Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы заключается в разработке дидактической модели поэтапного использования задач как средства обучения студентов исследовательской деятельности в системе профессионального образования. Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности, позволяющая осуществить преемственность в обучении решению исследовательских задач на разных ступенях обучения, внедрена… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследовательская деятельность — специфический вид человеческой деятельности как объект обучения
    • 1. 1. Исследовательская деятельность — специфический вид человеческой деятельности
    • 1. 2. Многосторонность исследовательской деятельности и состав входящих в нее действий
    • 1. 3. Исследовательская деятельность как объект обучения
  • Глава 2. Исследовательская задача как средство обучения исследовательской деятельности
    • 2. 1. Категория «задача» в современной науке
    • 2. 2. Исследовательская задача, основы ее классификации
    • 2. 3. Исследовательская задача как специфический вид учебной задачи
    • 2. 4. Иерархия уровней исследовательских задач
  • Глава 3. Дидактическая модель градуированного (поэтапного) обучения исследовательской деятельности посредством решения исследовательских задач студентами среднего профессионального учебного заведения
    • 3. 1. Поэтапность обучения исследовательской деятельности как основа модели обучения
    • 3. 2. Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности студентов колледжа
    • 3. 3. Оценка эффективности модели обучения исследовательской деятельности

Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивное изменение социально-экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной профессиональной подготовки специалистов. Она предполагает прочные системные знания выпускников, владение ими технологиями, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры, умение преодолевать косность стереотипов, быть готовым к интеллектуальной преобразовательной деятельности. С этих позиций меняются и требования к подготовке выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. Это должны быть требования к уровню интеллектуального и личностного развития выпускника, выраженные совокупностью профессиональных и социальных задач, которые должен уметь решать специалист. Решение студентом задач этого класса предполагает высокий уровень продуктивной деятельности человека, их решение требует от выпускника способность генерировать новую по сравнению с содержащейся в учебном материале информацию, решать проблемы, возникающие в ходе учебной деятельности (Ю.Г. Татур).

В этой связи сегодня особенно актуальна задача привлечения студентов к исследовательской деятельности, которая не только развивает способности к продуктивной деятельности, но и формирует такие качества личности как «.как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышления и т. д., что необходимо специалисту в любой деятельности, даже если он не стал научным работником» (А.М.Новиков). Необходимость привлечения студентов к участию во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, представления своих работ к публикациям определяется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Существенно отметить, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, где ядром такого развишя является интеллектуальное развитие человека, в частности его способность анализировать, обобщать, рефлексировать. Соответственно развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи становится актуальным направлением современного образования.

Известно, что само понятие «задача» выступает необходимым и важным элементом разностороннего рассмотрения многих научных направлений. Задача рассматривается как условие, обеспечивающее усвоение теоретических положений и как ситуация (Г.А. Балл, В. М. Глушков, Г. С. Костюк, Я. А. Пономарев, Л.М. Фридман) — как цель деятельности (В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, A.M. Матюшкин, Е. И. Машбиц, А.В. Петровский) — как средство формирования и развития мышления (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Вербицкий, Л. Л. Гурова, Л. В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, А. Н. Леонтьев, И .Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров) — как форма усвоения знаний (Т.Д. Бухарова, А. Ф. Есаулов, З. И. Калмыкова, Л. М. Фридман, В.В. Успенский) — как результат усвоения знаний и показатель их эффективности (Д.Н. Богоявленский, М. Г. Дзугкуева, Л. Л. Гурова, Н. Д. Левитов, Н. А. Менчинская,) — как сложная дидактическая (задачная и решающая) система (Т.Д. Бухарова, Г. А.Галагузова). Важной для решения этой проблемы явилась разработка и теоретическое обоснование классификации задач в педагогике и психологии (Г.А. Балл, В. И. Бардов, Е. С. Валович, О. Й. Грюссер, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, И. А. Зимняя, Т. П. Ильина, И. Я. Лернер, В. А. Малахова, Е. И. Машбиц, Д. Толлингерова, В. В. Успенский, Р. Т. Фульга, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин, Н. М. Яковлева, В. А. Якунин, Т. Ярошевский и др.) при этом подчеркивается, что достаточно полно раскрыт и собственно педагогический аспект рассмотрения задачи (В.И. Андреев, М. А. Байдан, М. И. Гарунов, А. Г. Иодко, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, А. И. Приходько, Т. Г. Пронюшкина, Г. М. Хромова и др.). Организации исследовательской деятельности студентов посвящен целый ряд специальных исследований (JLФ.Авдеевой, Г. Н. Александрова, А. Н. Алексеевой, С. И. Архангельского, В. И. Бабурова, М. А. Байдан, В. И Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И. Загвязинского, С. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, B.C. Кузнецова, Л. Г. Квиткиной, В. И. Круговой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спицина, Г. М. Храмовой, Н. М. Яковлевой и др.), но проблема задачи в них специально не выделена. В этих работах в той или иной степени раскрывается содержательная сторона исследовательской деятельности студентов, определены уровни и этапы осуществления исследования, методы и средства формирования исследовательских навыков и умений. В то же время в работах исследователей не рассматривались состав исследовательских действий и задача как средство обучения исследовательской работе. Это позволяет сделать вывод о том, что как самостоятельный предмет исследования исследовательская задача в этом контексте в педагогических и психологических работах ранее не изучалась, тем более не ставился вопрос об иерархии задач в процессе подготовки специалиста. В то же время важность такого рассмотрения подтверждается и тем, что задача рассматривается в качестве основной единицы учебной деятельности, обуславливая заданный' подход в ее организации (Г.А.Балл, Г. М. Бухарова, И. А. Зимняя, Е. И. Машбиц, Л. М. Фридман, В. В. Успенский, и др.). По мнению ученых, умение решать задачи в процессе обучения выступает не только как цель, но и как средство развития самого обучающегося.

Недостаточная полная представленность теоретико-технологических аспектов проблемы задачи как средства обучения исследовательской деятельности в целях развития творческого потенциала выпускника в системе профессионального образования вообще и среднего профессионального, в частности, определила актуальность системной и последовательной ее разработки в данном диссертационном исследовании.

Объектом исследования является обучение исследовательской деятельности студентов в системе среднего профессионального образования.

Предметом исследования является задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов в системе среднего профессионального образования.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке дидактической модели использования задач как средства обучения исследовательской деятельности студентов в системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: исследовательская деятельность, представленная совокупностью разносторонне отражающих ее операциональный состав действий, может быть освоена студентами посредством решения задач по адекватному освоению этих действий в процессе специально моделируемого поэтапного обучения.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

— на основе проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования доопределить понятия «исследовательская деятельность», «задача», «исследовательская задача»;

— определить совокупность и состав действий, характеризующие основные аспекты (стороны) операциональной структуры исследовательской деятельности;

— разработать и обосновать иерархию исследовательских задач как средство обучения студентов исследовательской деятельности;

— разработать дидактическую модель обучения исследовательской деятельности на основе поэтапного решения задач в системе профессионального образования;

— провести экспертную оценку разработанной дидактической модели исследовательской деятельности в системе среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования явились идеи диалектического единства и взаимосвязи науки, образования и производства, общие положения отечественной теории деятельности, системный, личностно-деятельностный подходы.

В соответствии с логикой диссертационного исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: изучение философской, психологической, педагогической литературы по теметеоретическое моделированиеклассификации при построении иерархии задачметод экспертных оценоканализ продуктов деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактическая модель подготовки исследовательской деятельности студентов может быть спроектирована на основе выделенных в диссертации: а) трех основных сторон операционально-структурной организации исследовательской деятельности: интеллектуально-исследовательской, информационно-рецептивной, продуктивной, каждая из которых представлена зафиксированной совокупностью соответствующих действий, и б) иерархии исследовательских задач, каждый уровень которых соотносится с возрастными особенностями освоения студентами элементов предметного содержания и структуры организации исследовательской работы.

2. Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности включает пять этапов: интеллектуально-рефлексивныйинформационно-рецептивныйбазово-проективныйпроектноэмпирический, информационно-продуктивныйтеоретико-методологический, практико-ориентированный, на каждом из которых предполагается решение задач определенного уровня иерархии, направленных на выработку смоделированных умений исследовательской деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

На основе доопределения понятий «исследовательская деятельность» в ее операционально структурной организации, «исследовательская задача» как специфический вид задачи разработана пятиуровневая иерархия исследовательских задач, соответствующая усложнению видов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность представлена структурированной совокупностью исследовательских действий, впервые сгруппированными в соответствии с выделенными тремя сторонами этой деятельности.

Определена педагогически значимая связь между этапами обучения, предусмотренными дидактической моделью, иерархией задач, тремя сторонами операциональной организацией деятельности и подлежащими формированию умениями.

Практическая значимость работы заключается в разработке дидактической модели поэтапного использования задач как средства обучения студентов исследовательской деятельности в системе профессионального образования. Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности, позволяющая осуществить преемственность в обучении решению исследовательских задач на разных ступенях обучения, внедрена в систему обучения в педагогическом колледже № 9 «Арбат», результатом чего являются исследовательские работы студентов (рефераты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы, студенческий учебно-исследовательский журнал, публикации студентов в научных сборниках высших учебных заведений). Разработаны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в новом типе учебного заведения — колледже.

Апробация работы.

Результаты проведенного исследования докладывались на научнопрактических конференциях: Московской городской научно-практической конференции «Личностио — ориентированное взаимодействие как основа педагогического профессионального образования» (1996г.), Московской городской научно-практической конференции «Принцип преемственности подготовки специалистов в соответствии со сквозными московскими требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки в системе «педагогический колледжуниверситет» (1999) — Московской городской научно-практической конференции «Среднее педагогическое образование столицы на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы» (2000), на семинаре АПК и ПКРО РФ по теме «Управление и контроль образовательной деятельностью педагогического колледжа» (2000). На Московских городских методических объединениях преподавателей педагогики и психологии — 1996,1997,1998, 1999, 2000 гг.

Исследование проходило в несколько этапов: Первый этап: (1995;1997) был посвящен изучению состояния проблемы исследования, анализировалась научная, психолого-педагогическая, методическая литература по теме исследования. Полученный на первом этапе материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, разработать программу исследования.

Второй этап (1998;1999) характеризовался тем, что в этот период моделировались заложенные в гипотезе положения о продуктивности освоения исследовательских действий посредством решения соответствующего типа исследовательской задачи, через поэтапное решение задач обеспечивающих всестороннее, системное формирование исследовательских умений студентов. Разрабатывалась иерархия исследовательских задач, проводилась апробация эмпирического исследования.

Третий этап (2000;2001) — проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению дидактической модели поэтапного использования задач как средства обучения студентов исследовательской деятельности в системе профессионального образования. Разработаны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в новом типе учебного заведения — колледже. Оформлены результаты исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Библиография содержит 376 источников.

выводы теоретическими и методологическими положениями- > умение высказывать и ар;

— - - гументировать свое отношение к изучаемому вопросу и друмение разрабатывать про- - - - граммы фундаментальных и прикладных исследований.

Представим еще раз динамику развития в более сжатом виде (см.

Заключение

.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, относительно того, что исследовательская деятельность, представленная совокупностью разносторонне отражающих ее операциональный состав действий, может быть эффективно освоена студентами посредством решения задач по адекватному освоению исследовательских действий в процессе специально моделируемого поэтапного обучения в рамках спроектированной нами модели ДМИД.

В ходе диссертационного исследования нами была теоретически обоснована данная модель, результаты обучения по которой показали достаточно высокий уровень эффективности подготовки к исследовательской деятельности студентов колледжа.

Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности включающая пять этапов: интеллектуально-рефлексивныйинформационно-рецептивныйбазово-проективныйпроектно-эмпирический, информационно-продуктивныйтеоретико-методологический, практико-ориентированный была спроектирована на основе выделенных в диссертации а) трех основных сторон операционально-структурной организации исследовательской деятельности: интеллектуально-исследовательской, информационно-рецептивной, продуктивной, каждая из которых представлена зафиксированной совокупностью соответствующих действий, и б) иерархии исследовательских задач, каждый уровень которых, соотносится с возрастными особенностями освоения студентами элементов предметного содержания и структуры организации исследовательской работы, являющейся действенным инструментом развития исследовательской деятельности.

При этом было показано, что исследовательская задача — специфический тип задачи, направленный на разрешение проблемы, определенной в ходе анализа возникших познавательных или практических трудностей затруднений), основанных на обоснование и доказательстве гипотезы, требующий самостоятельного поиска решения задачи, с использованием известных или новых научных методов и приемов исследования, а также самостоятельного вывода, представляющего интерес для теории и практики. Исследовательская задача может быть средством и способом осуществления учебной деятельности;

Эффективность предложенной модели обучения исследовательской деятельности, где задача рассматривается как основное средство обучения, определенная на основе трех взаимодополняющих друг друга методик (компетентные судьи, анализ продуктов деятельности (курсовых, дипломных проектов, научных отчетов и др.), самооценки и внешней оценки сформированных умений оказалось достаточно высокой, что может свидетельствовать о ее продуктивности и возможности дальнейшего использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М., 1991.- 299с.
  2. Авдеева Л.Ф.Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов. ДИСС.К.П.Н.-Л., 1984.-234с.
  3. Р. О природе систем // Известия АН СССР.-1971 .-№ 3, с.68−75.
  4. Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб.науч.тр./Под ред.Р. Ф. Жукова.-СПб., 1995.-127с.
  5. .Г. Человек предмет познания.-J1.: изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
  6. В.И. Эвристическое програмирование учебно -исследовательской деятельности.- М: Высшая школа, 1.981. -240с.
  7. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психол. журнал. Т.1. № 2. 1980.- С.52−64.
  8. Л.И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений. В кн.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения М.: изд-во АН СССР, 1980. С.102−121
  9. С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовке. Дисс.к.п.н.-М., 1990.-215с.
  10. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно -модельное обучение. Вопросы теории и технологии / Проблемное обучение в вузе/-Алма-Ата, 1980.-250с.
  11. В.Г. Системность и общество.-М., 1980.-368с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М., 1972.-266с.
  13. Ю.К. Рациональная оргаизация учебной деятельности /Новое в жизни,. Науке, технике. Серия: Педагогика и психология.- М., 1981.-95с.
  14. М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности. Дисс.к.п.н.-М., 1985.-267с.
  15. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопр. психологии.-170.~№ 6, с.75−85.
  16. Г. А. Основы теории задач (система основных понятий- психолого-педагогический аспект) Дисс. докт. психологических наук. -Киев, 1990.
  17. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект М, 1990.-183 с.
  18. М.Я. Избранные психологические труда М, 1975, — 432 с.
  19. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе.-СПб., 1996.-90 с.
  20. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (теороетико-методологический аспект)/Под ред А. П. Беляевой.-СПб., 1996.-90с.
  21. С .Я. Реформа профессиональной школы.-М., 1987.-1343с.
  22. Е.А., Карпов В В. Харнаш П И. Дидактические проблемы управления познавателъсной деятельностью-Ярославль, 1974.
  23. А. П. Перспективные направления развития профессионального образования в России / Методолого-теоретические проблемы профессионального образования.-СПб., 1996.
  24. Р. Теории решения задач.-М., 1972.-242с.
  25. В.М. Методика преподавания математики в средней школе/ Под ред. А. А. Маркушевича.-2-е изд.-М., 1951.-503с.
  26. Боброва, А С. Понимание школьниками VI-VII классов причин связей между физическими явлениями. Автореф. Дисс. кан.пед. наук. М., 1869.-22с.
  27. Д.Н., Мен ч и некая II. А. Психология усвоения знаний в школе. -М., 1959.-347С.
  28. Большая Советская энциклопедия: В 30 Т. /Гл. ред.А. М. Прохоров.-3-е изд.-М., 1969−1978. Т.24.-575с., Т.Зб.-бООс.
  29. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-146с.
  30. Борхау Р.Вашн. Ю.Т. Учебно-исследовательская работа студентов// Современная высшая школа.-1985.-№ 3. С. 125−128.
  31. Д. Процессе обучения.-М., 1962.
  32. А.В. О детерминации мыслительного процесса // Советская педагогика.-1965.-№ 10. С.23−32.
  33. А.В. Обобщенный замысел в решении задач. В кн.: Доклады АПН РСФСР, 1960.-№ 5. С.65−70., 1961.-№ 2. С.49−54.
  34. А.В. Проблема обучения и мышления в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии.-1969.-№ 5.С.130−136.
  35. А.В. Психологический анализ мышления как прогнозирование. Атореф. Дисс.докторапсихологич. Нак.-М., 1977.-37с.
  36. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.189 с.
  37. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983. 196 с.
  38. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М., 1996.
  39. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990,-212 с.
  40. А. И. Методика преподавния физики в средней школе: теоретические основы.-М., 1981.-288с.
  41. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие //Знание, — 1988.-№ 6, с. 63.
  42. Н.П. Моделирование сложных систем. -2-е изд.-М., 1978.-400с.
  43. Г. Д. Дидактические условия обучения студентов умению решать задачи по физике (на примере молекулярной физики и термодинамики).-Екатеринбург, 1992.-82с.
  44. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза. Дисс. докт. пед. наук.-Екатеринбург, 1996.-276с.
  45. И.Г. Актуальные проблемы колледжа //Специалист.-1993.-№ 9, с.5−7.
  46. А.А. Развитие понимания причинности детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1958.-16с.
  47. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1999.
  48. А.А. Контекстное обучение: теория и технология.// Новые методы и средства обучения. № 2(16).-М., 1994.
  49. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-75с.
  50. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. // Вопр. психологии. -1997, — № 3. С.12−22.
  51. А.А. О контекстном обучении/ / Вестник высшей школы. -1984,-№ 8. С. 28.
  52. М. Продуктивное мышление М., 1987. 335 с.
  53. Возрастная и педагогическая психолгия /Под ред. М. В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1984.- 256с.
  54. Вопросы психологии познавательной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МПГИим. В. И-Ленина, 1984.-195 с.
  55. А.А. Научно-исследовательская работа студентов в учебной и научной деятельности Вуза //Студенческое научное творчество.-М., 1968.
  56. Т. Тренировка ума. СПб., 1996.- 288 с.
  57. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.- 536с.
  58. Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж. Пиаже.- С.21−78.// Речь и мышление. М., 1996.
  59. Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. М.:Педагогика, 1983.-Т.З: Проблемы развития высших психических функций.-368с.
  60. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 2. Мышление и речь.-М., 1984.-536с.
  61. Высшее образование в Российской Федерации: время перемен. М.: АНПО Наука, изд. фирма" Логос", 1992.
  62. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирование умственных действий и понятий. М., 1965. — 51 с.
  63. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР.-М., 1951, Т. 1, с.441−469.
  64. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-272с.
  65. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994.-119с.
  66. Н.Ф. Психологические проблемы учебно-воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования. -СПб., 1995.4.1.- 41с.
  67. Герасимов В. Г1. О профессиональной ориентации // Среднее специальное образование.-1991.-№ 4.-С.14.
  68. Т., Машбиц Е. И. К характеристике модели решения учебной задачи. // Вол р. психологии.-1971. № 6.
  69. Гин А. А. Приемы педагогическогой техники- М.: Вита -Пресс, 2001.-88с.
  70. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект.-М., 1984.
  71. А.Н. Методические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи. Автореф. Дисс.канд. пед.наук. -Львов. 1982.-23с.
  72. В.М. Введение в кибернетику.-Киев, 1964.-324с.
  73. Н.С. Основные факторы развивающего обучения// Развивающее обучение. СПб., 1997.-c.6−9.
  74. Г. И. Использование проблемного подхода при обучении второго иностранного языка. Автореф. Дисс.канд. пед. наук. — М., 1987.
  75. Е.Н. Методика переподавния физики в семилетней школе.Т. 1: Общие вопросы методики физики.-М., 1948.-496с.
  76. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08 95.
  77. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08 95.
  78. Л.Н., Степанова Е. И. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Псих, журнал, Т.1 ,-1980.-№ 5.
  79. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов,— М.: изд-во МГУ, 1981−77с.
  80. В.И., Бабуров., Макаров И .Я. Система организации научно-исследовательской работы студентов // Студенческое научное творчество.-М., 1968.
  81. Л.Л. Психологический анализ решения задач.-Воронеж: изд-во Воронежсткого унив-та., 1976.-327с.
  82. Л.Л. Исследование мышления как решения задач. Дис. докт. психол. наук.-М., 1975.-413с.
  83. В.И., Мощанский В. Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе.-М., 1988.-95с.
  84. В.В. Виды обобщения в обучении. -М., 1972.-424с.
  85. В.В. Теория развивающего обучения. М, 1996.- 544 с.
  86. М.А. Процесс обучения в советской школе.- М., 1960.
  87. В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США// Вопр. психологии. -1976. -№ 4.
  88. М.Д. Особенности интеллектуальной работы студентов в процессе обучения // Человек и общество. Вып. XII.- Л., 1973.- С.97−104.
  89. А.А. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психологической готовности студентов к педагогической деятельности //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  90. А.А., Позднякова A.M. Исследование уровня сформированно-сти умения наблюдать учебный процесс у студентов педагогического вуза //Современные педагогические и психологические проблемы высшей школы /Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1973. Вып.1.
  91. Детская и педагогическая психология.-М1946.
  92. Деятельность и писхические процессы. Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов.-М., 1977.-217с.
  93. М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста. Дисс.канд. психологических наук.-М., 1999,150с.
  94. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ В. В. Кравевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др./ Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и допол.-М., 1982.-319с.
  95. В.В., Конторов Д. С. Идея, алгоритм, решение.-М., 1972 -428с.
  96. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.-216с.
  97. К. Качественное исследование продуктивного мышления// Психология мышления. М., 965. С.21−86.
  98. К. психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления/ Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. С.86−234.
  99. К., Крачевский О. Процесс решения задач // Психология мышления.-М., 1965, с.235−242.
  100. Д. Психология и педагогика мышления. М.: 1997, — 203 с.
  101. М.И., Кандыбович Л. А. Психология: Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн., 1998,-399 с.
  102. Е.Д. Акмеология и гуманизация профессионального образования // матер, конф. «Проблемы воспитания учащейся молодежи» СПб. -Черкесск, 1995.-С.58−60.
  103. И. Проблемный подход к исследованию естественных дисциплин // Перспективы. -1982.-№ 4.-С.61-б8.
  104. И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультетов дошкольного воспитания. Афтореф. дисс.канд. пед. наук. -М.: 1986.-16с.
  105. Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования» -М., 1997.-88с.
  106. Е.И. Решатели интеллектуальных задач.-М., 1982.-320с.
  107. Г. А. Профессиональная направленность студенческой молодежи //Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи. М., 1975, с.69−77.
  108. В.И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе//Науч. тр. унив-та. Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы/ Тюменский ун-т, 1980. С6.73.С.5−16.
  109. В.И. Противоречия процесса обучения.-Свердловск, 1971.-183с.
  110. Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решения //Математика сегодня.-М., 1974, с.5−49.
  111. Зак А. З. Развитие творческого мышления у младших школьников. -Автор. Дисс. Докт. психол. наук. -М., 1989.-ЗЗс.
  112. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М., 1992.-128с.
  113. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 05.01.1996.
  114. Загузов Н И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации.-М., 1993. 114с.
  115. А.В. Психология.-3-е изд. испр. и допол.-М., 1965.-240с.
  116. Засори на Л. Н. Развивающее обучение в новой образовательной парадигме //Развивающее обучение. СПб., 1997, -с.3−5.
  117. И.А. Особенности сознания П.С. при обучении иностранным языкам.- В Сб. Проблемное обучение в специальном вузе. Тезисы докладов XII научной международной конференции.-М., 1977. С. 102−104.
  118. И.А. Педагогическая психология. Учебник доя вузов.- М., 1999.-384 с.
  119. И.А. Подготовка специалиста в вузе как многоуровневая сложная полисубъективная деятельность// Проблемы психологии образования. Сборник статей. Вып. 2.- М., 1994.- С. 107−122.
  120. И.А. Психологическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе // Проблемы психологии образования (Труды Исследовательского центра).-М., 1992.-С.18−37.
  121. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.-219 с.
  122. И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.- 219с.
  123. И.А. Психология слушания и говорения. Дисс. доктора психологич. наук.-М., 1973.- 383с.
  124. П.А. Методика преподавания физики в средней школе.-3-е изд.-Л., 1955.-551с.
  125. Х.И. Принципы организации когнитивных структур и умственное развитие. Автореф. дисс. канд. психологических наук. — М., 1988,24 с.
  126. Э.В. Об идолах и идеологах. М., 1968.
  127. Г. Л. Кулмуросообразность как смыслообразующий принцип системы непрерывного образования и основа проективного образования- // Проблемы психологии образованиям.-! 992. С. 117−130.
  128. Г. Л. Личностно-ориетированная педагогическая технология. -М., 1999.-24с.
  129. Г. Л. Постиндустриальная педагогическая технология в контексте проективного образования // Проблемы психологии образования Труды исследовательского центра. М., 1994, — С.26−37.
  130. Т.А. Педагогика: курс лекций.-М., 1984.-496с.
  131. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М., 1985.- 80с.
  132. Х.М. Совершенствование методической подготовки студентов пединститутов к решению задач со школьниками. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М, 1995.
  133. А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии. Автореф. дисс.к.пед.н.-М., 1984.-16с.
  134. В.Р. Психолого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной школе. Дисс. канд. пед. наук. -СПБ., 1992,-319с.
  135. В.Л. Непрерывное развитие системы образования (Образование в XXI веке) // Образование в регионах России и странах СНГ,-2000.-№ 5−6. С.21−33.
  136. З.И. Уровни применения знаний к решению физических задач // Психология применения знаний к решению учебных задач.-М., 1954, с.130−187.
  137. И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки. Автор.дисс. к.п.н. -М., 2000.-17с.
  138. В.В., Гаврилов В. Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка Спб., 1995.-34с.
  139. С.Е., Орехов В.II. Методика решения задач по физике в средней школе.-3-е изд., перераб.-М., 1987.-356с.
  140. Л.Г. Влияние научно-исследовательской работы студентов на повышение качества подготовки специалистов. Дисс.канд. философ.наук.-М., 1978.
  141. Э. Как определять умственные способности школьников. -Л., 1927.
  142. М.В. Инновациоонные модели обучения зарубежных педагогических поисков.-М.: изд-во Арена, 1994.-222с.
  143. В.К. Методика решения задач по физике.-2-е изд.-Л., 1972.-247с.
  144. М.С. Человеческая деятельность. М., 1976, — 280с.
  145. Ю. Психологическая теория решений.-М., 1979.-504с.
  146. Л.П. Исследовательская работа как средство формирования способностей студентов профессионально-педагогического колледжа. Автор, дисс.к.п.н. -Брянск, 2000.-20с.
  147. Кон И. С. Психология ранней юности.-М.бПросвещение, 1989.-255с.
  148. П.И. Логический словарь.-М., 1971 .-656с.
  149. П.Ф. Рассудок и разум и их функции в познании //Вопросы психологии,-1963 .-№ 4.
  150. А.М. Система организационно-педагогических условий жизнедеятельности профессионального колледжа в условиях непрерывного многоуровневого образования. Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 1997.-30с.
  151. В.Б. Решение задачи, умение, навык // Вопросы психологии.-1993.-№ 2. С.80−85.
  152. Г. С. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований// Вопр. психологии,-1977.-№ 3, с.24−30.
  153. Г. С. Психология.-Киев, 19 668.-527с.
  154. Краткий русско-английский и англо-русский словарь по педагогике т образования / М. А. Галагузова, Д. М. Комский. Екатеринбург, 1993.-90с.
  155. Краткий справочник по педагогической технологии. М., 1997.
  156. В.И., Момот А. И., Кагерманьян И. С. ПИРС на современном этапе.-М., 1980.-20с.
  157. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Новое в жизни, науке и технике. 1991. -№ 4, — 80 с.
  158. Т.В. О структуре технического мышления и средствах его развития // Вопросы психологии.-. 972, № 4.
  159. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. -1981.- № 2. С. 20−25.
  160. Т.В., Концевой Ю. А. К вопросу об изучении структурных компонентов технического мышления // Вопросы психологии. -1976.-№ 1
  161. Т.Н. Психологии творческого мышления.-М., 1975.-318с.
  162. B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе: Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М., 1996.-25с.
  163. В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса.-З-е изд., допол.-М., 1986.-398с.
  164. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1971.-114.
  165. Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа// Специалист.-1993.-№ 8, с.29−30.
  166. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб. Рыбинск, 1993.-54с.
  167. О. Современная психология мышления. В кн.: Новые идеи в философии. Сб. 16, Психология мышления.-СПБ.: Книгоиздательство образование, 1914.-С. 43−83.
  168. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мышлении взрослых учащихся.-М., 1971.-111 с.
  169. О.А., Петерсон Л. Г. Концепция образования: современный взгляд // Магистр.-1999. -№ 6,с. 57−72.
  170. Н.А. Педагогическое исследование современного студента.-СПб.: Изд-вд РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-76с.
  171. Н.В. Возрастная психология. М., 1965. — 295с.
  172. О.И. Принятие решений как научное направление: Методология проблемы //Системные исследования (ежегодник)-М., 1982, с.227−243.
  173. А.А. УИРС и НИРС//Вестник высшей школы.-1976.-№ 7.С.49−51.
  174. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.-М., 1980.-360с.
  175. В.А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже. // Вступ. статья к «Избр.психол.трудам» Ж.Пиаже.- М., 1991. С. 5−51.
  176. А.А. Психология общения.-Тарту: Тартуский унив-т, 1974.-219с.
  177. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.1.- М., 1983.-393 с.
  178. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.2.- М., 1983.-318 с.
  179. Леонтьев, А Н. Проблемы развития психики. М., 1965, — 572 с.
  180. А.Н. Проблемы развития психики.-4-е изд.-М., 1981 .-584с.
  181. А.Н. Опытно эксперименальные иследования мышления.В кн. Тезисы докладов на совещании психологов (3−8 июня 1953 г.).-М., АПН РСФСР. 1953.C.3−4.
  182. И. Я. Дидактические основы методики обучения.-МИ., 1981.-186с.
  183. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.- 64с.
  184. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. -1965. -№ 3.
  185. И.Я., Скаткин М. Н. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью// Советская педагогика.-1963.-№ 10.С.15−16.
  186. Лернер Опыт применения познавательных задач в 5 классах//Преподавание истории в школе.-1967.-№ 1 .С.43.
  187. О.В., Мартынова Л .В. Новые подходы к организации обучения // Актуальные проблемы теории и истории отечественной школы. Сб.тезисов. -М., 1995.
  188. В.Т. Формирование личности современного студента. (Опыт социального исследования в высшей школе 1966−1975).- Л., 1976.
  189. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л ., 1974.-183 с.
  190. Л у каши к В. И. Задачи по физике в курсе 6−7 кл. Дисс.канд.пед. наук,-Л., 1958.-212с.
  191. А.Р. Основы нейропсихологии.-М., 1973.-374с.
  192. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач: нарушения процесса решения задач при локальных поражениях мозгами, 1996,-291с.
  193. А.А. Причинное мышление ребенка в дейсвии.-В. кн.: Известия АПН РСФСР.-М.-Л., 1948, вып. 17. С.5−43.
  194. В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений //Психол.журнал. -1997 .-№ 1, с.90−98.
  195. Л.К. Развитие математического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности. Автор. Дисс.док.психол. наук. -М., 1993.-69с.
  196. В.А. Зависимость характера речевого высказывания от постановки мыслительной задачи (в разных возрастных группах) Дисс. канд. пед. наук. -М., 1980.-182с.
  197. А.Д. Возрастная динамика в понимании физической причинности младшими школьниками. Автореф. Дисс.психол. наук.-М., 1971.-20с.
  198. Н.С. Зависимость решений от формулировки и наглядного оформления задачи. В кн.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения.-М. Изд-во АН СССР, 1960. С. 153−167.
  199. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. М., 1981.-36 с.
  200. А.К. Психология профессионализма. М., 1996, — 308 с.
  201. С.С. Сущность профессиональной направленности и особенности ее формирования в старшем школьном возрасте // Вопросы профориентации и профессиональной направленности учащихся и студентов. -Омск, 1976. С.3−19.
  202. А.И. Актуальные проблемы психологии в высшей школе.-М.: Знание, 1977.-43с.
  203. А.Л. Исследование психичсеких закономерностей процесса мышления (анализа и обобщения). Дисс.канд. пед. наук.-М. 1960.-172с.
  204. Матюшкин А. Л. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Дисс. док. психол. наук.-М., 1973.-396с.
  205. Матюшкин А. Л. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1973.-208с.
  206. A.M. Некоторые проблемы психологии мышления // Вступ. статья к сб. Психология мышления. М., 1965. — С. 3−17.
  207. A.M. Основные психологические модели проблемных ситуаций //Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию (материалы симпозиума) Киев, М., 1968.
  208. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М., 1975.-367с.
  209. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-212с.
  210. М.И. Учебный предмет и использование межпредметных связей в среднем ПТУ. М., 1985.-270с.
  211. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.-223с.
  212. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Дисс.докт. пед. наук. Киев, 1988.
  213. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская педагогика. 1973.- № 3.
  214. И.А. Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач// Известия АПН РСФСР.-М., Л., 1946, с.98−134.
  215. М., Такахарова Я. Общая теория систем: математические основы.-М., 1978.-311 с.
  216. Методические рекомендации по реализации комплексного плана по научно-исследовательской работе студентов в пединституте/ Минвуз МССР, Бельцкий пединститут.-Кишенев, 1984.-49с.
  217. Методология научно-исследовательской деятельности работы студентов вузов БСССР.-Минск, 1979.-181с.
  218. Л.А. Методология научного познания в контексте культуры.-М., 1991 .-143с.
  219. Е.И. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.-М. :Педагогика, 1973 .-297с.
  220. Н.Г. Мышление в дискуссиях и решении задач. М., 1997 .-160с.
  221. О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ. Дисс.канд. пед. наук. Минск 1993.-195с.
  222. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. СПб., 1996.- 53 с.
  223. Моделирование педагогических ситуаций: Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1981 .-119с.
  224. B.C. Возрастная психология.-М.: изд-во «Владос», 1999.-456с.
  225. В.В. Теория эксперимента.-М., 1971 .-207с.
  226. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001,204с.
  227. В.Г. Особенности деятельности преподавателя высшей школы по руководству НИ PC// Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе.-Барнаул, 1982.-, 133с.
  228. Н.Н. Концепция непрерывного образования// Специалист.-1996.-№ 4, с.2−3.
  229. Э.К. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками. Дисс.канд.пед.наук.-М., 2000.-162с.
  230. Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к учению //Вопр. психологии. -1972. -№ 2.- С.25−46.
  231. A.M. Докторская диссертация?— М.: «Эгвест», 2000.-120с.
  232. A.M. Колледж Модель России//Специалист.-1995.-№ 8. С.2−5.
  233. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.-М., 1996.-130с.
  234. A.M. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы, наследия, векторы развития. М.: «Эгвест», 2000. — 272с.
  235. И.И. Курсовая научно-исследовательская работа-главная форма НИРС в рамках учебного процесса // Соединение НИ PC с учебным процессом.-М., 1968.-16с.
  236. Новые ценности образования: тезаурус. М., 1995.-113с.
  237. А., Шоу Дж. С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления// Психология мышления.-М., 1965, с.500−530.
  238. А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Экспериментальные исследования машины «Логик-теоретик: пример изучения эвристики"// Вычислительные машины и мышление / Под ред. Э. Фейнбаумана и Дж. Фельдмана.-М., 1967, с. 1113−145.
  239. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образовния. Сб. нормативных правовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, В. Н. Антонова и др. М.: Научно-практический центр «Профессионал», 1998, 190с.
  240. В. Основы проблемного обучения. -М., 1968.- 208 с.
  241. В. Процесс обучения. М., 1962.-171 с.
  242. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995, — 224 с.
  243. Основные направления исследований мышления в капиталистических странах М., 1966.-299с.
  244. Е.Л. Преемственость подготовки специалистов в профессиональном колледже и вузе. Дисс.кан.пед.наук.-Тольятти, 1996.-189с.
  245. Ф.М. Решение задач по молекулярной физике.-М., 1971 .-104с.
  246. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова, Б. П. Есипова, Л. В. Занкова.-М., 1956.-436с.
  247. Педагогика высшей школы /Ответ, ред. Н. Д. Никандров.-Л., 1974.-116с.
  248. Педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.2.-М.: изв-во Советская энциклопедия, 1965.
  249. В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987.
  250. И.А. Особенности рефлексии студента как субъекта учебной деятельности //Студент как субъект учебной деятельности. Сб. научн тр. МПИЯ.-М.Д989.
  251. И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М., 1976.- 21 с.
  252. . Развитие мышления в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. -1997. -№ 3.
  253. . Избранные психологические труды. М., 1994.- 680 с.
  254. Ю.П. Психологические параметры направленности личности и уровень профессиональной деятельности// Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. -Новосибирск, 1988, с.91−99.
  255. Ф.И. Дидактические основы классификации графических задач в условиях развивающего обучения. Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М., 1985.-16с.
  256. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. -М., 1998, — 280 с.
  257. Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения/ Сост. и тов.ред.В. И. Ядэшко. М., 1996.-174с.
  258. А.Н. Противодействие обучение и развитию как психолого-педагогическая проблема // Во пр. психологии. -1999. -№ 1.- С. 13−20.
  259. Д. Как решать задачу.-М., 1961.
  260. Д. Математика и правдоподобные рассуждения.-М., 1957.
  261. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. Пер. с англ. B.C. Бертмана/ Под ред. И. М. Яглома.-М., 1970.-452с.
  262. Я.А. Психология творческого мышления. М., I960, — 352 с.
  263. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.- 280с.
  264. Д.А. Принципы ситуационного управления // Известия АПН СССР.-1971.-№ 2, с.65−72.
  265. П.Т. Азбука исследовательского труда.-Новосибирск, 1979. -93с.
  266. Проблемы качества образования, его нормирования и управления. Сб. научн. ст./ Под ред Н. А. Селезневой, В. Г. Казановича. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999 -192с.
  267. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы. М., 1999−51с.
  268. Т.Г. Управление исследовательской деятельностью студентов в процессе обучения в техническом вузе. Дисс.кан.пед.наук. М., 1996.-200с.
  269. Процессмышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.-168с.
  270. Л.А., Лозовенко С. В. Изучение нового материала темы при решении цепочки познавательных задач // Физика в школе.-1995.-№ 4, с 25−29.
  271. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.-М., 1983.-448с.
  272. Психологический словарь. -М., 1996, с.138−140.
  273. Психология мышления. М., 1965.- 532 с.
  274. В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -100с.
  275. Н.В. Формирование профессиональности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1991 .-16с.
  276. Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения // Игровые формы контекстного обучения. М., 1983.
  277. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.-Л.: Энергия, 1965.-375с.
  278. В.II., Шавырина Г. В. О системности интеллекта // Вопр.психологии.- 1972.-№ 5. С.55−63.
  279. Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом. Дисс.докт. пед.наук.-Казань, 1997.-324с.
  280. А.З. Формирование творческого мышления школьников. Автор.дисс. психол. наук.-М., 1993.-44с.
  281. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.-80с.
  282. У. Познание и мышление.-М.: Мир, 1968.-400с.
  283. С.Л. Принцип детерминизма и психолгическая теория мышления.-В кн.: Психологическая наука в СССР.Т.1-М.: АПН РСФСР, 1959.С.315−356.
  284. С.Л. Бытие и сознание.-М., 1957.-318с.
  285. С.Л. О мышлении и путях его исследования.-М: АН1. СССР, 1958.-147с.
  286. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т1. М.: Педагогика 1989. -488 с.
  287. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т2. М.: Педагогика! 989. -328 с.
  288. С.Л. Проблемы общей психологии /Отв.ред.Е. В. Шорохова.-2-е изд.-М., 1976.-416с.
  289. П.А. Психология.-М., 1955.
  290. Н.В. К вопросу об образовании умения //Советская педагогика.-1953.-№ 10.С.29.
  291. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ.-М., 1974.-276с.
  292. Ю.А. Очерки психологии ума.-М.: изд-во АПН РСФСР, 1962.504.
  293. Л.Г. Колледж как среднее специальное учебное заведение. -М., 1994.-42с.
  294. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб., 1995.-80с.
  295. МЛ. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. СПб., 1995.-129с.
  296. З.В. Общая культура студента // Человек и общество. -Л., 1973, — С.49−65.
  297. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971 .-206с.
  298. К.А. Детерминация процесса мышления. В кн.: Исследование мышление в советской психологии.-М.: Наука, 1976. С.82−105.
  299. К.А. Мысль в действии. М., 1968.- 208 с.
  300. К.А. Процесс мышления и использования знаний //Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщений. Сб. научн. трудов. М., 1960.
  301. В.А. Организации научно- исследовательской работы в педагогических институтах. Материалы Всероссийского совещания-семинара.-Казань, 1973.С.108.
  302. В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982.-180с.
  303. Сл астении В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.:Просвещение, 1976.-160с.
  304. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М, 1995.-271 с.
  305. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2 /Под ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1974.- 254 с.
  306. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
  307. М.А., Кузимина Е. Н., Родионов М. Л. Сравнительная педагогика. -М: Просвещение, 1978.-192с.
  308. Н.М. Как решать задачи по физике.-М., 1967.-358с.
  309. B.C., Гареев В. М., Макулов А. С. и др. Основы УИРС.-Уфа, 1982.-58с.
  310. Л.Ф. Характеристики уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Межвузовский тематический сборник. -Ярославль.: ЯГУ, 1983.-81с.
  311. И. С. Гасанов С.С. Развитие творческой активности студентов в процессе изучения общественных наук.-Киев, 1981.-43с.
  312. А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути их разрешения.-М.-СПб., 1998.-70с.
  313. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1087.-173с.
  314. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника.-М., 1988, 175с.
  315. Ю.Г. Образовательная система России.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- изд-во Ml ТУ им. Н. Э. Баумана, 1999.-287с.
  316. .М. Избранные труды:В 2 Т.-М., 1985. Т.1 .-329с., Т2.-359с.
  317. О.П. Формирование у учащихся приемов обобщения при решении задач// Вопросы психологии.-1969.-№ 2.С.39.-49с.
  318. O.K. Принцип избирательности в мышлении //Вопросы психологии.-1965.-№ 6. С. 16−32.
  319. O.K. Психология мышления.-М., 1984.-270 с.
  320. O.K. Структура мыслительной деятельности.-М.: изд-во МГУ, 1969.-304с.
  321. Д., Голоушкова Д., Канторкова Г., Психология проектирования умственного развития детей.-М.- Прага, 1994, -48с.
  322. Н.М. Методические основы обучения учащихся решать задачи по физике.Дисс.докт. пед.наук.-Челябинск, 1989.-319с.
  323. Н.М., Усова А. В. Методы обучения учащихся умению решать задачи.-Челябинск, 198. .-86с.
  324. Н.М., Фридман Л. М., Драпкин М. А., Волокич Е. С., Бухарова Г. Д. Решение задач по физике: Психолого-методический аспект/Под ред. Н. М. Тулькибаевой, М. А. Драпкина.-Челябинск, 1995.-120с.
  325. Дж. Психология как наука о поведении.-М.-Л.: Гос. изд-во, 1926.-384с.
  326. А.В., Тулъкибаева Н. М. Методика обучения уащихся решению физических задач.-Челябинск, 1979.-43с.
  327. В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Дисс.к.п.н.-М., 1967.-283с.
  328. К.Д. Собрание сочинений.Т.7.-М., 1949.С.132.
  329. Фам Вьет Вьюнг. Подготовка студентов педвузов к научно-педагогической деятельности. Автореф. дисс.к.п.н, — М., 1984. 11с.
  330. Философская энциклопедия словарь // Гл. ред.Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосов, С. М. Ковалев, В Г. Панов.-М., 1983.-840с.
  331. Философский словарь.-М. 1963.
  332. .С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем.-М., 1971.-224с.
  333. .С., Брусиловский П. М., Розенберг Г. С. О методах математического моделирования сложных систем //Системные исследования: Методологические проблемы (Ежегодник).-М., 1982, с.65−79.
  334. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В. Я. Ляудис.-М., 1989.-239 с.
  335. Формирование учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1982.- 216 с.
  336. Л.М., Турецкий Е. А. Как научиться решать задачи.-3-е изд., дораб.-М., 1989.-192с.
  337. Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении. -Дисс.докт. пед. наук ,-М., 1971.-423с.
  338. Л.М. Логико психологический аналих школьных учебных задач.-М., 1977.-207 с.
  339. Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования// Проблемы психологии образования (Труды исследовательского центра)-М., 1992.-с.80−99.
  340. В.Н., Носков А. Б. Реализация концепции непрерывного образования// Среднее специальное образование.-.993.-№ 1, с. 14.
  341. Хм ара Г. И., Терерская Л. С. Некоторые вопросы оптимизации ПИРС //Системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом.-Томск, 1976. С.77−82.
  342. З.И. К вопросу понятия умения в советсвой психологии // Вопросы психологии.-1955.-№ 3. С. 11.
  343. Д.Г. На пути интеграции колледж-вуз //Специалист.-1993.-№ 10, с. 14.
  344. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Дисс.к.п.н.- Алма-Ата, 1978.-188с.
  345. В.Д. Деятельность и способности.-М., 1996.-320с.
  346. В.Д. Психология деятельности и способности человека.-М.: Логос, 1996.
  347. Т.Н. Проблем нос гь-стимул познавательной активности//Народное образование.-!966.-№ 3. С.ЗЗ.
  348. В.В. Профтехшкола на путях перестройки.-Л., 1990.-31 с.
  349. М.Н. К вопросу о развитии причинного мышления у школьников. В Кн.: Известия АПН РСФСР.-М.-Л., 1948. Вып. 17. С.79−103.
  350. М.Н. Мышление школьника.-М.: Учпедгиз, 1963.-255с.
  351. М.Н. Очерки психологии школьника.-М.: Учпедгиз, 1955.-263с.
  352. С.О. Геометрические задачи и их решение с помощью циркуля и линейки // Адлер А. Теория геометрических построений. М., 1940.
  353. Е.В. Принципы детерминизма в психологии// Методологические проблемы психологии.-М.: Наука, 1969
  354. Г. П. Деятельность и понятие о деятельности. Материалов 4 Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниереба, 1971).
  355. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.-208с.
  356. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Дисс.докт. пед. наук. Л., 1969.-445с.
  357. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопр. психологии обучения и воспитания.-Киев, 1961, с. 17−24.
  358. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач. Дисс.докт.психол. наук.-Л., 1974.-364с.
  359. И.С. Развитие пространственного мышления школьника,-М., 1980.-240с.
  360. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии.-1995.-№ 2, с.31−42.
  361. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения личности. М., 1969.-316с.
  362. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза. Дисс.кан.пед.наук. Челябинск, 1977.-192с.
  363. В.А. Психология учебной деятельности студентов.-М., 1994,-156с.
  364. Н.Л. Задачи-вопросы в процессе обучения физики в средней школе: Автор, дисс.канд.пед.наук.-М., 1953.-Юс.
  365. Я евин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М., 1997.-248с.
  366. Das Studieren leheren. Ratschlage fur die Arbeit der Lehrkrafte mit Studenten des Studienjahres. / Autorenkollektiv // Studien zur Hochschulentwickhmg.-B., 1978.-117s.
  367. Dunker K. Zur Psychologie des Produktiven Denkens -Berlin: Springer, 1935.-135s.
  368. Psychologische Grundlagen der Personlichkeitsentwicklung im padagogischen Prose .- Berlin: Volk und Wissen.-l980.-416s.
  369. Selbstandige wissenschaftliiche Tatigkeit und die Gestaltung sozialer Beziehungen der Studenten / Hrsg. Kiel wiss. Beitrage der M.-L.-Univ. Halle -Wittenbeng. 1983/11 E 50.-Halle, 1983−90s/
  370. Selz O. Uber die Gesetze des Geordneten Denkverlaufs, T.2: Zur Psychologie des Produktiven Denkens und des Irrtums.-Bonn: Fr. Cohen, 1922.-688s.
Заполнить форму текущей работой