Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика оценки качества подготовки специалистов в военно-экономическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Радикальные преобразования, которые происходят в последние годы в политической и экономической жизни России, выдвинули на первый план необходимость выработки новых требований к офицерским кадрам, их профессиональной подготовке. Происходящий пересмотр ранее существовавших подходов к обороноспособности страны и Вооруженным Силам привел к тому, что резко возросла потребность в специалистах, имеющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Оценка качества подготовки военных специалистов как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность оценки качества подготовки специалистов
    • 1. 2. Особенности оценки качества профессиональной подготовки военных специалистов-экономистов
    • 1. 3. Классификация оценок качества подготовки специалистов
  • Глава 2. Опыт оценки качества подготовки военных специалистов
    • 2. 1. Оценка профессиональной пригодности абитуриентов военных учебных заведений
    • 2. 2. Оценка качества процесса подготовки курсантов с помощью математико-статистических методов анализа
    • 2. 3. Оценка качества подготовленности военных специалистов финансово-экономической службы с помощью матричного метода

Динамика оценки качества подготовки специалистов в военно-экономическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные преобразования, которые происходят в последние годы в политической и экономической жизни России, выдвинули на первый план необходимость выработки новых требований к офицерским кадрам, их профессиональной подготовке. Происходящий пересмотр ранее существовавших подходов к обороноспособности страны и Вооруженным Силам привел к тому, что резко возросла потребность в специалистах, имеющих широкий военно-политический кругозор, глубокие военные, военно-технические и экономические знания. Современные офицеры должны уметь гибко и творчески мыслить, быть способными не только традиционно руководить подчиненными, но и сами активно участвовать в разработке проблем военной политики. От офицеров-экономистов новое время потребовало глубоких знаний в широком объеме многих категорий экономики и финансов, учитывающих все многообразие условий и обстановки.

Качество подготовки выпускника можно представить совокупностью умений и навыков, полученных им в ходе образовательного процесса и вос-требуемых обществом и личностью. Принципиальное значение имеют выработка эффективных методов оценки потенциальных способностей, прогнозирование результатов деятельности обучаемых, качества подготовки и подготовленности военных финансистов. Потребности науки и практики в поиске путей совершенствования подготовки офицерских кадров, адекватной новой социально-политической ситуации в нашей стране, цели и задачи военной реформы в Российской Федерации и определили актуальность исследования.

Неполнота, ограниченность, несориентированность оценочного механизма на психофизиологические возможности обучаемых различных возрастных групп являются существенными недостатками традиционной системы оценивания. Кроме того, не сформирована единая, общепринятая система показателей оценки качества подготовки специалистов, нет четкого представления о том, какими объективными критериями должна обладать эта система, не определены факторы и степень их влияния на достоверность оценки подготовленности выпускников.

Известный вклад в разработку теории и практики подготовки офицеров внесли исследования военных ученых A.B. Барабанщикова, И. В. Биочинского,.

A.M. Воробьева, В. В. Гончарова, В. В. Дударева, Г. Е. Лесвика, И. А. Липского,.

B.П.Натарова, В. Ф. Перевалова, А. П. Ситникова, H.A. Скока и др.

О качестве подготовки, о проблемах оценки качества подготовки в системе образования говорится в работах В. Г. Ананьева, C.B. Арженовского, В. П. Беспалько, Г. Ю. Ксензовой, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. Но подготовка курсантов в военно-экономическом вузе имеет свою специфику, которая не отражена в работах вышеназванных авторов. Не дается ответ на вопрос: как правильно осуществить оценочную деятельность с целью получения наиболее достоверной информации о качестве подготовки офицеров-экономистов? При этом очевидно, что и качество подготовки специалистов как объективно существующий параметр, и его оценка в виде совокупности показателей могут со временем изменяться.

Возникло противоречие между необходимостью оценки качества подготовки военных экономистов и неразработанностью критериев и методик оценки качества их подготовки.

Данное противоречие определило проблему исследования: как оценивать качество подготовки специалистов, адекватной требованиям реформирования Вооруженных Сил?

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методик поэтапной оценки качества подготовки специалистов.

Объектом исследования является подготовка специалистов военно-экономического вуза.

Предмет исследования — оценка качества подготовки специалистов военно-экономического вуза.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что оценка качества подготовки специалистов военно-экономического вуза является эффективным средством их профессионального развития, если осуществляется поэтапная оценка качества подготовки курсантов, включающая: I этап — профессиональную пригодность абитуриентовII этап — учебную деятельность курсантовIII этап — профессиональную деятельность офицера-экономистапри этом на каждом этапе определяются соответствующие критерии и показатели, зависящие от целей и задач подготовки военных специалистов.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— уточнить понятие «оценка качества подготовки военного специалиста»;

— выявить особенности оценки подготовки курсантов военных вузов;

— классифицировать оценки качества подготовки военных специалистов;

— определить систему показателей качества подготовки специалистов на различных этапах;

— разработать методики оценки качества подготовки военных специалистов-экономистов на каждом этапе их обучения.

Теоретико-методологической основой исследования, стали: теория лич-ностно-деятельностного подхода к подготовке военных кадров (Б.Г.Ананьев,.

A.B. Барабанщиков, Л. Ф. Железняк, Е. Ф. Осипенко, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи ученых, разрабатывающих проблемы качества подготовки и его оценки (Б.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. Ш. Копелев, В. М. Полонский, М. М. Поташник и др.) — исследования, в которых раскрываются особенности деятельности профессиональных школ в новых условиях (В.В. Бондарь, Г. А. Давыдов, С. П. Желтобрюх, В. П. Завойстый, A.M. Лебедев. М. И. Рожков,.

B.Д. Фетисов, В. А. Юрлов и др.) — современные концепции социализации (В.В.Волохов, Б. З. Вульфов, A.B. Мудрик, М.И. Рожков) — теории педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, Н. Ф. Радионова и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, социологической, военно-специальной и педагогической литературы, моделированиеэмпирические — изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетированиеметоды математической статистики — группировка, динамика, корреляционно-регрессионный анализ.

Расчеты выполнены на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «АРМ-СТАТ».

Исследования строились с учетом содержания нормативных документов по реформированию высшего военного образования.

База исследования. Основной базой исследования стал Ярославский филиал Военного финансово-экономического университета. Базой исследования были также Костромской филиал Военного университета радиационно-химической и биологической защиты, Ярославский зенитный ракетный институт противовоздушной обороны.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов в период с 1997 по 2002 год.

На первом этапе осуществлялось изучение педагогической и учебно-методологической литературы по проблеме исследования, анализировалось состояние исследуемой проблемы в вузовской практике. На этом этапе была определена гипотеза исследования, разработана методика исследования, позволяющая проверить выдвинутую гипотезу.

На втором этапе уточнялась трактовка понятия «оценка качества подготовки военного специалиста», разрабатывались основные направления работы с целью проверки системы основных показателей и критериев оценки качества подготовки.

На третьем этапе были обобщены результаты, полученные в ходе исследования оценки качества подготовки специалистов в военно-экономическом вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на современные теоретические положения исследуемой проблемы, разнообразием и взаимосвязью теоретических, эмпирических, математико-статистических методов исследования, адекватных целям, задачам, гипотезе, многоаспектностью опытно-экспериментальной работы, достаточно репрезентативной выборкой и математической обработкой полученных результатов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что.

— выявлены особенности оценки качества подготовки специалистов в военных вузах;

— разработана модель поэтапной оценки качества подготовки военных специалистов;

— определена система показателей качества подготовки специалистов на разных этапах подготовки курсантов;

— обоснованы и предложены методики оценки профессиональной пригодности абитуриентов, учебной деятельности курсантов, подготовленности специалистов финансово-экономической службы.

Теоретическая, значимость диссертационного исследования заключается в рассмотрении разных подходов к понятию «оценка качества подготовки», уточнении понятия «оценка качества подготовки военных специалистов», классификации оценочных шкал и выделении основных форм и видов оценки.

Практическая, значимость состоит в том, что разработанная автором методика поэтапной оценки позволяет оценить качество подготовки военных специалистов на различных этапах их деятельности. В диссертации представлены методика, позволяющая выяснить влияние различных факторов на качество подготовки (корреляционно-регрессионный анализ), методика проверки подготовленности военных специалистов-экономистов (матричный метод), даны показатели, характеризующие качества, присущие военным экономистам, и методика их расчета.

На защиту выносятся:

1. Особенности оценки качества подготовки специалиста в военном вузе, которые обусловлены изолированностью обучения курсантов в течение 4−5 лет, авторитарным стилем взаимодействия преподавателей и обучаемых, наличием жестких стандартов и требований к режиму и подготовке специалистов военного вуза и харастеризуются оперативностью, регламентированностью, поэтапностью и опера-циональностью.

2. Модель оценки качества подготовки военного экономиста, которая предусматривает следующие этапы и соответствующие им показатели:

I этап — оценка профессиональной пригодности абитуриентов, учитывающая количественные показатели (общекатегорийный процент случаев совпадения прогноза с результатами обучения, внутрикатегорийный процент случаев совпадения прогноза с результатами обучения и др.);

II этап — оценка учебной деятельности курсанта, на основе статистических показателей (средние, показатели вариации, коэффициент конкордации Кэндела) количественных показателей (количество нарядов в месяц, занятия вне самоподготовки и др.);

III этап — оценка профессиональной деятельности офицера-экономиста, которая осуществляется с учетом качественных показателей (качество финансового планирования, качество финансового учета и отчетности и др.).

3. Методики оценки качества подготовки военных специалистов-экономистов на каждом этапе их профессионального становления: методика расчета основных количественных показателей профессионально-психологического отбора, корреляционно-регрессионный анализ, матричный метод.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения теоретических положений на научно-практических конференциях различного уровня, теоретических семинарах и заседаниях кафедры, в процессе проведения практических занятий в ЯФВФЭУ, а также через научные статьи. По теме диссертации имеются 7 публикаций.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы по второй главе.

В зависимости от этапа профессионального становления специалиста, происходит изменение подходов к оценке качества его подготовки.

1. Правильная оценка профпригодности абитуриентов может служить основой для дальнейшей качественной подготовки будущих военных специалистов. Проведенное исследование показало: большая часть курсантов имеет средний уровень военно-профессиональной ориентации, который повышается с годами обучения. Значительный процент курсантов пятого курса (80%) имеет высокий уровень профессиональной ориентации. Это связано с тем, что на старших курсах курсанты проходят войсковую практику в воинских частях и приобретают навыки практической деятельности;

— большая часть курсантов имеет нормальный уровень адаптации в учебе и в службе и этот уровень остается стабильным в динамике;

— достаточно большой процент курсантов имели при поступлении средний уровень профессионально-важных качеств (ПВК), но в процессе обучения, уже к III курсу, более половины курсантов стали иметь высокий уровень ПВК, а на пятом курсе процент курсантов с таким уровнем составил 68%. Это говорит о том, что в процессе подготовки у курсантов произошло развитие профессионально-важных качеств.

— существует корреляционная зависимость отчисляемых курсантов по недисциплинированности с их успешностью обучения;

— наибольшее количество отчислений по различным причинам приходится на третий курс;

— определенное количество курсантов на каждом курсе отчисляют за неуспеваемости, что имеет прямую связь с эффективностью мероприятий профотбора абитуриентов.

Эффективность программы профессионального психологического отбора в целом может быть оценена важностью, надежностью и полезностью применяемых психологических методик, а также достоверностью статистических критериев оценки профпригодности, заложенных в математическую модель обработки и анализа данных, высокое значение которых характеризует начальный этап дальнейшей качественной подготовки военных специалистов.

2. Оценивая качество подготовки курсантов в процессе обучения можно сделать следующие выводы: на качество подготовки курсантов влияют факторы:

— отвлечение от самоподготовки;

— процент обеспеченности взвода литературой;

— отвлечение на хозяйственные работы;

— отношение преподавателей и командиров к курсантам;

— настроение курсантов;

— отсутствие навыков самостоятельной работы.

Исследование показало, что.

1) существует общая тенденция к повышению интереса, а также требовательности к преподаванию изучаемых дисциплин;

2) сферы интересов не зависят от возраста и полученного ранее образования, но зависят от возможности применения полученных знаний в будущей работе;

3) успешность изучения дисциплин зависят от сфер интереса курсантов;

4) от интереса курсантов к изучаемым дисциплинам зависят и затраты времени на их изучение.

3. Применение в работе математико-статистических методов позволило выявить то, что.

— незначительное, но отрицательное влияние на успеваемость имеют наряды;

— большое значение на успеваемость оказывает школьная подготовка;

— среднюю и положительную связь с успеваемостью имеют факторы, оценивающие время, отведенное курсантами на подготовку к занятиям на самоподготовке и вне ее. Курсантам, затратившим максимальное количество времени на самоподготовке, не нужно тратить много времени на дополнительные занятия. Курсанты, имеющие более высокий средний балл успеваемости в школе, больше по сравнению с другими курсантами заняты на самоподготовке. Курсанты, имеющие в школе хорошие результаты в учебе, меньше тратят времени на подготовку к занятиям вне самоподготовки. Плохо успевающие, не умеющие самостоятельно работать доучивают материал в часы отдыха.

— курсанты, имеющие хорошую физическую подготовку много времени уделяют своему физическому совершенству, но, к сожалению, в ущерб учебным занятиям. Курсанты, не имеющие высоких спортивных результатов, отдают свои силы на изучение учебных предметов.

4. С помощью матричного моделирования можно проводить оценку деловых качеств офицера-финансиста, которую целесообразно считать оценкой качества подготовленности военных специалистов. Эта же методика может быть использована для прогнозирования общей пригодности офицера к руководству финансовым отделом военной части.

Заключение

.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Оценка качества подготовки специалиста является сложной и многоплановой проблемой, связанной с эффективностью обучения и решения трех основных вопросов: с какой целью оценивать, что оценивать в первую очередь и как обеспечить объективность оценки. В традиционной вузовской методике недостаточно полно отражен вопрос оценки качества подготовки офицеров-экономистов, которая имеет свою специфику и актуальность в связи с реформированием Вооруженных Сил.

Приобретение военного профессионализма — это сложный и длительный процесс. Формирование профессиональных качеств происходит постепенно, что учитывается при оценке качества подготовки специалиста. Важно определить критерии и показатели эффективности развития этих качеств на каждом этапе его подготовки с выставлением текущих, промежуточных и итоговых оценок.

Уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава определяет степень включенности курсанта в процесс учения и вырабатывает умение формировать у него способность осуществлять оценочную функцию и готовность к самооценке. Самооценка позволяет осмыслить курсанту сильные стороны своей работы и выстроить собственную программу последующей деятельности.

2. Особенности подготовки курсантов военных вузов мы рассмотрели на модели оценки качества подготовки военного специалиста.

Оценка качества подготовки военного специалиста характеризуется поэтапностью, операциональностью, регламентированностью и оперативностью, и ее особенности обусловлены изолированностью обучения курсантов в течение 4−5 лет, авторитарным стилем отношений преподавателей и обучаемых, наличием жестких стандартов и требований к режиму и подготовке специалистов военного вуза.

3. На основе проведенного исследования выделены три этапа оценки качества подготовки курсантов:

I этап — оценка учебной деятельности как прогноз, где проводится анализ состояния исходного уровня знаний абитуриентов, чтобы определить методы дальнейшей работы преподавателей. На этом этапе необходимо учитывать возрастные, социальные и психологические особенности поступающих и исследовать уровень военно-профессиональной ориентации курсантов, их адаптации к учебе и службе, сформированности профессионально-важных качеств.

Основное значение имеет правильная оценка профпригодности поступающих в военный вуз и, следовательно, эффективность программ профессионально-психологического отбора.

Эффективность программы ППО в целом может быть оценена важностью, надежностью и полезностью применяемых психологических методик, а также достоверностью статистических критериев оценки профпригодности, заложенных в математическую модель обработки и анализа данных.

II этап — оценка учебной деятельности как процесса. На этом этапе анализируются итоги обучения и определяются факторы, влияющие на качество подготовки курсантов в процессе их учебной деятельности в стенах вуза. Тем самым устанавливаются результаты работы преподавателей с помощью метода экспертных оценок и корреляционно-регрессионного анализа. Построив регрессионную модель, можно с полным основанием отнести ее к достаточно надежному инструменту прогнозирования успеваемости курсантов. Главное в модели — социально-экономическое обоснование подбора факторов, тщательный анализ зависимости показателей и обоснованная интерпретация полученных результатов.

Выявлены в результате анализа следующие факторы, влияющие на качество подготовки:

— отвлечение от самоподготовки;

— процент обеспеченности взвода литературой;

— отвлечение на хозяйственные работы;

— отношение преподавателей и командиров к курсантам;

— настроение курсантов;

— отсутствие навыков самостоятельной работы.

Установлено, что значительная часть курсантов пятого курса (80%) имеет высокий уровень профессиональной ориентации. Это связано с тем, что на старших курсах курсанты проходят войсковую практику в воинских частях и приобретают навыки практической деятельности.

В ходе анализа учебной деятельности курсантов сделаны следующие выводы:

— большая часть курсантов имеет нормальный уровень адаптации в учебе и в службе и этот уровень остается стабильным в динамике;

— в процессе подготовки у курсантов произошло развитие профессионально-важных качеств;

— существует общая тенденция к повышению интереса, а также требовательности к преподаванию изучаемых дисциплин;

— сферы интересов курсантов не зависят от возраста и полученного ранее образования, но зависят от возможности применения полученных знаний в будущей работе;

— наибольшее количество отчисления по различным причинам приходится на третий курс;

— курсанты, имеющие хорошую физическую подготовку много времени уделяют своему физическому совершенству, но, к сожалению, в ущерб учебным занятиям. Курсанты, не имеющие высоких спортивных результатов, отдают свои силы на изучение учебных предметов.

III этап — оценка учебной деятельности как результат. На основе анализа отзывов на выпускников университета, определены качества, которыми должны обладать офицеры финансовой службы, что позволяет оценить общую пригодность офицера к руководству финансовым отделом воинской части. Тем самым можно определить востребованность результатов обучения на практике и выяснить целесообразность самого обучения.

4. Для проведения поэтапной оценки качества подготовки определена система показателей качества подготовки на каждом этапе, которая отражает состояние прогноза обучения, процесса обучения и результата обучения. Все показатели системы профессионально-педагогического отбора (ППО), можно разделить на три группы: медицинские, психологические (успешность, общественно-политическая активность и т. д.) и социально-экономические (затраты на профессиональную подготовку, экономический ущерб от обучения профессионально-непригодных лиц и т. д.). Эффективность мероприятий ППО характеризуется как количественными (показатели по критерию успешностью обучения, показатель абсолютной точности прогноза профпригодности), так и качественными (характер, темперамент) показателями. Среди показателей процессуального критерия выделены показатели, имеющие количественное выражение: количество нарядов в месяц, успеваемость в школе и т. д. Показатели результативного критерия — это показатели и критерии эффективности работы начальника финансовой службы. Их можно разделить на: обобщенные (качество финансового планирования, состояние внутреннего финансового контроля) и частные (реальность финансового планирования, количество внутренних проверочных комиссий за год и т. д.).

5. На каждом этапе разработана методика оценки качества подготовки. На первом этапе рассчитываются количественные показатели и изучается динамика уровня профессиональных качеств абитуриентов с целью определения дальнейших методов работы преподавателей и курсантов. На втором этапе используется корреляционно-регрессионный анализ, чтобы выявить факторы, влияющие на учебную деятельность. На третьем этапе с помощью матричного метода проводится оценка деловых качеств офицера. Эта же методика может быть предназначена для прогнозирования общей пригодности офицера к руководству финансовым отделом воинской части.

6. Оценочные шкалы можно разделить на два основных вида: количественные и порядковые.

В военных учебных заведениях количественные оценки применяются для комплексной оценки боевой выучки и слаженности подразделения, частей и соединений. Широко используются нормативно-балльные оценки как показатели результатов строевой, огневой, технической и специальной подготовки военнослужащих. Менее применимы в практике учебных заведений порядковые оценки, хотя они имеют важное значение в оценке подготовки специалистов, так как используются для сравнения одного и того же объекта (учебного заведения) с подобными другими. Классификация оценочных шкал позволяет систематизировать способы оценивания и методы, применяемые преподавателями.

Исследование показало целесообразность дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям: разработка и определение средств, стимулирующих самооценку курсантов, выявление педагогических условий оценки качества подготовки военных экономистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Наука, 1982.- 199 с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСИ. — 1989. — С. 10−12.
  3. В.Г., Гольцова И. Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С 40−42.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.- 297 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1982.- Т.2.-287 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. Спб.: Питер, 2001.-260 с.
  7. А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982.
  8. H.H. Тестовый контроль знаний и анализ качества тестовых вопросов // Высшая школа. Доклад Российской академии естественных наук. 1999. — № 1. — С. 159−165.
  9. C.B. Проблемы оценки экономической эффективности системы высшего образования // Изв. вузов Северо-Кавказский регион общественной науки. 1999. — № 4. — С. 82−85.
  10. А.Г., Королев М. Ф., Михеев В. И. Оценка уровня подготовки выпускников. М.: ИОШРАО, 1993. — 62 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  12. Атанасов, Бойко. С академическими традициями в будущее // Вестник финансовой академии. — 2000. — № 4. — С. 13−17.
  13. В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. Ярославль, 1997. — 61 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Школа, семья, общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  17. М. Модель образования на интеграционной основе. // Мое отечество. 1998. — № 1. — С. 54−60.
  18. В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий (в вузе) // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 90−96.
  19. Л.В., Важнова О. Г., Рожков М. И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта работы школы комплекса № 87 г. Ярославля. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997.-76 с.
  20. В.И. К формированию основ теории образовательных стандартов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. М., 1997.-С. 48−53.
  21. A.B. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 140 с.
  22. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов. -М.: Воениздат, 1962. 152 с.
  23. Л.Г. Методы прогнозирования экономических показателей. Ярославль, ЯВВФУ, 1993. — 35 с.
  24. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 10−17.
  25. В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 16−25.
  26. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  27. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. -391 с.
  28. .В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БЭС. 3-е изд. М., 1974. — Т.16. — С. 393−396.
  29. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСФ, 1959. — 347 с.
  30. В.В. Педагогические проблемы формирования и развития профессиональных качеств у курсантов военно-экономического вуза: Учебно-метоДическое пособие. Ярославль, 1997. — 11 с.
  31. Е.М. Психодиагностические методы в изучении формирования профессиональной пригодности // Психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс, 1981. — С. 8−13.
  32. О.Г. Проектирование педагогической деятельности школы-комплекса. Дис.. .канд. пед. наук.- Ярославль, 1999. 242 с.
  33. И.Г. Математические методы в демографии. М.: Статистика, 1971.-296 с.
  34. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. М.А. Основные критерии подготовленности выпускников пед. вузов к творческой деятельности // Вопросы философии, 1999.-№ 1.-С. 99−103.
  36. Внутришкольное управление / Под ред. A.M. Моисеева. М., 1998.
  37. Военно-экономический анализ / Под ред. С. Ф. Викулова. М.: Воен-издат, 2001.-С. 171−200.
  38. Вол охов A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методик): Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. — 270 с.
  39. А.Н. К вопросу о совершенствовании оценки знаний студентов // Тезисы докладов ежегодной мартовской международной научно-методической конференции «XXI век: новая модель специалиста-экономиста». М, 2ООО. -С. 13−16.
  40. Воспитательная система школы: аспект моделирования /Авт.-сост. Е.Н.Сте-панов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. Псков: ПОИПКРО, 1994.-93 с.
  41. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Изд-во «Магистр», 1995. — 112 с.
  42. Ю.А. Модель // Философская энциклопедия. М., 1964. — Т.З. — С.481 -483.
  43. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища шк., 1986. — 197 с.
  44. А.Г. Современный специалист финансово-банковского сектора экономики: вызов времени и задачи академического образования // Финансы и статистика. 1997. — № 1. — С. 11−15.
  45. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977. — 120 с.
  46. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. — 200 с.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. -М.: Русский язык, 1978 1980.
  48. И. Внутришкольный контроль за качеством знаний учащихся // Народное образование. 1992. — № 5/6. — С. 37−42.
  49. В. Алфавитный сборник законоположений и распоряжений, помещенных в циркулярах по С-Петербургскому учебному округу с 1883—1893 гг.. включительно. Спб., 1895. — С. 566−570.
  50. А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.: Владос, 1999.- 199 с.
  51. Директива заместителя Министра обороны по кадрам, № 207/11/112 от 22.03.88.- 15 с.
  52. В.Н. Записки военного финансиста. М.: Воениздат, 1987. -100 с.
  53. И.Ф., Петров В. П. «Профессиоцентрический и антропоцентрический» подходы к определению профессиональной пригодности. Сборник // Проблемы формирования профпригодности специалистов. -М., 1985.-С 35−39.
  54. Л.Ф. Военно-профессиональная сторона личности советского офицера. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 78 с.
  55. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дисс. канд. психолог, наук. -М, 1986.- 187 с.
  56. С.П., Завойстый В. П. Педагогическое мастерство преподавателя высшего военного учебного заведения. Ярославль, ЯВВ-ФУ, 1998.-С. 15−17.
  57. С.П., Завойстый В. П. Состояние и перспективы развития образования: Учебное пособие для преподавателей. Ярославль, ЯФВФЭУ, 2000.-С. 12−13,20−23.
  58. В.П. Характеристика профессионализма преподавателя высшего военного учебного заведения: Учебное пособие для преподавателей. Ярославль, ЯВВФУ, 1997. — С. 7−9.
  59. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  60. Закон Российской Федерации об образовании. М.: ИД «ИНФРА-М», — 2000. — 52 с.
  61. В.А. Усвоение и контроль знаний в высшей школе // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 154−158.
  62. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
  63. Измерение знаний при проведении массовых обследований. Метод рекомендации. М., 1984. — 22 с.
  64. Институциональная оценка: Стратегия качества. Доклад конференции ректоров европейских университетов // Aima mater. 1996. — № 1.- С. 31−35.-№ 2.-С. 28−31.
  65. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Б.и., 1993. -80 с.
  66. Р.Я., Зинченко В. Я., Гринберг И. И. Рейтинговый контроль в вузе // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 41−46.
  67. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — С. 94−95, 100−102.
  68. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978. -85 с.
  69. Качество контроля качество подготовки // Вестник высшей школы.- 1987. № 2. С. 32−39.
  70. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика / Под ред. H.A. Селезневой, А. И. Субетто. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 211 с.
  71. Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 49−51.
  72. Н. Российский «образовательный бум» не за горами // Человек и труд. 2000. — № 8. — С. 60−63.
  73. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М.: МО РФ, 1999. -57 с.
  74. Концепция управления качеством образования. Пермь, 1997. — 25 с.
  75. Э. Система комплексной оценки качества образования специалистов // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 72−78.
  76. Ю.В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 120 с.
  77. А.И., Панкратова Г. В., Шумянкова Н. В. Контроль знаний студентов: опыт организации // Социально-политический журнал. -1994.- № 9−12- 1995.-№ 1. С. 97−105.
  78. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. ML: Пед. о-во России, 2000. — 120 с.
  79. Ф.И., Кравцова И. М. Периодическая аттестация студентов в вузе: Пособие. Новочеркасск, 1973. — 69 с.
  80. Н.И. и др. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: к методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973. — С. 15−27.
  81. И.В. Специальность на всю жизнь. М.: Мысль, 1986. — С. 39−45.
  82. А.М. Военно-экономические потребности и проблемы их удовлетворения // Военная экономика. Ч. З. Ярославль, ЯВВФУ, 1990.-29с.
  83. А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 78−88.
  84. П. Экзамен на основе рейтинга // Народное образование. -1993.-№ 4.-С. 77−80.
  85. А.И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  86. В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента. М.: Мысль, 1986. — С. 7−18.
  87. .Ф. Системный подход к проблеме детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19−33.
  88. А.Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем // Школьные технологии. -1999.- № 5.-С. 84−115.
  89. В.П. Проверка и оценка знаний, навыков и умений или контроль за учебно-познавательной деятельностью обучаемых // Научно-методический сборник. Ярославль, 1994. — № 1. — 66 с.
  90. Методические рекомендации по военной психологии и педагогике: Для преподавательского состава и командиров подразделений курсантов ЯВВФУ. Ярославль, 1994. — 18 с.
  91. A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М., 1990.-С. 47−55.
  92. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 11. — С. 3 — 13.
  93. С.Б. Основы формирования будущего специалиста. -М.: Мысль, 1986.-С. 28−38.
  94. Ф. Основные начала финансовой науки: Пер. с итал. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1904. — 623 с.
  95. Образовательные стандарты высшего профессионального образования.-М., 2001.-29 с.
  96. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ. Приказ МО РФ № 10, 2000.
  97. О компьютерной технологии оценки качества знаний / В. Ж. Куклин,
  98. B.И.Мешалкин, В. Г. Новодонов, Б. А. Савельев // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 146−153.
  99. Об организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной, неполной средней и средней школе: Из пост. СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 3 сентября 1935 г. // Сборник руководящих материалов о школе. М., 1952. — С. 76−82.
  100. В.А., Заболотская И. А. Экспертные системы для диагностики обученности в математике // Математика в школе. 1994. — № 4.1. C. 22−25.
  101. Организация контроля знаний учащихся в обучении математики: Сборник статей. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  102. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 21 с.
  103. Основные положения и критерии оценки работы инновационных учебных заведений: Метод, материал. Волгоград: Перемена, 1992. -С. 13−28.
  104. Оценка качества подготовки специалистов / Под ред. В. Ш. Копелева, Г. П. Попова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 95 с.
  105. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Спб., 1998.- 49 с.
  106. И.С. Закон больших чисел и закономерности массового процесса. М.: Статистика, 1966. — 206 с.
  107. А.Н. Педагогические условия формирования качеств руководителя у курсантов военно-экономического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль: ГПУ, 1996. — 155 с.
  108. В.Ф. Интенсификация подготовки офицера к руководству подчиненными // Военная мысль. 1994. — № 3. — С. 10−13.
  109. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  110. И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х книгах. М.: Владос, 1999.
  111. В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  112. В.М. Объекты стандартизации в педагогике и народном образовании // Сов. педагогика. 1985. — № 7. — С. 52−56.
  113. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. С. 145.
  114. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. М.: Моск. ин-т развития образоват. систем, -1995.-78 с.
  115. М., Моисеев А. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. — № 7−8. — С. 167−177.
  116. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / Под ред. Х.Уэно. М.: Мир, 1989. — 220 с.
  117. Приказ МО РФ № 202 от 4 июля 1994 г. 20 с.
  118. Приказ Министра обороны РФ. № 277 от 30.05.2000. — 37 с.
  119. Приобретение знаний: Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю.Саэки. М.: Мир, 1990.-303 с.
  120. Проверка и оценка знаний в высшей школе / Под ред. Б. Г. Иоганзена, Н. И. Кувшинова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1969. — 201 с.
  121. Психологические методы оценки и прогнозирования профессиональной пригодности военнослужащих и гражданской молодежи к военной службе.-М.: МО СССР, 1985.-С. 14−17.
  122. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М.: Воениздат, 1988. — С. 43−45.
  123. В.М. Систему подготовки кадров на уровень современных требований // Финансист. — 2001. — № 3−4. — С. 3−5.
  124. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учебное пособие по спец. курсу. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  125. Рамочный стандарт структуры содержания государственного образовательного стандарта / Под ред. М. Ф. Королева. М.: НМЦ «Стандартизации и диагностики», 1993. — С. 14−21.
  126. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 103−107.
  127. В.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. -М., 1995.- 157 с.
  128. М. И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. — 253 с.
  129. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994.-63 с.
  130. B.B. Пути повышения эффективности обучения на военной кафедре вуза // Вестник Кузбас. технического университета, 1999, № 6.-С. 79−80.
  131. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1981.-596 с.
  132. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. -М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  133. Л.Н. Значимость разных форм контроля знаний // Вестник высшей школы. 1986. — № 4. — С. 20−21.
  134. В.И. Инновационная деятельность в образовании: Проблемы управления. Ярославль, 1996. — 66 с.
  135. В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 20−26.
  136. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1981.- 134 с.
  137. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. М.: Изд-во Наркомпроса, 1918.- Вып.1. — 204 с.
  138. И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Ин-т практич. психологии- Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК, 1997. — 318 с.
  139. Систематический программированный контроль и его роль в повышении успеваемости студентов. М.: НИИВШ, 1975. — 36 с.
  140. А.О., Тарасов В. А. Классификационные методы оценки знаний учащихся. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — 204 с.
  141. М.Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. -М.: Педагогика, 1978. С. 37−49.
  142. Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: Дис. .д-ра пед. наук. Ярославль, 1998. -358 с.
  143. Совершенствование обучения и воспитания курсантов в военных академиях и военных университетах: Тезисы доклада Министра обороны РФ на учебно-методическом сборе в Военной академии РВСН имени Петра Великого от 16 сентября 1999 г. М., 1999. — 17 с.
  144. А.П., Шабашев В. А. Семинар как форма развития коллективной познавательной деятельности // Активные методы преподавания политической экономии. — Л., 1989. — С. 56−62.
  145. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — Вып. 2. -254 с.
  146. Социально-демографический портрет студента / Под ред. Э. К. Васильева. М.: Мысль, 1986. — 94 с.
  147. В.А. Сто советов учителю. Киев.: Рад. шк., 1984. -254с.
  148. Тезисы вступительного слова заместителя Министра обороны РФ на учебно-методическом сборе с руководящим составом военных академий и университетов от 14 сентября 1999 г. 14 с.
  149. В.П. Логическая структура статистических моделей. -М.: Финансы и статистика, 1985. 191 с.
  150. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. -М.: Пед. о-во России, 2000. 441 с.
  151. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР- 1948.-Т.5.-591 с.
  152. В.Д. Некоторые вопросы подготовки финансистов в современных условиях // Тезисы докладов и выступлений на международной научно-методической конференции. М., 2000. — С. 12−14.
  153. В. Подготовка специалистов по качеству в МГТУ-МАМИ // Стандарты и качество. 1999, № 10. — С. 20−23.
  154. Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 122−125.
  155. Г. Компьютерные сети в системе оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 9−16.
  156. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе прогрессионализации // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979. — Вып. 5. -С. 3−18.
  157. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 36−41.
  158. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  159. Е.П. Эффективные формы контроля знаний студентов // Аграрная наука, 2000. № 2. — С. 24.
  160. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. о-во России, 1999. — 313 с.
  161. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. — 271 с.
  162. В.А. Моделирование и философия. M.-JL: Наука, 1966. — 301 с.
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  164. Эрн Ф. Что думали о баллах наши отцы // Вестник воспитания. — 1901. -№ 3. С. 98−121.
  165. В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 117 с.
  166. В.А. Психология учебной деятельности студентов. СПб., 1994.-С. 105−112.
  167. Е.А. Есть что-то фальшивое в ориентации исключительно на школу радости: культурно-историческая педагогика: ценностный взгляд на качество образования // Учительская газета. 1999. — 16 марта. С. 6−7.
  168. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПП ЦИТП, 1992.-63 с.
  169. Miller G.A. Information and memory Scientific American, 1956. Vol. 195 № 2.-P. 125−167.
  170. Mitchell P.D. Educational Technology // The Encyclopedia of Educational Media Communications and Technology. L., 1978. — 287 p.
Заполнить форму текущей работой