Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание программы «Островок безопасности»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип координации деятельности педагогов. Планы воспитателей должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы. Например, воспитатель, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. На занятиях по ИЗО включает такие темы, как ядовитые… Читать ещё >

Содержание программы «Островок безопасности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание программы реализуется в образовательном процессе с помощью методического пособия «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, разработки педагогов через основные разделы:

РАЗДЕЛ 1. РЕБЁНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ" .

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

  • 1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Воспитатель рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые считают, что опасность представляют только мужчины «дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  • 1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Примеры:

Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.

Взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым, дарит игрушку.

  • 1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
  • (Хватает за руки, берёт за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение). Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
  • 1.4. Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.

Ребёнок должен уметь сказать «Нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костёр, забраться на чердак дома, спуститься в подвал, залезть на дерево, забраться в чужой огород или сад, пойти в лес или не железнодорожную станцию.

1.5. Если «чужой» приходит в дом.

Опасности могут подстерегать ребёнка не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя в подъезд входить одному без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

1.6. Ребёнок как объект сексуального насилия.

РАЗДЕЛ 2. «РЕБЁНОК И ПРИРОДА» .

2.1. В природе всё взаимосвязано.

Дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.

2.2. Загрязнение окружающей среды.

Объяснить детям, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

2.3. Ухудшение экологической ситуации.

Ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека. Необходимо объяснять детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей сырую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

2.4. Бережное отношение к живой природе.

Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки, кормить птиц зимой, не рвать без надобности цветы и т. д.).

  • 2.5. Ядовитые растения и грибы.
  • 2.6. Контакты с животными.

Объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашнего котёнка или собаку, играть сними, но не забывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. НЕЛЬЗЯ дразнить и мучить животных.

2.7. Восстановление окружающей среды.

Воспитатель должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, парке, в лесу).

РАЗДЕЛ 3. «РЕБЁНОК ДОМА» .

3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками опасности для детей, делятся на три группы:

  • 3.2. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, электроприборы).
  • 3.3. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
  • 3.4. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
  • 3.5. Открытое окно, балкон как источник опасности.
  • 3.6. Экстремальные ситуации в быту.

Уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников, уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжёлое одеяло.

РАЗДЕЛ 4. «ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА» .

4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Каждый ребёнок должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

4.2. Изучаем свой организм.

Воспитатель знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращения, дыхании, нервной системе, органах чувств).

4.3. Прислушиваемся к своему организму.

Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

4.4. О ценности здорового образа жизни.

Занятия физкультурой спортом не должны быть принудительными и однообразными. Физическое воспитание ребёнка важно не только само по себе: оно является важным средством развития личности.

4.5. О профилактике заболеваний.

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболевание: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино, физо и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике.

4.6. О навыках личной гигиены.

Объяснить детям необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причёсываться.

4.7. Забота о здоровье окружающих.

Воспитатель должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих. Болезнь может передаваться от одного человека к другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны, которые разлетаются на большое расстояние.

4.8. Поговорим о болезнях.

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь.

4.9. Инфекционные болезни.

Воспитатель сообщает детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах.

4.10. Врачи — наши друзья.

Объяснить детям, почему необходимо своевременно обращаться к врачу во время болезни. Научить, не бояться врача, особенно зубного, рассказать о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

4.11. О роли лекарств и витаминов.

Сообщить детям, какую пользу приносят лекарства (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимают только в присутствии взрослых и по назначению врача. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

4.12. Правила оказания первой помощи.

Воспитатель знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжёгся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову. Первую помощь ребёнок может себе оказать и самостоятельно.

РАЗДЕЛ 5. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА» .

5.1. Психическое здоровье.

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

5.2. Детские страхи.

Боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания. Страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких. Поэтому важно, чтобы воспитатель относился к этим страхам серьёзно, не игнорируя их.

5.3. Конфликты и ссоры между детьми.

РАЗДЕЛ 6. «РЕБЁНОК НА УЛИЦЕ» .

  • 6.1. Устройство проезжей части.
  • 6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
  • 6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  • 6.4. Правила езды на велосипеде.
  • 6.5. О работе ГИБДД.
  • 6.6. Милиционер-регулировщик.
  • 6.7. Правила поведения в транспорте.
  • 6.8. Если ребёнок потерялся на улице.

Данная программа, в силу её особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов.

  • 1. Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • 2. Принцип системности. Работа должна проводиться весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
  • 3. Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой. Если зимой можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк, речку с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.
  • 4. Принцип учёта условий городской и сельской местности. Так у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми.
  • 5. Принцип возрастной адресованности. В работе используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
  • 6. Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом её содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы.
  • 7. Принцип координации деятельности педагогов. Планы воспитателей должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы. Например, воспитатель, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. На занятиях по ИЗО включает такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.
  • 8. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
  • 5. Предполагаемые результаты

В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие с привлечением родителей. Для оценки полученных знаний и корректировки содержания программы проводится мониторинг два раза в учебном году (сентябрь, май).

Критерии оценки приобретенных знаний детей 4 — 5 лет.

Раздел «Ребенок и другие люди».

1. Знает, что нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми, брать у чужих людей игрушки или другие предметы.

Знает, что в случае опасности нужно громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, привлечь внимание прохожих людей.

Знает, что не должен соглашаться на уговоры чужих незнакомых людей или подростков пойти с ними куда-либо.

Знает, что нельзя входить в подъезд одному без родителей или знакомых взрослых.

Знает, что опасно открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Раздел «Ребенок и природа».

  • 1. Умеет подбирать одежду на прогулку в соответствии со временем года.
  • 2. Имеет представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.
  • 3. Различает и называет съедобные и несъедобные грибы (пять и более)
  • 4. Знает правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Раздел «Ребенок дома».

  • 1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.
  • 2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.
  • 3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.

Раздел «Здоровье ребенка».

  • 1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей.
  • 2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы) .
  • 3. Умеет различать полезные и вредные привычки.
  • 4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.
  • 5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.

Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка».

Знает том, что нужно дружелюбно относиться ко всем детям в группе.

Шестой раздел «Ребенок на улице».

  • 1. Называет 5 и более дорожных знаков.
  • 2. Правильно называет и объясняет цвета светофора.
  • 3. Называет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом виде транспорта.
  • 4. Подробно рассказывает о правилах поведения на улице.

Критерии оценки приобретенных знаний детей 6- 7 лет.

Раздел «Ребенок и другие люди».

Знает, что нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми, брать у чужих людей игрушки или другие предметы.

Знает, что в случае опасности нужно громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, привлечь внимание прохожих людей.

Знает, что не должен соглашаться на уговоры чужих незнакомых людей или подростков пойти с ними куда-либо.

Знает, что нельзя входить в подъезд одному без родителей или знакомых взрослых.

Знает, что опасно открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Раздел «Ребенок дома».

Имеет представление о правилах пользования электроприборами; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором.

Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

Знает свои права.

Объясняет пользу воды, необходимость её экономии; знает правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду.

Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества.

Хорошо знаком с профессией пожарного.

Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире Раздел «Ребенок и природа».

Знает правила поведения во время грозы.

Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов).

Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды (пять и более).

Подробно перечисляет правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Раздел «Здоровье ребенка».

Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей.

Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы).

Умеет различать полезные и вредные привычки.

Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.

Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.

Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка».

Знает том, что нужно дружелюбно относиться ко всем детям в группе Раздел «Ребенок на улице».

  • 1. Называет 7 и более дорожных знаков.
  • 2. Знает основные правила дорожного движения.
  • 3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах.
  • 4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.

Оценки за каждый критерий:

Высокий — 3 балла;

Средний — 2 балла;

Низкий — 1 балл.

Уровни освоения программы «Островок безопасности».

  • * Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
  • * Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
  • * Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой