Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого нами выделены акмеологические условия креативно-личностного развития, среди которых: востребованность руководителей, обладающих способностью к творчествупостроение дифференцированной акмеологической технологии креативно-личностного развитияорганизация креативной среды в процессе обученияприобретение знаний о структуре креативности, методах её развития, этапах креативного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки креативно- 16 личностного развития кадров управления

1.1 Состояние проблемы исследования креативно- 16 личностного развития управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения ^ 1.2 Психолого-акмеологическая характеристика креативноличностного развития кадров управления

1.3 Акмеологические критерии, показатели и уровни 73' оценки креативно-личностного развития кадров управления в условиях дифференцированного обучения

1.4 Разработка акмеологической модели креативно- 87 личностного развития кадров управления в условиях дифференцированного обучения

Выводы по главе I

Глава II. Пути оптимизации креативно-личностного развития 105 кадров управления в условиях дифференцированного обучения

2.1 Разработка акмеологического алгоритма креативно- 105 личностного развития кадров управления в условиях дифференцированного обучения.

2.2 Акмеологические условия и факторы продуктивного 116 креативно-личностного развития кадров управления в условиях дифференцированного обучения.

2.3 Дифференцированная акмеологическая технология 130 креативно-личностного развития управленческих кадров

2.4 Динамика креативно-личностного развития 154 управленческих кадров управления в. процессе их дифференцированного обучения

Выводы по главе II

Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• I.

Актуальность темы

исследования.

Деятельность руководителя связана в первую очередь с принятием управленческих решений, и от этого во многом зависит эффективная работа объекта управления, независимо от сферы его деятельности. В современном мире, в условиях научно-технической революции, информатизации жизни, жесткой конкуренции, ограниченности временных ресурсов и возрастающей ответственности руководителя шаблонные действия часто оказываются непродуктивными, поэтому в реальной, нестандартной ситуации стереотипные решения не дают положительного эффекта. Творчество в деятельности руководителя — это осознанная, целеполагающая, активная деятельность, направленная на высокоэффективное решение управленческих задач (А.А.Деркач). Поэтому эффективность работы кадров управления во многом зависит от умения отойти от сложившихся стереотипов мышления и сосредоточиться на поиске новых, нестандартных, креативных решений.

Данная проблема актуальна для акмеологии как науки о закономерностях, условиях и факторах, помогающих или мешающих реализации творческих потенциалов взрослого человека. (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В.Кузьмина). А разнородность состава управленческих кадров вызывает необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Существующее противоречие между объективной потребностью общества в творческих руководителях и сложившейся системой их подготовки показывает необходимость акмеологического анализа креативно-личностного развития управленческих кадров и построения дифференцированной акмеологической технологии, способствующей оптимизации данного процесса.

Состояние проблемы исследования.

Проблемы личности и личностного развития являются постоянным предметом психолого-акмеологических исследований (Б.Г.Ананьев, В. М. Бехтерев, А. А. Деркач, У. Джеймс, Р. Кеттел, Д. Келли, И. С. Кон, А. Маслоу,.

B.Н.Мясищев, Г. Олпорт, А. В. Петровский, К. К. Платонов, К. Роджерс.

C.Л.Рубинштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) — активные исследования развития личности руководителя проводились в рамках психолого-акмеологических исследований (С.А. Анисимов, А. А. Деркач, С. Л. Кандыбович, Е. А. Климов, А. И. Китов, В. Н. Маркин, Г. С. Михайлов, В. Г. Михайловский, Л. И. Уманский, Е. А. Яблокова и др.) — разработкой проблем сущности креативности, структуры и механизмов творческой деятельности активно занимались отечественные и зарубежные исследователи (Г.С.Альтшуллер, Т. А. Барышева, Д. Б. Богоявленская,.

A.В.Брушлинский, М. Вертгеймер, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс,.

B.Н.Дружинин, В. П. Зинченко, И. С. Сумбаев, Я. А. Пономарёв, В. Н. Пушкин, К. Роджерс, О. К. Тихомиров, Б. М. Кедров, А. М. Матюшкин, С. Медник, П. Торренс, Дж. Резнулле, М. Г. Ярошевский и др.) — проблемы управленческой деятельности разрабатывались в трудах отечественных психологов акмеологического направления (А.А.Деркач, А. Л. Журавлёв, СЛ. Кандыбович, А. Н. Занковский, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский, А. С. Огнев и др.) — работы, выполненные в рамках акмеологического подхода, связанные с оптимизацией деятельности управленческих кадров, их обучения (К.А.Абульханова, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, А. В. Иващенко, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, А. Ю. Панасюк, А. А. Реан, М. Ф. Секач, Ю. В. Синягин, Е. В. Селезнёва, Л. А. Степнова, Е. А. Суслова, А. П. Федоркина и др.).

Теоретико-методологическую базу исследования составили: психологические принципы теории деятельности, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, субъектности содержащиеся в трудах отечественных психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. НЛеонтьев, С.Л. Рубинштейн) — подходы к осмыслению психологической природы креативности (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, Я.А.

Пономарев, А. НЛук, В.Д.Шадриков) — принципы формирования приёмов творческого мышления (П.Я. Гальперин, И.Н. Семёнов), развитие творческих / • способностей и качеств творческой личности (Дж.Гилфорд, Ю. Н Кулюткин, А.М.аслоу, К. Роджерс, В.А. Якунин) — творческой активности (А.И.Крупнов, Н. СЛейтес, Б.М.Теплов) — разрабатываемое в контексте акмеологии понимание творчества и его роли в достижении вершин развития человека (К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Н. Ф. Вишнякова, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н.В. Кузьмина) — теория дифференциации и индивидуализации обучения (М.К.Акимова, В. Д. Небылицын, И.С.Якиманская).

Цель исследования: выявить психолого-акмеологические условия и факторы, обеспечивающие креативно-личностное развитие кадров управления в процессе дифференцированного обучения.

Объект исследования: креативно-личностное развитие субъекта управленческой деятельности.

Предмет исследования: процесс оптимизации креативно-личностного развития в условиях дифференцированного обучения. Гипотезы исследования.

Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения проходит оптимально, если: выработаны акмеологические критерии, показатели и уровни оценки креативно-личностного развития кадров управленияразработана акмеологическая модель креативно-личностного развития кадров управленияразработан акмеологический алгоритм, основанный на принципах индивидуализации и дифференциации обучениявыявлены акмеологические условия и факторы, обеспечивающие креативно-личностное развитие управленческих кадров в процессе дифференцированного обученияразработана дифференцированная акмеологическая технология креативно-личностного развития управленческих кадров и на её основе построены индивидуальные программы.

Задачи исследования.

1. Выявить состояние исследования креативно-личностного развития управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения.

2. Дать сущностную психолого-акмеологическую характеристику креативно-личностного развития кадров управления.

3. Выработать акмеологические критерии, показатели и уровни оценки креативно-личностного развития кадров управления.

4. Разработать акмеологическую модель креативно-личностного развития специалиста, участвующего в управлении персоналом.

5. Разработать акмеологический алгоритм креативно-личностного развития управленческих кадров.

6. Выявить акмеологические условия и факторы продуктивного креативно-личностного развития управленческих кадров.

7. Разработать дифференцированную акмеологическую технологию и апробировать индивидуальные акмеологические программы креативно-личностного развития.

Методы исследования: общенаучные (логические, аналитические, комплексные), психологические и акмеологические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, интервьюирование, метод самооценок и экспертных оценок). В рамках метода формирующего эксперимента была использована акмеологическая технология креативно-личностного развития управленческих кадров. Для обработки эмпирических данных применены средства математической статистики.

Эмпирическую базу исследования составили 186 человек, участвующих в констатирующем эксперименте, и 150 человек, участвующих в формирующем эксперименте. Это руководители различных уровней управления, обучающиеся на курсах переподготовки и получающие второе высшее образование в.

Воронежском филиале РАГС при Президенте РФ, а также 45 человек, проходивших переподготовку по менеджерским специальностям в Воронежском областном модельном центре профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, в возрасте от 23 до 56 лет. Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2003;2004гг.) имел своей целью изучение акмеологических основ креативно-личностного развития управленческих кадров, разработку замысла, обоснование темы и построение плана исследования. Полученные данные позволили определить научный аппарат исследования и обосновать её методологическую и теоретическую базы.

2 этап (2004;2005гг.) был посвящен теоретическому анализу предмета исследования, построению акмеологической модели креативно-личностного развития, выявлению акмеологических условий и факторов, существенно влияющих на процесс, проведению констатирующего и формирующего экспериментов, подтверждающих выдвинутые гипотезы. Исследования проводились в рамках естественного эксперимента в ВФ РАГС при Президенте РФ при получении слушателями второго высшего образования (по профилю государственной службы), а также — ВОМЦПРИ при переподготовке незанятого населения менеджерским специальностям.

3 этап (2005;2006гг.) состоял в обработке и анализе полученных теоретических и эмпирических данных, осмыслении и интерпретации результатов исследования.

Надежность и достоверность результатов обеспечены теоретико-методологическим обоснованием методикнадежностью и валидностью включенных в нее взаимодополняющих методоврепрезентативностью выборки массива респондентов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Обобщены теоретические подходы и взгляды учёных, позволяющие уточнить соотношение креативности руководителя и личностного развития. На основании обобщения определяется креативно-личностное развитие как процесс прогрессивных качественных изменений в структуре личности управленца под влиянием профессиональной деятельности, обучения и самообучения, направленных на актуализацию креативности как системного проявления личностных качеств, приводящих к умению решать сложные, нестандартные задачи, возникающие в профессиональной деятельности.

2. Дана сущностная характеристика креативно-личностного развития управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения. Выявлено, что креативно-личностное развитие характеризуется внутренними условиями (такими, как личностные установки, уровень интеллекта, сформированные знания, умения и навыки) и внешними (организация обучения через создание креативной среды и профессиональная деятельность).

Показана необходимость учитывать в процессе обучения две главные линии креативно-личностного развития: развитие умственных способностей, психических образований личности и формирование креативных установок. Обосновано, что характеристиками креативного продукта управленческой деятельности являются редкость, необычность, новизна, полезность управленческих решений, а также в целом продуктивность управленческой деятельности, выражающаяся в оптимальной организации деятельности с учётом минимизации энергозатрат.

Доказательно представлено, что творческое мышление отличается оперативностью, оригинальностью, гибкостью, любознательностью, беглостью, практической направленностью, эвристичностью, иррелевантностью, фантастичностью, интуитивизмом, логичностью, развитостью мыслительных операций, инсайтностью, конфликтностью. При этом креативная личность характеризуется целеполаганием, целеустремлённостью, высокой работоспособностью и волевой регуляцией действий, направленных на принятие управленческих решений, способностью к преодолению барьеров, внутренней мотивацией достижений, уверенностью в себе, внутренним локусом оценивания.

• 3. Установлены критерии продуктивности креативно-личностного развития кадров управления: развитость психических свойств личности, влияющих на креативно-личностное развитие, творческое мышление, нестандартное (креативное) решение профессиональных задач, творческая активность в принятии управленческих решений, способность к креативно-личностному саморазвитию, эффективность и оптимальность креативно-личностного развития, рефлексивная саморегуляция. Выделены следующие уровни креативно-личностного развития кадров управления: низкий уровень, характеризующийся наличием большого количества барьеров, сдерживающих творческое решение профессиональных задач, нежеланием выйти за рамки стандартных (в рамках инструкций) решений, нежеланием брать на себя ответственность и перекладыванием ответственности на подчинённых или вышестоящее руководство, низкой мотивацией и слабым осознанием целей креативно-личностного развития, низкой развитостью психических свойств, влияющих на креативность, а также отсутствием планомерности в развитии творческих способностей. Средний уровень характеризуется: невысокой степенью ответственности за принимаемые решения, слабой развитостью психических процессов, влияющих на креативность, при этом высокой мотивацией и низким осознанием целей креативно-личностного развития или низкой мотивацией и высоким осознанием целей креативно-личностного развития, выходом за рамки стандартных инструкций только в крайних случаях, если создалась нестандартная ситуация, наличием планомерности развития творческих способностей, но отсутствием этапа реализации этих планов, уменьшением числа барьеров, сдерживающих креативно-личностное развитие. Высокий уровень характеризуется мотивацией и точным осознанием целей креативно-личностного развития, отсутствием барьеров, сдерживающих принятие творческих решений, развитостью психических процессов, влияющих на креативность, ответственностью за принимаемые решения, управленческими действиями адекватными сложившейся ситуации, планомерностью креативно-личностного развития и четкой реализацией составленного плана.

4. Разработана акмеологическая модель, состоящая из диагностического, целевого, содержательного и оценочного блоков и включающая следующие функциональные компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, операционный, рефлексивный, модель учитывает внешние и внутренние условия и позволяет наметить пути оптимизации креативно-личностного развития управленческих кадров.

5. Разработан акмеологический алгоритм креативно-личностного развития, состоящий из следующих этапов: 1) организационного: определение в процессе проведения анализа исходного состояния объекта (в данном случае под объектом понимается учебный процесс) управления, конкретизация целей управления учебной деятельностью слушателями и преподавателем, принятие совместных управленческих решений преподавателем и слушателем по организации учебной деятельности;

2) рефлексивно-диагностического: диагностика уровня креативно-личностного развития, индивидуально-типологических особенностей слушателей. Проводится рефлексивная самодиагностика, состоящая из подготовки к творческой деятельности (мотивационная зона), осознания субъектом дальнейших действий, направленных на креативно-личностное развитие (когнитивная зона), переоценки своих действий (эмоционально-волевая зона) и действий самой личности, направленных на креативно-личностное развитие (поведенческая зона). Прохождение предложенных четырёх зон в совокупности реализует рефлексивный компонент предложенной нами акмеологической модели креативно-личностного развития- 3) технолого-педагогического этапа, на котором в соответствии с системой целей и задач подбираются структурные компоненты (модули), способные обеспечить достижение заданных результатов. Подбираются формы и методы обучения. Планируется содержание обучения с учётом следующих уровней осознания: эмоционально-импульсивный, эмоционально-интеллектуальный, творческий- 4) деятельностно-психологического этапа, где происходит разработка индивидуальной акмеологической траектории креативно-личностного развития, которая является результатом реализации творческого потенциала личности в процессе исполнения акмеологической программы, направленной на оптимизацию креативно-личностного развития- 5) оценочного этапа, заключающегося в применении на практике и оценке результатов креативно-личностного развития. б.. Обоснованы акмеологические условия, влияющие на креативно-личностное развития управленческих кадров. Психологическими условиями креативно-личностного развития являются: опыт решения творческих задач в практической деятельности, личная эмоциональная заинтересованность в продуктивной управленческой деятельности, стремление к самообразованию и саморазвитию личности.

Социально-психологическими условиями креативно-личностного развития являются: востребованность руководителей, умеющих решать нестандартные задачисоциально-психологические особенности организации (организационная культура, социально-психологический климат, стиль. управления внутри организации) — управление профессиональной творческой деятельностью внутри организации, учитывая ведущие факторы её развитияинтеграция творческой деятельности руководителя и коллектива, что подразумевает взаимовлияние субъектов и объекта управленческой деятельности в направлении творческой реализации.

Педагогическими условиями являются: организация креативной среды в процессе обученияобогащение теоретических знаний о структуре креативности, методах её развития, этапах креативного процессавключение в совместную педагогическую деятельность, ориентированную на креативно-личностное развитие.

Среди акмеологических условий, наиболее влияющих на показатели креативно-личностного развития, выделяем: социально-психологические особенности организации, интеграцию творческой деятельности руководителя и коллектива, организацию креативной среды в процессе обучения, включение в совместную педагогическую деятельность, ориентированную на креативно-личностное развитие, стремление к самообразованию и саморазвитию личности.

7. Выделены акмеологические факторы креативно-личностного развития: объективные: психологические особенности управленческой деятельностизависимость креативности от характера и структуры деятельностиособенности взаимовлияний социальной среды и личностисубъективные: мотивация креативно-личностного развития (мотивация достижения, внутренний локус оценивания, ценностные ориентации на творческое саморазвитие, стремление к самореализации потенциала в процессе креативно-личностного развития, широкий спектр интересов, творческая позиция, потребность в самореализации, направленность на творческое решение поставленных перед руководителем задач) — эмоционально-волевой (удовлетворённость креативно-личностным развитием, удовольствие, получаемое от творческого процесса, отношение к миру, отношение к себе, позитивная оценка творческого продукта, эстетические эмоций) — когнитивный (повышение уровня знанйй о сущности креативности, особенности мышления (дивергентность, ассоциативность, оперативность, оригинальность, гибкость и т. д.)) — компетентность в решении творческих задач (компетентность в области теории и технологии творчества,.профессиональный опыт решения творческих задач, общий уровень эрудиции) — объективно-субъективные: целенаправленно созданная среда дифференцированного обучения, построенная как гибкая интегрированная система, объединяющая организационные и процедурные компоненты обучения, методы управления процессом обучения, которые обеспечивают достижение заданного результата, т. е. оптимального уровня креативно-личностного развития, а также развитие личностных и профессионально-деловых качеств управленческих кадров. По содержанию дифференцированная акмеологическая технология направлена на реализацию творческого потенциала личности.

8. Спроектирована дифференцированная акмеологическая технология креативно-личностного развития, позволяющая оптимизировать данный процесс и представляющая собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, которые включают совокупность определённым образом упорядоченных форм, методов, средств и принципов обучения, учитывающих индивидуальные особенности и личностные качества человека, тем самым обеспечивая креативно-личностное развитие управленческих кадров. Практическая значимость исследования. Разработанные автором положения о креативно-личностном развитии управленческих кадров могут быть использованы в качестве самостоятельного блока психологической программы подготовки и переподготовки кадров управления в разных сферах деятельности, а также включены как модули в другие учебные курсы.

Принципы построения дифференцированной технологии обучения, а также использованные в ходе исследования программы креативно-личностного развития управленческих кадров могут быть полезны для построения учебной программы подготовки и переподготовки управленческих кадров. Введенные показатели креативно-личностного развития и методика их применения могут быть использованы при профотборе кадров управления.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсам «Социальные технологии делового общения», «Технологии кадрового менеджмента», «Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика» для слушателей Воронежского филиала РАГС, а также в курсе «Психология и педагогика высшей школы» на факультете повышения квалификации преподавателей при Воронежском государственном университете, в курсах «Психология менеджмента», «Психология делового общения» по программам переподготовки кадров организованных департаментом службы занятости населения по Воронежской области в Воронежском областном модельном центре профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов по специальностям «Менеджер малого и среднего бизнеса», «Менеджер офиса», «Менеджер по кадрам» в 2002 — 2005 годах.

Различные аспекты диссертации и основные выводы изложены на научных конференциях: «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (Воронеж 2002), «Проблемы управленческого консультирования 2005» (Воронеж 2005), «Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения качества трудовых ресурсов» (Воронеж 2005), «Государственная и муниципальная служба в системе политики административного управления современной России (проблемы взаимодействия и тенденции регионального развития)» (Воронеж 2005), в публикациях тезисов и статей, в практике психологического и профессионального консультирования руководителей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Под креативно-личностным развитием управленческих кадров понимается процесс прогрессивных качественных изменений в структуре личности управленца под влиянием профессиональной деятельности, обучения и самообучения, направленный на актуализацию креативности как системного проявления личностных качеств, приводящий к умению решать сложные нестандартные задачи, возникающие в профессиональной деятельности.

2. Креативно-личностное развитие характеризуется параметрами креативного продукта, особенностями мышления, личностными качествами, творческой активностью.

3. Уровни креативно-личностного развития определяются по следующим критериям: творческие решения (креативный продукт), творческость мышления, развитость психических свойств личности, влияющих на креативно-личностное развитие, ценностная ориентация на нестандартное (креативное) решение профессиональных задач, творческая активность в принятии управленческих решений, способность к креативно-личностному саморазвитию, эффективность и оптимальность креативно-личностного развития, рефлексивная саморегуляция.

4. Ядром акмеологической модели креативно-личностного развития является структура, состоящая из диагностического, целевого, содержательного и оценочного блоков, функционально связанных с когнитивным, мотивационным, эмоционально-волевым, операциональным и рефлексивным компонентами.

5. Оптимизация креативно-личностного развития обеспечивается комплексом акмеологических условий и факторов, включающих в себя: востребованность руководителей, умеющих решать нестандартные задачисоциально-психологические особенности организацииуправление профессиональной творческой деятельностью внутри организацииинтеграцию творческой деятельности руководителя и коллективаорганизацию креативной среды в процессе обученияобогащение теоретических знаний о структуре креативности и методах её развития, а также этапах креативного процессавключение в совместную педагогическую деятельностьопыт решения творческих задач в практической деятельностиличная эмоциональная заинтересованность в продуктивной управленческой деятельностистремление к самообразованию и саморазвитию личностипсихологические особенности управленческой деятельностизависимость креативности от характера и структуры деятельностиособенности взаимовлияний социальной среды и личностимотивация креативно-личностного развитияэмоционально-волевой факторфактор компетентности в решении творческих задачцеленаправленно созданная среда, формируемая на основе дифференцированного подхода к обучению.

6. Дифференцированная акмеологическая технология креативно-личностного развития позволяет оптимизировать данный процесс и представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, которые включают совокупность определённым образом упорядоченных форм, методов, средств и принципов обучения, учитывающих индивидуальные особенности и личностные качества человека, тем самым обеспечивая данный процесс.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Предложенный обобщённый акмеологический алгоритм креативно-личностного развития позволяет подойти к управлению данным процессом.

Для этого нами выделены акмеологические условия креативно-личностного развития, среди которых: востребованность руководителей, обладающих способностью к творчествупостроение дифференцированной акмеологической технологии креативно-личностного развитияорганизация креативной среды в процессе обученияприобретение знаний о структуре креативности, методах её развития, этапах креативного процессаимеющийся опыт решения творческих задач в практической деятельностиличная эмоциональная значимость продуктивной управленческой деятельностистремление к самообразованию и саморазвитию личности. А так же акмеологические факторы креативно-личностного развития, среди которых: психологические особенности управленческой деятельностиприродные задатки и способностиакмеологические способности личностимотивация креативно-личностного развития, включающая мотивацию достижения, внутренний локус оценивания, ценностные ориентации на творческое саморазвитиенаправленность на творческое решение поставленных перед руководителем задачповышение уровня знаний о сущности креативноститворческие способности, которые определяются путём диагностикиудовлетворенность творческим процессом, которая отражает эмоционально-волевой компонент креативно-личностного развитиякреативная среда.

Это явилось основой для построения гибкой дифференцированной акмеологической технологии обучения, которая позволяет адаптировать акмеологический алгоритм к конкретному человеку и в условиях конкретной ситуации, органично вливаясь в процесс подготовки управленческих кадров. Нами выделены акмеологические, дидактические, управленческие и технологические принципы построения дифференцированной акмеологической технологии, разработаны и апробированы программы креативно-личностного развития управленческих кадров.

Экспериментально подтверждено положение, что спроектированная гибкая, дифференцированная акмеологическая технология, учитывающая возрастные особенности, потребности руководителя, опыт и сферу его профессиональной деятельности, базовое образование, уровни креативно-личностного развития, позволяет оптимизировать данный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования подтверждают правильность первоначально выдвинутых гипотез, постановки задач исследования, положений выносимых на защиту.

Основным результатом теоретических исследований является понимание креативно-личностного развития, как процесса прогрессивных, качественных изменений в структуре личности управленца, под влиянием профессиональной деятельности, обучения и самообучения, направленный на развитие креативности, как системного проявления личностных качеств, и приводящий к умению решать сложные нестандартные задачи, возникающие в профессиональной деятельности.

В диссертации дана сущностная характеристика креативно-личностного развития заключающаяся во внутренних условиях (личностные установки, уровень интеллекта, сформированные знания, умения и навыки) внешних условиях (организация обучения, через создание креативной среды и профессиональная деятельность).

В процессе обучения необходимо учитывать две главные линии креативно-личностного развития: развитие умственных способностей и психических образований личности (знаний, умений, навыков) и формирование креативных установок (где под креативными установками понимается отношение, установка личности, выражающиеся в выделении проблемы в новом свете, свобода от стереотипов, открытость и устремленность к нетривиальным решениям).

Критерии оценки уровня креативно-личностного развития управленческих кадров раскрываются через целый ряд показателей. В качестве критериев рассматриваются: принятия творческих решений, творческостъ мышления, развитость психических свойств личности влияющих на креативно-личностное развитие, ценностная ориентация на нестандартное (креативное) решение профессиональных задач, творческая активность в принятии управленческих решений, способность к креативно-личностному саморазвитию, эффективность и оптимальность креативно-личностного развития, рефлексивная саморегуляция.

Разработанные критерии и показатели позволили обосновать и описать три уровня креативно-личностного развития: высокий, средний и низкий.

Разработана акмеологическая модель креативно-личностного развития, которая является совокупностью структурных и функциональных компонентов с учётом существующих между ними взаимосвязей и отношений.

Структурные компоненты креативно-личностного представлены в виде блоков: диагностический, целевой, содержательный, операцинальный и оценочный блоки.

Функциональные компоненты обусловливаются деятельность руководителя по решению нестандартных управленческих задач и включают: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, операционный, рефлексивный компоненты.

Раскрыты основные акмеологические условия, среди которых: востребованность руководителей, умеющих решать нестандартные задачисоциально-психологические особенности организацииуправление профессиональной творческой деятельностью внутри организацииинтеграция творческой деятельности руководителя и коллективаорганизация креативной среды в процессе обученияобогащение теоретических знаний о структуре креативности, методах её развития, этапах креативного процессавключение в совместную педагогическую деятельностьопыт решения творческих задач в практической деятельностиличная, эмоциональная заинтересованность в продуктивной управленческой деятельностистремление к самообразованию и саморазвитию личности.

Факторы носят как объективный, субъективный характер, так и субъективно-объективный характер. Объективными акмеологическими факторами являются: психологические особенности управленческой деятельностизависимость креативности от характера и структуры деятельностиособенности взаимовлияний социальной среды и личности. Субъективными акмеологическими факторами являются: фактор мотивации 1феативно-личностного развития, который включает мотивацию достижения, внутренний локус оценивания, ценностные ориентации на творческое саморазвитие, стремление к самореализации потенциала в процессе креативно-личностного развития, широкий спектр интересов, творческую позицию, потребность в самореализации направленность на творческое решение поставленных перед руководителем задачэмоционально-волевой фактор включает следующие характеристики: удовлетворённость креативно-личностным развитием, удовольствие от творческого процесса, отношение к миру, отношение к себе, позитивная оценка творческого продукта, эстетические эмоциикогнитивный фактор включает следующие характеристики: повышение уровня знаний о сущности креативности, особенности мышления (дивергентность, ассоциативность, оперативность, оригинальность гибкость и т. д.) — фактор компетентности в решении творческих задачвключает следующие характеристики: компетентность в области теории и технологии творчества, профессиональный опыт решения творческих задач, общий уровень эрудиции. Объективно-субъективным акмеологическим фактором является целенаправленно созданная креативная среда дифференцированного обучения.

Разработана и апробирована дифференцированная акмеологическая технология, представляющая собой систему. организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, которые включают совокупность определённым образом упорядоченных форм, методов, средств и принципов обучения, учитывающих индивидуальные особенности и личностные качества человека тем самым, обеспечивая креативно-личностное развитие управленческих кадров.

Все выдвинутые в диссертации гипотезы теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены.

Определены перспективы дальнейшего исследования, которые заключаются в совершенствование дифференцированной технологии креативно-личностного развития управленческих кадров, разработке новых обучающих модулей дифференцированной технологии креативно-личностного развития управленческих кадров, а так же в построении дифференцированной системы обучения направленной на креативно-личностное развитие и включающее в себя различные акмеологические технологии развития управленческих кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. -301 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1973. 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. -М.: Наука, 1977. 125 с.
  4. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -М: Пер-се, 2002. 304 с.
  5. Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972.-115 с.
  6. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии./Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 232с.
  7. Акмеология. Методические и методологические проблемы./ Под ред. Н. В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб.: СпбАА, 2000. -286с.
  8. Акмеология. Учебник./ Под общей ред. Деркача А. А. М.: РАГС, 2002. — 650 с.
  9. Л. Г. и др. Развитие и диагностика способностей/Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 177 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. -288 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  12. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982, кн. 1. 318 е., кн. 2 — 294 с.
  13. З.Андреев В. И. Эвристика для развития творчества и саморазвития. Казань.: Изд. Казан, ун-та, 1992. — 256 с.
  14. Н.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс. Учебное пособие. Казань.: Изд. Казан, ун-та, 1996. — 126 с.
  15. О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. -М.: РАГС, 1998. 772 с.
  16. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. — 352 с.
  17. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М-Новгород, 1995. — 272 с.
  18. В.Г. Мотивация профессиональной деятельности государственных служащих / Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1998. — С. 8−29.
  19. Г. С. Диалектика творчества. М. Наука, 1984. — 268 с.
  20. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обученияI
  21. Общедидактический аспект) /-М.: Педагогика, 1977. 256 с.
  22. Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых. Автореф. дис. докт. психолог, наук. — Санкт-Петербург, 2005. 35 с.
  23. Н.А. Смысл творчества. М.: «Фолио», 2004. — 680 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии /- М.: Педагогика, 1989.- 218с.
  25. В.М. Избранные труды по психологии личности. СПб. Питер, 1999.-460 с.
  26. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал, 1995. -Т. — 16, № 5. — с.25−27
  27. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблеме творчества. // Вопросы психологии, 1999, — № 2. — с. 18−22
  28. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Acdemia, 2002. — 320 с.
  29. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта Наука, 1998.- 167 с.
  30. А.А., Рудкевич JI. А. Как становятся великими и выдающимися М.: Институт психотерапии, 2002. — 287 с.
  31. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб. Питер, 2000. — 367 с.
  32. А. А. Проблемы способностей в советской психологии/ Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии. Отв. ред. А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин-М.: НИИОП, 1984. 144 с.
  33. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология// Синергетика, философия, культура. Под ред. Бранского В. П. М., 2001. — с. 213 — 220.
  34. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самореализации индивидуума и социума. -СПб.: Питер, 2001. 159 с.
  35. А. В. Проблемы психологии субъекта. -М.: РАН Ин-т психологии 1994. 108 с.
  36. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: изд-во ин-та психологии РАН, 1998.-204 с.
  37. А. А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / — М.: Знание, 1987. -110 с.
  38. Н.Ф. Становление креативной акмеологии как новой отрасли знаний. // Акмеология 2000.— сб. научн. трудов. — вып. 5. СПб., 2000.-с. 46−54
  39. А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Из-во «Институт психологии РАН», 2004. -270 с.
  40. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. /Пер. с англ. -М.: Мысль, 1996. 269 с.
  41. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сборник переводов./ Под ред. A.M. Матюшкина. — М. Наука, 1965.-с. 63
  42. С.В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 352 с.
  43. JI. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Роспедагенство, 1995. — 44 с.
  44. Э. А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей, 1993. -306 с. I
  45. Э.А. Комплексные исследования способностей. // Вопр. психологии,-1986.- № 5.-с. 15−20.
  46. Р.Т. Эвристические диалоги в профессионально творческом саморазвитии студентов технических вузов. Автореф. дис. доктора пед. наук. Казань. 2004. 43 с.
  47. А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1997. -299 с.
  48. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва-Воронеж, 2004. 690 с.
  49. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М. РАГС, 1999. — с. 392
  50. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. — М.: РАГС, 2000. 536 с.
  51. А. А. Перелыгина Е.Б. Социально-психологическая концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. Монография. М.:Интеллект-Центро, 2003.• 144 с.
  52. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993. 32 с.
  53. А. А. Зазыкин В.Г. Акмеология. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  54. А. А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности деятельности кадров госслужбы// Психология профессионаьной деятельности кадров ' госслужбы./ Под ред. А. А. Деркача.-М.: Изд-во РАГС, 1996. 28 с.
  55. А.А., Лазаренко B.C. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. Луганск: Шлях, 1998. -175 с.
  56. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999. — 96 с.
  57. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. — 148 с.
  58. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М. РАГС, 2000. — с. 156.
  59. А. А., Ситников А. П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. / Ред. А. А. Деркач, Е. А. Яблокова -М.: РАГС, 1996.-426 с.
  60. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Наука, 1969.-230 с.
  61. И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психолог, наук. — М., 2002. — 24с.
  62. В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. Дис. доктора психол. наук. -М, 1989.-548 с.
  63. В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000.-368 с.
  64. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., Из-во «Институт психологии РАН», 1996. — 180 с.
  65. Дулепова-Менейлюк О. Ю. Развитие профессионального ' мышления у государственных служащих: Дис. канд. психолог, наук. М., 2003. — 230с.
  66. В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления// Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я. А. Пономорёва. -М.: Наука, 1983. с. 33
  67. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М. Наука, 1982. — 230с.
  68. Исследование проблем психологии творчества./ Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 350 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного описания) М. Наука, 1974 — 137с.
  70. С.В. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической и биологической защиты. Дис. доктора псих. наук. — М., 2000 480 с.
  71. О.Н. Креативность личности лидера, как фактор интеграции малой группы: Автореф. дис. канд. псих. наук. 2004. -24 с.
  72. А.В. Психология принятия управленческих решений. М. РАГС, 1998.-180с.
  73. JI. И. Госслужащий как субъект профессиональной деятельности/ЛТсихология профессиональной деятельности кадров государственной службы. Под ред. А. А. Деркача -М.: РАГС, 1997.-С. 3−20.
  74. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Науч.- практ. пособие. М.: Дело, 2000. — 224 с.
  75. Е. А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. -400 с.
  76. В.В. Психологические тесты таланта. — Харьков.: Ук. книга. 1996. -248с.
  77. А. Г., Мясищев В.Н, Психические особенности человека. В 2-х томах. Т. 1 «Способности». — Л.: ЛГУ, 1960. — 420с.
  78. А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1965. — 450с.
  79. В.Н. Проблема креативности личности// Психология творчества. Под ред. В. П. Зинченко. М. Наука, 1999. — С. 131 — 148.
  80. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. — М.: РАГС. 1996.-115с.
  81. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ /-М.: Педагогика, 1977.-264с.
  82. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для спуд, и асп.гуман.ун-тов СПб.: ГУП, 2001. — 148с. I
  83. Р.Л. Если вы руководитель. — М. Дело, — 381 с.
  84. Э., Смит Л. Эффективный тренинг. — Спб.: Питер, 2002.-214с.
  85. Крутецкий В А. Педагогические способности, их структура и условия развития/Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогических институтах. — Метод. Рекомендации / под ред. В. А. Сластенина и др. М.: МГПИ, 1980.-287с.
  86. В. А. Проблема формирования и развития способностей. // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — с.21−24
  87. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
  88. Н. В. Предмет акмеологии. СПб, 1995. — 88 с.9б.Кузнецов С. В. Формирование рефлексивных приёмов• саморегуляции практического мышления кадров гос. службы. Дис. канд. псих. наук. М. 1995. — 280 с.
  89. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Л.: ЛГУ, 1980. — 140 с.
  90. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельностью командира полка. — М.: РВСН, 1994.-242 с.
  91. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. доктора, псих. наук. М. 1995. — 460 с.
  92. А.Н. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1975.-239с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука. -1999−430 с.
  94. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  95. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  96. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М.: ИНИОН, 1979.— 268с.
  97. В.А. Акмеологические особенности развития профессионального творчества руководителя. Дис. кандидата, псих. наук. М. 2004. — 290 с.
  98. В.А. Государственный служащий современного типа. -М. РАГС, 1995. -130 с.
  99. В.Н. Математические методы в психологии. М.: РАГС, 2003.-96 с.
  100. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. — 264с.
  101. А.К. Акме в профессиональном развитии человека/ Акмеология. Под ред. А. А. Деркача. М. РАГС, 2002. — С. 304 317.
  102. А. К. Психология профессионализма. -М. «Знание», 1996.-308 с.
  103. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 101 с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения — М. Народное образование, 1990.- 192с.
  105. А.Н. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. — М. Просвещение, 1993. — 312с.
  106. А.Н. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности. // Вопросы психологии, 1982. № 4. — С.23−25I
  107. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления, Минск.: Наука, 2000, — 432 с.
  108. Методы эффективного обучения взрослых: Учеб. метод, пособие/ Аксёнова Е. А., Базаров Т. Ю., Лукьянова Н. Ф. и др., Воронеж, ВГУ 1999. — 154 с.
  109. Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности в креативно-акцентных системах обучения: Монография. Воронеж ин-т МВД России. Из-во ВГУ, 2003. -128с.
  110. А.В. Деловая психология. Курс лекций- Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. — 560с.
  111. Г. С., Мурадян В. А. Продуктивность управленческой деятельности руководителя. Монография. М.: Народное образование, 2002 — 154с.
  112. А. В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. -М.: Мысль, 1983. 260 с.
  113. В.Н. Психология отношений. М. Наука, 1995,356с.
  114. В.И. Системная конфликтология. Воронеж: Из-во «Кварта», 2001. -145с.
  115. Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: Мысль. 2001. -940с.
  116. Общая и прикладная акмеология. В 2-х томах. / Под общ. ред. А. А. Деркача. Т.2 М.: РАГС, 2001. — 225с.
  117. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. — М.: Высшая школа, 1984. 230с.
  118. А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих Дис. доктора псих. наук. -М. 1999.-480с.
  119. В. Д. Твои возможности, человек! 6-е изд. -М.: Знание, 1993.-285 с.
  120. Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия, содержание и пути развития. Дис. доктора психолог, наук. М. 2003. — 490с.
  121. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов//Автореферат дис. кандидата псих, наук 1993.-22с.
  122. В. А. Способности и труд. М. Наука, 1966. -340с.
  123. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг-М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  124. К.К. О системе психологии. К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-360с.
  125. К. К. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы философии. — 1960. — № 3. -С.18.
  126. К. К. Проблема способностей. М. Наука., 1972. -167с.
  127. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — ' 318с.
  128. Я.А. Психология творчества// Тенденции развития психологической науки. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1989. — 270 с.
  129. Я.А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач//I
  130. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я. А. Пономарёва. М., 1983. — 41 Ос.
  131. Я.А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества. // Вопросы психологии. 1982, -№ 5.-С. 13−16
  132. Л.М. Инициатива в общении и творчестве. — Казань.: КГУ, 1983. -120с.
  133. Проблема способностей. /Отв. ред. Мясищев В.Н. М. Наука, 1962.-230с.
  134. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.,"Речь" 2001. — 256 с.
  135. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. /Отв. ред. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. М.: РАГС, 1998. — 198 с.
  136. ИЗ. Психология человека от рождения до смерти. Полный курспсихологии развития. Под ред. А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 416 с.
  137. Психология творчества общая, дифференциальная и прикладная. / Отв. ред. Пономарев Я. А. — М.: Наука, 1990. — 315с.
  138. Психология художественного творчества. Минск, Под ред. А. Н. Матюшкина. 1999. — 235с.
  139. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. / Ред. А. А. Деркач -М.: РАГС, 1997. 237с.
  140. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М., 1967.-113с.
  141. Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. -М.: Наука, 1991. 181 с.
  142. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика. /Под. ред. Деркача А. А. М.: РАГС, 1998.-300с.
  143. Развитие и саморазвитие личности Сборник / Под ред. А. А. Деркача, РАГС 2004 312с.
  144. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Дело, 1997. 144 с.
  145. И.М. Исследование эвристической деятельности и их значение для понимания творчества. — М.: Наука, 1969. — 216 с.
  146. Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  147. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.:Дело., 1990. — 211с.
  148. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720с.
  149. С.JI. Принципы и пути развития психологии. — М.: АН СССР, 1959. 356 с.
  150. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. // Вопросы психологии, 1984. -№ 4. с. 101−107.
  151. С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы психологии 1960. № 3,. -С. 3−15.
  152. С. Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса//Советская психотехника, 1934, Т VII, № 1. С.26
  153. В.В. Диагностика сформированное&trade- умения решать экспериментально-практические задачи. М.: Наука, 1983. — 220с.
  154. Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих. Дис. доктора психолог, наук. — М. 2005. 480с.
  155. Семененко С.В. .Акмеологический подход в. изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности.'— М.: РАГС, 2001. 50 с.
  156. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Дело, 1990. — 218с.
  157. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  158. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. М.: ООО «Связь-Принт» 2000, — 272 с.
  159. В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368с.
  160. А.П. Социально-психологический тренинг, как . средство повышения психологической готовности кпрофессиональной деятельности. Дис. канд.психол. наук в форме>научного доклада. М,. 1992 315с.
  161. Словарь философских терминов. / Под ред. В. Г. Кузнецова. М.: Инфа 2004. 820с.
  162. С. Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических . подходов к проблеме формирования творческого мышления//Философско-методологические аспекты гуманитарных наук./ Под ред. Семёнова И. Н. -М.: АН СССР, 1982. С. 69−72.
  163. С. Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. Я. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. 63 с.
  164. В.Н. Психологические механизмы актуализации и блокирования управленческих решений (опыт системного описания и конкретного исследования). — Архангельск, Наука2002.-118 с.
  165. Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Аллетейя, 2000. — 288с.
  166. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. Дис. доктора психолог, наук. М., 2003.-516с.
  167. Р. Е. Файн В.М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 23
  168. .М. Психология индивидуальных различий// Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1, Раздел 1. — М.: Педагогика, 1985. — 318с.
  169. . М. Психология музыкальных способностей. -М.: АПН РСФСР, 1947. 335 с.
  170. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды. Под ред. М. Г. Ярошевского. М. — Воронеж, 1998. — 415с.
  171. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 237с.
  172. Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: СПбУПМ, 1997.-25с.
  173. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576с.
  174. JI. Интеллектуальные уровни решения// Инженерная психология. Под ред. В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова. М.:
  175. Прогресс, 1964. С. 131 — 160. t
  176. Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. М.: Мысль, 1983. — 124с.
  177. JI.M. Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М. 1985, С 16. -215с.
  178. Д.Ф. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  179. Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Наука. 1977.-513с.
  180. Холодная М. А, Психология интеллекта. 2 изд. — СПб.: Питер, 2000. — 272 с.
  181. М.Н. Мотивация когнитивного развития личности. Автореф. доктора психолог, наук. Новосибирск — 2005. — 42с.
  182. Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие -М.: Изд-во МГТА, 2001. — 300с.
  183. Т.В. Психологическая поддержка в образовании: Монография. М: Изд. дом «МПА-Пресс», 2003 408с.
  184. .Н. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 23 с.
  185. В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. -180с.
  186. В.Д. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М. МГУ, 1998. — 118с.
  187. В. М. Управленческая психология. М. Дело, 1989.246 с.
  188. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. JL: Наука, 1966.-301с.
  189. B.C. Что же такое одарённость? // Магистр. -1992. 120с.
  190. Е.А. Акме как феномен развития группы, общности. // Акмеология. 2002. — № 1. — С. 6 — 10.
  191. Barron F. Creative Person and creative Process. — N.Y., 1969. p.165
  192. Davis G. Creativity is for ever. N. Y. 1981. p.217
  193. Guilford J.P. Way beyond the JQ. Bufallo. — N.Y.: Creative Education Foundation, 1977. p. 315
  194. Mednick S.A. The Accociate Basic of the Creative Process. -Psychological Review, v. 69, № 3, 1962. p. 125
  195. Mednick S.A., Mednick M. Interpretation of the Creative Process. In «Widening Horisons in Creativity». — N.Y., 1964. p.98
  196. Osborn A.F. Applied imagination: Principles and procedures of creative problem solving. -N.Y.: Scribner’s, 1963. IX. p. 239
  197. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton., N.Y., 1966. p. 312
Заполнить форму текущей работой