Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования выявлено, что экологический дизайн является новым полноценным видом проектной деятельности и существует как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения. Доказано утверждение, основанное на теоретических и практических исследованиях, что любые природные изменения, воспринятые человеком на интуитивном уровне или открытые им в результате научных изысканий… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Исходные положения, обоснование актуальности исследования
  • Глава I. Формы проявления и особенности развития экологического направления в дизайне
    • 1. Теоретические предпосылки исследования экологического фактора в дизайне
      • 1. 1. Начало развития «экологического звена» в системе художественного проектирования. 1860е-1910е годы
        • 1. 1. 1. 1920е-1950е годы. Функционализм, экономичность и универсальность на службе общества
        • 1. 1. 2. Экологическое движение 1960е-1970е годы. Утопии и новые концепции «зеленого дизайна»
        • 1. 1. 3. Развитие с 1980х годов современного экологического движения в Европе и Америке, целостные программы по «устойчивому развитию»
      • 1. 2. Выводы по главе 1
  • Глава II. Теория и методология экологического дизайна
    • 2. Терминология в исследовании экологического фактора
      • 2. 1. Анализ общих закономерностей проявления экологического фактора в объектах дизайна
        • 2. 1. 1. Временная динамика проявления экологического фактора в дизайне
      • 2. 2. Классификация проявлений экологического дизайна
      • 2. 3. Выводы по главе II
  • Глава III. Перспективы развития экологического направления в дизайне
    • 3. Национальные школы дизайна и их роль в становлении «устойчивого развития»
      • 3. 1. Перспективы развития экологического направления в дизайне в России и за рубежом
      • 3. 2. Выводы по главе III

Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «экологический дизайн» сегодня широко используется как в научной литературе, так и в повседневной проектной практике. Однако экологический дизайн вошел в структуру современного проектирования, имея достаточно размытые понятийные рамки и неразработанную теоретическую базу. На данный момент существует потребность в создании понятийного аппарата и научного инструментария, с помощью которого можно было бы объединить разрозненные знания в области прикладной экологии и дизайна, составить из «мозаики» отдельных решений целостную научную систему.

В свете современных политических событий и экономических реалий — приоритета добывающих отраслей, развития мощностей добычи и практически бесконтрольного использования природных ресурсов, проблемы захоронения ядерных и химических отходов — на первое место выходят вопросы, связанные с потреблением и сохранением хотя и богатейших в мире, но все-таки исчерпаемых ресурсов нашей страны. Сегодня стоит задача минимизировать воздействие человеческой деятельности на природное окружение, и эта проблема также входит в сферу дизайна.

Многие годы изменения в природе, связанные с производственной деятельностью человека, не только не были включены в сферу «интересов» дизайнеров и архитекторов, они не находили отклика даже в природопользовательских организациях и организациях, занимающихся вопросами производственной деятельности. Сегодня Россия — полноправный партнер в системе мировой политической и экономической жизни, и теперь мы можем не только воспользоваться опытом передовых стран в области экологического проектирования, но и обогатить его нашими исследованиями в этой сфере.

Идеи духовности и культурной памяти непосредственно связаны с культурно-экологической концепцией дизайна, развиваемой в работах Г. Г. Курьеровой, О. Г. Генисаретского, К. А. Кондратьевой, В. Ф. Сидоренко. Россия, благодаря своему географическому положению и этнокультурному разнообразию, имеет устойчивые исторически сложившиеся формы взаимодействия предметного мира, создаваемого человеком, и природы. Тем более для нашей страны актуально не заимствование западных программ, а создание собственных экологически направленных стратегий развития, основанных на опыте предыдущих поколений и ментальных особенностях народов, населяющих Россию.

Поставленные правительством России задачи по укреплению экологической безопасности нашего государства, согласно общемировой 4 концепции «устойчивого развития», затрагивают все области научного и прикладного знания. Выявляется необходимость более полно использовать научный потенциал для создания как экологически направленных программ, так и объектов предметного мира, дружественных окружающей среде.

Учитывая степень воздействия производственно-потребительских систем на природное окружение и то, что все эти процессы напрямую связаны с проектной деятельностью, дизайнеры оказывают существенное влияние на качество производимой продукции, ее эстетические и функциональные свойства, а главное — ее адекватность человеку и природной среде. В свете экологических проблем возрастает значимость научно-теоретической базы, способной направить проектно-производственные силы в русло адекватного проектно-производственного процесса. Требуется введение в искусствоведческий обиход нового обширного материала, его систематизация и обобщение.

Степень разработанности проблемы.

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами научного знания — начиная от прикладной экологии и заканчивая современными исследованиями в области медицины и социологии. Данная работа — попытка выделить из массы научных публикаций, художественной литературы и других информационных источников материалы, касающиеся темы экологического дизайна или косвенно затрагивающие исследуемую проблему. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления.

В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна. Тем не менее, во многих источниках вопросы экологии, в ее приложении к предметной деятельности человека, фигурируют достаточно явно, хотя в большинстве случаев не являются основной темой исследования.

Научные труды, раскрывающие различные аспекты интересующей нас темы, можно условно разделить на три группы: 1) труды, посвященные истории и теории дизайна, 2) работы по теории и практике экологического движения, 3) исследования, рассматривающие вопросы дизайна и экологии в смежных областях знания — психологии, экономике, социологии.

Теоретическому осмыслению дизайна посвящены работы К. М. Кантора, О. И. Генисаретского, Г. Г. Курьеровой, Т. Н. Фурсовой, К. А. Кондратьевой, М. А. Коника, B.JI. Глазычева, ЕА. Розенблюма, Н. В. Воронова, Б. Г. Бархина, В. Ф. Сидоренко, а также зарубежных авторов — Д. Эллингтона, Д. Хайлес, В. Папанека, Д. Нельсона, Б. Фуллера и других. Отдельно стоит выделить работы, затрагивающие связи проектно-производственной деятельности и окружающей среды, таких авторов, как Д. Рескин, У. Моррис, Ле Корбюзье, Т. Мальдонадо, А. Печчеи.

Научные исследования, посвященные вопросам экологии, ее философским и теоретическим аспектам, В. И. Вернадского, Н. Н. Моисеева, Р. Карсон, П. Элриха, Т. Мальтуса, Б. Коммонера наиболее полно отражают динамику взаимного влияния человека и окружающей среды.

Следует отметить труды, раскрывающие связь экологии и предметного творчества, таких авторов, как Б. Стерлинг, Э. Тоффлер, А. Хэммонд, Д. Хокинс, Г. Галлопин, а также работы в области социологии, экономики, особенностей взаимовлияния общества и природы К. Маркса, Ф. Энгельса, Т. Хаавелмо, Г. Дейли, Я. Тинбергена.

Опосредованно, через литературные произведения, экологическая проблематика, связанная с предметным миром социальной динамикой, психологической составляющей, рассматривается в работах Д. Оруэлла, А. Ван Вогтома, Ж. Клейна, С. Лема, П. Акройда и других авторов.

В вышеназванных трудах присутствуют лишь отдельные аспекты исследуемой темы, но нет целостного понимания процессов художественного проектирования, попытка осмысления которых осуществлена в представленной работе.

Цель исследования — выявить специфику и обозначить направление развития экологического дизайна.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• определить структуру взаимосвязей между объектами дизайна и негативными природными изменениями;

• рассмотреть экологическое проектирование в контексте исторического развития;

• очертить рамки и исследовать структуру экологического дизайна как вида проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить закономерности влияния экологических изменений на объекты дизайна.

2. Выявить предпосылки развития экологического направления в дизайне, условия природной среды, способные влиять на создание экологически целесообразных объектов.

3. Через объекты материальной культуры изучить эволюцию экологического дизайна, обозначить основные этапы развития данного направления.

4. Ввести в научный обиход термины, наиболее точно отражающие специфику экологического направления в дизайне.

5. Разработать методику выявления особенностей экологического проектирования в объектах дизайна как на стадии проектирования, так и в анализе существующих объектов.

6. Рассмотреть роль экологического дизайна в современной проектной практике.

Объект исследования — процесс художественного проектирования, объекты материальной культуры и теоретические концепции в их связи с экологическими проблемами, созданные дизайнерами, архитекторами, футурологами и социологами. Специфическим объектом изучения является комплексное воздействие измененной в результате деятельности человека природной среды на субъекты проектирования (разработчика и потребителя) и через них — на все художественно-проектное творчество. Предмет исследования — структура связей объектов дизайна и природной среды, измененной в результате человеческой деятельностиновые формы и методы художественно-проектной практики с использованием экологических технологий. Факторы, раскрывающие инновационные, гуманистически ориентированные резервы экологического дизайна.

Методологическая база исследования.

Сфера экологического дизайна рассматривается в единстве художественно-эстетических, методологических и технологических проблем. Методологическим ориентиром исследования являются классификационный и типологический подходы, раскрывающие формы и диапазон. использования экологических приемов в дизайне. При изучении феномена экологического дизайна использован метод сопоставительного анализа истории формирования материальной культуры с процессами, происходящими в природной среде.

Внимание сконцентрировано на периоде революционного развития технологий, радикальных трансформаций предметного мира, зарождении и становлении теории и практики дизайна. Исследуя современные тенденции в дизайне, устанавливая их связи с экологией, применялся системный подход и структурный метод анализа, который позволил на основе синтеза различных знаний описать феномен экологического дизайна как нового явления в проектной культуре. Специфика экологического дизайна выявлена на основе комплексного исследования в таких областях, как искусствознание и эстетика, с одной стороны, и экологические технологии — с другой:

Искусствоведческий анализ обнаруживает взаимосвязь между знаковыми явлениями проектной культуры XIX и XX веков и этапами осознания обществом процессов изменения природной среды.

При антропологическом подходе экологический дизайн предстает как средство развития этнокультурных мировоззренческих установок и духовно-ценностного мира человека.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы (147 наименований) и приложения. Работа содержит 99 страниц, 95 иллюстраций, 9 таблиц.

3.2. Выводы по главе П1.

1) Проанализировав в разделе 3.1 современное состояние проектной культуры, мы пришли к выводу: существует противоречие между современной практикой промышленного производства и экологическим проектированием.

2) Идея всеобъемлющей, социальной проектной культуры, зародившаяся в разгар наращивания темпов промышленной экспансии, в свете экологических изменений, обретает новые формы. Социальный дизайн в его широком понимании является наиболее оправданной формой проектной деятельности в условиях процессов экологической деградации.

3) Опыт отечественных дизайнеров — база, которая позволяет решать проблему целостного подхода к проектированию в условиях усугубляющегося конфликта человека с окружающей средой. Теоретические и практические работы, выполненные в рамках Российских научных институтов, могут служить базой для будущих разработок в области экологического дизайна.

4) Основываясь на исследованиях в области дизайна с большой долей вероятности можно предположить, что экологический дизайн будет занимать все новые позиции. Это будет связанно с внедрением новых технологий, возрождением традиционных принципов формирования предметной среды, переосмыслением использования природных образов в объектах материальной культуры.

Заключение

.

В результате проведенных исследований установлено:

1) Рассмотрев историю развития дизайна через призму экологии, мы смогли выделить четыре основных периода развития экологического дизайна. Введенная периодизация, носит достаточно условный характер, тем не менее, выделенные периоды с достаточной степенью достоверности делят историю изучаемого нами вопроса, облегчая понимание закономерностей происходящих процессов.

2) Экологический дизайн — вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном творчестве.

3) Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей средыпричем объектом, на который нацелен экологический дизайн, может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой.

4) Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире.

5) Сфера экологического дизайна охватывает все ступени производственно-потребительской системы, наряду с экономическими, социальными и психологическими аспектами (таблица «Классификация проявлений экологического дизайна» показывает, насколько широк диапазон этого вида проектной деятельности).

6) В результате исследования предложен алгоритм выявления качеств экологической целесообразности в объектах дизайна, раскрыты связи форм и технических характеристик объекта с первопричиной их появления — конкретными формами экологических изменений.

В результате исследования выявлено, что экологический дизайн является новым полноценным видом проектной деятельности и существует как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения. Доказано утверждение, основанное на теоретических и практических исследованиях, что любые природные изменения, воспринятые человеком на интуитивном уровне или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в создаваемом предметном мире. Разработан метод, позволяющий оценить соответствие объектов материальной культуры и различных процессов, в том числе и творческих, критериям экологического.

89 дизайна. Определено, что целью экологического дизайна является гармонизация отношений человека и окружающей его природной средыпричем объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, так и сам человек. Создана методика выявления экологических качеств объектов предметной культуры, как уже существующих, так и на стадии проектной работы. При проектировании необходим учет максимального количества возникающих экологических ситуаций, классификация которых предложена в таблице, приведенной в работе.

В работе впервые систематизированы исторические факты, связанные с созданием объектов, теорий и проектов, носящих отпечаток экологической целесообразности. Введена периодизация, выявлены события, оказавшие наибольшее влияние на развитие экологического дизайна. Разработана терминологическая база, рассматривающая как сам термин экологический дизайн, так и сопутствующие понятия.

Определены структура экологического направления в дизайне и формы его проявления.

Предложена методика отбора экологически целесообразных решений как уже существующих объектов дизайна, так и объектов на стадии проектной работы.

Результаты данного исследования могут быть полезны как материал по истории и теории дизайна, а также — на уровне изучения и практического применения концепций, и методов, описанных в работе. Полученные результаты послужат методологической основой для создания проектов в области дизайна, архитектуры и прикладного искусства. Данное исследование является базой для создания учебных и методических программ, пособий и других материалов, рассчитанных на художественные и технические вузы и, кроме того — для теоретических и практических разработок в смежных областях, таких как экономика, социология, психология и т. д.

В работе выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Представленные материалы могут стать основой для дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . В. Р. Браун стиль // ДИ СССР —1968. — N 1.
  2. . П., Лондонские сочинители. — М.: Иностранка, 2008 г.
  3. А. Наследие ВХУТЕМАСа // ДИ СССР — 1964. — N 4.
  4. С., Движение искусства и ремесла — М.: ОАО Радуга, 2000. — С. 24,25.
  5. А., Архитектура и гуманизм // Сб. науч. трудов под ред. А. Гозака — М. Прогресс 1978. — С. 220
  6. А. Г., Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты) — М.: АСТ-ПРЕСС — 1996.
  7. Ш. А. Идеи космизма в педагогическом сознании. Интернет публикация: конференция МЦР 2003 г. http://wvm.icr.su/rus/work/conferencies/2003/amonashvili.php
  8. . Г., Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: Учеб. -метод. Пособие / М.: Стройиздат, 1969.
  9. Бентем Рольф Я. Города вытесняют деревья. // Курьер Юнеско — август сентябрь 1970 г — С. 56,57,58.
  10. Д. Человек и насилие. // Курьер Юнеско — август сентябрь 1970 г — С. 5−17.
  11. Е. А. Стернин Г. Ю. Русский модерн — М. Галарт 1994.
  12. . С.Н. Экологизация экономического развития. — М., Издательский Дом ГУ ВШЭ 1994.
  13. . В. Очерки о народной эстетике. — Архангельск. Северо-Западное книжное изд-во 1985 — С.З. 74.
  14. . Н. В Очерки истории отечественного дизайна. МГХПУ им С. Строганова —М. 1997 —С. 10,11, 76−79
  15. Вопросы экономической теории макроэкономики // Проблемы современной экономики N 1(29) — 2008.
  16. . В. JI. Современная буржуазная культура и кризис социальной роли архитектора. Архитектура Запада кн.2. Социальные и идеологические проблемы. —М., Стройиздат, 1975.
  17. В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. —М., Искусство, 1970.
  18. . В. Л. Городская среда: технология развития. Настольная книга1. М., Ладья, 1995.
  19. О. И. Культурно-антропологическая перспектива. // ИНОЕ. Хрестоматия российского самосознания. М.: Аргус, 1995.
  20. О. И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. —М., Всероссийский институт культурологи 1991.
  21. Город с точки зрения видеоэкологии, или «орнамент устал». // Illuminator Альманах Best of the best 2.(4). 2003.
  22. Доклад о развитии человека 2006 UNDP. (Программа развития ООН) / Официальные периодические издания: Интернет публикация www.mdp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&pid=2&cmd=text&id=172
  23. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат 1985.1. С.94
  24. Г. Таунсенд К. Оценивая нашу землю. — The MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1993 Перевод на русский язык (под редакцией А. Ю. Ретеюма и П.И.Сафонова) — М.: Российское отделение ISEE 1994
  25. У. Трёхсотлетняя война: Хроника экологических бедствий. — М.: Олма-Пресс, 2001. —С. 121−130
  26. Дела и лица. № 10 / Официальные периодические издания: Интернет публикация, www.Nashavlast.ru archive200510ll.
  27. Защита экологических прав в законодательстве Е. С № 2.2003г. / Официальные периодические издания: Интернет публикация. h11p://eulaw.edu.m/documents/articles/defenceecorights.htm#ftnref7
  28. Искусство и промышленность. Под ред. Толстого В. П., Кантора К. М. —М.: Искусство, 1967
  29. . К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955—1985. —М.: АНИР, 1996 С. 246. 182.18
  30. К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира. // Текст выступления для конгресса ИКСИД в 1975.
  31. К. А. Дизайн и экология культуры МГХПУ им. С. Г. Строганова — М.: 2000.
  32. М. А. «Архив одной мастерской (Сенежские опыты) — М.: Индекс Дизайн энд Паблишинг 2003.
  33. П. С. Вернадский В. И. Философия и методология науки: Учение о биосфере. Экоперспектива, — М.: 2007.
  34. . неизбежное будущее экологический социализм. Новая газета. Н.П. // приложение «Кентавр» № 11.
  35. А. А. Опыт исследования природного фактора в эволюции финского дизайна —М.: МГХПУ им Строганова 1984 С. 90−99. 109. 85.
  36. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия. Под ред. Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова,. Е. Е. Задесенца —М.: ВНИИТЭ. 2000.
  37. В.И. Красота, вкус, экономика. — М.: Экономика 1985.
  38. . Ж. Путешествие космического «Бигля». — Алма-Ата.: Ренессанс-Гылым. 1991.
  39. . Боги войны. — Новосибирск.: ЭЯ, 1992.
  40. Лем С. Солярис. Эдем. Непобедимый. —М.: ACT, 2003.
  41. Лем С. Магелланово Облако. Человек с Марса. Астронавты. М.: — ACT, 2006.
  42. Г. Архитектура и дизайн: Анализ концепции тотального дизайнаР.Б. Фуллера. //Архитектура СССР № 1 — 1973.
  43. . У. Вести из ниоткуда, или эпоха счастья (перевод с англ.) — СПБ.: Дело — 1906. С. 93−94
  44. Т. Промышленный дизайн (1976) — ТЭ 1978.—N7.
  45. Т. Опыт о законе народонаселения. М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2007.
  46. Г. Архитектоника промышленных форм. Вып. 1 М.: ВНИИТЭ. 1970. С. 30.
  47. Д. Пределы роста Издательство: М.: ИКЦ — Академкнига 2008.
  48. Н. Экология и образование. — М.: Юнисам, С 1996. — С. 191
  49. В. Национальная выставка США, Москва, 1959. // Открой Америку. 2004. № 1.
  50. Новая политика. Официальные периодические издания: Интернет публикация. Объединенные «зеленые» Европы. 24 февраля 2005 http://www.novopol.ru/textl706.html
  51. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. Под ред. и с послесловие. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета — М.: Прогресс, 1989. — С. 50.
  52. Д. Проблема дизайна. Искусство. — М.: 1971. — С. 13
  53. Огонек. № 49 // Хроника экологических катастроф в России. — 3—9 декабря 2007.
  54. К. Финский торговый журнал. — 1960 — № 37 — С. 43
  55. В. дизайн для реального мира. — М.: Издатель Д. Аронов 2004. С. 302−303.
  56. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 23. мая 1986 г. № 608
  57. Парадоксы Киотского протокола. В России загрязнение окружающей среды может оказаться полезным для бизнеса // Промышленные ведомости 2006. № 1−2.
  58. Розенблюм Е. А Художник в дизайне. — М.: Искусство 1974.
  59. Д. искусство и действительность — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко 1900.
  60. Д. лекции об искусстве — СПб.: 1907 — С. 28. 83.
  61. Г. Хундертвассер. М.: — Арт-родник 2005.
  62. . Зенитный угол — М.: Эксмо, 2007.
  63. Советский энциклопедический словарь изд. Н-е — М.: советская энциклопедия 1982.
  64. П. проспект выставки Тапио Вирккала в Москве. М.: 1981 г.
  65. М. Массовое заводское производство «Футуро» загородный дом из пластмассы. Современная архитектура, 1970 № 2. С. 93
  66. С. А. Президент Международного независимого эколого-полжгологического университета (МНЭПУ), комментарии к выступлению Медведева о стратегии национальной безопасности 2020 / Интернет публикацияhttp://konimentarii.ru/comment.php?t=2755&-p=28 394
  67. С. В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. -М.: Экономиздат, 1961
  68. , Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999.
  69. , Э. Шок будущего. — М.: ACT, 2001.
  70. С.Т. история дизайна, эволюция, методология, современные тенденции. Часть 1. МГУ культуры и искусства — М.: 2007 — С. 89−93. 158
  71. И. Леса источник вдохновения, (каталог выставки) Художественная промышленность Финляндии. —М.: 1961.
  72. Теоретические и методологические исследования в дизайне. В соавторстве. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», вып. 61. В 2 чч. —М.: 1990.
  73. А. К. Технический быт и современное искусство M.-JI.: ГИЗ, 1928.
  74. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике./ Официальное периодическое издание: электронная версия. http.7/www.nlr.ru/cat/predmet/dict.htni
  75. М. Импровизированная архитектура Френка Гери. // Диалог США № 43 — С. 30−32
  76. Управление отходами в России: пора использовать российский и зарубежный опыт. Официальное периодическое издание. 2007/9/19 http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=3
  77. Хант Д. Architectural Design — 1998 № 11 -12
  78. Д. Креативная экология создание креативной среды, в рамках образовательной программы «Креативные индустрии». Материалы выступления. 20. 09. 2009.
  79. Ф. В письмах к Ф. Зорге к А. Бебелю 1886 год.
  80. Д. Тысяча будд и триумф дизайна — ИнтерпрессГрафик 1987 № 31. С. 34
  81. Arad R. Design Museum. British council. Интернет публикация: http://designmuseum.org/design/ron-arad
  82. ВВС. UK. Официальное переодическое издание. Интернет публикация. www.bbc.co.uk/history/trail/victorianbritain/socialconditions/victorianurb anplanning01. shtml
  83. Beasley, W. G. The Rise of Modern Japan: Political, Economic and Social Change Since 1850. — New York St.: Martin’s Press, 1995.
  84. BP Solarex Corporate Headquarters Moves Into New Energy Smart Building. 13 March 2000. Официальный сайт. http://www.bp. com/genericarticle. do? categoryld=2 012 968&contentld=20 017 78
  85. Bernard Leach. Sandino J. Design Hist. 1998. № 11. — C. 272−273
  86. Businessweek. Официальное интернет издание, businessweek. com/ss/05/09/moma/source/l 4. htm
  87. Biba. The Biba Experience Antique Collectors' Club Ltd 2004.
  88. Colin Reedy. Интернет публикация. web.mac.com/colinreedy/iWeb/PORTFOLIO/COLIN%20REEDY
  89. Corvina К. Ernyey G. Azipari Forma Torenete. Budapest.: 1983 — C. 80, 98,126,127
  90. Celant G. Archeticture & Arts 1900−2004. — UK.: 2005 — C. 349. 213
  91. Carson R. Silent Spring —NY.: Special Edition. 1962.
  92. Colquhoun K. A Thing in Disguise: The Visionary Life of Joseph Paxton.1.ndon and New York.: Fourth Estate, 2003.
  93. Commoner B. Making Peace With the Planet. NY: Pantheon, 1990.
  94. Conference of Arctic Parliamentarians CPAR Интернет публикация, www. arcticparl. org.
  95. Droog Design, by Droog Design (Author) Publisher: — Droog January 1, 2006.
  96. Emilio Anibasz. Inventions the reality of the ideal, — NY.: Rizzoli, 1992.
  97. Ehrlich Paul. Population Bomb — N. Y.: Buccaneer Books, Inc, 1997.
  98. Filsolsol. Официальный сайт, www.filsolsolar.com
  99. Galloping. G. Raskin. P. windows on the future. Global scenarios a sustainability. — St. Louis.: Environment. 1998. — vol.40, № 3. —C.7- 11
  100. Gilbert, Anne 60s & 70s Designs and Memorabilia. —N.Y.: Avon book, 1997.
  101. George Orwell. Nineteen eighty-four. —London.: Seeker & Warburg, 1949.
  102. Green claims and ISO 14 001. Требования «зеленых» и ИСО 14 001. В Бюллетене ИСО, август, 1999.
  103. Hafher В. Heinzen W. Dr. Kramer P. Solarcooker. — Berlin.: SWI sud west information in Muenster-Sarmsheim, 2002.
  104. Hatch A. Buckminster Fuller: at home in the Universe. —New York.: Crown Publishers, 1974
  105. Hundertwasser Architecture: For a More Human Architecture in Harmony With Nature. — Benedikt Taschen Verlag, 1999.
  106. Houses in Wood. The Modem Norwegian Model Seminar: Edinburgh 7 Jun 2007. Материалы конференции http://www.arkitektur.no/?nid=58 419
  107. Hoban Sally Collecting modern design. —U.K.: Octopus publishing group ltd. 2001. C. 146−150,113,105
  108. T. (1997), «Econometrics and the Welfare State», American Economic Review, Vol. 87 C.13 -15.
  109. Jam design & communications, — UK. Jam design catalogue. 2003.
  110. Jurgen Bey. Интернет публикация, research-arm.blogspot.com/2009/02/jurgen-bey.html
  111. Kikham, Pat Sharles & Ray Eames, Designers of the 20 century — Cambridge, Massachusetts. The MIT Press, 1998.
  112. Konstantin Grcic. Официальный сайт, www. konstantin-grcic.com
  113. Lear, Linda. Carson R. Witness for Nature. — New York.: Henry Holt, 1997.
  114. Leigh White, Buck Fuller and the Dymaxion World, in: The Saturday Evening Post, 14 October 1944.
  115. Marcel Breuer. Официальный сайт, http://www.marcelbreuer.org
  116. Nerlove M. Trygve Haavelmo. // A Critical Appreciation Scanainavion Journal of Economics. 1990. Vol. 92. № 1, C. 17−30.
  117. Nelson G. How To See: Visual Adventures in a World God Never Made. — Boston.: Little, Brown, 1977.
  118. Kikham, Pat Sharles & Ray Eames, Designers of the 20 century — Cambridge, Massachusetts. The MIT Press, 1998.
  119. Kanavolos, William. Organic. Hilversum. —Holland.: De Jong & Co, 1961.
  120. Price C. Cedric Price talks at the AA. London.: AA Publications, 1990 — C.31
  121. Peccei A. The Human Quality. — Oxford- New York: «Pergamon Press», 1977.
  122. Philips Consumer Electronics introduces. —Press releases. Официальный сайт, http://www.philips.ru/about/aboutlocal/philipstomorrow/index.page
  123. R. Davis John: The Great Exhibition. —New Haven and London.: Sutton Publishing Ltd, 1999.
  124. Ringen J. Superstudio: Pioneers of Conceptual Architecture. Интернет публикация, http://www.metropolismag.eom/story/20 040 106/superstudio-pioneers-of-conceptual-architecture
  125. Rio declaration on environment and development. Документ ООН A/CONF. 151/26/Rev. 1 Vol. I, C.3−7.
  126. Renzo Piano: Architecture Monograph. // Monografico Arquitectura. Gingko Press, March 1999.
  127. Simon Sadler, Archigram Group — UK.: Archigram, 2005
  128. Suhonen. P. Uutta suomalaista arkkitehtuuria. — Helsinki.: Kustannusosakeyhtio Tammi 1967. C.128.
  129. Suomi Rakentaa. — Helsinki.: Taidehalli 1982. C.203.
  130. Sheila Bonini & jeremy Oppenheim. Cultivating the Green Consumer // Stanford social innovation review, fall — 2008.
  131. Solar-Power Research and Dry den. Интернет издание. http://www.nasa.gov/centers/dryden/news/FactSheets/FS-054-DFRC.html
  132. Stuart Haygarth. Официальный сайт, www.stuartliaygarth.com
  133. Smit Tim. Eden., The Eden Project — U.K.: Chartered Institute of Personnel and Development, 2002.
  134. Sycamore fan. Официальный сайт, www.sycamorefan.com
  135. Time magazine. So, has Toyota lived up to acspectation. — 1997. November.
  136. The orhano book of Finish Design — Helsinki.: 1962, C. 135
  137. THINK. Официальный сайт, www.think.no
  138. Tadao Ando. Orte der Kontemplation — Berlin.: Galerie Aedes, 1999.
  139. The sixties. London.: Phaidon, 1998.
  140. Tinbergen Y. Ein Problem der Dynamic. Zeitschrift fur Na-tionalekonomic. — Bd. Ш, H. 2. 1932
  141. The New Green Consumer Guide, — N.Y.: Simon and Schuster, 1988
  142. The Ecodesign Handbook — Thames & Hudson — London.: 2002 C. 142, 148,52, 30,157,256
  143. The Whole Earth Catalog. Magazine — U.K.: 1968 1972.
  144. Thomas Maldonado. Prelim nary note. —Ulm. 1962 № 6.
  145. Windcheetah. Официальный сайт, windcheetah.co.uk
  146. Лондонская улица, конец XIX века.
  147. Швейная фабрика, Лондон, конец XIX века.
  148. Кресло из Сасекской серии, «Моррис и К0».
  149. Ступ со спинкой из гнутого ясеня, Эрнст Гимсон, 1895 год.
  150. Церковь всех святых в Брокхэмптоне, Уильям Ричард Летаби, 1901 год.
  151. Панно, Уильям Моррис, Джон Гирл, Филлип Вэб, конец XIX века.0Q
  152. Интерьер жилища шекера, реконструкция. США. 8 Роквудский кувшин с цветным глазурным узором. 1900 год.
  153. Чайный прибор «Тюдорский», Арчибальд Никсон, 1904 год.
  154. Настенное панно, Чарльз Макинтош, 1902 год.1с1
  155. Настольная лампа. Артр Никсон, 1893 год.
  156. Часы, Чарльз Френсис, 1895−1896 год.
  157. Стеклянные изделия, Луис Тиффани. 189()е годы.7 оь14. Дом Мельниковав Кривоарбатском переулке. 1927−1929 год.
  158. Типовой проект шкафа-кухни, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, М. Я Гинзбург,
  159. А. Л. Пастернак, Г. А. Сум-Шик, 1928−1929 год.
  160. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива», M. О. Барщ. M. Я. Гинзбург, М А. Охитович и др., 1929 год.
  161. Архитектурная фантазия, Яков Чернихов, 1930 год.1 аъ
  162. Шезлонг. Марсель Брейер, 1932 год.
  163. Стул «В 35», Марсель Брейер. 1929 год.
  164. Пластиковые столики. Марсель Брейер. 1936 год.
  165. Стул «Зигзаг», Геррит Ритфельд, 1932 год.
  166. Деталь стола, Аалто Алвар, 1930е годы.
  167. Кофейный столик, Алвар Аалто, 1936 год.
  168. Фанерная скульптура. Чарльз Имс, 1943 год.
  169. Протез, Чарльз Имс, 1940е годы.
  170. Ф^тпадаоналистекая мебель. Эзро Сааринен, Чарльз Имс, Джордж Нельсон.
  171. Дом «Миллард» (деталь). Френк Ллойд Райт. 1923 год.
  172. Дом «Эннис», Френк Ллойд Райт, 1924 год.
  173. Дом «Сан-Топ» (план), Френк Ллойд Райт. I 30. Бродзйкер сити. Френк Ллойд Райт, 1930е годы.
  174. Автомобиль (Бродейкер сити), Френк Ллойд Райт, 1935 год.1. OS
  175. Жилая ячейка, ансамбль, Ле Корбюзье. 1922 год.
  176. Вилла в Гарше, Ле Корбюзье, 1927 год.
  177. Капелла в Рошнане, Ле Корбюзье. 1950−1955 год.
  178. Автомобиль (макет), Jle Корбюзье, Пьер Жанере, 1928 год.7 её1. ЯЧШПСМЩШ! «-"¦•(¦¦¦яш
  179. Эксперименты с деревом. Атвар Аалто, 1930е годы.
  180. Кресло из гнутой фанеры. Алвар Аалто, 1935 год.
  181. Детали мебели, Алвар Аалто, 1930е годы.
  182. Ваза «Зеленый цветок», Алвар Аалто, 1939 год.
  183. Ваза «Лисички», «Гапио Виркалла, 1946 год.
  184. Стул «Spotty», Питер Мэрдок, 1963 год.
  185. Павильон США на Всемирной выставкев Монреале (фрагмент), Бакминстер Фуллер, 1967 год.
  186. Кресло «Little Beaver». Френк Гери, 1980 год.45. Стол «ВША», 1969 год.
  187. Павильон США на Всемирной выставке в Монреале, Бакминстер Фуллер, 1967 год.
  188. Дом в Ташшола, Аарне Эрви, Финляндия, 1950е годы.
  189. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми, Рейм Пиетиль, 1965 год.
  190. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми (фрагмент), Рейм Пиетиль, 1965 год.
  191. Дом «Футуро», Матти Сууронен, 1968 год.77 О59. «Fiat Ecobasic», 1990 год.60. «Volkswagen Lupo-З», 2000 год.61. «Necar 4», Dimler Chry sler AG Germany, 2000 год.62. «Windcheetan», Advanced vehicle design. Великобритания. 2003 год.
  192. Windcheetan «The picup», 2003 год.
  193. Самолет «Gossamer Albatross», Пол МакКрейди, США, 1979 год.
  194. Панели нагрева воды «Filsol», 1980е годы.
  195. Солнечные батареи «BP Solarex», 1980е годы.
  196. Жаровня «Solar cooker», 1987 год.
  197. Жаровня «Solar cooker», 1987 год.
  198. Кресло «Rover». Рон Арад, 1981 год.70. «Conkrete», Рон Арад, 1983 год. f 11
  199. Лампа, Стюарт Хэйгарт. 2006 год. 74. Мебель «Кокон». Droog Design, 1997 год.
  200. Лампа (фрагмент), Стюарт Хэйгарт, 2006 год. 75. Садовая скамья. Йорган Бэй, 1999 год.73. «Ящики», Droog Design. 1991 год. 76. Садовое кресло «Terra Grass», N Fornitore, 2006 год.11 ъ1. МОменять77. «Зеленое шоссе», Хундертвассер, 1974 год.
  201. Дом «Лесная спираль», Хундертвассер, 1998−2000 год.79. «Дом Хундертвассера» (деталь фасада), Хундертвассер, 1985 год.
  202. Культурный центр в Нумеа, Ренцо Пиано, 1991−1998 год.84 «Eden Project», Cornwall, 2001 год.
  203. Проявление физического фактора в объектах ^ дизайна
  204. Солнечные батареи, 2005 год. Велосипед, 1970е годы.
  205. Энергосберегающая лампа, Солнечная жаровня, 1980егоды.2000егоды
  206. Бытовой ветрогененратор, 1970е годы. Стул «DCM», 1945 год.
  207. Телефон «Philips savvy», Стул «Tab», 1967 год. Металлическая база1990е годы. для торшера, 50е годы.1. Блюдо, 1951 год.
  208. Интерьер частного дома, Финляндия 1970е годы. Ковер «Райю», Финляндия, Ваза «Leaping Salmon», 1920−40е годы. 1970 год.
Заполнить форму текущей работой