Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реализация интересов народов Севера в условиях промышленного развития: от зарубежного опыта к российской модели

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активное освоение топливно-энергетических и лесных ресурсов северных территорий остается одним из приоритетов экономической политики России в XXI столетии. В то же время, коренные общности Севера, оказавшись в численном меньшинстве не только в регионах проживания, но и в большинстве административных районов, не имеют адекватных механизмов выражения и реализации своих интересов. Хотя их права… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С 9 КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ
    • 1. 1. Этапы взаимоотношения государства и переселенцев с коренными 9 народами
    • 1. 2. Права коренных народов на землю и природные ресурсы
    • 1. 3. Совершенствование системы управления природными ресурсами на 22 государственных землях
      • 1. 3. 1. Совместное управление ресурсами
      • 1. 3. 2. Режим соуправления ресурсами дикой природы
      • 1. 3. 3. Соглашения о предоставлении коренным народам социальных 25 и экономических выгод
    • 1. 4. Право коренных народов на самоуправление
      • 1. 4. 1. Местное (общинное) самоуправление 3 О
      • 1. 4. 2. Территориальная автономия
      • 1. 4. 3. Национально-культурная автономия
    • 1. 5. От патернализма к партнерству: обновление договоров в Канаде
    • 1. 6. Выводы по разделу
  • ГЛАВА 2. СЕВЕРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И КОРЕННЫЕ НАРОДЫ
    • 2. 1. Способность народов российского Севера к саморазвитию: примеры из прошлого
    • 2. 2. Трансформация политических прав и системы землепользования народов Севера в советский период
    • 2. 3. Воздействие промышленного развития на коренные народы Севера на примере коми)
    • 2. 4. От патернализма к партнерству: концепция модели партнерских отношений с народами Севера
    • 2. 5. Изменение статуса коренных малочисленных народов Севера
    • 2. 6. Российский опыт социально ответственного корпоративного поведения
    • 2. 7. Выводы по разделу
  • ГЛАВА 3. ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЭКОНОМИКЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. Понятия традиционного природопользования и хозяйства
    • 3. 2. Предпосылки сохранения и развития традиционного природопользования народов Севера
    • 3. 3. Традиционное природопользование малочисленных народов
    • 3. 4. Сектор традиционного жизнеобеспечения в Республике Коми fQO
      • 3. 4. 1. Схема анализа сектора традиционного жизнеобеспечения J
      • 3. 4. 1. Роль традиционного жизнеобеспечения в Республике Коми
    • 3. 5. Проблемы ревитализации традиционного жизнеобеспечения в Республике Коми
    • 3. 6. Выводы по разделу
  • Заключение
  • Литература

Реализация интересов народов Севера в условиях промышленного развития: от зарубежного опыта к российской модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные народы российского Севера еще в начале XX в. численно преобладали на обширных территориях. Так, по переписи 1926 г., в Коми Области доля коми составляла около 94%, а в регионах Крайнего Севера туземные (нерусские) жители насчитывали 120 тыс. чел. при численности постоянного русского населения 44 тыс. чел. Социальное и экономическое развитие царской России сопровождалось процессами самоорганизации северных сообществ, укрепления их экономической самостоятельности и самоуправления. Эти процессы, особенно заметные в XIX — начале XX вв., имели чрезвычайное значение для будущего народов Севера, но они нуждались в поддержке в период планирования и реализации крупномасштабных промышленных проектов.

Освоение Севера в советский период происходило в условиях доминирования интересов государства и переселенцев в вопросах использования природных ресурсов. При этом коренные народы и старожильческие общности не рассматривались властями как партнеры, имеющие неотъемлемые права на землю, ресурсы, территориальное самоуправление, а в обществе переселенцев принадлежность к северным народам считалась ничего не значащей или постыдной. Без реализации указанных прав коренные жители не смогли защитить свои экономические, социальные и культурные интересы. Закономерным результатом стало социально-экономическое неблагополучие народов Севера и русских старожильческих общностей, отличающееся от общего неблагополучия в России не только особенностями формирования, но и остротой многих показателей.

Активное освоение топливно-энергетических и лесных ресурсов северных территорий остается одним из приоритетов экономической политики России в XXI столетии. В то же время, коренные общности Севера, оказавшись в численном меньшинстве не только в регионах проживания, но и в большинстве административных районов, не имеют адекватных механизмов выражения и реализации своих интересов. Хотя их права на земли, ресурсы и самоуправление в определенной мере признаются Конституцией Российской Федерации и законами, существующая нормативно-правовая база во многом противоречива и декларативна и не может преодолеть сложившиеся отношения доминирования и ассимиляции. Это свидетельствует о консервативности сложившейся теории и практики освоения северных территорий, определенном нежелании строить новые отношения с коренными общностями Севера, а также о сложности вопроса и недостаточности знаний.

В этой связи актуальным представляется исследование проблемы сохранения и развития коренных народов и старожильческих общностей Севера в условиях промышленного развития северных территорий.

Степень разработанности проблемы. Теоретические вопросы освоения Севера и территориального развития рассматриваются в работах Г. А. Аграната, А. Г. Гранберга, В. А. Крюкова, В. Н. Лаженцева, В. Н. Лексина, Г. П. Лузина, Д. С. Львова, А. Н. Пилясова, С. В. Славина, А. И. Татаркина, и др.

Сохранению и социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера посвящены работы В. Г. Бабакова, В. И. Бойко, Ф. С. Донского, Е. Г. Егорова, П. Х. Зайдфутдима, В. А. Иванова, К. Б. Клокова, В. М. Курикова, О. П. Литовки, О. А. Мурашко., А. И. Пики, Ю. В. Попкова, В. П. Пахомова, Б. Б. Прохорова, М. А. Сергеева, З. П. Соколовой, А. Н. Ямскова и др.

Вопросы правовой защиты коренных народов Севера освещаются В. А. Кряжковым, Н. В. Витруком, В. Л. Мищенко и др.

Исторические и современные аспекты межэтнических отношений на Севере рассматриваются в работах Л. М. Дробижевой, Л. Н. Жеребцова, М.А. Мацу-ка, Ю. П. Шабаева, А. С. Зуева, В. В. Мархинина, И. В. Удаловой и др.

Зарубежный опыт преобразования отношений с аборигенными народами изложен в трудах коллективов авторов под руководством С. А. Гонионского, В. А. Тишкова, А. Н. Пилясова, Р. Дусаулта и Г. Ерасмуса, материалах многих международных конференций, а также работах Р. Лангле, Г. Ошеренко, Т. Морхауса, Д. Маршалла, Р. Квиста и др.

Актуальность перехода на траекторию устойчивого развития северных территорий требует критического переосмысления ряда устоявшихся взглядов по сохранению и развитию коренных народов и старожильческих общностей Севера. При этом особое значение имеет анализ жизнедеятельности в ареалах компактного проживания коренных народов и общностей, организация таких форм традиционного жизнеобеспечения, которые способны в полной мере выполнять природоохранные и социальные функции.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ формирования механизмов государственного управления процессами улучшения социально-экономического положения коренных народов и старожильческих общностей Севера, а также предложений по совершенствованию политики Республики Коми в отношении традиционной экономики села и традиционного жизнеобеспечения коренных жителей в местах их компактного проживания.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— изучение трансформации статуса и социально-экономического положения коренных народов евразийского и американского Севера путем сравнительного анализа колонизационной политики* России, США, Канады и стран Скандинавии;

— уточнение содержания права коренных народов Севера на земли и ресурсы;

— оценка существующих типов самоуправления народов Севера с позиции эффективности решения социально-экономических и культурных проблем;

— анализ подходов к социально-экономическому развитию коренных народов Севера и обоснование модели партнерских отношений;

— определение признаков, функций и роли традиционного хозяйства северных народов и общностей в региональной экономике;

— выработка предложений по совершенствованию институциональной среды традиционного природопользования в местах компактного проживания коренных жителей Республики Коми.

Объект исследования — ареалы компактного проживания коренных народов и старожильческих общностей Севера, в том числе на территории Республики Коми. Колонизация — здесь: заселение и хозяйственное освоение земель (СЭС, 1984).

Предметом исследования являются социально-экономические отношения и институциональные условия, определяющие уровень жизни и потенциал развития мест компактного проживания коренных народов и общностей Севера.

Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные социально-экономическому развитию слаборазвитых территорий, анализу отношений между государствами и народами Севера, согласованию ресурсного развития Севера с интересами коренных народов и старожильческих общностей. В работе были использованы методы системного и сравнительного анализа, социологических исследований (анкетирование, интервьюирование) и экспертных оценок.

Информационную базу исследований составили научные публикации, литература североведческого характера, данные статистики, нормативно-правовые документы, данные полевых исследований автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе условий, определяющих социально-экономическое положение коренных народов и старожильческих общностей Севера, оценке ресурсов и роли традиционной экономики в Республике Коми. При этом получены следующие результаты, имеющие научную новизну и представляющие предмет защиты:

1 .Анализ политики России, США, Канады и стран Скандинавии по колонизации территорий евразийского и американского Севера позволил выделить три основных периода взаимоотношений с коренными народами — сотрудничества, доминирования и ассимиляции, формирования отношений партнерства.

2.Реализация обширных прав коренных народов и общностей Севера на землю, ресурсы и самоуправление является ключевым условием устойчивого развития северных территорий, формирования эффективных рыночных механизмов интернализации социальных и экологических издержек в промышленные проекты.

3.Комплексный подход к решению проблем социально-экономического развития коренных народов и общностей Севера России находится в процессе формирования.

4.Легитимация традиционного жизнеобеспечения и меры по его функционированию и развитию коммерческой составляющей традиционной экономикинеобходимый элемент политики северного региона в сфере укрепления жизнедеятельности периферийных муниципальных образований и защиты культуры коренного населения.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при принятии решений по совершенствованию системы управления и социально-экономического развития ареалов компактного проживания коренных народов и общностей Севера, а также в качестве методологического подхода к проведению научно-практических исследований в районах проживания народов Севера.

На основе материалов диссертационного исследования для Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации автором был написан учебно-образовательный курс (см. список публикаций).

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на 14 международных, российских и региональных конференциях: «Город в Заполярье и окружающая среда» (г. Воркута, 1994 и 2003 гг.), «Коми-пермяки и финно-угорский мир» (г. Кудымкар, 1995 г.), «Освоение Севера и проблемы рекультивации» (г. Санкт-Петербург, 1996 г.), VI ICCEES World Congress (г. Тампере, Финляндия, 2000 г.), Политические, экономические и социо-культурные аспекты регионального управления на Европейском Севере (г. Сыктывкар, 2003 и 2005 гг.) и др.

Научно-методические разработки автора вошли в качестве разделов в НИР Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН по темам «Теория и методология регулирования социально-экономического развития северных регионов» (2000 г.), «Структурный и рентный факторы устойчивого экономического роста северных регионов» (2003 г.), «Потенциал развития муниципальных образований: содержание, оценка, управление» (2006 г.), PRISM Pechora River basin Integrated System Management — Интегрированная система управления бассейном р. Печора. (2005 г.), Проект.

ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора Республики Коми. Оценка социально-экономических аспектов» (2006 г.). Также в качестве разделов они вошли в проект «Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях» (2002 г.) и в аналитические материалы по разработке концепции Федерального Закона «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (2002 г.). Кроме того, они были использованы в научной записке в Министерство по делам национальностей Республики Коми (2001 г.).

По теме диссертации выполнено более 40 работ, в том числе 30 публикаций объемом 22 п.л. личного участия.

Структура и основное содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Текст работы изложен на 145 страницах, содержит 15 таблиц и 8 рисунков. Библиографический список включает 120 наименований.

3.6. Выводы по разделу.

Приведенные результаты показывают важность занятости селян в личном подсобном хозяйстве, охоте, рыболовстве, оленеводстве, сборе дикоросов для продуктового самообеспечения и получения дополнительных доходов. Высокий уровень безработицы на селе свидетельствуют, что для многих сельских жителей в настоящее время нет иных альтернативных форм занятости.

Ревитализация сектора ТЖО означает создание условий для сохранения традиционной культуры и уклада жизни коми народа и русских старожилов. В то же время она предполагает идти в будущее, сохраняя культурное наследие на новой технологической основе.

Развитие сектора традиционного жизнеобеспечения нуждается в информационной, правовой, организационной и финансовой поддержке. Правовая поддержка состоит, прежде всего, в разработке законодательной базы на региональном уровне. На федеральном уровне представляется целесообразным принятие закона об общностях коренных народов и старожилов Севера, занятых в сфере традиционного природопользования.

Важное значение для ревитализации ТЖО в Республике Коми имеет научная проработка проблемы восстановления и развития традиционных систем жизнеобеспечения на примере нескольких пилотных ареалов Республики Коми. Такая работа необходима, чтобы выработать оптимальные модели ТЖО на основе участия в такой работе заинтересованных сторон, изучения факторов развития, ресурсных и социально-экономических ограничений, политических препятствий и процедур их преодоления.

Заключение

.

1. Этические аспекты промышленного освоения зарубежного Севера на современном этапе проявляются в признании первых (коренных, аборигенных) народов как партнеров в процессах развития, о чем свидетельствует реализация обширных прав коренных жителей на земли, ресурсы и самоуправление. Такая политика и соответствующее право не препятствуют освоению ресурсов Севера, но создают надежные условия для защиты окружающей среды, развития местной экономики, оздоровления коренных жителей. Необходимо иметь в виду, что меры по реализации прав и интересов коренных народов посредством государственных программ социально-экономического развития, создания под эти программы новых организационных структур сталкивается с апатией коренных жителей. Такие программы, в которых доминируют интересы внешних институтов, часто оказываются неэффективными или приводят к обратному результату, из чего следует, что законы и программы сами по себе не могут существенно изменить жизнь людей. Смысл имеет не общая проекция государственных актов на местную специфику, но комплексная политика, пробуждающая в коренных жителях экономическую активность, стремление к переменам, желание работать ради этих перемен. Основные положения такой политики выражаются, как правило, в концепциях партнерских отношений государства, бизнеса и некоренного большинства населения с народами Севера. Отношения партнерства уже стали реальностью и приносят положительные результаты в ряде регионов Канады, на Аляске и Гренландии.

2. Воздействие выбранного в начале XX в. пути развития России в целом и промышленного освоения Севера в частности имело крайне негативные последствия для демографического роста коренных народов и старожильческих общностей, а также для их существования как коллективных субъектов хозяйствования, воспроизводства национальной культуры и самосознания. Наиболее очевидные последствия северной политики РФ — острые проблемы социально-экономического неблагополучия в местах компактного проживания коренных жителей (включая представителей коми народа и русских старожилов), угроза окончательной потери родных языков. Основные проблемы социального неблагополучия — это потеря людьми жизненных ориентиров, духовных ценностей и смысла существования. Они проявляются в алкоголизме, апатии, высоких показателях смертности, в том числе от суицидов. При этом социальное неблагополучие становится самостоятельным фактором, влияющим на занятость, доходы и здоровье коренных жителей Севера.

3. Патернализм остается главной чертой современной государственной политики в отношении малочисленных народов Севера. Комплексный подход к решению проблем социально-экономического развития коренных народов и общностей Севера России находится в процессе формирования. В ресурсно богатых регионах политика патернализма может быть успешной в восстановлении жизнеспособного традиционного хозяйства, развитии самоуправления и самоорганизации КМНС. Но в перспективе она не решает проблем неблагополучия коренных народов Севера в отдельных регионах и в целом по России, ведет к росту расходов на социальные программы и чревата конфликтами. Патерналистской модели реализации интересов коренных народов и общностей Севера существует альтернатива — модель партнерских отношений, представляющая собой не просто проекцию зарубежного опыта на российскую почву, но имеющая корни в многовековой отечественной истории и отвечающая современным тенденциям и вызовам будущего. В России, как и других странах, невозможно найти практическое решение проблем неблагополучия коренных народов и старожильческих общностей Севера, не устранив их корень — отсутствие четких прав на землю, ресурсы и самоуправление. Выработка договоров и соглашений с народами Севера — это инструмент восстановления справедливых отношений, уменьшения информационной неопределенности в вопросах собственности и управления землями и ресурсами.

4. Приведенный материал показывает, что в сельских районах Республики Коми структурные элементы традиционного жизнеобеспечения (подсобное хозяйство, охота, рыболовство, недревесное лесопользование) имеют большое социально-экономическое значение, обеспечивая материальную и психологическую безопасность многих домохозяйств. Поэтому ревитализация традиционных систем жизнеобеспечения важна не только для сохранения биоразнообразия, но и снижения остроты социальных проблем за счет роста занятости в данном секторе сельской экономки. Развитие туризма, коммерческое использование недревесных ресурсов леса, переработка и торговля продукцией личных подсобных хозяйств и оленеводства — эти виды деятельности целесообразно развивать в сети предприятий, обеспечивающих функционирование традиционного жизнеобеспечения, чтобы доходы работающих в этом секторе могли расти до приемлемых социальных стандартов и стимулировали занятость. В настоящее время система традиционного жизенобес-печения остается незащищенной от конкуренции со спортивным и коммерческим использованием биоресурсов. Селяне также не могут в полной мере пользоваться выгодами традиционной сельской экономики в силу отсутствия необходимых институциональных и экономических условий (информационных, правовых, организационных, финансовых).

5. Широкое поле для законотворческой и практической деятельности в Республике Коми по восстановлению системы ТЖО открыто положениями Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире», другими нормативно-правовыми актами, которые целесообразно дополнить специальным законом об общностях коренных народов и старожилов Севера, занятых в сфере традиционного природопользования.

6. Ревитализация системы ТЖО и традиционного уклада жизни не означает возврат к архаичности, но предполагает идти в будущее, сохраняя культурное наследие на новой технологической основе. В некоторых наиболее удаленных поселениях система ТЖО может закрепиться как составная часть сельской экономики, в других она может оказаться очень полезным механизмом адаптации селян к рыночным отношениям, восстановления экономической самостоятельности и жизнеспособности домохозяйств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. М.:ВИНИТИ, 1992 — 190 с. // Итоги науки и техники. Теоретические и общие вопросы географии, т. 10.
  2. Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого АО, 2004 г. Сайт http://www.yamalagro.ru/
  3. Л. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов России и проблемы правового регулирования (http://sfd-canada.nonolet/ru/text/Andrichenko.htnv)
  4. Н.Е. О социально-экономическом и правовом положении саамов Мурманской области // «Мир коренных народов живая Арктика», № 2,2000 г.
  5. В.Г. Кризисные этносы. М.: РАН, Институт философии, 1993.184с.
  6. Т.В. Проблемы и перспективы развития традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера // Экономика коренных народов. -№ 1,2000.-С.7−9.
  7. Г. З. Направления социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2002
  8. В.И. Украинский вопрос и русское общество // Дружба народов, 1990.-N3.-C. 247−254.
  9. Взаимоотношения коренных малочисленных народов Севера с предприятиями нефтегазового комплекса на территории ХМАО. www.admhmao.ru/ people/diagr/diagr.htm# 1
  10. Н.В. Из стенограммы заседания круглого стола «Стандарты Совета Европы в области защиты национальных меньшинств т российская практика», 30 марта 2001 г. (Сайт Института права и публичной политики http://www.ilpp.ru/projects/index.html).
  11. А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 608 с.
  12. JI.H. Этногенез и биосфера Земли /Под ред. доктора геогр. наук, профессора В. С. Жекулина. 2 изд. испр. и доп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 496 с.
  13. ГурвичИ. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966. -С.107−109.
  14. В.В., 2004. Охота и рыболовство в США и России материал для размышлений / Россия в окружающем мире: 2004. — С. 151−179.
  15. М. О коренных проблемах малых народов // Представители Таймыра приняли участие в круглом столе в посольстве Канады по проблемам коренных народов Севера, 30 октября 2002 г.
  16. М. Укрепляя образование и культуру народов Севера // Материалы конференции «От патернализма к партнерству». Магадан. 14−16 июля 1998 г.
  17. М. Политика штата Аляска по отношению к народам Севера // Материалы конференции «От патернализма к партнерству». Магадан. 14−16 июля 1998 г.
  18. Доклад Международного круглого стола по изучению опыта работы Швеции, Норвегии и Финляндии с Парламентами саами. 14−19 марта 1999 г., Москва, РФ / Под ред. О. Егорова и А. Хайдыпа. Москва: Права человека, 1999. 110 с.
  19. С.И. Можно ли управлять социально-экономическим развитием малочисленных народов Севера? М.: Изд-во МГАПИ, 1999 — 30с.
  20. Дорогу осилит идущий. Беседа с президентом АКМНСДВ, председателем Государственной Думы ЯНАО С. Н. Харьючи // Журнал «Северные просторы"специально для «Северного измерения», 13.03.2001.
  21. Жеребцов J1. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Издательство «Наука», М.: 1982. — 224 с.
  22. За свою маленькую свободу. Национальное движение западных бурят в письмах и документах. 1899−1908 гг. http://wwvv.auditorium.ru/books/436/p2.htm
  23. П.Х. и др. Кто же они, коренные российские северяне? -«Энергия», 1999, № 10
  24. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N136−03.
  25. А. С. Русская политика в отношении аборигенов крайнего Северо-Востока Сибири (XVIII в.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. С. 14−24. Сайт http://www.zaimka.ru/72 002/zuevpolicy/
  26. А. С. Характер присоединения Сибири в новейшей отечественной историографии. // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 124 — 136. Сайт: http://www.zaimka.ru/tosun/zuev 1. shtml
  27. В.А. Особенности проведения социально-экономической политики в отношении коренных народов Севера при переходе к рыночным отношениям // Исследование новых экономических процессов и явлений в региональной экономике. Сыктывкар, 1994. — С.104−118
  28. В.А., Поздеев П. И., Евдокимова Т. В. Северное оленеводство: состояние, законодательно-правовая база и проблемы развития. Сыктывкар, 2001.-220 с.
  29. В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847
  30. Итоги 2003 года: официальная версия. Сайт http://www.fakttv.rU/report/2004/01/13/01 .html.
  31. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М: 1990
  32. П. «Исторический путь развития советской Коми в 1913—1929 гг.. (на основе теории Дитера Сенхааза) //Национальная государственность финно-угорских народов северо-западной России (1917−1940 гг.).- Сыктывкар, 1996. -С.62−71.
  33. К. Б. Красковская Т.М., Ямсков А. Н. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных народов Российской Арктики // Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 141. -М., 2001
  34. К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития в современных условиях. Санкт-Петербург, 1997. Сайт http://www.rangifer.Org/author.shtml#4
  35. Е.Н., Курдюмов С. П. из выступления на III Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление» // Человек, № 2,2002, с. 187
  36. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198.
  37. Коренное население Северной Америки в современном мире. / Отв.ред. Тишков В. А. М.:Наука, 1990. 396 с.
  38. В.М., Агранат Г. А. Российский Север край больших возможностей / Вестник РАН — № 1,1999
  39. В.М., Агранат Г. А. Север: выбор пути / Голос России, 1999,4
  40. О.В., Рогачев М. Б., Шабаев Ю. П. Современные коми. Екатеринбург, 1996. — 180 с.
  41. В.П. Образование ТТЛ: проблемы и опыт. Некоторые методические рекомендации по разработке и продвижению обращения о создании ТТП.г. Вилючинск, Камчатская область, 2003
  42. В.А. Народы ханты и манси обретают правовой статус // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 8. Москва, 1996. Сайт: http://www.hrigts.ru/text/b8/Chapter 13 .htm
  43. В.А. Право коренных народов на земли. / Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 7. Москва: Институт прав человека, 1995.
  44. В.А. Право малочисленных народов Севера на традиционное природопользование // Экономика коренных народов. № 1,2000 г. — С.5−6.
  45. В.М. Стратегия развития северных этносов / Екатеринбург, Ханты-Мансийск, 1999. 298 с.
  46. Лидер белых, 2002. $ 1 млн. на дарах природы. 2002. // Ведомости № 171 от 23.09.
  47. Лиз Дарин С. Самоуправление на Юконе // В сб. материалов международного круглого стола «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и система парламентаризма в РФ: реальность и перспективы», 12−13 марта 2003, Москва. С.95−128
  48. .В., Максимов А. А. Из истории использования тундр северо-востока европейской части России // Междунар. конф. «Город в Заполярье и окружающая среда» (11−16 сентября 1994 г., г. Воркута): Тез. докл. С. 61.
  49. А.А. Права коренных народов Севера на землю и природные ресурсы: Эффективное использование и совместное управление. Серия: Библиотекакоренных народов Севера, вып.З. М, 2005. — 89 с.
  50. А.А. Проблемы традиционного природопользования в Республике Коми // Современное состояние и перспективы развития особо охраняемых территорий Европейского Севра и Урала (к 75-летию Печоро-Илычского заповедника). Сыктывкар, 2005 — С. 99−105.
  51. А.А. Реализация интересов северных народов в условиях промышленного развития //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, № 2(16), 2003. С.76−83. http://www.zaimka.ru/72 002/maksimovnorthern/.
  52. Е.П., Пивнева Е. А. Современное природопользование таежного населения нижнего Приобья. / Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 130 Москва, 1999.- www.iea.ras.ru/lib/neotl/7 112 002 063 813.htm
  53. Мархинин В. В, Удалова И. В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. По материалам социологических исследований в ХМАО. Новосибирск, 1996. — 191с.
  54. Д. Экономическое развитие национальных сел Аляски // Материалы конференции «От патернализма к партнерству» Магадан. 14−16 июля 1998 г.
  55. Материалы заседания третьего круглого стола на тему «Стандарты Совета Европы в области защиты национальных меньшинств и российская практика», 30 марта 2001 г., Москва. Москва: Институт права и публичной политики, 2001
  56. М.А. Сысольская земля в XVII в.: стремление к лидерству в Коми крае. Сер. препринтов «Научные доклады». Вып.247. — Сыктывкар, 1990.- 20 с.
  57. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии, № 1,1995. С.3−30.
  58. Е. Народы Севера: есть ли будущее? Беседа с Л. Абрютиной вице-президентом АКМНСДВ по вопросам охраны здоровья // Женщина плюс.
  59. Социально-просветительский журнал, № 4,2004
  60. . Сравнительная оценка положения коренных народов в Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии // Человек и право: Книга о Летней школе по юридической антропологии (г. Звенигород, 22−29 мая 1999 г.). -М., 1999.- С.64−68.
  61. Е.Н. Национально-государственная проблема в переходном процессе: опыт России (1917−1922 гг.) // Вестник МГУ. Сер. 12 // Политические науки, 1996. N 1. — С. 17−36.
  62. О.А. Опыт развития со-управления: особо охраняемая территория традиционного природопользования «Тхсаном» // Мир коренных народов -Живая Арктика, № 1, 1999. Сайт http://www.raipon.net/russiansite/Iibrary/ipw/numberl/articlell.htmI
  63. О.А. Традиционное природопользование и традиционные знания: права и обязанности // Мир коренных народов. Живая Арктика. № 4,2000.
  64. О.А., Власова Т. К. Долматова С.А. Коренные народы -взгляд в будущее / Национальный доклад на международной конференции «Коренные народы в гражданском обществе России», 31 марта- 2 апреля 2003 г., Москва
  65. Г. Современные проблемы «третьего мира». Сокращенный перевод с английского, Издательство «Прогресс», Москва, 1972. — 768с.
  66. А.Т., Рагулина М. В., Калеп Л. Л. и др., 2005. Территории традиционного природопользования Восточной Сибири: Географические аспекты обоснования и анализа. Новосибирск: Наука, 2005.- 212с.
  67. Национальные процессы в США. / Отв. ред. С. А. Гонионский. М.:Наука, 1973. 400с.
  68. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Документы и материалы. М.: Наука, 1992. — 270 с.
  69. Неотрадиционализм на Российском Севере // Отв.ред. А. И. Пика, Б. Б. Прохоров.-М: 1994
  70. М.А. Изучение этнополитических процессов в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области. Отчет по экспедиционному выезду // Этно Журнал, № 2 (август 2003 г.). Сайт http://www.ethnonet.ru/lib/0803−04.html
  71. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ.
  72. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ.
  73. О недрах: Закон от 21 февраля 1992 года N 2395−1.
  74. О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера // Указ Президента РФ от 22.04.1992 г.
  75. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ.
  76. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7.05.2001 N 49-ФЗ.
  77. О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.»: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. № 564.
  78. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ.
  79. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июня 1996 года. N 78-ФЗ
  80. Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера // Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г.
  81. Об утверждении правил рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в Республике Коми: Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 3 апреля 2003 г.
  82. Оленьи люди. Беседа с Александром Южаковым, завотделом оленеводства Ямальской сельскохозяйственной опытной станции // Тюменские известия, 3 октября 2001 г.
  83. От патернализма к партнерству (строительство новых отношений народов Севера и государства) / Отв. ред. А. Н. Пилясов. Магадан: СКВНИИ ДВО РАН, 1998.- 198 с.
  84. В.П., Игнатьева М. Н. и др. Методические материалы по взаимоотношениям коренных малочисленных народов Севера с хозяйствующим субъектами. Екатеринбург, 2000. — 64 с.
  85. Ю.В., Бойко В. А. Политико-правовой статус коренных народов Севера. На пути в мировую цивилизацию. Новосибирск, 1997. — 52 с.
  86. Проблемы родовых угодий в ХМАО: законы тормозят, нефтяники торопят/ «Сургутская трибуна», 16.10.2002.
  87. Район и ЯГД: Диалог продолжается. Сайт http://www.fakttv.rU/report/2003/09/l 5/01 .html
  88. А.Г. Население России за 100 лет (1811−1913 гг.). Статистические очерки. Гос.стат.изд-во. — М., 1956.-352 с.
  89. Робинсон Майкл П. Перспективы развития канадского Севера (Для Консорциума по вопросам прикладных экономических исследований CEPRA). Октябрь 1999.
  90. А.А. Закон и жизнь (опыт законодательного регулирования традиционного природопользования в РС (Я)) // Юридическая антропология. Закон и жизнь. М.: ИД «Стратегия», 2000. — 224 с.
  91. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). М.: «Юрид. лит.», 1994. — 488 с.
  92. П.Е. Население Крайнего Севера (по данным переписи 1926/27 гг.).-Л., 1932.-64 с.
  93. А. Чужие на своей земле. Заметки с международной конференции «Современные проблемы традиционного природопользования народов Севера» // Нефть России, июль 1999 7.
  94. В.А. Коренные народы Дальнего Востока: политический статус и регионалная политика // Этно Журнал № 3 (Сентябрь 2003 г.). Сайт: www.ethnonet.ru/lib/0903−04.html
  95. И.В. Трудовая занятость как фактор напряженности в межэтнических отношениях в национально-смешанных поселениях ХМАО. http://e-Hb/gasu.ru/SocPr/2002/sp54.shtml
  96. И. Кто в доме хозяин? / www.litrossia.ru/archive/74/law/1747.html
  97. С.Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. Томск: Издательство Томского университета, 2004. — 360 с.
  98. Частный сектор и государственный вектор // Красный Север, 8 марта 2006 (sever-ok.ru/2006/08/03/print:page, 1, chastnyjjsektorigosudarstvennyjjvekt)
  99. Н.А., Рощевский М. П. Ретроспективная оценка и современный анализ здоровья коренного населения коми (ижемская этноареальная группа): Доклад на общем собрании Коми научного центра УрО РАН // Науч. докл.- вып. 380. Сыктывкар, 1996. — 32 с.
  100. Южаков А. А, Мухачев А. Д., 2004. Необходима новая концепция северного оленеводства / Животновод. 2004., № 1. — с. 22−23
  101. А.Н., 1996. Территории традиционного природопользования в Хабаровском крае. www.iea.ras.ru/lib/neotl/7 112 002 060 958.htm
  102. Aino Suellman. Native Language Claims in Health Care Experience from Samiland // 3rd Circumpolar Universities Cooperation Conference, November 30-December 3,1992, Rovaniemi, Finland.-1994, p.45−53
  103. Biyleva Z.I. The History of the Kola Peninsula Komi-izhemets //Seminar on the Identity, Environment and Rights of the Indig. people, March 27−29, 1995 Helsinki University Press.-Helsinki, 1996.
  104. First Nations in Canada. Indian and Northern Affairs Canada. — Ottawa, 1997.- 116 p.
  105. Henrik M.O. Sami Past and Present and the Sami Picture of the World// 3rd Circumpolar Universities Cooperation Conference, November 30-December 3, 1992,
  106. Rovaniemi, Finland.-1994, p. 13−20
  107. Kvist Roger. Swedish Saami Policy 1548−1992 // 3rd Circumpolar Universities Cooperation Conference, November 30-December 3, 1992, Rovaniemi, Finland. -Rovaniemi, 1994
  108. Langlais R. Some preconditions for viable local participation in sustainable development processes: arctic examples / Город в Заполярье и окружающая среда. Труды второй международной конференции, Нарьян-Мар, 10−12 сентября 1997 г.
  109. Northern Perspectives, Volume 21, Number 3, Fall 1993,18p.
  110. Osherenko Gail. Indigenous Political and Property Rights and Economic /Environmental Reform in Northwest Siberia, Post-Soviet Geography, 1995, 36,4, pp.2234
  111. Penikett T. Northern solitudes: Canadian policy, Aboriginal actors and the Arctic Council //BEARing the European North: the Northern Dimension and the Alternative Scenarios. Edited by Heininen L.& Langlais R. Arctic Centre, Rovaniemi, 1997.
  112. People to people, nation to nation: Highlights from the report of the Royal Commissions on Aboriginal Peoples. Canada. Royal Commission on aboriginal peoples, 1996.- 150 p.
  113. Shimpo Mitsuru. School education and its impact upon indigenouse society. With spacial reference to the Dene in Canada’s Western Arctic // Abstracts of the 5-th Circumpolar Universities Cooperation Conference, June 10−12,1997, Lulea, Sweden
  114. Местные органы власти и хозяйственные организации на Крайнем Севере. Справочник для работников Севера. Составили: Е. Кантор, И.Суслов. Издательство «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК. — М., 1934. — 212 с.
Заполнить форму текущей работой