Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право следования и право доступа в российском авторском праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Анализ существующего антикварного рынка свидетельствует о постоянном росте продаж различных предметов коллекционирования, включая, в том числе, такие объекты авторского права, как картины и скульптуры, то есть всего того, что в широком смысле составляет понятие «произведения искусства». Спрос на творения художников и скульпторов соответственно приводит к повышению цен на их работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место права следования и права доступа в системе 19 авторских прав
    • 1. Система авторских прав
    • 2. Сущность права следования и права доступа
    • 3. Реализация права следования и права доступа
  • Глава 2. Нормативное регулирование отношений, возникающих при реализации права следования и права доступа
    • 1. Состав правоотношений, возникающих при реализации права следования и права доступа
    • 2. Зарубежный опыт нормативного регулирования отношений, возникающих при реализации права следования и права доступа
  • Глава 3. Направления совершенствования правового регулирования права следования и права доступа
    • 1. Изменение субъектного состава права следования и права доступа
    • 2. Изменение объектного состава права следования и права доступа
    • 3. Совершенствование содержания права следования и права доступа

Право следования и право доступа в российском авторском праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор темы обусловлен необходимостью нормативного урегулирования порядка реализации права следования и права доступа в Российской Федерации.

В действующем Законе Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) приведены определения понятий «право следования» и «право доступа», зафиксирована возможность перехода права следования в порядке наследственного правопреемства, однако, порядок реализации указанных прав отсутствует. Разработанный проект части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации не устраняет указанный пробел действующего законодательства.

Рассмотрение права следования и права доступа в рамках одного диссертационного исследования, на наш взгляд, целесообразно, поскольку указанные права объединены в одной статье Закона.

Актуальность темы

исследования. Анализ существующего антикварного рынка свидетельствует о постоянном росте продаж различных предметов коллекционирования, включая, в том числе, такие объекты авторского права, как картины и скульптуры, то есть всего того, что в широком смысле составляет понятие «произведения искусства». Спрос на творения художников и скульпторов соответственно приводит к повышению цен на их работы. Так, аукционным домом Sotheby’s в 2005 году продано произведений на 2,75 млрд. долларов США, что принесло ему 513,5 млн. долларов США прибыли. При этом чистая прибыль аукционного дома составила 63 млн. долларов США, что на 85% больше указанного показателя за 2004 год. У главного конкурента Sotheby’s — аукционного дома Christie’s общая стоимость реализованных им произведений искусства в 2005 году составила 3 млрд. долларов США.

Среди основных покупателей произведений искусства аналитики признают граждан России и стран Азиатского региона. Вызванное бурным развитием экономики указанных государств формирование свободных денежных средств, способствует появлению новых коллекционеров и инвесторов. Это подтверждает Е. Харбик, ведущий специалист русского отдела Аукционного дома Christie’s: «В последние два года русские покупатели решительно доминируют на аукционах русского искусства, составляя примерно 30% всех наших клиентов"1. При этом в основном ими приобретаются произведения, созданные представителями русского искусства.

Удовлетворить потребности новых коллекционеров и инвесторов не может создание множества новых галерей, магазинов, художественных салонов, ярмарок искусств. По словам Боде М., рассмотревшего динамику развития продаж в России, за последнее десятилетие «. легализовавшаяся антикварная торговля расширилась в невероятной прогрессии с десятков до сотен галерей». Например, если в 1996 году в работе Российского антикварного салона (РАС) приняло участие всего восемнадцать различных галерей и иных дилеров, торгующих антиквариатом, то спустя 10 лет — более двухсот. Следует учитывать, что для работы на последнем (двадцатом) Российском антикварном салоне организаторами отбирались только высококлассные, крупные представители антикварного бизнеса. Поэтому деятельность множества небольших организаторов продажи произведений искусства, к сожалению, не была отражена в рамках программы указанного мероприятия. Количество антикварных образований на территории только Российской Федерации более 600 и их число постоянно растет4. Отделы, специализирующиеся на продаже русского искусства, созданы аукционными домами Christie’s и Sotheby’s5.

1 Маркина Т. Нашим клиентом была Екатерина Великая //Коммерсантъ -2006. -№ 54 -29 марта.

2 Боде М. Антикварный салон //Коммерсантъ -2006 -27 февраля.

3 Шевелев И. Заверните Айвазовского //Российская газета -2006 — № 41 -01 марта.

4 Маркина Т. Алый бизнес //Коммерсантъ -2006 -№ 33.-27 февраля.

5 Шевелев И. Русский Sotheby’s в Нью-Йорке//Российская газета -2006 -№ 81, — 19 апреля.

Антикварный бизнес ответил на возникший спрос рынок антиквариата формированием многоуровневой системы торговли произведениями искусства, позволяющей охватить максимальное число покупателей.

Как указано выше, среди активных покупателей известных и соответственно дорогих произведений искусства всё чаще встречаются наши соотечественники. Они приобретают в основном картины русских авторов. Помимо личного вкуса, как считают некоторые обозреватели6, на их выбор влияет экономическая целесообразность. Приобретение произведений искусства, особенно созданных русскими мастерами, является весьма выгодным вложением денег, что подтверждается многими специалистами. Например, на взгляд Т. Колодзей, работавшей консультантом московского аукциона Sotheby’s в 1998 году, за прошедшие восемь лет «. русское искусство подорожало примерно в десять раз (если не брать в расчёт 7 миллионные эксцессы)» .

Аналитиками отмечена следующая динамика: при устойчивой стоимости картин и скульптур, созданных в XVI — XVIII веках, незначительно растёт цена на произведения, появившиеся в конце XVIIIXIX веке, в то же время значительный рост цен наблюдается в отношении произведений современного, в том числе русского, искусства. Достаточно взглянуть на результаты торгов, чтобы согласиться с указанным выводом. В частности, картина «Жонглёр», написанная в 1935 году А. Радченко и проданная в 1998 году на аукционе Sotheby’s за 18 тыс. долларов США, была спустя 8 лет перепродана уже за 440 тыс. долларов США. Большинство произведений искусства, продававшихся в 2006 году на апрельских аукционах Sotheby’s и Christie’s, превзошли свой эстимейт. Так, на аукционе, проводившемся Аукционным домом Sotheby’s, картина А. Яковлева была продана за 1 808 тыс. долларов США (эстимейт 150 000 — 200 000 долларов.

6 Кабанова О. Цена любви к искусству. И Ведомости — 2006 -№ 76. — 28 апреля.

7 Орлова М. Русскому искусству набили цену. // Коммерсантъ — 2006 № 76 — 28 апреля.

США), а темпера Н. Рериха — 2,2 млн. долларов США (эстимейт 200 ООО -300 ООО долларов США). Результаты торгов, организованных Аукционным домом Christie’s, также впечатляют. Картина Г. Габашвили «Базар в Самарканде» была продана за 1 млн. долларов США (эстимейт 550 000 — 700 000 долларов США), картина Н. Рериха «Вершины Востока» — 750 000 долларов США (эстимейт 250 000 — 300 000 долларов США), картина 3. Серебряковой «Спящая обнаженная» — 1 250 тыс. долларов США (эстимейт 300 000 — 400 000 долларов США).

Следует учитывать, что в росте цен на произведения современного искусства заинтересованы не только продавцы и иные представители антикварного рынка, но также сами художники, скульпторы и их наследники. Дело не только в том, что повышается стоимость вновь создаваемых работ, но и в том, что в период срока действия авторского права авторы имеют право при определенных условиях получать часть дохода от перепродажи их произведений. Указанное авторское правомочие в Законе названо «правом следования». В международных договорах и законодательствах некоторых стран оно именуется как «право на долю от перепродажи» и «право перепродажи».

Возникновение названного правомочия было вызвано необходимостью защиты имущественных интересов начинающих художников, скульпторов, чьи творения приобретались продавцами по низким ценам, а в дальнейшем, когда к авторам приходила известность, перепродавались по гораздо более высоким. Такое использование результатов интеллектуальной деятельности приносило доход всем участникам рынка произведений изобразительного искусства (галереям, перекупщикам, экспертам, критикам-искусствоведам и т. д.) кроме авторов. Сложившееся противоречие между интересами указанных лиц было снято в начале XX века при обосновании и включении права следования в число инструментов правого регулирования соответствующих общественных отношений.

Право следования в качестве субъективного авторского правомочия возникло в 1920 году во Франции. Спустя более четверть века, в 1948 году, указанный правовой институт был зафиксирован в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (далееБернская конвенция)8.

Признание авторского права на получение части дохода от перепродажи экземпляров соответствующих произведений на международном уровне привело к принятию некоторыми странами решения о включении права следования в своё законодательство. Полагаем, что развитие в недрах национальных законодательств нормативного регулирования предоставления авторам и их наследникам права на получение дополнительного вознаграждения пройдёт в самое ближайшее время, т.к. для этого имеются социальные, правовые и экономические предпосылки.

В подтверждение мнения о том, что нормативное регулирование права следования займёт достойное место в большинстве национальных законодательств, говорит, в том числе, принятие Директивы Европейского парламента и Совета о праве перепродажи для выгоды автора оригинального произведения искусства от 27.09.2001 № 2001/84/ЕС (далее — Директива)9.

Как указано выше, право следования регламентировано российским законодательством. Статья 17 Закона следующим образом раскрывает содержание указанного правового института:

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене,.

8 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09 09 1886 Свод нормативных актов ЮНЕСКО — М, 1993, С 467−480.

9 Директива Европейского парламента и Совета от 27 сентября 2001 г. № 2001/84/ЕС «О праве перепродажи для выгоды автора оригинального произведения искусства». Законодательство Европейского Союза об авторском праве и смежных правах1 Сб директив Европ парламента и Совета в обл авт. права и смеж прав — М. Рос агентство по патентам и товар знакам (РОСПАТЕНТ) Федер ин-т пром. собственности, 2002, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). При этом под первой продажей произведения изобразительного искусства понимается переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу. Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права".

С момента появления права следования в правовой материи российского законодательства об авторском праве прошло более тринадцати лет. К сожалению, за указанный период не сложилась практика реализации указанного правомочия. Связано это во многом с тем, что положения пункта 2 статьи 17 Закона носят декларативный характер, не отвечают международной практике применения права следования и направлениям развития нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с перепродажей произведений изобразительного искусства.

В российской цивилистике задача теоретического обоснования условий, необходимых для надлежащей реализации права следования, является актуальной, поскольку её решение позволит авторам и их наследникам в полной мере воспользоваться указанным правовым институтом на территории Российской Федерации.

Повышенный спрос на произведения изобразительного искусства приводит к росту количества авторов, работающих над созданием указанных произведений. Помимо имущественных прав законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление авторам личных неимущественных прав. Назначение последних — охрана неимущественных интересов творческой личности. Российский законодатель, восприняв общую тенденцию предоставления авторам максимально возможного объёма прав,.

С 89- 100. включил в российскую систему права специфическое правомочие авторов произведений изобразительного искусства — право доступа.

Аналогично правовой регламентации реализации права следования, право доступа в силу своей новизны для российского законодательства недостаточно исследовано в российской цивилистике. В связи с чем, исследование структуры, правовой природы, условий реализации и т. д. является актуальной для науки российского авторского права.

Объект исследования — правовые отношения, возникающие при реализации права следования и права доступа.

Предметом исследования являются сущность и условия реализации права следования и права доступа.

Областью исследования служат правовые нормы Российской Федерации и иных стран, а также положения международных договоров, регламентирующие реализацию права следования и права доступа.

Также для наиболее полного раскрытия темы исследования рассмотрена практика реализации указанных правомочий, как в России, так и за рубежом.

В качестве теоретической основы диссертационного исследования использовались научные труды видных представителей российской и советской цивилистики, таких как, Б. С. Антимонов, И. А. Близнец, Э. П. Гаврилов, М. В. Гордон, В. А. Дозорцев, Я. А. Канторович, В. И. Корецкий, Д. И. Мейер, И. В. Савельева, А. П. Сергеев,.

B.И. Серебровский, В. Спасович, И. Г. Табашников, Е. А. Флейшиц,.

C.А. Чернышева, Р. Г. Халипова, Г. Ф. Шершеневич, а также книги, монографии, статьи известных исследователей. Также были применены выводы известных иностранных учёных: В. Дилленца, В. Веинке, И. Колера. При работе над диссертационным исследованием использовались кандидатские диссертации, раскрывающие ключевые вопросы авторского права: Авдонина Р. В., Крушиной О. Г., Мелузовой А. О., Наринян В. М., и других, а также работы аспирантов Российского государственного института интеллектуально собственности.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в диссертации, посвященной проблеме правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией права следования и права доступа:

1. Рассмотрен состав отношений, возникающих в связи с реализацией права следования и права доступа.

2. Разработаны предложения по изменению российского законодательства об авторском праве, с которыми согласуется сложившаяся международная практика правового регулирования отношений, возникающих при реализации права следования и права доступа.

3. Обоснованы предложения по совершенствованию отношений наследственного правопреемства права следования, связанные с возможностью перехода указанного права к наследникам автора по завещанию.

4. Проанализирована деятельность органов коллективного управления авторским правами, направленная на обеспечение реализации права следования.

5. Рассмотрены вопросы информационного обеспечения реализации права следования и права доступа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследователи авторского права высказывают различные мнения о правовой природе права следования. Так, одни относят указанное правомочие к имущественным авторским правам, другие — к особым правам, имеющим и личные, и имущественные элементы.

Полагаем, что первая из указанных точек зрения точнее отражает сущность права следования. На принадлежность этого права к имущественным авторским правам, указывает, по нашему мнению, то, что право следования:

— приносит автору или его наследникам имущественную выгоду (доход) от участия созданного им произведения в коммерческом обороте;

— действует в течение срока действия имущественных авторских прав;

— переходит по наследству.

На основании вышеизложенного предлагаем внести в Закон изменения, заключающиеся в отнесении права следования к имущественным правам авторов.

2. В настоящее время в Российской Федерации право следования распространяется только на оригиналы произведений изобразительного искусства.

Предлагаем внести Закон изменения, позволяющие включить в число объектов авторского права, в отношении которых может возникнуть право следования, рукописи писателей и композиторов, а также авторские копии произведений изобразительного искусства и фотографии.

Целесообразность расширения указанного круга объектов авторского права подкрепляется положениями международных соглашений, направленных на регулирование отношений, возникающих при реализации права следования.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 141ег Бернской конвенции, право следования охватывает помимо оригиналов произведений искусства, также оригиналы рукописей писателей и композиторов.

Кроме того, в соответствии с Директивой право следования распространяется на неограниченный перечень произведений искусства. В их число включены, в том числе, картины, скульптуры, керамика, стеклянная посуда, гобелены и фотографии. Также Директива при соблюдении авторами определённых условии распространяет право следования не только на оригиналы указанных произведений, но и на их авторские копии.

3. Законом возникновение права следования обусловлено превышением перепродажной ценой экземпляра произведения изобразительного искусства более чем на 20% его предыдущей цены. Это делает невозможным реализацию названного правомочия в отношении дорогостоящих работ, реализованных при меньшей разнице между величинами указанных цен.

Возможно, разработчики Закона хотели ограничить распространение права следования на малоценные работы. Однако это привело к обратному эффекту. Работы известных мастеров, имеющие высокую ценность и как объекты культуры, и как объекты товарно-денежных отношений, редко перепродаются по цене, превышающей установленный уровень. В связи с чем, указанные авторы не могут получить дополнительное вознаграждение от участия созданных ими творений в гражданском обороте, что не способствует созданию ими новых произведений.

На основании вышеизложенного предлагаем внести в российское законодательство об авторском праве изменения, в соответствии с которыми автор приобретет право на получение от продавца вознаграждения в случае превышения перепродажной ценой минимальной величины, зафиксированной Законом в абсолютных единицах в рублёвом эквиваленте.

Целесообразность указанного предложения подтверждается подобным нормативным регулированием возникновения права следования, предусмотренным в Директиве.

4. Законом зафиксировано, что размер вознаграждения, выплачиваемого управомоченному лицу, составляет 5% цены перепродажи соответствующего экземпляра произведения.

При продаже дорогих произведений величина вознаграждения причитающегося управомоченному лицу, значительна. Это провоцирует лиц, обязанных выплатить указанное вознаграждение, совершать сделку на условиях, не позволяющих возникнуть праву следования.

Предлагаем внести в Закон изменения, в соответствии с которыми величина вознаграждения, выплачиваемого управомоченному лицу, должна определяться по ставкам, дифференцированным в зависимости от цены перепродажи с прогрессивной шкалой определения вознаграждения.

5. В законодательстве об авторском праве отсутствует порядок обеспечения участников реализации права следования информацией, позволяющей в полной мере учесть их интересы в указанном процессе.

Некоторыми исследователями высказано предложение о возложении на продавца обязанности по информированию правообладателей о предстоящей перепродаже оригинала соответствующего произведения. Полагаем, что такое предложение ошибочно. Сделка может не состояться или будет совершена на условиях, которые не позволят автору или его наследнику требовать от продавца выплаты дополнительного вознаграждения.

Предлагаем предусмотреть в Законе обязанность продавца по информированию управомоченного лица о состоявшейся перепродаже соответствующего объекта авторского права в предусмотренный законом срок, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Кроме того, предлагаем при разработке порядка информационного обеспечения субъектов отношений, возникающих при реализации права следования, учесть следующий минимальный объем информации, которой им надлежит сообщить друг другу.

Так, автору или его наследнику следует сообщить продавцу свои фамилию, имя, отчествореквизиты документа, удостоверяющего личностьпочтовый адрес и иные сведения, предоставляющие возможность установления контактабанковские реквизиты, на которые следует перечислить вознаграждениеИННданные о полномочном представителе.

В свою очередь, продавец должен сообщить управомоченным лицам фамилию, имя, отчество, а также реквизиты документа, удостоверяющего личность продавца, если продавец — физическое лицополное наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество единоличного исполнительного органа, если — продавец юридическое лицобанковские реквизиты продавцапочтовый адрес и иные сведения, предоставляющие возможность установления контактаинформацию о состоявшейся перепродаже (дата проведения торгов, цена перепродажи, краткую информацию о покупателе).

Наконец, покупатель сообщает автору или его наследникам фамилию, имя, отчество, а также реквизиты документа, удостоверяющего личность покупателя, если покупатель — физическое лицополное наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество единоличного исполнительного органа, если — покупатель юридическое лицопочтовый адрес и иные сведения, предоставляющие возможность установления контакта.

6. Закон предусматривает переход права следования только к наследникам автора по закону.

Считаем, что переход права следования должен быть подчинен общему принципу наследственного права, согласно которому нельзя ограничивать право наследодателя завещать принадлежащее ему имущество, в том числе имущественные права, любому, избранному им лицу.

На основании вышеизложенного предлагаем внести в Закон изменения, в соответствии с которыми право следования сможет переходить по завещанию к наследникам авторов.

Изложенное предложение соответствует Бернской конвенции, а также Директиве, в которых не предусмотрено ограничение автора в передаче права следования по наследству.

7. В российском законодательстве об авторском праве не регламентирована процедура участия органов коллективного управления авторскими правами в процессе контроля за соблюдением интересов авторов произведений изобразительного искусства и их наследников при перепродаже указанных произведений.

Следует учитывать, что количество субъектов художественного рынка значительно и продолжает увеличиваться. К ним относятся, в том числе, аукционы, галереи изобразительного искусства, художественные салоны, а также Интернет-магазины.

Автор или его наследник практически не в состоянии самостоятельно отслеживать соблюдение права следования указанными субъектами антикварного рынка. В связи с чем, необходимо привлечение для выполнения этой функций организаций, специализирующихся на решении указанных задач.

На основании вышеизложенного предлагаем дополнить российское законодательство нормами, определяющими статус и степень (порядок) участия органов коллективного управления авторскими правами в соблюдении интересов правообладателей при реализации права следования.

8. Термин «право следования» традиционно связывают с сохранением вещного права при перемене собственника имущества.

Использование вещно-правового термина в сфере авторского права, к тому же, в значении, совершено несопоставимом с его пониманием, сложившимся в теории цивилистики, основывается, вероятно, на переводе термина «Droit de suite», взятого из французского права, переведенного без учета его специфики, а также под влиянием проприетарной теории интеллектуальной собственности.

Предлагаем внести изменения в Закон, переименовав «право следования» в «право на долю от перепродажи» как наиболее точно отражающее содержание указанного правомочия.

9. Среди исследователей авторского права отсутствует единая точка зрения относительно правовой природы права доступа.

Считаем, что право доступа является личным неимущественным правом авторов, т.к. оно:

— способствует реализации творческого начала личности автора;

— не направлено на обязательное получение автором или его наследниками имущественной выгоды (дохода) от использования созданного им произведения;

— действует только в течение жизни автора;

— не переходит по наследству.

На основании вышеизложенного предлагаем внести изменения в Закон, которым будет зафиксирована принадлежность автору произведения изобразительного искусства в отношении его творения такого личного неимущественное права, как право доступа.

10. Полагаем, что создание копий произведений изобразительного искусства является актом творчества, завершающимся воплощением труда автора в объект материального мира в виде самостоятельного произведения. Указанный вывод следует из содержания понятия «копия», сложившегося в изобразительном искусстве, где под копией признается созданное либо автором, либо иным лицом новое произведение, повторяющее уже существующее. Следует учитывать, что копия (если она не используется в целях подделки) может отличаться от оригинала по технике и размерам, но, в отличие от «реплики», должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала, под которым подразумевается подлинник, первоначальное произведение. Особенность указанного выше вида копии — «реплики» в том, что — это копия, выполненная автором или под его наблюдением иным лицом, но отличающаяся от оригинала размерами. При этом в реплике, в отличие от собственно копии, нередко изменяются второстепенные детали оригинала.

Таким образом, поскольку создание копий является деятельностью, направленной на получение самостоятельного произведения искусства, то, исходя из назначения права доступа — способствовать реализации творческих начал личности, считаем, что автор может быть наделён правом доступа к созданной им копии произведения.

На основании вышеизложенного предлагаем закрепить в Законе положение о том, что автор копии произведения изобразительного искусства вправе требовать от лица, владеющего указанной копией, предоставления ему возможности доступа к созданному им произведению.

И.Законом ограничен состав стороны отношений, возникающих при реализации права доступа, обязанной предоставить автору возможность доступа к созданному им произведению изобразительного искусства. Фиксация в качестве обязанного лица только собственника экземпляра произведения изобразительного искусства, не охватывает всей совокупности возможных ситуаций, которые могут возникнуть в связи с обладанием произведением изобразительного искусства иными титульными владельцами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Предлагаем расширить указанную категорию обязанных лиц за счет включения в нее лиц, владеющих экземплярами произведений изобразительного искусства.

На основании вышеизложенного считаем, что в законодательство об авторском праве надлежит внести изменения, в соответствии с которыми автору будет предоставлено право требовать от собственника или лица, владеющего экземпляром произведения изобразительного искусства, предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.

12. В Законе отсутствует порядок информирования автора о лице, владеющем экземпляром созданного им произведения изобразительного искусства.

Считаем, что автор вправе знать, у кого находится созданное им произведение, чтобы он мог обратиться с требованием о предоставлении ему возможности осуществления права на воспроизведение своего творения.

Предлагаем включить в Закон норму, согласно которой автор сможет требовать от собственника соответствующего произведения предоставления ему информации относительно владельца и места нахождения указанного произведения. Порядок предоставления указанной информации, на наш взгляд, надлежит определить Правительству Российской Федерации, которому следует установить, в том числе срок, в течение которого собственник обязан сообщить автору указанную информацию, а также ее объём.

Считаем, что в объём информации о лице, владеющем соответствующим экземпляром произведения, предоставляемой собственником автору произведения, должен включать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, если владелец — физическое лицополное наименование, место нахождения владельца юридического лица, фамилию, имя, отчество единоличного исполнительного органа, если владелецюридическое лицопочтовый адрес и иные сведения, предоставляющие возможность установления контактаоснования владения соответствующим экземпляром произведения (договор, нормативный акт) — место нахождения соответствующего экземпляра произведения.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования её в практической и научно-теоретической деятельности. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы при подготовке предложений по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, а также в работе судов, адвокатов, органов коллективного управления авторскими правами.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть применены при подготовке лекций учебных курсов по гражданскому, международному частному, авторскому праву. Выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут стать исходными положениями для дальнейшей исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа представляет собой результат исследования места права следования и права доступа в российском авторском праве, проведённого в целях формирования теоретических и практических основ участия Российской Федерации в мировом товарообороте произведений изобразительного искусства, развития российского законодательства и гармонизации его для скорейшего вхождения России в различные международные договоры, в том числе ТРИПС.

Выбор указанной темы обусловлен рядом причин. Присоединение России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, ратификация Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, возложили на Россию обязанность по приведение своего законодательства в соответствие с общепризнанными нормами и принципами защиты гражданских прав и интересов.

Существующее нормативное регулирование прав следования и права доступа не отвечает указанным критериям. Кроме того, развитие международного антикварного рынка, на котором произведения современных авторов занимают одну из основных позиций, позволяет сделать вывод о том, что в самое ближайшее время отсутствие конкретного содержания в декларативных нормах Закона приведёт к возникновению ситуации неразрешимых споров между управомоченной и обязанной сторон рассматриваемых отношений.

Настоящая работа построена не только на определении правовой природы и содержания права следования и права доступа, но и на определении соответствия существующей в России нормативной базы национальному законодательству стран, имеющих больший опыт в нормативном регулировании реализации права следования и права доступа.

В диссертации сформулированы условия формирования нормативной базы, основные направления нормотворчества. Кроме того, предложены направления унификации понятийного аппарата и нормативной терминологии, используемого в законодательстве об авторском праве.

Полагаем, что выводы, изложенные в ней, могут быть использованы в научно-теоретической и практической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 1991. // «Российская газета» от 25.12.1993.
  2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, № 5, ст. 410. ISBN 5−7260−0051-Х.
  3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, № 5, ст. 410. ISBN 5−7260−0051-Х.
  4. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 № 146-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.12.2001, № 49, ст. 4552. ISBN 5−7260−0051-Х.
  5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964 // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, № 24, ст. 407.
  6. Закон Российской Федерации от 09.06.1993 № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 12.08.1993, № 32, ст. 1242.
  7. Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 23.04.1992, № 17, ст. 888.
  8. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации, и защите информации». «Российская газета» от 22.02.1995 № 39.
  9. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22.05.1995, № 21, ст. 1930. ISBN 5−7260−0051-Х.
  10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, № 52, ст. 4920. ISBN 5−7260−0051-Х.
  11. Федеральный закон от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Собрание законодательства Российской Федерации, от 26.07.2004, № 30, ст. 3090. ISBN 5−7260−0051-Х.
  12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, от 29.07.2006, № 31, ст. 2789. ISBN 5−7260−0051-Х.
  13. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6−1 «Об авторском праве и смежных правах». Текст размещен в Интернете по адресу: http://vAVW.cipr.Org/countries/kazakhstan/lawauthorsrights.htm#17.
  14. Loi relative au droit d’ateur et au droit voisins du 30 juin 1994. P. 19 297.1. Судебные решения
  15. Постановление ФАС Северо-западного округа от 17.12.1998 № А56−11 221/98. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  16. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.1999 № 47. // Газета «Российская газета» («Ведомственное приложение») 1999 — № 221.
  17. Court of Cassation 1st Civil Chamber 3 December 2002. // Revue international du droit d’auteur. 2003. — № 2. — p. 374 — 380.1. Архивные материалы:
  18. К. И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789−1794 гг. Учеб. пособие. М.: ВЮЗИ, 1984 (вып. дан. 1985).-81 с.
  19. М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: Норма, 1999. —237 с.
  20. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2000. 675 с.
  21. В.Ф. Наследственное право России: исторический обзор. М.: Норма, 1999.-238 с.
  22. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие под ред. К. И. Батыра. Часть I. М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993 -163 с.
  23. Э.П. Комментарий к закону «Об авторском праве и смежных правах». М.: Фонд «Правовая культура», 1996. — 250 с. -ISBN 5−87 759−037−5.
  24. Ю.Гаврилов Э. П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд. перераб. и доп. / Э. П. Гаврилов — М.: Издательство «Экзамен», 2005 — 384 с. (Серия «Комментарии к кодексам и законам). — ISBN 5−472−916−2.
  25. Э.П. Советское авторское право (Основные положения, тенденции развития) отв. ред. В. А. Рассудовский. М.: Издательство «Наука», 1984.-222 с.
  26. М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1945.232 с.
  27. Гражданское право. Том 3: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: «Проспект», 1999. 624с. — ISBN 5−8369−0053−1.
  28. Гражданское право. Часть I: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.-М.: «ТЕИС».- 1996.-600с.- ISBN 5−7218−0106−9.
  29. Гражданское право. Часть II: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. — 784 с. — ISBN 5−86 064−028−5.
  30. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Кал пина, А. И. Масляева. М.: Юристь, 1997. — 471 с. — ISBN 5−7357−0134−7.
  31. П.Грудцына Л. Ю Наследственное право: краткий курс. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 272 с. — ISBN 5−699−7 786−3.
  32. В.А. Новая эра в охране исключительных прав. Система права и система законодательства. // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сб. статей / Исслед. Центр частного права. -М.: Статут, 2005.-С. 11−31.
  33. В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сб. статей / Исслед. Центр частного права. М.: Статут, 2005. -С. 52−111 с.
  34. О.С. Основы авторского права. Авторское, изобретательское право, право на открытие. М.: Издательство «Знание», 1969. — 127 с.
  35. Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII XX веков: Учебник. — Д.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 280 с. — ISBN 5−288−523.
  36. Я.А. Авторское право. Систематизированный комментарий к постановлению ЦИКа и СНК Союза ССР от 30 января 1925 г.
  37. Об основах авторского права». М.: Юридическое издательство Наркомюста РСФР, 1926. — 129 с.
  38. М.И. Развитие советского авторского права. -Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун -та, 1982. с. 168.
  39. М.И. Субъекты авторского права. // Проблемы современного авторского права. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун -та, 1980.-372 с.
  40. В. И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад, 1959.-372.
  41. ЗЬКоркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб.: Юрид. кн. магазин Н. К. Мартынова, 1914. — 348 с.
  42. В.В. Применение советских правовых норм. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. — 200 с.
  43. Д.И. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: «Центр ЮрИнфоР», 2003. — 389 с. — ISBN: 5−89 158−111−6.
  44. С.А. Фотография среди искусств. М.: Планета. 1971. — С.268.
  45. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко, т. 2. М.: Зерцало-М, 2002. 486 с.
  46. А.А. Новый закон об авторском праве. Спб.: Издание А. С. Суворина, 1911.- 168 с.
  47. А.А. Право изобретателя. (Серия «Классика российской цивилистики») М.: «Статут», 2001. — 688 с. ISBN 5−8354−0054−3.
  48. В.В. Комментарий к Гражданскому кодеку Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М.: Витрэм, 2002. — 242 с.
  49. К.П. Курс гражданского права. Спб.: Синодальная типография, 1896.-276 с.
  50. С.В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк важнейших отделов особенной части старого и нового уложений. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Спб.: Типография М. И. Попова, 1912.-346 с.
  51. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 504 с. -ISBN 5−8369−0007−8.
  52. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит, 1987. — 448 с.
  53. С.И. Гражданское право буржуазно-капиталистического мира в его историческом развитии. М.: Государственное издательство, 1929.-310 с.
  54. С.И. Исключительные права. Л.: Государственное издательство, 1926. — 139 с.
  55. О.А. Право интеллектуальной собственности Учебно-практическое пособие для вузов. М: «Издательство ЭЛИТ», 2005. — 336 с. -ISBN 5−902 403−70−7.
  56. С.П. Судариков. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», http://justbel.by.ru/2000-l/art23.htm
  57. И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.: Издательство Московского университета, 1986.- 141 с.
  58. С.В. Право удержания как способ обеспечения исполнения обязательств. 2-е изд. М.: Статут. — 251 с. — ISBN 5−8354−0165−5.
  59. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 752 с. — ISBN 5−8369−0032−9.
  60. В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. — 283 с.
  61. В.И. Очерки советского наследственного права // Избранные труды по наследственному и страховому праву. Изд. 2-е, исп. -М.: «Статут», 2003. 558 с. (Классика российской цивилистики). — ISBN 589 398−011−5.
  62. И.Г. Курс лекций по гражданскому праву (общая часть). Ярославль: Литография Губернского Земского Управления, 1884. -291 с.
  63. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 1999. — 672 с. — ISBN 5−7357−0196−7.
  64. Теория государства и права: Учебник. 2 -е издание, переработанное и дополненное / Отв. ред. А. И. Королев, JI.C. Явич. J1.: Издательство Ленинградского университета, 1987. — 550 с.
  65. Е.А. Личные прав в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. / Ученые труды ВИЮН НКЮ СССР, вып. VI. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР. — 1941. — 208 с.
  66. И.Я. Авторское право. М.: Советское законодательство, 1931.-216с.
  67. З.М. Всеобщая история государства и права. М.: РИО ВЮЗИ, 1970.-639 с.
  68. С.А. Правоотношения в сфере художественною творчества. М: Наука, 1979. 167 с.
  69. Г. Ф. Общая теория права. М.: Издание Бр. Башмаковых, 1912. — 782 с.
  70. Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та им. А. А. Жданова, 1971. — 287 с.
  71. И.П. Авторское право в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. — 97 с. 1. Словари и энциклопедии:
  72. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Издательство «Советская энциклопедия». — Т. 13 т. — С. 608.
  73. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Издательство «Советская энциклопедия». — Т. 18 т. — С. 631.
  74. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999 — 944 с. -ISBN 5−89 285−003-Х.
  75. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой. Репринт, изд. 1986 г. М.: Большая Российская Энциклопедия. Кн. II. М-Я.- 1999.-С. 432.
  76. И., Антонова А. Право следования: состояние и перспективы развития // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. — № 3. — С. 2 — 11.
  77. М. Антикварный салон. // Коммерсантъ. 2006. — 27 февраля.
  78. П. Искусство при свете монитора, пер. Гребельников Д. // Ведомости. Пятница совместно с Finantional Times. 2006. — 25 августа.
  79. А.В. К дискуссии о вещных и обязательственных правах // Правоведение. 2000. — № 2. — С. 147 -152
  80. ЭЛ. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. — № 1. — С. 20 — 36. ISSN 0134−2398.
  81. Э.П. Охрана личных неимущественных прав авторов // Советская юстиция. 1977. -№ 7. — С. 18.
  82. В.А. Система законодательства об интеллектуальных правах // «Юридический мир». 2001. -№ 9. — с. 4−13, № 11. — С. 4 — 20.
  83. А. Скромное обаяние раритетов. // Российская бизнес-газета- 18.04.2006.-№ 15.-18 апреля.
  84. Ю.Ефимова Л. Г. О соотношении вещных и обязательственных прав // Государство и право. 1998. — № 10. — С. 26 — 31.
  85. П.Кабанова О. Цена любви к искусству. // Ведомости. 2006. — № 76. -28 апреля.
  86. Л. Школа Андрияки. // Прямые инвестиции. 2006. — № 7. -С. 104- 108.
  87. Маркина Т. Christie’s пошел в атаку на русских покупателей. // Коммерсантъ. 2006 — № 54. — 29 марта.
  88. Н.Маркина Т. Алый бизнес. // Коммерсантъ. 2006. — № 33. -27 февраля.
  89. Т. Нашим клиентом была Екатерина Великая. // Коммерсантъ. 2006. — № 54. — 29 марта.
  90. Т. Нью-Йорк продает русское искусство. // Коммерсантъ. -2006.-№ 71.-21 апреля.
  91. Р. Становление и развитие авторского права в России (некоторые теоретические и практические проблемы) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. — № 6. — С. 24 — 36.
  92. М. «Нищих» продают за миллион. // Коммерсантъ. 2006. -№ 74. — 26 апреля.
  93. М. На Sotheby’s легли карты // Коммерсантъ. 2006. -№ 99/П. — 05 июня.
  94. М. Россия узнает себе цену. // Российская газета. 2006. -№ 72/П. — 24 апреля.
  95. М. Русскому искусству набили цену. // Коммерсантъ. 2006. — 28 апреля.
  96. Д.В. Наследование права следования в России // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: Сб. тр. аспирантов РГИИС: В 2-х ч. / Рос. гос. ин-т интеллектуал, собственности. 2005. — Часть 1. С. 253 — 259.
  97. Д.В. Нормативное регулирование права следования в России на современном этапе развития арт-рынка // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. — № 10. — С. 49 -53.
  98. М. Татьяной Глебовой, Алисой Порет: «дом в разрезе».// Новый мир искусства. 2003. — № 2. — С. 28.
  99. Е.А. Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности. // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист. Специальный выпуск. 2006 — № 19. — май.
  100. P.O. О предмете советского гражданского права. // Советское государство и право. 1954 — № 8 — С. 82 — 96.
  101. И. Заверните Айвазовского. // Российская газета. 2006. -№ 41.-01 марта.
  102. И. Русский Sotheby’s в Нью-Йорке // Российская газета. -2006.-№ 81.-19 апреля.
  103. ЗЫПилохвост О. Ю. Вопросы наследственного права в проекте части IV ГК РФ. // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист». Специальный выпуск. 2006 — № 19.-май.
  104. Devolution of the Droit de Suite. // Revue Internationale du droit d’auteur. 2003. — № 2. — p. 300 — 306.
  105. Авторефераты и диссертации:
  106. Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве. Дис.. канд. юр. наук: 12.00.03 / Рос. гос. ин-т ингел. соб-ти.-М., 2005.-207 с.
  107. О.Г. Залог исключительных прав. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Дис.. канд. юр. наук: 12.00.03 / Рос. гос. ин-т интел. соб-ти. М., 2005. — 154 с.
  108. А.О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации. Дис.. канд. юр. наук: 12.00.03 / Росс. гос. ин-т интел. соб-ти. М., 2003. — 178 с.
  109. Е. Общая теория обязательств. Пер. с фр. И. Б. Новицкого. -М.: Юрид. изд-во Образцовая типография. 1948. — 512 с.
  110. П. Берн. Авторское право и свобода слова в Европе. Текст размещен в Интернете по адресу: http://vmw.intemetpolicy.kg/modules.php?op=modload&name==News&file=articl e&sid=46.
Заполнить форму текущей работой