Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций как фактор приоритетного развития сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамика изменения показателей индексов физического объема платных санаторно-оздоровительных услуг и индексов потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги показывает, что в целом по стране за последние десять лет отмечен резкий рост потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги (на 239,5%) в то время как объем платных услуг снизился на 13,9%. В данной ситуации стоит выделить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные приоритеты развития сферы услуг
    • 1. 1. Специфика услуг развития в социально-экономических процессах
    • 1. 2. Функциональная роль санаторно-курортных организаций в повышении социально-экономической эффективности сферы услуг
    • 1. 3. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций как фактор повышения функциональной роли сферы услуг в воспроизводственном процессе
  • Глава II. Основные характеристики развития санаторно-курортных организаций
    • 2. 1. Функциональное состояние системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения
    • 2. 2. Конкурентоспособность санаторно-курортной организации
  • Глава III. Приоритетные организационно-экономические инструменты развития санаторно-курортных организаций
    • 3. 1. Стратегия повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
    • 3. 2. Интеграционный механизм повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
  • Заключение
  • Список литературы

Управление конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций как фактор приоритетного развития сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс развития сферы услуг в России последовательно обретает свою специфику на фоне протекающих трансформационных процессов в национальном хозяйстве. При этом надо учитывать, что в последние десятилетия наиболее развитые страны мира выстраивают принципы функционирования своих народнохозяйственных комплексов исходя из требований приоритета сферы нематериального производства, а в России данный тренд только формируется. Подобное положение вещей, хотя и является естественным, тем не менее, оно инвертировано по отношению к воспроизводству в развитых странах мира.

В трудах западных ученых происходящие структурные изменения мировой экономики сравнивают с индустриальной революцией прошлого века. Процесс развития и расширения сферы услуг инициирует изменение структуры общественного воспроизводства посредством внутриотраслевых и межотраслевых сдвигов, затрагивающих соотношение результатов производства крупнейших секторов экономики. Многие исследователи подобные трансформации в процессах производства связывают с глобальными композиционными сдвигами, когда происходит изменение всей компоновки элементов, составляющих хозяйственное целое. Кроме того, в условиях постиндустриальных форм экономики одними из наиболее важных становятся услуги, непосредственно обеспечивающие опережающее развитие человеческого капитала. К таким относятся услуги образования и здравоохранения.

Услуги здравоохранения в процессе их потребления обеспечивают возникновение эффектов, инициирующих количественное и качественное развитие человеческого капитала, участвующего в процессе общественного воспроизводства, что является одной из основополагающих предпосылок опережающего экономического роста. В этом проявляется новая функциональная роль отрасли здравоохранения в повышении социальноэкономической эффективности сферы услуг. 3.

На Гайдаровском форуме в январе текущего года остро затрагивался вопрос о необходимости увеличения расходов и повышении их эффективности в сфере здравоохранения. В частности подчеркивалось, что становится необходимым обратить внимание на бюджетные приоритеты и на то, насколько эффективно расходуются средства в здравоохранении, куда предполагается вкладывать дополнительные средства. Кроме того, указывалось на факт того, что в концепции долгосрочного развития планируется повышение уровня расходов на здравоохранение к 2020 году до 5,5% ВВП. Это серьезный прирост к тому, что имеется сейчас, но этот ресурс предстоит еще не только изыскивать, но и определять направления его эффективного использования.

Таким образом, практика развития здравоохранения и российской сферы услуг объективно обуславливает строго определенные и актуальные направления научных исследований. Управленческая наука должна выработать свой ответ на запросы практики и потребности трансформации российской экономики.

Одним из таких направлений должно стать повышение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, функциональная роль которых в развитии человеческого капитала существенно расширяется. С позиций отмеченных композиционных сдвигов это становится одним из приоритетных организационно-экономических инструментов не только развития здравоохранения, но и непосредственного развития сферы услуг.

Степень изученности проблемы. В последнее время множество научных исследований сферы услуг сосредоточено в контексте трансформационных процессов становления и развития постиндустриального общества, формирования и приумножения человеческого капитала. Развитию сферы экономических и социально-культурных услуг как доминирующему фактору повышения качества жизни населения посвящены работы таких ученых, как Агапова Е., Андреева Н., Аппанова Ю., Артамонов И., Асланов Д., Балаева О., Бражко Е., Бубнова М.,.

Бурменко Т., Василенко И., Велибекова Д., Ветрова Е., Виноградова М., 4.

Волкова Н., Гладкова Ю., Гибало Н., Даниленко Н., Довлекаева О., Ермоленко А., Иноземцев В., Козлов О., Маврина Н., Манджиева Д., Маренков Н., Марченко Т., Омарова 3., Предводителева М., Святодух Е., Селяев Е., Скаржинская Е., Туренко Т., Федулин А., Чекмарев В., Чубарова Т., Шуршунов В., Янковский А., Яшина С., и др.

Проблематика развития общественного здравоохранения, в том числе и его организационно-правовые аспекты в условиях противоречивого реформирования национальной экономики, низкой эффективности используемых управленческих инструментов, изменения мировоззрения населения относительно социальной справедливости, рассматриваются в работах Бабкина А., Биржакова М., Варавиковой Е., Бенедиктова Д., Вишневского А., Вишнякова Н., Волкова А., Вязникова В., Голиковой Т., Гусевой С., Дудова А., Журавлевой Л., Иванова А., Кабушкина Н., Калиниченко В., Карповой Г., Киселевой Л., Кобзарь К., Ковалевой О., Ковалевского М., Кускова А., Лещенко Я., Лихановой Б., Лысиковой О., Миняева В., Михайловой Ю., Мишиной О., Найговзиной Н., Немцова А., Орловой Г., Пушкарёва О., Райзберга Б., Сергеевой Т., Сибуриной Т., Слуцкого С., Соболевой Н., Стародубова В., Ткаченко А., Улумбековой Г., Цыцориной И., Шиленко Ю., Щедриной А. и др.

Различным аспектам экономики санаторно-курортного дела и предпринимательства, модернизации индустрии здоровья, адаптации предприятий отрасли к рыночным условиям посвящены труды исследователей Адилова В., Азара В., Акопян А., Алиева М., Асланова Д., Асриева С., Балабанова И., Баранова А., Батчаевой С., Белоножкина Ю., Берлина С., Бобыревой О., Бокова М., Быковой О., Васильевой М., Васильева Ю., Ветитнева А., Гончаровой Е., Зорина А., Ивановой Л., Ильиной Н., Коблева Р., Криворучко В., Кускова А., Лимонова В., Литвяк Б., Мурзиной О., Назаровой Т., Новиковой С., Разумова А., Романовой Г., Слепакова С., Татаринова А., Туманова С., Темного Ю., Чуваткина П., Хрипачевой Т., Шиленко Ю., Юриной В., Юрьевой Т., Яковенко Г. и др.

Вопросам развития менеджмента туризма и рекреации, повышению эффективности использования их ресурсов в России, поиску новых финансовых источников посвятили свои работы Архипов А., Бабенко А., Бабкин А., Барзыкин Ю., Барчуков И., Биржаков М., Денисов В., Дурович А., Кабушкин Н., Карпова Г., Катренко В., Коковский Г., Лазовская С., Михайленко В., Никитина О., Пелевина Н., Сергеева Т., Синельников Б., Слепаков С., Суркова О., Шкилев А. и др.

Вместе с тем, проблематика поиска современных, эффективных и рыночно ориентированных организационно-экономических инструментов повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, обеспечивающих системный приоритет развития сферы услуг, остается недостаточно изученной, особенно в контексте развития человеческого капитала в воспроизводственных процессах, эффективной интеграции предприятий санаторно-курортного комплекса в воспроизводственные процессы. Это предопределило выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Главной целью диссертационного исследования является определение основных управленческих инструментов повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций как системного приоритета развития сферы услуг и ее адаптации к вызовам современной социально ориентированной рыночной экономики.

Реализация данной цели потребовала последовательной постановки и решения следующих задач исследования:

— выявить основные приоритеты развития сферы услуг;

— определить специфику услуг развития в социально-экономических процессах;

— уточнить функциональную роль санаторно-курортных организаций в повышении социально-экономической эффективности сферы услуг;

— рассмотреть конкурентоспособность санаторно-курортных организаций в качестве фактора повышения функциональной роли сферы услуг в воспроизводственном процессе;

— проанализировать функциональное состояние системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населенияобобщить требования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций;

— определить приоритеты стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций;

— разработать основы интеграционного механизма повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций.

Объект исследования представлен системными процессами становления эффективного и адаптированного к рыночным условиям управления услугами санаторно-курортных организаций.

Предмет исследования представляет собой организационно-экономические и управленческие отношения, формирующиеся в сфере услуг в процессе ее социально-экономической трансформации с учетом рыночных требований.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 1.6.123 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг) и п. 15.19 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационной сферы» (рекреация и туризм) Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования представлена многочисленными результатами комплексных и специализированных исследований российских и зарубежных ученых в области проблем перехода к постиндустриальному обществу с приоритетами человеческого капитала.

Важное значение сыграли результаты исследований в таких областях сферы услуг, как здравоохранение и санаторно-курортное дело, в том числе освещающих проблемы эффективного функционирования предприятий отраслей в рыночных условиях.

В диссертационной работе использованы законодательные и нормативные акты, программные документы, общественные и экспертные разработки по вопросам модернизации управления здравоохранением и санаторно-курортным делом в России в рамках общей стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период.

Источниками эмпирической информации явились данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Территориального органа службы государственной статистики по Краснодарскому краю, Администрации Краснодарского края, экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» по выработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, а также ряда санаторно-курортных организаций Краснодарского края.

Методы исследования. Изучение выбранной темы диссертации осуществлялось посредством совокупности методов научного исследования, которая была составлена в соответствии с требованиями обеспечения необходимой достоверности теоретических обобщений, аналитических выводов и практических предложений, содержащихся в работе.

Основными приемами научного исследования стали анализ и синтез, теоретические и эмпирические обобщения, метод статистических группировок, расчетно-конструктивный метод, функциональный и структурный анализ, аналитические графические построения. Активно использовались аналитические программные продукты операционных систем Microsoft.

Кроме того, данная методология исследования определялась основными требованиями системного подхода, на основании которого выявлялись и изучались причинно-следственные связи. 8.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании ведущих трендов социально-экономической трансформации в условиях постиндустриального общества и определении основных управленческих инструментов повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций как системного приоритета развития сферы услуг и ее адаптации к вызовам современной рыночной экономики, ориентированной на развитие человеческого капитала.

Наиболее существенными результатами исследования, выносимыми на защиту и содержащими полученные лично автором элементы научной новизны, являются следующие положения: по области исследований «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг» .

— расширена, на основе анализа основных трендов мирового развития, парадигма трансформации постиндустриального общества в части конвертации воспроизводственной последовательности «цели-средства-ресурсы» в последовательность «ресурсы-средства-цели» при соответствующем формировании новых правил поведения рыночных агентов, выражающихся в эффективности создания «коллективных» производственных цепочек, гарантирующих получение взаимных выгод, что позволяет уточнить приоритеты сегмента услуг развития сервисной сферы, представленных в форме индивидуально-ориентированных и общественно-значимых услуг образования, здравоохранения и культуры, повышающих потенциал человеческого капитала непосредственно в процессе экономической деятельности;

— показано, на основе теоретических обобщений, что рыночная экономика с развитой сферой услуг объективно обуславливает прямое и обратное воздействие высокого уровня физического и морального здоровья населения на макроэкономические процессы и формирование ключевых факторов современного экономического роста (научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и др.), обеспечивающих эффективную интеграцию в мировую хозяйственную 9 систему, что позволяет определить катализаторы роста эффективности и устойчивости общественного производства;

— уточнена, посредством компаративного подхода, категория конкурентоспособности, которая наряду с традиционными свойствами (способность выдерживать конкуренцию, ценовые показатели, степень ответственности, соответствие регламентирующим стандартам), выступает показателем уровня развития общества и системообразующих секторов национальной экономики, что позволяет интегрировать тенденции снижения роли материальных факторов производства и повышения значимости знаний и компетенций как основных производственных ресурсов в ключевые факторы успеха санаторно-курортных организаций;

— выявлены, на основе статистического анализа, неблагоприятные тенденции в сфере общественного здоровья и предоставления профилактических услуг здравоохранения, заключающиеся в том, что смертность россиян по основным классам причин снизилась только в случаях с внешними причинами и от болезней органов дыхания при сохранении или ухудшении тенденций по другим причинам, общее количество санаторно-курортных организаций сократилось более чем на пятьдесят процентов, сформировалась выраженная тенденция «уплотнения» предоставляемых санаторно-курортной отраслью услуг (т.е., наращивание объемов рынка не за счет расширения отрасли, а исключительно за счет экстенсивных факторов увеличения числа клиентов), что позволяет рассматривать санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, где темпы роста физического объема оказываемых услуг превышают темпы роста цен, как эффективно-адаптированный к требованиям рыночной трансформациипо области исследований «рекреация и туризм» .

— показана, на основе аналитических обобщений, социальноэкономическая эффективность санаторно-курортного лечения и оздоровления, заключающаяся в двух-трех кратном снижении издержек производства от недополученной прибыли и уменьшении количества дней временной нетрудоспособности, что объективно обуславливает.

10 значительное повышение воспроизводственной роли системы здравоохранения при реорганизации предоставления услуг, обеспечивающей приоритеты профилактических видов деятельности, среди которых санаторно-курортный комплекс должен рассматриваться среди системообразующих и инициирующих количественное и качественное развитие трудового потенциала;

— выявлено, на основе SWOT-анализа и методики оценки конкурентоспособности организации «4Р» (Product, Price, Place, Promotion) ряда санаториев Краснодарского края, что при слаборазвитой системе продвижения услуг основное влияние на конкурентоспособность санаториев оказывает качество предоставляемых услуг и их цена, в соответствии, с чем стратегии управления разделяются на преимущественно ориентированные на фонды промышленных предприятий и средства государственных внебюджетных фондов социального страхования и социальной защиты, и с ориентацией на реорганизацию своей структуры со значительным сокращением собственной медицинской базы и развитием дополнительных услуг, пользующиеся повышенным спросом населения, что позволяет более адекватно определить качество предлагаемого рекреационного продукта;

— предложена, на основе анализа конкурентоспособности объекта и его элементов, стратегия повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, включающая расширение доли на рынке и в его конкретных сегментах, диверсификацию услуг в части специальных предложений, рост объема заключаемых договоров при увеличении доли свободных продаж, активизацию рекламной деятельности и продвижения услуг на международные рынки и др., что позволяет сформировать основные свойства системного управления развитием (системная гибкость, системная адаптивность, системная конкурентоспособность);

— аргументирована, с учетом воспроизводственной роли туристскорекреационной деятельности, необходимость широкого применения интеграционных процессов предполагающих расширение и углубление.

11 производственно-технологических связей, совместное использование ресурсов, объединение капиталов, создание благоприятных условий осуществления совместной экономической деятельности, что позволит использовать эффекты экономии на издержках, ориентации не только на рыночную конъюнктуру, но и на новые принципы формирования стоимости продукта и услуг, обеспечения защиты своих инноваций, подготовки и повышения квалификации персонала, экономии при создании собственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также развивать приоритетные виды интеграционных объединений (предпринимательская сетьстратегический альянсглобальное объединениекластерассоциациясоюз).

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов диссертации при дальнейших научных исследованиях проблем управления санаторно-курортными организациями в контексте развития сферы услуг в рыночных и постиндустриальных условиях, формирования организационно-экономических инструментов повышения их конкурентоспособности. Это логически вытекает из стратегических приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Ряд теоретических положений диссертации могут оказаться полезными при выработке стратегии социально-экономической постиндустриальной трансформации региональных подсистем в глобализирующейся экономике как объективной реальности двадцать первого столетия.

Практическая значимость исследования заключается в непосредственной прикладной направленности основных выводов и предложений, содержащихся в диссертации. Реализация предложенных практических организационно-экономических инструментов, особенно в части стратегических мер и интеграционного механизма повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, позволит повысить эффективность предприятий отрасли и воспроизводственную значимость сферы услуг.

Часть материалов диссертации могут быть использованы при изучении дисциплины «Экономика сферы услуг» в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические предложения диссертационного исследования докладывались автором на методологических семинарах в Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма в 2008;2012 гг.- на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития» (Кисловодск, 2009) — на научно-практической конференции «Актуальные вопросы посткризисной экономики» (Сочи, 2009) — на международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива-2009» (Нальчик, 2009) — на научно-практической конференции «Актуальные вопросы посткризисной экономики» (Сочи, 2010) — на всероссийской конференции «Формирование, развитие и прогнозирование социально-экономических систем: методы и способы управления» (Кисловодск, 2011) и др.

Основные результаты и предложения диссертационного исследования представлены в Управление по курортному делу и туризму администрации города Сочи и в Департамент комплексного развития курортов и туризма Администрации Краснодарского края.

Ряд положений исследования используется в учебном процессе в Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 10 научных работ (в том числе 3 — в ведущих рецензируемых журналах из перечня, определенного ВАК РФ), в которых отражены основные положения диссертационного исследования. Общий объем — 6,1 п.л. (в том числе автора — 5,7 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс развития сферы услуг в России приобрел свою специфику на фоне протекавших трансформационных процессов в национальном хозяйстве. В то время как на рубеже конца XX и начале XXI веков наиболее развитые страны мира все в большей степени выстраивают принципы функционирования своих народнохозяйственных комплексов в координатной плоскости преобладающей сферы нематериального производства, в России данный тренд только зарождается. Так, в России роль промышленного производства в экономике достаточно высока. В частности, именно промышленность, в первую очередь добывающая, выстраивает основу хозяйственного комплекса, которая, в конечном итоге, и задает направления развития обрабатывающей промышленности и сферы услуг, а не наоборот, как в развитых странах. Подобное положение вещей, хотя и является естественным, тем не менее, оно инвертировано по отношению к производству в развитых странах мира. И здесь следует учитывать, что чем устойчивее, совершеннее и эффективнее сфера материального производства, тем богаче общество и человек, и тем значимее становится роль сферы услуг, ее сбалансированное сочетание со сферой материального производства и обратного влияния на него.

На протяжении многих веков основную роль в обеспечении жизнедеятельности людей играло материальное производство, постоянно трансформировавшееся и усложнявшееся, выступавшее в качестве единственной сферы общественного производства. В процессе развития общества и сферы материального производства, которая в настоящее время насчитывает порядка 55 отраслей, подотраслей и видов деятельности, исследователи обратили внимание на тот факт, что экономические результаты труда в ряде видов деятельности не могут быть привязаны к материальному производству. Отсюда возникла необходимость учета результатов деятельности, считавшихся ранее непроизводственными.

В результате возник один из самых первых широко распространенных подходов к структурированию общественного производства, в основе которого лежит дихотомия материального и нематериального производства. Данный подход заключается в разделении всего общественного производства на две части, где к первой части относят производства, занятые созданием экономических благ, выраженных в форме материальных объектов, а ко второй — производства, создающие экономические блага, которые не представляют собой материальные объекты, но при этом могут быть выражены через них.

В условиях постиндустриальных форм экономики, одними из наиболее важных становятся услуги, ориентированные на развитие человеческого капитала. К таким услугам, помимо образования (формирующего большую долю производственного капитала человека), можно отнести и услуги здравоохранения, обеспечивающие высокий уровень физического и морального здоровья населения, который в свою очередь оказывает существенное воздействие на процессы экономического роста не только на индивидуальном, но и на макроэкономическом уровне. Следовательно, можно утверждать, что одним из катализаторов современного роста эффективности и устойчивости общественного производства должны являться услуги развития, предоставляемые системой здравоохранения.

Услуги здравоохранения в процессе их потребления обеспечивают возникновение эффектов, инициирующих количественное и качественное развитие человеческого капитала, участвующего в процессе общественного производства, что является основополагающей предпосылкой опережающего экономического роста (в целом это может быть идентифицировано как роль отрасли здравоохранения в повышении социально-экономической эффективности сферы услуг).

При этом, социально-экономическая эффективность санаторнокурортного лечения и оздоровления заключается в двух-трех кратном.

171 снижении издержек производства от недополученной прибыли и уменьшении количества дней временной нетрудоспособности, что позволяет утверждать о необходимости значительного повышения воспроизводственной роли системы здравоохранения при реорганизации предоставления услуг, обеспечивающей приоритеты профилактических видов деятельности, среди которых санаторно-курортный комплекс должен рассматриваться среди системообразующих и инициирующих количественное и качественное развитие трудового потенциала.

За последние полтора десятка лет ситуация со смертностью россиян по основным классам причин улучшилась только в случаях с внешними причинами смертности и смертности от болезней органов дыхания. В остальном же ситуациях либо практически не изменилась, либо ухудшилась. Поэтому повышается функциональная роль потенциала санаторно-курортного лечения и оздоровления, обладающего множеством эффективных факторов.

Однако, несмотря на значительные перспективы повышения социально-экономической эффективности услуг развития, предоставляемых системой здравоохранения и основанных на потенциале санаторно-курортного комплекса, сегодня часто утверждается, что данные возможности в расчет принимаются явно недостаточно.

При этом общее количество санаторно-курортных организаций сократилось в последнее на 51,7% (с 2927 ед. в 1995 году до 1929 ед. в 2010 году). При этом сокращение произошло за счет санаторно-курортных организаций профилактической направленности, общее количество которых за рассматриваемый период времени сократилось в 2,6 раз (с 1734 ед. в 1995 году до 656 ед. в 2010 году).

Напротив, количество санаториев и пансионатов с лечением за это время незначительно увеличилось (на 6,7% - с 1193 ед. в 1995 году до 1273 ед, в 2010 году). Также следует отметить, что среди всех санаторнокурортных организаций произошло сокращение количества детских.

172 санаториев и пансионатов с лечением и оздоровительных лагерей. В частности в период с 1995 по 2010 годы их число сократилось на 6,2% (с 584 ед. в 1995 году до 550 ед. в 2010 году).

Данные тенденции свидетельствуют о трех фактах, подтверждающих недооценку использования факторов санаторно-курортного лечения и оздоровления в условиях функционирующей в России системы здравоохранения:

— в целом недооценивается эффективность санаторно-курортного комплекса, следствием чего становится сокращение общего количества организаций, предоставляющих лечебно-оздоровительные услуги, а вместе с тем и снижение конкуренции на рынке;

— недооценивается профилактическое направление санаторно-курортного комплекса, следствием чего является относительно резкое снижение общего количества санаториев-профилакториев, хотя именно профилактика имеет наибольшую степень социально-экономической эффективности в вопросах охраны и приумножения здоровья;

— сокращение количества детских санаториев, что также свидетельствует о недооценке социально-экономической эффективности услуг санаторно-курортного комплекса в вопросах сохранения и приумножения здоровья населения, т.к. именно в детском возрасте закладываются предпосылки, способствующие более качественному процессу охраны и приумножения здоровья.

Данные факты усугубляются еще рядом причин. Так, на фоне снижения общего количества организаций, происходит рост количества мест. Если в 1995 году было всего 400 тыс. мест (в т.ч. в детских 74 тыс. мест), то в 2010 году общее число мест увеличилось до 421 тыс. (в т.ч. в детских 120 тыс. мест). Т. е. за рассматриваемый промежуток времени на фоне общего сокращения количества санаторных организаций на 51,7%, произошло увеличение количества мест на 5,3% (в т.ч. в детских на 62,2%).

При этом процесс «уплотнения» количества предоставляемых мест в санаторно-курортных организациях сопровождается ростом количества отдыхающих. Так, если в 1995 году в санаториях и пансионатах с лечением отдохнуло 2216 тыс. человек, то в 2010 году эта цифра увеличилась до 4752 тыс. человек (рост на 114,4%). В то же время количество отдохнувших в санаториях профилакториях сократилось с 1698 тыс. человек в 1995 году до 1229 тыс. человек в 2010 году (снижение на 38,2%).

За шестнадцатилетний отрезок времени произошло увеличение среднего количества мест, приходящихся в расчете на одну санаторно-курортную организацию. При этом, если в 1995 году в среднем на один санаторий или пансионат с лечением приходилось порядка 221,3 места, на один санаторий-профилакторий — 78,4 места, а на один детский санаторий или пансионат с лечением, или санаторно-оздоровительный лагерь — 126,7 места, то в 2010 году эти показатели изменились. В результате, в настоящее время на один санаторий или пансионат с лечением приходится порядка 270,2 мест (рост на 22,1%), на один санаторий-профилакторий -117,4 места (рост на 49,7%), а на один детский санаторий или пансионат с лечением, или санаторно-оздоровительный лагерь — 218,2 места (рост на 72,2%).

В свою очередь, за этот же промежуток времени также произошло и увеличение среднего количества отдохнувших в расчете на одно место. Так, если в 1995 году в среднем на одно место в санатории или пансионате с лечением приходилось порядка 8,4 отдохнувших, на одно место в санатории-профилактории — 12,5 отдохнувших, а на одно место в детском санатории или пансионате с лечением, или санаторно-оздоровительном лагере — 5,7 отдохнувших, то в 2010 году эти показатели составили: на одно место в санатории или пансионате с лечением — 13,8 отдохнувших, на одно место в санатории-профилактории — 17,0 отдохнувших, а на одно место в детском санатории или пансионате с лечением, или санаторнооздоровительном лагере — 10,2 отдохнувших.

Все это в целом свидетельствует об «уплотнении» предоставляемых санаторно-курортной отраслью услуг. Другими словами подобное положение вещей отражает тенденцию, при которой наращивание объемов рынка происходит не за счет расширения самой отрасли, а просто за счет экстенсивных факторов, направленных на привлечение как можно большего числа клиентов, а не на конечный социально-экономический эффект. Вероятно, подобная практика может оказать воздействие и на качество предоставляемых услуг, в частности, это может проявляться через сокращение продолжительности лечебно-оздоровительного курса, увеличение количества пациентов, приходящихся на определенное количество персонала и т. д.

Это в целом может привести к снижению качества предоставляемых услуг, и снизить роль отрасли в повышении социально-экономической эффективности услуг развития, предоставляемых в системе здравоохранения.

Краснодарский край занимает первое место среди остальных российских регионов по количеству имеющихся санаторно-курортных организаций.

Так, в 2010 году из 723 санаториев для взрослых и пансионатов с лечением по всей России, 147 находилось именно в Краснодарском крае. В то же время, например во всем ЮФО числилось 167 санаториев для взрослых и пансионатов с лечением, а по ЦФО — 143 (Московская область — 62, остальное по другим регионам округа).

Несмотря на то, что край является лидером по объему предоставляемых санаторно-курортных услуг, на фоне увеличившегося количества коллективных средств размещения на 33,8%, количество санаторно-курортных организаций сократилось на 1,9%. Численность размещенных лиц в санаторно-курортном комплексе за рассматриваемый промежуток возросла на 81,4%, в то время как численность размещенных лиц в организованном секторе, в том числе и в санаториях, возросла всего лишь на 20,8%.

Таким образом, организованный сектор санаторно-курортного комплекса Краснодарского края имеет меньшую привлекательность, чем неорганизованный сектор, что свидетельствует о несоответствии характеристик спроса и предложения услуг, в том числе и в санаторно-курортном комплексе края. Скорее всего, это может быть выражено в низком качестве предоставляемых в организованном секторе (в т.ч. и санаториях) услуг и высокой стоимости, их низкой доступности, несовпадении предпочтений отдыхающих с предложением и т. д. И это в первую очередь проявляется в снижении объема предоставляемых услуг. Если в целом по отрасли за последние восемь лет объем предоставленных услуг, очищенный от инфляционного воздействия, возрос на 28,3%, то объем услуг организованного сектора сократился на 6,8%. И как следствие, бюджет края недополучил часть средств.

Число отдохнувших в 2007 году было 8% больше, показателей предыдущего года, однако по итогам 2008 года рост сократился, достигнув показателя в 2,6%, а в следующие два года он стал отрицательным и составил 99,6% и 89,2%, соответственно. Аналогичная ситуация наблюдалась и с показателем, отражающим темпы роста объема платных услуг, предоставленных населению санаторно-курортных комплексом, однако ситуация каждый год сопровождалась фактом того, что темпы роста объема платных услуг были выше темпов роста численности отдохнувших, даже во время уменьшения последних, что отражает непосредственный рост стоимости услуг в отрасли.

На этом фоне необходимо отметить изменение темпов роста объема инвестиций в основной капитал санаторно-курортной отрасли Краснодарского края. В период с 2008 по 2010 годы ежегодный рост находился в диапазоне от 18,0% до 77,2% (в 2007 — 1,2%). Однако следует понимать, что значительный объем из этих средств связан со строительством олимпийских объектов и подготовкой к 0лимпиаде-2014.

Динамика изменения показателей индексов физического объема платных санаторно-оздоровительных услуг и индексов потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги показывает, что в целом по стране за последние десять лет отмечен резкий рост потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги (на 239,5%) в то время как объем платных услуг снизился на 13,9%. В данной ситуации стоит выделить санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, где рост потребительских цен был более сдержанным (рост на 114,4%) а объем оказанных платных услуг устойчиво возрастал (рост на 133,3%). Примечательным является тот факт, что темпы роста физического объема оказываемых санаторно-оздоровительных услуг в Краснодарском крае были выше темпа роста цен. Другими словами, санаторно-курортный комплекс Краснодарского края обеспечил реальный рост предоставляемых санаторно-оздоровительных услуг.

Эти результаты целесообразно учесть при разработке федеральной «Стратегии-2020: Новая модель роста — новая социальная политика» в части, где идет речь об улучшении состояния здоровья населения, которое будет обеспечиваться формированием интегрированной, прозрачной и эффективной системы охраны здоровья.

При этом, системе оказания медицинской помощи присущи серьезные структурные диспропорции: чрезмерная нагрузка на стационарную помощь при относительно слабом развитии первичной, реабилитационной и медико-социальной помощидоля расходов на стационарную помощь в общем объеме расходов на здравоохранение почти в 2 раза превышает долю амбулаторной помощи, в то время как в западноевропейских странах они примерно равнынедостаточная координация деятельности медицинских учреждений и врачей на разных этапах оказания медицинской помощи. Таким образом, более 30%.

177 госпитализаций могут быть перенесены на амбулаторный этап без ущерба для здоровья больного. Однако, практически у всех субъектов общественной системы здравоохранения пока нет серьезной мотивации к повышению эффективности использования ресурсов.

Для выполнения отмеченных стратегических приоритетов целесообразно, во-первых, реализовать предложенную в работе стратегию повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, включающую расширение доли на рынке и в его конкретных сегментах, диверсификацию услуг в части специальных предложений, рост объема заключаемых договоров при увеличении доли свободных продаж, активизацию рекламной деятельности и продвижения услуг на международные рынки и др. Это позволит сформировать основные свойства системного управления развитием (системная гибкость, системная адаптивность, системная конкурентоспособность).

Во-вторых, с учетом воспроизводственной роли туристско-рекреационной деятельности, необходимо использовать преимущества интеграционных процессов, предполагающих расширение и углубление производственно-технологических связей, совместное использование ресурсов, объединение капиталов, создание благоприятных условий осуществления совместной экономической деятельности. Это позволит использовать эффекты экономии на издержках, ориентации не только на рыночную конъюнктуру, но и на собственные принципы формирования стоимости продукта и услуг, обеспечения защиты собственных инноваций, подготовки и повышения квалификации персонала, экономии при создании собственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также развивать приоритетные виды интеграционных объединений (предпринимательская сетьстратегический альянсглобальное объединениекластерассоциациясоюз).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б. Конкуренция и монопольная власть в экономике России: логика переходного процесса // Интернет-конференция «Поиск эффективных институтов для России XXI века». 2003. — URL: http://ecsocman.hse.ru/iconf/16 214 588/discussion.html.
  2. E.H. Развитие сферы социально-культурных услуг как фактор повышения качества жизни населения муниципального образования // Сервис plus. 2008.-№ 1.
  3. A.C., Шиленко Ю. В., Юрьева Т. В. Индустрия здоровья: экономика и управление. М.: Дрофа, 2003.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002.
  5. Актуальные проблемы развития сферы услуг: сб. науч. тр. / под ред. А. Б. Титова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  6. А.И., Васильев Ю. В., Малеева A.B. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2006.
  7. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Дашков и К, 2002.
  8. Н.Г. Развитие санаторно-курортной системы в Республике Башкортостан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 14. — № 37.
  9. О.В., Флек В. О. Аудит эффективности государственных ресурсов в здравоохранении в РФ. Анализ и результат. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  10. А., Барзыкин Ю. Туризм и рекреация в России: вектор развития // Вестник Института экономики РАН. 2007. — № 3.
  11. Д.И. Механизм регулирования инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе Кавказских минеральных вод // Фундаментальные исследования. 2007. — № 12.
  12. Д.И. Факторы и условия, определяющие формирование здоровья человека // Управленец. 2011. Т.10. — № 3−4.
  13. Г. Маркетинг: принципы и стратегия М.: ИНФРАМ, 2001.
  14. Г. А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2008.
  15. А.И., Денисов В. Н. Социально-гигиенические аспекты развития санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в Сибири // Бюллетень Сибирского отделения Российской академиимедицинских наук. 2004. — № 4.
  16. A.B. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  17. База данных об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах Российской Федерации (http://www.zrav.socpol.ru/).
  18. Банникова J1.H. Социальный маркетинг как современная форма маркетинговых практик // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. — № 4.
  19. A.A. Состояние здоровья современны детей и подросток и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник Российской Академии наук. 2009. — № 5.
  20. В.А., Харченко B.JI. Стратегический менеджмент. М.:1. Инфра-М, 2011.
  21. И.С. Санаторно-курортное дело. М.: Юнити-Дана, 2006.
  22. Н.М. О правовом статусе публичных медицинских учреждений // Медицинское право. 2008. — № 2.
  23. С.И. Разработка концепции стратегического менеджмента в сфере туристско-рекреационных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2006. — № 3.
  24. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2004.
  25. О.В. Менеджмент курортного хозяйства. Симферополь: Таврия, 2008.
  26. И.Л. Формирование и развитие интегрированных организационно-производственных структур промышленных кластеров // Организатор производства. 2009. — Т.41. — № 2.
  27. М.И. Базовые теоретические и методологические подходы к сущности и содержанию человеческого капитала в экономике постиндустриального общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 5.
  28. Т.Д., Даниленко H.H., Туренко Т. А. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. М.: КноРус, 2010.
  29. О.Н. Разработка организационно-экономической модели управления санаторно-курортным комплексом сочинского региона // Вестник Тамбовского университета. 2008. — № 4.
  30. Е.А. Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. — 2010. — Т. 15. № 3.
  31. O.E. Развитие сферы услуг как фактор миграции населения (на примере Республики Башкортостан) // Региональные исследования. -2010.-№ 4.
  32. Д.М. Управление устойчивым развитием предприятий сферы услуг на основе концепции социальной ответственности // Транспортное дело России. 2006. — № 11.
  33. Д.Д. «Пока не восстановим принцип эшелонированной медицинской помощи, здравоохранение эффективно работать не будет». // Менеджер здравоохранения. 2009. — № 7.
  34. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Медицина, 2001.
  35. A.M., Журавлева Л. Б. Курортное дело. М.: КНОРУС, 2007.
  36. Е.А. Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008.-№ 10.
  37. М.В. Социально-экономическое влияние развития сферы платных услуг на экономику региона // Сервис в России и за рубежом. -2009. -№ 1.
  38. А.Г. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
  39. А.И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения. М.: ИД Гэотар-мед, 2002.
  40. Л.И. Социальный маркетинг и социальное управление: теоретико-методологические аспекты // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. — № 32.
  41. В.Е. Повышение эффективности больничных учреждений в связи с задачами реформирования здравоохранения РФ. М.: Дело, 2006.
  42. О.Б. Основные подходы к формированию человеческого капитала // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4.
  43. Ю.В. Материальное производство основа экономического роста и развития сферы услуг // Практический маркетинг, 2009. — № 7.
  44. A.B. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  45. Л.А. Концептуальные и методологические аспекты проблемы качества // Качество: теория и практика. 1998. — № 1−2.
  46. Р. Современный стратегический анализ. Спб.: Питер, 2008.
  47. С.Л. Профилактика как основа развития первичной медико-санитарной помощи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. — № 1−7.
  48. Е.О. Правовые основы стоматологической практики. СПб: Санкт-Петербургский институт стоматологии, 2002.
  49. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М.: Вильяме, 2003.
  50. Д. Принципы и практика маркетинга. Пер. с англ. Москва: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  51. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 г. Уменьшение риска, содействие здоровому образу жизни. — Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2002 г.
  52. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 20 112 015 годы.
  53. Н.В. К здоровой России // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2009. — Т.5. — № 1.
  54. А.П. Маркетинг в туризме. М.: Инфра-М, 2010.
  55. А.П., Кабушкин Н. И., Сергеева Т. М. Организация туризма.1. М.: Новое знание, 2003.
  56. Е.А. Роль человеческого капитала в современной экономике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 3.
  57. Здравоохранение в России. 2001: Статистический сборник. М.: Росстат, 2001.
  58. Здравоохранение в России. 2005: Статистический сборник. М.: Росстат, 2005.
  59. Здравоохранение в России. 2007: Статистический сборник. М.: Росстат, 2007.
  60. Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. М.: Росстат, 2009.
  61. Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. М.: Росстат, 2011.
  62. А.Е. Тенденции смертности в России и резервы сокращения ее от преодолимых причин. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции. М.: Экон-Информ, 2010.
  63. В.И. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспектива. М.: Логос, 2000.
  64. Исследование современного состояния рынка туристических услуг. Независимое агентство VarioBrands. № 1. — URL: http ://www.yan 1 .ru/index.php?pgname=archive&art=6 8.
  65. В.И. Необходимость создания интегрированной системы управления медицинской помощью // Врач и информационные технологии. 2004. — № 4.
  66. В.И. Проблемы управления медицинской помощью и пути их решения // Врач и информационные технологии. 2004. — № 1.
  67. В.И., Валькович В. П. Методики расчета стоимости медицинских услуг: проблемы и поиски их решений // Менеджер здравоохранения. 2006. — № 1.
  68. Г. А. Курортно-туристский комплекс как объект управления.
  69. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  70. JI.C. Роль ресурса здоровья в социально-экономическом развитии страны // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. — № 2.
  71. JI.M. Эволюция сферы услуг: особенности, закономерности, формы государственного регулирования. Уфа, 2005.
  72. К.П. Здравоохранение как система // В мире научных открытий. 2010. -№ 4−14.
  73. P.M. Обеспечение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций Краснодарского края как фактор их устойчивого развития // Управление экономическими системами.185
  74. Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/452−2011−05−26−10−36−04.
  75. Г. В. О типах конкурентного поведения предприятия на рынке // Финансы и кредит. 2005. — № 2.
  76. Кот л ер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд-во Вильяме, 2007.
  77. Ф., Келлер K.JI. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2011.
  78. В.О., Максимов Г. Г., Янбухтина Г. А., Азнабаева Ю. Г. О прогнозе профессиональной трудоспособности человека // Медицинский вестник Башкортостана. 2009. — Том 4. — № 6.
  79. В .И., Бондаренко В. Н., Криворучко Л. В., Белоножкин Ю. Н. Рыночный механизм управления санаторно-курортной сферой. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  80. Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  81. О.Г. Функциональные ограничения и социально-ориентированные инструменты модернизации здравоохранения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, — 2010. -№ 1(21).
  82. A.C., Лысикова О. В. Курортология и оздоровительный туризм.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  83. Кути И. А, Красина О. В. Человеческий капитал: эволюция представлений // Социологические исследования. 2007. — № 8.
  84. C.B. Новые возможности развития сферы туристско-рекреационных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. — № 1.
  85. C.B. Развитие ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. — № 4.
  86. Ю.Н., Лапчгин Д. Ю. Стратегический менеджмент. М.: Эксмо, 2010.
  87. Я. А. Роль системы охраны здоровья в обеспечении устойчивого развития общества // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. — № 4.
  88. В.И. Оценка некоторых изменений в санаторно-курортном комплексе Российской Федерации // Вестник Национальной академии туризма. 2010. — № 4.
  89. М.В., Висельская E.H. Повышение эффективности социальной ответственности корпораций как фактор устойчивого экономического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. — № 5.
  90. И.С. Проблемно-ценностный анализ развития интегрированных структур в РФ // Аграрный вестник Урала. 2006. -№ 2.
  91. H.A. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 29.
  92. Д.А. Услуги развития // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. — № 3.
  93. Т.И. Научное обеспечение управления развитием сферы услуг региона: терминологический аспект // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. — № 1−2.
  94. Д.В. Удовлетворение потребителей по-японски // Методы менеджмента качества. № 2.-2005.
  95. Ю.В., Иванов А. Е. Предотвратимая смертность в России и пути ее снижения. М.: ЦНИИОИЗ, 2006.
  96. А.П., Банников А. И., Биктемирова М. Х. Маркетинг. М.: Кнорус, 2006.
  97. A.A. Интегрированные структуры и их роль в стратегическом развитии организации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. — № 1.
  98. О.Б. Становление санаторно-курортной системы оздоровления населения в России // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009. — № 1.
  99. П.С. Качество услуг сферы сервиса // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. — № 1.
  100. Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: ГЕОТАРМЕД, 2004.
  101. A.B. Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции. М.: Экон-Информ, 2010.
  102. Г. К. Социально-экономические аспекты общей эффективности производства фирмы // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2005. — № 4.
  103. O.A. Роль туристско-рекреационного потенциала в региональном развитии территорий // Успехи современного естествознания. 2007. — № 1.
  104. Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 33-Ф3.
  105. М.С. Туристско-рекреационное природопользование: основные направления изучения и анализа // Географический вестник. -2011.-№ 1.
  106. М.М. Развитие российского потребительского рынка в условиях глобализации экономики // Успехи современного естествознания. 2007. —№ 11.
  107. З.К. Развитие сферу услуг как фактор экономического роста // Фундаментальные исследования. 2007. — № 12−2.
  108. Г. Г. О роли профилактической медицины в решении проблем социально -значимых заболеваний // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. -Т.6.-№ 2.
  109. Официальный сайт департамента «Курорты Кубани». Режим доступа: http ://www.kurortkuban.ru.
  110. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://www.kremlin.rU/text/appears/2008/l l/208 749.shtml.
  111. Официальный сайт санатория «Заполярье». Режим доступа: http://www.zapolyarye.ru/.
  112. Официальный сайт санатория «Октябрьский». Режим доступа: http://www.oktyabrsky.ru/.
  113. Официальный сайт санатория «Южное взморье». Режим доступа: http://www.uvzmorie.ru/.
  114. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Режим доступа: http://www.krsdstat.ru.
  115. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://gks.ru.
  116. А.П. Индикаторы и маркеры здоровья в проблеме санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Успехи современного естествознания. 2006. — № 4.
  117. B.C. Факторы оценки трудового потенциала населения // Известия Уральского государственного экономического университета. 1999.-Т.2.
  118. H.A. Сегментация рынка туристских услуг как основа развития туристско-рекреационной сферы Кавказских Минеральных Вод // Успехи современного естествознания. 2007. -№ 11.
  119. О.Н. Развитие интегрированных структур в целях инновационного роста национальной экономики // Инновации. 2007. — № 1.
  120. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.
  121. Платное обслуживание населения в России. 2009: Статистический сборник. М.: Росстат, 2009.
  122. Платное обслуживание населения в России. 2011: Статистический сборник. М.: Росстат, 2011.
  123. Полторанов B. JL, Слуцкий C.JI. Здравницы профсоюзов. М., Профиздат, 1996.
  124. Портал об инвестициях // BestOflnvest. Режим доступа: http://www.bestofmvest.ru.
  125. Портал органов государственной власти Краснодарского края. -Режим доступа: http://krasnodar.ru.
  126. М., Майкл Э. Конкуренция. М.: Вильяме, 2003.
  127. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 г.
  128. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 113 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».
  129. Приказ МЗ РФ от 23.09.2003 № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».
  130. Приказ МЗМП РФ № 364 от 22 декабря 1995 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации».
Заполнить форму текущей работой