Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности психосоматической и неврологической характеристик при оценке состояния здоровья подростков с девиантным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До настоящего времени остаются открытыми вопросы унифицированного подхода в разработке диагностического алгоритма психоневрологического обследования с учетом индивидуально-личностных особенностей, микросоциальных условий жизни подростка, состояния его здоровья, что позволит обеспечить адекватную систему лечебно-профилактических мероприятий. Высокая распространенность психоневрологической… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Состояние здоровья подростков Дальневосточного региона
      • 1. 1. 1. Общая характеристика заболеваемости у подростков
      • 1. 1. 2. Особенности психосоматической и психической патологии подростков
      • 1. 1. 3. Особенности психоневрологического статуса подростков с девиантным поведением
    • 1. 2. Проблема девиантного поведения подростков в научно-психологической литературе
      • 1. 2. 1. Обзор основных концептуальных подходов девиантного поведения
      • 1. 2. 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении лично- 24 сти
    • 1. 3. Личностная характеристика подростков с нормативным и девиантным поведением
    • 1. 4. Особенности нейроэндокринного статуса подростков с нарушением поведения
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
    • 2. 1. Общая характеристика исследования
      • 2. 1. 1. Общая характеристика неврологического статуса
      • 2. 1. 2. Кардиоинтервалометрия (корреляционная ритмография)
      • 2. 1. 3. Электроэнцефалография
    • 2. 2. Оценка психического здоровья
    • 2. 3. Методы исследования гормонального статуса
    • 2. 4. Математическая обработка результатов
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Характеристика психосоматического статуса подростков
    • 3. 2. Неврологическая характеристика подростков с девиантным по- 68 ведением
      • 3. 2. 1. Общая характеристика показателей неврологического статуса
    • 3. 3. Электроэнцефалография
    • 3. 4. Кардиоинтервалометрия (корреляционная ритмография)
    • 3. 5. Особенности личности подростка с нарушением поведения
      • 3. 5. 1. Исследование личностных особенностей подростков
    • 3. 6. Гормональный статус подростков с нарушением поведения

Особенности психосоматической и неврологической характеристик при оценке состояния здоровья подростков с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время состояние здоровья подросткового населения Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу медицинской общественности (О.П. Щепин, 1999; Ю. П. Лисицын, 1999, 2004; А А. Баранов, 1999, 2000, 2002; Л. П. Чичерин и соавт., 2000; Л. П. Чичерин, 2003). Психоневрологические заболевания признаны приоритетной проблемой подростковой медицины (Л.И. Левина, 2003; Т. Б. Дмитриева, 2001, 2004; Н. А. Мазаева и соавт., 2004; Л. А. Пронина, 2006). Социальная значимость комплексной и научно обоснованной профилактики неврологических заболеваний и поведенческих расстройств убедительно аргументируется широкой распространенностью и тяжестью последствий для общества (О.П. Щепин и соавт., 2000; В. Д. Менделевич, 2001; С.Г. М. Ван Гоозен и соавт., 2003; Н. В. Вострокнутов и соавт., 2003, 2004; Г. Г. Князев и соавт., 2004; B.C. Мерлин, 2005).

По данным официальной статистики общая заболеваемость по классу нервных болезней в России составляет 61,6 на 1000 подростков. За последние 5 лет рост неврологической патологии составил 14% (Ю.Е. Вельтищев, 1995; Н. А. Дьяченко и соавт., 2006; В. П. Зыков, 2006). Прогрессирующее ухудшение психического здоровья подростков привело к увеличению непсихотических психических расстройств и умственной отсталости (Н.А. Мазаева и соавт., 2004).

В Дальневосточном регионе заболеваемость детей и подростков по большинству нозологических форм выше, чем в Российской Федерации (В.Г. Дьяченко, 2001; В. К. Козлов и соавт., 2003, М. Ф. Рзянкина, 2005).

Исследования последних лет определили психопатологические особенности современных молодых людей, характеризующиеся повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, снижением адаптации к стрессовым ситуациям, астенизацией (Ю.Ф. Антропов, 1999, 1999; А. А. Прокопьев и соавт., 2001; А. Б. Нарышкин, 2005), склонностью к негативно-агрессивным реакциям, направленным как на общество, так и на самого себя, среди которых рост преступности за последние 5 лет составил 57% (Е.С. Иванов и со-авт., 2000; Т. Б. Дмитриева, 2001).

Основными направлениями в изучении девиантного поведения у подростков на протяжении многих лет остаются поиск возрастной специфики этого явления и выяснение взаимоотношений между феноменом нарушенного поведения и психической патологией (Э.С. Наталевич и соавт., 1982; В. В. Королев, 1992; M.S. Hagger, L.D. Nikos, 2006; P. Muris, 2006).

Более 80% подростков с девиантным поведением имеют резидуально-органическое поражение головного мозга (Г.Г. Шанько и соавт., 1985, 2000; М.Т. Hegel, R.J. Ferguson, 2000; J.R. Merikangas, 2001). Лонгитуденальное исследование выявило более высокую частоту мягкой неврологической симптоматики у детей с перинатальными осложнениями, обнаружено существенное преобладание у них академической неуспеваемости и поведенческих проблем (K.D. Gadow, C.J. DeVincent, 2005; Laurell К. et al., 2005). Неврологические расстройства реализуются в виде гипертензионно-гидроцефального синдрома, срединно-стволовых дисфункций, двигательных расстройств, це-ребро-астенических, неврозоподобных и вегетативных нарушений (И. Пету-ров, 2004; И. А. Фурманов, 2004; В. И. Гарбузов, 2006).

Органическая почва в виде синдрома минимальной мозговой дисфункции, вследствие поражения во время беременности и родов, благоприятствует возникновению отклонений поведения и школьной дезадаптации, большую роль играют постнатальные тяжелые заболевания, травмы и операции (В.Ф. Шалимов и соавт., 2003).

Формирование психических нарушений и поведенческих расстройств во многом зависит от психосоциальных условий жизни ребенка. Вызывает состояние эмоционального стресса и социально дезадаптирует ребенка неправильное воспитание, нарушение системы мать-дитя, деформированная структура внутрисемейных отношений, алкоголизм родителей, наличие психоэмоциональных перегрузок (С.В. Ковалёв, 1988; В. В. Ковалев, 1995; Н.М.

Иовчук, 1998; Н. М. Иовчук, А. А. Северный, 2001; Б. Херсонский, С. Дворяк, 2006; Г. В. Грибанова, 2006).

Психофизическая и церебро-органическая недостаточность в условиях дисгармоничного воспитания в социально нездоровой или неполной семье приводит к значительному росту подростков с девиантным поведением (Ю.М. Николаев, 1998; Л. И. Барденштейя и соавт., 2001; Е. В. Змановская, 2003; Б. В. Зейгарник, 2005; Т. Б. Делова, 2006; В. Simons-Morton et al., 2001; Rimashevskaia N.V., Kremneva L.F., 2003; V. Guilamo-Ramos et al., 2005; M. Chalder et al, 2006).

Становится очевидным, что сохранение здоровья подрастающего поколения — будущего Российского общества, сохранение генофонда нации, трудового и оборонного потенциала страны является одной из актуальных проблем.

Современный этап обуславливает необходимость научного поиска новых организационных технологий подхода, алгоритма и программирования риска психоневрологических нарушений и поведенческих расстройств (Е.Г. Дозорцева, Е. И. Морозова, 1996; М. М. Бржезовский, 1998; В.В. Вострокну-тов и соавт, 2002, 2002). Существующая форма медицинских осмотров не отвечает всем требованиям и является мало информативной (П.А. Темин, 1998).

До настоящего времени остаются открытыми вопросы унифицированного подхода в разработке диагностического алгоритма психоневрологического обследования с учетом индивидуально-личностных особенностей, микросоциальных условий жизни подростка, состояния его здоровья, что позволит обеспечить адекватную систему лечебно-профилактических мероприятий. Высокая распространенность психоневрологической заболеваемости и параллельный рост подростков с девиантно-криминальным поведением диктует необходимость проведения настоящего исследования.

Цель исследования: Выявить особенности психосоматической и неврологической характеристики, разработать алгоритм диагностики девиант-ных нарушений у подростков при оценке состояния их здоровья.

Задачи исследования:

1. Провести комплексную оценку соматического и психоневрологического статусов подростков.

2. Изучить факторы риска психосоциальной дезадаптации и их влияние на возникновение девиантно-криминальных форм поведения у подростков.

3. Выявить психоневрологические предикторы девиантного поведения у подростков с резидуально-органическим поражением головного мозга.

4. Определить специфичность нейрофизиологических, психологических и эндокринных показателей у подростков с девиантными нарушениями.

5. Разработать универсальный алгоритм диагностики поведенческих и психоневрологических нарушений с учетом индивидуально-личностных особенностей подростков.

Научная новизна исследования:

1. Впервые разработан комплексный диагностический алгоритм психоневрологического обследования подростков, позволяющий на доклиническом этапе выявить группу риска психоневрологических нарушений с этапной диагностикой и психологическим тестированием.

2. Определена роль психоневрологических, психологических и эндокринных показателей в развитии девиантных расстройств у подростков.

Практическая значимость работы:

Разработаны методы этапного алгоритма диагностики психоневрологических нарушений, позволяющий на доврачебном этапе провести отбор контингента для комплексного психоневрологического обследования, включающего психологическое тестирование, что снижает частоту необоснованных осмотров, позволяет врачу специалисту работать с заранее подготовленной группой подростков и повышает качество лечебно-профилактической помощи.

Формы внедрения:

Результаты исследования внедрены в лечебно-профилактические учреждения г. Хабаровска (НИИ охраны материнства и детства СО РАМН, кафедра детских болезней педиатрического факультета ДВГМУ, Центр психолого-педагогическоЙ реабилитации детей и подростков). Полученные результаты используются в практической деятельности психологов, педагогов, социологов и врачей. Опубликованы учебно-методическое пособие и учебно-методические рекомендации для специалистов, работающих с подростками, имеющими девиантные нарушения.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы представлены на V и VI краевых конкурсах молодых учёных и аспирантов (Хабаровск, 2003, 2004), на научно-практической конференции «Комплексная оценка состояния здоровья детей» (Хабаровск, 2003, 2004), на научно-практической конференции «Подросток на рубеже веков» (Хабаровск, 2003, 2004), на 10 Конгрессе педиатров России (Москва, 2006).

Публикации. По материалам диссертации написано в соавторстве и опубликовано 6 работ. Издано учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, социологов и врачей, работающих с подростками-девиантами.

Объем и структура диссертации.

Работа изложена на 163 страницах компьютерного текста на русском языке, состоит из введения, обзора литературы, главы материалы и методы исследования, главы собственных результатов и обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения, списка литературы. Цифровой материал представлен в 36 таблицах, 9 рисунков. Библиографический указатель включает 332 наименования, из них 254 отечественных и 78 работ зарубежных авторов.

Положения, выносимые на защиту: Состояние здоровья подростков с нарушением поведения характеризуется высоким уровнем соматической патологии: желудочно-кишечных заболевания — 75%, эндокринной патология — 47%, нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы — 31%, заболеваний органов дыхания и лор-органов — 29%, психоневрологическими нарушениями — 60%.

2. Факторами риска возникновения девиантных расстройств являются нарушения внутрисемейных отношений, материнская депривация, асоциальный образ жизни родителей, нарушение воспитания ребенка.

3. Психоневрологическими предикторами девиантного поведения являются резидуально-органическое поражение головного мозга (перинатального, постгравматического и смешанного генеза), психологические и личностные особенности подростков. Характер нейродинамики играет решающую роль при анализе психологического портрета личности.

4. Снижение функциональной активности гипофиз-тиреоидного звена эндокринной системы способствует возникновению девиантного поведения.

5. Повышение уровня тестостерона при одновременном снижении концентрации гормонов «стресса» (пролактин, кортизол) способствует проявлению враждебно-агрессивной формы поведения подростка.

Диссертационная работа является разделом НИР 019 «Нейроиммунноэндокринные механизмы нарушения соматического, психосоматического здоровья подростков Приамурья».

Выводы.

1. Комплексная оценка состояния здоровья выявила высокий уровень соматической Патологии у подростков с девиантным повелением: заболевания желудочно-кишечного тракта — 75%, эндокринные — 47%, сердечнососудистой системы — 31%, органов дыхания и лор-органов — 29%. опорно-двигательного аппарата- 51%,.

2. Факторами риска психосоциальной дезадаптации ребенка являются нарушения внутрисемейных отношений, длительная материнская дсприваикя, асоциальный образ жизни родителей, нарушение форм воспитания ребенка,.

3. Психоневрологические предикторы девиантного повеления связаны с рс-зцдуапьмо-органнческим поражением головного мозга перинатального, поеправмлтичеекого и смешанного генеза, которые диагностированы в 60,8% случаев.

4. Определение специфичности нейрофизнологичсскнх и психологических показателей выявлю взаимосвязь нарушении нейролннамнкн с гревожно-стью, нейротнзмом и агрессивностью, усиливающимися в период подового созревания.

5. Иейроэндокрииная регуляция роста развития детей с девиантным поведением характеризуется снижением функциональной активности ги-пофнз-тнреонлного звена эндокринной системы н достоверным увеличением секреции тестостерона, что способстаует нарушению поведения подростков,.

6. Комплексное клниико-лабораторное исследование позволило разработать алгоритм диагностики поведенческих и психоневрологических расстройств у детей и подростков.

Практические рекомендации:

1. Выявленные особенности соматического здоровья детей с девиантным поведением показали необходимость комплексной опенки состояния здоровья подростков с отклоняющимся поведением. Прн проведении комплексной опенки состояния здоровья подростков врачам-педиатрам необходимо учитывать социально-биологические н индивидуально-личностные факторы риска по разработанной нами анкете для родителей и детей,.

2. С целью совершенствования и оптимизации диспансеризации подростков мсдико-соцнального риска врачам-педиатрам, психоневрологам, психологам и педагогам необходимо использовать предложенный нами алгоритм диагностики психоневрологических н поведенческих расстройств,.

3. Взаимосвязь психического и соматического здоровья у подростков с де-виантным поведением вызывает необходимость индивидуально-психологического подхода с определением акцентуации характера по методике Шмишека (подростковый вариант).

4. Напряжения функционирования эндокринной системы подростков с отклоняющимся поведением диктует необходимость обязательного осмотра детей врачом-зндокрннологом н определение гормонального статуса ребенка.

5. Высокий процент рсзидуально-органической патологии центральной нервной системы у подростков с дешишш поведением рекомендует назначение курсовой фармакологической коррекции: кавмитон. пикамилон, пиридоксин в возрастных дозах, а течение месяца, инннарнзнн. пнр-ацетам, «пентавнт» в течение месяца два раза в гол.

6. Медицинская реабилитация подростков должна быть направлена, в первую очередь, на повышение уровня гигиенической культуры подростка, формировании у него чувства заботы о своем здоровье, что повышает эффективность пснхолого-иедагогнческнх мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов. М, С. Окружающая ерела к физическое состояние населения (Текст. / М. С. Абрамов. Ташкент Медицина, 19S4. — 230 с.
  2. , В.В. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем Текст. / В В. Абрамов. ТЛ. Абрамова, Новосибирск: Наука, 1996. -97 с.
  3. , М.С. Современные походы к оценке уровня физического развития важного показателя общественного здоровья Текст. / М. С. Абрамов, А Н. Рыбалко Н Гигиена и санитария — 1983. — № б. — С. 69−71.
  4. , Г. Г. Медицинская морфометрня. Текст. / Г. Г. Автандн-лов. М.: Медицина, 1990. — 382 с.
  5. . А. Практика и теория индивидуальной психологии. Текст. / А. Адлер Спб.: «Питер», 2003. — 256 с.
  6. , Г. Ю- Как измерить личность. (Текст) / Г. Ю. Айэенк, Г. Вильсон. М.:Когито-1Дснтр, 2000. — 215 с.
  7. S. Айэенк, Г. Новые IQ тесты. Коэффициент IQ интеллекта. Текст. / Г. Айэенк. М: Эксмо-Преес, 2001. — 192 с.
  8. Айэенк, Г. Ю, Как нзмер*ггь свой интеллект. Коэффициент IQ. {Текст. / Г. Ю. Айэенк, М, — Феникс, Северо-Запад, 2005. — 224 с,
  9. Алиев, В А. Зависимость состояния здоровья от соматотнпа школьника Текст. / В. А. Алиев, В. П, Андреева И Гигиена н санитария. 1989. -№ 9. -С. 13−16.
  10. В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Текст. I Томский университет, 2000. С. 2−14
  11. , Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц Текст. / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямподьская Я Вести. РАМН. -1993.-J6 5.-C. 19−24.
  12. Антропов. Ю-Ф- Психосоматические расстройства у детей н подростков (клиника, динамика и дифференцированное лечение) Текст.- авто-реф. лис.. док. мед. наук- 14,00.09 / Ю-Ф. Антропов, М&bdquo- 1999, — 46 с.
  13. Антропов, Ю-Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей н подростков Текст. / Ю. Ф. Антропов. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999. 304 с.
  14. , Э.Б. Хронобнологичсскне особенности невротических расстройств и ан неполитического эффекта психотропных средств Текст. / Э. Б. Арушанян И Рос. психиатр, журнал, 2000. — № Г — С. 26−31,
  15. . P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. {Текст. / P.M. Баевскнй. А. П, Берсенева / М.- Медицина, 1997. с. 236.
  16. . А. Подростковая агрессия. Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере -М.:[б.и.], 2000,-214с.
  17. Баранов, А, А. Научные приоритеты в охране здоровья матери н ребенка {Текст) / А-А. Баранов // Симпозиумы в рамках итоговой коллегии Минздрава Российской Федерации — тез. докл. М-, 2002. — С. 49−50.
  18. Баранов, АЛ- Педиатрическая помощь подросткам Текст. / А. А. Баранов, Н. Н, Ваганов Н Дет, доктор, 2000, — Jfc I. — С. 7−9.
  19. Баранов. А А, Здоровье детей России (Состояние и проблемы), Текст} / А. А. Баранов. П. С. Цыбульская, В. Ю. Альбицкий [и др. М.: [б. и.}, 1999.-С. 6−8.
  20. , Г. А. Теория социальных взаимодействий Текст. / Г. А, Беккср // Человеческое поведение- экономический подход, Избранные труды по экономической теории. М — ГУ ВШЭ, 2003. — С. 229−270.2,
  21. , С. А- Основы превентивной психологии Текст. / С. А, Бслнчсва, М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье Россию», 1994. -316 с.
  22. . Л. Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение меднко-бнологичсскнх факторов в его формировании Текст. / Л. Ф. Бережкоа, Н. М. Бондареико, А. С. Зуглер [и др.] // Вести. РАМН. 1993. — № 5 — С. 8−15.
  23. , Л. Ф. Значение гормональных исследований в оценке состояния здоровья детей и подростков {Текст. / Л. Ф. Бережков // Педиатрия. 1989-№ 11 -С- 65−69.
  24. , В.М. Объективная психология Текст. / В. М. Бехтерев -СПб.: 16. и ], 1907. Вып. I , — 114 с.
  25. , Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей Текст. I Дж. Боулби М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  26. ЗЙ.Бояринова, Е. А. К опенке состояния здоровья подростков Текст. t Е, А. Боярииова, И. В. Трофимова, Е. В. Михайлов // Здоровье РФ- 1999.-Аьц." с. 18−20.
  27. Братуеь, Б. С- Аномалии личности. Текст. / Б-С. Братуеь Мл Мысль, 1988.-301 с.
  28. Братуеь Б. С- К проблеме человека в психологин Текст. / Б. С. Братуеь и Вопросы психологии. 1997 -№ 5 — С. 17−23.
  29. . ГЭ. Особенности проявления детской агрессивности Электронный ресурс. / Г. Э. Бреслав -http:y/adalmmospsy.rui'l0200sh!ml (13.01,2006).
  30. Бржезовскнй, М. М, Методическое обеспечение эпидемиологических исследований в педиатрии Текст. /М.М. Бржезовский // Экология и здоровье. М. г [б. и.], 1998. — С. 93−98.
  31. Бу тори на, Н. Е, Особенности агрессин у девочек подростков с делнн-квентным поведением Текст. / Н. Е. Буторина, В. Л. Юлдашев И Рос. психиатр, жури. ¦ 1999. № 2. — С. 18−23.
  32. Буянов, М И. Ребенку нужна родительская любовь. (Текст. / М. И. Буянов М.: Знание, 1995. — 317 с.
  33. . О.С. Селен н здоровье человека Текст. / О. С. Быков Н Экологические аспекты здоровья детей в условиях Снбнрн и Крайнего Севера. Красноярск, 1997. — С. 106−107.
  34. , Р. Общая и экспериментальная психология Текст. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон / 2-е изд. С.-П.: Пнтер, 2001. — 336 е.
  35. Всйн, А-М. Депрессии в неврологической практике (Текст} / A.M. Вейн, Т. Г Вознесенская М.: 6. и., 1998. — С. 56−70.
  36. , Ю.Е. Экопатологня детского возраста Текст. / Ю.Е. Вель-тищев II Педиатрия. V995. — № 4. -С. 21−25.
  37. Воробьева, Е-А. Физическое, половое, умственное раза^не, функциональная деятельность организма подростков в 15−17 лет Текст. / Е Л Воробьева- Иванов. НИИ материнства и детства нм. В. II Городкова. -Иваново- [б. и.], 1998.-20 с.
  38. , Н.В. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков, Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития Текст. I Н. В. Вострокнутов, В. Г. Василевский // Рос, пенхн-атрнч. жури- 2000. — № 2. — С. 12−19.
  39. Воетрокнутов, Н, В. Концепция делнквентного повеления детей н подростков в контексте международной классификация болезней 10-го пересмотра Текст. / И. В. Восторккутоя // Психиатрия. 1999. — № 3. — С, 4−9.
  40. Выготский, Л. С, Психология детского возраста (1930) Текст} / Л. С. Выготский U Выготский Л. С. Психология М.: Эксмо-прссс, 2000. -1008 с,
  41. , П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Текст! / П. Б. Ганнушкни М, Север, 1933. — 204 с.
  42. , ВН. Детская нервность и психосоматические заболевания Электронный ресурс. / В. И. Гарбузов lmp://a
  43. Гиндикин, ВЯ Личностная патология. Текст. / В, Я. Гиндикнн, В, А, Гурьева М.: «Триадд-Х», 1999. — 266 с,
  44. Гланц, С, Мсднко-бнологичеекая статистика. Текст. / С. Гланц / Пер. е англ. М.: Практика. — 1998. -459 с.
  45. Година, Е, 3, Влияние урбанизации на ростовые процессы у детей и подростков Текст. / Е. 3. Година, Н. Н- Миклашевская И Урбозколо-гая-М. 1990. -С 92−102.
  46. , Г. В. Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семенном алкоголизме Электронный ресурс. / Г. В. Грибанова htip-//adalin.mospsy, ra/r0200/r0202b, shtml (04.02.2006),
  47. , С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся (Текст. f С. М- Тромбах U Школа и психическое здоровье учащихся. М.- б. и ], 1988. — 132 с.
  48. , В.Н. Гипотрофия в подростковом возрасте Текст. f В. Н. Грошсв, Н-Н, Попова, Н. А. Крнвюшапов 1и др.] // Педиатрия. 3999. -Hi 1.-С, 84−87.
  49. , Л.И. Экология человека. Практикум человека. Текст. / Л. И. Губарева М, — [б .и.], 2001, — 196 с.
  50. , Ю.М. Психические расстройства в практике семейного врача Текст. / Ю. М. Губачев, В. В. Макиеико СПб.: Гиппократ, 1997. — 237 С.
  51. Гурко, Т. А Особенности развития личности подростков в различных типах семей Текст. / ТА, Гурко И Социологические исследования- -1996,-№ 3,-С.31−36.
  52. , Б. Здоровье детей США Текст. / Б. Данкен И Рос. вести, пе-рннатологиии педиатрии- 1997, — № 2, — С, 65−66.
  53. ЯО.Даутов, Ф. Ф Изучение здоровья населения в связи с факторами среды Текст. / Ф. Ф, Даутов. Казань: [б, и Л, 1990, — 342 с.
  54. ЙГДелова, Т, Б. Некоторые нейродинамнческие предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей Электронный ресурс. / Т. Е. Делова. — htip: Надя in, mospsy, ra/r0300/r0303m.sbiml (03.02.2006)
  55. , У. Психология. Текст. / У. Джеймс, М: «Педагогика», 1991, -369 с.
  56. У. Психология в беседах с учителями Текст. / У, Джеймс. -СПб.: Питер, 2001.-165 е.
  57. S4.Диагностика н лечение болезней нервной системы у детей. Текст. / иод ред В. П. Зыкова. М.- Триада-Х, 2006. — 256 с.
  58. . Т.Б. Основные показатели деятельности судебно-психиатрической экспертной службы Российской Федерации в 2002 г. Аналитический обзор. Текст. / Т. Б, Дмитриева, А. Р. Мсхокьхо, Л-А. Муганцеаа М.: РИО ГНЦ ССП нм, В. П. Сербского, 2004. — 108 с.
  59. , Н.А. Опыт использования препарата Магне Вб в лечении травматической болезни головного мозге Электронный ресурс. / Н. А. Дьяченко. С. В. Савинов, А. Ш. Жарылгагюва {и др.]. -http://sviuiicdical.k2/mfa' (03.02,2006).
  60. , Э. Самоубийство: социологический эпод. Текст. / Э.
  61. Дюркгейм. М.: б. и ., 1994. — С. 318−32 593, Емельянова, Н. Н. Динамика роста и развития сельских детей школьников Чувашии на рубеже XX-XXI столетия [Текст] / Н. Н, Емельянова. — Н- Новгород — Изд-во Ннжсгород. гос. мед. Академии, 2000. — 24 с.
  62. Ениколопов С. Н- Понятие агрессии в современной психологии Текст) U Прикладная психология. 2001. -N& 1. — С. 60 — 71.
  63. , С. Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей Текст. / С. Н. Ениколопов Н Соц. н клиническая психиатрия. 2002. — № 2. — С. -ИМ5.
  64. Журавлева, И В. Поведенческие факторы здоровья подростков. Текст. / ИВ. Журавлева И Социология медицины. 2002, -Nt I, — С 32−47,
  65. , МЛ. Гормональные и рентгенологические методы дифференциальной диагностики нарушений полового созревания у мальчиков Текст./ М. А. Жуковский, Е.С. Саянииа//Педиатрия. 1984.60.63.
  66. , М.А. Нормативы полового развития и критерии шпогона-дизма у мальчиков Текст. / МЛ- Жуковский, Н. Б. Лебедев // Педиатрия. 1983.-№ 12.-С. 29−33.
  67. , Е.В. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением Текст. / Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, Л. С. Ячнна. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С- 25−31.
  68. , Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней. (Текст. / Л .Р Зеиков, М.: ME Дпрссс-ииформ, 2004. — 488 с.
  69. , Е.В. Дсвиангологня: {Психология отклоняющегося иоаедення) Текет| / Е. В. Змановская. I учеб. пособие студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 288 с,
  70. , Е.С. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Текст. I Е. С. Иванов, И. А. Уварова, Л. М- Шнпицына И Российский психиатрический журнал. 2000. — № 1. — С, 45−48.
  71. , В.А. Методологические аспекты оценки состояния здоровья, а подростковом возрасте Текст. I В, А. Ильин D Проблемы медицинской экологии и здоровья детей н подростков. Владивосток. 1991. -С 21−23.
  72. Исаев, Д. Н, Психопрофилактика в практике педиатра, {Текст. I Д Н, Исаев. М.: Медицина, 1984. — 192 с,
  73. Казни, Э. М, Состояние здоровья школьников и факторы, его формирующие ITckct. I Э. М, Казна, С. Б, Лурье- Я Валеологнчсскне аспекты образования. Кемерово: б. и], 1995. — С. 96−115.
  74. ИЗ, Кеттелл, Р. Б. Руководство по проведению н оценке теста 16 PF. (Текст. / Р. Б. Ксггелл, Г. В, Эбер, Братислава: Психодиагностика, 1968. -С. 34,
  75. Клиническая иммунология Текст.: Учебник ДЛЯ студентов мс-дицннских вузов / под ред. А. В. Кираулова. М-: Медицинское информационное агентство, 1999. — 604 с.
  76. , Г. Г. Психологическое и соматическое здоровье школьников Электронный ресурс. / Г. Г Князев. Е Р. Слободская. М. В. Сафронова (и др. www.webeib.ra/ttOOs/psi/Bibtio/chi W heal th. (16 июля 2004),
  77. . В.В. Психиатрия детского возраста Текст.: руконо-дство для врачей. / В. В. Ковалев. М.: Медицина. 1995. — 560 с,
  78. И?. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика пагхичеекнх заболеваний у детей и подростков. Текст. / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1985. -302 с,
  79. И8, Ковалев, С. В, Психология современной семьи. Текст. / Ковалев С-В. М-: [б. и,], (988. — 326 с,
  80. . В.К. Экопатология is состояние здоровья детей Приамурья Текст) / В. К. Козлов. Хабаровск: Риотнп, 2001, — 58 с.
  81. . В.К. Здоровье детей и подростков на Дальнем Востоке TckctJ / В. К. Козлов И Состояние здоровье, физическое н половое развитие девочек и мальчиков. Новосибирск, 2003. — С. 58−202,
  82. , В.К. Стандарты и оценочные таблицы физического развития детей дошкольного возраста Текст. / В. К. Козлов, В. А- Филонов, В Г, Дьяченко, Хабаровск: [б. и.], 1986. — 35 с.
  83. Колесов, Д. В, Эволюция психики н природа наркоптю. Текст. / Д. В. Колесов М.: «Модж», 2000. — 399 с,
  84. , Ю.М. О системе управления здоровьем Текст)) Ю.М, Комаров Н Рос. мед. журн. 1992. — ffi 3. — С. 55−57.
  85. Кон, Н С. Ребенок и общество, Текст. / И. С. Кон. М.: Наука. 1988,-С. 166−193.
  86. Кон, И. С. Психология ранней юности. Текст. / И. С, Кон. М.: Педагогика. 1989. -С, 107−113.
  87. Кондратьев, М. Ю, Социально-психологическая диагностика личностных отношений подростков Текст. / М. Ю. Кондратьев Н Социально-психологический днагностико-коррекцнонный ннструмеитв-рнйг м.: [б. н.], 1993. — 27 с.
  88. . М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения, TckctJ : Монография. / М. Ю. Кондратьев. М, — Федеральный институт социологии образования, 1994,-82 С.
  89. Ф.В. Методологические аспекты проблемы ограниченной вменяемости Текст. / //Ограниченная вменяемость (сборник научных трудов). М — РИД ГНЦССП им. В. П. Сербского, 1996. с. 1828
  90. , В.В. Психические отклонения у подроегков-правоиаруинггелей Текст. / В, В. Королев. М.: Медицина, 1992. — 208 с.
  91. , ММ. Введение в судебно-психологическую экспертизу, Текст!1 М М. Коченов. М.: [б, и,., 1996. — 196 с.
  92. J 31. Краснова, М. А. Особенности пснхосомагнчсского и неврологического статуса подростков с отклоняющимся поведением (Текст.: Метод. рекомендации. / М, А. Краснова. Хабаровск- ХГПУ, 2004. — 28 с.
  93. Крушельннцкая, О Б. Школьный стресс Текст. / О. Б, Крушсль-ницкая. // Народное образование. 2001. — № 6 — С, 121−124.
  94. Кулаков, С. А, Диагностика и психотерапия адднкшвного поведения у подростков Текст. i С .А Кулаков М: Фолнум. 1998. — 288 с.
  95. С.А. На приеме у психолога подросток Текст.: Пособие для Прйкт. психол. /С.А. Кулаков. — СПб.: (б. и,], 2 001 138 с.
  96. Лангмсйер, Й, Психическая депрквация в детском возрасте Текст. / Й. Лангмсйер, 3. Матейчнк. Прага: Ааиценум, 1984, — 335 с.
  97. , ИЛ. Тендерные различия в состоянии психического здоровья школьников Текст. ! ИЛ. Левина // Бюллетень СО РАМН. -2003. № 2 (108). — С.40−43.
  98. Леонгард, К, Акцентуированные личности, Текст. / К, Леонгард. Кнсв, «Внща школа», 1981, — 390 с.
  99. , К.С. Психология не зависимости Текст.: учебное пособие по курсу «Профилактика адднктнвного поведения». / К. С, Лн-сеикий, Е. В. Лнтягнна. — М. г Изд-во «Универс-групп», 2003. — 463 с.
  100. , Ю.П. Психологическая медицина. Текст. / Ю.П. Ли* сниьгн, М: Медицина, 2004- - 604 с.
  101. Лисицын, Ю. П, Социальная гигиена и организация здравоохранения Проблемные лекции. Текст. / Ю. П. Лисицын. М.: [б. и], 1999−521 с.
  102. Лнчко, А. Е, Психопатии и акцентуации характера у подростков. Текст}1 А’Е. Лнчко. Л. г Медицина, 1983, — 310 с.
  103. Лнчко, А. Е, Подростковая психиатрия. Текст. / А-Е. Лнчко. Л.: Медицина, 1985- - 208 с.
  104. Ломов. Б. Ф Начало развили эксперементальной психологии в России, Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал, Т. 7, № 3. -t986.-C.5-lL
  105. , К. Агрессия (так называемое «зло») Текст. / К. Лоренц. -М.: Прогресс, t994. 269 с.
  106. , М.Т. Заболевание органов дыхания в экстремальных экологических условиях северо-востока СССР Текст. I М, Т. Луценко, С. С. Целуйко, В. П. Самсонов [н др,]. Благовещенск: [б, н.|, t990. -176 с,
  107. , Н.А. Возрастные особенности нспснхотнческнх форм иенхогеинй, вызванных повседневными стрессами. Текст. ! Н.А. Ма-заева, Т-М, Снряченко, О, A. Cyenma И Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, № б. — 2004. — С. 14−20.
  108. Мак Вильяме, Н. Психоаналитическая диагностика. Текст. / Н, Мак Внлышс. М: <Класс>, 1998, — 204 с.
  109. Максимова, М. В, Физическое развитие современных школьников Текст. / М. В, Максимова, В, Г. Эристави, Г. П. Сальникова [и др.]. М.: [б. к.], 1979.-32 е.
  110. Максимова, НЮ, О склонности подростков к алднктнвному поведению Текст. / Н. Ю. Максимова Н Психологический журнал. 1996, -№ 3,-С, 149−152.
  111. Мэсагутов, Р, М, Соотношение уровней тестостерона н кортизола с показателями агрессивности у подростков Текст. / P.M. Масагутов., В. Л. Юлдашев, Б. Л. Урицкнй // Рос. психиатр. журнал, 2001. — № 5. — С. 3639.
  112. , ВД. Психология зависимой личности, Текст. / В-Д. Мснлелсаич Казань- [б. и.], 2002. — 240 с.
  113. Мендслевич, В. Д Неврозолотя и психосоматическая медицина. Текст. / ВД' Мснделевнч, СЛ. Соловьева. М.- МЕДпресс-информ, 2002. -608 с.
  114. . B.C. Психология индивидуальности. Текст. / В. С, Мерлин, / Избранные психологические труды. М.: Изд-во:МПСИ. 2005, -544 с.
  115. . B.C. Личность и общество. Текст. / В, С. Мерлин. -Пермь: [б. и.], 1990. 308 с.
  116. Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. (Текст} / Ю. Б, Можгннский. М: «Лань», 1999. -128 с.
  117. Мозговая, Т П. Формирование лсвиантного поведения у подростков Текст} / Т. П. Мозговая // Неврология н психиатрия, 2000, — № 3. — С. 24−27.
  118. Моховиков, А. Н Телефонное консультирование Текст} I, А Н. Моховиков. -М: Смысл, 1999.- 410 с.
  119. , B.C. Возрастная психология. Текст. / B.C. Мухина. -М, — «Академия». 2000, 357 с.
  120. Нарышкин, А, Б. Строение образа мира человека н соотношение понятий «знаю» «символ» н «значение» «смысл» Текст. / А. Б. Нарышкин. И Вопросы психологии. — 2005. — № 1.-С, 25−32
  121. Николаев, FO, М. Психоневрологические предикторы девнантного поведения девочек подростков с рсзндуально-оргдннческнм поражением головного мозга Текст. / Ю. М. Николаев // Росс. псих, журнал. 1998. -Л" 4.-С. 42−45.
  122. Оннадук, Л Н- Сохранение и укрсплсннефнзнческого и психического здоровья подростков Электронный ресурс. / Л. Н. Онншук. -hup-^b^u, ab. rUi7oiuTiali4cslmkyARHlWi^320W/onishuk.rtt'. (16 июля 2004).
  123. , Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. Текст. / Т. Н. Осипенко. М. г Медицина, 1996. — 288 с.
  124. , В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения (Текст. / В. П. Осотова II Гигиена н санитария. 1998. — Jft I. — С. 44−46.
  125. , В.В. Трудные судьбы подростков кто виноват? Текст. I В, В, Панкратов, Л. Н. Ермаков, Л И. Романова [и др.]. — Москва: [б, н.], 1991,-334 с,
  126. . Т.Н. Эгоцентризм в подростковом и юкошинском возрасте: причины и возможности коррекции. Текст. т Учеб, пособие для студентов школ, психологов и учителей / Т. И- Пашукова. М.: Институт практической психологии, 1998. — 647 с.
  127. . Б.Д. Основные закономерности распространенности психически больных в современном мире и России. Текст. / БД. Петраков // XXII съезд психиатров России: Материалы съезда. М.: [б. и.], 1995, — С 98−100.
  128. , А. В, Категориальная система психологии. Текст. / А. В. Петровский, Bj4. Петровский //Вопросы психологии, 2000. з, с, 317.
  129. , И. Вегетативные нарушения при невротических расстройствах Электронный ресурс. / И. Петуров, Челябинск. / Ьир-1' medpulse. hljU'Medjoumfl™L'Psixslxirn3.htm#Toc516146757 (16 июля 2001).
  130. , В.Ф. Криминальная психология. Текст.: кн. 1. Подросток в условиях Социальной нзолящги, / В. Ф. Пирожков М.: ОСЬ-89, 1998.-304 с.
  131. , В.Ф. Криминальная психология. Текст.: кн.2. Подросток в условиях социальной изоляции, / В. Ф. Пирожков М.: ОСЬ-89, (998.-320 с.
  132. , A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. Текст. / А-М Прихожан М: [б. и ]. 1997, — 189 с.
  133. Прокопьев, Н. А, Физическое разв (гтнс детей и подростков. {Электронный ресурс. / Н. А. Прокопьев, С. А, Орлов. П. Г, Койносов и др.]. www.tma.iinn.ru.'' V es tn ik/wo rks/pro kopyev /pb i shea I Eh (8−02.2001).
  134. , Л.А. Эпидемиология психических расстройств у детей (Электронный ресурс. / Пронина Л. А. www.oirok.ru/medbook/lisftned/ epid. htm (03−02.2006).
  135. Проселков", М. Е. Формирование психопатологической симптоматики у детей, а дспрнвашюнных условиях Текст. / М. Е, Проселхова
  136. Всероссийская научно-пракгкчсская конференция «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи- зашнта, ломошь, возвращение в жизнь" — Материалы. М, — б. и., 1998, -С. 100−101.
  137. Психология и лечение завнемого поведения. Текст.: под ред. С. Даулилга М: [б. и.]. 2000. — 336 с.
  138. Пузырсв, В, П. Эпидемиологическая характеристика хронических заболеваний человека (Текст. / В. П. Пузырсв // Бюл. СО АМН СССР. -1987. № 5.^ С. 21−24.
  139. Ракнцкая, Е. В. Состояние здоровья, физическое и половое развитие, особенности гормонального статуса мальчиков 7−17 лет среднего
  140. Приамурья Текст.: авторсф, днес.канд. мед. наук. 14.00.09. / Е, В.
  141. Ракнцкая Хабаровск: ХГМУ, 2001. — 18 с.
  142. Ратинов. АР Судебная психология для следователей, Текст. f, А Р- Ратинов М, — Юрлитннформ, 2001,-352 с.
  143. , АЛ. Аутоагрессивный паттерн личиостк, (Текст. / А. А. Реви // Ананьевекие чтения-98. СПб.- б. и.], 1998. — С. 52−54,
  144. Рсаи, А, А. Гендернме рахличия структуры агрессивности у подростков Текст. / А. А. Реан, Н. Б, Трофимова. Я Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск- [б- и.], 1999. -С.6−7.
  145. Реан, А, А, Текст.: учебник для вузов, по спец. „Психология“, „Педагогика“. ! АЛ. Реан, Н. В. Бордовская, СИ. Розум СПб.: Питер, 2004. -432 с.
  146. Реан, А, А. Психология личности- Социализация, поведение, общение. Текст. / А. А. Реан М.: Прайм-Евроэнак, 2004. — 4t6 с.
  147. , X. Детская н подростковая психиатрия. Текст. / Х. М. Ремшмидт, М.: Эксмо Пресс, 2001. — 624 с.
  148. . М.Ф. Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра (Текст. авгореф. днсс.. л-ра мед. наук: 14.00,09, 14.00,33 / М-Ф. Рзянкина. Хабаровск, 2005. — 43 с.
  149. , М.Ф. Мониторинг состояния здоровья подростков в образовательных учреждениях различного типа (Текст. (М.Ф. Рзя-никмна, Н. В. Чернышева // Соцналыю-гшнсннчсскнй мониторинг здоровья населения: сб. науч. трудов. Рязань. 2004. — С. 36−41.
  150. , М.Ф. Особенности девиантного поведения современных подростков Текст. / М. Ф. Рзяникмна, В. Н. Лучанннова //Дальне-вост. мед. журнал. 2005, — № 2. — С. 53−55.
  151. . В.М. Личность, а религиозном, эзотерическом и научном .мире. Текст. / В, М, Рознн И Общественные науки и совреметгность. -1994 № 5.-С, 128−135.
  152. Рубинштейн, СЛ, Основы общей психологии. Текст. / СЛ. Рубинштейн СПб.: Питер, 2004. — 649 с.
  153. Руководство по социальной психиатрии Текст.: под ред. Т, Б, Дмитриевой. М, Медицина, 2001. — 560 с.
  154. , И.П. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследований наркомании Текст. / И. П. Рущенко // Социологические исследования. 1999, — № 10, — С. 74−85.
  155. , Г. В. Вариабельность ритма сердца. Текст. / Г-В. Рябы-кика, А. В. Соболев. -М.: Издательство „СтарКо“, 1998 -210с.
  156. , М.С. Половые гормоны и поведенческие реакции Текст| / Н С. Сапронов, Ю. О. Федотова, Н. П. Гончаров // Росс. Психиатр журнал. 2001 — № 3. — С. 29−34.
  157. Сатир, В, Психотерапия семьи. Текст. / В. Сатир М.: „Речь“, 2001.-285 с.
  158. Сергиснко, В. И, Математическая статистика в клинических исследованиях. Текст. 1 В.И. С ершен ко, И. Б. Бондарева М.: гэот АР-МЕД, 2001. -256 с,
  159. Ситковская, OJJ. Судебно-пснхологическая экспертиза аффекта, Текст} / О Д, Ситковская- М: [б. и ., 1983. — t98 с.
  160. Скворцава» Е. С, С о циально-гнгн енн ч ее кал характеристика и качество жизни подростков с девнантным поведением- Текст. / Е. С. Скаориова. Н. Г. Карлсен, // Российский медицинский журнал. 1999,-№ 4,-С.8−12.
  161. , Л.М. Нарушен на полового развития у мальчиков Текст. / Л. М. Скородок, О Н, Савченко. М-: Медицина, 1984. — 238 с.
  162. Соловьева, М. И, Особенности физического и полового развития девочек школьного возраста проживающих в условиях Якутии Текст. /М.И Соловьева, Р. В, Учаюгаа, В. К, Козлов // Даль не вост. мел. жури, 1998. — Ne 4 , — С. 49−53.
  163. Спиваковская, А"С. Популярная психология для родителей, Текст. / А. С. Спиваковская. СПб.: [б. н.], 1997. — 304 с.
  164. Спиваковская, А. С, Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. Семья и формирование личности. Текст. t А. С. Спиваковская, М.: [б. и.], 1981. — С. 38 — 48.
  165. , А.С. Профилактика детских неврозов. Текст. (А.С. Спиваковская, М.: [б, и.]. 1988, — 200 с,
  166. Спиваковская, А. С, Психотерапия: игра, детство, семья, Текст.: Том 2. А. С, Спиваковская, — М.- [б. и,]. 2000, -464 с,
  167. , Н. Н, Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ н прогноз Текст. / Н. Н- Суханова Н Рос. педиатр, журн. -1999. -Jk2.-С. 36−41,
  168. Таниер, Дж, Рост и конституция человека. Текст. — В кн. Биология человека, / Дж, Танкер. М., Мир, 1979. — С. 366−470.
  169. , МП. Соцнальио-гнгненическос исследование здоровья детей школьного возраста в крупном городе западной Сибири Текст.: авторсф, дне., канд. мед, наук. 14,00.09, 14,00.33. / М-Г. Тнванцов. -Новосибирск. 2000. 28 с.
  170. , Т. В. Конституция, одаренность и здоровье детей на разных этапах онтогенеза Текст. / Т. В. Торина И Конституция и здоровье человека. Л.: [б. и.], 1991. — С. 63−64.
  171. . Л.В. Комплексная опенка состояния здоровья детейн их реабилитация Текст.: автореф. дне.канд. мед. наук. 14.00.09. /
  172. Л.В. Транковская. Владивосток, 1998. — 22 с.
  173. , М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. (Текст.: в кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь, / М. Тышкова — М «. Наука, 1990. -214 с.
  174. , Г. А. Репродуктивное здоровье детей и подростков Текст. метод, пособие / Г. А. Ушакова. С. И. Ел тина. Кемерово: [б. и.1,1996.-24 с.
  175. Федотова, Ю. О, Влияние дегндроэппандростерона на нэбегатель-иое поведение у взрослых крыс-самцов. Текст. ! Ю. О. Федотова, Н. И. Гончаров, Н С. Сапронов // Бюлл, эксперим. бнол. и медицины. 2004, -Т. 137.-№ 7.-С. 31−38.
  176. , В.В. Состояние здоровья, физическое и половое развитие, особенности гормонального статуса девочек 7−17 лет среднего Приамурья Текст.: автореф. днсс. канд. мед. наук. 14.00 09. / В. В, Филиппова. Хабаровск: ХГМУ. 2001. — 22 с.
  177. Филиппова, Н.8- Особенности роста, развития н состояния здоровья летен и подростков с гиперплазией щитовидной железы Текст. / Н. В, Филиппова // Проблемы эндокринологии, 1992. — № 4. — С. 15-!б.
  178. , Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. (Методика контактною взаимодействия). Экология малого города, Текст. Л. Б. Филонов. Пущине: [б. H. J, 1982. — 187 с.
  179. Фурманов, Н, А Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов, Текст. > И-А. Фурманов М.: ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  180. , Т. Г. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья детей Текст. / Т, Г. Хагаманова, Д. Н. Крылов, О. В, Даиилснко [и лр.] // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 7−8.
  181. Хасан, Б, 11. Снтувция обучения как продуктивный конфликт. Текст. / Б.11, Хаеан. П. А. Сертомаиов. // „Вопросы психологии“. 2000.1. С. 27−35.
  182. , Б. Мы и наши родители: конфликты по наследству. Электронный ресурс. / Б. Херсонский, С. Дворяк, hltp://adalin. mospsy.ru/shLmI (03.02.2006)
  183. Хрестоматия по добротворчеству. Текст.: учебно-метод, пособие / сост. А. Г. Петрынин, М: АПКиПРО, 2001. — 128 с.
  184. Хрисанфова. Е. Н, Антропология Текст. / Е, Н, Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. М.: Медицина. 1991. — 356 с.
  185. Чиркова. 0.10. Спектральный анализ ритма сердца в оценке вегетативного статуса у детей Текст. / ОДО. Чиркова, Н. Б. Хаспекова. С. М. Чечельннцкая [и др.], Н Ж. Школа здоровья, 1999. — Т.6. — № I. — С. 90−101.
  186. Чичерин, Я. П Медико-психологические аспекта охраны здоровья подрастающего поколения, Электронный ресурс. / Л. П. Чичерин, www.zubtech.ru'poliklinika/ articlc200302a02 (16.08.2000).
  187. Чичерин, Л, П. Технология организации деятельности психолога детской поликлиники Текст. / Л. П. Чичерин, А. Д. Барская, Э.Г. Эйде-чнллср (и др.] // Рос. педиатр, жури. 2000. — № 4. — С. 48−53.
  188. Чубнрко, МЛ Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа Текст. / М И, Чубнрко, Н. М. Пнчужкина, О. А Фуфаева И Гигиена н санитария. 1997. — Jfe 2, — С. 21−23.
  189. Шайдукова, Л-К. Феномен стигматизации в наркологической практике Текст. / Л, К, Шайдукова, М-В, Овсянников. И Казанский медицинский журнал, 2005, — № 1. — С, 55−58.
  190. , Л. К. Привычки. Пристрастия. Болезни: Популярные беседы, Текст. / Л, К, Шайдукова. М.: Прогрессивные бно-мед. технологии, 2000. — 346 с,
  191. Шалимов, В. Ф, Клиника интеллектуальных нарушений Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / В. Ф. Шалимов М: Академия. 2003. — 396 с.
  192. Шаляпина, В. Г, Реактивность гипофпзарно-одрснокортнкальной системы на стресс у крыс с активной н пассивной стратегиями поведения Текст. / В Г Шаляпина, В, В, Ракицкая Н Рос. физиолог, жури, им, И. М. Сеченова. 2003- - Т. 89, Us 5. — С.585−590,
  193. , Г. Г. Этапы лечения эпилепсии у детей Текст. / Г. Г Шанько, Н. Г Барановская U Достижения медицинской науки Беларуси- Вы п. 4. Ми.: Бслар, центр медицинской информации, 2000. — С. 187,
  194. Шанько, Г. Г, Неврология детского возраста: анатомия и физиология НС. методы исследования. Текст. / Г. Г. Шанько, Минск- высш, шк., (985. -359 с.
  195. , О. В. Современное состояние охраны здоровья матери н ребенка Текст. / Q.B. Шарапова It Симпозиумы в рамках итоговой коллегии Минздрава России: тез. докл. М.: [б. и.]. 2002 С. 15−16.
  196. , Q.B. Психология семьи и семейное воспитание. Текст. / О. В, Швецова. Ставрополь- [ИН], 2000. — 222 с,
  197. , Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. Текст. / Р. А, Шпиц, М.: ПЕРСЭ, 2001, — 159 с.
  198. , О.П. Современный этап реформ здравоохранения и обеспечение доступности медицинской помощи в Российской Федерации. Текст. / О. П, Щепин, // Ж, Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1999. № 3, — С, 8.
  199. , О.П. Доступность профилактической помощи для лиц, составляющих группу риска Текст. / О. П. Щепин, В. К. Овчаров. В, С. Нечаев. И Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 2. — С. 3−12.
  200. , Л.А. Состояние здоровья подростков, научно-практические задачи и пул» их решения Текст. / Л. А, Щеплящна // Симпозиумы в рамках итоговой коллегии Минздрава России. М-- б, и,. 2002. — 55 с.
  201. ЩепляП1 на. Л, А, Морфофункцнокальные особенности подросткового возраста Текст. / Л. А. Щсплягина, AT. Ильин, И. В. Звезднна [и др.] // Рое. пелнатр. жури. 1999. — № 2. — С. 29−30.
  202. , В. И. К вопросу о ритмах секреции кортнкостероидных гормонов в условиях резко континентального климата Текст. / В. И. Эйльбарт и Тез. докл. Науч.-практ.конф, Красноярск: [б. и.]. 1982.-С. 130−136.
  203. Энциклопедия глубинной психологии, Текст. / под ред. A.M. Бо-ковнкова. М-: [б. и.]т 2001. — Т. 2. — 457 с.
  204. Ям польская, Ю. А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России Текст. / Ю. А- Ямпольекая // Рос. педиатр, жури, 1999. — № 5. — С. 1013.
  205. , Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. Текст. I Б. Р. Яременко, А, Б, Яременко, Т. Б. Горяшюва. СПб.: Деан, 1999.-128 с.
  206. Anderson, S.W. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex. (Текст. / S.W. Anderson, A. Becbara, H. Damisjo ct al.) // Nature Neuroschi. 1999. — V. 2. — P. 10 321 037.
  207. Anxiety and Behavior, Текст. / ED. CD. Spielberger. Ntw-Yorc" 1966.-180 p.
  208. Azim, E. Reiss Sex differences in brain activation elicited by humor (Текст. / E. Azim. D, Mobbs. В Jo et al ] // PNAS. Nov. 2005. — V. 102. -P. 16 496- 16 501.
  209. Baksbi, V, P, Corticotropin-realising hormone and animal models of anxiety: gene-environment interaction Текст. / V.P. Baksbi. N.H. Katin if Biol. Psychiatry. 2000. — V, 48. — P. 1175−1198,
  210. Barbas. H" Connection underlying the synthesis of cognition, memory and emotion tn primate prefrontal cortices. Текст. / H. Barbas // Brain, Res, Bull. 2000, — V. 52. — P. 319−330.
  211. Barchas, J.D. Biochemical hypotheses of mood and anxiety disorders, Текст.: In: Basic neurochemistry, 6-th edition. / J.D. Barchas, M. Alte-mus. New-York, 1999, — Ch.52.
  212. Barratt, E S Ncuropsy / chological and cognitive psychophysiological substrates of impulsive aggression. Текст. / E S. Barratt, M.S. Stanford, Т А. Kent [et al,]. // Biol Psychiaiiy. 1997, — V. 41.-P. 1045−1061
  213. Bcauliais, A, Suicidatity in pre-adolcsccncc and early adulthood is associated with psychosocial and psychiatric problems in young adulthood Текст. /А, Beautrais И Evid. Based, Mcnt, Health, May 2005. — V. 8.- P. 48−59.
  214. Becker, J. B, Young Strategies and Methods for Research on Sex Differences in Brain and Behavior Текст. / J.B. Becker, A.P. Arnold, K.J. Berkley [ei al.]. // Endocrinology Apr. 2005. — V. 146.-P. 1650 -1673.
  215. Bcrman, M.E. Neurobiology correlates of violence: relevance to criminal responsibility. Текст. / M.E. Bemtan. E.F. Coccaro. // Bchav. Sci. Law. 1998. — V. I6. — P. 303−318.
  216. Blake. P. Y, Neurologic abnormalities in murderers, Текст. / P, Y. Blake, j.H. Pincus. C, Buckrver // Neurology'. 1995, — V. 45. — P. 16 411 647.
  217. Bosalus, L Compansion of method toestimatc body fal in growth hormone deficient adults Текст. / I- Bosalus, 0- Johannsson, T. Rosen [et al,] U Clin. Endocrinol. 1996, — Vol- 44, № 4, — P. 395−402.
  218. Brennan, P. A. Psychophysiological protective factors for male subjects at hagh risk for criminal behavior Текст. / P, A, Brennan, A. Raine U Am, J, Psychiatry 1997. — Vol, 154, — P. 853−855.
  219. Brook, J. S, The influence of maternal smoking during pregnancy on the toddler’s negativity Текст. / J.S. Brook, D.W. Brook, M. Whiteman. H Pediatr. Adolesc. Medic, 2000. — V.154. — 381−385.
  220. Brunner, H.G. Monoamine oxidase (MAO) deficiency and abnormal behavior- Some aspects on transmitter functioning: Текст. / H.G. Brunner. Н Доклад на XXVH международном психологическом конгрессе. -Стокгольм, 23−28 июля 2002.
  221. Brunner, H.G. Abnormal behavior associated with a point mutation in the structural gene for monoamine oxidase А. Текст. / H.G. Brunner, M, Nclcn, X.O. Breakefield [et al.]. // Science, 1993, — V, 262. — P. 578−580.
  222. Busjabn, A. Genetic and environmental influences on coping styles- a twin study, Текст. / A- Busjabn, H. D, Faulbabcr, K. Freier [et al.]. П Psy-chosom, Med. 1999. — V, 61. — P, 469−475.
  223. Cadorct, R.J. Gcneticenvironmentat interaction in the genesis of ag-grissivity and condact disorders. Текст. / RJ. Cadorct, W.R. Yates, E, Trougbton [ct al.]. U Arch. Gen. Psychiatry. 1995. — V. 52, — P, 916−924.
  224. Calam, R, Behavior Problems Anteccde the Development of Wheeze m Childhood: A Birth Cohort Study Текст. / R. Calam, L. Gregg, A. Simpson [et al.], // Am. J. Respir. Crit. Care Med. Feb. 2005. — V. 171. — P. 323−327.
  225. Caldii. Cb. Variations in maternal care in infacy regulate (he development of stress reactivity, (Текст. t Cb, Caldii, J. Diorto, M.J. Mcaney // Biol. Psychiatry. -2000. V. 48. — P. 1164−1174.
  226. Chalder. M. Drinking and motivations to drink among adolescent children of parents with alcohol problems (Текст. / M. Chalder, F J. Elgar, P. Bennett II Alcohol Alcohol, January/February 2006. — V, 41, — P. 107 113.
  227. Chcvcrud J.M. A comparison of genetic and phenotypic correlations (Текст. / Ш. Chcvcrud I/ Evolution. 1988. — V, 42. — № 5, — P 958−968.
  228. Clearc, A J. Ipsapirone challenge m aggressive men shows an inverse correlation between 5-HTIa receptor function and aggression. (Текст. / A, J. Clearc, A J. Bo? id // Psychophamiacology. -2000. V J48-P 344−349.
  229. Daly, R.S. Cerebrospinal fluid and behavioral changes after me-ihyltcstoStcrone administration: preliminary findings. Текст. / R.S. Daly, T.P. Su, PJ. Schmidt. If Arch. Gen. Psychiatry 2001. — V.58. — P 172 177.
  230. Delgado, A. The midbrain of sauropsides shares a common subdivision pattern defined by cmbryonic radial glia. Текст. / A. Delgado, A. Alonso, C. Damas [et al.]. // Brain. Res, Bull. 2005 Sep. — V. 15 (4−6). — P. 479−483.
  231. Dufour, D.L. Anthropometry and secular changes tn stature of urban Colombian women of differing socioeconomic status Текст. D.L. Dufour, L. Stated, J. C Rcina [c (aL] И Amer. J. Hum BioL. 1994. — Vol. 6, № 6, — P 749−760.
  232. Elkind. D, Children and adolescents: Inter-pretative essays on Jean Piagct. Текст. t D. Elkind Oxford: Oxford Univ. Press, 1981 — 437 p
  233. Elkind D. Egocentrism in adolescence Текст. / D. Elkind // Child. DeveL 1967. V. 38. № 4. — P. 538−553.
  234. Farrington, D.P. Are there any successful men from criminogenic backgrounds? Текст. / D.P. Farrington. B. Gallagher. L. Morley [et aL]. // Psychiatry. 1988 May. — V. 51(2). — P. 116−130.
  235. Gadow, K.D. Clinical significance of tics and attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) in children with pervasive developmental disorder. Текст. / K.D. Gadow, С J. DeVincent. НУ Child. Neurol. 2005 Jun. -V. 20 (6). — P. 481−488.
  236. Goozen, S.H.M. van. Plasma monoamine metabolites and aggression- two studies of normal and oppositional defiant disorder children Текст. / S.H.M. van Goozen, W, Matthys // Eur. Neuropsy chopharm. 1999. — Vol 9.- P. 34t—147.
  237. , B. 5-Hydroxytryptamine-modulinc: a novel endogenous peptide involved in the control of anxiety. Текст. В. Grimaldi, A. Bonnin. M.P. Fitfhm [et aJ.]. // Neurosci. 1999. — V. 98. — P. 1223−1225.
  238. Guidotti. A, Role of DBI in brain and its postradiational processing products in normal and abnormal behavior. Текст. / A. Guidotti // Ncuro-phamiacol. 1991. — V, 30. — P, 1425−1433.
  239. Guilamo-Ramos, V, Parental and School Correlates of Binge Drinking Among Middle School Students Текст. / V. Guilamo-Ramos, J. Jaccard, R, Turns! [et al,]. // Am. J Public. Health. May 2005. — V. 95. — P. 894 — 899,
  240. Gur, RC. Brain Region and Sex Differences in Age Association With Brain Volume- A Quantitative MRI Study of Healthy Young Adults Текст.
  241. R.C. Gur, F. M, Gunmng-Dixon, B.I. Turetsky et al. // Am, J. Geriatr Psychiatry Feb 2002. — V. 10. — P. 72 — SO.
  242. Hagger, M.S. From Psychological Need Satisfaction to Intentional Behavior: Testing a Motivational Sequence in Two Behavioral Contexts Текст. / M.S. Hagger. N.L.D. Chatzisarantis, J. Harris H Pers. Soc. Psychol. Bull. Feb 2006. -V. 32 — P 131 — 148.
  243. Hallcr, J. Catecholaminergic involvement in the control of aggression: hormones, the peripheral sympathetic and central noradrenergic systems. Текст. / J. Haller, GB. Makara, M.B. Kruk. // Neurosci- Biobehan. Rev. -1998. V.22. — P. 85−97.
  244. Hegel, MX Differential Reinforcement of Other Behavior (DRO) to Reduce Aggressive Behavior Following Traumatic Brain Injury, Текст. f M.T. Hegel, R J. Ferguson., ft Behav. Modif. Jan 2000. — V. 24. — P. 94 101.
  245. Helgoland, M.I. Continuities Between Emotional and Disruptive Behavior Disorders in Adolescence and Personality Disorders in Adulthood. Текст. i Mi. Helgoland, E, Kjelsbcrg, S. Torgersen. tt Am. J. Psychiatry. -Oct 2005.-V. 162.-P, 1941−1947.
  246. Hughes, S, W. Thalamic Mechanisms of EEG Alpha Rhythms and Their Pathological Implications. Текст. / S, W. Hughes, V, Cnmelli. H Neu-roscientist. Aug 2005. V. И, — P. 357−372,
  247. Johnson. J.G. Adolescent Personality Disorders Associated With Violence and Criminal Behavior During Adolescence and Early Adulthood, Текст. / J.G. Johnson, P. Cohen, E. Smailes [el al.]. H Am, J. Psychiatry. -Sep 2000 V. 157. P. 1406−1412.
  248. Katsuragi, S. Association between serotonin transporter gene polymorphism and anxiety related traits. Текст. / S, Katsuragi, H. Kunugi, T. Tsutsumi [et al.]. ft Biol, Psychiatry. 1999. — V.45. — P. 368−370.
  249. Kocsis, B, Serotonergic neuron diversity: Identification of raphe neurons with discharges time-locked to the Inppocampal theta rhythm Текст. / В. Кос-sis, V. Varga, L. Dalian [et al.]. //PNAS.-Jan 2006. V. 103. — P. 1059−1064.
  250. Kotajima, F. Cerebral blood (low changes associated with fluctuations in alpha and theta rhythm during sleep onset in humans Текст. / F. Kola-jima, G.E. Meadows, MJ. МогтеН [et al.]. //J. Physiol, Oct 2005. V. 568. -P. 305−313.
  251. Laurel I, K. Headache in schoolchildren: association with oilier pain, family history and psychosocial factors Текст. / К. Laurel 1. В. Larsson, О. Eeg-Olofsson. II Pain. Dec 2005. — V. 119(1−3}. — P. 150−158.
  252. Lee, R. The ncuropsychopharmacology of criminality and aggression. Текст. ! R. Lee, E. Coccaro. U Can. J. Psychiatry. 2001. — V.46 — P. 3544.
  253. Manuck, S.B. Aggression and anger related traits associated with a polymorphism of the tryptophan hydroxylase gene, Текст. / S.B. Manuck, J.D. Flory, R E, Ferrell. Biol. Psychiatry. — 1999. — V. 45. — P. 603−614.
  254. Mitsis, E. M- Serotonin and aggression in children. Текст. / E, M, Milsis, J.M. Halpenn, J.H. Newcom. И Curr. Psychiatry Rep. 2000, — V.2. -P. 95−101.
  255. Mronmski, C.R.L. Idade da menarcha em estudantes secundaristas dc Porto Alegrc RS |Текст| / C.R.L, Mronmski, J. S, Bandetra, J. Vcttorazzi et al. J III bras. GinecoL — 1996. — Vol. I06t № 1−2. — P. 17−23.
  256. Murakami, F, Anxiety traits associated with a polymorphism in serotonin transporter gene regulatory region in the Japanese, Текст. / F- Murakami, T. Shimomura, К J. Kotani [et al.J. // Hum. Genet- 1999. — V.4I. -P. 15−17.
  257. Muns, P. The pathogenesis of childhood anxiety disorders- Considerations from a developmental psychopathology perspective. Текст. / P. Muns. // International J. of Behavioral Development. Jan 2006. — V. 30. P. 5−11.
  258. Pederson, S. Parental illness, family functioning, and adolescent well-being- a family ecology framework to guide research. Текст. IS. Pederson,
  259. ТЛ. Rcvenson. // J, Fam. Psychol. Sep 2005. — V. 19. — № 3. — P. 404 419.
  260. Pentcl, P.R. A nicotine conjugate vaccine rcduccs nicotine distribution in brain and attenuates its behavioral and cardiovascular effects in rats, Текст. / P R. Pentet, D.H. Malm, S Ennifar. И Phannae. Bicx. lt Behav. 1999. — V. 65. -P. 191−198.
  261. Pinna. G. Changes in brain testosterone and allopregnanolone biosynthesis elicit aggressive behavior Текст. / G. Pinna, E, Costa, A. Guidotti. tf PNAS. Feb 2005. — V102. — P. 2135−2140.
  262. Rimashevsfcaia, N. V, Mental development of young children in maternal behavior disorders Текст. / N. V, Rimashevskaia, L.F. Kremneva. // Zh. Nevrol. Psikhtatr. Im. S.S. Korsakova, 2003. — V. 103. — № 2. — P. 1924.
  263. Ryan, J.M. Pharmacologic approach to aggression in neuropsychiatry disorders. Текст. / J.M. Ryan. // Semin. Clin. Neuropsychiatry, 2000. -V. 5. — P. 238−249.
  264. Sanialahti, P. Have there been changes in children’s psychosomatic symptoms? A 10-year comparison from Finland. Текст. / P. SantaJahti, M Aromaa, A. Sourander [et al.]. H Pediatrics, Apr 2005. — V. 115, — P. 434 442.
  265. Shepard, M.C. Thyroid hormone resistance Текст. / M.C. Shepard, J.A. Franklyn. 7 J. Endocrinol. 199 К — Vol. 129, Suppl — P. 12.
  266. Shih, J.C. Ketanscrin and teUabenazine abolish aggression in mice lacking monoamine oxidase А. Текст. / J. C, Shih, M.J. Ridd, K. Chen. // Brain. Res 1999. — V. 835, — P. 104−112.
  267. Simons-Morton, В, Saylor Peer and Parent Influences on Smoking and Drinking Among Early Adolescents- Текст. f B. Simons-Morton, L. Denise, E, Haynie. tl Health Educ Behav Feb 2001 — - V. 28. — P. 95−107.
  268. Smouse, P. Multiple regressions and correlation extensions of the Mantel test of matrix correspondence. Текст. t P. Smouse, J. Long, R. So-kal. i! Sysl. Zool, 1986. — V. 35. — № 4. — P.627−632 (no Cheverud, 1988c).
  269. Soka, l R Biometry. Текст. / R. Sokal, J. Rohlf. /I New York, 1995 (III ed). P. 888.
  270. Stein, MT. Organic or Psychosomatic? Facilitating Inquiry With Children and Parents (Текст. / M.T. Slein, J. Crow, M. Abbott et al.]. И Pediatrics. Nov 2004. — V. 114. — Pr 1496−1500.
  271. Tobias, P.V. Adult stature in southern African Negroes Futher evidence on the absence of a positive secular trend Текст. / P.V. Tobias // S, Afr. Med. J. — 1990. — Vol. 78, № 2. — P. 97−101.
  272. Walter, H. Dopamine and alcohol relapse: Di and Dj antagonists increase relapse rate in animal studies and in clinical trials. Текст. / H. Walter, K, Ramskogler, B. Semler [et al.]. // J. Biomed, Sci. 2001. — V. S. — P. 83−88.
  273. Wiikin, H. Psychological differentiation. {Текст. I H, Wilkin, t N.Y., 1974.-673 p.
Заполнить форму текущей работой