Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к произведениям Л. Н. Толстого вполне закономерно, поскольку писатель является одним из признанных мастеров психологической прозы. «Разнообразя и совершенствуя-свой язык, Толстой вырабатывал активные приёмы литературного мастерства и выразительного средства. Стремление знать и видеть своих героев изнутри привело Толстого к освоению таких новых в русской литературе XIX века приёмов, как… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА I. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. хологичий ект ледования ВР
    • 2. холингвичий ект ледования ВР
    • 3. Литературоведчий ект ледования ВР
    • 4. Лингвичий ект ледования ВР
    • 5. Внутренняя речь и особенности её изображения в художественной литературе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ОДНОСОСТАВНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ
    • 1. Односоставные глагольные предложения и их место в системе прого предложения
    • 2. Определённо-личные предложения.¦
    • 3. Неопределённо-личные предложения
    • 4. Обобщённо-личные предложения
    • 5. Безличные предложения
    • 6. Инфинитивные предложения
    • 7. Роль служебных элементов в односоставных глагольных предложениях во внутренней речи пенажей
  • Выводы по второй главе

Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В художественной литературе одним из способов раскрытия индивидуального отношения человека к миру является речь персонажа. Она позволяет передать его суждение, мнение, оценку по поводу какого-либо факта или события, выраженное во внешней речи, и даёт возможность писателю характеризовать героя художественного произведения посредством этой самой речи, отчасти раскрывая читателю его внутренний мир.

С возникновением психологической прозы, а вместе с ней и психологического метода в художественной литературе, перед писателями открылись новые возможности изображения и средства раскрытия внутреннего мира человека. Одним из таких средств являетсявнутренняя речь (ВР) персонажа, назначение которой, по словам И'.В. Артюшкова, «.изобразить внутренние мысли и чувства персонажа, объективируя субъективную сторону жизни человека» [Артюшков, 2003, 3].

Внутренняя речь представляет собой сложное, многоплановое явление, связанное с мышлением и языком, и это обусловливает глубокий интерес, проявляемый к ней представителями различных научных сфер, в частности, философии, психологии, психолингвистики, литературоведения и лингвистики.

Впервые обратил внимание на использование Л. Н. Толстым внутренней речи в своих произведениях академик В. В. Виноградов. Её появление он связывал с необходимостью художественного изображения ВР средствами внешней речи, которая позволила бы «.сконструировать динамический, неустойчивый, текучий план внутреннего речевого мышления, тот изменчивый и стремительный поток индивидуального сознания, в котором, сталкиваясь и сплетаясь, кружатся слова и мысли» [Виноградов, 1939, 184]. При этом он отмечал, что внутренняя речь нуждается в специальном теоретическом рассмотрении. Однако в дальнейшем проблема .ВР не была предметом серьезного изучения лингвистами. До конца 80-х гг. исследование феномена внутренней речи сводилось к описанию её отдельных характерных особенностей, видов и форм, а также наблюдениям над использованием её в произведениях JT.H. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. [Бойко, 1959; Круглик, 1961; Борисов, 1962; Андромонова, 1965; Архангельский, 1971; Пахарева, 1971; Демидова, 1975; Ринберг, 1978 и др.]. Ряд работ, в которых делаются попытки теоретического осмысления внутренней речи, определения лингвистического статуса, установления места внутренней речи в ряду смежных явлений, описания отдельных её форм, выявления особенностей её функционирования в художественном тексте, был выполнен на материале английского, немецкого, французского языков,[Андриевская, 1969; Завадовская, 1971; Сакварелидзе, 1975; Ярмоленко, 1982; Гаибова, 1986; Зименкова, 1989; Сахнович, 1990; Лустрэ, 1996 и др.].

С конца 80-х гг. началось серьёзное изучение внутренней речи на материале русского языка [Е.В. Кошкаров, 1987; Е. В. Сельченок, 1988; A.B. Логинов, 1991; Даш Алпан, 1996; Ю. М. Сергеева, 1996; Н. В. Моисеева, 1997; И. В. Артюшков, 2003].

Тем не менее приходится констатировать, что если психологический, психолингвистический и литературоведческий аспекты внутренней речи в научной литературе освещены достаточно широко, то лингвистический аспект на сегодняшний день остаётся исследованным в недостаточной степени. В частности, не описаны синтаксические особенности внутренней речи, структура и семантика предложений в её составе, в том числе односоставных. В имеющихся работах представлены общие наблюдения над односоставными глагольными предложениями [Артюшков, 2004; 2005], однако в целом односоставные глагольные предложения во внутренней речи ещё не описаны, и это при том, что, по мнению И. В. Артюшкова, односоставные предложения являются одной из характерных особенностей синтаксической организации художественно изображённой внутренней речи персонажей в литературном произведении и отражают существенные особенности психологической (естественной) внутренней речи человека [Артюшков, 2005] и нуждаются в специальном рассмотрении. Названными обстоятельствами определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования — дать комплексное, структурно-семантическое описание односоставных глагольных предложений в прямой внутренней речи персонажей в произведениях Л. Н: Толстого.

Обращение к произведениям Л. Н. Толстого вполне закономерно, поскольку писатель является одним из признанных мастеров психологической прозы. «Разнообразя и совершенствуя-свой язык, Толстой вырабатывал активные приёмы литературного мастерства и выразительного средства. Стремление знать и видеть своих героев изнутри привело Толстого к освоению таких новых в русской литературе XIX века приёмов, как передача^ мыслей персонажей, их голосов «про себя» [Арденс, 1969, 372]. Творчество-писателя представляет собой вершину не только отечественной, но и мировой литературы. Являясь непревзойдённым мастером психологического анализа, Л. Н. Толстой распахнул перед читателем двери во внутренний мир человека, обнажив самые сокровенные тайны его души. Во многом это стало возможно благодаря открытию им универсального средства психологизма — внутренней речи, ставшего важной составляющей психологической прозы в целом.

Исходя из общей цели формулируются конкретные задачи исследования:

— выделить и подвергнуть анализу все фрагменты прямой ВР персонажей, содержащие односоставные глагольные предложения;

— установить и описать структурно-грамматические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;

— выявить и рассмотреть функционально-семантические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;

— охарактеризовать роль служебных элементов в односоставных глагольных предложениях в ВР персонажей.

Материалом исследования послужили все законченные повести и романы Л. Н. Толстого (всего — 20 произведений), из которых путём сплошной выборки был получен 4191 фрагмент, содержащий односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи персонажей. Обращение к повестям и романам обосновано тем, что в отличие от рассказов, в которых возможно описать лишь отдельный фрагмент жизни персонажа или всю его жизнь в, очень сжатой форме, крупные произведения позволяют проследить эволюцию внутреннего мира героя, его становление и развитие, отражающееся. в ВР.

Объектом исследования являются односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи в произведениях JI.H. Толстого. Прямая ВР, в отличие от других способов передачи является наиболее приближенной к естественной внутренней речи, поскольку в ней в наименьшей степени отражается авторская позиция.

Предмет исследования — структурные и семантические-особенности односоставных глагольных предложений во внутренней речи персонажей.

Методы исследования. В качестве основных в работе использованы следующие методы: наблюдение над языком художественных произведений, описательный, метод системного анализа, включающий анализ структурных и семантических особенностей односоставных глагольных предложений в ВР персонажей. Частично применялся статистический метод при установлении количества и процентного соотношения отдельных видов односоставных глагольных предложений.

Диссертационное исследование выполнено в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются принцип многоаспектности и системности (В.В. Бабайцева).

Методологической основой работы явились труды крупнейших психологов (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев, Н. И. Жинкин, А. Н. Соколов, Б. Ф. Баев, Т. Н. Ушакова и др.), психолингвистов (A.A. Леонтьев, Т. В. Рябова (Ахутина), С. Д. Канцельсон, И. А. Зимняя, Г. М.

Кучинский, Б. Ю. Норман, Е. С. Кубрякова, и др.), литературоведов (М.М. Бахтин, И. В. Страхов, В. В. Кожинов, B.JI. Ковалёв, Л. Я. Гинзбург, О. Н. Осмоловский, Л. П. Гроссман, А. И. Чичерин, А. Г. Бочаров, Е. Г. Эткинд и др.), лингвистов (В.В. Виноградов, A.A. Андриевская, С. Ю. Завадовская, Н. И. Сакварелидзе, М. Т. Гаибова, Е. В. Кошкаров, A.B. Логинова, КХМ. I.

Сергеева, Н. В. Моисеева, И. В. Артюшков и др.).

Научная новизна и теоретическое значение исследования. В работе t предпринимается попытка комплексного, структурно-семантического анализа односоставных глагольных предложений, и определяется их роль в синтаксической" организации^ внутренней^ речи персонажа в художественной литературе.

Практическая значимость в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка при изучении раздела «Синтаксис» и при анализе художественного текста в рамках спецкурсов и спецсеминаров в вузе, а также на уроках в школах с углублённым изучением русского языка.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русского языка, межкафедрального семинара Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, на различных конференциях: Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы общего и регионального языкознания» (г.Уфа, 2008) — Международной открытой заочной научно-практической конференции «Язык и литература в поликультурном пространстве» (г.Уфа, 2008) — Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (г.Уфа, 2008). По теме диссертации опубликовано 6 статей, из них 2 — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, список источников и приложение. Во введении обосновывается важность и актуальность, определяются цель и задачи, материал, объект, предмет, методы, методологическая основа исследования, формулируется научная гипотеза, обозначается научная новизна и теоретическая и практическая значимость работы, содержатся сведения об апробации работы В первой главе «Внутренняя речь как лингвистический феномен» определяются и характеризуются аспекты изучения ВР, определяется её статус, особенности изображения в художественной литературе. Вторая глава «Структура и семантика односоставных глагольных предложений во внутренней речи персонажей» является собственно исследовательской и содержит анализ структурных и семантических особенностей односоставных глагольных предложений в прямой ВР в произведениях Л. Н. Толстого. В заключении представлены общие выводы, полученные в результате исследования. Список использованной литературы включает 170 наименований. Список литературных источников содержит 20 наименований произведений Л. Н. Толстого.

Выводы по второй главе.

Анализ языкового материала позволяет сделать следующие выводы. Односоставные глагольные предложения являются важным средством синтаксической организации художественно изображённой внутренней речи персонажей, поскольку отражают одно из основных свойств ВР: её предикативность и-наглядно-чувственный характер.

Односоставные предложения характеризуются сложной структурой и семантикой и требуют многоаспектного исследования и описания. Выделяются четыре аспекта изучения односоставных глагольных предложений: логический, структурный, семантический и коммуникативный. Важнейшими из них являются логический и структурный.

Логический аспект позволяет выявить причины возникновения и существования односоставных глагольных предложений. В них реализуется логико-психологическое суждение, один из компонентов которого — субъект имеет наглядно-чувственный характер, поэтому такие предложения в наибольшей степени способны отражать особенности внутренней речи персонажей.

Структурный аспект предполагает изучение реализации структурных схем предложения, которая осуществляется с учётом видов мысли суждения. В односоставных глагольных предложениях первый компонент логикопсихологического суждения может быть представлен не подлежащим, а второстепенным членом предложения, содержащим косвенное указание на деятеля (производителя действия) или носителя признака состояния.

Семантический аспект предполагает выявление взаимодействующих компонентов простого предложения, связанных с разными уровнями и аспектами системы языка. Эти компоненты объединяются в две группы, которые образуют языковую и речевую семантику. Для внутренней речи в художественном произведении характерно наличие односоставных предложений с семантикой модальности, характеризации и состояния. При этом наиболее многочисленную группу представляет модальный' тип семантики со значением необходимости, возможности/невозможности, желательности и т. д.

Коммуникативный аспект, в частности, тема-рематическое членение, определяет односоставность структуры, акцентирует члены предложения, составляющие его коммуникативный центр, является «заключительным аккордом» в создании предложения / высказывания.

В произведениях Л. Н. Толстого во внутренней речи персонажей используются следующие разновидности односоставных глагольных предложений: 1) определённо-личные- 2) неопределённо-личные- 3) обобщённо-личные- 4) безличные- 5) инфинитивные.

Наиболее употребительными из них являются безличные и инфинитивные предложения, которые позволяют передать различные нюансы психоэмоционального состояния и мыслительных процессов персонажей. В них герой формулирует выводы и положения, к которым приходит после длительных размышлений.

Определённо-личные предложения также довольно многочисленны. Основное их назначение — планирование персонажем предполагаемых им действий, а также обращение во время молитвы к высшим силам.

Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения являются наименее употребительными, что связано с психологической природой внутренней речи, имеющей субъективный характер.

Служебные элементы в односоставных глагольных предложениях выступают в качестве средств выражения дополнительной семантики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие общие выводы.

Внутренняя речь — это сложный, многосторонний феномен, связанный с мышлением и языком, что предполагает необходимость многоаспектного исследования, учитывающего существенные стороны данного явления. Выделяются четыре аспекта изучения ВР: психологический, психолингвистический, литературоведческий и лингвистический.

В соответствии с психологическим аспектом внутренняя речь понимается как беззвучная, мысленная речь, связанная со всеми сторонами психики человека и сопровождающая любую его мыслительную деятельность. ВР имеет одинаковые генетические корни с внешней речью и зарождается в общении. Для адекватного понимания внутренней речи следует различать обращённость и коммуникативность. Для внутренней речи характерна обращенность, поскольку она направлена на самого говорящего или предполагаемого собеседника, но при этом ВР является некоммуникативной, поскольку не выступает как, средство общения. К важнейшим особенностям структуры внутренней речи относится сокращённость формы, что выражается в особенностях её синтаксиса и фонетики.

ВР осуществляется с помощью особого предметно-изобразительного кода, представляющего собой код образов и схем, своеобразных «квантов» мысли, поэтому она оказывается недоступной для регистрации.

В рамках психолингвистического аспекта внутренняя речь рассматривается как особая форма речевой деятельности, в которой порождение речи предстаёт в виде сложного динамического процесса. Порождение речевого высказывания может быть представлено в виде психолингвистической модели, включающей в себяследующие этапы: мотив, замысел, внутреннее программирование, лексико-семантическое развёртывание, грамматическое структурирование, реализация во внешней речи.

При рассмотрении внутренней речи в соответствии с литературоведческим аспектом выявляется роль ВР как основного средства раскрытия внутреннего мира героев в художественной литературе. При этом предметом исследования обычно* является не внутренняя речь во всей совокупности её проявлений, а лишь основная её форма — внутренний, монолог, рассматриваемый как художественный приём. В художественной литературе внутренний монолог выполняет ряд функций: раскрытия-внутреннего мира героев, познанияи самопознания, индивидуализации, композиционную и др.

В соответствии^ с лингвистическим аспектом внутренняя, речь представляет собой одну из форм речи, определяемую как «немая», беззвучная речь, обращённая говорящим к самому себе или к воображаемому собеседнику.

В художественной литературе внутренняя' речь носит условный характер, поскольку воспроизведение естественной ВР невозможно в принципе ввиду недоступности её для наблюдения и регистрации и противоречит законам художественного представления действительности. Это не подлинно ¦ психологическая, а художественно изображённая внутренняя речь, оформленная средствами литературного языка.

За термином «внутренняя речь» по существу скрываются два явления, имеющие принципиально разную природу и являющиеся предметом изучения разных научных дисциплин: первое — психологическая ВР, выступающая как предмет исследования в психологии и психолингвистикевторое — художественно изображённая ВР, выступающая как предмет исследования в лингвистике и литературоведении.

В литературном произведении внутренняя речь, во-первых, художественно изображает речемыслительную деятельность человека и является предметом изображения, во-вторых, участвует в создании образов персонажей и выступает как важнейшее средство психологического анализа, её назначение — объективация субъективной сферы жизни человека.

Наиболее широкие возможностидля изображения внутренней речи персонажей представляет прямая речь, которая позволяет прямо и непосредственноотразить всю глубину и сложность, внутренних переживаний героевпоказать, динамичность и< противоречивость мыслительных процессов и эмоциональных состояний.

Висследуемых произведениях наиболее многочисленными среди односоставных глагольных предложений являются, безличные и инфинитивные предложениячто обусловлено разнообразием-их семантики, позволяющей передать разные стороны внутренней жизни человека.

В1 группе безличных предложений наиболее употребительными-являются предложения с модальнымзначением, необходимости, возможности, невозможности, желательностикоторые носят ярко выраженный' оценочный, характер и отражают волевую и эмоциональную сферы" как наиболее субъективные в жизни человекаа также со значением состояния, которые отражают психоэмоциональное и физическое состояние человека.

В< группе инфинитивных предложений наиболее употребительными являются предложения с модальным значением долженствования, необходимости, желания, отражающие осознание персонажем необходимости совершения действия вследствие сложившегося «положения дел», со значением сомнения, нерешительного предположения, отражающие сложные мыслительные процессы и психоэмоциональные состояния героев вследствие самоанализа и рефлексии, необходимости выбора, анализа собственных поступков и взаимоотношений с окружающим миром, а также со значением желательности и предпочтительности. Основным содержанием их является желание персонажа осуществить действие, которое должно изменить существующее положение дел.

Определённо-личные предложения составляют довольно многочисленную разновидность односоставных глагольных предложений, среди которых выделяютсяповествовательные и побудительные предложения. Содержанием повествовательных предложений: является намерение персонажа совершить, определённые действия (планируемые или-предполагаемые) — субъектомкоторых выступает сам персонаж. В отличие от других разновидностейодносоставных предложений, констатирующих намерение или необходимость, в определённо-личных предложениях присутствует личностныйхарактер и содержание их направлено в будущее. Как правило, эти намерения осуществляютсяв будущем, в то время как в безличных и инфинитивных предложениях такое намерение часто остаётся нереализованным. Содержаниемпобудительных, предложений являетсяпобуждение, конкретизируемое как пожелание, призывпросьба, мольба к, Богу или другому-персонажу, реальному или воображаемому и, как правило, носящее эмоционально окрашенный характер;

Неопределённо-личные' предложениясоставляют немногочисленную разновидность, односоставных глагольных предложений. Основнымих содержанием является констатация персонажемкаких-либо* событий, явлений, действий других персонажейвсего того,", что может ожить в его сознании в виде воспоминаний, представлений и передатьэлементы фабулы: в них на первый план выступает само действие или состояние, а деятель оказывается менее важным и мыслится как неопределённый.

Обобщённо-личные предложения представлены единичными примерамиЭто объясняется психологической природой внутренней речи, которая носит сугубо субъективный характер, отражает интимные мысли и чувства человека, осознающего себя как уникальную, неповторимую личность, тогда как обобщённо-личные предложения отражают действия и состояния, типичные для всех людей, включая самого говорящего (мыслящего).

Характерной особенностью синтаксической структуры односоставных глагольных предложений является широкое использование служебных элементов, которые употребляются в основном как средство выражения дополнительных модальных оттенков семантики необходимости, отрицания необходимости, возможности, невозможности, желательности, предположения и т. д., а также как средство отражения процесса формирования мыслей персонажа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. 334 с.
  2. , Б.Г. К теории внутренней речи Текст. / Б. Г. Ананьев. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН-РСФСР, 1960. -С. 348−369.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания: монография Текст. / Б. Г. Ананьев -М.: Наука, 2000. 351 с.
  4. , A.A. Внутренняя речь и приемы ее художественного изображения Текст. / А. А. Андриевская // Вестник Киевского ун-та. Серия филологии и журналистики: Киев: Изд-во Киевск. Ун-та, 1965. -С. 125−231.
  5. , И.В. Аспекты исследования внутренней речи Текст. / И. В. Артюшков ФН. — 1997. — № 4. — С.66−75.
  6. , И.В. Внутренняя речь как предмет научного исследования Текст. / И. В. Артюшков // Семантика и функционирование единиц языка и речи: Межвуз. сборник науч.трудов / Ответ.ред. ИВ.Артюшков. -Уфа, 1996. -С.181−195.
  7. , В.Л. О внутренней монологической речи в романе «Война и мир» Текст. / В. Л. Архангельский // Лев Толстой: Проблемы языка и стиля: Докл. И сообщ. XI и XI Толстовских чтений. Тула, 1971. — С.228−331.
  8. , О.С. Словарь лингвистических терминов. Текст. / О. С. Ахманова. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 608с.
  9. Ю.Бабайцева В. В. Изучение односоставных предложений в VII классе Текст. / В. В. Бабайцева // Русский язык в школе. 1973. — № 5.
  10. В.В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. -Ч.Ш. Синтаксис и пунктуация: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1981. — 271 с.
  11. Бабайцева,* В. В. Семантика простого предложения Текст. / В. В. Бабайцева // Предложение как многоаспектная единица языка: Сб научн.тр. М., 1983
  12. , В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке Текст. / В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2004, 512с.
  13. , В.В. Современный русский язык. В 3 частях. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов М.: Просвещение, 1987.
  14. , В.В. Явления переходности в грамматике русского языка: Моногр. Текст. / В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2000. — 640с.
  15. , Б.Ф. Психология внутренней речи Текст.: дис. д-ра псих. Наук / Б. Ф. Баев. Киев, 1966. — 454с.
  16. , М.М. Проблема речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — С.237−280.
  17. , В.А. Современный русский язык: Синтаксис Текст. / В. А. Белошапкова. — М.: Высшая школа, 1977.
  18. , В.П. Психолингвистика Текст. / В. П. Белянин. М.: Флинта, 2009.-416с.
  19. , П.П. Память и мышление. Текст. / П. П. Блонский. М., 1935.-214с.
  20. , В.А. Общий курс русской грамматики Текст. / В. А. Богородицкий. — М. —Л., 1935.
  21. , Е.И. Механизмы умственной деятельности Текст. / Е. И. Бойко.1. М., 1976, 246с.
  22. , М. Внутренний монолог в произведениях Л.Н.Толстого и Ф. М. Достоевского Текст. / М. Бойко // Лев Николаевич Толстой: Сборник статей о творчестве / Под ред. Н. К. Гудзия. М.: Изд-во МГУ, 1959. — 2. — С.83−98.
  23. Большой энциклопедический словарь: Языкознание Текст. / гл.ред. В. Н. Ярцева: 2-е изд. — М.: Большая Рос. энциклодедия, 1998. — 685с.
  24. , P.A. Писатели о языке и язык писателей Текст. / Р. А. Будаков.- М: Издательство Московского университета, 1984.
  25. , Н.Ф. Опыт исторической грамматики русского языка Текст. / Н. Ф. Буслаев. М., 1958.
  26. , Н.С. Синтаксис современного русского языка Текст. / Н. С. Валгина. М.: Высшая школа, 1991.
  27. , Л.И. О внуренней речи в рассказах Василия Макаровича Шукшина: Василий Макарович Шукшин философ, историк, художник Текст. / Л. И. Всилевская // Сб.статей. — Барнаул, 1992
  28. , А.Я. язык. Культура. Познание Текст. / А. Я. Вежбицкая. -М., 1997
  29. , A.B. Простое предложение: Опыт семантического-описания Текст. / А. В. Величко, Ю. А. Туманова, О. В. Чагина М.: Издательство Московского университета, 1986.
  30. , Т.М. Неопределённо-личные предложения в контексте времени Текст. / Т. М. Веселовская // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. — СПб., 1999. — Вып.6 4.1.
  31. , E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка Текст. / Е. Н. Винарская М-.: Просвещение, 1987
  32. , В.В. О теории художественной речи Текст.- / В. В. Виноградов М.: Высшая школа, 1971. — 240с.
  33. , В.В. О художественной прозе Текст. / В. В. Виноградов -М.-Л., 1930.-686с.
  34. Виноградов, В. В: О языке художественной прозы Текст.- / В. В. Виноградов. // Избранные труды. — М.: Наука, 1980. — 360с.
  35. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 256с.
  36. , Е.И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений Текст. / Е. И. Воинова // Русский язык в школе. — 1958. — № 2.
  37. , Л.С. Мышление и: речь Текст. / Л. С. Выготский. // Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С.39−386.
  38. , В.А. Системные описания в психологии Текст. / В. А. Ганзен -Л., 1984.-175 с.
  39. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке Текст. / Е. М. Галкина Федорук // Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. Виноградова В. В. М., 195О.
  40. , И.Р. Очерки по стилистике английского языка Текст. / И. Р. Гальперин. М-.: Изд-во лит-ры на-иностр.языках, 1958. — 459с.
  41. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1980. — 139с.
  42. , П.Я. К вопросу о внутренней речи Текст. / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — № 4. -С.55−60.
  43. Гвоздев, А. Н! Очерки по< стилистике русского языка Текст. / А. Н. Гвоздев. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 408с.
  44. , P.P. Рассуждение о диалогах и монологах: (К общей теории высказывания) Текст. Р. Р. Гельгардт // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин, 1971, — Вып. 1. — П. — С.28−153.
  45. , Л.Н. Семантика инфинитива представления и знаки препинания при нём (на материале художественной прозы Л.Н. Толстого) Текст. / Л. Н. Голайденко // Семантика и функционирование единиц языка и речи: Межвуз. сб.научн.трудов. Уфа, 1996
  46. , Н.Д. Структура внутренней речи в рассказах В.М. Шукшина (к проблеме взаимодействия разных типов речи в ментальных контекстах)
  47. . H.Д. Голев // Проза В. М. Шукшина как лингвокультурный феномен: Коллективная монография / Под ред. В. А. Пищальниковой. -Барнаул: Изд-во Al 'У. 1997. — С. 61−85
  48. , Е.А. Лингвостилистические особенности- авторской- и персонажной несобственно-прямой* речи Текст. / Е. Л. Гончарова // Стилистика- художественной речи-: Сборник науч.трудов. Л., 1977. -Вып.Ш. — С.67−74.
  49. Грамматика русского языка: В 2-х т. М.: Изд-во API СССР, 1960. -Т И. — 4.2. — 440 с.
  50. Жинкищ НИ- Грамматика- и смысл Текст.- / Н: И. Жинкин> // Язык и- человек. М.: Изд-во МГУ, 1970. — С.63−85.
  51. , Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи Текст. / Н. И. Жинкин // ВЯ. 1964. — № 6. — С.26−38.
  52. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: Психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с.
  53. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. -159с.
  54. , А.Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения Текст. / А. Ф. Калинин //Русский язык в школе. 2000. — № 4.
  55. , С. Д. Речемыслительные процессы Текст. / С. Д. Канцельсон // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С.3−12.
  56. , С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Канцельсон // Л.: Наука, 1972. — 216с.
  57. , Ю.Н. Еще один аргумент Текст. / Ю. Н. Караулов // Филологический сборник: (к 100-летию со дня рождения академика В.В.Виноградова). -М., 1995. С.209−219.
  58. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 263с.
  59. , Г. С. К изучению односоставных предложений в VII классе Текст. / Г. С. Кириченко // Русский язык в школе. — № 5. — 1972.
  60. , В.В. Происхождение романа: Теоретическо-исторический очерк Текст. / В. В. Кожинов. — М.: Сов. писатель, 1963. — 439с.
  61. , С.В. Несобственно-прямая речь как особая разновидность текста Текст. / С. В. Коростова // Речь. Речевая деятельность. Текст. -Таганрог, 2000
  62. , В.Л. Внутренняя речь как компонент художественного произведения и ее синтаксические особенности в прозе Ф.М.Достоевского Текст.: дис. .канд.фил.наук.— Петрозаводск, 1987. 209с.
  63. , В.Л. Как мыслят герои Достоевского: (номинации психических состояний) Текст. / В. Л. Кошкаров // Новые аспекты в изучении Достоевского. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск. ун-та, 1994.-С. 130−143.
  64. , В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций Текст. / В. В. Красных. М., 2001
  65. Крат1сий психологический словарь Текст. / Ред. сост. Л.А.Карпенко- Под- общ. ред. A.B.Петровского- М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп.-Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512с.
  66. Лев Толстой и ВВ. Стасов: Переписка 1878 — 1906 гг. Л.: Прибой, 1929.- 431 с.
  67. , П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебное пособие для вузов. Текст. / П. А. Лекант. М.: Высшая школа, 1986.
  68. Лёксико-семантические группы русских, глаголов: Учеб. слов-справ. Текст. / Под общ.ред. Т. В. Матвеевой. Свердловск. 1988
  69. , A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания Текст. / А. А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1967. С.6−16.
  70. , A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации Синтаксис текста’Текст. / A.A. Леонтьев//.-М.: Наука, 1979. С. 18−36.
  71. Леонтьев, А. А: Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.:Смысл, 1997. 287с.9 8. Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  72. , A.A. Речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. С. 21−28.
  73. , A.A. Смысл как психологическое понятие Текст. / А. А. Леонтьев // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языкам / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1962. — С.56−66.
  74. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. /
  75. A.А.Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
  76. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред.
  77. B.Н.Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682с.
  78. , A.B. Внутренняя речь персонажа как текстовая категория Текст. / А. В. Логинов // Актуальные проблемы преподавания филологии в рамках системы «вуз-гимназия-прогимназия»: Межвуз. сборник науч.трудов. Мичуринск, 1995. -4.1. — С. 73−81.
  79. , A.B. Вопросительное предложение и вопросо-ответный комплекс во внутренней речи персонажа художественного реалистического произведения Текст.: дис. .канд.фил.наук / A.B.Логинов. СПб., 1991. — 189с.
  80. , Т.П. Предложение и его грамматические категории Текст. / Т. П. Ломтев. М., 1972
  81. , Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты Текст. / Ю. М. Лотман // Внутри мыслящих миров. Человек — текст -семиосфера история. М.: М.: Языки русской культуры, 1996. — С. 2345.
  82. , Ю.М. Анализ поэтического текста Текст. / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972.
  83. , Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым- системам. -Тарту: Изд-во Тартуск. ун-та, 1973. VI. — С.227−243.
  84. , А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. — VI. -120с.
  85. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979i-320с.
  86. , P.P. Безличные предложения во внутренней речи персонажей (на материале произведений Л.Н.Толстого) Текст. / Р. Р. Набиуллин // Исследования по" семантике и прагматике языковых единиц: Межвуз. сборник науч. трудов. — Уфа, 2007.
  87. , P.P. Внутренняя речь как средство раскрытия психологии героя (на материале повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича») Текст. / Р. Р. Набиуллин И Искусство и образование. — М., 2008, № 8, С. 127 — 132.
  88. , P.P. Внутренняя речь как отражение религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого Текст. / Р. Р. Набиуллин // Искусство и образование. М., 2009, № 7, С. 241 — 246.
  89. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка Текст. / Д.Н.Овсянико-Куликовский. JI, 1941
  90. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека Текст. / А.Б. Орлов'// Вопросы психологии. — М., 1995. 2. С.5−18.
  91. , О.Н. Внутренний монолог в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Текст. О. Н. Осмоловский // Уч.зап.Орловск. пед. ин-та. — Орел, 1964. — T.XXVII.-С. 185−205. .
  92. , О.Н. Достоевский и русский психологический роман Текст. / О. Н. Осмоловский. Кишинев: Штиинца, 1981. — 167с.
  93. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 1956. — 511с.
  94. , В.К. Некоторые случаи ¦ определения типа предложения Текст. / В. К. Покусаенко // Русский язык в школе. 1979.6.
  95. , A.A. Из записок по русской грамматике: В 4-х т. Текст. / А. А. Потебня. М., 1958
  96. , И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. Текст. / И. П. Распопов. — М., 1970.
  97. , Д.Э., Теленкова М. А. Словарь справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 543 с.
  98. , С.Л. Речь Текст. / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — С.442−483.
  99. , А.Г. Синтаксис современного русского языка Текст. / А. Г. Руднев. М.: Высшая школа, 1963.
  100. , А.Г. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. Г. Руднев. Изд.2-е. — М.: Высшая школа, 1968.-320с.
  101. Русская грамматика: В 2-х т. — М.: Наука, 1980. Т.П. — 709 с.
  102. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. — М.: Сов. энциклопедия, 1979. — 432 с.
  103. Рябова, Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологииI
  104. Текст. / Т. В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку. -М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 76- 94.
  105. , Т.М. Нечленимые предложения как коммуникативно-синтаксический способ выражения согласия-несогласия Текст. / Т. М. Свиридова. -М., 2001
  106. , Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения Текст. / Е. С. Скобликова. М.: Просвещение, 1979.
  107. , Д. Психолингвистика Текст. / Д.Слобин. М.: Прогресс, 1976.-С. 19−215.
  108. Словарь русского языка: В 4-х т. 2-е изд., испр. и доп. Текст. / Под ред. А.ПЕвгеньевой. — М.: Рус. язык, 1981, T.I. — 698 е.- 1983, Т.П. -736 с.- 1983, T.III.-752с.
  109. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е, испр. и доп. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632с.
  110. Современный русский язык Текст. // Под ред. Д. Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.
  111. , А.Н. Внутренняя речь и мышление Текст. / А. Н. Соколов. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  112. , Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. / Ю. А. Сорокин. — М.: Наука, 1985.
  113. , Ю.С. Константы: Словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. -М., 2001
  114. , И.В. Вопросы психологии внутренней речи Текст. / И. В. Страхов // Уч.зап. Саратовск.гос.пед.ин-та. 1947. — Вып.ХИ. — С. 220−237.
  115. , И.В. Л.Н.Толстой как психолог Текст. / И. В. Страхов // Уч.зап. Саратовск.гос.пед.ин-та. — 1947. — Вып.Х. — 316с.
  116. , И.В. Л.Н.Толстой о психологии характера Текст. / И. В. Страхов // Уч.зап. Саратовск.гос.пед.ин-та. 1948. — Вып.ХИ. — С. 193−219.
  117. , З.К. Становление типологии русского предложения в её отношении к этнофилософии Текст. / З. К. Тарланов. Петрозаводск, 1999
  118. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г.Тер-Минасова. М., 2000
  119. К.А. Инфинитивные предложения в русском языке. Автореф. докт. дисс. Благовещенск-на-Амуре, 1951.
  120. , Т.Н. Проблема внутренней речи Текст. / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 39 — 51.
  121. , Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии Текст. / Т. Н. Ушакова // Психологические и психофизиологические исследования речи / Отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985.-С.13−26.
  122. , С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи Текст. / С. Н. Цейтлин. М.: Владос, 2000.- 240с.
  123. , Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15-и т. Текст. / Н. Г. Чернышевский М., 1947. — Т.З. — 884с.
  124. , Л.Д. Связи слов в современном русском языке Текст. / Л. Д. Чеснокова. — М., 1980.
  125. , A.B. Идеи и стиль: о природе поэтического слова Текст. / А. В. Чичерин. 2-е изд., доп. -М.: Сов. писатель, 1968. — 374с
  126. , Г. М. Чужая речь как лингвистическая категория и проблемы грамматики, лексикологии, стилистики Текст.: ДД. -Днепропетровск, 1977.-414с.
  127. , Н.М. Лингвистический анализ художественного текста Текст. / Н. М. Шанский. Л.: Просвещение, 1990.
  128. , Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом Текст. / Н. М. Шанский. -М.: Просвещение, 1986.
  129. , A.A. Синтаксис русского языка Текст. / А. А. Шахматов. Изд. 2-е. — Л., 1941. — 620с.
  130. , А. М. Проблемы психолингвистики Текст. / А. М. Шахнарович. — М., 1987.
  131. , JI.M. Диалог и внутренняя речь персонажей в структуре рассказов Василия Макаровича Шукшина Текст. / Л. М. Шелгунова // Язык и стиль прозы Василия Макаровича Шукшина: Сб.статей. Барнаул, 1991
  132. , Н.Ю. К вопросу об общенародном и индивидуальном в языке писателя Текст. / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1952.2. С. 104- 125.
  133. , Н.Ю. Очерки по синтаксису разговорной речи Текст. / Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 377с.
  134. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. / Д. Н. Шмелёв. М., 1973
  135. , Л.П. О диалогической речи Текст. / Л. П. Якубинский // Избранные работы. М., 1986.
Заполнить форму текущей работой