Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия обучения наречию татарского языка в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе выполнения исследования нами были проанализированы действующие программы и школьные учебники по татарскому языку с точки зрения исследуемой проблемы. В них представлен материал о наречии в форме лексических единиц в учебнике для 4 класса. Наречия как самостоятельная часть речи изучаются значительно позже — лишь в 6 классе. Кроме того, в тематической классификации программ и учебников… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРЕЧИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Лингвистические аспекты обучения наречию
    • 1. 2. Дидактическое обеспечение обучения наречию татарского языка
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности обучения наречию татарского языка
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НАРЕЧИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Лингводидактический потенциал школьных программ и учебников в обучении наречию
    • 2. 2. Констатирующий эксперимент и его результаты
    • 2. 3. Использование педагогических технологий при обучении наречию татарского языка
    • 2. 4. Система упражнений по обучению наречию татарского языка
    • 2. 5. Обучающий эксперимент и его результаты
  • Выводы по второй главе

Дидактические условия обучения наречию татарского языка в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает важность изучения и сохранения языков народов РФ. Передача богатства родного языка молодому поколению происходит прежде всего в процессе обучения и воспитания в различных образовательных учреждениях. Позитивные изменения, происходящие в жизни современного общества, внесли свои коррективы в содержание и систему процесса обучения родному языку. Обучение и воспитание разносторонне развитого гражданина нашей страны, безусловно, требует не только усвоения определенного набора языковых фактов или определенной суммы знаний, но и формирования духовно богатой личности. Осознанное и свободное владение родным языком — главное условие интеллектуально-нравственного развития личности, приобщения человека к духовным и культурным ценностям своего народа, так как язык — это среда обитания народа и каждого человека. При этом родной язык мы рассматриваем как стержневой фактор формирования и развития личности, обучения и воспитания с учетом общечеловеческих ценностей.

Родной язык как учебная дисциплина решает общие задачи обучения: формирует у учащихся систему знаний о родном языке, знакомит их с функциональным потенциалом каждой языковой единицы и передает достижения современной лингвистической науки.

Формирование грамматического понятия о частях речи является одним из важнейших направлений лингводидактики. Оно обеспечивает развитие логического и грамматического мышления школьников (способности абстрагировать, обобщать, сравнивать языковые явления), формирует осознанное восприятие собственной речи и речи окружающих, что является основой для речевого совершенствования обучающихся. Первоначальное знакомство с частями речи татарского языка происходит в начальных классах, более полное представление об их системе учащиеся получают в последующих классах.

Среди тем, посвященных изучению самостоятельных частей речи, наречие занимает особое место. Основой формирования прочных знаний, умений и навыков у учащихся по данной теме является усвоение ее лексико-грамматических, морфологических и синтаксических особенностей. Существующая система обучения наречию предусматривает его изучение после глаголов, что объясняется синтаксической особенностью связи примыкания этих частей речи. Кроме того, в отдельных программах и учебниках наречие представлено после имен числительных, которые имеют относительно замкнутый объем лексических единиц и не выделяются общими с наречием признаками.

Наречие в татарском языке обладает рядом особенностей. С одной стороны, по сравнению с остальными самостоятельными частями речи его изучение в школе традиционно начинается значительно позже (отдельные лексические единицы вводятся в 4 классе) — с другойзначительные трудности в усвоении и использовании наречия в речи связаны с качественными именами прилагательными и деепричастиями. Кроме того, изучение наречия и его научное описание происходило постепенно и значительно позже остальных самостоятельных частей речи. Все эти обстоятельства требуют особого внимания к созданию учебно-методических комплексов и диктуют необходимость разработки теоретических и практических основ обучения наречию в процессе преподавания татарского языка в школе, на что обращали серьезное внимание тюркологи, педагоги и лингвометодисты Г. Х. Алпаров, Ф. С. Валеева, З. М. Валиуллина, Г. Р. Галиуллина, М. Ш. Галлямова, Ф. А. Ганеев, Н. К. Дмитриев, М. З. Закиев, Л. Заляй, А. Максуди,.

Д.Г.Тумашева, М. А. Фазлуллин, В. Н. Хангильдин, Ч. М. Харисова, Ф. М. Хисамова и др. Однако до сих пор не было исследования, посвященного научно-методическому обоснованию дидактической системы работы учителя по обучению наречию татарского языка. В то же время практика показывает, что педагоги испытывают значительные трудности в обучении наречию в силу вышеперечисленных особенностей данной части речи.

Отмеченные недостатки в теории и практике обучения наречию порождают противоречия между: объективными потребностями в разработке дидактических условий эффективного обучения наречию татарского языка в школе и отсутствием специальных исследований в этой областисуществующей системой обучения морфологии и необходимостью пересмотра содержания учебного процесса по развитию лингвистической компетенции учащихся при обучении наречию татарского языка.

Поиск путей разрешения выявленных противоречий позволил сформулировать основную проблему исследования: каковы дидактические условия эффективного обучения наречию в школах с татарским этнокультурным компонентом.

Объективная потребность в теоретической разработке и практическом воплощении системы обучения наречию определила выбор темы нашего исследования- «Дидактические условия обучения наречию татарского языка в школе».

Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий обучения наречию татарского языка в школе.

Объект исследования: обучение наречию в процессе преподавания татарского языка в школе.

Предмет исследования: дидактические условия обучения учащихся шестых классов наречию татарского языка.

Гипотеза исследования: процесс обучения наречию будет более эффективным, если на уроках татарского языка соблюдаются следующие дидактические условия:. организация процесса обучения наречию на основе теории поэтапного формирования умственных действийотражение в тематическом планировании и проектировании уроков лингводидактического потенциала школьных программ и учебников по обучению наречиюучет в учебном процессе наиболее типичных ошибок в употреблении наречий в связной речи учащихсяорганизация деятельности учащихся по обучению наречию по специально разработанной системе развивающих упражнений.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.

1. Раскрыть психолого-педагогические и лингводидактические особенности обучения наречию на основе теории поэтапного формирования умственных действий.

2. Определить уровень осмысления учащимися лексико-грамматических, морфолого-синтаксических особенностей наречия татарского языка, выявить наиболее типичные ошибки в употреблении данной части речи учащимися и пути их прогнозирования и предупреждения.

3. Разработать и обосновать систему развивающих упражнений по обучению наречию татарского языка в школе.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных дидактических условий.

Методологическую основу исследования составляют базовые принципы современной дидактики, лингводидактики и психологии, идеи системно-функционального и личностно-деятельностного подходов к педагогическим процессам, фундаментальные исследования по языку и методике его преподавания.

Теоретическую базу составили исследования: по теории взаимосвязи языка и речи (Л.С.Выготский, В. Ф. Габдулхаков, И. Н. Жинкин, И. А. Зимняя, Р. А. Фахрутдинова и др.) — об особенностях процесса усвоения учебного материала (И.Я. Зимняя, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн и др.) — по теории индивидуализации процесса обучения (М.А.Данилов,.

A.А.Кирсанов) — по теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — по теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — по теории и методике обучения русскому языку (С.А.Арефьева, Г. Х. Ахбарова, Т. О. Скиргайло, Ф. Ф. Советкин, А. М. Текучев, В. М. Чистяков, Л. З. Шакирова и др.) — по теории и методике обучения татарскому языку (Г.Р.Галиуллина, Ф. С. Валеева, З. М. Валиуллина, М. Ш. Галлямова, М. З. Закиев, Г. Ибрагимов, К. Насыри, Д. Г. Тумашева, М. А. Фазлуллин, Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова, Ф. М. Хисамова, М. М. Шакурова и др) — по лингводидактике (Г.А.Анисимов, С. А. Арефьева, Е. А. Быстрова, К. З. Закирьянов, Р. Б. Сабаткоев, Л. Г. Саяхова, М. Б. Успенский, Н. М. Шанский и др.);

• в области грамматики русского языка (К.С.Аксаков, Ф. И. Буслаев,.

B.В.Виноградов, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Ф.Ф.Фортунатов) — татарских языковедов А. Г. Акберовой, Г. Алпарова, Х. Бадигова, З. М. Валиуллиной, Р. С. Газизова, И. Гиганова, Р. З. Заббаровой, Г. Ибрагимова, А. Казем-Бека, М. Х. Курбангалиева, К. Насыри, Г. Нугайбека, Ш. Рамазанова,.

А.Троянского, Д. Г. Тумашевой, Х. Фейзханова, В. Н. Хангильдина,.

Ч.М.Харисовой, Х. Хисматуллина, Ф. М. Хисамовой и др.- тюркологов Г. В. Архангельского, Н. А. Баскакова, И. А. Батманова, С. А. Гочияевой, А. Г. Гулямова, Э. Джамалдинова, Н. К. Дмитриева, Н. П. Дыренковой, А. И. Исхакова, Ф. Г. Исхакова, Ф. Г. Ишбулдина, А. Ш. Караханова, В. В. Катаринского, А. Н. Кононова, В. Котвича, Г. Г. Мусабаева, К. М. Мусаева, К. К. Сартбаева, Э. В. Севортяна, Л. Н. Харитонова, А. М. Щербака, С. В. Ястремского. и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, лингвистической, лингводидактической литературы по проблеме исследованияизучение учебно-программной документации (действующих программ, учебников и методических пособий) — обобщение, систематизация, моделированиеанкетирование, беседы, изучение и обобщение передового педагогического опытапедагогический экспериментметоды математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы и гимназии Кукморского (татарская гимназия п.г.т. Кукмор, Большесардекская гимназия Кукморского муниципального района, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов села Б. Кукмор, МОУ СОШ села Байлангар, МОУ СОШ села Ядыгерь), Тюлячинского (МОУ СОШ села Алан) и Тукаевского (МОУ СОШ села Тлянче Тамак, МОУ СОШ села Старый Дрюш) районов Республики Татарстан. Всего было охвачено 339 учащихся.

Этапы исследования.

Первый этап — поисковый (2006;2007 гг.): теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме (философской, лингвистической, педагогической, психологической и методической) — уточнение темы, цели, объекта, предмета, гипотезы и методов исследованиялигводидактический анализ действующих программ, учебников и учебных пособийизучение состояния уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по теме «Наречие», проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап — основной (2007;2009 гг.): теоретическое и практическое обоснование содержания и системы обучения наречию татарского языкаразработка и апробирование в ходе обучающего эксперимента дидактических условий обучения наречию в процессе преподавания татарского языка в школе.

Третий этап — завершающий и обобщающий (2009;2010 гг.): качественно-количественный анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, внедрение в практику полученных результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Раскрыты и обоснованы дидактические условия повышения эффективности обучения наречию татарского языка в школе (организация процесса обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действийопора на дидактические принципы, создающие наиболее благоприятные условия для усвоения наречия как единства языковой и речевой единицы (научности, системности, коммуникативности, проблемности, мотивационного обеспечения учебного процесса и др.), отражение в проективном компоненте учебного процесса лингводидактического потенциала школьных программ и учебников по обучению наречиюучет в учебном процессе наиболее типичных ошибок в употреблении наречий в связной речи учащихсяорганизация деятельности учащихся по обучению наречию по специально разработанной системе развивающих упражненийинтегративное использование идей проблемного, игрового и проектного обучения).

2. Выявлены лингводидактические особенности обучения татарскому наречию и связанные с ними трудности в усвоении наречия как языковой, так и речевой единицы (создание мотивации к изучению наречий, более позднее оформление наречия как самостоятельной части речи, отсутствие специальных морфологических признаков, наличие сходных грамматических особенностей с именами прилагательными и деепричастиями, более позднее системное описание по сравнению с качественными прилагательными и др.).

3. Разработана типология речевых ошибок в употреблении наречия учащимися 6-х классов (на уровне лексических единиц, синтаксических конструкций и текста), определены способы предупреждения и устранения этих ошибок (опознавание наречий в составе синтаксических конструкций, выделение его лексико-семантических и морфологических признаков, сравнение и анализ наречий с именами прилагательными и др.).

4. Обоснована целостная совокупность дидактических (система упражнений по обучению наречию татарского языка) и методических (определение наречия и его признаков в составе предложения и текста, выявление специфических признаков наречия, сравнение и разграничение сходных явлений наречий, качественных имен прилагательных и деепричастий и др.) средств и приемов, ориентированных на формирование языковой и речевой компетенции учащихся.

5. Предложена и обоснована классификация упражнений по обучению наречиям татарского языка: языковых (предназначенных для осмысления, запоминания и воспроизведения изучаемых фактов о наречии), творческих (предназначенных для самостоятельного поиска наречий, для составления предложений и текстов, для написания творческих работ с использованием изученного материала о наречии), комбинированных (сочетающих особенности предыдущих типов упражнений с элементами занимательности, развивающих лингвистическую и коммуникативную компетенции, формирующих умения анализировать наречие как единицу речи, воспитывающих у учащихся эстетический вкус) упражнений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает современную теорию обучения в школе с этнонациональным компонентом, дополняя ее обоснованием дидактических условий повышения возможностей содержания учебного процесса по развитию лингвистической компетенции учащихся при обучении наречию татарского языка. Теоретические положения об использовании научно обоснованной и практически выверенной системы упражнений как эффективного средства обогащения словарного запаса учащихся при обучении наречиям могут стать источником научного обоснования новых методов и технологий развития устной и письменной речи учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система упражнений обучения наречию позволяет успешно решать вопросы, связанные с языковой и коммуникативной компетенцией учащихсясодействует расширению и углублению их знаний о специфических особенностях отдельных частей речи татарского языка (наречий, прилагательных, деепричастий). Предложенные автором учебно-методические средства обучения наречию (выполнение тестовых заданий, морфологический разбор наречий, сравнение наречий, качественных прилагательных и деепричастий, определение лексико-семантических групп наречий с учетом словообразовательных аффиксов и др.) внедрены в практику и значительно повышают мотивацию учащихся в процессе изучения татарского языка, их коммуникативную активность и способствуют улучшению качества развивающего обучения.

Обоснованная автором дидактико-методическая система обучения наречию может быть использована при разработке учебников и учебно-методических пособий для школ и гимназий с татарским этнокультурным компонентом, средних специальных и высших учебных заведений. Теоретические выводы и результаты исследования целесообразно использовать при разработке спецкурса «Грамматические особенности именных частей речи» для студентов филологических факультетов, в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, а также в процессе обучения другим языкам народов Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены адекватностью использованных методов исследования его цели и задачамрациональным сочетанием теоретического и экспериментального материалапрактическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работыпоэтапным характером исследованияопорой основных положений и научных выводов на достижения в области педагогики, лингводидактики, психологии, психолингвистики, методики преподавания русского и татарского языковопытом работы диссертанта в качестве учителя татарского языка в лицее Вахитовского района г. Казани.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Дидактические условия обучения учащихся наречию татарского языка в школе (организация процесса обучения наречию как совокупности психолого-педагогических и лингводидактических процедур в структуре поэтапного формирования умственных действийотражение в проективном компоненте учебного процесса лингводидактического потенциала школьных программ и учебников по обучению наречиюучет в учебном процессе наиболее типичных ошибок в употреблении наречий в связной речи учащихсяорганизация деятельности учащихся по обучению наречию по специально разработанной системе развивающих упражнений).

2. Классификация речевых ошибок учащихся (на уровне лексических единиц, синтаксических конструкций и текста).

3. Дидактическая система развивающих упражнений, позволяющая повышать эффективность обучения наречию татарского языка в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения, результаты и рекомендации, изложенные в диссертации, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции, посвященный 130-летию ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Казань, 2007), XVII Международной научно-практической конференции «Двуязычное (билингвальное) обучение в системе общего и высшего профессионального образования» (Чебоксары, 2009), II Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, 2009), Всероссийской научно-практической конференции, посвященный 135-летию Московского педагогического университета (Москва, 2008), на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов ТГГПУ (Казань, 20 062 010) — а также через представление в статьях, опубликованных в республиканских научио-методических журналах «Магариф» («Мэгариф»), «Наука и язык» («Фэн Ьэм тел»).

Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры татарского языкознания, кафедры татарского языка и межкультурной коммуникации ТГГПУ, методических объединений школ, в которых проводилась экспериментальная работа, а также изложены в выступлениях на республиканских методических семинарах «О проблемах создания школьных учебников нового поколения» (Казань, 2010), «Сохранение и развитие родных языков в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения» (Казань, 2010).

Результаты исследования отражены в учебно-методическом пособии «Упражнения и тесты для изучения наречий» (Казань, 2009), двух публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и шести научно-методических статьях. Материалы исследования используются в работах учителей Кукморского, Тукаевского, Тюлячинского районов РТ.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографии (215 источников) и- 5 приложений. Содержит 6 таблиц. Объем работы — 214 стр.

Выводы по II главе.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам.

1. В ходе выполнения исследования нами были проанализированы действующие программы и школьные учебники по татарскому языку с точки зрения исследуемой проблемы. В них представлен материал о наречии в форме лексических единиц в учебнике для 4 класса. Наречия как самостоятельная часть речи изучаются значительно позже — лишь в 6 классе. Кроме того, в тематической классификации программ и учебников не отражены имеющиеся общие лексико-грамматические и морфолого-синтаксические особенности качественных имен прилагательных и наречий, что значительно затрудняет их усвоение не только как языковой, но и как речевой единицы. В связи с этим считаем целесообразным изменить и порядок изучения данных частей речи — тему «Наречия как часть речи» изучать после имен прилагательных (в действующих же программах и учебниках наречия представлены после имен числительных).

2. При констатирующем эксперименте были предложены задания с целью:

— определения умения опознавать наречия и их признаки в составе предложения и текста;

— выявления умения выделять существенные признаки наречий и их лексико-семантические группы;

— сравнения и разграничения сходных явлений (между наречиями и именами прилагательными);

— определения уровня усвоения учащимися субстантивации наречий при рассуждении и обобщении.

При выполнении I задания учащиеся не смогли определить наречия, заменив их деепричастиями, качественными прилагательными и именами существительными в форме местно-временных значений (например, исходного и местно-временного падежей). II задание вызвало трудности, связанные со способами образования наречий, среди которых выделяются составные наречия, а также с определением лексико-семантических групп субстантивированных наречий. При выполнении III задания 77,6% учащихся определили качественные прилагательные как наречия. Для рассуждения и обобщения при морфологическом разборе наречий татарского языка большие трудности вызвали субстантивированные наречия — 59,2% учащихся. Формы степеней сравнения наречий были определены учащимися как свойство имен прилагательных татарского языка.

3. Важной составляющей методики преподавания языка являются современные технологии обучения, среди которых мы выделяем технологию обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, игровую, компьютерную технологии и метод проектов.

4. Обучающий эксперимент, проведенный в VI классах обозначенных школ показал, что успех работы зависит от «системности упражнений» (М.Б.Успенский). Для достижения практической значимости формирования и развития грамматических понятий при обучении морфологии (наречию) мы руководствовались дидактическими принципами. С этой целью мы провели свою работу с использованием языковых (предназначенных для осмысления, запоминания и воспроизведения языковых фактов — наречий), творческих (представляющих собой подбор своих примеров, составление предложений и текстов, написание творческих работ с использованием изученного материала по наречиям) и комплексных упражнений (сочетающих особенности предыдущих типов с элементами занимательности, снимающих напряжение и усталость учащихся, совершенствовующих языковые и мыслительные способности учащихся).

5. Срезовые работы, проведенные в конце обучающего эксперимента, показали эффективность разработанной системы обучения наречиям: опознавание наречий в составе текста представляет 91,9% в экспериментальных и 59,7% - в контрольных классах, что свидетельствует о необходимости обучения данной части речи вначале в составе предложений. Ответы на разграничение существенных признаков наречий и их классификация в составе предложений в отдельных случаях оказались лучше, чем в составе текста — 91,8% и 85,2% соответственно в экспериментальных классах. Самую большую трудность вызвали сравнение и разграничение сходных явлений (то есть наречий и прилагательных), что объясняется отсутствием в программах и учебниках отдельной темы «Общие и специальные особенности прилагательных и наречий».

Созданная система обучения наречию татарского языка показала необходимость развития не только лингвистической, но и коммуникативной компетентности учащихся при обучении данной части речи. При этом процесс усвоения грамматических понятий следует использовать для развития умения анализировать слово (наречие) и как единицу речи. Наша система работы обучения наречию показала ее эффективность и в воспитании у учащихся эстетического вкуса при использовании фрагментов художественных произведений классиков татарской литературы (Г. Баширов, И. Гази, Л. Ихсанова, А. Еники, М. Магдеев, А. Гилязов и другие), а также устного народного творчества (сказки, считалки, загадки, пословицы и поговорки).

Заключение

.

Настоящее диссертационное исследование ставило цель выявить, обосновать и экспериментально проверить дидактические условия обучения наречию татарского языка в школе. Приоритетным направлением в обучении наречию татарского языка является формирование и совершенствование у учащихся знаний, умений и навыков правильного и уместного использования наречия в устной и письменной речи, благодаря реализации следующих дидактических условий: организация процесса обучения наречию на основе теории поэтапного формирования умственных действийотражение в тематическом планировании и проектировании уроков лингводидактического потенциала школьных программ и учебников по обучению наречию;

— учет в учебном процессе наиболее типичных ошибок в употреблении наречий в связной речи учащихсяорганизация деятельности учащихся по обучению наречию по специально разработанной системе развивающих упражнений.

Для осуществления поставленной цели и в связи с отсутствием специальных исследований по организации обучения учащихся наречию татарского языка в нашем исследовании.

1) раскрыты и экспериментально проверены дидактические условия и учебно-методические средства обучения наречию татарского языка в школе;

2) выявлены лингводидактические особенности обучения наречию татарского языка и связанные с ними трудности в изучении наречий как речевой, так и языковой единицы;

3) разработана типология речевых ошибок в употреблении наречия учащимися 6-х классов, определены способы предупреждения и устранения этих ошибок;

4) обоснована целостная совокупность дидактических и методических средств и приемов, ориентированных на формирование языковой и речевой компетенции учащихся;

5) предложена и обоснована классификация упражнений по обучению наречию татарского языка: языковых, творческих, комбинированных упражнений.

В ходе исследования получены фактические данные о современном состоянии знаний, умений и навыков учащихся по теме «Наречие», низком уровне их языковой компетенции. Установлены типичные ошибки школьников в употреблении наречия в устной и письменной речи, определены и разработаны способы предупреждения этих ошибок, разработаны содержание и система развивающих упражнений, направленные на осмысление лексико-семантических, морфологических и синтаксических особенностей изучаемой части речи.

Цели и задачи нашего исследования определили цель и характер констатирующего и обучающего эксперимента.

В ходе организации констатирующего эксперимента учащимся были предложены задания с целью:

— определения умения опознавать наречие и его признаки в предложении и тексте;

— выявления умения выделять существенные признаки наречия и его лексико-семантические группы;

— сравнения и разграничения сходных явлений (между наречиями и именами прилагательными);

— определения уровня усвоения учащимися субстантивации наречия при рассуждении и обобщении.

Констатирующий эксперимент позволил выявить наиболее уязвимые места, типичные ошибки учащихся при усвоении учебного материалауровень сформированности морфологических знаний, умений и навыков.

Целью обучающего эксперимента послужила проверка эффективности предложенной нами методики при обучении учащихся наречию татарского языка. Было выявлено, что успешность данной методики определяется тем, что она строится на основе развивающего обучения, а также зависит от «системности упражнений» (М.Б. Успенский). Для достижения практической значимости формировния и развития грамматических понятий при обучении морфологии (наречию) мы руководствовались дидактическими принципами. В ходе создания системы развивающих упражнений соблюдались следующие условия:

1) изучение наречия в составе предложений и текста;

2) использование языковых упражнений на опознавание данного языкового явления в предложениях, в текстена выделение существенных признаков наречия и его классификациюна сравнение и разграничение сходных языковых явлений, языковой анализна рассуждение и обобщение;

3) наличие творческих упражнений на подбор своих примеров нового языкового явления, конструирование предложений и текстов с грамматическим заданием, на исправление языковых ошибок, на символическое изображение языковых явлений, написание сочинений;

4) использование комплексных упражнений, сочетающих особенности предыдущих типов с элементами занимательности, снимающих напряжение и усталость учащихся, совершенствующих языковые и мыслительные способности учащихся. Работа в ходе экспериментального обучения проводилась, исходя из необходимости создания единства овладения понятийным аппаратом и развития практических навыков и умений в процессе обучения наречию татарского языка.

Целенаправленная работа в соответствии с лингвистической природой наречия, дидактическими принципами, психологическими особенностями школьников VI класса приводит к повышению эффективности учебного процесса. Анализ результатов итоговых срезовых письменных работ на заключительном этапе обучающего эксперимента показал, что постепенное усложнение языкового материала, систематическое введение лексико-семантических, морфологических и синтаксических характеристик наречия положительно влияет на развитие у школьников языковой и речевой компетенции.

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что поставленная цель, направленная на выявление, теоретическое обоснование и экспериментальную проверку дидактических условий обучения учащихся наречию татарского языка, достигнута, а сформированная гипотеза получила подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абсалямов, 3.3. Наречие в башкирском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук / 3.3. Абсалямов. М., 1974. — 24 с.
  2. , Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999.-472 с.
  3. , К.С. Полное собрание сочинений / К. С. Аксаков // Полное собрание сочинений в 3-х томах. М, 1875. — Т.2, 4.1. — 78 с.
  4. , Г. В. Грамматика казахского языка / Г. В. Архангельский. Ташкент, 1927. — 63 с.
  5. , А.Ш. Основы методики русского языка в начальной татарской школе / А. Ш. Асадуллин. Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. -320 с.
  6. , П.М. Играем на уроках русского языка / П. М. Баев. М.: Русский язык, 1989.- 86 с.
  7. , Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе / Н. З. Бакеева. М.: Педагогика, 1983. — 169 с.
  8. , H.A. Каракалпакский язык: Фонетика и морфология / H.A. Баскаков. Ч. I. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 544 с.
  9. , H.A. Тюркские языки / H.A. Баскаков. М., 1960.224 с.
  10. , И.А. Современный киргизский язык / И. А. Батманов Вып I. Изд. 4-е. перераб. и доп. — Фрунзе, 1963. — 462 с.
  11. , Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  12. , В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками / В. А. Богородицкий. Изд. 2-е, испр. и доп. — Казань: Татгосиздат, 1953. — 250 с.
  13. , Д.Н., Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, H.A.Менчинская. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. — 347 с.
  14. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов: Ростовский педагогический университет, 2000. — 352 с.
  15. , Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка/ Ф. И. Буслаев. СПб. — 1858. — 428 с.
  16. , Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. Л.: Учпедгиз, ЛО, 1941.-248 с.
  17. , З.М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков / З. М. Валиуллина. Казань, 1967. — 126 с.
  18. , В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. М., 1972. — 616 с.
  19. , А.И. Развивающее обучение русскому языку (IV-VIII кл.): пособие для учителей / А. И. Власенков. М.: Просвещение, 1982.-208 с.
  20. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. М.: 1973. — 288 с.
  21. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  22. , А.Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. СПб. -1831.-408 с.
  23. Вопросы грамматики тюркских языков. Алма-Ата, 1958. -252 с.
  24. , JI.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / JI.C. Выготский. М.: Изд-во АПН. РСФСР, 1956. -519 с.
  25. , JI.C. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  26. , Л.С. Сочинения: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т.4. -М., 1984.-397 с.
  27. В.Ф. Подготовка к самостоятельной работе с текстом / В. Ф. Габдулхаков // Русский язык в национальной школе. -1985. № 1. — С. 20−24.
  28. , P.C. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Казань: Тат.кн.изд., 1966. — 368 с.
  29. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — 425 с.
  30. , П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. -Т.1. -М.: АПН РСФСР, 1959. С.440−445.
  31. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1965.- 51 с.
  32. , П.Я. Информативность единиц языка / П. Я. Гальперин. -М.: Высшая школа, 1974. 175 с.
  33. , Ф.А. Конверсия как один из способов словообразования в современном татарском языке / Ф. А. Ганиев // Ученые записи АзГУ. Баку, 1969. — № 5/6. — С. 108−113.
  34. , И. Грамматика татарского языка, соч. в Тобольской главной школе учителем татарского языка Софийского собора священником Иосифом Гигановым. СПб.: Академия наук, 1801.262 с.
  35. , В. А. Грамматика турецкого языка / В. А. Гордлевский. М., 1928. — 420 с.
  36. , С.А. Наречие в карачаево-балкарском языке / С. А. Гочияева. Черкесск, 1973. — 119 с.
  37. Грамматика алтайского языка, составленная членами Алтайской миссии. Казань: Университетская тип., 1869. — 300 с.
  38. Грамматика азербайджанского языка. Баку, Элм, 1971. -414 с.
  39. Грамматика бурятского языка. М.: Изд-во вост. лит., 1962. -246 с.
  40. Грамматика карачаево-балкарского языка. Нальчик: Эльбрус, 1976.-572 с.
  41. Грамматика туркменского языка. Ашхабад: Ылым, 1970. -358 с.
  42. , А.Г. Основные пути эволюции наречообразующих аффиксов в тюркских языках // Изв. АН Азер ССР. Серия лит., яз. и иск., 1983, № 1. С. 39−50.
  43. , В.В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения / В. В. Давыдов. М.: 1996.
  44. , В.В. Учебная деятельность: составление и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1991. № 6.1. С. 3−13.
  45. , B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  46. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: МИТОР, 1996. — 544 с.
  47. , М.А., Есипов, Б.П. Дидактика. / Под общей ред. Б. П. Есипов.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 518 с.
  48. , Э. Наречие в современном уйгурском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1965. — 22 с.
  49. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. — 253 с.
  50. , Н.К. Грамматика башкирского языка / Н. К. Дмитриев. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — 276 с.
  51. , Н.К. Строй тюркских языков / Н. К. Дмитриев. М.: Наука, 1962. — 608 с.
  52. , Н.К., Чистяков, В.М. Вопросы методики преподавания русского и родного языков в нерусской школе / Н. К. Дмитриев, В. М. Чистяков. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 284 с.
  53. , Н.К. Наречия в татарском и русском языках / Н. К. Дмитриев // Родной и русский языки в национальной школе: Сб.ст. -М., 1953. С. 31−52.
  54. , Н.П. Грамматика ойротского языка / Н. П. Дыренкова. М.-Л., 1940. — 248 с.
  55. , Н.П. Грамматика шорского языка / Н. П. Дыренкова. -М.-Л., 1941.- 308 с.
  56. , Н.П. Грамматика хакасского языка / Н. П. Дыренкова. М.-Л., 1948. — 396 с.
  57. , В.Г. Словосложение в тюркских языках / В. Г. Егорова // Структура и история тюркских языков. М., 1971. — С. 95−107.
  58. Р.З., Конверсия в татарском языке и проблема её лексикографирования: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. З. Заббарова. -Казань, 2010. -22 с.
  59. Р.З., Конверсия в татарском языке и проблема её лексикографирования: дис.. канд. филол. наук / Р. З. Заббарова. Казань, 2010.- 175 с.
  60. , В.И., Гриценко, Л.И. Основы дидактики высшей школы / В. И. Загвязинский. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
  61. М.З. О научности, доступности и практической направленности учебников по татарскому языку / М. З. Закиев // Проблемы школьного учебника: Сб.ст. М.: Просвещение, 1982. -Вып.10. — С. 200−209.
  62. , М.З. Классификация частей речи и суффиксов в тюркских языках // Советская тюркология. Баку. — 1973. — № 6. — С. 3−8.
  63. , М.З. О тюркской морфологии / М. З. Закиев // Советская тюркология. 1984. — № 1. — С. 35−43.
  64. , М.З. Общие проблемы морфологии // Вопросы структуры татарского языка. Казань, 1986. — С. 80−97.
  65. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  66. , И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  67. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000.-384 с.
  68. , В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / Науч. ред. В. М. Гордон. М.: Тривола, 1994.-301 с.
  69. , М. Татарская грамматика. Казань, 1842. — 311 с.
  70. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  71. , Г. Наречия на чукотском языке / Г. Инэнликэй. -Л., 1966. 76 с.
  72. , H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе / H.A. Ипполитова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
  73. Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. -М., 1956.- 205 с.
  74. , А.И. Наречие в современном казахском языке / А. И. Исхаков. Алма-Ата, 1950. — 168 с.
  75. , Ф.Г. Лексико-грамматическая классификация слов или части речи / Ф. Г. Исхаков // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 4.II. С. 143−175.
  76. , Ф.Г., Пальмбах, A.A. Грамматика тувинского языка // Ф. Г. Исхаков, A.A. Пальмбах. М., 1961. — 472 с.
  77. , Н.Х. Современный башкирский язык. Классификация частей речи / Н. Х. Ишбульдин. Уфа, 1962. — 164 с.
  78. Казем-Бек, А. Грамматика турецко-татарского языка, составленная ординарным Профессором Мирзою Александром Казем-Беком / А. Казем-Бек. Казань: Университетская типография, 1839. -524 с.
  79. , А.Ш. Грамматика туркменского языка /
  80. A.Ш.Караханов. М., 1931. — 126 с.
  81. , В.В. Грамматика киргизского языка /
  82. B.В.Катаринский. Оренбург, 1897. — 196 с.
  83. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: КГУ, 1982. — 224 с.
  84. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. I / Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  85. , А.Н. Грамматика турецкого языка / А. Н. Кононов. -М. Л., 1941. — 347 с.
  86. , А.Н. О природе тюркской агглютинации // Вопросы языкознания. 1976. — № 4. — С. 3−17.
  87. , В. Исследование по алтайским языкам / В. Котвич. -М., 1962, — 148 с.
  88. , А.Р. Педагогические условия обучения глаголу родного языка в начальных классах чувашской школы: дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.02. / А. Р. Кульева. -Чебоксары, 2006. 225 с.
  89. , А.Р. Педагогические условия обучения глаголу родного языка в начальных классах чувашской школы: автореф. дис.. канд. педагогических наук / А. Р. Кульева. Чебоксары, 2006. — 23 с.
  90. , М.Х., Газизов, P.C. Опыт краткой практической систематической грамматики татарского языка: часть I. Фонетика и морфология / М. Х. Курбангалиев, P.C. Газизов. Казань: Государственное издательство ТССР, 1925. — 104 с.
  91. , М.Х., Газизов, P.C. Опыт систематической грамматики татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка / Курбангалиев М. Х., Газизов P.C. Казань: Татиздат, 1932. -172 с.
  92. , A.A. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1965.-245 с.
  93. , A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-287 с.
  94. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. — 89 с.
  95. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. 96 с.
  96. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций/ И. Я. Лернер. //Педагогика. 1996. -№ 2. — С.7−11.
  97. , М.В. Российская грамматика / М. В. Ломоносов. -СПб.: Иждивением Имп. Академии наук, 1755. 449 с.
  98. , М.Г. Практическое руководство к изучению татарского языка, сост. старшим учителем 2-ой Казанской гимназии Махмудовым / М. Г. Махмудов. Казань, 1857. — 255 с.
  99. М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  100. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. И. Махмутов. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1963. 80 с.
  101. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  102. , М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. Казань: Изд-во ТГЖИ, 1993. — 88 с.
  103. , П.М. Краткая грамматика казак-киргизского языка / П. М. Мелиоранский. СПб. — 1894. — 344 с.
  104. , H.A. О концепции формирования умственных действий. // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 157 — 164.
  105. , H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С. 25−31.
  106. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / H.A. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989. 331 с.
  107. Методика преподавания русского языка в школах народов тюркоязычной группы. / Под ред. проф. В. М. Чисткова. М.: Просвещение, 1964. — 428 с.
  108. , Г. Г. Современный казахский язык / Г. Г. Мусабаев. Алма-Ата, 1959. — 356 с.
  109. , K.M. Грамматика караимского языка / K.M. Мусаев. -М., 1964.-344 с.
  110. , Э.Н. Современный уйгурский язык / Э. Н. Наджип. -М., I960. 133 с.
  111. , В.М. Грамматика уйгурского языка. М., 1940.154 с.
  112. К. Краткая татарская грамматика, изложенная в примерах / К. Насыри. Казань: Университетская тип., 1860. — 80 с.
  113. , З.Г. Гуманистические традиции педагогики / З. Г. Нигматов. Казань: Хэтер (ТаРИХ), 2003. — 271 с.
  114. , З.Г. Курс лекций по педагогике: теория и методика воспитания / З. Г. Нигматов, А. Н. Хузиахметов. Казань: Мэгариф, 1996. — 182 с.
  115. Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Скаткина, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  116. Основы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003.-720 с.
  117. Педагогика: Учебное посбие для студентов педагогических институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  119. Педагогика: Учебное посбие для студентов педагогич колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.
  120. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  121. , И.А. Аристотель // История лингвистических учений. Древний мир. JL, 1980. — 541 с.
  122. , A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1996.-288 с.
  123. , JI.A. Грамматика гагаузского языка / Л. А. Покровская. М., 1963. — 298 с.
  124. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат. М.: Академия, 2007. — 364 с.
  125. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика. — Пресс, 1997.-440 с.
  126. , А. Наречие в современном персидском языке / А.Рзаев. Баку, 1963. — 169 с.
  127. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1989. 485 с.
  128. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2.- М.: Педагогика, 1989. 322 с.
  129. , К.К. Классификация частей речи в киргизском языке / К. К. Сартбаев. Фрунзе, 1975. — 78 с.
  130. , Э.В. К проблеме частей речи в тюркских языках / Э. В. Севортян // Вопросы грамматического строя. М., 1955. — С. 188 225.
  131. , Э.В. Словообразование в тюркских языках / Э. В. Севортян // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. М., 1956. — 91 с.
  132. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  133. , Э. Анализ прилагательного и наречия болгарского языка / Э. Селян. Ереван, 1965. — 146 с.
  134. , М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике / М. Н. Скаткин // Сов. педагогика. 1947, № 5. — С. 34−38.
  135. , A.A. Проблемы психологии памяти / A.A. Смирнов. М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
  136. , Ф.Ф. О новых научно-методических требованиях к учебникам русского языка для национальных школ / Ф. Ф. Советкин // Родной и русский языки в национальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 90−98.
  137. , Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 241 с.
  138. Структура и история татарского языка / Д. Г. Тумашева, С. М. Ибрагимов, Ф. С. Сафиуллина и др.- отв.ред. Д. Г. Тумашева. -Казань: КГУ, 1982. 156 с.
  139. Татарская грамматика. Словообразование. В 3 т. T. I — Казань: Татар, кн. изд-во, 1995. — 521 с.
  140. , A.B. Методика русского языка в средней школе / A.B. Текучев. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  141. , М. Грамматика турецкая, персидская, киргизская и узбекская / М. Терентьев. СПб., 1875. — 262 с.
  142. , Б.Х. Грамматика современного монгольского языка / Б. Х. Тодаева. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-302 с.
  143. , А. Краткая татарская грамматика в пользу учащегося юношества, сочиненная Казанской Академии Учителем татарского языка священником А.Троянским / А. Троянский СПб., 1814.-200 с.
  144. , А. Краткая татарская грамматика священника А.Троянского. 3-е изд., испр. и доп. — Казань: тип. Коковиной, 1860. -234 с.
  145. , М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе / М. Б. Успенский. -М.: Педагогика, 1979.- 129 с.
  146. , P.A. Курс лекций по социальной педагогике: Учебное пособие / P.A. Фахрутдинова. Казань: КГПУ, 2002. — 121 с.
  147. , Г. Н. Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках русского языка в средней школе: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02. / Г. Н. Федина. Орел, 2005. — 221 с.
  148. , Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов педагогических институтов / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
  149. , X. Краткая учебная грамматика татарского языка, составленная Фейзхановым X. / X. Фейзханов СПб., 1862. — 95 с.
  150. , Ф.Ф. Избранные труды / Ф. Ф. Фортунаров. Т.2. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1957. — 472 с.
  151. , Ф.Ф. Сравнительное языковедение: Общий курс / Ф. Ф. Фортунатов. М.: типо-лит. В. Рихтер, 1901. — 256 с.
  152. , И. Азбука и грамматика татарского языка / И.Хальфин. Казань, 1809. — 106 с.
  153. , Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному / Ф. Ф. Харисов. Санкт-Петербург: Просвещение, 2001. — 194 с.
  154. , JI.H. Неизменяемые слова в якутском языке / Л. Н. Харитонов. Якутск: Якутск, изд-во, 1943. — 84 с.
  155. , И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
  156. , И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2005. — 520 с.
  157. , А.Н. Воспитание личности школьника /
  158. A.Н.Хузиахметов. Казань: Изд-во Дом печати, 1999. — 221 с.
  159. , А.Н. Проблемы образования и обучения в современной школе / А. Н. Хузиахметов. Казань: 1996. — 123 с.
  160. , Г. И. Дидактичесая система организации самостоятельной работы учащихся при изучении морфологии татарского языка: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.02. / Г. И. Шайхутдинова. Казань, 2005. — 284 с.
  161. , Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Л. З. Шакирова. Казань: Магариф, 1999. -351 с.
  162. , Л.З., Гилажиева, Ф.А. Лингвистическое наследие
  163. B.М. Чистякова / Л. З. Шакирова, Ф. А. Гилажиева. Казань: Карпол, 2000.-96 с.
  164. , Л.З., Сабаткоев, Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособие для учителя / Л. З. Шакирова, Р. Б. Сабаткоев. СПб., филиал изд-ва «Просвещение" — Казань: Магариф, 2003. — 376 с.
  165. Н.М. Содержание и структура школьного учебника русского языка для нерусских / Н. М. Шанский // Русский язык в национальной школе. 1973. — № 6. — С.5−13.
  166. , А.Д. О категории наречия в тюркских языках /
  167. A.Д. Шукюров. М., 1970. — 78 с.
  168. , A.M. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков / A.M. Щербак. Д., 1977. — 192 с.
  169. , B.C. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка в средней школе / B.C. Цетлин М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. — 267 с.
  170. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.
  171. B.Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -685 с.
  172. , C.B. Грамматика якутского языка /
  173. C.В.Ястремский. М., 1938. — 228 с. б) на татарском языке
  174. , P.C. Татар теле: Рус телендэ урта гомуми белем бируче мэкт. 10 нчы сыйныфы ечен дэреслек (татар балалары очен) / P.C. Абдуллина, Г. М. Шэйхиева. Тулыл. 3 нче басма. — Казан: Мэгариф, 2006.
  175. , Г. Х. Шэкли нигезендэ татар грамматикасы (Телебезне гыйльми тикшеру юлында бер тэжрибэ) / Г. Х. Алпаров. -Казан: Татар, дэул. нэшр., 1926. 164 б.
  176. , Г. Х. Сайланма хезмэтлэр: татар грамматикасы Ъэм гомуми тел белеме мэсьэлэлэре / Г. Х. Алпаров. Казан: Тат. Го. изд., 1945.- 330 б.
  177. , Р. Татар теленец кыскача тарихи-этимологик сузлеге / Р. Ахметьянов. Казан: Тат. кит. нэшр. — 2001. — 272 б.
  178. , X. Грамматика: I кисэк. Морфология. Тулы булмаган урта мэктэплэр очен дэреслек / X. Бэдигов. Казан: Татгосиздат, 1936. — 148 б.
  179. , С.Г., Вэлитова, Р.Г. Башлангыч мэктэптэ татар теле методикасы / Ред. М. И. Мэхмутов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. -412 б.
  180. , Ф.С., Саттаров, Г.Ф. Урта мзктэп Ьэм гимназиялэрдэ татар телен укыту методикасы / Ф. С. Вэлиева, Г. Ф. Саттаров. Казан: Раннур, 2000. — 455 б.
  181. , Ф.С. Татар теле дэреслэрендэ техник чаралардан файдалану / Ф. С. Вэлиева // Татар телен укыту мэсьэлэлэре. Казан: КДПИ, 1975. — Б.223−234.
  182. Вэлиди, Татар теленец грамматикасы. Казан, 1919.175 б.
  183. Вэлиуллина, 3., Курбатов, X., Ж^элэй, JI. Хэзерге татар эдэби теле: югары уку йорты студентлары Ьэм урта мэктэп укытучылары очен / 3. Вэлиуллина, X. Курбатов, JI. Дэлэй. Казан: Татар, кит. нэшр., 1965.
  184. , З.М., Зиннэтуллина К. З., Сэгыйтов, М.А. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясе / З. М. Вэлиуллина, К.3.Зиннэтуллина, М. А. Сэгыйтов. Казан: КДПИ, 1972. — 206 б.
  185. Галлямова, M.LLI. Башлангыч мэктэптэ татар теле методикасы: Педагогия училищелары ечен дэреслек 1гэм башлангыч мэктэп укытучылары ечен кулланма. — Тезэтелгэн Ьэм естэлгэн 2 нче басма / М. Ш. Галлямова Казан: Тат. гос. издат., 1950.
  186. , Л. Рэвеш // Совет мэктэбе. 1939. — № 9. — 41−47 б.- 1940. — № 1. — 60−67 б.
  187. , М.З. Туган телне укытуныц кайбер гомуми дидактик принциплары Ъэм методлары / М. З. Зэкиев // Татар телен укыту мэсьэлэлэре. Казан: КГПИ, 1975. — Б. 16−32.
  188. , М.З. Татар теле синтаксисы / М. З. Зэкиев. Казан: Мэгэриф, 2005.-410 б.
  189. М.З., Максимов H.В. Татар теле: Татар урта гомуми белем мэктэплэренен- 10−11 нче сыйныфлары очен дэреслек. Тулыл. 2 нче басма / М. З. Зэкиев, Н. В. Максимов. — Казан: Мэгариф, 2003. -334 б.
  190. ИбраЬимов, Г. Татар сарыфы / Г. ИбраЬимов- Ф. С. Сафиуллина, Б. Э. Хэкимов (тоз.) Казан: КДУ, 2003. — 118 б.
  191. Н.В. Татар теле: рус телендэ урта гомуми белем бируче мэкт. 6 нчы с-фы очен дэреслек (татар балалары очен) / Н. В. Максимов, М. З. Хэмидуллина. Яцадан эшлэнгэн 3 нче басма. -Казан: Мэгариф, 2005. — 191 б.
  192. , К. Энмузэж- / К. Насыйри. Казан, 1975. — 213 б.
  193. , Г. Терлек / Г. Нугайбэк. Казань: Лито-тип. И. Н. Харитонова, 1911. — 80 б.
  194. Рус мэктэплэрендэ укучы татар балалары очен татар теле программасы: 1−11 нче сыйныфлар. Казан: Мэгариф, 1997. — 54 б.
  195. Рамазанов, Ш. А, Хисматуллин, X. Татар теле грамматикасы: I кисэк. Фонетика Ьэм морфология. Тулы булмаган урта Ьэм урта мэктэплэр очен дэреслек / Ш. А. Рамазанов, X. Хисматуллин Казан: Та. гос. издат., 1940. — 204 с.
  196. Рус мэктэплэрендэ укучы татар балаларына ана теле Ьэм эдэбият укыту программалары: 1−11 нче сыйныфлар / Тез: Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова, В. А. Гарипова, Р. Р. Замалетдинов, Г. Ф. Замалетдинова. Казан: Мэгариф, 2003. — 128 б.
  197. , Ф.С., Зэкиев, М.З. Хэзерге татар эдэби теле: Лексикология, фразеология, фонетика, графика Ьэм орфография, орфоэпия, суз ясалышы, морфология, синтаксис: Педагогия училищелары, гимназиялэр ечен дэреслек. Казан: Мэгариф, 1994. -320 б.
  198. Татар грамматикасы: Морфология. T. II / Отв.ред. М. З. Зэкиев. — М.: Инсан, Казань: Фикер, 2002. — 448 б.
  199. Татар телен укыту мэсьэлэлэре буенча фэнни-практик конференция материаллары: 17−20 нче март, 1952. Казан: 1953. — Б. 51−69.
  200. Татар теле: Татар урта гомуми белем биру мэктэплэренец 6 нчы с-фы очен дэреслек / Ф. Ю. Юсупов, Д. Г. Тумашева, Ч. М. Харисова Ь.б. Узгэртелгэн Иэм тулыл. 4 нче басма. — Казан: Мэгариф, 2006. -263 б.
  201. Татар урта мэктэплэре очен татар теленнэн программа: 5−11 нче сыйныфлар / М. З. Зэкиев, Б. М. Мифтахов редакциясендэ. — Казан: Мэгариф, 1996. 52 б.
  202. Татар урта гомуми белем мэктэплэре очей татар теленнэн программа: 5−11 нче сыйныфлар / М. З. Зэкиев, Б. М. Мифтахов редакциясендэ. Казан: Мэгариф, 2003. — 47 б.
  203. Татар теле: Татар урта гомуми белем биру мэктэплэренец 6 нчы с-фы очен дэреслек / Ф. Ю. Юсупов, Д. Г. Тумашева, Ч. М. Харисова Ь.б. Узгэртелгэн Ьэм тулыл. 4 нче басма. — Казан: Мэгариф, 2006.
  204. , Д.Г. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясе / Д. Г. Тумашева. Казан: КДУ, 1964. — 299 б.
  205. , Д.Г. Хэзерге татар теле. Морфология: Югары уку йорты студентлары очен дэреслек кулланма / Д. Г. Тумашева. Казан: КДУ, 1978. — 221 б.
  206. , Д.Г. Татар теле / Д. Г. Тумашева, Ф. Ю. Юсупов, К. З. Зиннэтуллина, Б.М. Мифтахов- К. З. Зиннэтуллина редакциясендэ. -Тозэт. Ьэм тулыландырылган 3 нче басма. Казан: Мэгариф, 2001. -290 б.
  207. , М.А. Татар теле методикасы / М. А. Фазлуллин. -Казан: Таткнигоиздат, 1954. 295 б.
  208. , В.Х. Татар эдэби теле буенча очерклар / В. Х. Хаков. -Казан, 1965. 120 б.
  209. , В.Н. Татар теле грамматикасы: морфология Ьэм синтаксис / В. Н. Хангилдин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959. — 642 б.
  210. , Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак ойрэтунец фэнни-методик нигезлэре / Ф. Ф. Харисов. Казан: Мэгариф, 2002. — 367 б.
  211. , Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак ейрэту: Заманча технологиялэр / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: КДПУ, 2002. -37 б.
  212. , Ч.М. Тагын морфологик анализ турында / Ч. М. Харисова // Профилизация содержания образования: опыт, проблемы, поиски: Сб. научно-методич.материалов. Казань: Мин-во образ. РТ, 2004. Б.92−93.
  213. , Ч.М. Татар теле морфологиясе: гамзли курс / Ч. М. Харисова. Казан: КДПУ, 2004.
  214. , Ч.М. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясеннэн лекциялзр / Ч. М. Харисова. Казан: ТДГПУ, 2006. — 148 б.
  215. , Ч.М. Темаларны чагыштырып ейрэну / Ч. М. Харисова // Мэгариф, 2006. № 5. — Б: 21−22.
  216. , Ф.М. Татар теле морфологиясе / Ф. М. Хисамова. -Мэгариф, 2006. 335 б.
  217. , Э.Н. Дидактика / Э.Н. Хуж-иэхмэтов. Казан: Мэгариф, 2002.
  218. Р.Х. Татар теле: Дуртьеллык башлангыч татар мэкт. 4 нче сыйныфлары очен дэреслек. Ике кис. Беренче кис. / Р. Х. Ягъфэрова, Р. Э. Асылгэрэева. — Казан: Мэгариф, 2004. — 142 б.
  219. Алиш Абдулла. Экиятлэр / А.Алиш. Казан: Татар.кит.нэшр., 1998. — 144 б.
  220. Эпсэлэмов Габдрахман. Газинур. Роман / Г. Эпсэлэмов. Казан: Татар китап нэшр., 1976. — 400 б.
  221. Бэширов Гомэр. Сайланма эсэрлэр, 3 томда. Т. III. / Г. Б. Бэширов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1968. — 435 б.
  222. Бэширов Гомэр. И язмыш, язмыш: Повестьлар / Г. Б. Бэширов. -Казан: Татар.китап.нэшр., 1990. -477 б.
  223. Беек Ватан сугышы чоры прозасы / Тез. Ф.Ганиева. Казан: Татарстан Республикасы «Хэтер» нэшр. (ТаРИХ), 2002. — 479 б.
  224. Вэлиев Рэзил. Сузлэрдэн дисбе: Шигырьлэр, ж-ырлар / Р.Вэлиев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. 223 б.
  225. Гобэй Тариф. Маякчы кызы. Повесть / Г. Гобэй. Казан: Татар.китап.нэшр., 1982. — 208 б.
  226. Гелбакча: Балалар бакчалары ечен хрестоматия / Тез. Ф. Ю. Юсупов. Казан: Татар.китап.нэшр., 1990. — 254 б.
  227. Гыйлэж-ев Аяз. Яра. Повесть, роман / А.М.Гыйлэж-ев. Казан: Татар.кит.нэшр., 1991. — 416 б.
  228. Дэрзаман Дэудэт. Бизмэн йолдызлыгы: Повестьлар / Д.Дэрзаман. -Казан: Татар.кит.нэшр., 1994. 175 б.
  229. Еники Эмирхан. Эсэрлэр, 5 томда. Т. I / Э. Н. Еники. — Казан: Татар, кит.нэшр., 2000. — 447 б.
  230. Еники Эмирхан. Эсэрлэр, 5 томда. Т. II / Э. Н. Еники. — Казан: Татар.кит. нэшр., 2001. — 447 б.
  231. Еники Эмирхан. Эсэрлэр, 5 томда. Т. III / Э. Н. Еники. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. — 400 б.
  232. Еники Эмирхан. Эсэрлэр, 5 томда. Т. IV / Э. Н. Еники. — Казан:
  233. Татар, кит. нэшр., 2003. 479 б.
  234. Еники Эмирхан. Эсэрлэр, 5 томда. Т. V / Э. Н. Еники. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. — 479 б.
  235. Ж^элил Муса. Моабит дэфтэре. Казан: Тат.кит.нэшр., 1987. — 238 б.
  236. Ихсанова Лэбибэ. Шомырт чэчэклэре ак кына.: Хикэялэр / Л.Ихсанова. Казан: Мэгариф, 2003. — 127 б.
  237. Кутуй Гадел. Сайланма эсэрлэр / Г. Кутуй. Казан: Татар.кит.нэшр., 2003.-415 б.
  238. МэЬдиев Мехэммэт. Ут чэчэге. Роман, повесть / М.МэЬдиев. -Казан: Татар.кит.нэшр., 1980. -424 б.
  239. МэЬдиев Мехэммэт. Сайланма эсэрлэр: Повестьлар, роман. 3 томда.- Т. Ш / М.С.МэЬдиев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. — 416 б.
  240. Насыйри Каюм. Эбугалисина. Повесть / К.Насыйри. Казан: Татар.кит.нэшр., 1975. — 64 б.
  241. Сарьян Хэсэн. Бер ананыц биш улы. Повесть, хикэялэр / Х.Сарьян.- Казан: Татар.кит.нэшр., 2000. 303 б.
  242. Татар халык экиятлэре / Тез. Л.Дамалетдинов. Казан: Татар.кит.нэшр., 1989. — 480 б.
  243. Татар халык ижаты: мэкальлэр Ьэм эйтемнэр / Тез. Х. Ш. Мэхмутов.- Казан: Татар.кит.нэшр., 1988. 368 б.
  244. Хужин Мэгъсум. Айныц уты сунгэн: Хикэялэр / М.Хужин. Казан: Татар.кит.нэшр., 2004. — 383 б.
  245. Шэфигуллин Файл. Бер малай, еч аргамак: Повестьлар, хикэялэр / Ф.Шэфигуллин. Казан: Татар.кит.нэшр., 2005. — 272 б.
  246. Яруллин Фэнис. Яралы язмышлар / Ф. Г. Яруллин. Казан: Рухият, 2000. — 440 б.
Заполнить форму текущей работой