Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме
Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на международной" научно-практическойконференции" «Философия. КультураГуманизм: история и современность» (Оренбургский государственный" университет, 9−10 ноября 2006 г.), заседании межвузовского: «круглого стола» «Исламкак духовная» традиция и фактор современных общественных отношений"" (Оренбургский! филиал. Уфимского юридического… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-эстетические основания постижения сущности музыки в суфизме
- 1. Особенности суфийского музыкального искусства
- 2. Мировоззренческие предпосылки философии музыки в суфизме
- Глава 2. Музыка в суфизме как способ ценностного, эстетического взаимодействия человека с миром
- 1. Эстетические ценности в суфизме: любовь — гармония красота
- 2. Музыка в ряду эстетических ценностей в суфизме
- Глава 3. Смысл музыки в воззрениях Хазрата Инайят Хана
- 1. Сущность суфийской музыки в философии музыки
- Хазрата Инайят Хана
- 2. Ипостаси музыкального бытия
- 3. Музыкально-эстетические категории, характеризующие сущность музыки
Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
' исследования. Коммуникативная составляющая бытия человека вховременном мировом, сообществе, рассматриваемая в контексте проблемы «Восток — Запад», открывает возможность обращения к исследованию классической арабо-мусульманской философской мысли в свете эстетики.
В" последние десятилетия значительно возрос интерес отечественных и западных востоковедов к изучению творчества* суфиев — представителей одного из религиозно-философских направлений ислама. В * настоящее время^ суфийская-культура, в частности музыкальная, органично вписывается в мировое культурное пространство, став его яркой, самобытной составляющей. Сегодня творчество" музыкантов-суфиев^ известно в России, широкое распространение в статусе мировой популярной музыки суфийская музыка получила в Америке и в странах Запада. Активное освоение философии суфизма, постижение духовного мира суфиев, интерес к суфийскому искусству в свете проблемы диалога культур, безусловно, могут способствовать нахождению точек соприкосновения между западным и восточным мышлением, взаимодействию и взаимообогащению существующих в современном мире социальных общностей.
В суфийском искусстве, прежде всего в поэзии и музыке, нашли свое воплощение эстетический опыт и эстетическое сознание суфиев как составляющие арабо-мусульманского мировосприятия, выраженные на разных языках мира: арабском, персидском, турецком, урду, фарси, малайском и т. д. Именно суфизм дал миру поэтов Алишера Навои, Джалал ад-Дина Руми, Омара Хайяма, Абулькасима Фирдоуси, Низами, Хафиза, а также музыкантов Хазрата Инайят Хана, его сына Хидайята Инайят Хана, получившего образование в Парижской консерватории, ныне известного в Европе композитора, дирижера, главы Международного суфийского движения, Нусрата Фатеха Али Хана, Бабу Мераджа, братьев Сабри и других.
Идеалом совершенной, музыки в суфизме выступает древняя индийская музыка, в которой^ сложная система музыкально-выразительных средств запечатлена в символике внутриладовых и межладовых отношений, а также многообразии ритмических формул, использование которых обусловлено желанием запечатлеть невербализуемые духовные феномены, стремлением суфийских мастеров проникнуть в духовное бытие универсума. Приверженцем классической музыки Индии, преданно возрождавшим ее традиции, был индийский суфий начала XX века, музыкант, поэт, драматург, философ Хазрат Инайят Хан (1882−1927), труды которого переведены-на разные языки мира. Будучи представителем и последователем восточной школы суфизма, он открыл суфийскую музыку Западу, выступая с концертами как певец, мастер игры на старинном' струнном инструменте вине в Америке, Франции, а затем’в России, где состоялось его значком ство с русской культурой и видными ее представителями, в-частности А. Н. Скрябиным, С. Л. Толстым, Вяч. Ивановым.
Однако деятельность индийского музыканта, равно как и его музыкально-философские работы до сих пор не привлекали серьезного внимания исследователей. Музыка суфиев до настоящего времени изучается в основном специалистами в области этномузыковедения, обсуждающими различные музыкальные традиции суфиев с позиции теории музыки и ее исполнения либо с точки зрения религии и ритуала. Вместе с тем в процессе осмысления суфийских воззрений в свете эстетики обнаруживается, что в сознании суфиев, так же как и в античной философской мысли о музыке, сложилось представление о музыке как гармонии сфер, как музыкальной теории, связанной с космологией, в связи с чем актуализируется^ проблема постижения сущности музыки в суфизме. Кроме того, несомненный интерес представляет рассмотрение суфийской музыкальной эстетики в контексте развития западноевропейского и русского искусства рубежа Х1Х-ХХ столетий, поскольку деятельность музыканта и философа-суфия Хазрата Инайят Хана была связана с его пребыванием в Западной Европе и.
России, в связи с чем в исследовательской литературе имеются указанияна взаимовлияние в сфере художественно-эстетического" индийского музыканта и французского композитора Клода Дебюсси, а также русского композитора А. Н: Скрябина.
Степень разработанности темы.
Литература
связанная с изучением различных аспектов суфизма, представляется весьма обширной. Однако работ, посвященных исследованию философии музыки в суфизме, на сегодняшний день не существует. Музыка с точки зрения-ритуала рассматривалась в трудах Е. А. Бертельса, A.A. Хисматулина, К. Эрнста. С. Х. Наср изучал проблему влияния суфизма на. традиционную персидскую музыку. Среди последних отечественных работ отметим исследования JI.3. Бо-' родовской о традициях суфизма в татарской’музыкеА.Б. Софийской и Г. Р. Туймовой о музыкальных формах исламского ритуалаТ.С. Сергеевой о рождении западно-арабской музыкальной, классики, затрагивающее проблемы музыкотерапии и* связи андалусской музыкальной классики с идеями суфизма. Философия музыки исламского мира X—XV вв., в частности вопросы, онтологического статуса музыки, рассматривается в работах Г. Б. Шамилли. В связи с обращением в рамках диссертации к анализу трудов музыканта-суфия, представляющего индийскую школу суфизма, назовем также монографию Т. В. Карташовой, связанную с исследованием музыкальной культуры Индии. Для научного знания оказывается традиционным взгляд на музыку как вид искусства, имеющий в суфизме прикладное значение, поскольку музыка рассматривается как звено сложной системы суфийской практики. Однако исследование философско-эстетической мысли суфиев о музыке заставляет сделать вывод о том, что она понимается не только как искусство, музыка для суфиев — это «способ быть в мире». Среди работ, посвященных музыке в суфизме, выделяются труды индийского музыканта-суфия Хазрата Инайят Хана. Изложенные им основные положения философии музыки и музыкальной эстетики суфизма составили основу диссертации.
Методологической базой исследования явился фонд идей, необходимых для осуществления процесса постижения сущности музыки в суфизме, прежде всего философские идеи отечественных востоковедов М: Т. Степанянц, A. B'i Смирнова, И. Р. Насырова, рассматривающих суфизм в качестве одного из ведущих религиозно-философских направлений, возникших в рамках ислама, а также использовались трудыпо следующим направлениям: отечественное и зарубежное востоковедениеантичная философская эстетическая мысль и идеи неоплатонизмаэстетика как область философского знанияидеифилософской антропологиинеокантианская теория ценностейфилософия музыки и музыкальная эстетика суфия Хаз-рата Инайят Ханафилософская мысль о музыке А. Ф. Лосевасовременная философская мысль о музыке: концепция ценности музыки как субстанции* и способа ценностного взаимодействия человека с миромлитературное наследие суфийских авторов.
В диссертационной работе избран аксиологический подход к рассмотрению музыкального бытия в суфизме. Исследование опирается на опыт применения A.B. Смирновым* и И. Р. Насыровым парадигмального метода, позволяющего рассматривать суфизм на разных этапах его развития как гомогенное явление, обладающее единым проблемным полем. В работе применяется метод философско-эстетической реконструкции взглядов Хазрата Инайят Хана на основа анализа его текстов, в связи с чем решается проблема выявления отношения между духовным опытом и его вербальным выражением. С этой же целью используются методы эстетического и литературоведческого анализа отдельных поэтических текстов, принадлежащих поэтам-суфиям, метод ценностного анализа музыки. В диссертационном исследовании также применяется метод сопоставительного анализа суфийских представлений о сущности музыки и европейской философии музыки.
Объект исследования — философия музыки в суфизме.
Предмет исследования — философско-эстетическая сущность музыки в суфизме на примере музыкально-философских воззрений Хазрата Инайят Хана.
Гипотеза: если реконструировать суфийские философско-эстетические взгляды на музыку на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана, то можно прийти к утверждению, что, во-первых, музыка для суфиев обладает исключительно важной жизненной значимостью, являясь способом ценностного взаимодействия человека с универсумом, она выделена среди искусств, занимая центральное место, и выступает доминантой в процессе гармонизации индивидуального и социального космоса человекаво-вторых, понимание сущности музыки в суфизме обусловлено философско-религиозным взглядом на музыку как субстанцию.
Цель — обосновать философско-эстетическую сущность музыки в суфизме на материале философии музыки Хазрата Инайят Хана.
Задачи. В соответствии с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
— провести философско-эстетическую реконструкцию суфийскихвоззрений о музыке на основе музыкально-философских трудов Хазрата Инайят Хана;
— рассмотреть эстетический аспект философского и духовно-практического суфизма в качестве предпосылки постижения сущности музыки;
— выделить специфические особенности музыкального искусства суфиев;
— определить место и ценность музыки как вида искусства в суфизме;
— представить музыку в ряду эстетических ценностей в суфизме;
— осуществить анализ суфийских философско-эстетических взглядов на сущность музыкального бытияобосновать онтологическийстатус музыки в суфизмераскрыть взгляды Хазрата Инайят Хана на смысл и < назначение музыкиобнаружить эстетические взаимосвязи Хазрата Инайят Хана с русской и европейской культуройвыделить музыкально-эстетические категории суфийской философии музыки.
Положения, выносимые на защиту:*.
1. Философско-эстетическая сущность, музыки в суфизме заключается в томчто музыка в. представлении суфиев занимает особое место, выступая^ качестве высшей эстетической ценности: как вид искусства она служит духовным^ опытом гармонизации, т. е. способствует органической встроенности индивида в мир, выполняя функцию универсального эстетического принципа, и, вместе с тем она больше, чем' искусство, поскольку в религиозном сознании1 суфиев она является божественной субстанцией. Следовательно, музыка для «суфиев — это способ ценностного, эстетического взаимодействия» человека с миром.
2. В качестве предпосылки постижения сущности музыки в су- ¦ физме выступают особенности суфийского музыкального искусства, а также философский и духовно-практический суфизм, в недрах которого формировалась суфийская теория музыки Хазрата Инайят Хана, опирающаяся на индийскую музыкальную «грамматику».
3. Музыкально-теоретические идеи Хазрата Инайят Хана о суфийской музыке содержат проблематику смысла и ценности музыки и указывают на связь с философско-эстетическими взглядами неоплатоников и русской музыкально-эстетической мыслью начала XX века. Тем самым имеется основание отнести эти идеи к области философии музыки, вписывающейся в единую картину философско-эстетического знания о музыке.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется совокупностью задач и полученными результатами и заключается в следующем: осуществлена философско-эстетическая реконструкция суфийской философской мысли о музыке на примере философских взглядов на музыку Хазрата Инайят Ханарасширено проблемное поле эстетики в результате вовлечения в сферу научного исследования философии музыки индийского суфия Хазрата Инайят Ханаобоснована целесообразность рассмотрения философского и духовно-практического / суфизма в качестве предпосылки постижения сущности музыкивыявлены суфийские ценности, связанные с постижением музыкального бытия, и определена значимость музыки как высшей эстетической ценности в суфизмедано обоснование понимания музыки как универсального эстетического принципа, организующего бытие в соответствии с эстетическими законами гармонии и красотыопределено центральное место музыки среди искусств в духовном мире суфиеввыделен категориально-понятийный аппарат философии музыки в суфизме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут служить дальнейшему изучению концепций и ключевых понятий эстетики суфизма, способствовать пониманию его внутреннего идейного развития на разных исторических этапах, а также привлечь внимание эстетиков, теоретиков искусства к проблемам постижения музыкального бытия в суфизме. Материалы работы могут быть использованы философами, эстетиками, культурологами, религиоведами, психологами, филологами в. научной и. практической? деятельности:
Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на международной" научно-практическойконференции" «Философия. КультураГуманизм: история и современность» (Оренбургский государственный" университет, 9−10 ноября 2006 г.), заседании межвузовского: «круглого стола» «Исламкак духовная» традиция и фактор современных общественных отношений"" (Оренбургский! филиал. Уфимского юридического института МВД России, 9- февраля" 2007 г.), Всероссийскойочно-заочной" Iгаучно-1 фактической конференций} «Человек: — горизонтыдуховного развития» (Оренбургский государственный университет,. 29 октября 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции- «Этнонацио-нальные ценности в условиях глобализации» (г. Махачкала- 25−26 сентября 2008 г.), III Овсянниковскоймеждународной эстетической конференции «Методы, понятия и коммуникация в современном эсте тическом дискурсе» (Московский-государственный университет им. М.В. Ломоносова- 21−22:ноября 2008 г.) — Материалы исследования излагались и обсуждались на заседаниях кафедры эстетики философскогофакультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедры философской: антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета.
Материалы диссертационной работы были использованы автором при подготовке и проведении спецкурса «Этика и эстетика^ суфизма» в Оренбургском государственном университете и в музыкальном лектории «Музыка как мир человека», проводимом в Оренбургской областной научной универсальной библиотеке им. Н. К. Крупской (2007 г.).
Структура^ диссертационного исследованияДиссертационное исследование состоит из введениятрех глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Адаптация" философского наследия в условия современного изменяющегося мира, обусловленная во многом стремлением к осмыслению фундаментальных оснований бытия человека, диктует понимание того, что Восток и Запад — это> бифуркация, развитие по двум рукавам истории, полной взаимодействия, но не сводящей их друг к другу как источникам одного для другого. В связи с этим классической арабо-мусульманской философии, являющей^ собой пример продуктивного взаимодействия восточной и западной системы философствования, принадлежит особое место. В контексте проблемы, диалога культур актуальным является" обращение к религиозно-философскому учению суфиев как важной, духовнотсоставляющей исламской культуры, в его различных аспектах, в том-числе к суфийской философии музыки и музыкальной^ эстетике, к поэтическому и музыкальному искусству суфиев, в настоящее время органично вписывающемуся в мировое культурное пространство. Суфизм, сохраняя^ свою культурную самобытность, представляет собой образец взаимопроникновения фазных типов мышления, систем философствования, демонстрируя" тем самым готовность к диалогу, который, сохраняя культурные различия, способен привести к взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.
Определив целью нашего исследования обоснование философско-эстетической сущности музыки в суфизме, мы прежде всего выделили особенности музыкального искусства суфиев. Суфийское искусство формировалось с учетом функционирования его основных жанров в структуре целостного религиозно-эстетического действа (в частности музыкальных радений — сама, сочетающих в себе поэзию, музыку, танец), которое может рассматриваться как своеобразный синтез искусств. Однако именно музыка является ведущей составляющей обрядово-ритуальной практики суфиев. Для нас важно было показать, что само музыкальное искусство принадлежит эстетическому сознанию суфиев как области эстетической способности распознавать и воспроизводить музыкально-специфическое.
Музыка благодаря своей способности воздействовать на человека стано-вик^ в суфизме неотъемлемой частью духовного^ процессаи позволяет осуществить, «вчувствование" — в воспринимаемыйобъект, приводящее к эстетическому переживанию, предощущению» необходимых для человека ценностей. Музыка-искусство, обнаруживая в музыкальной форме как процессе свое внутреннее движение и стремление выразитьсяв звуке художественно совершенно, выводит суфия. на ценностное взаимодействие с миром, универсумом, Иервопринципом, выступая гармонизирующим фактором, приводящим к органической. встроенности индивида в, мир и оказывающим психотерапевтическое влияние на суфия в его* способности к резонансу в процессе духовноговосхождения. На этом основании мы пришли к утверждению, что суфийская музыка обладает несомненно более широкими1 возможностями по сравнению с поэтическим искусствомпоскольку в состоянии выразить, невербальными, средствами, то, что" трудно поддается вербализации, — опыт переживания выхода в самые высокие духовные измерения.
Поскольку проблема философско-эстетической сущности музыки в суфизме рассматривается в работе на примере исследований индийского •• музыканта и философа-суфия Хазрата Инайят Хана, нами раскрыты основные положения индийской теории музыки, позволившие прийти к выводу о том, что музыка в суфизме мыслится не только как искусство, — но и как теория музыки, обусловленная космологическим объяснением мироустройства и имеющая своим основанием индийскую музыкальную «грамматику». Вместе с тем принципиально важно, что суфийская теория музыки, опираясь на индийскую философию искусства, формировалась в недрах суфизма как одного из направлений классической арабо-мусульманской философии, представляющего собой интегральную систему религиозно-философских концепций и особых форм духовной практики. В связи с этим мы обратились к рассмотрению мировоззренческих предпосылок философии музыки в суфизме, позволивших обнаружить, согласно суфийским взглядам, ценностный аспект музыкального бытия.
В качестве центральной идеи философского суфизма в диссертации обозначена концепция’единства бытия (вахдат ал-вудэ/суд) средневекового мыслителя-суфияИбн Араби. Использование метода парадигмального анализа обусловило понимание указанного учения как «устойчивого инварианта логики мышления суфийской, традиции, обладающего статусом парадигмы», и позволило рассматривать провозглашенный философским суфизмом тезис о единой субстанции мира, в качестве обоснования суфийской философии музыки в целом и, в. частности, ее главного мотива^- идеи о единой музыкальной субстанции мира, что соответствует восточной ин-терпетации музыки как мировой* гармонии (например, понятие «Великая музыка» в Древнем Китае) или пифагорейскому представлению’о музыкальной гармонии сфер (небесные тела потому издают звуки в своем движении, что существует сам принципе гармонии).
Обращение к духовно-практическому суфизму заставило отметить факт активного использования суфиями музыки в сложных обрядово-ритуальных действах в связи с ее способностью воздействовать^ на внутренний и внешний мир человека. На этом основании нами было указано на аксиологическое назначение музыки в суфизме.
В> процессе рассмотрения основных положений философского суфизма и анализа характерных черт духовной практики суфиев в эстетическом ракурсе была обнаружено, что, с одной стороны, музыка выступает ведущей составляющей духовной практики суфиев, предопределившей специфику суфийского музыкального искусства, связанную с его функционированием в структуре целостного религиозно-эстетического действа. С другой стороны, обосновано музыкальное мировидение суфиев, поскольку музыка понимается в суфизме как движение, что обусловлено философско-религиозным взглядом на миропорядок (ал- 'амр) как переход божественного бытия из состояния непроявленности в состояние проявленности, являющийся причиной' многочисленных процессов. в физическом * и* духовном мире:
Избранный нами-, аксиологический подход в-, свете неокантианства обусловил постижение музыкального бытия-на основании, суфийских философских воззрений, с позиции ценностного взаимодействия, музыки с миром человека. В’целях определенияценности музыки как принципа1, организующего1 музыкальное* бытие, и деятельность человекасопряженную с музыкой, мы прежде всего обратились, к выявлению аксиологических оснований^ суфизма. На* основе анализа, представлений о. ценности, возникших в европейской и-восточной философиив исследовании, дана дефиниция-ценности в суфизме: ценности" для суфиев" есть духовные цели, определяющие стратегиюг процесса духовного восхождения к «высшему духовному состоянию» как переживанию-органической причастности к Абсолюту и постижению высшего Смысла. Ценности, таким образом, имея, трансцендентное предсуществование, связываются^ для суфиев с постижением высшего Смысла и^ смыслов .как качеств Абсолюта. Наивысшим ценностным началом в суфизме выступает бог, в нем воплощается абсолютное совершенство, он есть. источник всех суфийских ценностей.
Обращение непосредственно к эстетическим ценностям позволило выделить триаду суфийских ценностей «любовь — гармония — красота», возводимых суфиями в ранг абсолютных ценностей. Будучи сопряженными с процессом творения, который, согласно суфийским представлениям, является процессом непрекращающимся, любовь, гармония и красота выступают источником любого движенияв том числе и стремления человека к соединению с Единым. «Любовь — гармония — красота», таким образом, в соответствии с приведенной дефиницией, есть ценности, выступающие как духовные цели, движущие человека к совершенству. Переживаясь в состоянии «обладания» ими и внутренне проживаясь, ценности ведут к постижению смыслов, и прежде всего высшего Смысла.
На основаниианализа, музыкально-философских трудов' Хазрата Инайят Хана. нами: показано, что музыка проявляет себя как. доминанта в триаде суфийских ценностей «любовь — гармония — красота» и обусловлю вает специфику понимания совершенства в суфизме вегоэстетическом значенииВ суфизме совершенство4 понимается инклюзивно: — как виртуальная: неотд елейность: высшего от низшего: Совершенство для суфиев предстает как непрекращающийся процесс перехода непроявленного в проявленное и наоборот, что предполагает неизменную подвижность, «пульсирование» бытия. Согласно суфийским воззрениям движение есть музыка: Следовательноэстетический? .феноменвечнош текучести— непрекращающегося движенияпонимаемышвгсуфизме как. музыка-.по"сутиопределяет понимание* совершенства как процессуального единствадвух сторон-единого-бытия-^ Ншэтомю. сновании:сделаншывод, о-том-, что)'суфизмг представляет «процессуальную картину мира», где музыка выступает «текучей сущностью мира», обеспечивая единство космического и феноменального.
Сравнение суфийских взглядов на музыку и положений европейской философиимузыки позволилоотметить «их созвучность: мир предстает, длясуфиев: вселенской симфонией, звучащей в соответствии с эстетическими законами гармонии и красоты, и это согласуется с древнегреческими представлениями о музыке (Пифагор, Платон, неоплатоники). Притяжение различных ипостасей бытия: суфий слышит как некую звуковую вертикаль — аккорд мировой, вселенской? гармонии, сущность которой — вравновесии становящегося мира. Составляя фундаментальное основание: триады «любовь — гармония — красота» в процессе становлениямира-и выступая’как высшая эстетическая ценность, музыка обусловливает непрерывную текучесть мироздания и обнаруживает незавершенность, открытость процесса.
Анализ: исследуемого материала привел к утверждению, что фило-софско-эстетическая ценность музыки в суфизме заключается в том, что музыка для суфиев^ есть способ бытия мира, способ бытия в мире и способ существования Абсолюта.
В соответствии с задачей исследования-" была осуществлена фило-софско-эстетическая реконструкция суфийской философской’мысли*, о музыке на примере музыкально-философских взглядов Хазрата Инайят Хана, которая ставила задачей раскрыть смысл музыки в ее значении. для человека. Поскольку философии музыкант-суфий Хазрат Инайят Хан. был представителем, суфийского" ордена Чишти, расположенного, в Индии, и получил музыкальное образование и" воспитание в семье индийских музыкантов" высказанные им? положения? философии" музыки и музыкальной эстетики, суфизма рассматриваются на примере индийской музыки, которую он считал совершенным образцомшузыкального искусства:
В" приведенном суфием определениимузыки, как. математического расположенияфитмов и ладов в качестве основополагающих нами выделены, два, аспекта музыки1— лад и ритм и отмечено, что в их понимании, суфийский музыкант опирается на индийскую теорию музыки. Вместе с тем данное определение позволяет указать на сходство суфийских воззрений, и устойчивых представлений" о музыкекак эквиваленте математики, числе,-идущих в философии музыки от Пифагора, Платона, Боэция, Кеплера вплоть до А. Ф. Лосева, и тем самым доказать, что философ-суфий следует и европейской теории музыки.
Нами отмечено, что лад и ритм в представлении суфиев являются понятиями, выходящими за пределы музыкального искусства. В суфизме лад получил космосоциоантропологическую трактовку, поскольку для музыканта-суфия существует обширный мир ладов (раг), т. е. мир-лад, космо-центрический порядок, нашедший выражение в социальном космосе человека и имеющий своим основанием гармонию мужского и женского. Лад в суфизме — это структура наивысшего порядка, выступающая как модель универсума.
В широком смысле трактуется в суфизме и метроритм — как организация пульсаций, вибраций в звучании и движении. Ритм предстает как музыкальная"категория, понимаемая как всеобъемлющий закон, соответственнокоторому весь множественный, мир подчиняется5 организованному разуму, что созвучно музыкально-эстетической мысли средневековья, в частности идее Аврелия Августина, который в трактате «О музыке» определил музыку как науку совершенной ритмичности, а понятие «ритм» генетически связывал с музыкой и упорядочиванием ее движения" в. соответствии с числом.
Осмысление суфийских представлений о музыке. определило центральное место музыки среди искусств. Музыка, понимаемая в суфизме как особая* эстетическая ценность, выступает как архетип мироустройства и форма познания" человека. Человек может узреть в музыке полную' картину мироздания и свое место в нем, что определяет ее мировоззренческую ценность, формируя отношение к ней в суфизме как «искусству искусств», «звездному искусству», «божественному искусству». С однойстороны, музыка как искусство звукоритмоорганизованное есть выражение «музыки всей вселенной», т. е. выражение специфическими средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, гармония, форма) музыкально-сущностного. Музыка-искусство, ограничивая беспредельное в пределе, всегда, сообразно суфийским воззрениям, несет в себе музыкально-субстанциальное и, будучи явленной сущностью, существует в сознании человека как форма в широком смысле — как претворение эстетических законов гармонии и красоты, получая материальное воплощение в музыкальном произведении. С другой стороны, музыка в состоянии поднять суфия к постижению музыкального как глубинно-смыслового.
Осуществленный в рамках исследования сравнительный анализ учений Ибн Араби и Хазрата Инайят Хана показал, что выработанная философским суфизмом схема иерархии мира, в основании которой лежит положение об истечении (судур) бытия (вуджуд), у Хазрата Инайят Хана предстает следующим образом: музыка сфер — абстрактный звук (Саут-е Сармад, звук «Ни» — «Ху"У~ звуки, цвета, формы феноменального мира. В результате реконструкции основных положений философии» музыки^ суфийского автора было обнаружено, что под музыкой сфер он понимает состояние изначального покоя (сравнимое с европейским пониманием гармонии как принципа упорядоченности бытия), которое вместе с тем-для него-представляется непрерывно звучащей музыкой Абсолюта, чтов европейском прочтении соответствует пифагорейской и неоплатонической традиции, обозначающей мировую гармонию, по смыслу — музыкальную субстанцию.
На основании* изучения музыкально-теоретических трудов Хазрата Инайят Хана нами выделен категориально-понятийный аппарат философии музыки в суфизме. Так, в связи с выявлением ипостасей музыкального бытия висследовании вводится понятие «рядоположенность уровней^ музыкального бытия», которое означает, что уровни музыкального бытия находятся в отношениях взаимообусловливания и взаимного перехода друг в друга, а не в отношениях иерархической соподчиненности. Следовательно, творение предстает как постоянный, непрерывный процесс перехода абсолютного бытия из состояния потенциальности в состояние проявленности, другими словами — истечение музыки-субстанции кладет начало — опосредованно через промежуточную сферу, то есть через абстрактный звук, -звукам, цветам, формам феноменального мира.
Выделено понятие «абстрактный звук», который выступает как промежуточная сфера, объединяющая скрытый и явный аспекты музыкального бытия. Данное понятие стало ключом в прояснении философско-эстетической сущности музыки в суфизме. По нашему мнению, абстрактный звук есть обоснование единства бытия как неразрывного единства сущности музыки — музыкальной субстанции, символизирующей вечное движение, и музыкального искусства, поскольку именно в абстрактном звуке музыка-субстанция предстает как некий предыкт музыки — искусства слышимых звуков, то есть музыки, рожденной человеком.
Суфийское понимание звука как проявления музыки-субстанции привело к утверждению о том, что-в отличие от европейского понимания музыкального звука в восприятию суфиев любой звук всегда музыкальный. Следовательно, звук выступает в< суфизме универсальной эстетической категорией. Поскольку в представлении суфиев природа. звука и цветам одинакова и свет понимается^ ими как видимое проявление звука, вселенная предстает в суфизме как космическая симфония. В связи с этим в работе выступает эстетическая, категория" «звучание» как производная от нераздельного’соотношения «звук — музыка», служащая обоснованием онтологического фундирования-различных планов бытия:
Кроме того, нами выделена специфическая категория суфийской философии музыки — «звукоцвет». Установление Хазратом Инайят Ханом? взаимообусловливаемой связи звука, и" света (цвета)' является созвучным творческим исканиямфубежа XIX—XX вв.еков, получившим развитие в идее синтеза искусств, в частности экспериментам в области звука и цвета русского композитора А. Н. Скрябина, а также художника В.В.4 Кандинского. Если у А. Н. Скрябина взаимосвязь выстраивалась в последовательности «звук — цвет», то у В. В. Кандинского — это «слышание красок», т. е. соответственно «цвет — звук». Известны тесные творческие контакты музыканта-суфия с деятелями русского и европейского искусства, в связи с чем мы можем говорить о родстве его эстетических восприятий" с В. В. Кандинским и А. Н. Скрябиным, в частности идеи влияния на человека и социум звукосветоцветовых вибраций, создания в искусстве космической симфонии.
В ходе философско-эстетической реконструкции суфийской философской мысли о музыке выделены музыкально-эстетические категории «форма», «красота», «гармония» как характеризующие сущность музыки и являющиеся в философско-эстетических взглядах Хазрата Инайят Хана носителями музыкального смысла.
Анализ суфийского понимания, формы предварен рассмотрением в контексте исследования проблемы формы в истории философско-эстетической мысли. Осуществлено сравнение суфийских представлений и понимания формы, сложившегося в европейской философии, на основании чего сделан вывод, что в суфизме форма выступает как процесс становления, при этом процессуальность характеризует, с одной* стороны, музыку, понимаемую суфиями как движение, с другой стороны.— эстетический феномен вечной текучести, изменчивости, ведущей к рождению формы. Поскольку носителем всех форм, звуков и цветов множественного мира выступает музыка сфер (музыка-субстанция), которая* в силу своей текучести^ изливается вначале в абстрактный звук, приобретая в объектном мире сна- -чала слышимость, а потом видимость, форма в суфизме выступает как музыкально-эстетическая" категория, понимаемая в исследовании как модальность звучания. Таким образом, понятие формы в суфизме не тождественно понятию «музыкальная форма», напрямую связанному с музыкальными жанрами. Форма в диссертационной работе трактуется как проявленная сущность, т. е. как форма в широком смысле — как претворение законов гармонии и красоты.
Высшей формой универсальной организации, объединяющей все планы бытия через движение к гармонии, является красота. В ходе анализа трудов Хазрата Инайят Хана нами установлено, что в суфизме бытие — это красота и вечное движение как свойство сущности музыки, неотделимой от красоты как атрибута Абсолюта. Творение мира предстает как непрерывный процесс возникновения красоты, поскольку красота и мир возникают одновременно и жизнь, по суфизму, есть движение красоты. При этом, согласно суфийским представлениям, многообразное движение звукового потока, определяющее непрерывную текучесть мироздания и проявляющееся в звучащей красоте форм множественного мира, есть движение Единого. На этом основании мы утверждаем, что в суфийской эстетике музыкальный звук выступает модификацией красоты.
Согласно трудам Хазрата Инайят Хана нами выявлены три" аспекта гармонии: вечный, универсальныйи индивидуальныйкоторые явились одним из критериев1 анализа бытия музыки в суфизме. Понятие «вечная гармония» представлено^ гармонией музыки сферуниверсальный* аспект гармонии мыслится в суфизме как проявление космического принципа бытияиндивидуальнаягармония предполагает коммуникативную составляющую. В^ понимании музыкальной* гармонии" суфизм* созвучен представлениям о" музыке как мировой* гармонии, идущим от Древнего Китая, античной* и средневековой эстетической" мысли. Проявление космического принципа бытиявыраженного у Хазрата Инайят Хана понятием «вселенская гармония», или музыка, организующая иерархию различных его планов, свойственно, как подтвердило* исследование, и восточному, суфийскому, и европейскому философскому мышлению.
Реконструкция! и осмысление суфийских философско-эстетических взглядов на музыку на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана привели к выводу о том, что музыка в представлении суфиев занимает особое место, выступая в качестве высшей эстетической ценности: как вид искусства, она служит духовным опытом гармонизации, т. е. способствует органической встроенности индивида в мир, выполняя функцию универсального эстетического принципа, и вместе с тем она больше, чем искусство, поскольку понимание сущности музыки в суфизме обусловлено философско-религиозным взглядом на музыку как субстанцию. Следовательно, музыка для суфиев — это способ ценностного, эстетического взаимодействия* человека с миром. Постижение смысла музыки выступает для суфия как сложный многоаспектный процесс сотворчества, включающий в себя вхождение в резонанс с глубинно-музыкальным, духовным, воспроизводимом в звучании, поднимающем до смыслообразующих философских концептов.
Музыкально-теоретические идеи Хазрата Инайят Хана о суфийской музыке, содержащие проблематику смысла и ценности музыки, указывают на связь с европейской системой философствования, в частности с фило-софско-эстетическими взглядами неоплатоников, русской музыкально-эстетической мыслью начала XX века. Тем самым имеется основание отнести эти идеи к области философии музыки, вписывающейся в единую картину философско-эстетического знания о музыке.
Список литературы
- Али-заде А. Исламский энциклопедический" словарь. — М.: Ансар, 2007.-400 с.
- Акимушкин О.Ф. Зикр / О. Ф. Акимушкин // Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991.
- Апинян Т.А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке: Учеб. пос. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 143 с.
- Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама. -М1.: «Сфера», 2002.272 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыке. Просвещение и образование. М. — Л., 1965. — С. 77−97.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. — Л.: Музыка, 1971.-378 с.
- Байат М., Джамниа М. Али. Под суфийским плащом. М.: «Старклайт», 2002. — 200' с.
- Балдок Д. Суть суфизма. М.: Нирвана, 2007. — 240 с.
- Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Издательство МГТУ, 1992. — 144 с.
- Бахтияр Л. Суфий. Образы мистического поиска. М.: Эннеагон Пресс, 2007. — 120 с.
- Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2003. — 120 с.
- Бородовская Л.З. Традиции суфизма в татарской музыке: дисс.. канд. искусствоведения/ Л. З. Бородовская. — Казань, 2004. 173 с.
- Буркхардт Т. Введение в доктрину суфизма/ Пер. с англ. Н. П. Локман Таганрог: Ирби, 2009. — 144 с.
- Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы. М.: Алетейя, 1999. — 216 с.
- Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
- Бычков В.В. Эстетика /В.В. Бычков, О. В. Бычков // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. — М-.: «Мысль», 2001. — С. 456−466.
- Вяхирева С.Р. Диалогический характер человеческого бытия в суфийском опыте: дисс.. канд. филос. наук / С. Р. Вяхирева. Томск, 2004.- 158 с. 20.' Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М': Прогресс, 1988. — 700 с.
- Гайденко П.П. Субстанция/ П.П. Гайденко// Новая^ философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Мысль», 2001! — С. 651−656.
- Гаян: песнь суфия / Инаят Хан- пер. с англ. С. Романенко. М.: • Амрита-Русь, 2007. — 144 с.
- Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997.511 с.
- Герасимова И.А. Искусство мыслить будущее /И.А. Герасимова // Эпистемология & философия науки. 2010. — Т. XIII. — № 1. — С. 98−110.
- Гогиберидзе Г. М. Исламский' толковый словарь / Г. М. Гогибе-ридзе. Ростов н/Дону: Феникс, 2009. — 266 с.
- Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.-227 с.
- Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. СПб.: Алетейя, 2000. — 448 с.
- Джани-заде Т. М. Поэтика музыки в исламе (к постижению ритуала и музыки в суфизме) // Невербальное поле культуры: Тело.Вещь. Ритуал.-М., 1996, с. 94.
- Джани-заде Т.М. Хал-макам как принцип искусства макамат// Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989. С. 319 333.
- Джумаев А. Ислам и музыка// Музыкальная академия. 1992. -№ 3. — С. 24−36.
- Длугач Т.Б. Сущность появление/ Т.Б. Длугач// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Мысль», 2001*. — С. 682−683.
- Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. М: «Мысль», 1973. — З82'с.
- Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской.культуре. М: Прогресс — Традиция, 2004. — 1040 с.
- Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре/ М. В. Есипова // Вестник философии, № 6, 1994.-С. 82−88.
- Зенкин К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева/ К. В. Зенкин // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 66−75.
- Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. 284 с.
- Ибрагим Т.К. Суфийская концепция совершенного человека / Т. К. Ибрагим // Человек как философская проблема: Восток Запад. — М., 1991.-С. 62−76.
- Ибрагим Т. Философские концепции суфизма (обзорная статья) //Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник обзоров. Отв. ред. и состав. A.B. Сагадеев / ИНИОН. М.: 1988.
- Из реки’речений. Высказывания суфийских наставников /Сост. и переводчик Л. Тираспольский М.: Амрита-Русь, 2004. — 160 с.
- Иноземцев И.Л. Хушхал-хан Хаттак о мусульманской- музыке/ И. Л. Иноземцев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. — tM.: Наука, 1989.-302−318.
- Иордан М., Кузеев Р., Червонная С. Ислам в Евразии (современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама). — М.: Прогресс-Традиция, 2001. 516 с.
- Ислам: Энциклопедический словарь/АН СССР, Ин-т востоковедения. Ml: Наука, 1991. — 315 с.
- Ислам от, А до Я /сост. A.A. Савинов. — М.: ACT: Восток — Запад, 2007. 320 с.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли/ Овсянников М. Ф., Гершкович З. И., Лившиц М. А. и др. Т. 1. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — 684 с.
- История этических учений: Учебник / Под ред. A.A. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 911 с.
- Йылмаз Х.К. Тасаввуф и тарикаты /Пер. с турецкого А. Урмано-ва. М.: «Сад», 2007. — 300 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 543 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.:Архимед, 1992.109 с.
- Карташова Т.В. Уп-шастрия как интегральный феномен музыкальной культуры Северной и Южной Индии. Автореф. дисс.. док. искусствоведения / Т.В. Карташова- Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2010. — 56 с.
- Карташова T.B. Уп-шастрия как общее звуковое пространство музыкальной культуры Северной и Южной Индии. Mi: ИД «Композитор», 2010:-576 с.
- Кныш. А. Д5. Мусульманский- мистицизм: — краткая история /ГГер. с англ. М. Г. Романов. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. — 464 с.
- Коломисц Г. Г. Некоторые вопросы философской мысли о музыке Древнего Китая: статус и назначение в антропо-социальном аспекте / Г. Г. Коломиец У/ Вестник Оренбургского государственного университета. -2009. -№ 7 (101).-С. 181−187.
- Коломиец, Г. Г. Об основном вопросе философии музыки / Г. Г. Коломиец// «Вестник Российского философского общества». 4 (48), 2008.- С. 142−147. •
- Коломиец Г. Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект/ Г. Г. Коломиец // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. — № 5. — С. 73−94.
- Коломиец Г. Г. Ценность музыки, философский аспект. Изд 2-е. — М: Издательство ЛКИ, 2007. 536 с.
- Кривцун О.Н. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. —430 с.
- Кругликов В.А. Опыт эстетический/ В.А. Кругликов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: «Мысль», 2001. — С. 161 162.
- Крутоус В.П. Переживание эстетическое/ В. П. Крутоус // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — Москва, «Мысль», 2001. — С. 218.
- Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. — Душанбе: Дониш, 1987. 108 с.
- Левая Т.Н.' А. Н. Скрябин / Т. Н. Левая // История русской музыiки: В 10-ти т. Т. 10А: конец XIX начало XX века. — М.: Музыка, 1997. -С. 5−68.
- Лекторский В.А. Опыт / В. А. Лекторский // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: «Мысль», 2001. — С. 158−159:
- Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960−61.-304 с.
- Лосев. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Книга Ъ. М.: Искусство, 1992. — 656 с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики //Из ранних произведений. М.: «Правда», 1990. — 392 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М.: Искусство, 1965. 372 с.
- Москалев С. Предисловие / С. Москалев// Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: «Сфера», 1998. — С. 7−18.
- Мудрость суфиев. Шихаб Ад-Дин, Мухаммад Парса, Махдум-и Алзам (пер. с перс. Ястребовой О. М., Иоаннесяна Ю. А., Бабаджанова Б.М.). СПб.: «Азбука" — „Петербургское Востоковедение“, 2003. — 448 с.
- Музыкальная эстетика стран Востока // Общ. ред. В.П. Шестако-ва. М.: Музыка, 1967. — 414 с.
- Мутаххари М. Совершенный человек в исламе. — СПб.: „Петербургское Востоковедение“, 2008. — 208 с.
- Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.
- Наср С.Х. Исламское искусство и духовность. Мк Дизайн. Информация. Духовность, 2009. — 232 с.
- Насыров И.Р. Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). Автореф.-дисс.. док. филос. наук / И.Р. Насыров- Ин-т философии Рос. акад. наук. М., 2007. — 34 с:
- Насыров И.Р. Основания исламского-мистицизма (генезис и< эволюция). М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
- Насыров И.Р. Суфизм: единство знания и действия. Электронный ресурс. http://www.idmedina.ru/books/historyculture/minaret/12/nasirov.htm?)
- Нурбахш Дж. Беседы, о суфийском- пути. — М.: „Присцельс“, 1998.-166 с.
- Нурбахш Дж. Духовная практика суфизма/ Пер. с англ. М.: Ри-элетивеб, 2007. — 268 с.
- Нурбахш Дж. Психология суфизма / Пер. с англ. Л.М. Тирас-польского -М.: Прогресс, 1996. 176 с.
- Нурбахш Дж. Рай суфиев/ Пер. с англ. Л. М. Тираспольского. — М.: Издательская. группа „Прогресс“, 1995. 112 с.
- Нурбахш Дж. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме / Пер. с англ. Л. М. Тираспольского. М.: „Прогресс“, 1997. — 136 с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Высшая школа* 1984. — 336 с.
- Платон. Сочинения в трех томах. Под. общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Пер. с древнегреч. Т. 1. — М.: „Мысль“, 1968. 623 с.
- Плотин. Избранные трактаты. Перевод с древнегреч. Под ред. проф. Г. В. Малеванского. В 2-х томах. Т. 2. М.: Издательство „РМ“, 1994. -144 с.
- Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест- М.: АСТ, 2000. -320 с.
- Плотин. Сочинения. СПб., 1995. — 672 с.
- Позднев П.А. Дервиши в мусульманском мире. Исследование Петра Позднева. Оренбург: тип. Б. Бреслина, 1886. — 334 с.
- Религиоведение: Словарь. -М.: Академический Проект, 2007.637 с.
- Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. Мн.: Книжный Дом, 2007. — 960 с.
- Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с.
- Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Пер. с англ. М.: Наука, 1978. — 372 с.
- Руми, Джалал ад-Дин. Сокровища вспоминания: суфийская поэзия. Пер. Л. Тираспольского. М.: „София“ — „Гелиос“, 2002. — 208 с.
- Русанова О.В. Макам / О. В. Русанова //Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 320.
- Рыжакова С.И. Индийский танец. Искусство преображения. -М.: Изд-во РГТУ, 2004. 289 с.
- Сабанеев Л. Скрябин. Изд. 2-е переработ. М. Пг: Госиздат, 1923.-201 с.
- Сагадеев А. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья // Эстетика и жизнь. М., 1974. Вып. 3.
- Самохвалова В.И. И вновь к вопросу о форме /Эстетика: Вчера. Сегодня. Завтра. — Вып.З. Текст. / Рос. акад. наук, Ин-т философии, ИФ РАН, 2008. -С. 58−81.
- Самохвалова В.И. Красота против энтропии. — М.: Наука, 1990.-176 с.
- Самохвалова В.И. Творчество: божественный дар- космический принцип- родовая идентичность человека: Научное издание М.: РУДН, 2007. — 538 с.
- Сергеева Т.С. Рождение западно-арабской музыкальной классики: дисс. доктора искусствоведения/ Т. С. Сергеева. — Москва, 2009. — 354 с.
- Скрябин А. Н: Письма. Сост. и ред. A.B. Кашперов. М.: Музыка, 1965.-719 с.
- Смирнов A.B. Классическая арабо-мусульманская мысль / A.B. Смирнов// История этических учений: Учеб. / Под ред. A.A. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 204−309 с.
- Смирнов A.B. Как различаются культуры? / A.B. Смирнов // Философский журнал. М.: ИФ РАН. — 2009. — № 1 (2). С. 61−72.
- Смирнов A.B. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия Восток — Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 1. Философское общество СССР. -М., 1991. — С. 109−143.
- Смирнов A.B. Смысл в арабо-мусульманской философии /A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: „Мысль“, 2001. С. 577−578.
- Смирнов A.B. Совершенство в арабо-мусульманской, философии/ A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах.
- Т. 3. М.: „Мысль“, 2001. — С. 585.
- Смирнов A.B. Субстанция в арабо-мусульманской филосо-фии/А.В. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. -М.: „Мысль“, 2001. С. 656.
- Смирнов A.B. Суфизм / A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: „Мысль“, 2001. — С. 672−675.
- Смирнов A.B. Сущность в арабо-мусульманской философии/ A.B. Смирнов//Новаял философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: „Мысль“, 2001. С. 680−6821
- Смирнов A.B. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби /
- A.B. Смирнов // Рационалистическая традиция* и современность. — М., 1990. Кн. 2: Ближний и Средний Восток. — С. 206−222.
- Смирнов A.B. Универсалии в арабо-мусульманской философии// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. — М.: „Мысль“, 2001. -С.141−142.
- Смирнов A.B. Христианские мотивы в религиозно-философских концепциях суфизма и исмаилизма // Восток. — 1993. — № 6. -С. 12−18.
- Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. Перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН Остожье, 2000. 544 с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. — М.: Едиториал УРСС, 2001.-352 с.
- Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. 824 с.
- Софийская, А Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: дисс.. канд. искусствоведения / А.Б. Софийская- Казан, гос. консерватория им. H.F. Жиганова. — Казань, 2007. — 224 с.
- Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. — М.: „Канон +“ РООИ „Реабилитация“, 2009.1 272 с.
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М.: Наука, 1987.-192 с.
- Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
- Субхан Дж. А. Суфизм: его святые и святыни (пер. с англ.). -М.: Наука» и техника, 2005. 256 с.
- Суфии: восхождение к истине. М.: Эксмо, 2009. — 640 с.
- Суфийская мудрость/ Сост. В: В. Лавский. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 320 с.
- Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989.-344 с.
- Суфизм в Центральной Азии. Зарубежные исследования: Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912−1998) / Сост. и отв. редактор A.A. Хисматул-лин. (Азиатика). — СПб., 2001. — 394 с.
- Суханцева В.К. Музыка как мир человека (от идеи Вселенной -к философии музыки). — К.: Факт, 2000. 176 с.
- Тасаввуф /Сост. О. Топбаш. М.: «Сад», 2008. — 488 с.
- Татаркевич В. История шести понятий / пер. с польского Бориса Домбровского. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 376 с.
- Туймова Г. Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: диссертация .канд. искусствоведения/Г.Р. Туймова- Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. Москва, 2008. — 209 с.
- Услышь флейтиста. Суфии о суфизме. Суфийская проза и поэзия. Сборник. — М.: «Присцельс», 1997. — 200 с.
- Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. — 256 с.
- Франк C.JI. Сочинения. -М.: Правда, 1990. 607 с.
- Францева-Дозорова E.H. Философы и музыка. Ч. 1. От Пифагора до Кеплера. М.: Самообразование, 2007. — 240 с.
- Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. -М.: ИФРАН, 1995.- 175 с.
- Хан, Вилаят Инайят. Пробуждение. Опыт суфиев. М. К.: Изд. «София» — «Гелиос», 2002. — 240 с.
- Хазрат Инайят Хан. Введение в суфизм. М.: «Амрита-Русь», 2003.-144 с.
- Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. — М.: «Сфера», 2004. -352 с.
- Хазрат Инайят Хан. Очищение ума. (Пер. с англ.). М.: «Сфера», Серия «Суфийское Послание», 1999. — 416 с.
- Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. (Пер. с англ.). М.: «Сфера», Серия «Суфийское Послание», 1998. — 352 с
- Хазрат Инайят Хан. Суфийское послание о свободе духа. Авто-риз. пер. с англ. А. Балакина (репринтное издание). СПб (Ленинград), 1991.-48 с.
- Хафиз. Газели/ Пер. Г. Плещевского. 2-е изд. М.: Наука, 1984.-255 с.
- Хисматулин A.A. Суфизм. СПб., «Петербургское Востоковедение», 1999.-224 с.
- Хисматулин A.A. Суфийская ритуальная практика: На примере братства^Накшбандийа. — СПб-: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.-208 с. ,
- Холопов, 10. I-I. О формах постижения музыкального бытия / Ю-ШХолопов // Вопросы философии. 1993. 4. — С. 106−114/
- Хоружиш /С.С'.(c)черки синергийношантропологии. М^: Ин-стйтут философищ теологи№шистори№св:., Фомы, 2005- -4085 с.
- Черкасова.Н:Л. Индии музыка// Музыкальный энциклрпедиче-ский словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990, с. 209−210.
- Читтик У. В поисках, скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. -М.: «Ладомир», 1995. —543 с.
- Шамилли Г. Б. История музыки шейха Абд аль-Кадира Мараги (1353−1435) в аспекте проблемы иноверия в средневековых суфийских текстах // Музыкальная культура в исламо-христианском мире. Материалы
- Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2009. — С. 20−29.
- Шах И. Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев- М.: «Эксмо», 2002. 400 с.
- Шах И. Караван сновидений. — М: «Фаир-Пресс», 2002. —464 с.
- Шах И. Магия востока. М.: «Локид-Миф», 2000. — 304 с.
- Шах И. Наблюдения за покровом. — М.: Сампо, 2001. 192 с.
- Шах И. Невидимая газель. М.: Сампо, 2001. — 96 с.
- Шах И. Путь суфиев (Пер. с англ.). — М.: Центр духовной культуры «Единство», 1993. — 272 с.
- Шах И. Суфии. М.: «Локид-Миф», 1999. — 448 с.
- Шах И. Суфийская мудрость. СПб.: «Алетейя», 2002.384 с.
- Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994: — 490 с.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.
- Шестаков В.П. История эстетических учений: Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 408 с.
- Шилин К.И. Русские суфии: Новое человечество и образ будущего. М.: Беловодье и др., 2007. — 96 с.
- Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Н. И. Пригариной, A.C. Раппопорт. -М.: «Алетейа», «Энигма», 1999. -416 с.
- Шохин В.К. Аксиология / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. Москва, «Мысль», 2001. — С. 62−67.
- Шохин В.К. Древняя и средневековая Индия/ В.К. Шохин// История этических учений: Учеб. / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.-С. 109−203.
- Шохин В.К. Ценность / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. Москва, «Мысль», 2001. — 320−323.
- Энциклопедия религий. М.: Академический Проект, 2008. -1520 с.
- Эрнст К. Суфизм. М.: «Фаир-пресс», 2002. — 320 с.
- Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. -447 с.
- Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. — М.: Высшая школа, 1985.-286 с.
- Яковлев Е.Г. Совершенство незавершенного/Яковлев Е.Г. //Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2002. № 2. — С. 70−76.
- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. 464 с.
- Яковлев Е. Эстетическое как совершенное. — М.: Брандес, 1995.-407 с.
- Янгузин А.Р. Духовный мир суфиев. Уфа: Гилем, 2007.240 с.
- Gupta Shanli Nath. The Indian Concept of Values. Manohar, 1978.
- Hocking W.E. The Meaning of God in Human Experience. New Haven. 1955.
- Massignon L. Essai sur les origins du lexique technique de la mystique musulmane (Paris: J. Vrin, 1954). P. 191.
- Muhammad Iqbal. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962.
- Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Delhi, 1981.
- Sharma A. The Purusarthas: A Study in Hindu Axiology. Michigan State University, 1982.