Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование механизма государственного регулирования демографических процессов в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулирование демографических процессов государством проводится посредством формирования демографической политики. В свою очередь демографическая политика представляет собой приоритетную часть социально-экономической политики государства долгосрочного характера, направленная на стабилизацию и/или изменение тенденций воспроизводства населения, грамотную организацию притока и оттока мигрантов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Сущность и место государственного регулирования демографических процессов
    • 1. 2. Демографическая политика Российской Федерации и ее региональные особенности
    • 1. 3. Анализ методов и подходов регулирования демографических процессов в современных условиях
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
    • 2. 1. Предпосылки и тенденции регулирования демографических процессов в условиях региональной экономики
    • 2. 2. Принципы формирования механизма государственного регулирования демографических процессов
    • 2. 3. Индикаторы оценки эффективности реализации демографической политики на региональном уровне
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Цели, задачи и основные направления демографического развития Чувашской Республики
    • 3. 2. Реализация механизма государственного регулирования в Чувашской Республике
    • 3. 3. Прогнозирование демографической ситуации в Чувашской Республике

Формирование механизма государственного регулирования демографических процессов в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Немаловажную роль в достижении поставленных целей и задач развития любого государства играет его население. От тенденций демографического развития зависит объем трудовых ресурсов, экономический потенциал, конкурентоспособность, политическая стабильность и успех страны на международном уровне, что в свою очередь влияет на благосостояние населения. Положительная динамика воспроизводства населения свидетельствует о достаточной жизнеспособности страны, об уровне социального благоустройства, об уверенности населения в будущем. При этом существующие проблемы демографических процессов могут препятствовать дальнейшему экономическому росту любой страны, обострить его социально-экономическую ситуацию.

Таким образом, состояние населения является одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития государства, что обуславливает важность государственного регулирования демографических процессов.

Современная демографическая ситуация Российской Федерации характеризуется депопуляцией. Сокращение численности населения наблюдается с 1992 г., однако суммарный коэффициент рождаемости оказался ниже границы простого воспроизводства еще в 1964;1965 гг. Особенностью российской депопуляции является низкая продолжительность жизни, высокие показатели смертности, особенно мужского населения в трудоспособном возрасте, вследствие чего увеличиваются диспропорции в соотношении мужчин и женщин, внешняя миграция, покрывающая лишь незначительную часть естественной убыли населения. Данные процессы негативно воздействуют на национальную безопасность и территориальную целостность страны. В этих условиях решение демографической проблемы является общенациональной задачей. Так, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил: «Мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. При этом мы уже понимаем, что нам не ограничиться ранее принятыми 3 решениями. Их придется и усиливать, и развивать, особенно в перспективе.».

В настоящее время в России реализуется Концепция демографической политики на период до 2025 г., принятая в 2007 г., которой определены цели, принципы, основные направления государственного регулирования демографических процессов. Основными приоритетами политики, исходя из сложившейся демографической ситуации и перспектив ее развития, являются снижение смертности, повышение рождаемости и эффективная миграционная политика. С целью улучшения воспроизводственных процессов населения реализуются приоритетные национальные проекты, направленные на решение конкретных проблем.

Позитивные сдвиги показателей воспроизводства населения за последние годы дают надежду на начало положительной динамики под влиянием мер демографической политики, осуществляемых органами государственной власти. При этом эффективность регулирования демографических процессов будет достигнута в полном объеме лишь в случае реализации дифференцированной политики с учетом особенностей демографического развития субъекта. Региональные различия демографических процессов обусловлены спецификой экономического состояния, отличием в уровне жизни населения, историческими, культурными, национальными и геополитическими особенностями.

Инструментом комплексного решения региональных проблем демографической и миграционной экспансии являются программы демографического развития субъекта. Разработка и реализация данных программ соответствует стратегическим целям развития региона.

Региональная демографическая политика дополняет общегосударственную, повышая ее результативность в целом. В связи с этим, государственное регулирование должно быть направлено на выявление резервов улучшения воспроизводственных и миграционных процессов с целью стабилизации численности населения и создания стимулов для ее дальнейшего 4 роста с учетом региональной специфики, реализуемых различными методами — нормативно-правовыми, экономическими и информационно-пропагандистскими.

Указанные выше аргументы, определили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные монографические работы, современные научные статьи в ведущих экономических журналах зарубежных и отечественных специалистов по вопросам демографических структур и процессов, политики управления численностью населения, а также информация на официальных сайтах Программы развития ООН, Всемирной организации здравоохранения.

Наиболее существенное влияние на формирование теоретических и практических результатов диссертационной работы оказали труды таких российских экономистов в области демографии и демографической политики, как Л. П. Харченко, В. Н. Архангельский, Д. И. Валентей, А. Я. Кваша, JT.JI. Рыбаковский, А. Г. Вишневский, С. Н. Бобылев, В. М. Медков, Е. Б. Бреева, А. И. Антонов, В. А. Борисов, а также диссертационные исследования, посвященные вопросам регулирования демографических процессов.

Кроме того, существенный вклад в теоретическое обоснование проблемы демографического развития населения также внесли зарубежные экономисты. К ним можно отнести таких ученых, как У. Изард, Н. Эберстадт, К. Кулесса и др.

Однако, несмотря на значительное количество публикаций и научных исследований, посвященных демографическим проблемам, многие аспекты государственного регулирования демографических процессов в регионе остаются недостаточно изученными. Это и обусловило выбор темы исследования и постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по формированию механизма госу5 дарственного регулирования демографических процессов в регионе.

Для реализации поставленных целей разработаны следующие задачи диссертационного исследования: изучить теоретические и методологические основы государственного регулирования демографических процессов на основе отечественного и зарубежного опытапровести анализ динамики численности и структуры населения регионов Приволжского федерального округа, выявить региональные предпосылки и тенденции демографического развитияобосновать механизм государственного воздействия на демографические процессы в регионеуточнить методику определения эффективности реализации демографической политики на региональном уровнеразработать практические рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования демографических процессов в регионе.

Объектом исследования выступает демографическое развитие населения Чувашской Республики.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в ходе регулирования демографических процессов в регионе.

Область исследования. Выводы и результаты исследования, научная новизна работы соответствуют п. 5.15 «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальный, крупные экономические районы, субъекты федерации, муниципальный)» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Теоретической и методологической основой исследования послу6 жили работы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся вопросами воспроизводства населения, а также посвященные данной проблематике научные публикации в специализированной печати, законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти РФ, регламентирующие демографическую и миграционную политику, материалы научно-практических семинаров и конференций, федеральные и региональные статистические и аналитические материалы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выработке теоретико-методологических положений и практических мер по совершенствованию регулирования демографических процессов в Чувашской Республике в современных условиях.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные автором, состоят в следующем: уточнено содержание понятия демографической политики, которое рассматривает ее как приоритетную часть социально-экономической политики государства долгосрочного характера, направленную на решение проблем демографического развития, определены основные принципы государственного регулирования демографических процессоввыявлены общероссийские тенденции и региональные особенности демографического развития Чувашской Республики, последние из которых определяются в первую очередь уровнем жизни населения, экономическим развитием субъекта, исторически сложившейся структурой производства, высокой плотностью населенияобоснован механизм государственного регулирования демографических процессов в регионе, который представляет собой сложную структуру, состоящую из методов, инструментов, субъектов и объектов регулированияразработан алгоритм оценки эффективности государственного регулирования демографических процессов с выделением таких показателей, как коэффициент роста индекса развития человеческого потенциала, эконо7 мический эффект от изменения численности населения, эффективность расходов на здравоохранение. Проведена оценка эффективности госрегулирования численности населения в регионе на основе перечисленных индикаторов и определения степени реализации поставленных целей демографического развития субъектаразработаны направления совершенствования механизма государственного регулирования демографических процессов в регионе на основе внедрения в практику единой организационно-экономической структуры, координирующей деятельность всех субъектов регулирования, и дополнительных мероприятий воздействия на численность населения.

Практическая значимость исследования. Полученные в процессе исследования научные результаты и практические рекомендации могут быть использованы при разработке и реализации мероприятий совершенствования государственного регулирования демографических процессов, в частности Министерством здравоохранения и социального развития при проведении мониторинга реализации региональных программ демографического развития, органами законодательной власти при внесении дополнений и корректировок приоритетных направлений демографической и социальной политики. Предложения автора также могут быть применены в учебном процессе вузов при подготовке и переподготовке специалистов по дисциплинам «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика», «Социально-экономическая статистика».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, методических семинарах кафедры финансов, кредита и статистики ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», а также использовались автором непосредственно в учебном процессе.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 научных статьях общим объемом 3,0 п.л. 8.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Основное содержание изложено на 160 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 24 рисунка.

Список литературы

включает 153 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного исследования, направленные на анализ регионального демографического развития и мер политики управления воспроизводственным процессом с учетом особенностей субъекта с целью совершенствования механизма государственного регулирования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Демографические процессы развиваются под влиянием таких факторов, как уровень жизни населения, развитие здравоохранения, состояние экономики, социально-культурные и психологические, политические, при-родно-экологические, культурные, религиозные и другие. В то же время сами демографические процессы воздействуют на экономические, социальные и даже политические процессы в обществе. Таким образом, можем утверждать, что оптимальная структура населения и улучшение ее качественных показателей развития — основа стабильного роста экономики.

2. Регулирование демографических процессов государством проводится посредством формирования демографической политики. В свою очередь демографическая политика представляет собой приоритетную часть социально-экономической политики государства долгосрочного характера, направленная на стабилизацию и/или изменение тенденций воспроизводства населения, грамотную организацию притока и оттока мигрантов посредством улучшения качественных показателей состояния населения. При этом политика должна носить долговременный характер, так как для того, чтобы сформировать и поддерживать устойчивое развитие населения требуется продолжительное время. Необходимо постоянное совершенствование и расширение этой политики, поскольку длительно существующие меры со временем теряют, как правило, в психологическом плане свою привлекательность, стимулирующее влияние. Поэтому данная политика не должна быть застывшей, по системе используемых мер.

3. В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира. Ее содержание, цели, масштабы, методы осуществления неодинаковы в каждой стране, поскольку существенно различаются и демографическое состояние, уровень и тенденции социально-экономического развития стран. Комплекс мероприятий государственного регулирования демографических процессов можно сгруппировать на административно-правовыеэкономическиеинформационно-пропагандистские. И эффективность данных мероприятий зависит от затраченных средств и усилий, от серьезности восприятия существующих проблем демографического развития не только государством, но и обществом страны.

4. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется как сложная, развивающаяся в условиях усиления депопуляции населения, его суженного воспроизводства, связанной со снижением уровня рождаемости, с массовым распространением малодетности, с высокой смертностью, с низким уровнем здоровья населения, негативными явлениями в миграционных процессах. При этом имеется реальная опасность угрозы национальной и экономической безопасности страны. Целями государственного регулирования демографических процессов являются улучшение количественных и качественных показателей изменения численности. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда и т. д.

5. Проблемы целей и мер демографической политики не ограничиваются масштабами страны. Существуют специфические задачи и методы их достижения в зависимости от особенностей экономического и исторического развития того или иного региона.

В настоящее время в России дифференцированная демографическая политика в разрезе регионов получила широкое распространение. Прежде.

143 всего, это вызвано тем, что, будучи громадной по размерам и разнообразной по природно-географическим условиям страной с многонациональным населением, с различным уровнем социально-экономического развития, весьма своеобразна во всех своих частях. Каждый субъект РФ уникален по многим своим, в том числе геополитическим, характеристикам: местоположению, природным условиям, ресурсам, хозяйственной освоенности и развитости экономки, расселению и структуре населения.

Если в целом для России характерно сокращение численности населения, то в региональном разрезе ситуация не выглядит столь однозначно. Субъекты дифференцируются в зависимости от различных соотношений между естественным и миграционным приростами. Таким образом, существующие различия обязательно должны учитываться при определении подходов к формированию региональной стратегии демографического развития, а также всего комплекса социально-экономических мер, необходимых для улучшения демографической ситуации.

6. Эффективность демографической политики проявляется в виде социальной и экономической. Социальная эффективность достигается путем повышения рождаемости, увеличения ожидаемой продолжительности, снижения естественной убыли населения, снижения смертности населения трудоспособного возраста, снижения младенческой смертности, увеличения миграционного прироста населения. Экономическая эффективность демографической политики выражается в сохранении жизни населения трудоспособного возраста и снижении материальных затрат, связанных с профессиональной заболеваемостью.

В качестве показателей результативности государственного регулирования, отражающих в наибольшей степени влияние демографических процессов на социально-экономическое развитие региона, выступают коэффициент роста индекса развития человеческого потенциала, экономическая эффективность от роста (снижения) численности населения в валовом региональном продукте, эффективность расходов на здравоохранение.

Критерием эффективности механизма государственного регулирования может являться полное соответствие фактических данных демографического развития прогнозным или превышение первых.

7. В демографической обстановке Чувашской Республики присутствуют тенденции, характерные для большинства регионов Российской Федерации: низкий уровень рождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населениявысокие показатели смертности, особенно у мужского населенияположительная тенденция увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении и ее большой разрыв между мужчинами и женщинамипостарение населения и рост демографической нагрузки на лиц трудоспособного возрастаснижение семейных ценностей, распространение одно-детности.

К отличительным особенностям демографического развития региона можно отнести то, что доля городского населения региона намного ниже среднероссийскойпоказатели младенческой смертности ниже общероссийскихсреди городского населения республики рождение детей вне зарегистрированного брака относительно общего числа рождений происходит чаще, чем среди сельского, а по стране в целом наблюдается обратная ситуациясмертность от болезней органов дыхания, от болезней органов пищеварения, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, от внешних причин смерти, в том числе от случайных отравлений алкоголем, от транспортных несчастных случаев и от самоубийств в регионе намного выше, чем по стране.

В Чувашской Республике проводится комплекс мероприятий, направленный на регулирование демографических процессов, что свидетельствует о заинтересованности региона в улучшении воспроизводственных процессов населения. Это также подтверждается тем, что наибольшая доля в источниках финансирования демографической политики субъекта, предусмотренных в Республиканской целевой программе демографического развития Чувашской Республики, принадлежит консолидированному бюджету Чувашии.

При этом проделанный выше анализ эффективности демографической политики региона свидетельствует о наличии слабых и сильных сторон регулирования процессов воспроизводства и на основе этого о необходимости совершенствования демографической политики. Это возможно путем создания Совета по реализации демографической политики в Чувашской Республике, с целью обеспечения комплексного осуществления мероприятий воздействия на демографическое развитие регионакоординации деятельности органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам реализации демографической политики.

8. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики в численности и составе населения региона произойдут следующие положительные демографические сдвиги: снижение абсолютных и относительных показателей смертности, рост суммарного коэффициента рождаемости, повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, увеличение миграционного прироста. Отрицательный момент состоит в том, что будет наблюдаться снижение общих коэффициентов рождаемости, увеличение естественной убыли, снижение населения в трудоспособном возрасте за счет роста доли лиц пожилого возраста, увеличение демографической нагрузки работающего населения. Данная оценка свидетельствует о необходимости усиления мер государственного регулирования демографических процессов в регионе при соблюдении соответствующих принципов политики и достаточного уровня финансирования, что будет проявляться в стабилизации численности населения, повышении качества и уровня жизни, увеличении ожидаемой продолжительности жизни населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001. — 39 с.
  2. Федеральный Закон № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения» // СЗ РФ. 28.01.2002. — № 4. — Ст. 252.
  3. Федеральный закон № 143-Ф3 от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 24.11.1997. — № 47. — Ст. 5340.
  4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 15.10.2007. -№ 42. Ст. 5009.
  5. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СЗ РФ. 26.06.2006. — № 26. Ст. 2820.
  6. Указ президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.01.2000. — № 2. Ст. 170 (утратил силу с 12.05.2009).
  7. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р «О концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» // СЗ РФ. 01.10.2001. — № 40. — Ст. 3873.
  8. Постановление Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 270 «О Республиканской целевой программе демографического развития Чувашской Республики на 2011−2020 годы // Вести Чувашии. 20.09.2008. — № 36.
  9. Постановление Кабинета Министров ЧР от 29.12.2007 № 378 «О Республиканской целевой программе демографического развития Чувашской Республики на 2008−2010 годы // Вести Чувашии. 12.01.2008. — № 1.
  10. Р.И. Демографическая безопасность региона как объект государственной политики / Р. И. Акьюлов // Экономика региона. — 2008. № 2 -С.241−246.
  11. И.А. Внутренняя миграция населения в современной России: тенденции, детерминанты, политика / Под общ. ред. профессора В. А. Ионцева. М.: ТЕИС, 2007. — 95 с.
  12. Е.В. Рождаемость и общественное здоровье / Е.В. Андрю-шина, И. П. Каткова, В. И. Катков // Народонаселение М.: 2007. — № 2. -С.41−46.
  13. Антикризисные социальные стратегии: Учеб. пособие для системы под-гот. кадров гос. упр. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации- Науч. ред.: Романов B.JI. и др. М., 2004. — 207 с.
  14. А.И. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. М.: Ключ-С, 2006. — 191 с.
  15. О.И. Региональная дифференциация смертности от внешних причин / О. И. Антонова // Вопросы статистики. 2007. — № 10. — С. 17−22.
  16. О.И., Никитина С. Ю. О демографическом старении населения Российской Федерации / О. И. Антонова, С. Ю. Никитина // Вопросы статистики. 2005. — № 11. — С. 25−33.
  17. В.Н. Репродуктивное поведение российской молодежи и некоторые аспекты его детерминации / В. Н. Архангельский // Уровень жизни населения регионов России. М.: 2007. — № 5. — С. 28−39.
  18. В.Н. Тенденции и детерминанты рождаемости в современной России: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В.Н. Архангельский- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2004. — 26 с.
  19. А.Н. Опыт регулирования международной миграции за рубежом и в России / А. Н. Барковский // Россия и современный мир. М.: 2006. -№.4.-С. 17−27.
  20. А., Захаров С. В. Взаимосвязь национального и регионального аспектов исследования пространства СНГ / А. Блюм, С. В. Захаров // Пробл. прогнозирования. М., 1994. — Вып. 6. — С. 86−107.
  21. Д.Ц. Регулирование процессов воспроизводства населения региона в современных условиях: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05 / Д.Ц. Будаева- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2006. ~ 171 с.
  22. Д.И. Теория и политика народонаселения / Д. И. Валентей. -М.: Высшая школа, 1967. 184 с.
  23. Д.И. Основы демографии / Д. И. Валентей, А. Я. Кваша. М.: Мысль, 1989.-286 с.
  24. А.Г. Воспроизводство населения и общество: История и современность, взгляд в будущее / А. Г. Вишневский. М.: Финансы и статистика, 1982.-287 с.
  25. В.В. Региональная политика России: Географические аспекты совершенствования /В.В. Воронин, М. Д. Шарыгин / Самар. гос. экон. акад. -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2001. 191 с.
  26. М.К. Современные особенности рождаемости в Республике Дагестан: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / М.К. Гаджиев- Институт социально-политических исследований РАН. — М., 2007. — 23 с.
  27. В.Ф. Демографические проблемы глобализации: Автореф. дис.. канд. экон. наук.: 08.00.05 / В.Ф. Галецкий- Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения РАН. М., 2001. — 22 с.
  28. В.Ф. Демографическое развитие и его социально-экономические последствия / В. Ф. Галецкий // Пробл. прогнозирования. М., 2002.-Вып. 5.-С. 154−159.
  29. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Под ред. Сулакшина С. С. М.: Науч. эксперт, 2007. — 894 с.
  30. Демографическая политика России: от размышлений к действию. Аналитический доклад. / Руководитель авт. коллектива В. В. Елизаров. М., ООН, 2008. 76 с.
  31. Демографическая политика: цели, принципы, приоритеты / Архангельский В. Н., Иванова А. Е., Киселева JI.H. и др.- Под ред. Рыбаковского JI.JI. -Саранск: Красный Октябрь, 2000. 24 с.
  32. Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 557 с.
  33. Демографический ежегодник Чувашской Республики, 2006: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. — 2006. 113 с.
  34. Демографический ежегодник Чувашской Республики, 2007: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. — 2007. 190 с.
  35. Демографический ежегодник Чувашской Республики, 2008: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. 2008. — 183 с.
  36. Демографический ежегодник Чувашской Республики, 2009: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. — 2009. 186 с.
  37. Демографический кризис: механизмы преодоления / Антонова О. И., Волгин Н. А. и др.- Под общ. Ред. Волгина А.Н.- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2002. — 96 с.
  38. Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона / Под ред. Ионцева В. А. М.: ТЕИС, 2004. — 255 с.
  39. Демография / Под ред. Н. А. Волгина. М.: РАГС, 2003. — 280 с.150
  40. Денежные доходы и расходы населения Чувашской Республики, 2009: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. — 2009. — 186 с.
  41. Депопуляционные процессы в России и региональная демографическая политика / Литовка О. П., Безнадежных Т. И., Гладкий Ю. Н. и др.- Рос. Фонд фундам. Исслед., Ин-т соц.-экон. пробл. РАН. СПб., 1994. — 20 с.
  42. В.Г. Изменения демографической структуры населения и социальные стереотипы / В. Г. Доброхлебов // Народонаселение. М.: 2007. -№ 1. — С. 78−87.
  43. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008: Россия перед лицом демографических вызовов / Руководители авт. коллектива: А. Г. Вишневский, С. Н. Бобылев. М.: ПРООН, 2009. — 208 с.
  44. К.Л. Методы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / К. Л. Дудин. М.: ИНФРА-М, 2008. — 299 с.
  45. О.И. Методологические основы оценки демографического потенциала региона: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / О.И. Евсеенко- С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. СПб., 2002. — 19 с.
  46. В.В. Новые меры демографической политики и их роль в увеличении поддержки семей с детьми /В.В. Елизаров // Уровень жизни населения регионов России. М., 2007. — № 5. — С. 5−27.
  47. В.Я. Ценность человека и его жизни: социологический и экономические аспекты / В. Я. Ельмеев // Уровень жизни населения России. М.: 2007.-№ 8−9.-С. 96−101.
  48. А.А. Особенности демографического развития и анализа депопуляции в регионах России: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А. Есаулков- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2002. -23 с.
  49. В.А. Методология экономического обеспечения демографической политики устойчивого развития / В.А. Ефимов- Сев.-зап, акд. гос. службы.-СПб, 2007.-183 с.
  50. Женщины и мужчины России. 2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2008. — 281 с.151
  51. У. Методы регионального анализа: Введение в науку о регионах / У. Изард. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  52. А.Н. Региональные особенности демографических процессов в России / А. Н. Ищенко // Изв. Санкт.-Петерб. ун-та экономики и финансов. -СПб., 2007. № 4. — С. 93−102.
  53. А.Н. Региональные особенности современного демографического развития России: Автореф. дис.. докт. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Ищенко- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2008. — 49 с.
  54. JI.K. Факторы, влияющие на общественное здоровье населения российских регионов / JI.K. Казанцева, Т. О. Тагаева // Регион: экономика и социология. 2008. — № 4. — С. 102−118.
  55. С.Г. Демографическая обстановка в Ульяновской области и ее перспективы на период до 2020 года / С. Г. Караказов. Ульяновск, Ульян, гос. техн. ун-т. — 2006. — 89 с.
  56. Л.И. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения / Л. И. Карпенко, Е. Е. Шарилова // Вопросы статистики. 2008. — № 8. — С. 62−69.
  57. А .Я. О демографической политике СССР / А .Я. Кваша. М.: Финансы и статистика, 1981. — 200 с.
  58. А.Я. Об эффективности демографической политики / А. Я. Кваша. -Йошкар-Ола, 1987. 10 с.
  59. М.А. Демографические особенности как фактор экономического развития регионов России / М. А. Клупт. М.: Экономика, 2007. — 303 с.
  60. М.А. Экономическое измерение демографической динамики / М.А. Клупт- Гос. ком. РСФСР по делам науки и высш. шк. Ленингр. фин.-экон. инт им. Н. А. Вознесенского. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 128 с.
  61. Н.Е. Демографический рост как приоритет социально-экономического развития регионов / Н. Е. Колесников // Экономика Северо-Запада: пробл. и перспективы развития. СПб., 2007. — № 3. — С.75−83.
  62. Н.Е. Социальные ресурсы и резервы региональной экономики: методология, проблемы развития, управление / Н.Е. Колесников- РАН. Ин-т пробл. регион, экономики. СПб., 2001. — 225 с.
  63. В.В. Рекомендации по совершенствованию региональной демографической политики в сельской местности / В. В. Кузнецов. Ростов н/Д: ВНИИЭИН, 2006. — 62 с.
  64. JI. П. Экономическая теория / Л. П. Кураков. 9-е изд., доп. и перераб. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. — 833с.
  65. Л.П., Кураков В. Л. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. — 720 с.
  66. О.В. Методологические проблемы изучения народонаселения / О. В. Лармин. М.: Статистика, 1974. — 240 с.
  67. Т.А. Демографические аспекты социальной политики России / Т.А. Маркс- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПБ., 2006. — 20 с.
  68. М.Г. Демографическая политика: зарубежный и отечественный опыт / М. Г. Мдинарадзе // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. -М., 2003. Вып. 2. — С.15−25.
  69. В.М. Демография: Учебник / В. М. Медков. М.: ИНФРА-М, 2008. — 683 с.
  70. С.Е. Динамика миграционных процессов в России / С.Е. Мете-лев // Человек и труд. М.: 2006. — С. 56−60.
  71. Методологические подходы к оценке уровней рождаемости, смертности и степени влияния миграционных процессов на демографические прогнозы // Вопросы статистики. М., 2007. — № 10. — С. 3−7.
  72. Миграция населения Чувашской Республики в 2009 г.: Стат. сб. / Чуваш-стат, Чебоксары. 2009. — 104 с.
  73. А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А. А. Мироедов // Вопросы статистики. 2008. -№ 12.-С. 53−58.
  74. А.А. Продолжительность жизни и уровень образования как основные факторы развития человеческого потенциала России / А. А. Морозов. -М.: ИСПИ, 2005.-41 с.
  75. Т.С. Региональная демографическая политика / Т.С. Мостахо-ва / Ком. по делам семьи и детства при Президенте Респ. Саха (Якутия). -Якутстк, 2001.-120 с.
  76. Национальная безопасность и демографический рост / Под ред. Рыбаков-ского Л.Л.- РАН. Ин-т социал.-полит, исслед. М., 2004. — 95 с.
  77. С.А. Концепция демографических циклов / С. А. Нефедов / РАН. Урал. Отд-ние. Ин-т истории и археологии. Екатеринбург, 2007. — 141 с.
  78. П., Солодовников С., Черныш С. Демографическая безопасность и внешняя миграция населения / П. Никитенко, С. Солодовников, С. Черныш//Экономика региона. -2008.- № 6. — С.3−11.
  79. С.Ю., Щербов С. Я. Вероятностный прогноз численности населения России / С. Ю. Никитина, С. Я. Щербов // Вопросы статистики. 2007. -№ 7. — С.6−9.
  80. Т. Самоуправление и демографическое возрождение регионов / Т. Новикова // Экономист. М., 2006 — № 4. — С. 66−74.
  81. Л.Н. Новые меры поддержки материнства и детства: стимулирование рождаемости или рост уровня жизни семей с детьми? / Л. Н. Овчарова, А. И. Пишняк / СПЭРО. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. М., 2007. — № 6. — С. 5−30.
  82. П.Я. Россия сегодня: проблемы демографии / П. Я. Октябрьский // Вопросы статистики. 2007. — № 4. — С. 44−47.
  83. Основы демографии: Учебное пособие / Е. Б. Бреева. М.: Дашков и К0, 2009.-388 с.
  84. Практическая демография / Под ред. Рыбаковского JI. JL- РАН. Ин-т соци-ал.-полит. исслед. М., 2005. — 278 с.
  85. Предположительная численность населения Чувашской Республики до 2030 г.: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. 2009. — 36 с.
  86. Приоритеты демографической и миграционной политики России (Доклады Российско-европейского центра экономической политики) / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Аванти, 2007. — № 14. — 225 с.
  87. Проблемы статистического исследования социально-демографической ситуации: Сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики- Редкол.: Карманов М. В. и др. М.: МАКС Пресс, 2003. — 117с.
  88. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. -384 с.
  89. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: Инфра-М., 2007. — 666 с.
  90. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 990 с.
  91. И.А. Проблемы миграционной политики на Дальнем Востоке / И. А. Романов // Социальная политика и социология. М., 2006. — № 3. — С. 55−65.
  92. Российские регионы на современном этапе: культура, политика, экономика, управление: материалы V региональной научно-практической конференции. Чебоксары: Новое время, 2009. — 588 с.
  93. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. М., 2008. — 847 с.
  94. Россия и страны мира. 2009.: Стат.сб. / Росстат. М., 2009. — 361 с.
  95. Россия и страны мира. 2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2008. — 361 с.
  96. Е.А. Влияние социально-экономических изменений на демографические процессы в регионах Европейского Севера / Е. А. Рубан / РАН. Инт социал.-полит. исслед. М., 2001. — 28 с.
  97. JI.JI. Демографическая безопасность: геополитические аспекты / JI. JL Рыбаковский // Народонаселение. М., 2004. — № 1. -С. 22−34.
  98. JI.JI. Демографическая политика: сущность, структура, опыт разработки / JI.JI. Рыбаковский // Народонаселение. М., 2005. — № 2. -С. 45−57.
  99. JI.JI. Концепция демографической политики / JI.JI. Рыбаковский / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. М., 2002. — 27 с.
  100. JI.JI. Прикладная демография / JI.JI. Рыбаковский / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. М., 2003. — 206 с.
  101. С.В. Стратегия демографического развития России: Докл. На заседании ученого совета ИСПИ РАН, 25 янв. 2006 г. / С. В. Рязанцев, JI.JI. Рыбаковский JI.JI. / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. М., 2007. — 58 с.
  102. А.Э. Демография: Учебное пособие / А. Э. Саак, А. В. Тагаев. Таганрог: ТРТУ, 2003. — 99 с.
  103. Семейная политика в РСФСР / Сост. И ред.: Иванова О. А., Архангельский В.Н.- Ком. по делам семьи и демогр. политике при Совете Министров РСФСР.-М., 1991.-91 с.
  104. Семья в России. 2008: Стат.сб. /Росстат-М., 2008.-310 с.
  105. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д. И. Валентея. М.: Высшая школа, 1991. — 255 с.
  106. Е.В. Разработка методического обеспечения формирования региональной демографической политики: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Е.В. Слепцова- Кубан. Гос. ун-т. Краснадар, 1995. — 14 с.
  107. Г. С. Особенности демографического развития приграничных территорий Дальнего Востока: Автореф. дис.. канд. экон. наук:0800.05 / Смидович Г. С.- Институт социально-политических исследований РАН. -М., 2007.-23 с.
  108. С.В., Чудаева О. В. О новой демографической политике России: региональный аспект / С. В. Соболева, О. В. Чудаева //Общество и экономика. 2006.-№ 3. — С. 121−138.
  109. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Аналитический вестник № 25 (277). — М.: 2005. 80 с.
  110. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. 2008. — № 12. — С. 30−35.
  111. B.JI. Динамика смертности населения России / B.JI. Соколин // Вопросы статистики. 2007. — № 7. — С. 3−5.
  112. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. /Росстат-М., 2008. 502 с.
  113. Социально-экономические проблемы воспроизводства населения в свете концепции демографической политики Российской Федерации: материалы Межрегион, науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2008. -276 с.
  114. Статистика: Учебное пособие / Отв. редактор JI.H. Толстов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999. — 432 с.
  115. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2008: Стат. сб. / Чувашстат, Чебоксары. 2009. — 490 с.
  116. Стратегия демографического развития России / Под ред. Кузнецова В. Н., Рыбаковского Л.Л.- РАН. Ин-т социал.-полит, исслед. М., 2005. — 2006 с.
  117. Р. Демографические прогнозы и региональная политика / Строгин Р. // Человек и труд. М., 1995. — № 7. — С. 18−20.
  118. С.А., Мостахова Т. С. Демографическое развитие региона: Оценка, прогноз, политика / С. А. Сукнева, Т. С. Мостахова / АН Респ. Саха (Якутия). Ин-т. Регион, экономики- Отв. ред. Егоров Е. Г. Новосибирск: Наука, 2002. — 191 с.
  119. Сущность, причины и последствия современного едмографического кризиса / РАН. Урал, отд-ние. Коми науч. центр. Ин-т соц.-экон. и энерг. Пробл. севера. Екатеринбург, 2004. — 202 с.
  120. .И. Демографическая наука и демографическая политика / Б. И. Урланис //Вестник АН СССР, 1980. -№ 1. С.38−46.
  121. И.М. демографическая политика в странах Восточной Европы: концепции и результаты: Афтореф. дис. .канд. экон. наук / И.М. Усова- АН СССР. Ин-т социологии. М., 1991. — 20 с.
  122. Ю.А. Демографическая теория для регионов / Ю. А. Француз // Вопросы статистики. 2008. — № 4. — С. 86−88.
  123. М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика, развитие / М. Н. Халкачев / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. М., 2006. — 222 с.
  124. М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие / М. Н. Халкачев. М.: Центр социального прогнозирования, 2006. — 221 с.
  125. Л.П. Демография / Л. П. Харченко. М.: Омега-Л, 2009. -350 с.
  126. А.У. Воспроизводство населения / А. У. Хомра / АН УССР. Ин-т экономики. Киев: Наук. Думка, 1990. — 173 с.
  127. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономическогопрогресса / Под ред. В. П. Колесова. М.: Права человека, 2008. — 626 с.158
  128. JI. Демографические процессы: научный анализ и демографическая политика / Л. Чикава // О-о и экономика. М, 1999. — №¾. — С. 188−201.
  129. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2008 году: Стат.сб./Росстат. М., 2009. — 185 с.
  130. А.Ю. Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы /А.Ю. Шевяков, А. Я. Кирута // Народонаселение. -М., 2007.-№ 4.-С. 4−20.
  131. А.Ю. Проблемы развития социальной политики в контексте реализации национальных проектов / А. Ю. Шевякова // Народонаселение. -М.: 2006. -№ 4.-С. 4−22.
  132. Л.В. Региональная целевая программа демографического развития Воронежской области и оценка ее эффективности / Л. В. Шульгин, В. М. Жеребин // Вопросы статистики. 2009. № 1. — С.79−85.
  133. А.И. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учеб. пособие для вузов / А. И. Щербаков, М. Г. Мдинарадзе / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Акад. проект, 2005.-206 с.
  134. Экономический анализ системы управления качеством жизни: монография / Под ред. О. И. Бетина, Б. И. Герасимова. Тамбов: ТГТУ, 2007. -148 с.
Заполнить форму текущей работой