Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историко-педагогический анализ литературы позволяет отметить, что проблема дифференциации обучения школьников постоянно находилась в поле зрения исследователей. Однако применительно к периоду конца XIX — начала XX века мы имеем лишь отдельные статьи М. В. Веселова, Ю. З. Гильбуха, М. А. Кондратьевой. Некоторые направления дифференциации обучения рассматриваемого периода освещены в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы дифференциации обучения
    • 1. Понятие «дифференциация обучения» в холого-педагогичой литературе
    • 2. Критерии и формы дифференциации обучения
  • Глава II. Содержание и особенности дифференциации обучения в образовательном пространстве России конца XIX начала XX века
    • 1. Разработка проблемы дифференциации обучения в отечественной педагогике конца XIXначала XX века
    • 2. Дифференциация обучения в практике российской школы конца XIX — начала XX века
    • 3. Особенности дифференциация обучения в школах Западной Сибири

Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические перемены в жизни современного российского общества неизбежно вовлекают в этот процесс и общеобразовательную школу. Поиск путей ее дальнейшего развития осуществляется в русле идей демократизации и гуманизации образования, многоукладности и вариативности образовательных учреждений, их регионализации и муниципализации. Успешное осуществление этих идей во многом связано с решением проблемы дифференциации обучения, которая призвана создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей каждого учащегося.

Демократизация школьного образования, его плюрализм и регионализация в последние годы XX века открыли новые возможности дифференциации обучения. В результате быстрыми темпами развернулась сеть разных типов и видов учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, школы-комплексы, широко распространился процесс профильного и уровневого деления учащихся внутри школ.

Вместе с тем, как показывает практика, широкое распространение дифференциации обучения привело к неуправляемому дроблению профилей, насыщению содержания школьного образования новыми учебными предметами и курсами, часто не имеющими прямого отношения к общему и профильному образованию. Все это способствует распаду единого образовательного пространства, снижению качества образования по фундаментальным предметам, потере управляемости ведущих компонентов образовательных процессов, несовпадению по классам изучения учебных предметов.

Актуальность исследования подтверждается и состоянием теории. Проблема дифференциации обучения рассматривается в достаточно большом количестве исследований, среди которых прежде всего следует отметить работы В. М. Монахова, Н. М. Шахмаева, И. Э. Унт, И. С. Якиманской и других авторов.

Вместе с тем анализ литературы показал, что достаточно открытым для исследования оказался целый ряд аспектов проблемы, определивших ее актуальность. Среди них можно отметить такие, как:

1. Отсутствие единого терминологического поля. Основные понятия дифференциации обучения не имеют однозначного толкования. За этим стоит рассогласование в различных теориях и, следовательно, в педагогической практике.

2. Разночтения в типологических подходах к дифференцированному обучению.

3. Недостаточно глубокое и полное раскрытие теоретических основ внешней дифференциации, особенно таких новых для современной российской школы форм ее проявления, как дифференциация по имущественному, национальному и конфессиональному признакам.

В связи с этим возникает необходимость в научном осмыслении существующего состояния дифференциации обучения. Одним из эффективных способов решения этой задачи является историко-педагогический анализ традиций дифференцированного обучения. Новые идеи и концепции его организации могут рассчитывать на прочный успех при условии, что они опираются на ранее добытое педагогическое знание. Обращение к истории позволит переосмыслить накопленный опыт дифференцированного обучения с современных позиций, выделить наиболее существенные его черты.

Историко-педагогический анализ литературы позволяет отметить, что проблема дифференциации обучения школьников постоянно находилась в поле зрения исследователей. Однако применительно к периоду конца XIX — начала XX века мы имеем лишь отдельные статьи М. В. Веселова, Ю. З. Гильбуха, М. А. Кондратьевой. Некоторые направления дифференциации обучения рассматриваемого периода освещены в рамках ее общеисторического обзора в работах М. В. Артюхова, В. К. Шишмаренкова. В Трудах Ш. И. Ганелина, H.A. Константинова, С. Ф. Егорова и других авторов данная проблема рассматривается в общем контексте историко-педагогического исследования российской школы.

Таким образом, противоречие между потребностью научного осмысления теории и практики дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы рубежа XIX и XX столетий и недостаточной разработанностью данной проблемы определило тему исследования: «Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX — начала XX века».

Выбор хронологических рамок исследования объясняется тем, что развитие отечественной школы с 90-х годов XIX века по 1916 год по многим направлениям совпадает с процессом становления современного российского образования: отсутствие устойчивости и как следствие появление разнообразных форм организации обученияактивный поиск путей консолидации общеобразовательной школы со стороны государственных органов и широкого общественно-педагогического движения. Хронологические рамки исследования мы ограничили 1916 годом. Это связано с тем, что участие России в первой мировой войне, политические события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война повлекли за собой снижение внимания к школе, свертывание многих намеченных программ ее реформирования.

Цель исследования — выявление и характеристика феномена дифференциации обучения в России на рубеже XIX и XX веков, его научное обоснование к применению в современной школе.

Объект исследования — школа и педагогическая мысль России конца XIX — начала XX века.

Предмет исследования — процесс дифференциации обучения в школах России, в том числе в Западной Сибири в обозначенный период.

Задачи исследования:

1. Раскрыть основные критерии и формы дифференциации обучения.

2. Выявить основные тенденции и закономерности развития дифференциации обучения в отечественной педагогике и школе в исследуемый период, особенности его проявления в школах Западной Сибири.

3. Определить в опыте прошлого то, что представляет научную и практическую ценность для разработки проблемы дифференциации обучения в современной школе сибирского региона.

Методологическая и теоретическая база исследования:

Методологической основой исследования является совокупность подходов и принципов современной науки, определивших стратегию и тактику изучения проблемы. В частности, мы опирались на следующие подходы и принципы: диалогическое отношение к культурному наследиюединство исторического и логическогопринцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явленияпринцип историзма, предполагающий научно-исторический объективный подход к изучению явлений.

В качестве теоретической базы выступает психолого-педагогическая теория индивидуального развития личности в системе дифференцированного обучения. Ее различные стороны освещены в трудах Ю. К. Бабанского, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, A.A. Кирсанова, В. А. Крутецкого, В. М. Монахова, С. Л. Рубинштейна, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаева, И. С. Якиманской и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ литературных, архивных источников, материалов педагогической печатиисторико-педагогическая интерпретация фактической информации, содержащейся в официальных документах и архивных материалахретроспективный сравнительно-исторический анализ деятельности школ разных типовтипологический подход, с помощью которого были выявлены типы дифференциации в школах России.

Источники исследования. Исследование базировалось на широком спектре историко-педагогических и литературных источников: документальных и архивных материалах Научного архива РАО, Томского и Новосибирского государственных архивов. Ценным источником явились педагогические журналы рассматриваемого периода, мемуарная литература, монографические труды и диссертационные исследования, отражающие развитие отечественной системы образования рубежа XIX — XX столетий. Впервые введены в научный оборот материалы личных архивов сибирских исследователей П. Д. Войтика и Ф. Ф. Шамахова.

Научная новизна работы состоит в следующем: раскрыт педагогический феномен дифференциации обучения применительно к деятельности российской школы конца XIX — начала XX векавскрыты и обоснованы основные тенденции и закономерности в развитии дифференциации обучения в российской школе и педагогической мысли на рубеже XIX и XX вековохарактеризованы сформулированные в исследуемый период принципы построения школы, учитывающие особенности различных групп школьниковвыявлены особенности процесса дифференциации обучения в школах Западной Сибири конца XIXначала XX века.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в деятельности современной школы по организации дифференцированного обучения учащихся, при чтении лекций по курсу «Философия и история образования», спецкурсов для студентов педагогического университета, а также в процессе создания методических пособий и рекомендаций по использованию позитивного регионального опыта дифференциации школьного образования на примере Западной Сибири.

Достоверность результатов обеспечена методологической оснащенностью, широкой источниковой базой, разнообразием документальных и архивных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на региональной конференции «Проблемы развития образования в Новосибирске и области» (1998 г.), международном конгрессе «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия в Институте философии и права СО РАН (1999 г.), научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава НГПУ (1998;2000 гг.).

Результаты исследования внедрены в процесс обучения студентов НГПУ по курсам: «Философия и история образования», «Педагогические теории, системы, технологии», а также в процессе проведения спецкурса «Теория и практика дифференцированного обучения в истории отечественной школы».

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995;1996 гг.) — изучение литературы, накопление эмпирического материала и определение программы исследованиябыла определена цель, задачи, предмет и объект исследования.

Второй этап (1997;1998 гг.) — разработка теоретических основ исследования, выявление архивных и мемуарных материалов, диссертационных исследований, осуществление системно-структурного анализа собранного материала и его оценка.

Третий этап (1999;2000 гг.) — анализ, обобщение и систематизация материалов, их обработка и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные тенденции в развитии дифференциации обучения российской школы и педагогической мысли конца XIXначала XX веков. Исследуемый период — важный этап становления и развития проблемы дифференциации обучения, который осуществлялся в основном по двум направлениям: дифференциация учебного процесса и дифференциация его содержания.

2. Научное объяснение критериев и форм дифференциации обучения, свойственных российской школе конца XIX — начала XX века. В рассматриваемый период дифференциация осуществлялась по общим способностям, по интересам, по проектируемой профессии, конфессиональной принадлежности, по социальному и имущественному положению родителей. Ведущей формой дифференциации была внешняя.

3. Особенности процесса дифференциации обучения в школах Западной Сибири на рубеже XIX и XX веков. Сословно-классовое и национальное деление учащихся не было столь отчетливым, как в европейской части России. Основным направлением дифференциации была профильность, что нашло отражение в деятельности разнообразных низших коммерческих и ремесленных училищ, имеющих в своей основе общеобразовательную подготовку. Исключение составляли реальные училища, где специализация преобладала над профильностью, что также было характерно только для реальных училищ Сибири. Широкое развитие получили школы с сокращенным курсом обучения.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по главе:

Проведенное исследование состояния дифференциации обучения в отечественной педагогике и школе конца XIXначала XX века показало:

1. Проблема дифференциации обучения в этот период была актуальной. Это связано с изменением ситуации в образовательном пространстве России вследствие новых социально-экономических условий жизни общества, усилением внимания к развитию склонностей и способностей учащихся, достижениями отечественной и зарубежной психологии и педагогики. В указанный исторический период дифференциация обучения рассматривалась как проблема поиска новых оснований для построения учебно-воспитательной системы отечественной школы.

2. Становление и развитие проблемы дифференциации обучения протекало как сложный и многогранный процесс. В рассматриваемый период дифференциация обучения становится многосторонней. Это подтверждается наличием различных форм ее проявления: внешняя дифференциация — многообразие типов учебных заведений, наличие инвариантного компонента содержания образования на дополнительных и специальных отделениях и курсахвнутренняя дифференциация — разделение учебных планов по уровню сложности, срокам обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

3. В рассматриваемый период широкой педагогической общественностью была начата работа по всестороннему изучению положения отечественной школы и разработке путей ее реформирования. Сопоставление проектов показало, что предлагалось два основных пути развития школы: первыйсохранение многотипной системы образования с соблюдением преемственности ее различных ступеней, оптимального соотношения общего и специального содержания в соответствии с интересами и способностями учащихся, а также материальными возможностями их родителей. Второй путь развития школы рассматривался как процесс создания единой общеобразовательной школы, главной задачей которой являлось развитие дарований и наклонностей учащихся. Дифференциация обучения предполагалась на третьей ступени. Сторонники этого направления полагали, что она будет реализовываться по двум направлениям: первое — обязательный курс с элементами внутриклассной дифференциациивторое — сокращение времени на обязательный курс и широкое развитие системы необязательных и дополнительных часов. Анализ проектов позволяет утверждать, что дальнейшее развитие общеобразовательной школы не мыслилось без организации и совершенствования дифференциации обучения.

4. В ходе исследования были определены основные тенденции дифференциации обучения: 1) дифференциация учебного процесса- 2) дифференциация содержания образованияИх практическая реализация в сибирской школе имела некоторые особенности, определяющиеся региональной спецификой социально-экономического и культурного развития. К ним можно отнести следующие: 1. В учебных заведениях Томской губернии разделение учащихся по сословно-классовому и национальному признаку не было столь отчетливым, как в европейской части России. Это вызвано малочисленностью потомственного дворянства, отсутствием глубоких различий между основными сословиями населения. 2. Основным направлением развития дифференциации являлась ее профильность, что подтверждается большим количеством профессиональных школ, технических училищ, которые одновременно давали хорошие знания по общеобразовательным предметам. 3. Реальные училища Западной Сибири развивались как средние общеобразовательные учебные заведения с некоторыми элементами специализации. Для учебных заведений данного типа в европейской части России была характерна отчетливая профильная направленность. 4. Достаточно широкое развитие в регионе получили школы с сокращенным курсом обучения, что было обусловлено малочисленностью населения в отдельных волостях, их удаленностью от основных транспортных путей.

Заключение

.

1. В процессе исследования уточнены основные подходы к пониманию сущности дифференциации обучения. Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение дифференциации обучения как способа организации учебного процесса, в котором элементы дидактической системы различаются в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями отдельных групп учащихся. В качестве основания дифференциации обучения выступает совокупность личностных и социальных характеристик учащихся: обученность, обучаемость, предметная направленность, проектируемая профессия во взрослой жизни, национальная и религиозная принадлежность, социально-имущественное положение. Основными формами дифференциации являются внешняя (между образовательными учреждения и различными классами внутри школы) и внутренняя (разделение обучающихся по единой программе учащихся внутри класса).

2. Определены основные тенденции дифференциации обучения в истории отечественной школе и педагогики конца XIX — начала XX века: 1. Дифференциация учебного процесса, которая реализовывалась через индивидуализацию обучения- 2. Дифференциация содержания образования, которая реализовывалась через деятельность различных типов учебных заведений, профильных отделений и специальных учебных курсов.

3. Выявлены особенностями дифференциации в школах Западной Сибири: отсутствие жесткой дифференциации по сословно-классовому и национальному признакамведущее значение профильной дифференциацииналичие большого числа школ с сокращенным курсом обучения.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ опыта дифференциации обучения в отечественной школе и педагогике рубежа XIX и XX веков и современного состояния этой проблемы в определенной степени позволил определить возможные направления ее дальнейшего развития: широкое распространение в массовой школе внутриклассной дифференциации, которая достаточно полно разработана в теории и практике обучения и позволяет организовать учебный процесс с учетом реальных учебных возможностей учащихсяосуществление более гибкой внутришкольной дифференциации, которая обеспечивает равные стартовые возможности всем учащимся, дает возможность изучения обязательных предметов на различных уровнях, предоставляет широкий набор дополнительных (или факультативных) учебных предметов;

— развитие профильной дифференциации на старшей ступени обучения;

— сглаживание жесткой внешней дифференциации между различными типами школ за счет сближения их учебных программ по общеобразовательным предметамсоздание школ для детей, проявивших особую одаренность в отдельных видах деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.В. Наши воскресные школы. СПб., 1900. 351 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие. / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  3. Актуальные проблемы дифференциации обучения. Минск, 1992.-190 с.
  4. И.А. История гимназического образования в России (XVIII XIX вв.) СПб., 1912. — 346 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Изд-во Казанского университета, 1998. 318 с.
  6. E.H. Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы. СПб., 1882. -232 с.
  7. И.С. Классическое и реальное образование. Глухов, 1900. 52 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. -604с
  9. Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников. // Вопросы психологии. 1965. № 6. с. 52−64
  10. Г. П. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. 1967. № 2. с. 89−99
  11. А.И. Дифференциация обучения в российской школе XIX века: идеи, концепции, опыт /Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. Сериятрудов «Экология человека». Т. V, ч. 2. Новосибирск, 1998. с. 240−246
  12. А.И. Развитие идеи дифференциации обучения в трудах русских педагогов и деятелей просвещения конца XIX начала XX века //Аспирантский сборник НГПУ /Под ред. А. Ж. Жафярова. Новосибирск, изд-во НГПУ, 2000. 4.1, с. 45−51
  13. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. 138 с.
  14. М.В. Дифференциация обучения учащихся в условиях промышленно развитого региона. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1996. 20 с.
  15. М.В. Управление дифференцированным обучением школьников в промышленно развитом регионе. Кемерово, 1997. 232 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  17. Н.У. Организация и методика дифференцированного обучения математики в начальных классах. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1973. 23с
  18. Н. Педагогические заметки. СПб., 1860 -142 с.
  19. П.П. Избр. пед. и психолог, соч. В 2 т. /Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979
  20. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. (Историко-статист. очерки). М., 1964. 194 с.
  21. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. 346 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  23. С.Г. Общие проблемы дифференциации образования // Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения. Материалы конференции. Шуя, 1994. с. 34−39.
  24. Н.Ф. Избр. пед. соч. /Ввод. ст. В. З Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 412 с.
  25. В.П. Избр. пед соч. / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1987. 400 с.
  26. М.О. О специализации и фуркации в средней школе дореволюционной России. //Советская педагогика, 1939. № 7. с. 10−22
  27. Вестник воспитания. М., 1890−1916
  28. Вестник народного образования. СПб., 1911−1916
  29. В.И. Роль дифференциации в повышении статуса педагогической системы, (на уровне учителя, группы учителей, школы) Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 1994.- 16 с.
  30. Возрастные и индивидуальные различия памяти. / Под ред. A.A. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. 300 с.
  31. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Сб. науч. трудов. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1976
  32. Вопросы психологии способностей. / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. 216 с.
  33. Всероссийский съезд учителей городских училищ по Положению 1872 г. 1-№, Петербург, 1909. Постановления съезда. — СПб., 1909. — 20 с.
  34. Всероссийский съезд деятелей по экспериментальной педагогике в С.-Петербурге /Отчет о первом Всероссийском съезде деятелей по экспериментальной педагогике в С. Петербурге, 26−31 декабря 1910 г. -Астрахань, 1911. 56 с.
  35. Выготский J1.C. Собр. Соч. в 6-ти Т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 3. 276 с.
  36. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России. Вторая половина XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. 304 с.
  37. Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М.: Учпедгиз, 1940.-407 с.
  38. А.Ф. Школьная реформа снизу. -М., 1907. 201 с.
  39. А.Ю. Дифференциация обучения и школа будущего /Тенденции развития современной школы РСФСР. М., 1991 с. 13−15
  40. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике. / Педагогика, 1994. № 5. с. 80−83
  41. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. Тарту: изд-во Тарт. университета, 1970. с. 4−6
  42. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях //Материалы к научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М.: Изд-во АПН СССР, 1971. 24 с.
  43. М.И. Начальная школа, ее история, дидактика и методика. -М., 1911.-331 с.
  44. М.И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913.-144 с.
  45. В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб., 1909.-70 с.
  46. Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов. (М.В. Артюхов, г. А., Вержицкий и др.) М.-Новокузнецк, 1996. -441 с.
  47. Г. В. и др. Дифференциация обучения в математике. /Математика в школе. № 4. с. 15−21.
  48. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.-152 с.
  49. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1974. 527 с.
  50. С.Ф. Основные проблемы дидактики в России конца ХЗХ начала XX вв.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1982.-37 с.
  51. К. Очерки по истории педагогики. Пг., 1918. -129 с.
  52. А.Ю. Разноуровневое обучение как путь реализации дифференцированного подхода к учащимся. Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1997. 18 с.
  53. .А., Решетников В. И. Познавательный интерес как фактор активности личности. // Структура познавательной деятельности. Владимир, 1977. с. 75−84
  54. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России /Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1978. 160 с.
  55. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1909, № 11, 12.
  56. В.Н. Профессиональные и учебные интересы десятиклассников // Психолого-педагогическое изучение личности учащихся. М., 1979. с. 52−62
  57. К.Е. Просвещение крестьянства Сибири в конце XIX начале XX в. Автореф. на соискание ученой степени канд. истор. Наук. Новосибирск, 1988. — 18 с.
  58. Е.А. Думский проект о всеобщем обучении. М., 1912.-27 с.
  59. Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. М., 1918. — 88 с.
  60. С. Средняя школа за последние годы. СПб., 1905
  61. С.И. Дифференциация самостоятельной работы учащихся (на материале преподавания истории и географии в 8−10 классах средней школы). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. 19 с.
  62. П.Н. Очерк о русской школе. //Педагогика, 2000, № 2. С. 52−59
  63. В.В. Способы управления учебной работой школьников в условиях индивидуальнодифференцированного подхода. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.- 16 с.
  64. С.Н. Дифференциация обучения как средство индивидуализации целостного педагогического процесса //Дифференцированное обучение учащихся в городских школах: Сб. науч. тр. Минск, 1990. С. 110−115
  65. Извлечения из всеподданнейшего отчета Министерства Народного просвещения за 1886 г. С.-Петербург, 1891.-103 с
  66. Известия по народному образованию 1904 1916 гг. (многотомник). Спб., 1904, .1916.
  67. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  68. Т.А. Дидактические основы дифференцированного обучения школьников младшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 16 с.
  69. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. И Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. с. 422.
  70. Г. М. Проект современной средней школы. С. Петербург, 1901 35 с.
  71. П.К. К вопросу о реорганизации среднего образования. СПб., 1901. — 107 с.
  72. П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  73. П.Ф. История русской педагогики. Изд-е 2-е пересмотренное и допол. ПО., Земля, 1915. 746 с.
  74. П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитателей. 3-е изд. СПб., 1914.-124 с.
  75. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. 142 с.
  76. В.П. Нужно ли выделять даровитых людей из общей массы школьников. / Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. с. 480−487
  77. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. -223 с.
  78. A.A. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников //Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. -Казань: КГПИ, 1975. с. 17−24.
  79. М.А. Развитие отечественной гимназии в системе классического образования. Вторая половина XIX -начало XX в. М.: УРАО, 1997. 100 с.
  80. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  81. H.A. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г.) М., 1956. 272 с.
  82. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. -2-е изд. М.: Госучпедгиз, 1953.-272 с.
  83. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. /Под ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. М., 1990.- 112 с.
  84. Краткие сведения об училищах, подведомственных дирекции народных училищ Томской губернии. Томск, 1911. -23 с.
  85. Н.Н. Гимназическое образование в начале века. Липецк, 1993.-216 с.
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1967.-78 с.
  87. .Н. Теоретические положения дифференцированного образования и обучения. //Проблемы разноуровневого обучения в системе школьного образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997. с. 34−42.
  88. В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.-431 с.
  89. Т.Н. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических странах. Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1988. -16 с.
  90. П.А. О дифференцированном обучении // Народное образование. 1967. № 8. С. 104−105
  91. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  92. И.Я. О критериях сложности некоторых элементов учебника. //Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. Вып. I. с.47−58
  93. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.-191 с.
  94. И.Я. Факторы сложности познавательных задач. // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1970. № 1. с. 86−91
  95. A.B. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-559 с.
  96. М.И. Проблема индивидуального подхода к учащимся в педагогической теории и практике русской дореволюционной школы. /Ученые записки Ленинградского ун-та. Серия философские науки. Вып. 9,1956. С. 155−170.
  97. Н.П. Очерки по истории начальной школы. -СПб., 1913.-132 с.
  98. М.А. Дифференцированное обучение младших подростков в процессе самостоятельной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970. -20 с.
  99. E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд. М.: Госучпедгиз, 1938. — 512 с.
  100. H.A. Психологические основы обучения. // Основы дидактики. /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. Гл. IV. с. 132−175
  101. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении: Материалы к научной конференции ученых педагогов социалистических стран. М., 1971. И с.
  102. К.Н. Профильная дифференциация образования. //Советская педагогика, 1990. № 1 с. 32- 36
  103. А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы. // Народное образование, 1997. № 4. с. 26−32
  104. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе. // Советская педагогика, 1990. № 8. с. 42−47
  105. Н.И. Психологические аспекты организации дифференцированных форм работы на уроке. //Советская педагогика, 1983. № 10. с. 35−40
  106. Мусин-Пушкин A.A. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. Пг. 1915. 163 с.
  107. Мусин-Пушкин A.A. Чем должна быть наша среднеобразовательная школа? СПб., 1902. — 44 с.
  108. М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарности в учебно-воспитательном процессе школ нового типа // Дифференциация как система. Ч. 1: Сб. М., 1992.-65 с.
  109. Народное образование, 1909, № 9−12
  110. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. /Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ Оп, 1980. 294 с.
  111. Настольная книга по народному образованию. В 2 т. /Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. — Т.1. — СПб., 1899. -713 с.
  112. В.Д. Психофизилогические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1972. 336 с.
  113. А.П. Современная экспериментальная психология в отношении к вопросу школьного обучения. 2-е изд. СПб., 1907.-217 с.
  114. A.M. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. — 207 с.
  115. Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. -Вып. 1. 2-е изд. -М., 1905.-479 с.
  116. Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911 г. Вып. 16. Итоги по империи. Пг., 1916. 150 с.
  117. О положении начального народного образования в России //Вестник воспитания. 1903. — № 4. — с. 138−163.
  118. И.М. организация дифференцированного обучения в современной школе. М.-Воронеж, 1998. 154 с.
  119. A.B. Начальное образование в дореволюционной России. 1861−1917. М. Просвещение, 1982.-208 с.
  120. А.Н. Избр. пед. соч. /Отв. ред. Г. Н. Волков. М.: Педагогика, 1985. 352 с.
  121. А.Н. Н.И. Пирогов и его педагогические заветы: Очерки по истории русской педагогической мысли. СПб., 1914.-179 с.
  122. Отс Я. И. Эффективность индивидуальных учебных заданий в 5−7 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1975.-23 с.
  123. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века /Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
  124. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. М. Л 991. — 446 с.
  125. Очерки по истории русской педагогики: Для народных учителей. /Сост. М. И. Демков. М., 1909. Т. 8. 144 с.
  126. А.П. Реформа среднего образования. М., 1905.- 60 с
  127. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1897 год. Томск, 1897. 209 с.
  128. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. Томск, 1916.-552 с.
  129. Памятная книжка Томской губернии на 1908 год. Томск, 1908.-413 с.
  130. Памятная книжка Томской губернии на 1912 г. Изд-во Томского губ. стат. ком. Томск, 1912. 164 с.
  131. Памятная книжка Томской губернии на 1913 год. Томск, 1913.-290 с.
  132. Памятная книжка Томской дирекции училищ на 1900 год. Томск, 1900. 61+ 91+ IV с.
  133. Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений (1917−1994 гг.). Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. 172 с.
  134. Педагогика и политика в области образования России конца XIX начала XX вв. Часть 1. /Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1997.-151 с.
  135. Педагогическая энциклопедия в 2-х т. /Под ред. А. Г. Калашникова. Т.1. М.:Работник просвещения, 1927.-1157 с.
  136. Педагогическая энциклопедия в 2-х т. /Под ред. А. Г. Калашникова. Т.2. М.: Работник просвещения, 1930.-634 с.
  137. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1974. 40 с.
  138. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.
  139. К.П. Новая школа. М., 1898. — 120 с.
  140. М.М. Школа разноуровневого и разнопрофильного обучения. /Педагогика, 1995, № 6. с. 2228.
  141. Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты. СПб., 1906. — 112 с.
  142. Протоколы 1 Всероссийского съезда учителей и деятелей средней школы на Иматре 9−11 февраля 1906 г. М., 1906. -186 с.
  143. Протоколы второго делегатского съезда Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, 2629 декабря 1905 г. СПб., 1906. — 111 с.
  144. Протоколы третьего делегатского съезда Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, 710 июня 1906 г. СПб., 1906. — 174 с.
  145. Психологические особенности формирования личности школьника. /Редактор-составитель И. В. Попова. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- 137 с.
  146. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1977. 181 с.
  147. Путеводитель по школам города Новосибирска.
  148. Справочник. Новосибирск, 2000. -184 с.
  149. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. М., 1975. 182 с.
  150. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Дис.. докт. пед. наук. М., 1989. — 279 с.
  151. А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв. //Историч. Записки. Т. 37. М., 1951. -с. 28−30
  152. Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1903−1904 гг. -СПб., 1906. XVI+115 с.
  153. C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802−1902 гг.) СПб., 190−386 с.
  154. В.В. Сумерки просвещения. Сб. статей по вопросам образования. СПб. 1910. — 82 с.
  155. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании. /Директор школы, 1994. № 5,6
  156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608 е., ил. Т.1, 1998- 672 е., ил. Т. 2
  157. М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд. М., 1920. 386 с.
  158. Н.Е. Экспериментальной исследование личности. СПб., 1907.-274 с.
  159. М.А. Индивидуализация обучения зоологии в седьмом классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -19 с.
  160. Русская школа. СПб., 1890−1916
  161. И.А. О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста. //Здоровье, 1879, № 104
  162. П.В. Пути осуществления дифференцированного подхода к учащимся (На материалах гуманитарных предметов в старших классах): Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1982. 18 с.
  163. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным 3-го съезда) дек. 1903 янв. 1904). — СПб., 1906. -53 с.
  164. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. 1. — За 1896 год. — СПб., 1898. — 303 е.- Вып. 2. — За 1898 год. — СПб., 1900. — 277 с.
  165. Г. Н. Дифференцированное обучение физики в средней школе и пути его реализации на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 18 с.
  166. В.Я. Педагогические сочинения. СПб., 1903. -456 с.
  167. В.С. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. 56 с.
  168. Съезд учителей и деятелей средней школы в Петербурге. Июнь 1906 г. СПб., 1906. 124 с.
  169. Н.В. Дифференцированная проверка знаний учащихся по уровням сложности учебного физико-географического материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. -22 с.
  170. .М. Проблема индивидуальных различий. Избр. работы. М.: Изд-во АПН СССР, 1961.-563 с.
  171. .К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX в. М., 1996. -251 с.
  172. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX в. Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1991. — 29 с.
  173. И.И. Заметки о народном образовании в России. -СПб., 1907.- 130 с.
  174. Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая- 4 июня). -СПб., 1906.-280 с.
  175. Н.В. Школьное дело за Уралом /"Азиатская Россия", т. 2, СПб., 1914. с. 243−270
  176. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 189 с.
  177. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса. //Советская педагогика, 1971, № U.c. 41−48
  178. К.Д. Педагогические сочинения: в: 6 т. М., 1988. Т.2.-342 с.
  179. Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. -212 с.
  180. Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1899. — 264 с.
  181. М.Ф. Проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения в истории советской педагогики (1960−1970 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1985.- 16 с.
  182. Философский Энциклопедический словарь. М.: Совет, энциклопедия, 1989. — 814 с.
  183. JI.M. Школа и общество //Советская педагогика. -1991.-№ 10.-с. 19−23
  184. Н.И. Пути и средства дифференциации обучения школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 25 с.
  185. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 4. Ч. 2. /Сост. H.A. Желваков. Изд-е 2. М., 1938. 551 с.
  186. Церковноприходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896 и 1897 годах: Извлечения из всеподдайнешего отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб., 1899. — 57 с.
  187. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание, 1984. 79 с.
  188. Циркуляры по Западно Сибирскому учебному округу. 1900. № 6
  189. Циркуляры по Западно Сибирскому учебному округу, 1903, № 3
  190. В.И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906. — 78 с.
  191. В.И. Основные вопросы организации свободной демократической школы в России //Рус. Школа.- 1908. № 3. — с. 43−66.- № 4. — с. 51−64.- № 5−6. — с.66−85.- № 7−8.-с. 88−117.- № 9.-с. 31−39.
  192. И.М. Уровневая дифференциация обучения учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1996. 16 с.
  193. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Зап.-Сиб. Кн. изд-во, 1973. 155 с.
  194. А.Н. Народное образование в России с 60-х гг. XIX века. М., 1912.-220 с.
  195. Н.В. Хроника народного образования в России // Рус. школа. 1908. — № 1. — с. 56−63 (Отд. III).
  196. Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд-во Мир, 1923. 148 с.
  197. В.А. Организационно-педагогические условия дифференцированного обучения учащихся специализированных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск, 1996. 18 с.
  198. Ф.Ф. Народное образование в Западной Сибири в конце XIX первые годы XX в. (с 90-х годов до первой русской революции). «Ученые записки Томского гос. Пед. ин-та», т. 15,1956, с. 3−103
  199. Ф.Ф. Первая русская революция 1905−1907 гг. и средняя школа в Сибири. «Ученые записки Томского гос. Пед. ин-та, т. 2, 1942, с. 60−88.
  200. Ф.ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце XIX начале XX в. (Анализ статистических данных). «Ученые записки Томского гос. пед. ин-та, т. 13,1955, с. 399−510.
  201. Ф.Ф. Школы дореволюционного Томска, (с 60-х годов до свержения самодержавия в России). «Ученые записки Томского гос. пед. ин-та», т. 12, 1954, с. 5−106
  202. Н.М. Дифференцированное обучение в средней общеобразовательной школе. //Дидактика средней школы. /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. с. 269 296
  203. Н.М. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М., 1987
  204. Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Метод рекомендации. М., 1989. 65 с.
  205. С.Т. Годы исканий (Очерки о дореволюционной школе в России). М.: Учпедгиз, 1935. 152 с.
  206. Школа и жизнь. Спб., 1910−1916.
  207. В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема: Автореф. дис. доктора пед. наук. Челябинск, 1997. 38 с.
  208. Школа России накануне и в период революции 1905−1907 гг. Сб. науч. тр. /Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1985. 220 с.
  209. Е. История средних учебных заведений России: /Пер. с нем. А. Ф. Нейлисова с доп. По указ. Авт. -СПб., 1978.-684 с.
  210. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  211. Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Выпуск !. Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703−1917 гг. Ново-Николаевск, 1923. 246 с.
  212. И.С. Дифференцированное обучение: внешнее и внутреннее. /Директор школы, 1995, № 3. с. 39−46
  213. И.С., Юдашина Н. И. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения. //Вопросы психологии, 1989, № 3. с. 32−39
  214. JI.A. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1981 18 с.
  215. Научный архив Российской академии образования (НА РАО- Фонд 19. Личный фонд Чарнолуского В.И.- Фонд 21. Личный фонд Чехова Н.В.
  216. Государственный Архив Томской области /ГАТО/- Фонд 126 Управление Западно-Сибирского учебного округа. Оп. 1. д. № 433, 436, 763, 958, 1308. Оп. 2. д. 763, 1310, 1369, 1585.
  217. Архив кафедры педагогики НГПУ.
  218. Личный Архив Шамахова Ф. Ф. Новосибирских лет воспоминания. Историко-педагогическая трилогия. 4.1. — 321 с. Новосибирск, 1991
Заполнить форму текущей работой