Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационных исследованиях последнего десятилетия определяется содержание образовательной среды, выявляющей условия общекультурного становления учащегося начальной и средней школы (Н.О. Гафурова, J1.A. Боденко, О.Р. Радионова), анализируются условия развития вариативной образовательной среды региона (JI.JL Портнянская), рассматриваются культурная (Д.С. Лихачев, Н.Б. Крылова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современная педагогическая концепция образовательной среды
    • 1. 1. Образовательная среда как часть образовательного пространства: ее структура и условия успешного функционирования
    • 1. 2. Технология изучения образовательной среды в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Коммуникативная культура как единица качественного описания образовательной среды
  • Выводы 1 главы
  • Глава 2. Построение и апробация модели гуманистически ориентированной образовательной среды
    • 2. 1. Моделирование как способ изучения образовательной среды
    • 2. 2. Реализация модели гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях каникулярного отдыха подростков
    • 2. 3. Оценка эффективности модели гуманистически ориентированной образовательной среды
  • Выводы 2 главы

Формирование гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Рубеж столетий во все времена отмечался поиском и определением новых целей и ценностей образования. В переходные эпохи, когда изживают себя старые формы жизни, не удовлетворяющие запросам завтрашнего дня, когда порывается связь с прошлым, стоящим в резком контрасте с настоящим, когда в обществе зарождается жажда культурного обновления — в такие периоды проблемы образования подрастающего поколения бесспорно становятся приоритетными и значимыми.

Научно-технический прогресс произвел переворот в материальной культуре общества, придав ему совершенно иной облик и затронув жизнь каждого человека. Но не смотря на значительные изменения в материальной жизни, обусловленные развитием науки и техники, духовный мир не испытал столь решающего влияния перемен. Именно этим объясняется стремление к внутреннему культурному возрождению.

Конец 90-х годов XX века отмечен значительными усилиями различных организаций, в частности ЮНЕСКО, по утверждению решающей роли образования и культуры в деле развития личности на протяжении всей ее жизни, для развития всего общества в духе культуры мира, взаимопонимания и сотрудничества.

Изменение политической ситуации, расширение международных контактов предъявляют особые требования к образованию, обновлению его содержания, целей и форм, отвечающих потребности обучения в течение всей жизни на основе приоритетного внимания к изучению коммуникации как специфической сферы, к формированию коммуникативной культуры как свойства личности и фактора формирования гуманистически ориентированной образовательной среды.

Обращение к проблемам формирования и развития гуманистически ориентированной образовательной среды обусловлено, прежде всего, непосредственной связью образования с развитием человека и общества в современной социокультурной ситуации, что определяет образовательную среду как, фактор такого развития, а ее гуманизацию как наиболее значимую тенденцию современного образования.

Состояние исследования проблемы.

Проблемы образовательной среды нашли полноценное отражение в современной педагогической литературе. Так, в исследованиях Л. И. Новиковой, С. Д. Дерябо, В. А. Левина, J1.A. Боденко образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педагогический анализ образовательной среды и ее компонентов, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды.

В диссертационных исследованиях последнего десятилетия определяется содержание образовательной среды, выявляющей условия общекультурного становления учащегося начальной и средней школы (Н.О. Гафурова, J1.A. Боденко, О.Р. Радионова), анализируются условия развития вариативной образовательной среды региона (JI.JL Портнянская), рассматриваются культурная (Д.С. Лихачев, Н.Б. Крылова), культуротворческая (Н.М. Девятков, Макареня), культурно-эстетическая (Т.К. Мурманцева), гуманитарная (А.А. Новикова, Ю. В. Сенько, В.А. Козырев), информационно-динамическая (Н.А. Сизинцева), педагогическая (А.А. Анохин), синергетическая (А.И. Бочкарев) образовательная среды.

Нашли достойное отражение в теории и реализацию в практической деятельности и проблемы диагностики образовательной среды освещенные в работах Ю. С. Мануйлова, С. Д. Дерябо, В. А. Левина, С. Л. Братченко, В. П. Лебедевой, В. А. Орловой, В. И. Панова, И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой, С. Н. Щегловой и др.

Должное внимание уделяется исследованию специфики образовательной среды в зависимости от типа образовательного учреждения (Т.В. Менг, Г. Ю. Беляев, Р. Е. Зохина, Л. П. Захарченко, Н.Н. Гладченкова), в том числе и учреждения дополнительного образования (М.Р. Катунова, Л.П. Калугина).

Ученые и практики приходят к выводу, что именно в сфере дополнительного образования возможна реализация на практике идей и принципов гуманной педагогики. Поэтому, на сегодняшний день имеется немало исследований, в которых рассматриваются инновационные процессы в дополнительном образовании (А.Г. Асмолов, В. А. Березина,.

A.К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. А. Горский, Д. Н. Грибов, А. Г. Золотарева, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова и др.).

Различные аспекты гуманизации образовательного процесса в целом в современных условиях нашли отражение в деятельности Ш. А. Амонашвили, Ю. В. Азарова, И. П. Иванова, Е. Н. Ильина, Ю. С. Газмана, С. Соловейчика, С. А. Шмакова.

Установлена взаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации, гуманитаризации и коммуникативной культуры в системе непрерывного образования (Р.А. Валеева, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. А. Мильграм,.

B.П. Соколова).

Между тем, вопросы гуманизации образовательной среды, а особенно проблемы формирования и успешного функционирования гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях учреждения дополнительного образования еще не обозначены в научных и исследовательских педагогических работах последнего десятилетия.

Таким образом, актуальность данного исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью гуманизации образовательной среды и недостаточной разработанностью и декларированием теоретических положений, обеспечивающих формирование такой гуманистически ориентированной образовательной среды в ее сущностном, системном и концептуальном смысле.

Это общее противоречие детерминировано несоответствием между: о теоретическим обоснованием и индивидуально-творческим характером образовательного процесса и реальным характером взаимодействия обучающих и обучаемыхо необходимостью целостного проектирования гуманистически ориентированной образовательной среды и фрагментарной реализацией условий гуманизации образованияо потребностью современного отечественного образования в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса гуманизации образовательной среды и отсутствием необходимых технологий его реализации. Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы данного исследования: «Формирование гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьников (на примере лагеря личностного роста).

Проблема конкретизируется в цели исследования: разработать теоретические и методические основы формирования гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования.

Объект исследования: образовательная среда учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия формирования гуманистически ориентированной образовательной среды в учреждении дополнительного образования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование гуманистически ориентированной образовательной среды при следующих условиях:

— проведении предварительной диагностики конкретной образовательной среды;

— определении в качестве приоритетных задач, связанных с развитием субъектного и духовного компонентов образовательной среды;

— осуществлении целенаправленного развития коммуникативной культуры субъектов образовательной среды.

Поставленная цель исследования потребовала реализации следующих задач:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы образовательной среды и ее изучения в современных педагогических исследованиях.

2. Выявить специфические особенности образовательной среды, в различных типах образовательных учреждений.

3. На основе анализа проведенной диагностики разработать теоретическую модель построения гуманистически ориентированной образовательной среды, обозначить ее основные идеи и принципы.

4. Апробировать авторскую модель в условиях дополнительного образования, оценить эффективность реализованной модели, осуществить диагностику коммуникативной культуры субъектов как феномена созданной образовательной среды.

Методологической основой исследования являются: положения философского антропологизма и аксиологической философии, философская теория среды, социальная теория ситуации, психологические теории деятельноститеории общей педагогики.

В основу исследования положены следующие теоретические концепции: о концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (Ш.А. Амонашвили, JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс) — о концепция коммуникативного подхода к обучению (Б.Г. Ананьев, А. А. Алхазишвили, А. А. Леонтьев, Е.И. Пассов) — о теория «самости» в образовании (Е.В. Альбуханова-Славская, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н.Б. Крылова) — о теоретические основы речевой деятельности, учение о культуре речи и представление о языковой личности (В.В. Виноградов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. Г. Костомаров, Ю.Н. Скворцов) — о идеи педагогической акцентологии (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: теоретические: анализ философских, социально-психологических, педагогических, филологических, культурологических работ по проблеме исследованиятеоретическое моделирование, метод сопоставительно-сравнительного анализа, метод систематизации и классификацииэкспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, архивный метод), обзервационные (педагогическое наблюдение, метод фасеточного зрения, фиксирование результатов обучения и развития), формирующий эксперимент.

Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три основных этапа.

На первом, поисково-теоретическом этапе (1996;1997 г. г.) изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, определялись цели и задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат. Для построения исходной гипотезы была проведена первичная диагностика.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1997;2000 г. г.) проводился формирующий эксперимент по практической реализации модели гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьниковустанавливались основные условия и факторы, обеспечивающие эффективность ее построения.

Заключительный, обобщающий этап (2000;2001 г. гЛ был посвящен анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению основных и отдельных его положенийоформлению текста диссертации, формулированию основных выводов.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили летние лагеря Союза детских и подростковых организаций Республики Марий Эл «Эр вий» («Юная сила»), курсы дополнительного образования Российско-Американского Центра Марийского государственного университета, средние школы г. г. Йошкар-Олы и Козьмодемьянска. На разных этапах в исследовании приняли участие 390 подростков Республики Марий Эл и 11 подростков Финляндской Республики.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущностных характеристик гуманистически ориентированной образовательной среды как объекта исследования и формированияопределении условий, способствующих ее успешному функционированию.

Теоретическая значимость состоит в:

— систематизации методов диагностики и оценки образовательной средыдетерминировании их принципов и специфических особенностей;

— педагогической интерпретации понятия коммуникативная культура как единицы описания образовательной среды;

— теоретическом обосновании модели гуманистически ориентированной образовательной среды.

Практическая значимость исследования определяется разработанной в ходе исследования моделью лагеря личностного роста и ее реализацией, их применением в практике образовательных учреждений, а также возможностью использования пакета диагностических методик, выявляющих состояние образовательной среды учреждений различного типа.

На защиту выносятся:

1. Концептуально-экспериментальная модель гуманистически ориентированной образовательной среды.

2. Система контрольно-диагностических методик, позволяющая определить состояние конкретной образовательной среды и определять приоритетные направления ее развития.

3. Сущность и компонентный состав коммуникативной культуры в субъектном и объектном значении.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и сформулированных в диссертации выводов обеспечивается всесторонним и целенаправленным анализом полученных данных и соотношением их с задачами исследования, адекватностью методов целям и задачам исследования, рациональным сочетанием теоретической и экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения исследования обсуждались на межвузовских, республиканских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях в г. г. Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва. Результаты исследования отражены в 10 публикациях автора. Разработанные в ходе исследования материалы внедрены в практику деятельности Союза детских и подростковых организаций «Эр вий» («Юная сила») Республики Марий Эл, прошли апробацию в детских оздоровительных лагерях, средних школах г. Йошкар-Олы, учреждениях дополнительного образования г. Йошкар-Олы.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений;

Выводы 2 главы.

1. Необходимость построения модели гуманистически ориентированной образовательной среды продиктована поиском и определением новых целей и ценностей образования, актуальностью решения задачи содействия полному и свободному раскрытию личности ребенка.

Под моделью гуманистически ориентированной образовательной среды понимается определенный тип организации образовательного пространства, в котором реализуется совокупность идей и ценностей, формируется определенная система взаимоотношений, благодаря чему каждый ребенок получает возможность использовать гарантированные условия для своего развития и саморазвития.

2. В основу модели положены идеи полисубъективности образовательной среды, самоценности детства как особого жизненного пространства в развитии ребенка, самопринятие ребенка в образовательной среде.

В системе основных ценностей, реализуемых в модели гуманистически ориентированной образовательной среды выделяются: другодоминантность, свобода, взаимопонимание и понимание, самопроцессы, творчество, толерантность.

3. Процесс построения модели гуманистически ориентированной образовательной среды потребовал решения ряда задач, одной из которых явилось осуществление диагностики образовательной среды в учреждениях базового и дополнительного образования с целью обозначения предпосылок для создания гуманистически ориентированной образовательной среды и сравнения образовательных сред данных учреждений.

4. Проведенное исследование актуализировало уникальность образовательной среды, создаваемой в учреждениях дополнительного образованиявыявило возможность создания гуманистически ориентированной образовательной среды, обусловленной развитием субъектного и духовного компонентов в учреждении базового образованияпозволило судить о негативном или индеферентном влиянии на Личность образовательной среды, в которой не поддерживаются субъект-субъектные отношения и не соблюдаются элементарные принципы гуманистической педагогики.

5. Для реализации построенной теоретической модели было выбрано альтернативное (дополнительное) школе пространство каникул в целом и детский оздоровительный лагерь (как учреждение дополнительного образования) в частности, т. е. именно условия дополнительного образования максимально содействуют развитию и саморазвитию личности ребенка, способствуют ее моральному и физическому оздоровлению, обеспечивают свободу и выбор деятельности.

6. Попытка создания гуманистически ориентированной образовательной среды была предпринята в условиях модели Лагеря личностного роста.

Структура Лагеря личностного роста представляет единство концептуального, педагогически-инструментального, содержательного и коммуникативного блоков и включает инвариантные (гуманистически ориентированная образовательная среда, временный детский коллектив, система подбора и подготовки кадров, научно-исследовательский характер деятельности) и вариативные (вариативно-программный подход, выбор материальной базы, реализация личностно-ориентированного подхода к конкретному ребенку) составляющие.

7. Отношения между образовательной средой и коммуникативной культурой ее субъектов являются не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными, поскольку, с одной стороны, гуманистически ориентированная образовательная среда должна способствовать формированию и развитию коммуникативной культуры ее субъектов, а, с другой стороны, высокий уровень коммуникативной культуры субъектов образовательной среды обеспечивает высокое качество самой среды. Поэтому в нашей работе коммуникативная культура обозначена как одно из основных условий формирования гуманистически ориентированной образовательной среды.

8. Основными условиями развития коммуникативной культуры в Лагере личностного роста являются:

— формирование помогающих отношений, определенного стиля жизни;

— организация специальных учебных курсов «Коммуникативная культура», «Культура речи», тренингов по общению;

— погружение в имитированную среду, организация творческих игр и дел;

— развитие рефлексии, организация психологического мониторинга.

9. Определение эффективности апробированной модели гуманистически ориентированной образовательной среды потребовало разработки следующих взаимосвязанных критериев:

1) продуктивность разработанной модели;

2) удовлетворенность субъектов (прежде всего подростков) реализованной моделью;

3) развитие уровня коммуникативной культуры субъектов моделирования.

10. Результаты примененных методов исследования (методика «Профиль среды», контент-анализ, анкетирование, интервьюирование, архивный метод) позволили заключить об эффективной реализации модели гуманистически ориентированной образовательной среды в Лагере личностного роста.

Заключение

.

Данное диссертационное исследование, посвященное проблемам формирования гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования, позволило на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы проследить динамику представлений о среде, проанализировать понятие образовательной среды, представить ее типологизацию и основные тенденции развития. При этом особое внимание уделено проблеме экспертизы образовательной среды и задаче ее качественного описания посредством выбора определенной интегрирующей результирующей характеристики образовательной среды, которой, в контексте данного исследования, выступает коммуникативная культура в субъектном и объектном значении.

В процессе конструктивно-эмпирического исследования была построена теоретическая модель гуманистически ориентированной образовательной среды, в основу которой была положена идея полисубъектности образовательной среды, самоценности детства, самопринятия ребенка в среде и система основных ценностей, включающая другодоминантность, свободу, взаимопонимание и понимание, творчество, толерантность.

Построению теоретической модели предшествовала предварительная диагностика образовательной среды учреждений различного типа, которая выявила уникальность образовательной среды, создаваемой в условиях дополнительного образования. Отмеченная уникальность заключается в гуманистической направленности среды учреждения дополнительного образования посредством актуализации субъектного и духовного компонентов.

Поэтому для реализации теоретической модели было выбрано альтернативное (дополнительное) школе пространство каникул в целом и.

Лагерь личностного роста как учреждение дополнительного образования в частности.

При реализации модели Лагеря личностного роста одним из основных факторов формирования гуманистически ориентированной образовательной среды рассматривалось развитие коммуникативной культуры ее субъектов.

Таким образом, достигнута основная цель исследования: построена теоретическая модель гуманистически ориентированной образовательной среды, реализованная на практике в условиях дополнительного образования.

В основу оценки эффективности построенной и реализованной модели были положены идеи гуманитарной экспертизы, основным критерием которой выступает благополучие и развитие ребенка в среде.

В качестве базового метода оценки эффективности модели была принята методика «Профиль среды», а функцию вспомогательных методов выполнили диагностика коммуникативной культуры субъектов среды, интервьюирование, архивный метод, метод фасеточного зрения.

Использованные методы достоверно подтвердили эффективность рассматриваемой модели гуманистически ориентированной образовательной среды, в которой:

— осуществлена предварительная диагностика;

— «центр тяжести» перенесен на субъектный и духовный компоненты;

— целенаправленно развивается коммуникативная культура ее субъектов.

Все это свидетельствует о подтверждении основной гипотезы данного исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы не получили подтверждение исходные предположения:

— о невозможности создания гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях базового образования;

— о корреляции содержания гуманитарного образования и формировании гуманистически ориентированной образовательной среды.

Можно предположить, что дальнейшее исследование будет осуществляться по направлению к решению следующих проблем:

— взаимосвязь и взаимодействие между микрои макросредой, выявление компенсанаторных функций микросреды, нейтрализующих негативное влияние макросреды на личность;

— взаимообусловленность качества образовательной среды и уровня коммуникативной культуры ее субъектов, установление приоритета в данной диаде для различных средвозможность диагностики образовательной среды по коммуникативной культуре ее субъектов;

— возможность и условие формирования гуманистически ориентированной образовательной среды в макросреде, в которой процессы гуманизации не характеризуются активностью и целенаправленностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Конструирование образовательной среды формирования экономической культуры школьников: Автореф.. канд. пед. наук. — Красноярск, 2000. — 19 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  3. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалви Амонашвили, 1995. — 496 с.
  5. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика, 2000. № 2. — С. 11−16.
  6. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1997.- 181 с.
  7. Т.А., Прокопьев Б. С. Творчество социально одаренных детей и пути его интенсификации // Образование. 2001. — № 1. — С. 98 100.
  8. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Халиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  9. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 206 с.
  10. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в образовании России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. — С. 2−14.
  11. П.Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  12. В. Лагерь гуманистической ориентации // Народное образование. 1999. — № 5. — С. 23−27.
  13. В. Личностно-ориентированное образование в летнем лагере // Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998. — С. 31−38.
  14. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  15. И.В. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. -178 с.
  16. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. М., 1998. — 159 с.
  17. Г. И. Самосознание личности в аспекте языка // Вопросы языкознания. 2001. — № 1. — С. 60−84.
  18. Н.А. Дополнительное образование школьников как актуальный компонент системы непрерывного университетского образования // Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке. М., 2000. — С. 89−95.
  19. Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. -Йошкар-Ола, 1999.-С. 11−28.
  20. Н.А. Университет как центр непрерывного образования // Инновационные методы преподавания в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. Чебоксары, 1998. — С. 45−48.
  21. Н.А., Ширшова И. В. Становление и развитие системы дополнительного образования школьников (исторический аспект) // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Йошкар-Ола, 1999. — С. 28−50.
  22. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  23. Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младших школьников в образовательной среде: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.- 187 с.
  24. Большая Советская энциклопедия (В 30 томах). Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т.8. — С. 655.
  25. Большая Советская энциклопедия (В 30 томах). Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 16. — С. 393−394.
  26. Большая Советская энциклопедия (В 30 томах). Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 19. — С. 44−45.
  27. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  28. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  29. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. — 14 с.
  30. Д.Ю. «Четвертый мир». Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. М., 1997. — 248 с.
  31. С.Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования. -М.: Смысл, 1999.- 137 с.
  32. А.В. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 43−49.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 318
  34. М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 176 с.
  35. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Дис.. докт. пед. наук. Казань, 1997. — 387 с.
  36. Ф.З. Инновационная среда как фактор обеспечения инновационной деятельности будущих педагогов (на примере среднего профессионально-педагогического образования): Автореф.
  37. С.Н., Возжаева Е. И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». Кострома, 2000. — 68 с.
  38. .З. Воспитательная система школы. М.: Педагогика, 1997. -160 с.
  39. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78 с.
  40. .З., Хорькин В. И. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 111 с.
  41. О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул // Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998. — С. 14−23.
  42. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 192 с.
  43. .С. Менталитет и образование. М., 1996. — 144 с.
  44. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996. -311 с.
  45. Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001.-24 с.
  46. Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2000. — 21 с.
  47. Н.В. Формирование культуры профессионально-делового общения у студентов неязыкового ВУЗа. Авт.. канд. пед. наук. — М., 1998.-20 с.
  48. .Б. Всероссийский детский центр Орленок // Развитие личности. -2000.-№ 1.-С. 5−12.
  49. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  50. Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1998. — 162 с.
  51. Л.Т. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин как фактор социализации личности учащихся гимназии: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1988. — 19 с.
  52. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 327 с.
  53. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.-205 с.
  54. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности. СПб., 1997. — 120 с.
  55. В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. -СПб.: Издательство Питер, 2000. 320 с.
  56. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. Учебник для вузов. М.: ИНФА-М, 2000. — 416 с.
  57. Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1996. — 182 с.
  58. В.А. Педагогическое проектирование. СПб., 1996. — 36 с.
  59. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 165 с.
  60. И.А. Дидактические основы построения личностного развития младшего школьника средствами иностранного языка: Дис.. канд. пед. наук. Росто-на-Дону, 1998. — 186 с.
  61. Л.П. Профессиональный лицей как среда воспитания готовности личности к непрерывному образованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 24 с.
  62. О., Арутюнян М., Качалова Ю. и др. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность. М.: Международный молодежный фонд, 1998. — 80 с.
  63. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация Логос, 1999. — 384 с.
  64. В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. 4.1. -Самара, СПГУ, 1998. — 212 с.
  65. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1998. -№ 5.-С. 3−6.
  66. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
  67. Р.Е. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 17 с.
  68. Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: Автореф.. канд. психол. наук. Казань, 2000. -22 с.
  69. В.Т. Гуманистическое воспитание. Минск, 1998. — 97 с.
  70. В.Т. Человек. Минск, 1998. — 71 с.
  71. В.Г. Образовательная система как объект оценивания (Квалиметрический подход): Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 222 с.
  72. Л.М. Педагогические условия развития иноязычного общения школьников (на материале профильного лагеря английского языка): Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 152 с.
  73. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / НТО «Творческая педагогика». М.: МП Новая школа, 1993. — 80 с.
  74. М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 23 с.
  75. М.М. Психология педагогического мышления. СПб., Антейя, 2000.-463 с.
  76. М.Б. Ключ к успеху. М.: НИИ семьи, 1998. — 136 с.
  77. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис.. докт. пед. наук. М., 1991.-387 с.
  78. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 1999. — 226 с.
  79. Н.Д. Формирование профессиональной компетентности студентов на неязыковых факультетах педвузов: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1999.-332 с.
  80. К.Ю. Построение процесса обучения на интегральной основе: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 195 с.83
Заполнить форму текущей работой