Информационный подход к учебной деятельности в вузе
Используя обучающие средства и инструментальные среды, можно создавать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерные варианты и т. д. Информация — все те сведения, которые уменьшают степень… Читать ещё >
Информационный подход к учебной деятельности в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «информационной технологии»
Информационные технологии обучения, информационный подход.
Для правильного и однозначного взаимного понимания дальнейших рассуждений и выводов необходимо дать определение таким понятиям:
- — информационные технологии;
- — информационные технологии обучения;
- — новые информационные технологии;
- — информационные и коммуникационные технологии;
- — средство информационных и коммуникационных технологий.
Необходимо развести понятия информационные технологии и технологии обучения, под которыми обычно понимается система методов, форм, и средств обучения, обеспечивающая тиражируемое достижение поставленных дидактических целей.
Приход в вузы новых аппаратных, программных, коммуникационных средств, постепенно привёл к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии».
Под информационными технологиями понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые среда содержит:
- — техническая среда;
- — программная среда;
- — предметная среда;
- — методичная среда.
Информация — все те сведения, которые уменьшают степень неопределённости нашего знания о конкретном объекте. А, соответственно, информационная технология (ИТ) — система процедур преобразования информации целью формирования, организации, обработки, распределения и использования информации. Основу современных ИТ составляют:
- — компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
- — хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
- — передача информации на любое расстояние в ограниченное время.
Информационные технологии обучения (ИТО) — совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, кино, видео, аудио).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».
Е.И. Машбиц и Н. Ф. Талызова рассматривали информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения её содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организацией процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО.
В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений.
Рисунок 1. — Подходы к определению ИТО:
Прилагательное «новое» в данном случае подчёркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития.
Их внедрение является новаторским шагом в том смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных заведениях, быту и т. д.
Используя обучающие средства и инструментальные среды, можно создавать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерные варианты и т. д.