Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактическая теория развивающего обучения Л. В. Занкова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями, тем самым получая содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном… Читать ещё >

Дидактическая теория развивающего обучения Л. В. Занкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Леонид Владимирович Занков (1901 — 1977) — советский педагог, психолог, ученик Л. С. Выготского. Доктор психологических наук, действительный член Академии педагогических наук СССР. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в результате которых были выявлены условия эффективного обучения школьников. Рассматривал проблему соотношения обучения и развития учащихся. Основные произведения — «Дидактика и жизнь», «Обучение и развитие», «Беседы с учителями», «Учебник математики для первого класса».

Основными принципами его теории развивающего обучения являются:

  • — предельный для данного возраста уровень трудности обучения;
  • — ведущая роль в обучении теоретических знаний, нелинейное построение учебных программ;
  • — продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;
  • — осознание школьниками хода умственных действий;
  • — воспитание у учащихся положительной мотивации к учению и познавательных интересов, включение эмоциональной сферы в процесс обучения;
  • — гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе;
  • — приоритет развития каждого учащегося класса (индивидуализация обучения).

Особое внимание следует обратить на принцип обучения на предельном уровне трудности, который успешно дополняет классическую дидактику Я. А. Коменского. Этот принцип предполагает, что включение мотивации, активизация постироизвольного внимания и других психических процессов происходят только в том случае, если трудность материала находится на пределе возможностей учащегося в данном периоде развития.

Важным принципом является и нелинейность построения программ, которая предполагает постепенное решение проблемы в процессе организации серии подходов, каждый из которых становится все более глубоким и детальным. Его реализации в немалой степени способствует и обучение быстрым темпом, которое постоянно дает новые порции пищи для умственной работы учащихся.

Принцип ведущей роли теоретических знаний позволяет поднять обучение на новую высоту. Фундаментальность знаний позволяет учащемуся решать нестандартные задачи на основе усвоенных принципиальных основ науки, чему не может способствовать традиционное «натаскивание» на стандартные ситуации и запоминание банальных способов решения. Меняется сам подход учащегося к решению задачи: не найти правильное решение, но найти лучшее, наиболее изящное из правильных решений.

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нем организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система призвана развивать у детей умение внимательно наблюдать, самостоятельно мыслить и организовывать деятельность на этой основе.

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Даниил Борисович Элъконин (1904—1984) — советский психолог, педагог, доктор психологических наук, член-корреспондент АПН СССР. Основное произведение — «Психология игры». Человек судьбы непростой, но яркой и, безусловно, героической. Считал себя учеником Л. С. Выготского, к которому всегда относился с трепетом и уважением, неоднократно подчеркивая, что даже многократно изученные произведения Льва Семеновича постоянно открывают ему новые и новые грани познания. Вместе с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и Л. И. Божович, с которыми Даниил Борисович был связан дружескими отношениями, являлся основателем психологии деятельности — теоретической концепции, которая сочетала в себе самостоятельность научной мысли и «наш ответ» американскому бихевиоризму.

Эльконин, являясь специалистом по детской педагогической психологии, был сторонником комплексного изучения ребенка с позиций различных наук. За такую позицию он был обвинен в космополитизме и уволен с работы. Однако он не отступился от своих убеждений. В 1941 г. Д. Б. Эльконин ушел добровольцем в народное ополчение, а после войны продолжил службу в армии, но уже на преподавательской работе. Всю жизнь он последовательно продвигал свои убеждения, являясь одновременно мощным теоретиком и значительным практиком в области изучения и развития ребенка.

Даниил Борисович настаивал на научной самостоятельности и независимости знания от идеологии, повторяя: «Честно говоря, я в детской, педагогической психологии, да и вообще в психологии до сих нор остаюсь человеком военным я терпеть не могу ничего такого, что привносится в науку, кроме ее собственной внутренней логики».

Василий Васильевич Давыдов (1930—1998) — последователь Л. С. Выготского, ученик Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина. Доктор психологических наук, вице-президент АПН СССР. Академик РАО, почетный член Национальной академии образования США. Основные произведения — «Проблемы развивающего обучения», «Теория развивающего обучения».

Основные положения разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности:

  • — обучать по принципу содержательного обобщения, формируя способность к абстрактно-теоретическому мышлению уже в начальной школе;
  • — формировать способность к учебной деятельности, умение осознавать учебные задачи, способы их достижения и анализировать результаты.

По мнению В. В. Давыдова, в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.

Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития, так как не создает зоны ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.). Обучение должно способствовать созданию необходимых зон ближайшего развития, которые со временем превратятся в психические новообразования.

С точки зрения В. В. Давыдова, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе — не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет другое содержание обучения. Оно ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин построили концепцию развивающего обучения на особом содержании учебных предметов и логике (способах) его развертывания в учебном процессе. Речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает становление и развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществляется движением мысли от абстрактного к конкретному.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями, тем самым получая содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.

Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному, а во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий. Таким образом, ломается традиционный в обучении индуктивный путь познания, и его место занимает дедуктивный. Авторы теории обратили внимание на то, что в обычном учебном процессе формирование понятий и принципов происходит после изучения конкретных, детальных аспектов знания, что, по мнению основателей концепции, делает обобщение ненужным дополнением к усвоенным действиям и операциям.

Основные принципы данной концепции заключаются в следующем:

  • — дедукция на основе содержательных обобщений;
  • — содержательный анализ усвоенного материала;
  • — содержательное абстрагирование;
  • — теоретическое содержательное обобщение;
  • — восхождение от абстрактного к конкретному;
  • — содержательная рефлексия.

Система начала формироваться с конца 1950;х гг., а в массовой школе распространилась в 1980—1990;х гг. В 1996 г. решением коллегии Министерства образования РФ система Эльконина — Давыдова была утверждена в качестве официальной системы начального образования наряду с традиционной системой и системой Занкова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой