Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая эффективность совершенствования управления системой газораспределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что разработанный общий алгоритм интеграции производственных структур может быть реализован применительно к газораспределительным сетям ОАО «Газпром», а также использован при решении проблемы интеграции производственных структур в других отраслях промышленности РФ. Реализация предложенных мероприятий по повышению эффективности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности развития рынка природного газа в
  • Российской Федерации
    • 1. 1. Потенциал и проблемы рынка природного газа
    • 1. 2. Основные направления развития рынка природного газа РФ
    • 1. 3. Газификация — основной элемент регионального рынка природного газа
  • 2. Разработка процедуры создания интеграционной структуры газораспределительных сетей
    • 2. 1. Классификация целей интеграции газораспределительных сетей общий порядок формирования интегрированных структур
      • 2. 2. 0. ценка обоснованности и эффективности создания интегрированных структур
    • 2. 3. Разработка метода выбора организационного построения интегрированной структуры
  • 3. Анализ текущего состояния и эффективности использования активов группы ОАО «Газпром» в сфере газораспределения
    • 3. 1. Описание активов группы ОАО «Газпром» в сфере газораспределения до реструктуризации
    • 3. 2. Анализ эффективности эксплуатации газораспределительных сетей системы ОАО «Газпром»
    • 3. 3. Анализ эффективности использования газораспределительных сетей
    • 3. 4. Анализ финансовых результатов деятельности ГРО
    • 3. 5. Анализ существовавшей тарифной политики
    • 3. 6. Обоснование финансово-экономической целесообразности создания объединенной газораспределительной компании
    • 3. 7. Экономическая эффективность деятельности ОАО «Газпромрегионгаз»
  • Выводы

Экономическая эффективность совершенствования управления системой газораспределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Газовая промышленность является одной из ключевых отраслей в решении важнейшей стратегической задачи подъема и устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

В течение всего периода перехода страны к рыночной экономике она выступала в качестве крупнейшего финансового источника государственного бюджета.

Газовая промышленность обладает мощной сырьевой базой, достаточной для удовлетворения растущих потребностей внешнего и внутреннего рынка газа Российской Федерации. Единая система газоснабжения, сформированная и успешно эксплуатируемая ОАО «Газпром», осуществляет газоснабжение потребителей России, стран СНГ и поставку газа в страны дальнего зарубежья.

За все годы рыночных преобразований в Российской Федерации не появился конкурентный рынок природного газа. Независимые производители газа, несмотря на освобождение их от уплаты акциза и реализацию газа по свободным ценам, так и не смогли создать конкуренции ОАО «Газпром» даже в отдельных регионах, так в 2005 году на долю Газпрома приходилось 84% от общего объема добытого газа. В первую очередь это свидетельствует о том, что для России, в силу огромных расстояний и суровых климатических условий, газовая промышленность является естественно монопольной отраслью. Эффективное функционирование этой отрасли возможно лишь в условиях управленческой вертикали и интеграции предприятий «газовой цепочки», последним звеном которой является система газораспределения. В общей системе предприятий есть больше возможностей для оптимизации использования ресурсов, состыковки конфликтующих затрат и ведения инновационной деятельности, чем в масштабах одного предприятия.

Для обеспечения безопасности Российской Федерации и ее регионов огромное значение имеет эффективное функционирование системы газораспределения — основного элемента внутреннего рынка газовой промышленности России.

Главными задачами деятельности газораспределительной подотрасли является обеспечение бесперебойной подачи газа потребителям, безопасной эксплуатации газораспределительных систем, а также обоснованное развитие газификации в городах, рабочих поселках и сельских населенных пунктах Российской Федерации.

Состояние газораспределительной подотрасли характеризуется большой раздробленностью газораспределительных организаций (ГРО), значительным износом газораспределительной инфраструктуры, низким уровнем газификации городов и сельских населенных пунктов (города сегодня газифицированы на 60,2%, а сельская местность — всего на 33,1%), недостатком финансовых средств для строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих распределительных сетей.

В целом по соотношению протяженности газораспределительных сетей к протяженности магистральных газопроводов уступает странам Европы и США. Так, соотношение магистральных и распределительных газопроводов США составляет 1:11,7, а в России же этот показатель около 1:3.

Активы группы ОАО «Газпром» в сфере газораспределения имеют сложную структуру и распылены между множеством компаний.

Специфика работы предприятий естественно монопольной отрасли заключается также в том, что ее предприятия должны обеспечивать «пиковые» потребности потребителя, как прогнозируемые и так и не прогнозируемые. Это требование предопределяет необходимость содержания «избыточного», с точки зрения рыночных отраслей, резерва производственных мощностей и ресурсов и комплексного подхода к оценке эффективности их использования. До настоящего времени проводимые в.

Газпроме реструктуризационные изменения мало касались существующей системы газораспределения, хотя именно эффективность её работы определяет уровень сервиса конечных потребителей газа и создает предпосылки расширения газифицированных территорий. Отсутствие единой вертикали управления газораспределительными организациями приводит в первую очередь к неэффективности использования материальных и финансовых ресурсов и невозможности их концентрировать в нужное время и на нужном направлении деятельности. Это повлекло за собой снижение надежности газораспределительных сетей, связанное с физическим износом оборудования, и низкие темпы развития газификация населенных пунктов из-за недостаточности инвестиционных средств.

Существующая ценовая и тарифная политика не соответствует объективным условиям отрасли. Отсутствие тарифа у многих дочерних предприятий ОАО «Газпром», имеющих на балансе газораспределительные сети, является основным фактором неэффективности этого вида деятельности.

Эффективность работы газораспределительной сети в значительной степени зависит от организационных факторов, методов ценообразования и определения тарифов на услуги по транспортировке газа и др.

В связи с этим весьма актуальным является исследование проблемы совершенствования управления газораспределительной системы газовой промышленности РФ, которой посвящена настоящая работа.

Процесс объединения газораспределительных организаций в корпоративную систему в структуре Газпрома, даст возможность предприятиям — участникам сохранить свой производственно-технологический потенциал, повысить свою инвестиционную привлекательность, расширить инновационную деятельность и укрепить финансово-экономическую устойчивость. Наибольший эффект, с точки зрения повышения финансово-экономической устойчивости, достигается при объединении предприятий, образующих технологическую цепочку, включающую в себя добывающие, производственные, транспортные предприятия и предприятия распределения и реализация газа. В этом случае каждый из участников корпорации экономически заинтересован в стабильном положении партнера и в получении им гарантированной нормальной прибыли. Лишь стабильное функционирование всех взаимосвязанных предприятий газовой отрасли как звеньев технологической цепи может обеспечить эффективность работы корпоративной системы Газпрома в целом. Следует также отметить, что развитие газораспределительных сетей является обязательным условием экономической устойчивости корпорации в долгосрочном периоде, так как это единственный путь снижения зависимости от состояния внешнего рынка газа, цена на котором в настоящее время превышает цену внутреннего рынка более чем в 7 раз. Естественно, что такой беспрецедентный разрыв цен не может существовать длительное время.

Первым шагом к улучшению ситуации в газораспределительной сфере должны стать научно-обоснованные структурные преобразования, направленные на интеграцию единой системы газораспределительных предприятий в единую корпоративную систему, с целью полной реализации преимуществ этих систем и методов управления. В этой связи актуальность приобретают научные исследования, направленные на разработку методов проектирования эффективных интегрированных структур, моделирования процессов управления и реорганизации в корпорациях.

Цель работы — разработка методов проектирования эффективных интегрированных структур, моделирования процессов управления и реорганизации газораспределительной системы.

Основные задачи исследования:

— раскрыть особенности состояния и перспектив развития рынка природного газа Российской Федерации;

— провести анализ реализации программ газификации природным газом регионов Российской Федерации;

— определить содержание и разработать классификацию целей создания единой сети газораспределения;

— определить приоритетный набор критериев для оценки эффективности создания интегрированных систем (ИС);

— предложить алгоритм организационных работ проекта интеграции газораспределительных организаций в структуре ОАО «Газпром»;

— предложить метод группировки предприятий в газораспределительные общества;

— выполнить анализ хозяйственной и финансовой деятельности производственных структур газораспределительной системы Российской Федерации до их интеграции;

— изучить особенности расчета тарифов на услуги газораспределительной системы;

— оценить эффективность деятельности интегрированных производственных структур газораспределительной системы Российской Федерации.

Основные результаты работы и их научная новизна:

— на основе анализа состояния и развития рынка природного газа и газификации региональных объектов РФ показана необходимость интеграции газораспределительных сетей в единую структуру для долговременной экономической стабилизации газовой отрасли РФ;

— сформулирована система классификации целей интеграции газораспределительных сетей, в соответствии с которой определен набор приоритетных критериев для оценки её эффективности;

— разработан общий алгоритм интеграции производственных структур, включающий выбор оптимального организационного построения интегрированной структуры, и рассмотрена специфика реализации алгоритма применительно к газораспределительным сетям;

— выявлены особенности расчета тарифов на услуги по транспорту газа по газораспределительным сетям;

— предложены основные мероприятия, необходимые для повышения эффективности газораспределительного сектора ОАО «Газпром»: усиление управленческой вертикали.

Теоретико-методологическая база исследования. Работа базируется на теоретических исследованиях ведущих отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся проблемами производственных корпораций и развития топливно-энергетического комплекса РФ. Информационную основу диссертации составили статистические данные Федеральной статистической службы РФ, законодательные материалы в области газоснабжения и расчета тарифов на газ в газораспределительных системах страны, а также материалы годовой финансовой отчетности газораспределительных организаций ОАО «Газпром».

Базой исследования послужили труды А. Ф. Андреева, К. Боумэна, С. Б. Гальперина, ОБ. Завьялова, В. Д. Зубаревой, Л. Г. Злотниковой, С. П. Какуры, Н. П. Маслениковой, К. Н. Миловидова, В. В. Степанова, Д. Хана и других.

Достоверность результатов исследования вытекает из обоснованности использованных теоретических положений и экономико-математических моделей, а также подтверждается совпадением полученных результатов с результатами качественного анализа экономической ситуации в системе газораспределения и экспертными оценками.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что разработанный общий алгоритм интеграции производственных структур может быть реализован применительно к газораспределительным сетям ОАО «Газпром», а также использован при решении проблемы интеграции производственных структур в других отраслях промышленности РФ. Реализация предложенных мероприятий по повышению эффективности эксплуатации газораспределительных сетей улучшит финансовые результаты, деятельности газораспределительных обществ (ГРО), повысит рентабельность их работы, обеспечит прозрачность бизнеса ГРО, что приведет к росту стоимости активов ОАО «Газпромрегионгаз" — пакетов акций ГРО.

выводы.

По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Сырьевая база природного газа в России, как ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для перспективного обеспечения потребностей внутреннего рынка и нужд экспорта.

2. Развитие газификации регионов РФ осуществляется при активном участии ОАО «Газпром». В результате реализации ОАО «Газпром» «Программы газификации регионов России в 2005;2007 гг.» уровень газификации России повысится с 53% до 60%.

3. Существующая ценовая и тарифная системы не соответствуют объективным условиям развития газораспределительной подотрасли.

4. Сформулирована система классификации целей интеграции газораспределительных сетей, в соответствии с которой поставлена система классификации критериев для оценки её эффективности.

5. Предложен общий алгоритм организационных работ проекта интеграции газораспределительных предприятий в структуре ОАО «Газпром» и рассмотрено содержание двух его основных этапов. Во-первых, разработана система классификации целей создания единой сети газораспределения, использование которой позволяет определить приоритетный набор критериев для оценки эффективности создания ИС. Во-вторых, предложен метод группировки предприятий в газораспределительные общества по условию минимума производственных затрат.

6. Активы ОАО «Газпром» в сфере газораспределения имеют сложную структуру и распылены между различными компаниями, что значительно затрудняет эффективное управление ими.

7. Для дочерних обществ ОАО «Газпром», где эксплуатация газораспределительных сетей является непрофильным бизнесом, данный вид деятельности являлся неэффективным, приносящим убытки. Общий убыток по всем обществам в 2003 г. составил 71,4 млн руб.

8. Существенным фактором неэффективности является отсутствие тарифа у многих дочерних предприятий ОАО «Газпром», имеющих на балансе газораспределительные сети. В результате ограничений по сдаче их в аренду, многие сети не приносят дохода.

9. Проведенный анализ эффективности эксплуатации газораспределительных сетей показал наличие сетей, которые эксплуатируются, но не приносят доход. Такая ситуация сложилась в результате того, что сети были построены (или переданы на баланс) организациями, не имеющими тарифа. Заключить договор аренды с эксплуатирующей организацией не представляется возможным из-за отсутствия у ГРО источников для оплаты аренды.

10. Использование системы тарифов, основанной на консолидации затрат мелких ГРО и оптимизации финансовых потоков в рамках единой сети, позволит решить целый ряд проблем, в том числе:

— унифицировать тарифы на услуги газораспределительных организаций, по крайней мере, в пределах одного региона;

— сгладить последствия неравных условий функционирования для различных участников рынка, обеспечив равные условия для конкуренции промышленных предприятий;

— ограничить возможность политического влияния на процесс ценообразования;

— решить проблему функционирования убыточных ГРО;

— снизить издержки регулирования.

11. Консолидация активов группы ОАО «Газпром» в сфере газораспределения в рамках одной компании приведет к повышению их управляемости. Такой эффект достигается за счет одновременного действия следующих факторов:

— упрощается структура собственности, что повышает транспарентность бизнеса ОАО «Газпром»;

— увеличивается число дочерних и усиливает управленческую вертикаль;

— выводятся непрофильные активы из дочерних обществ ОАО «Газпром», что увеличивает их стоимость и стоимость ОАО «Газпром» в целом.

12. Для решения основной задачи ОАО «Газпром» — увеличения акционерной стоимости компании при надежном безаварийном обеспечении потребности страны в газе необходима эффективная совместная деятельность МРГ, ГПРГ, РГК и ГРО. Эта деятельность обеспечивается путем определения общей цели компаний: о разработки и обеспечения функционирования интегрированной бизнес-модели, включающей: интеграцию ключевых бизнес-процессовуправление через ключевые показатели эффективности, мотивирующие руководство на достижение совместных целей;

— объединения усилий при взаимодействии с законодательными органами и органами власти.

13. Предложенная схема распределения полномочий позволит разделить и скоординировать основные функции управления, связанные с продажами газа, бюджетированием, установкой тарифов, управления сетями и т. д.

Первым результатом работы по интеграции станет внедрение в 20 062 007 гг. Бюджетного кодекса ООО «Межрегионгаз» и обществ, входящих в группу лиц ООО «Межрегионгаз».

14. В настоящее время основными проблемами ГРО являются:

— недостаточность тарифов для нормальной эксплуатации системы газоснабжения;

— недооценка основных фондов ГРО;

— нормализация имущественных отношений;

— низкая средняя заработная плата;

— большой объем кредиторской задолженности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О лизинге», 1998 г.
  2. Постановление Правительства «О государственном регулировании цен на газ и тариф на услуги по его транспортировке на территории РФ» от 29.12.2000 г. № 1021.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «Правила поставки газа в Российской Федерации» от 5 февраля 1998 г. № 162.
  4. Постановление Правительства РФ «О развитии газификации Российской Федерации в 1996−200 гг.» от 18.07. 1996. № 819.
  5. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 30 июля 1998 г. № 865.
  6. Постановление ФЭК РФ «Об утверждении методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 25 июля 2001 года № 47/2.
  7. Постановление ФЭК РФ «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям» от 28 октября 2003 г. № 88-э/1.
  8. Приказ Федеральной службой по тарифам от 17 ноября 2005 г № 524−3/1, Приложение 1, 2.
  9. Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе «Газификация России на 1996−2000 гг.» от 25.05 1996 г. № 742.
  10. Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426 .
  11. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации"155от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ-
  12. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года№ 147-ФЗ-
  13. М.А., Карасевич A.M., Ярыгин Ю. Н. Газификация -основа региональной политики ОАО «Газпром». //Газовая промышленность, № 8,2004.
  14. А.Г. Воспроизводство ресурсной базы фундамент стабильного развития газовой отрасли России. //Газовая промышленность. № 5, 2006.
  15. А.Ф. и др. Методические аспекты оценки инвестиционных проектов в нефтегазовой промышленности. М., 1996.- 69 с.
  16. А.Ф., Дунаев В. Ф., Зубарева В. Д. и др. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности.- М., 1997. -342 с.
  17. И. Новая корпоративная стратегия. СПб, 1999.
  18. И. Стратегическое управление. //Сокр.пер. с англ./ Под науч.ред. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989.
  19. Ф. Основные риски добычи в России. //Нефтегазовая вертикаль, № 14, 2004.
  20. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. Пер. с англ. М., Юнити-Дана, 1999.
  21. Н.М., Гринкевич Р. Н., Александрова И. И., Безмельцина Г.А, Основные тенденции развития мировой энергетики на перспективу до 2020 г. //ТЭК, № 1−2,2005.
  22. В.Н. Независимые производители и перспективы развития газовой отрасли в России. М.: МГУ, 2003.
  23. В.Н. Частный газовый бизнес в России: настоящее и будущее в условиях реформ. М., Интертек. 2003.
  24. Д. Развитие конкуренции в газовой промышленности //Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Докл. Междунар. науч. конф. 24−25 сентября 2001 г. М., 2001.1. С.85−125.
  25. Ю.И., Ремизов В. В., Смирнов В. А. Проблемы целостности единой системы газоснабжения. М., Вести РАН, 1995.
  26. . Модернизация ГТС приоритетная задача «Газпрома». // Газпром, № 4, 2006.
  27. О.А. О возможностях либерализации внутреннего рынка в России с 2006 г. //Нефть, Газ и Бизнес, 1−2, 2006.
  28. .П. Новые тенденции в ЭС России.// Перспективы энергетики, 2002.Т.6.С.1.
  29. Газовая промышленность России. Исторические очерки. М., Газойл-пресс, 2000.
  30. А. И., Демин С. С., Орлов Ю. Н. Долгосрочное прогнозирование газового рынка: опыт сценарного прогнозирования. М.- Институт энергодиалога «Восток-Запад», 2003.1. СУ
  31. Е.И., Кадушин А. И. Государственное регулирование тарифов на услуги ГРО. // Газовая промышленность, № 11, 1999.33. Госкомстат РФ. М., 2002.
  32. А.Н. Роль России в формировании мирового энергетического рынка, //ТЭК, № 3−4, 2005.
  33. А.Н., Максимов В. М.Актуальные задачи развития газовой промышленности. //ТЭК, № 1−2, 2005.
  34. Доклад Министерства экономического и торгового развития (МЭРТ) в Правительство РФ (март 2003 г.).
  35. Доклад об обеспечении надежности поставок природного газа в Европейскую часть зоны ЕЭК ООН. Газовый центр, Европейская экономическая комиссия ООН. Женева, ЕЭК ООН, 2003. — 25 с.
  36. О.Ф. Последствия политики дешевого газа // Вестник ФЭК России. 2003, № 1.
  37. О.Ф., Кутовой Г. П., Петров А. А. Проблемы ценового регулирования в газовой промышленности и обеспечение устойчивого снабжения газом промышленных потребителей и населения. // Вестник Федеральной Энергетической Комиссии. 2000.
  38. О.Ф., Никишин В. И., Петров А. А. Концепция повышения эффективности реализации газа потребителям России. // Вестник Федеральной Энергетической Комиссии, № 2, 2000.
  39. А.И., Михайлова Н. Б. Газификация коммунально-бытового сектора: пути коммерческой реализации. // Газовая промышленность, № 2,2000.
  40. A.M., Сухарев М. Г., Матюшечкин В. Н., Тверской И. В. Научно-методическое и информационное обеспечение развития газоснабжения России. //Газовая промышленность, № 8, 2004.
  41. Д. Национальный проект. // Газпром. № 12, 2005.
  42. А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1995. 192 с.
  43. Колядов J1.B., Архипцева О. Н. Плата за снабженческо-сбытовые услуги по поставкам газа конечным потребителям: место в структуре цены на газ и методы обоснования. //Нефть, Газ и Бизнес, № 5, 2006.
  44. Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.
  45. Ю.Д. Влияние конъюнктуры мировых энергетических рынков на рациональный экспорт российского газа. // Проблемы прогнозирования, 2002., № 2.-С.169−171.
  46. А.А. От монополии к конкуренции. // Нефть и Капитал, 2002. № 3.-С. 16−19.
  47. Кот А. Д. Государственное регулирование в условияхреформирования газовой отрасли.// Нефть, газ и бизнес, № 5, 2004.
  48. Ф. Основы маркетинга.-СПб.: АО «Коруна», 1994- 700 с.
  49. А. Мы реализуем все заявленные проекты. //Газпром, № 3,2006 г.
  50. В.А., СевастьяноваА.Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.- 146 с.
  51. С.П. Управление крупной корпорацией. М.: Экономика, 1997. -204 с.
  52. А.А., Макарова Т. Е., Шевчук JI.M. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020 г. // Газ и энергоэффективность, № 11, 2000.-С.35−42.
  53. Т.Е., Шевчук JI.M., Погребной П. И. Экономическая оценка перспектив развития газовой промышленности в новой редакции «Энергетической стратегии России»// Известия Академии наук. Энергетика, № 4, 2000.-С.З-10.
  54. Г. Создание финансово-промышленных групп в России //Проблемы теории и практики управления, № 9, 1994. С. 12−17.
  55. А.Ю. Состояние ресурсов и запасов газа и перспективы развития внутреннего рынка в Российской Федерации. //Нефть, Газ и Бизнес, № 6, 2006.
  56. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000. — 288с.
  57. Н.П. Управление развитием организации. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.
  58. А.И. Парадоксы либерализации// Газпром, 2004. № 5. -С. 15−17.
  59. Е. А. Технологические уклады и энергопотребление. Иркутск: СЭИ СО РАН, 1994. -250 с.
  60. Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Постановление ФЭК РФ от 29 декабря 2000 г. .№ 1021, с изменениями от 6 февраля 2002 г. № 8/9 и от 19 июня 2002 г. .№ 35/10.
  61. Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Утверждены Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 88-э/1.
  62. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур /Гальперин С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е.В.- Под ред. С. Б. Гальперина. М., 2001. -58 с.
  63. Михельсон J1. Нужна рыночная цена на газ. //Газпром, № 3, 2006.
  64. А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. -М.: Финансы и статистика, 1997. 444 с.
  65. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / Под ред. А. А. Колобова, Л. Ф. Шклярского. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993. -216 с.
  66. А.Ю. Анализ конъюнктуры внутреннего рынка природного газа.
  67. А. Ю. Анализ развития внутреннего рынка природного газа. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006.
  68. А.Ю., Мешалкин В. П. Организационно-экономический анализ современного состояния и перспектив развития естественных монополий в России. // Российское предпринимательство, № 5, 2005.
  69. А.Ю., Мошин Ю. Н. Анализ конъюнктурыпотребительского рынка. Учебное пособие. М.: УРАО, 2004. -168 с.
  70. Н., Грицевский А., Грюблер А., Рисхи К. Мировые перспективы природного газа. Пер. с англ. Москва-Ижевск, Регулярная и хаотическая динамика, 2001.
  71. В. Внутренние платежи за газ: динамика и перспективы. // Нефтегазовая вертикаль, № 10, 2001.
  72. Новая энергетическая политика России. М.: Энергоатомиздат, 1995. -510 с.
  73. Е.Г. Стратегическое управление диверсифицированными корпорациями. М., 2001. -159 с.
  74. Организация промышленных корпоративных структур на основе логистико-ориентированной системы критериальных оценок / С. В. Краснов, Н. Ю. Брусникин, Н. О. Куралесова. Под ред. И. Н. Омельченко. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. — 181с.
  75. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. М., Минтопэнерго РФ, 2000.
  76. Основные параметры социально-экономического развития РФ на 2005 г. и на период до 2007 г., Минэкономразвития, 2005.
  77. А. А., Первозванская Т. Н, Финансовый рынок: расчет и риск. М.: Инфра-М, 1994. — 192 с.
  78. И. Н. «Коммерческие банки и финансово-промышленные группы // Российский экономический журнал. 1995. — № 10. -С.25−27.
  79. С. Время собирать. //Газпром, № 4, 2006.
  80. С. Движение к рынку. //Газпром, № 3, 2006.
  81. Природный газ / под ред. P.JI. Басби, пер. с англ. М: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. — 240 с.
  82. Проблемы развития газовой промышленности Российской Федерации. //Газовая промышленность. № 1, 2005.
  83. Прогноз мировых энергетических рынков 2002 год.
  84. Основные положения. Москва-Париж, «Папирус ПРО», 2002.
  85. . Д., Жученко И. А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). М.: Нефть и газ, 1994. — 103 с.
  86. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Под ред. Д. С. Львова. М., Экономика, 1999.
  87. К.Г. Повышение эффективности системы газораспределения за счет создания специализированных хозяйственных обществ. //Нефть, газ и бизнес, № 7, 2006.
  88. К.Г. Газификация основной элемент регионального рынка природного газа. //Нефть, газ и бизнес, № 9, 2006.
  89. К.Г. Модель создания интегрированной системы газораспределения в структуре газового комплекса. //Нефть, газ и бизнес, 10,2006.
  90. А.В. Формирование внутреннего рынка газораспределе-ния.//Газовая промышленность, № 1,2000.
  91. Л. Россия в мировом газовом уравнении. //Нефтегазовая вертикаль, № 14, 2005.
  92. Л., Долгопольский А. О либерализации европейского рынка газа. // Нефтегазовая вертикаль, № 3, 2002.
  93. М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). М.: Наука, 2001. -312 с.
  94. В. В. Организационно-экономическое проектирование и адаптация производственных и управляющих систем. М.: Изд-во МГТУ, 1994. — 164с.
  95. М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США: На материалах машиностроения. -М.: Наука, 1990. -143 с.
  96. Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика. -М.: Издательство «Перспектива», 1995. 208с.
  97. Стратегическое управление корпорациями/ Кныш М. И., Пучков
  98. B.В., Тютиков Ю. П. -2 изд., перераб. и доп. -СПб: КультИнформПересс, 2002. -239 с
  99. Стратегия государственного регулирования отрасли. / Под. Ред. А. Е. Шаститко. М.: Бюро экономического анализа, 2001. — 174 с.
  100. Стратегия развития газовой промышленности России. Под общей ред. Р. И. Вяхирева, А. А. Макарова. М., Энергоатомиздат, 1997.
  101. С.В. Технико-экономическая эффективность энергоснабжа- ющих систем. Л., Экономиздат, 1979.
  102. Топливно-энергетический комплекс России. /Статистический сборник.
  103. Ученые записки УРАО: Экономика и управление, 2005. вып.5.1. C.299−312.
  104. В.И. Как развивать рынок газа в Росси. // Нефть, газ и бизнес, № 1,2003.
  105. Р., Каплан С. Созидательное разрушение: Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. -М.: Альппина Бизнес Букс, 2005
  106. В. И. Основы построения организационных систем. -М.: Экономика, 1991.- 111с.
  107. Р.Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж. Пер. с англ. М., Информадаонный издательский дом «Филинъ», 1996.
  108. А.В. Российский рынок газоснабжения. Современное состояние и перспектива развития. М.: МАКС Пресс, 2001.
  109. Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Дело, 1992.-320с.
  110. А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.-343с.
  111. Экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА, 1999.
  112. Экономическое обоснование и оценка эффективности проектов создания корпоративных структур/ Гальперин С. Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Под науч. ред. С. Б. Гальперина. -М., 2001. -56 с.
  113. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. под. ред. Яновского А, Б. М., Минтопэнерго РФ, 2000.
  114. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года.
  115. Г. А., Недогонова Г. Л., Макарова Н. С., Альбеткова Х. Х., Силаева Н. И. Проблемы расчета прогнозных экономических показателей в транспорте газа. //Нефть, Газ и Бизнес, № 1−2, 2006.
Заполнить форму текущей работой