Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Живаго С. И. Запросы жизни и формализм в науке государственного права. К характеристике современной немецкой юридической школы // Научное слово, 1903. Репко Г. Л. Социально-философский анализ проблемы Всеединства в русской философии. Автореф. дис. канд.философ.наук. М., 1997.1. Архивные данные и фонды. Демократия на распутье. В сб.: София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии… Читать ещё >

Содержание

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования философско-правовых воззрений Новгородцева, следует отметить, что его философско-правовые, социально-политические идеи явились важной составной частью русской либеральной мысли начала 20 века и сыграли особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле.

Основные области деятельности Новгородцева как социального философа — исследование государства и права, различных форм государственного устройства, правового государства, проблем демократии, вопроса об общественном и личном, об общественном идеале и социокультурном прогрессе.

Осмысление ученым философских оснований вышеперечисленных проблем, возникающих всегда с особой остротой в кризисные периоды истории, на наш взгляд, представляет собой уникальное явление в русской социальной философии, поражающее эрудицией, основательным анализом, неповторимым индивидуальным идеалистическим философским стилем.

В целом, естественно-правовая концепция Новгородцева — довольно широкая социально-философская теория, в которой мыслитель выразил свой взгляд на существо философско-методологических проблем политики и права, нравственной сферы общественной жизни и государственных отношений.

Актуальным и в наши дни представляется анализ философом метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре, особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической ценности — человеческой Личности. Современно звучат слова мыслителя: «.чем более ценим мы индивидуальность и сознаем ее значение, тем более мы должны признать невозможным, что какие бы то ни было формы жизни, демократические или иные, ее обесценят и сотрут. проблема индивидуальности коренится не в культурном или общественном проявлении личности, а в глубине ее нравственного сознания, в ее моральных и религиозных потребностях."1.

По мысли философа, все изучаемые вопросы должны рассматриваться сквозь призму Личности и ее нравственного сознания, которые являются своеобразным методологическим ключом к пониманию истории, ее иррациональности.

В этой связи можно говорить об определенном преемстве идей Новгородцева и В. Соловьева, и о влиянии последнего на философию права и этику Новгородцева.

Новгородцев показал, что серьезной методологической ошибкой позитивистской теории права является отождествление научных приемов познания социальной реальности с самой реальностью.

Критикуя позитивизм, философ ставил определенную цель — преодолеть узкие рамки историцизма, который, по его мнению, был ориентирован на изучение существующих социокультурных и географических условий бытия человека и не уделял должного внимания анализу перспективных, телеологических аспектов развития общества.

Нравственность и право, — делает вывод мыслитель, — можно и должно изучать не только как исторические и общественные явления, но также как 1 внутренние психические индивидуальные переживания".

Эти суждения философа находятся в основном идейном русле развития европейской социальной философии, совпадают с концептуальными разработками философии жизни, социологии познания и достаточно близки к взглядам Макса Вебера.

Следуя кантовской этике, Новгородцев полагал, что правовые и нравственные нормы, законы, правила и заповеди являются абстрактными, «отвлеченными» явлениями, которые, именно в силу своей определенной самостоятельности по отношению к повседневной жизни, с ее изменяющимися ценностями, могут выполнять регулятивную роль в социуме — быть той меркой, по которой мог точно оцениваться исторический прогресс.

Новгородцев разделяет кантовскую трактовку естественного права как «нормы над нормой», или должный порядок долженствования, являющийся идеей разума, метафизическим идеалом.

Естественное право определяется мыслителем как основное и безусловное право каждого человека вести одухотворенную жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно. Оно представляется Новгородцеву как необходимая форма бытия человека.

Право естественное, поскольку оно выражает существенную природу духовной жизни индивида, — по определению философа, — можно назвать также вечным правом и неотчуждаемым правом, наполняющим смысл и достоинство человека, как «идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования». 1

С этой точки зрения, несмотря на определенную метафизичность, естественно-правовая концепция Новгородцева представляет большой научный интерес и в наши дни. Согласно этой теории, естественное право, сохранившее свою первичность, изначальность, как бы образует тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который становится важным фактором социального преображения и государственного строительства.

Над государством, — считает Новгородцев, — стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает свое оправдание и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом. ."2.

Таким образом, ценность естественно-правовой теории Новгородцева заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных феноменов — этики, религии и увидеть основы, точнее, быть может, предосновы права. Причем такие основы или предосновы, которые действительно имеют для законов, правосудия, всех юридических явлений определяющее, базисное значение.

Новгородцев убедительно показал, что проникновение естественных требований в содержание позитивного права придает ему большую определенность и строгость.

В начале 20 века Новгородцев обосновывает одну из самых своих остросоциальных идей, которая имеет непреходящую ценность и на сегодняш

1 Новгородцев П. И. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии.

1902.Кн.64. ний день — незыблемое «право человеческой личности на достойное существование».

Провозглашая это право как символ веры современного правосознания, мыслитель полагает, что последовательное проведение и осуществление данного принципа является основой социального благополучия в обществе. «Понятие о достойной человеческой жизни, — говорит философ, — открывает простор для бесконечных требований и предложений во всю меру бесконечного человеческого идеала,. когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни». 1

Философ видит одну из ошибок теории общественного развития в том, что в ней задача права сводится к обеспечению политических прав и свобод личности, тогда как материальные, экономические условия их реализации слабо выражены. Он считает, что политические права без соответствующего материального уровня мало что стоят, во имя охраны свободы «.право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее существования- во имя достоинства личности, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование». Эта посылка мыслителя нашла полное подтверждение своей правоты опытом социального развития 20 века.

В целом, философско-правовые воззрения Новгородцева основываются на идеалистическом миропонимании, гармонично соединяющем элементы различных идеалистических теорий. Философу удается дать этическое обоснование социальной неолиберальной концепции, которая приобретает законченную форму в теории общественного идеала и социального прогресса.

Понятие общественного идеала, как вечной и непреходящей ценности, связанной с универсальными принципами организации общественной жизни, явилось одной из кардинальных концептуальных идей Новгородцева, рассмотрению которой он посвятил фундаментальное исследование «Об общественном идеале».

Актуальным и в наши дни представляется учение философа об общественном идеале, в котором развенчана иллюзия претензии человека построить социальный рай в реальной действительности. По мнению Новгородцева, исходить из реальности в социальном познании — значит непрерывно приближаться к Абсолюту, по отношению к которому конкретные формы политических и социальных идей могут рассматриваться только как частные моменты социокультурной эволюции человечества. Единственным истинным общественным идеалом, — делает вывод Новгородцев, — может быть лишь идеал бесконечного развития личности. «Личность, непреклонная в своем нравственном стремлении, — говорит философ, — дочерпывающая свою силу из веры в абсолютный идеал добра и неизменно сохраняющая эту веру при всех поворотах истории, — вот что берется здесь за основу для общественного созидания». 1

Такой подход к проблеме общественного идеала особенно важен для российской социально-политической действительности, в которой человеческая личность, как правило, всегда была средством, а не целью. Невыраженность индивидуального начала, господство государственного над личным -вот та культурная доминанта, которая определяла так много в истории России.

Общественный идеал Новгородцева, стремление к его осуществлению ориентирует общественное сознание на личность как абсолютную ценность, ведет к поиску идеального сочетания личности с обществом на принципах свободы, равенства и солидарности. Философ отмечает, что общественный идеал должен быть таким же динамичным, какой является жизнь, и изменяться в соответствии с новыми духовными и социальными запросами личности.

Нормативно-телеологическая сущность общественного идеала Новгородцева, его трансцендентность создает историческую перспективу и горизонт развивающемуся бытию, позволяет выбрать правильные ориентиры в социально-политическом развитии общества.

Анализ мыслителем анархических и марксистских социальных теорий, беспощадная критика их «утопического рационализма» представляется одним из сложных и дискуссионных моментов его творчества. Ученый, беспристрастно выявляющий их несостоятельность претензий в единый, всесторонний и безусловный переворот всех общественных отношений, «.в полную, совершенную и всеисцеляющую рационализацию всей человеческой жизни»,^ целом, обоснованную теорию критики выстроить не смог.

В творчестве Новгородцева удивительно гармонично, на наш взгляд, нашли свое выражение как идеалистические, важные для философа в свете бесконечности философско-правовые идеи, так и идеи, направленные на социально-политическую реальность.

Несомненный интерес представляют суждения философа о дальнейшем прогрессе правового государства, его способности ограничить частный произвол с помощью публично-правового регулирования частной жизни, централизованного государственного перераспределения национального богатства, исходя из принципа социальной справедливости. С одной стороны, мыслитель определяет правовое государство как относительный идеал социокультурного развития общества, с другой — мыслитель пророчески учит, что именно «.теория правового государства, принципиально исключает утопию безгосударственного состояния», 2 что правильно организованное государство может стать воплощением начал справедливости, что в хорошо

1 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. — М., 1991. С. 567.

2 Там же.-М., 1991. С. 364. устроенном государственном порядке справедливость способна найти для себя твердую опору.

Этический подход к политико-правовому идеалу, проявленный в трудах Новгородцева, созвучен понятию государства В. Соловьева, построенного на нравственных началах справедливости и правды, полагающего, что: правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний нравственный мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей.

Подобное понимание правового государства, в котором гарантированы не только политические и гражданские права, но и права, выражающие национальное стремление к некой всеобщей справедливости, существенно расширяет концептуальные рамки западноевропейского этатизма и, как нам представляется, наиболее верно передает именно российское отношение к этому вопросу.

По существу, в данном случае, речь идет о социальном государстве, устраняющем как юридические препятствия к развитию свободы, так и материальные преграды для ее проявления. Реальность такой формы государственности соответствовала представлению философа о диалектике политического и правового идеала, обусловленной абсолютными ценностями естественного права.

Особенностью философско-правовых воззрений Новгородцева является его опора на постепенную реформаторскую деятельность, глубокое убеждение в невозможности создания нового, социально благополучного общества путем революционных сдвигов и потрясений.

Последний, послеоктябрьский период творчества, во многом, как нам представляется, был обусловлен грандиозными социально-политическими потрясениями в России, с одной стороны, а также неудовлетворенностью возможностями рационального мышления и социального преобразования, — с другой. «Для нас, переживших неслыханные, катастрофические события, -пишет философ, — многое теперь открывается и уясняется из того, что ранее было неясно, к чему относились мы невнимательно"1.

Религиозная тематика приобретает особое и доминирующее звучание в его идеях правового устроения социальной жизни, где проповедуется связь православной традиции внутреннего преображения жизни на путях христианской политики и христианского либерализма, национального в своих основаниях.

Анализ теоретического наследия данного периода Новгородцева позволяет сделать вывод о глубокой содержательности христианских идей мыслителя, направленных на духовное обновление жизни российского общества.

Нам представляется, что философу удалось приблизиться к разгадке русской религиозной ментальности, содержательно и проникновенно выразить свое понимание сущности русской православной веры.

Философ видит главную национальную особенность русского православия в том, что оно верно Божественной своей первооснове и первоначальным апостольским и святоотеческим учениям.

Удивительно тонко и образно мыслитель показывает основу православного сознания — направленность на идеальное Царство Божие, что в сущности своей и есть, как нам представляется, основой нашего коллективного «религиозного бессознательного».

Самое важное и существенное в русском правовом идеале, — делает вывод Новгородцев, — состоит в новой оценке задач жизни и культуры на основах христианской религии. «Русское мировоззрение и русская вера, — пишет мыслитель, — уже с давних времен противопоставляют западному идеалу дру

1 Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания. Сочинения. -М., 1991. С. 422. гой: высшая цель культуры состоит, по русскому воззрению, не в строительстве внешних форм жизни, но в их духовной, внутренней сущности". 1

В новом, религиозном мировоззрении Новгородцеву совершенно иначе открылось существо проблем, исследованию и разработке которых он посвятил всю свою жизнь. Мыслитель становится апологетом христианского понимания преобразования мира, приходя к тому, что единственно возможный путь спасения и возрождение России лежит через обращение к истокам православия как основы социально-духовного развития.

Примечательно то, что в своей религиозной эволюции мыслитель не ушел в «туманы» религиозной метафизики, а всю социально-политическую проблематику преломил через призму христианской догматики.

Важным моментом этого периода, характеризующим Новгородцева как либерального христианского мыслителя, является его приверженность реформаторской демократии — при условии, что она опирается на религиозные и национальные святыни. «Восстановление святынь» — одна из последних работ философа, посвященная тому, что «.демократия, как и всякая другая форма, может быть лучше или хуже в зависимости от духовного содержания, которое вкладывает в нее народ, и что при известных условиях оно может 2 стать и полным извращением всякой справедливости».

Непреходящей либерально-христианской идеей Новгородцева, ведущей к высшему единению нации, является возвышение государственного строительства до «степени Божьего дела» и объединение всего народа российского на основе «высшей духовной связи» — преданности России, русской культуре и русскому народу.

Таким образом, представляется, что проведенный анализ философско-правовых воззрений Новгородцева позволяет нам говорить о нем как о выдающемся русском социальном мыслителе, философское учение которого внесло свой определенный импульс в процесс развития русского либерализма в начале 20 столетия.

Можно с уверенностью говорить о том, что Новгородцеву удалось достичь универсального знания, плодотворно сочетающего, не смешивая, научный, философский и религиозный опыт.

Творческое наследие философа обширно и разнообразно. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками его знаменательного ренессанса.

Новгородцев — универсальный социальный мыслитель, на долю которого выпало выразить самосознание России 20 века, глубинную русскость, противоречивость, тонко подмеченную философом в национальном правосознании и религиозности, ее судьбу. На основе творчества философа возможно проследить и трагический исход русского либерального политического движения в начале 20 века, его своеобразную метафизическую направленность, неспособность глубоко проникать в русскую почву и преобразовывать ее.

По силе и глубине мысли философско-правовые воззрения Новгородцева — яркий самобытный пласт в русской социально-философской мысли, переживающей в настоящее время период своего творческого восхождения.

Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Труды П. И. Новгородцева.

2. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. М., 1896- То же.-С-Пб., 1999.

3. История философии права. Лекции, читанные профессором П. И. Новгородцевым в 1897/1898 году. -М., 1897.

4. История новой философии права (немецкие учения XIX века) Лекции профессора П. И. Новгородцева. М., 1898.

5. Право естественное. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. С-Пб., 1898. Т. 48. С. 885−890.

6. История новой философии права. Курс лекций. Изд.З. Вып.1. М., 1900. Из лекций по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XVIII вв. -М., 1901.

7. Идея права в философии В.Соловьева. Речь, произнесенная на торжественном заседании Психологического общества в память В. Соловьева 2-го февраля 1901 года // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56. С.112−129.

8. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. То же: // Ученые записки Моск. Унив-та. 1901. Вып. 19.

9. Нравственная проблема в философии Канта // Вопросы философии и психологии. М., 1901. Кн. 2.

10. То же: Нравственная проблема в философии Канта. М., 1905.

11. Учение Канта о праве и государстве ВФП. 1901. Кн. 3.

12. Мораль и познание: (По поводу статьи Е. Н. Трубецкого «Новое исследование о философии права Канта и Гегеля) ВФП. 1901. Кн. 2.

13. О задачах современной философии права. Речь, произнесенная перед диспутом в С.-Пб. Ун-те 22 сент. 1902 г. С.-Пб., 1902.

14. К вопросу о современных философских исканиях. (Ответ Л.И. Пет-ражицкому) // Вопросы философии и психологии. 1903. № 10.

15. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.

16. Особое мнение профессоров Вернадского и Новгородцева о сроке, на который должны избираться ректор, помощник ректора и деканы. М., 1905.

17. Кант как моралист // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн1.

18. Философия права: Конспект по лекциям: Чит. в 1906;1907 гг. на Высших коммерческих курсах. М., 1907.

19. О философском движении наших дней // Новый путь. 1904. № 10.

20. Два правовых идеала. Публичная лекция, читаемая в Москве 6 ноября 1904 г. // Научное слово. 1904 № 10.

21. Нравственный идеализм в философии права (к вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1903.

22. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74, Кн. 75.

23. Там же: Идеалы партии народной свободы и социализм. М., 1915.

24. Конспект к лекциям по истории философии права. М., 1908.

25. Ведение в философию права. М., 1909. То же: Об общественном идеале. — М., 1917.

26. То же: Введение в философию права. Берлин // Слово, 1921;1922. То же: Об общественном идеале. М., 1991.

27. Кризис современного правосознания. М., 1909.

28. Сократ. Очерки по истории философии права. Вып. 1, — М., 1910.

29. О праве на существование. Социально-философские этюды П. И. Новгородцева, проф. Моск. Ун-та и И. А. Покровского, проф. С.-Пб. Унта. С.-Пб. — М., 1911.

30. То же: Два этюда. (Право на достойное человеческое существование.) // Полярная звезда. 1905 от 15 декабря. № 3. То же: Право на достойное человеческое существование. В сб.: Русская философия собственности. С.-Пб., 1993.

31. Политические идеалы древнего и нового мира. Вып. 1,2, — М., 19 131 914. То же: -М., 1919.

32. Психологическая теория права и философия естественного права. -М., То же: // Юридический вестник. 1913. Т. 3.

33. Гордон 3. Конспект по истории философии права по лекциям проф. Новгородцева. М. Д911.

34. Современное положение проблемы естественного права // Юридический Вестник. 1913, Т.1.

35. Этический идеализм в правовой философии. М., 1903.

36. Из лекций по истории философии права. Учения Нового времени. Прага, 1922;1923.

37. Демократия на распутье. В сб.: София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923. То же: В кн.: Об общественном идеале. — М., 1991.

38. О путях и задачах русской интеллигенции. В сб.: Из глубины. Вехи. -М., 1991.

39. К постановке проблемы правового государства // Юридический Вестник. 1917. Кн.11.

40. Лекции по истории права: Учения Нового времени, XVI—XIX вв. 4-е изд. М., 1918.

41. Лекции по истории философии права: Учения нового времени, XVI—XVIII вв. и XIX в. 2-е изд. М., 1912.

42. Правовые устои новой жизни // Русская свобода М., 1917.

43. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России // Русская мысль. Прага, 1922. Кн.1.

44. Спорные вопросы в истолковании политической теории марксизма. Труды русских ученых за границей. Т.1. Берлин, 1922.

45. Существо русского православного сознания // Православие и культура. Прага., 1923.

46. Сборник религиозно-философских статей / Под ред. В.В.Зеньков-ского. Берлин, 1923.450 самобытных элементах русской философии права // Философия и право. Прага, 1922;1923.

47. О славянской взаимности. Прага, 1923.

48. Русская школа в философии права. Прага, 1922.

49. Восстановление святынь. Сочинения. М., 1995.

50. О своеобразных элементах русской философии права. Сочинения. -М., 1995.

51.

Введение

в философию права. С.-Пб., 2000.

52. Труды российских мыслителей, современников П. И. Новгородцева.

53. Алексеев Н. Н. Основы философии права. С.-Пб., 1999.

54. Бердяев Н. А. О новом русском идеализме // Вопросы философии и психологии. М., 1904. Кн.75.

55. Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. С.-Пб., 1901.

56. Бердяев Н. А. Философия и жизнь. Дневник публициста // Новый путь. 1904. № 10−12.

57. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

58. Богданов А. А. Либерализм и социализм. Женева, 1904.

59. Булгаков С. Н. Без плана // Новый путь. 1904.

60. Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. С.-Пб., 1903.

61. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии // Путь.1912.

62. Гессен В. М. Возрождение естественного права. С.-Пб., 1902.

63. Гессен В. М. Теория правового государства. Политический строй современных государств. Т.1. С.-Пб., 1905.

64. Гессен И. В. Искания общественного идеала. Берлин, 1922.

65. Гурвич Г. Д. Новгородцев как философ права // Современные записки. 1924, № 20.

66. Градовский А. Д. Реформы и народность // Русская речь. 1880.

67. Живаго С. И. Запросы жизни и формализм в науке государственного права. К характеристике современной немецкой юридической школы // Научное слово, 1903.

68. Зеньковский В. В. История русской философии. В 4-х томах. Л., 1991.

69. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. Кн.85, 1906.

70. Кистяковский Б. А. Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений. М., 1990.

71. Кистяковский Б. А. Право как социальное явление // Вопросы права. Кн.8. М., 1911.

72. Кавелин К. Д. Задачи этики. С.-Пб., 1884.

73. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

74. Коркунов Н. М. История философии права. С.-Пб., 1916.

75. Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории. С.-Пб., 1889.

76. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762−1914. Париж, 1980.

77. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М., 1885. Т2.

78. Палиенко Н. И. Правовое государство и конституционализм // Вестник права. С.-Пб., 1906. Кн.1.

79. Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. -С.-Пб., 1904.

80. Петражицкий Л. И. О социальном идеале и возрождении естественного права// Юридический вестник. 1913. Т.2.

81. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1−2, С.-Пб., 1907.

82. Победоносцев К. П. Сочинения. С.-Пб., 1996.

83. Савальский В. Основы философии права. М., 1909. Т.1.

84. Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1900.

85. Спекторский Е. О. О задачах обществоведения // Вопросы философии и психологии. М., 1904. Кн.72.

86. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909.

87. Произведения зарубежных авторов.

88. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8.

89. Виндельбанд В. Прелюдии. С.-Пб., 1904.

90. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

91. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т.- М., 1977.1. Т.З.

92. Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2-х т. М., 1991. Т.2.

93. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.

94. Дюги Л. Общество, личность и государство. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. С.-Пб., 1914.

95. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

96. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910.

97. Еллинек Г. Борьба старого права с новым. М., 1908.

98. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Изд.2-е. С.-Пб., 1908.

99. Еллинек Г. Право современного государства. Изд.2. С.-Пб., 1908.

100. ИерингР. Цель в праве. М., 1881.

101. Кант И. Соч. в 6-и т. М., 1965. Т.4.

102. ЮО. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

103. Петери 3. О некоторых чертах доктрины «возрожденного» естественного права. Критика современной буржуазной теории права. М., 1969.

104. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. М., 1992. Т.2. ЮЗ. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1980.

105. Руссо Ж. Трактаты. М., 1969.

106. Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произведения. М., 1955. Юб. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

107. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. Ю8. Хайек Ф. Бегство от свободы. — М., 1991.

108. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

109. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

110. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

111. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

112. Штаммлер Р. Анархизм. Теория и критика. С.-Пб., 1906.

113. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.

114. Штейн Л. Социальный вопрос с философской точки зрения. М., 1899.

115. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

116. Ясперс К. Философская вера. М., 1992.1. Монографии.

117. Думова Н. Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П. Н. Милюкова. 4.1. -М., 1993.

118. Дробницкий О. Проблемы нравственности. М., 1977.

119. Дуденков В. Н. Русский космизм: философия надежды и спасения. -С.-Пб., 1990.

120. Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины 19 — начала 20 в. (Б.Н.Чичерин) М., 1975;

121. Ильинский И. Д. Кризис буржуазной юриспруденции. Очерки распада буржуазного права в критическую эпоху капитализма. М., 1927.

122. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. Конец 19-начало 20вв. М., 1991.

123. Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983.

124. Кантор В. К. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1988.

125. Кунцевич К. М. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. -Минск, 1993.

126. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.

127. Каменский З. А. Тимофей Николаевич Грановский. М., 1988.

128. Омельченко О. А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

129. Оболонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

130. Осипов И. Д. Философия русского либерализма. С.-Пб., 1996.

131. Осипов И. Д. Философия права в России. М., 1995.

132. Пяткина С. А. Идеи естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец XIX — начало XX века) М., 1975.

133. Пяткина С. А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1990.

134. Цимбаев Н. И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986.

135. Шапошников Л. Е. Философские портреты. (Из истории отечественной мысли) Нижний Новгород, 1993.

136. Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца 19 -начала 20 в. М., 1995.1. Авторефераты диссертаций.

137. Абубакирова М. И. Система нравственного идеализма П. И. Новгородцева. Автореф. дис. канд.философ.наук. М., 1999.

138. Кармизова С. Г. Российский консерватизм как философско-политическая идея. Автореф. дис. канд.философ.наук. Ростов-на Дону, 1999.

139. Кузнецов Э. В. Философия права в России (историко-теоретический аспект) Автореф. дис. доктора философ.наук. С.-Пб., 1990.

140. Малинова И. П. Философия права. (Рефлексия. Традиции) Автореф. дис. доктора философ.наук. Екатеринбург., 1998.

141. Костина И. Б. Личность как феномен осмысленного бытия. Автореф. дис. канд.философ.наук. Воронеж., 1998.

142. Фролова Е. А. Политическое и правовое учение П. И. Новгородцева. Автореф. дис. канд.юрид.наук. -М., 1996.

143. Репко Г. Л. Социально-философский анализ проблемы Всеединства в русской философии. Автореф. дис. канд.философ.наук. М., 1997.1. Архивные данные и фонды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой