГУ, 2001. — 130 с.
  64. Г. И., Журавлева О. А. Психолого-педагогические проблемы гуманизации и гуманитаризации технического образования в условиях перестройки. Новочеркасск, 1990. — 51 с.
  65. Р.Н. Новые образовательные технологии в подготовке инженеров для наукоемких производств: Автореф. дис.. д.п.н. Казань, 2001. — 42 с.
  66. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 244 с.
  67. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 1621.
  68. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  69. М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высшее образование в России. 1995. — № 3. -С.45−53.
  70. М.М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 101−104.
  71. В.П. Психология доверия.- Самара: Изд-во СИОКПП, 2001.- 103 с.
  72. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 370 с.
  73. Л.Я. Единство естественнонаучной и гуманитарной культур в условиях дифференцированного обучения // Школа. 1996. — № 6. — С. 38−42.
  74. А.А. Информатика: Философские и социально-этические проблемы: Автореф. дис.. к.ф.н. Саранск, 1999.-16 с.
  75. Т.А. Гуманитаризация математического образования. Н. Новгород, 1998. — 206 с.
  76. Т.Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: Автореф. дис.. к.п.н. Волгоград, 1994. -22 с.
  77. . Интегрированная подготовка инженеров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 105−110.
  78. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. 278 с.
  79. А.В. Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России: середина XIX начало XX веков: Автореф. дис.. к.ф.н. — М., 1998. — 17 с.
  80. М.И. Социальное становление специалиста наоснове гуманизации инженерного образования: Автореф. дис.к. псих. н. Ярославль, 1995. — 25 с.
  81. М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарное знание и образование сегодня. СПб., — 1994. — Вып.2. — С. 25−36.
  82. Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете // Вопросы философии. 1995. — № 2. -С.95−105.
  83. А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. пед. ун-та, 1996. — 183 с.
  84. .М. О современной классификации наук // Материалы 3 Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. М.: Изд-во АН ССР, 1981. — С.155−160.
  85. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань, 2000. — 227 с.
  86. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Н. Новгород, 1999. — 183 с.
  87. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 187 с.
  88. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  89. Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 96 с.
  90. Т.Е. Педагогическая диагностика: Учебное пособие Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  91. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. д-ра психол. наук Ю. М. Забродина. — М., 1994. — 344 с.
  92. К.К. Информатика как наука: роль и место информатики в современной системе научного знания. Лекция-доклад. М., 1998. — 12 с.
  93. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Казань, 1996.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Утв. приказом Минобразования РФ от 11.02.02 N 393 // Экономика образования. 2002. — N 3. — С. 89−104.
  95. Г. К. Научно-техническое знание и инженерное творчество: Учебное пособие. Казань, 1998. — 24 с.
  96. Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Автореф. дис.. к.п.н. Л., 1990. — 16 с.
  97. А.В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 18−22.
  98. И.Н. Система подготовки инженеров: социологический ракурс // Высшее образование в России. 1996. — № 2. -С.79−87.
  99. Т.В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: Автореф. дис.. к.псих.н. М., 1980. — 36 с.
  100. Ю.Т., Богомолов С. И., Даниленко Л. И. Алгебра и гармония в техническом вузе // Человек. 1996. — № 4. — С. 8896.
  101. В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб.: СПб ГУП, 2001. — 148 с.
  102. В.Н. Активное обучение в техническом вузе: (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис.. д.п.н. -СПб., 2000.- 47 с.
  103. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 134 с.
  104. А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников: Монография. С.-Петербург, 1999. -166 с.
  105. В.В. Развитие культуры мастеров производственного обучения: Автореф. дис.. д.п.н. — Оренбург, 1999. — 38 с.
  106. А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. — № 6. — С.44−49.
  107. В.И. Философия и методология науки: Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 1996.- 550 с.
  108. А.А. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 257 с.
  109. Г. В. Гуманитаризация высшего математического образования на основе блочно-модульного подхода: Автореф. дис.. д.п.н. Кемерово, 2001. — 43 с.
  110. М.П. Информатика и вычислительная техника в системе общего и педагогического образования. Омск, 1999. — 294 с.
  111. О.Т., Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984.- 211с.
  112. Н.А. Инженерная педагогика: Учебное пособие. Новосибирск, 1998. — 263 с.
  113. И.В. Гуманитарное знание как социокультурное явление: Автореф. дис.к.ф.н. Самара, 1998. — 19 с.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 224 с.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  116. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург, 1997. 152 с.
  117. А.В. Техника как феномен культуры // Мир через культуру. Вып. 4. — 1998. — С.4−20.
  118. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  119. А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Ретро, 1993. — 175 с.
  120. А. Содержание курса информатики // Информатика и образование. 1988. — № 1. — С.18−22.
  121. С.Е. Проблемы граждановедения в современных условиях // Гражданское образование в современной школе. — Челябинск, 1997. — С. 7—10.
  122. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 197 с.
  123. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  124. К. Что такое философия техники? // Пер. с англ. под ред. В. Г. Горохова. М.: Аспект Пресс, 1995. — 149 с.
  125. Ф.Т. Обоснование проблемы гуманитаризации образования и направления ее решения // Вопросы философии.1994. № 3. — С. 5−10.
  126. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. — 351 с.
  127. А. Социодинамика культуры. — М., 1973. 128 с.
  128. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М.: Тривола, 1994. 272 с.
  129. А.Я. Инновации в образовании. — Челябинск, 1995. — 280 с.
  130. А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: Автореф. дис.. д.п.н. Таганрог, 1999. — 40 с.
  131. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  132. В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности: к постановке проблемы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 87−96.
  133. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1996. — 130 с.
  134. Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства: Сб. статей Меркушинских научн. чтений. — Саранск: Тип. «Краен. Окт», 1997. 352 с.
  135. И.М. Феномен гуманитарной культуры: сущность, диалектика бытия, назначение: Автореф. дисс.. д.ф.н. Уфа, 1995.-41 с.
  136. Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ООИУУ, том 2. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. — 224 с.
  137. Очерки истории информатики в России // Под ред. Д. А. Поспелова и Я. И. Фета. Новосибирск: Научно-издательский центр ИГГМ СО РАН, 1998. — 664 с.
  138. Педагогика и психология высшей школы // Под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  139. С. Переворот в сознании: деятельности, компьютеры и плодотворные идеи // Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  140. JI.C. Гуманизм как ценностное основание современного высшего образования: Автореф. дис.. к.ф.н. Воронеж, 1999. — 23 с.
  141. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  142. Петросян К.Ц. XXI век век профессионалов // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 8. — С. 21−29.
  143. P.M. Гуманитаризация инженерного образования: на основе моделирования социогуманитарной экспертизы технических решений: Автореф. дис.. д.п.н. -Волгоград, 2001. 44 с.
  144. P.M. Гуманитаризация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста: Учебное пособие. -Волгоград, 1998. 1 14 с.
  145. П.И., Фридман J1.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  146. Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1985. 496 с.
  147. Д.И. Сочинения в 4-х томах. Т2. М., 19 551 956.
  148. М. Личностное знание: Пер. с англ. М., 1985. -344 с.
  149. А.И. Основы инженерного творчества. М., 1988. — 360 с.
  150. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 5−9.
  151. Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции струк-турно-уровневой концепции психологического механизма творчества // Рефлексивные процессы и творчество. — Новосибирск, 1990. — С. 73—82.
  152. Проблемы гуманизации математического и естественнонаучного знания: Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1991. 182 с.
  153. Прогностическая концепция целей и содержания образования // Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., — 1994. — 131 с.
  154. Профессиональная педагогика // Под ред. С.Я. Батыше-ва. М.: Изд-во АПО, 1997. — 51 1 с.
  155. В.Г. Модернизация высшего технического образования: Научное издание. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. — 180 с.
  156. А.И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991. 286 с.
  157. И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 91 с.
  158. В.М. От традиций парадигмы образования к новой // Техническая эстетика. — 1990. — № 6. — С.9−12.
  159. Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.85−89.
  160. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  161. C.JI. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 467 с.
  162. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала личности (теория взаимодействия): Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 224 с.
  163. Г. А. Наука об искусственном. М.: Мир, 1972. -147 с.
  164. Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения студентов инженерностроительных специальностей: Автореф. дис д.п.н. Казань, 2001. 48 с.
  165. Н.С. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. 1999. — № 3. — С. 52−58.
  166. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  167. В., Полищук О. Размышления о фундаментальном блоке инженерного образования // Alma Mater. 1996. -№ 4. — С. 1 1−16.
  168. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
  169. В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования в контексте развития компьютерных технологий: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1997. — 120 с.
  170. В.П. Диагностика профессионально важных качеств личности // Специалист. 1994. — № 10. — С. 24−29.
  171. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. — 1991. — № 1. — С. 16—25.
  172. Л.Г., Шошников К. Б. Социальные и методологические проблемы научно-технического прогресса. Феномен персональной ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии. 1986. — № 6. — С. 41−55.
  173. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.— 300 с.
  174. Социально-психологический портрет инженера // Под ред. Ядова В. А. М.: Мысль, 1977. — 231 с.
  175. B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Научно-публиц. чтения.- М., 1992. С. 198−199.
  176. Стратегия развития технического образования в России: Сб. материалов Всероссийской научно-методической конференция.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 175 с.
  177. А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть 1. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 284 с.
  178. В.Ф. Человек в мире информатики. — М.: Радио и связь, 1992. 1 1 1 с.
  179. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
  180. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологическая основа. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  181. Л.В. Новая модель школы «Экология и диалектика». М.: Авангард, 1992. — 690 с.
  182. Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технического профиля: Опыт вузов США. М., 1991. — 146 с.
  183. Е.В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 254 с.
  184. В.А. Влияние формы аудио-визуальной информации на усвоение учебного материала: Автореф. дисс.к.н.п. М., 1992. — 16 с.
  185. А.Д. Социальная информатика: состояние, перспективы // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С.10−14.
  186. И.Б., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 368 с.
  187. Философско-психологические проблемы развития образования // Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  188. И.Т. О человеке и гуманизме. — М.: Политиздат, 1989. 558 с.
  189. Э. Иметь или быть. М., 1990. — 156 с.
  190. Л.В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты, — Красноярск: Изд-во КГТУ, 1997.- 184 с.
  191. Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. Уфа, 1998. — 218 с.
  192. Н.Т. Теория и практика подготовки инженеров на основе интеграции обучения, наук и производства. М., 1993. — 73 с.
  193. Е.А. Общество и инженер: Философско-социальные проблемы инженерной деятельности: Монография. — Л.: изд-во ЛГУ, 1984. 184 с.
  194. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 1995. 310 с.
  195. Е.Н., Недбаева С. В. Развитие личности средствами психологической практики // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16−21.
  196. В.И. Методологические проблемы гуманитаризации инженерного образования: Учебн.-метод, пособие. Днепропетровск: ДИИТ, 1990. — 56 с.
  197. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение. — 1986. — 144 с.
  198. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — Т.2. — 440 с.
  199. И.Р. Общие основы педагогической инно-ватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  200. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  201. Maslow А.Н. Toward a personality of being. — N.-Y.Toronto—London, 1982. — 310 p.
  202. Moor J.H. What is computer ethics// Metaphilosofy. Oxford. 1995. — Vol. 16. — № 4. — P.266 — 275.
  203. Morey A.I. Changing Higher education Curricula for a Global and Multikultural World // Higher Education in Europe. -2000. Vol. 25. — № 1. — P. 25−39.
  204. Norton P. Agent for Technology and Education: Eight Imaperatives // Education Technology. Jan. 1984. — Vol. 25. — № 1. -P.15−20.
  205. Rogers C.R. Freedom to Learn for the 80's. — Columbus — Toronto — London — Sydney, 1971. — 3 12 p.
  206. Simon H.A. What computer mean for man and society// Science. 1977. — society — Vol. 195. — P.12−49.
Заполнить форму текущей работой