Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на международной" научно-практическойконференции" «Философия. КультураГуманизм: история и современность» (Оренбургский государственный" университет, 9−10 ноября 2006 г.), заседании межвузовского: «круглого стола» «Исламкак духовная» традиция и фактор современных общественных отношений"" (Оренбургский! филиал. Уфимского юридического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-эстетические основания постижения сущности музыки в суфизме
    • 1. Особенности суфийского музыкального искусства
    • 2. Мировоззренческие предпосылки философии музыки в суфизме
  • Глава 2. Музыка в суфизме как способ ценностного, эстетического взаимодействия человека с миром
    • 1. Эстетические ценности в суфизме: любовь — гармония красота
    • 2. Музыка в ряду эстетических ценностей в суфизме
  • Глава 3. Смысл музыки в воззрениях Хазрата Инайят Хана
    • 1. Сущность суфийской музыки в философии музыки
  • Хазрата Инайят Хана
    • 2. Ипостаси музыкального бытия
    • 3. Музыкально-эстетические категории, характеризующие сущность музыки

Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

' исследования. Коммуникативная составляющая бытия человека вховременном мировом, сообществе, рассматриваемая в контексте проблемы «Восток — Запад», открывает возможность обращения к исследованию классической арабо-мусульманской философской мысли в свете эстетики.

В" последние десятилетия значительно возрос интерес отечественных и западных востоковедов к изучению творчества* суфиев — представителей одного из религиозно-философских направлений ислама. В * настоящее время^ суфийская-культура, в частности музыкальная, органично вписывается в мировое культурное пространство, став его яркой, самобытной составляющей. Сегодня творчество" музыкантов-суфиев^ известно в России, широкое распространение в статусе мировой популярной музыки суфийская музыка получила в Америке и в странах Запада. Активное освоение философии суфизма, постижение духовного мира суфиев, интерес к суфийскому искусству в свете проблемы диалога культур, безусловно, могут способствовать нахождению точек соприкосновения между западным и восточным мышлением, взаимодействию и взаимообогащению существующих в современном мире социальных общностей.

В суфийском искусстве, прежде всего в поэзии и музыке, нашли свое воплощение эстетический опыт и эстетическое сознание суфиев как составляющие арабо-мусульманского мировосприятия, выраженные на разных языках мира: арабском, персидском, турецком, урду, фарси, малайском и т. д. Именно суфизм дал миру поэтов Алишера Навои, Джалал ад-Дина Руми, Омара Хайяма, Абулькасима Фирдоуси, Низами, Хафиза, а также музыкантов Хазрата Инайят Хана, его сына Хидайята Инайят Хана, получившего образование в Парижской консерватории, ныне известного в Европе композитора, дирижера, главы Международного суфийского движения, Нусрата Фатеха Али Хана, Бабу Мераджа, братьев Сабри и других.

Идеалом совершенной, музыки в суфизме выступает древняя индийская музыка, в которой^ сложная система музыкально-выразительных средств запечатлена в символике внутриладовых и межладовых отношений, а также многообразии ритмических формул, использование которых обусловлено желанием запечатлеть невербализуемые духовные феномены, стремлением суфийских мастеров проникнуть в духовное бытие универсума. Приверженцем классической музыки Индии, преданно возрождавшим ее традиции, был индийский суфий начала XX века, музыкант, поэт, драматург, философ Хазрат Инайят Хан (1882−1927), труды которого переведены-на разные языки мира. Будучи представителем и последователем восточной школы суфизма, он открыл суфийскую музыку Западу, выступая с концертами как певец, мастер игры на старинном' струнном инструменте вине в Америке, Франции, а затем’в России, где состоялось его значком ство с русской культурой и видными ее представителями, в-частности А. Н. Скрябиным, С. Л. Толстым, Вяч. Ивановым.

Однако деятельность индийского музыканта, равно как и его музыкально-философские работы до сих пор не привлекали серьезного внимания исследователей. Музыка суфиев до настоящего времени изучается в основном специалистами в области этномузыковедения, обсуждающими различные музыкальные традиции суфиев с позиции теории музыки и ее исполнения либо с точки зрения религии и ритуала. Вместе с тем в процессе осмысления суфийских воззрений в свете эстетики обнаруживается, что в сознании суфиев, так же как и в античной философской мысли о музыке, сложилось представление о музыке как гармонии сфер, как музыкальной теории, связанной с космологией, в связи с чем актуализируется^ проблема постижения сущности музыки в суфизме. Кроме того, несомненный интерес представляет рассмотрение суфийской музыкальной эстетики в контексте развития западноевропейского и русского искусства рубежа Х1Х-ХХ столетий, поскольку деятельность музыканта и философа-суфия Хазрата Инайят Хана была связана с его пребыванием в Западной Европе и.

России, в связи с чем в исследовательской литературе имеются указанияна взаимовлияние в сфере художественно-эстетического" индийского музыканта и французского композитора Клода Дебюсси, а также русского композитора А. Н: Скрябина.

Степень разработанности темы.

Литература

связанная с изучением различных аспектов суфизма, представляется весьма обширной. Однако работ, посвященных исследованию философии музыки в суфизме, на сегодняшний день не существует. Музыка с точки зрения-ритуала рассматривалась в трудах Е. А. Бертельса, A.A. Хисматулина, К. Эрнста. С. Х. Наср изучал проблему влияния суфизма на. традиционную персидскую музыку. Среди последних отечественных работ отметим исследования JI.3. Бо-' родовской о традициях суфизма в татарской’музыкеА.Б. Софийской и Г. Р. Туймовой о музыкальных формах исламского ритуалаТ.С. Сергеевой о рождении западно-арабской музыкальной, классики, затрагивающее проблемы музыкотерапии и* связи андалусской музыкальной классики с идеями суфизма. Философия музыки исламского мира X—XV вв., в частности вопросы, онтологического статуса музыки, рассматривается в работах Г. Б. Шамилли. В связи с обращением в рамках диссертации к анализу трудов музыканта-суфия, представляющего индийскую школу суфизма, назовем также монографию Т. В. Карташовой, связанную с исследованием музыкальной культуры Индии. Для научного знания оказывается традиционным взгляд на музыку как вид искусства, имеющий в суфизме прикладное значение, поскольку музыка рассматривается как звено сложной системы суфийской практики. Однако исследование философско-эстетической мысли суфиев о музыке заставляет сделать вывод о том, что она понимается не только как искусство, музыка для суфиев — это «способ быть в мире». Среди работ, посвященных музыке в суфизме, выделяются труды индийского музыканта-суфия Хазрата Инайят Хана. Изложенные им основные положения философии музыки и музыкальной эстетики суфизма составили основу диссертации.

Методологической базой исследования явился фонд идей, необходимых для осуществления процесса постижения сущности музыки в суфизме, прежде всего философские идеи отечественных востоковедов М: Т. Степанянц, A. B'i Смирнова, И. Р. Насырова, рассматривающих суфизм в качестве одного из ведущих религиозно-философских направлений, возникших в рамках ислама, а также использовались трудыпо следующим направлениям: отечественное и зарубежное востоковедениеантичная философская эстетическая мысль и идеи неоплатонизмаэстетика как область философского знанияидеифилософской антропологиинеокантианская теория ценностейфилософия музыки и музыкальная эстетика суфия Хаз-рата Инайят Ханафилософская мысль о музыке А. Ф. Лосевасовременная философская мысль о музыке: концепция ценности музыки как субстанции* и способа ценностного взаимодействия человека с миромлитературное наследие суфийских авторов.

В диссертационной работе избран аксиологический подход к рассмотрению музыкального бытия в суфизме. Исследование опирается на опыт применения A.B. Смирновым* и И. Р. Насыровым парадигмального метода, позволяющего рассматривать суфизм на разных этапах его развития как гомогенное явление, обладающее единым проблемным полем. В работе применяется метод философско-эстетической реконструкции взглядов Хазрата Инайят Хана на основа анализа его текстов, в связи с чем решается проблема выявления отношения между духовным опытом и его вербальным выражением. С этой же целью используются методы эстетического и литературоведческого анализа отдельных поэтических текстов, принадлежащих поэтам-суфиям, метод ценностного анализа музыки. В диссертационном исследовании также применяется метод сопоставительного анализа суфийских представлений о сущности музыки и европейской философии музыки.

Объект исследования — философия музыки в суфизме.

Предмет исследования — философско-эстетическая сущность музыки в суфизме на примере музыкально-философских воззрений Хазрата Инайят Хана.

Гипотеза: если реконструировать суфийские философско-эстетические взгляды на музыку на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана, то можно прийти к утверждению, что, во-первых, музыка для суфиев обладает исключительно важной жизненной значимостью, являясь способом ценностного взаимодействия человека с универсумом, она выделена среди искусств, занимая центральное место, и выступает доминантой в процессе гармонизации индивидуального и социального космоса человекаво-вторых, понимание сущности музыки в суфизме обусловлено философско-религиозным взглядом на музыку как субстанцию.

Цель — обосновать философско-эстетическую сущность музыки в суфизме на материале философии музыки Хазрата Инайят Хана.

Задачи. В соответствии с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

— провести философско-эстетическую реконструкцию суфийскихвоззрений о музыке на основе музыкально-философских трудов Хазрата Инайят Хана;

— рассмотреть эстетический аспект философского и духовно-практического суфизма в качестве предпосылки постижения сущности музыки;

— выделить специфические особенности музыкального искусства суфиев;

— определить место и ценность музыки как вида искусства в суфизме;

— представить музыку в ряду эстетических ценностей в суфизме;

— осуществить анализ суфийских философско-эстетических взглядов на сущность музыкального бытияобосновать онтологическийстатус музыки в суфизмераскрыть взгляды Хазрата Инайят Хана на смысл и < назначение музыкиобнаружить эстетические взаимосвязи Хазрата Инайят Хана с русской и европейской культуройвыделить музыкально-эстетические категории суфийской философии музыки.

Положения, выносимые на защиту:*.

1. Философско-эстетическая сущность, музыки в суфизме заключается в томчто музыка в. представлении суфиев занимает особое место, выступая^ качестве высшей эстетической ценности: как вид искусства она служит духовным^ опытом гармонизации, т. е. способствует органической встроенности индивида в мир, выполняя функцию универсального эстетического принципа, и, вместе с тем она больше, чем' искусство, поскольку в религиозном сознании1 суфиев она является божественной субстанцией. Следовательно, музыка для «суфиев — это способ ценностного, эстетического взаимодействия» человека с миром.

2. В качестве предпосылки постижения сущности музыки в су- ¦ физме выступают особенности суфийского музыкального искусства, а также философский и духовно-практический суфизм, в недрах которого формировалась суфийская теория музыки Хазрата Инайят Хана, опирающаяся на индийскую музыкальную «грамматику».

3. Музыкально-теоретические идеи Хазрата Инайят Хана о суфийской музыке содержат проблематику смысла и ценности музыки и указывают на связь с философско-эстетическими взглядами неоплатоников и русской музыкально-эстетической мыслью начала XX века. Тем самым имеется основание отнести эти идеи к области философии музыки, вписывающейся в единую картину философско-эстетического знания о музыке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется совокупностью задач и полученными результатами и заключается в следующем: осуществлена философско-эстетическая реконструкция суфийской философской мысли о музыке на примере философских взглядов на музыку Хазрата Инайят Ханарасширено проблемное поле эстетики в результате вовлечения в сферу научного исследования философии музыки индийского суфия Хазрата Инайят Ханаобоснована целесообразность рассмотрения философского и духовно-практического / суфизма в качестве предпосылки постижения сущности музыкивыявлены суфийские ценности, связанные с постижением музыкального бытия, и определена значимость музыки как высшей эстетической ценности в суфизмедано обоснование понимания музыки как универсального эстетического принципа, организующего бытие в соответствии с эстетическими законами гармонии и красотыопределено центральное место музыки среди искусств в духовном мире суфиеввыделен категориально-понятийный аппарат философии музыки в суфизме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут служить дальнейшему изучению концепций и ключевых понятий эстетики суфизма, способствовать пониманию его внутреннего идейного развития на разных исторических этапах, а также привлечь внимание эстетиков, теоретиков искусства к проблемам постижения музыкального бытия в суфизме. Материалы работы могут быть использованы философами, эстетиками, культурологами, религиоведами, психологами, филологами в. научной и. практической? деятельности:

Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на международной" научно-практическойконференции" «Философия. КультураГуманизм: история и современность» (Оренбургский государственный" университет, 9−10 ноября 2006 г.), заседании межвузовского: «круглого стола» «Исламкак духовная» традиция и фактор современных общественных отношений"" (Оренбургский! филиал. Уфимского юридического института МВД России, 9- февраля" 2007 г.), Всероссийскойочно-заочной" Iгаучно-1 фактической конференций} «Человек: — горизонтыдуховного развития» (Оренбургский государственный университет,. 29 октября 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции- «Этнонацио-нальные ценности в условиях глобализации» (г. Махачкала- 25−26 сентября 2008 г.), III Овсянниковскоймеждународной эстетической конференции «Методы, понятия и коммуникация в современном эсте тическом дискурсе» (Московский-государственный университет им. М.В. Ломоносова- 21−22:ноября 2008 г.) — Материалы исследования излагались и обсуждались на заседаниях кафедры эстетики философскогофакультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедры философской: антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета.

Материалы диссертационной работы были использованы автором при подготовке и проведении спецкурса «Этика и эстетика^ суфизма» в Оренбургском государственном университете и в музыкальном лектории «Музыка как мир человека», проводимом в Оренбургской областной научной универсальной библиотеке им. Н. К. Крупской (2007 г.).

Структура^ диссертационного исследованияДиссертационное исследование состоит из введениятрех глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Адаптация" философского наследия в условия современного изменяющегося мира, обусловленная во многом стремлением к осмыслению фундаментальных оснований бытия человека, диктует понимание того, что Восток и Запад — это> бифуркация, развитие по двум рукавам истории, полной взаимодействия, но не сводящей их друг к другу как источникам одного для другого. В связи с этим классической арабо-мусульманской философии, являющей^ собой пример продуктивного взаимодействия восточной и западной системы философствования, принадлежит особое место. В контексте проблемы, диалога культур актуальным является" обращение к религиозно-философскому учению суфиев как важной, духовнотсоставляющей исламской культуры, в его различных аспектах, в том-числе к суфийской философии музыки и музыкальной^ эстетике, к поэтическому и музыкальному искусству суфиев, в настоящее время органично вписывающемуся в мировое культурное пространство. Суфизм, сохраняя^ свою культурную самобытность, представляет собой образец взаимопроникновения фазных типов мышления, систем философствования, демонстрируя" тем самым готовность к диалогу, который, сохраняя культурные различия, способен привести к взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.

Определив целью нашего исследования обоснование философско-эстетической сущности музыки в суфизме, мы прежде всего выделили особенности музыкального искусства суфиев. Суфийское искусство формировалось с учетом функционирования его основных жанров в структуре целостного религиозно-эстетического действа (в частности музыкальных радений — сама, сочетающих в себе поэзию, музыку, танец), которое может рассматриваться как своеобразный синтез искусств. Однако именно музыка является ведущей составляющей обрядово-ритуальной практики суфиев. Для нас важно было показать, что само музыкальное искусство принадлежит эстетическому сознанию суфиев как области эстетической способности распознавать и воспроизводить музыкально-специфическое.

Музыка благодаря своей способности воздействовать на человека стано-вик^ в суфизме неотъемлемой частью духовного^ процессаи позволяет осуществить, «вчувствование" — в воспринимаемыйобъект, приводящее к эстетическому переживанию, предощущению» необходимых для человека ценностей. Музыка-искусство, обнаруживая в музыкальной форме как процессе свое внутреннее движение и стремление выразитьсяв звуке художественно совершенно, выводит суфия. на ценностное взаимодействие с миром, универсумом, Иервопринципом, выступая гармонизирующим фактором, приводящим к органической. встроенности индивида в, мир и оказывающим психотерапевтическое влияние на суфия в его* способности к резонансу в процессе духовноговосхождения. На этом основании мы пришли к утверждению, что суфийская музыка обладает несомненно более широкими1 возможностями по сравнению с поэтическим искусствомпоскольку в состоянии выразить, невербальными, средствами, то, что" трудно поддается вербализации, — опыт переживания выхода в самые высокие духовные измерения.

Поскольку проблема философско-эстетической сущности музыки в суфизме рассматривается в работе на примере исследований индийского •• музыканта и философа-суфия Хазрата Инайят Хана, нами раскрыты основные положения индийской теории музыки, позволившие прийти к выводу о том, что музыка в суфизме мыслится не только как искусство, — но и как теория музыки, обусловленная космологическим объяснением мироустройства и имеющая своим основанием индийскую музыкальную «грамматику». Вместе с тем принципиально важно, что суфийская теория музыки, опираясь на индийскую философию искусства, формировалась в недрах суфизма как одного из направлений классической арабо-мусульманской философии, представляющего собой интегральную систему религиозно-философских концепций и особых форм духовной практики. В связи с этим мы обратились к рассмотрению мировоззренческих предпосылок философии музыки в суфизме, позволивших обнаружить, согласно суфийским взглядам, ценностный аспект музыкального бытия.

В качестве центральной идеи философского суфизма в диссертации обозначена концепция’единства бытия (вахдат ал-вудэ/суд) средневекового мыслителя-суфияИбн Араби. Использование метода парадигмального анализа обусловило понимание указанного учения как «устойчивого инварианта логики мышления суфийской, традиции, обладающего статусом парадигмы», и позволило рассматривать провозглашенный философским суфизмом тезис о единой субстанции мира, в качестве обоснования суфийской философии музыки в целом и, в. частности, ее главного мотива^- идеи о единой музыкальной субстанции мира, что соответствует восточной ин-терпетации музыки как мировой* гармонии (например, понятие «Великая музыка» в Древнем Китае) или пифагорейскому представлению’о музыкальной гармонии сфер (небесные тела потому издают звуки в своем движении, что существует сам принципе гармонии).

Обращение к духовно-практическому суфизму заставило отметить факт активного использования суфиями музыки в сложных обрядово-ритуальных действах в связи с ее способностью воздействовать^ на внутренний и внешний мир человека. На этом основании нами было указано на аксиологическое назначение музыки в суфизме.

В> процессе рассмотрения основных положений философского суфизма и анализа характерных черт духовной практики суфиев в эстетическом ракурсе была обнаружено, что, с одной стороны, музыка выступает ведущей составляющей духовной практики суфиев, предопределившей специфику суфийского музыкального искусства, связанную с его функционированием в структуре целостного религиозно-эстетического действа. С другой стороны, обосновано музыкальное мировидение суфиев, поскольку музыка понимается в суфизме как движение, что обусловлено философско-религиозным взглядом на миропорядок (ал- 'амр) как переход божественного бытия из состояния непроявленности в состояние проявленности, являющийся причиной' многочисленных процессов. в физическом * и* духовном мире:

Избранный нами-, аксиологический подход в-, свете неокантианства обусловил постижение музыкального бытия-на основании, суфийских философских воззрений, с позиции ценностного взаимодействия, музыки с миром человека. В’целях определенияценности музыки как принципа1, организующего1 музыкальное* бытие, и деятельность человекасопряженную с музыкой, мы прежде всего обратились, к выявлению аксиологических оснований^ суфизма. На* основе анализа, представлений о. ценности, возникших в европейской и-восточной философиив исследовании, дана дефиниция-ценности в суфизме: ценности" для суфиев" есть духовные цели, определяющие стратегиюг процесса духовного восхождения к «высшему духовному состоянию» как переживанию-органической причастности к Абсолюту и постижению высшего Смысла. Ценности, таким образом, имея, трансцендентное предсуществование, связываются^ для суфиев с постижением высшего Смысла и^ смыслов .как качеств Абсолюта. Наивысшим ценностным началом в суфизме выступает бог, в нем воплощается абсолютное совершенство, он есть. источник всех суфийских ценностей.

Обращение непосредственно к эстетическим ценностям позволило выделить триаду суфийских ценностей «любовь — гармония — красота», возводимых суфиями в ранг абсолютных ценностей. Будучи сопряженными с процессом творения, который, согласно суфийским представлениям, является процессом непрекращающимся, любовь, гармония и красота выступают источником любого движенияв том числе и стремления человека к соединению с Единым. «Любовь — гармония — красота», таким образом, в соответствии с приведенной дефиницией, есть ценности, выступающие как духовные цели, движущие человека к совершенству. Переживаясь в состоянии «обладания» ими и внутренне проживаясь, ценности ведут к постижению смыслов, и прежде всего высшего Смысла.

На основаниианализа, музыкально-философских трудов' Хазрата Инайят Хана. нами: показано, что музыка проявляет себя как. доминанта в триаде суфийских ценностей «любовь — гармония — красота» и обусловлю вает специфику понимания совершенства в суфизме вегоэстетическом значенииВ суфизме совершенство4 понимается инклюзивно: — как виртуальная: неотд елейность: высшего от низшего: Совершенство для суфиев предстает как непрекращающийся процесс перехода непроявленного в проявленное и наоборот, что предполагает неизменную подвижность, «пульсирование» бытия. Согласно суфийским воззрениям движение есть музыка: Следовательноэстетический? .феноменвечнош текучести— непрекращающегося движенияпонимаемышвгсуфизме как. музыка-.по"сутиопределяет понимание* совершенства как процессуального единствадвух сторон-единого-бытия-^ Ншэтомю. сновании:сделаншывод, о-том-, что)'суфизмг представляет «процессуальную картину мира», где музыка выступает «текучей сущностью мира», обеспечивая единство космического и феноменального.

Сравнение суфийских взглядов на музыку и положений европейской философиимузыки позволилоотметить «их созвучность: мир предстает, длясуфиев: вселенской симфонией, звучащей в соответствии с эстетическими законами гармонии и красоты, и это согласуется с древнегреческими представлениями о музыке (Пифагор, Платон, неоплатоники). Притяжение различных ипостасей бытия: суфий слышит как некую звуковую вертикаль — аккорд мировой, вселенской? гармонии, сущность которой — вравновесии становящегося мира. Составляя фундаментальное основание: триады «любовь — гармония — красота» в процессе становлениямира-и выступая’как высшая эстетическая ценность, музыка обусловливает непрерывную текучесть мироздания и обнаруживает незавершенность, открытость процесса.

Анализ: исследуемого материала привел к утверждению, что фило-софско-эстетическая ценность музыки в суфизме заключается в том, что музыка для суфиев^ есть способ бытия мира, способ бытия в мире и способ существования Абсолюта.

В соответствии с задачей исследования-" была осуществлена фило-софско-эстетическая реконструкция суфийской философской’мысли*, о музыке на примере музыкально-философских взглядов Хазрата Инайят Хана, которая ставила задачей раскрыть смысл музыки в ее значении. для человека. Поскольку философии музыкант-суфий Хазрат Инайят Хан. был представителем, суфийского" ордена Чишти, расположенного, в Индии, и получил музыкальное образование и" воспитание в семье индийских музыкантов" высказанные им? положения? философии" музыки и музыкальной эстетики, суфизма рассматриваются на примере индийской музыки, которую он считал совершенным образцомшузыкального искусства:

В" приведенном суфием определениимузыки, как. математического расположенияфитмов и ладов в качестве основополагающих нами выделены, два, аспекта музыки1— лад и ритм и отмечено, что в их понимании, суфийский музыкант опирается на индийскую теорию музыки. Вместе с тем данное определение позволяет указать на сходство суфийских воззрений, и устойчивых представлений" о музыкекак эквиваленте математики, числе,-идущих в философии музыки от Пифагора, Платона, Боэция, Кеплера вплоть до А. Ф. Лосева, и тем самым доказать, что философ-суфий следует и европейской теории музыки.

Нами отмечено, что лад и ритм в представлении суфиев являются понятиями, выходящими за пределы музыкального искусства. В суфизме лад получил космосоциоантропологическую трактовку, поскольку для музыканта-суфия существует обширный мир ладов (раг), т. е. мир-лад, космо-центрический порядок, нашедший выражение в социальном космосе человека и имеющий своим основанием гармонию мужского и женского. Лад в суфизме — это структура наивысшего порядка, выступающая как модель универсума.

В широком смысле трактуется в суфизме и метроритм — как организация пульсаций, вибраций в звучании и движении. Ритм предстает как музыкальная"категория, понимаемая как всеобъемлющий закон, соответственнокоторому весь множественный, мир подчиняется5 организованному разуму, что созвучно музыкально-эстетической мысли средневековья, в частности идее Аврелия Августина, который в трактате «О музыке» определил музыку как науку совершенной ритмичности, а понятие «ритм» генетически связывал с музыкой и упорядочиванием ее движения" в. соответствии с числом.

Осмысление суфийских представлений о музыке. определило центральное место музыки среди искусств. Музыка, понимаемая в суфизме как особая* эстетическая ценность, выступает как архетип мироустройства и форма познания" человека. Человек может узреть в музыке полную' картину мироздания и свое место в нем, что определяет ее мировоззренческую ценность, формируя отношение к ней в суфизме как «искусству искусств», «звездному искусству», «божественному искусству». С однойстороны, музыка как искусство звукоритмоорганизованное есть выражение «музыки всей вселенной», т. е. выражение специфическими средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, гармония, форма) музыкально-сущностного. Музыка-искусство, ограничивая беспредельное в пределе, всегда, сообразно суфийским воззрениям, несет в себе музыкально-субстанциальное и, будучи явленной сущностью, существует в сознании человека как форма в широком смысле — как претворение эстетических законов гармонии и красоты, получая материальное воплощение в музыкальном произведении. С другой стороны, музыка в состоянии поднять суфия к постижению музыкального как глубинно-смыслового.

Осуществленный в рамках исследования сравнительный анализ учений Ибн Араби и Хазрата Инайят Хана показал, что выработанная философским суфизмом схема иерархии мира, в основании которой лежит положение об истечении (судур) бытия (вуджуд), у Хазрата Инайят Хана предстает следующим образом: музыка сфер — абстрактный звук (Саут-е Сармад, звук «Ни» — «Ху"У~ звуки, цвета, формы феноменального мира. В результате реконструкции основных положений философии» музыки^ суфийского автора было обнаружено, что под музыкой сфер он понимает состояние изначального покоя (сравнимое с европейским пониманием гармонии как принципа упорядоченности бытия), которое вместе с тем-для него-представляется непрерывно звучащей музыкой Абсолюта, чтов европейском прочтении соответствует пифагорейской и неоплатонической традиции, обозначающей мировую гармонию, по смыслу — музыкальную субстанцию.

На основании* изучения музыкально-теоретических трудов Хазрата Инайят Хана нами выделен категориально-понятийный аппарат философии музыки в суфизме. Так, в связи с выявлением ипостасей музыкального бытия висследовании вводится понятие «рядоположенность уровней^ музыкального бытия», которое означает, что уровни музыкального бытия находятся в отношениях взаимообусловливания и взаимного перехода друг в друга, а не в отношениях иерархической соподчиненности. Следовательно, творение предстает как постоянный, непрерывный процесс перехода абсолютного бытия из состояния потенциальности в состояние проявленности, другими словами — истечение музыки-субстанции кладет начало — опосредованно через промежуточную сферу, то есть через абстрактный звук, -звукам, цветам, формам феноменального мира.

Выделено понятие «абстрактный звук», который выступает как промежуточная сфера, объединяющая скрытый и явный аспекты музыкального бытия. Данное понятие стало ключом в прояснении философско-эстетической сущности музыки в суфизме. По нашему мнению, абстрактный звук есть обоснование единства бытия как неразрывного единства сущности музыки — музыкальной субстанции, символизирующей вечное движение, и музыкального искусства, поскольку именно в абстрактном звуке музыка-субстанция предстает как некий предыкт музыки — искусства слышимых звуков, то есть музыки, рожденной человеком.

Суфийское понимание звука как проявления музыки-субстанции привело к утверждению о том, что-в отличие от европейского понимания музыкального звука в восприятию суфиев любой звук всегда музыкальный. Следовательно, звук выступает в< суфизме универсальной эстетической категорией. Поскольку в представлении суфиев природа. звука и цветам одинакова и свет понимается^ ими как видимое проявление звука, вселенная предстает в суфизме как космическая симфония. В связи с этим в работе выступает эстетическая, категория" «звучание» как производная от нераздельного’соотношения «звук — музыка», служащая обоснованием онтологического фундирования-различных планов бытия:

Кроме того, нами выделена специфическая категория суфийской философии музыки — «звукоцвет». Установление Хазратом Инайят Ханом? взаимообусловливаемой связи звука, и" света (цвета)' является созвучным творческим исканиямфубежа XIX—XX вв.еков, получившим развитие в идее синтеза искусств, в частности экспериментам в области звука и цвета русского композитора А. Н. Скрябина, а также художника В.В.4 Кандинского. Если у А. Н. Скрябина взаимосвязь выстраивалась в последовательности «звук — цвет», то у В. В. Кандинского — это «слышание красок», т. е. соответственно «цвет — звук». Известны тесные творческие контакты музыканта-суфия с деятелями русского и европейского искусства, в связи с чем мы можем говорить о родстве его эстетических восприятий" с В. В. Кандинским и А. Н. Скрябиным, в частности идеи влияния на человека и социум звукосветоцветовых вибраций, создания в искусстве космической симфонии.

В ходе философско-эстетической реконструкции суфийской философской мысли о музыке выделены музыкально-эстетические категории «форма», «красота», «гармония» как характеризующие сущность музыки и являющиеся в философско-эстетических взглядах Хазрата Инайят Хана носителями музыкального смысла.

Анализ суфийского понимания, формы предварен рассмотрением в контексте исследования проблемы формы в истории философско-эстетической мысли. Осуществлено сравнение суфийских представлений и понимания формы, сложившегося в европейской философии, на основании чего сделан вывод, что в суфизме форма выступает как процесс становления, при этом процессуальность характеризует, с одной* стороны, музыку, понимаемую суфиями как движение, с другой стороны.— эстетический феномен вечной текучести, изменчивости, ведущей к рождению формы. Поскольку носителем всех форм, звуков и цветов множественного мира выступает музыка сфер (музыка-субстанция), которая* в силу своей текучести^ изливается вначале в абстрактный звук, приобретая в объектном мире сна- -чала слышимость, а потом видимость, форма в суфизме выступает как музыкально-эстетическая" категория, понимаемая в исследовании как модальность звучания. Таким образом, понятие формы в суфизме не тождественно понятию «музыкальная форма», напрямую связанному с музыкальными жанрами. Форма в диссертационной работе трактуется как проявленная сущность, т. е. как форма в широком смысле — как претворение законов гармонии и красоты.

Высшей формой универсальной организации, объединяющей все планы бытия через движение к гармонии, является красота. В ходе анализа трудов Хазрата Инайят Хана нами установлено, что в суфизме бытие — это красота и вечное движение как свойство сущности музыки, неотделимой от красоты как атрибута Абсолюта. Творение мира предстает как непрерывный процесс возникновения красоты, поскольку красота и мир возникают одновременно и жизнь, по суфизму, есть движение красоты. При этом, согласно суфийским представлениям, многообразное движение звукового потока, определяющее непрерывную текучесть мироздания и проявляющееся в звучащей красоте форм множественного мира, есть движение Единого. На этом основании мы утверждаем, что в суфийской эстетике музыкальный звук выступает модификацией красоты.

Согласно трудам Хазрата Инайят Хана нами выявлены три" аспекта гармонии: вечный, универсальныйи индивидуальныйкоторые явились одним из критериев1 анализа бытия музыки в суфизме. Понятие «вечная гармония» представлено^ гармонией музыки сферуниверсальный* аспект гармонии мыслится в суфизме как проявление космического принципа бытияиндивидуальнаягармония предполагает коммуникативную составляющую. В^ понимании музыкальной* гармонии" суфизм* созвучен представлениям о" музыке как мировой* гармонии, идущим от Древнего Китая, античной* и средневековой эстетической" мысли. Проявление космического принципа бытиявыраженного у Хазрата Инайят Хана понятием «вселенская гармония», или музыка, организующая иерархию различных его планов, свойственно, как подтвердило* исследование, и восточному, суфийскому, и европейскому философскому мышлению.

Реконструкция! и осмысление суфийских философско-эстетических взглядов на музыку на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана привели к выводу о том, что музыка в представлении суфиев занимает особое место, выступая в качестве высшей эстетической ценности: как вид искусства, она служит духовным опытом гармонизации, т. е. способствует органической встроенности индивида в мир, выполняя функцию универсального эстетического принципа, и вместе с тем она больше, чем искусство, поскольку понимание сущности музыки в суфизме обусловлено философско-религиозным взглядом на музыку как субстанцию. Следовательно, музыка для суфиев — это способ ценностного, эстетического взаимодействия* человека с миром. Постижение смысла музыки выступает для суфия как сложный многоаспектный процесс сотворчества, включающий в себя вхождение в резонанс с глубинно-музыкальным, духовным, воспроизводимом в звучании, поднимающем до смыслообразующих философских концептов.

Музыкально-теоретические идеи Хазрата Инайят Хана о суфийской музыке, содержащие проблематику смысла и ценности музыки, указывают на связь с европейской системой философствования, в частности с фило-софско-эстетическими взглядами неоплатоников, русской музыкально-эстетической мыслью начала XX века. Тем самым имеется основание отнести эти идеи к области философии музыки, вписывающейся в единую картину философско-эстетического знания о музыке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Али-заде А. Исламский энциклопедический" словарь. — М.: Ансар, 2007.-400 с.
  2. О.Ф. Зикр / О. Ф. Акимушкин // Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991.
  3. Т.А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке: Учеб. пос. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 143 с.
  4. А. Дж. Суфизм. Мистики ислама. -М1.: «Сфера», 2002.272 с.
  5. .В. Избранные статьи о музыке. Просвещение и образование. М. — Л., 1965. — С. 77−97.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. — Л.: Музыка, 1971.-378 с.
  7. М., Джамниа М. Али. Под суфийским плащом. М.: «Старклайт», 2002. — 200' с.
  8. Д. Суть суфизма. М.: Нирвана, 2007. — 240 с.
  9. В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Издательство МГТУ, 1992. — 144 с.
  10. Л. Суфий. Образы мистического поиска. М.: Эннеагон Пресс, 2007. — 120 с.
  11. М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2003. — 120 с.
  12. Л.З. Традиции суфизма в татарской музыке: дисс.. канд. искусствоведения/ Л. З. Бородовская. — Казань, 2004. 173 с.
  13. Т. Введение в доктрину суфизма/ Пер. с англ. Н. П. Локман Таганрог: Ирби, 2009. — 144 с.
  14. Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы. М.: Алетейя, 1999. — 216 с.
  15. В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
  16. В.В. Эстетика /В.В. Бычков, О. В. Бычков // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. — М-.: «Мысль», 2001. — С. 456−466.
  17. С.Р. Диалогический характер человеческого бытия в суфийском опыте: дисс.. канд. филос. наук / С. Р. Вяхирева. Томск, 2004.- 158 с. 20.' Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М': Прогресс, 1988. — 700 с.
  18. П.П. Субстанция/ П.П. Гайденко// Новая^ философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Мысль», 2001! — С. 651−656.
  19. Гаян: песнь суфия / Инаят Хан- пер. с англ. С. Романенко. М.: • Амрита-Русь, 2007. — 144 с.
  20. Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997.511 с.
  21. И.А. Искусство мыслить будущее /И.А. Герасимова // Эпистемология & философия науки. 2010. — Т. XIII. — № 1. — С. 98−110.
  22. Г. М. Исламский' толковый словарь / Г. М. Гогибе-ридзе. Ростов н/Дону: Феникс, 2009. — 266 с.
  23. Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.-227 с.
  24. A.B. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. СПб.: Алетейя, 2000. — 448 с.
  25. Джани-заде Т. М. Поэтика музыки в исламе (к постижению ритуала и музыки в суфизме) // Невербальное поле культуры: Тело.Вещь. Ритуал.-М., 1996, с. 94.
  26. Джани-заде Т.М. Хал-макам как принцип искусства макамат// Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989. С. 319 333.
  27. А. Ислам и музыка// Музыкальная академия. 1992. -№ 3. — С. 24−36.
  28. Т.Б. Сущность появление/ Т.Б. Длугач// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Мысль», 2001*. — С. 682−683.
  29. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. М: «Мысль», 1973. — З82'с.
  30. K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской.культуре. М: Прогресс — Традиция, 2004. — 1040 с.
  31. М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре/ М. В. Есипова // Вестник философии, № 6, 1994.-С. 82−88.
  32. К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева/ К. В. Зенкин // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 66−75.
  33. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. 284 с.
  34. Т.К. Суфийская концепция совершенного человека / Т. К. Ибрагим // Человек как философская проблема: Восток Запад. — М., 1991.-С. 62−76.
  35. Т. Философские концепции суфизма (обзорная статья) //Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник обзоров. Отв. ред. и состав. A.B. Сагадеев / ИНИОН. М.: 1988.
  36. Из реки’речений. Высказывания суфийских наставников /Сост. и переводчик Л. Тираспольский М.: Амрита-Русь, 2004. — 160 с.
  37. И.Л. Хушхал-хан Хаттак о мусульманской- музыке/ И. Л. Иноземцев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. — tM.: Наука, 1989.-302−318.
  38. М., Кузеев Р., Червонная С. Ислам в Евразии (современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама). — М.: Прогресс-Традиция, 2001. 516 с.
  39. Ислам: Энциклопедический словарь/АН СССР, Ин-т востоковедения. Ml: Наука, 1991. — 315 с.
  40. Ислам от, А до Я /сост. A.A. Савинов. — М.: ACT: Восток — Запад, 2007. 320 с.
  41. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли/ Овсянников М. Ф., Гершкович З. И., Лившиц М. А. и др. Т. 1. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — 684 с.
  42. История этических учений: Учебник / Под ред. A.A. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 911 с.
  43. Х.К. Тасаввуф и тарикаты /Пер. с турецкого А. Урмано-ва. М.: «Сад», 2007. — 300 с.
  44. М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 543 с.
  45. В.В. О духовном в искусстве. М.:Архимед, 1992.109 с.
  46. Т.В. Уп-шастрия как интегральный феномен музыкальной культуры Северной и Южной Индии. Автореф. дисс.. док. искусствоведения / Т.В. Карташова- Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2010. — 56 с.
  47. T.B. Уп-шастрия как общее звуковое пространство музыкальной культуры Северной и Южной Индии. Mi: ИД «Композитор», 2010:-576 с.
  48. Кныш. А. Д5. Мусульманский- мистицизм: — краткая история /ГГер. с англ. М. Г. Романов. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. — 464 с.
  49. Г. Г. Некоторые вопросы философской мысли о музыке Древнего Китая: статус и назначение в антропо-социальном аспекте / Г. Г. Коломиец У/ Вестник Оренбургского государственного университета. -2009. -№ 7 (101).-С. 181−187.
  50. , Г. Г. Об основном вопросе философии музыки / Г. Г. Коломиец// «Вестник Российского философского общества». 4 (48), 2008.- С. 142−147. •
  51. Г. Г. Философско-антропологический статус музыки: аксиологический аспект/ Г. Г. Коломиец // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. — № 5. — С. 73−94.
  52. Г. Г. Ценность музыки, философский аспект. Изд 2-е. — М: Издательство ЛКИ, 2007. 536 с.
  53. О.Н. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. —430 с.
  54. В.А. Опыт эстетический/ В.А. Кругликов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: «Мысль», 2001. — С. 161 162.
  55. В.П. Переживание эстетическое/ В. П. Крутоус // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — Москва, «Мысль», 2001. — С. 218.
  56. А. Эстетическая доктрина суфизма. — Душанбе: Дониш, 1987. 108 с.
  57. Левая Т.Н.' А. Н. Скрябин / Т. Н. Левая // История русской музыiки: В 10-ти т. Т. 10А: конец XIX начало XX века. — М.: Музыка, 1997. -С. 5−68.
  58. В.А. Опыт / В. А. Лекторский // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: «Мысль», 2001. — С. 158−159:
  59. А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960−61.-304 с.
  60. Лосев. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Книга Ъ. М.: Искусство, 1992. — 656 с.
  61. А.Ф. Музыка как предмет логики //Из ранних произведений. М.: «Правда», 1990. — 392 с.
  62. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М.: Искусство, 1965. 372 с.
  63. С. Предисловие / С. Москалев// Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: «Сфера», 1998. — С. 7−18.
  64. Мудрость суфиев. Шихаб Ад-Дин, Мухаммад Парса, Махдум-и Алзам (пер. с перс. Ястребовой О. М., Иоаннесяна Ю. А., Бабаджанова Б.М.). СПб.: «Азбука" — „Петербургское Востоковедение“, 2003. — 448 с.
  65. Музыкальная эстетика стран Востока // Общ. ред. В.П. Шестако-ва. М.: Музыка, 1967. — 414 с.
  66. М. Совершенный человек в исламе. — СПб.: „Петербургское Востоковедение“, 2008. — 208 с.
  67. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.
  68. С.Х. Исламское искусство и духовность. Мк Дизайн. Информация. Духовность, 2009. — 232 с.
  69. И.Р. Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). Автореф.-дисс.. док. филос. наук / И.Р. Насыров- Ин-т философии Рос. акад. наук. М., 2007. — 34 с:
  70. И.Р. Основания исламского-мистицизма (генезис и< эволюция). М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
  71. И.Р. Суфизм: единство знания и действия. Электронный ресурс. http://www.idmedina.ru/books/historyculture/minaret/12/nasirov.htm?)
  72. Дж. Беседы, о суфийском- пути. — М.: „Присцельс“, 1998.-166 с.
  73. Дж. Духовная практика суфизма/ Пер. с англ. М.: Ри-элетивеб, 2007. — 268 с.
  74. Дж. Психология суфизма / Пер. с англ. Л.М. Тирас-польского -М.: Прогресс, 1996. 176 с.
  75. Дж. Рай суфиев/ Пер. с англ. Л. М. Тираспольского. — М.: Издательская. группа „Прогресс“, 1995. 112 с.
  76. Дж. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме / Пер. с англ. Л. М. Тираспольского. М.: „Прогресс“, 1997. — 136 с.
  77. М.Ф. История эстетической мысли: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Высшая школа* 1984. — 336 с.
  78. Платон. Сочинения в трех томах. Под. общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Пер. с древнегреч. Т. 1. — М.: „Мысль“, 1968. 623 с.
  79. Плотин. Избранные трактаты. Перевод с древнегреч. Под ред. проф. Г. В. Малеванского. В 2-х томах. Т. 2. М.: Издательство „РМ“, 1994. -144 с.
  80. Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест- М.: АСТ, 2000. -320 с.
  81. Плотин. Сочинения. СПб., 1995. — 672 с.
  82. П.А. Дервиши в мусульманском мире. Исследование Петра Позднева. Оренбург: тип. Б. Бреслина, 1886. — 334 с.
  83. Религиоведение: Словарь. -М.: Академический Проект, 2007.637 с.
  84. Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. Мн.: Книжный Дом, 2007. — 960 с.
  85. Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с.
  86. Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Пер. с англ. М.: Наука, 1978. — 372 с.
  87. Руми, Джалал ад-Дин. Сокровища вспоминания: суфийская поэзия. Пер. Л. Тираспольского. М.: „София“ — „Гелиос“, 2002. — 208 с.
  88. О.В. Макам / О. В. Русанова //Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 320.
  89. С.И. Индийский танец. Искусство преображения. -М.: Изд-во РГТУ, 2004. 289 с.
  90. Л. Скрябин. Изд. 2-е переработ. М. Пг: Госиздат, 1923.-201 с.
  91. А. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья // Эстетика и жизнь. М., 1974. Вып. 3.
  92. В.И. И вновь к вопросу о форме /Эстетика: Вчера. Сегодня. Завтра. — Вып.З. Текст. / Рос. акад. наук, Ин-т философии, ИФ РАН, 2008. -С. 58−81.
  93. В.И. Красота против энтропии. — М.: Наука, 1990.-176 с.
  94. В.И. Творчество: божественный дар- космический принцип- родовая идентичность человека: Научное издание М.: РУДН, 2007. — 538 с.
  95. Т.С. Рождение западно-арабской музыкальной классики: дисс. доктора искусствоведения/ Т. С. Сергеева. — Москва, 2009. — 354 с.
  96. Скрябин А. Н: Письма. Сост. и ред. A.B. Кашперов. М.: Музыка, 1965.-719 с.
  97. A.B. Классическая арабо-мусульманская мысль / A.B. Смирнов// История этических учений: Учеб. / Под ред. A.A. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 204−309 с.
  98. A.B. Как различаются культуры? / A.B. Смирнов // Философский журнал. М.: ИФ РАН. — 2009. — № 1 (2). С. 61−72.
  99. A.B. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия Восток — Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 1. Философское общество СССР. -М., 1991. — С. 109−143.
  100. A.B. Смысл в арабо-мусульманской философии /A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: „Мысль“, 2001. С. 577−578.
  101. A.B. Совершенство в арабо-мусульманской, философии/ A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах.
  102. Т. 3. М.: „Мысль“, 2001. — С. 585.
  103. A.B. Субстанция в арабо-мусульманской филосо-фии/А.В. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. -М.: „Мысль“, 2001. С. 656.
  104. A.B. Суфизм / A.B. Смирнов// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. М.: „Мысль“, 2001. — С. 672−675.
  105. A.B. Сущность в арабо-мусульманской философии/ A.B. Смирнов//Новаял философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 3. — М.: „Мысль“, 2001. С. 680−6821
  106. A.B. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби /
  107. A.B. Смирнов // Рационалистическая традиция* и современность. — М., 1990. Кн. 2: Ближний и Средний Восток. — С. 206−222.
  108. A.B. Универсалии в арабо-мусульманской философии// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. — М.: „Мысль“, 2001. -С.141−142.
  109. A.B. Христианские мотивы в религиозно-философских концепциях суфизма и исмаилизма // Восток. — 1993. — № 6. -С. 12−18.
  110. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. Перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН Остожье, 2000. 544 с.
  111. В.В. Средневековая философия. — М.: Едиториал УРСС, 2001.-352 с.
  112. B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. 824 с.
  113. Софийская, А Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: дисс.. канд. искусствоведения / А.Б. Софийская- Казан, гос. консерватория им. H.F. Жиганова. — Казань, 2007. — 224 с.
  114. М.Т. Исламский мистицизм. — М.: „Канон +“ РООИ „Реабилитация“, 2009.1 272 с.
  115. М.Т. Философские аспекты суфизма. -М.: Наука, 1987.-192 с.
  116. JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  117. Дж. А. Суфизм: его святые и святыни (пер. с англ.). -М.: Наука» и техника, 2005. 256 с.
  118. Суфии: восхождение к истине. М.: Эксмо, 2009. — 640 с.
  119. Суфийская мудрость/ Сост. В: В. Лавский. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 320 с.
  120. Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989.-344 с.
  121. Суфизм в Центральной Азии. Зарубежные исследования: Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912−1998) / Сост. и отв. редактор A.A. Хисматул-лин. (Азиатика). — СПб., 2001. — 394 с.
  122. В.К. Музыка как мир человека (от идеи Вселенной -к философии музыки). — К.: Факт, 2000. 176 с.
  123. Тасаввуф /Сост. О. Топбаш. М.: «Сад», 2008. — 488 с.
  124. В. История шести понятий / пер. с польского Бориса Домбровского. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 376 с.
  125. Г. Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: диссертация .канд. искусствоведения/Г.Р. Туймова- Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. Москва, 2008. — 209 с.
  126. Услышь флейтиста. Суфии о суфизме. Суфийская проза и поэзия. Сборник. — М.: «Присцельс», 1997. — 200 с.
  127. П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. — 256 с.
  128. C.JI. Сочинения. -М.: Правда, 1990. 607 с.
  129. Францева-Дозорова E.H. Философы и музыка. Ч. 1. От Пифагора до Кеплера. М.: Самообразование, 2007. — 240 с.
  130. Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. -М.: ИФРАН, 1995.- 175 с.
  131. Хан, Вилаят Инайят. Пробуждение. Опыт суфиев. М. К.: Изд. «София» — «Гелиос», 2002. — 240 с.
  132. Хазрат Инайят Хан. Введение в суфизм. М.: «Амрита-Русь», 2003.-144 с.
  133. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. — М.: «Сфера», 2004. -352 с.
  134. Хазрат Инайят Хан. Очищение ума. (Пер. с англ.). М.: «Сфера», Серия «Суфийское Послание», 1999. — 416 с.
  135. Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. (Пер. с англ.). М.: «Сфера», Серия «Суфийское Послание», 1998. — 352 с
  136. Хазрат Инайят Хан. Суфийское послание о свободе духа. Авто-риз. пер. с англ. А. Балакина (репринтное издание). СПб (Ленинград), 1991.-48 с.
  137. Хафиз. Газели/ Пер. Г. Плещевского. 2-е изд. М.: Наука, 1984.-255 с.
  138. A.A. Суфизм. СПб., «Петербургское Востоковедение», 1999.-224 с.
  139. A.A. Суфийская ритуальная практика: На примере братства^Накшбандийа. — СПб-: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.-208 с. ,
  140. Холопов, 10. I-I. О формах постижения музыкального бытия / Ю-ШХолопов // Вопросы философии. 1993. 4. — С. 106−114/
  141. Хоружиш /С.С'.(c)черки синергийношантропологии. М^: Ин-стйтут философищ теологи№шистори№св:., Фомы, 2005- -4085 с.
  142. Черкасова.Н:Л. Индии музыка// Музыкальный энциклрпедиче-ский словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990, с. 209−210.
  143. У. В поисках, скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. -М.: «Ладомир», 1995. —543 с.
  144. Г. Б. История музыки шейха Абд аль-Кадира Мараги (1353−1435) в аспекте проблемы иноверия в средневековых суфийских текстах // Музыкальная культура в исламо-христианском мире. Материалы
  145. Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2009. — С. 20−29.
  146. Шах И. Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев- М.: «Эксмо», 2002. 400 с.
  147. Шах И. Караван сновидений. — М: «Фаир-Пресс», 2002. —464 с.
  148. Шах И. Магия востока. М.: «Локид-Миф», 2000. — 304 с.
  149. Шах И. Наблюдения за покровом. — М.: Сампо, 2001. 192 с.
  150. Шах И. Невидимая газель. М.: Сампо, 2001. — 96 с.
  151. Шах И. Путь суфиев (Пер. с англ.). — М.: Центр духовной культуры «Единство», 1993. — 272 с.
  152. Шах И. Суфии. М.: «Локид-Миф», 1999. — 448 с.
  153. Шах И. Суфийская мудрость. СПб.: «Алетейя», 2002.384 с.
  154. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994: — 490 с.
  155. В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.
  156. В.П. История эстетических учений: Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 408 с.
  157. К.И. Русские суфии: Новое человечество и образ будущего. М.: Беловодье и др., 2007. — 96 с.
  158. А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Н. И. Пригариной, A.C. Раппопорт. -М.: «Алетейа», «Энигма», 1999. -416 с.
  159. В.К. Аксиология / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. Москва, «Мысль», 2001. — С. 62−67.
  160. В.К. Древняя и средневековая Индия/ В.К. Шохин// История этических учений: Учеб. / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.-С. 109−203.
  161. В.К. Ценность / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 4. Москва, «Мысль», 2001. — 320−323.
  162. Энциклопедия религий. М.: Академический Проект, 2008. -1520 с.
  163. К. Суфизм. М.: «Фаир-пресс», 2002. — 320 с.
  164. Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. -447 с.
  165. Е. Г. Искусство и мировые религии. — М.: Высшая школа, 1985.-286 с.
  166. Е.Г. Совершенство незавершенного/Яковлев Е.Г. //Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2002. № 2. — С. 70−76.
  167. Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. 464 с.
  168. Е. Эстетическое как совершенное. — М.: Брандес, 1995.-407 с.
  169. А.Р. Духовный мир суфиев. Уфа: Гилем, 2007.240 с.
  170. Gupta Shanli Nath. The Indian Concept of Values. Manohar, 1978.
  171. Hocking W.E. The Meaning of God in Human Experience. New Haven. 1955.
  172. Massignon L. Essai sur les origins du lexique technique de la mystique musulmane (Paris: J. Vrin, 1954). P. 191.
  173. Muhammad Iqbal. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962.
  174. Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Delhi, 1981.
  175. Sharma A. The Purusarthas: A Study in Hindu Axiology. Michigan State University, 1982.
Заполнить форму текущей работой