Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура отраслевых рынков в формировании условий обмена в национальной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическую значимость результаты диссертационного исследования имеют в силу того, что разработаны и обоснованы принципы и направления регулирования рынков отраслей, являющихся базовыми в национальной экономической системе и важнейшими в отношениях обмена, а также предложен механизм регулирующего воздействия на рыночное ценообразование в этих отраслях. Предложения, разработки и рекомендации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы воздействия структуры отраслевых рынков на пропорции обмена
    • 1. 1. Различие структур отраслевых рынков и его последствия в конкуренции
    • 1. 2. Возможности отраслевых производителей в конкурентных отношениях
    • 1. 3. Воздействие структуры отраслевого рынка на конкурентные отношения через ценообразование
  • Глава 2. Формирование конкурентных отношений на отечественных рынках с различными отраслевыми структурами
    • 2. 1. Факторы, формирующие условия деятельности фирм в отрасли
    • 2. 2. Конкурентная среда в отраслях с атомистичной структурой рынка
    • 2. 3. Конкурентные отношения в отраслях с рыночной структурой олигополии и монополии
  • Глава 3. Структурные изменения рынков и их влияние на межотраслевой обмен
    • 3. 1. Факторы, обуславливающие изменение рыночной структуры отраслей
    • 3. 2. Воздействие факторных доходов на условия межотраслевого обмена
    • 3. 3. Особенности регулирования межотраслевого обмена в современных условиях

Структура отраслевых рынков в формировании условий обмена в национальной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В конкурентных отношениях важная роль принадлежит строению отраслевого рынка, поскольку структурно-отраслевой фактор в первую очередь определяет и характер ценообразования в отраслях, и рыночную власть производителей той или иной отрасли. В то же время практика рыночного ценообразования постоянно свидетельствует о таящихся в этой сфере больших опасностях для нормальной работы рынка и отношений между отраслями. Под влиянием различий отраслевых структур происходит быстрый рост цен в одних отраслях при относительно низких ценах в других.

Регулирование ценовых пропорций межотраслевых экономических отношений обмена в национальной экономике — необходимое условие преодоления нынешнего диспаритетного состояния и обеспечения развития отечественных отраслей адекватно их значимости для общества и вкладу в экономику. Очевидна целесообразность рационализации структуры издержек ряда отраслей и назначаемой участниками обмена цены. Кроме того, ряду отраслей для выживания и сохранения конкурентоспособности необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Многолетний опыт отечественной и зарубежной экономики подтверждает необходимость реализации механизма регулирования на базе сочетания разных подходов. Названные обстоятельства определяют актуальность темы исследования, а теоретическое обоснование и практическое подтверждение направлений регулирования межотраслевых отношений обмена требуют разработки механизма рационализации его пропорций в системе национальной экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема структуры отраслевых рынков и их влияния на условия конкуренции и обмена в национальной экономике была предметом исследования ряда известных зарубежных и отечественных экономистов: С. Б. Авдашевой, У. Баумоля, Дж. Бэйна, Р. Бойера, Дж. Гелбрейта, В. В. Леонтьева, А. Лернера, А. Маршалла, Е. Мэйсона, Д. Морриса, Ф. Найта, В. Парето, М. Портера, П. Самуэльсона,.

А.Смита, Н. М. Розановой, Д. Росса, Дж. Тобина, Н. В. Тумаланова, Ф.М. Ше-рера, И. Шумпетера, Е. Чемберлина и других.

Анализ степени разработанности проблемы показал, что в имеющейся научной литературе по теме диссертации ощущается недостаток работ, которые рассматривали бы структуру современных отраслевых рынков в процессе их эволюции, в их связи с межотраслевым обменом. Имеющиеся научные разработки не удовлетворяют полностью потребности данной области науки. Разработка проблематики формирования и развития отраслевых рынков не всегда охватывает их комплексно, нередко наблюдается общий подход и направленность на раскрытие привычных проблем отраслевой конкуренции.

Требуется целостный стратегический подход к раскрытию сложившегося положения и проблем развития отраслевых рынков, разработка соответствующего современным рыночным отношениям и сложившейся ситуации в отечественной экономике механизма их регулирования.

Значимость и нерешенность проблем делает необходимым дальнейшее исследование структуры отраслевых рынков, их роли в формировании условий обмена, современного состояния самих рынков и требует определить цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление закономерностей воздействия структурных особенностей отраслевых рынков на условия конкуренции и межотраслевого обмена и использование полученных знаний в регулировании отношений обмена.

Поставленные цели обусловили необходимость решения следующих задач:

— выявить структурные особенности отраслевых рынков в масштабе национальной экономики и определить характер их воздействия на отношения обмена;

— установить основные закономерности, определяющие процесс формирования межотраслевого обмена, определить траекторию изменения его пропорций;

— определить особенности современного этапа эволюции отраслевых рынков и характер изменений в отношениях обмена между отраслями;

— обосновать методические подходы и методы регулирования межотраслевого обмена путем сочетания дискреционных и рыночных методов регулирования.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся между отраслями национальной экономики в процессе обмена под воздействием структурных особенностей отраслевых рынков.

Объектом исследования является система отраслевых рынков национальной экономики, эволюция их форм, видов организации в процессе конкуренции и обмена.

Рабочая гипотеза исследования. В связи с появлением ряда новых отраслей и эволюцией старых роль структуры отраслевых рынков в отношениях обмена имеет тенденцию возрастать. Условия обмена стремительно меняются, для одних отраслей они становятся весьма благоприятными, в другихухудшаются, отношения обмена искажаются, что требует совершенствования их регулирования.

Методологической, теоретической и эмпирической базой исследования являются научные труды представителей основных школ и направлений современной экономической науки, монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых по проблемам внутриотраслевой конкуренции и формирования отношений обмена между отраслями, регулирования рынков, где присутствует власть монополии и олигополии, и развития конкуренции. В процессе исследования применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, экономико-статистический и нормативный методы, экспертные оценки.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии методологических принципов познания внутриотраслевой конкуренции и межотраслевого обмена, уточнении некоторых положений теории обмена, а также в разработке на основе полученных знаний концепции регулирования рынков отраслей, являющихся наиболее важными в отношениях обмена.

• Установлены особенность динамики цен на различных отраслевых рынках и изменение условий конкуренции в них в реальном диапазоне структурной организации рынков: от типа чистой конкуренции до монополии. В условиях повышения общего уровня цен темпы роста цен на отраслевых рынках типа олигополии и монополии значительно опережают рост цен в отраслях с атомистической структурой. Это меняет условия обмена в пользу первых и в ущерб вторым.

• Определены структурно-рыночные предпосылки неэффективности ценовых пропорций, межотраслевых соотношений цен, углубляющие неэквивалентность обмена. Наиболее сильное воздействие на пропорции обмена оказывает сочетание атомистической структуры рынка с неэластичным спросом на товар в одних отраслях и олигопольной (или монопольной) структуры с неэластичным спросом в других. В такой ситуации резко возрастает разрыв в возможностях производителей этих отраслей влиять на цены.

• Предложена классификация отраслей по факторам, определяющим их влияние на межотраслевой обмен. Выделены две группы рынков, влияющих наиболее негативно на эквивалентность обмена: рынки развлекательных и азартных услуг и рынки товаров вредного воздействия на здоровье потребителя. Цены товаров и услуг на этих рынках мало связаны с затратами труда и большей частью определяются иррациональностью оценки потребителем их полезности.

• Выявлено воздействие на характер обмена типа доходов потребителей: потребители, основной доход которых — заработная плата, больше всего покупают товары жизнеобеспечивающих отраслейполучатели прибыли ориентированы на рынки товаров производственного назначения.

• Рекомендованы основные принципы и направления регулирования межотраслевого обмена, адаптированные к современным условиям отечественной экономики. На рыночный механизм ценообразования рекомендуется воздействовать таким образом, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал эквивалентности межотраслевого обмена.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены законодательными актами Российской Федерации, информацией ведущих научных учреждений в сети Интернет, материалами научных и научно-практических конференций, публикациями результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в т. ч. включенных в списки ВАК. В работе использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, использованы современные методы сбора и обработки исходной информации, а также данные предприятий и организаций отдельных отраслей экономики.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что выявлены особенности формирования условий обмена в отраслях национальной экономики на основе использования подходов ведущих концепций и синтеза их инструментария. Определены причины различия в темпах роста цен в отраслях в условиях инфляции и его влияние на отношения обмена. Разработанные теоретические и методологические подходы к исследованию внутриотраслевой конкуренции, по которым развиваются конкурентные отношения, позволяют провести достаточно продуктивную работу по исследованию отношений межотраслевого обмена.

Практическую значимость результаты диссертационного исследования имеют в силу того, что разработаны и обоснованы принципы и направления регулирования рынков отраслей, являющихся базовыми в национальной экономической системе и важнейшими в отношениях обмена, а также предложен механизм регулирующего воздействия на рыночное ценообразование в этих отраслях. Предложения, разработки и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, позволят решать проблемы формирования, механизма функционирования и оценки отраслевых рынков: в рамках отдельного предприятия — для корректировки стратегической политикив рамках региона — для выявления перспективных и проблемных предприятийв рамках государственной отраслевой политики — для оценки угрозы монополизации рынка и усиления рыночной позиции отдельных предприятий.

Разработанные рекомендации по формированию отношений обмена между структурами отраслевых рынков могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий со студентами экономических специальностей вузов, а также со слушателями системы повышения квалификации специалистов-экономистов, студентами при выполнении курсовых работ и выпускных квалификационных работ, а также при осуществлении научно-исследовательской работы преподавателями, аспирантами, студентами.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование проведено по специальности 08.00.01 -«Экономическая теория» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

1.1. Политическая экономия: фазы общественного производства, взаимосвязь его материально-вещественных и стоимостных факторов.

1.2. Микроэкономическая теория: теория организации рынковтеория конкуренции.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе рассмотрены концептуальные основы воздействия структуры отраслевых рынков на пропорции обмена, выявлены различия отраслевых рынков и его последствия в конкуренции, выделены возможности производителей в конкурентных отношениях и воздействие самих рынков на конкурентные отношения через ценообразование.

На втором этапе исследовано формирование конкурентных отношений на отечественных рынках с различными отраслевыми структурами, как в отраслях с атомистической структурой рынка, так и в отраслях олигополии и монополии.

На третьем этапе выявлены структурные изменения рынков и их влияние на межотраслевой обмен, где отдельно рассмотрены особенности политики регулирования межотраслевого обмена.

Апробация и реализация результатов диссертации. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование финансовых основ модернизации экономики региона» (РФ, Чебоксары, 2011) — Электронная научная конференция «Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов» (РФ, Чебоксары, 2012).

Разработанные в диссертационном исследовании положения и рекомендации используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» для студентов по специальности «Экономическая теория» в преподавании курса «Теория отраслевых рынков», в деятельности предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Чебоксары ООО УК «Капремстрой» в разработке стратегии, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Представленные в диссертации методические, теоретические и практические результаты были получены автором в процессе анализа реальных экономических процессов.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 6 опубликованных работах общим объемом 1,49 п.л. (лично автором — 1,37 п.л.), из них 3 статьи опубликованы в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 115 источниковсодержит 145 страниц текста, 13 таблиц, 2 рисунка.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования было установлено, что межотраслевой обмен формируется в условиях изменения структуры их рынков в ходе развития отраслей и различия типов конкуренции. Это создает новые условия межотраслевого обмена.

Неравенство условий конкуренции отрицательно сказывается на межотраслевых отношениях обмена, что выражается в диспаритете отраслевых цен. Структурно-отраслевой фактор воздействует на характер ценообразования в отраслях, рыночную власть производителей той или иной отрасли.

Вследствие этих предпосылок производители одних отраслей получают преимущество в контроле над объемом продаж, ценообразованием, увеличением своей доли рынка и в общей рыночной власти. Другие отрасли оказываются не в состоянии окупать издержки и вынуждены покидать отрасль. Так в положении затухающих оказываются целые отрасли национальной экономики, в продукции которых общество остро нуждается.

Таким образом, процесс обмена между отраслями с различной структурной организацией рынков, от типа чистой конкуренции до монополии, требует дальнейшего исследования на предмет выявления факторов, которые позволяли бы рационализировать обмен путем воздействия на условия конкуренции в отраслях с рынками различной структурой и возможностью производителей влиять на цены.

Кроме структуры отраслевого рынка на возможности производителя отрасли в ценообразовании воздействует чувствительность спроса на изменение цены. У одних производителей она урезывает возможности в ценообразовании, у других — неимоверно их расширяет.

Неэластичность спроса на товар отрасли по цене дает большое преимущество производителю с монопольно-олигопольной структурой рынка (пример — рынок продукции фармацевтики). Напротив, сочетание неэластичного спроса со структурой, близкой к совершенной конкуренции, является неблагоприятным для производителя, к примеру, в аграрном производстве.

Выделяются взаимосвязанные базовые факторы, в совокупности дающие рыночную власть производителям одних отраслей и урезывающих возможности других: структурные особенности рынков по количеству продавцов и потребителей, их ожидания, характер оценки продуктов, которые определяют приток на рынок товара новых потребителей или, напротив, отток прежних, возможности дифференцировать товар, сокращать издержки, барьеры входа в отрасль и выхода из нее. Наиболее отчетливо это проявляется в том, как фирмы строят свою ценовую политику.

В целом, исследование возможностей отраслевых производителей позволяет утверждать, что наиболее сильным фактором, дающим преимущество фирме в ценообразовании, является структурно-рыночный фактор. Его можно назвать контрольным. На первом этапе он действует через издержки входа. На втором этапе — через издержки производства, а на третьей стадии, -обмене, власть проявляется в своем конечном виде — реализовать товар на рынке по наилучшему варианту ее структуры «издержки плюс надбавка».

Факторами, формирующими условия обмена между отраслями, являются тесно связанные рыночными структурами стратегические позиции отраслевых фирм. Стратегические цели фирм направлены на достижение и поддержание долгосрочного конкурентного преимущества, которые охватывают ценовые факторы, продуктовую дифференциацию, вертикальную интеграцию, диверсификацию, сокращение издержек.

Чаще всего конкурентное преимущество достигается благодаря низким издержкам, которые позволяют фирме устанавливать на свою продукцию цены ниже, чем у конкурентов, вести успешно ценовую политику, в том числе «ценовые войны». Она способна производить соответствующую продукцию дешевле конкурентов в силу того, что вооружена более эффективными средствами производства, произвела углубленную специализацию и имеет меньшие трудовые затраты. Неценовые факторы конкурентоспособности имеют несколько иную природу. Это — дифференциация продукции, качество, длительность пользования, надежность, послепродажное обслуживание, способность предугадать быстрые технологические и другие изменения и принять упреждающие меры. Благодаря этому создаются узкие сегменты отраслевых рынков, устойчивых и высокоприбыльных.

Наибольшее значение для большинства фирм в этом отношении имеют эффективность управления и организация внутрии межфирменных взаимодействийспособность упреждающей реакции на будущие инновации и технологические изменения, а также на изменения рыночного спроса и предпочтении потребителей, где особую значимость приобретают адекватные и эффективные институциональные условия такие, как налоговая политика, поддержка инноваций, перспективная технологическая политика, а также постоянное прослеживание и корректировка структуры издержек фирмы и инвестиционная активность.

Благодаря этой системе мер ряд фирм, принадлежащих к разным группам отраслей, сохраняют свои лидирующие позиции в течение десятилетий.

Установлено, что в условиях современного рынка конкурентное преимущество воплощается не столько в норме прибыли, сколько в той доле рынка, которую занимает тот или иной производитель. Увеличение доли рынка — это не только возможность увеличения выручки, извлечения большой прибылипрежде всего — это рост рыночной власти участника конкуренции. Власть эта чаще всего проявляется в возможностях влиять на рыночное ценообразование. И увеличение собственной доли в отраслевом рынке — верный способ влиять на ценообразование и таким образом, увеличить свою рыночную власть.

Конкурентные отношения на рынках с атомистичной структурой и не-дифференцируемой продукцией производители могут максимизировать прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка. Кроме того, они могут за счет технологий, организации, дешевых ресурсов регулировать издержки. При этом они не могут действовать через ценообразование.

В условиях второго типа атомистичного рынка, где продукция поддается широкой дифференциации, фирмы отрасли обладают определенной степенью рыночной власти и в условиях межотраслевого обмена находятся в более выгодном положении, чем производители первого типа атомистичного рынка.

Отраслевые рынки олигопольно-монопольной структуры наибольшую выгоду от структуры рынка и власть на рынке получают при сочетании крупноконцентрированности с неэластичным спросом на товар. Регулирование этих рынков — задача непростая. Органам регулирования приходится выбирать между прямым вмешательством путем ограничения цен и рыночными рычагами воздействия путем товарных интервенций в одних, закупочной интервенцией в других случаях. Поэтому параллельно с развитием отраслей происходит развитие и совершенствование регулирующей политики.

В диссертационной работе предложена классификация отраслей по факторам, определяющим их влияние на межотраслевой обмен, где особо выделены две группы рынков, влияющих наиболее негативно на эквивалентность обмена: рынки развлекательных и азартных услуг и рынки товаров вредного воздействия на здоровье потребителя. Цены товаров и услуг на этих рынках мало связаны с затратами труда и большей частью определяются иррациональностью оценки потребителем их полезности.

На основе исследования особенностей функционирования рынков наиболее характерных отраслей выделены ряд закономерностей в формировании в них цен товаров и услуг, которые искажают пропорции обмена между отраслями (табл. 3.2).

Анализируя различные рынки по структуре и по зависимости от степени влияния на обмен, установлено, что прослеживается относительно стабильная прибыльность хозяйствующих субъектов одних отраслей, в то же времясостояние постоянной напряженности на грани выживаемости в других отраслях национальной экономики.

В современной экономике конкурентные отношения на отраслевых рынках с различными структурами для отечественных производителей имеют тенденцию усложняться. В отраслях с атомистичной структурой это происходит более всего из-за различий во входных издержках на факторы производств, в особенности — на труд и энергоносители. В отраслях, где структура обуславливает высокую концентрацию и монопольную власть, производители тесно связаны с мировым рынком и цены рыночные — на уровне мировых.

Эти новые условия не позволяют преодолеть тяжкое бремя отечественной экономики: диспаритет цен продукции разных отраслей, диспропорции в обмене, неэквивалентный обмен.

Имеется ряд факторов, обуславливающие изменение рыночной структуры отраслей: труднодоступность для многих отраслей производственных ресурсовнеблагоприятные структурные особенности рынков товаров отраслихарактер оценки товаров потребителем, который отражается в типе спроса на товархарактер доходов, которые формируют спрос на товары и услуги отраслей.

Анализ конкурентных позиций отраслей позволяет назвать предпосылки искажения межотраслевых пропорций обмена, характерные для современной отечественной экономической системы. Наиболее сильные факторы этих сдвигов: неопределенность ведущей группы ресурсов, использование которых обеспечивает конкурентное преимуществонеблагоприятные условия конкуренции у обрабатывающих отраслей, благоприятные — у добывающихизбыточная зависимость выживаемости отраслей от образования в них экономической ренты.

По результатам исследования установлена и обоснована роль факторных доходов в формировании спроса на рынках тех или иных отраслей: заработная плата, прибыль, процент или рента. Факторные доходы четырех агрегированных групп оказывают разнонаправленное воздействие на пропорции обмена между отраслями как через рынки потребительских товаров, так и инвестиционных товаров, меняя объемы и характер спроса на товары и услуги тех или иных отраслей. Факторный доход от труда (заработная плата), образуемый как результат прямых трудовых затрат, является наиболее активным в затратах основной массы потребителей. Направляясь преимущественно на рынки жизнеобеспечивающих товаров, заработная плата ускоряет их рыночное обращение, активизирует производство в этих отраслях, улучшает рыночное положение производителей, обеспечивает рост общей занятости населения.

Процент и прибыль по происхождению и своей экономической природе должны поддерживать рынок товаров производственного назначения, средств производства разных видов. Немалая часть прибыли напрямую идет на инвестиции. Прибыль фирмой оценивается как резерв для капиталовложений, особенно активно инвестиции за счет прибыли осуществляют крупные компании. Эти виды доходов идут также и на рынки потребительских товаров, но на потребительских рынках в большинстве национальных экономик доля их невелика.

Под влиянием эволюции отраслей, изменения структуры их рынков, определяющих типы конкуренции, сдвигов в спросе и предложении товаров как по цене, так и по доходу потребителей и другие свойства отраслевых рынков, становится очевидной необходимость совершенствования политики регулирования государством этих процессов с целью рационализации пропорций межотраслевого обмена.

Регулирование целесообразно осуществлять дифференцированно, исходя из того, по каким причинам, в каком направлении меняются условия обмена между отраслями и какие закономерности существуют в этих изменениях. Для отраслей со структурой монополии и олигополии применима политика прямого регулирования. Для отраслей же с атомистичной структурой более подходящим является механизм регулирования цен через рынок с применением метода интервенции: или закупочной (если цены опускаются на недопустимо низкий уровень), или товарной (если цены повышаются до недопустимого уровня). Закупочная интервенция осуществляется на рынках товаров с атомистичной структурой, которые можно хранить как государственные резервы (например, ряд видов продовольствия). Товарные интервенции можно применять по отношению к большому кругу товарных рынков с атомистичной структурой.

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием необходимо применять и методы нормативно-ориентирующего воздействия, такие, как правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.

Применяя рычаги превентивного, необременительного регулирования деловых отношений, правительство осуществляет государственную поддержку бизнеса, содействует через выравнивание условий конкуренции в отраслях, достижению эквивалентности межотраслевого обмена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции"№ 135-ФЗ от 26.10.2006г, утвержденным Государственной Думой РФ.
  3. Программа развития конкуренции Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-Р.1. Научные издания
  4. , С.Б. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России/ С. Б. Авдашева, А.Е.Шаститко// Вопросы экономики. 2003. № 9. С.33−48.
  5. , С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России/ С. Б. Авдашева,
  6. A.Е.Шаститко, Б. В. Кузнецов // Российский журнал менеджмента. 2006. Т.4. № 4. С.3−26.
  7. , С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1998.311 с.
  8. , С.Б., Розанова, Н.М. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова // Вопросы экономики. 1997.-№ 6.-С. 138−154.
  9. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост.
  10. B.С.Автономова. М.: Экономика, 1992. — 495 с.
  11. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  12. , К.А. Исследование эквивалентности межотраслевого обмена в экономике/ К. А. Багриновский //Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001. С.214−235.
  13. Р. Политическая экономия: в 2 т.: пер. с франц./ Р.Барр.- М.: Международные отношения, 1995. Т.2. — 752 с.
  14. , Н.И. Практика проведения реформ и теоретические модели государственного регулирования естественных монополий/ Н. П. Белоусова. М. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008.
  15. , А. Экономика отраслевых рынков/ А. Вурос, Н.М. Розанова//-М.: Теис, 2002 г, 217 с.
  16. , В. М. Микроэкономика. Т.1 / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. — СПб: Экономическая школа, 1994. — 349 с.
  17. , М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и мак-роуровневом измерениях / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
  18. , Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков// Теория маркетинга, № 3.2010г.-С.10.
  19. , Л.Ф. Институциональные преобразования в России / Л. Ф. Гусарова. Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 2004. — 160 с.
  20. , А. Изучение рынка / А. Дейан. СПб.: Нева, 2004.
  21. Дейли, Джон. Эффективное ценообразование основа конкурентного преимущества: пер. с англ. / Джон Дейли. — М.: Издат. дом «Вильяме», 2004. 304 с.
  22. , Э., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. Лукашевича и др. / Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. -СПб.: Печ. Двор, 1992. 496 с.
  23. , X. Еще раз о теории фирмы / X. Демсец // Природа фирмы. -М: Дело, 2001.-360 с.
  24. , М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля / М. Дерябина // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  25. , В.А. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия / В. А. Динес, В. М. Ларин, Р. Ю. Лоскутов, Н. С. Яшин. -Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999.
  26. , Н. Национальное ценообразование в условиях глобализации мирового рынка / Н. Дрозд // Финансы, учет, аудит. 2005. № 7.
  27. , В. Государственное регулирование продовольственного рынка: (зарубежный опыт) / В. Добросоцкий // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.
  28. , С.А. Барьеры входа на регулируемых российских рынках в условиях глобализации мировой экономики/ С. А. Евтюхов, И.М. Тем-кина// Журнал экономической теории. 2010. № 4. С. 183−187.
  29. , Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. М.: Госизинлит, 1948. С. 92.
  30. , Дж.Б. Распределение богатства: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  31. , К. Инновационная активность российских фирм/ К. Козлов, Д., Соколов, К. Юдаева // Экономический журнал ВШЭ. — 2004. — С.399−419.
  32. , Р. Природа фирмы / Р. Коуз // Природа фирмы. М: Дело, 2001. -360с.
  33. , A.A. Структура рынка, размер фирмы и инновационная активность: анализ эмпирических результатов по России. // Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер. Экономика отраслевых рынков и политика государства. — М.: Экономика, 2009. С.737−748.
  34. , Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ Ю. Куренков, В. Попов // Вопросы экономики, 2008. № 6. — С. 36−49.
  35. В.В. Межотраслевая экономика: пер. с англ. / В. В. Леонтьев. М.: Экономика, 1997. — 479 с.
  36. В.В. Экономические эссе: теории, исследования, факты, политика / В. В. Леонтьев. М.: Изд-во полит, лит., 1990. — 416 с.
  37. , В. Структура мировой экономики. Опыт анализа «затраты-выпуск» / В. Леонтьев // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. T. V, кн. 1. М.: Мысль, 2004. — С. 188.
  38. , А. «Экономическая теория контроля: принципы экономики благосостояния» (The Economics of Control: Principles of welfare economics, 1944).
  39. , Г. П. Анализ ценовых диспропорций в российской экономике/ Г. П. Литвинцева// Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
  40. , К., Брю, С. Экономикс: принципы, проблемы, политика./ Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999. — 904 с.
  41. , А. О теоретических вопросах исследования рыночных деформаций / А. Мартынов //Общество и экономика. 2001. № 1112.
  42. , А. Принципы экономической науки, т.З. Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», 1993.- 351 с.
  43. , Г. А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии/ Г. А. Медведев. М.: Дашков и К, 2005.
  44. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов /Под ред.А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданова. М.:ИТД «Кно-Рус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. — 544 с.
  45. , Н.Г. Принципы макроэкономики: 2-е изд., С Пб.: Питер, 2003.- 576 с.
  46. Ф.Х. Понятие рынка и неопределенности / Ф. Найт // THESIS.1994.-Вып. 5.-С. 12−28.
  47. , Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль/ пер. с англ. М.Я. Каж-дана. М.: Дело, 2003. — 359 с.
  48. , А. Становление и функционирование экономических институтов / А. Некипелов. М.:Экономистъ, 2006.
  49. , Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. М.: Финстатинформ, 2000.
  50. , А. Экономический рост на основе институциональных изменений / А. Нестеренко // Вопросы экономики. 1996.- № 7.
  51. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.- 190 с.
  52. , С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей / С. Огородников // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
  53. В. Основные принципы экономической политики: пер. с нем. / В. Ойкен.- М., 1985.
  54. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (Росстат). www.gks.ru.
  55. , Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития / Я. Ш. Паппэ // Проблемы прогнозирования. — 2002. № 3. С.29−46.
  56. , Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник/Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер//- М.:Изд. «Экономика», 2009, С.217−225.
  57. Н.В. Современная конкурентная политика: теоретический анализ и опыт применения (на примере ЕС и России)/ Н. В. Пахомова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.5. Экономика. Вып. 2. 2008. — С. 3−24.
  58. А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т.: Пер. с англ.1. М.: Прогресс, 1985.
  59. , Р., Рубинфельд, Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. Борисевич А. Т., Полтерович В. М., Данилов В. И. и др. -М.: Экономика, 1992. 510 с.
  60. , М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ М. Портер.- М.: АЛЬПИНА Бизнес БУКС, 2009 г.- 454 с.
  61. , М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и предисловие В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.
  62. , Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. И. М. Осадчей. М.: Прогресс, 1983. -472 с.
  63. , Н.М. Барьеры входа на отраслевые рынки / Н. М. Розанова // Проблемы прогнозирования. 1999. № 4.
  64. , Н. Структура рынка и стимулы к инновациям // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 2. — С. 93−108.
  65. , П.А., Нордхаус В. Д., Вильям Д. Экономика: Уч. пос. / Пер. с англ. 16-е изд. -М.: Вильяме, 2001. — 688 с.
  66. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит// М., Соцэкгиз, 1962. — 684 с.
  67. , И. В. От монополизма к конкуренции / И. В. Стародубровская, б. м. Политиздат, 1990. — 172 с.
  68. Дж. Теория олигополии: пер. с англ. / Дж. Стиглер// Теория фирмы. СПб., 1995.
  69. Дж. Совершенная конкуренция: исторический экскурс// Теория фирмы/ Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа (Вехи экономической мысли. Вып.2)
  70. , Дж. Кто потерял Россию? / Дж. Стиглиц //ЭКОВЕСТ. -2004. — Т.4,№ 1.С.4−37.
  71. Статистический ежегодник Чувашской Республики: статистический сборник / Территориальный орган ФСГС по 4P. Чебоксары:1. Чувашстат, 2010. 490 с.
  72. Статистический ежегодник ЧР. 2009: Стат. сборник/ Чувашстат -Чебоксары, 2009 г. 490 с.
  73. Теория потребительского поведения и спроса/ Под ред. В. М. Гальперина.- СПб.: Экономическая школа, 1993. (Серия «Вехи экономической мысли». Вып.1).- 380 с.
  74. Теория фирмы/ под ред. В. М. Гальперина.- СПб.: Экономическая школа, 1995. («Вехи экономической мысли" — Вып.2). — 534 с.
  75. Топливо и энергетика России. Статистический сборник. М.: — Финансы и статистика. — 2004- 174 с.
  76. Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике/ Н. В. Тумаланов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2011.-170 с.
  77. Н.В. Рынок и цена: институциональный аспект теории ценообразования / Н. В. Тумаланов // Вестник Чувашского ун-та. -2010. № 1. С.500−505.
  78. Н.В. Влияние рыночных структур отраслей на специализацию региона/ Н. В. Тумаланов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2001. С. 11
  79. , Э.Н. Ограниченное предложение факторов производства как причина повышения общего уровня цен / Э. Н. Тумаланов // Вестник Чув. ун-та Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 512−516.
  80. , С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 864 с.
  81. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономии / Н. П. Федоренко. М.: Наука, 1990. — 298 с.
  82. , Ф. Конкуренция как процедура открытия / Ф. Хайек // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  83. , Д. Диспаритет цен как фактор межотраслевого обмена в АПК / Д. Фомин //Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 2. С.22−28.
  84. , Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Валдайцева С. В. М.: Финансы и статистика, 1992. — 362 с.
  85. , Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова. М.: Прогресс, 1988. — 488 с.
  86. Цены в России 2006: стат.сб. / Росстат. М., 2006.
  87. Цены в России 2007: стат.сб. / Росстат. М., 2007.
  88. Цены в России 2008: стат.сб. / Росстат. М., 2008.
  89. Цены в России 2009: стат.сб. / Росстат. М., 2009.
  90. Цены в России 2010: стат.сб. / Росстат. М., 2010.
  91. , Э.Х. Теория монополистической конкуренции: Пер. с англ. -М., 1959.
  92. , Ф., Росс, Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М., 1997. — С. 634−635.
  93. , И.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика. 1995.
  94. , Й. Теория экономического развития: пер. с англ. / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.
  95. , К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов / К. Эрроу // THESIS. 1993. Т. 1, вып.1. — С.66.
  96. Arrow K.J. Economic welfare and the allocation of resources for invention // The Rate and Direction of Inventory Activity. National Bureau of Economic Research Conference Report. Princeton, N. J: Princeton University Press, 1962. —P. 609−625.
  97. Bain, J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956.- 183 P.
  98. Church J., Ware R. Industrial Organisation. A Strategic Approach. Boston. The McGraw-Hill Companies. — 2000. — P. 581−582.
  99. Levin R.C., Cohen W.M., Mowery D.C. R&D, Appropriability and Market Structure: New Evidence and Some Schumpeterian Hypotheses //
  100. American Economic Review. — 1985. — 75. May. P. 524−531.
  101. Lewis. Economic Development with Unlimited Supplies of Labor.- Manchester School 22 (May 1954), p. 139−191.
  102. Scott J.T. Firm versus Industry Variability in R&D Intensity // in Zvi Criliches (ed.) R&D, Patents, and Productivity. Chicago: University of Chicago Press, 1984. — P. 200−224.
  103. Scherer F.M. Innovation and Growth: Schumpeterian Perspectives. Cambridge MA: MIT Press., 1984. — P. 120−129.
  104. Waldman D.E., Jensen E.J. Industrial Organization: Theory and Practice. 3-rd ed. Boston, San Francisco, New York, London: Pearson Education, Inc. — 2007. — P. 475−480.
  105. Freeman, C. and Soete L. The economics of Industrial Innovation. 3-rd edition. Cambridge, MA: MIT Press., 1997.
  106. Handbook of Industrial Organization. — Amsterdam: North Holland., 1989. — P.1079−1098.- Malerba F. Innovation and dynamics and evolution of industries // International Journal of Industrial Organization. — 2007. — 25/4. P. 675−699.
  107. Schmookler J. Invention and Economic Growth. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966.
  108. Marsili O. Technological Regimes: Theory and Evidence // Eindhoven (The Netherlands). Eindhoven University of Technology. Working Paper. —1999. — November.
  109. Carlin W., Schaffer M., Seabright P. A Minimum of Rivalry: Evidence from Transition Economies on the Importance of Competition for Innovation and Growth // Contributions to Economic Analysis and Policy, Vol.3. Iss. l, Article 17.
  110. Malerba F. Innovation and the dynamics and evolution of industries: Progress and challenges. P. 675−699.
  111. Sutton J. Sunk Costs and Market Structure: Price Competition, Advertising, and the Evolution of Concentration. Cambridge. MA, MIT Press, 1991-
  112. Sutton J. Technology and Market Structure: Theory and History. MIT Press. Cambridge: MA, 1998.
  113. Scherer F.M. Professor Sutton’s Technology and Market Structure // The Journal of Industrial Economics. — 2000. — Vol.48. June. P. 215−223.
  114. Gual J., et al. An Economic Approach to Article 82. Report by the European Advisory Group on Competition Policy. Discussion Paper of the Department of Economics. University of Munich, 2005.
  115. Baumol W.J. When is inter-firm coordination beneficial? The case of innovation // International Journal of Industrial Organization. — 2001. — 19. P. 727−737.
Заполнить форму текущей работой