Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм развития региональной системы управления туристским сектором экономики: На материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предмет и объект исследования. В соответствие с актуальностью, разработанностью, целью и задачами объектом исследования принят региональный туристический продукт, исследуемый в рамках национального хозяйства Кабардино-Балкарской республики. Предметом исследования выступил организационно-экономический механизм управления региональным хозяйственным комплексом в условиях кризиса традиционной модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты влияния рекреационной деятельности на формирование региональных национальных хозяйств
    • 1. 1. Функциональная характеристика рекреационного потенциала региона
    • 1. 2. Состояние туристического рынка в России: основные динамические и структурные тенденции, факторы и направления его развития
    • 1. 3. Институциональные особенности управления в сфере туризма национального хозяйства
  • Глава 2. Анализ состояния национального хозяйства и ресурсной базы Кабардино-Балкарской республики в современных условиях
    • 2. 1. Современное состояние экономики региона
    • 2. 2. Рекреационный комплекс КБР: оценка состояния, тенденции развития
    • 2. 3. Анализ результатов деятельности санаторно-курортных и туристических организаций
    • 2. 4. Анализ инвестиционной деятельности в туристической отрасли
  • Глава 3. Перспективные направления развития туристической отрасли в Кабардино-Балкарской республике
    • 3. 1. Модели государственного управления индустрией туризма
    • 3. 2. Концепция инвестиционной поддержки туристической отрасли
    • 3. 3. Интеграционные процессы как инструмент развития индустрии туризма

Организационно-экономический механизм развития региональной системы управления туристским сектором экономики: На материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основной задачей при выработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона является определение его предполагаемой специализации в внутри российской системе разделения труда и формирование на этом основании динамично развивающегося национального хозяйства. Предпосылка специализации региона формируется сравнительным (а иногда и абсолютным) преимуществом определенной совокупности ресурсов, которые следует выискивать и наращивать как вширь (расширяя совокупность ресурсов), так и вглубь (используя их потенциал). Этот общепринятый в международной практике критерий позволяет утверждать, что любая территория имеет свой набор ресурсов, на основе которого можно создавать конкретные национальные хозяйства с эффективными параметрами социально-экономического развития. Использование данной стратегии исключает модель экономической автаркии и, напротив, усиливает интеграционные процессы между региональными хозяйствами, обеспечивая рациональное использование их потенциала для всего народного хозяйства страны. С этих позиций, как нам кажется, и следует рассматривать стратегию социально-экономического развития региона. Для этого, очевидно, следует, во-первых, определить ресурсный контекст региона, во-вторых, определить эффективную архитектуру регионального хозяйства, исходя из ее ресурсного контекста и, в-третьих, разработать модель многофункционального использования имеющегося ресурсного контекста в хозяйственной деятельности.

Исследование ресурсного контекста динамично развивающихся хозяйств XX века указывает, что акцент ныне делается на ресурсы обладающих высоким воспроизводственным потенциалом, большой емкостью рынка, активным спросом, спецификой потребления, экономической толерантностью и социальной непротиворечивостью. В качестве такого ресурса для региональных хозяйств Юга России могут стать рекреационные услуги, туризм.

Туризм традиционно является одним из ресурсов, который обеспечивает активный приток в национальное хозяйство инвестиций и формирует динамично развивающиеся и высокодоходные отрасли национального хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) на долю туризма в 2000 г. приходилось около 10% мировых капитальных вложений, а число рабочих мест в туристской индустрии составляет около 200 млн. человек или 8% от общего показателя занятости. Начиная со второй половины 90-х годов прошлого века, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг.

В отличие от таких стран как Франция, Италия, Испания, Греция, Турция (в Европе), Египет (в Африке), США, Канада (в Северной Америке), Таиланд, Сингапур, Япония (в Азии) в России уровень развития туризма находится на весьма низком уровне. Удельный вес поступлений от туризма в ВВП страны составляет не более 1%. При этом следует иметь в виду, что по объему потенциального туристического продукта Россия занимает одно из ведущих мест в мире. К числу регионов, в которых имеются большие туристические и рекреационных ресурсы и которые, во-вторых, могут развиваться за счет них, относится Кабардино-Балкарская республика. По объему туристических и рекреационных услуг в расчете на душу населения региональное хозяйство обладает наиболее емким рынком рекреационных ресурсов. Еще в 80-е годы прошлого века одним из сценариев дальнейшего развития национального хозяйства Кабардино-Балкарии рассматривалось использование рекреационных ресурсов. Однако вскоре в результате ряда объективных и субъективных причин и главное под влияние традиционного мышления на развитие народного хозяйства, преобладала модель потребляющего, с акцентом на добычу природных ресурсов (леса, руд цветных металлов, нефти, строительного материала и т. п.). Модель народного хозяйства, в которой туризм, рекреационные услуги играли бы ведущую роль, отошла на второй план и превратилась в маргинальный путь развития. Истощение ресурсно-сырьевой базы ТВМК и активное внедрение трансфертной модели, привело к кризису национального хозяйства и, фактически, стало причиной его дотационности и деградации. В этих условиях выглядит естественным поиск новых моделей развития национального хозяйства, основанных на альтернативных подходах и использующих концептуально иные механизмы и технологии, а главное совершенно иную идеологию. В качестве такого направления следует признать развитие национального хозяйства на базе рекреационных ресурсов.

Все сказанное в совокупности составляет объективную необходимость и своевременность научных исследований по данной проблеме, представляет ее полезность для решения прикладных экономических и социальных задач общества.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем организационно-экономического механизма управления организацией региональных хозяйственных систем на основе рекреационных ресурсов как у нас в стране, так и за рубежом в разное время придавалось разное внимание: от поверхностного описания (преимущественно 60 — 70-е годы), до активного исследования различных закономерностей и особенностей, выявления факторов, оценки их влияния и построения различного рода моделей.

В наибольшей степени разработанными следует признать направления связанные с описанием влияния на динамику региональных хозяйственных систем туризма и сферы услуг. Этим вопросам, как фрагментарно, так и в контексте целостной системы были посвящены работы В. Пачулия, В. Квартальнова, И. Зорина, А. Балабанова и др. Их достижениями можно признать разработку концептуальных основ влияния туризма на формирование долгосрочной динамики региональных хозяйств. Вместе с тем их работы проводились преимущественно в тот период, когда практика рыночных отношений была либо совершенно далека от удовлетворительного проявления, либо в первые периоды реформирования командно-административной системы. На эту сторону указывает имеющий место недостаток методологического и методического характера. Авторы не задаются такими вопросами как формирование региональных систем на основе оценки спроса и предложения турпродукта, сам турпродукт получает в данных исследованиях больше категорию социальную, чем экономическую. Отдельные аспекты этой проблемы рассмотрены и получили решение в работах В. Азара, В. Волкова, Л. Ходорова, М. Немоляева и др. Правда, у последних данная проблема получила решение преимущественно через систему ценообразования в сфере туризма. И в этом нам видится основной недостаток решения.

На региональном уровне исследования влияния сферы рекреации на экономическую динамику велись на протяжении последнего десятилетия. В частности, следует отметить диссертационные исследования А. Белимготова и А. Фиапшева, в которых с разных позиций рассматривается сфера рекреации в региональной экономике. Правда, опять же проблема решалась в контексте совершенно иных задач, а потому мы не можем признать данные исследования достаточными как в методологическом, так и прикладном плане. Проблема методологии влияния сферы туризма и рекреации на экономическую динамику региональных хозяйств рассматривалась в диссертации З. Геккиева (2002 г.), монографии М. Энееевой (2000 г.). Но опять же в силу широкого контекста проблема организационно-экономического механизма управления организацией региональных хозяйств на основе рекреационных ресурсов не получила достаточного изложения.

Используемые в настоящее время теоретические модели и доктрины формирования регионального хозяйства на базе рекреационных ресурсов представляют собой преимущественно расширительное толкование основополагающих положений прежних теорий, восходящих к работам Тюнена, Вебера, (и отчасти) Л. Валлерстайна, разработанных еще в позапрошлом и прошлом веках и пригодных для сырьевых систем. Очевидно, что данные работы не могут быть приняты нами в полной мере и некритически.

Наименее развитой в этом отношении является область формирования хозяйственных систем выходящая на уровень региональных хозяйственных систем, не имеющих достаточного объема магистральных ресурсов и имеющих весьма запущенное народное хозяйство. Но при этом имеющих достаточно большие и разнообразные объемы рекреационных ресурсов. Следовательно, имеется объективная необходимость в разработке совершенно нового методического инструментария, в котором адекватно были бы отражены особенности организационно-экономического механизма управления организацией региональных хозяйственных систем на основе достаточного объема рекреационных ресурсов.

Предмет и объект исследования. В соответствие с актуальностью, разработанностью, целью и задачами объектом исследования принят региональный туристический продукт, исследуемый в рамках национального хозяйства Кабардино-Балкарской республики. Предметом исследования выступил организационно-экономический механизм управления региональным хозяйственным комплексом в условиях кризиса традиционной модели развития национального хозяйства, наличия большого и разнообразного рынка рекреационных ресурсов, некоторого исторического опыта использования рекреационных услуг в хозяйственной деятельности и новых критериев формирования региональных национальных хозяйств России.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических основ организационно-экономического механизма развития региона на основе использования рекреационных ресурсов. Все это ведется на примере Кабардино-Балкарской республики.

Цель определила постановку и решения следующих задач:

1). Сформулировать гипотезу о возможности обеспечения необходимой экономической динамики хозяйственному комплексу и обеспечения населения достаточным уровнем жизни на основе использования рекреационных ресурсов и доказать ее, обеспечив выработку соответствующего научного инструментария (методов, понятий, механизмов и т. п.);

Данная подцель дифференцируется на две задачи: а) дать анализ развития национального хозяйства с рекреационным и без рекреационного подкомплекса, выявив основные сегменты эффективного вхождения рекреационного подкомплекса в национальное хозяйство региональной экономикиб) определить конкретные параметры воздействия рекреационного подкомплекса на хозяйственный комплекс региональной экономики, оценив количественно параметры взаимодействия.

2). Разработать систему, (включающую в себя элементы, технологию, механизм), институциональные изменения и проч., позволяющие адекватно включить рекреационный подкомплекс в систему региональной экономики, основанную на использовании рекреационных ресурсов в хозяйственной деятельности на уровне конкретных субъектов хозяйствования. Попытаться оценить пути трансформации существующей в новую экономику.

3). Определить систему показателей и критериев оценки влияния рекреационных ресурсов (и подкомплекса в целом) на развитие существующего национального хозяйствана уровне конкретных потребителей данных ресурсов.

4). Дать анализ существующей системы инвестирования рекреационного подкомплекса региональной экономики и разработать новую модель инвестирования региональной экономики, базирующейся на рекреационных ресурсах.

5). Предложить контуры конкретного организационно-экономического механизма, не только концептуально обрисовав последний, но выделив его основные структуры и элементы. Одновременно с этим, предложить критерии верификации и аппроксимации данной модели. Для чего автор с помощью экономико-математических моделей привести расчет отдельных параметров модели организационно-экономического механизма организации региональной хозяйственной системы на основе рекреационных ресурсов.

Методическую, теоретическую и нормативную базу исследования составили работы зарубежных и отечественных экономистов по общей теории систем, теории организации национальных и региональных хозяйств на основе оригинальных ресурсов и методов признанных классическими. При разработке отдельных разделов диссертации, использованы труды по планированию, экономической кибернетики и экономико-математическому моделированию хозяйственных процессов в условиях становления рыночных отношений. Источниками исследования явились монографии, статьи и фактологический материал по проблеме диссертации, данные официальной статистики и выборочных обследований самого автора.

В зависимости от стоявших перед исследованием задач, использовались методы системный, монографический, математической статистики, экономико-математического моделирования, а также графический, индексный, корреляционный, регрессионный, метод экспертных оценок и др.

Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:

— уточнении понятий «региональное хозяйство», «организационно-экономический механизм организации хозяйственных систем», рекреационные ресурсы", «турпродукт», позволяющие исследовать проблему организации региональных хозяйственных систем на основе специфических ресурсов региона, а также формулировку гипотезы о возможности создания эффективной региональной экономики, базирующейся на использовании рекреационных ресурсов и ее доказательности, включающей разработку методов, критериев и показателей;

— выявлены основные динамические и структурные особенности потребления рекреационных услуг на общероссийском, региональном (на уровне ЮФО) и субрегиональном уровняхпроведенном позиционировании региона по рекреационному продукту и его способности удовлетворят возрастающий спрос на данный вид товара;

— дан комплексный анализ организационно-экономического механизма управления организацией региональных хозяйственных систем на основе рекреационных ресурсов, в котором учтены не только особенности перехода к рыночным отношениям, но также и особенности состояния региональной экономики (на примере экономики КБР).

Помимо этого, на наш взгляд, определенной научной новизной обладает предложенная модель регионального хозяйства, учитывающая межрегиональную систему разделения труда и особенности использования оригинальных ресурсов, а также разработанная сценарная модель региональной экономики, в которой национальное хозяйство формируется на основе рекреационных ресурсов и традиционных отраслей (сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг и т. п.), и без последних.

Высказанные-положения научной новизны могут быть приняты также и в качестве положений, выносимых на защиту.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные автором результаты вносят вклад в разработку методологии управления организацией региональных хозяйственных систем на основе местных нетрадиционных ресурсов. Отдельные положения диссертационного исследования, — в частности, раздел управления инвестиционной активностью в сферу рекреации, позиционирования региона по рекреационному продукту, оценка емкости рынка туристических услуг в КБР, а также динамика спроса и предложения на рекреационные услуги внутри региона и за его пределами, -могут быть использованы при разработке стратегии развития национального хозяйства Кабардино-Балкарской республики, а также могут быть использованы на общероссийском и региональном уровнях. Материал диссертации может использоваться, помимо научной работы, в преподавании курса управления региональным хозяйством в высшей школе.

Апробация работы. Основные положения и отдельные результаты исследования были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии (1999 — 2003 гг.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ. Объем публикаций составил 4 п.л.

Структура и объем диссертации

соответствуют цели и основным задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы (состоящего из 133 отечественных и зарубежных источника) и приложения.

Выводы и предложения, которые в систематическом виде представлены в заключении, сводятся к следующим положениям:

1. Обеспечение социальных, хозяйственных, политических и др. проблем современного общества возможно лишь на основе новых принципов хозяйствования, в основе которых лежат принципы экономической динамики, экологической непротиворечивости и социальной толерантности. Экономикой обладающей такими параметрами автор считает экономику рекреационной сферы.

2. В рекреационной сфере экономическая динамика имеет свои специфические особенности, состоящие в том, что его основу формируют не производственные и технологические факторы и условия, а совокупность организационно-институциональных мероприятий, связанных с реализацией принципа сравнительного преимущества. В работе приведен комплекс мероприятий, связанных с определением набора ресурсов, их соподчиненностью и т. д. в хозяйственной деятельности и при формировании хозяйственных систем.

3. На динамику и структуру траектории экономического роста в экономических системах, основанных на рекреационных ресурсах заметное влияние оказывали структура спроса, уровень доходов населения, социальная и политическая стабильность в регионе. На их долю приходилось свыше 2/3 темпового показателя. Незначительное влияние оказывали такие факторы как цена и качество сервиса, наличие дополнительных услуг и т. п. Следовательно, определяющее значение имеет социальная и политическая стабильность в регионе. Но они достигаются ни административными методами, а экономическими, т. е. уровнем развития хозяйственной деятельности в регионе.

4. Сравнение уровня эффективности добывающей промышленности (на примере ТВМК) с рекреационной сферой Приэьбрусья показал, что уровень эффективности последней на 10 — 14% выше первого.

В этой связи предлагается:

1. Перейти не к совершенствованию рекреационного подкомплекса Приэльбрусье в рамках существующей хозяйственной системы, а к формированию нового хозяйственного комплекса, основанного на рекреационных ресурсах, который может стать ядром новой региональной хозяйственной системы. Подсчитано, на основе сценарного подхода, что эффективность рекреационной сферы, когда она выступает системообразующей и, стало быть, организует систему хозяйственных отношений в регионе, выше на порядок, чем тогда когда она работает на обслуживании существующей системы и традиционных отраслей.

2. Представляется целесообразной переориентация существующей политики, причем не только экономической, но и социальной, с поддержки крупных санаторно-курортных комплексов, малоэффективных в настоящих условиях на оказание содействия небольшим туристским гостиницам, мотелям, гораздо более привлекательным в инвестиционном плане.

3. Для развития рекреационной сферы в республике необходима совокупность серьезных налоговых льгот для группы предприятий отрасли. При этом следует обращать внимание на характер предприятия, его социальную нагрузку, возможную прибыльность в перспективе, уровень и характер инвестиционной деятельности.

4. Рекреационный комплекс не может развиваться автономно от других отраслей и сфер деятельности на данной территории. Для этого автором предложена модель региональной экономики, в которой различные отрасли и виды деятельности создаются в зависимости от потребностей рекреационного комплекса, а не навязываются ему.

5. Системой управления новой экономики, основанной на рекреационных ресурсах, может быть исключительно демократическая, в которой основные решения принимаются на уровне конкретных субъектов хозяйствования и зависят не только от спроса и предложения, а от целого комплекса жизнедеятельности населения данной территории. То есть автором предлагается использовать в качестве главного основного критерия организации и управления в такой системе — обеспечение принципа устойчивого развития территории.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О передаче и перераспределении здравниц оздоровительного объединения администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 20 января 1992 г. // Российская газета .- 1992. -24 января.
  2. О курортном сборе с физических лиц: Закон РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РФ И ВС РФ .- 1992 .- № 8.-Ст. 364- Финансовая газета.-1992. № 8. — С. 2- Экономика и жизнь. — 1992. — № 8. — С. 16- Российская газета.- 1992.- 15 февраля.
  3. О признании утратившими силу решений Правительства РФ в связи с Законом РСФСР «0 курортном сборе с физических лиц»: Постановление Правительства РФ от 31 марта // Российская газета1992, — 14 апреля.
  4. Об образовании Министерства культуры и туризма РФ: Указ Президента РФ от 27 марта 11 Российская газета .- 1992.-3 апреля.
  5. Об особо охраняемом эколого-курортном районе РФ: Указ Президента РФ от 27 марта 1992 г. № 309. // Российская газета 1992. 3 апреля.
  6. О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма: Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г № 813 // Экономика и жизнь .- 1994 .- № 18 (Прил.).-С. 4.
  7. Об упорядочении использования федеральной собственности в севере туризма: Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 426 // Российская газета 1995. 17 мая. — Экономика и жизнь. — 1995. — № 21 (Прил.).-С. 17.
  8. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения»: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 101 //Российская газета .- 1996.- 17 февраля.
  9. О реорганизации и развитии туризма в РФ: Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г № 1284 // Российская газета. 1995. — 28 декабря. — Туринфо. -199б.-№ 1.-С. 1- Собрание законодательства РФ, — 1995. -№ 52. -Ст. 5137.
  10. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ»: Утв. Постановлением Правительства РФ 01 26.02.96 № 177 // Российская газета. -1996. -21 марта.
  11. Положение о лицензировании международной туристической деятельности: Утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 № 1222 // Собрание Законодательства РФ. 1995. — № 51. — Ст. 5069- Туринфо. — 1996. № 1.-С. 1.
  12. О лицензировании международной туристической деятельности: Постановление Правительства РФ от 12.12.95 № 1222 // Туринфо .- 1996.- № 1.-С. 1.
  13. О федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 177 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 11. — Ст. 1038.
  14. О налоге на добавленную стоимость: Письмо ГНС РФ от 12.02.97 № 83−603/124 // Налоговый вестник. 1997. — № 3. — С. 125.
  15. О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов: Постановление Правительства РФ от 24.01.98 №г 83 // Российская газет. -1998. 6 февраля. — Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 5. — Ст. 621.
  16. О льготах на проезд на международном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении: Федеральный закон РФ от 16.07.98 № 99 ФЗ // Российская газета. 1998. — 21 июля. — Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 9. — Ст. 3397.
  17. Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение: Утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.98 № 701 // Невское время. Для тех, кому за. 1998. — 19 ноября.
  18. О порядке приобретения путевок за счет средств государственного социального страхования: Письмо ФСС РФ от 01.04.99 № 02−10/07−1466 // нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учёту. 1999.- 9.-С. 103 -104.
  19. Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации: Утв. приказом Министра обороны РФ от 20.08.99 № 360 // Российская газета .- 1999. 11 ноября.
  20. Об утверждении бланков строгой отчетности: Приказ Минфина РФ от 10.12.99 // Финансовая газета. 2000. — № Ю. — С. 3.
  21. О выплате ветеранам денежной компенсации вместо путевок в санаторно-курортные организации за 1997−1998 и 1998−1999 годы: Распоряжение губернатора СПб от 20.03.00 № 280 // Санкт-Петербургское эхо. 2000. -№ 08.-С.З.
  22. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии: Утв. постановлением Минтруда РФ от 17.05.99 № 8 // Туризм: экономика и учет. -2000.-№ 5.-С. 3−19.
  23. Мероприятия реализации второго этапа (1999−2005 гг.) Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»: Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.12.99 № 2090-р // Туризм: экономика и учет. 2000. — № 4. — С. 3−12.
  24. Декларация по туризму: Принята Всемирной конференцией министров, но туризму, г. Осака (Япония), 04.11.94 // Туризм: экономика и учет. 2000. -№ 8.-С. 3−7.
  25. Конвенция о таможенных льготах для туристов: Вступила в силу для СССР от 15.11.59 // Туризм: экономика и учет. 2000. — № 8. — С. 24−35.
  26. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения: Утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1426 // Туризм: экономика и учет. 2000. -№ 12.-С. 36−40.1. КНИГИ И СТАТЬИ
  27. Е., Певзнер А., Родионов А., Хачатуров Ю. Малый бизнес в Японии // Экономика и жизнь. 1990. № 34−37.
  28. JI.K. Туризм на современном этапе. Социальные аспекты развития туризма. М.: Профиздат. — 1983.
  29. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Экономика. 1972.
  30. В.И. Экономика и организация международного туризма. М.: Экономика. 1984.
  31. З.М., Зумакулова С. А., Теммоева З. И. Особенности развития аграрно-рекреационного сектора региональной экономики. Нальчик: КБГСХА. — 2003.98с.
  32. Ю. К., М. X. Пежев. Курортно-рекреационный комплекс: проблемы управления собственностью // Рекреационная деятельность -приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. 196 с.
  33. А.Ю. Международный туризм.// Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  34. И., Стратегическое управление. М.: Экономика. — 1989.
  35. A.A. Фактор предпринимательства в экономике. М.: Луч, 1995.148с.
  36. А., Городецкий А., Михайлов В. Экономическая безопасность:оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 36 44.
  37. И.Д. Туризм и реформирование экономики // Труды Академии туризма. Выпуск 1. СПб. 1995.
  38. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Л., 1990.70 с.
  39. Л. А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы: (Подходы к анализу понятия) // Изд. АН СССР. Сер. геогр. 1977. № 2. С. 34−45.
  40. Баззел, Роберт Д. и др. Информация и риск в маркетинге / Баззел, Роберт Д., Кокс, Дональд Ф., Браун, Рекс В.: Пер. с англ. М. Р. Ефшмовой. М.: Финота-тинформ, 1993. 96 с.
  41. Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция / Под ред. М. Е. Юдина. М.: Экономика, 1990. 206 с.
  42. Дж., Райт В. Политика приватизации в Западной Европе: Реферат № 2 167 ИНИОН АН СССР. М., 1990. 1 83 с.
  43. В.М. Избранные работы по социальной психологии / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1994. 400 с. (Памятники психол. мысли).
  44. М.Б. Введение в туризм. СПб.: ИТД Герда, — 2000.
  45. II. Конкурентные позиции Австрии на западноевропейском рынке туруслуг // ВИКИ. 1992. — № 1−4.
  46. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. Пер. с англ., /Науч. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков. М.: Экономика, 1991. 271 с. Боидарсико В. Формирование потребительского рынка // Плановое хозяйство. 1991.№ 3.
  47. С.М. Лизинг как источник финансирования капитальных вложений в санаторно-курортный комплекс. // Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. 2000. — № 4. — С. 45 — 51.
  48. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект-Пресс. — 1995.
  49. А.И. Малые предприятия как фактор формирования и развития рыночной экономики: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ИЭ АН СССР, 1991. С. 175 176.
  50. И.Г. США: государство, капитал и рекреационные ресурсы. М.: Наука.- 1976.
  51. А. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждении. // Маркетинг. 1997. — № 6. — С.64−71.
  52. В.И., Щербина O.A. Модели оптимального функционирования центров массового климатолечения (ЦМК) (на примере Крыма). В кн.: Системное моделирование социально-экономических процессов. Воронеж: Изд-во ВГУ.-1980.
  53. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации. Изд-во СПбГУЭФ. 1998.
  54. H.A. Оценка рекреационного потенциала и кризисные экологические ситуации в высокогорном поясе Приэльбрусья. // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  55. Гаагская декларация по туризму. Материалы межпарламентской конференции по туризму Гаага (Нидерланды). 10—14 апреля 1989 г.
  56. Галомбек И. Б Национальный парк «Приэльбрусье» // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  57. География рекреационных систем СССР. М.: Наука. 1980.
  58. A.B., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). М.: Наука, 1991.
  59. В.Т. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика. — 2003 303с.
  60. В. А., Щербина О. А. Динамическая модель развития и размещения рекреационной системы. В кн.: Управление в системах: транспорт -переработка — хранение материальных ресурсов. Киев: ИК АН УССР. 1981.
  61. М.И. К вопросу использования тёплых минеральных углекислых источников Джилы-Су. // Рекреационная деятельность -приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. 196с.
  62. М.И. Экономические аспекты развития в Приэльбрусье в условиях СЭЗ. // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. -196с.
  63. М.И. Лечебные минеральные воды. Нальчик. — Эльбрус. -1991.-68 с.
  64. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны). М.: ОАО и НПО, «Экономика», — 2000.
  65. Емузова Л. З Рекреационная оценка погодно-климатических условий Нальчикской территориально-рекреационной системы в целях развития санаторно-курортного лечения. Нальчик. — 1997. 17с.
  66. В.С. Семь граней современного менеджмента.// Менеджмент в России и за рубежом. 1997 — № 1.
  67. М.А. Индустрия туризма: менеджмент. М.: Финансы и статистика организаций. 2003. — 191С.
  68. И.В., Вендина О. И. Моделирование циклов рекреационных занятий. В кн.: Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслуживания. Минск: Из-во БГУ.- 1978.
  69. И.В., Преображенский B.C. Кавказские Минеральные Воды -соединение территориально-рекреационных систем лечебного типа // Исследование Кавказской территориально-рекреационной системы. Ставрополь. 1976.
  70. Т.А. Сравнительный анализ современного состояния санаторно-курортного дела на Кавказе // Медицина Юга России. № 10. — 2002.
  71. О.Г., Быков А. Т. Реформация принципов оздоровления и отдыха семей на курортах Юга России. Инструктивно-методическое письмо. Сочи. -ЧРЦСМ.- 1996.-12с.
  72. О.Г., Винокуров Б. Л. Микроцентр санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Инструктивно-методическое письмо. Сочи. — ЧРЦСМ. -1996.-12 с.
  73. Кадастр минеральных вод СССР. М.: Профиздат. 1987.
  74. А. Г., Куянцев И. А. Некоторые вопросы маркетинга в туризме. // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  75. В.А., Зорин И. В. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика. — 2002. — 287с.
  76. А.Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. СПб. — 1997.- 184 с.
  77. Т.Н. Бухгалтерский учет в санаторных организациях. М.: Финансы и статистика, 2000. 332 е.: табл. — Библиогр.: с. 325−328 (45 назв.).
  78. В.В. Финансовый анализ М.: Финансы и статистика. 1997. — С. 478.
  79. Е.А. География отдыха и туризма. М.: Мысль. 1978.
  80. В.Н. Основные понятия рекреалогии. В кн.: Проблемы территориальной организации туризма и отдыха. Ставрополь: Пединститут, 1978.
  81. В.Н., Зорин И. В. Население и рекреация, // Окружающая среда и народонаселение М.: Финансы и статистика. 1981. Вып. 35.
  82. Г. П. Методологические основы формирования сети курортов, мест отдыха и туризма, природных парков в СССР. — В кн.: Градостроительные проблемы развития курортов, мест отдыха и туризма. Киев: Киев, НИИП градостроительства, 1979.
  83. М.С. Социально-экономические проблемы рекреационного природопользования. — Киев. Наукова Думка. 1987.— 131с.
  84. В. Б., Щербина O.A. Математические модели при разработке схем районных планировок рекреационных районов. — Известия вузов. Строительство и архитектура, 1983, № 1.
  85. В.Б., Щербина O.A. Математические модели в рекреационной географии. Изв. АН СССР. Сер. географ., 1984, № б.
  86. Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М. 1981. — Ч. 3.
  87. Курорты современной Италии М. — 1996. — Изд. «Ирис» — 112с.
  88. Курорты. Энциклопедический словарь / Е. И. Чазов. М.: Советская энциклопедия. 1983.
  89. М.Я. США: экономические связи промышленности с сельским хозяйством. М.: Наука, 1972.
  90. В. Б., Чеченов X. Д. Перспективы развития горнорекреационной базы Кабардино-Балкарии. // Рекреационная деятельность -приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.-196 с.
  91. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, 4, 6, 16, 20, 23, 26, 34, 36, 46.
  92. Е. В. Проблемы использования рекреационных ресурсов и горных территорий. // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис иТ, 2001.- 196с.
  93. A.A. Экономическая оценка естественных ресурсов. М.: Мысль. -1972. ¦
  94. И.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-воМГУ.- 1981.
  95. Н. С. Теоретические модели рекреационной деятельности // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. — 196 с.
  96. Миронепко ILC., Твердохлебов И. Г. Рекреационная география. М.: Изд-воМГУ, 1981.
  97. И., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития. // Экономист. 2000. — № 3. — С. 54 — 60.
  98. А. Д. Основные черты привлекательности зимней рекреации Приэльбрусья. // Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики. Пальчик: Полиграфсервис и Т, 2001. -196с.
  99. Основные положения схемы развития и размещения курортов, мест отдыха и туризма, природных парков и заповедников в СССР. — Киев: Киев НИИП градостроительства, 1981.
  100. Основы туристского маркетинга. М. 1990.
  101. Основы туристской деятельности. М. — 1992.
  102. Н.В., Сурков Ф. А. К вопросу об управлении функционированием рекреационно-территориальных систем в условиях ограниченности природных ресурсов. — В кн.: Системный анализсоциально-экономической эффективности хозяйственных мероприятий. Рига, 1981.
  103. Рекреационная деятельность приоритетное направление социально-экономической политики правительства Кабардино-Балкарской республики.// Материалы первой международной научно-практической конференции. Нальчик: Полиграфсервис и Т, — 2001.
  104. B.C. Введение в туризм. М. 1993. — 67 с.
  105. Е.А., Мельникас Б. И. Математическая модель оптимального размещения массового загородного отдыха населения крупных промышленных центров. — Известия вузов. Строительство и архитектура, 1978, № 2.
  106. Тематические страницы/ Кабардино-Балкария. // Власть, 2003, № 16. с. 63 — 77.
  107. Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1975.
  108. П.К., Гуртуев А. О. Рекреационная система в России. // Эко. 1999. -№ 2.-С. 30−36.
  109. О.В. Сфера досуга как объект приложения капитала в США. -Изв. АН СССР. Сер. Экон., I 977, № 3.
  110. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА. М. — 2000. — С. 280.
  111. Т.О. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979.
  112. М.М. Некоторые проблемы развития курортно-рекреационной системы г. Нальчика. Межвуз. сб. науч. тр. «Актуальные проблемы». Пятигорск: ИУБиЛ.-2001 .-С. 111−114.
  113. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии / Сост. проф. И. С. Щукин. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 336.
  114. O.A. Применение математических моделей в проектировании рекреационных систем. М.: ВНИИИС, 1982.
  115. O.A. Математические методы исследования функционирования рекреационных систем за рубежом. — Экономика и математические методы, 1980. т. XVI, вып. 6.121.
  116. Г. В., Винокуров Б. Л., Быков А. Т. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. Сочи. 1997.
Заполнить форму текущей работой