Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором подробно рассмотрены последствия деятельности деструктивных религиозных организаций, проповедующих насилие и мошенничество в самой сложной сфере общественной и индивидуальной жизни — в психике, в душевном и духовном состоянии человека. Это позволило, в свою очередь, с достаточно высокой точностью определить наличие или отсутствие в практике отдельных религиозных организаций признаков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
    • 1. Новые религиозные движения -к определению понятий
    • 2. Причины и условия возникновения новых религиозных движений
    • 3. Появление новых религиозных движений в России
  • ГЛАВА II. ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
    • 1. Характеристика новых религиозных движений и их типология
    • 2. Деструктивные культы как фактор угрозы безопасности
    • 3. Проблема свободы совести и государственно-правовое регулирование отношений в религиозной сфере

Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение к исследованию феномена новых религиозных движений (НРД) вызвано изменениями, происходящими в духовной жизни общества в целом и России в первую очередь. Отличительной особенностью духовных процессов последних десятилетий российской реальности является не только ренессанс традиционных культурообразующих религий, но и взрывное распространение новых религиозных движений. По мнению Р. Белла, в XX веке начался новый этап в эволюции религии.1.

Духовные искания являются вечным спутником историко-культурного развития человечества и, возможно, им присущ вневременной характер. Еще в начале нашего века В. Парето отмечал, что «у цивилизованных народов заметно усилились и продолжают усиливаться религиозные чувства. Это происходит не только в лоне традиционных религий». В последние десятилетия XX века эти искания приняли масштабы главного культурного движения эпохи.3 Американские специалисты насчитывают только в США от 2500 до 3000 культов с вовлечением в них от 5 до 15 миллионов человек.4.

Вместе с тем, имеющиеся фактологические данные свидетельствуют о том, что рост числа деноминаций5 не вызван общим повышением состояния религиозности населения планеты. Проведенные в разных странах исследования показали, что представление о Боге как личности, творце и мироуправителе свойственно лишь трети всех верующих. При этом оказалось, что большая часть из них представляют Бога не так, как учит традиционная церковь, — не как личность, которая может отвечать на Радугин A.A.

Введение

в религиоведение: теория, история и современные религии.-М., 1997, С. 198.

2 Парето В. О применении социологических теорий//Социологические исследования. 1996,№ 1, С. 108.

3 Roszak T. Unfinished Animal. The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness.-N.Y. 1972.p. 12.

4 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. -М., 1996, С. 40.

5 Здесь и по тексту исследования слово «деноминация» используется нами для обозначения любого религиозного новообразования, возникшего после второй мировой войны, начиная с 50-х годов нашего столетия. обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум, Вселенную и т. д.1.

Новые религиозные движения — одна из ярчайших особенностей социокультурного контекста конца XX столетия. Проявления новой, зачастую нетрадиционной в привычном понимании религиозности, вызывают массу нападок и критики, и вместе с тем, находят немалое число приверженцев и почитателей. Вокруг духовного учителя, который еще вчера был никому неизвестен, рождаются крупные религиозные объединения. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствует около 28 700 иных религиозных учений и культов. В 1980 году в мире существовало 1 720 000 церквей 20 800 различных направлений. В новые религиозные движения вовлечено порядка 120 млн. человек.3.

Изучение масштабов распространения НРД и их проникновения в различные слои современного общества, степени их влияния на мировоззрение и социальные ориентации представляется важной научной и практической задачей. Только в Нижегородской области на начало 1997 года, то есть до принятия Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», 4 действовали 447 религиозных общин, принадлежащих 25 различным религиозным направлениям, в том числе нетрадиционным, и 7 иностранных религиозных миссий.3.

Российское государство переживает в настоящий момент, пожалуй, один из самых сложных и драматичных периодов в своей истории, когда происходит трансформация общественных и личностных ценностей. Во многих исследованиях по проблемам социального развития отмечается наличие прямой зависимости общественной и государственной Гараджа В. И. Социология религии. -М., 1996, С. 227.

2 Религии мира. Энциклопедия. М., 1996, С. 597−598.

3 Брайерли П. Христианство сегодня//Религии мира: Справочник Белфакс.-М., 1994. С.384−386 Российская газета, 1 октября 1997 года.

5 По данным Главного Управления Юстиции Нижегородской области стабильности от состояния духовного здоровья народа.1 Именно оно подвергается в ряде случаев негативному воздействию в результате деятельности представителей религиозных культов деструктивной направленностиразмываются духовные и культурные корни различных слоев обществанарушается преемственность национальных традиций. Сохранение существующего положения дел в перспективе способно вызвать нежелательные последствия и привести к реальной угрозе нарушения конституционных основ государства. Таким образом, исследуемая проблема переходит в разряд непосредственно касающихся национальной безопасности России, ее будущего.

Как пограничное между Западом и Востоком государство, Россия всегда испытывала на себе влияние как западной, так и восточной цивилизаций, что не могло не отразиться на своеобразии мировосприятия россиян. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения страны исторически способствовал формированию такого признака ментальности, как веротерпимость. В краткий период времени, когда традиционные культурообразующие религии России реанимировали свои утраченные за годы советской власти возможности, новые религиозные движения, опираясь на закон о свободе совести и статьи Конституции РФ, заняли прочное положение в духовной жизни российского общества.

По некоторым данным, в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено до 3 млн. человек, из них в возрасте до 18 лет — 500 тысяч, от 18 до 25 лет — 1 миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось.

См.: Савруцкая Е. П. Диалектика образа жизни и культуры общения (цивилизационно-коммуникативный подход): Дис.. д-ра философ, наук. -Н. Новгород, 1996. С. 293,318,326−327- Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000. С. 291,292,297- Шулындин Б. П. Философия и современное общество. -Н.Новгород, 1993. С. 183 несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в «секту», что представляет самостоятельную социальную проблему.1.

Острый дефицит объективной информации, основанной на научном анализе НРД, диктует необходимость изучения их социальной сущности, причин появления, закономерностей генезиса и особенностей проявления. Важнейшим моментом научного исследования феномена НРД является разработка признаков социальной деструктивности отдельных новых религиозных движений как факторов угрозы безопасности России. Вопрос о том, по каким критериям можно распознать признаки деструктивности в доктринах, обрядовой и ритуальной практике НРД имеет принципиальное значение для соответствующих государственных органов, занимающихся обеспечением духовной безопасности и выработкой приемлемой модели государственно-церковных отношений.

Как показала практика большинства стран, на территории которых нашли пристанище НРД, мир оказался совершенно неподготовленным к такому явлению, прежде всего потому, что исследованиями, раскрывающими в полном объеме специфику воздействия НРД на человека и общество, наука на сегодняшний день не располагает.

Перечисленные выше обстоятельства и определяют ту актуальность, которую приобретают в современных условиях исследования НРД и их роли в духовной жизни современного общества. Их появление вносит существенные изменения в веками сложившуюся конфессиональную карту страны и может привести к серьезным конфликтам, чреватым нарушениями социальной стабильности.

Комплексный философско-религиоведческий подход к данной проблеме обусловил изучение социальных причин распространения НРД в новых цивилизационных условиях в зарубежных странах и в России,.

1 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М., 1996, С. 40 выявление типологических признаков НРД, вычленение специфических особенностей деструктивных культов как факторов угрозы безопасности, а также рассмотрение проблемы государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере в контексте законодательства о свободе совести.

Проводимый в диссертации анализ места и роли НРД в духовной жизни современного общества определил основные направления в исследовании этой проблемы. Во-первых, предпринята попытка систематизации и уточнения понятийного аппарата применительно к новым религиозным движениям. Внесение ясности в ключевые понятия проведенного исследования, к которым относятся «новые религиозные движения», секта, культ, религиозность, авторитарность, деструктивность, духовная безопасность и др. позволяет более точно определить предмет и объект исследования.

Во-вторых, осуществлен анализ причин и условий возникновения религиозных движений в контексте историко-культурной реальности второй половины XX века. Методологически данный подход раскрывает социальную природу НРД, способствует выявлению в них общих признаков относимости к религиозным феноменам.

В-третьих, в диссертации исследуются особенности новых религиозных движений и их влияние на духовное здоровье общества и человека, что позволяет выявить ведущие признаки деструктивных культов и определить основные источники угроз безопасности личности, обществу и государству со стороны НРД.

В-четвертых, применительно к социальной реальности России, переживающей пик аномической ситуации и системного кризиса, НРД рассматриваются в свете имеющихся различных подходов к проблеме обеспечения свободы совести и государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере.

Степень разработанности темы.

Основная масса литературы по теме появилась на Западе, где религиоведы, социологи, психиатры и политики на четверть века раньше чем в России столкнулись с проблемой ЯРД.

В контексте противоречий современного капиталистического общества и преимущественно молодежных движений протеста они рассмотрены в трудах ученых США, ФРГ, Великобритании (G.Adler, Е. Benz, F.-W Haack, W.Z. Laqueur, P.Tillich.)1.

НРД как культы, возникшие в результате влияния на традиционные религии восточных религиозно-философских систем кришнаизма, дзен-буддизма и др., рассматривали американские ученые Н. Сох, F. Daner, R. Enroth, T. Roszak2. Анализу конкретных направлений НРД были посвящены работы F. Sonntag, T. Merton, P. Carrington, R.WallisJ.

Социологические и религиоведческие аспекты данного феномена исследованы в трудах А. Баркер, Р. Беллы, Д. Белла, П. Бергера, Д. Бромли, Р. Лифтона, Б. Уилсона, Р. Эллвуда и др. Большинство перечисленных зарубежных авторов с полным основанием рассматривали религиозные новообразования как симптоматическое проявление кризисных процессов духовной жизни общества.

За последние два десятилетия и в России вышло большое количество работ, так или иначе связанных с НРД. Свою озабоченность проблемой распространения нетрадиционной религиозности применительно к условиям западного капиталистического мира 70−80-х годов XX века выразили Е. Г. Балагушкин, П. С. Гуревич, Л. Н. Митрохин,.

1 Adler G. Die Jesusbewegung. Aufbruch der enttaeuschten Jugend. Duesseldorf, 1972; Benz E. Neue Religionen. Stuttgart, 1971; Haack F.-W. Jugend-Religionen. Muenchen, 1979; Laqueur W.Z. Die Deutsche Jugendbewegung, Koeln, 1962; Tillich P. Die Jugend und die Religion, Gotha, 1971.

2 Cox H. Turnig East, N.Y. 1977; Daner F. The American Children of Krishna, N.Y.1974; Enroth R. Youth. Brainwashing and the extremist cults, Grand Rapids, 1977; Roszak T. The Making of a Counter Culture, 1969; Roszak T. Were the Wasteland Ends, 1972; Roszak T. Unfinished Animal, 1979 Sonntag F. Sun Myung Moon and the Unification Church, 1977; Merton T. Zen and Birds of Appetite, 1968; Merton T. Mistics and Zen Masters, 1969; Carrington P. Freedom in Meditation, 1977; Wallis R. The Roud to Total Freedom. A Sociological Analysis of Scientology, 1976.

К.Г.Мяло. В их работах содержится развернутый анализ социальной природы НРД, основанный на классовом подходе к объяснению социальных явлений1.

Одно из современных направлений в изучении феномена НРД представлено А. Дворкиным, М. Козловым, А. Егорцевым, Е. Волковым, которые выступают с критикой всех видов НРД в России, усматривая в них угрозу инославной экспансии и тоталитарного порабощения личности.

Научный анализ отдельных НРД осуществлен в диссертационных исследованиях А. Жукова, Л. Григорьевой, Т. Кузнецовой, А. Саввина, В. Матвеева, Д.Курачева. Определенный импульс обсуждению данной проблемы придало принятие Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который вызвал к жизни ряд публикаций, ставящих проблему в контекст социально-правовых взаимоотношений (М.П.Мчедлов, Э. Г. Филимонов, Н. Кривельская).

Тем не менее, проблема НРД еще не стала предметом комплексного научного осмысления. Имеющиеся исследования чаще всего рассматривают ее отдельные аспекты, большей частью касающиеся вероучений, идеологии и доктрин новых религиозных движений либо ставят вопрос очень широко, в контексте социально-политических проблем. За пределами научного интереса остается изучение реальных и потенциальных угроз в связи с деятельностью НРД, что свидетельствует о недостаточной изученности темы и практическом отсутствии работ, исследующих феномен НРД в свете глобальных проблем человечества как социальную проблему в увязке с духовной безопасностью общества.

1 См.: Балагушкин Е. Г. Влияние неофрейдизма и теорий сексуальной революции на нравственное сознание молодежи Запада, 1979; Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь, 1980; Критика современных нетрадиционных религий, 1984; Гуревич П. С. Спасет ли мессия? Христомания в западном мире, 1981; Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе, 1983; Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США, 1984; Религии «нового века», 1985; Мяло К. Г. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х годов, 1979.

Цель исследования определяется актуальностью темы и состоит в систематизации и анализе эмпирического материала в отношении НРД, комплексном научно-теоретическом изучении основных подходов к их типологии, причин их широкого распространения за рубежом и в России, выявлении критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальной безопасности, а также рассмотрении проблемы свободы совести под углом зрения государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере. Такой подход предопределил следующие задачи исследования:

— раскрыть общие причины и закономерности появления этого явления в современном обществе;

— проанализировать имеющиеся подходы к проблеме НРД и уточнить понятийный аппарат;

— выделить российскую специфику распространения НРД;

— определить основания для типологизации НРД;

— рассмотреть проблему НРД в контексте проблем духовной безопасности общества;

— выработать оценочные критерии деструктивности и общественной опасности некоторых НРД;

— проанализировать международный опыт и отечественные подходы к проблеме государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере и обеспечения свободы совести.

Теоретической и методологической базой исследования. В основу диссертации положены идеи, заложенные в трудах К. Маркса (социальная и экономическая обусловленность религии), У. Джемса (основоположника психологии религии), З. Фрейда, Э. Фромма (изучавших религию в свете психических мотивов поведения человека), Э. Дюркгейма, М. Вебера (объясняющих религию как социальный факт и отражение социальных условий), М. Элиаде и Б. Малиновского развивших антропологические методы изучения религии), Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского, (рассматривавших мир в единстве природы, человека и Бога) и др. В своих выводах диссертант опирается на работы, в которых исследуются современные взгляды, касающиеся наиболее существенных сторон исследуемого явления.

Методологической базой исследования является комплексный диалектический подход к изучению социальных явлений, опирающийся на принципы диалектики и анализа взаимосвязей общего и единичного, необходимого и случайного в общественном развитии, сочетание конкретно-исторического и логического принципов, объективности. Также привлекались методы компаративного анализа и контент-анализа периодической печати.

При исследовании социальной природы НРД важное значение имели труды Е. Г. Балагушкина, Л. Н. Митрохина, П. С. Гуревича. Особое влияние на становление теоретических взглядов автора оказали М. Вебер (объяснение причин через анализ социального действия), К. Ясперс (сквозная «ось мирового времени»), Э. Дюркгейм (теория аномии), отечественные ученые Л. Е. Шапошников (статусное разделение органической и неорганической религии), Е. П. Савруцкая (цивилизационный подход к социальной коммуникации) и др.

Источниковую базу работы составили документальные материалы НРД, аналитические и справочные материалы Миссионерского Отдела Московского Патриархата РПЦ. Автор опирался на правовые и нормативные акты РФ, статистические данные, материалы периодической печати, а также руководствовался документами, затрагивающими различные аспекты национальной безопасности, которые нашли свое отражение в решениях высших органов государственной власти и управления.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной философско-религиоведческой литературе представлен достаточно целостный и всесторонний анализ НРД, в результате которого диссертантом обоснован ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной.

Впервые предпринята попытка определения ведущих признаков деструктивных культов и выделены критерии социальной деструктивности в контексте угроз духовной безопасности. Впервые на основании системного подхода представлено рассмотрение НРД в свете парадигмы национальной безопасности и проблемы свободы совести.

Проводимый в диссертации анализ места и роли НРД в духовной жизни современного общества определил основные направления в исследовании этой проблемы. Во-первых, предпринята попытка систематизации и уточнения понятийного аппарата. Внесение ясности в ключевые понятия проведенного исследования («новые религиозные движения», секта, культ, религиозность, авторитарность, деструктивность, духовная безопасность) позволяет более точно определить предмет и объект исследования.

Во-вторых, осуществлен анализ причин и условий возникновения НРД в контексте историко-культурной реальности второй половины XX века. Методологически данный подход раскрывает социальную природу НРД, способствует выявлению в них общих признаков относимости к религиозным феноменам.

В-третьих, в диссертации исследуются особенности НРД и их влияние на духовное здоровье общества и человека, что позволяет определить основные источники угроз безопасности личности, обществу и государству со стороны НРД.

В-четвертых, применительно к социальной реальности России, переживающей пик аномической ситуации и системного кризиса, НРД рассматриваются в ракурсе имеющихся подходов к проблеме государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере под углом зрения необходимости обеспечения свободы совести.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной:

— НРД представляют собой специфический тип религиозных организаций, предлагающих свой ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия;

— НРД являются реакцией общества на отчуждение, вызванное противоречиями между глобализацией и индивидуализациейв условиях аномии определенной части НРД присущи признаки социальной деструктивности;

— причины возникновения НРД носят универсальный характер и имеют общие черты вне зависимости от страны распространения;

— появление НРД существенным образом меняет сложившуюся в России конфессиональную карту и в условиях отсутствия интегрирующих социальных ценностей может привести к дестабилизации общественной жизни;

— негативное влияние отдельных направлений НРД на духовное здоровье народа усиливается явлениями аномии и маргинализации как важнейших признаков духовного вакуума и «кризиса идентичности»;

— конкретная практика деструктивных культов, наносящая вред духовному здоровью личности и общества, разрушающая традиционный уклад духовно-культурных ценностей страны и приводящая к конфликтам в области этноконфессиональных отношений является источником угроз безопасности в духовной сфере;

— для нейтрализации угроз духовной безопасности общества особую роль играют культурообразующие религии, значение которых в эпоху перехода к новым цивилизационным отношениям возрастает;

— государственно-правовое регулирование отношений в религиозной сфере имеет свои особенности и нуждается в постоянном совершенствовании на основе учета паритета личных прав и свобод граждан и интересов общества и государства.

Практическая значимость работы обусловлена ее обращенностью к кругу наиболее актуальных проблем духовной жизни современного общества. Результаты исследования могут быть использованы в системе профессиональной подготовки специалистов общественных организаций и экспертных советов по делам религий, органов юстиции и охраны правопорядка, сталкивающихся с регулированием деятельности религиозных групп и организаций. Важным практическим приложением проведенного исследования и полученных выводов может стать их использование в культурно-просветительской работе с молодежью, а также в учебном процессе в рамках курсов религиоведения, культурологии и др., в правотворчестве и развитии законодательства РФ. Выводы автора о перспективах развития явления в будущем могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования конфессиональных отношений.

Реализация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в статьях:

1.0 деятельности некоторых религиозных объединений в Нижегородской области//Материалы международной научной конференции (16−17 июня 1997 г.): Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края.- Н. Новгород: Издательство НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 1997. С. 108−111;

2. Об использовании PR-фактора в деятельности некоторых религиозных объединений // Материалы международной научно-практической конференции (21−23 июня 1999 г.): Связи с.

14 общественностью (Паблик рилейшенз): образовательные программы и практические модели. -Н. Новгород.: Издательство НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2000. С. 110−113;

3. Статья на специальную тему. Сборник Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России, № 14, 1998, С. 36−45;

4. Статья на специальную тему. Сборник Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России, № 15, 1999, С. 48−61;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Новые религиозные движения распространились в 60-е годы сначала в США, странах Западной Европы, а затем, в начале 90-х и в России. Эти годы характеризуются кризисом традиционных религий и, прежде всего христианства, которое может по праву считаться доминирующей религией ареала появления и распространения НРД. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельности жизнивсе это явилось фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни».

Практически все известные НРД формировались как разновидность харизматических культов. Их общие признаки таковы: во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением" — лидер единолично устанавливает ритуалучение придерживается эсхатологического взгляда на мириспользуется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно сопровождаемая изоляцией от внешнего мира и техника психологического манипулированияэкстравагантность внешнего вида и культовой практики в сочетании с глубокой эмоционально-психологической стороной культа.

В эпоху глобализации и становления новой социополитической реальности появление новых религиозных движений может рассматриваться как ответ общества на вызовы современности в полном соответствии с «законом вызова и ответа» А.Тойнби. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают различные аномалии. Утверждение индивидуализма сопровождается ослаблением традиций и ростом числа людей, выстраивающих свой жизненный путь на основе осознанного свободного выбора, иногда не совпадающего с принятыми в обществе нормами. При этом происходит поиск ниш, объединяющий людей в группы по признакам религиозной самоидентификации. Вполне очевидно, что в этих условиях напряженное негативное эмоциональное отношение к закону, традиционным культурным ценностям поддерживается аномией, которая побуждает людей к девиантным формам поведения. Аномическая ситуации в России характеризуется маргинализацией общественных структур и стратов, размыванием устоявшегося менталитета, ослаблением действия социальных регуляторов в виде законов и затяжным экономическим кризисом.

Лидеры новых религиозных движений, чутко реагируя на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного мира», рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали. НРД предложили ответы на экзистенциальные вопросы бытия, претендуя в ряде случаев на исключительность новых знаний или безошибочность выбранного пути.

В предлагаемом исследовании впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения НРД как социокультурного явления, характеризующего социально-политические и духовные составляющие человеческого общества конца XX столетия. На основе анализа различных подходов к оценке этого явления, социологических исследований, обобщения эмпирических материалов исследован феномен религиозного ренессанса, специфической особенностью которого является многообразие религиозных новообразований, типология которых корнями уходит либо к язычеству, либо к восточным религиям и культам, христианству, либо поклонению демонам зла и т. п.

В теоретико-методологическом плане важным моментом явилось осуществленное в диссертации внесение терминологической ясности в понятийный аппарат, используемый в исследовании искомого социального феномена. При этом проанализирована сложившаяся практика употребления различных понятий и терминов, сделан их сопоставительный смыслоразличительный анализ. Доказано, что употребление понятий «секта», «культ», «ересь», «деноминация», «тоталитарная секта», «деструктивность» по-разному понимаются и в религиозной и нерелигиозной среде. Автором делается вывод о необходимости соблюдения большей корректности использования нейтрального понятийного аппарата, не имеющего оценочного характера, который мог бы повлиять на позицию исследователя, с одной стороны, и затронуть чувства приверженцев тех или иных новых религиозных движений, с другой. Обосновывается предпочтительность выбора понятия «новые религиозные движения», объединяющего все движения и организации, которые называют «альтернативными», «молодежными», «нетрадиционными» религиями, «культами» и «сектами». Решение указанной проблемы позволило определить границы понимания НРД и выделить основания для их последующей типологизации.

К новым религиозным движениям автор отнес «Общество Этериус», «Ананда Марга», «Брахма кумарис», «Церковь Христа», «Дети Бога» (Семья), «Церковь Сайентологии», «Международное общество сознания Кришны», «Движение Новый Век (New Age)», «Движение Ошо Раджниша», «Сахаджа Йога», «Шри Чинмой», «Трансцендентальная Медитация», «Аум Синрике», «Церковь Объединения» и сатанистские культы. Их большая часть в России не получила такого распространения, чтобы рассматривать их на уровне социальной проблемы. Обозначили себя и стали реальностью наших дней «АУМ Синрике», «Церковь Христа», «Церковь Сайентологии», «Трансцендентальная Медитация», «Международное общество сознания Кришны», «Церковь Объединения» и сатанисты. «Белое братство», «Церковь Виссариона» и «Богородичный центр», также, несомненно, входящие в число НРД, представлены только на постсоветском пространстве.

К основным характерным признакам новых религиозных движений мы относим: их экзотическое происхождение, пропаганду нового культурного стиля жизни. Для них присущи большая степень вовлеченности, в первую очередь, молодежи, слепое следование за харизматическим лидером. НРД имеют общие черты независимо от страны распространения и культурной традиции окружения, а появление их относится к последним трем-четырем десятилетиям XX века.

НРД предложили человеку новую, альтернативную систему ценностей, отличную от традиционно существующих в обществе. По времени это совпало с состоянием «кризиса идентичности» и было воспринято как некий третий путь самоидентификации.

Первыми последователями новых рели религиозных движений на Западе была преимущественно молодежь из средних слоев, образованная, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. К НРД также примыкали люди, выбитые из привычной жизненной колеи. В новых религиозных движениях их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.

Причины, породившие мучительный поиск новых духовных ценностей в ведущих зарубежных странах в связи с бурным развитием новых цивилизационных отношений во второй половине прошедшего столетия, с особой остротой проявились с середины 80-х годов в России. Системный кризис в нашей стране, по времени также совпавший с переходом к новым общественным отношениям, вызвал глубокие изменения в массовом сознании россиян. Началась эпоха «социокультурной трансформации российского общества в направлении политической демократии и рыночной экономики», 1 породившая проблемы в духовной жизни общества, с которыми в таком масштабе России прежде не приходилось сталкиваться. Сложилась ситуация, в которой традиционные ценностные ориентации были разрушены, а новые еще не сложились. Последствия падения традиционных институтов, ведущих к утрате смысла жизни и «кризисам отчаяния, вызванным разрушением традиционных ценностей» катастрофичны для любых обществ. Вакуум в духовной жизни стал заполняться извращенными представлениями и предрассудками, антинаучными и псевдонаучными идеями, носителями которых, в большинстве случаев, выступили многочисленные религиозные объединения нетрадиционной для России направленности.

В диссертации на основании анализа условий, причин и факторов появления НРД в России изложены основные особенности религиозного ренессанса в нашем обществе конца 90-х годов двадцатого столетия, описаны механизмы воздействия НРД на общественную жизнь, духовное здоровье нации. При этом установлено, что причины возникновения и широкой популярности НРД носят универсальный характер и не зависят от страны распространения. Однако условия их появления и.

1 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования, 1996,№ 5,С. 3 ~ Eliade М. A History of Religious Ideas, Vol. I. From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries., 1978, p. 102 103 распространения могут разниться, что подтверждается появлением специфически российских НРД, не имеющих аналогов на Западе. (Белое Братство, Церковь Последнего Завета Виссариона, Богородичный Центр).

На основании типологии религий нового времени делается вывод о том, что части НРД присущи признаки деструктивности, выделены критерии для определения социальной опасности доктрин и конкретной ритуальной практики Белого Братства, АУМ Синрике и др. Объективным критерием деструктивности служит нарушение адептами НРД в силу доктринальных установок, норм общественной жизни и совершение конкретных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом. Вместе с тем, обосновывается мнение, что плюралистическое общество, каковым является наше, должно принимать на себя обязательство терпимого отношения к группам, исповедующим нетрадиционные для России верования, не представляющие преднамеренной угрозы для духовного и физического здоровья людей. Возведение нетерпимости, дискриминации, угнетения религиозных и национальных меньшинств, по мнению диссертанта, может привести к дестабилизации общественных отношений, поскольку экстремизм порождает ответный экстремизм.

Деятельность НРД в России рассмотрена в контексте проблем обеспечения духовной безопасности общества и личности и необходимости государственно-правового регулирования религиозных отношений. Данные положения диссертации подтверждается исследованием признаков деструктивности и социальной опасности таких новых религиозных движений как «Белое Братство» и «Аум Синрике». На основе обобщения наиболее общих признаков социальной деструктивности со стороны указанных и некоторых других объединений определяется их место и роль в обеспечении духовной безопасности.

Автором подробно рассмотрены последствия деятельности деструктивных религиозных организаций, проповедующих насилие и мошенничество в самой сложной сфере общественной и индивидуальной жизни — в психике, в душевном и духовном состоянии человека. Это позволило, в свою очередь, с достаточно высокой точностью определить наличие или отсутствие в практике отдельных религиозных организаций признаков скрытой или явной деструктивности. При этом обосновывается утверждение о том, что не доктринальные установки НРД, декларируемые им в уставах религиозных объединений, а конкретная асоциальная практика, наносящая вред духовному здоровью личности и общества, разрушающие традиционный уклад духовно-культурных ценностей личности, семьи, общества несут в себе угрозу духовно-нравственной безопасности, что чревато конфликтами в области этноконфессиональных отношений.

На основании обобщения эмпирического материала делается вывод, что следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению. Духовный тоталитаризм, как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но делается это с помощью религиозных вероучений, используя естественную духовную потребность человека и его тягу к поиску истины.

История христианства на Западе, идеология протестантизма легко допускают либерализм в вероучениях. Иное дело в России, имеющей свои национальные традиции в веровании. В условиях утраты населением России прежних духовных ценностей, определенная часть религиозных новообразований несет угрозу порабощения человека и создает массовые состояния измененного сознания, уводит его в сторону забвения истории и культуры.

На основе проведенного анализа автор делает вывод о том, что сложность и деликатность проблемы НРД, как индикатора социальной зрелости общества, его демократичности, предполагает отказ от безоговорочного стигматизирования неисследованных явлений. Правомерное преобладание в российском обществе обличительно-миссионерского подхода к новым религиозным движениям не может служить единственным источником для государства в выработке политики правового регулирования конфессиональных отношений в интересах одной религиозной группы, в ущерб другим.

Обосновывается утверждение, что по модели и принципам взаимоотношений государства и религиозных организаций можно судить о степени свободы совести в той или иной стране. Доказано, что государственно-правовое регулирование отношений в религиозной сфере имеет свои особенности и нуждается в постоянном совершенстве на основе учета паритета личных прав и свобод граждан и интересов общества. Вычленен ряд нерешенных проблем (отношение к новым религиозным движениям, их типология, государственная регистрация иностранных миссий и представительств), дискуссия по которым находится в зачаточном состоянии.

Сделан вывод о необходимости выработки четкой информационной политики государства в отношениях с религиозными движениями, выдвинуто предложение о воссоздании специального органа социального контроля. Важную роль в обеспечении прав и свобод граждан должны играть правоохранительные органы. Им предписано пресекать всякую противоправную, опасную для общества и государства деятельность некоторых объединений и движений. При этом действия сотрудников правоохранительных органов должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ о свободе совести и правах гражданина, соответствующим статьям УК РФ и закона «О свободе совести и о.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма./Ред. сост. А. А. Скородумов, А. Н. Швечиков. Гл. ред. А. И. Субетто, СПб.: Изд. Центр СПбГМТУ, 1999−306 с.
  2. Р. Демократия и тоталитаризм. -М.: Текст, 1993. 303 с.
  3. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. -М: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 463 с.
  4. Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. -М.: Изд-во Московского Университета, 1984. -288 с.
  5. А. Новые религиозные движения. Практическое введение. -СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 282 с.
  6. Д. Культурные противоречия капитализма//Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1990. 445 с.
  7. Р. Социология религии//Американская социология. М.: Прогресс, 1972. -392 с.
  8. H.A. Русская идея. // Вопросы философии, 1990, № 1, С. 77- 144
  9. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991. -320 с.
  10. Ю.Бердяев H.A. Судьба России. М.: (Филос.о-во СССР), 1990. — 240 с.
  11. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  12. Д. Сопротивление и покорность//Вопросы философии, 1989, № 11 С. 111−126
  13. JI. Из мира ханжества в небытие//Наука и религия, 1979, № 5, С. 57−59.
  14. П. Христианство сегодня//Религии мира: Справочник Белфакс.-М.: Белфаксиздатгрупп, 1994. С.383−388
  15. Буайе Ж.-Ф. Империя Муна.-М.: Политиздат, 1990. 352 с.
  16. П. Оппозиции современной социологии//Социологические исследования, 1996, № 5, С. 36−50
  17. А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма//Социологические исследования, 1998, № 6, С. 26−37
  18. Ю. Церковно-государственная система в Германии после объединения //Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под ред. Н. А. Трофимчука.-М.: Издательство РАГС, 1998. С.73−85
  19. М. Социология религии (Типы религиозных обществ)//Избранное. Образ общества. -М.: Юрист, 1994. -704 с.
  20. В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. -М.:Наука, 1977, — 191 с.
  21. E.H. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)// Журнал практического психолога. 1996, № 5. С. 86−95
  22. E.H. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)// Журнал практического психолога. 1996, № 2. С. 87−93
  23. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века// Вопросы философии, 1992, № 2, С. 3−25
  24. В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей М.: Аспект Пресс, 1996. — 239 с.
  25. Г. Философия религии. В 2 Т.- М.: Мысль, 1997. Т.2. 530 с.
  26. JI.A., Шестопал Е. П. Политическая психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-448 с.
  27. E.H. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений. Дис.. канд. филос. наук. СПб., 1996. -139 с.
  28. П. Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов).-М.: Госполитиздат, 1962. 352 с.
  29. С.Е. Поиск надежды и дух утешения: Очерки по истории религии. -М.: Изд-во МСХА, 1991. 94 с.
  30. Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции. Дис.. канд. филос. наук. М., 1994. — 170 с.
  31. П.С. Возрожден ли мистицизм.- М.:Политиздат, 1984, — 302 с.
  32. П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы.-М.: Знание, 1985. 64 с.
  33. П.С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. -М: Знание, 1983. 64 с.
  34. A.JI. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение» .-Н.Новгород: Изд-во Братства во имя Св. Великого князя Александра Невского. 1998. -457 с.
  35. У. Многообразие религиозного опыта. -СПб.: «Андреев и Сыновья», 1993. -425 с.
  36. .З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал, 1994, № 3, С. 4−19
  37. К. Свобода религии: модель США//Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под общ. ред. д.ф.н., проф. Н. А. Трофимчука.-М.Д998. С 22−44
  38. Э. О разделении общественного труда: Метод социологии.- М.: Наука, 1991.-572 с.
  39. Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии//Социология религии. -М.:ИНИОН РАН, 1994, С. 35−69
  40. А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. -М.: Информационно-миссионерский центр «Сектор», Московское подворье Свято Троицкой Сергиевой Лавры. 1997. -108 с.
  41. . Социальная культурология. -М.: Аспект-Пресс.1998. 591 с.
  42. С.И., Трофимчук H.A. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  43. Л.О. Религия и права человека.//Социологические исследования, 1998, № 6, С. 102−106
  44. В.Н., Назаров М. Н. Информационное потребление и политические ориентации// Социологические исследования, 2000, № 7, С. 83−90
  45. С.М. Социальные функции религии и современность. Дис.. канд. филос. наук. Волгоград, 1999. 150 с.
  46. Из истории русской культуры. Том 3. (XVII- начало XVIII века). -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, — 624 с.
  47. Ислам: вопросы истории, культуры, философии/ Под. ред. доцента С. Б. Сенюткина. Сборник научных статей. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского Университета, 1995 — 134 с.
  48. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993. — 430 с.
  49. П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под ред. Н. А. Трофимчука -М.: Издательство РАГС, 1998. С. 45−73
  50. И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. ~М.: Наука, 1980. -709 с.
  51. Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред. А. Л. Дворкина. М.: Изд-во Братства святителя Тихона, 1996.160 с.
  52. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: ACT, 2000, раздел 1, — 688 с.
  53. И.Г. О динамике развития христианских конфессий//Социологические исследования, 1998, № 6, С. 111−118
  54. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации/УСоциологические исследования, 1998, № 12, С. 89−94
  55. Л.П. Религиозно-философские сочинения / Вступ. ст С. С. Хоружего, — М.: Ренессанс, 1992, — 324 с.
  56. Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993. — 493 с.
  57. Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий: Автореф. дис.. канд. филос. наук, МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995. — 20 с.
  58. A.B. Идеологическая детерминанта групповой интеграции. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1994. — 152 с.
  59. А.П. Россия на пороге XXI века. М.: Христианское изд-во, 1998. 186 с.
  60. Н. Религиозная экспансия против России. М.: Регионы России, 1998, — 152 с.
  61. H.A. История религий. В 2 т.Т. 1. -М.: Мысль, 1988. 416 с.
  62. Т.Н. Церковь Объединения: Образ жизни, вероучение, религиозная практика. Дис.. канд. ист. наук. М., 1997. — 259 с.
  63. В.П. Социальное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современного мира//Социологические исследования, 1999, № 12, С.3−14
  64. А. Оккультизм в православии. -М.: Фонд Благовест, 1998.- 382 с.
  65. А. Миссионеры на школьном пороге. М. 1995. — 110 с.
  66. Д.Г. Психологические особенности самообразования юношей и девушек из религиозного движения Международное общество сознания Кришны. Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 200 с.
  67. Ю.В. К вопросу об устойчивости эзотеризма как элемента культуры // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы международной конференции. — М.: 1996. — Т.1 — с.316−328
  68. Ю.В. Тайные доктрины вчера и сегодня (эзотеризм как культурно-исторический феномен).- М.: Интеллект, 1996.- 256 с.
  69. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Издательство «Нижний Новгород», 1994. -200 с.
  70. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования, 1996, № 5, С. 3−19
  71. В.К. Социополитические стратегии развития России// Социологические исследования, 2000, № 7, С. 12−25
  72. Т. Западная культура // Религии мира: Справочник Белфакс.-М.: Белфаксиздатгрупп, 1994, С. 390−392
  73. В.И. Социализм и религия.- Поли. собр. Соч. Т.12. С. 142−147
  74. Л.Б. Корпорации как тип социальной интеграции//Социологические исследования, 1996, № 12, С. 105−112
  75. М. К. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию. 2-ое изд., изменен, и доп. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. — 416 с. 81 .Мамардашвили М. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. -1990, № 10, С. 3−18
  76. К. Диагноз нашего времени. -М. :Юрист, 1994. 700 с.
  77. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.- 384 с.
  78. У. Царство культов. Санкт-Петербург: СП «Логос», 1992. 352 с. 8 5. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства: «круглый стол"//Социологические исследования, 2000,№ 7, С. 73−82
  79. В. А. Критический анализ социально-антропологических воззрений современного кришнаизма. Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1991.-28 с.
  80. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России). М., 1997. -478 с.
  81. Л.Н. Религиозные «культы» в США.- М.: Знание, 1984 64 с.
  82. JI.H. Религии «Нового века». -М.: Советская Россия, 1985. 160 с.
  83. JI.H. Философы и религия//Вопросы философии, 1989, № 9, С. 16−35
  84. H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии. 1995, № 1, С 3−30
  85. П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию//Социологические исследования, 1996, № 5, С.24−35
  86. Мор Т. Утопия.-М.: Наука, 1978. 415 с.
  87. Морено К. Педро Свобода вероисповедания во Франции//Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под ред. Н. А. Трофимчука. -М.: Издательство РАГС, 1998. С. 98−111
  88. М.П. О религиозности российской молодежи//Социологические исследования, 1998, № 6, С. 107−111
  89. М.П., Филимонов Э. Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования, № 3, 1999. С. 103−107
  90. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: Политиздат, 1991. -200 с.
  91. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение/Сост. П. В. Алексеев.- М.:Политиздат, 1990. 528 с.
  92. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — 639 с.
  93. Д.В. Массовые настроения переходного времени//Вопросы философии, 1992, № 4, С. 3−15
  94. Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977. 279 с.
  95. Ю4.Парето В. О применении социологических теорий//Социологические исследования. 1996, № 1, С. 108−118
  96. О.В. Типологические особенности старообрядчества и славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Н.Новгород, 2000. 26 с.
  97. Юб.Плюханова М. Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле//Из истории русской культуры. Т.З. М.: Школа «Языки русской культуры», С. 380−459
  98. Н.Е. Успешно жить не запретишь!//Социологические исследования, 1996, № 7, С. 56−67
  99. И.П. Новые маргинальные группы в Российском обществе (теоретические аспекты исследования)//Социологические исследования, 1999, № 7, С. 62−71
  100. М.В. Тоталитарные системы. Белград, 1997. 184 с.
  101. .Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии).- М.: Мысль. 1974. 485 с.
  102. Г. Г. Имиджелогия: теория и практика. К.: АДЕФ-Украина, 1998. -398 с. Православие и социальное служение. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.-248 с.
  103. К.Б. Секты: досье страха. М.:Политиздат, 1987. — 191 с.
  104. З.Пушкин С. Н. Евразийские взгляды на цивилизацию//Социологические исследования, 1999, № 12, С. 24−33
  105. Н.Пушкин С. Н. Православный взгляд на цивилизацию и социальное служение церкви/ Православие и социальное служение. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С. 181−193
  106. Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. Дис. канд. филос. наук. М., 1999. — 152 с.
  107. . Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами/Ред. англ.изд.П.Фулекс- Общ.ред.и предисл.проф. В.А.Малинина- пер. с. англ. -М.: Республика, 1998. 479 с.
  108. . Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. -М.: Политиздат, 1987.-333с.
  109. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы «круглого стола»)//Вопросы философии, 1992, № 7, С. 6−33
  110. Э. Очерки истории религии//Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М.:Канон+, 1996. 496 с.
  111. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. -М.: Искусство, 1996. -270 с.
  112. А.И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира// Вопросы философии, 1987, № 2, С. 118−127
  113. А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение// Социологические исследования, 1999, № 7, С. 107−114
  114. JI.C. Девиация как проблема безопасности// Социологические исследования, 1999, № 5, С. 70−74
  115. Русское православие: вехи истории. Н. Новгород: Нижегородский гуманитраный центр, 1998.-375 с.
  116. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социологические исследования, 1998, № 6, С. 3−12
  117. .А. Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1987. 785 с.
  118. A.B. Современный сатанизм: Идейные истоки, доктрина, практика. Дис.. канд. филос. наук.- М., 1999. 152 с.
  119. О.Н. Власть и общество: проблема формирования духовных ценностей // Православие и проблемы воспитания. -Н.Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 403 с.
  120. Е.П. Диалектика образа жизни и культуры общения (цивилизационно-коммуникативный подход): Дис.. д-ра философ, наук. -Н.Новгород. 1996. 367 с.
  121. Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: Издательство Казанского Университета, 1989. 262 с.
  122. В. В. Религиозная ситуация в Нижегородской области/Регион, региональность, регионализм.: Сборник трудов членов Нижегородского исследовательского фонда. Бюллетень № 8.- Н. Новгород, 1995, С. 89−96
  123. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения./ Ин-т философии АН СССР- Под ред. А. Д. Сухова. М. Мысль, 1986.- 285 с.
  124. А.Е. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: содержание и сущность//Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации: документы и материалы. М.: Олимп. 1998.-С. 43−127
  125. С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. VII. Т.13−14.-М.: Мысль, 1991. 701 с.
  126. B.C. Современная жрица Изиды. -М. -Республика, 1994. 348 с.
  127. П.А. Главные тенденции нашего времени. -М.:Наука, 1997, — 351 с.
  128. П.А. Условия и перспективы мира без войны//Социологические исследования, 1999, № 5, С. 3−11
  129. И.В. Нижегородский регион: религиозный портрет//Социологические исследования, 1999, № 12, С. 118−123
  130. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука. 1984. 161 с.
  131. А.Д. Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973. -144 с.
  132. П. Избранное. Теология культуры. -М.: Юрист, 1995. 479 с.
  133. Л. Религиозно-философские основы истории. -М. 1997, — 592 с.
  134. С.А. Религия в истории народов мира. -М.: Политиздат, 1986. 575 с.
  135. О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования, 1987, № 5 С.118−131
  136. Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. Материалы международного симпозиума. Часть 2.- Н. Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1995, — 140 с.
  137. Э. Церковь и секта/Религия и общество.Ч.1. -М.: Наука, 1994.- 678 с.
  138. В.С. Гуманитарная культура как фактор преобразования России//Социологические исследования, 1999, № 1, С.147−149
  139. Д.М. Введение в религиоведение. -М.: Мысль.1985, — 270 с.
  140. Д.М. Искусство и религия (теоретический очерк). -М.гПолитиздат, 1982.-287 с.
  141. Философские проблемы духовности: Межвузовский сборник научных трудов. -Н.Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. -141 с.
  142. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  143. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура/Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича, — М.: Ренессанс, 1991. -296 с.
  144. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. -М.: Политиздат, 1986. -702 с.
  145. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М: Республика, 1994. 448 с.
  146. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  147. Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья//Человек, 1996, № 2, С. 54−57
  148. Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992.- 430 с.
  149. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  150. Ю. Модерн незавершенный проект// Вопросы философии, 1992, № 4, С. 40−52
  151. А. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура//Введение в практическую социальную психологию. 2-е, испр. изд. -М.: Смысл, 1996. 373 с.
  152. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.
  153. Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект. Автореф. дис.. канд. филос. наук, Н. Новгород, 1996. 24 с.
  154. Л.Е. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. издательство, 1992. 222 с.
  155. Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX—XX вв.еков. -Н.Новгород, 1999. -278 с.
  156. Л.Е. В.С.Соловьев и православное богословие. -М.: Знание, 1990. -64 с.
  157. Л.Е. М.М.Тареев о взаимодействии христианства и общества/ Православие и социальное служение. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С 64−71.
  158. Л.Е. Эволюция современной православной экклезиологии// Христианство в мировой культуре. -Н.Новгород, 2000. С. 81−103.
  159. O.K. Диалог с интеллигенцией как один из аспектов социального служения церкви//Православие и социальное служение. -Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С. 210 -220
  160. Ф. Речи о религии. Монологи. М.-К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994.-432 с.
  161. А. Об интересном. М.: Олимп, ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. 432 с.
  162. О. Закат Европы. -М.: ACT, 2000. 1376 с.
  163. .П. Православие и российский менталитет/ Православие и социальное служение. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. С. 71−81
  164. .П. Российский менталитет в сценариях перемен//Социологические исследования, 1999, № 12, С. 50−53
  165. .П. Толерантность ислама и Россия/Ислам: вопросы истории, культуры и философии. Н. Новгород: Издательство Нижегородского Университета, 1995. С. 45−54
  166. А. Русские секты и советский коммунизм: Проект Бонч-Бруевича //Минувшее: Исторический альманах, — М.,-СПб.:Айгепеит-Феникс, 1996,№ 19. 525 с. 178.Эриксон. Э. Идентичность: юность и кризис./Пер.с.англ.-М.:Прогресс, 1996.-344 с.
  167. A.B. Религия в духовной жизни общества. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Академия обществ, наук. М., 1990. — 18 с.
  168. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России//Социологические исследования, 1995, № 12, С. 39−47
  169. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. -527 с.
  170. Barker A. The Making of a Moonie: Brainwashing or Choice? -Blackwell, 1984
  171. Beck U.Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. -Frankfurt a. M., 1986
  172. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. -N.Y., 1976
  173. Bergmann. Jerry R. Jehovas Zeugen und das Problem der seelischen Gesundheit.-Muenchen. 1997
  174. Brake M. The Theory of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. -London: Routledge & Kegan Paul, 1995
  175. Bromley D., Shupe A. Strange Gods: The Greate American Cult Scare. -Boston: Beacon Press, 1981
  176. Dewey J. On experience, nature and freedom. -N.J., 1960.
  177. Die Scientology-Organistion. Methoden und Struktur, Rechtsprechung und Gesellschaftliche Auseinandersetzung. Zweiter Bericht des Ministeriums fuer Arbeit, Gesundheit und Soziales des Landes Nordrhein-Westphalen. 1997
  178. Eimuth. K.-H. Gott, Jehova, Krischna oder was?-Memmingen, 1997.
  179. Enroth R. The Lure of the Cults. -N.Y., 1973.
  180. Fenn R. Toward a New Sociology of Religion.- Journal for the Scientific Study of Religion, v.ll., 1972.
  181. Haack F.-W. Scientology. Magie des 20. Jahrhunderts.- Munchen.:Claudius-Verlag, 1982
  182. Haack F.-W., Gandow Th. Scientology, Dianetik und andere Hubbardismen. -Muenchen, 1993
  183. Hassan S. Combatting Cult Mind Control. -Rochester, 1988.
  184. Hunt D. The Cult Explosion. -Westport.Conn. 1982.
  185. In Gods We Trust. New Patterns of Religious Pluralism in America. T. Robbins and Anthony (eds.) -London, 1981.
  186. Kohn H. Martin Buber. -Koeln, 1961.
  187. Lifton R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. -N.Y., 1961
  188. Lyotard J.-F. Das postmoderne Wissen. Ein Bericht. -Wien, 1982
  189. Macpherson Th. Philosophy of Religion. An Anthology of Contemporary Views. -N.Y., 1996
  190. Materialien zu Hermann Hesses Siddhartha.V.Michels (Hrsg.) -Frankfurt a.M., 1975.
  191. Merton R. Social Theory and Social Structure. -N. Y., 1968.
  192. Roszak T. Unfinished Animal. The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness. -N.Y., 1972.
  193. Scientology Eine Gefahr fuer die Demokratie. — Koeln, 1997.
  194. Sonntag F. Sun Myung Moon. -Nashville, 1977.
  195. The Legacy of Anomy Theory. Advances in Criminological Theory. Volum 6. Edited by Freda Adler & William S. Laufer. Transaction Publishers. -New Brunswick (USA) and London (UK), 1995.
  196. Tillich P. Gesammelte Werke. Bd. 2. -Stuttgart, 1960.
  197. Toffler A. The Third Wave. -N.Y., 1981.
  198. Voltz T. Scientology. Ein Einsiedler packt aus. Hintergruende-Fakten-Dokumente. -Freiburg, 1997.
  199. Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. London, Routlege & KeganPaul, 1983.
  200. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства РФ, 1997, № 39, ст. 4465
  201. Конституция Российской Федерации. М., 1994
  202. Концепция национальной безопасности//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 52, ст. 5 909 175
  203. Новые религиозные культы, движения и организации в России /Под ред. Н. А. Трофимчука, — 2-ое издание, доп. и перераб.- М.: Изд-во РАГС, 1998. -346 с
  204. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Том 1. Сатанизм. -М.: ООО «Агент», 1999. -256 с.
  205. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник № 1.- Изд-е 2-е, переработ, и дополн. -Белгород, 1997.-459 с.
  206. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Том 2. Оккультизм. Часть 1. Автор-составитель И.Куликов.-М.: ООО «Агент», 1999. 596 с.
  207. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера.: Справочник.- М., 1997. 142 с.
  208. Религии мира: Справочник Белфакс. -М.: Белфаксиздатгрупп, 1994, — 464 с.
  209. Религии народов современной России: Словарь / Ред кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.-. М.:Республика, 1999. 624 с.
  210. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Под общ.ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева. М.:Республика, 1996. — 271 с.
  211. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов.- М.: ТОН- Остожье, 2000, — 544 с.
  212. Церковно-общественный вестник,-1996.- № 3.
  213. Zwischenbericht der Enquette-Komission «Sogenannte Sekten und Psychogruppen». Deutscher Bundestag, 13 Wahlperiode. Drucksache 13/8170. Bonn. 1997
Заполнить форму текущей работой