Заключение.
Реализация принципа наглядности в обучении русскому языку китайских учащихся
Таблицы, схемы, иллюстративные материалы широко используются на практических занятиях по РКИ и способствуют личностному продвижению каждого студента в изучении русского языка. Любой тип наглядности направлен на формирование и развитие студентов-инофонов последовательности мыслительных операций, раскрывает теоретическое содержание конкретной темы и приводит к качественной отработке практических… Читать ещё >
Заключение. Реализация принципа наглядности в обучении русскому языку китайских учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация принципа наглядности возможна с помощью информационных таблиц и схем, что позволяет сказать об их значимости и эффективности.
Таблицы, схемы, иллюстративные материалы широко используются на практических занятиях по РКИ и способствуют личностному продвижению каждого студента в изучении русского языка. Любой тип наглядности направлен на формирование и развитие студентов-инофонов последовательности мыслительных операций, раскрывает теоретическое содержание конкретной темы и приводит к качественной отработке практических языковых навыков. К примеру, работа с графическими таблицами (см. таблицу 4), (см. приложение 4) на практических занятиях по РКИ помогает не только качественно усвоить материал, но и развить творческие способности у студентов. Графические таблицы данного типа можно дополнить собственными примерами, добавить новые элементы алгоритма. Работа студентов с такими средствами наглядности позволяет не только раскрыть фонетические, грамматические и словообразовательные особенности русского языка, но и соотнести их с уже усвоенными студентами знаниями.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения студентами изученного материала, и он является одним из важнейших принципов обучения.
В современных условиях, когда основной целью обучения русскому языку как иностранному в вузе является формирование у студентов лингвистической и культурологической компетенции. Наглядность служит в качестве основы, на которой строится речь: определяет её содержание и условия протекания. Наглядность является источником и основой приобретения новых знаний по языку.
Мы определили условия и особенности реализации принципа наглядности, продемонстрирована целесообразность и востребованность его применения в процессе обучения студентов-инофонов.
Практическая часть данного исследования была направлена на более глубокое изучение возможностей реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов-филологов. В ходе усвоения материала по русскому языку как иностранному у студентов уровня В1, В2 формируются познавательные действия двух видов: специфические и общелогические.
Изучение русского языка в китайской аудитории способствует приобщению студентов к духовному богатству русской культуры и литературы, служит основным способом социализации личности в обществе.
Реализация коммуникативного подхода в обучении русскому языку невозможна без системного использования принципа наглядности. Выбор наглядности зависит от целей и задач образовательного процесса: презентация новой теории или лексики, закрепление изученного материала на практике, систематизация материала по блокам.
На этапе введения теоретического материала чаще всего используется системно-аналитическую наглядность: данный вид наглядности имеет аналитическую функцию. В системе русского языка эта функция реализуется посредством схем, таблиц, в которых представлены языковые модели.
Средства наглядности мы рекомендуем использовать практически на всех стадиях обучения русскому языку как иностранному: на этапе объяснения нового материала — сигнальные карточки, на этапе закрепления и формирования лексических, грамматических и синтаксических навыков — использование различного вида таблиц, на этапе контроля за усвоением знаний, на этапе систематизации аудиосредства, на этапе повторения просмотр видеоматериалов, на этапе обобщения материала — работа с презентациями в Power Point.
Для развития связной монологической речи китайских студентов используются преподавателями кинофильмы: введение различных ситуаций стимулирует речевую деятельность студентов-инофонов. Для этой цели подходит сюжетный материал, который позволяет предъявить видео сюжеты в динамике. Внимание китайских студентов необходимо направлять на тот фрагмент, который побуждает к обсуждению различных тем.
Для развития языковой личности каждого студента существует ряд технологических приемов и заданий с использованием медиатекста: это ролевые этюды, театрализованная пресс-конференция с создателями сайтов или с авторами медиатекстов, актерская игра, литературно-имитационные задания, изобразительно-имитационные задания и презентация в виде слайдов.
Итак, мы расширили наши представления о реализации принципа наглядности в педагогическом образовании в контексте социокультурной модернизации и с учётом особенностей восприятия учебного материала современными китайскими студентами; обобщили информацию о наглядных пособиях, а также определили их диапазон.
Экспериментально-опытным путём было определено, что работа с учебным кино, компьютерными программами и мультимедиа дают 90% от результата качественного обучения русскому как иностранному среди китайских студентов. Предложенная нами методика успешно реализует принцип наглядности и раскрывает его потенциал.
Главный вывод, к которому привело теоретическое и практическое исследование: принцип наглядности перспективен при обучении русскому языку китайских студентов-русистов, в качестве средств наглядности рекомендуем использовать современные технологии, открывающие студентам новые возможности.