Разработка газосборников автомобильных газотурбинных двигателей с целью повышения их топливной экономичности
Многообразие геометрических форм, сложность течения, а также ограниченность применения в других типах ГТД — вот причины, из-за которых до настоящего времени нет достаточно законченных работ по исследованию течения в газосборниках, рекомендаций их расчета и конструирования. В то время как лопаточные аппараты (осевые и центробежные турбины, компрессоры) аэродинамически весьма совершенны даже при… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
- 1. 1. Экспериментальные исследования течения в газосборниках и патрубках сложных форм
- 1. 2. Инженерные методы расчета и профилирования газосборников
- 1. 3. Численные решения задач течения в газосборниках
- 1. 4. Постановка задач исследования
- Глава 2. МОДЕЛИ ТЕЧЕНИЯ В ГАЗОСБОРНИКАХ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАСЧЕТОВ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
- 2. 1. Модель точения
- 2. 2. Основные положения метода конечных элементов в
- приложении к расчету газосборника
- 2. 3. Оценка точности численного метода путем сравнения с аналитическим решением
- 2. 4. Расчет течения в поперечных сечениях газосборника
- 2. 4. 1. Оценка влияния закона распределения интенсивности источников (стоков) по сечению газосборника
- 2. 4. 2. Оценка влияния геометрической конфузорности коллектора на поле течения в поперечных сечениях газосборника
- 2. 5. Расчет течения в спиральной камере газосборника
- 2. 5. 1. Оценка влияния профилирования входного канала на характер течения в спиральной камере. гх
- 2. 5. 2. Оценка влияния ширины входного сечения коллектора на течение в спиральной камере
- 2. 5. 3. Влияние угла наклона камеры сгорания на структуру потока в спиральной камере
- 2. 5. 4. Оценка влияния профиля входной скорости на характер течения в спиральной камере
- 2. 6. Суперпозиция решений в поперечных сечениях (пл. и спиральной камере (пл. ?3^) газосборника
- 2. 7. Расчет параметров газа в выходном сечении газосборника
- Глава 3. РАСЧЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ В ГАЗОСБОРНИКЕ
- 3. 1. Оценка факторов, влияющих на потери в газосборнике
- 3. 2. Определение потерь кинетической энергии в спиральной камере
- 3. 3. Определение потерь. кинетической энергии в коллекторе
- Глава 4. ЭКОТШГИМШТАЛЪНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОСБОЕНЖОВ
- 4. 1. Установка дая испытаний системы: газосоорник — сопловой аппарат. ъо л
- 4. 2. Методика обработки опытных данных
- 4. 2. 1. Оценка погрешности определения локального коэффициента потерь
- 4. 3. Анализ результатов экспериментального ис следования. ЮЗ
- 4. 3. 1. Исследование газосборника автомобильного
- 4. 4. Исследование улиточных газосборников с различной степенью конфузорности коллектора Ш
- 4. 5. Исследование влияния длины выравнивающего участка коллектора на параметры в выходном сечении газосборника
- 4. 6. Исследование влияния вторичного воздуха на распределение параметров потока в выходном сечении газосборника
- 4. 7. Исследование газосборника в системе двигателя
Разработка газосборников автомобильных газотурбинных двигателей с целью повышения их топливной экономичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года говорится: «. Освоить выпуск новых высокоэффективных карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности, самосвалов общего назначения и автобусов с дизельными, двигателями. Повысить топливную экономичность двигателей внутреннего сгорания за счет совершенствования их конструкции. «[1].
В свете решений ХХУТ съезда КПСС продолжаются работы по созданию перспективных автомобильных газотурбинных двигателей (Л1ТД) для большегрузных самосвалов БелАЗ, КрАЗ, МАЗ и автозаводов. АГТД, как показал многолетний опыт их разработки ведущими фирмами мира и анализ перспективы, способны конкурировать с лучшими образцами поршневых двигателей.
С аэродинамической точки зрения АГТД по организации проточной части, циклу и уровню совершенства существенно отличаются от развитых авиационных, судовых и стационарных ГГД. Теплообменник, камера сгорания, как правило индивидуального типа, патрубки подвода и отвода рабочего тела к теплообменнику, выхлопные системы — в этих элементах характер течения изучен весьма мало. В тоже время величина потерь энергии в них составляет значительную долю от величины суммарных потерь, а влияние на главные элементы проточной части (решеточные области) и характеристики цикла в целом велико. Примером могут служить 30-летние работы фирмы Форд, в которых особую роль играли исследования патрубков.
Без решения этих специфичных проблем невозможно создание высокоэффективных газотурбинных двигателей.
Поэтому изучение течения и характеристик перечисленных элементов проточной части, их дальнейшее совершенствование является насущной задачей.
У большинства современных автомобильных ГТД за индивидуальной камерой сгорания устанавливается газосборник, через который газ должен быть подведен к сопловому аппарату турбины с минимальными потерями энергии. Параметры потока в сечении перед лопатками соплового аппарата должны быть максимально осесимметричны и равномерны по высоте канала.
Аналогичные схемы подвода рабочего тела к решеткам встречаются в транспортных ГТД, в паровых турбинах, в наддувных агрегатах ЛВС и в спиральных камерах гидротурбин. В более мощных двигателях применяются многозаходные улитки.
Задача получения осесимметричного и равномерного потока перед сопловым аппаратом при минимальных гидравлических потерях до и за этим сечением осложняется тем, что поток в области газосборника за камерой сгорания существенно неравномерен и турбулентен. Путь газа вдоль поверхностей тока протяженный, линии тока искривлены — все это способствует образованию развитых пограничных слоев в пристеночных областях и интенсивным вторичным течениям.
Многообразие геометрических форм, сложность течения, а также ограниченность применения в других типах ГТД — вот причины, из-за которых до настоящего времени нет достаточно законченных работ по исследованию течения в газосборниках, рекомендаций их расчета и конструирования. В то время как лопаточные аппараты (осевые и центробежные турбины, компрессоры) аэродинамически весьма совершенны даже при сравнительно малых размерах, потери в патрубках (переходниках) весьма существенны и вполне соизмеримы с потерши в основных элементах. Это относится, прежде всего, к газосборникам сложных форм.
Ограничение осевого габарита двигателя, главным образом в целях снижения дайны и повышения критических чисел оборотов ротора, применение индивидуальных камер сгорания требует проектирования специальных газосборников, центр тяжести начального сечения которых лежит выше среднего диаметра проточной части турбо-машины, при этом окружная составляющая скорости Си" совпадающая для начального сечения с расходной, переходя на меньший радиус, в первом приближении, увеличивается в /й|ер число раз. Средне-расходная составляющая на выходе из газосборника обычно увеличивается при общей геометрической конфузорности тракта газосборника и уменьшении плотности с ростом абсолютной скорости. Полученная при этом закрутка потока в сечении перед сопловым аппаратом первой ступени турбины может быть весьма значительной, что требует специального профилирования соплового аппарата при конструктивных углах входа больше 90° и взаимовлияния этой решетки и газосборника (проблемы эти не решены до сих пор). В отдельных случаях приближается к оЦэср > то есть угол поворота потока в решетке? я{{0*-(Ыд+Ыо^+О > а ее функцию берет на себя газосборник (безлопаточные сопловые аппараты нашли достаточно широкое применение в радиальных турбомашинах наддувных агрегатов ДВС). Очевидно, что при больших углах закрутки, тепло-перепад, срабатывавши в газосборниках улиточного типа, не может быть исключен из рассмотрения энергетического баланса турбин, ибо он становится соизмерим с теплоперепадом на ее сопловом аппарате, как и потери в этих элементах (особенно при несовершенной аэродинамической форме канала газосборника и снижении коифузор-ности канала решетки).
В связи с изложенным, разработка высокоэффективных, надежных газосборников транспортных ГГД является актуальной задачей.
Практика разработки АГГД в Советском Союзе и за рубежом, создание приводных ГТД малой и средней мощности систематически наталкиваются на трудности, обусловленные снижением аэродинамических-качеств основных элементов проточной части (превде всего турбин и теплообменников) именно из-за подводящих патрубков.
Задачей настоящей работы является разработка высокоэффективных газосборников автомобильных ГТД, решение которой позволит создать совершенную систему подвода рабочего тела от индивидуальной камеры сгорания к турбине с минимальными потерями и максимальной равномерностью распределения параметров.
План работы состоит в следующем: после литературного обзора (глава I) приводится обоснование выбора и описание модели течения (глава 2), в главе 3 представлена методика определения потерь в газосборнике с учетом кривизны линий тока и связанных с ней вторичных течений, начальной интенсивности турбулентности, в главе 4 приведены результаты экспериментального исследования натурных газосборников, выполненные на установке статических испытаний и на двигателе.
Эффективность от внедрения полученных результатов, рекомендации и конструктивных решении работы представлена в приложении.
Работа выполнена на Ярославском охздена Ленина и ордена Октябрьской революции моторном заводе.
ВЫВОДЫ.
Выполненные в представленной работе расчетные и экспериментальные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Разработан метод совершенствования газосборников автомобильных газотурбинных двигателей, основанный на использовании их расчета методом конечных элементов для безвихревого течения в трехмерной области и выявления мест вероятного отрыва потока с помощью расчета турбулентного пограничного слоя.
2. Экспериментально выявлены основные факторы, влияющие на эффективность работы газосборников и области их влияния (конфузор-ность коллектора, радиус кривизны выступа, угол наклона оси входного патрубка, длина осевого участка коллектора, место вдува и угол закрутки вдуваемого воздуха).
3. На основании выполненных расчетов предложен конструктивно разработан и экспериментально проверен метод устранения локальных диффузорных зон в коллекторе с помощью вдува в них закрученного вторичного воздуха.
4. Использование результатов исследования в газосборниках опытных газотурбинных двигателей ЯмЗ (выбор конструктивных параметров и организация вдува воздуха в зоны возможного отрыва) позволило снизить суммарные потери по тракту газосборника совместно с турбиной на 30%, что обеспечило снижение удельного расхода топлива двигателя Э901 на номинальном режиме на 2%,.
5. Более равномерное распределение параметров потока перед турбиной, обеспеченное в результате предложенного метода профилирования газосборника и вдува воздуха позволяет повысить ресурс турбины автомобильного ГГД.
Предложенная методика проектирования газосборнжов вне, дрена на Ярославском моторном заводе и может быть использована при проектировании аналогичных элементов транспортных 1ТД и турбонадцувных агрегатов ДВС.
Список литературы
- Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года. Правда, 1980,2 декабря.
- Губарев В.А., Лазарев Л. Я. и др. Методика проектированияи результаты исследования ЬНА. радиально-осевой турбины. Авиационная техника, 1962, $ 2, с. 35.43.
- Шерстюк А.Н., Соколов А. И., Космипа Н. М. Исследование безлопаточных направляющих аппаратов диагональных и осевых турбин. Энергетика, 1970, № 5, с. 45.50.
- Космина Н.М. Экспериментальное исследование безлопаточного аппарата и диагональной турбины. Канд.дисс., МЭИ, 1973, 163с.
- Шерстюк А.Н., Озимов ПЛ., Мамедов Э. М. К определению среднего угла выхода потока из безлопаточных направляющих аппаратов турбин. Энергетика, 1975, № 6, с. 135.139.
- Мамедов Э.М. Исследование безлопаточных направляющих аппаратов одноступенчатых газовых турбин. Канд.дисс., МШ, 1975, 175с.
- Федорец В.П. О некоторых результатах визуальных исследований вторичных течений в спиральном подводе гидротурбин. Гидравлические машины, 1980, й 14, с. 61.,.64.
- Келлехер, ©-леити, Макки. Экспериментальное исследование вторичного течения в криволинейном прямоугольном канале. Теоретические основы инженерных расчетов, 1980, № 1, с. 212.217.
- Шквар А.Я. Исследование безлопаточного направляющего аппарата судовых радиально-осевых турбин. Канд.дисс., ШШ, 1969, 173с.
- Меркли П., Эскудье М. Наблюдение течения в кольцевой всасывающей камере. Теоретические основы инженерных расчетов, 1979, № I, с. 258.265.
- Эскудье М., Меркли И. Наблюдение колебаний ограниченного кольцевого вихря. Ракетная техника и космонавтика, 1979, й 3, с. 37.46.
- Штейнберг А.С. Гидравлическое сопротивление тангенциальной камеры сгорания и газосборника газотурбинного двигателя. Автомобильная промышленность, 1966, $ 2, с. 6.10.
- Гоголев И.Г., Дьяконов Р. И., Заикин И. Д. Исследование совместной работы турбинной ступени с входным патрубком. Энергетика, 1975, $ II, с. 66.69.
- Гоголев И.Г., Королев П. В., Кудашев К).Д. Экспериментальное исследование сопловой решетки с входным патрубком-улиткой. Энергетика и транспорт, 1978, $ 4, с. 166.170.
- Гоголев И.Г., Королев П. В., Кудашев Ю. Д., Магала В. А., Щифрин Б. А. Аэродинамическое совершенствование входного патрубка газовой турбины. Авиационная техника, 1979, $ 1, с. 88.91.
- Шерстюк А.Н., Динеев 10.Н., Симонов В. И. 0 влиянии формы сечения улитки на параметры потока перед сопловым аппаратом.
- В сб. Труды НАМИ, выл.134, с. 20.25.
- Слободянюк Л.Н., Поляков В. И. Осевая турбинная ступеньс тангенциальным подводом рабочего тела. Энергетика, 1971, $ II, е. оЗ"•"53″
- Слободянюк Л.И., Поляков В. И. Экспериментальное исследование осевой турбинной ступени с тангенциальным подводом рабочего тела с безлопаточным и лопаточным направляющим аппаратом. Энергетика, 1975, й 2, с. 66.70.
- Поляков В.И. Теоретическое и экспериментальное исследование осевой турбинной ступени с тангенциальным подводом рабочего тела. Капд.дисс., СПИ, 1973, 163с.
- Эккерт Б. Осевые и центробежные компрессоры. 1Л., Ыашгиз, 1959, 679с.
- Зарянкин А.Е., Шерстюк Л. Н. Радиалыю-осевые турбины малой мощности. М., Машгиз, 1976, 207с.
- Розенберг Г. Ш. Судовые центростремительные газовые турбины. Л., Судопром, 1966, 276с.
- Чепл, Флинн, 1,1а ля ой. Аэродинамический расчет улитки радиальной турбины с фиксированной и изменяющейся геометрией. Энергетические машины и установки, 1980, В 1, с. 143.151.
- Штейнберг A.C., Назарова Г. И. Газосборник камеры сгорания. НАМИ, РТМ 37.001.014−75, Юс.
- Динеев Ю.Н. Экспериментальное исследование входных аппаратов радиально-осевых турбин турбокомпрессоров. Канд.дисс., МЭИ, 1965, 187с.
- Яушев И.К. Численный расчет двумерных потенциальных и вихревых течений идеальной жидкости. Численные методы механики сплошной среды. Новосибирск, 1973, 5, с. 147.155.
- Хамед, Баскароне. Анализ трехмерного течения в улитке турбины. Теоретические основы инженерных расчетов, 1980, JS 3, с. 119.124.
- Хамед, Баскароне, Табакофф. Исследование течения в узле улитка сопловой аппарат центростремительной турбины. Теоретические основы инженерных расчетов, 1978, I, с. 152.157.
- Викторов Г. В. Гидродинамика спиральных камер гидротурбин. В сб. Труды МЭИ, выпуск 404, 1979, с. 5.12.
- Роже Теман. Решение уравнений Навье-Стокса методом конечных элементов. В сб. Новое в зарубежной науке, Механика, 1977,? 14, с. 157.162.
- Зыков Б.И., Рухамин Г. И., Селезнев K.II. К задаче расчета трехмерного сжимаемого потока во всасывающих камерах турбомашин. В сб. Исследование холодильных машин. I., 1979, с. 60.70.
- Шерстюк А.Н. Расчет течений в элементах турбомашин. 3,1., Машиностроение, 197G, 187с.
- Джапикс. Обзор. Успехи в расчетных исследованиях турбомашин. Теоретические основы инженерных расчетов, 1976, JS 4, с .98.115.
- Коннор Дж., Бреббиа К. Метод конечных элементов в механике жидкости. Л., Судостроение, 1979, 205с.
- Степанов Г. Ю. Основы теории лопаточных машин комбинированных и газотурбинных двигателей. М., Машгиз, 1958, 350с.
- Адлер. Современное состояние внутренней аэродинамики центробежного рабочего колеса. Часть I. Методы расчета невязкого течения. Энергетические машины и установки, 1980, гё 3, с. 193.207.
- Оден Дж. Конечные элементы в нелинейной механике сплошных сред. М., Мир, 1976, 464с.
- Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М., Мир, 1979, 392с.
- Постнов Б.А., Хархурим И. Я. Использование метода конечных элементов в строительной механике корабля. Б сб. Строительная механика корабля. Л., Судостроение, 1971, выл.154, С. 76.89.
- Бабич Ю.Н., Цибенко A.C. Методы и алгоритм автоматического формирования сетки треугольных элементов, АН УССР, Киев, 1978, 93с.
- Зенкевич 0. Метод конечных элементов в технике. М., Мир, 1975, 307с.
- Хабаси В.Г., .Щокк Э. Г., Кенни Д. П. Применение метода конечных элементов .для расчета течения через решетку компрессора. Ракетная техника и космонавтика, 1979, J3 7, с. 28.34.
- Постнов В.А., Хархурим И. Я. Метод конечных элементов в расчетах судовых конструкций. Л., Судостроение, 1974, 370с.
- Осипов И.Л., Пашенко Б. П., Шипилин A.B. Расчет течений невязкого газа в каналах с сильно изменяющейся геометрией. Еурнал вычислительной математики и математических функций, 1978, В 4, с. 964.973.
- Дайновский А.Г., Полежаев В. И., Федосеев А. И. Применение метода конечных элементов в механике вязкой жидкости. Численные методы механики сплошной среды. Новосибирск, 1980, J? I, с. 37.50.
- Сьярле Ф. Метод конечных элементов для эллиптических задач. М., Мир, 1980, 512с.
- Кокорев В.М., Лихерзак Е. Е. Некоторые результаты исследования течения в газосборнике автомобильного ГТД методом конечных элементов. Двигателестроение, 1981, J5 3, с. 52.54.
- Довжик С.А., Картавенко В. М. Экспериментальное исследование входных патрубков осевых стационарных турбомашип. В сб. Промышленная аэродинамика, 1973, вып.29, с. 56.73.
- Богатырев А.Г. Исследование радиально-кольцевых диффузоров с управляемым пограничным слоем. Канд.дисс., МВТУ, 1975, 163с.
- Федяевский К.К., Гиневский A.C., Колесников A.B. Расчет турбулентного пограничного слоя несжимаемой жидкости. Судостроение, 1973, 256с.
- Чжен II. Отрывные течения. М., Мир, 1972, т. Х, 300с.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М., Наука, 1974,712с.
- Богачук А.Н., Кокорев В. М., Лихерзак Е. Е. Впускное устройство турбины газотурбинного двигателя. Авторское свидетельствой 908 137.
- Анисимов O.A., Дитман А. О., Мифтахов A.A., Селезнев К. П. Электромагнитное моделирование потенциального циркуляционного потока в безлопаточном диффузоре и улитке центробежного компрессора. Труды ЛПИ, Энергомашиностроение, 1977, to 310, с. 180.191.
- Роберже Д.В., Форестер К. К. Метод численного решения задачи о течениях в каналах произвольного поперечного сечения. Ракетная техника и космонавтика, 1979, $ 1, с. 37.46.
- Бетчелор Д. Введение в динамику жидкости. М., Мир, 1973, 706с.
- Янке Е. и др. Специальные функции. М., Наука, 1968, 344с.
- Виник И.Д., Уманекий М. П., Черников В. А. Некоторые результаты аэродинамического исследования входного патрубка транспортного газотурбинного двигателя (1ТД). Энергомашиностроение, 1959, $ 4, с. 6.11.
- Зарянкин А.Е., Головина Л. Г., Этт В.В. Влияние режимных параметров на характеристики конических диффузоров. Теплоэнергетика, 1967, В 4, с. 69.72.
- Диденко 0.И., Степанешсо А. П. Влияние условий входа на эффективность конических диффузоров. Энергетика, 1970, й 6, с. 102.106.
- Дыснин Л.М. Течение закрученного потока в кольцевом диффузоре. Энергетика, 1971,? 8, с. 118.122.
- Гоголев И.Г., Дроконов АЛЛ, Дроконов Е.М. К вопросу оценки влияния турбинной ступени на потери энергии в кольцевом диффузоре с профильными стойками. Энергетика, 1973, Яг 4, с. 73 .76.
- Гоголев И.Г., Дьяконов Р. И., Заикин И. Д. Исследование турбинного отсева «ступень-диффузор». Энергетика, 1976, гё 1, с. 84.92.
- Зарянкин А. Е. Влияние Р.К. турбины на характеристики выхлопных патрубков. Энергомашиностроение, 1976, $ 4, с. 13.14.
- Шерстюк А.И. и др. Исследование аэродинамических переходных патрубков прямоточных ГГУ на базе турбореактивных двигателей. Теплоэнергетика, 1980, В 3, с. 38.40.
- Дейч М.Е., Никитина В. И. Исследование турбинных решеток при неравномерном поле скоростей на входе. Энергетика, 1971, 7, с.III.117.
- Зарянкин А.Е., Лихерзак Е. Е., Барановский Б. В. Исследование влияния турбулентности на потери энергии в центральной частиканалов. Теплоэнергетика, 1978, II, с. 49.51.
- Зарянкин А.Е., Лихерзак Е. Е., Барановский Б. В. К расчетутурбулентности в каналах. Теплоэнергетика, 1981, $ 1, с. 30.32.
- Зысина-Моложен Л.М., Випник И. Ф. Влияние числа ^ и турбулентности на обтекание профилей. Теплоэнергетика, 1969, й 10, с. 37.41.
- Тимошук Л.Т. Исследование турбулентности за сетками. Научные труды, Институт механики МГУ. М., 1973, й 24, с. 41.51.
- Войтович Л.II. Влияние подкатил сопла на затухание турбулентных пульсаций. В кн. Промышленная аэродинамика, 1973, вып.30, с >1.1.2. • .119.
- Парсонс, Хилл. Влияние кривизны стенок на характеристики течения в плоском диффузоре. Теоретические основы инженерных расчетов, 1973, Ь 3, с. 81.91.
- Лондер, Придцин, Шарма. Расчет турбулентного пограничного слоя на вращающихся и криволинейных поверхностях. Теоретические основы инженерных расчетов, 1975, $ 2, с. 332.340.
- Рамаприан, Шиваприсад. Результаты измерения средних параметров течения в турбулентных пограничных слоях на слабо искривленных поверхностях. Ракетная техника и космонавтика, 1977, Яз 2, с. 74.83.
- Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М., Машиностроение, 1975, 559с.
- Зарянкин А.Е. Исследование диффузоров и вопросы их использования в турбомашинах. Автореферат док.дисс., М., 1973, 42с.
- Кокорев В.М., Лихерзак Е. Е. Экспериментальное исследование серии улиточных газосборников. Двигателестроение, 1981, .Ш 10, с • 53••* о5 •
- Лихерзак Е.Е. Некоторые эффекты течения закрученного потока за кольцевыми решетками. В сб. Труды НАШ, выпуск 67, 1964, с. 6. .41.
- Зарянкин А.Е., Захаров А. М., Райкин А. И. Расчет потерьв коротких кольцевых диффузорах системы газовыпуска транспортных ГГД. Энергомашиностроение, 1976, 5, с. 44.45.
- Правила 28−64. Измерение расхода жидкостей газов и паров стандартными диафрагмами и соплами. Издательство стандартов, 1964, 207с.
- Кремлевский И.П. Расходомеры и счетчики количества. Л., Машиностроение, 1975, 776с.
- Пешехонов И.Ф. Приборы для измерения давления, температуры и направления потока в компрессорах. М., Оборонгиз, 1962, 184с.
- Горлин С.М., Слезингер И. И. Аэродинамические измерения. ¡-Летоды и приборы, Наука, 1964, 720с.
- Петунии А.И. Методы и техника измерения параметров газового потока. М., Машиностроение, 1972, 332с.
- Абрамович Т.Н. Прикладная газовая динамика. М., Наука, 1976, 888с.
- Седов Ji.И. Методы подобия и размерности в механике. М., Наука, 1967, 428с.
- Егоров В.Б. Осреднение параметров неравномерного потока. В сб. Труды ЛКИ, выл .101, 1975, с. 22.25.
- Дейч М.Е., Никитин В. И. Исследование турбинных решеток при неравномерном поле скоростей на входе. Энергетика, 1971, 15 7, с.III.117.
- Заикин И.Л. Исследование совместной работы турбинной ступени с входным и выходным патрубком. Автореферат канд.дисс., ЬИТМ, 1973, 16с.
- Мамаев Б.И. Исследование влияния режимных и геометрических параметров на эффективность решеток авиационных газовых турбин. Автореферат канд.дисс., КуАИ, 1975, 27с.
- Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на фортране. М., Мир, 1977, 584с.
- Юдин A.A., Кокорев В. М. К оценке потерь энергии в газосборнике индивидуальной камеры сгорания автомобильного ГГД. В сб. Газотурбинные и комбинированные установки, М., 1979, с. 90.91.
- Черкез А.Я. Инженерные расчеты газотурбинных двигателей методом малых отклонений, М., Машиностроение, 1975, 380с.
- Уайлер. Загромождение потока насадаом в свободных струях и закрытых аэродинамических трубах. Энергетические машины и установки, 1976, JS 4, с. 50.57.
- KtcunJt, H. ?Uv^ oUtciv ipUcdpbAMM тЛя* V&AX,^оъьЫшлрЖ^-к 370, 1935, 31c.
- ХлжАе6 A, McUJbbk t., T «ifccfuotoa pfixnt* a, bvtic^t izjbfu>??.
- Ро^ЧД., 1977, 714, PP. I.8.97. ?о^глб Д г. 34* fuuiz dknOLK-b nJitkooL «?1 /м?
- ЬьЛСаЛ L ?&ur. МьсА. goUuztuon., 1976, ib 4, PP. 309.318.
- ЭЖдфА/иГо. M. Л rvvuT fonite, е&тгьА fort ьпоАфЪСь 0 $ ibtadg Vuil&uA Jj-iovTожкаЛ j>ob «M.iMSvuXfiJl гьяДкосС ot, 1979, Vot 14, PP. 103.113.
- НыиГоЖоНо. Mv YotAu*JjJtOu //7, AIoix)-frosurA> bi
- OfoaAcL H. Vefcao^ ootoC UHJibtoLotg v&.i*ju<,'t oukcu
- MwftS^Ml иTCACJOUb gbuuoL, JuAotna.?IOvio? ?feMAmjoJIMWOyLaui tW -би.fpChJUL1976, JS 2, PP, 437.456.100. Crwt&Mfr ?ecJidUt?,?, г^оЛСомЛ ~JLthou> ¿-ц, ctftj&-e^оилЛ з 1976, JS 8, PP. 51.60.
- Go/cfc&n.^ btcJbuK ?. 6. SiW-te dZiHMJUc-i а^л
- OoMa^L^VL «*jiAfbOO?b U*. OL^Oj^ec^joC *U.eJl, CL. bUCA сы<�оС1976, В 8. PP. 127.138.
- G^fcb З. А, Heu* ДР., ?O/uTy"/i Tu*eu&*ct uroM, •?г^Л Ovu ^рслои^ ^ил^оиевл. tO. uMvoA &u.cULtvdiy., I976, vx//f, PP. 201.215. юз. Й&-, J^uU^-fc. ТилЛи^Ы: ¿-Аииь f&ur u-ia одлилвг*1. PP. 65.84.104. oo R.M.C., Me^. ^ cu*-virau'bunjL -ЫлёиЖмА ¿-оиулль.
- JiuuCoi. ^(«.еЛвим^Л, 1973, 60, P.P. 43.62.
- TaJ&uAe^ Млоъсиь К, К. ?€ог"Г Мл-О^и-?И» CL, ТхлилбOu&-tí-of•fcta^SME, 290/ /