Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ структурных компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В самосознании в норме представление о противоположном человеке включено в оппозицию «Я» — «не Я» как аспект «не Я», противопоставлено представлениям о себе и себе iлазами друтих, выстраивается как обобщенный собирательный образ в противовес своему «Я» как «алыер-ло». Между представлениями о себе, о себе iлазами других, и противоположном человеке в самосознании в норме простроены и обнаруживаются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования самосознания в норме и у больных шизофренией
    • 1. 1. Подходы к пониманию самосознания личности в современной психологии
    • 1. 2. Структура самосознания личности
    • 1. 3. Представление о позитивных аспектах функционирования личности как структурный компонент ее самосознания
      • 1. 3. 1. Представление о психологическом благополучии как структурный компонент самосознания
      • 1. 3. 2. Представление о суверенности психологического пространства личности как структурный компонент самосознания
    • 1. 4. Подходы к исследованию особенностей самосознания больных шизофренией
    • 1. 5. Выводы и постановка проблемы исследования
  • Глава 2. Методы изучения самосознания личности и общая характеристика исследования
    • 2. 1. Общая характеристика методов исследования самосознания
    • 2. 2. Методы исследования представлений личности о своем позитивном функционировании
    • 2. 3. Общая характеристика сравнительного исследования самосознания в норме и у больных шизофренией
  • Глава 3. Результаты сравнительного исследования структурных компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией
    • 3. 1. Результаты сравнительного исследования оппозиции «Я» — «не Я» в норме и у больных шизофренией и их анализ
    • 3. 2. Результаты сравнительного исследования представлений о психологическом благополучии как структурном компоненте самосознания в норме и у больных шизофренией и их анализ

    3.3. Результаты сравнительного исследования представлений о суверенности психологического пространства личности как структурный компонент самосознания в норме и у больных шизофренией и анализ результатов.

    3.4. Исследование степени интегрированное&trade- различных компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией.

    Выводы.

Сравнительный анализ структурных компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование самосознания и формирование личности в современной психологии рассматриваются как внутренне взаимосвязанные процессы (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, П. Р. Чамата и др.), более того, проблема самосознания «венчает психологию личности» (А.Н. Леонтьев). Новые направления в психологии личности «отражаются» в новых исследованиях самосознания, в том числе и его нарушений. В то же время, в психоло1 ии не утихают дискуссии о строении самосознания, делаются попытки не только переосмыслить отдельные составляющие традиционно понимаемой его структуры (например, составляющие «Я-концепции» или уровни самосознания), но и включить в струюуру самосознания новые компоненты. Широко дискутируются вопросы об образе физического «Я» (Е.Т. Соколова, А. Н. Дорожевец, А. Ш. Тхостов, С. Фишер, С. Кливленд, А. Марселла, Т. Шага), о представленности телесности и ее границ в самосознании (Е.Т Соколова, А. Ш. Тхостов, Р. Уайли, С. Фишер, С. Кливленд, Р. Тауск, М. Малер), о смысловой организации сознания и самосознания (Д.А. Леонтьев, В.В. Столин), о репрезентированное&tradeсоциального окружения личности в ее самосознании (Л.С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, В. В. Столин, A.M. Олесик, Н.А. Круглова). В последние десятилетия в психологии появились исследования, обобщающие представления о различных аспектах позитивного функционирования личности. Это, прежде всего, исследования (а также понятия) «психологического благополучия личности» (представлений человека о том, насколько он удовлетворен собой и собственной жизнью) (II. Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, Р. Райн, Д. Кэнеман, А. Ватермен, П. П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова), «суверенности психологического пространства» личности (представлений о том, насколько прочны границы психологического пространства личности, насколько человеку свойственно ощущение целостности и сохранности, чувство уверенности, безопасности, доверия к миру) (С.К. Нартова-Бочавер, О.П. Валединская). Статус данных понятий в психологической литературе четко не определен (они могут рассматриваться и как компоненты структуры личности, и как характеристики основных аспектов функционирования личности в социуме, и как компоненты самосознания личности). В данной работе мы делаем акцент на том, как эти компоненты личностной структуры (или характеристики позитивных аспектов функционирования личности) осознаются, то есть, рассматриваем их как компоненты структуры самосознания личности, отмечая, что прежде в психологической литературе, как отечественной, так и зарубежной, они в таком контексте не анализировались.

Сущность самосознания определяется как «отнесённость акта сознания к своему «Я» (И.И. Чеснокова), причем «Я» предстает в самосознании, прежде всего, как тождественность, единство личности, а также как-то, что отличает ее от других людей и объектов, то есть как самоидентичность, основанная на отделении «Я» от «не Я». Осознание идентичности, рассматриваемой как один из признаков «Я» (К. Ясперс), встроено в структуру самосознания личности. Если исследование образа «Я» как компонента «Я-концепции» является основным направлением исследований самосознания (виды «Я"-образов, их классификация, особенности становления, наполненность психологическим содержанием, в том числе и на разных возрастных этапах и т. п.), то содержательная характеристика оппозиции «Я» — «не Я» — практически в психологической литературе не представлена. Исключение составляют представления о «тени» (отвергаемом «Я») как компоненте структуры психического (личности) (К.Г. Юнг) и представления об «ино-эго» (чужое «Я») и «альтер-эго» (своё другое «Я»), входящих в структуру «Я» наряду с «Эго» (В.А. Петровский). Исследователи отмечают, что важнейшую роль в становлении самосознания играет восприятие и понимание «другого», сопоставление собственного «Я» и «другого человека» (как основы для формирования представлений о собственном облике, собственном «Я)» (И.И. Чеснокова). Считается, что «другой» играет роль эталона лишь на начальных этапах формирования самосознания, когда идет активный процесс выделения человеком себя из окружающего мира, сравнения себя с другими людьми, а также присвоение точек зрения других людей относительно себя (Ч. Кули, Дж. Мид). При изучении более поздних этапов развития самосознания акцент ставится на способности человека делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное — преобразования, а также на «диалоге с собой», в котором человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. Создается 5 впечатление, что представление о «другом» (в том числе и собственном «альтер-эго»), способность встать на позицию «другого», «видение» себя глазами «другого» — присутствует (является характеристикой), но не играет существенной роли в развитом самосознании. В данном исследовании мы стремимся показать, что представления о «другом» (об «альтер-эго» как одном из аспектов представлений о «другом), особенности «видения» себя глазами другого в норме связаны с представлением о себе и отношением к себе, а также с такими компонентами самосознания, как переживание «психологического благополучия/неблагополучия» и «суверенность психологического пространства».

Особую актуальность исследованию придает то, что в нем сравниваются особенности перечисленных выше компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией. Известно, что при шизофрении грубо нарушаются процессы самосознания и его струюура (Т.М. Васильева, В. П. Критская, Т. К. Мелешко, М. С. Бурно, Ю. Ф. Поляков, А. Б. Холмогорова, В. Д. Вид, К. Роджерс, Р. Лэнг, М. Кляйн, Ф. Франселла и Д. Баннистер, П. Федерн), поэтому на сравнительных исследованиях особенностей самосознания в норме и у больных шизофренией сходятся интересы как клинической (медицинской), так и общей психологии, в том числе и психологии личности, поскольку они позволяют приоткрыть то, что в норме обычно скрыто и не доступно для изучения. В проведенном нами исследовании — это, например, значимость для развитого самосознания представлений об «альтер-эго», функции представлений о позитивных аспектах функционирования (в пашей работе — психологического благополучия и суверенности психологического пространства личности) в структуре самосознания, а также характер их связи с особенностями представлений о собственном «Я» и «альтер-эго». Данное исследование стремится также ответить на вопрос, который до сих пор даже не ставился, а именно: имеют ли «нормальное» функционирование самосознания и его функционирование у больных шизофренией общие закономерности.

Цель исследования: определить функции компонентов самосознания (оппозиции «Я» — «не >1», представлений о суверенности психологического пространства и психологическом благополучии), выявив сходство и различия в содержательном их наполнении, а также особенности связей между этими 6 компонентами в структуре самосознания в норме и у больных шизофренией.

Объект исследования: структурные компоненты самосознания: представления человека о себе, о себе с позиции «другого», своем «альтер-эго" — своем психологическом благополучиисуверенности собственного психологического пространства.

Предмет исследования: особенности содержания данных структурных компонентов самосознания и характер связей между ними в струюуре самосознания в норме и у больных шизофренией.

Гипотеза исследования: Структурные компоненты самосознания в норме и у больных шизофренией будут обнаруживать как сходства, так и различияпричем различия будут выявляться в содержании этих компонентов, характере связей между ними и степени их интеграциив то время как сходство будет обнаруживаться в функции этих компонентов в струюуре самосознания.

Избранная цель и выдвинутая гипотезы обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Изучить особенности оппозиции «Я» — «не Я» как основы самосознания в норме и у больных шизофренией с помощью специально разработанного комплекса методик.

2. Исследовать содержание представлений о суверенности психологического пространства и психологическом благополучии как компонентов структуры самосознания в норме и у больных шизофренией.

3. Определить характер связей между исследованными компонентами самосознания в норме и у больных шизофренией.

4. Определить степень интегрированности исследованных структурных компонентов самосознания в норме и у больных шизофренией.

5. Охарактеризовать функции представлений о собственной идентичности, психологическом благополучии и суверенности психологического пространства в структуре самосознания в норме и у больных шизофренией.

Методологической базой исследования явились представления о сущности, структуре, функциях и развитии самосознания, разработанные в отечественной психологии JI.C. Выготским, C.JI. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, И. И. Чесноковой, В. В. Столииым и др., а также концепции формирования личности и 7 теории позитивного психологического функционирования в гуманистической психологии.

Методы и методики исследования. При разработке проблемы проводился теоретический анализ современной психологической литературы. Для эмпирического исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования испытуемых из группы нормы и 1руппы больных шизофренией. В работе использовался блок методик, направленный на изучение содержательно-структурных особенностей самосознания: 1) методика «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) К. Рифф (адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being», С. Ryff) — 2) опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП), разработанный С.К. Нарговой-Бочавер- 3) модифицированная методика «Семантический дифференциал» (оценивались понятия: «Я сам», «Я глазами других», «Противоположный человек») — 4) рисунки на 1емы «Я сам», «Я глазами других», «Противоположный человек" — 5) специально разработанная полуструктурированная клиническая беседа по темам рисунков «Я сам», «Я глазами других», «Противоположный человек" — 6) анализ анамнеза больных шизофренией- 7) опросник ММР1 (как критерий включения в группу нормы).

Новизна и теоретическая значимость исследования. Сравнительное исследование особенностей самосознания в норме и у больных шизофренией раскрыло содержание в структуре самосознания оппозиции «Я» — «не Я» (включающей представления о «другом» и об «альтер-эго»). Исследование показало, что в норме испытуемые способны встать на позицию другого, выйти за рамки собственного «Я», выстроить обобщенный, собирательный образ противоположного человека как оппозицию своему «Я». Выявлено, что больные шизофренией в принципе не способны выйти за пределы собственного «Я», не могут встать на позицию другого, представление о противоположном человеке представлено в их самосознании безотносительно к собственному «Я». Показано, что по сравнению с нормой у больных шизофренией качественно меняется характер самоотношения: существующее в норме «субъект-субъектное» отношение 8 у больных шизофренией замещается на «субъект-объектное». Сравнительный анализ содержания представлений о суверенности психологического пространства и психологическом благополучии в норме и у больных шизофренией позволил утвердительно ответить на вопрос, которому до сих пор не уделялось должного внимания, а именно: имеет ли сходство функционирование самосознания в норме и у больных шизофренией? Показано, что самосознание, как в норме, так и у больных шизофренией, содержит компоненты (представления о собственном психологическом благополучии и суверенности психологического пространства), создающие «бышйные опоры», обеспечивающие саму возможность поддерживать существование человека в мире, быть в той или иной степени интегрированным в мир, давая человеку ощущение полноты бытия. Выявлено, что представления о суверенности своею психологического пространства, точно также как и представления о своем психологическом благополучии у больных шизофренией посят идеализированный, защитный характер. Исследование показало, что в норме самосознание отличается высоким уровнем интегрированное&tradeи взаимосвязи его структурных компонентов, представления о своей идентичности (в нашей работе заданное представлениями о себе, о себе глазами других, противоположном человеке) обнаружили наиболее высокую степень интеграции в структуре самосознания в норме (по сравнению с другими исследованными компонентами самосознания), и оказываются наименее интегрированными (взаимосвязанными) у больных шизофренией. Представление о «не Я» (прежде всего, об «альтер-эго») является основным компонентом, дифференцирующим самосознание в норме и у больных шизофренией.

Надежность и достоверность результатов работы обеспечивается использованием методов и методик, адекватных поставленным задачам, достаточным объемом выборки (всего 133 человека, в том числе, 74 человека составили группу нормы, 59 человек — группу больных шизофренией), качественным и количественным анализом результатов и их статистической обработкой.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании данные могут быть основой спецкурса для студентов «Самосознание личности в норме и патологии», вошли как раздел в специальные курсы 9.

Аномалии развития личности как философско-психологическая проблема" и «Клиническая психология». Примененные в исследовании авторские методики могут быть использованы для тонкой диагностики самосознания в ситуациях психологического консультирования. Также данные, полученные в работе, могут быть использованы для совершенствования реабилитационных программ больных шизофренией с целью увеличения продолжительности и улучшения качества ремиссии.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры нейрои патопсихологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, на совете Института психологии им. J1.C. Выготского РГГУ. Результаты докладывались на конференциях: Пятой международной конференции, посвященной памяти Л. С. Выготского «Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации», Москва, 2004; Седьмой международной конференции, посвященной памяти Л. С. Выготского «Перспективы развития культурно-исторической теории», Москва, 2006. Материалы исследования используются при преподавании курсов «Аномалии развития личности как философско-психологическая проблема», «Клиническая психология» в филиалах РГГУ. На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурные компоненты самосознания различаются в норме и у больных шизофренией по содержательному наполнению. У больных шизофренией центральная оппозиция самосознания — оппозиция «Я» — «не Я» нарушается, перестает быть собственно оппозициейкачественно меняется характер самоотношения: существующее в норме «субъект-субъектное» отношение меняется на «субъект-объектное». У больных шизофренией обнаружена высокая степень стремления декларировать психологическое благополучие и отграничивать собственное психологическое пространство.

2. Различия в структуре самосознания в норме и у больных шизофренией обнаруживаю 1ся по характеру связей между его структурными компонентами и степени их интегрированности в структуре самосознания. В норме самосознание отличается высоким уровнем интегрированности и взаимодействия отдельных его структурных компонентов. Для больных шизофренией характерны разрозненность.

10 и низкий уровень ингегрированности изученных компонентов самосознания.

3. В норме и у больных шизофренией исследованные компоненты самосознания обнаруживают сходства в функциях, которые они выполняют в структуре самосознания. Функция представлений о другом, а также о противоположном человеке как собственном «альтер-эго» состоит в том, что они позволяют трансцендировать собственное «Я», выходить за его пределы. У больных шизофренией данная функция нарушается или является частично сохранной. Представления о собственном психологическом благополучии и о суверенности собственного психологического пространства как в норме, так и у больных шизофренией создают «бытийные опоры», обеспечивая саму возможность поддерживать существование человека в мире, давая ему ощущение полноты бытия. Представления о суверенности своего психологического пространства и представления о своем психологическом благополучии у больных шизофренией носят иллюзорный, защитный характер и отражают желаемую степень суверенности и благополучия.

Выводы.

Проведённое нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В самосознании в норме представление о противоположном человеке включено в оппозицию «Я» — «не Я» как аспект «не Я», противопоставлено представлениям о себе и себе iлазами друтих, выстраивается как обобщенный собирательный образ в противовес своему «Я» как «алыер-ло». Между представлениями о себе, о себе iлазами других, и противоположном человеке в самосознании в норме простроены и обнаруживаются реальные значимые связи. В самосознании больных шизофренией представление о противоположном человеке носит конкретный характер, не противопоставлено представлению о себе, не формирует «альтер-)го». У больных шизофренией нарушена связь между представлениями о себе и представлениями о противоположном человеке, между представлениями о другом и о противоположном человеке, а связь между представлениями о себе и о себе с позиции другого превращается в тождествооппозиция «Я» — «не Я» нарушается, перестает быть собственно оппозицией. Таким образом, представление о «не Я» (и, прежде всего, об «альтер-эю»), является важнейшим компонентом самосознания, дифференцирующим самосознание в норме и у больных шизофренией. По сравнению с нормой у больных шизофренией качественно меняется характер самоотпошепия: существующее в норме «субъект-субъектное» отношение меняется на «субъект-объектное».

2. У больных шизофренией обнаруживается высокая степень стремления декларировать психолотическое благополучие и отграничить собственное психологическое пространство личности. Больные шизофренией имеют более.

160 выраженную внутреннюю согласованность исследованных компонентов психологического благополучия, а также компонентов суверенности психоло1 ического пространства по сравнению с нормой, чю отражает представления о желаемом блатполучии и защищенности. Одновременно эти компоненты самосознания обнаруживают у больных шизофренией наименьшую взаимосвязь по сравнению со всеми остальными исследованными компонентами самосознания, таким образом, их переживания защищенности и счастья не зависят друг 01 друга.

3. В норме и у больных шизофренией исследованные структурные компоненты самосознания по-разному связаны между собой. В норме наиболее связанными оказались ткие компоненты самосознания, как представление о себе и представление о себе глазами других, представление о себе и представление о противоположном человеке, представления о собственном психоло1 ическом благополучии и суверенности собственного психоло1ического пространства, представления о себе и собственном психологическом блатполучии. У больных шизофренией наиболее связанными между собой оказались представления о себе с представлениями о себе глазами других и с представлениями о собственном психологическом благополучии. У больных шизофренией также обнаружена парадоксально высокая (по сравнению с нормой) обратная связь между представлением о суверенности психолотическою пространства и представлением о противоположном человеке: чем выше больным оценивается противоположный человек, тем в меньшей степени он чувствует себя защищенным. Обнаружение этой парадоксальной связи объясняет невозможность для больного воспринять противоположного человека как подлинное «альтер-эго», поскольку это связано со страхом потери ощущения защищенности.

4. В норме плотное ib значимых корреляций между изученными компонентами самосознания распределена относительно равномерносамосознание отличается высоким уровнем интегрированпости и взаимодействия отдельных ею структурных компонентов. Для больных шизофренией характерны разрозненность и низкий уровень игпетрированности изученных компонентов самосознания.

5. Функция представлений о другом (связанная со способностью встать на позицию другого и вз1ляпу1ь на себя со стропы), а 1акже о противоположном человеке как собственном «альтер-jro» состоит в том, что сформированность данных представлений в структуре самосознания дает в норме возможность трансцендировать собственное «Я», выходить за его пределы. У больных шизофренией данная функция нарушается или же является лишь часжчно сохранной. Представления о соба венном психолошческом блаюполучии и о суверенносш собственною iichxojioi ическою проаранава как в норме, шк и у больных шизофренией создают «бытийные опоры», обеспечивая саму возможность поддерживать существование человека в мире, быть в той или иной степени интегрированным в мир, давая ему ощущение полноты бытия. Представления о суверенности своего психологического пространства и представления о своем психоло1 ическом блаюполучии у больных шизофренией нося1 иллюзорный, защитный характер и огражакн лишь желаемую аепень суверенносш и благополучия.

Заключение

.

В данной pa6oie проведено сравни1ельное исследование структурных компоненте самосознания в норме и у больных шизофренией. Основным направлением нашею исследования было изучение выделенных нами компонентов самосознания, таких, как оппозиция «Я» — «пе Я» (включающей представления о «другом» и об «альтер-эго»), представлений о собственном психологическом благополучии и суверенности психологического пространства. К выделению данных компонентов в структуре самосознания нас подтолкнули активно развивающиеся новые направления в психологии личности, такие, как исследование позитивных аспектов своею функционирования, а также суверенности психологическою пространства.

Исследование введенных нами в структуру самосознания компонентов, таких как, представление о собственном психологическом благополучии и собственном психологическом пространстве позволяет изучить и содержательно охарактеризовать две важнейших характеристики самосознания: во-первых, представление о качестве своего функционирования в мире, насколько оно успешно и удовлетворяет самого человека (представление о психоло1 ическом благополучии) — во-вторых, представление о степени собственной целостности, защищенности и, таким образом, об особенностях позиции человека по отношению к миру, субъективно оцениваемому им как враждебный или безопасный (представление о суверенности собственного психологического пространства). Для исследования представлений человека о своем психологическом благополучии и суверенности психологического пространства мы применили вариант методики «Шкалы психолотического благополучия» (К. Рифф), стандартизированный на российской выборке, отличающийся высокой надежностью и валидностью, и опросник «Суверенность психологического пространства», разработанный С.К. Нартова-Бочавер в концепции психоло1 ическо1 о пространства личности.

В нашем исследовании мы 1акже сосредоточились на традиционно выделяемой в работах, посвященных самосознанию личности, оппозиции «Я» -«пе Я», которая оказывается эмпирически практически не исследованной. Для исследования лой оппозиции, ее представленности в самосознании мы.

163 разрабошли авторские методики — рисунки на темы «Я сам», «Я глазами дру1 их», «Противоположный человек» в сочетании с разработанным нами полусфукгурированным клиническим интервью, соответствующим темам рисунков, а также использовали модифицированную методику «семантического дифференциала», введя в традиционный вариант методики Ч. Осгуда дополнительные параметры.

Применение такой батареи методов для проведения эмпирического исследования позволило нам получить результаты, которые подтвердили выдвинутую в исследовании 1ипо1езу о юм, что структурные компоненты самосознания в норме и у больных шизофренией имеют как сходства, так и различия. Резульшы исследования показали, что исследованные компоненты самосознания различаются в норме и у больных шизофренией по содержательному наполнению. В самосознании в норме представление о противоположном человеке включено в оппозицию «Я» — «не Я» (как один из аспектов «не Я»), противопоставлено представлениям о себе и себе глазами других, выстраивается как обобщенный собирательный образ в противовес своему «Я». У больных шизофренией оппозиция «Я» — «не Я» нарушена, представления о своем «альтер-но» (как одном из аспектов «не Я») не выстраиваются как оппозиционные по отношению к представлениям о себе. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что представление о «не Я» (и, прежде всего, об «альтер-эго», является тем компонентом самосознания, который дифференцирует самосознание в норме и у больных шизофренией.

Выделенные в работе структурные компоненты самосознания в норме и у больных шизофренией различаются по характеру связей. В норме наиболее связанными оказались такие компоненты самосознания, как представление о себе и противоположном человеке, представления о собственном психологическом блаюполучии и суверенности собственного психологического пространства, представления о себе и собственном психологическом блаюполучии. У больных шизофренией наиболее связанными между собой оказались представления о себе и представления о себе глазами других, а также представления о собственном iichxo. ioiическом благополучии. У больных.

164 шизофренией была обнаружена парадоксально высокая, по сравнению с нормой, обратная по своему характеру связь между представлением о суверенности психологического пространства и представлением о противоположном человеке: чем выше больным оценивается противоположный человек, тем в меньшей степени больной шизофренией чувствует себя защищенным. Обнаружение этой парадоксальной связи объясняет невозможность для больного воспринять противоположного человека как подлинное «альтер-эго», поскольку в его самосознании это связано со страхом потери ощущения защищенности.

В исследовании показано, что выделенные компоненты самосознания обнаруживают в норме и у больных шизофренией не только различия, но и сходства, которые проявляются в функциях, коюрые Э1и компоненты выполняют в структуре самосознания. Функция представлений о другом, а также о противоположном человеке как собственном «альтер-эго» состоит в том, что они позволяют трансцендировать собственное «Я», выходить за его пределы. У больных шизофренией данная функция нарушается или является частично сохранной. Функциональная значимость представлений о собственном психологическом благополучии и о суверенности собственного психологическою пространства, как в норме, так и у больных шизофренией состоит в юм, чю они создают «бытийные опоры», обеспечивая саму возможность поддерживать существование человека в мире, давая ему ощущение полноты бьния (даже в юм случае, если эта полнота бытия оказывается иллюзорной, чю характерно для больных шизофренией).

Мы показали, что представления о «другом» (об «алыер-эт» как одном из аспектов представлений о «другом), особенности «видения» себя iлазами другою в норме связаны с представлением о себе и отношением к себе, а также с такими компонентами самосознания, как переживание «психологического благополучия или неблагополучия» и «суверенность нсихолотическою пространства».

Таким образом, результаты, полученные в нашем исследовании, позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что структурные компоненты самосознания в норме и у больных шизофренией будут обнаруживать как сходства, 1ак и различия. Нами показано, чю, действительно, различия выявляются в содержании этих компонентов, характере связей между ними и степени их.

165 интеграции, а сходство обнаруживается, прежде всею, в функции этих компонентов в структуре самосознания.

Проведенное исследование имеет практическую значимость. Разработанные в работе авторские меюдики могут найти применение не только в других исследованиях самосознания, как в норме, так и в патологии, но и могут применяться для тонкой диагностики самосознания в ситуациях психологического консультирования, намечая «мишени» для психокоррекционной работы. Более того, подходы к коррекции сниженного уровня психоло1ического благополучия и нарушений суверенности психологического пространства только начинают намечаться. Поэтому данное диссертационное исследование, показывающее связь переживания психологическою блаюполучия и суверенной и психологического пространства между собой, а шкже с особенностями самоидентичности (прежде всего с особенностями таких компонентов «Я-образа» как «Я сам», «Я глазами других», «Противоположный человек»), расширяет возможности психологической коррекции такого рода. Полученные в исследовании данные могут бьиь использованы для совершенствования реабилитационных программ больных шизофренией с целью увеличения продолжительности и улучшения качества ремиссии. Из проведенного исследования вытекает, что реабилитационные программы для данного контишента больных необходимо должны включать работу с самосознанием, в том числе и с переживанием суверенности психоло1 ического пространства, непосредственно связанным с субъективным восприятием другого, в юм числе и противоположного человека. О необходимости и возможности построения реабилитационных программ такою рода в целях коррекции аутизма у больных шизофренией писал Г. М. Пазлоян (1994).

Более того, как отмечалось выше, в диссертационном исследовании были получены новые данные как о содержательном наполнении структурных компонентов самосознания, так и о их функциях в ею структуре, как в норме, так и у больных шизофренией, которые мотут быть включены в курсы патопсихологи, а также психологии личности.

Данные, полученные в исследовании, задают перспективы дальнейших исследований. Более глубокое изучение оппозиции «Я» — «не Я» в счруктуре самосознания, представлений о собственном психологическом благополучии и о.

166 суверенности co6ciвенного психологическою пространства как структурных компонентов самосознания может способе гвовагь прояснению юю, как в сложной картине структуры самосознания человека данные компоненты соотносятся с мотивационно-поведенческими аспектами личности. Также может являться перспективным исследование динамики выделенных структурных компонентов самосознания в течение разных капов жизни человека, охватывая, таким образом, возрастные особенности. Предаавляася ишересным рассмотреть становление данных структурных компонентов самосознания в оню1енетическом аспекте. Кроме того, возможно рассмотрение выделенных в исследовании компоненте самосознания в контекае 1ендерных различий. Намеченные перспективы являются лишь предварительными гипо1езами для дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психоло1 ии. 1995. № 2. С. 130−131.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  3. .Г. Избранные психолошческис труды, т.1, М., 1980
  4. . Г. Психолошя и проблемы человскошапия, М.- Воронеж, 1996
  5. . Г. Человек как предмет восприятия, JI., 1969
  6. , Е.А. Феноменологический анализ основных проявлений шизофрении // Концептуальные парадшмы разума и человека: Межвуз. науч. сб. Саратов, 2002. — С. 162−165
  7. Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1 IV классов учебной деятельности. Вопросы iichxojioi ии, 1968, № 3.
  8. И.В. Проблема личностной иденшчноаи// Вопросы психологии, 1996.-№ 1 .
  9. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //Вопросы психологии, 1990. -№ 2. с. 18−29
  10. Ю.Безменова И. К. Самосознание как единица исследования оннменеза личноеI и. Автореф.капд. психол. наук, М., 2006 28 с.
  11. П.Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976
  12. Д. А. Клинико-психологические хараюеристики внешней и внутренней границ 1елесности. Дисс.капд. психол. наук. М., 2006, 171 с.
  13. А. Э., Крайнова Н. Н., Бондарь П. С. Самосознание психически больных. Самара 2001.
  14. . Психоаналитическая патопсихоло1 ия: 1еория и клиника/Пер. с фр. М.: Издательство Московского университета, 2001. 400 с.
  15. Л. Бытие-в-мире. М.: «Рефл-бук" — К.: „Ваклер“, 1999.-336 с.
  16. Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии М. 199 817.БуберМ. Ян Ты. М., 1993.
  17. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиа1 ностике. С-116.: „Питер“, 1999.
  18. Р. „Развитие Я концепции и воспитание“, Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  19. В.М. Сознание и его границы, Л., 1988
  20. Л. Л. Восприятие человеком человека, Jl., 1965
  21. Л. Л. Восприятие и понимание человека человеком. М. Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  22. Л.И. Личное ib и ее формирование в дек’ком возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  23. Божович Л.И. Diaiibi формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, № 2
  24. М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии // „Логос“, 1994, № 5.
  25. .С. Аномалии личиости. М., 1988
  26. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989
  27. О.Р., Нартова-Бочавер С.К Личное пространство человека и возможности его „измерения“ // Психология зрелости и старения. М., 2002. Лето. С. 60−77.
  28. Т.М. Динамика сгруюуры Я-концепции в процессе психологической коррекции у больных шизофренией. Дис.канд.психол.наук: С-Пб., 2004.- 209с.
  29. Вид В. Д. Психотерапия шизофрении (2-е изд.) СГТб: Пшер, 2001.-432 с.
  30. Вид В. Д. Раскрывающая реконструктивная психотерапия больных малопрогредиепгной шизофренией: Пособие для врачей. СПб, 1995.
  31. Л.С. Выготский Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984, Т. 4.
  32. Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка. // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  33. Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Современные проблемы шизофрении. М., 1993
  34. Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. М., 1995.
  35. JI.С. Избранные психожм ические исследования, М., 1956
  36. . История шизофрении. С-Пб, 2001
  37. ЗН.Гиппенрешер Ю. Б. Введение в общую психологию, М.: ЧеРо, 1998.-336с.
  38. Ю.Б., Пузырей А. А. под ред. „Развитие личной и и мировоззрение ребенка“ в кн. „Психология личности“, М. 1982
  39. А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психоло! ии. М., 1997.
  40. У. Психология. М., 1991
  41. А.В. „Принцип развития в психоло! ии“, М., 1978
  42. .В. „Патопсихология“, М.: Академия, 2003.- 208 с.
  43. Е.Р. Психическое здоровье как способ бьпия в мире: oi объяснения к переживанию/Психология с человеческим лицом. — Под ред. Д. А. Леошьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. 336 с.
  44. Каппабих 10. Исмория психиатрии. М. 1994
  45. А. Психоло! ия шизофрении. C-I16.: Изд-во „Ювента“, 1998. -292 с.
  46. К.П. и др. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М. 1999
  47. М., Айзеке С, Райвери Д., Хайманн П Развитие в психоанализе. М., 2001.
  48. О. Тяжелые личностные расстройства. М. „Класс“, 2000
  49. И. И. Кршичноаь психически больных. Тезисы докладов конференции „Проблемы патопсихологии“. М., 1972.
  50. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978
  51. Коп И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979
  52. Кои И. С. В поисках себя. М., 1984
  53. Кон И. С Психология ранней юности. М., 1989
  54. Р. Конечный, М. Боухал. Психология в медицине, npaia: Авиценум, 1983. -405 с.
  55. Г. Г. Феноменология, клиническая гипология и прогностическая оценка аутизма при шизофрении: докт. дис. Томск, 1995.
  56. Кри1Ская В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во1701. МГУ, 1991
  57. А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психолоши жизненного пути. М.: Смысл, 2003. — 284 с.
  58. Курбаткипа Ю. В Процесс сепарации и индивидуации с точки зрения фадиции объектных ошошений и Я-психоло1ии // Психология и жизнь. М: МОСУ, 2001. Вып. 2. С. 75−82.
  59. Н.С. Исследование особенностей мотивации у больных шизофренией. Сборник трудов Грузинскою ин-га пчихиатрии им. А. П. Асатиани. Тбилиси, 1978, с. 71−74
  60. II.C. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоциональных процессов у больных шизофренией // Журнал невропаюлогии и психиатрии им. Корсакова. 1988. вып.7
  61. II. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. C-II6., 1997.
  62. Левин К Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  63. А. П. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  64. A.II. „Проблемы развития психики“, М., 1972
  65. А. Н. „Философия психологии“, М., 1994
  66. Леонтьев Д. А Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготскою //Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108−124.
  67. Д.А. „Психология смысла“, М., 1999
  68. Леонтьев Д. А, „Очерк психолот ии личности“, М., 1993
  69. М. Базовые потребности и субъективное благополучие с ючки зрения теории самодетерминации./Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3.2004. С. 137−142.
  70. М.И. „Проблемы общей, возрааной и педагогической психологии“. Под ред. В. В. Давыдова, М., 1978
  71. А.Н., Иванов Н. Я. Методика определения типа отношения к болезни // Журнал невропатолот ии и психиатрии. 1980, N 8.
  72. Р.А. Внутренняя картина болезни и наютенные заболевания. М., 1 944 171
  73. Р. Расколотое „Я:“ пер. с англ. СПб.: „Белый Кролик“, 1995. — 352 с.75Лон1инова С. В. Исследование патологии мышления методом пиктограмм. Автореф.канд. псих. Паук, М., 1972.-18 с.
  74. В. С. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности // Психодиагностические методы (в комплексном лопгитюдном исследовании студен юв), Jl., 1976.
  75. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структукры личности в клиническом процессе/ Пер. с англ. М.: Независимая фирма „Класс“, 2001.-461 с.
  76. В.В. Частная психопатология. М.: Издательский цешр „Академия“, 2004. — 400 с.
  77. Ма1вийчук Е. А Личное жизненное пространство мальчиков и девочек // Психоло1Ия и жизнь. М.: МОСУ, 2000. Вып. 1. С. 14−20.
  78. К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 157 с.
  79. В. С. „Психология индивидуальоаи“, М.- Воронеж, 1996
  80. Ю. Случай шизофренической депрессии // Р. Мэй. Экзистенциальная психология. Экшпстенция М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. 624 с.
  81. Мухина B.C. „Возрастная психология“ М, 1997
  82. В.Н. „Психология отношений“, М.- Воронеж, 1995
  83. Г. М. К концепции патологического одиночества // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 2 (25).
  84. Г. М. Зеркальный двойник утрата и обретение. М. 1994
  85. Налчаджян А.А. „Социально-психическая адаптация“, Ереван, 1988
  86. Нартова-Бочавер С. К. Опросник „Суверенность психологического пространства“ новый метод диатностики личности // Психолотичсский журнал, 2004, том 25, № 5, с. 77−89.
  87. Нартова-Бочавер С. К. Понятие „психоло1 ическое пространство личности“: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал, 2003, юм 24, № 6, с. 27−36.
  88. Нартова-Бочавер С.К., Малярова Н. В., Несмеянова М. И., Мухортова Е. А Ребенок в карусели развода. М., 2001.172
  89. Нартова-Бочавер С К Развитие жизненного пространства ребенка в ошо1енезе // Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы. М., 2001. 280 с.
  90. Нартова-Бочавер С. К Понягие „психологическое пространство личности“ и его эвристические возможной и // Психоло1 ическая наука и образование. 2002. № 1. С. 35−42.
  91. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г. К., Погапова А. В 140 вопросов семсйпому психологу. М., 2002.
  92. Р. С. Психология. М., 1995
  93. С.О. Проблемы самосознания в современной психологии // Вопросы научно-исследова1ельской работы и образовательной практики высшей школы. Пссентуки, 1999. — С. 66−72
  94. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995, № 2, с. 5−18.
  95. А.Б. Эмпирическая» личность и её аруктура//Вопросы психологии, 1995, № 2
  96. Пантелеев С. Р «Самоотношение как эмоционально- оценочная сисчема», М.: Изд-во Моск. ун-ia, 1991. 110 с.
  97. В.Ф. Психосемаптика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  98. В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъект // Психоло1 ия. Журнал Высшей школы экономики, 2005. Т. 2. № 2. С. 3−23.
  99. В.А. Личность в психологии. Ростов-па-Дону, 1996
  100. В.А. Феномены субъекшосш в развитии личности / Междунар. ин-i «Открытое о-во». Самар. фил., Самар. госуниверсшет. Каф. педагогики и психолш ии. Самара, 1997. -102 с.
  101. Поляков 10.Ф. Паюлшия познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974.-167 с.
  102. Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психолотческих исследований шизофрении. М.: 1982
  103. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 576 с.
  104. Психология самосознания. Хрестоматия под редакцией Д. Я. Райгородского, Самара: Ьахрах-М, 2003. -632 с.
  105. Раус г е фон Врихт. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  106. К. Взгляд на психотерапию, становление человека. Пер. с англ. -М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с.
  107. Розен Г. Я Самосознание как проблема социальной перцепции// Краснодар, 1977.
  108. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические метды в психологической диагностике. М., 1991
  109. С.Л. «Основы общей психологии», 2-е изд., М, 1946
  110. С. JI. «Бытие и сознание», М., 1957
  111. С.Л. «Проблемы общей психологии», М., 1976
  112. Г. С. Ингерперсональная теория в психиатрии. СПб., 1999.-346 с.
  113. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.
  114. В.П. Методы психосемашики. М., 2004. 207 с.
  115. В.И., Исаев Е. И. «Психоло1ия человека. Введение в психологию субъективноеги», М., 1995
  116. А.В. Шизофрения. Клиника и патогенез. М. 1969
  117. П. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство Московского университета, 1989, — 215 с.
  118. Е.Т. Новый взгляд на методику косвенного исследования системы самооценок (КИСС)// Психологическая диагностика. 2005. -№ 4. -С. 3−16.
  119. Спиркин А.Г. «Сознание и самосознание»
  120. В.В. «Самосознание личности», М.: Издательство Московского университета, 1983.-286 с.
  121. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самоознания личности М., 1985
  122. А.Ш. Топология с) бт.екта // Весгник МГУ. Сер.14 Психология. № 1742, с. 3−13. № 3, с. 3−12.
  123. Дж., Фрейгср Р. «Личность и личностный рост», М., 1985
  124. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997
  125. В. «Человек в поисках смысла», М., 1990
  126. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личной ным методикам: Пер. с англ. /
  127. Общ.ред. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько М., Знание, 1987. — 217 с.
  128. Фрейд 3. «Массовая психология и анализ человеческого Я», М., 1990
  129. Фрейд 3. «Неудовлетворенность культурой», М., 1990
  130. Фрейд 3. Я и Оно. Л., 1924.
  131. Фромм Э «Душа человека», М., 1992
  132. Э. «Психоанализ и этика», М., 1993
  133. A.M. Шизофрения, ее границы и психопаюлотические особенности. В кн.: Шизофрения. Доклады на Всесоюзном совещании по проблемам шизофрении. М., 1962
  134. М. Субъею, среда и 1раница между ними // Психология и архитектура / Под ред. Т. Пий га, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983, с. 61−63.
  135. М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой дея1ельноаи. Под ред. X. Миккина. Таллин. 1988, с. 7−15.
  136. А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности (при шизофрении). Автореф.капд. психол. наук, М., 1983
  137. Л., Зиглер Д. «Теории личности», Санкт-Петербург, 1997
  138. П.Р. К вопросу о 1енезисе самосознания личности. В кп. Проблемы сознания. М., 1968
  139. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:Наука, 1977.144 с.
  140. , И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопр. психологии. М., 1984. — N 5. — с. 162−164
  141. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности в кп. «Проблемы175сознания», М., 1968
  142. В.Э. К проблеме соотношения «внешнею» и «внутреннего» в психоло1 ии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5, с. 3−13.
  143. Т.Д., Фссеико П.II. Психолот ическое благополучие личности (обзор основных концепций и мегодика исследования) // Психолот ическая диа1Ногстика. 2005. № 3, с. 95−129
  144. Шибутапи Т. Социальная психолотия М, 1969
  145. Шмелев А.Г. «Введение с экспериментальную семантику», М, 1983
  146. Дм. М.М. Бахтин и J1.C. Выготский: «иптериоризация как феномен границы» // Вопросы психолот ии. 1996. № 6, с. 108−117.
  147. , В.П. Методологические вопросы исследования самосознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1980. — 17 с.
  148. Н.П. Щербакова, Д. Н. Хломов, Е. И. Елигулашвили. Изменение пецешивных компонентов общения при шизофрении. М., 1982.
  149. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002.
  150. Д. Б.Введение в психолот ию развития. М., 1994
  151. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
  152. Юнг К. Г. Добро и зло в аналитической психологии // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее// К. Г. Юнг. Стьи раитых лет. Coci. В. В. Зеленский, A.M. Руткевич. М.: Мартис, 1995.- 320 с.
  153. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-304 с.
  154. В.А. Социальная идентичность. М., 1993
  155. К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.: «Практика», 1997. -1056 с.
  156. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.320 p.
  157. E. L., Ryan R. M. (). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. //Journal of Research in Personality, 1985. -Vol. 19. P.109−134
  158. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology 1995. 68: — p. 653−663.
  159. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984. 95. — p. 542 575.
  160. Fava G.A. Rafanelli C., Cazzaro M., Conti S., Grandi S. Well-being therapy. A novel psychotherapeutic approach for residual symptoms of affective disorders./ Psychological Medicine, 1998, 28, — p.475−480
  161. Fisher S. Seidner R. Body experiences of schizophrenic, neurotic and normalwomen //J. Nerv.Ment.Dis. 1963, 137, P. 252−257.
  162. Jonsen R, Siegler M., Winslade W.J.: Clinical Etics. A Practical Approach at
  163. Etical Pccisions in Clinical Medicine. N.Y., 1982
  164. Erikson E. I I. «Adulthood», New York, Norton, 1978
  165. Heider F. «I he psychology of interpersonal relations», New York 1958
  166. Lewin K. A dinamic theory of Personality. N.Y., 1935
  167. Martin Herbert «Psychology for social workers», The British Psychological Society 1981, 1986
  168. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  169. Kafka G.J., Kozma A. The construct validity of Ryff’s Scales of Psychological Well-Being/SPWB and their relationship to measures of subjective well-being. Social Indicators Research. 2002, 57. — p. 171−190
  170. Kahneman D., Diener E, Schwarz N. Well-Being: The Foundations of HedonicPsychology. New York: Russell Sage Found. 1999, p. 3−25.
  171. Leger D., Quera-Salva M.A., Philip P. // Phannaco Economics Supplement.- 1996.- V. I0, N.I.-P.39−46.
  172. Osgood С. E., P.H.Tannenbaum, The Measurement of Meaning. Univ. of1. linois Press, 1957.
  173. Prior, P.M. Surviving psychiatric institutionalisation: a case study // Sociology of health a. illness. Henley on lhames etc., 1995. — Vol. 17, N 5. — P.177 651.667. Bibliogr.: p. 665−667.
  174. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. P.U.P., 1965
  175. Ryff C. D. Psychological well-being. In J. E. Birren (Ed.), Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press. 1996. p. 365−369.
  176. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 1989. -57,-p. 1069−1081.
  177. Ryff C. D. Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science, 1995. 4, — p. 99−104.
  178. Ryff C. D., Singer В., A positive health agenda for the new millennium. Personality & Social Psychology Review, 2000, Vol. 4, p. 6−14.
  179. Samuels S.C. Enhancing self-concept in early childhood. N.Y., 1977
  180. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well being. American Psychology. 2000. -55. — p. 68−78
  181. A.S. «Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research», 1982
  182. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment. Journal of Personality and Social Psychol 1993 -64: p. 678−691.
  183. Wylie R. The self-concept.Revised edition, vol. 1−2. Lincoln, 1974−1979
Заполнить форму текущей работой