Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях. Материалы и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на заседаниях предметно-цикловой комиссии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися
    • 1. 1. Сущность понятия диалогического взаимодействия с учащимися
    • 1. 2. Состояние профессиональной подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа
    • 1. 3. Диалогический стиль взаимодействия преподавателей и студентов в профессиональном обучении
    • 1. 4. Модель подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в педагогическом колледже
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися
    • 2. 1. Исходное состояние готовности к диалогическому взаимодействию преподавателей и студентов педагогического колледжа
    • 2. 2. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы по реализации модели подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимся
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни, обуславливают непосредственное влияние на процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Демократизация социальных отношений в обществе, гуманизация воспитания и обучения в образовательных учреждениях требуют существенного изменения характера взаимодействия педагога и учащихся, отказа от авторитарности и догматизма.

Социальные функции и образовательные проблемы школы предъявляют новые требования к учителю, ставят перед ним задачи, которые предполагают принципиальное переосмысление традиционного опыта воздействия на личность ученика, переоценки позиции учителя в педагогическом взаимодействии с учащимися.

Современная школа призвана помочь ребенку приобрести опыт взаимодействия с окружающими людьми на основе сотрудничества, согласия, доверия. В связи с этим пересматривается вся система воспитания и обучения, ее принципы, содержание, формы и методы. Педагогические коллективы переходят к работе с учащимися по новым программам развивающего характера. Однако, ни одна, даже самая лучшая программа не может быть реализована без педагога, достигшего необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки. Между тем, традиционные представления об организации педагогического взаимодействия в процессе профессионального обучения мало соответствуют новым требованиям современной школы, основанных на «субъектсубъектных» отношениях учителя и учащихся.

Практика показывает, что значительную часть педагогов и учащихся не удовлетворяет характер их взаимоотношений. Учителя, прежде всего, испытывают трудности в установлении контакта со школьниками, основанном на диалогическом взаимодействии: недостаточно владеют способами включения детей в совместную деятельность и ее организацию на разных этапах обучения, не умеют гибко менять стиль, характер и тип взаимодействия в зависимости от условий.

Сложившиеся традиционные стили педагогической деятельности не всегда обеспечивают высокое качество подготовки будущих педагогов. Недостаточная подготовка выпускников к диалогическому взаимодействию с учащимися приводит к стрессовым ситуациям, снижению интереса к совместной деятельности в целом. Объясняется это не столько низким уровнем знаний, информированности выпускников педагогических училищ, сколько их недостаточной психологической и технологической подготовкой к реализации диалогического взаимодействия с учащимися в процессе профессионального обучения.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблему взаимодействия с учащимися в системе отношений «человек-человек» изучает ряд наук: философия, социология, общая и социальная психология, педагогика.

С общенаучной точки зрения А. Н. Аверьянова, А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. П. Буевой, В. И. Григорьева, JI.A. Зеленова, JI.H. Ляхова, И. И. Жбанкова, М. С. Кагана, Б. М. Кедрова, Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, В.М. Сокови-на, А. И. Уемова, Ю. Л. Ханина, взаимодействие как категория есть отражение процессов воздействия различных объектов друг на друга, фиксирующее их взаимную обусловленность, изменение состояний и взаимопереходы. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

Изучение литературы позволяет выделить определенную тенденцию в осмыслении сущности педагогического взаимодействия, состоящую в движении к гуманной педагогике. Убедительным доказательством служат мысли тех, кто на протяжении целых веков творил педагогическую практику обучения и воспитания личности как педагогику сотрудничества. Гуманный подход к воспитанию находил отражение в методах обучения предложенных еще Сократом, Платоном, Ф. Беконом, К. Гельвецием, Д. Дидро, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. Идеи гуманного взаимодействия учителя с учащимися в отечественной науке отстаивали Н. И. Новиков, А. П. Пинкевич, А. Н. Радищев, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий.

В последние годы внимание уделяют теории взаимодействия как основе педагогического процесса Л. В. Байбородова, В. В. Горшкова, А. И. Кирьякова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др. Углубленное понимание сущности взаимодействия представлено в работах Н. Ф. Радионовой, в области дидактики в работах В. К. Дьяченко, Л. Клинберга, В. Я. Ляудис.

Вопросы формирования профессиональных умений и навыков учителя-воспитателя рассмотрены в работах Г. М. Андреевой, В. Н. Елимановой, B.C. Кузнецовой. Проблема взаимоотношений учителя и учащихся представлена в работах Ю. П. Азарова, Е. В. Бондаревской, А. Ю. Гордина, И. М. Клебанова, И. Д. Левитова, Б. Т. Лихачева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьмина, А.Ш. Рассуло-вой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, И. В. Страхова, А. Л Чулковой, А. И. Щербакова. В профессиограмме, разработанной В. А. Слатениным выделены роль и функции профессионально-педагогического взаимодействия и возможности подготовки к применению его будущими учителями.

В своих работах М. С. Каган, В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, В. А. Петровский, А. А. Позднякова, М. М. Рыбакова, A.M. Эткинд рассматривают общение, как форму взаимодействия, делая акцент на педагогическое общение. Психология общения рассматривается в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева,.

A.А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Б. Ф. Парыгина и других исследователей. Развитие коммуникативных умений учителя и их роль в педагогическом взаимодействии представлены в исследованиях В.А. Кан-Калика, А. С. Карпова, В. И. Кашницкого, Н. В. Кузьминой Е.Б. Орлова, Н. И. Плешакова. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в профессиональной подготовке рассмотрены А. Н. Орловым, М. Т. Громковой. Предложены варианты субъект — субъектного взаимодействия В. В. Краевским, И. Я. Лернером, К. Й. Лийтмес, изучены стили педагогического взаимодействия И. А. Зимней,.

B.А. Кан-Каликом, Е. И. Климовым, Я. Л. Коломинским, С. В. Кондратьевой,.

М.Ю. Кондратьевым, В. В. Коротовым, Г. М. Медведевой, Г. Б. Морозовой, А. Я. Никоновой, Н. И. Петровой, А. В. Петровским, А. А. Русалиновой и др.

За последние годы значительно возрос интерес к проблеме диалогического взаимодействия, это прослеживается в работах В. В. Горшковой, В.Е. Еже-ленко, Г. В. Згурского, М. С. Кагана, С. Г. Касвинова, Г. А. Ковалёва, Е. Н. Ковалевской, С. Ю. Курганова, В. Ф. Литовского, Э. А. Недзвецкой, Г. Н. Прозументо-вой, В. В. Серикова, Ю. В. Сенько и др.

Особенности диалогического общения исследованы в работах М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера, Г. М. Кучинского, А. У. Хараша. Разные аспекты проблемы эффективного взаимодействия отражены в работах Е.Н. Глу-боковой, Т. В. Дмитриенко, Н. Д. Клюевой, О. Е. Лепуновой, Л. Я. Мейдус, Т. И. Франчук, Р. П. Мильруд. Проблему подготовки студентов к диалогическому общению исследовали Н. П. Баранова, С. Л. Братченко, Д. Н. Дьякова, В.Е. Лыт-нева, Е. И. Матвеева, Л. В. Нечаева, Н. И. Плешакова, И. С. Тодоров, Ю. И. Турчанинова, Е. В. Цуканова, O.K. Сазонова.

Вместе с тем, анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, показал, что, несмотря на появление новых исследований в области педагогического взаимодействия, проблема подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися является недостаточно изученной. Объясняется это отсутствием теоретических подходов и специально разработанной технологии подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в педагогическом колледже.

Таким образом, педагогическая теория не обеспечивает педагогов педагогических училищ, колледжей научно-методическими рекомендациями, что приводит к обострению противоречия между необходимостью подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогического колледжа. Основываясь на выделенном противоречии, была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в определении педагогических условий подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися. Противоречие и проблема обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Подготовка будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа».

Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже.

Предмет исследования — процесс подготовки студентов к диалогическому взаимодействию с учащимися.

Целью исследования является конструирование модели и разработка технологии подготовки студентов к диалогическому взаимодействию с учащимися в процессе профессионального обучения в педагогическом колледже.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «диалогическое взаимодействие»;

2. Разработать критерии готовности будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися;

3. Выявить условия развития диалогического стиля взаимодействия преподавателя и студентов в процессе профессионального обучения;

4. Провести опытно-экспериментальную проверку сконструированной модели подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися будет эффективным, если разработанная модель, предполагает реализацию следующих условий:

— включение теоретических аспектов диалогического взаимодействия в содержание дисциплин психолого-педагогического цикла;

— обогащение образовательного процесса в педагогическом колледже диалогическим взаимодействием преподавателей и студентов, использованием диалоговых форм обучения;

— внедрение программы спецкурса, направленной на формирование у студентов умений диалогического взаимодействия с учащимися, использованием диалоговых форм обучения;

— осуществление специальной работы с преподавателями по совершенствованию умений диалогического взаимодействия со студентами.

Методологической основой исследования являются научные положения о социальной сущности взаимодействия и его роли в развитии личностифилософские положения М. М. Бахтина, B.C. Библера, В. В. Давыдова, А. Ф. Лосева, Д. Б. Эльконина о диалоге как основе развития творческого мышленияположение о механизмах формирования готовности к профессиональной деятельности учителя, о структуре педагогической деятельности и содержании профессионально значимых качеств личности учителягуманистическая философия и педагогика (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо, В.А. Су-хомлинский и др.).

В нашем исследовании мы исходили из основных положений современных теорий взаимодействия (А.А. Аверьянов, JI.B. Байбородова, А. А. Бодалев, Б. З. Вульфов, Н. Ф. Радионова и др.), профессиональной подготовки учителей (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Пискунов, А. И. Щербаков и др.).

Положения о ведущей роли деятельности и общения в формировании и развитии личности, системном подходе как диалектическом методе науки дают ключ к тому, чтобы рассматривать диалогическое взаимодействие во взаимосвязи со знаниями, умениями, навыками будущего учителя (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

Теоретическую основу исследования составили результаты психолого-педагогических и философских исследований, раскрывающие сущность понятия «профессиональное взаимодействие», характеристику основных компонентов профессиональной деятельности (И.Д. Багаева, Л. В. Занков, Н. В. Кузьмина, Г. М. Кучинский, В. А. Сластенин, Е. П. Ухабина, Т. А. Флоренская и др.) — особенности диалогического общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л. П. Буева,.

В.В. Давыдов, М. С. Каган, М. В. Кларин, А. У. Хараш и др.) — социально-психологические и педагогические проблемы личностного взаимодействия (Г.М. Андреева, Н. П. Аникеева, А. А. Бодалев, М. С. Бодалев, JI.A. Петровская) — содержание обучения будущих педагогов профессионально-педагогическому общению (О.А. Абдуллина, А. А. Брудный, В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Н.Н. Тарасевич).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обобщение, сравнение, метод самооценки, методы опроса, педагогический эксперимент, моделирование, математические методы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Предварительный этап (1997;1998 гг.). На этом этапе осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась философская, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологические и методические подходы к проблеме, разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, программа опытно-экспериментального исследования.

Основной этап (1998;2000 гг.). В этот период была подготовлена опытно-экспериментальная программа, сконструирована модель и разработана технология подготовки студентов к диалогическому взаимодействию с учащимися, осуществлена апробация и внедрение разработанной модели, в ходе которой определялась ее эффективность.

Заключительный этап (2000;2001 гг.). Проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, обработка и анализ экспериментальных данных, их интерпретация, литературное оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования: Горно-Алтайский педагогический колледж. В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 122 студента школьного отделения, а также 70 преподавателей работающих в педагогическом колледже.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диалогическое взаимодействие является особой формой педагогического взаимодействия, направленной на реализацию учебно-воспитательных задач, которая основывается на субъект — субъектных отношениях учителя и ученика, на равенстве их позиций, уважении и доверии.

2. Модель подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов: цели, задач, принципов, структурных компонентов, содержания, технологии, результата готовности.

3. Критерии готовности будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися представляют собой совокупность трёх компонентов: мотива-ционной, теоретической и практической готовности.

4. Диалогический стиль взаимодействия преподавателя и студентов является психолого — педагогическим условием реализации субъект — субъектных отношений и эффективным способом организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что определена сущность понятия «диалогическое взаимодействие" — разработаны критерии, уровней сформированности готовности студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию с учащимисясконструирована модель подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися и разработана технология её реализацииописан диалогический стиль взаимодействия преподавателя и студентов в процессе преподавания предметов психолого-педагогического цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлены основные научные подходы к исследованию проблемыраскрыты методологические основы для создания модели профессиональной подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися в педагогическом колледже.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретных технологий и рекомендаций, реализация которых как доказано в исследовании, способствует более качественной подготовке будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися. Представлено содержание учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, с включением материала, раскрывающего теоретические и практические аспекты диалогического взаимодействия. Разработана программа спецкурса для студентов педагогического колледжа «Основы диалогического взаимодействия». Результаты и материалы исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для преподавателей педагогических училищ, колледжей.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, задачам, гипотезе исследования, количественным и качественным анализом полученных данных, положительными результатами опытно-экспериментальной работы в педагогическом колледже, показавшей правомерность положений, разработанной гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях. Материалы и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на заседаниях предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии Горно-Алтайского педагогического колледжана ежегодных научно — практических конференциях преподавателей и студентов Горно-Алтайского государственного университета (1997;2001 гг.). Результаты исследования представлялись на Всероссийских научно-практических конференциях (Москва, Тверь, Улан-Удэ, Бийск, Новосибирск, Горно-Алтайск).

Структура диссертации.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, характеризуются база и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические и практические предпосылки подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися» обоснованы исходные позиции и теоретические положения исследования. Раскрывается сущность диалогического взаимодействия с учащимися, рассматривается состояние проблемы профессиональной подготовки к диалогическому взаимодействию. Охарактеризован диалогический стиль взаимодействия преподавателя и студентов, описана модель и технология подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в педагогическом колледже.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися» обоснованы содержание и методика исследования, осуществлен анализ опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы.

Общий объём диссертации составляет 169 страниц, в работе приведены 20таблиц, 10 рисунков.

Список литературы

включает 189 наименований, из них 4 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

1. Реализация сконструированной структурно-функциональной модели подготовки студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию требует выполнения ряда педагогических условий:

— включение теоретических аспектов диалогического взаимодействия в содержании дисциплин психолого-педагогического цикла;

— использование в профессиональной подготовке студентов диалоговых форм и методов обучения;

— систематическое изучение спецкурса: «Основы диалогического взаимодействия»;

— совершенствование умений диалогического взаимодействия со студентами преподавателей, посредством семинара — практикума «Диалоговые формы обучения». 2. В ходе исследования использовались методы анкетирования, беседы, тестирование, метод самооценки, педагогическое наблюдение, методы математической и статистической обработки полученных данных. Анализ результатов, полученных в ходе использования данных методов, свидетельствует о существенном росте мотивационной, теоретической и практической готовности к диалогическому взаимодействию с учащимися студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

3. Статистическая обработка данных психолого-педагогической диагностики подтвердила гипотезу об эффективности модели и технологии подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися в условиях педагогического колледжа.

Заключение

.

Анализ процесса экспериментального исследования и его результатов свидетельствуют о необходимости изменения подхода к организации профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. Процесс обучения должен ориентироваться на формирование готовности будущих учителей к диалогическому взаимодействию со школьниками.

Исследование состояния проблемы подготовки будущих учителей к диалогическому взаимодействию с учащимися позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного направления в трудах российских и зарубежных ученых. Однако, имеются исследования по формированию готовности будущих учителей к различным видам педагогической деятельности (в том числе и к взаимодействию с учащимися в разных аспектах: воспитательном, учебном, практическом) в педагогическом ВУЗе и среднем педагогическом училище, которые явились основой для нашей исследовательской работы.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, различных подходов к организации и содержанию профессионального обучения, а также опираясь на собственный опыт педагогической деятельности в этом направлении мы определили условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию с учащимися:

— целостность и системность процесса подготовки, которые предполагают логическую взаимосвязь и последовательность всех этапов и компонентов профессионального обучения.

— отражение в содержании профессиональной подготовки современного уровня педагогической науки, реальных потребностей практики (субъектсубъектная парадигма образования, современные гуманистические системы образования);

— организация профессиональной подготовки на началах гуманистической педагогики и психологии, предполагающих создание психологически комфортной, доверительной, творческой атмосферы сотрудничества преподавателей и студентоввключение студентов в ситуации диалогического общения, способствующему развитию профессионально — значимых мотивов и интереса к диалогическим отношениям, творческого подхода к их осуществлению;

— использование в профессиональной подготовке активных форм и методов обучения, направленных на формирование у студентов умений диалогического взаимодействия;

— включение будущих учителей в активную практическую деятельность с целью накопления ими педагогического опыта, необходимого для эффективного решения различных ситуаций диалогического взаимодействия.

Вместе с тем, педагогическая практика образовательного процесса педагогического колледжа свидетельствует о нарушении целостности и системности профессиональной подготовки, о недостаточной целенаправленности и жесткой регламентации.

Анализ проблемы подготовки студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию показал, что исследование ее теоретического и практического аспектов еще не завершено и требует дальнейшего развития.

Установлено, что это развитие может происходить через построение и использование структурно — функциональное модели подготовки студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию с учащимися. Модель рассматривается нами как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются цель, принципы, структурные компоненты, содержание, технология, умения диалогического взаимодействия, уровни их сформированности и результат.

Технология реализации сконструированной модели является многоступенчатой программой, этапы которой взаимосвязаны и представляют определенную систему теоретической подготовки и развития необходимых умений диалогического взаимодействия.

Нами доказано, что реализация представленной модели возможна при наличии субъект — субъектного взаимодействия преподавателя и студентов. Диалогический стиль в процессе профессионального обучения является условием, влияющим на формирование готовности студентов к диалогическому взаимодействию с учащимися.

В ходе экспериментальной проверки определено, что сконструированная модель и технология её реализации обеспечивает высокий уровень мотивационной, теоретической и практической готовности студентов педагогического колледжа к диалогическому взаимодействию с учащимися, адекватный требованиям современной образовательной практики.

В ходе реализации структурно — функциональной модели, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу об ее эффективности и результативности в условиях профессионального обучения в педагогическом колледже.

Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы подготовки будущего учителя к диалогическому взаимодействию с учащимися, а представляет один из вариантов ее решения. Предложена эффективная технология формирования теоретической и практической готовности к диалогическому взаимодействию, которая может быть успешно интегрирована в образовательную практику ССУЗа, а также выступать в качестве основы и дополнения других технологий.

Так, в ходе исследования были определены проблемы, требующие теоретической и практической разработки: формирование умений диалогического взаимодействия в процессе педагогической практикиповышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования умений диалогического взаимодействияразвития диалогического стиля педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в педагогическом колледже и т. п., что обуславливает перспективу дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Диалог в учебном процессе // Народное образование. — 1993. № 9/10. — С.43 -45.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка студентов // Сов. педагогика. 1984. — № 5. — С. 68 -74.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. С. 263.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.-С.17.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-559с.
  6. Ш. А. По-разному можно смотреть на звезды // Учительская газета. — 1986. 27 мая.
  7. Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987.-302с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — С.282— 415.
  9. Э. Воспоминания о гелии -И // Химия и жизнь. 1977. — № 8, -С.50 — 60.
  10. Ю.Аникеева Н. П., Ванникова Г. В., Смирнов С. В. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск: Издательство НГПИ, 1991. — 91с.
  11. П.Архангельский С. И., Михеев В. И., Маншиков С. А. О моделировании и методике данных педагогического эксперимента. — М.: Наука, 1974. — 48с.
  12. В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432с.
  13. .А. Исследование социогенных потребностей в качестве системных объектов // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1981. С. 129−131.
  14. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — С.111.
  15. Л.П. Коллектив академической группы и личность студента. — Каунас: НПЦ, 1970. С. 123−132.
  16. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Ярославль: Изд-во Ярослав, университета, 1989.- С. 80.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. -363с.
  18. М.М. Философия поступка // Философия и социологическая наука и техника 1984−1985 г.-М.: Наука, 1986. С.80−160.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Знание, 1986. — С. 423 -429.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с анг./ Изд.: Промед. — С.992.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — С.422.
  22. B.C. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. -1989. -№ 6. -С. 31−42.
  23. B.C. Диалог, сознание, культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина) // Одиссей: человек в истории. М.: Просвещение, 1989. -С.21−59.
  24. B.C. М.М. Бахтин и поэтика культуры. М.: Просвещение, 1990. — 125с.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  26. Бубер М. Я и ты // Квинтэссенция: Философский альманах. — М.: Наука, 1991.-С. 294−370.
  27. А.П. К вопросу структурирования понятия о человеке, как личности // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. JL: ЛГУ, 1970. — 122 с.
  28. Е.Л. Педагогические функции диалога: Дис.. канд. пед. наук. -Томск. 1997.- С. 96−99.
  29. А.А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983. -271с.
  30. А.А. О взаимоотношении общения и отношения // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1994. — № 1. — С. 122 -126.
  31. А.А. О формировании отношений // Советская педагогика. — 1991. № 8, С.39−44.
  32. А.А. Общение и формирование личности // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общение: Сб. науч. трудов / Кубан. гос. ун-т. -Краснодар, 1978. Вып. 261, кн. 2 — С. 67.
  33. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. № 12. — С.65 -71.
  34. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  35. А.А., Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: Наука, 1980. — 159с.
  36. A.M. Педагогический потенциал учителя /Личностно-гуманистичес-ский аспект/: Автореф.дис. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1993. — 21с.
  37. Р.А., Хасанбаева Д. Х. Личность педагога-мастера, как важный фактор развития познавательных и нравственных потребностей молодых педагогов и студентов // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М.: Просвещение, 1980. — С.88 — 91.
  38. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — С.74.
  40. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. — Киев: Вища школа, 1979. 39с.
  41. Т.Г. Диалогическая речь. М.: Педагогика, 1990. — С. 68.
  42. JI.A. «Ориентация» будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель ученик». Автореф. дис. канд.пед.наук. — Оренбург, 1997. — 19с.
  43. Л.Е. Я говорю, мы говорим М.: Знание, 1990. — 240 с.
  44. Н.П. Особенности общения в условиях взаимодействия и проявления личности // Особенности познания и общения в процессе обучения: Межвуз. темат. сб. Ярославль, 1989. — С.41.
  45. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Киев: Вища школа, 1988.-С.275.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 497с.
  47. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 209с.
  48. Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1978.-С.181.
  49. .С. Педагогическая диагностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200с.51 .Гоноболин Ф. И Черты педагогического мастерства // Советская педагогика. — 1971. —№ 2.-С.83 -91.
  50. В.В. Диалог как метод педагогического исследования. Хрестоматия по педагогике. Барнаул: Издательство БГПУ, 1997. — С.68.
  51. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии Комсомольск на Амуре: НМЦ, 1997. — 125с.
  52. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986. — С.48.
  53. B.C. Культура педагогического общения: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990- 144с.
  54. М.Т. Педагогическое мастерство преподавателя: модели взаимодействия // Магистр. -1996. № 1. — С.31- 39.
  55. А. Руководство к образованию немецких учителей // Изб.пед.соч.- М.: Учпедгиз, 1956. 212с.
  56. А.Б. Воспитателю о психологии общения. — М.: Просвещение, 1987.-224с.
  57. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983.-356с.
  58. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989. 285с.
  59. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.-382с.
  60. Единство обучения и воспитания студентов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989.-С. 160.
  61. Т.Е. Структура профессиональной деятельности преподавателя (при обучении русскому языку иностранных учащихся). — JL: Изд-во ЛГУ, 1988.-С.22.
  62. Н.П. Психология общения. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1979. — С.96.
  63. А.А. К исследованию потребности человека в общении // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Изд-во ТПИ, 1974. — С.220 -222.
  64. М.Б. Формирование готовности студентов педагогических училищ к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — С.49.
  65. А.В. Сократ как педагог. Харьков: Украина, 1892. — С.69 -75. 68.3агвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.:
  66. Издательский ценр «Академия», 2001. С. 53 69.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Наука, 1987. — С.121.70.3аир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Наука, 1995.-234с.
  67. В.И. Межличностное общение в коллективе /опыт социально-психологического исследования/: Автореф. дис.. канд. фил. наук. — JL, 1970.- 18с.72.3имняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. — С.402.
  68. И.И. Структура процесса учения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — С.200.
  69. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — С.319.
  70. М.С. Общение как философская проблема // Научные доклады высшей школы. Философские науки № 5. — 1975. — С.40 -51.
  71. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1994. С. 328.
  72. В.В. Обучающий диалог // Вестник высшей школы, 1990. № 4. — С.29−33.
  73. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческие процесс: обзор, информ. Министерства высшего и среднего спец. образования. — М.: Педагогика, 1977. С. 57.
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. С. 59 -190.
  75. Э. Критика чистого разума /пер. с немецкого Н. Лосского, сверен и отредактирован И. Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным- Примечание Ц.Г.Арзаканяна/. М.: Мысль, 1994 — С. 165 -167.
  76. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига: Эксперимент, 1999. 180с.
  77. В.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского унта, 1969.-С.49.
  78. А.В. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии // Уч.зап./ ЛГПИ им. А. Г. Герцена. Л., 1964. -Т.254. — С.5−24.
  79. А.Г. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С.41−49.
  80. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.36.
  81. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: Очерк социальной психологии младшего класса. — Минск: Нар. асвета, 1969.-С.238.
  82. М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — С.317.
  83. Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом // Педагогические сочинения: в 6-ти т. — М., 1980. Т.5. — С.373−374.
  84. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990.-С. 142.
  85. А.П. Место и функции стиля педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. — С.87−88.
  86. М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект / Под редакцией В. Д. Симоненко., Брянск: Изд-во БГПУ, 2000 С.-193.
  87. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — С.183.
  88. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Просвещение, 1990. -С. 17−23.
  89. В.Н. Стиль общения и его формирование. JL: Изд-во ЛГУ, 1985. -20с.
  90. Р. Категория взаимодействия в философии и научном познании: Автореф. дис.. докт. философии и права. Баку, 1989. — С.27.
  91. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989.-127с.
  92. С.Ю., Литовский В. Ф. Учебный диалог как форма обучения // Психология.-Киев: Вища школа, 1983. —Вып. 22 —С. 110- 124.
  93. К.М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: Наука, 1994. — С.69 -70.
  94. А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979. — С.7 -48.
  95. А.А. Проблемы развития психики. 4 изд. — М.: Знание, 1981. — С.36.
  96. А.А. Психология общения. Тарту: Изд-во Тартус. уни-та, 1974.-219с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-С.304.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т. — М.: Педагогика, 1983-Т. 1.-391с.
  99. В.Я., Нечаев Н. Н. Деятельность преподавателя вуза как развивающий процесс // Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-С.6−22.
  100. .Ф. О состоянии и перспективах развития педагогической науки в СССР // Вопросы психологии. 1977. — Т.5. — С.24.
  101. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С.78.
  102. .Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии /отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — 295с.
  103. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: в 7-ми т. -М.: Просвещение, 1958. Т.5. — С. 103 -226.
  104. А.С. Собр. соч.: В 5 т. Т.5. М.: Просвещение, 1971. — С.179.
  105. Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — С. 14.
  106. А.К. Психология труда учителя. М: Педагогика, 1881, — С. ЗО -34.
  107. А.К. Психология усвоения языка как средства обучения. — М.: Педагогика, 1974. С. 45 -46.
  108. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б., Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 74 -79.
  109. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., Изд-во ЛГУ, 1973.- 143с.
  110. А. Самоактуализация // Психология личности. с болг./ Под ред. Л. П. Буевой.-М.: Прогресс, 1984.-С. 178.
  111. Е.И. Диалог на уроке как средство развития индивидуального подростка. Автореф.дис.. к. п.н.-Ярославль, 1999. -С.14.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972.-С.42.
  113. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — С.5.
  114. Е.И., Андриевская В. В., Комиссаров Е. Ю. Диалог в обучающей системе. — Киев: Вища школа, 1989. 182с.
  115. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. — Тула: НМЦ, 1991.-С.88.
  116. К.Г. Учительское ученичество. М.: Знание, 1991. — 80с.
  117. Моделирование как метод научного познания / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. А. Никитин. М.: Знание, 1981 — С. 149.
  118. О.И. Грамматика текста. М.: Педагогика, 1981. — 183с.
  119. А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. — С. -98.
  120. Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса // Советская педагогика. 1989. — № 10. — С.74 — 77.
  121. Э.А. Диалог как способ реализации проблемного метода // Вестник Моск. ун-та, сер.7. Философия. 1992. — № 3. — С.55 -59.
  122. Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Дис.. канд. пед. наук. — Одесса, 1991. — С.48.
  123. И.П. Умеете ли вы слушать? // ЭКО. 1982. — № 12. — С.37 — 42.
  124. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Янаушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.301.
  125. А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.52 — 53.
  126. .Ф. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348с.
  127. Педагогическая энциклопедия. Педагогический стиль. — М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 155 -156.
  128. Педагогический словарь: В 4 т. М.: Просвещение, 1968. — Т.З. — С.93 — 104.
  129. В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. — 1997. № 5. — С.99.
  130. А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе II Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. — М.: Педагогика, 1972. С. З -10.
  131. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.: НПО Профиздат, 1991. 192с.
  132. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань: Казанский университет, 1989. -208с.
  133. М.М. Как развивалось педагогическое творчество. — М.: Наука, 1987.-С.49.
  134. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ЛГУ / А. П. Беляева, С. Л. Баев, Н. Ф. Золотухин и др. М.: Высшая школа, 1991.- 160с.
  135. Г. Н. Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Томск, 1997. — С. 32 -34.
  136. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Наука, 1982. — 144с.
  137. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-368с.
  138. Психолого-педагогический словарь. Автор-составитель: В. А. Мижерихов. -Ростов на-Дону: «Феникс», 2000. С. 287 -410.
  139. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу / Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1989.-С.84.
  140. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф.дис.. докт. пед.наук. Л., 1991. — С.35.
  141. К.К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. — № 10. — С.47.
  142. К.К. К науке о личности // История зарубежной психологии. — М.: Педагогика, 1986. С. 199 -230.
  143. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Наука, 2000. — С.37 — 43.
  144. СЛ. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. — 328с.
  145. И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф.. канд. псих. наук. М., 1988. — 24с.
  146. И.И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы /Материал в помощь лектору/. Минск: Беларуская навука, 1998. С. 32.
  147. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.-С.22.
  148. Е.А. Развитие и коррекция профессионально-педагогических умений организации и ведения учебного диалога: Дис.. канд. пед. наук. — Калуга, 1996.-С.146−149.
  149. Н. Игры коммуникации // Народное образование, 1992. — № 5/6.-С. 54−57.
  150. В.Ф. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Педагоика, 1984. — С.32 -38.
  151. Ю.В. Развитие учащихся в диалоге // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Красноярск: КГПИ, 1996. -С.46−48.
  152. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащихся // Педагогика 1997. -№ 3. — С.40 — 45.
  153. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. — М.: Изд-во «Магистр», 1997. С. 238.
  154. В.А., Колесова А. К. Формирование теоретических основ советского педагогического образования // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Изд-во «Магистр», 1987. — С.142 —153.
  155. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — С. 103.
  156. Социальное управление: Словарь. / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова М.: Из-во МГУ, 1994 — 208с.
  157. К.С. Работа актера над ролью. М.: Искусство, 1991. — 398с.
  158. Г. Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу.: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — С.76−80.
  159. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. /Под ред. Н. Ф. Тальциной. М.: Педагогика, 1984. — 472с.
  160. В.А. Разговор с молодым директором. М.: Политиздат, 1982.-С.129.
  161. Толковый словарь русского языка (под ред. Д.Н.Ушакова). М.: Наука, 1984.-С.187.
  162. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. JL: ЛГУ, 1989. — 91с.
  163. Н.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Знание, 1976.-С.304.
  164. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Дис.. докт. пед. наук. Тюмень, 1997. — С.113.
  165. В.Н. Педагогическая импровизация: Учебное пособие для студентов педвуза. -М.: Изд-во «Магистр», 1989. С. 4 —15.
  166. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пененг, 1993. — 268с.
  167. Н.М. Коммуникация. Советы, пожелания, упражнения. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. — 128 с.
  168. С.Т. Острые вопросы педагогического образования // Избранные педаг. сочинения: в 2х Т. М., 1980. Т.2. — С.312−323.
  169. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва-Ставрополь, 1991. — С.80.
  170. Л.А. Подготовка будущих учителей к взаимодействию с учащимися в процессе педагогической практики: Дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1997.-С. 82−84.
  171. Ян. Элементарные понятия социологии. Новосибирск: Наука, 1967−127с.
  172. А.Н. Психолого-педагогическая подготовка учителя и воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе «Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. -Л., 1980. -С.76 -83.
  173. А. Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университетов: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -С.49 -50.
  174. Н.Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998. — С.9 -И.
  175. Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. 1996. -№ 3.-С.8 — 11.
  176. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. — 160 с.
  177. Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. -1995.-№ 12.-С.97- 106.
  178. Green М. Existential encounters for teachers // Philosophic alternatives in education / Ed. by G. Cuter. Columbus, 1984. — P.216. Цит. по: Пилиповский В. Я. // Педагогика. — 1997. — № 5. — C.97.
  179. Guilford J.P. The Nature of human Intellegence. № 4: Mebrow Hill, 1967. -7 9 c.
  180. Hills Ph. Teaching & Learning as a Communication Process. L.: Groom Helm, 1979.
  181. Learning Trough Discussion /Guide for Leaders & Members of Discussion Groups/ L., 1977.
Заполнить форму текущей работой