Становление интеллектуальной культуры в обществе
Итак, интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами. Благодаря совместным усилиям… Читать ещё >
Становление интеллектуальной культуры в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении длительного исторического развития бережно сохранялись и преумножались традиции образования, интеллектуальные и культурные ценности общества.
Благодаря совместным усилиям ученых, меценатов, благотворителей открывались институты, школы, библиотеки, музеи. Таким образом создавались условия не только для трансляции знаний, культурных, духовных ценностей, но и дальнейшего полноценного развития и функционирования социальной среды.
Формируются новые научные направления, научные школы, увеличивается число высших учебных заведений, появляется новая плеяда интеллигентов — интеллектуалов, способных вдумчиво и аналитически решать серьезные проблемы дальнейшего развития. Высшее образование было в целом ориентировано на подготовку не просто высококлассных специалистов, но и на воспитание широко образованных людей, стремящихся к познанию нового, к саморазвитию, способных создавать новые знания и интеллектуальные ценности, и тем самым способствовать укреплению интеллектуальных традиций, накопленных разными школами, и распространению их в социуме.
Таким образом, постепенно формировалась интеллектуальная культура общества. В развитии цивилизации основными тремя источниками развития интеллектуальной сферы являлись ученые — интеллектуалы, образование, библиотеки. Поэтому взаимодействие всех этих компонентов системы интеллектуального развития необходимо для нормального функционирования социума, распространения новых теорий, знаний, инноваций, технологий, обмена интеллектуальным опытом.
Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека. Формируемая новая информационная коммуникативная среда открывает разнообразные возможности для приращения интеллектуального капитала в социальном пространстве. Характерной чертой интерактивного информационного пространства является стремительный рост книг, газет и журналов, конференций, баз и банков данных, представленных на электронных носителях. Таким образом, на электронной основе сегодня формируется новая информационная среда, в которой создаются принципиально иные, отличные от привычных нам, условия производства, распространения, восприятия и хранения информационных и интеллектуальных ресурсов, часть которых уже сегодня включена в оцифрованные коллекции электронных библиотек. И электронные библиотеки также, на равных правах с традиционными библиотеками, архивами, музеями, могут рассматриваться как часть интеллектуальной культуры общества.
Современные электронные коммуникативные средства, которые широко используются сферой образования и библиотеками в процессах трансляции информационных ресурсов и знаний, являются на сегодняшний день одним из важнейших составляющих в формировании интеллектуальной культуры информационного общества. Для эффективной интеллектуализации социума необходимо использовать опыт международной интеграции и дифференциации в развитии научных школ, науки в целом. Для построения общества знания важны объединенные усилия науки, бизнеса и государства, сочетание как государственного, так и корпоративного управления.
Итак, интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами.
Интеллектуальная культура зависит от соответствующего развития интеллектуальной сферы общества, а также от умственных и аналитических способностей каждой конкретной личности.