Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инструментарий совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке и реализации комплекса мер стратегического планирования необходимо учитывать региональную специфику экономического развития, отражающую социальные потребности граждан отдельного региона, национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие. Стратегическое планирование регионального социально-экономического развития является системой целей, институтов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Концептуальные основы стратегии развития социально-экономических систем
    • 1. 2. Принципы разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона
  • 2. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
    • 2. 1. Методическое и организационное обеспечение стратегического планирования развития территорий в зарубежных странах
    • 2. 2. Анализ современной практики стратегического планирования в субъектах РФ
  • 3. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Макроэкономические условия формирования стратегии социально-экономического развития Курской области
    • 3. 2. Стратегический анализ социально-экономического развития Курской области
  • 4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 4. 1. Содержание и сценарии реализации стратегии Курской области
    • 4. 2. Методическое и инструментальное обеспечение реализации стратегии развития Курской области

Инструментарий совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в России развивается процесс повышения роли регионов в детерминации динамики и перспектив национальной экономики. Обеспечение эффективности такого процесса сопряжено с разработкой и реализацией стратегии развития субъекта РФ, определяющей основные направления трансформации его социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения. В связи с этим, одной из ключевых проблем становится обобщение опыта и разработка концептуальных и методических основ стратегического планирования регионального развития.

Несмотря на вполне обоснованный интерес исследователей к обоснованию содержания стратегических планов, состава применяемых инструментов, теоретические и методические основы стратегического планирования регионов только начинают складываться. Остаются нерешенными многие принципиальные вопросы, в том числе связанные с определением особенностей такого планирования, выявлением его функций и принципов, разработкой методических подходов, обеспечивающих полноценный учет конкурентных преимуществ территорий, их точек роста, возможностей интеграции в мировое и национальной экономическое пространство.

Основой совершенствования стратегического планирования развития региона должны служить прогнозы дальнейшего развития исследуемых социально-экономических процессов, оценка ожидаемых состояний и позиции региона по сравнению с другими, по которым можно судить об успешности достижения поставленных в заданном периоде целей развития.

При разработке и реализации комплекса мер стратегического планирования необходимо учитывать региональную специфику экономического развития, отражающую социальные потребности граждан отдельного региона, национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие. Стратегическое планирование регионального социально-экономического развития является системой целей, институтов и инструментов управления, направляющих управленческую деятельность органов власти на достижение долговременных приоритетов социально-экономического развития и обеспечивающих необходимыми ресурсами достижения этих приоритетов.

Таким образом, разработка теоретических и методических основ совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона является актуальной задачей не только в теоретическом, но и практическом аспектах.

Степень научной разработанности проблемы.

Общие методологические и теоретические основы стратегического планирования разработаны И. Ансоффом, О. Виханским, И. Герчиковой, Р. Дафтом, П. Друкером, Д. Коллисом, М. Портером, М. Месконом, Г. Минцбергом, В. Полтеровичем, Н. Розановой, Р. Руммельтом.

Проблемы стратегического развития регионов исследованы Т. Авдеевой, В. Вороновым, А. Гапоненко, В. Городецким, Г. Гордоном, Н. Дороговым, Б. Жихаревичем, Д. Колесниченко, В. Лексиным, Б. Преображенским, И. Рисиным, Ю. Трещевским, Ю. Филипповым, А. Швецовым, Б. Штульбергом, В. Юрьевым.

Основной вклад в современное представление о регулирующем воздействии государства на развитие экономики отдельной территории внесли зарубежные ученые М. Блауг, Дж.М. Кейнс, Дж. Крегель, X. Ламперт, В. Ойкен, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Л. Эрхард. Концептуальные проблемы государственного управления экономикой региона отражены в исследованиях Л. Абалкина, О. Бетина, Н. Белова, Г. Гутмана, В. Игнатова, О. Иншакова, Н. Колосовского, О. Лаптева, В. Немчинова, В. Орешина, В. Плотникова и др.

Теоретические и практические области регионалистики рассматривали.

A. Адамеску, Ю. Вертакова, В. Введенский, А. Гранберг, Р. Исляев,.

B. Кистанов, С. Кузнецов, Э. Кузьбожев, В. Лексин, Т. Морозова, Н. Некрасов, И. Сигов.

Несмотря на значительный вклад названных ученых, исследованность поставленной в диссертации проблемы нельзя считать исчерпывающейтеоретическое осмысление процесса стратегического планирования регионального развития и его практического внедрения в деятельность органов власти и управления в российских регионах только начался.

Актуальность названной проблемы, недостаточный уровень ее теоретической, методической и практической разработанности определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона и разработке соответствующего методического и инструментального обеспечения.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач:

— обосновать роль и место стратегического планирования в обеспечении социально-экономического развития региона и выявить взаимосвязи ее структурных элементов;

— идентифицировать основные недостатки современной российской практики стратегического планирования развития субъектов РФ;

— обобщить и систематизировать зарубежный опыт стратегического планирования развития территорий и предложить элементы адаптации к современным российским условиямопределить принципы стратегического планирования регионов, сформулировать на их основе общий состав и последовательность действий формированию и реализации стратегических плановразработать программное и инструментальное обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Объектом исследования являются регионы Российской Федерации.

Предметом исследования — экономико-организационные отношения, опосредствующие управленческие процессы совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона в современных условиях хозяйствования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, а также методы структурно-функционального анализа, экономико-статистический, РЕ8Т-анализ, 8\ЮТ-анализ, традиционные приемы экономического анализа — группировки, сравнения, обобщения. Особую роль в обосновании методов стратегического планирования регионального развития сыграли адаптивные методы социально-экономического прогнозирования долгосрочных региональных тенденций.

В процессе диссертационного исследования изучались федеральные и региональные законы и нормативно-правовые акты, официальные статистические данные, материалы периодической печати. Научные труды отечественных и зарубежных учёных, материалы международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров в области стратегического планирования развития регионов, региональной экономики и управления, а также опыт, накопленный в области формирования и реализации региональной социально-экономической политики сформировали теоретико-методологическую базу диссертационного исследования.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, публикации в научных изданиях по изучаемой проблеме, результаты мониторинговых исследований, текущая оперативная информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления России, материалы сети Интернет.

Содержание диссертационной работы соответствует пункту 3. Региональная экономика (3.15. Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Стратегические планы) специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретико-методических основ совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона, а также разработке соответствующего инструментария.

1. Стратегическое планирование обосновано в качестве приоритетного инструмента социально-экономического развития региона. Раскрыто содержание понятия «стратегия», отличительной особенностью авторской позиции в отношении которого является раскрытие содержания стратегия со структурной и процессной точек зрения, что позволило представить его в структурном плане как совокупность действий, направленных на реализацию миссии, достижение поставленных целей, а в процессном как создание, поддержание или трансформацию определенной позиции социально-экономической системы региона во внешней среде.

2. Установлены основные недостатки современной практики стратегического планирования регионального социально-экономического развития, присущие большинству субъектов РФ, в их числе: отсутствие этапов, связанных с обоснованием миссии, идентификацией и оценкой рисковв обосновании целевых ориентиров и стратегических направлений развития регионов не востребованы оценки стейкхолдеров, конкурентных позиций местных производителей товаров и услуг на национальном и мировом рынкахв определении количественных характеристик целей не используется прогностический потенциал экономико-математических методов.

3. Предложены направления адаптации зарубежного опыта стратегического планирования социально-экономического развития регионов к российской действительности: профессионализация деятельности по стратегическому планированию, обеспечение участия разных групп стейкхолдеров в процессе стратегического планирования, взаимосвязь экономических, социальных и экологических целей, единство общего и особенного в содержании стратегий и стратегических планов.

4. Определены принципы разработки и реализации стратегического планирования социально-экономического развития регионов на современном этапе хозяйствования: сочетание продуктовой уникальности и институционального единообразия с окружающей средойсовместимость сценариев социально-экономического развития, наличие в них «переходных блоков», позволяющих использовать преимущества сценарного подхода и сгладить недостатки, связанные с наличием зоны неопределенностипреемственности и использования инерции в качестве движущей силы социально-экономического развитияминимизации трансакционных издержек в процессе межсценарного перехода.

5. Разработано методическое и инструментальное обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития региона, отличающееся, во-первых, расширением состава плановых задач и разработкой алгоритмов их решенияво-вторых, разнообразием применяемого экономико-математического аппарата, позволяющего повысить обоснованность принимаемых решенийв-третьих, обновлением инструментария, обеспечивающего повышение качества планирования и других, связанных с ним функций управления — организации и контроля.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии концептуальных положений, раскрывающих содержание стратегического планирования социально-экономического развития регионов, позволяющих углубить теоретические представления о ее сущности и содержании, принципах и инструментах реализации.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации, адресованные региональным и местным органам власти и управления, могут быть использованы при совершенствовании стратегического планирования социально-экономического развития регионов России.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве методической базы:

— по оценке текущего и будущего состояния социально-экономического развития региона, результатов стратегического планирования;

— оценке качества и учета сложившегося распределения функций и полномочий в органах исполнительной власти региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы органами власти региона в процессе совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Практическую значимость имеют:

— обоснованная совокупность принципов стратегического планирования социально-экономического развития регионов;

— авторский подход к разработке инструментария совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ, основанный на селекции достижений современной зарубежной практики.

Отдельные положения работы, раскрывающие содержание стратегического планирования социально-экономического развития регионов применимы в преподавании и изучении курсов «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика», а также в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях различного уровня, в т. ч.:

— При утверждении Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. в Министерстве регионального развития (г.Москва).

— Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления (г. Воронеж).

— Проблемы развития современного общества: материалы международной научно-практической конференции (г. Курск) и др.

Результаты исследований, связанные с разработкой рекомендаций по совершенствованию процессов разработки и реализации стратегических планов развития регионов, внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» (подтверждено документами).

Полученные результаты диссертационного исследования, полученные с выявлением векторов стратегического развития Курской области до 2020 г., используются комитетом по экономике и развитию Администрации Курской области (акт о внедрении).

Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 12 научных работах, в том числе 6 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 53,35 п.л. (авторских 13,55 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Определены сущность и содержание стратегии развития социально-экономических систем, показано, что ее основой является миссия, как ее объективная составляющая, субъективизированная в «видении», непосредственно включенном в содержание стратегии. В связи с этим стратегию можно определить как способ реализации миссии на основе ее осознания и превращения во внутреннее видение места системы в окружающем ее социально-экономическом пространстве. При таком подходе обычное утверждение о непосредственной связи стратегии с долгосрочностью функционирования системы теряет смысл. Временной промежуток, на протяжении которого осуществляется стратегия, может быть любым, важно, чтобы она отражала объективное положение и функции системы в окружающем пространстве.

С точки зрения содержания стратегия имеет две взаимосвязанные, но различные стороны: структуру и процесс. Как процесс, стратегия — это создание, поддержание или трансформация определенной позиции системы во внешней среде на основе целей, вытекающих из ее миссии.

В структурном плане — стратегия представляет совокупность действий, направленных на достижение поставленных целей.

2. В работе определено, что для эффективного стратегического планирование региона важно теоретическое представление миссии, отражающей его роль региона в функционировании макросистемы, ее производительных сил, организационно-экономических, социально-экономических отношений и институтов. Миссия интегрирует позицию региона и тренд его развития, отраженный в стратегии. В связи с этим важнейшим обстоятельством, диктующим условия формирования и реализации эффективной региональной стратегии, является вектор развития России.

3. Определено, что особенностью социально-экономических систем административно-территориального типа (в отличие от производственных) является то, что они всегда осуществляют стратегическое планирование в тесной связи с прошлым. В связи с этим для эффективного стратегического планирования необходимо использовать совокупность принципов разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов: сочетание продуктовой уникальности и институционального единообразия с окружающей средой;

— совместимость сценариев социально-экономического развития, нали-чие в них «переходных блоков», позволяющих использовать преимущества сценарного подхода и сгладить недостатки, связанные с наличием зоны неопределенности;

— преемственности и использования инерции в качестве движущей си-лы социально-экономического развития;

— минимизации трансакционных издержек в процессе межсценарного перехода.

Реализация указанных принципов предполагает использование программно-целевого подхода в качестве базового метода стратегического планирования социально-экономического планирования региона.

Общая логика стратегического планирования требует следующей совокупности и последовательности действий:

— анализ положения региона в социально-экономической системе стра-ны (оценка его социально-экономического состояния по наиболее общим показателяманализ основных факторов, вызывающих изменения в социально-экономическом положении регионаопределение конкурентной позиции региона;

— определение миссии региона;

— составление стратегического плана развития региона, включающего: разработку сценариев стратегического развитияопределение перечня индикаторов, адекватно отражающих общий план развитиярасчет показателей, характеризующих начальное, промежуточные и конечное состояние системы.

— разработка программ, обеспечивающих реализацию сценариев по качественным и количественным характеристикам.

4. В диссертации осуществлена селекция достижений современной зарубежной практики стратегического планирования развития территорий на основе которой определены направления и содержание необходимых изменений в технологии разработки стратегий и стратегических планов в субъектах РФ.

Идентифицированы основные недостатки современной российской практики стратегического планирования регионального развития, систематизация которых позволила выработать системное представление о его модернизации.

5. Выявлена совокупность рисков внешних и внутренних рисков, сопровождающих процесс социально-экономического развития России.

Основу внешних рисков составляет периодическое снижение цен на энергоносители, вызывающее каскад внутренних рисков: сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности — дестабилизация бюджетной системы — сокращение внутреннего спроса со стороны государства — снижение объемов производства перерабатывающей промышленности — сокращение импорта капитала — снижение инвестиционной активности национальных хозяйствующих субъектов — снижение доходов работников — рост безработицы. Реален риск возникновения «порочного круга» с полюсами: снижение доходовсокращение производства.

Базовым элементом внутренних рисков заключается формирование низко диверсифицированной экономики с неконкурентоспособной на мировых рынках продукцией обрабатывающих производств, определяющим всю их совокупность: риск повышения конкурентоспособности импортных товаров и услуг на российском рынкекредитные риски, принявшие в условиях спекулятивного спроса в России в мезои, даже, макроэкономическиериск увеличения дефицита энергетических ресурсовснижения качества человеческих ресурсовтехнологического отставания предприятий реального сектора экономики.

Определено, что состав внутренних рисков имеет преимущественно институциональный характер.

6. Выявлены конкурентные преимущества Курской области, обусловливающие необходимость строго обоснованного стратегического плана социально-экономического развития региона: высокая обеспеченность природными ресурсамивыгодное геостратегическое расположение и инфраструктурное обеспечение территориивысокая энергообеспеченность и наличие резервов электроэнергетических мощностейвысоко развитый промышленный комплексразвитый аграрный сектор.

7. В процессе стратегического анализа Курской области выявлена структурная деформированность экономики региона, характеризуемая двумя составляющими — неравномерностью и диспропорциями в развитии добывающих (черная металлургия, атомная электроэнергетика) и перерабатывающих отраслей промышленности. Указанная деформированность имеет частные формы проявления: территориальные диспропорции в размещении производительных силмонопрофильный характер экономики большинства городских поселенийдисбаланс развития рынка трудапостоянное снижение численности населения, обусловленное как естественной, так и миграционной убыльюотсутствие у областного центра ключевых для страны технологических, административно-политических и логистических функций.

8. В процессе РЕБТ-анализа и 8УОТ-анализа определено, что для решения выделенных проблем, нивелирования рисков и угроз, реализации потенциала Курской области необходимо сформировать различные сценарии реализации стратегии, позволяющие обеспечить эффективное социально-экономическое развитие при разных вариантах макроэкономической и институциональной динамики в России.

9. Разработано методическое и инструментальное обеспечение стратегического планирования развития субъектов РФ, предусматривающее расширение инвариантного состава плановых задач, обновление его технологии и инструментальной базы. В решении ряда задач предложен и апробирован ряд экономико-математических методов.

Для прогнозирования значений индикаторов инновационного, промышленного, социального развития — эконометрическая модель регионального развития, основанная на теории нейронных сетей.

Применительно к различным сценариям реализации стратегии социально-экономического развития применены методы, наиболее отвечающие содержанию процесса прогнозирования: для инновационного сценариянормативно-целевой методдля инерционного — экстраполяция динамических рядов с использованием метода экспоненциального сглаживания.

Системное применение методов прогнозирования позволило получить различные варианты сценариев стратегии социально-экономического развития Курской области, совместимые по содержанию и адаптируемые к изменяющимся условиям внешней среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989. -519 с.
  2. И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Питер Ком, 1999.-С. 27.
  3. Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.-С. 375−644.
  4. А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года / А. Р. Белоусов. М.: ЦМАКП, 2005.
  5. М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. 416 с.
  6. Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пейтон. — СПб: Питер, 1999. -816 с.
  7. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 1998. С. 1277.11 .Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Арзилияна. — 6-е изд., доп.- М.: Институт новой экономики, 2004. — С. 1093.
  8. Н.ВертаковаЮ.В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие с грифом УМО М.: Эксмо, 2008. — 432 с.
  9. Ю.В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие с грифом УМО М.: КНОРУС, 2009. — 336 с.
  10. Н.В. Среднесрочная программа развития Владимирской области: ориентиры экономического роста // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2000. — № 7. — С.39.
  11. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 1996. — 415 с.
  12. О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. — М.: МГУ. -2004. 296 с.
  13. Вопросы региональной экономики: монография / В. М. Юрьев, С. А. Андросова, Ю. В. Вертакова, В. Г. Воробьева, Е. А. Колесниченко, Э.Н.
  14. , A.M. Муратов, Я.В. Сергиенко, М. А. Смирнов, О. В. Согачева, С. Ю. Шутилина. Тамбов, 2009.
  15. В.А. Опыт разработки и реализации стратегических планов / В. А. Воронов / Территориальное стратегическое планирование на новом витке реформ. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований. Леонтьевский центр, 2005.-С. 13−16.
  16. . Стратегия непрямых действий. / Б. Л. Гарт. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2008. С. 467.
  17. И.Н. Менеджмент: Управление / И. Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480 с.
  18. О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения / О. Голиченко // Вопросы экономики. 2010. -№ 8.-С. 41−53.
  19. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. — № 9. -С. 15−27.
  20. А.И. О стратегии социально-экономического развития Амурской области // А. И. Гришин // Стратегическое планирование в регионах и городах
  21. России. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований. Леонтьёвский центр, 2009. — С. 17−20.
  22. . Выбор стратегии сделан: государственно-олигархический капитализм, азиатская модель //politru 19.05.2000.
  23. Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. СПб: Питер, 2001. 832 с.
  24. Дж. Корпоративная стратегия: теория и практика / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. М.: Вильяме, 2007. — 800 с.
  25. Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3. — С. 32−36.
  26. П. Практика менеджмента / П. Друкер. М.: Вильяме, 2000. 398 е.- Портер М. Конкуренция / М. Портер. — М.: Вильяме, 2001. — 495 с.
  27. Л. Стратегия выхода России из кризиса / Л. Евтигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. 2009. — № 5. — С. 47−58.
  28. B.C. Стратегическое планирование и городское самосознание / B.C. Ефимов // Территориальное стратегическое планирование на новом витке реформ. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований. Леонтьевский центр, 2005. — С. 97−100.
  29. .С. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития // Б. С. Жихаревич, Л. И. Лимонов. 1999. — № 2. — С. 19−26.
  30. Интеграция подходов к управлению современной организацией: монография / коллектив авторов, под ред. Ю. В. Вертаковой, Е. в Харченко, С. С. Железнякова. Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск. — 2010. — 525 с.
  31. Р. А. Экономические стратегии / P.A. Исмаилов / http://www.igstab.ru.
  32. Е.К. Теоретико-методологический базис формирования государственной экономической политики / Е. К. Карпунина // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. № 5 (021). — С. 32−40.
  33. Д.А. Зарубежный опыт разработки и реализации региональной политики / Е. А. Колесниченко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. — № 8. — С. 401−405.
  34. Д.А. Оценка уровня развития региона: методические аспекты / Д. А. Колесниченко // Социально-экономические явления и процессы. -2010. -№ 2(018).-С. 42−47.
  35. Е.А. Генезис теорий управления региональными экономическими системами / Е. А. Колесниченко, И. Р. Ляпина // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 5 (021). — С. 52−58.
  36. В.Ю. Стратегическое поведение: от разработки до реализации /
  37. B.Ю. Колесов, О. П. Коробейников, A.A. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — (http://www.mevriz.rU/articles/2002/3/1050.html).
  38. Д. Дж. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход / Д.Дж. Коллис,
  39. C.А. Монтгомери. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 400 с.
  40. Концептуальные основы управления / Под ред. Ю. В. Вертаковой, Е. В. Харченко. Курск, КГТУ, 2008. 700 с.
  41. Э.М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. М.: ДеКА, 1998. -304с.
  42. В. О стратегии устойчивого функционирования региона (опыт Владимирской области) // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 3. — С. 86.
  43. Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Колесников. М.: Экономика, 1998. — 220 с.
  44. В.И. Политический отчет Центрального Комитета РКП(б) XI съезду РКП (б) // Избр. произв. В 3-х т./ Т. З М.: Госполитиздат 1971, с. 617−654.
  45. Мау В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски / В. May // Вопросы экономики. 2008. — № 2. — С. 11−12.
  46. М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. -М.: Дело, 1997.- 493 с.
  47. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. М. Хедоури. М.: Дело, 1999. — 800 с.
  48. Местное самоуправление во Франции / Посольство Франции в России. М.: Сканрус. — 21 с.
  49. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг. СПб: Питер, 2001. — 512 с.
  50. К. Стратегическое планирование территориального развития: российский и зарубежный опыт / К. Моссбергер, И. Е. Рисин, Ю.И.
  51. А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов / А. И. Панов. М.: Юнити-дана, 2002. — 240 с.
  52. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: КМК, 2002. — 444 с.
  53. В. Стратегия модернизации, институты и коалиции / В. Полтерович // Вопросы экономики. — 2008. № 4. — С. 12−16.
  54. Р. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000. — 352 с.
  55. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4 / С. А. Попов. — М.: ИНФРА-М, 2000. 304с.
  56. М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Прогресс, 2000. -430 с.
  57. И.Е. Стратегическое планирование регионального развития в мировой и российской практике / Под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. — Воронеж: ВГУ, 2005. 210 с.
  58. Н.В. Стратегия развития взгляд в будущее / Н. В. Розанова // Стратегическое планирование в регионах и городах России. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований. Леонтьевский центр, 2009. — С. 29−31.
  59. А. Стратегия «социального императива» / А. Рубинштейн // Вопросы экономики. — 2008. № 3. — С. 68−77.
  60. З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4 / З. П. Румянцева и др. М.: ИНФРА-М, 1999. — 336 с.
  61. Е.С. Эффект человеческого фактора / Е. С. Савченко // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2000. № 11. — С. 62−67.
  62. Сборник материалов семинаров для ассоциаций выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Российской Федерации. — М.: Университетская книга, 2010. — 216 с.
  63. В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения / В. Сенчагов // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 119−139.
  64. Современный философский словарь. / Под ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический Проект, 2004. — С. 681.
  65. Д. О стратегии развития России / Д. Сорокин // Вопросы экономики. 2010. -№ 8. — С. 40 (С. 29−40).
  66. Стратегические направления модернизации российской экономики: сценарный подход / М. В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. 2011. — № 1−2.
  67. Стратегический менеджмент: Теория и практика / А. Т. Зуб. — М.: Аспект Пресс, 2002.-С. 11.
  68. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / Под ред. Дж. Бэйтера, Б. С. Жихаревича, H.A. Лебедевой. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2004. — 288 с.
  69. Стратегическое управление / Гапоненко А. Л., Панкрутин А. П. М.: Омега-Л, 2004.-С. 5.
  70. Стратегия развития государства на период до 2010 года / А. Белоусов, С. Глазьев, В. Ивантер, В. Ишаев и др. М.: 2000. 99 с.
  71. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на 20 092 011 годы /КонсультантПлюс.
  72. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года /КонсультантПлюс.
  73. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года /КонсультантПлюс.
  74. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года /КонсультантПлюс.
  75. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу.
  76. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года /КонсультантПлюс.
  77. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года /КонсультантПлюс.
  78. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  79. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  80. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года /КонсультантПлюс.
  81. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  82. Стратегия социально-экономического развития Пермской области /КонсультантПлюс.
  83. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года /КонсультантПлюс.
  84. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года /КонсультантПлюс.
  85. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года /КонсультантПлюс.
  86. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  87. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  88. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  89. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  90. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года /КонсультантПлюс.
  91. Сунь-Цзы. Искусство стратегии. / Н. И. Конрад. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2007. — С. 37.
  92. В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века / В. Б. Супян. М.: Анкил, 2001. — 151 с.
  93. США: государство, человек, экономика (региональные аспекты). Под ред. Лебедевой Л. Ф. М.: Анкил, 2001. — 224 с.
  94. A.A. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии / A.A. Томпсон, А. Дж. Стрикланд. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  95. Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
  96. Ю.В. Стратегическое планирование развития местных сообществ / Ю. В. Филиппов, Т. Т. Авдеева, Н. Г. Козловская, A.B. Пенюгалова. Краснодар, КубГУ, 2003.-100с.
  97. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1981. — 445 е.- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х т./ М.: Советская энциклопедия. Т.4. 1980. — 672 с.
  98. Д. Стратегия и планирование / Д. Хасси. СПб: Питер, 2001. — 384 с.
  99. Ф. Структура отраслевых рынков / Ф. Шерер, Д. Росс. — Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.-С. 193.
  100. З.Е. Стратегическое управление: учебное пособие / З. Е. Шершнева, C.B. Оборская К.: КНЕУ, 1999. — 384с.
  101. Школы стратегий / Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Питер, 2000. — С. 14−26.
  102. Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
  103. Экология разума / Г. Бейтсон. М.: Смысл. 2000. — 476 с. http://www.book-read.ru/libbook 101 630.html.
  104. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М.: ИНИОН РАН, 1996. — 125 с.
  105. К. Стратегия-2050: справится ли России с вызовами глобализации? / К. Юдаева, Е. Ясин // Вопросы экономики. — 2008. № 5. -С. 4−22. http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=3e548a50belc9
  106. Bryson I. and Roering W. Applying private sector planning in the public sector. Strategic planning: threats and opportunities for planners. Washington, DS: Planning Press (APA), 1988.-P. 15.
  107. Bryson J. Strategic planning for public and nonprofit organization. San Francisco: Jossey Bass Publishers, 1995. — P. 5.
  108. Bryson, J. Strategic planning for public and nonprofit organizations. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995. p. 4, http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=3e548a50belc9
  109. , G. 1993. Strategic planning for local government. Washington, DC: ICMA, -P. 1.
  110. Hoefsloot A.M., Berg L.M. Successful examples of participatory region planning at the meso-level. — 1992. 131 p.
  111. Lorsch J.W. Managing Culture: The Invisible Barrier to Strategic Change/ J.W. Lorsch. // California Management Journal. 1986. — 28, 2, Winter. — P. 95 109.
  112. Macmillan I.C., Guth W.D. Strategy Implementation and Middle Management Caolitions / R. Lamb, P. Shrivastava // Advances in Strategic Management. Greenwich: CTJAI Press, 1985. — P. 233−254.
  113. Makridakis S. Forecasting, Planning, and Strategy for the 21st Century / S. Makridakis. New York: Free Press, 1990. — P. 180−196.
  114. Miller D. Cofigurations Revisited / D. Miller // Strategic Management
  115. Journal. 1996.-№ 17.-P. 505−512.
  116. Oliver C. Strategic Responses to Institutional Processes / C. Oliver // Academy of Management Review. 1991. -№ 16. — P. 145−179.
  117. Rubel T, Paladino S. Nurturing Entrepreneurial Growth in States Economies. NGA, Wash., 2000. P. 17.
  118. Rumelt R.P. The Evaluation of Business Strategy / H. Mintzberg and J. B. Quinn // The Strategy Process. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1997. — 3d ed. — 305 p.
Заполнить форму текущей работой