Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности приобрела особую значимость в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию, осуществлением модернизации материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса, внедрением разносторонних форм воспитательной работы. На ее решение направлены философские /О.С.Колбасов, Г. А. Кригер, Ю. П. Ляпунов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ' БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЙ К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Социально-педагогические факторы воспитания у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности
    • 2. 1. Ученическое самоуправление — важное средство воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности
    • 3. 1. Анализ деятельности ученического самоуправления по воспитанию у школьников бережного отношения к социалистической собственности
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 1. 2. Содержание и формы деятельности ученического самоуправления по воспитанию у школьников бережного отношения к социалистической собственности
    • 2. 2. Педагогическое руководство деятельностью ученического самоуправления по воспитанию у подростков бережного отношения к социалистической собственности
    • 3. 2. Основные результаты опытно-экспериментальной работы

Деятельность ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика коммунистического строительства показывает, что «совершенствование зрелого социализма неразрывно связано с совершенствованием советского человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно богатой, нравственно благородной личности» /30/. Неотделимым условием успешного решения этих задач является воспитание у советских людей бережного отношения к социалистической собственности — основы экономической системы СССР. Забота каждого о сохранении и умножении общенародного достояния стала конституционной обязанностью, важнейшим принципом морального кодекса строителя коммунизма. «Гражданин СССР, — говорится в Конституции СССР, — обязан беречь и укреплять социалистическую собственность» /20, с.25/.

В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии подчеркнута настоятельная необходимость усиления внимания к вопросам хозяйского отношения к общественному добру, более полного и рационального использования тех богатств, которыми располагает страна. Эти установки получили дальнейшее развитие и конкретизацию в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливо-энергетических и других материальных ресурсов /1981 г./, постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся /1982 г./, в июньском /1983 г./ и апрельском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, других документах партии и правительства.

Дальнейшее продвижение нашего государства на пути коммунистического строительства выдвигает новые проблемы в формировании отношения к социалистической собственности, соответствующего современному уровню общественного развития. «При современных масштабах нашего хозяйства снижение, например, только на одну копейку в каждом рубле общественного продукта позволяет получить дополнительно 13 миллиардов рублей национального дохода» /31/. В то же время постоянное расширение сферы материальных благ при недостаточном внимании к вопросам бережного, хозяйского пользования ими иногда порождает у отдельных людей неправильное представление об экономических возможностях нашего государства, о значении народного достояния, о своих обязанностях перед обществом по сбережению и приумножению социалистической собственности. Так, в результате расточительства, неправильного использования общенародного достояния ежегодно в стране попадает в отходы 6−7 млн. т хлеба, расходуется впустую пятая часть питьевой воды, большинство новых учебников и пособий уже через год приходят в негодность /186, с. II/.

На современном этапе социалистического строительства в отдельных случаях еще проявляются рецидивы буржуазной морали: мещанство, стяжательство, эгоизм. Их проявление наносит большой материальный и моральный ущерб нашему государству.

Актуальность формирования бережного отношения к социалистической собственности вызвана и обострением идеологической борьбы между двумя системами — социалистической и капиталистической, что выдвигает в ранг важнейших проблему нравственного воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, формирование у советских людей бережного, хозяйского отношения к народному достоянию влияет на ход и результаты выполнения всех трех определяющих задач коммунистического строительства: создание материально-технической базы, формирование коммунистических отношений, воспитание нового человека. И справиться с этой задачей, как подчеркивал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, «нельзя без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни» /29/.

Особая роль в этом важном государственном деле принадлежит школе, которая «призвана сформировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной природе, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу. Знакомить учащихся на практике с такими понятиями, как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции, хозрасчет и др.» /21/.

Проблема воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности приобрела особую значимость в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию, осуществлением модернизации материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса, внедрением разносторонних форм воспитательной работы. На ее решение направлены философские /О.С.Колбасов, Г. А. Кригер, Ю. П. Ляпунов, Л. Н. Пономарев, В. И. Соловьев и др./ и педагогические /П.Р.Ату-тов, Н. И. Болдырев, А. В. Зосимовский, А. В. Киричук, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, В. А. Оухомлинский и др./ исследования. Вопросу воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности посвящены диссертационные исследования А.А.Маз-манян /1955/, П. И. Горбулина /1965/, й.П.Прокопьева /1965/, В.А.Пи-тмшкина-Потанича /1966/, С. М. Годника /1967/, Ю. Ф. Тамбовкина /1971/, Е. А. Дегтерева /1974/, Г. А. Зверевой /1982/. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах Л. Ю. Гордина, И. Д. Зверева, В. И. Петровой, И. Г. Розанова, С. Е. Хозе, Д. И. Фельдштейна и др.

Анализ указанных исследований позволяет сделать вывод о том, что главная задача в воспитании у учащихся бережного, хозяйского отношения к народному достоянию состоит в организации такой их деятельности, которая направлена на сохранение и создание материальных ценностей, в выработке необходимых умений, привычек и мотивов нравственного поведения. Однако в этих работах не стали предметом специального исследования вопросы определения средств и форы организации общественно полезного труда, обеспечивающие его наиболее эффективное влияние на воспитание у учащихся бережного отношения к социалистической собственности. Важность этого, как справедливо указывает Т. Е. Конникова, состоит в той, что формирование личности школьника совершается не только тогда, когда он становится обьектоы специального обсуждения, прямого предъявления ему требований общества, а когда он является участником общего дела, выступает как субьект и реальных действий, и выработки требований, суждений и оценок /87, с.28−29/. Если деятельность как наиболее эффективная форма приобщения подростков к сохранению и увеличению народного достояния строится лишь по заданному педагогами образцу, то активность и самостоятельность учащихся оказывается незначительной, а, следовательно, и воспитывающая роль деятельности остается низкой, малоэффективной. Поэтому воспитание бережного отношения к социалистической собственности предполагает наличие таких средств и форм организации деятельности, которые в наибольшей степени способствовали бы проявлению у школьников самостоятельности и инициативы в решении вопросов сохранения и приумножения народного достояния.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы особое внимание обращено на то, что в коммунистическом воспитании учащихся многое зависит от ученического самоуправления, воспитательные возможности которого были замечены и высоко оценены выдающимися педагогами-марксистами Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, А. С. Макаренко. В деятельности педагогических учреждений, возглавляемых А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, М. С. Погребинским, М.М.Пист-раком, С. М. Ривесом, В.Н.Сорокой-Росинским и другими выдающимися представителями советского учительства, самоуправление воспитанников становилось важнейшим принципом формирования гражданских качеств личности.

Вопросы развития детского самоуправления, эффективности его влияния на формирование личности школьника нашли свое дальнейшее развитие в работах Л. К. Балясной, Л. И. Божович, Н. И. Болдырева, Л. Ю. Гордина, В. М. Коротова, Т. Е. Конниковой, Э. Г. Костяшкина, А. Т. Куракина, В. А. Караковского, Т. Н. Мальковской, И. С. Марьенко, Л. И. Новиковой, Ю. П. Сокольникова, Л. И. Уманского, С. Е. Хозе, Б. Е. Ширвиндта и ряда других.

Исследователи, изучающие эту проблему, утверждают, что организация коллективной деятельности на самоуправленческих началах усиливает ее влияние на сознание и чувства детей. Самоуправление способствует глубокому осознанию учащимися потребностей коллектива и обязанностей по отношению к нему, формированию активного, инициативного отношения к деятельности.

Однако вопросы деятельности ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к народному достоянию специально не изучались.

В исследованиях Л. И. Божович, А. В. Зосимовского, И. С. Марьенко, А. В. Петровского, Л. И. Рувинского, Ю. П. Сокольникова, В. Э. Чудновского, Д. И. Фельдштейна и др. подчеркивается, что в этом возрасте определяется жизненная позиция личности, которая неотделима от формирования ее гражданских качеств. Наряду с этим старшим подросткам свойственна недостаточность жизненного опыта, определенная слабость теоретического мышления, в результате чего нравственная самодеятельность воспитанников охватывает не всю совокупность основополагающих требований нашей морали, а лишь некоторые из них. Организация работы по воспитанию у учащихся старшего подросткового возраста бережного отношения к социалистической собственности в значительной степени определяет характер дальнейшего формирования личности- «. будет ли оно совершаться благополучно — и подросток вырастет нравственно полноценной личностью, или же его формирование пойдет неблагополучно — и подросток превратится в эгоиста» /50, с.76/. Именно в этом возрасте «подростки испытывают настоятельную потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения „взрослыми“ условиями жизни и деятельности» /172, с.59/.

Вместе с тем изучение опыта работы школ показывает, что для практических работников это один из наиболее сложных вопросов. Как правило, в школах не обеспечивается целенаправленное вовлечение всех учащихся в единую систему общественно полезных дел, направленных на сохранение и увеличение народного достояниясодержание и формы деятельности ученического самоуправления часто не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихсяобщественно полезный труд школьников не всегда сочетается с формированием их идейно-нравственного сознаниянедостаточно внимания уделяется вопросу развития взаимной требовательности и взаимной ответственности. Вследствие этого ограничивается развитие инициативы и самостоятельности подростков, недостаточно координируются действия школы, семьи, общественности и трудовых коллективов в формировании у воспитанников исследуемого нравственного качества.

С особыми трудностями сопряжена эта работа в 7−8 классах, когда ребята оставляют ряды пионерской организации и становятся комсомольцами. В связи с неодновременностью такого перехода в определенной степени ослабевает жизнь пионерских отрядов при еще недостаточной сформированноети комсомольских групп. В результате значительная часть старших подростков /особенно мальчиков/ или не привлекаются к решению вопросов жизни школьного коллектива, или выполняют только исполнительские поручения, что замедляет процесс воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности. К тому же наши наблюдения показали, что среди школьников 7−8 классов наиболее четко проявляется демонстративно пренебрежительное отношение к участию в сохранении личного и общественного имущества, безразличие к актам отрицательного обращения с предметами народного достояния, несоответствие между общественными требованиями в отношении к социалистической собственности и реальным поведением части школьников.

Таким образом, актуальность проблемы в целом, насущные потребности теории и практики коммунистического воспитания, стремление устранить указанные недостатки определили выбор темы нашего исследования: «Деятельность ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности» .

Объект исследования — процесс воспитания у старших подростков бережного отношения к народному достоянию.

Предмет исследования — формы и методы работы ученического самоуправления по воспитанию у учащихся 7−8 классов бережного отношения к социалистической собственности.

Цель исследования — разработать и научно обосновать пути повышения эффективности деятельности ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного, хозяйского отношения к народному достоянию.

Гипотеза — ученическое самоуправление выступит эффективным средством воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности, если его деятельность будет направлена на:

— вовлечение всех учащихся в единую систему общественно полезного труда по сохранению и приумножению народного достояния как в школе, так и за ее пределами;

— органическое сочетание общественно полезного труда учащихся с их идейно-нравственным воспитанием;

— соответствие содержания и форм общественно полезного труда возрастным и индивидуальным особенностям старших подростков;

— развитие отношений взаимной требовательности и взаимной зависимости учащихся.

Задачи исследования:

1/ проанализировать состояние проблемы в теории и педагогической практике;

2/ определить условия повышения эффективности деятельности ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности;

3/ разработать содержание и формы деятельности ученического самоуправления по воспитанию у учащихся бережного отношения к народному достоянию;

V обосновать и апробировать эффективные пути педагогического руководства деятельностью ученического самоуправления по формированию у старших подростков изучаемого нравственного качества.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о личности как объекте и субъекте воспитания, об общественной практике как главной преобразующей силе во всестороннем развитии личности, получившее дальнейшее развитие и конкретизацию в программных документах КПСС, в Конституции СССР, в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в постановлениях партии и правительства по проблемам совершенствования деятельности школы, коммунистического воспитания молодежи.

Цель, задачи и гипотеза исследования определили следующие методы:

— теоретический анализ литературы по проблеме, который включал изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского правительства, философских, педагогических и психологических исследований;

— изучение и обобщение передового опыта работы педагогических коллективов в организации деятельности ученического самоуправления по воспитанию у школьников бережного отношения к социалистической собственности. При этом использовались различные виды сбора информации: беседы, интервью, анкетирование, наблюдение за учащимися в естественно возникающих и специально создаваемых ситуациях различной степени сложности, социометрические методики, изучение дневников психолого-педагогических наблюдений;

— опытно-экспериментальная работа, целью которой было выявление условий организации ученического самоуправления и путей педагогического руководства им по повышению эффективности его влияния на воспитание у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе /1975;1980/ проводилась практическая опытная работа автора по теме исследования в качестве директора Качковской средней школы Винницкой области. Разрабатывались условия наиболее эффективного внедрения в практику воспитательной работы ученического самоуправления, определялись содержание и формы его деятельностина втором этапе /сентябрь 1980 — сентябрь 1981/ проводился констатирующий эксперимент. Изучалась деятельность органов ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности в современной школена третьем этапе /1981;1984 гг./ была организована опытно-экспериментальная работа по внедрению результатов исследования в практику работы школ Винницкой, Днепропетровской, Тернопольской областей, г. Киева. Разрабатывались рекомендации по совершенствованию методики деятельности ученического самоуправления, по воспитанию у старших подростков изучаемого нравственного качества. На этом этапе была осуществлена разработка путей и условий эффективной деятельности ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Качковской СШ, Винницкой СШ № I, 'Литинской СШ № 1, Печерской CI Винницкой области /1976;1984 гг./, Базарской СШ Тернопольской области /1981;1984 гг./, Коммуноленинской СШ Днепропетровской области /1982;1984 гг./, Киевской СШ № 215 /1982;1984 гг./.

Органы самоуправления в экспериментальных школах функционировали согласно Положению об ученическом комитете в общеобразовательной школе /151/, рекомендациям, изложенным в «Примерном содержании воспитания школьников» /155/, программам и методическим рекомендациям факультативного курса «Основы коммунистической морали» для 7 класса /156/.

Определяющим критерием эффективной деятельности ученического самоуправления в нашем исследовании явился уровень действенной активности его органов в решении вопросов сохранения и увеличения социалистической собственности.

Дополнительными критериями служили показатели — количество учащихся, выполняющих управленческие и исполнительские функции по сохранению и увеличению народного достояния как в школе, так и за ее пределами, уровень идейно-нравственной осознанности учащимися своих действий, наличие отношений взаимной требовательности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые сделана попытка разработать и научно обосновать педагогические условия организации деятельности ученического самоуправления по воспитанию у учащихся старшего подросткового возраста бережного отношения к социалистической собственности, определены содержание и формы участия подростков в решении вопросов сохранения и увеличения народного достояния в школе и за ее пределами.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных методических рекомендаций работникам школ, внешкольных учреждений, студентам педагогических институтов по совершенствованию работы ученического самоуправления, направленной на воспитание у учащихся бережного отношения к социалистической собственности.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

— применением различных методов исследования;

— репрезентативностью выборки испытуемых;

— тщательной научной обработкой полученных материалов;

— положительными изменениями отношения к социалистической собственности в опытно-экспериментальных школах.

На защиту выносятся:

— разработанные условия эффективной деятельности ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности;

— оптимальные варианты педагогического руководства деятельностью ученического самоуправления по воспитанию у школьников изучаемого нравственного качества.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по организации деятельности ученического самоуправления, направленной на воспитание у школьников бережного отношения к социалистической собственности. Материалы исследования докладывались и обсуждались на.

— республиканской научно-практической конференции Педагогического общества УССР /г.Херсон, 1980 г./,.

— республиканской научно-практической конференции /г.Винница, 1981 г./,.

— внутривузовских научных конференциях /г.Винница, 1978, 1981 гг./,.

— отчетной научной конференции НИИ педагогики /г.Киев, 1983, 1984гг./,.

— семинарах руководителей школ и классных руководителей Ямполь-ского и Литинского районов Винницкой области.

— 130 -* ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Совершенствование зрелого социализма неразрывно связано с совершенствованием советского человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, призванного бережно, по-хозяйски использовать народное достояние для удовлетворения общественных и личных потребностей.

Анализ психолого-педагогической литературы, результаты нашей экспериментальной работы свидетельствуют о том, что воспитание у учащихся бережного отношения к социалистической собственности осуществляется всей системой коммунистического формирования личности. Ведущим педагогическим фактором в воспитании у старших подростков данного качества является их общественно полезная деятельность. Непосредственное участие в самообслуживании, рейдах-проверках по экономии воды, электроэнергии, сохранности школьного оборудования, благоустройстве микрорайонов, оказании помощи местным предприятиям, выполнении производственных заказов — все это, при наличии акцента на экономию материалов, рациональное использование инструментов, вырабатывает необходимые умения и привычку бережного отношения к народному достоянию.

Однако наиболее эффективно влияние общественно полезной деятельности на воспитание у подростков изучаемого качества происходит в том случае, когда учащимся предоставляется возможность выступать субъектами реальных действий, вырабатывать требования, суждения и оценку соблюдения норм бережного отношения к социалистической собственности.

Важным средством успешного решения этой задачи является ученическое самоуправление. Его введение в практику воспитательной работы дает возможность приобщить всех подростков к активному участию в общественно полезной деятельности /ОПД/ по приумножению и бережному использованию народного достояния, что в свою очередь создает условия для развития их самостоятельности и инициативы. Предостав-" ление подросткам управленческих функций в решении вопросов сохранения социалистической собственности обязывает каждого из них соблюдать нравственные нормы поведения, способствует развитию отношений взаимной требовательности и взаимной зависимости, формированию гражданских качеств личности.

В соответствии с задачами исследования в диссертации дан теоретико-практический анализ основных причин, препятствующих наиболее действенной работе органов ученического самоуправления по формированию данного нравственного качества у школьников старшего подросткового возраста. Этими причинами являются:

— ограниченность участия органов ученического самоуправления в решении вопросов сохранения и увеличения общественного достояния;

— наличие несоответствия содержания и форм деятельности возрастным особенностям и интересам старших подростков;

— недостаточное внимание в деятельности ученического самоуправления вопросам единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Предположение, что определяющими условиями повышения эффективности влияния ученического самоуправления на воспитание у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности является целенаправленное вовлечение всех учащихся в единую систему общественно полезного труда, направленного на сохранение и приумножение народного достояния как в школе, так и за ее пределамисочетание общественно полезного труда подростков с их идейно-нравственным просвещениемсоответствие содержания и форм деятельности возрастным особенностям и интересам учащихсяразвитие в процессе общественно полезного труда отношений взаимной требовательности и взаимной зависимости — полностью подтвердились. Об этом свидетельствуют объективные результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Организация системы общественно полезной деятельности предусматривает создание и тесное взаимодействие постоянных /классных и общешкольных комиссий, советов разновозрастных отрядов, учебных кабинетов/ и временных /советов сводных отрядов/ органов ученического самоуправления, постоянных и разовых, коллективных и индивидуальных поручений учащимся.

Раскрытие экономического значения предстоящей деятельности, ' периодический отчет каждого за выполнение общественного поручения помогает старшим подросткам понять социальную значимость их деятельности, способствует развитию самооценки и саморегуляции своего поведения, формированию общественно ценных мотивов поведения.

Выполнение учащимися управленческих и исполнительских функций в решении вопросов сохранения и увеличения народного достояния обеспечивает развитие отношений взаимной требовательности и взаимной зависимости, акцентирует внимание учащихся на соблюдение нравственных норм поведения.

Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, эффективность влияния ученического самоуправления на воспитание у подростков изучаемого качества предполагает постоянное целенаправленное педагогическое руководство деятельностью его органов. Важнейшими путями его реализации явились: четкое определение и постоянное логическое развитие содержания, целей и форм деятельности ученического самоуправленияобеспечение самостоятельности и инициативы подростков в решении вопросов сбережения народного достояния,* постоянное стимулирование участия органов ученического самоуправления в общественно полезной деятельностикоординация воспитательных влияний школы, семьи, общественности и производственных коллективов в формировании общественного мнения по вопросам бережного отношения к социалистической собственности.

На каждом этапе развития ученического самоуправления это руководство имеет конкретные задачи, пути и методы воздействия.

Главная задача педагогического руководства на первом этапе развития ученического самоуправления состоит в том, чтобы вовлечь всех подростков в общественно полезный труд, направленный на сохранение общественных материальных ценностей как в школе, так и за ее пределами, в устранении случаев отрицательного отношения к народному достоянию.

Учитывая разные уровни отношения учащихся к социалистической собственности, мы осуществили дифференцированный подход к вовлечению учащихся в общественно полезный труд.

В связи с этим были конкретизированы задачи, формы и методы воздействия на подростков, определены этапы воспитания бережного отношения к социалистической собственности. Особое внимание отводилось вопросам педагогического стимулирования участия старших подростков в общественно полезном труде.

На втором этапе развития ученического самоуправления основп ная задача педагогического руководства выражается в активизации деятельности его органов, в приведении поведения отдельных подростков в соответствии с нормами и принципами социалистической морали. Для этого целесообразно использовать различные пути: дальнейшее развитие содержания деятельности органов ученического самоуправления, расширение масштабов их трудовых дел, совершенствование форм, налаживание более тесных контактов с семьей и общественное-| тью.

На третьем этапе особое внимание необходимо уделять вопросам закрепления устойчивых нравственных связей и отношений в коллекги-^ ве, целенаправленности ОПД, ее систематичности, постоянному усложнению и взаимосвязи ее компонентов, преемственности задач, четкому организационному построению, перехода от самообслуживания к участию в производительном труде. Приобщение старших подростков к производительному труду, финансово-хозяйственной деятельности /отчет о производственных работах и затратах, определение урожайности, себестоимости одного центнера продукции и т. д./ воспитывает у них хозяйскую расчетливость, бережливость, ответственность.

Педагогическое руководство деятельностью органов ученического самоуправления предполагает обеспечение единства действий детского самоуправления с работой комсомольской и пионерской организациями. В практике нашей экспериментальной работы это находило свое выражение в следующем:

— в активном участии комитета ВЛКСМ /совместно с руководством школы/ в создании учкома и других органов самоуправления;

— в планировании, организации и анализе их работы;

— в усилении социальной значимости и нравственной ценности этой работы;

— в расширении сферы деятельности самоуправления и обогащении содержания его работы;

— в повышении личной ответственности комсомольцев и пионеров, избранных в органы самоуправления;

— в стимулировании инициативы, активности и самостоятельности каждого школьника-организатора;

— в формировании общественного мнения — важного условия успешного функционирования действенной системы ученического самоуправления.

Вовлечение родителей и представителей общественности в опытную работу способствует формированию бережного отношения к социалистической собственности не только у учащихся, но и у их родителей. Индивидуальная работа с родителями строилась в зависимости от характера их отношений к школе, психологического настроя, направленности, степени участия в воспитании детей.

Полученные в ходе исследования материалы дали возможность ¦проследить, как в условиях постоянного наращивания положительного опыта заботы о предметном окружении в школе, семье, микрорайоне, на производстве у подростков постепенно формируется и стабилизируется бережное отношение к народному достоянию. Сравнительный анализ показателей отношения подростков к социалистической собственности, проведенный в начале экспериментальной работы и на ее последних этапах свидетельствует о происшедших существенных изменениях.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дают основания считать, что самоуправление реализует свои воспитательные возможности по формированию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности как через содержание ОПД, так и через характер взаимоотношений, складывающихся в процессе ее осуществления.

Проблема эффективной деятельности органов ученического самоуправления сложна и многогранна. Она не исчерпывается вопросами, рассмотренными в данном исследовании. Являясь одним из диалектических воспитательных средств, самоуправление органически связано с системой воспитательных средств в целом. Его эффективность в воспитании у учащихся бережного отношения к социалистической собственности зависит от эффективности применения других средств и, в свою очередь, прямо влияет на их результативность. Для наиболее полного решения задач совершенствования воспитательного процесса в школе необходимо дальнейшее исследование указанной проблемы в таких аспектах: изучение деятельности органов самоуправления по воспитанию бережного отношения к социалистической собственности у учащихся других возрастных группвзаимодействие ученического самоуправления, комсомольской и пионерской организаций в процессе воспитания у школьников бережного отношения к социалистической собственности.

Исследование названных и других аспектов проблемы будет способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности органов школьного самоуправления в коммунистическом воспитании учащихся советской школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  2. К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194−203.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., г. 25, ч. П, с.380−458.
  4. К. Размышление юноши при выборе профессии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.3−7.
  5. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч. 2-е изд., т.2, с.3−230.
  6. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  7. К., Энгельс Ф. Энгельс Марксу в Парик. — Соч. 2-е изд., т.27, с.9−14.
  8. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322−339.
  9. Ф. Анти-Дюринг. Отдел 2. Политическая экономия. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., г. 20, с.5−326.
  10. В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33, с.1−120.
  11. В.И. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т.35, с.195−205.
  12. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т.36, с.165−208.
  13. В.И. Доклад на П Всероссийском сьезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. Полн. собр. соч., т.37, с.435−453.
  14. В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т.39, с.1−29.
  15. В.И. О трудовой дисциплине. Полн. собр. соч., т.40, с. 232.
  16. В.И. От разрушений векового уклада к творчеству нового.-Полн. собр. соч., т.40, с.314−316.
  17. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-макеевке. Полн. собр. соч., т.41, с.107−109.
  18. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  19. В.И. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря. Полн. собр. соч., т.42, с.128−161.х х х
  20. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  21. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы /одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля/, Правда Украины, 1984, 14 апреля.
  22. Материалы ХХУI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 233 с.
  23. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. Правда, 1984, II апреля.
  25. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. 22 декабря 1977 г. В кн.: Справочник партийного работника. Вып.18. М., 1978, с.251−261.
  26. О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Правда, 1982, 27 июля.
  27. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. Правда, 1978, 2 декабря.
  28. К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года. -Правда, 1984, II апреля.
  29. Г. А. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 13 апреля.
  30. В. 1/1. Учение и дело Ленина в революционном творчестве миллионов. — Комсомольская правда, 1984, 21 апреля.
  31. Об усилении работы комсомола по коммунистическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду: Постановление 1У Пленума ЦК ВЖСМ. Комсомольская правда, 1979, 18 мая.
  32. О роли комитетов комсомола в организации деятельности учкомов общеобразовательных школ. Инструктивно-методическое письмо
  33. ЦК ВЛКСМ. Воспитание школьников, 1979, № 2, с. 42.
  34. О Всесоюзном походе учащихся общеобразовательных школ за экономию и бережливость: Постановление секретариата ЦК ВЖСМ и коллегии Министерства просвещения СССР № 5/4 от 6 июля 1982 г. -Школа и производство, 1982, № 12, с.33−38.
  35. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. -255 с.
  36. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980. 333 с.
  37. .Г. Человек как предмет познания. Л.: йзд-во ЛГУ, 1968. — 335 с.
  38. С.В. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 142 с.
  39. Л.И. К психологии личности как развивающей системы.-В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981, с.3−19.
  40. М.Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками /на материалах учебной деятельности/: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 17 с.
  41. Л.А. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду на благо общества основная задача нравственного воспитания молодого поколения. — Сов. педагогика, 1977, № 5, с.94−105.
  42. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1974. — 218 с.
  43. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  44. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников-подростков. Воспитание школьников, 1978, № 3, с.19−25.
  45. Бережливость неиссякаемый резерв /В.Н.Ксинтарис, В. О. Куликов, Г. В. Мыльников, И. Н. Озеров: Предисловие Н.И.Альдохина/. -М.: Знание, 1979. — 96 с.
  46. А.К. Управление и самоуправление. Л.: Наука, 1972. -209 с.
  47. Бех И. Д. Труд главный воспитатель школьников: Психологический аспект трудового воспитания младших школьников /на укр. языке/. — Киев: Знание УССР, 1983. — 32 с.48
Заполнить форму текущей работой