Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические инновации. 
Основы педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Название «инновационных» получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Учебное заведение является инновационным, если в нем учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов; повышенные результаты… Читать ещё >

Педагогические инновации. Основы педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под педагогическими инновациями понимают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Инновации — это изменения внутри системы. Это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Педагогическая система — это и объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

«Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет профессор В. П. Беспалько, — представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью вариантных элементов:

  • 1. учащиеся;
  • 2. цели воспитания (общие и частичные);
  • 3. содержание воспитания;
  • 4. процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);
  • 5. учителя (или технические средства обучения);
  • 6. организационные формы воспитательной работы" [4, с. 7].

Ответ на вопрос о том, в каких пределах может изменяться продуктивность системы, является очень сложной проблемой. Интуитивные и субъективные оценки очень легко оспорить, и выход здесь видится лишь в накоплении опыта и различных мнений.

Общая максимальная эффективность педагогической системы (100%.) понимается как полное достижение поставленных целей, если последние не ниже уже достигнутого уровня и посильны для воспитанников. Представим эту систему как «учитель — обучаемые». Эти отношения определяются: примерно 50% зависит от учителя, 50% - от учащегося. Следовательно, эффективность «наихудшей» педагогической системы, когда, скажем, учитель полностью бездействует, но система функционирует (за счет самостоятельной работы учащихся), не может быть ниже 50%. Считается, что коэффициент полезного действия традиционной педагогической системы не превышает 60%. Это означает, что лишь чуть более половины своих воспитанников школа выводит на более-менее полное овладение программой.

Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный и экстенсивный. Интенсивный путь предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов, а экстенсивный основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т. д.

Возможности интенсивного развития педагогической системы считаются исчерпанными: за тысячелетия существования школы уже все испробовано. Некоторые ведущие теоретики высказывают мысль, что очень скоро инновации в педагогике будут означать только одно — назад к прошлому, разумному и взвешенному воспитанию, к облагораживающей духовности, спокойной системе без новаций и конвульсий.

Западная школа развивается экстенсивным путем, наращивая количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности. Улучшается ли при этом качество педагогического продукта — вопрос открытый: большинство независимых экспертов высказывают на этот счет сомнения.

Своеобразным выходом являются так называемые «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы. При таком подходе инновации будут выглядеть не надуманными «внешними» мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубинных потребностей и знания системы.

Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:

  • · педагогическая система в целом;
  • · учебные заведения;
  • · педагогическая теория;
  • · учитель и обучаемые;
  • · педагогическая технология;
  • · содержание, формы, методы и средства;
  • · управление;
  • · цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:

  • 1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок;
  • 2) средний — изменение форм, не затрагивающее сущностей;
  • 3) высокий — изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих «инноваций». Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, составляет, по некоторым оценкам, 80:17:3.

Теперь зададимся вопросом, почему внедрение инноваций имеет такой небольшой процент эффективности? Ответ во многом лежит на поверхности: у детей различные природные особенности, которыми предопределяется течение и результаты педагогического процесса. Для того, чтобы добиться изменений системы и главных ее компонентов по существу, на наш взгляд, необходимо следовать принципу природосообразности, разработанному еще Я. А. Коменским в 17 век в книге «Великая дидактика». Я. А. Коменский сформулировал этот принцип просто: «у трав, деревьев, животных есть различные природные особенности — с одними нужно обращаться так, с другими иначе, и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, — так существуют подобные же природные способности у людей. Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определенных предметах удивительно непонятны и тупы… И если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничего и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет идти вперед в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, а затем своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу» [5].

Прежде всего, вернувшись к принципу природосообразности теория достигает ясного понимания возможностей обучаем объективных оснований их качественного обучения. Какими дети рождаются, ни от кого не зависит. Но, чтобы человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни стал человеком, зависит от учебного заведения. Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в центр образовательных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие, поэтому сегодня именно гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.

Гуманизм — это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.). Гуманизм — совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения; свободной, самодеятельной личностью.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:

  • · смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
  • · сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
  • · обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности:

  • 1) дифференциацию учебно-воспитательной деятельности;
  • 2) индивидуализацию процессов воспитания и обучения;
  • 3) создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника;
  • 4) формирование однородных по возрасту и уровню подготовки классов и параллелей;
  • 5) комфортность учебно-воспитательной деятельности;
  • 6) психологическую безопасность, защиту учащихся;
  • 7) веру в учащегося, его силы и возможности;
  • 8) принятие учащегося таким, каков он есть;
  • 9) обеспечение успешности обучения и воспитания;
  • 10) изменение целевой установки школы;
  • 11) обоснованность уровня развития каждого ученика.
  • 12) исключение заочного обучения (экстерната) как такого, которое не обеспечивает «духовных встреч с учителями»;
  • 13) переориентацию внутренних личностных установок учителя;
  • 14) усиление гуманитарного образования.

Название «инновационных» получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Учебное заведение является инновационным, если в нем учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов; повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей самой системы; а продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой