Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ функционального состояния основных систем организма младших школьников исследуемых гимназий, в динамике с 1 по 3 класс, показал наименьшее напряжение регуляторных систем у учащихся гимназии-полупансиона по сравнению с классической гимназией. Положительная динамика показателей функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у учащихся гимназии-полупансиона… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр
  • Глава 1. МЕДИКО-ПЕДАГИГИЧЕСКНЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ГИМНАЗИСТОВ (обзор литературы)
    • 1. 1. Особенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях гимназического типа. стр
    • 1. 2. Роль внутрншколыюн среды в формировании и укреплении здоровья гимназистов. стр
    • 1. 3. Состояние здоровья гимназистов. стр
    • 1. 4. Современные мсднко-нсдагогнческнс технологии, но сохранению и укреплению здоровья гимназистов. стр
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. стр
    • 2. 1. Методы оценки внутрншколыюн среды н учебного процесса. стр
    • 2. 2. Методы оценки состояния здоровья. стр
  • Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. стр
    • 3. 1. Характеристика факторов внутрншколыюн среды. стр
    • 3. 2. Гигиеническая оценка организации учсбно-воснптатсльного процесса. стр
    • 3. 3. Научное обоснование внедрения в работу гимназии модели полупансион" с целью улучшения здоровья и успешности обучения младших школьников. стр
  • Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДУЕМЫХ ГИМНАЗИЙ. стр
    • 4. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы. стр
    • 4. 2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. стр
    • 4. 3. Функциональное состояние дыхательной системы. стр
    • 4. 4. Функциональное состояние зрительного анализатора. стр
    • 4. 5. Характеристика физического развития. стр
    • 4. 6. Характеристика заболеваемости. стр
  • Глава 5. ОЦЕНКА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИМНАЗИИ С МОДЕЛЬЮ «ПОЛУПАНСИОНА».стр
    • 5. 1. Меднко-педагогнческая эффективность работы гимназии модели «полупансиона». стр
    • 5. 2. Корреляционные зависимости показателен здоровья младших школьников. стр

Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Здоровье детской популяции формируется под воздействием сложного комплекса социапьных, медицинских, экономических, гигиенических, биологических и других факторов, которые чрезвычайно сложно переплетаются между собой, воздействуя на организм. Наиболее ранимы и восприимчивы к внешним воздействиям учащиеся начального звена обучения, поскольку они находятся в процессе биологической, социальной и психологической перестройки и адаптации, что и обуславливает их чрезвычайную восприимчивость к неблагоприятным воздействиям. Инновационные образовательные учреждения наиболее разрушительны для организма младших школьников, так как характеризуются интенсификацией учебного процесса и рекордным увеличением учебных нагрузок, учебным стрессом, снижением двигательной активности и другими факторами, негативно влияющих на здоровье учащихся и увеличивающих риск их школьной и социальной дезадаптации (В.Г.Маймулов, 1997; М. В. Антропова с соавт., 1997; Н. Н. Куинджи, 1997; Л. А. Жданова, 1998; В. В. Колбанов, 1999; В. Р. Кучма, 2001).

Существующие на сегодняшний момент попытки обеспечения здоровьесбережения учащихся заключаются во внедрении общеукрепляющих мероприятий для снижения острой заболеваемости учащихся, программ реабилитации школьников с хроническими заболеваниями (Е.П.Усанова, Н. Н. Шаронова, 2000) — в организации классов здоровья (О.В.КажданДООО) для детей с хроническими заболеваниями с применением ЛФК, занятий в бассейне, массажа, упражнений для укрепления мышц глаз (Е.Ю.Горбаткова, 1999), позвоночника, музыкои трудотерапиив проведении уроков валеологии.

Т.А.Солдатова, О. С. Васильева, 2000; Т. В. Калинина, 2002), оздоровительных мероприятий во внеурочное время (С.П.Бормотова, Г. Д. Журенко, 1998).

Однако теоретический анализ позволяет заключить, что работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся в практике общеобразовательных учреждений зачастую носит эпизодический, фрагментарный характер, а организация медицинской помощи основана на диагностике и лечении уже сформировавшихся заболеваний. Новые организационные формы медико-профилактического обеспечения не находят широкого распространения, что определяется рядом объективных причин, в том числе отсутствием научно обоснованных рекомендаций, адаптированных к особенностям состояния здоровья учащихся, новому содержанию обучения в образовательных учреждениях инновационного типа.

Вместе с тем, несмотря на все обилие попыток снизить «физиологическую стоимость» гимназического образования, высокая заболеваемость учащихся образовательных учреждений нового типа диктует необходимость поиска новых эффективных организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Указанный комплекс нерешенных проблем, а также высокая чувствительность организма младших школьников к неблагоприятным факторам внутришкольной среды и нерациональной организации учебного процесса определяет актуальность работы, представляет значительный научный интерес и имеет большую практическую значимость, что явилось основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования — научно обосновать и разработать комплексную систему формирования здоровьесберегающей среды для младших школьников в условиях гимназического образования. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Провести гигиеническую оценку факторов внутришколыюй среды и исследовать особенности организации образовательного процесса в традиционной гимназии и гимназии с моделью «полупансиона».

2. Дать характеристику режима дня младших школьников.

3. Проанализировать уровень адаптированное&tradeосновных функциональных систем организма учащихся, задействованных в учебном процессе, учитывая условия обучения и организацию их внеучебной деятельности.

4. Оценить физическое, психическое развитие и состояние здоровья младших школьников исследуемых гимназий.

5. На основании полученных данных разработать содержание и структуру «полупансиона» гимназии, выявить признаки, характеризующие «полупансион» как современную технологию здоровьесбережения младшего школьника.

6. Научно обосновать систему формирования здоровья младших школьников в условиях гимназии режима «полного дня» и оценить ее эффективность.

Научная новизна исследования. Впервые разработаны и научно обоснованы содержание и структура «полупансиона», как современной системы формирования здоровья младших школьников в инновационных учебных заведениях.

Впервые выявлены особенности организации образовательного процесса младших школьников в «полупансионе» гимназии.

Впервые показано влияние организации жизнедеятельности младших школьников в «полупансионе» гимназии на уровневые показатели адаптированности основных функциональных систем организма учащихся, на их физическое и психическое развитие, состояние здоровья и успешность обучения. Доказана эффективность функционирования модели «полупансиона» гимназии по сравнению с классической гимназией, характеризующаяся благоприятной адаптацией к условиям внутришкольной среды, проявляющаяся в улучшении параметров функционирования школьно-значимых систем организма младших школьников, снижением показателей острой заболеваемости, снижением числа детей с уровнями тревожности, препятствующими формированию благоприятной адаптации (высокий и низкий) и повышению качественной успеваемости.

Практическая значимость работы. Полученные результаты по разработке современной технологии формирования здоровья учащихся путем внедрения в режим работы гимназии системы «полупансиона», расширяют знания в области школьной гигиены, способствуя пониманию того факта, что гигиенически обоснованная организация учебной и внеучебной деятельности гимназистов нивелирует повышенные учебные и психоэмоциональные нагрузки.

Практическая ценность работы характеризуется возможностью использования разработанных элементов системы «полупансиона» в инновационных учебных заведениях.

По результатам исследований разработано информационно-методическое письмо «Роль полупансиона в сохранении и укреплении здоровья школьников в системе гимназического образования».

Предложенные в нем рекомендации по сохранению и укреплению здоровья учащихся используются в работе гимназии № 4 (Акт внедрения от 22.12.03), в работе Центра образования администрации г. Оренбурга (Акт внедрения от 22.12.03), в работе управления образования администрации г. Оренбурга (Акт внедрения материалов диссертационной работы от 22.12.03), в работе центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Оренбурга (Акт внедрения от 23.12.03), в Оренбургской государственной медицинской академии на кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда как учебно-методический материал в процессе обучения студентов и при повышении квалификации врачей и учителей (Акт внедрения от 22.12.03).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современные гимназии характеризуются интенсификацией учебного процесса и рекордным увеличением учебных нагрузок, учебным стрессом, снижением двигательной активности и другими факторами, негативно влияющими на здоровье учащихся и увеличивающими риск их школьной и социальной дезадаптации, что обуславливает необходимость поиска новых подходов и решений в организации здоровьесберегающего образовательного пространства.

2. «Полупансион» — это современная технология, представленная совокупностью методов обеспечения успешного здоровьесберегающего пространства на основе организации рациональной жизнедеятельности младших школьников путем устранения симптомов утомления и пролонгирования периода устойчивой работоспособности, снижения высокой физиологической стоимости обучения, равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, элементов снижающих статический компонент и психоэмоциональные перегрузки.

3. Эффективность здоровьесберегающей деятельности обеспечивается путем рациональной организациии жизнедеятельности младших школьниковдинамическом мониторинге показателей здоровья, условий обучения и параметров окружающей среды, их своевременной коррекцииучете эндемических особенностей региона проживания.

Апробация работы. Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Среда обитания и здоровье населения» (Оренбург, 2001), на П международном конгрессе валеологов (Санкт-Петербург, 2002), на конференции «Проблемы здоровьесбережения в современном образовании» (Оренбург, 2002), на семинаре-совещании «Организация здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений (для учителей экспериментальных школ)» (Оренбург, 2003).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, среди них 2 журнальных статьи и 1 соавторская работа в монографии.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 124 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и практических рекомендаций, указателя литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Современное гимназическое образование характеризуется воздействием на младших школьников комплекса неблагоприятных факторов внутришкольной среды, характеризующегося нарушением светового режимапереуплотнением классов, двухсменной организацией учебного процессанедоукомплектованностью учебной мебелью, необходимых размеровналичием длительной статической нагрузкивысокого уровня суточной и недельной нагрузкиинтенсификацией занятий, что приводит к росту заболеваемости учащихся и свидетельствует о необходимости поиска новых эффективных организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

2. В качестве технологии формирования здоровьесберегающей среды научно обоснована и разработана модель полупансион гимназии, которая представлена совокупностью методов, обеспечивающих пролонгирование периода устойчивой работоспособности школьников, снижение высокой физиологической стоимости обучения за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, внедрения элементов снижающих статический компонент в виде рациональной организации двигательного режима (физкультминутки, подвижные игры на переменах, динамический час после основных учебных занятий на свежем воздухе, спортивные секции, хореои музыкотерапия) и проведения психокоррекции.

3. Установлено, что внедрение в гимназическое образование модели полупансиона способствовало организации рационального режима дня учащихся гимназии-полупансиона за счет увеличения на 11,5 часа времени пребывания на свежем воздухесокращения времени приготовления домашних заданийуменьшения детей с дефицитом ночного сна на 31% во вторых и на 27% в третьих классах, в то время как в классической гимназии у 90% учащихся фиксируется нарушение режима дня.

4. Сравнительный анализ функционального состояния основных систем организма младших школьников исследуемых гимназий, в динамике с 1 по 3 класс, показал наименьшее напряжение регуляторных систем у учащихся гимназии-полупансиона по сравнению с классической гимназией. Положительная динамика показателей функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у учащихся гимназии-полупансиона проявлялась в снижении значений индекса напряжения и характеризовалась увеличением на 21,5% детей с удовлетворительным уровнем адаптацииснижением числа лиц с неудовлетворительной адаптацией на 33% и отсутствием детей со срывом адаптацииувеличением коэффициента точности выполняемой работы на 22,3%, коэффициентов умственной работоспособности и скорости обработки информации соответственно на 36,5% и 39,1%> в отличие от классической гимназии.

5. Показано, что функционирование 'подразделений психодиагностики и психокоррекции модели полупансиона гимназии способствовало уменьшению на 11,8% детей с высоким, на 14,4%> детей с несколько повышенным уровнем тревожности и увеличению на 18,9% первоклассников со средним уровнем, способствующим развитию благоприятной адаптации учащихся.

6. Установлено, что здоровьесберегающие факторы внутришкольной среды гимназии-полупансиона в динамике за 3 года способствовали увеличению индекса здоровья на 22,3%, увеличению на 13%) детей с II группой здоровья за счет перехода из III и IV групп. Снизились показатели острой заболеваемости младших школьников: частота случаев заболеваний на 100 учащихся в 1,8 разаколичество дней болезни на 100 учащихся в 1,3 разасредняя длительность одного случая заболевания в 1,1 раза. Это свидетельствует о том, что адаптация младших школьников к образовательной среде осуществляется не за счет нивелирования его индивидуальных особенностей, а путем повышения резервов его физического и психического здоровья.

7.На основании корреляционного анализа установлена прямая зависимость успеваемости от уровня умственной работоспособности (г =.

0,98), точности выполняемой работы (г = 0,95), показателя адекватности процессов регуляции (г = 0,96).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ факторов внутришкольной среды исследуемых учебных заведений выявил наибольшее несоответствие данных параметров санитарным правилам и нормам 2.4.2.1178−02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в классической гимназии. Нарушения проявлялись в переуплотненности классов на 31−38%- дефиците стандартной школьной мебели в 87% от всех учебных местнеправильном рассаживании учащихсянарушении светового режима. В 67% измеренийперегревном микроклимате в 72% измерений в теплый период года. В гимназии-полупансионе отмечалось лишь несоответствие параметров микроклимата санитарно-гигиеническим нормативам (в теплый период года в 70% измерений был зарегистрирован перегревный микроклимат).

Оценка организации учебного процесса так же выявила более грубые нарушения в классической гимназии. Фиксировалось превышение допустимой суммарной недельной учебной нагрузки в гимназии-полупансионе на 12−27%, в классической — на 27−40%, причем, в последней интенсивность нагрузки при бальной оценке была выше на 7%. Более равномерно недельная учебная нагрузка распределялась при шестидневном режиме обучения в гимназии-полупансионе, по сравнению с пятидневной в классической. Продолжительность перемен в классической гимназии меньше гигиенических норм на 5−10 минут. Здесь же достоверно большей на 10−15% в 45% наблюдений была плотность уроков.

Анкетирование младших школьников и их родителей по вопросам соблюдения режима дня выявило, что в классической гимназии, по сравнению с гимназией-полупансионом, режим дня был нарушен в 90% случаев. Это проявлялось в дефиците ночного снапревышении времени приготовления домашнего заданияуменьшении времени пребывания на свежем воздухе.

В качестве технологии формирования здоровьесберегающей среды научно обоснована и разработана модель «полупансион» гимназии, которая представлена совокупностью методов, обеспечивающих пролонгирование периода устойчивой работоспособности школьников, снижение высокой физиологической стоимости обучения за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, внедрение элементов снижающих статический компонент в виде рациональной организации двигательного режима (физкультминутки, подвижные игры на переменах, динамический час после основных учебных занятий на свежем воздухе, спортивные секции, хореои музыкотерапия) и проведение психокоррекции.

Установлено, что внедрение в гимназическое образование модели полупансиона" способствовало организации рационального режима дня учащихся гимназии-полупансиона за счет увеличения на 1−1,5 часа времени пребывания на свежем воздухе, сокращения времени приготовления домашних заданий, уменьшения детей с дефицитом ночного сна на 31% во вторых и на 27% в третьих классах, в то время как в классической гимназии у 90% учащихся фиксируется нарушение режима дня.

Сравнительный анализ функционального состояния основных систем организма младших школьников, исследуемых гимназий, в динамике с 1 по 3 классы показал наименьшее напряжение регуляторных систем у учащихся гимназии-полупансиона по сравнению с классической гимназией. Положительная динамика показателей функционирования сердечно-сосудистой системы учащихся гимназии-полупансиона характеризовалась снижением значений индекса напряжения: увеличилось на 21,5% число детей с удовлетворительным уровнем адаптацииуменьшилось число случаев неудовлетворительной адаптации на 33%- случаи срыва адаптации не отмечались. В классической гимназии зарегистрирована отрицательная динамика: на 4,6% снизилось число детей с удовлетворительной адаптациейна 1,6% увеличилось число случаев со срывом адаптации.

Анализ функционального состояния центральной нервной системы учащихся гимназии-полупансиона показал увеличение коэффициента точности выполняемой работы на 22,3%- коэффициента умственной работоспособности и скорости обработки информации соответственно на 36,5% и 39,1%. В классической гимназии коэффициента точности выполняемой работы увеличился лишь на 12%- коэффициента умственной работоспособности снизился на 20,4%оскорости обработки информации увеличилась на 44,9%о. Показатель характеристики внимания достоверно повышался на 30,9% в гимназии-полупансионе, тогда как в классической гимназии он снижался на 34,4%.

Показано, что функционирование подразделений психодиагностики и психокоррекции модели полупансиона гимназии способствовало уменьшению на 11,8% детей с высоким, на 14,4% детей с несколько повышенным уровнем тревожности и увеличению на 18,9% первоклассников со средним уровнем, способствующим развитию благоприятной адаптации учащихся. В классической гимназии отмечалось незначительное (на 0,8%) снижение числа учащихся с высоким уровнем тревожности.

Сравнительный анализ физического развития выявил, что в гимназии-полупансионе с первого по третий год обучения увеличивалось число детей с гармоничным физическим развитием на 39,5%- уменьшалось число детей с дисгармоничным на 54,2% и на 44,9% с резко дисгармоничным физическим развитием. В то время как в классической гимназии на 3,2% уменьшалось число гармонично развитых детей и на 11,5% стало больше детей с резко дисгармоничным развитием.

Установлено, что здоровьесберегающие факторы внутришкольной среды гимназии-полупансиона в динамике за 3 года способствовали увеличению индекса здоровья на 22,3%- увеличению на 13% детей с II группой здоровья за счет перехода из III и IV группснижению показателей заболеваемости младших школьников, так частота случаев заболеваний на 100 учащихся снизилась в 1,8 раза, количество дней болезни на 100 учащихся в 1,3 раза, средняя длительность одного случая заболевания в 1,1 раза. В сравниваемой гимназии наблюдалось снижение числа случаев заболеваний на 100 детей на 11,6%. На этом фоне увеличилось количество дней болезни на 100 учащихся на 7,4%- средняя длительность случая заболевания на 14,5%. Индекс здоровья снизился на 20,4%.

Прослежена динамика качественной успеваемости, которая показала повышение ее на 2,2% в гимназии-полупансионе, тогда как в классической гимназии данный показатель снизился на 1,9%.

На основании корреляционного анализа выявлено, что ведущими негативными факторами гимназического образования были величина недельной учебной нагрузки и нарушение основных режимных моментов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Адаптационные возможности организма школьников и состояние здоровья детей. — М., — 1996. — 131с.
  2. Л.Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 48−49.
  3. Э.С., Розенблюм ЮЗ., Фейгин А. А., Корнюшина Т. А. Профессиональная офтальмопатия // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 4. — С 14−16
  4. Э.С., Розенблюм Ю. З., Фейгин А. А., Корнюшина Т. А. Профессиональная офтальмопатия // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 4. — С. 14−16.
  5. М.В., Ловицкий В. Д. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «Тезариус», 2002. — № 10. — С.32−34.
  6. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. -М., 1982.
  7. СВ. Экология ребенка важнейшее направление экологии человека // Ребенок проблемы экологии и здоровья, — 1999.-С. 13−20.
  8. В.Ю., Волкова Г. М. // Российский педиатрический журнал 1999.- № 4.-С. 16−19.
  9. Н.А., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. 1994. -№ 1.-С. 13−18.
  10. Н.А., Ямпольская Ю. А. // Вестник РАМН. 1993. -№ 5 -С. 21−24.
  11. Н.Ю.Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. М., 1994. -Т.1.-№ 1.-С. 13−18.
  12. JI. Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  13. М.В., Бородкина Л. М., Кузнецова Г. Г. и др. // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 65−74.
  14. .С., Мирзаев Н.Л, Уровень артериального давления у детей школьного возраста // Кардиология. 1982. — Т. 22. -С. 110−112.
  15. P.M., Берсенева А. П., Вакулин В. К. и др. Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 8−10.
  16. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. М., 1984.
  17. Р.Н. // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 7378.
  18. P.M. Методика оценки функционального состояния организма человека.// Медицина труда и промышленной экологии. 1995. — № 3. — С. 30−34.
  19. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей. Ребенок проблемы экологии и здоровья. Сборник докладов научной сессии СП июнь 1999, С. 20−26.
  20. А.А. // Российский педиатрический журнал 1998. — № 1. -С. 5−8.
  21. А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  22. В.Н., Губайдуллина Т. Х., Калиберный В. В. // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 20−22.
  23. М.М. // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 44−49.
  24. М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека. 1989. — Т. 15. — № 2. — С. 85−88.
  25. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зуглер А. С. // Вестник РАМН.-1993. -№ 5. С. 8−15.
  26. Г. Ф., Нурбаева М. Н., Василенко Н. И. и др. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения // Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С.35−36.
  27. А.П. Здоровьесбережение учащихся в условиях общеобразовательного учреждения -Киев, 1991.- 165 с.
  28. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств // Гигиена и санитария. № 4. — 1999. — С. 42−45.
  29. Вайнруб ЕМ, Еременко Г. М., Краснянский П. Л. Гигиена обучения детей в школах с продленным днем. Киев, 1984, — 97 с
  30. И.М. // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. С. 4−6.
  31. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. A.M. Вейна. -М., 1998.
  32. Ю.Е., Казанцева JI.3., Ветров В. П. и др. Клиническая генетика и педиатрия. М., 1994.- 63с.
  33. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка: Лекция 2. Московский НИИ педиатрии и дет. Хирургии МЗМПРФ. — 1994. — 84 с.
  34. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. JI.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. М., 1993. — 394с.
  35. Н.П. Особенности функционирования организма школьников в процессе профессионального обучения в учебно-производственных комбинатах // Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С. 37−39.
  36. В. К. Ларионова Т.Б. Особенности микрофлоры воздушной среды школьных помещений // Гигиена и санитария.-1986.-№ 8.-С. 79−80.
  37. В.Н., Кривощапов Н. А., Попопва Н. В. Нейроцеркуляторные дистонии в подростковом возрасте // Педиатрия.-1995 -№ 6. С. 33−35.
  38. А.И. Практикум по общей гигиене. М., 1991 .-76 с.
  39. И.Л. Характеристика полового созревания девочек-школьниц в современных условиях обучения вшколе // Вторая Всесоюзная конференция по гинекологии детей и подростков: Тез. докладов.- М., 1990. С. 47.
  40. Доклад министра общего и профессионального образования РФ // Вестн. образования. 1997. — № 3. — С. 98−110.
  41. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. -М., 1983.-160 с.
  42. В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. // Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 141−149.
  43. С.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста в г. Орле // Гигиена и санитария. -1993. № 2.-С. 39−40.
  44. Г. Е. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 1999. — С. 69−70.
  45. М.П., Маймулов В. Г., Шабров А. В. Диагностика в профилактической медицине / Спб: Издательство Международного Фонда Истории Науки, 1997 г.- 514 с.
  46. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А Баранова. -М., 1999. -С. 69−92.
  47. А.Г., Агапова JI.A. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  48. А.Г., Звездина ИВ., Рапопорт И. К. и др. // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докл. науч. практ. конф. с международным участием. М., 1997. — С. 81−82.
  49. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. С. 59−62.
  50. В.А. Адаптация человека в различных кл и мато географических и производственных условиях.1. М, 1981.-Т.1.-С. 5−7.
  51. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария .- 2001.- № 5. -С. 52−54.
  52. А.В. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности // Физиология человека.-1988.-Т. 14.-С. 730−737.
  53. В.В. Валеологическое образование . // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. Спб., 1998. -С. 37−40.
  54. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской АМН. 1993. — № 5. — С. 25−27.59. 56. Крылов Д. Н. Социально-демографический портрет гимназистов // Сб. науч.тр. М., 1993 г. — С. 43−46
  55. А.Г., Агапова JI.A. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  56. А.Г., Звездина И. В., Рапопорт И. К. и др. // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докл. науч. практ. конф. с международным участием. М., 1997. — С. 81−82.
  57. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. С. 59−62.
  58. Э.М., Недопасова Н. П., Пономарева B.C. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования. // Валеология. 1998. — № 4. — С. 14−20.
  59. В.А. Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях1. М., 1981.-Т.1.-С. 5−7.
  60. Р.Т. Влияние социально- гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария. 2001.- № 5. -С. 52−54.
  61. А.В. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности // Физиология человека. 1988. — Т. 14. — С. 730−737.
  62. В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья 1994. — Т. 1, — № 1.-С. 5−12.
  63. В.В. Валеологическое образование // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. Санкт-Петербург, 1998. С. 37−40.
  64. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской АМН. 1993. — № 5. — С. 25−27.
  65. И.Л. Комплексная оценка состояния репродуктивной системы у девочек 12−16 лет с вегетососудистой дистонией. Иваново, 1994. — 20 с.
  66. Н.Д. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков. // Вестник РАМН. 1993. — № 5. — С 2834.
  67. В.Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях России // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. М., 1998. — С. 33−36.
  68. Н.Н., Мирская Н. В., Фальковская Н.М // Гигиена и санитария. 1992. — № 1. -С. 35−38.
  69. Н.Н., Степанова М. И., Сазанюк З. И. и др. // Охрана психического здоровья детей и подростков:
  70. Материалы 4-го Конгресса педиатров. России. М., 1998.1. С. 72.
  71. Н.Н., Поленова М. А. // Школа здоровья. 1995. -Т.2. № 4.-С. 54−56.
  72. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.-139 с.
  73. В.Т., Суханова Н. Н., Кашечкина Н. А., Каретина С. А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. -1996.-№ 1.-С. 27−29.
  74. В.Т., Баль JT.B., Брезгунов И. П. и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 47−49.
  75. В.Т. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 36−40.
  76. ВТ. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М., 1996.
  77. В.Т. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. — С. 32.
  78. В.Т. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. — 376 с: ил.
  79. В.Т. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М.: ММА им И. М. Сеченова, 1996. — 282.: ил.
  80. Ю.П. // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы доклад, научно-практич. конфер. с международным участием. М., 1997. -С. 139−140.
  81. А.В., Григорьев К. И. Метеопатология у детей. -М, 1990.
  82. В.И., Дягтева Г.К, Коноплев О. Н. и др. // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  83. С.И., Жданова Л. А., Сергеева М. А. и др.- // Экология и здоровье человека: Сборник научных трудов Иваново, 1995.-С. 67−69.
  84. А.А. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования (руководство для врачей). Таганрог. Издательство «Сфинкс», 1997. — 432 с.
  85. О.И. Комплексный анализ факторов риска напряжения адаптационных возможностей у детей начальной школы // Экология и здоровье человека: Сборник научных трудов Иваново, 2001.-С. 72−73.
  86. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях//Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 1.- С. 12−14. М
  87. С.А., Камаев И. А., Ананьин С. А. и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. — № 1. — С. 37−40.
  88. С.А., Камаев И. Х. Особенности здоровья подростков и пути его укрепления: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 1997.
  89. Н.Б. Организационно-экологическое обоснование путей развития системы здравоохранения России на современном этапе развития общества // Гигиена и санитария.-2000.-№ 5.-С.32−34.
  90. Г. Г. Социально гигиенические проблемысостояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария 2001.-С. 7−11.99. 0 положение детей в Российской федерации Государственный доклад. 1996 год / Под ред. Г. Н. Кареловой. М., 1997. — 159 с.
  91. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы// Методическое пособие под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993. — С. 15−45.
  92. В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 27−29.
  93. А.Н., Пшенцова И. Л. // Здравоох. Рос. Федерации, — 1999. -№ 1.-С. 31−33.
  94. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях севера // Гигиена и санитария. 2001.- № С.49−51.
  95. В.И. Медико-экологические аспекты устойчивого развития России // Терапевтический архив. 1997.-№ 11.-С.5−7.
  96. Л.П., Мамбеткаримов Г. А., Фанченко Н. Д. Экологические факторы в генезе нарушения функции щитовидной железы у детей // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. М., 1995.-С.45−46.
  97. И.В. Характеристика здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательныхучреждений при различных формах организации учебно-вспомогательного процесса: Автореф. дис.. канд. мед.наук.-М., 1998.
  98. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С. 62−64.
  99. Проблемы охраны здоровья подростков: Доклад комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения. -Женева, 1979.-56 с.
  100. Н.В. Учебная активность и успеваемость школьников старших классов при различных методах обучения // Гигиена и санитария. 1986. — № 2. — С. 91−92.
  101. Н.П., Мокеева М.М.,. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей.// Гигиена и санитария. -№ 1, — 1999.-С.29−31.
  102. В.Н., Ананьева Н. И. Взаимосвязь психофизиоло гических показателей и объема двигательной деятельности у школьников-подростков // Гигиена и санитария. 1991. — № 7.-С. 48−49.
  103. Г. Н. Итоги и перспективы развития гигиены детей и подростков // Гигиенические аспекты охраныздоровья детей и подростков: Тез. Всесоюзной научной конференции. -М., 1984, — С. 3−5.
  104. Г. Н., Сухарев А. Г. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене детей и подростков. М., 1993. — С. 47−59.
  105. Сердюковская Г. Н.,. Сухарева J1.M. Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М, 1991. — С. 1−3.
  106. Г. Н., Сухарева JT.M., Воронова Б. З. и др. Научно-исследовательская деятельность НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1993—1998 гг.. // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 34−38.
  107. Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. и др. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. М.: Медицина, 1986, 496 с, ил.
  108. Г. Н., Чурьянова М.И Методология донозологической диагностики // Вестник РАМН 1995. — № 7. — С.59 -64.
  109. Г. И., Захарченко Г. И., Морозов М. П., Кошелев Н. Ф., Смирнов B.C. Эколого-гигиенические проблемы исследования иммунного статуса человека и популяции. М., 1992.- 103 с.
  110. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С. 13−16.
  111. В.А., Солнцев А. А., Жданова J1.A. и др. Состояние здоровья школьников и пути его улучшения в Ивановскойобласти: Информ. письмо для врачей, субординаторов и интернов. Иваново,. 1989. -30с.
  112. Е.М. Клинико-патогенетические варианты и основы формирования вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном детском возрасте: Автореф. дис докт. мед. наук. Н. Новгород, 1993.-46с.
  113. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 4044.
  114. М.И., Сазанюк З. И. // Частная школа. 1995. -№ 6.-С 133−138.
  115. М.Я., Ефимова А. А. Окружающая среда и здоровье детей // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. М., 1995. — С.63.
  116. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе // Гигиена и санитария 2000. — № 3. — С. 45−46.
  117. Г. П. Методологические основы диагностики и корреляции донозологических форм экологически обусловленных изменений в организме человека // Гигиена и санитария. -2001. № 6. — С. 12−16.
  118. А.Г. // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997.-С. 27−31.
  119. JI.M., Куинджи Н. Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 14−18.
  120. И.И., Иванов Б. Я. // Гигиена и санитария. -1994.-Ж7.-С. 24−26.
  121. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова Б. З. Дифференциальная оценка факторов окружающей среды и здоровье школьников. // Вестник Российской Академии Наук. 1993. — № 6.-С.46−51.
  122. Н.А. Динамика физического и полового развития у девочек // Здравоохранение Белоруссии. 1992. — № 5. — С.39−42.
  123. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис.. доктора мед. наук. -Н. Новгород, 1997.
  124. Е.П., Татарникова М. А., Кабанец О. Л. Новые организационные формы оздоровления детей в образовательных учреждениях// Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С.69−72.
  125. Д. А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М., 1990. — 297с.
  126. Физиология и патология пубертатного возраста / Под ред. Бр. Братанова, К. Кубата. София, 1965. — С. 48−64.
  127. А.В. Функциональные заболевания ЖКТ. Л., 1991.-С. 26−52.
  128. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. -С. 71−73.
  129. Л.И. // Сборник научных работ совета научных медицинских обществ Министерства здравоохранения Чувашской АССТ. Чебоксары, 1996. — Вып. 3. — С. 243−252.
  130. НЮ. Социально- гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001.- № 5. — С.58−62.
  131. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева О. А. // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 21−23.
  132. А.Г., Кабиева СМ., Приз В. Н. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46−48.
  133. В.Н. // Рос. педиатр, журнал. 1998. — № 5. — С. 30−33.
  134. О.П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны // Вопросы охраны материнства и детства. 1990. — Т. 35. — № 2. — С. 3−7.
  135. JT.А. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. -М., 1998. -С. 101−161.
  136. Л. А. Метология оценки риска экологической зависимой патологии у детей // Российский педиатрический, журнал.- 1998.-№ 2.-С. 41−46.
  137. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. -М., 1998.-ЗЗЗс.
  138. Ю.А. // Гигиена и санитария. 1996. — № 1 С. 24−31.
  139. Ю.А., Ананьева Н. А. // Конференция Российского отделения Европейской антропологической ассоциации, 1-я: Материалы. -М., 1997. С. 193−201.
  140. Ю.А., Пляскина И. В. // Экологическая антропология. Ежегодник. Минск, 1998. — Выпуск 3. — С. 87−89.
  141. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 9−11.
  142. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последнее десятилетие // Гигиена и санитария. -2000. № 2. — С. 65−67.
  143. Ю.А. // Российский педиатрический журнал. -1998.-№ 5.-С. 30−33.
  144. Т.Д. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15 летних подростков: Автореферат дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 1998.
  145. О.И. Методические подходы к созданию комплексных профилактических программ по охране здоровья детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия// Сборник докладов научной сессии СП июнь 1999 г.-С. 33−34.
  146. Annett М., Manning М. Realing and a balanced polymorphism for laterality and ability. // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1990. -Vol. 31, N4. -P. 51−55.
  147. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood. // Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, Nll.-P. 1255−1260.
  148. Blackman J., Bretthauer J. Examining high-risk children for learning problems in the health care setting. // Pediatrics. 1990. — Vol/86, N3,-P. 398−404.
  149. Gulson B.L., Yui L.A., Howarth D. Delayed visual maturation and lead pollution // Sci. Total Environ. 1998. — Vol.224, № 1−3. -P.215−219.
  150. Т.JI. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15 летних подростков. -Bonrorpazi, 1998.
  151. О.И. Методические подходы к созданию комплексных профилактических программ по охране здоровья детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия// Сборник докладов научной сессии СП июнь 1999 г.-С. 33−34.
  152. Annett М., Manning М. Realing and a balanced polymorphism for laterality and ability. // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1990. -Vol. 31, N 4.-P. 51−55.
  153. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood. //Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, Nil.-P. 1255−1260.
  154. Blackman J., Bretthauer J. Examining high-risk children for learning problems in the health care setting. // Pediatrics. 1990. -Vol/86,N3.-P. 398−404.
  155. Gulson B.L., Yui LA., Howarth D. Delayed visual maturation and lead pollution // Sci. Total Environ. 1998. — Vol.224, JsTsl-3. -P.215−219.
  156. Children, adolescents, television and school. // Pediatrics. -1990. Vol. — 85, N 6. — P. 1119−1120.
  157. Children with health impairment in schools. // Pediatrics. -1990. Vol. 86, N 4. — P. 636−638.
  158. Cobanne F. Sante maternelle et infantile sante des adolescents. Les contraceptives- leur role en planification familiale // La revue scitntifique delA OMS. 1991. — Vol. N" 2. — P. 260−261.
  159. Court J.M. Health care for adolescents // Mtd. J. Australia. -1984. Vol. 140. — JVb 12. P. 696−697.
  160. P., Leenhardt A. // Jbid. 1991. — Vol. 83. — Suppl. 2. — P. 58−70.
  161. Davies К., Sadler В. Evaluation environnementale et sante humaine: perspectives, approaches et orientations. Canada, — 1997,-54p.
  162. Draper N., Smith H. Applied reqression analysis, second edition. New York: John Wiley & Sons, 1981.
  163. Dubois-Arber F., Lehmann Ph. Le tabac et les maladies tabahiques // La revue scientifique delA0MS. 1991. Vol. 69. -JV2 5.-P. 561−570.
  164. Dupuis C, Kachaner J., Pernot C. Cardiologie pediatrique: Flammarion medicine-sciences. -Paris, 1981.-P. 101−141.
  165. J., Janouser M. // Bespecna praca (Bratisl.). 1984. — N 4.-P. 155−157.
  166. J., Janouser M. // Bespecna praca (Bratisl.). 1984. — N 4.-P. 155−157.
  167. Fenton J. Some food thought // Hlth. Soc. Serv. J. 1989. -Vol. 99.-JVb 5153.-P. 666−667.
  168. Haubner P., Koroschka S. Visual display units. characteristics of performance. CIE 20-th Session 1983. — Commission on International Lightings, 1983.
  169. Health of adolescents: Results from the National Adokescent Atudent Health Survey // Wkly epidemiol. 1989. — Vol. 64. -№ 30. -P. 233−235.
  170. Ignar-Golinowska B. Postery szkolne i za howanie uezniow ezternastoletnich о roznym stopniu zoawansomania u dojrzewaniu // Roczn. Panstwon. Zalc. Hig. 1988. — 38. — № 2. -S. 191−197.
  171. International Scientific Conference on Work with Displey Units: Proccesings. Stockholv, 1986.
  172. Johnson J., Fortenberry D., Demetriou E. et al. A sexually transmitted diseases curriculum in adolescent medicine // Amer. J. Dis. Child. 1989. — Vol. 143. — № 9. — P. 1073−1076.
  173. Karl an G., Salonen I. // Bnt.med. J. 1990. — Vol. 301. — P. 1121−1132.
  174. D., Ketsela Т. Предшественники атеросклероза и гипертензии у подростков в Адисс-Абебе, Эфиопия // Бюллетень ВОЗ. 1993. — Т. 71. — № 6. — С. 111−117.
  175. Litt F. Adolescent medicine // J. Amer. Med. Ass. 1987. -Vol. 258.-JVo 16.-P. 2230−2231.
  176. K., Nunting W., Granojean E. // J. ossup. Med / 1980. -Vol. 22.-P. 161−174.
  177. Mantel N., Haenszel W. Statistical aspects of the analysis of data from retrospective studies of disease // J. Natl. Cancer Inst. 1959.-Vol. 22/-P/719−748.
  178. Maruyama K., Lkava G., Yamaschta N. Analisir of environmental factors related to the occurrence of childrenAs re fusal to attend school // J. Naramed. Ass. 1990. — Vol 41, N 2 -P. 194−202.
  179. Michaud P.-A., Hausser D. La sexualite des adolescents a lAheure du SIDA // La revue medicale. Suisse. — 1989. — Vol. 109. -Jo 4. -P. 319−322.
  180. Mozziconacci P., Saudubroy J. M. Pediatrie: Flammmarion medecinescienes. — Paris. — 1982. -P. 731−768.
  181. Miller DR., Bachner RE., Me. Millan o. Blood Diseases of Infancy and Childhood. Ed. 5.-St. Louis. CV Mosby, 1984.
  182. Miller H. Adoleszentenmedizin Kmderarzt // Hlth. Soc. Serv. J.-1988.-Vol. 19.-W28.-P. 1027−1033. 170 Nathan D. G., Oski F.A. Hematology of Infancy and Childhood.- Ed. 4. Philadelphia: WB Saunders, 1986.
  183. Pater R., Dowda M, Ross J. Associations between physical activity and physical fitness in American children. // Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, N 10. — P. 1123−1129.
  184. Pardeck J.A., Pardeck J.T. Family factors related to adolescent autonomy. //Adolescence. 1990. — Vol. 25, N 98. P. 311−319.
  185. Portnoy В., Christenson G. Cancer knowledge and related practices: Results from the National Adolescent Student Health Survey //J. Sch. Hlth. 1989. — Vol. 59. -P. 218−224.
  186. Rencer C. The basis rehabilitation: Revue scientific. обЗор. Geneva, 1980. — 116 p.
  187. Retenbranz J. Exercise physiology: Health indicators and cardiovascular risk factors during childhood and adolescence // Ann. Med. 1989. — Vol. 21. — № 3. — P. 199−202.
  188. Riltter G. Haltungsfehler und wachstumsstorungen im Kinds alter Diagnose, Prophyiaxe, Therapie. // Pract. Arst. 1990. -Bd. -44, N 623.-P. 572−575.
  189. Rosner B.A. Fundamentals of biostatistics. Boston: Duxbury Press, 1982.
  190. Ross G., Lipper E., Auld P. Social competence and benaviour problems in premature children at school age. // Pediatrics. -1990. Vol. 86, N 3. — P. 391−397.
  191. Ross G., Lipper E., Auld P. Grawth achievenunt of very low birth weight premature children at school age. // J. Pediatr. -1990. Vol. 177, N 2, — P. 307−309.
  192. Ruhemman C. Why the VDU guestions will not go away. -Heath and Safety Work, 1984, 6, n 15, P. 25−27.
  193. Sava P., Marland P. Le monde des adolescents. Paris. — 1989. -P. 3−105.
  194. Schlesselman A. Case-control studies. New York, Oxford Univ. Press. — 1982. — P. 303−206.
  195. Sieqel S. Nonparametric statistics for the benavioral sciences. -New York: McGraw-Hill, 1956.
  196. Sorva R., Lankinen S., Toppanen E., Perheentuha J. Variation of growth in height and weigh jf children. // Afta infanse 11. Acta Pediatr. Scand. 1990. — Vol. 79, N 5. — P. 498−506.
  197. Stychly M.A. et al. Radiofreguency emission from video display terminals. Hlth Physics, 1983, Vol. 45, N 3, — P. 772 775.
  198. Vasile M, Cordeanu A., Goldstein Т., Zotoviei L. Aspecte medicale, psihologice si sociale in adaptarca scjlarunei mic la procesual instructive-edication, // Igiena. 1990. — N 1. — P. 7782.
  199. Vue-Desinque qisele // Combat Nature. 1994. — Vol. 107. — P. 43−45.
  200. Walczak M., Witt C, Polaczek K., Analiza wpluwi wurbanich czynnikow medycznych I spoleczno-ekonomicznuch na wystepowanie malej masy urodzeniowej w populacji dzieci Polickich. //Zdrow.Publ. 1989. — .NMO — 12. — S.401−406.
  201. Williams R.J., Waskett et al. Cein. Sci. 1989/ - Vol. 76. -No 1. — P. 5965.
  202. Williams R.T. Detoxication Mechanisms. London, 1959. Vinship K.A. Toxicity of lead: a review // Adverse Drag. React. And Acute. Poison. Rev. — 1989. — Vol. 8. JV2 3. — P. 117−152.
  203. Wintrobe M.D. Clinical Hematology. Ed. 8. — Philadelfhia: Led and Febiger, 1981.
Заполнить форму текущей работой