Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5-9 классов якутской школы: На примере этнопедагогического подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Гуманизация образования, независимо от профиля обучения учащихся, приобретает особое значение, так как школа — единственный общественный институт, который объединяет всех членов социума на том этапе их жизни, когда происходит становление личности. Большие усилия предпринимаются по обновлению содержания предметов естественнонаучного цикла, позитивные результаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы этнопедагогического подхода как средства развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов якутской школы
    • 1. 1. Этнопедагогическая характеристика эмпирических истоков математических знаний
    • 1. 2. Сущность этнопедагогического подхода к учебно-воспитательной работе и его особенности в процессе обучения математике
    • 1. 3. Роль и место учебно-математической литературы на якутском языке в развитии воспитывающего потенциала математики
  • Глава II. Опытно — экспериментальное исследование развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов якутской школы
    • 2. 1. Пути, условия и способы реализации этнопедагогического подхода к содержанию математического образования, направленные на развитие воспитывающего потенциала математики
    • 2. 2. Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе внеклассной работы
    • 2. 3. Влияние сложившейся практики развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов на состояние учебновоспитательной работы школы в целом

Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5-9 классов якутской школы: На примере этнопедагогического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация образования, независимо от профиля обучения учащихся, приобретает особое значение, так как школа — единственный общественный институт, который объединяет всех членов социума на том этапе их жизни, когда происходит становление личности. Большие усилия предпринимаются по обновлению содержания предметов естественнонаучного цикла, позитивные результаты и нерешенные вопросы модернизации его содержания находят отражение в процессе изучения математики, которая часто выглядела в глазах учащихся как омертвевшая наука, не связанная с жизнью и оторванная от других учебных дисциплин. По большому счету, она должна учить мыслить, обеспечивать подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире. Задача современного математического образования в школе — максимально использовать его воспитывающий потенциал, который заключает в себе способность действовать на личность каждого отдельного учащегося, дает возможность ему активно участвовать в деятельности школьных коллективов, вступать в различные общественные и личностные отношения. Теоретическую основу нашего исследования составляют общефилософские идеи о роли народа в создании духовной и материальной культурыо его отношении к наследию прошлогоо сущности традиций и их роли в жизни обществао своеобразии и самобытности культур различных народов и народностейо нравственности и нравственном воспитанииоб использовании опыта народной педагогики в формировании развития личности.

Многие идеи И. Г. Песталоцци, впервые обратившего внимание на связь воспитывающего обучения математике с жизнью народа в процессе разработки теории элементарного образования, вполне могут быть творчески использованы и в настоящее время. Для обозначения методов и форм реализации опыта, идей и традиций народной педагогики в образовательном процессе нами применяется этнопедагогический подход, который представляет собой целостный процесс системного изучения, усвоения и применения богатейшего духовного наследия народов в учебно-воспитательной работе.

Этнопедагогический подход — главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания. Использование этнического материала в учебном процессе обогащает содержание образования, соотносит общечеловеческие установки современного образования со спецификой национальных особенностей взаимодействия и общения, при которых учитель, ученик и родители являются частью одной целостной воспитательной системы? л/>"ло*. i).

Содержание образования должно быть приведено в соответствие с потребностями практики сегодняшнего времени и обозримого будущего. Изложение предмета необходимо строить так, чтобы учащиеся видели, как знания, которые им дают, применяются в жизненных ситуациях. В свое время Б. В. Гнеденко писал о том, что учащемуся следует отчетливо показать, что «вводимые в курс математики понятия естественным образом появляются из запроса практики, ни в коем случае недопустимо, чтобы у ученика создавалось впечатление, что математика живет своей собственной жизнью, отличной от жизни всей остальной науки и практической деятельности». Из сказанного следует, сколь важен этнопедагогический подход к содержанию математического образования. Связь обучения с реальной жизнью пробуждает у учащихся дух познания, утверждает в них веру в силу знания и неограниченные его возможности. Как подчеркивает А. В. Иванова, школьники должны: а) научиться уметь в современных хозяйствах производить расчетычитать технологические карты и чертеживести учет выполненной работыпроводить практические работы на измерение и вычисление площадей земельных участковопределять урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность общественного животноводства и дрб) научиться переводить конкретную ситуацию в абстрактную математическую модель и наоборотв) знать о пространственных особенностях окружающего их мираг) наблюдать пространственные признаки и отношения объектовд) различать пространственные образы и отношения, уметь их описыватьпредставлять их, привлекая местный материалпроводить практические действия: наблюдение, измерение, построение, приведение доказательств (58. С. 67).

Математика превратилась в мастерскую вытачивания инструментов для решения многообразных задач, возникающих в человеческой теории и практике. Она помогает в использовании уже имеющихся знаний и в накоплении новых.

Этнопедагогический подход служит основой определения содержания и структуры предметов познавательного характера (природоведение, география, биология и история), эстетического воспитания, физической и трудовой подготовки в национальной школе. По этим предметам национально-региональный компонент является приоритетным. В содержании предметов российского компонента также находит отражение местный, материал (исторический опыт, традиции), а народная, традиционная педагогика становится основой обучения и воспитания.

Народное воспитание в прошлом включало и определенные виды обучения, предполагавшие усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т. е. в народной педагогике. Принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный Я. А. Коменским, состоит в восстановлении тесной связи материнского (родительского) воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обучения и воспитания в целом.

Идеи об использовании традиций народной педагогики в воспитывающем обучении отражены в трудах якутских исследователей JI.A. Афанасьева, Р. И. Бравиной, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. В. Ивановой, Н. Д. Неустроева А.Г. Новикова, И. С. Портнягина, К. Д. Уткина и др. Эти идеи ориентированы на восстановление утраченных традиций народной педагогики.

Многие современные авторы, посвятившие свои исследования педагогическим традициям разных народов, опираются на народную педагогику, как на духовное богатство нации: азербайджан (А.Ш. Гашимов), армян (В.Х.Арутюнян), белорусов (А.П. Орлова), бурят (Д.М. Бурхинов, Т. Д. Замбалова и др.), народов Средней Азии и Казахстана (К. Пирлиев, А.Э.Измайлов), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф Афанасьев, Д.А.Данилов), русских (Т.С. Виноградов, В. А. Николаев и др.), татар (Я.И.Ханбиков), тувинцев (Т.Г. Мунзук, Г. Д. Сундуй, А. Н. Шаалы и др.), украинцев (М.М. Стельмахович) и др. Работы перечисленных авторов позволили сделать определенные выводы о методах и средствах семейного воспитания, на основе этнических ценностей.

Поиску путей и приемов умственной деятельности учащихся посвящены исследования ведущих психологов и дидактов: Д. Н. Богоявленского, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и Н. Ф. Талызиной и др. Кроме того, нужно отметить, что вопросы, связанные с реализацией возможностей математики в формировании элементов логического мышления, привития ученикам основ логической грамотности, отражены в работах Н. Я. Виленкина, Г. В. Дорофеева, К. И. Нешкова, A.M. Пышкало, А. А. Столяра и др. Принцип построения и выявления значения математических задач в процессе обучения традиционно является объектом пристального внимания ученых Н. Г. Алексеева, В. А. Гусева, Ю. М. Колягина, Г. И. Саранцева и др. Проблеме формирования познавательного интереса к математике посвящены исследования Г. А. Бочкаревой, В. А Крутецкого, В. Н. Кузнецова и др. Формирование пространственных представлений учащихся рассматривается в трудах психологов, педагогов и методистов Б. Г. Ананьева, О. И. Галкиной, Л. Л. Гуровой, Б. Ф. Ломовой, С. В. Петрова, A.M. Пышкало, А. Д. Семушина, А. И. Фетисова и др.

Школа как социальный институт общества четко реагирует на все происходящие в нем изменения. В последние годы имеет место смена многих ценностных ориентиров. Основное противоречие исследуемой нами проблемы состоит в том, что, с одной стороны, актуализируется задача воспитания и совершенствования личности на национально-региональном материале в процессе обучения математике, а, с другой стороны, не разработан этнопедагогический подход к развитию воспитывающего потенциала данной учебной дисциплины. На первый план выдвигается проблема разработки условий развития воспитывающего потенциала математики, реализуемых в учебно-воспитательной среде с целью обеспечения наиболее широких возможностей развития ребенка в подростковом возрасте. Современная парадигма образования рассматривает школу не как обособленное учреждение, где ученика готовят к жизни и труду, но где он воспитывается самой жизнью и трудом. Вечные ценности народной педагогики, ее идеи и опыт необходимо переосмыслить сквозь призму изменяющейся реальности и найти в ней то, что позволит сохранить элементы этнопедагогического подхода к преподаванию учебных предметов, в том числе математики.

Цель исследования: обосновать возможности этнопедагогического подхода к обучению математике как средству развития ее воспитывающего потенциала и выявить эффективные формы ее реализации.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс на уроках математики.

Предмет исследования — пути, условия и способы развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов якутской школы на основе этнопедагогического подхода.

В качестве рабочей гипотезы принято предположение о том, что применение достижений якутской народной педагогики при обучении математике может стать одним из средств развития ее воспитывающего потенциала, если:

— этнопедагогический подход к исследуемой проблеме рассматривается как естественно организованный процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими благоприятную среду;

— этнический материал в содержании курса математики учитывает этнографические, исторические, культурные традиции народа;

— изучение и использование в процессе преподавания математики народных знаний и представлений оказывает формирующее влияние на развитие нравственно-духовных ценностей учащихся национальной школы и позволяет строить учебно-воспитательный процесс с опорой на личные побудительные силы ребенка, что повышает интерес к изучению предмета.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала математики у школьников.

2. Выявить возможности использования традиций педагогической культуры якутов в развитии воспитывающего потенциала математики.

3. Определить теоретические подходы к выявлению содержания понятия «этнопедагогический подход».

4. Разработать содержание этнического материала, необходимого для развития воспитывающего потенциала курсе математики 5−9 классов, определить пути, условия и способы реализации технологии предложенного этнопедагогического подхода и проверить их эффективность на практике.

Методологической основой исследования явились идеи гуманизации и гуманитаризации образованияучение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая испытывает на себе влияние особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика нацииположения об единстве человека, его сознания и поведения, о приоритете общечеловеческих ценностей в воспитывающем характере обучения вообще и воспитывающего обучения математике, в частностиЗакон Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании" — идеи и положенияЖонцепции обновления и развитая национальной школы в Республике Саха (Якутия)^, современные положения психолого-педагогической науки об образовании и воспитании.

В ходе исследования применены следующие методы: анализ первоисточников, литературных и научных материаловпедагогические наблюдения, беседы, изучение опыта преемственности поколений и прогрессивных традиций в воспитательном процессепедагогический экспериментстатистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

База исследования: Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2 г. Якутска, Тюнполюнская, Балыктахская и Жабыльская средние общеобразовательные школы Мегино-Кангаласского улуса.

Исследование проводилось с 1985 по 2003 год^и включало три этапа:

Первый этап (1985;1998 гг.) — поисковый. Определялись тема и цель диссертации, изучалась научная и учебно-методическая литература, исследовался и обобщался педагогический опыт, определялись методологические основы, формулировались основные положения научного аппарата исследования.

Второй этап (1998;2001 гг.) — проводилась опытная проверка гипотезыбыли теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов якутской школы на основе этнопедагогического подходаразрабатывались и проводились учебно-воспитательные занятияопределялись педагогические рекомендации по организации учебных занятий, направленные на развитие воспитывающего потенциала математики.

Третий этап (2001;2003 гг.) — осуществлялся анализ опытно-экспериментальных данныхпроводилась корректировка основных положений исследованияобобщались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы, оформлялась диссертация.

Научная новизна:

1. Актуализирована и обоснована проблема развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов (на примере этнопедагогического подхода).

2. Выявлены и проанализированы возможности использования традиционной педагогической культуры якутов в развитии воспитывающего потенциала математики.

3. Дана авторская трактовка понятия «этнопедагогический подход» к содержанию образовательно-воспитательного процесса обучения, понимаемая как «естественно организованный процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду» и рассматривается как качественная сторона повышения развития воспитывающего потенциала математикисогласно данному подходу, весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на саму личность ученика. Все это способствует процессу гуманизации математического образования, поскольку позволяет реализовать задачу развития воспитывающего потенциала математики.

4. Определено научно обоснованное и педагогически целенаправленное содержание учебного этнического материала, необходимого для развития воспитывающего потенциала по курсу математики. (Эта задача решена в 5 классе §§ 1 — 4 I главы «Натуральные числа и шкалы», в §§ 5−6 II главы «Дробные числа" — в 6 классе в §§ 1−41 главы, в §§ 8 — 9 II главыв 7 классе по алгебре в главах «Выражения. Тождества. Уравнения», «Функция», «Системы линейных уравнений», по геометрии 7 класса в §§ 1 — 5, по алгебре 8 класса в главе «Квадратные уравнения», по геометрии 8 класса в § 6 «Четырехугольники», § 9 «Движение», по геометрии 9 класса в § 13 «Многоугольники», в § 14 «Площади фигур» и др.);

5. Разработаны пути, условия и способы реализации предложенного этнопедагогического подхода как рационального средства развития воспитывающего потенциала математики, приводящие к формированию устойчивых интересов учащихся по математике к более высокому уровню усвоения учебного материала.

Теоретическая значимость исследования: Дано теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс развития воспитывающего потенциала математики в обучении учащихся 5−9 классов якутской школы имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах развития, обусловленных культурно-историческими традициями, этнопедагогическими ценностями воспитания растущего человека.

Практическая значимость исследования определяется тем, что проведен отбор и систематизировано содержание этнического материала по разделам основного курса математики 5−9 классов. Методические рекомендации, разработанные автором и апробированные опытно-экспериментальным путем, предназначены для учителей естественнонаучного цикла, реализующих этнопедагогический подход в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования, оформленные в виде учебно-методических пособий, научно-методических рекомендаций, внедряются в практику работы учителей математики и могут быть использованы в подготовке и переподготовке учителей математики для национальных школ.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической наукиметодологической обоснованностью работы, соответствующей цели образованияцеленаправленным осуществлением программы исследованиявоспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работывсесторонним анализом полученных результатовподтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов и их обсуждений на семинарах, курсах ИПКРО, Министерства образования Республики Саха (Якутия), на республиканском конкурсе.

Учитель года Республики Саха (Якутия) — 96″, на республиканской научно-практической конференции «Семья и социум: проблемы и перспективы» (1998 г), на II — III Алексеевских чтениях, в ЯГУ (1999 г.), на международных научно-практических конференциях в ГОСНии семьи и воспитания РАО (Москва 2000,2001 гг.), на I городских Слепцовских чтениях (2001 г.), на городском конкурсе «Профи-2001», на республиканских семинарах учителей математики в Мегино-Кангалассском, Таттинском, Хангаласском улусах. Результаты исследования внедрены в практику работы Национальной политехнической средней общеобразовательной школы № 2 г. Якутска, Тюнполюнской, Балыктахской и Жабыльской, средних общеобразовательных школах Мегино-Кангаласского улуса. По теме исследования опубликовано 12 работ.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование возможности развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов якутской школы на основе этнопедагогического подхода.

2. Предложенное научно обоснованное и педагогически целенаправленное содержание учебного этнического материала, необходимого для развития воспитывающего потенциала математики.

3. Впервые применительно к условиям национальных школ Республики Саха (Якутия) предложена и обоснована технология развития воспитывающего потенциала математики на основе этнопедагогического подхода, способствующая достижению сочетания высокой степени абстракции с практическим применением теории, эффективно влияющая на качественное усвоение материала, на развитие познавательного интереса, на целостное формирование личности, обладающей способностями к социальной ориентировке в людях и человеческих отношениях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные результаты исследования:

1. Теоретически определен научно обоснованный этнопедагогический подход к содержанию математического образования в 5−9 классах якутской школы, направленный на развитие воспитывающего потенциала (программа курса математики данных классов, разработка системы уроков, внеклассных занятий и технология их реализации).

2. На основе анализа опыта применения достижений народной педагогики в 5−9 классах как средства развития воспитывающего потенциала математики в условиях модернизации школьного математического образования, а также на основе результатов педагогического эксперимента обоснована возможность, целесообразность и необходимость введения этнического материала в курс математики. Эта задача решена в 5 классе в 1 — 4 параграфах 1 главы «Натуральные числа и шкалы», в 5 — 6 параграфах 2 главы «Дробные числа" — в 6 классе в 1 — 4 параграфах 1 главы, в 8 — 9 параграфах 2 главыв 7 классе по алгебре в главах «Выражения. Тождества. Уравнения», «Функция», «Системы линейных уравнений», по геометрии 7 класса в 1 — 5 параграфах, по алгебре 8 класса в главе «Квадратные уравнения», по геометрии 8 класса в 6 параграфе «Четырехугольники», 9 параграфе «Движение», по геометрии 9 класса в 13 параграфе «Многоугольники», в 14 параграфе «Площади фигур» и др.

3. Проведена экспериментальная проверка технологии реализации предлагаемого этнопедагогического подхода, в ходе которого обнаружено, что развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5−9 классов приводит к формированию устойчивого интереса учащихся к математике, к более высокому, чем без этого курса, уровню формирования знаний и умений учащихся основной школы по математике в соответствии с образовательным стандартом.

Таким образом, в данном исследовании экспериментально апробирована и обоснована целесообразность развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения на основе этнопедагогического подхода. Определены и показаны на практике пути и средства интеграции традиционных культур с современными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Предложенный этнопедагогический подход способствует гуманизации образовательно-воспитательного материала по математике, раскрывает психолого-педагогические аспекты творческого развития ребенка на основе сбережения его природы.

Впервые применительно к условиям школ Республики Саха (Якутия) предложена и обоснована технология развития воспитывающего потенциала математики на основе этнопедагогического подхода к содержанию образовательно-воспитательного процесса на примере математики.

Материалы эксперимента представляют собой первый опыт решения проблемы развития воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся якутской школы и могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения в различных регионах.

Тема имеет свое продолжение в плане исследования других сторон процесса интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Перспективу работы видим в решении проблем интеграции математики с предметами гуманитарного, эстетического циклов и в поиске новых нестандартных подходов приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через свою культуру.

Заключение

.

Теоретический анализ процесса развития воспитывающего потенциала математики на основе этнопедагогического подхода позволил прийти к выводу о том, что данный вопрос представлен в различных научных областях: философии, этнографии, педагогике, психологии и др. Внедрение Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) в некоторой степени смогла устранить перегрузку учащихся и излишнюю усложненность учебного материала, в какой-то мере преодолела формализм в знаниях учащихся, усилила связь обучения с жизнью, сформировала у детей представление об окружающем их мире. В то же время ни в теории педагогики, ни тем более в массовой практике современной школы проблема развития воспитывающего потенциала математики посредством использования возможностей применения достижений народной педагогики не получила достаточного освещения. На наш взгляд, это свидетельствует о сложности, многоплановости, противоречивости и актуальности исследуемой проблемы. В результате проведенного исследования выделены следующие принципиальные положения, составляющие методологическую основу. Они заключаются в следующем:

1. В современных условиях развития общества возрастает значение возрождения культуры каждого народа. Особенно своевременным и необходимым является обращение к народной педагогике бесценному опыту традиционной культуры воспитания якутского народа. Так, введение в систему обучения широкого пласта фольклорного материала через народные игры обнаруживает их педагогическую и психологическую универсальность, направленность на развитие всего объема важных в жизни качеств (наблюдательности, находчивости, внимания, памяти, воображения, мышления, воли и т. д.).

2. Развитие воспитывающего потенциала математики позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, кроме того, она является базой для восприятия общечеловеческих ценностей, т. е. позволяет организовать общее образование с учетом перспективы каждого ученика.

3. С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить, и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е. Некоторые проблемы развития якутской математической терминологии /А.Е. Алексеев. Якутск, 1992. — С.44−45.
  2. Э.А. В помощь начинающим строить /Э.А. Алексеев. Якутск, 1995.-103 с.
  3. Н.Н. Забавная арифметика /Н.Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. 128 е.
  4. Т.П. Математические знания и представления якутов /Т.П. Аммосова. — Якутск: Бичик, 1994. — 67 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! /Ш.А. Амонашвили. — М., 1983. — С.11.
  6. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили. М., 1997. — С.21.
  7. Р.Я. Сотворение личности /Р.Я. Антонова, М. В. Мучин. — Якутск: Бичик, 2001.-176 с.
  8. В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе/В.Н. Аргунова: Дис: канд. пед. наук. — М., 1997.
  9. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии /В.Ф.Афанасьев. Якутск, 1968. С. 24 — 27.
  10. Ю.Афанасьев В. Ф. Профессиональные интересы учащихся 7−8 классов и основные пути их формирования во внеклассной работе/В.Ф.Афанасьев: Дис: д-ра пед.наук. Волгоград, 1968. — С.67.
  11. И. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока /В.Ф. Афанасьев. Якутск, 1979. — 180 с.
  12. JI.A. Айыы уорэгэ /Л.А. Афанасьев. Дьокуускай, 1990. — С. 13.
  13. Т.М. Семья сегодня /Т.М. Афанасьева. — М., 1977. 94 с.
  14. Agsa:n wrejin kinigete/ a.b. lankip. M., 1925. — 98 s.
  15. Н.В. Развивающие игры с элементами логики /Н.В. Бабкина. — М.: Инст.-т практ. психологии. — Воронеж: Модэк, 1998. — 64 с.
  16. И.Г. Айыы тыына /И.Г. Баишев. Дьокуускай, 1993 .-110с.
  17. И.Н. Педагогика /И.Н. Баженова. М., 1989 — 560 с.
  18. П.П. Теория и практика совершенствования содержания образования и пути повышения качества знаний учащихся /П.П. Борисов: Дис: д-ра. пед наук. М., 2000.
  19. Р.И. Олох уонна улуу саха итэ5элигэр /Р.И. Бравина. — Дьокуускай, 1996. 147с.
  20. Н.Н. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ PC (Я) на уроках математики /Н.Н. Будищева: Дис: канд. пед. наук. — Якутск, 1998.
  21. Д.М., Народная педагогика и современная национальная школа /Д.М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев. Улан-Удэ: Бэлич, 1993. — 136 с.
  22. Д. Дела семейные: Пер. с венг /Д. Варга. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  23. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики /З.П. Васильцова. М.: Педагогика, 1983. — 137 с.
  24. Н.Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования /Н.Н. Вербовая. М.: НИИ школ, 1974. — 80 с.
  25. У.А. Сказ о народе саха /У.А. Винокурова. Якутск, 1990. — С. 30−35.
  26. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера /У.А. Винокурова. Якутск, 1997. — С. 102.
  27. Г. Н. Педагогика жизни /Т.Н. Волков. Чебоксары, 1983. — С.43−46.
  28. Г. Н. Программа по народной педагогике /Т.Н. Волков. М., 1992. -С.15.
  29. Г. Н. Этнопедагогика /Т.Н. Волков. — Чебоксары, 1974. С. 56.
  30. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы /Т.Н. Волков //Национальная школа: концепция и технология развития: Материалы междунар. конф. М.: Просвещение, 1993. — С. 45−51.
  31. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика /Т.Н. Волков. Чебоксары, 1956.-С. 11−12.
  32. Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса /Т.Н. Волков. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — С. 160.
  33. Г. Н. Педагогика любви /Т.Н. Волков. Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т.1 — С.ЗЗЗ.
  34. JI.C. Педагогическая психология /Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991. — С. 480.
  35. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика /А.Ш. Гашимов. — Баку, 1970.-С.13.
  36. М.Д. Целостная воспитывающая среда социума /М.Д. Гермогенова //Народное обр. Якутии. 1995. — № 1. — С. 31.
  37. И.С. Основы педагогики: Введение в прикладную философию /И.С. Гессен. М., 1995. — С. 26−29.
  38. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя /А.А. Гин. М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
  39. Г. Н. История математики в школе 4−9 классы: Пособие для учителей /Т.Н. Глейзер. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  40. А.И. Якуты /А.И. Голикова. СПб., 1970. — 44 с.
  41. А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) /А.И. Гоголев. Якутск: Изд во ЯГУ, 1993. — 200 с.
  42. JI.B. Предметные недели в школе: Математика /JI.B. Гончарова. -Волгоград, 1997. 132 с.
  43. А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха ф /А.А. Григорьева. М., 2001. — 93 с.
  44. А.А. Якутские национальные игры: Учеб. пособие /А.А. Григорьева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1990. — С. 23−27.
  45. А.А. Этнопедагогика: Учеб. пособие /А.А. Григорьева. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. С. 12−19.
  46. В.М. Народная педагогика игры: становление, теории /В.М. Григорьев // Теория и история игры. Вып.2. — М., 2000. — С. 5.
  47. В.В. Виды обобщение и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972.-51 с.
  48. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе /Д.А. Данилов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991 — С.65−89.
  49. И.Я. Рассказы о решении задач /И.Я. Депман. — Ленинград, 1957. — 127 с.
  50. П.Н. Саха фольклора /П.Н. Дмитриев, Г. В. Попов. — Дьокуускай, 1986. -С.98−100.
  51. Дорогой поиска // Материалы респ. научн.-практ. конф. «Опытно-экспериментальная работа: поиски, решения, находки». Якутск, 1997. т С.104−105, 120−121.
  52. С.Ф. Кн. для учащихся /С.Ф. Егоров. К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1977. — С. 14,29,48,54.
  53. О.Ю. Геометрия 7 кл.: Подсказки на каждый день /О.Ю. Едуш. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-176 с.
  54. Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя /Н.И. Зильберберг. М.: Просвещение: Учеб. лит, 1995. — 178 с.
  55. Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов. XIX — начало XX в. /Ф.М. Зыков Новосибирск: Наука, 1986. — С.44−61.
  56. Ф.М. Традиционные орудия труда якутов. XIX — начало XX в /Ф.М. Зыков. Новосибирск: Наука, 1989. — С.ЗЗ.
  57. А.В. Преемственность в обучении геометрическому материалу между курсами математики 1−3 и 4−5 классами средней школы /А.В. Иванова: Дис: канд. пед. наук. — Якутск, 1988.
  58. А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера /А.В. Иванова: Дис: д-ра. пед. наук. Якутск, 1997.
  59. С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник /С.В. Иванов. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1963. — С.300−305.
  60. Игрушки Якутии: прошлое, настоящее, будущее /М-во образования Республики. Саха (Якутия). ИПКРО Якутск, 2001. — 64 с.
  61. Из истоков народной педагогики // Материалы н.-практ. конф./ Под. ред. П. П. Борисова. Якутск, 1992. — С. 13.
  62. Йохельсон. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении /Йохельсон. СПб.: Типогр. С. Н. Худякова, 1885.-37с.
  63. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения /Д.Н. Кавтарадзе. М.: Флинта, 1998. — С. 157.
  64. Каждому школьнику — интересное дело. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1972. — 48 с.
  65. П.Ф. Родители и дети /П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. -М.-1987. № 1,3.
  66. П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 168 с.
  67. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного воспитательного процесса /В.А. Караковский. — М., 1993. — 12 с.
  68. Кладезь мудрости. /Сост. Корольков Б. П. — СПб.: Лань, 1999. 288 с.
  69. Книга мудрости. Дом. Библ-ка, 5. М.: Лукоморье, Темп МБ, 1997. — 384 с.
  70. М.Г. Дидактические возможности семьи и их использование ^ в школьной практике: /М.Г.Колодезникова: Дис: канд. пед. наук. Якутск, 1993.
  71. М.Г. Актуальные проблемы семейного воспитания /М.Г. Колодезникова, Л. И. Омукова. — Якутск, 1997. С. 15.
  72. Я.А. Избр. пед. соч /Я.А. Коменский. М., 1995. — С.23.
  73. Кон И .С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  74. Кон И.С. К проблеме национального характера /И.С. Кон // История и психология.-М.: Наука, 1971.-С. 147−148.0 75. Кон И. С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  75. Кон И. С. Энтография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии /И.С. Кон. — М., 1983. -С.66−71.
  76. П.П. Уорэнээччини экономика эйгэтигэр сыьыарыы. — Приобщение ученика к сфере экономики /П.П. Кондратьев. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1996.-80 с.
  77. Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения /Я. Корчак. — Московский психолого-социальный институт- Воронеж.:т МОДЭКД999. — 192 с.
  78. Н.А. От духовной культуры предков к духовной культуре учителя /Н.А. Корякина. Якутск: Изд-во ДНиСПО МО PC (Я), 2001. — 112 с.
  79. Краткий справочник по педагогической технологии. /Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1997. — 67 с.
  80. В.В. Нестандартные задания по математике: 5−11 классы /В.В. Кривоногое. М.: Изд-во «Первое сентября», 2002. — 224 с.
  81. Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7−9 классы: Учеб. пособие /Г.И. Кукарцева. М.: Аквариум, 1999. — 128 с.
  82. А.Е. Якутской интеллигенции /А.Е. Кулаковский. — Якутск, 1992.-77 с.
  83. И.Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования /И.Б Левицкая: Дис: канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 2002.
  84. А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд./А.Н. Леонтьев. М., Изд.-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  85. Линденау Я И. Описание якутов Записки за 1741−1745гг. /Я.И. Линденау. -Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1983. — 24 с.
  86. .Т. Педагогика /Б.Т. Лихачев. М., 1993. — 209 с.
  87. .Т. Философия воспитания /Б.Т. Лихачев. М., 1991. — С. 33−39.
  88. Л.М. Задачи мудрецов: Кн. для учащихся /Л.М. Лихтарников. М.: Просвещение, 1996. — 112 с.
  89. Р.К. Вилюйский округ Якутской области /Р.К. Маак. — Часть 3. — СПб., 1887.-С.21.
  90. Р.К. Якуты (по материалам Н.Л. Геккера) /Р.К. Маак. М.: Тип. А. В. Васильева, 1902. — 28 с.
  91. А.С. Книга для родителей /А.С. Макаренко. М., 1950. — С.61.
  92. А.С. Пед. соч. в 7 томах /А.С. Макаренко: Т.5. М., 1958. — 178с.
  93. Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) /Е.И. Михайлова. Якутск, 1999. — 149 с.
  94. С.Е. Сподвижники путешественников и исследователей /С.Е. Мостахов. — Якутск: книжное изд-во, 1966. — С.11.
  95. М.А. Математика — это просто /М.А. Мустакимова, Р.Д. Myстакимов. Якутск: Полиграфист, 2000. — 136 с.
  96. Р.Д. Сборник задач по математике: Дополнительное пособие для учащихся 5−7 кл. /Р.Д. Мустакимов. Якутск: Бичик, 1997. — 128 с.
  97. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалытмеждунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. /М-во образования PC (Я) — М.: Просвещение, 1993. — 318 с.
  98. М.А. Народное искусство как часть культуры /М.А. Некрасова. -М., 1983.-С.42.
  99. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера /Н.Д. Неустроев — Якутск, 1999.-136 с.
  100. В.Х. Национальные особенности мышления учащихся /В.Х. Нерадовский, Э. В. Нерадовская. Педагогика. — М., 1966. № 4. С. 33−36.
  101. И.Т. Основные проблемы и методика изучения • Щ эффективности урока по основам наук в школе: Материалы по изучениюэффективности урока /И.Т. Огородников. — М.: МГПИ, 1961. — 32 с.
  102. А.П. Якутия до присоединения к русскому государству /А.П. Окладников. М. JL, Изд-во АН СССР, 1955. — 177 с.
  103. П.Р. 19 игр по математике: Учеб. пособие /П.Р. ОНИКУЛ. СПб.: Союз, 1999.-95 с.
  104. А.П. 05о темперамена уонна характера /А.П. Оконешникова. — Якутск, 1976. С. 16.
  105. А.П. Умственное воспитание детей в якутской семье /А.П. щ Оконешникова И Материалы н.-практ. конф. /Под ред. П. П. Борисова. —1. Якутск, 1992.
  106. А.П. Живая педагогическая ветвь А.Е. Кулаковского /А.П. Оконешникова, И. Е. Кириллина. — Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО PC (Я), 2002.-56 с.
  107. С.Н. Старинные занимательные задачи /С.Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов. -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. — 160 с.
  108. Е.П. Календари народов Севера Сибири и Дальнего Востока /Е.П. Орлова// Древняя Сибирь. Вып. 2. — Новосибирск.: Наука, 1966. — 298 с.
  109. От родного порога в мир общечеловеческих ценностей (Программа. «Эркээйи»)/ М-во образования PC (Я), Междунар. центр по исследованию. -Якутск, 2002. 80 с.
  110. Э.К. Предание о том, откуда произошли якуты /Э.К. Пекарский. Иркутск: Из-во Вост-сиб. отдела Русс. Геогр. Общ-ва, 1925. — 10 с.
  111. И.Г. Избр.пед.соч /И.Г.Песталоцци. Т.1. — М.: Педагогика, 1981.-333 с.
  112. Я.И. Живая математика /Я.И. Перельман. М.: Столетие, 1994. -176 с.
  113. Я.И. Занимательная арифметика /Я.И. Перельман. М., 1994.
  114. А.И. Сборник задач (на краеведческом материале Якутии) /А.И. Петрова. Якутск: Бичик, 1995. — 72 с.
  115. П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя /П.И. Пидкасистый, M.JI. Портнов. -М.: Росс.пед.агенство, 1998. — 184 с.
  116. Boppuok N.S. Eripmietike. -М. 1933. 75 с.
  117. Н.Н., Обучение физике учащихся 5−6 классов с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия) /Н.Н. Платонова: Дис: канд. пед. наук. М., 1999.
  118. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее /Б.Н. Попов. — Якутск, 1993. — 64 с.
  119. .Н. Семья у народов северо-востока СССР /Б.Н. Попов // Семейно-брачные отношения у народов северо-востока СССР как объект историко-социологического исследования. Сб. н. трудов. — Якутск, 1988. С. 4 -14.
  120. Попов Б. Н Изменение семьи народов Якутии /Б.Н. Попов. Якутск, 1994. -139 с.
  121. Г. С. Воспитание детей у народа саха /Г.С. Попова. — Якутск: Бичик, 1998.-80 с.
  122. Ю.П. Математика в образах /Ю.П. Попов, Ю. В. Пухначев. М.: Знание, 1989.-208 с.
  123. И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха /И.С. Портнягин. M.:Academia, 1998. — 184 с.
  124. И. С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды /И.С. Портнягин. Якутск, 2002. — 168 с.
  125. Пословицы, поговорки, загадки. М.: Современник, 1986. — 510 с.
  126. И.А. Якутская народная резьба по дереву /И.А. Потапов. — Якутск, 1972. -С.23,26,44,45,56,65,69,74−75.
  127. И.М. Наглядная геометрия (опорные сигналы, тематические таблицы, узловые задачи) /И.М. Прохоров. Якутск, 1992. — 69 с.
  128. Д.И. Музей народной педагогики Оросу /Д.И. Пухов. — Якутск, 1993.-С. 53.
  129. И.В. Олонхо древний эпос якутов /И.В. Пухов // Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос. — Якутск, 1975. — С. 412−422.
  130. Развитие познавательной активности учащихся в обучении. Сб. трудов / Ред. кол.: И. Т. Огородников (отв. ред) и др. М.: МГПИ, 1974. — 200 с.
  131. А.И. Память /А.И. Розов. М., 1970. — 60 с.
  132. К.А. История математики /К.А. Рыбников. Часть 1. 1960. — С.8.
  133. Е.А. Учебно-воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника /Е.А.Савельева: Дис канд. пед. наук, Липецк, 2002.
  134. А.П. Математические миниатюры /А.П. Савин: Научно-попул. лит./ Худож. Е. Шабельник. М.: Дет. лит., 1991. — 127 с.
  135. Сборник статей учителей кафедры математики ГНПШ № 2 г. Якутск, 1999.
  136. Сборник якутских и пословиц и поговорок /Сост. Н. В. Емельянов. Якутск, 1965.-248 с.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /Т.К. Селевко. -М.: Народное обр., 1998. 128 с.
  138. Л.Г. В поисках эффективности обучения математике /Л.Г. Семенов. Якутск, 2000. — 118 с.
  139. Ф.Ф. Самостоятельное составление задач учащимися начальных ^ классов как средство обучения решению задач и развитие творческихспособностей учащихся /Ф.Ф.Семья: Дис: д-ра пед.наук. Киев, 1970.
  140. В.В. Образование и личность Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  141. В.П. Якуты /В.П. Серошевский. М., 1993. — 42, 713 с.
  142. В.П. Якуты /В.П. Серошевский Т.1. — СПб, 1896. — С.65.
  143. М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  144. Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы для средних и щ старших классов /Н.М. Скоркина. Волгоград.: Учитель 1997. — 66 с.
  145. Е.Н. Геометрия-8,9 классов /Е.Н. Скрыбыкина // Сб. опорных таблиц ЯРИУУ. Якутск, 1990. — 21 с.
  146. М.С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания физики /М.С. Слепцова //Личностный подход в воспитывающем обучении. Доклады, прочитанные на внутришкольных педагогических чтениях. Якутск, 1992. — С. 8−15.
  147. М.С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания физики /М.С. Слепцова. Якутск, 1991. — С. 12.
  148. М.С. Использование фольклора, художественных произведенийразных народов в развитии творчества, формировании, коррекции и систематизации знаний учащихся по физике /М.С. Слепцова. — Якутск, 1993. -14 с.
  149. У.У. Прелюдия к математике. Пер. с англ. Смолянского М. Л. и Романовой С. Л. /У.У. Сойер. — М.: Просвещение, 1972. — С. 14.
  150. Создание и развитие системы социального обслуживания семьи и детей в PC (Я). Якутск, 1998. — 58 с.
  151. Г. Воспитание: умственное, нравственное, физическое /Г. Спенсер. М.: УРАО, 2002. — С.54.
  152. М.И. Народная педагогика /М.И. Стельмахович. — Киев, * 1985.-С.57.
  153. С.В. Элементы геометрии в якутском декоративно-прикладном искусстве /С.В. Стручкова //Личностный подход в воспитывающем обучении: Сб.статей. Якутск, 1992. — С. 27−34.
  154. С.В. Творец многих поколений математиков /С.В. Стручкова // Любим и помним. Якутск, 1999. -С. 112−113.
  155. С.В. Поиски пути размышления (из опыта работы) /С.В. Стручкова. — Якутск, 1999. — 52 с.
  156. С.В. Семья основа интеллектуального развития личности /С.В. ц Стручкова //Воспитывающее обучение кафедры математики ГНПОСШ № 2:
  157. Сб.статей Якутск, 1999. — С. 93−96.
  158. С.В. Этнопедагогические элементы в математике /С.В. Стручкова // Вестник Респ. колледжа PC (Я). — Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. С. 41−45.
  159. С.В. Моя семья мое начало /С.В. Стручкова // Семья и социум: проблемы и перспективы: Сб. материалов респ. н.-практ. конф. — Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998. — С. 96−98.
  160. С.В. Школа и ВУЗ /С.В. Стручкова //Математическое образование: проблемы и перспективы. — Якутск, 2000. С. 100−101.
  161. С.В. Ода учителю-этнопедагогу /С.В. Стручкова // 1 городские Слепцовские чтения учителей физики (тезисы докл.). Якутск, 2002. — С. 811.
  162. С.В. Этносоциальная педагогика в семейно-бытовых традициях воспитания народа саха /С.В. Стручкова // Семья в России, н. общ.-полит. журнал Гос. НИИ семьи и восп. М. — 2002. — № 3. — С. 112−114.
  163. С.В. Социокультурные аспекты воспитания в семье /С.В. Стручкова // Народное обр. Якутии. 2002. — № 3 — С. 114−116.
  164. С.В. Этнопедагогизация содержания воспитывающего обучения /С.В. Стручкова //Материалы междунар. н. конф. — Элиста, 2003. — С. 201 204.
  165. В.А. Как воспитать настоящего человека /В.А. Сухомлинский. Киев, 1975. — С. 54.
  166. В.А. Родительская педагогика /В.А. Сухомлинский. — М., 1978. — 94 с.
  167. В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. Киев, 1974. -С. 104.
  168. В.А. Письма к сыну /В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  169. Сэм Лойд Математическая мозаика /Сэм Лойд. Сост. и ред. М. Гарднер/ Пер. с англ. М.: Рипол, 1995. — 352 с.
  170. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников /Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  171. Е.Н. Составление учащимися арифметических задач как средство повышения эффективности обучения математике в начальных классах /Е.Н.Тальянова: Дис: доктора педагогических наук М., — 1971.
  172. Р.Е. Обновление содержания образования в системе «школа-ВУЗ — ИПК» /Р.Е. Тимофеева // Национальная школа: концепция и технология развития. Докл. и материалы междунар. конф. — М.: Просвещение, 1993.-С. 141−143.
  173. М.В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк. /М.В. Ткачева-М.:Просвещение, 1993. 191 с.
  174. Толстой J1.H. Пед. соч / Л. Н. Толстой. М. 1956. — 263 с. Л 176. Трощанский В. Ф., Пекарский Э. К. Якуты в их домашней обстановке:
  175. Этнографический очерк /В.Ф. Трощанский, Э. К. Пекарский. СПб.: Тип. МПС, 1909.-302 с.
  176. Тумус Мэхээлэ. Саха сабарай ахсаана /Тумус Мэхээлэ. Якутск, 1996. -73 с.
  177. Т.С. Этнокультурный компонент в содержании образования при изучении химии в школах Крайнего Севера /Т.С.Тюменцева: Дис: канд. пед. наук. -М. 1998.
  178. Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду /Ф.Г. Углов. — М., 1988. 76с. 4 Г 180. Уткин К. Д. Культура народа саха /К.Д. Уткин. — Якутск: Бичик, 1998.366с.
  179. К.Д. Мифологические основы якутских олонхо /К.Д. Уткин. — Якутск: ЧИФ Ситим, 1994. 24 с.
  180. К.Д. Педагогические основы праздника «Ысыах» /К.Д. Уткин. -Якутск, 1994. 12 с.
  181. К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии /К.Д. Уткин. — Якутск, НКИ «Бичик», 2002. — 24 с.
  182. К.Д. Избр. пед. соч. /К.Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1945. — С. ф 90−103.
  183. К.Д. Избр. пед. соч. /К.Д. Ушинский. М. 1953. — Т. 1. — 121 с.
  184. К.Д. Собр. соч. /К.Д. Ушинский. М. 1948. — Т. 2. — С. 53−59.
  185. К.Д. Собр. соч. /К.Д. Ушинский. М. 1952. — Т. 6. — С.76−81.
  186. К.Д. Собр. соч. /К.Д. Ушинский. М. 1954. — Т. 7. — С. 69−105.
  187. Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания /Л.И. Федорова. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. — 104 с.
  188. М.В. Народное искусство Якутии /М.В. Хабарова. М.: Художник РСФСР, 1981. — С. 15.
  189. JI.H. Современный якутский язык /Л.Н. Харитонов. — Якутск, ft 1948.-С.232.
  190. Ю.И. Самостоятельное составление учащимися задач как средство повышения сознательности знаний ЯО.И.Хайдуков: Дис. Д-ра пед. наук. Ленинград, 1951.
  191. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. /А.Я.Хинчин //Математика в шк. 1962 — № 3, с. 39.
  192. А.П. Педагогическая техника в работе учителя /А.П. Чернявская. М.: Педагогический поиск, 2001. — 176 с.
  193. К. С. 05ону дьиэ кэргэннэ иитии /К. С. Чиряев. Якутскай, 1973. — * 117с.
  194. К.С. Воспитание детей в семье: Педагогические беседы /К. С. Чиряев. Якутск, 1973. — С. 4−23.
  195. К.С. Ыал ымыыта ыччакка /К. С. Чиряев. — Якутскай, 1981. — 94с.
  196. К.С. Норуот педагогикатынан дьарыктанар хайысхалар. Торум. (Учууталга, тороппуккэ, общественноска кэмэ) /К. С. Чиряев, Ф. А. Васильева. Дьокуускай: Саха полиграфиздат, 1997. — 80 с.
  197. А.А. Якутские народные игры /А.А. Шадрина. Якутск, 1990. — С.20.гф 200. Saapasnjbkap NJ.O. uonna Blaljsap. Aalqbbbra. M. 1938, — 144 с.
  198. Н.И. Возродить народные традиции /Н.И. Шарин // Народное обр. Якутии. — Якутск. 1992 — № 1. — С. 51.
  199. А. А. Толстой Л.Н. о воспитании человека /А.А. Шаталов. М.: Моск. психолого-социальный инст-т- Воронеж: Модэк, 1999. — 224 с.
  200. Р.Н. Декарт и воспитание личности /Р.Н. Щербаков. //Педагогика. М. — 1966 — № 4. — С. 83−86.
  201. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М. 1958. — С. 12−16.
  202. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства /Ф. Энгельс. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21. — С. 49.
  203. Г. Очерки по якутскому фольклору /Г. Эргис. М.: Наука. — 1974. -С. 11−29.
  204. И.Я. Воспоминание /И.Я. Яковлев. — Чебоксары, 1983. — С. 24.
  205. В.Ф. Сэргэ (Коновязь) /В.Ф. Яковлев Часть 2. — Дьокуускай: Ситим, 1993.-С. 13−15.
  206. Саха остуоруйалара. Якутские сказки. Якутск, 1975. — 381 с.
  207. Якутские сказки. — Якутск, 1981.-295 с.
Заполнить форму текущей работой